Специальная психология: Учебно-методический комплекс. Внутрисистемные и межсистемные механизмы компенсации в коре мозга

Тема 1.3. Компенсация и коррекция отклонений в развитии

1. Сущность процесса компенсации.

2. Психофизиологическая составляющая компенсации дефекта

3. Социально-психологическая составляющая компенсации дефекта

4. Компенсация отклонений как процесс

5. Компесанция и коррекция

Сущность процесса компенсации

Л.С. Выготский считал, что изучение ребенка с отклонениями в развитии не ограничивается установлением степени и тяжести недостатка, а учитывает компенсаторные, замещающие, надстраивающиеся, выравнивающие процессы в развитии и поведении. От исхода именно социальной компенсации, ᴛ.ᴇ. конечного формирования личности в целом зависит степень ее дефективности и нормальности.

Существенное влияние на современные теории компенсации оказал австрийский психиатр и психолог А. Адлер, разработавший теорию сверхкомпенсации. Он полагал, что наличие дефекта не только тормозит, но и стимулирует развитие психики.

ʼʼРазные органы и функции человеческого организма, - писал Адлер, - развиваются неравномерно. Человек либо начинает беречь свой слабый орган, усиливая другие органы и функции, либо упорно пытается развить его. Иногда эти усилия настолько серьезны и продолжительны, что компенсирующий орган или сам слабейший орган становятся гораздо более сильными, чем в нормеʼʼ.

Борьбу неполноценного организма с внешним миром сопровождают повышенные заболеваемость и смертность, но сама эта борьба имеет в себе возможности сверхкомпенсации. В случае потери функции одного из парных органов другой парный орган компенсаторно развивается. Компенсацию непарного неполноценного органа берет на себя ЦНС, создавая над ним психическую надстройку из высших функций, облегчающих и повышающих эффективность его работы.

Вследствие дефекта у индивида возникает чувство или сознание своей малоценности в социальной жизни, что становится главной движущей силой психического развития. ʼʼНе важно, - утверждал Адлер, - есть ли в действительности какая-либо физическая недостаточность. Важно, что сам человек чувствует по этому поводу, есть ли у него ощущение, что ему чего-то недостает. А такое ощущение у него, скорее всœего, будет. Правда, это будет ощущение недостаточности не в чем-то конкретно, а во всœем...ʼʼ

Сверхкомпенсация развивает предчувствие и предвидение, а также всœе психические явления в усиленной степени, что приводит к превращению дефекта в одаренность, способность, талант.

Л.С. Выготский выявил противоречия в теории А.Адлера. В случае если вместе с дефектом даны и силы для его преодоления, следовательно, всякий дефект есть благо. Но на самом делœе сверхкомпенсация - только один из полюсов осложненного дефектом развития, другим же является бегство в болезнь, в невроз, в асоциальность.

Современное понимание компенсации строится как сложный синтез социальных и биологических факторов, где определяющими являются деятельность и социальные отношения.

Компенсация представляет собой замещение или перестройку нарушенных или недоразвитых функций. Это сложный, многообразный процесс приспособляемости организма при врожденных или приобретенных нарушениях развития или его отставания.

Психофизиологическая составляющая компенсации дефекта

Запас ʼʼпрочностиʼʼ на случай резких неблагоприятных изменений во внешней и внутренней среде обеспечивают организму специфические механизмы адаптации и компенсации. Адаптация проявляется, когда внешние изменения нарушают баланс между индивидом и средой. Восстановление этого баланса возможно, в случае если определœенные изменения произойдут в самом индивиде. Компенсаторные процессы начинаются при изменениях в самом индивиде. В этом случае восстановление баланса возможно при условии частичного или полного возвращения индивида к исходному состоянию.

В онтогенезе адаптация и компенсация развиваются неравномерно - вначале адаптационные процессы обгоняют компенсаторные, затем последние догоняют адаптационные, уравниваются с ними; по мере старения сначала ослабевают адаптационные, а за ними и компенсаторные.

Изучая сущность процессов компенсации, Л.С. Выготский пришел к выводу о двустороннем характере последствий дефекта: с одной стороны, происходит недоразвитие функций, непосредственно связанных с органическим дефектом, с другой - возникают компенсаторные механизмы. Исход компенсации зависит не только от тяжести дефекта͵ но в значительной степени от адекватности и действенности применяемых методов формирования компенсаторных процессов, а исходя из успешности компенсации и коррекции меняется структура дефекта.

Компенсация может осуществляться во внутрисистемной и межсистемной форме. При внутрисистемной компенсации используются сохранные нервные элементы пострадавшей функции. Каждая система обладает такими запасными механизмами, которые в норме не всœегда используются. При этом значительную роль играет коррекция первичного дефекта͵ к примеру развитие остаточного зрения, слуха.

Использование механизмов внутрисистемной компенсации наблюдается у дальтоников: при нарушениях цветоразличения развиваются различные способы косвенного визуального наблюдения.

При этом при значительных повреждениях органов чрезмерное использование их функций может привести к декомпенсации, к возникновению вторичных нарушений, задержке формирования компенсаторных процессов. Так, частично видящие стремятся пользоваться остатками зрения при чтении, письме, передвижении в пространстве. При этом не всœегда данный способ является рациональным в силу фрагментарности восприятия, более медленной скорости переработки зрительной информации.

По этой причине этих детей, учат пользоваться двойной сигнализацией - осязанием, слуховой ориентировкой и др.
Размещено на реф.рф
В дальнейшем использование двойной сигнализации может оказывать тормозящее влияние на усовершенствование компенсаторных способов действий, и в связи с этим основной акцент делается на использование различных способов и приемов осязательного и слухового восприятия, замещающих зрительные функции.

Межсистемная компенсация состоит в мобилизации резервных возможностей и нервных элементов, в норме не включаемых в функциональную систему. В этом случае формируются новые межанализаторные нервные связи, используются различные обходные пути, включаются механизмы адаптации и восстановления вторично нарушенных функций. Здесь также в какой-то мере используются остаточные функции поврежденных анализаторов, но широко привлекаются также ранее сложившиеся и закрепившиеся в онтогенезе функциональные системы связей, являющиеся физиологической базой сохранения, преобразования, воспроизведения прежнего опыта. Так, поздно оглохшие дети при развитии устной речи опираются на сложившиеся слуховые образы, которые вплетаются во вновь формирующиеся динамические системы связей. Постепенно значение сигнализации от поврежденных функций снижается, привлекаются другие способы, основанные на взаимозамещении функций.

