Общий массаж с элементами лечебной физкультуры. Влияние массажа на детский организм

Год выпуска: 2001

Жанр: Лечебная физкультура

Формат: PDF

Качество: OCR

Описание: Лечебную физкультуру (ЛФК) и массаж все шире применяют при лечении различных заболеваний и травм, а также в целях реабилитации. Особенно возросла роль этих методов при лечении больных, у которых ряд лекарственных веществ вызывает аллергию. ЛФК и массаж не оказывают побочных отрицательных явлений, аллергии.
Научно-технический прогресс изменил условия жизни людей, но наряду с благами он привнес и отрицательно влияющую на человека ограниченную двигательную активность - гипокинезию. Гипокинезии сопутствует гиподинамия - снижение силы мышц. Ограничение двигательной активности, возросшее нервно-психическое перенапряжение обусловили распространение вредных привычек- курение, злоупотребление алкоголем и даже наркотиками. Эти факторы увеличивают возможность заболевания, их называют факторами риска.
Применение ЛФК, массажа противодействует гипокинезии, уменьшает факторы риска, особенно при сердечно-сосудистых заболеваниях, нарушениях обмена веществ. ЛФК и массаж оказывают разностороннее благоприятное воздействие на организм. Однако при этом возможны плохая переносимость и даже обострение процесса при применении неправильных методик, при назначении их в такой фазе заболевания, когда они противопоказаны.
При каждой форме заболевания необходимо применять частные методики ЛФК, массажа и строить их в зависимости от особенностей этиологии, понимания сущности патогенеза заболевания, клинических форм течения его, функционального состояния организма, а также с учетом специфики физических упражнений и приемов массажа.
ЛФК и массаж проводят инструкторы ЛФК и массажисты. В лечебных учреждениях это специалисты со средним медицинским образованием или педагоги физвоспитания с высшим образованием.
К сожалению, при обучении в средних медицинских учебных заведениях будущие фельдшера, медицинские сестры получают крайне ограниченные знания по ЛФК и массажу. Последний учебник по этим предметам был издан в 1987 г. Будущие педагоги физвоспитания при изучении этих дисциплин в вузах также испытывают большие трудности из-за отсутствия необходимых знаний в области клинической медицины.

В настоящее время инструкторы ЛФК и массажисты лечебных учреждений должны иметь сертификат специалиста, который выдается после подготовки на курсах специализации, усовершенствования и сдачи квалификационного экзамена. Каждые пять лет сертификат следует подтверждать экзаменом.
Значительные трудности при этом возникают из-за отсутствия учебника, учебного пособия, позволяющего полноценно подготовиться к сдаче экзамена. Специалистам с высшим физкультурным образованием к тому же необходимо восполнить пробел знаний в вопросах обоснования методик ЛФК, массажа, построенных с учетом понимания клинических особенностей заболевания, травм.
Таким образом, для получения сертификата необходимы знания по специальности, а также о сущности заболеваний, травм для понимания клинико-физиологического построения методик с обязательным учетом анатомо-топографических показателей, особенностей воздействия физических упражнений и каждого из приемов массажа.
В соответствии с современными требованиями (приказ МЗ РФ №249 от 19.08.1997 г.) при сдаче квалификационного экзамена инструкторы ЛФК должны владеть массажем и применять его в сочетании с пассивными упражнениями, а массажисты должны уметь проводить занятия по лечебной гимнастике.
В учебниках, руководствах по ЛФК в крайне небольшом объеме, не полно представлен массаж, в литературе по массажу не освещены вопросы ЛФК.
Эти предпосылки побудили представить в учебном пособии «Лечебная физкультура и массаж» как общие основы ЛФК и массажа, так и частные методики их применения.
Это первый опыт издания подобного пособия, и мы будем весьма признательны читателям за замечания и пожелания.

«Лечебная физкультура и массаж»


  1. Понятие о предмете и краткая история развития лечебной физкультуры
  2. Влияние физических упражнений на организм
  3. Понятие о биомеханике движений
  4. Оценка физического развития человека и основные методы исследования
  5. Общие основы лечебной физкультуры
  6. Лечебная физкультура при заболеваниях сердечно-сосудистой системы
  7. Лечебная физкультура при заболеваниях органов дыхания
  8. Лечебная физкультура при заболеваниях органов пищеварения
  9. Лечебная физкультура при некоторых болезнях обмена веществ
  10. Лечебная физкультура при поражениях центральной нервной системы
  11. Лечебная физкультура при поражениях периферической нервной системы
  12. Лечебная физкультура при травмах и некоторых заболеваниях аппарата движения
  13. Лечебная физкультура при хирургическом лечении внутренних органов
  14. Лечебная физкультура в акушерстве и при гинекологических заболеваниях
  15. Основы врачебного контроля
  16. Основы лечебного массажа
  17. Влияние массажа на организм
  18. Техника массажа
  19. Массаж отдельных частей тела
  20. Частные методики массажа
  21. Физические упражнения и массаж в педиатрии
  22. Организация, труда инструктора лечебной физкультуры

Организация и реабилитационные методы ЛФК и массажа в реабилитационных центрах

лечебный физкультура упражнение массаж

Лечебная физкультура - самостоятельная научная дисциплина. В медицине это метод лечения, использующий средства физической культуры для профилактики, лечения, реабилитации и поддерживающей терапии. ЛФК формирует у человека сознательное отношение к занятиям физическими упражнениями и в этом смысле, имеет воспитательное значение; развивает силу, выносливость, координацию движений, прививает навыки гигиены, закаливания организма естественными факторами природы. ЛФК основывается на современных научных данных в области медицины, биологии, физической культуры.

Основным средством ЛФК являются физические упражнения, применяемые в соответствии с задачами лечения, с учетом этиологии, патогенеза, клинических особенностей, функционального состояния организма, степени общей физической работоспособности.

Лечебная физкультура:

естественный биологический метод, так как использует присущую организму функцию движения;

метод неспецифической терапии, но в то же время отдельные виды упражнений могут влиять на определенные функции организма;

метод патогенетической терапии, в связи с возможностью физических упражнений влиять на реактивность организма;

метод активной функциональной терапии, так как приспосабливает организм больного к повышающимся физическим нагрузкам;

метод поддерживающей терапии на этапах медицинской реабилитации у людей пожилого возраста;

метод восстановительной терапии в комплексном лечении больных.

Характерной особенностью ЛФК является процесс тренировки больных физическими упражнениями.

Различают общую и специальную тренировку:

общая тренировка направлена на оздоровление, укрепление организма больного с помощью общеукрепляющих упражнений;

специальная тренировка осуществляется упражнениями, целенаправленно воздействующими на пораженный орган, область травмы.

Массаж - метод лечения, профилактики, реабилитации после заболеваний и оздоровления, представляющий собой совокупность приемов механического, дозированного воздействия на различные участки поверхности тела человека, производимого руками массажиста или специальными аппаратами. Для достижения положительного результата при применении массажа необходимо дифференцировать методику его в зависимости от этиологии, патогенеза, клинических особенностей, функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС), характера влияния различных приемов на организм.

ЛФК и массаж широко применяются в комплексе с другими методами при заболеваниях и травмах, а также могут являться самостоятельными методами лечения многих хронических заболеваний и последствий травм: при параличах, парезах, искривлениях позвоночника, эмфиземе, последствиях перелома костей и др.

Лечебную физкультуру (ЛФК) и массаж все шире применяют при лечении различных заболеваний и травм, а также в целях реабилитации. Особенно возросла роль этих методов при лечении больных, у которых ряд лекарственных веществ вызывает аллергию. ЛФК и массаж не оказывают побочных отрицательных явлений, аллергии.

Научно-технический прогресс изменил условия жизни людей, но наряду с благами он привнес и отрицательно влияющую на человека ограниченную двигательную активность - гипокинезию. Гипокинезии сопутствует гиподинамия - снижение силы мышц. Ограничение двигательной активности, возросшее нервно-психическое перенапряжение обусловили распространение вредных привычек- курение, злоупотребление алкоголем и даже наркотиками. Эти факторы увеличивают возможность заболевания, их называют факторами риска.

Применение ЛФК, массажа противодействует гипокинезии, уменьшает факторы риска, особенно при сердечно-сосудистых заболеваниях, нарушениях обмена веществ. ЛФК и массаж оказывают разностороннее благоприятное воздействие на организм. Однако при этом возможны плохая переносимость и даже обострение процесса при применении неправильных методик, при назначении их в такой фазе заболевания, когда они противопоказаны.

При каждой форме заболевания необходимо применять частные методики ЛФК, массажа и строить их в зависимости от особенностей этиологии, понимания сущности патогенеза заболевания, клинических форм течения его, функционального состояния организма, а также с учетом специфики физических упражнений и приемов массажа.

ЛФК и массаж проводят инструкторы ЛФК и массажисты. В лечебных учреждениях это специалисты со средним медицинским образованием или педагоги физвоспитания с высшим образованием.

Адаптивная физкультура (АФК) - это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию и адаптацию к нормальной социальной среде детей с ограниченными возможностями, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а также сознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества. Главным направлением АФК является формирование двигательной активности, как биологического и социального факторов воздействия на организм и личность человека.

Детский массаж и гимнастика - это один из самых важных лечебных и профилактических методов. Детям не рекомендуется давать лекарства по каждому поводу, лишь в случае крайней необходимости. Нарушения здоровья нужно умело предотвращать. Один из простых способов - оздоровительный массаж. Дело в том, что массаж, в силу своей специфики, почти не имеет противопоказаний. Но в любом случае, лечебный массаж следует проводить по назначению врача.

Сегодня достаточно широко известна взаимная тесная связь между всеми органами и частями организма. А наиболее доступными для воздействия являются кожа и поверхностные ткани ребенка.

