Как исправить осанку у ребенка? Причины нарушения осанки у детей школьного и дошкольного возраста. Не спина, а знак вопроса

Неправильная осанка портит внешний вид ребенка, но она плоха не только этим.

Постоянное сутулое положение спины отрицательно сказывается на физическом и даже психологическом здоровье.

Чем может быть опасна неправильная осанка у детей

Частое «перекошенное» положение спины может привести к развитию различных заболеваний и патологий в организме:

  • позвоночник будет находиться в искривленном состоянии, что в свою очередь негативно скажется на работе внутренних органов (из-за того, что они постоянно будут оказываться не на своем месте);
  • нарушится кровообращение шейного отдела, что спровоцирует появление головных болей;
  • ослабнет мышечный корсет, мышцы станут работать в меньшем объеме и по неправильной схеме, из-за этого начнет болеть спина;
  • временное искривление перерастет в постоянное, а это значит, что появятся заболевания позвонков и межпозвоночных дисков;
  • со временем неправильная поза может привести к психологическому дискомфорту, неуверенности в себе, замкнутости ребенка.

Если вы замечаете, что ребенку становится сложнее удерживать внимание на чем-то, он быстро устает, жалуется на неприятные ощущения в области спины или головы, ему сложно принять правильное положение тела, значит, самое время вплотную заняться его осанкой.

Для начала нужно проверить, есть ли какие-то отклонения или на состоянии вашего чада сказывается что-то еще. При хорошей осанке позвоночник ребенка не будет располагаться идеально прямо.

Если малыш умеет держать спину правильно, ее шейный и поясничный отделы обязательно будут слегка выгнуты вперед, а грудной и тазовый – назад. Прогиб должен быть легким, незначительным.

Это важно для естественного положения позвоночника. Если же изгибы в какой-либо области сильные или их нет вовсе, то осанка нарушена, надо ей заниматься.

Методы исправления осанки

Способы борьбы с сутулостью подбираются индивидуально в зависимости от разновидности искривления, особенностей режима дня и психологического состояния малыша. Это означает, что только специалист может точно сказать, как можно исправить осанку у конкретного ребенка.

После тщательного осмотра ортопед может назначить следующее:

  • ЛФК (метод эффективен и для детей, и для взрослых с нарушением осанки);
  • массаж, физиолечение и/или мануальную терапию (эти способы позволяют наладить обменные процессы, усилить микроциркуляцию и уменьшить спазмы мышц);
  • ношение корсета (помогает держать правильную позу, разгружает одни группы мышц, а другие заставляет работать интенсивнее) или электронного корректора (напоминает о необходимости выравнивать спину);
  • плавание (повышает общую выносливость спины и ее мышц);
  • правильную организацию рабочего (подбор подходящей мебели) и спального места (замена обычных матраса и подушки на ортопедические);
  • операцию (она может быть рекомендована в самых сложных случаях).

Обычно эти процедуры проводятся в комплексе, так как некоторые из них направлены на расслабление мышц и отдых позвоночника (массаж, например), а некоторые наоборот позволяют укрепить мышечный корсет (лечебная физкультура, плавание).

Основой любой схемы коррекции искривлений в младшем школьном возрасте почти всегда становится ЛФК , поскольку при нарушении осанки у детей (и у людей зрелого возраста тоже) только с помощью упражнений можно выработать допустимые позы при ходьбе и учебе/работе, укрепить мышцы и «научить» их правильно работать.

Чаще всего занятия ЛФК проводятся в медучреждении, но при легкой степени нарушения осанки врач может порекомендовать комплекс упражнений для самостоятельных домашних занятий.

Подросткам, которые не очень жалуют занятия физкультурой, можно рекомендовать походы в бассейн . Это тоже хорошая тренировка мышц. «Водная» гимнастика эффективна и при нарушении осанки у детей, которым в силу каких-либо физиологических особенностей сложно выполнять обычные упражнения в необходимом объеме. Вода хорошо «разгружает» позвоночник и позволяет переносить более значительные нагрузки, чем это возможно на земле.

Для ребят, у которых возникли проблемы не только с осанкой, но и с позвоночником, полезным может стать ношение ортопедического корсета . Он позволит зафиксировать осанку в верном положении и поможет перераспределить нагрузку на мышцы так, чтобы они «узнали», как им нужно работать, чтобы ребенок мог держать спину красиво.

Электронные модели корректоров осанки могут быть полезны только в том случае, если малышу просто нужно постоянно напоминать о необходимости сидеть прямо, но у родителей нет возможности (или терпения) постоянно это контролировать.

Дополнительные меры исправления осанки


Чтобы предотвратить деформацию костных тканей и сохранить позвоночник прямым, важно следовать этим рекомендациям:

  1. Если на позвоночник оказывались длительные нагрузки, проследите, чтобы ребенок минимум час полежал. За это время мышцы спины и позвоночник отдохнут.
  2. Спальное место ребенка должно быть ровным и жестким, а подушка – невысокой и плоской. Лучше всего использовать ортопедическую подушку для детей. При нарушении осанки она поможет снять болевые ощущения и снизить давление на позвоночник, а, если ребенок умеет держать спину, то она поможет немного уменьшить искривление.
  3. Большое внимание стоит уделить правильной позе ребенка во время сидения за столом. Положение тела должно быть симметричным, ноги и руки максимально упираться в пол и поверхность стола (колени согнуты, туловище опирается на спинку стула или кресла, локти не свисают, плечи ровные). Освещение (лампа) должна стоять слева от малыша.
  4. Школьный ранец должен иметь удобные лямки. Если школьник носит портфель на плече, то следует научить его чередовать плечи, чтобы распределить нагрузку.
  5. Не стоит забывать о сбалансированном питании, которое необходимо для правильного роста костей и мышц.
  6. Делайте вместе с ребенком упражнения ЛФК.

Какой из методов лучше и будет ли результат

Как бы ни хотелось ограничиться покупкой специальных ортопедических постельных принадлежностей, мебели и корсета, на этом нельзя останавливаться. Это лишь «фоновые», дополнительные меры.

Ни одно из этих средств само по себе не исправит осанку ни школьнику, ни взрослому человеку. Намного больше пользы принесет плавание или танцы, но и этого может оказаться недостаточно, ведь важнее всего выработка правильных поз для занятия различными видами деятельности.

Постоянная неправильная поза во время сна, ходьбы и учебных занятий, а также не сформированный мышечный корсет снизят эффективность ЛФК, поэтому важны комплексные меры.

В этом плане на фоне всех возможных методов коррекции положения спины самыми эффективными признаны лечебные упражнения для исправления осанки, причем для маленьких детей это еще и более простая мера. Они испытывают потребность в активных движениях и с удовольствием занимаются, если обеспечить хороший эмоциональный фон для гимнастики, – хвалить, помогать выполнять упражнения правильно, использовать эффект игры.

Для взрослых этот метод может быть так же хорош, если справиться с ленью. Ведь в зрелом возрасте человеку все сложнее заставить себя делать что-то для своей осанки, даже если побочные эффекты «кривой» спины на лицо (постоянная усталость, раздраженность, рассеянность, болезни позвоночника и внутренних органов). Однако только гимнастики может не хватить.

Проверьте, на чем и как спит ваш ребенок, за каким столом делает уроки, умеет ли держать действительно правильную осанку. Любые отклонения от «здоровых» рекомендаций нужно скорректировать, и тогда польза от упражнений будет максимальной.