Для понимания сущности компенсации при отклонениях в развитии важно различать первичный синдром нарушения или недоразвития функций и вторичные нарушения, которые бывают очень вариативными. Л. Пожар предложил различать в связи с этим первичную и вторичную компенсацию. Первичная протекает, как правило, в виде целœенаправленной деятельности по относительному уменьшению меры проявления основного дефекта. Это бывают коррекционные технические средства, к примеру очки, слуховые аппараты и др.

Значительно сложнее вторичная компенсация, предполагающая формирование и развитие высших психических функций, прежде всœего психической регуляции поведения. Так, в случае если слепой научился лучше использовать слух для ориентировки в среде не потому, что слух у него лучше, а потому что он может благодаря этому компенсировать последствия слепоты.

Вторичная компенсация возможна лишь в том случае, когда у индивида сформирована мотивация для достаточно интенсивных и продолжительных упражнений и тренировок. Важна способность к адекватной оценке своих возможностей, постановке реальных целœей и задач и сохранение позитивного отношения к себе.

Психологическая составляющая компенсации дефекта

Психологическая компенсация - это процесс, направленный на достижение чувства внутренней стабильности и самопринятия в связи с переживанием несостоятельности в тех или иных аспектах жизни. Она представляет собой противопоставление неуспеху в одной сфере успехов в другой. Гиперкомпенсация выглядит как наращивание усилий в сфере несостоятельности - ʼʼпреодолениеʼʼ. Здесь компенсация - поведение, направленное на уравновешивание жизненных амбиций и уровня притязаний со своими способностями.

Психологический уровень компенсации связан с работой защитных механизмов и копинг-стратегий поведения.

Копинг - это преодоление стресса, деятельность личности по поддержанию баланса между требованиями среды и собственными ресурсами. Копинг-стратегий - это актуальные ответы личности на воспринимаемую угрозу, способы управления стрессом, психологической защиты; пассивно-оборонительные формы реагирования в патогенной жизненной ситуации; психическая деятельность, направленная на спонтанное изживание последствий психической травмы; адаптивные механизмы, предохраняющие от болезненных чувств и воспоминаний.

Анализируя процессы психологической компенсации у слабослышащих детей, Л.С. Выготский выделял несколько линий его компенсаторного развития: реальную, фиктивную (настороженность, подозрительность, мнительность), бегство в болезнь, когда ребенок добивается известных выгод, но не избавляется от трудностей. Иногда ребенок компенсирует трудности агрессивными действиями по отношению к социальной среде. Так, ребенок, вследствие тугоухости занимающий в играх последнее место, будет стараться помыкать детьми младшего возраста.

Участие, взаимопомощь, эмоциональная поддержка, понимание, терпимость - мощные психологические средства раскрытия потенциальных возможностей человека, укрепляющие его веру в свои силы, восстанавливающие позитивное отношение к себе, поддерживающие социально-психологическое благополучие.

Компенсация отклонений как процесс

Компенсаторные процессы протекают под постоянным контролем и проходят несколько фаз:

Обнаружение нарушения в работе организма;

Оценка параметров нарушения, его локализации и выраженности;

Формирование программы компенсаторных процессов и мобилизации нервно-психических ресурсов индивида;

Отслеживание реализации программы;

Закрепление достигнутых результатов.

Процессы компенсации у детей, в отличие от взрослых, специфичны. У взрослых функции ЦНС уже сложились, приняли характер стройной организации, что дает широкие возможности взаимозаменяемости и переключения в случае нарушения какой-либо из них.

Аномальные дети проходят особый путь психического развития, когда, благодаря условиям специального обучения и воспитания, формируются новые функциональные системы, развиваются способы действий и усвоения социального опыта. Детский организм обладает огромной пластичностью и податливостью. При оценке возможностей развития функций у ребенка следует учитывать не только уже сформировавшиеся функциональные системы, но и находящиеся в стадии созревания и становления - зону ближайшего развития. В детском возрасте многие функции ЦНС находятся в состоянии формирования, в результате на разных стадиях развития ребенка сложившиеся механизмы компенсации изменяются прежде всœего под влиянием обучения.

При отклоняющемся развитии сохраняется тот же принцип протекания нервных процессов, что и при развитии в норме, но образуются новые межфункциональные связи и отношения.

Перестройка функций при разных формах аномального развития ребенка обнаруживается обычно в изменении сигнальных систем, обеспечивающих передачу внешних воздействий в кору мозга и реализацию систем обратных связей, с помощью которых регулируются движения и действия. Процесс компенсации развивается одновременно по разным каналам. Взаимодействие сохранных анализаторов при перестройке функций позволяет, исходя из условий и содержания деятельности, выполнять одну и ту же работу разными способами. Одни виды сигнализации бывают заменены другими. При сформировавшихся способах компенсации используются вариативные приемы действий с помощью сигналов, поступающих со слухового, кожного, двигательного, зрительного и других сохранных анализаторов.

В специальном обучении для развития приемов и способов самоконтроля и саморегулирования действий широко применяются разнообразные оригинальные упражнения. Благодаря этому сложившиеся механизмы компенсации постоянно изменяются, при этом непосредственные чувственные компоненты постепенно отодвигаются на задний план и всœе шире используются высшие формы позна­вательной деятельности: анализ, обобщающее восприятие, речь и др.

Выготский формулирует так называемый закон превращения минуса дефекта в плюс компенсации: достигая в своем развитии того же, что и нормальный ребенок, глухой или слепой ребенок добивается этого иным способом, иными путями и средствами, в связи с этим особенно важно знать своеобразие пути, по которому следует повести ребенка.

Принципиально важно рассматривать каждое из вторичных нарушений в картинœе отклоняющегося развития не только с негативной стороны, но и как неĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ проявление своеобразного поступательного хода развития какой-либо функции.

К. Бюрклен указывал возможность положительной оценки некоторых недостатков слепого: ʼʼСлепой всюду на что-нибудь натыкаетсяʼʼ, - говорит зрячий, но при этом забывает, что непосредственное соприкосновение с предметами большей частью крайне важно слепому для того, чтобы установить их наличие или положение.

В структуре аномального развития наряду с вторичными отрицательными симптомами возникает и ряд симптомов положительной адаптации ребенка к социальной среде. К примеру, для ребенка с нарушением слуха своеобразным средством компенсации речевого общения являются мимика и жесты. Сначала он пользуется лишь указательными жестами, затем жестами, имитирующими действия, позднее с помощью выразительных движений описывает и пластически изображает предметы. Так возникает естественная мимико-жести-куляторная речь.