Искусство массажиста в том, чтобы, чувствуя эту связь, «настроить» своими руками организм пациента на нормальную работу.

Детство - это время интенсивного развития, освоения огромного объема информации, воспитания привычек и жизненных установок, становления ребенка как личности. Формируются основные двигательные навыки, такие как ходьба, бег, прыжки, воспитывается осанка, умение управлять своим телом, проявляются такие черты характера как инициативность, настойчивость, самостоятельность. Ребенок ценит движение как способ самовыражения, способ познания окружающего мира, получая огромное удовольствие от новых умений и навыков.

Вид довольного, улыбающегося детского личика с лихвой компенсирует все тяготы родительского бремени.

Массаж - совокупность приёмов воздействия на ткани и органы в виде поглаживания, растирания, разминания, вибрации, проводимых непосредственно на поверхности тела человека как руками, так и специальными аппаратами через воздушную, водную или иную среду с целью достижения лечебного эффекта. Лечебный массаж используется на всех этапах лечения, а также с целью профилактики и повышения уровня здоровья.

Ручной (традиционный метод массажа, мануальный) - это наиболее часто применяемый метод, т. к. с помощью рук массажист может ощущать состояние массируемых тканей. С помощью ручного массажа можно выполнить все существующие массажные приемы, а также комбинировать их по мере надобности в зависимости от поставленной задачи.

Механический массаж - проводится с использованием массажного кресла.

С помощью первого - массируются мягкие ткани вдоль позвоночника, прогревая их и оказывая легкое растяжение позвоночника. В результате снижается мышечный тонус и восстанавливается подвижность позвонков.

При втором режиме используется турманиевый сплав, излучающий тепло, которое легко проникает в тело человека, что улучшает кровообращение и расслабляет мышцы.

Основное средство ЛФК - физические упражнения, применяемые в соответствии с задачами лечения, с учетом причины, развития, особенностей течения заболевания, функционального состояния организма, общей физической работоспособности.

Основная форма ЛФК - это процедура лечебной гимнастики, то есть специально подобранные для лечения физические упражнения. Занятия могут проводиться групповым, малогрупповым и индивидуальным методом.

Группы формируют на основе заболевания, возраста и физического состояния ребенка.

Индивидуальный метод ЛФК применяют у детей по показаниям в соответствии с возрастом и степенью тяжести заболевания.

Механотерапия - одна из форм ЛФК, представляет собой систему функционального лечения с помощью различных устройств и снарядов, применяемую в комплексе с другими средствами и методами современной медицинской реабилитации больных.Основу механотерапии составляют дозированные ритмически повторяемые физические упражнения на специальных аппаратах и приборах с целью восстановления подвижности в суставах (аппараты маятникового типа), облегчения движений и укрепления мышц (аппараты блокового типа), повышения общей работоспособности (многофункциональные тренажеры).

В современной механотерапии применяют реабилитационные тренажеры с программным управлением, позволяющим дозировать амплитуду и интенсивность движения. Основа нового подхода к применению механотерапии состоит в адаптации жизненно важных систем, последовательном обучении правильным движениям - от примитивных до сложных, с целью их рефлекторного закрепления во время выполнения упражнений, а также для восстановления мышц, суставов, связок, костей сегмента тела, и, как следствие этого, тела в целом. Показания:

Механотерапия применяется в комплексе с другими средствами и методами современной медицинской реабилитации при лечении заболеваний нервной системы, органов пищеварения, болезней обмена веществ, заболеваний и последствий травм опорно-двигательного аппарата.

Вестибулярная гимнастика

Включает упражнения для повышения точности и меткости движений, координации действий между двумя и более суставами и мышечными группами, на уменьшение тремора, тренировку функции равновесия в положении стоя и при ходьбе.

Специальные упражнения с использованием тренажеров, способствуют нормализации мышечного тонуса, развитию опороспособности конечностей, улучшению ориентации в собственном теле и пространстве.

Основными задачами вестибулярной реабилитации являются улучшение устойчивости и равновесия, предотвращение падений, уменьшение субъективных ощущений головокружения и чрезмерной зависимости от зрительных и соматосенсорных стимулов, восстановление координации движений, а также снижение тревоги, обусловленной заболеванием вестибулярной системы.

Наиболее эффективная реабилитация детей носит комплексный подход .

Необходимость оказания совместной помощи детям с проблемами в развитии является совершенно очевидным условием эффективности коррекционных мероприятий. Совместная коррекционная помощь предполагает взаимосвязанную деятельность специалистов различных профилей: врач невропатолог, логопед, дефектолог, психолог, педагог по СБО, педагог по ЛФК - интегрированную в единый коррекционный процесс.

Комплексная помощь означает одновременное, непрерывное, последовательное коррекционное воздействие, которое не просто механически суммирует усилия педагогов, а оформляет отдельные моменты деятельности каждого специалиста в зависимости от актуальности задач коррекции.

Весь коррекционный процесс строится на основе активного взаимодействия специалистов, совместного решения ими, возникающих в процессе обучения проблем.

Приемственность в работе специалистов это - сложный многоступенчатый процесс, основными этапами которого являются: экспертная диагностика, разработка реабилитационных программ, их реализация, мониторинг реабилитационных мероприятий и их корректировка.

Для достоверной диагностики необходима опора на данные клинико- физиологического и психолого- педагогического изучения ребенка.

Врач проводит сбор подробных анамнестических сведений и выбирает наиболее эффективные рекомендации лечения реабилитационного восстановления, а педагог ЛФК подбирает соответствующую программу и методику коррекции. В зависимости от ведущего диагноза проводится взаимосвязь со специалистами (дефектологом, логопедом, психологом, педагогом по СБО) в виде рекомендаций к требованиям развития общей и мелкой моторики, повторения упражнений дыхательной гимнастики, комплекса упражнений по формированию осанки, приемов самомассажа.

Каждый специалист проводит диагностику и составляет коррекционную программу. После этого проводится командная оценка - совместная оценка состояния психофизического развития ребенка и на основании ее составляется индивидуальный план коррекционной работы (ИРП). В индивидуально - развивающей программе отражается совместная работа специалистов на основе запроса родителей.

Специалисты изучают проблемы ребенка с позиций своих дисциплин и совместно обсуждают направления и методы работы коррекционной помощи, результаты работы отражены в мониторинге.

Методика проведения занятий

Занятия лечебной физкультурой проводятся 2 - 3 раза в неделю

3лет - 15 мин

5лет- 20мин

8лет-30мин

18лет-45мин

При проведении занятия используется традиционная схема:

вводная часть (разминка), в подготовительной части используются знакомые упражнения с малым и средним количеством повторений.

основная (специальные корригирующие упражнения), в основной части выполняется увеличенное количество повторений каждого упражнения. Преобладает выполнение упражнений повторным или интервальным методом, в сочетании с пассивным отдыхом. Решаются основные задачи коррекции.

заключительная (восстановление), в заключительной части нагрузка снижается.

Количество повторений каждого упражнения - 4 - 6 раз. Через 4-5 недель занятий обновляется 20 - 30 % упражнений (главным образом, специальных).

Основными методами, используемыми на занятиях ЛФК являются: объяснение, показ упражнений педагогом, индивидуальная работа с детьми и игровые методы (игровой стрейтчинг), повышающие интерес к занятиям. Набор в группы происходит после обязательного медицинского осмотра врача невропатолога. Форма проведения занятий - групповые или индивидуальные. Количество детей в группе 6-8 человек. Основным средством обучения являются физические упражнения.

Большое внимание на занятиях лечебной гимнастикой отводится дозированию нагрузки: она должна быть адекватной состоянию ребенка и его психомоторному развитию. Основными критериями дозировки служат подбор физических упражнений, количество повторений, плотность нагрузки на протяжении занятия, исходные положения при выполнении упражнений, темп.

Различают три вида нагрузки: большую, среднюю и малую [по проф. В.А. Епифанову]. При большой нагрузке используются все физические упражнения, без ограничений. При средней нагрузке исключаются бег, прыжки, сложнокоординированные упражнения. При малой нагрузке предпочтение отдается элементарным упражнениям для верхних и нижних конечностей в сочетании с дыхательными упражнениями. При проведении занятий лечебной гимнастикой чаще практикуются средние по величине нагрузки.

И на основании этого осуществляется комплектование групп ЛФК с учетом возраста детей, показателей их физической готовности, функционального состояния и степени выраженности патологического процесса.

Отличительная особенность занятий у наших детей является медленное выполнение упражнений и длительность перерывов между отдельными упражнениями.

Физическую нагрузку на уроке ЛФК дозируется следующим образом:

Подбор физический упражнений: от простого к сложному.

Продолжительность физических упражнений.

Число повторений.

Выбор исходных положений.

Темп движений под счет от 1 до 4.

Амплитуда движений.

Степень усилия.

Точность.

Сложность.

Количество отвлекающих упражнений.

Эмоциональная включенность ребенка.

Программа по лечебной физкультуре включает 3 этапа:

Подготовительный этап (3-10 часов):

на этом этапе проводится тестирование физического развития детей. По его итогам педагог получает оценку функционального состояния организма ребенка.

Основной этап (8 - 24 часа) включает в себя:

упражнения по совершенствованию дыхания;

общеразвивающие упражнения;

корригирующие упражнения;

тренировка мышечной, дыхательной и сердечно - сосудистой систем с индивидуальным дозированием нагрузки и дальнейшим ее возрастанием.

Заключительный этап (7- 10 часов):

В ходе, которого осуществляется дальнейшее совершенствование и закрепление техники выполнения ОРУ и индивидуальных комплексов специальных упражнений. На этом этапе подводятся итоги всего цикла:

тестирование физического развития,

Формы контроля

Врачебный контроль и самоконтроль является неотъемлемой частью выполнения программы.

