Общее родительское собрание «Здоровье на тарелке». Культура питания как основа ЗОЖ детей

Цели, задачи: познакомить с особенностями строения и функциями пищеварительной системы человека; учить осознанно подходить к своему питанию.

Материал: схема пищеварительной системы человека; сахарный песок, сахар-рафинад; два стакана с водой, стакан с водой на каждого ребенка, фонендоскоп.

Описание : Воспитатель: Ребята, я назову слова, а вы подумайте, что это одним словом? Каша, фрукты, шоколад, суп, чипсы.

Дети: Продукты, еда.

Воспитатель: Как вы думаете, влияют ли продукты, которые мы едим, на наше здоровье?

Дети: Да, влияют.

Воспитатель: Кто знает, какие продукты нужны организму, чтобы человек был здоров, рос и развивался.

Дети: Полезные (фрукты, овощи, каши, суп).

Воспитатель: А теперь уточните, пожалуйста, о чем мы сегодня будем говорить?

Дети : О полезных продуктах; о тех продуктах, которые надо есть, чтоб быть здоровыми.

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

Всё, что мы положим в рот, попадает к нам в… (Живот)

Дети: Живот

Воспитатель: Правильно, повторим, как работает пищеварительная система нашего организма. Как вы думаете, чем же занимается наш желудок?

Дети: переваривает пищу

Воспитатель: Да , он перерабатывает всю пищу, которую мы едим. Чтобы организм человека хорошо работал, все должны питаться. Каждый день человек употребляет пищу. Обратите внимание на схему пищеварительной системы человека. Давайте вспомним, как путешествует яблочко внутри нас. Итак, путешествие начинается! (Работа с иллюстрацией человека с изображенными органами пищеварения и яблоко – крупный магнитик) Откусили яблоко, а что же с ним происходит во рту?

Дети: Его пережевывают зубы, язычок смачивает слюной и переворачивает.

Воспитатель: Перемололи зубами яблоко, проглотили и попало оно в трубку, которая называется…подскажите, как?

Дети: пищевод (при затруднении детей – повтор вместе с ними и индивидуально).

Воспитатель: А как вы думаете, для чего он нужен?

Дети: По нему пища спускается в желудок.

Воспитатель: Верно, он «ведёт» пищу, которую мы проглотили, сам, независимо от нашей воли. Даже если мы встали на голову и сумели проглотить кусочек чего-либо, он по пищеводу все равно «пошел» бы в нужном направлении. А в этом направлении находится желудок. (Индивидуальное повторение слова желудок и показать на себе ладошкой). Что же происходит с пищей в желудке?

Дети: В желудке переваривается пища.

Воспитатель: Желудок вырабатывает специальную жидкость – желудочный сок (индивидуальное повторение), который пропитывает пищу, попадающую в желудок, и растворяет её. А это значит, что пища, съеденная нами, быстро переварится и превратится в прозрачный раствор, который впитывает в себя кровь и разносит по всему организму. Далее все, что не переварилось в желудке проходит в длинный извилистый кишечник и выходит наружу. Вот какое долгое путешествие совершает пища в нашем организме!(рис 45)

Давайте проверим надо ли пережевывать пищу (пригласить два ребёнка для произведения опыта).

Опыт с сахаром. В каком стаканчике сахар растворился быстрее? (где мелкий). А в каком – долго растворяется? (с кусочками). Также происходит и в желудке. Если мы будем глотать пищу кусками, то желудку трудно ее переварить. А если тщательно пережевывать, то и желудку легче переваривать еду. Вывод: перед тем как проглотить еду – ее нужно тщательно пережевать!

Далее воспитатель предлагает детям медленно, по глоточку, выпить воду из стаканчика, привлеките внимание к ощущениям после глотания: «Почувствуйте, куда движется жидкость внутри вас.» правильно в желудок, он работает, движется, издает звуки. Предложить послушать желудок с помощью фонендоскопа.


Ольга Большакова
Общее родительское собрание «Здоровье на тарелке». Культура питания как основа ЗОЖ детей

ОБЩЕЕ РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

«ЗДОРОВЬЕ НА ТАРЕЛКЕ »

Цель : формирование у родителей культуры питания как составляющей здорового образа жизни их детей

Задачи :

Дать информацию об основных принципах детского питания ;

Раскрыть смысл понятия «здоровое питание » ;

Показать, как нарушение режима питания сказывается на здоровье детей ;

Форма проведения : дискуссионный клуб.

Подготовительная работа : подготовка презентации на тему детского питания , оформить памятку для родителей «Вредные продукты» , «Принципы здорового питания » .

Оборудование : пригласительные билеты, плакаты с мудрыми мыслями, памятки, папка, в которой оформлены мудрые мысли по теме собрания .

План проведения :

Вступительное слово старшего воспитателя . Обозначение проблемы.

Выступление детей по проблеме собрания .

Анкетирование.

Тест «Правильное ли ты питаешься

Выступление медицинского работника.

Ход собрания

Здравствуйте, уважаемые родители ! Нам приятно видеть вас, и мы благодарим вас за то, что нашли возможность прийти на наше мероприятие. А начать наше мероприятие хочется с поучительной сказки….

Сказка о здоровом питании

Жили старик да старуха. У них был деревянный дом, а рядом сад и огород. В саду росли яблони и груши, а на грядках выращивали старики овощи.

Однажды на летние каникулы приехали к ним из города внучка Машенька да внучок Никитушка. Обрадовались старик со старухой и стали готовить обед. И вот на столе уже стоят щи, каша, варёный картофель, овощной салат, тарелка с фруктами и крынка с молоком. Но Никитушка сказал, что он не будет есть, ни супы, ни салаты, а только колбасу, чипсы, конфеты и пить кока-колу.

Развели руками старик со старухой, да делать нечего. Пошёл дед в магазин и купил всё, что пожелал внук.

Ест внучок сардельки, да шоколадки и толстеет не по дням, а по часам. А Машенька стариков слушает, овощи да фрукты кушает.

Прошло время. Машенька подросла и окрепла. Здоровый румянец у неё на щеках. А Никитушка стал ленивым, толстым, неповоротливым, да ещё и желудок стал болеть. Тяжело ему стало бегать, да играть с сестрой. Мальчик только лежал, да телевизор смотрел.

3 слайд Как-то раз приснился Никитушке необычный сон. Идёт он по дорожке, а впереди две двери. На одной из них табличка «здоровая пища » , а на другой «вредная еда» . Подошёл мальчик к первой двери и слышит за ней звонкий смех детей . Подошёл он ко второй двери, а за ней раздаются стоны и плач. Испугался Никитушка, развернулся и вошёл в первую дверь.

Мальчик увидел полянку, а на ней весёлых детей . Они играли в различные игры. Вокруг полянки росли необычные деревья и кусты. На одних висели хлебные булочки, на других варёные овощи, на третьих свежие овощи и фрукты. Даже были деревья с молочными и кефирными пакетиками. Испорченные продукты падали с деревьев на землю и большие жуки их куда-то уносили.

В этот момент, откуда ни возьмись, подошли к Никитушке Морковь и Капуста. Они улыбнулись мальчику, взяли его за руки и подвели к другим детям. Никитушка стал играть с ними, а потом они все вместе подбегали к деревьям, срывали и кушали полезные продукты.