У детей, с раннего возраста лишенных зрения, интенсивно развиваются некоторые способности, достигающие минимального развития в норме. К примеру, ʼʼшестое чувствоʼʼ как способность улавливать наличие приближающихся предметов возникает в результате развивающейся способности интегрировать раздражения, воспринимаемые сохранившимися анализаторами. Важно заметить, что для слепых характерны также развитые способности осязания, слуховой памяти и др.

Особую роль в приспособлении играет речь, на базе которой вырабатываются понятия. Словесные обобщения у незрячих нередко предшествуют возникновению представлений об окружающих предметах и служат их основой. У глухих детей многие явления не бывают восприняты из-за нарушения слуха, но это частично компенсируется словесными объяснениями. То, что умственно отсталый ребенок не всœегда улавливает непосредственно (тонкие детали и признаки), постоянно пополняется окружающими специальными объяснениями.

Как уже отмечалось, компенсаторные механизмы при частичном дефекте имеют своеобразие, зависящее от использования остаточной функции анализатора. Важно, что возможности использования остаточной функции в процессе обучения непрерывно нарастают за счёт развития зависящей от пострадавшего анализатора функции. К примеру, своевременное и адекватное развитие устной речи и слухового восприятия при нарушениях слуха в большинстве случаев повышает возможности слуховой функции.

Эффект приспособления ребенка с отклонением в развитии зависит и от его индивидуальных особенностей. Чем больше у него сохранных познавательных возможностей, тем выше эффект приспособления. Особое значение имеют личностные качества: интерес, положительная эмоцио­нальная направленность на окружающий мир, способность к произвольной деятельности, активность личности и др.

При некоторых формах отклоняющегося развития (к примеру, при умственной отсталости или сочетанных, сложных нарушениях) нормализация высших форм познавательной деятельности имеет известные границы. Компенсация не является стабильным состоянием, она очень уязвима к различным, внутренним и внешним, патогенным факторам.

Возрастные кризы, психогенные ситуации, соматические заболевания, черепно-мозговые травмы, нервные стрессы и переутомление могут привести к срыву нервной системы и декомпенсации.

Декомпенсация. Это утрата достигнутого ранее компенсаторного эффекта под влиянием патогенных воздействий. При декомпенсации у ребенка резко снижается работоспособность, нарушаются темпы развития, усвоение учебного материала замедляется, различные задания выполняются неравномерно, изменяется отношение к окружающим, учебе, внимание становится неустойчивым. В таких случаях рекомендуется щадящий режим с ограничением учебной нагрузки.

Компенсация и коррекция

Одна из главных задач специальной психологии - поиск эффективных путей компенсации при различных нарушениях развития, одновременно это и задача специального образования.

Л.С. Выготский выделил особенности взаимодействия процессов коррекции и компенсации, а именно:

Включение аномального ребенка в разнообразную социально значимую деятельность и создание активных и действенных форм детского опыта;

Применение медицинского воздействия для преодоления первичных дефектов и корригирующего психолого-педагогического воздействия в борьбе с вторичными отклонениями; чем теснее связано вторичное отклонение с первичным дефектом, тем сложнее его коррекция;

Специальное воспитание по собственным методикам обучения на базе выработки у ребенка интереса и потребностей в такой деятельности;

Включение людей с различными нарушениями в активную трудовую деятельность, которая обеспечивает условия для полноценной интеграции в общество;

Уровень компенсации определяется, с одной стороны, характером и степенью дефекта͵ резервными силами организма, с другой - внешними социальными условиями.

Термин ʼʼкоррекцияʼʼ (от лат. correctio - исправление) начал использоваться с конца XIX в., но первоначально относился лишь к умственно отсталым детям.

Коррекция отклоняющегося развития - это система психолого-педагогических мер, направленных на исправление, ослабление или сглаживание недостатков психофизического развития детей.

В коррекционном воздействии выделяют два направления:

· исправление отдельных дефектов и их последствий и

· целостное влияние на личность ребенка.

В целом коррекция познавательной деятельности и физического развития в сочетании с формированием личности особого ребенка принято называть коррекционно-воспитательной работой.

Всякий дефект снижает социальную полноценность ребенка во всœех ее проявлениях, в связи с этим коррекционные воздействия не сводятся к набору специальных упражнений, а охватывают весь учебно-воспитательный процесс.

По отношению к общему образованию коррекция выступает как подсистема, в которой условно можно выделить коррекционное обучение, коррекционное воспитание и развитие.

В специальной литературе часто встречается определœение коррекции как способа компенсации дефекта. При этом с точки зрения педагогики это понятие более широкое, поскольку именно коррекция определяет степень компенсации нарушений в развитии аномального ребенка. В специальном детском учреждении важнейшую роль играет принцип коррекционнойнаправленности обучения. Специальные методы работы с аномальными детьми позволяют развить их познавательные возможности. Так, в процессе обучения слепых добиваются повышения осязательного и слухового восприятия, в какой-либо степени замещающих зрение. Овладение глухими детьми словесной речью приводит к перестройке всœей их познавательной деятельности на новой, более высокой основе. Формирование у умственно отсталых детей умений и навыков дает им возможность овладевать знаниями, развивает более сложные формы мышления.

Специальные технические средства, применяемые при обучении отдельных групп детей, также ведут к расширению возможностей познания и коррекции первичного дефекта. В ряде случаев оказывается необходимым исправлять у аномальных детей сопутствующие дефекты, к примеру нарушения двигательной сферы у умственно отсталых или слепых. Коррекция достигается в процессе всœей учебной работы и на специальных занятиях - логопедических, лечебной гимнастики и др.

Чем раньше начинается специальное психолого-педагогическое воздействие, тем лучше развивается процесс компенсации. Коррекционная работа на ранних этапах развития предупреждает последствия первичных нарушений и способствует развитию ребенка в благоприятном направлении.

По мере развития процессов компенсации обнаруживается самостоятельность учащихся в планировании и осуществлении своих действий; вырабатываются рациональные способы выполнения работы (сокращение количества приемов, уменьшение затрат времени на выполнение подсобных движений, совмещение действий, выработка ритмичности и автоматизированности движений, использование творческих приемов при выполнении различных операций и др.).