Задачами врачебного контроля являются:

создание оптимального режима применения основных средств и методов реализации программы для укрепления здоровья обучающихся;

содействие в создании надлежащих условий работы по оздоровлению организма.

Врачебные наблюдения, проводимые в процессе занятий, направлены на изучение построения занятий, состоянию здоровья занимающихся, их физическому развитию, определению границ приспособляемости организма к физическим нагрузкам.

Самоконтроль - это самостоятельное систематическое наблюдение занимающихся за изменением своего здоровья. Наблюдения сигнализируют об изменениях, происходящих в организме под влиянием систематических занятий. В качестве показателей самоконтроля используются субъективные и объективные признаки изменения организма. К субъективным признакам относятся: самочувствие, сон, аппетит, а к объективным: частота сердечных сокращений, динамика роста и массы тела, сила кисти, измерение окружности груди и т. д.

с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Массаж - средство лечебной физкультуры, использующее местное и рефлекторное действие дозированных механических раздражений участков тела специальными приемами. Эти приемы выполняются ру­ками массажиста или специальными аппаратами, вызывая в первую очередь возбуждение механорецепторов [Вербов А. Ф., 1966]. К ним относятся распространенные по всему телу рецепторы кожи, раздра­жаемые прикосновением, давлением, ударами и пр., рецепторы мышечно-суставного чувства (проприорецепторы) и рецепторы внутрен­них органов (интерорецепторы), приходящие в возбуждение при изменении давления на органы и стенки сосудов (барорецепторы). Клинико-физиологической основой использования массажа как одного из средств лечебной физкультуры в комплексной терапии детских за­болеваний и травм являются процессы, происходящие в массируемых участках тела, и общие нейрогуморальные сдвиги в организме, обусло­вленные рефлекторными реакциями и выделениями биологически ак­тивных веществ.

При проведении массажа возбуждение механорецепторов вызы­вает преобразование механической энергии в сигналы, идущие к не­рвным центрам. В результате сложных физиологических процессов в ЦНС формируются ответные реакции, что обусловливает рефлектор­ную основу действия массажа. Таким образом, все приемы массажа действуют на основе разнообразных рефлексов - как безусловных, так и условных, вызывая изменения функционального состояния раз­личных отделов ЦНС и способствуя образованию приспособительных реакций.

Во время массажа на организм ребенка действуют не только меха­нические раздражения, но и тепло рук массажиста, а сам характер ме­ханического воздействия может изменяться в зависимости от силы надавливания, направления движения и т. д. Механическое и тепловое воздействие на ткани массируемой области приводит к образованию в них биологически активных веществ типа гистамина, ацетилхолина, к связанным с механическим и химическим факторами изменениям ми­кроциркуляции, лимфо- и кровоснабжения. В коже под влиянием при­емов массажа расширяются сосуды, уменьшается венозный застой, улучшается трофика, увеличивается функция сальных и потовых желез. Массаж способствует также слущиванию эпидермиса, повышению эла­стичности и упругости кожи. Под влиянием массажа увеличивается со­кратительная способность, сила и работоспособность мышц, нормали­зуется их тонус, восстанавливается эластичность. Определенные приемы массажа могут способствовать увеличению скорости восстано­вительных процессов в утомленных мышцах как за счет местных, так и общих рефлекторных реакций. Массаж способствует увеличению эластичности и подвижности в суставах, связках, а также сухожилиях. Активируя секрецию синовиальной жидкости, он способствует местным и общим процессам лимфо- и кровоснабжения. В связи с этим массаж приводит к рассасыванию отеков и выпотов, а также ликвидации патологических изменений в суставах. На нервную систе­му ребенка массаж оказывает особенно выраженное действие через об­ширную рефлексогенную зону кожи. От многочисленных рецепторных образований раздражение с поверхности кожи и глубжерасположенных тканей передается в нервные центры, изменяя, в зависимости от харак­тера массажного воздействия, уровень возбудимости и скорость тече­ния нервных процессов. По данным В. М. Андреевой и Н. А. Белой (1966), после массажа улучшаются показатели биоэлектрической актив­ности головного мозга. Доказано влияние массажа на вегетативную нервную систему. У ребят раннего возраста поглаживающий массаж способствует повышению пониженной и уменьшению повышенной возбудимости [Рысс М. Г., 1957; Фонарев М. И., 1975]. Сочетание мас­сажа с гимнастическими упражнениями приводит к более быстрому образованию двигательных условных рефлексов. Благотворное влия­ние массажа на сердечно-сосудистую систему связано с расширением сосудов кожи и раскрытием добавочных капилляров, что способствует улучшению венозного тока и облегчению работы сердца.

При этом, как правило, уровень артериального давления и часто­та сердечных сокращений существенно не увеличиваются, наоборот, наблюдаются урежение сердечного ритма, уменьшение периферическо­го сопротивления. Даже легкие приемы массажа значительно уско­ряют передвижение лимфы по сосудам и приток питательных веществ к тканям массируемого участка. Влияние массажа на лимфоток, уро­вень лимфоснабжения тканей объясняют трофический эффект, ибо лимфа обеспечивает тонкие процессы тканевого обмена. Рефлекторное действие приемов массажа вызывает улучшение кровоснабжения сер­дечной мышцы и повышение его сократительной способности. Общее действие на кровообращение проявляется уменьшением под влиянием массажа застойных явлений в большом и малом круге кровообраще­ния. Изменения в дыхательной системе связаны как с общими рефлек­торными влияниями, обеспечивающими увеличение газообмена, улуч­шение транспорта газов кровью, так и с местным воздействием массажа при определенной методике его применения на дыхательные мышцы и гладкую мускулатуру бронхов. Имеются данные об измене­нии после массажа выделительной функции почек [Макаров В. А., 1975]. Увеличивается мочеотделение, улучшается выведение азота. Та­ким образом, в основе действия массажа на организм ребенка лежат многообразные местные изменения и сложные взаимообусловленные нейрогуморальные и нейроэндокринные процессы, вызываемые ре­флекторными реакциями из рецепторной зоны кожи, подкожной клет­чатки и мышц, регулируемые высшими отделами ЦНС.

Особенности применения приемов массажа и методик их исполь­зования обеспечивают возможность дифференцированного и много­образного его воздействия на организм. По целевой направленности различаются три вида массажа: 1) гигиенический, 2) спортивный и 3) лечебный [Вербов А. Ф., 1966].

Гигиенический массаж используется для общеукрепляю­щего действия на организм, профилактики заболеваний. Применяется чаще всего в виде общего массажа. Косметический массаж, напра­вленный на уход за кожей шеи, лица и пр., для предупреждения пре­ждевременного ее старения, с использованием специальных приемов, является разновидностью гигиенического массажа.

Спортивный массаж применяется с учетом особенностей от­дельных видов спорта, гимнастики с целью физического совершенство­вания спортсмена в данном виде и для быстрейшего снятия утомления с восстановлением сил в процессе тренировки и при проведении соревнований.

В практике гигиенического и спортивного массажа используется также самомассаж, производимый с ограниченным числом приемов и под наблюдением врача.

Лечебный массаж применяется в клинической практике в различных лечебно-профилактических учреждениях (поликлиника, стационар, санаторно-курортное лечение) при разных заболеваниях, являясь составной частью комплексного лечения.

Каждая разновидность лечебного массажа отличается от других использованием определенных приемов и методики их применения в связи с поставленной лечебной задачей, что определяет его опти­мальную эффективность при тех или иных заболеваниях. Общий ле­чебный массаж (классический) - с использованием основных приемов (поглаживание, растирание, разминание, вибрация) с их вспомога­тельными вариантами. Он применяется в зависимости от состояния больного, особенностей патологии и решаемых задач, как самостоя­тельно, так и в сочетании с другими средствами лечебной физкуль­туры. Сегментарный массаж с включением дополнительных спе­циальных приемов на рефлексогенные зоны (шейно-затылочная и грудная, пояснично-крестцовая область, паравертебральная и др.). Точечный массаж - общие приемы массажа, их разновидности, а так­же дополнительные специальные приемы торможения и возбуждения воздействием на биологически активные точки тела (БАТ) в опреде­ленных сочетаниях и последовательности. Аппаратный массаж - с ис­пользованием различных приспособлений (вибраторы, аппараты под­водного массажа и др.).

Общий лечебный массаж применяется на всех этапах медицинской реабилитации больных в комплексном лечении большинства заболева­ний детского возраста, когда механизм лечебного действия массажа или отдельных его приемов обеспечивает решение соответствующих задач комплексной терапии (восстановление трофики, улучшение репа- ративных процессов, предупреждение атрофий и т. п.). Противопоказа­ния - тяжелое общее состояние, нагноительные процессы кожи и под­кожных образований.

Условия для проведения массажа. К массажисту предъ­являются следующие требования: знание особенностей заболевания и понимание поставленных лечебных задач; безупречное владение тех­никой массажа; развитие тактильной чувствительности и тонкости осязания для определения состояния кожи, подкожных образований и тонуса мышц и их изменения под влиянием массажа. При выполне­нии приемов нужно придать массируемой части тела наиболее выгод­ное положение, обеспечивающее сближение начала и прикрепления массируемых мышц для достижения их расслабления.