Проснулся Никитушка и понял, что здоровое питание приносит пользу для организма человека. И решил тогда он, что будет кушать только полезные продукты

4 слайд Чем проще пища, тем она приятнее - не приедается, тем здоровее и тем всегда и везде доступнее. Л. Н. ТОЛСТОЙ

Уважаемые мамы и папы! Мы рады вновь видеть у нас в гостях. Как вы уже догадались, сегодня мы поговорим о питании наших детей .

«Человек рождается здоровым , а все его болезни приходят к нему через рот с пищей» Гиппократ

5 слайд Здоровое питание - здоровый ребенок . А здоровый ребенок в семье это самое важное для родителей . Одним из важных составляющих благополучного развития ребенка является здоровое питание . Питание может помочь предупредить возникновение болезни или же наоборот ускорить ее появление. Поэтому в вопросах питания ребенка родители должны проявить максимум внимательности и настороженности.

6 слайд Для чего человеку нужна еда? Взрослому питание необходимо для поддержания обеспечение и жизнедеятельности организма и торможения угасания его функций. В главную задачу питания ребенка входит поддержание его развития. Развитие ребенка - это цепь последовательных и физиологических событий, совершающихся в строго установленном порядке. Набор пищевых веществ, их количественные взаимоотношения, форма подачи пищи - все должно соответствовать возрастным особенностям ребенка. Если такое соответствие достигается, то развитие обретает гармоничность и «биологические часы» идут точно. Если нет - возникает рассогласованность физиологических механизмов, организм становится «расшатанным» , неустойчивым, легко срывается в болезнь. Организм ребенка «строится» из питания как домик из кирпичиков, и пища с этих позиций, прежде всего, - поставщик пластического материала и энергии. Клетки многих важнейших органов (головного мозга, кровеносных сосудов, мышц, костей) формируются один раз и на всю жизнь. Оттого, как они будут первоначально построены, зависит качество их пожизненного функционирования. Развитие растущего организма происходит безостановочно, и опоздать с поставкой нужного «материала» нельзя. Если в организм своевременно не поступит достаточное количество подходящего «строительного материала» , то клетки начнут использовать не подходящие, но похожие по химическим свойствам вещества. Итог подмены станет формирование тканей с ухудшенными свойствами. Ярким примером такого оборота дела служат нарушения пищевого обеспечения растущих костей. При недостатке в пище ребенка кальция кость сразу же начинает встраивать в себя чужеродные ей (и в целом для организма) элементы. В результате кость теряет (а точнее, не приобретет) устойчивость к травмам, нагрузкам, болезням. (обратить внимание на таблицу)

7 слайд Одной из самых главных причин, приводящих к формированию не правильных рационов, является информационный хаос, царящий на рынке продуктов питания . Человек уже давно утратил способность интуитивно выбирать полезную для него пищу. Переедая одни продукты и недоедая другие, дети формируют неправильные стереотипы пищевого поведения, которые, как правило, сохраняются на всю жизнь и приводят к ухудшению здоровья . В целях сохранения и приумножения здоровья ребенка наиважнейшей задачей взрослых является формирование у него культуры питания .

8 слайд Один известный автор сказал, что детей нужно питать так же , как и взрослых, только лучше. Эти слова как нельзя лучше характеризуют правильный подход к питанию дошкольников . Рациональное питание любого человека предполагает баланс количества, качества и своевременности, то есть продукты, употребляемые в пищу, должны наиболее полно и своевременно обеспечивать организм необходимыми аминокислотами и микроэлементами для его нормальной жизнедеятельности. Для ребёнка это особенно важно!

Ещё в древности было известно, что правильное питание есть непременное условие долгой жизни.

Выступление детей

Дети с карточками продуктов, маршируя, выходят, становятся полукругом. За ними «пьедестал» , в форме большой пирамиды. Ребенок выходит вперед.

Как нам правильно питаться ?

Вы послушайте рассказ :

Пирамиду из продуктов

Мы построим вам сейчас!

Ребенок уходит, встает последним, сразу же за ним вперед выходят следующие пятеро детей с карточками продуктов нижнего ряда, показывают их зрителям

1-й ребенок 9 слайд

Мы скачем, прыгаем и бегаем!

Откуда столько в нас энергии?

День нужно с каши начинать!

Пшено и рис, овсянка, гречка

И каша манная, конечно, -

Вот что поможет сил придать!

2-й ребенок

Еще мы любим мюсли, хлопья

Из кукурузы золотой!

3-й ребенок

Охотно кушаем картофель -

Тушеный или отварной!

4-й ребенок

И макароны не забудем -

Ракушки, вермишель, лапша!

5-й ребенок

И самый главный, самый вкусный

Хлеб - всем продуктам голова!

Дети друг за другом двигаются к пьедесталу, ставят карточки на нижнюю ступень пирамиды и становятся в конец полукруга, выходят четверо детей с карточками продуктов второго ряда, полукруг снова сдвигается.

1-й ребенок слайд

Знаем : чтобы не болеть,

Витамины нужно есть!

Овощей нам нужно много :

Свекла, редька, кабачок.

Огурцы и помидоры,

И капуста, и лучок!

2-й ребенок

Баклажаны, патиссоны,

И морковь, и сельдерей

Витамины и клетчатка

Для здоровья всех детей !

3-й ребенок

Фрукты - тоже ведь, ребята,

Витаминами богаты!

Абрикосы, ананасы,

Апельсины, айва,

Вишня, виноград, бананы,

Груши, яблоки, гранат!

4-й ребенок

Мандарины и лимоны,

Персик, слива и хурма

Сколько фруктов нам природа

Для здоровья создала !

Дети ставят карточки на вторую ступень, встают последними, все сдвигаются, выходят трое детей , показывают карточки третьего ряда.

1-й ребенок 9 слайд

Чтобы правильно развиться,

Крепким, сильным становиться,

Пища мне белковая нужна!

2-й ребенок

Употребляйте мясо, рыбу, птицу,

Бобы, горох, фасоль и чечевицу,

Яйцо и печень тоже иногда.

3-й ребенок

И молочные продукты

- Для костей и для зубов :

Сыр, кефир, сметана, творог.

И. конечно, молоко!

Дети ставят карточки на третью ступень, встают последними, все сдвигаются, выходят двое детей , показывают карточки четвертого ряда.

1-й ребенок 9 слайд

Сладости мы обожаем,

Но скажу я вам, друзья,

Что конфет и шоколадок.

2-й ребенок

Чупа-чупсов, мармеладок,

Пастилы, халвы, зефира

Много кушать нам нельзя!

Дети ставят карточки на четвертую ступень, встают последними, все сдвигаются, выходит ребенок, показывает карточку.

И совсем уже немножко

В праздник или в юбилей,

Можно скушать нам пирожных

Или с кремом торт поесть!

Ребенок ставит карточку вверх пирамиды, встает последним

Дети (вместе)

Чтоб здоровым оставаться ,

Нужно правильно питаться !

Под музыку марша дети друг за другом уходят.

10 слайд Перед собранием мы провели анкетирование родителей (53 анкеты) . Вот такие результаты у нас получились :

Уважаемые родители !

Мы будем очень благодарны, если вы ответите на вопросы нашей анкеты!

1. Как вы думаете, есть ли взаимосвязь питания и здоровья ?

53 - ответили да

2. Как вы относитесь к «быстрому» питанию (полуфабрикаты, пицце, чипсы, вермишель быстрого приготовления и др.)

49 – нет, 3 – покупают периодически, 1 - положительно

3. Составляют ли ежедневно овощи и фрукты основу рациона вашей семьи ?

38 – да, 12 – не всегда, 3 – нет.

4. Назовите любимое блюдо вашего ребёнка?