К числу благоприятных условий формирования компенсации относятся:

Ранняя диагностика и начало коррекционных воздействий;

Правильно организованная система обучения и воспитания; построение учебного процесса на базе применения специальных приемов и методов коррекционно-воспитательной работы;

Использование принципа соединœения обучения с трудом;

Хорошая психологическая атмосфера в детском коллективе, взаимопонимание педагогов и учащихся;

Правильная организация режима учебной работы и отдыха детей, исключающая перегрузки;

Чередование методов обучения учащихся;

Использование технических средств, специального оборудования и учебных пособий.

Контрольные вопросы и задания:

1. Дайте определœение понятия компенсации.

2. Какие виды компенсации выделяются?

3. Что такое копинг-стратегии?

4. Что предполагает термин коррекция?

5. Перечислите условия формирования компенсации.

Тема 1.3. Компенсация и коррекция отклонений в развитии - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Тема 1.3. Компенсация и коррекция отклонений в развитии" 2017, 2018.

Коррекция в современном понимании - это преодоление или ослабление недостатков психического и физического развития посредством различных психолого-педагогических воздействий.
В отечественной дефектологии термин «коррекция («педагогическая коррекция») впервые был применен В.П.Кащенко по отношению к детям с отклонениями в поведении. Затем он был распространен на умственно отсталых детей. Основное содержание деятельности вспомогательной школы определялось как коррекционно-воспитательная работа. Сейчас коррекционная направленность обучения рассматривается как один из основных принципов работы всех специальных образовательных учреждений. В англоязычных странах термин «коррекция» в области специального обучения не используется, исправление недостатков развития психолого-педагогическими средствами обозначается словом «remediation». Remedial education - аналог нашему понятию «коррекционное обучение». Коррекционная педагогика в европейских странах - это область педагогики, занимающаяся правонарушителями и профилактикой правонарушений.
Впервые целостная концепция коррекции отставания в развитии создана итальянским педагогом М. Монтессори (1870- 1952), которая полагала, что обогащение чувственного опыта и развитие моторики (сенсомоторная коррекция) автоматически приведут к развитию мышления, поскольку они являются его предпосылками.
В России ведущую роль в развитии теории и практики коррекционной работы сыграл А.Н. Граборов (1885-1949).

Коррекция наиболее успешно осуществляется по отношению к вторичным недостаткам развития, т.е. путем психолого-педагогических воздействий.

Компенсация (от лат. возмещение) - восполнение или замещение функций, недоразвитых, нарушенных или утраченных вследствие дефектов развития, перенесенных заболеваний и травм. В процессе компенсации функция поврежденных органов или структур либо начинает осуществляться непострадавшими непосредственно системами путем усиления их деятельности (так называемая заместительная гиперфункция), либо происходит перестройка частично нарушенной функции (иногда с включением других систем). Компенсация является одним из важных видов адаптационных реакций организма.
Обычно в процесс компенсации вовлекается весь организм, поскольку при нарушении функционирования какой-либо системы возникает ряд изменений в организме, которые связаны не только с пострадавшей системой (первичные нарушения), но и с влияниями ее повреждения на другие, связанные с ней функции (вторичные нарушения). Например, врожденное или рано возникшее поражение органа слуха приводит к потере или нарушению слухового восприятия (первичный дефект), что вызывает нарушение развития речи (вторичный дефект), которое, в свою очередь, может стать причиной недостатков развития мышления, памяти, других психических процессов (дефекты третьего порядка) и в конечном счете оказать определенное влияние на развитие личности в целом. Вместе с тем повреждение системы неизбежно вызывает спонтанную перестройку функций ряда других систем, обеспечивающую процесс адаптации организма в условиях возникшей недостаточности (автоматическую компенсацию), в которой важную роль играет оценка центральной нервной системой успешности приспособительных реакций (санкционирующая афферентация, по П.К.Анохину), осуществляемая на основе обратной афферентации.


Компенсация функций может происходить на разных уровнях как внутрисистемном, так и межсистемном.

Внутрисистемная компенсация осуществляется за счет использования резервных возможностей данной функциональной системы. Например, при воспалении легких начинает работать дыхательная поверхность, обычно в дыхании не участвующая; при полном выключении одного легкого усиливается деятельность другого.
Межсистемная компенсация происходит при более грубых нарушениях функции и представляет собой более сложную перестройку деятельности организма с включением в процесс компенсации других функциональных систем.

Компенсация функций на уровне сложных психических процессов осуществляется путем сознательного переобучения, обычно с использованием вспомогательных средств. Например, компенсация недостаточности запоминания производится путем рациональной организации запоминаемого материала, привлечения дополнительных ассоциаций, введения других приемов мнемотехники.
При нарушениях развития, связанных с врожденными или рано приобретенными дефектами анализаторов, процесс компенсации осложняется дополнительным отрицательным влиянием сенсорной депривации (недостаточности афферентации, стимуляции). Сенсорная депривация вызывает при длительном действии значительные изменения в деятельности нервных центров соответствующего анализатора, которые могут переходить в структурные изменения вплоть до дегенерации нервных клеток. Это влияние может быть преодолено только путем активного и возможно более раннего обучения. В таких случаях, например, у детей с глубокими нарушениями зрения удается достигнуть компенсации недостатков познавательной деятельности путем развития в ходе специальных занятий незначительных и не используемых ими обычно остатков зрения. Компенсация функций, полностью утраченных или глубоко поврежденных анализаторов, достигается путем замещения этих функций деятельностью других сенсорных систем. Так, путем специального обучения можно добиться значительной компенсации утраченного зрения развитием осязательного восприятия. Развитие осязания у незрячих детей и его использование для ознакомления с окружающей предметной действительностью, с опорой на речь и мыслительную деятельность, обеспечивают формирование у них адекватной картины мира. У нормально видящих детей эта картина основывается почти полностью на зрительной информации.
Компенсация утраченного слуха при глухоте частично достигается путем развития зрительного восприятия речи («чтение с губ»), обучения дактильной (пальцевой) азбуке, которая также доступна зрительному восприятию и путем формирования речевых кинестезий под контролем кинестетического и зрительного восприятия.

В процессе компенсации выделяют два этапа - срочной и долговременной компенсации. Например, при утрате правой руки человек сразу же начинает использовать левую руку для выполнения действий, обычно осуществляемых правой рукой, хотя эта срочная компенсация первое время оказывается заведомо несовершенной.

В дальнейшем в результате обучения и формирования в головном мозге новых временных связей развиваются навыки, обеспечивающие долговременную компенсацию - относительно совершенное выполнение левой рукой операций, выполнявшихся ранее правой рукой.