Обязательное условие, содействующее эффективности работы мас­сажиста, - контакт с больным, умение создать ему хорошее настрое­ние (с учетом возраста и умственного развития). Обращается внима­ние больного на ощущения, которые возникают при достижении какого-то определенного результата, например расслабления мышц. Это необходимо для того, чтобы в дальнейшем добиться самостоя­тельного воспроизведения такого же ощущения больным, а следова­тельно, обеспечить закрепление полученных результатов. Целесообраз­но во всех случаях, когда необходимо улучшение двигательной функции, сочетать любой вид массажа с физическими упражнениями

При выраженном влиянии ранних тонических рефлексов и наличии порочных поз надо подбирать индивидуальное исходное положение больного при массаже, исключающее возможность усиления патологи­ческих рефлексов. Для этого используются различные валики, подуш­ки, перекидные грузы и другие приспособления. Для проведения мас­сажа (любого) отводится специальное помещение, оборудованное высокой кушеткой или массажным столиком. Перед процедурой его проветривают (температура доводится до 20 - 22 °С). Руки массажиста Должны быть чистыми, теплыми, ногти обрезаны, украшения с паль­цев сняты.

К основным приемам общего лечебного массажа относятся сле­дующие: поглаживание - массирующая рука скользит по коже всей ладонью, не собирая ее в складки и не смещая, производя различ­ное надавливание в зависимости от того или иного приема. Основные приемы плоскостное и охватывающее поглаживание. При плоскост­ном кисть массажиста выпрямлена свободно, пальцы согнуты, движения производятся без напряжения. При охватывающем - кисть как бы охватывает рельеф массируемой части тела и принимает фор­му желоба, большой палец отведен. Движения обоих видов могут быть поверхностными и глубокими. Поверхностное поглаживание способ­ствует расслаблению мышц, улучшает вазомоторную функцию кожных сосудов, стимулирует обменные процессы в коже, повышает ее упругость и эластичность. Глубокое поглаживание способно стимули­ровать лимфоток и кровоток, а также функцию мышц. Поглаживание производится продольно, поперечно, зигзагообразно, кругообразно и спиралевидно. Глубокое поглаживание рекомендуется проводить продольно по ходу лимфатических сосудов, как правило, от периферии к центру, в направлении к ближайшим лимфатическим узлам. Погла­живание обычно выполняется двумя руками параллельно или последо­вательно (в случае необходимости глубокого воздействия наклады­вают одну кисть на другую). Оно производится не только кистью, но и пальцами, боковой поверхностью кисти и пр. Непрерывное поглажи­вание производят, не отнимая рук от массируемой поверхности, а при прерывистом - движения энергичные, ритмичные, короткими рывками.

Вспомогательные приемы: щипцеобразное, граблеобразное, греб­необразное поглаживание и глажение.

Растирание - руки производят надавливание и смещают в разные стороны подлежащие ткани. При этом кисть не скользит по коже, а прямолинейными или круговыми движениями образует впере­ди себя кожную складку в виде валика и осуществляет сдвигание, разъ­единение и растягивание тканей и -«перетирание» патологических уплотнений [Куничев Л. А., 1979]. Растирание оказывает успокаиваю­щее действие на ЦНС, усиливает сократительную способность мышц, развивает ощущение тепла с наличием гиперемии, улучшает процессы тканевого обмена, увеличивает подвижность тканей, обеспечивает растяжение рубцов, спаек, затвердений в мышцах. Растирание выпол­няется пальцами, локтевым краем ладони и опорной частью кисти в продольном, поперечном, зигзагообразном, кругообразном или циркулярном направлениях одной или двумя руками.

Вспомогательные приемы: штрихование, строгание, граблеобраз­ное и гребнеобразное растирание, пиление, пересекание и щипцеобраз­ное растирание.

Разминание предназначено главным образом для воздействия на мышцы; оно усиливает кровообращение массируемого участка, улучшает питание тканей, эластичность и сократительную способность мышц. Продольное разминание производится по ходу мышечных во­локон, при этом мышца как бы ущемляется между тенаром и гипотенаром. Разминание применяется для массажа краев крупных мышц, мышц конечностей, плечевого пояса и туловища; может быть не­прерывным или прерывистым - как стимулирующий прием. Попереч­ное разминание производится в поперечном по отношению к мы­шечным волокнам направлении, при этом надо следить за ритмич­ностью движений и за тем, чтобы рука не соскальзывала. Сухожилия и места прикрепления мышц массируют одной рукой, а затем про­изводят разминание двумя руками в обратном направлении.

Вспомогательные приемы: валяние, накатывание, сдвигание, рас­тяжение, надавливание, подергивание, сжатие, щипцеобразное раз­минание.

Вибрация включает такие приемы, при помощи которых в мас­сируемой ткани возникают колебательные движения различной скоро­сти и амплитуды. Слабая вибрация стимулирует двигательные функ­ции, сильная же способствует понижению нервной возбудимости, а при определенной частоте оказывает обезболивающее действие, улучшая функцию внутренних органов и опорно-двигательного аппа­рата. Вибрация производится непрерывно и прерывисто, ее можно осу­ществлять в продольном, поперечном направлении, зигзагообразно, спиралеобразно и перпендикулярно массируемому.участку. Движения осуществляются одним или несколькими пальцами, ладонной или ты­льной поверхностью последних, ладонью или опорной частью кисти, кулаком, с захватом тканей и т. д. Стабильная вибрация производится на одном месте без перемещения, применяется на болевых точках при невралгиях и т. д. При парезах и параличах производят лабильную ви­брацию вдоль нервных стволов при массаже ослабленных мышц или стабильно на биологически активных точках (БАТ). Для воздействия на внутренние органы кисть перемещают в области проекции данного органа с нежным безболезненным давлением. Непрерывная вибрация усиливает деятельность желез, а нежная способствует расслаблению мышц и снятию утомления, сильная оказывает стимулирующее дей­ствие. Вспомогательные приемы: потряхивание, сотрясение, встряхива­ние, подталкивание. Прерывистая вибрация заключается в нанесении ритмичных одиночных ударов, следующих один за другим.

Разновидности: пунктирование, поколачивание, похлопывание, рубление, стегание.

Сегментарный массаж. Все ткани, органы и системы организма че­ловека представляют единое целое и находятся в определенных взаи­моотношениях. В связи с этим любое заболевание обязательно вызы­вает рефлекторные изменения в сегментарно связанных функцио­нальных образованиях, преимущественно иннервируемых из одних и тех же сегментов спинного мозга. Рефлекторные изменения могут возникать в любой ткани, поддерживая первичный очаг патологии и влияя на него.

Применяя различные приемы лечебного массажа в соответствую­щих зонах, можно добиться изменения функции внутренних органов, двигательного аппарата, трофических процессов, обмена, секреторной деятельности и пр.

А. Е. Щербак, один из основоположников отечественной физиоте­рапии, создал основы сегментарно-рефлекторного массажа и устано­вил особое значение некоторых важных зон.

Шейно-затылочная и верхнегрудная области с включением задней поверхности шеи, затылка, надплечий, верхней части груди и спины имеют название воротниковой зоны. Воздействие в этой зоне может вызвать функциональные изменения в ЦНС. Массаж воротниковой зоны рекомендуется при расстройствах сна, гипертонии, наличии тро­фических нарушений верхних конечностей и др.

Пояснично-крестцовая область охватывает кожу поясницы, яго­диц, нижней половины живота и верхней трети передней поверхности бедер. Поясничный массаж применяется при сосудистых заболеваниях, травмах нижних конечностей и других состояниях.

При выполнении сегментарного массажа, в основном в зонах За­харьина - Геда, используются все основные приемы общего массажа — поглаживание, растирание, разминание и вибрация,-а также и вспо­могательные. Для оказания большего влияния на ЦНС и соответ­ствующие органы и системы сегментарный массаж выполняют пара- вертебрально в области воротниковой или поясничной зоны. Он производится от нижележащих к вышележащим сегментам спинного мозга, приемы выполняются легко, ритмично, без грубых усилий.

Существуют и другие методики рефлекторно-сегментарного мас­сажа. Большое распространение получила методика Н. Leube, Е. Dicke (1948). Техника массажа, предложенная этими авторами, в основном ограничена приемом растирания в виде штриха. Авторами установлен ряд правил: начинать массаж с места выхода нервных стволов на спи­не, задняя и передняя поверхности туловища массируются по напра­влению к позвоночнику и т. д.

Этих же положений придерживаются О. Глезер и В. Далихо (1965). Однако они применяют все основные приемы общего массажа и дополняют их специальными - сверлением, пилением. Рекомендуя использовать зоны Захарьина - Геда, авторы считают положительным моментом ощущение глубокого прогревания тканей при помощи мас­сажа, сохраняющегося в течение нескольких часов. При наличии гипер­тонуса мышц авторы предлагают применять приемы легкой вибрации и сверления. После выполнения приема сверления применяют массаж отдельных участков тела (лопаточная область, область таза, конеч­ности).

Другие авторы [Бортфельд С. А. и др., 1979] для расслабления мышц плечевого и тазового пояса рекомендуют втирание паравертебрально (по месту выхода нервных стволов) мази доктора В. М. Пигина (ланолин, персиковое масло по 45 частей и анестезин - 10 ча­стей), что помогает уменьшить поток патологической импульсации и создать благоприятные условия для восстановления координации движений. Применяются: растирание, а затем с некоторым давлением глубокое растирание массируемого участка до состояния выраженного прогревания. В заключение рекомендуется производить легкую вибра­цию по сегментарным точкам или на всем протяжении массируемой зоны, заканчивая ее легким поглаживанием. После процедуры необхо­димо одеть больного, чтобы дольше сохранить тепло.

Сегментарный массаж всех видов при нарушениях двигательных функций необходимо сочетать с занятиями физическими упражнения­ми для закрепления полученных результатов.

Точечный массаж. Пальцевое воздействие на точки известно давно. Еще в древности при лечении ребят вместо иглоукалывания применяли надавливание на точку пальцем (метод прессации, пальцевой чжень). В настоящее время ряд авторов из разных стран для улучшения функ­ций опорно-двигательного аппарата у взрослых и ребят, у больных и спортсменов рекомендуют применение точечного массажа по так на­зываемым БАТ.

