Положительные и отрицательные внешние эффекты. Положительный и отрицательный эффект

Отрицательные внешние эффекты. Воздействие может быть отрицательным, если оно выражается в снижении полезности какого-либо потребителя или выпуска какой-либо фирмы. В этом случае говорят об отрицательном внешнем эффекте, а уменьшение полезности или выпуска считают внешними затратами данного вида деятельности.

Предположим, что алюминиевые заводы загрязняют окружающую среду: при каждой произведенной единице алюминия в атмосферу попадает определенное количество вредных отходов. Поскольку ядовитые выбросы повышают вероятность заболевания людей, которым приходится дышать загрязненным воздухом, мы имеем дело с отрицательным внешним эффектом.

Рис. 1

Кривая спроса отражает ценность товара для покупателей, а кривая предложения - издержки продавцов. Равновесное количество товара, Qmarket, соответствует точке, в которой значение общей ценности для покупателей за вычетом общих издержек продавцов достигает максимального значения. Следовательно, если абстрагироваться от внешней среды, рыночное равновесие эффективно.

Рис. 2

В условиях отрицательных экстерналий социальные издержки производства алюминия превышают частные издержки. Оптимальное количество алюминия, Qoptimum, следовательно, меньше, чем равновесное количество, Omarket.

Наличие внешнего эффекта означает, что издержки производства алюминия для общества превышают издержки производства алюминия для производителя. Социальные издержки каждой произведенной единицы алюминия включают в себя частные издержки производителей алюминия плюс издержки людей, на которые неблагоприятно влияет загрязнение окружающей среды. На рис.2 представлены социальные издержки производства алюминия. Кривая социальных издержек находится выше кривой предложения, так как она учитывает внешние издержек перекладываемые производителями алюминия на общество. Разница между двумя кривыми отражает издержки загрязнения

Положительные внешние эффекты. Социальные издержки производства превышают частные издержки на многих рынках, однако встречаются и такие рынки, на которых внешние эффекты приносят выгоду другим людям. То есть в этом случае социальные издержки производства меньше, чем частные издержки. Один из примеров - рынок промышленных роботов.

Роботы находятся в авангарде быстро развивающейся технологии. Когда бы компания ни создала модель робота, существует вероятность того, что вскоре она разработает новый, более эффективный образец, который принесет выгоду не только своим создателям, но и обществу в целом, так как он станет частью технологических знаний. Данный тип положительных внешних эффектов называется технологическим переливом.

Анализ положительных внешних эффектов аналогичен анализу отрицательных экстерналии. На рис. 3 представлен рынок роботов. Из-за технологического перелива социальные издержки производства роботов меньше, чем частные издержки. Следовательно, плановик-социолог примет решение о производстве большего количества роботов, чем частный рынок.

Рис. 3

В условиях положительных внешних эффектов социальные издержки производства меньше, чем частные издержки. Оптимальное количество роботов, Qoptimum, следовательно, больше, чем равновесное количество, Qmarket.

В этом случае правительство может интернализировать внешние эффекты с помощью субсидирования производства роботов. Если правительство платило бы фирмам за каждого произведенного робота, кривая предложения сдвинулась бы вниз на сумму субсидии, что привело бы к увеличению равновесного количества роботов. Чтобы гарантировать, что рыночное равновесие равно социальному оптимуму, субсидия должна быть равна ценности технологического перелива.

Воздействие может быть положительным, если оно выражается в увеличении полезности стороннего потребителя или выпуска фирмы. В этом случае говорят о положительном внешнем эффекте, а прирост полезности или выпуска считают внешними выгодами данного вида деятельности.

По направлению действия внешние эффекты могут быть разделены на следующие четыре группы.

1) "Производство - производство". Отрицательный внешний эффект: химзавод спускает в реку свои отходы, которые мешают производству расположенного ниже по течению реки пивоваренного завода. Положительный внешний эффект: расположенные рядом пасека пчеловода и яблоневый сад производителя фруктов оказывают друг на друга благоприятное воздействие (сбор меда зависит от числа яблонь, и наоборот).

2) "Производство - потребление". Отрицательное воздействие: жители прилегающих районов страдают от вредных выбросов в атмосферу промышленных предприятий. Положительное воздействие: завод в маленьком поселке ремонтирует дорогу, по которой "заодно" ездят и местные жители.