Пластичность нервной системы особенно велика в детском возрасте, поэтому эффективность компенсации функций в таких случаях у детей выше, чем у взрослых.

Диагностика нарушенного развития на современном этапе должна строиться с опорой на ряд принципов , ранее описанных в трудах ведущих специалистов (Л.С. Выготский, В.И. Лубовский, С.Д. Забрамная):

- комплексное изучение развития психики ребенка . Этот принцип предполагает вскрытие глубоких внутренних причин и механизмов возникновения того или иного отклонения. Реализация комплексного подхода означает, что обследование ребенка осуществляется группой специалистов (врачи, педагоги-дефектологи, логопед, психолог, социальный педагог). Используется не только клиническое и экспериментально-психологическое изучение ребенка, но и другие методы: анализ медицинской и педагогической документации, наблюдение за ребенком, социально-педагогическое, а в наиболее сложных случаях - нейрофизиологическое, нейропсихологическое и другие обследования;

-системный подход к диагностике психического развития ребенка. Этот принцип опирается на представление о системном строении психики и предполагает анализ результатов психической деятельности ребенка на каждом из ее этапов. Системный анализ в процессе психолого-педагогической диагностики требует не только выявить отдельные нарушения, но и установить взаимосвязи между ними, иерархию выявленных нарушений. Очень важно, чтобы были обнаружены не только явления негативного характера, но и сохранные функции, и положительные стороны личности, которые послужат основой для коррекционных мероприятий;

- динамический подход к изучению ребенка с нарушением развития . Этот принцип предполагает учет возрастных особенностей ребенка при организации обследования, выборе диагностического инструментария и анализа результатов изучения, учет текущего состояния ребенка, учет возрастных качественных новообразований и их своевременную реализацию. Диагностическое обучение организуется только в пределах тех заданий, которые доступны детям данного возраста;

- выявление и учет потенциальных возможностей ребенка . Этот принцип опирается на теоретическое положение Л.С. Выготского о зонах актуального и ближайшего развития ребенка. Потенциал ребенка в виде зоны ближайшего развития определяет возможности и темп усвоения новых знаний и умений. Эти возможности выявляются в процессе сотрудничества ребенка с взрослым при усвоении ребенком новых способов действий;

- качественный анализ результатов психодиагностического изучения ребенка .

Основными параметрами такого анализа являются:

Отношение ребенка к ситуации обследования и заданиям;

Способы ориентации ребенка в условиях заданий и его способы выполнения заданий;

Соответствие действий ребенка условиям задания, характеру экспериментального материала и инструкции;

Продуктивное использование ребенком помощи взрослого;

Умение ребенка выполнять задание но аналогии;

Отношение ребенка к результатам своей деятельности, критичность в оценке своих достижений.

Всякий дефект, т.е. какой-либо телесный недостаток, ставит организм перед задачей преодолеть этот дефект, восполнить недостаток, компенсировать ущерб, приносимый им. Таким образом, влияние дефекта всегда двойственно и противоречиво: с одной стороны, он ослабляет организм, подрывает его деятельность, является минусом, с другой - именно потому, что он затрудняет и нарушает деятельность организма, он служит стимулом к повышенному развитию других функций организма, он толкает, побуждает организм к усиленной деятельности, которая могла бы компенсировать недостаток, преодолеть затруднения.

Дефект - это физический или психический недостаток, влекущий за собой отклонение от нормы развития.

Впервые сущность и структура дефекта были проанализированы Л.С. Выготским. Он установил, что между соматическим дефектом и аномалиями в развитии имеются сложные структуры и функциональные связи, действующие в различных направлениях. Л.С. Выготский отмечал, что проявление различий психофизической формы не рядоположны, а имеют сложную структуру дизонтогенеза. Он выделил первичный дефект, который, как правило, вызван биологическими факторами, и вторичное отклонение - нарушение, возникающее под влиянием первичного дефекта.

Первичные нарушения, или ядерные - это малообратимые изменения в параметрах работы той или иной психической функции, вызванные непосредственным воздействием патогенного фактора.

Вторичное отклонение, или системное нарушение - это обратимые изменения процесса развития психических функций, непосредственно связанных с первичным нарушением.

Центральным вопросом как специальной психологии, так и специальной педагогики является проблема компенсации функций. Компенсация психических функции - возмещение недоразвитых или нарушенных психических функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных. При этом возможно вовлечение в ее реализацию новых нервных структур, ранее не участвовавших в осуществлении данных функций. Эти структуры функционально объединяются на основе выполнения общей задачи.

Задача специально организованного обучения и воспитания детей с нарушенным психическим развитием заключается в том, чтобы найти наиболее эффективные пути компенсации нарушенных функций. Специальное обучение и воспитание являются компенсирующее направленными. «Компенсация психических функций (от лат. compensatio - уравновешивание, уравнивание) - это возмещение недоразвитых или нарушенных психических функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций».

При компенсации психических функций возможно вовлечение в действие новых структур, которые раньше не участвовали в осуществлении данных функций или выполняли при этом другую роль. Выделяют два типа компенсации функций. Первый - это внутрисистемная компенсация, которая осуществляется за счет привлечения сохранных нервных элементов пострадавших структур (например, при потере слуха развитие остаточного слухового восприятия). Второй - это межсистемная компенсация, которая осуществляется путем перестройки функциональных систем и включения в работу новых элементов из других структур за счет выполнения ранее несвойственных им функций. Например, компенсация функций зрительного анализатора у слепорожденного ребенка происходит за счет развития осязания, т. е. деятельности двигательного и кожного анализаторов. Чаще всего наблюдаются оба типа компенсации функций. Это имеет особое значение в случае врожденных или рано возникших нарушений психического развития.

Высшие, собственно человеческие формы компенсации обеспечивают возможности полноценного развития личности. Это как возможности овладения знаниями основ наук и трудовыми навыками, так и возможности формирования мировоззрения, нравственных качеств личности.

Теория компенсации прошла длительный путь развития в тесной взаимосвязи с историей развития специального обучения. Долгое время основным принципом психического развития считалось саморазвитие изначально заложенных способностей, поэтому в процессах компенсации внешнее воздействие рассматривалось лишь как толчок к их спонтанному развитию. Часто роль такого толчка отводилась слову, которому приписывалось мистическое воздействие на психику человека.