Макароны с котлетой, макароны с мясом, макароны с сосиской (3 человека, молоко, йогурты, каши манная и гречневая, пельмени, молочные супы, борщ, курица в разном виде, шашлык, рыбные блюда, салаты из капусты с огурцом, свекла вареная, пюре с гуляшем и пр. 1- нет любимых блюд, 2 – затруднились ответить, 1 – мороженое.

5. Что не любит есть ваш ребёнок? От каких продуктов отказывается Ваш ребёнок?

Яйцо, мясо, рыба, борщ, пельмени, манная каша, геркулес, винегрет, салаты овощные, капусту, лук, помидоры, свеклу, сырники, все супы, рогу овощное, молоко и пр.

6. Какие блюда готовите ребенку на ужин и в выходные дни?

Меню разнообразное, по вкусам семьи и детей (картофельное пюре, катлеты, супы, каши, блюда из рыбы, выпечка, макароны, запеканки, омлет, сосиски, картофель, рогу и пр.). 2 – затруднились ответить.

7. Часто ли даёте ребёнку сладости? Какие? В какое время?

4 – когда захочет, 9 – ежедневно, 17 - часто, 2 – в доступе, 1 – раз в неделю, 2 – в меру, 18 – редко.

8. 11 слайд Любит ли ваш ребёнок фрукты? Какие?

1 – не любит, 1 – ест в меру, 6 – любят все виды фруктов, в основном любят яблоки и бананы, груши.

9. Готовят ли в вашей семье салаты? Какие?

2 – не очень часто, 10 – готовят овощные салаты (огурцы, помидоры, с капустой, с морковью, салат из свеклы, в основном – оливье , мимоза, сельдь под шубой, крабовые палочки, острячек, коктейль, греческий, винегрет, капуста.

10. Часто ли в вашей семье употребляют колбасные изделия?

1 – как попросит, 1 – ежедневно, 1 –не употребляют совсем, 25 – редко, 25 – часто.

11. Как часто употребляются в вашей семье основные продукты питания : молоко, творог, сыр, сливочное и растительное масло, каши, фрукты? (подчеркнуть продукты, которые употребляются ежедневно)

В основном молоко , сливочное масло и фрукты.

12. Какие блюда и напитки из меню детского сада вы готовите дома?

2 – не следят за меню в детском саду, 5 – затруднились ответить, в основном дома готовят такие же блюда как и в детском саду.

13. Как отзывается Ваш ребенок о питании в детском саду ?

4 – не чего не говорит, остальные – положительно и хорошо.

14. Дайте оценку организации питания в детском саду по пятибалльной системе.

8 – дали оценку «4» , 1 – «4+» , 43 – «5» , 1 – «5+»

По результатам анкетирования были выявлены следующие положительные результаты :

1. В целом родители удовлетворены качеством питания детей в детском саду , интересуются меню, спрашивают мнение детей о питании , включают в домашний рацион блюда из меню детского сада.

2. Большинство родителей уделяют внимание здоровому питанию в своей семье .

Но в то же время, из анкет видно, что детям дают много сладостей, злоупотребляют колбасными изделиями, далеко не детские салаты (с майонезом) .

12 слайд Семья должна заложить в раннем возрасте ребенку правильные пищевые привычки. Питание ребенка дошкольного возраста должно быть :

Во-первых, полноценным, содержащим в необходимых количествах белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины, воду.

Во-вторых, разнообразным, состоять из продуктов растительного и животного происхождения. Чем разнообразнее набор продуктов, входящих в меню, тем полноценнее удовлетворяется потребность в пище.

В-третьих, доброкачественным - не содержать вредных примесей и болезнетворных микробов. Пища должна быть не только вкусной, но и безопасной.

В-четвертых, достаточным по объему и калорийности, вызывать чувство сытости. Получаемое дошкольником питание должно не только покрывать расходуемую им энергию, но и обеспечивать материал, необходимый для роста и развития организма.

13 слайд Тест – опрос «Правильно ли мы питаемся »

1. Ежедневно ли вы завтракаете, обедаете и ужинаете?

б) Зависит от моей занятости в конкретный день. 2

в) Нет, далеко не всегда. 3

2. Возвратившись после работы домой, сколько в среднем времени проходит перед тем, как вы садитесь за стол?

а) Не менее получаса. 2

б) Час и больше. 1

в) Сразу стараюсь что-нибудь перекусить. 3

3. И как вы выбираете блюда?

а) Ем то, что есть под рукой. 3

б) Исходя из их питательной ценности . 1

в) Ем все, что нравится. 2

4. Обычно во время приема пищи, вы :

а) придерживаюсь правила : Когда я ем, я глух и нем. 1

б) отвлекаюсь на всевозможные разговоры. 2

в) читаю прессу или смотрю телевизор. 3

5. Всегда ли вы тщательно пережевываете пищу?

а) Нет, это не про меня. 3

б) Раз на раз не приходится, во многом зависит от времени, которым я располагаю. 2

в) Разумеется, да. 1

14 слайд 6. После приема горячей пищи вы, как правило, сразу переходите к чаепитию?

а) Нет, откладываю чаепитие минимум на полчаса–час. 1

б) По-разному. 2

в) Да, сразу. 3

7. Едите ли вы на ночь?

а) Да, бывает. 3

б) Позднее шести вечера не ем. 1

в) Прекращаю прием пищи не менее чем за два часа до сна. 2

8. Вы следуете принципу раздельного питания ?

б) Время от времени, но в целом не придаю этому большого значения. 2

9. Часто ли питаетесь всухомятку ?

а) Такое случается нередко. 3

б) Иногда. 2

в) Практически никогда. 1

10. Вы стараетесь придерживаться правила : В течение дня не ограничивать себя в еде, но есть небольшими порциями?

а) Да, конечно. 1

б) Правило мне известно, но следую ему не всегда. 2

Подсчитайте баллы

15 слайд 10–16 баллов. Остроумный Сократ заметил : Мы не для того живем, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить. Вы, вероятно, прилежны в вопросе, как и когда есть, тем самым помогая вашему организму жить и работать с максимальной отдачей.

17–23 балла. Вам знакома истина, что чрезмерное увлечение едой, так же, как и высокомерное невнимание к ней, неразумно, но иногда вы об этом забываете. Вам не помешает относиться к тому, как вы едите, более ответственно, чтобы гарантировать себя в будущем от проблем со здоровьем , связанных с неправильным питанием .

24–30 баллов. Пришла пора задуматься над тем, чтобы начать менять свои привычки, потому что, судя по всему, вы не очень заботитесь о том, как едите. В качестве первых шагов старайтесь не садиться за стол, когда очень устали или раздражены. Такой прием пищи не пойдет впрок. Не ешьте наскоро, это позволит вам не переедать. Возьмите себе за правило, минимум дважды в день не пренебрегать горячей пищей.

16 слайд Пищевое поведение и здоровье

Как известно, особенности пищевого поведения закладываются в детстве и носят устойчивый характер. Дети, которые питаются неправильно , скорее всего, не изменят своим привычкам в зрелом возрасте и окажутся подвержены серьезным и опасным заболеваниям. Это относится, например, к болезням сердца и сосудов, отмечаются повышенное артериальное давление, признаки атеросклероза сосудов или избыточная масса тела, а нередко и все перечисленные состояния вместе.