3) "Потребление - производство". Отрицательный эффект: в результате семейных пикников возникают лесные пожары, которые вредят лесному хозяйству. Положительный эффект: забор предприятия не нужно охранять, если рядом проходит людная улица и ни один воришка не может перелезть незамеченным.

4) "Потребление - потребление". Отрицательный эффект: полезность индивида уменьшается, если его сосед ночью включает на полную громкость музыку. Положительный эффект: если вы разбили цветник перед домом, то полезность ваших соседей от созерцания красивых цветов будет расти.

Таким образом, одни субъекты хозяйства (фирмы или потребители), преследуя свои цели, могут одновременно наносить ущерб или приносить выгоду другим субъектам.

Внешние эффекты (экстерналии) - это не учтенные в цене товаров и услуг побочные эффекты функционирования рынка, воздействующие на третьих лиц (или общество в целом), находящихся вне рыночной сделки. Внешние эффекты возникают в случаях, когда установленная рынком цена данного товара (услуги) не отражает или реальных издержек производства, или его истинных достоинств с точки зрения общества. При этом третья сторона либо несет издержки, либо получает даровую выгоду. Внешние эффекты в рыночной экономике присутствуют всегда, их существует великое множество.

Внешние эффекты классифицируют по ряду признаков: характеру воздействия на третьих лиц - отрицательные и положительные; источникам возникновения - производственные и потребительские; объектам воздействия - производство и потребление; сфере действия - локальные, общие, глобальные. Все они действуют как со знаком плюс, так и со знаком минус.

Отрицательный внешний эффект - это побочный эффект деятельности рыночных субъектов, не отраженный в ценах и вызывающий издержки третьих лиц. Положительный внешний эффект - не отраженный в ценах побочный эффект деятельности рыночных субъектов, обеспечивающий выгоды для третьих лиц.

Причины, по которым внешние эффекты не получают отражения в рыночных ценах, различны. У производителя, принимающего решение об объеме производства, нет стимула для учета внешних эффектов, так как это может повысить цену и уменьшить объем производства и продаж. В свою очередь повышение цен за счет включения в них побочных эффектов не отвечает интересам потребителей, поскольку уменьшает величину спроса.

В обществе существуют эффекты, обусловленные «отсутствующими рынками», т.е. имеющие внерыночный характер. Так, не существует рынка чистого воздуха, поэтому за его использование производителям ничего не надо платить. Установить право собственности на так называемые свободные блага (воздух, море, реки) невозможно, и поскольку никто не является их собственником, цена этих благ равна нулю, поэтому нельзя заставить фирмы оплачивать их использование.

В некоторых случаях возникают трудности с нахождением хозяйствующих субъектов, ответственных за отрицательный внешний эффект. Кого, например, можно считать ответственными за кислотные дожди? И захотят ли они учесть внешний эффект в своих издержках?

Практика показывает, что формы проявления отрицательных внешних эффектов многообразны. Так, работа ТЭЦ вызывает у населения, проживающего в непосредственной близости, хронические заболевания легких, бронхит, ларингит, рак. Производство минеральных удобрений на химических комбинатах, загрязняя воздух и водоемы, приносит вред туристическим фирмам, уменьшая число туристов, опасающихся неблагоприятной экологии. Строительство нового завода в густонаселенном жилом квартале приводит к усилению интенсивности движения грузового транспорта, повышению уровня шумов и др.

В России вклад отраслей промышленности в загрязнение окружающей среды (выбросы в атмосферу) всей промышленностью характеризуется следующими данными: нефтедобыча и нефтепереработка - 24,09%; электроэнергетика - 21,7%; цветная металлургия - 20,5%; черная металлургия - 13,7%; угольная промышленность - 4,8%; газовая промышленность - 3,7%; стройматериалы - 2,8%; химическая промышленность - 2,5%; машиностроение - 2,2% .

Из 35 самых загрязненных мест мира восемь находятся в России. Это Кольский полуостров, Республика Коми, озеро

Карачай в Челябинске, Волгоград, Магнитогорск, Дзержинск, Рудная Пристань (Дальногорск), Норильск . Последние три населенных пункта входят в десятку самых загрязненных мест на планете .