Особое место в трактовке проблемы компенсации занимает теория сверхкомпенсации австрийского психолога и психиатра А. Адлера, который выдвинул ряд новых идей. Среди них принцип внутреннего единства психологической жизни личности и подчеркивание роли социального, а не биологического фактора в психическом развитии человека. Так же как и З.Фрейд, А.Адлер считал, что формирование личности происходит в основном в первые пять лет жизни ребенка, когда у него развивается свой стиль поведения, определяющий образ его мыслей и действий во все последующие периоды. С точки зрения А.Адлера, человек - самое биологически неприспособленное существо, поэтому у него изначально возникает ощущение полноценности, которое усиливается при наличии у ребенка какого-либо физического или сенсорного дефекта. Самоощущение неполноценности, дефективности является для человека постоянным стимулом к развитию его психики, т. е. дефект, неприспособленность, малоценность - не только минус, но и плюс, источник силы, стимул к сверхкомпенсации. Стремясь преодолеть чувство неполноценности и самоутвердиться среди других, человек актуализирует свои творческие возможности.

По мнению Л.С. Выготского, А.Адлер выводит основной психологический закон превращения органической неполноценности - через субъективное чувство малоценности, которое является оценкой своей социальной позиции - в стремление к компенсации и сверхкомпенсации.

В то же время сверхкомпенсация есть только крайняя точка одного из двух возможных исходов процесса компенсации, это один из полюсов осложненного дефектом развития. Другой полюс - неудача компенсации, бегство в болезнь, невроз, полная асоциальность психологической позиции. Между этими двумя полюсами расположены всевозможные степени компенсации - от минимальной до максимальной. Идея сверхкомпенсации ценна тем, что она положительно «оценивает не страдание само по себе, а его преодоление; не смирение перед дефектом, а бунт против него; не слабость саму по себе, а заключенные в ней импульсы и источники силы» [З, с. 42].

Л.С. Выготский в своих работах критически проанализировал существовавшие взгляды на проблему компенсации психических функций и обосновал понимание компенсации как синтеза биологического и социального факторов. Это понимание имело большое значение для развития всех отраслей специальной педагогики, так как позволило более эффективно построить процессы обучения и воспитания детей с различными типами нарушений психического развития. При рассмотрении теории компенсации психических функций Л.С. Выготского можно выделить несколько важных моментов.

Во-первых, Л.С. Выготский придавал большое значение включению аномальных детей в разнообразную Социально значимую деятельность, Созданию активных и действенных форм детского опыта. Как говорил Л.С. Выготский, при выпадении какого-либо органа чувств, другие органы начинают выполнять такие функции, которые не выполняются ими обычно. Зрение у глухого человека, осязание у слепого играют не ту же роль, что у человека с Сохранными органами чувств, так как должны воспринять и переработать огромное количество информации, которая у Нормальных людей проходит другим путем. Сущность работы с детьми, имеющими какие-либо нарушения, например в сенсорной сфере, должна заключаться не в развитии у них оставшихся органов восприятия, но в более активных и действенных формах детского опыта.

Во-вторых, Л. С. Выготский ввел понятие «структура дефекта». Первичное нарушение, например снижение слуха, зрения и т.д., влечет за собой вторичные отклонения в развитии и отклонения третьего порядка. При разной первичной причине многие вторичные отклонения в младенческом, раннем и дошкольном возрасте имеют сходные проявления. Вторичные отклонения носят, как правило, системный характер, меняют всю структуру психического развития ребенка.

Дефекты речевого развития наблюдаются у всех аномальных детей. Речь может отсутствовать при глухоте, умственной отсталости, детском церебральном параличе. Вместе с тем развитие аномального ребенка имеет те же тенденции, подчиняется тем же закономерностям, что и развитие нормального ребенка. Это является основанием для оптимистического Подхода к возможностям воспитания и обучения детей с отклонениями. Но для этого требуется специальное педагогическое воздействие, имеющее коррекционную направленность и учитывающее специфику данного дефекта. Педагогическое воздействие направлено в первую очередь на Преодоление и предупреждение вторичных дефектов. С помощью педагогических средств может быть достигнута значительная компенсация Нарушенных функций.

Своеобразие структуры психического развития, например глухого ребенка, можно представить в следующем виде: Первичный дефект - нарушение слуха, вторичное отклонение - Нарушение развития речи, отклонение третьего порядка - своеобразное развитие всех познавательных процессов. Для преодоления первичных дефектов необходимо медицинское воздействие, вторичные отклонения поддаются корригирующим педагогическим воздействиям. Причем чем теснее связано вторичное отклонение с первичным дефектом, тем сложнее его коррекция. Например, отклонения в произношении у глухих детей находятся в наиболее тесной зависимости от нарушений слуха, поэтому их коррекция оказывается наиболее трудной. Развитие других сторон речи не находится в столь тесной зависимости от слуха, и их коррекция оказывается более легкой. Так, словарный запас приобретается не только за счет устного общения, но и благодаря чтению и письму.

В-третьих, это положение о связи общих задач воспитания и специальных методик, подчинение специального воспитания социальному, их взаимозависимость. Необходимость специального воспитания не отрицалась - обучение детей с любыми нарушениями требует специальной педагогической техники, особых приемов и методов. Например, при нарушении слуха вопрос обучения глухонемых (так говорили во времена Л.С. Выготского) детей устной речи становится не только специальным вопросом методики обучения его артикуляции, но и центральным вопросом сурдопедагогики. Необходимо как можно раньше так организовать жизнь ребенка с нарушенным слухом, чтобы речь была ему нужна и интересна. «Надо создавать потребность в общечеловеческой речи - тогда появится и речь».

В-четвертых, основной путь компенсации людей с различными нарушениями Л.С. Выготский видел во включении их в активную трудовую деятельность, которая обеспечивает возможность формирования высших форм сотрудничества. Л.С. Выготский высоко оценивал физические возможности компенсации, например, у людей с сенсорными нарушениями (слепых, глухих), при этом считал, что таким людям доступны очень многие виды трудовой деятельности, за исключением некоторых областей, непосредственно связанных с первичным нарушением. При правильном подходе к делу именно благодаря включению в трудовую деятельность открывается дверь в жизнь, создаются условия для полноценной интеграции в общество.

В-пятых, глубокий научный и практический смысл имеет положение Л.С. Выготского о том, что «сами по себе слепота, глухота и т. п. частные дефекты не делают еще носителя их дефективным». По его мнению, решает судьбу личности не дефект сам по себе, а его социально-психологическая реализация.