Наиболее распространенным дефектом осанки является искривление позвоночника - сколиоз. Врожденные нарушения осанки у детей возникают вследствие аномалий строения позвонков, изменения их численного значения (люмбализация, сакрализация) или сочетания обоих типов аномалий. Как можно исправить осанку у ребенка, читайте далее в статье.

Симптомы развития нарушений осанки у детей

Характерными симптомами врожденных дефектов осанки у детей являются маловыраженная торсия тел позвонков, небольшая протяженность искривления, медленное прогрессирование патологии. По степени искривления сколиозы делят на 4 группы:

  • сколиоз I степени - боковое отклонение до 10° ;
  • II степени - до 11-30°;
  • III степени - до 31-50°;
  • IV степени - до 51° и более (кифосколиоз грудного отдела позвоночника, задний и передний реберный горб).

В зависимости от вида отклонения дуги нарушения осанки у детей подразделяют на простые и сложные:

  • простые имеют один изгиб,
  • сложные - 2 или 3 изгиба, один из которых является первичной дугой, остальные - вторичные, компенсаторные.

По локализации дуги различают 5 типов нарушений осанки:

  • верхнегрудной,
  • грудной,
  • грудопоясничный,
  • поясничный,
  • комбинированный (наличие двух первичных дуг в грудном и поясничном отделах, развивающихся параллельно).

Наиболее тяжелая форма искривления позвоночника - диспластический сколиоз, возникновение которого связано с аномалией LV-SI и сопровождается дисплазией и дисмелией нижних отделов спинного мозга. Деформация локализована в пояснично-крестцовом отделе и имеет тенденцию к неуклонному прогрессированию. Наличие сколиотической дуги в данном случае сопровождается неврологическими симптомами нарушений осанки (сегментарные нарушения чувствительности, акроцианоз, асимметрия сухожильных рефлексов, вазомоторные расстройства).

Кроме того, компенсаторная дуга, возникающая в грудном отделе позвоночника, приводит из-за резкой торсии позвонков к формированию полого реберного горба, снижению жизненной емкости легких (ЖЕЛ) и нарушению функции внешнего дыхания (ФВД).

Синдромы нарушений осанки у детей

Основные синдромы нарушений:

дисциркуляторный (нарушения гемоциркуляции на уровне сколиотической или кифотической дуги),

дистрофический (нарушение нейротрофических процессов в позвонках, связочно-суставном аппарате и мышцах, деминерализация, остеопороз тел позвонков, особенно на выпуклой стороне дуги),

миодистонический (повышение тонуса мышц спины со стороны вогнутой части сколиотической дуги, снижение тонуса на противоположной стороне, снижение тонуса мышц брюшной стенки, возможно наличие контрактуры подвздошно-поясничной мышцы),

болевой симптом, связанный с миодистонией и наблюдающийся при избыточной нагрузке на мышцы спины,

и синдром деформации позвоночника.

Как можно исправить осанку у ребенка?

Патогенетическое лечение направлено на формирование предпосылок для создания навыка правильной осанки:

  • оперативное лечение при врожденном сколиозе,
  • консервативное лечение основного заболевания, вызвавшего нарушение осанки,
  • устранение бытовых факторов,
  • коррекцию положения позвоночника в возможных пределах и удержание коррекции путем формирования мышечного корсета и воспитания навыка правильной осанки.

При оперативном лечении болезни предусматриваются коррекция деформации и фиксация позвоночника. Операция показана при сколиозах II-III степени, прогрессировании основного патологического процесса. Однако ни один из методов оперативного лечения не исправляет полностью деформации и рассчитан лишь на уменьшение угла искривления и остановку прогрессирования деформации.

Коррекцию осанки осуществляют с помощью комплекса мероприятий. При этом следует учитывать, что консервативные мероприятия эффективны при сколиозе I и II степени. С целью исправить осанку у ребенка, применяют разгрузку позвоночника, корректоры осанки, ЛФК, массаж спины и некоторые физические методы лечения. У больных со сколиозом III-IV степени физические методы лечения (хлоридно-натриевые ванны, грязевые аппликации) применяют для подготовки к операции.

Физиотерапия при нарушениях осанки

Физические методы лечения обязательны в комплексном лечении детей со сколиозом и направлены на восстановление биоэлектрической активности мышц на выпуклой и вогнутой сторонах искривления (коррекция осанки и локомоторной дисфункции), активацию метаболизма (метаболические методы), устранение нестабильности позвоночника (миостимулирующие и миорелаксирующие методы) и улучшение гемоциркуляции (сосудорасширяющие методы). Эти задачи помогают реализовать следующие методы физиотерапии:

Методы коррекции осанки: корректоры осанки, мануальная терапия, тракционная терапия.

Миостимулирующие методы: диадинамотерапия, амплипульстерапия, электромиостимуляция, импульсная и низкочастотная электротерапия, подводный душ-массаж, души.

Миорелаксирующие методы: массаж спины по релаксирующим методикам, вибротерапия, теплые пресные ванны.

Методы коррекции локомоторной дисфункции: пелоидо-, теплотерапия.

Метаболические методы лечения нарушений осанки у детей: хлоридно - натриевые ванны, общие УФ-облучения.

Сосудорасширяющий метод: лекарственный электрофорез вазодилататоров.

На первом этапе консервативного лечения используют методы, обладающие сосудорасширяющим и трофическим лечебным эффектом. Использование этих методов создает предпосылки для последующей коррекции положения позвоночника и формирования навыка правильной осанки. Второй этап лечения предполагает использование методов коррекции осанки с целью изменения патологического положения позвоночника в возможных пределах.

Методы коррекции нарушений осанки у детей

Активные методы лечения дефектов осанки у детей применяют у подростков с хорошо развитыми мышцами спины и брюшного пресса, достаточной силой и силовой выносливостью этих мышечных групп. Использование этих методов у больных, не имеющих хорошо сформированного мышечного корсета, может привести к увеличению деформации сколиотической дуги. С другой стороны, развитые мышцы спины и брюшного пресса обеспечивают правильное положение позвоночника и удержание этого положения длительное время.

В связи с вышесказанным первостепенное значение на данном этапе лечения нарушений осанки имеет лечебная физкультура, в частности активная и пассивная коррекция. Активная коррекция включает составление режима двигательной активности, освоение корригирующих навыков выполнения физических упражнений и борьбу с неправильными позами при помощи различных общеукрепляющих упражнений {выравнивающей лечебной гимнастики), выполнение упражнений, направленных на укрепление мышечного корсета, мышц спины (мобилизация позвоночника, разгрузка и вытяжение, привычная правильная осанка). При пассивной коррекции физическую нагрузку осуществляют без активного участия больного (вытяжение позвоночника на наклонной плоскости, ортопедические редрессации, корсеты и др.).

Статическая релаксация позвоночника корсетами. Режим двигательной активности для больных подразумевает определенные правила статических нагрузок. Не рекомендуется долго находиться в одной позе сидя или стоя; выполнение школьных домашних заданий следует проводить лежа на животе с опорой верхней половины туловища на специальную подставку или стоя на коленях, опираясь локтями на стол. Исключено использование кроватей с панцирной сеткой, на пружинном матраце должен быть дощатый или фанерный щит. Подушка должна быть плоской.