Являясь разновидностью чжень-цзю-терапии, точечный массаж ча­сто сочетается как с иглотерапией, так и с различными способами про­гревания по точкам. В отличие от общего и сегментарного массажа пальцевое воздействие на точки может быть более тонким и диффе­ренцированным. Оно осуществляется на той же рефлекторной основе, непосредственно влияя на определенные рецепторы, находящиеся в по­кровах тела в области микрозоны данной точки [Тыкочинская Э. Д.,1978]. Точечный массаж применяется у ребят с заболеваниями ЦНС и периферическими нарушениями двигательных функций, а также при травмах головного и спинного мозга. Этот вид массажа способствует восстановлению реципрокных отношений мышц-антагонистов и выра­ботке условных рефлексов, что содействует нормальной координации движений и ликвидации патологического двигательного стереотипа.

При выполнении точечного массажа применяются различные спо­собы давления (одним, двумя пальцами), а также приемы общего мас­сажа: растирание, вибрация, пунктация, штрихование, надавливание.

Эффективными оказались приемы, заимствованные из иглотерапии в виде тормозного и возбуждающего методов. Они различаются ме­жду собой по интенсивности, характеру и длительности раздражения [Бортфельд С. А., 1971]. В зависимости от поставленной лечебной за­дачи можно использовать следующие варианты применения точечного массажа, местное - на отдельные мышцы при диагностике двига­тельных нарушений и при избирательных приемах воздействия на мы­шцы, зональное, которое эффективно при необходимости воздействия в определенной зоне (воротниковой или поясничной) или в области определенного сустава, системное, необходимое для формирования физиологических синергий или для разрушения их патологических про­явлений (воздействуя последовательно или одновременно на ряд точек с аналогичным воздействием, размещенных на конечности); сегмен­тарное, применяемое в сочетании с сегментарным массажем или само стоятельно на сегментах позвоночника паравертебрально для воздей­ствия на мышцы определенной части тела (конечности, шея, туловище) (рис. 1, 2, 3).

Особо нужно подходить к использованию так называемых точек общего воздействия. Как правило, они включаются в избранную се­рию точек (1-2) всегда с двух сторон, тормозным методом для нор­мализации состояния ЦНС.

Так же как и при других видах массажа, в случаях восстановления двигательных функций, точечный массаж в процессе тренировки от­дельных движений и поз обязательно должен сочетаться с занятиями физическими упражнениями. Поэтому в отличие от других видов мас­сажа его включают, по мере необходимости, в ходе занятий.

Массаж в раннем возрасте. Применение массажа у ребят раннего возраста имеет ряд особенностей, связанных с его использованием в качестве средства физического воспитания у здоровых ребят и более широкими возможностями сочетания с физическими упражнениями для решения лечебных задач при заболеваниях и травмах. Тактильные раздражения при массаже оказывают положительное влияние на раз­витие ребенка. Так, психологи связывают с воздействием поглаживаю­щего массажа возникновение первых речевых реакций у ребенка - гу­ления, лепета. Это объясняется относительно ранним развитием проводящих путей кожного анализатора, в то время как зрительное и слуховое сосредоточение еще отсутствует. Благотворное влияние приемов массажа на физиологические и биохимические процессы в ко­же и мышцах обеспечивает подготовку опорно-двигательного аппара­та к двигательным реакциям, а также ускоряет восстановительные процессы после мышечной работы, в связи с чем массаж может широ­ко использоваться во вводной и заключительной частях занятий лечеб­ной физкультурой с детьми раннего возраста. Положительное эмоцио­нальное действие массажа способствует более быстрому образованию условных двигательных рефлексов при выполнении гимнастических Упражнений, назначаемых при задержке моторного развития. Массаж У ребят раннего возраста Используется и как средство отдыха, разгруз­ки между упражнениями в тех случаях, когда другие способы уменьше­ния физической нагрузки неприменимы. Теоретические основы масса­жа и практические его приемы для ребят первых 3 лет жизни разработаны под руководством действительного члена АМН СССР проф. А. Ф. Тура его учениками и сотрудниками М. Г. Рысс, К. Д. Гу­берт, М. И. Фонаревым и др. В первые 3 мес жизни ведущим приемом массажа является поглаживание, способствующее снижению по­вышенного тонуса сгибательной мускулатуры и уравновешиванию сгибателей и разгибателей. Такое действие массажа активизирует разви­тие координированных двигательных реакций, направленных на сохранение позы и изменение положения тела в пространстве, а также развитие тонких ручных действий по захватыванию и удерживанию предметов. По мере выравнивания тонуса мускулатуры и появления позных реакций включаются более энергичные приемы массажа - ра­стирание, разминание и вибрация. Техника всех приемов массажа в раннем возрасте соответствует общим требованиям, предъявляемым к массажу, однако является более щадящей, так как следует учитывать анатомо-физиологические особенности ребят первых лет жизни. При поглаживании массирующая рука легко скользит по коже ребенка, не смещая ее; у ребят раннего возраста применяется поверхностное пло­скостное и охватывающее поглаживание по ходу лимфотока. Прием растирания выполняется преимущественно пальцами кисти масса­жиста со смещением кожи ребенка относительно подкожных образова­ний. Направление массажных движений спиралевидное, до растирания и после него проводится поглаживание. Разминание проводится с учетом толщины кожно-мышечного валика и степени давления, ис­пользуется в основном поперечное разминание. Вибрация осущест­вляется тыльной стороной полусогнутых пальцев расслабленной ки­сти, степень воздействия регулируется постепенным увеличением числа массирующих пальцев - от 1 до 4.

Предисловие

Лечебную физкультуру (ЛФК) и массаж все шире при­

меняют при лечении различных заболеваний и травм, а так­

же в целях реабилитации. Особенно возросла роль этих ме­

тодов при лечении больных, у которых ряд лекарственных

веществ вызывает аллергию. ЛФК и массаж не оказывают

побочных отрицательных явлений, аллергии.

Научно-технический прогресс изменил условия жизни

людей, но наряду с благами он привнес и отрицательно вли­

яющую на человека ограниченную двигательную актив­

ность - гипокинезию. Гипокинезии сопутствует гиподина­

мия - снижение силы мышц. Ограничение двигательной

активности, возросшее нервно-психическое перенапряжение

обусловили распространение вредных привычек- курение,

злоупотребление алкоголем и даже наркотиками. Эти фак­

торы увеличивают возможность заболевания, их называют

факторами риска.

Применение ЛФК, массажа противодействует гипокине­

зии, уменьшает факторы риска, особенно при сердечно-сосу­

дистых заболеваниях, нарушениях обмена веществ. ЛФК

и массаж оказывают разностороннее благоприятное воздей­

ствие на организм. Однако при этом возможны плохая пе­

реносимость и даже обострение процесса при применении

неправильных методик, при назначении их в такой фазе за­

болевания, когда они противопоказаны.

При каждой форме заболевания необходимо применять

частные методики ЛФК, массажа и строить их в зависимо­

сти от особенностей этиологии, понимания сущности патоге­

неза заболевания, клинических форм течения его, функцио­

нального состояния организма, а также с учетом специфики

физических упражнений и приемов массажа.

ЛФК и массаж проводят инструкторы ЛФК и массажи­

сты. В лечебных учреждениях это специалисты со средним

медицинским образованием или педагоги физвоспитания

с высшим образованием.

К сожалению, при обучении в средних медицинских учеб­

ных заведениях будущие фельдшера, медицинские сестры

получают крайне ограниченные знания по ЛФК и массажу.

Последний учебник по этим предметам был издан в 1987 г.

Будущие педагоги физвоспитания при изучении этих дисцип­

лин в вузах также испытывают большие трудности из-за

отсутствия необходимых знаний в области клинической ме­

6 llj)educJip

В настоящее время инструкторы ЛФК и массажисты

лечебных учреждений должны иметь сертификат специали­

ста, который выдается после подготовки на курсах специа­

лизации, усовершенствования и сдачи квалификационного

экзамена. Каждые пять лет сертификат следует подтверж­

дать экзаменом.

Значительные трудности при этом возникают из-за отсут­

ствия учебника, учебного пособия, позволяющего полноцен­

но подготовиться к сдаче экзамена. Специалистам с высшим

физкультурным образованием к тому же необходимо вос­

полнить пробел знаний в вопросах обоснования методик

ЛФК, массажа, построенных с учетом понимания клиниче­

ских особенностей заболевания, травм.

Таким образом, для получения сертификата необходимы

знания по специальности, а также о сущности заболеваний,

травм для понимания клинико-физиологического построе­

ния методик с обязательным учетом анатомо-топографиче-

ских показателей, особенностей воздействия физических

упражнений и каждого из приемов массажа.

В соответствии с современными требованиями (приказ МЗ

РФ №249 от 19.08.1997 г.) при сдаче квалификационного

экзамена инструкторы ЛФК должны владеть массажем и

применять его в сочетании с пассивными упражнениями,

а массажисты должны уметь проводить занятия по лечебной

гимнастике.

В учебниках, руководствах по ЛФК в крайне небольшом

объеме, не полно представлен массаж, в литературе по мас­

сажу не освещены вопросы ЛФК.

Эти предпосылки побудили представить в данном пособии

как общие основы ЛФК и массажа, так и частные методики

их применения.

Это первый опыт издания подобного пособия, и мы будем

весьма признательны читателям за замечания и пожелания.