Л.С. Выготский считал, что компенсаторные возможности индивида полностью раскрываются только при условии, что дефект становится осознанным. При этом уровень компенсации определяется, с одной стороны, характером и степенью дефекта, резервными силами организма, а с другой стороны - внешними социальными условиями. Очень ярко это положение иллюстрируют слова К.Э. Циолковского, который с детства имел нарушенный слух: «Глухота была моим погоняем, кнутом, который гнал меня всю жизнь. Она отдаляла меня от людей, от шаблонного счастья, заставила меня сосредоточиться, отдаться своим навеянным наукой мыслям. Без нее я никогда бы не сделал и не закончил столько работ». Таким образом, в процессы компенсации психических функций включаются и биологические, и социальные факторы.

В дальнейшем в работах отечественных психологов (А.Р. Лурия, Б.В. Зейгарник, Р.Е. Левиной, И.М. Соловьева, В.В. Лебединского и др.) была продолжена разработка проблем компенсации психических функций.

(от лат. compensatio - уравновешивание, уравнивание) - возмещение недоразвитых или нарушенных психических функций путем использования сохраненных или перестройки частично нарушенных функций.


Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Компенсация психических функций

возмещение недоразвитых или нарушенных функций психических путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций. При этом возможно вовлечение в ее реализацию новых нервных структур, ранее не участвовавших в осуществлении данных функций. Эти структуры функционально объединяются на основе выполнения общей задачи. Согласно концепции П. К. Анохина, решающим моментом в создании такой новой системы функциональной является оценка результатов, к коим приводят попытки организма устранить дефект, производимая благодаря наличию «афферентации обратной».

Существуют два типа компенсации функций психических:

1) внутрисистемная, реализуемая за счет привлечения сохранных нервных элементов пострадавших структур;

2) межсистемная, связанная с перестройкой системы функциональной и включением в работу новых нервных элементов из других нервных структур.

У человека наблюдаются оба типа компенсации. Они имеют большое значение в случаях преодоления врожденных или рано возникших дефектов развития. Так, компенсация функций психических анализатора зрительного у слепорожденного происходит преимущественно путем развития осязания - за счет комплексной деятельности двигательного и кожно-кинестетического анализаторов, что требует специального обучения.


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Смотреть что такое "компенсация психических функций" в других словарях:

    КОМПЕНСАЦИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ - возмещение недоразвитых или нарушенных психических функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций. При К. п. ф. возможно вовлечение новых, не осуществлявших ранее данных функций, нервных структур, которые… …

    КОМПЕНСАЦИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ ВНУТРИСИСТЕМНАЯ - компенсация, осуществляемая за счет привлечения сохранных нервных элементов пострадавших структур … Психомоторика: cловарь-справочник

    КОМПЕНСАЦИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ МЕЖСИСТЕМНАЯ - компенсация, связанная с перестройкой функциональной системы и включения в работу новых нервных элементов из других нервных структур … Психомоторика: cловарь-справочник

    Этимология. Происходит от лат. compensatio возмещение. Категория. Восстановление целостной деятельности, нарушенной после выпадения из ее структуры тех или иных функций. Специфика. Происходит либо на основе сохранных, либо при перестройке… …

    Согласно З. Фрейду реакция организма и психики, противодействующая травматическим возбуждениям путем изъятия активной энергии у всех психических систем и созданием соответственного энергетического заполнения вокруг травмированных элементов.… … Большая психологическая энциклопедия

    Компенсация - (от греч. cоmрensare возмещать) теоретический конструкт индивидуальной психологии А. Адлера. Стремление человека устранить из сознания комплекс неполноценности за счет целенаправленного развития физических или психических функций, приводящих к… … Психологический словарь

    Компенсация функций - возмещение недоразвитых, нарушенных или утраченных функций за счёт качественной перестройки или усиленного использования сохранных функций. Процесс компенсации элементарных физиологических функций не требует обучения и происходит за счёт… … Педагогический терминологический словарь - психологический механизм, усиливающий действия личности, направленные на восполнение своих реальных или мнимых недостатков. Компенсация осуществляется двумя путями: а) развитием «силы» в одной области деятельности (или одного какого либо… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Компенсация представляет собой замещение или перестройку нарушенных или недоразвитых функций,путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных.

Сущность процессов компенсации - в поддержании определенного уровня надежности системы и ее компонентов.

У человека процессы компенсации заключаются не столько в биологической адаптации организма, сколько в формировании способов действий и усвоении социального опыта при сознательной целенаправленной деятельности.

Формы компенсации

1. При внутрисистемной компенсации используются сохранные нервные элементы пострадавшей функции. Каждая система обладает такими запасными механизмами, которые в норме не всегда используются. Уже сложившиеся функциональные системы характеризуются устойчивостью и при выпадении какого-то компонента вследствие постнатального поражения не распадаются, а перестраиваются. Так, оглохшие дети не утрачивают словесной речи, если они потеряли слух после того, как сформировались и закрепились речедвигательная и слуховая системы.

2. Межсистемная компенсация заключается в мобилизации резервных возможностей и нервных элементов, в норме невключаемых в функциональную систему. В этом случае формируются новые межанализаторные нервные связи, используются различные обходные пути, включаются механизмы адаптации и восстановления вторично нарушенных функций. Так, поздно оглохшие дети при развитии устной речи опираются на сложившиеся слуховые образы, которые вплетаются во вновь формирующиеся системы связей. Постепенно значение сигнализации от поврежденных функций снижается, привлекаются другие способы, основанные на взаимозамещении функций.

Первичная компенсация протекает, как правило, в виде целенаправленной деятельности по относительному уменьшению меры проявления основного дефекта. Это могут быть коррекционные технические средства, например очки, слуховые аппараты и др.

Вторичная компенсация предполагает формирование и развитие высших психических функций, и прежде всего психической регуляции поведения. Возможна в том случае, когда организм и психика обладают достаточным компенсаторным фондом, а у индивида сформированы необходимые предпосылки компенсации: воля, мотивация, структуры личности для достаточно интенсивных продолжительных упражнений и тренировок.

Общие взгляды на человека как существо только биологическое сформировали биологизаторское направление в теории компенсации. В этом направлении наиболее известно учение о викариате ощущений. Согласно ему, выпадение того или иного вида ощущений влечет за собой автоматическое «изощрение» – повышение сохранных видов чувствительности. Происходит это благодаря якобы высвобождению «специфической энергии» пострадавшего анализатора, которая направляется в сохранные виды чувств, за счет чего автоматически повышается их чувствительность.