Показания к ношению корсетов: сколиоз II-III степени (деформация 25-40°) у детей с незавершенным ростом костной ткани. Корсет разгружает позвоночник за счет передачи давления с черепа на тазовые кости, а также способствует выработке стереотипа правильной осанки. Корсет заменяют каждые 6-12 мес, при этом положительный эффект считается достигнутым и продолжение ношения корсета имеет смысл, если через 1 - 2 мес от начала лечения у детей угол искривления уменьшился на 5°.

Миостимулирующие методы коррекции нарушений осанки

СМТ-терапия. Серии посылок тока возбуждают нервные волокна мышечных афферентов, вызывая ритмическое сокращение большого числа миофибрилл. Максимальным стимулирующим действием обладают I и II РР, при сколиозе I степени используют I и IV РР, при сколиозе II и III степени - II и V РР, по 3 - 5 мин каждый, частота модуляций 30- 60 Гц, глубина модуляций 50-75 %, ежедневно; чтобы исправить осанку у ребенка, нужен курс 10 процедур.

Диадинамотерапия по сравнению с СМТ-терапией оказывает более выраженное стимулирующее действие. Используют токи ОН в течение 2 мин, ДВ, ДП по 2-3 мин каждого вида; сила тока - до ощущения интенсивной безболезненной вибрации; курс 10 процедур. Проводят ежедневно.

Для электростимуляции ослабленных мышц спины (наружной косой, квадратной и длинной на стороне выпячивания позвоночника) используют импульсный ток. Продолжительность процедуры 15-20 мин, ежедневно; курс 15-20 процедур.

Низкочастотная электростимуляция. Электроды располагают паравертебрально на уровне поражения. При сколиозе I степени - I и II РР (ПМ и ПЧ), частота от 30-60 Гц, глубина модуляций 50 - 75 %, по 3 - 5 мин, ежедневно; чтобы исправить осанку у ребенка, нужен курс 10 процедур. При сколиозе П и III степени - II и IV РР с теми же параметрами.

Импульсная электростимуляция. Электроды располагают паравертеб-рально в зоне поражения. Используют токи ОН в течение 2 мин; ОР - 8-10 мин, ежедневно; курс 15-20 процедур.

Электростимуляция показана при сколиозе I, II степени (величина деформации до 30°). Проводят длительно: по нескольку часов в день, в течение 6-10 мес. Электроды располагают паравертебрально с двух сторон от вершины сколиотической дуги либо (при S-образном сколиозе) по среднеподмышечной линии на уровне деформации. Электростимуляцию необходимо проводить только на фоне регулярных занятий лечебной гимнастикой, направленной на увеличение силы и силовой выносливости мышц спины и брюшного пресса. Изолированное применение электростимуляции при лечении нарушений осанки способно вызывать прогрессирование деформации на 1 0 ° и более у 70 % больных.

Подводный душ-массаж мышц шеи, спины, грудной клетки применяют с целью получения трофического, миостимулирующего эффекта. Давление не выше 1500 кПа, температура воды 36 °С, продолжительность процедуры 15-20 мин, через день; курс 10-15 процедур.

Струевой душ (температура 34- 27 °С) на область атрофированных мышц или циркулярный душ (температура 35-36 °С). Продолжительность процедуры 5 - 8 мин, ежедневно или через день; курс 15-20 процедур.

Миорелаксирующие методы лечения нарушений осанки у детей

Массаж ослабленных мышц спины по релаксирующим методикам. Продолжительность процедуры 10-15 мин, ежедневно; курс 15-20 процедур.

Вибротерапия. Воздействуют механическими колебаниями при непосредственном контакте излучателя (вибратора) с тканями больного. Амплитуда виброперемещений от 2 до 5 мм, частота 10-250 Гц. Продолжительность ежедневно или через день проводимых воздействий на одну зону не превышает 1-2 мин, а общая продолжительность 12-15 мин; курс 10-12 процедур; повторный курс проводят через 2-3 мес.

Теплые пресные ванны. Температура пресной воды 38-39 °С. Продолжительность проводимых ежедневно или с перерывом на 3-й день ванн 12- 15 мин; чтобы исправить осанку у ребенка, нужен курс 12-15 процедур; повторный курс назначают через 2 нед.

Метаболические методы лечения нарушений осанки у детей

Общие УФ-облучения летнее время - гелиотерапия) проводят по основной схеме (см. приложение 5). Продолжительность солнечных ванн постепенно увеличивают с 10-15 мин до 1, 5 - 2 ч с учетом географической широты, времени года и дня.

Хлоридно-натриевые ванны. Концентрация 20-40 г/л, температура 36- 37 °С. Продолжительность проводимых через день процедур 10-15 мин; чтобы исправить осанку у ребенка, нужен курс 12-15 ванн.

Сосудорасширяющие методы исправления нарушений осанки у детей

Лекарственный электрофорез вазодилататоров (Никотиновая кислота, Дибазол, Папаверин, Магния сульфат, Кальция хлорид и др.) проводят при продольном расположении электродов. Плотность тока 0,03- 0,05 мА/см2, продолжительность воздействия 15-20 мин, ежедневно; чтобы исправить осанку у ребенка, нужен курс 10-15 процедур.

Санаторно-курортный метод лечения нарушений осанки у детей

Детей со сколиозами I, II, III степени с непрогрессирующим или медленно прогрессирующим течением направляют на бальнео- и грязелечебные курорты (Евпатория, Джермук, Анапа, Геленджик и др.) с продолжительностью лечения от 2-3 до 6 мес или в местные санатории.

На этапе санаторно-курортного лечения используют те же режимные ограничения, что и на амбулаторном этапе, применяют методы электролечения и ЛФК, однако на курорте основное место отводят методам климато- и бальнеотерапии, грязелечению.

Значительное улучшение у пациентов констатируют при уменьшении смешения во фронтальной плоскости по костным ориентирам, увеличению показателей динамометрии, электромиографии, уплощению реберного горба, отсутствию рентгенологических признаков прогрессирования процесса.

Отсутствие положительной динамики при лечении нарушений осанки регистрируют по клинической картине, увеличению искривления позвоночника по данным рентгенограммы на 5-10°. Наконец, ухудшение проявляется отсутствием клинических изменений или увеличением искривления на рентгенограмме более 10°.

Противопоказания для направления больных в санаторий: сколиозы с быстропрогрессирующим течением при индексе стабильности ниже 0,5.

Физиопрофилактика нарушений осанки направлена на повышение неспецифической резистентности путем усиления трофики мышц (трофостимулирующие методы) и силы их сокращений (миостимулируюшие методы).

Причины нарушений осанки у детей и их профилактика

Среди общепатологических причин, вызывающих сколиозы, выделяют рахит. Замедление обызвествления апофизов тел позвонков с последующим остеопорозом, мышечная слабость, присущие этому заболеванию, обусловливают угнетение роста и деформацию тел позвонков на вершине формирующейся сколиотической дуги. Диагностика возможна на 2-3-м году жизни при наличии других симптомов рахита.

Ослабленная мускулатура является одной из основных предпосылок для формирования сколиотической дуги при статодинамических нагрузках. Слабые мышцы спины (глубокие и поверхностные) и брюшного пресса не обеспечивают правильного распределения нагрузки на грудной и поясничный отделы позвоночника, что приводит к функциональным нарушениям осанки во фронтальной и сагиттальной плоскостях (сколиотическая осанка, кифоз, круглая, плосковогнутая или плоская спина).