17 слайд Все это можно предотвратить, привив ребенку в детстве привычку к правильному питанию . К наиболее значимым негативным особенностям пищевого поведения детей относят :

Избыточное потребление соли, сахара, насыщенных жиров;

Недостаток микронутриентов в рационе питания ;

Недостаточное потребление рыбы, молочных продуктов, овощей, и других продуктов, являющихся источником микронутриентов и пищевых волокон.

18 слайд Заболевания, обусловленные неправильным питанием :

Атеросклероз;

Болезни органов пищеварения;

Болезни щитовидной железы;

Гипертоническая болезнь (артериальная гипертензия) ;

Избыточная масса тела и ожирение;

Кариес зубов;

Кишечные инфекции;

Инвазии и пищевые отравления;

Кишечный дисбактериоз (дисбиоз) ;

Метаболический синдром;

Некоторые злокачественные новообразования (рак толстой кишки) ;

Подагра;

Остеопороз;

Сахарный диабет.

19 слайд Копирование по образцу

Неправильная диета детей связана не только с дефицитом витаминов в пище, но и с неадекватным пищевым поведением, которому дети учатся у взрослых и других детей .

Существует множество объяснений того, почему дети едят не всегда то и не в тех количествах, как хотелось бы взрослым. Одно из них - влияние значимых взрослых и других детей на развитие предпочтений в еде и связанных с ней привычек.

Этот факт естественен и очевиден : ребенок смотрит, что делает взрослый или другой ребенок и повторяет его действия.

Если на обеденные столы в детском саду поставить солонки, то многие малыши, глядя друг на друга (и доверяя взрослым, которые эти солонки поставили, начинают чрезмерно солить пищу (именно поэтому солонки в детском учреждении категорически недопустимы) .

20 слайд Роль родителей

Отношение в семье к приему пищи, вкусовым предпочтениям активно перенимается ребенком. Наиболее близким человеком, образцом для подражания для ребенка прежде всего выступает мать. С ней дошкольник чаще общается, делится впечатлениями, ее больше, чем остальных членов семьи, слушается. Отцы в межличностных отношений ребенка в семье занимают второе место. Что касается бабушек и дедушек, то дети часто делятся с ними впечатлениями, но вот слушаются лишь в 3% случаев.

Влияние матери и отца в формировании вкусовых привычек намного сильнее влияния других взрослых : бабушек и дедушек, воспитателей , нянь.

21 слайд Неофобия

В ДОО дети нередко отказываются от незнакомых полезных блюд. Это проявление неофобии - боязни употребления в пищу новых продуктов и блюд. Неофобия - естественный защитный механизм, позволяющий ребенку избежать употребления в пищу незнакомых и неопознанных веществ. Данный механизм присутствует с рождения и в норме, значительно ослабевая, переходит во взрослую жизнь. Пик неофобии приходится на 2-6 лет. У неофобии много причин :

Персональные (генетические) факторы;

Пищевые семейные и этнокультурные традиции ;

Социальные влияния в организованном детском коллективе и др.

22 слайд На успешность преодоления неофобии влияет поведение окружающих ребенка людей и их привычки, связанные с едой. Наблюдая за тем, как другие едят незнакомые ему ранее блюда, ребенок постепенно избавляется от страха перед новым. Важно подчеркнуть, что наблюдение за значимыми другими оказывает более сильное воздействие на ребенка, чем их уговоры и разговоры о еде. При некоторых видах дисбактериоза, избирательность в еде и резкое ограничение употребляемых продуктов и блюд связано с желанием ребенка оградить себя от нежелательных болевых ощущений

23 слайд Для преодоления неофобии детям обычно необходимо около 15 проб нового продукта.

Результатам проведенного НИАЦ (научный информационно-аналитический центр) исследования выяснилось, что готовность детей пробовать новые продукты тесно связана с поведением родителей .

Так, выяснилось, что родители детей , готовых попробовать незнакомое блюдо, чаще покупают новые продукты, тогда как родители отказавшихся детей редко покупают и пробуют что-то новое.

Называние продукта и его свойств, способствует повышению доверия и повышает вероятность употребления его в пищу.

24 слайд Пища – это необходимая потребность организма, и обязательное условие существования человека. Мы чаще всего питаемся тем , что нам нравится по вкусовым качествам, к чему привыкли или, что можно быстро, без труда приготовить. Важно вовремя обратиться к рациональному питанию . Именно ваш пример ляжет в основу будущей культуры питания вашего ребенка . Вы сформируете его первые вкусовые нормы, пристрастия и привычки, от вас будет зависеть его будущее здоровье .

25 слайд Закончить наше собрание хочу известной мудростью : «Нужно есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть» . Только умеренное сбалансированное питание может стать гарантией долгих лет жизни.

«Вредные продукты»

10 самых вредных продуктов, от которых стоит отказаться.

1. Леденцы, жевательные конфеты, пастила и мармелад неестественно ярких расцветок.

Помимо зашкаливающего за все разумные рамки количества сахара, в этих сладостях содержатся и особенно опасные для нашего организма красители и ароматизаторы, в буквальном смысле убивающие клетки человеческого организма.

2. Чипсы, картофель фри.

Эти, безусловно, вкусные, продукты вредны не только для фигуры, но и для здоровья вообще , ведь они представляют собой богато сдобренную химическими улучшителями вкуса и специями смесь легкоусваиваемых углеводов и жиров.

3. Газированные напитки.

4. Шоколадные батончики.

Огромное количество сахара, содержащееся в них, очень быстро вызывает привыкание : человек буквально не может и дня прожить без очередного «Марса» или «Сникерса» .

5. Колбасы и сосиски.

6. Жирное мясо.

Излишнее количество животного жира ведет к образованию холестериновых бляшек, следствием чего становятся заболевания сердечнососудистой системы.

8. Продукты быстрого приготовления.

О какой-то пользе данной категории продуктов говорить не приходится : для ускорения приготовления в них добавляют рекордное количество химикатов, что не может положительно сказаться на здоровье употребляющих их людей.

Нарушения сна, гипотония, отечность – это далеко не все проблемы, возникающие из-за употребления слишком соленой пищи.

10. Алкоголь.

Не стоит верить тем, кто утверждает, что в малых дозах спиртные напитки полезны. Наоборот, даже одна рюмка алкоголя способна помешать усвоению витаминов, нарушить кровообращение.

Тема: Здоровье на тарелке (обобщающий урок по теме «Пищеварительная система человека»).

Цель :

  1. обобщить знания учащихся о строении и функциях органов пищеварительной системы;
  2. способствовать формированию научного мировоззрения и гигиенического воспитания учащихся;
  3. способствовать развитию познавательного интереса, умения работать с учебной и научно-популярной литературой;
  4. делать краткие сообщения.
  5. учить соблюдать правила личной гигиены;

Оборудование : таблицы, учебник, модель кишечника, таблички с изображением витаминов и минеральных солей.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II.1.Мотивационная установка.

Учитель: - Мы закончили изучение большой и интересной темы «Пищеварительная система». Познакомились с органами, которые входят в ее состав, как они работают. А сегодня перед нами стоит очень важная задача: как сделать так, чтобы все органы хорошо работали и не болели, то есть, сегодня нам нужно разобраться, что мы едим, как мы едим. И, конечно, о гигиене питания.

2. Изучение нового материала.

Учитель: - Давайте представим себе, что мы находимся на конференции в научно-исследовательском институте по гигиене питания и являемся сотрудниками различных лабораторий:

  1. Анатомия органов пищеварительной системы;
  2. История питания;
  3. Микробиология (бактерии, вирусы);
  4. Диетология (составляющая питания здорового человека и лечебного питания)

Нам нужен еще секретарь, который будет вести конференцию.