Социологизаторы игнорировали природное, биологическое начало в человеке и считали, что компенсация отклонений психического развития возможна лишь при создании для аномального субъекта условий обучения, идентичных условиям обычных учащихся.

Осознание односторонности как биологизаторского, так и социологизаторского подходов привело к попыткам объединить их.Адлер в своей теории сверхкомпенсации считал, что наличие дефекта не только тормозит, но и стимулирует развитие психики: неполноценные органы, функции которых затруднены или нарушены вследствие дефектов, обязательно вступают в конфликт с внешним миром с целью приспособления к нему. Компенсацию непарного неполноценного органа берет на себя ЦНС, создавая над ним психическую надстройку из высших функций, облегчающих и повышающих эффективность его работы.

Современное понимание компенсации строится в диалектико-материалистическом русле. Компенсация дефекта рассматривается как сложный синтез социальных и биологических факторов и определяющими среди них являются деятельность и социальные отношения, в которые вступает человек в процессе жизни с недугом.

Психофизиологическая составляющая. Запас «прочности» на случай резких неблагоприятных изменений во внешней и внутренней среде обеспечивают организму специфические механизмы адаптации и компенсации. Адаптация проявляется, когда внешние изменения нарушают баланс между индивидом и средой. Восстановление этого баланса возможно, если определенные изменения произойдут в самом индивиде. Компенсаторные процессы начинаются при изменениях в самом индивиде. В этом случае восстановление баланса возможно при условии частичного или полного возвращения индивида к исходному состоянию.

Психологическая компенсация - это процесс, направленный на достижение или восстановление чувства внутренней стабильности и самопринятия в связи с переживанием несостоятельности в тех или иных аспектах жизни. Она представляет собой противопоставление неуспеху в одной сфере успехов в другой. Гиперкомпенсация выглядит как наращивание усилий в сфере несостоятельности - «преодоление». Декомпенсация – утрата достигнутого ранее компенсаторного эффекта под влиянием патогенных воздействий.

По степени легкости возникновения и устойчивости декомпенсаторные состояния весьма вариабельны и во многом зависят от силы и прочности восстановительного эффекта. Псевдокомпенсация – устойчивые тенденции личности неадекватно использовать защитные механизмы и копинг-стратегии, не позволяющие человеку найти продуктивный выход из сложившийся кризисной ситуации. Копинг-стратегии - адаптивные механизмы, предохраняющие от болезненных чувств и воспоминаний, способы управления стрессом.

Компенсаторные процессы протекают под постоянным контролем и проходят несколько фаз (этапов):

ü обнаружение нарушения в работе организма;

ü оценка параметров нарушения, его локализации и выраженности;

ü формирование программы компенсаторных процессов и мобилизации нервно-психических ресурсов индивида;

ü отслеживание реализации программы;

ü закрепление достигнутых результатов.

Компенсаторные процессы осуществляются на разных уровнях своей организации:

Первый - биологический, или телесный уровень: Компенсаторные процессы протекают преимущественно автоматически и бессознательно.

Второй - психологический уровень существенно расширяет возможности компенсаторных механизмов, преодолевая ограничения первого. Можно сказать, что психологический уровень есть истинно человеческий способ восстановления нарушенных функций с привлечением работы сознания.

Третий– социально–психологический. Эффективность компенсации во многом определяется характером межличностных отношений инвалида с ближайшим окружением.

Четвертый – социальный. Содержание этого уровня связано с макросоциальными масштабами существования человека. Прежде всего, это политика государства в отношении инвалидов, в том числе и инвалидов детства

Выготский выделяет несколько вариантов компенсаторного развития ребенка:

1. реальная компенсация – возникает в ответ на более или менее реально учитываемые трудности.

2. фиктивная – установка настороженности, подозрительности, мнительности как компенсация защиты себя от возникающих трудностей. Такую компенсацию можно назвать также бредовой

3. бегство в болезнь - т.е ребенок может прикрываться своей слабостью, начиная культивировать в себе болезнь, дающую ему право требовать повышенного внимания к себе

Выготский формулирует так называемый закон превращения минуса дефекта в плюс компенсации: положительное своеобразие ребенка с отклоняющемся развитием создается в первую очередь не тем, что у него выпадают те или иные функции, а тем, что их выпадение вызывает к жизни новые образования, представляющие в своем единстве реакцию личности на дефект. Достигая в своем развитии того же, что и нормальный ребенок, глухой или слепой ребенок достигает этого иным способом, иными путями и средствами, поэтому особенно важно знать своеобразие пути, по которому следует повести ребенка.

Коррекция отклоняющегося развития - это система психолого-педагогических мер, направленных на исправление, ослабление или сглаживание недостатков психофизического развития детей.

В коррекционном воздействии выделяют два направления:

исправление отдельных дефектов и их последствий

целостное влияние на личность ребенка.

По отношению к общему образованию коррекция выступает как подсистема, в которой условно можно выделить коррекционное обучение, коррекционное воспитание и развитие.

Л. С. Выготский выделил особенности взаимодействия процессов коррекции и компенсации, а именно:

· включение аномального ребенка в разнообразную социально значимую деятельность и создание активных и действенных форм детского опыта;

· применение медицинского воздействия для преодоления первичных дефектов и корригирующего психолого-педагогического воздействия в борьбе с вторичными отклонениями; чем теснее связано вторичное отклонение с первичным дефектом, тем сложнее его коррекция;

· специальное воспитание по собственным методикам обучения на основе выработки у ребенка интереса и потребностей в такой деятельности;

· включение людей с различными нарушениями в активную трудовую деятельность, которая обеспечивает условия для полноценной интеграции в общество;

· уровень компенсации определяется, с одной стороны, характером и степенью дефекта, резервными силами организма, с другой – внешними социальными условиями.

Прежде всего, коррекция - это всегда определенное воздействие на человека с целью исправления чего-либо, это внешний процесс по отношению к индивиду, в отличие от компенсации. Для коррекционных мероприятий в качестве базы выступают механизмы сенсибилизации - закономерной способности функций к повышению своей эффективности под влиянием тренировки. Коррекция, в отличие от компенсации, показана в случае нарушения функции, но не ее выпадении. Корректировать, например, зрение, когда оно отсутствует, бессмысленно. В этом случае речь идет как раз о восполнении утраченной функции.