Врачи отмечают, что в сидячем положении приобретенному нарушению осанки способствует сильно согнутое вперёд туловище ребёнка. Это отклонение наблюдается у детей привыкших сидеть на кончике стула либо подготовка уроков за низким столом, а также, если между ребёнком и тетрадью большое расстояние.

Если у ребёнка слабо развитые мышцы спины тогда быстрее происходит развитие их утомляемости. Корпус ребенка в сидячем положении сгибается и удерживается в таком положении благодаря напряженности позвоночника. У физически ослабленного ребёнка так называемая плоская спина (сглаженные физиологические изгибы позвоночника).

Профилактика нарушений осанки у детей

Как предупредить нарушение осанки у детей дошкольного и школьного возраста? В этом поможет следование простым правилам.

Важно организовать благоприятные для ребенка условия внешней среды – улучшить условия нагрузки на спину и позвоночник;

Улучшить физическое развитие ребенка, побуждая его к систематическим физическим упражнениям.

Во время школьных уроков важно чтобы в классе всегда проводилась физкультминутка, имеющая значение активного отдыха и способствующая полной работоспособности спинных мышц. Кроме того физические упражнения на свежем воздухе и школьных переменах способствуют здоровой осанке. Для проведения лечебно-профилактических мероприятий, на школьной спортивной площадке для профилактики нарушений осанки у детей должны быть установлены снаряды для упражнений, например: качели, вертикальная и горизонтальная лестница, перекладины, спортивные турники для растяжки и др.

От правильно построенного урока физкультуры напрямую зависит осанка и здоровье спины школьника. Цель таких уроков заключается в том, чтобы оказать общеукрепляющий эффект на детский организм, а не обучить ребёнку узкопрофильным навыкам не несущим практического оздоровительного действия. Адекватный подход к выбору спортивных упражнений, внедрение их в каждодневный распорядок ребенка, возымеет благотворный эффект на его общее развитие.

Примерный комплекс упражнений для профилактики болезни. Перед тем как приступить к выполнению данного упражнения, нужна обязательная консультация с врачом. Положение, стоя, руки находятся на поясе. Ребёнок разводит локти с последующим сведением лопаток друг к другу – совершает один вдох; возвращается в исходное положение – один выдох, упражнение повторяется от 4 до 5 раз.

"Идёт по дороге огромный букет:
в туфельках ноги, сверху - берет.
Светится глянцем на спинке букета
Новенький ранец кирпичного цвета."

Это милое четверостишие, как вы уже, наверное, догадались, о наших дорогих школьниках, шагающих в свои светлые классы 1 сентября. Как мы умиляемся им – нарядным, торжественным! Как гордимся ими! Сколько надежд связываем с началом учебного года. Но, садясь с ребенком за первое же домашнее задание, на смену гордости и умилению приходят тревога и огорчение. И причина их появления – искривлённая осанка чада. Как так получилось, что ребенок начал сутулиться и в какой момент было допущено упущение, в чем опасность искривления позвоночника? Как предотвратить такую ситуацию? И, главное, как помочь ребенку ее исправить? Давайте разбираться вместе.

Патологические изменения опорно-двигательного аппарата, к огромному сожалению, являются наиболее распространенным заболеванием школьного возраста. 90% школьников имеют искривленную осанку, а у 20% - стоит диагноз "сколиоз". И цифры эти с каждым годом растут!

Медики классифицируют искривления осанки следующим образом:

1. Круглая осанка . Характеристики: чрезмерно выраженный изгиб грудных позвонков и недоразвитая впалая грудная клетка, сглаженные шейные и поясничные отделы позвоночника, свисающие вперед плечи и выпяченные лопатки. Такой дефект осанки заметно затрудняет дыхание.

2. Сутулая осанка. Характеристики: чрезмерно выраженный изгиб грудного отдела позвоночника, впалая грудная клетка и отстающие лопатки, выступающие вперед плечи и выраженный наклон головы вперед.

3. Лордотическая осанка. Характеристики: чрезмерно выраженный изгиб поясничного отдела позвоночника, увеличенный наклон таза, выпяченный живот.

4. Кругловогнутая осанка. Характеристики: чрезмерно выраженный изгиб грудного и поясничного отделов позвоночника, увеличенный наклон таза, резко выступающие ягодицы, выпяченный живот, впалая грудная клетка, укороченная талия.

5. Плоская осанка. Характеристики: уменьшенный наклон таза, поперечный размер грудной клетки увеличен, втянутый живот, чрезмерно выступающие ягодицы. Такой дефект осанки заставляет ребенка держаться выражено прямо, напряженно, неуклюже.

Чем же так опасны описанные выше патологические изменения в отделах позвоночника? Помимо неэстетичности искривленной осанки и психологического дискомфорта, который может испытывать ребенок из-за насмешек сверстников, процесс этот наносит внушительный вред здоровью маленького человечка в целом. Так, следствием изменений в опорно-двигательном аппарате может стать такое заболевание как сколиоз (боковые искривления позвоночника). Также искривление осанки ведет к излишней нагрузке на сосуды и может вызвать смещение внутренних органов. Последнее – чревато уменьшением проходимости грудной клетки, диафрагмы и легких, колебаниями внутригрудного давления. А это, в свою очередь, негативно влияет на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, ведет к кислородному голоданию мозга, повышенной утомляемости детского организма, замедляет и искажает развитие ребенка.

Какие же упущения могут привести к подобным деструктивным изменениям в позвоночнике? Причины искривления осанки могут уходить корнями еще в младенчество. Преждевременное усаживание ребенка и раннее обучение ходьбе могут стать предпосылками к патологическим изменениям в опорно-двигательном аппарате. Чрезмерно мягкий матрас и высокая подушка - также злейшие враги хорошей осанки. Короткая кровать может вынуждать ребенка постоянно поджимать под себя ноги, что в последствии опять же ведет к искривлению позвоночника. Позже, по мере взросления, к негативным факторам, влияющим на формирование осанки, присоединяются: неправильное сидение за столом во время рисования, письма и чтения, ношение тяжелого ранца, привычка читать лежа, езда на самокате (из-за отталкивания с одной и той же ноги), езда на велосипеде, наклонившись близко к рулю. Девочки одинаково комплексуют в подростковом возрасте из-за большой и маленькой груди. И в том, и в другом случае, они словно пытаются спрятать ее от сверстников и начинают сутулиться. Еще позже неблагоприятное влияние на позвоночник начинает оказывать ношение обуви на высоком каблуке.

Принимая во внимание все эти факторы, профилактическими действиями родителей для сохранения правильной осанки своего ребенка будут:

Подбор кровати с жесткой фанерной основой и длиной на 20-25 см больше роста ребенка.

Выбор для детской кровати ватного матраса толщиной 5-6 см и подушки в виде валика под голову.

Контроль за позой ребенка во время игры или занятий за столом. При этом, у ног малыша обязательно должна быть опора, которая бы позволила тазобедренным и коленным суставам быть согнутыми под прямым углом. Высота стола должна быть на 2-3 см выше локтя ребенка. Сидеть на стуле ребенок должен таким образом, чтобы спина его касалась спинки стула, а расстояние между грудью и столом составляло 1.5-2см. Голова при работе за столом должна быть немного наклонена вперед, а расстояние от глаз до поверхности стола – составлять порядка 30 см. Предплечья должны быть симметрично размещены на столе. При чтении книги лучше пользоваться подставкой, а тетрадку класть под углом 30 градусов.