(Учащиеся выбирают секретаря)

Секретарь: -Уважаемые коллеги, разрешите открыть нашу конференцию, посвященную проблемам питания и гигиене питания. С первого до последнего дня жизни человек должен питаться. Это одна из основных потребностей человека.

Для чего человеку нужно есть?

Ответы: (ходить, говорить, работать, нужна энергия для развития)

Секретарь: - От того, как мы питаемся, зависит наше здоровье. Давайте вспомним строение пищеварительной системы. Слово предоставляется сотрудникам лаборатории «Анатомия органов пищеварительной системы».

(Ученик рассказывает о строении пищеварительной системы и делает вывод).

  1. Во время еды нельзя разговаривать, смеяться, чтобы пища не попала в трахею.
  2. Нельзя смотреть телевизор, учить уроки, есть на ночь.
  3. Чистить зубы, тщательно пережевывать пищу.

Секретарь: - Спасибо, есть дополнения?

Учитель: - Ребята, я принесла вам необычную модель нашего пищеварительного конвейера.

Модель кишечника

(бельевая веревка, ленточки для делений, 2-х литровая банка вместо желудка)

Секретарь: - А теперь попросим сотрудников лаборатории «Истории питания» рассказать, чем же питались люди в древности?

а) Древние греки начинали свои пиршества ранним утром и за день съедали столько, что даже трудно себе представить. Ели полулежа, а когда желудок переполняется пищей, они брали павлинье перо, щекотали им в горле, пища выходила назад и пиршество продолжалось.
б) А в Спарте питались только один раз в день. Вся пища помещалась в ладони рук.
в) Воины Александра Македонского съедали в день один стакан абрикосов, растертых в воде, и этого им хватало на целый день.
г) К столу царя Алексея Михайловича (отец Петра I) подавались всегда самые простые блюда и ржаной хлеб. По понедельникам, средам, пятницам он ничего не ел мясного. А во время постов в эти дни царь Алексей Михайлович вообще не ел, не пил, а во вторник, четверг, субботу ел всего один раз в день- кусок черного хлеба с солью, соленый гриб или огурец и пил квас. Можно подсчитать, что царь постился 8 месяцев в году. Во время пышных приемов на царский стол подавалось около 70 различных блюд. Но почти все они раздавались. Сам царь ел очень скромные блюда.

Секретарь: - Ребята, а что вы едите на завтрак, обед, ужин?
Учитель: - Какие блюда подаются к праздничному столу?
Ответ: (учащиеся перечисляют что едят).

Учитель: - Много вы перечислили продуктов, различных блюд, фруктов, напитков, десертов, но всю жизнь, чтобы вы не ели меню будет состоять из 6 «блюд». С этим мы должны разобраться сегодня. Может из вас кто-то догадался, о каких «блюдах» идет речь?

(На доске постепенно появляется таблица. Смотри Приложение 1)

Секретарь: - Слово предоставим «Диетологам».

а) Белки являются главным строительным материалом нашего тела. Это из них построены наша кровь и мозг, кости и волосы, все клетки тела. А так как «строительство» идет всю жизнь человека, поэтому важно получать эти вещества с пищей. Организму нужны растительные и животные белки. Особенно опасно белковое голодание детям: они плохо растут и болеют.
Белков много содержится: яйца, крупы, бобы, картофель, мясо, творог, рыба, молоко, сметана, сыр. А вот в тропических странах, где много фруктов, но мало белков животного происхождения, принято есть насекомых, червей, жирных волосатых гусениц, древесных пиявок, муравьев, саранчу.
Эти странные обычаи и привычки появились не случайно. Так, с давних пор, люди инстинктивно сами того не осознавая, старались обогатить свою пищу животными белками.

б) Жиры. Оказывается в нашем теле они выполняют роль «топлива». Жиры – хороший источник энергии. А еще жировые отложения образуют мягкую оболочку вокруг внутренних органов и защищают их от повреждений. Они смягчают давление на наши подошвы и ладони. Жиры «окутывают» наше тело подобно тонкому одеялу, помогая меньше терять тепла в холодную погоду.

А какие продукты обеспечивают наш организм жирами? Не думайте, что это только масло, сало, маргарин. Жиры есть в мясе, яйцах, твердых сырах, молочном шоколаде, грецких орехах, арахисе, семечках и хлебе.
Жиры необходимы нашему организму. Но все хорошо в меру. Избыточное употребление жирной пищи ведет к излишнему увеличению веса, потому что жиры откладываются в теле в виде запасов. Избыточный вес тела – это дополнительная нагрузка на сердце. Жиры, которые находятся в животной пище, содержат холестерин. Его избыток приводит к образованию жировых отложений в сосудах, питающих сердце кровью. От этого сердце не может полноценно работать.

в) Углеводы. Они легко усваиваются организмом и дают много энергии. Больше всего углеводов расходуется на работу мышц. Наше сердце нуждается в постоянном поступлении углеводов. Недаром для поддержания ослабевшего сердца больным иногда прямо в кровь вводят раствор глюкозы. Это один из углеводов.
Много углеводов есть в картофеле, рисе, бобах, овощах, зелени, фруктах, орехах, хлебе с отрубями, сахаре.

г) Минеральные соли (На доске карточки с изображением минеральных солей. Смотри Приложение 2 .)

Соли кальция нужны организму для роста и обновления костей. Они регулируют работу сердца, участвуют в процессе свертывания крови. Если кровь бедна кальцием, человек даже при небольшой ранке может истечь кровью. Это опасно для здоровья.

Соли фосфора требуются нервным клеткам. Необходимы они для того, чтобы зубы были здоровыми.
Соли кальция и фосфора есть в ржаном хлебе, овсяной и гречневой крупах, щавеле, рыбе, мясе, орехах, молоке.

Соли железа . При их недостатке мы будем быстро уставать, наши клетки будут получать мало кислорода (помидор, капуста, горох, яблока, груши, виноград, земляника).

Соли магния важны для работы сердца, если недостаток этих солей, жди различных сердечных болезней. Когда мы злимся или нервничаем, магний выделяется из нашего организма, поэтому нужно чаще улыбаться. (овощи, фрукты, особенно в абрикосах и персиках).

Йод нужендля памяти и настроения (морепродукты, фейхоа).

д) Витамины . (см. Приложение 3). Нехватка витаминов в организме ведет к различным болезням.

С (аскорбиновая кислота) охраняет нас от заболеваний, как грипп, корь, ангина, коклюш, дифтерия, воспаление легких. Благодаря ему быстрее заживают раны и срастаются кости при переломах. Нехватка приводит к ослаблению организма, сонливости, быстрой утомляемости. (лимон, апельсин, шиповник, черная смородина, капуста, зеленый лук, сладкий перец, помидоры).

А – витамин роста. Без него не вырастишь высоким и крепким. При его нехватке снижается зрение, быстро наступает утомление, пропадает аппетит, начинает падать вес (масло, яйца, рыбий жир, морковь, сладкий перец).

Д – нужен для укрепления костей (яйца, масло, рыба, шпроты, солнце).

Группы В 1,2,12,6 нужны для укрепления мышц, для поддержания общего здоровья кожи, волос, ротовой полости, глаз. (мясо, печень, крупа, хлеб, яйца, молоко, орехи).

РР для хорошей памяти и настроения (цитрусовые, рыба, печень)

Витамины – друзья здоровья.