Вследствие огромных объемов вредных выбросов в атмосферу две трети россиян дышат воздухом, не соответствующим международным нормам. Загрязнение окружающей среды наносит огромный ущерб здоровью, ведет к снижению работоспособности, дополнительным затратам на лечение и профилактику заболеваний, выплатам по нетрудоспособности, изменению места жительства - появлению новой социально-экономической категории граждан - экологических беженцев. Ухудшается качество окружающей среды, которая сегодня рассматривается как важнейшее потребительское благо, от которого зависит уровень благосостояния. Экономический ущерб от загрязнения окружающей среды в России составляет порядка 6-8% от ВВП .

Отрицательные внешние, или побочные, эффекты называют издержками перелива. Это означает, что некоторые издержки, связанные с производством или потреблением товара, «перемешаются» к третьим лицам, не участвующим в рыночной сделке. Никто им их не компенсирует.

Наличие отрицательных внешних эффектов обусловливает существование наряду с частными издержками также внешних и социальных издержек. Общие частные издержки (total private cost) - TPC - совокупность постоянных и переменных издержек фирмы. Общие внешние издержки (total external cost) - TEC - затраты третьих лиц, связанные с устранением последствий отрицательных внешних эффектов. Общие социальные или общественные издержки (total social cost) - TSC - образуются суммированием общих частных и общих внешних издержек, т.е. TSC = TPC + ТЕС.

C отрицательным внешним эффектом (рис. 11.1) связаны предельные внешние издержки (marginal external cost) - МЕС, возникающие в связи с выпуском дополнительной единицы продукции, оплачиваемые не производителями, а третьими лицами. Предельные частные издержки (marginal private cost) - MPC - дополнительные издержки частных производителей, связанные с выпуском дополнительной единицы продукции. Предельные социальные издержки (marginal social cost) - MSC - это общая сумма дополнительных затрат, которые несет общество в результате производства дополнительной единицы продукции. Они равны сумме предельных частных издержек и предельных внешних издержек. В случае отрицательного внешнего эффекта издержки производства для общества превышают издержки производства частных производителей.

Рис. 11.1. Внешний отрицательный эффект

Рассмотрим отрицательный внешний эффект, возникающий в производстве товаров. Известно, например, что одно из первых мест по объему загрязнения окружающей среды занимает черная и цветная металлургия. Производство чугуна сопровождается образованием шлаков, которые содержат тяжелые металлы, мышьяк, сурьму, другие примеси. Воздух загрязняется на расстоянии 15-25 км, температура выбросов очень высока - от 300-400 до 800°С. Сточные воды предприятий черной металлургии наносят ущерб водным ресурсам. Объем загрязнения окружающей среды растет вместе с ростом производства. При этом третьи лица, а не предприятия металлургической промышленности, несут издержки, связанные с преодолением последствий отрицательных внешних эффектов, т.е. предельные частные издержки MPC меньше предельных социальных издержек MSC. Это имеет существенное значение для определения оптимального объема производства.

На рис. 11.1 предложение чугуна в условиях конкурентного рынка описывается кривой предельных частных издержек МРС. Кривая спроса на товар - D - отражает предельную социальную (общественную) полезность или предельную общественную

Рассмотрим положительные внешние эффекты, которые означают дополнительную выгоду, не отраженную в ценах. Виды положительных эффектов многообразны. Например, сооружение больницы в густонаселенном квартале благоприятно влияет на положение его жителей. Деятельность пчеловода по разведению пчел благотворно сказывается на опылении садов на соседних участках. Занимающиеся туризмом люди укрепляют свое здоровье, а это позволяет экономить общественные средства на здравоохранение. Приобретение высшего образования индивидом приносит выгоду обществу: повышается его образовательный уровень, создаются предпосылки для развития НТП, в производстве используется более квалифицированная рабочая сила, снижается уровень преступности, меняется политическая активность населения.

Во всех этих случаях третьи лица получают выгоду (полезность), не отраженную в цене товара. Положительные внешние эффекты называют выгодами перелива (имеется в виду, что некоторые выгоды, связанные с производством или потреблением

товаров, перемещаются к третьим лицам или обществу в целом без компенсации с их стороны).

Наличие положительных внешних эффектов обусловливает существование наряду с предельной частной выгодой (полезностью) также предельной внешней выгоды и предельной общественной выгоды.