Контроль за весом ранца (школьный портфель ученика 1-3 класса не должен быть тяжелее 3 кг, а ученика четвертого класса – не более 3.5 кг)

Но что делать, если момент упущен, и вы воочию наблюдаете искривленную осанку у своего чада. Прежде всего не паниковать! Позвоночник ребенка еще только формируется, и в ваших силах помочь ему исправить наметившиеся деструктивные процессы в нем, пока они еще обратимы и не перешли в хроническую стадию. Да, предстоит упорная работа, которая потребует вашего внимания и терпения, но вознаграждение в виде правильно сформированной осанки вашего ребенка стоит того!

Первым действием должно быть обращение за профессиональной консультацией к врачу-ортопеду и специалисту по физической культуре.

Также вменить себе в обязанности придется постоянные напоминания о том, чтобы ребёнок держал спину ровно. При этом, в качестве помощника, можно выбрать специальное электронное устройство «мастер осанки». Этот небольшой прибор крепится к спине ребенка сменной наклейкой и запоминает положение правильной осанки вашего чада. Как только ребенок попробует ссутулиться, «мастер осанки» будет подавать ему вибросигнал, напоминающий о том, что спину следует держать прямо. Стоит это изобретение недешево (больше 100 у.е.). Поэтому, соизмеряйте возможности семейного бюджета и решайте, будете выполнять работу по напоминанию сами или доверите ее электронному помощнику. Со временем, ровная осанка войдет в привычку для вашего ребенка, и вы сможете насладиться результатом своих трудов.

Если есть возможность отдать ребенка в бассейн, то обязательно воспользуйтесь ею. Ведь во время плавания укрепляются все мышцы, и формируется ровный позвоночник.

И, конечно же, вернуть правильную осанку помогут регулярные физические упражнения. Ниже приведен комплекс упражнений для детей от 4 лет, который следует выполнять каждый день. Подобной тренировкой, например, полезно заполнить перерыв во время подготовки домашнего задания. Все упражнения выполняются в спокойном темпе при равномерном дыхании. Количество повторов первоначально от 5 раз, но постепенно следует нарастить до 10-12 раз. Перед занятием важно проветрить комнату. Время для занятий гимнастикой должно быть выбрано дневное (не позже 19 часов), за час до еды или спустя 45-60 минут после трапезы.

Перед тем, как приступить к выполнению упражнений, попросите ребенка пару минут спокойно походить по комнате.

Все упражнения, направленные на правильное формирование детской осанки, в зависимости от исходного положения условно можно разделить на четыре блока:

- выполняющиеся стоя
- выполняющиеся сидя
- выполняющиеся лежа на спине
- выполняющиеся лежа на животе

Для начала, попросите ребенка ровно стать у стены, пятки должны соприкасаться с плинтусом, а ягодицы, лопатки, плечи и голова – со стеной. Пусть малыш задержится в таком положении, затем, не меняя осанки, походит по комнате.

Далее ребенок должен снова вплотную стать спиной к стене и развести в стороны руки (ладони наружу), также расположив их по стене. Из этого положения руками нужно скользить по стене, имитируя взмахи крыльями.

И еще одно эффективное упражнение у стены. Пусть ребенок разместит ладони на талии, и из этого положения, медленно, словно сползая по стенке, выполнит приседания. Спина не должна отрываться от стены.

Исходное положение: сидя на полу, колени согнуты, стопы параллельны друг другу. Попросите ребенка оторвать пятки от пола: сначала поочередно, затем обе вместе. Также, в этом положении, полезно для тренировки спины захватывать с пола мелкие предметы пальцами ног (например, карандаш). Тем более, что такое занятие здорово повеселит и увлечет ребенка.

Из этого же исходного положения попросите ребенка приподнять прямые ноги над полом, затем медленно опустить их на место.

Теперь настало время полностью поднять корпус при неподвижных ногах.

После этого сложного упражнения дайте ребенку отдохнуть. Предложите ему упражнение «велосипед» и «ножницы» ногами.

Теперь попросите ребенка перевернуться на бок, нижнюю руку положить под щеку, верхнюю – поднять вверх. Из этого положения выполняются подъемы верхней прямой ноги навстречу поднятой руке. Затем следует перевернуться на другой бок и выполнить упражнение в зеркальном отражении.

И в заключение, выполним несколько упражнений, лежа на животе. Исходное положение: лежа на животе, подбородок на размещенных на полу друг на друге ладонях. Из этого положения попросите ребенка выполнить упражнение «рыбка» - оторвать голову и плечи от пола, а прямые руки завести за спину. Данное положение нужно зафиксировать на несколько секунд и затем вернуться в исходное.

Теперь пусть ребенок сделает упор на ладони, расположив их вдоль туловища на уровне груди, и из этого положения выполнит упражнение «дуга», прогнув корпус назад.

После этого упражнения попросите ребенка, как и перед тренировкой, пару минут спокойно походить по комнате.

На этом наша гимнастика окончена. Здоровья вашим деткам!

Фотографии: Наталья Гришко

Этапы развития осанки

Постоянная активность мышц является мощным стимулом их роста и правильного формирования осанки . У новорожденного позвоночник имеет вид дуги, обращенной выпуклостью назад, такой рельеф сохраняется в первое время после рождения. Когда ребенок начинает держать голову (в среднем к концу первого месяца жизни), в области шеи появляется первый изгиб, обращенный выпуклостью вперед (шейный лордоз). Затем, при сидении, примерно с 6 месяцев, постепенно образуется изгиб в грудном отделе позвоночника , обращенный выпуклостью назад (грудной кифоз). Для детей 10-месячного возраста характерна вертикальная поза, они начинают стоять и ходить. Но вертикальная поза несовершенна: брюшные мышцы у ребенка очень слабые, поэтому в вертикальном положении живот под действием силы тяжести выпячивается и в поясничном отделе появляется небольшой изгиб выпуклостью вперед (поясничный лордоз). Постепенно в дошкольном возрасте выпячивание живота уменьшается, но не исчезает, поясничный изгиб становится более заметным. Грудная клетка уплощается, а плечи округляются, но расположены несколько назад. Колени в вертикальном положении выпрямлены, но при ходьбе остаются немного согнутыми. Формирование изгибов позвоночника заканчивается в 6-7 лет. В младшем школьном возрасте осанка ребенка в основном сохраняет черты дошкольного возраста. Выраженный поясничный лордоз и умеренная выпуклость живота у ребенка - явление нормальное. Изгибы позвоночника необходимы человеку для сохранения равновесия в вертикальном положении. Они увеличивают эластичность позвоночного столба, смягчают толчки и сотрясения при движениях.

Нарушения осанки у детей: причины

Проблемы развития Обычно нарушение осанки возникает в периоды бурного роста: в 5-8, и особенно в 11-12 лет. Это время, когда кости и мышцы увеличиваются в длину, а механизмы поддержания позы еще не приспособились к произошедшим изменениям. Отклонения наблюдается у большинства детей 7-8 лет (56-82% младших школьников). Существует множество факторов, которые провоцируют искривление позвоночника .