е) Вода . Тело человека состоит на 3/4 веса из воды.
Запасы воды постоянно расходуются и их нужно непременно пополнять. За сутки человек теряет 12 стаканов воды, значит такое количество нужно выпить или съесть.

Секретарь: - Еще хотят нам что-то добавить микробиологи.

Ответ: - Мы хотели бы напомнить элементарные гигиенические правила о том, что нужно мыть руки перед едой, не пить сырую воду, бороться с мухами и тараканами. Если не соблюдать эти правила, то можно заболеть дизентерией, холерой, брюшным тифом, гепатитом. Обязательно мыть овощи и фрукты перед употреблением а пищу.

Секретарь: - Слово диетологам.

Ответ: - Строго соблюдать распорядок дня: завтрак, обед, ужин. Много употреблять в пищу сырых овощей и фруктов. Пить натуральные соки и молоко.

Секретарь: - Давайте подведем итоги нашей конференции и составим правила по гигиене питания:

Ответ учащихся:

1)Правильно чистить зубы 2 раза в день, полоскать рот после еды.
2)Тщательно пережевывать пищу.
3) Хорошо мыть овощи, фрукты, руки перед едой.
4) Бороться с мухами и тараканами.
5)Хорошо проваривать мясо и рыбу.
6)Не отвлекаться во время еды.
7) Употреблять больше овощей и фруктов, богатых витаминами.

Секретарь: - На этом мы закончим свою работу. Благодарю за внимание и активную работу.

«За папу, за маму...»

Проблемы питания волнуют родителей детей любого возраста.

Чем и как кормить ребёнка-дошкольника? Нужны ли сладости ребёнку? К чему приводит неправильное питание?

Неправильное питание является причиной множества заболеваний - таких как диабет, (в связи с Чернобыльской катастрофой дети особенно подвержены ему), повышенное кровяное давление, заболевание сердца, рак, кариес зубов, ожирение и др.

Рацион ребёнка должен быть разнообразным, больше включайте в меню овощей, фруктов, круп. Отдавайте предпочтение постному мясу, рыбе, птице, бобам, гороху - ценным источникам протеина. Ограничивайте в рационе масло, жиры. Готовьте на растительном масле.

Умерьте употребление сладкого, используйте меньше сахара в выпечке и десертах.

Отдавайте предпочтение натуральным сокам, а не газированной воде и сладким напиткам. Не давайте ребёнку много варенья, джемов, желе и сиропов. Умерьте употребление соли. Научитесь ощущать приятный вкус несолёной пищи и научите этому ваших детей, меньше солите блюда, когда готовите. Ограничьте употребление маринованных продуктов. Давайте детям свежие и замороженные овощи вместо консервированных.

Наша пища должна быть целебным средством.

Меньше жарьте, больше варите или пеките.

Употребляйте больше натуральной пищи в сыром виде и приучайте к этому детей. Какие продукты полезны детям в связи с радиоактивным загрязнением нашего региона? Полезны свекла, яблоки, соки с мякотью, особенно соки красных ягод (гранатовый), чай зелёный, продукты моря, орехи грецкие, фундук, гречневая каша (чистая). Эти продукты способствуют выведению радионуклидов.

Приучите себя готовить маленькие порции. Горы еды на тарелках - путь к болезням. Пища хороша только в свежеприготовленном виде, поэтому откажитесь от привычки готовить пищу впрок. Прежде чем готовить мясо, птицу или рыбу, срежьте лишний жир, с птицы снимите кожу. В них находится основное количество холестерина.

Покупая кухонную посуду, обращайте внимание на материал, из которого она сделана, так как этот материал в микродозе будет присутствовать в пище.

Лучшие материалы для посуды - натуральные: чугун, дерево, термостойкие стекло, фаянс и глина. Причём глиняную и фаянсовую посуду нужно перед употреблением прокипятить с уксусом, чтобы избавиться от свинца, входящего в состав глазури. Нежелательно пользоваться алюминиевой и эмалированной посудой, т. к. она выделяет соли тяжёлых эмалей (эмаль - при повреждении).

Хорошей считается посуда из нержавеющей стали (сплав никеля и хрома), из которой сделана посуда «Цептер».

Учите детей правильно пить воду. Общепринято после еды выпивать какую-либо жидкость: кофе, сок, чай. Но при правильном питании все должно быть наоборот: жидкость лучше всего пить за 15-20 минут до еды. В этом случае в полости желудка смывается лишняя слизь, и он подготавливается к работе. Можно пить и через 1.5-2 часа после еды.

Очень полезен напиток, который делается из заваренных кипятком плодов шиповника. Особый вкус появляется, если заварить его в термосе и дать настояться часа 2-3. Не забывайте: шиповник содержит большое количество витамина С, так нужного детям в зимнее и весеннее время.

Включайте в рацион питания проростки пшеницы, в них есть всё, что необходимо организму человека: витамины, кислоты, ферменты, микроэлементы. Природа сконцентрировала в семени все самое главное и ценное.

Витаминная семейка.

Вы можете поверить, что ещё 130 лет назад о витаминах никто не знал? А между тем это правда. Только в 1880 году молодой талантливый русский учёный Николай Лунин на опытах доказал существование неизвестных ещё науке, но необходимых живому организму веществ. Позднее эти вещества были названы витаминами, от латинского слова «вита»- жизнь.

Сегодня известно около двадцати витаминов Их принято обозначать латинскими буквами - А1, В1, В2, В6, В12, С и другие. Чтобы быть здоровым и бодрым, человеку надо совсем немного этих веществ. Но нехватка их ведёт к разным болезням.

Витамин А называют витамином роста. При его нехватке снижается зрение, быстро наступает утомление, пропадает аппетит, начинает падать вес. Эту беду поправят сливочное масло, яйца, рыбий жир, морковь и сладкий перец. Интересно, что в растениях содержится не чистый витамин А, а особое вещество - каротин. Когда каротин попадает к нам с пищей, то наш организм сам его «доделывает», превращает в витамин А.

Витамин С охраняет нас от таких заболеваний, как грипп, корь, ангина, коклюш, дифтерия, воспаление лёгких. Благодаря ему быстрее заживают раны и срастаются кости при переломах. Нехватка аскорбиновой кислоты приводит к ослаблению организма, сонливости и быстрой утомляемости. Пополнить организм этим витамином помогут лимоны и апельсины, шиповник и чёрная смородина, капуста и зелёный лук, щавель и картофель, сладкий перец и помидоры. Но запомните, лучше кушать сырую витаминную зелень, овощи и фрукты. Потому что витамин С - неженка. Он легко разрушается при кипячении.

Витамин Д нужен для укрепления костей. Поэтому полезно включать в своё меню яйца, масло, рыбу в масле. При усиленной физической работе, для укрепления мышц тела необходим витаминВ1. А витамин В2 помогает извлекать из пищи энергию, он нужен для поддержания общего здоровья кожи, волос, ротовой полости и глаз. Основные источники витаминов группы В - мясо, печень, крупа, хлеб, яйца, молоко, орехи.

На днях жутко захотелось консервированного зеленого горошка..что бы это значило...:)

Все это проходили. То вдруг неудержимо хочется шоколадку, или селедки, или нападает страшный жор перед критическими днями. Это означает, что наш организм нуждается в определенных витаминах или минералах. Ниже - подробное описание, что означает жажда определенных продуктов и чем ее можно компенсировать без ущерба для здоровья.

Хочется шоколада:
Нехватка магния.

Хочется хлеба:
Недостаток азота.
Содержится в: продуктах с высоким содержанием белка (рыба, мясо, орехи, бобы).