Глава 1

Понятие о предмете и краткая история

развития лечебной физкультуры

Понятие о предмете

Л е ч е б н а я ф и з к у л ь т у р а - самостоятедьная на­

учная дисциплина. В медицине это метод лечения, исполь­

зующий средства физической культуры для профилактики,

лечения, реабилитации и поддерживающей терапии. ЛФК

формирует у человека сознательное отношение к занятиям

физическими упражнениями и в этом смысле имеет воспи­

тательное значение; развивает силу, выносливость, коорди­

нацию движений, прививает навыки гигиены, закаливания

организма естественными факторами природы. ЛФК осно­

вывается на современных научных данных в области меди­

цины, биологии, физической культуры.

Основным средством ЛФК являются физические упраж­

нения, применяемые в соответствии с задачами лечения,

с учетом этиологии, патогенеза, клинических особенностей,

функционального состояния организма, степени общей фи­

зической работоспособности.

Лечебная физкультура:

*- естественный биологический метод, так как использует

присущую организму функцию движения;

Метод неспецифической терапии, но в то же время от­

дельные виды упражнений могут влиять на определен­

ные функции организма;

Метод патогенетической терапии, в связи с возможно­

стью физических упражнений влиять на реактивность

организма;

Метод активной функциональной терапии, так как при­

спосабливает организм больного к повышающимся фи­

Метод поддерживающей терапии на этапах медицинской

реабилитации у людей пожилого возраста;

Метод восстановительной терапии в комплексном лече­

нии больных.

Характерной особенностью ЛФК является процесс трени­

ровки больных физическими упражнениями.,

Глава 1

Различают общую и специальную тренировку:
- общая тренировка направлена на оздоровление, укреп­

ление организма больного с помощью общеукрепляю­
щих упражнений;

- специальная тренировка осуществляется упражнения­

ми, целенаправленно воздействующими на пораженный

орган, область травмы.

М а с с а ж - м е т о д лечения, профилактики, реабилитации

после заболеваний и оздоровления, представляющий собой

совокупность приемов механического, дозированного воз­

действия на различные участки поверхности тела человека,

производимого руками массажиста или специальными аппа­

ратами. Для достижения положительного результата при

применении массажа необходимо дифференцировать мето­

дику его в зависимости от этиологии, патогенеза, клиничес­

ких особенностей, функционального состояния центральной

нервной системы (ЦНС), характера влияния различных при­

емов на организм.

ЛФК и массаж широко применяются в комплексе с дру­

гими методами при заболеваниях и травмах, а также могут

являться самостоятельными методами лечения многих хро­

нических заболеваний и последствий травм: при параличах,

парезах, искривлениях позвоночника, эмфиземе, последст­

виях перелома костей и др.

ЛФК находит применение в до- и послеродовом периодах.

Массаж и физические упражнения способствуют более со­

вершенному психо-физическому развитию здоровых детей и

используются в яслях, детских садах, домашних условиях.

Краткая история развития ЛФК

Физические упражнения с целью лечения и профилак­

тики применялись в глубокой древности, за 2 тыс. лет до

нашей эры в Китае, Индии. В Древнем Риме и Древней Гре­

ции физические упражнения и массаж были неотъемлемы­

ми в быту, военном деле, при лечении. Гиппократ (460-

370 гг. до н. э.) описал применение физических упражнений

и массажа при болезнях сердца, легких, нарушениях обмена

веществ и др. Йбн-Сина (Авиценна, 980-1037) осветил в

своих трудах методику применения физических упражне­

ний для больных и здоровых, подразделяя нагрузки на ма­

лые и большие, сильные и слабые, быстрые и медленные.

В эпоху Возрождения (XIV-XVI вв.) физические упраж-

Понятие, о предмете и краткая история развития ЛФК 9

нения пропагандировались как средство для достижения

гармонического развития.

В России выдающиеся клиницисты, такие, как М. Я. Муд-

ров (1776-1831), Н.И.Пирогов (1810-1881), С.П.Боткин

(1831-1889), Г.А.Захарьин (1829-1897), А.А.Остроумов

(1844-1908), придавали важное значение применению физи­

ческих упражнений в практике лечения.

Труды П.Ф.Лесгафта (1837-1909), В. В. Гориневского

(1857-1937) способствовали пониманию единства умствен­

ного и физического воспитания для более совершенного раз­

вития человека.

Открытия великих физиологов - И. М. Сеченова (1829-

1922), лауреата Нобелевской премии И. П. Павлова (1849-

1936), Н. Е. Введенского (1852-1922), обосновавших значе­

ние ЦНС для жизнедеятельности организма, - повлияли на

развитие нового подхода к всесторонней оценке больного че­

ловека. Лечение болезней уступает место лечению больного.

В связи с этим в клинике начинают шире распространяться

идеи функциональной терапии и ЛФК, являясь таким мето­

дом, нашла признание и широкое применение.

Впервые в период 1923-1924 гг. ЛФК была введена в сана­

ториях и на курортах. В 1926 г. И. М. Саркизов-Серазини

(1887-1964) возглавил первую кафедру ЛФК в Московском

институте физической культуры, где получили подготовку

будущие первые доктора и кандидаты наук (В. Н. Мошков,

В. К. Добровольский, Д. А. Винокуров, К. Н. Прибылов и др.).

Учебники по лечебной-физкультуре И. М. Саркизова-Сера-

зини выдержали ряд изданий. Первый нарком здравоохра­

нения Н.А.Семашко (1874-1949) придавал важное значе­

ние лечебной физкультуре. По его инициативе в начале 30-х

годов в ряде научно-исследовательских институтов открыва­

ются отделения, создаются кафедры лечебной физкультуры

в институтах усовершенствования врачей и некоторых меди­

цинских вузах. Большая роль в организации врачебно-физ-

культурной службы принадлежит Б.А.Ивановскому (1890-

1941), с 1931 г. заведовавшему кафедрой врачебного контро­

ля и лечебной физкультуры Центрального института усовер­

шенствования.врачей.

В 30-е и 40-е годы изданы монографии, руководства, посо­

бия по лечебной физкультуре (В. В. Гориневская, Е.Ф.Дре-

винг, М.А. Минкевич и др.).

В годы Великой Отечественной войны лечебная физкуль­

тура широко использовалась в госпиталях.

В 50-е годы создаются врачебно-физкультурные диспансе­

ры для медицинского обеспечения занимающихся физкуль-

Глава 1

турой и спортом, организационно-методического руковод­

ства по лечебной физкультуре. Во всех медицинских вузах

организуются кафедры лечебной физкультуры и врачебного

контроля, в медицинских училищах проводятся занятия по

лечебной физкультуре и массажу.

В 1941 г. кафедру лечебной физкультуры и врачебного

контроля в Центральном институте усовершенствования

врачей и отделение лечебной физкультуры в Институте

физиотерапии -=-, в последующем в Центральном институте

курортологии и физиотерапии МЗ СССР - возглавил член-

корреспондент АМН СССР В.Н.Мошков. Плодотворная пе­

дагогическая и научная деятельность В. Н. Мошкова нашла

широкое признание" в стране и за рубежом, он является

основоположником современной школы лечебной физкуль­

туры, им написаны монографии по всем основным направ­

лениям лечебной физкультуры, подготовлено большое число

докторов и кандидатов наук, которые возглавили кафедры,

отделения в вузах и научно-исследовательских институтах

В 60-90-е годы значительно увеличилось число специали­

стов высокой квалификации, защитивших докторские и

кандидатские диссертации (Э.Ф.Андреев, Н.М.Бадридзе,

И. Б. Героева, Н. А. Гукасова, С. А. Гусарова, В. А. Епифанов,

О. Ф. Кузнецов, Б. А. Поляев, С. Д. Поляков, Н. Н. Прокопь-

ев, В. А. Силуянова, Э. В. Сокова, О. В. Токарева, Н. В. Фоке-

ева, С.В.Хрущев, А.В.Чоговадзе и многие другие).

В настоящее время в Москве успешно ведут подготовку

специалистов и научную работу кафедры в Российском госу­

дарственном медицинском университете (зав. кафедрой

Б. А. Поляев), Московском государственном медико-стомато­

логическом университете (зав. кафедрой В.А.Епифанов),

Российской медицинской академии последипломного обра­

зования (зав. кафедрой К. П. Левченко) и других медицин­

ских высших учебных заведениях России.

В ряде стран Европы принят термин кинезитерапия, а не

лечебная физкультура. В связи с проведением международ­

ных конференций, научных контактов с зарубежными спе­

циалистами, совместных исследований в России успешно

функционирует Ассоциация специалистов кинезитерапии и

спортивной медицины (президент, С. В.Хрущев). Ассоциа­

ция ежегодно проводит международные конференции по ак­

туальным проблемам специальности.

Глава 2

Влияние физических упражнений
на организм

Ф и з и ч е с к и е у п р а ж н е н и я - это естественные

и специально подобранные движения, применяемые в ЛФК

и физическом воспитании. Их отличие от обычных движе­

ний заключается в том, что они имеют целевую направлен­

ность и специально организованы для укрепления здоровья,

восстановления нарушенных функций.

Действие физических упражнений тесно связано с физио­

логическими свойствами мышц. Каждая поперечнополоса­

тая мышца состоит из множества волокон. Мышечное во­

локно обладает способностью отвечать на раздражения са­

мой мышцы или соответствующего двигательного нерва,

т. е. возбудимостью. По мышечному волокну проводится

возбуждение - это свойство обозначают как проводимость.

Мышца способна изменять свою длину при возбуждении)
что определяется как сократимость. Сокращение иди

ного мышечного волокна проходит дне фазы: COKpi «кия

с расходованием энергии и расслабления с восстанов 1енн

ем энергии.

В мышечных волокнах во время работы происходят слож­

ные биохимические процессы с участием кислорода (аэроб­

ный обмен) или без него (анаэробный обмен). Аэробный об­

мен доминирует при кратковременной интенсивной мышеч­

ной работе, а анаэробный - обеспечивает умеренную физи­

ческую нагрузку в течение длительного времени. Кислород

и вещества, обеспечивающие работу мышцы, поступают

с кровью, а обмен веществ регулируется нервной системой.