Например, неправильное питание и болезни зачастую нарушают правильный рост и развитие мышечной, костной и хрящевой тканей, что отрицательно сказывается на формировании осанки . Немаловажным фактором являются врожденные патологии опорно-двигательного аппарата. Например, при двустороннем врожденном вывихе тазобедренных суставов может отмечаться увеличение поясничного изгиба. Большую роль в образовании отклонений играет неравномерное развитие определенных групп мышц, особенно на фоне общей слабости мускулатуры. Например, сведенные вперед плечи являются результатом преобладания силы грудных мышц и недостаточной силы мышц, сближающих лопатки, а «свисающие плечи» - результат недостаточной работы трапециевидной мышцы спины . Важную роль играет перегрузка определенных мышц односторонней работой, например, неправильное положение туловища во время игр или занятий. Все эти причины ведут к усилению или уменьшению существующих физиологических изгибов позвоночника . В результате меняется положение плеч и лопаток, возникает асимметричное положение тела. Неправильная осанка постепенно становится привычной и может закрепиться.

Неверная поза

Положение сидя. Обязательно следует обратить внимание на то, как ребенок сидит за столом во время занятий: не подкладывает ли одну ногу под себя. Возможно, он сутулится или «перекашивается» на одну сторону, опираясь на локоть согнутой руки. К неправильному положению тела при сидении, следует отнести посадку, при котором туловище повернуто, наклонено в сторону или сильно согнуто вперед. Причина такого положения может быть в том, что стул далеко отставлен от стола или сам стол чересчур низок. А может быть, книга, которую рассматривает малыш, лежит слишком далеко от него. Асимметричное положение плечевого пояса может сформироваться в результате привычки сидеть, высоко подняв правое плечо. Приглядитесь: возможно, стол, за которым ребенок занимается, высоковат для него, и левая рука свисает вниз, вместо того, чтобы лежать на столешнице (то же самое может происходить, если стол круглый).

Положение стоя. Привычка стоять с отставленной в сторону и полусогнутой ногой, как и кривая посадка, вырабатывает асимметричное положение тела. Это может усугубить боковое искривление позвоночника , вызванного другими причинами (например, недоразвитием пояснично-крестцового отдела позвоночника ).

Гиподинамия… малышей

Еще одним немаловажным фактором возникновения нарушений осанки у детей следует считать пресловутый образ жизни. Как это ни печально, но современные дети стали меньше двигаться. Начиная с 3-х лет многие малыши вливаются в ряды групп раннего развития (прежде всего умственного), далее процесс приобретения знаний идет по нарастающей, а во время занятий ребенок вынужден подолгу сидеть. Кроме того, дети рано приобщаются к просмотру телевизора, видеопродукции, могут часами просиживают за компьютерными играми, а на улице, встретившись с друзьями, вместо подвижных игр, увлеченно обсуждают особенности прохождения и коды той или иной электронной «стрелялки». Что поделать, хочешь быть современным, следуй современным течениям жизни. Однако человек должен развиваться гармонично, физическое развитие не должно отставать. Слабость мышечного корсета у наших детей в первую очередь обусловлена отсутствием адекватных физических нагрузок, тогда как при быстром росте крепость мышц брюшного пресса и спины просто необходима.

Нарушение осанки у ребенка: как распознать вовремя?

Главные признаки. Чтобы вовремя заметить отклонение, родителям нужно чаще обращать внимание на положение плеч и спины малыша. Его плечи и лопатки должны быть на одном уровне. Важно также правильное положение позвоночника - не искривлен ли он вправо или влево, на одном ли уровне расположены подъягодичные складки. Эти признаки бокового искривления можно разглядеть, осматривая ребенка со спины , когда он стоит. При осмотре спереди надо отметить, на одном ли уровне находятся ключицы и соски. По виду сбоку можно определить такие нарушения, как сутулость или вялую осанку. Это можно сделать на глаз или воспользоваться специальным тестом. Ребенок становится спиной к стене так, чтобы со стеной соприкасались затылок, лопатки, ягодицы, голени, а затем делает шаг вперед, пытаясь сохранить правильное положение тела. (Этот же тест можно использовать в качестве упражнения для выработки хорошей осанки .)

При обнаружении искривления, необходимо осмотреть спину малыша, уложив его на ровную твердую поверхность лицом вниз, руки вдоль туловища. Если искривление позвоночного столба в положении лежа не сохраняется то речь пока идет лишь о нарушении осанки , которую можно исправить. Тест для мышц . Существует несколько несложных тестов для определения состояния мышечной системы ребенка. Для этого оценивают способность малыша к длительному напряжению мышц спины . Ребенка укладывают на кушетку вниз лицом так, чтобы часть тела выше бедер находилась вне кушетки на весу, руки на поясе (ноги ребенка удерживаются взрослым). В норме дети 5-6 лет могут удержать горизонтальное положение туловища 30-60 сек, дети 7-10 лет - 1-1,5 минуты, 12-16 лет - от 1, 5 до 2, 5 минуты. Развитие мышц брюшного пресса , определяется числом непрерывного повторения перехода из положения лежа в положение сидя и обратно (при фиксации ног) в медленном темпе, не более 16 раз в минуту. Норма для дошкольников - 10-15 раз, для детей 7-11 лет - от 15 до 20 раз, в 16-18 лет - от 20-30 раз. Если выявлены нарушения осанки и (или) слабость мышечной системы, ребенка следует проконсультировать у врача-ортопеда, травматолога или врача лечебной физкультуры. Доктор проводит осмотр ребенка, в случае необходимости выполняются дополнительные методы исследования: рентгенография, электромиография и пр. В последнее время появился новый метод исследования - топографическая фотометрия , - позволяющий не только диагностировать нарушения состояния опорно-двигательной системы, но и оценивать эффективность проводимого лечения. Метод основан на фотографировании осанки пациента после нанесения врачом маркером основных точек-ориентиров на спину ребенка.

Профилактика нарушений осанки у детей

Поскольку одно из основных условий правильной осанки - правильное развитие организма, нужно постараться создать максимально благоприятные условия для роста. В частности, очень важно соблюдать общий гигиенический режим: регулярность в приеме пищи, достаточное пребывание на воздухе, правильное сочетание занятий и отдыха, использование средств закаливания. Заниматься укреплением мышечного корсета следует с младенчества, но при этом не следует торопить физическое развитие ребенка и насильно его сажать, когда он еще самостоятельно не сидит, или заставлять кроху ходить в 9 месяцев, а то и раньше. Ранняя осевая (вертикальная) нагрузка может вызвать развитие ортопедических заболеваний у малыша. Пусть малыш больше двигается в положении лежа или ползает, пока он сам не сядет или не поднимется на ноги. Не меньшее профилактическое значение имеет группа мероприятий, оказывающих влияние на общее физическое развитие и функциональное состояние мышечной системы, так как активное удержание тела, верхних и нижних конечностей в правильном положении возможно лишь при активном участии мышц. Для этого используются специальные упражнения. Недостаток физической активности препятствует развитию мышечного корсета, тогда как при быстром росте крепость мышц брюшного пресса и спины необходима. Правильно подобранная физическая нагрузка предупреждают нарушения осанки , а также помогают их преодолеть. Упражнения подбираются в зависимости от типа искривления позвоночника : детям с наклонностью к сутулости рекомендованы разгибания спины с усилием до максимально выпрямленного положения, ребятам со сведенными вперед плечевыми суставами полезны круговые движения одновременно двумя руками назад, отведение их назад, сгибание рук к плечам, на затылок. При «свисающих» плечевых суставах полезно отведение рук через стороны вверх, поднимание плеч, вытягивание рук вверх с противодействием (взрослый кладет руки на плечи ребенка). Выработке правильной осанки способствуют также упражнения на равновесие. Например, ходьба по скамейке или бревну с руками, отведенными в стороны. Кроме того, приходится учитывать возраст ребенка. Для малышей рекомендуется подбирать упражнения игрового характера. Так, например, дети с удовольствием выполнят упражнение на выпрямление-вытяжение позвоночника , если попросить их изобразить столбик ртути в термометре под лучами солнца. Делая упражнение «Дровосек», дети «рубят дрова», выполняя повороты верхней части тела. Упражнение «прыжок лягушки» помогает исправить поясничный лордоз. Дошколята (с 4-5 лет) способны понять более сложные гимнастические задания и справиться с ними. Врезка