Хочется грызть лед:
Нехватка железа.
Содержится в: мясе, рыбе, птице, морской капусте, зелени, черешне.

Хочется сладкого:
1. Нехватка хрома.
Содержится в: брокколи, винограде, сыре, курице, телячьей печени
2. Нехватка углерода.
Содержится в свежих фруктах.
3. Нехватка фосфора.

4. Нехватка серы.

5. Нехватка триптофана (одной из незаменимых аминокислот).

Хочется жирной пищи:
Нехватка кальция.

Хочется кофе или чаю:
1. Нехватка фосфора.
Содержится в: курице, говядине, печени, птице, рыбе, яйцах, молочных продуктах, орехах, стручковых и бобовых.
2. Нехватка серы.
Содержится в: клюкве, хрене, овощах семейства крестоцветных (белокочанная капуста, брокколи, цветная капуста), листовой капусте.
3. Нехватка натрия (соли).
Содержится в: морской соли, яблочном уксусе (заправить этим салат).
4. Нехватка железа.
Содержится в: красном мясе, рыбе, птице, морской капусте, зеленых овощах, черешне.

Хочется подгоревшей еды:
Нехватка углеродов.
Содержится в: свежих фруктах.

Хочется газированных напитков:
Нехватка кальция.
Содержится в: броколи, стручковых и бобовых, сыре, кунжуте.

Хочется солененького:
Нехватка хлоридов.
Содержится в: некипяченом козьем молоке, рыбе, нерафинированной морской соли.

Хочется кисленького:
Нехватка магния.
Содержится в: нежареных орехах и семечках, фруктах, стручковых и бобовых.

Хочется жидкой пищи:
Нехватка воды. Пить 8-10 стаканов воды в день, с добавлением сока лимона или лайма.

Хочется твердой пищи:
Нехватка воды. Организм настолько обезвозжен, что уже потерял способность ощущать жажду. Пить 8-10 стаканов воды в день, с добавлением сока лимона или лайма.

Хочется холодных напитков:
Нехватка марганца.
Содержится в: грецких орехах, миндале, орехах-пеканах, голубике

Жор накануне критических дней:
Нехватка: цинка.
Содержится в: красном мясе (особенно, мясе внутренних органов), морепродуктах, листовых овощах, корнеплодах.

Общий непобедимый жор напал:
1. Нехватка кремния.

2. Нехватка триптофана (одной из незаменимых аминокислот).
Содержится в: сыре, печени, ягнятине, изюме, сладком картофеле, шпинате.
3. Нехватка тирозина (аминокислота).

Аппетит пропал начисто:
1. Нехватка витамина Б1.
Содержится в: орехах, семечках, бобовых, печени и других внутренних органах животных.
2. Нехватка витамина Б2.
Содержится в: тунце, палтусе, говядине, курице, индейке, свинине, семечках, бобовых и стручковых
3. Нехватка марганца.
Содержится в: грецких орехах, миндале, орехах-пеканах, голубике.

Хочется курить:
1.Нехватка кремния.
Содержится в: орехах, семечках; избегайте рафинированных крахмалистых продуктов.
2. Нехватка тирозина (аминокислота).
Содержится в: витаминных добавках с витамином С или в оранжевых, зеленых и красных фруктах и овощах.

Чего-то хочется…
Сильная тяга к определенным продуктам – своего рода сигнал: организм дает нам знать, что ему чего-то не хватает. О чем сигнализируют наиболее распространенные пищевые пристрастия?
Арахис, арахисовое масло.
Желание погрызть арахис, по утверждению ученых, присуще в первую очередь жителям мегаполисов. Если вы испытываете страсть к арахису, а также к бобовым, значит, ваш организм недополучает витаминов группы В.
Бананы.
Если вы теряете голову от запаха спелых бананов, значит, вам нужен калий. Любители бананов встречаются, как правило, среди тех, кто принимает мочегонные или препараты кортизона, «съедающие» калий. Банан содержит около 600 мг калия, то есть четверть суточной потребности взрослого человека. Однако эти фрукты очень калорийны. Если вы боитесь набрать вес, замените бананы томатами, белой фасолью или инжиром.
Бекон.
Страсть к бекону и другим копченостям обычно одолевает людей, сидящих на диете. Ограничение жиросодержащих продуктов приводит к снижению уровня холестерина в крови, а копчености – как раз тот продукт, в котором насыщенных жиров больше всего. Не хотите свести эффект от диеты на нет – не поддавайтесь соблазну.
Дыня.
В дынях много калия, кальция, фосфора, магния, а также витаминов А и С. особую потребность в них испытывают люди со слабой нервной и сердечно-сосудистой системой. Кстати, половина средней дыни содержит не больше 100 ккал, так что лишние килограммы вам не страшны.
Кислые фрукты и ягоды.
Тяга к лимонам, клюкве и т.д. наблюдается во время простудных заболеваний, когда ослабленный организм испытывает повышенную потребность в витамине С и солях калия. Тянет на кислое и тех, у кого проблемы с печенью и желчным пузырем.
Краски, штукатурка, земля, мел.
Желание пожевать все это возникает обычно у малышей, подростков и беременных женщин. Оно указывает на дефицит кальция и витамина Д, который возникает в период интенсивного роста у детей и формирования костной системы плода во время беременности. Добавьте в рацион молочные продукты, яйца, сливочное масло и рыбу – так можно легко исправить положение.
Лук, чеснок, пряности и приправы.
Острую потребность в пряностях, как правило, испытывают люди, имеющие проблемы с органами дыхания. Если человека потянуло на чеснок и лук и он мажет хлеб горчицей вместо варенья – возможно, на носу какое-то респираторное заболевание. Видимо, таким образом – с помощью фитонцидов – организм пытается защититься от инфекции.
Молоко и кисломолочные продукты.
Любители кисломолочных продуктов, особенно творога, - чаще всего люди, нуждающиеся в кальции. Внезапная любовь к молоку может возникнуть и из-за недостатка незаменимых аминокислот – триптофана, лизина и лейцина.
Мороженое.
Мороженое, как и другие молочные продукты, - хороший источник кальция. Но особую любовь к нему испытывают люди с нарушенным обменом углеводов, страдающие гипогликемией или сахарным диабетом. Психологи видят в любви к мороженому проявление тоски по детству.
Морепродукты.
Постоянная тяга к морепродуктам, особенно мидиям и морской капусте, наблюдается при дефиците йода. таким людям нужно покупать йодированную соль.
Маслины и оливки.
Любовь к маслинам и оливкам (а также к соленьям и маринадам) возникает из-за нехватки солей натрия. Кроме того, пристрастие к соленому бывает у людей с расстройством функции щитовидной железы.
Сыр.
Его обожают те, кто нуждается в кальции и фосфоре. Попробуйте заменить сыр капустой брокколи – в ней этих веществ значительно больше, а калорий почти нет.
Сливочное масло.
Тяга к нему наблюдается у вегетарианцев, в чьем рационе мало жиров, и у жителей Севера, которым не хватает витамина Д.
Семечки подсолнечника.
Желание погрызть семечки чаще всего возникает у курильщиков, остро нуждающихся в витаминах-антиоксидантах, которым богаты семена подсолнечника.
Шоколад.
Любовь к шоколаду – всеобщее явление. Однако сильней других любят шоколад приверженцы кофеина и те, чей мозг особенно нуждается в глюкозе.