Предельная частная ши индивидуальная выгода (marginal private benefit) - MPB - выгода, получаемая индивидом, от потребления купленной дополнительной единицы блага. Предельная внешняя выгода (Marginal external benefit) - MEB - выгода от внешних эффектов третьих лиц, не являющихся ни покупателями, ни продавцами. Предельная социальная (общественная) выгода (marginal social benefit) - MSB - общая сумма дополнительных предельных частных и предельных внешних выгод, получаемых обществом в результате увеличения производства и потребления данного блага на одну единицу. В случае положительного внешнего эффекта предельные общественные выгоды превышают частные выгоды.

Рассмотрим положительный внешний эффект, возникающий в процессе производства.

Производство промышленных роботов приносит выгоду не только их создателям, но и обществу в целом: повышается уровень технических знаний, развиваются наука и техника, улучшается качество обслуживания населения. Такой тип положительного внешнего эффекта называется технологическим переливом. Он означает, что выгоды, связанные с производством или потреблением промышленных роботов, перемещаются к третьим лицам, не участвующим в рыночной сделке. На рис. 11.2 показаны последствия положительного внешнего эффекта при отсутствии внешних издержек, т.е. если MEC = 0.

Рис. 11.2. Положительный внешний эффект

Производство промышленных роботов может сдвинуться в сторону социального оптимума при условии трансформации положительного внешнего эффекта во внутренний. Для этого предельные внешние выгоды нужно прибавить к предельной частной выгоде. Это может сделать правительство, выплатив фирмам за каждого дополнительно произведенного робота корректирующую субсидию в размере МЕВ: она позволит компенсировать дополнительные затраты фирм. Предложение промышленных роботов в этом случае увеличится. Кривая спроса сдвинется вправо в положение D 2 . Она отражает предельную общественную выгоду: D 2 = MSB = MPB + МЕВ. Новое равновесие установится в точке E 2 при социально оптимальном количестве роботов Q 2 (Q 2 > Qi) и цене P 2 . Производство роботов в объеме Q 2 обеспечивает получение не только предельной частной выгоды, но и предельной социальной выгоды, а цена P 2 отражает предельные социальные издержки и предельные социальные выгоды.

Эффективное равновесие при положительном внешнем эффекте производства достигается при равенстве MSB = MSC, которое обеспечивает эффективное распределение и использование ресурсов. Полученная предельная внешняя выгода отразится в площади заштрихованной фигуры.

Итак, в ситуации отрицательных и положительных внешних эффектов (экстерналий) наблюдаются потери эффективности. Они могут быть устранены путем частных решений либо государственным регулированием внешних эффектов.

Основные способы частных решений - это слияния, организация взаимодействия заинтересованных сторон, общественные соглашения, создание благотворительных обществ, расширение прав собственности и заключение сделок. Рассмотрим их подробнее.

1. Внешний эффект может быть превращен во внутренний при объединении экономических субъектов в рамках одного юридического лица. Допустим, в окрестностях мясокомбината находится река, богатая рыбой, которая от сброса вредных отходов мясокомбината гибнет в больших количествах. Здесь наглядно проявляется эффект издержек перелива. Издержки обосновавшегося там рыболовецкого предприятия растут с увеличением производства мяса, что в конечном счете может грозить предприятию банкротством. При условии слияния этих двух экономических субъектов для мясокомбината внешний эффект превратится во внутренний. Однако для этого прежде всего необходимо подсчитать возможные доходы от рыбной ловли и продажи рыбы и возможные убытки от сокращения объема производства мяса. Надо учесть и затраты на строительство очистных сооружений. Если экономический анализ показывает, что ожидаемые доходы в результате слияния указанных выше субъектов больше суммы их доходов до слияния, то общая эффективность увеличится и внешний эффект будет устранен.

2. Влияние внешних эффектов может быть устранено вследствие организации взаимодействия заинтересованных сторон. Предположим, что туристическая база расположена в живописном месте на опушке хвойного леса. Владелец лесного участка осуществляет вырубку хвойных деревьев для строительства скотоводческой фермы. Это создает отрицательный внешнией эффект для турбазы: ухудшается экология, скот нарушает покой отдыхающих. Проблемы, связанные с внешнем эффектом, могут быть решены, если владелец лесного участка и владелец турбазы организуют совместный туристический бизнес. Такая совместная деятельность возникает только в случае обоюдной заинтересованности.

3. Частные лица могут заключать общественные соглашения, создавать благотворительные общества, деятельность которых направлена на устранение последствий, порождаемых внешними эффектами. Так, пожертвования частных лиц университетам и другим учебным заведениям позволяют увеличить общественную выгоду от развития образования в стране.