Примерный комплекс специальных упражнений для укрепления мышц спины и пресса (можно выполнять с 4-5 лет и до подросткового возраста): 1. Исходное пложение - стоя, руки на поясе. Развести локти, сведя лопатки - вдох; вернуться в и.п. - выдох. 2. И.п. - стоя, ноги врозь, руки к плечам. Наклониться корпусом вперед с прямой спиной - выдох; вернуться в и.п. - вдох. 3. И.п. - стоя с гимнастической палкой в руках. Поднять палку вперед вверх - выдох; вернуться в и.п. - вдох.. 4. И.п. - стоя, палка в опущенных руках. Присесть, вытянув руки вперед; вернуться в и.п. Спина прямая. 5. И.п. - стоя, палка на лопатках. Наклониться вперед, вытянув руки вверх (вынести палку); вернуться в и.п. 6. И.п. - лежа на спине, на наклонной плоскости, взявшись руками за рейку гимнастической стенки. Согнуть ноги, подтянуть к животу - выдох; выпрямить - вдох. 7. И.п. - лежа на спине, руки вдоль тела. Велосипедные движения ногами. 8. И.п . - лежа на спине, руки в стороны. Вытянуть руки вперед поднять левую ногу и коснуться руки, затем правую ногу. Принять и.п. 9. И.п. - лежа на животе, руки в стороны. Поднять корпус, прогнув грудной отдел позвоночника (тянуться к потолку); вернуться в и.п. 10. И.п. - лежа на животе, руки на поясе. Поднять вверх корпус и поднимать правую ногу - вдох; вернуться в и.п. - выдох. Повторить упражнение, поднимая прямую левую ногу. 11. И.п. - лежа на животе, руки согнуты в локтевых суставах, на лопатках удерживается гимнастическая палка. Приподнять корпус, прогнув его через гимнастическую палку; вернуться в и.п. Дыхание произвольное. Комплекс упражнений выполняется ежедневно утром или вечером в зависимости от пика активности ребенка, но не раньше, чем через час после еды или за 30-60 мин до нее. Темп медленный, начать следует с 5 повторений, довести до 10, весь комплекс занимает 30-40 минут. Для того, чтобы упражнения воздействовали достаточно точно, они должны выполняться интенсивно, то есть выше обычного уровня возможности детей. Сначала даются более легкие упражнения с постепенным переходом к более трудным. На протяжении занятия неоднократно делаются паузы для отдыха. Рекомендуется отдыхать в положении лежа:
  • лежа на спине, ноги слегка подтянуты к животу, руки за головой;
  • лежа на животе, подбородок опирается на кисти рук.

Если ребенок значительно ослаблен, желательно сочетать ежедневное выполнение упражнений с занятиями лечебной физкультуры для укрепления мышц спины и брюшного пресса в поликлинике с врачом лечебной физкультуры. В начале и в конце каждого занятия дети должны упражняться в правильной осанке. Для этого годится упражнение-тест, которое выполняется у стены. Следует заинтересовать их проблемой осанки , заставить думать о ней в течение дня, проверять ее не только при гимнастике, но и во время занятий за столом, на прогулке. Ребенку, посещающему детский сад, можно предложить следить не только за собой, но и за осанкой товарищей. Обычно это превращается в своеобразное соревнование между детьми: кто кого чаще застанет в положении неправильной осанки . Такое соревнование заставляет детей быть начеку и всегда сохранять нормальное положение спины - в конце концов, это станет привычкой. Приведенный нами комплекс упражнений, можно считать скорее профилактическим. Он в первую очередь полезен практически здоровым детям, а не только тем, у кого обнаружено нарушение осанки (таким маленьким пациентам в зависимости от дефекта врач подберет индивидуальный комплекс специальных упражнений). Лечение патологии опорно-двигательного аппарата всегда длительное, сложное, требующее значительных усилий не только от специалистов, но и от самого больного. Порой проблемы с осанкой и лечебные мероприятия делают недоступными для ребенка некоторые стороны «общественной» детской жизни. Поэтому, важно предупредить возникновение нарушений осанки , т.е. систематически заниматься адекватной физической нагрузкой и регулярно (ежегодно) посещать с ребенком врача-ортопеда для профилактических осмотров. Кроме того, общее развитие малыша возможно улучшить при помощи спортивных секций, посещать которые можно с 4-5 лет. Лучшему развитию осанки способствует плавание (предпочтительно брассом, на спине). Помимо этого полезны занятия волейболом, баскетболом, лыжным спортом (по пересеченной местности). Постарайтесь поддержать интерес ребенка к спортивным занятиям, и это позволит ему избежать многих проблем, связанных с осанкой.

Почему у детей появляется сутулость? Как бороться с неправильной осанкой, и что делать, чтобы ее избежать?

Правильная осанка — залог здорового развития любого ребенка. Нарушения осанки могут привести к самым серьезным осложнениям и заболеваниям. Порой такие нарушения становятся причиной быстрой переутомляемости и депрессивного настроения у малыша.

Что может спровоцировать такие изменения у ребенка? Какие последствия неправильной осанки? Что делать, чтобы не допустить или устранить неправильную осанку? На все эти вопросы попытается ответить данная статья.

Причины нарушения осанки у детей. Что делать, если у ребенка сутулость?

Существует ряд факторов, влияющих на установку неправильной осанки у ребенка. Они делятся на врожденные и приобретенные. К врожденным причинам относятся:

  • дисплазия
  • кривошея
  • проблемы с формированием позвоночника
  • родовая травма

Приобретенные нарушения осанки происходят из-за:

  • недоразвитие мускулатуры
  • отсутствие физических упражнений
  • последствия рахита
  • неправильный режим и распорядок дня
  • рабочее место для учебы не соответствует росту малыша
  • недостаточное освещение рабочего места
  • ношение учебной сумки в одной и той же руке
  • ношение неудобной одежды (слишком тугой пояс или узкая рубашка)

Как только родственники, учителя или сами родители заметили у ребенка признаки сутулости, им нужно сразу же обратиться за помощью к доктору. Такими заболеваниями занимается ортопед. Только квалифицированный врач сможет назначить адекватное лечение.

Как определить нарушения осанки у ребенка?



Первыми предвестниками того, что у малыша есть проблемы с осанкой станут следующие его жалобы и наблюдения родителей:

  1. Ребенок выглядит постоянно уставшим и вялым
  2. Его не интересуют активные игры
  3. У малыша постоянные жалобы на боли в спине, шее или голове
  4. Продолжительные прогулки выматывают его, и у него болят ноги
  5. При сидении на стуле ребенок опирается руками на его сидушку
  6. Карапузу тяжело долго находится в одной позе
  7. При движениях у детей после двух лет слышен отчетливый хруст

Все эти наблюдения должны насторожить родителей и подтолкнуть их к проведению диагностики осанки их малыша.