Мышечная деятельность связана со всеми органами и систе-.

мами по принципам моторно-висцеральных рефлексов; фи­

зические упражнения вызывают усиление их деятельности.

Сокращения мышц происходят под влиянием импульсов

Центральная нервная система регулирует движения, по­

лучая импульсы от проприорецепторов, которые находятся

в мышцах, сухожилиях, связках, капсулах суставов, надко­

стнице. Ответная двигательная реакция мышцы на раздра­

жение называется рефлексом. Путь передачи возбуждения

от проприорецептора в ЦНС и ответная реакция мышцы со­

ставляют рефлекторную дугу.

Физические упражнения стимулируют физиологические

процессы в организме через нервный и гуморальный меха-

Глава 2

низмы. Мышечная деятельность повышает тонус ЦНС, из­

меняет функцию внутренних органов и особенно системы

кровообращения и дыхания по механизму моторно-висце-

ральных рефлексов. Усиливаются воздействия на мышцу

сердца, сосудистую систему и экстракардиальные факторы

кровообращения; усиливается регулирующее влияние кор­

ковых и подкорковых центров на сосудистую систему. Фи­

зические упражнения обеспечивают более совершенную

легочную вентиляцию и постоянство напряжения углекис­

лоты в артериальной крови.

Физические упражнения осуществляются с одновремен­

ным участием и психической, и физической сферы человека.

Основой в методе лечебной физкультуры является процесс

дозированной тренировки, который развивает адаптацион­

ные способности организма.

Под воздействием физических упражнений нормализуется

состояние основных нервных процессов - повышается возбу­

димость при усилении процессов торможения, развиваются

тормозные реакции при патологически выраженной повы­

шенной возбудимости. Физические упражнения формируют

новый, динамический стереотип, что способствует уменьше­

нию или исчезновению патологических проявлений.

Поступающие в кровь продукты деятельности желез внут­

ренней секреции (гормоны), продукты мышечной деятель­

ности вызывают сдвиги в гуморальной среде организма. Гу­

моральный механизм во влиянии физических упражнений

является вторичным и осуществляется под контролем нерв­

ной системы.

Физические упражнения:
- стимулируют обмен веществ, тканевой обмен, эндокрин­

ную систему;

Повышая иммунобиологические свойства, ферментатив­

ную активность, способствуют устойчивости организма

к заболеваниям;

Положительно влияют на психоэмоциональную сферу,

улучшая настроение;

Оказывают на организм тонизирующее, трофическое,

нормализующее влияние и формируют компенсаторные

Для понимания благоприятного влияния ЛФК следует

оттенить роль теории моторно-висцеральных рефлексов

М. Р. Могендовича (1975), суть которой состоит в том, что

любое упражнение для мышц сопровождается изменениями

в состоянии внутренних органов.

Влияние физических упражнений на организм

Тонизирующее действие выражается в восстановлении на­

рушенных моторно-висцеральных рефлексов, что достига­

ется выбором физических упражнений, целенаправленно

повышающих тонус тех органов, где он более снижен.

Трофическое действие проявляется при повреждении тка­

ней или их гипотрофии. Трофика - это совокупность про­

цессов клеточного питания, обеспечивающих постоянство

структуры и функции ткани, органа. Под влиянием физи­

ческих упражнений ускоряется рассасывание погибших

элементов за счет улучшения местного кровообращения.

Для замещения дефекта повышается доставка строитель­

ных белков, которые образуют новые структуры взамен

погибших. При атрофиях уменьшается объем ткани, что

сопровождается дегенеративными изменениями в них.

Поэтому для восстановления с помощью физических уп­

ражнений необходимо длительное время.

Формирование компенсации происходит при нарушении ка­

кой-либо функции организма. В этих случаях специально

подобранные физические упражнения помогают использо­

вать непораженные системы. Например, при утрате функ­

ции сгибания руки в локтевом суставе используют движе­

ния мышц плечевого пояса.

Нормализацию функций физические упражнения обеспечи­

вают, способствуя торможению патологических условно-

рефлекторных связей и восстановлению нормальной регу­

ляции деятельности всего организма. Например, упраж­

нения на внимание усиливают процессы торможения, а

быстрый темп усиливает возбудительные процессы.

На основе данных многочисленных клинико-физиологиче-

ских исследований и наблюдений применения ЛФК у боль­

ных, проведенных отечественными учеными (1946-1992),

сформулированы""

следующие положения лечебно-профи­

лактического действия физических упражнений.

4- Это действие базируется на общепринятом принципе ней­

рофизиологии о нервно-рефлекторном механизме.

Физические упражнения вызывают в организме больного

неспецифические физиологические реакции, стимуляцию

деятельности всех систем и организма в целом.

Специфичность влияния ЛФК состоит в том, что при при­

менении физических упражнений осуществляется трени­

ровка, которая способствует повышению двигательной

активности и физической работоспособности.

Журавлева А. И. , 1993.

Глава 2

Патогенетическое действие ЛФК обусловлено тем, что

физические упражнения направлены на улучшение функ­

ций пораженных систем и органов, а также на патогене­

тические звенья заболеваний.

ЛФК является биологическим стимулятором, усиливая

защитно-приспособительные реакции организма. В их

развитии большая роль принадлежит адаптационно-тро­

фической функции симпатической, нервной системы.

Стимулирующее действие проявляется усилением про-

приоцептивной афферентации, повышением тонуса ЦНС,

активацией всех физиологических функций биоэнергети­

ки, метаболизма, повышением функциональных возмож­

ностей организма.

Компенсаторное действие обусловлено активной мобили­

зацией всех его механизмов, формированием устойчивой

компенсации пораженной системы, органа, компенсатор­

ным замещением утраченной функции.

Трофическое действие состоит в активации трофической

функции нервной системы, улучшении процессов фермен­

тативного окисления, стимуляции иммунных систем, мо­

билизации пластических процессов и регенерации тка­

ней, нормализации нарушенного обмена веществ.

В результате всех этих процессов происходит психоэмо­

циональная разгрузка и переключение, адаптация к бы­

устойчивости к неблагоприятным факторам внешней и

внутренней среды, вторичная профилактика хронических

болезней и инвалидизации, повышение физической рабо­

тоспособности.

Заболевания и повреждения сопровождаются ограничени­

ем двигательной активности и вынуждают больного к аб­

солютному или относительному покою. Эта гипокинезия

проводит к ухудшению функций всех систем организма, а

не только двигательного аппарата. ЛФК уменьшает вред­

ное влияние гипокинезии и является профилактикой и

устранением гипокинетических расстройств.

Влияние ЛФК на больного зависит от силы и характера

физического упражнения и ответной реакции -организма

на это упражнение. Ответная реакция зависит также от

тяжести заболевания, возраста больного, индивидуаль­

ных особенностей реагирования, физической подготовлен­

ности, психологического настроя. Поэтому дозировка фи­

зических упражнений должна назначаться с учетом этих

факторов.

Глава 3

Науку о законах движения человека и животных на­

зывают биомеханикой. Для правильного и обоснованного

применения лечебной физкультуры в лечении, больных не­

обходимо понимать закономерности движений человека.

Для регистрации состояния тела человека принято разли­

чать три основные (воображаемые) плоскости тела:

- сагиттальная, или переднезадняя, разделяет тело или

любую его часть на левую и правую половины (отделы),

причем сагиттальную плоскость, проходящую через сере­

дину тела, называют срединной плоскостью;

- горизонтальная плоскость пересекает тело поперечно,

разделяя его на головной (краниальный) и хвостовой (ка-

удальный) отделы. Горизонтальная плоскость, проведен­

ная на любой конечности, делит ее на проксимальный

- фронтальная плоскость (параллельная поверхности лба)

делит тело и его части на передний (вентральный) и за­

дний (дорзальный) отделы.
Все три плоскости располагаются перпендикулярно друг

В суставах различают следующие движения: сгибание,

разгибание, отведение (наружу), приведение (внутрь), вра­

щение или ротация (поворот внутрь и наружу). Поворот

внутрь называют еще пронацией, поворот наружу - супина­

цией. В некоторых суставах (например, в плечевом, тазобед­

ренном, лучезапястном) возможны еще круговые движения.

В соединении двух костных звеньев посредством сустава

(биокинетическая пара) возможности движения определя­

ются строением сустава, воздействием мышц, ограничиваю­

щим действием капсулы и связок сустава.

Подвижность сустава зависит от возраста, пола, индивиду­

альных особенностей, функционального состояния нервной

системы. У женщин, молодых людей подвижность больше.

Н. А. Гукасова (1997) для специалистов ЛФК систематизи­

ровала данные одного из основных направлений биомехани­

ки - динамической анатомии человека. Динамическая ана­

томия изучает функции мышц и влияние тяжести тела на

его положение как в покое, так и при движениях (в статике

и динамике).

Глава 3

Для специалистов ЛФК важны правильный выбор исход­

ных положений в процедурах лечебной гимнастики, подбор

специальных и общеразвивающих упражнений, их дозиров­

ка. Для этого необходимы знания из биомеханики законов

рычагов, «степеней свободы», состояния тонуса мышц -

синергистов и антагонистов.

Движения человека осуществляются по законам рычагов.

Рычаги - это отдельные костные звенья человеческого те­

ла, например кости плеча, предплечий, бедренные кости,

кости голеней, стоп, головы, позвоночника- На каждое кост­

ное звено обычно действуют две силы: мышечная и сила тя­

жести данного костного звена. В зависимости от места при­

ложения сил по отношению к точке опоры рычага или оси

вращения различают «рычаги равновесия», «рычаги скоро­

сти» и «рычаги силы».