Тянет на соленое? Повышайте иммунитет

Острое желание слопать кило соленых огурцов и закусить плиткой горького шоколада посещает не только дам в «интересном положении». Вкусовые пристрастия могут многое рассказать о здоровье.
Итак, если в последнее время вас со страшной силой тянет на:
СЛАДКОЕ. Возможно, вы работаете на износ и уже подсадили нервишки. Глюкоза активно участвует в выработке гормона стресса - адреналина. Потому при нервном и умственном перенапряжении сахар расходуется быстрее, и организм постоянно требует все новые порции.
В такой ситуации побаловать себя сладеньким не грех. Но лучше не уплетать куски сдобных тортов (в них много тяжелых углеводов), а ограничиться шоколадом или пастилой.
СОЛЕНОЕ. Если зверем набрасываетесь на соленые огурцы-помидоры и селедку, если пища все время кажется недосоленной, речь может идти об обострении застарелого воспаления или появлении нового очага инфекции в организме.
Практика показывает, что чаще всего эти проблемы связаны с мочеполовой системой - циститом, простатитом, воспалением придатков и т. д.
Также на соленое тянет при снижении иммунитета.
КИСЛОЕ. Нередко это сигнал пониженной кислотности желудка. Такое бывает при гастритах с недостаточной секреторной функцией, когда вырабатывается мало желудочного сока. Проверить это можно с помощью гастроскопии.
Также пища с кислым вкусом обладает охлаждающими, вяжущими свойствами, помогает облегчить самочувствие при простудах и повышенной температуре, возбуждает аппетит.
ГОРЬКОЕ. Возможно, это сигнал интоксикации организма после недолеченной болезни или зашлакованности пищеварительной системы.
Если часто хочется чего-нибудь с горьковатым вкусом, есть смысл устроить разгрузочные дни, заняться очищающими процедурами.
ЖГУЧЕЕ. Блюдо кажется пресным, пока не опрокинете в него половину перечницы, а ноги сами ведут в мексиканский ресторан? Это может означать, что у вас «ленивый» желудок, он медленно переваривает пищу, ему для этого требуется стимул. А жгучие специи и пряности как раз стимулируют пищеварение.
Также потребность в остреньком может сигналить о нарушении липидного обмена и увеличении количества «плохого» холестерина. Острая пища разжижает кровь, способствует выведению жиров, «чистит» сосуды. Но при этом раздражает слизистую. Так что не набрасывайтесь на чили и сальсу на голодный желудок.
ВЯЖУЩЕЕ. Если вдруг нестерпимо захотелось отправить в рот горсть ягод черемухи или не можете спокойно пройти мимо хурмы, ваши защитные силы слабеют и срочно нуждаются в подпитке.
Продукты с вяжущим вкусом способствуют делению клеток кожи (помогают заживлять раны), улучшению цвета лица. Помогают остановке кровотечений (например, при миомах), выводят мокроту при бронхо-легочных проблемах.
Но вяжущая пища сгущает кровь - это может быть опасным для людей с повышенной свертываемостью крови и склонностью к тромбообразованию (при варикозе, гипертонии, некоторых сердечных заболеваниях).
ПРЕСНОЕ. Потребность в такой пище нередко возникает при гастрите или язве желудка с повышенной кислотностью, запорах, а также проблемах с печенью и желчным пузырем.
Пресная пища слабит, помогает снимать спастические боли, успокаивает желудок.
Но вот если вся еда кажется вам пресной, безвкусной, то речь может идти о форме депрессии с нарушением вкусового восприятия.

Страсть соленая и острая
Если тебя тянет на конкретный продукт – определи, что тебя в нем привлекает. Например, когда ты ощущаешь непреодолимое желание съесть кусочек салями или готова жизнь отдать за пакетик соленых фисташек, это не всегда говорит о том, что твой организм остро нуждается именно в колбасе или орешках. Скорее всего, ему не хватает соли.

*** Умеренно соли пищу и не увлекайся бессолевыми диетами. Согласно последним исследованиям, 1 грамм соли, если после обеда медленно рассосать ее во рту, способствует хорошему пищеварению и усвоению продуктов. Разумеется, этим советом могут воспользоваться лишь те, у кого нет показаний к ограничению соли.

Страсть шоколадно-сладкая
Чаще других «шоколадоманией» страдают поклонники кофеина и те, чей мозг особенно нуждается в глюкозе. Это относится и к другим сладостям. Если ты несбалансированно питаешься, твой организм также будет испытывать потребность в глюкозе – как самом быстром источнике энергии. А именно шоколад отлично справляется с такой задачей. Но учти, что этот продукт содержит много жира, избыток которого опасен для твоих сосудов и фигуры.

*** Ешь побольше овощей и круп – они богаты сложными углеводами. А в качестве десерта выбирай сухофрукты или мед с небольшим количеством орехов.

Страсть сырная
Острый, соленый, со специями и без… Ты не можешь прожить без него ни дня, его вкус сводит тебя с ума – ты готова поглощать его килограммами (во всяком случае, съедаешь не менее 100 г в день). Диетологи уверяют, что сыр обожают те, кто испытывает острую потребность в кальции и фосфоре. Конечно, сыр – наиболее богатый источник этих столь необходимых и чрезвычайно полезных организму веществ, но жиры…

*** Попробуй заменить сыр капустой брокколи – в ней много кальция и фосфора, а калорий почти нет. Если твой организм хорошо воспринимает молоко – пей 1-2 стакана в день, а сыр ешь понемногу (не более 50 г в день) и вместе с сырыми овощами.

Страсть кисло-лимонная
Возможно, в твоем рационе преобладают трудноусваиваемые продукты, и организм для облегчения своей работы пытается повысить кислотность желудочного сока. При простуде тебя тоже может потянуть на кислые фрукты и ягоды – отличный источник витамина С.

*** Выбирай блюда с умеренным содержанием жира и не смешивай много продуктов в один присест. Избегай жареной, пересоленной и чересчур острой пищи, а также той, которая прошла чрезмерную термическую обработку. Заметив неполадки с пищеварением (особенно со стороны печени и желчного пузыря), обязательно обследуйся у гастроэнтеролога.

Страсть копченая
Страсть к копченостям и им подобным деликатесам обычно одолевает тех, кто сидит на слишком строгой диете. Длительное ограничение в рационе жиросодержащих продуктов приводит к снижению уровня «хорошего» холестерина в крови, а в копченостях предостаточное количество насыщенных жиров.

*** Не увлекайся обезжиренной пищей – выбирай ту, в которой все же есть немного жира. Например, покупай йогурт, кефир или ряженку одно- или двухпроцентной жирности. Ешь не менее столовой ложки растительного и чайной ложки сливочного масла в день, даже если ты сидишь на строгой диете. Ученые опытным путем доказали, что быстрее худеют именно те, кто употребляет достаточное количество жиров.

Пищевые страсти и болезни
Лук, чеснок, пряности и приправы. Острая потребность в этих продуктах и специях, как правило, указывает на проблемы с органами дыхания.
Маслины и оливки. Такое пристрастие возможно при расстройстве функций щитовидной железы.
Мороженое. Особую любовь к нему испытывают люди с нарушениями обмена углеводов, страдающие гипогликемией или больные сахарным диабетом.
Бананы. Если ты теряешь голову от запаха спелых бананов, обрати внимание на состояние своего сердца.
Семена подсолнечника. Желание погрызть семечки чаще всего возникает у тех, кто остро нуждается в витаминах-антиоксидантах. Это значит, что в твоем организме много свободных радикалов – основных провокаторов преждевременного старения.