Диагностика нарушения осанки у детей



Для того чтобы самостоятельно выявить у ребенка проблемы с осанкой, необходимо попросить его раздеться до трусов и встать ровно (ноги на ширине плеч). Теперь нужно произвести осмотр его тела со всех сторон. Правильная осанка характеризуется следующими проявлениями:
Спереди:

  • голова находится в вертикальном положении, подбородок чуть приподнят
  • линия плеч должна быть ровно горизонтальной
  • углы, образовавшиеся между линией плеч и линией шеи с обеих сторон должны быть равными
  • грудная клетка не должна ни западать, ни выпячиваться
  • если провести условную линию посреди тела ребенка, то пупок обязан находиться на ней
  • лопатки должны находиться на одинаковой дистанции от позвоночника, а их углы
  • проходить по горизонтальной линии
  • горизонтальная линия также должна наблюдаться между ягодичными складками и подколенными ямками
  • грудина должна быть немного приподнята, а живот — наоборот втянут
  • ноги должны быть выпрямлены
  • позвоночник должны иметь плавные небольшие изгибы
  • наклон таза должен составлять около тридцати пяти градусов у мальчиков и пятидесяти пяти — у девочек

Какие-либо несущественные отклонения могут быть естественными и спровоцированными усталостью. Однако визит к доктору даже в этом случае лучше не игнорировать. Если же большая часть показателей не отвечает норме, родителям ребенка нужно срочно принимать меры.

Виды нарушения осанки у детей дошкольного возраста



  1. Лордоз шейного отдела является изгибом шейного отдела позвоночника вперед
  2. Кифотическая осанка характеризуется сутулостью и округлением спины
  3. Плоская спина выделяется отсутствием физиологических изгибов позвоночника (позвоночник прямой) и выпячиванием сзади лопаток
  4. Сутулость
  5. Сколиоз — искривление позвоночника

Нарушения осанки у детей младшего школьного возраста



Основной причиной появления у детей младшего школьного возраста неправильной осанки считается снижение уровня подвижности ребенка. Начав ходить в школу, малыш вынужден большую часть своего времени сидеть на одном месте в одной и той же позе. Активность при этом падает почти на пятьдесят процентов. А если учесть огромное пристрастие современной молодежи и маленьких детей к компьютеру и телевизору, то тут можно насчитать все восемьдесят процентов.

В первые годы учебы у ребенка также меняется его распорядок дня, режим употребления пищи и отдыха. Потому немаловажным является организация сбалансированного питания, нагрузок и передышек.

Все эти перемены влекут за собой снижение развития мышц спины и грудной клетки, что неумолимо приводит к тем или иным нарушениям детской осанки. Проблем с осанкой можно избежать лишь дополнительными занятиями спортом, регулярной зарядкой и проведением всего свободного времени на свежем воздухе в движении. Эта задача стоит в первую очередь ни перед учителями, ни перед тренерами и воспитателями, а перед родителями ребенка.

Массаж при нарушении осанки у детей



Такая терапия, как массаж, может применяться при неправильной осанке в комплексе со специальной гимнастикой и другими правилами поведения ребенка и его родителей. Применение массажа может иметь два направления:

  1. Общий массаж спины и живота
  2. Массаж отдельных частей тела и групп мышц, отвечающих за изменение осанки

Массаж, как известно, является очень полезной манипуляцией. Он улучшает кровоток и лимфоток, помогает мышцам окрепнуть благодаря повышению их тонуса во время движений массажиста.

Однако стоит знать, что массаж может и навредить. Постановкой диагноза и определением вида лечебного массажа должен заниматься лишь врач. Также немаловажным является квалификация массажиста. С целью выполнения массажа стоит обращаться лишь к проверенным специалистам.

Комплекс упражнений при нарушении осанки у детей



Лечебно-профилактическая физкультура при борьбе с неправильной осанкой у детей — это самое главное и действенное средство. Выполнять такую гимнастику можно дома в любую свободную минуту. Вот перечень самых элементарных упражнений при нарушении осанки у детей:

  1. Ходьба на месте около пятнадцати минут с ровной спиной
  2. Ходьба на носочках с руками на поясе около десяти секунд
  3. Ходьба с высоко поднятыми коленями и руками на поясе десять секунд
  4. Десять приседаний с ровной спиной и вытянутыми вперед руками
  5. Поочередное напряжение и расслабление всех мышц тела в позиции «стоя» с ровной спиной
  6. Сведение и разведение лопаток в сидячем положении десять раз
  7. Вытягивание вперед рук с гантельками в положении сидя с ровной спиной и фиксация их на пять секунд
  8. Поднятие и фиксация в поднятом положении поочередно ног на пять секунд в позиции «лежа» на спине. Десять повторений
  9. Поднятие головы из позиции «лежа» на спине в позе «солдатика» (руки и ноги вытянуты вдоль туловища)

Консультация для родителей детей с нарушением осанки



Лучшим способом избежать нарушения осанки является его профилактика. Родителям стоит исключить все вышеперечисленные факторы, способствующие появлению приобретенной неправильной осанки. Другими словами им необходимо:

  1. Обеспечить малышу полноценное полезное питание
  2. Приобщить его к занятиям спортом и активным играм
  3. Организовать рабочее место малыша таким образом, чтобы оно подходило под его рост (когда он сидит за столом, ступни должны полностью стоять на полу, локти удобно лежать на столе, ноги сгибаться в коленях под углом девяносто градусов, а спина быть ровной)
  4. Обеспечить хорошее освещение рабочего места ребенку
  5. Желательно, чтобы малыш спал на твердом матрасе, на спине с невысокой подушкой
  6. Следить за тем, чтобы нагрузка на руки ребенка была равномерно распределена (портфель носить в разных руках поочередно, не тянуть его утром в школу или в сад за одну и ту же руку)
  7. Тщательно следить за осанкой и походкой

В случае же, когда нарушение уже произошло, родителям стоит запастись терпением и строго соблюдать рекомендации врача. Ведь процесс исправления неправильной осанки — очень длительное и ответственное дело.

Последствия нарушения осанки у ребенка. Связь нарушений осанки у детей с остеопенией



Нарушения осанки у детей могут спровоцировать самые разнообразные и очень тяжелые последствия:

  • нарушение расположения внутренних органов, ведущее к частым заболеваниям этих органов
  • регулярные микротравмы позвоночника
  • сокращение объема легких и одышка
  • ухудшение памяти, постоянные головные боли и боли в спине из-за нарушение кровотока

Еще одним довольно сложным последствием нарушением осанки у детей может стать остеопения. Это заболевание характеризуется ослаблением костной структуры. Как правило, остеопения наблюдается у людей пожилого возраста. Однако некоторые ученые утверждают, что причиной появления остеопении в более раннем возрасте может стать банальная неправильная осанка. Нарушение обмена веществ и неполноценное усвоение кальция, вызванные смещением и защемлением некоторых внутренних органов, провоцируют ломкость костных тканей.

Причины нарушения осанки у детей школьного и дошкольного возраста: советы и отзывы



Доктора советуют родителям следить за своим ребенком с самого рождения и стараться создавать ему такие условия, при которых возможность приобрести неправильную осанку была бы абсолютно исключена. Ведь всегда легче болезнь предупредить, нежели с ней бороться.

Активный здоровый образ жизни, правильно подобранные одежда и мебель для малыша, а также постоянный родительский контроль обеспечат ему хорошую осанку и развитие.

Видео: Причины появления неправильной осанки у детей