Р ы ч а г I р о д а - «рычаг равновесия», у которого силы

располоисены по обе стороны от точки опоры (оси вращения)

и направлены в одну сторону. Плечом рычага считают пер­

пендикуляр, опущенный из точки опоры рычага (оси враще­

ния) на направление мышечной силы или тяжести; плечо

рычага соответствует расстоянию от точки опоры рычага до

точки приложения сил (рис. 1).

Рычаги I рода: а - с равными плечами; б - с неравными плечами.

О МА - мышечная сила; ТВ - сила
ОА - плечо рычага

мышечной силы; ОВ -

плечо рычага силы тяжести

По закону рычага I рода происходят движения головы,

позвоночника. При асимметричном изменении мышечной

силы, силы тяжести костного звена возникает нарушение

равновесия рычага, и это клинически проявляется наруше­

нием осанки в сагиттальной или фронтальной плоскости.

Понятие о биомеханике движений

Для правильного выбора физических упражнений необхо­

димо знать причины, вызвавшие нарушение функции равно­

весия. Так, при односторонних радикулитах необходимо

снизить* мышечный тонус на стороне поражения мышц, осу­

ществляющих движение головы, позвоночника, применяя

упражнения на расслабление, корригирующие исходные

положения, массаж. При нарушениях осанки у детей, ослаб­

ленных больных, наоборот, следует использовать упражне­

ния и приемы массажа, способствующие укреплению ослаб­

ленных мышечных групп, повышению их тонуса. У больных

после частичной или полной ампутации конечности проис­

ходит уменьшение тяжести костного звена, поэтому следует

применять упражнения, способствующие наращению мы­

шечной массы на стороне ампутации, и обучать больного

расслаблять мышцы противоположной конечности и пользо­

ваться протезом для восстановления равенства моментов

вращения сил.

Когда сгибают, наклоняют, поворачивают голову, тулови­

ще, происходит выведение рычага из состояния равновесия.

Момент вращения одной силы становится больше или мень­

ше момента вращения другой силы. Тело возвращается в со­

стояние исходного равновесия при восстановлении первона­

чального равенства моментов вращения сил.

Движения конечностей происходят преимущественно по за­

кону р ы ч а г о в II р о д а. Рычагом II рода называется

такой рычаг, у которого силы, приложенные к нему, распо­

ложены по одну сторону от точки опоры или оси вращения и

направлены в разные стороны. Этот рычаг имеет две разно­

видности в зависимости от того, какая сила (сила тяжести

или мышечная) будет расположена ближе к точке опоры

(оси вращения). Если сила тяжести находится ближе к точке

опоры и плечо ее рычага меньше плеча рычага мышечной

силы, то такой рычаг II рода называется «рычагом силы»

(рис. 2, а). Если мышечная сила расположена ближе к точке

опоры и плечо ее рычага меньше, чем плечо рычага силы тя­

жести, то такой рычаг II рода называется «рычагом скоро­

сти» (рис. 2, б). " " -

Движение- стопы во время подъема на носки - пример*

движения по закону «рычага силы». В этом движении точ­

кой опоры служат головки плюсневых костей, сила тяжести

тела проходит через тазобедренные суставы, кости бедра, го­

лени, таранные кости и давит вниз, а мышцы задней повер­

хности голени противодействуют силе тяжести и стремятся

удержать тело в состоянии равновесия при его положении

стоя на носках. При этом имеет место равенство моментов

Глава 3

Рычаги II рода: а - рычаг силы; б - рычаг скорости.

О - ось вращения, или точка опоры; МА - мышечная сила; ТВ - сила

тяжести данного костного звена; ОА - плечо рычага мышечной силы; ОВ -

плечо рычага силы тяжести

вращения силы тяжести и мышечной силы. Если мышцы,

расположенные по задней поверхности голени, слабые, па­

циент не сможет удержаться в равновесии, стоя на носках,

так как момент вращения мышечной силы будет меньше,

чем момент вращения силы тяжести. В этом случае равнове­

сие нарушится, и человек будет стремиться встать на пол­

ную ступню. Поэтому необходимы упражнения для укреп­

ления мышц, расположенных на задней поверхности го­

лени, т. е. мышц - сгибателей стопы (трехглавая мышца

голени, подошвенная мышца, задняя большеберцовая мыш­

ца, длинный сгибатель пальцев, длинная и короткая мало­

берцовые мышцы). Кроме того, следует посоветовать паци­

енту уменьшить массу тела (похудеть), если вес его превы­

шает нормальные показатели.

Примером движения по закону «рычага скорости» слу­

жит сгибание руки в локтевом суставе.

Знание законов рычагов I и II рода помогает правильно

выбирать наиболее оптимальные исходные положения (ИП)

для выполнения физических упражнений. Так, для укреп­

ления прямых мышц живота необходимо постепенно увели­

чивать момент вращения силы тяжести туловища за счет

изменения длины плеча рычага, или массы туловища, или

того и другого вместе. Изменение плеча рычага может быть

достигнуто за счет изменения положения туловища. Сгиба­

ние и разгибание туловища сначала выполняются в исход­

ном положении сидя на стуле, на полу. Так обеспечивают

щадящее воздействие на прямую мышцу живота. По мере

Понятие, о биомеханике движений

адаптации постепенно следует переходить к более нагрузоч­

ным ИП: лежа на спине, лежа на спине поперек гимна­

стической скамейки, касаясь головой и ногами пола. Такое

изменение ИП дает возможность постепенно увеличивать

плечо рычага силы тяжести туловища. Усилить воздействие

на прямую мышцу живота можно, увеличив массу тела за

счет выполнения упражнений с отягощением (гантели, ме-

дицинболы), с сопротивлением (резиновые бинты). Удлине­

ние плеча рычага силы тяжести с одновременным увеличе­

нием самой силы тяжести - еще один вариант для укреп­

ления силы этой мышцы.

Другой пример. У больного после перелома в верхней тре­

ти плечевой кости имеются последствия. Возникает необхо­

димость укрепить отводящие мышцы плеча (средние пучки

дельтовидной мышцы, надостную мышцу) для восстановле­

ния подвижности в плечевом суставе. В первой половине

курса лечения для этих ослабленных мышц следует создать

облегченные условия за счет уменьшения момента враще­

ния силы тяжести руки и плеча рычага силы тяжести. Пле­

чо рычага силы тяжести руки молено уменьшить за счет

выполнения отведения в плечевом суставе рукой, согнутой

в локтевом суставе. При этом плечо рычага силы тяжести

руки уменьшится почти в 2 раза.

Для уменьшения веса конечности следует отводить руку

больного с помощью руки методиста или подвесив ее на

лямках, используя блоки, выполняя упражнения в воде. Во

второй половине курса лечения необходимо укреплять и на­

ращивать силу отводящих мышц плеча. Для этого упражне­

ния следует выполнять с полным рычагом (отведение пря­

мой руки в сторону), с удлиненным рычагом силы тяжести

конечности (упражнения с булавами, гимнастическими цап­

ками), с отягощением, т.е. увеличением силы тяжести ко­

нечности (гантели, медицинболы), с сопротивлением (рези­

новые бинты, эспандеры).

Для восстановления подвижности в том или ином суставе

необходимо знать возможные" направления его движений.

У свободного, незакрепленного тела имеется шесть степеней

три поступательных движения в направлениях:

Переднезаднем (вперед, назад),
- поперечном (вправо, влево),
- вертикальном (вверх, вниз);

три вращательных движения вокруг указанных выше

Глава 3

В опорно-двигательном аппарате все костные звенья сое­

динены друг с другом.
Трехосные суставы имеют три степени свободы, это - са­

мые подвижные суставы. К ним относятся сочленение

головы с позвоночником, сочленение позвонков между со­

бой, плечевой, плечелучевой, грудино-ключичный, тазо­

бедренный суставы. Эти суставы по форме - шаровидные

или ореховидные. В них возможны движения вокруг трех

взаимно перпендикулярных осей (переднезадней, попе­

речной, вертикальной) и внутри трех взаимно перпен­

дикулярных плоскостей (фронтальной, сагиттальной и го­

ризонтальной). Плоскости движения располагаются пер­

пендикулярно осям вращения.

В трехосных суставах конечностей возможно отведение,

приведение, сгибание, разгибание, поворот внутрь, нару­

жу; для позвоночника - наклоны вправо, влево, сгиба­

ние, разгибание, повороты вправо, влево.

Двухосные суставы (лучезапястный, сустав I пальца кисти,

пястно-фаланговые сочленения, коленный) имеют мень­

шую подвижность и две степени свободы. По форме они -

яйцевидные, эллипсоидные, седловидные. В них возмож­

ны следующие движения:
- ось поперечная, плоскость сагиттальная (сгибание, раз­

гибание);

Ось переднезадняя, плоскость фронтальная (отведение,

приведение).

В запястно-пястном (седловидном) суставе I пальца кисти
возможны следующие движения: оппозиция (противопо­
ставление) и репозиция (обратное движение).
В двухосных и трехосных суставах возможны круговые
движения.

Одноосные суставы (плечелоктевой, лучелоктевой, межфа-

ланговые, голеностопный, шопаров) имеют одну степень
свободы. По форме они - блоковидные или цилиндриче­
ские. В них возможны следующие движения:
- ось поперечная, плоскость сагиттальная;
- если ось сустава идет наискось, например - в лучелок­

тевой, шопаровом суставах, возможны поворот наружу

(супинация), поворот внутрь (пронация).

Круговые движения в одноосных суставах невозможны.
Все крупные мышцы, осуществляющие движения в суста­

вах, едины с анатомической точки зрения. В то же время

в функциональном отношении они не едины. Различные от-