4. В некоторых случаях проблему внешних эффектов можно решить с помощью социальных санкций. Существуют правила, запрещающие бросать мусор где попало, что создает для третьих лиц отрицательный эффект. Против тех, кто такие правила нарушает, применяются соответствующие законы.

5. Четкое определение прав собственности, создание рынков определенных прав собственности и заключение сделок способствуют эффективному частному решению проблемы интернализации побочных эффектов.

Нобелевский лауреат Р. Коуз доказал, что частные переговоры не требуют государственного вмешательства и приводят к решению проблемы внешних эффектов, но только в тех случаях, если четко определены права собственности субъектов, число участников переговоров невелико и трансакционные издержки (издержки по заключению сделок) ничтожно малы.

Впервые эти положения Р. Коуз сформулировал в 1960 г. Они получили название теоремы Р. Коуза.

Р. Коуз подчеркивал необходимость установления твердых правовых норм, определяющих права и обязанности субъектов, осуществляющих трансакции (рыночные сделки). Особо он выделял права на совершение определенных действий, например, право построить фабрику на данном участке земли, право испускать дым в данном месте и др.

Он полагал, что если права собственности четко определены и имеется полная ясность кто, кому и за что должен платить, то экономические субъекты смогут скоординировать внешний эффект вне зависимости от того, кому приписываются изначальные права собственности. При взаимовыгодном согласии экономические субъекты могут прийти к эффективному решению, максимизирующему производство, и внешний эффект устраняется. Р. Коуз отмечал, что если права на совершение определенных действий могут быть куплены и проданы, то их в конце концов приобретают те, кто выше ценит даруемые ими возможности производства или развлечения.

Современная экономическая теория утверждает, что именно исходные права определяют сторону, которая должна заплатить наличными при заключении окончательного соглашения.

Однако область применения частных решений проблемы внешних эффектов может быть ограничена рядом условий. К ним относятся: высокие трансакционные издержки по заключению сделок; нарушение договоров в силу ряда причин; различия в оценке сторонами размеров причиненного ущерба; наличие большого числа заинтересованных сторон, что не только затрудняет достижение соглашения, но и обходится слишком дорого;

масштабы решаемых проблем (в частности, экологических), выходящих за рамки рынка.

Рынок не всегда и не в полной мере может справиться с внешними эффектами. Это обусловливает необходимость участия государства в регулировании внешних эффектов.

Государство измеряет внешние эффекты в денежной форме, изымает часть доходов у инициаторов внешних эффектов, перераспределяет доходы в пользу тех лиц, которые несут ущерб, не учтенный рынком, и таким образом улучшает их благосостояние. Государственное регулирование внешних эффектов ведет к перераспределению ресурсов, изменяет структуру цен.

Рассмотрим некоторые способы, используемые государством для нейтрализации внешних эффектов.

1. Прямое регулирование деятельности фирм или индивидов. Допустим, металлургический и целлюлозно-бумажный комбинаты осуществляют ежегодные сбросы вредных отходов в реку в одинаковом объеме по 600 т. Можно установить для них одинаковую максимальную величину сбросов, например до 400 т. Реакция на такое предписание может быть разной и в значительной мере будет зависеть от затрат на строительство дополнительных очистных сооружений.

Если издержки по уменьшению вредных сбросов велики, то полученные предписания могут не достигнуть цели. Кроме того, при достижении установленной нормы сброса до 400 т в год у производителей исчезнет стимул дальше сокращать их объем. Иногда вводится прямой запрет на использование в производстве некоторых ядовитых химических соединений или на введение новых источников загрязнения. Подобные запреты чаще всего дают меньший эффект, чем предполагается, так как при уменьшении уровня загрязнения воды и воздуха одними веществами не исключается возрастающая концентрация других вредных и токсических веществ.

2. В решении проблемы контроля за загрязнением окружающей среды используется также законодательный подход, опирающийся на Гражданский кодекс. Принимаются законы об охране окружающей природной среды, устанавливается юридическая ответственность за экологическое правонарушение.

3. Более эффективной мерой является введение налога, корректирующего воздействие отрицательных внешних эффектов (налог Пигу). Как отмечалось ранее, налогообложению подлежит деятельность, приводящая к отрицательным экстерналиям. Величина налога определяется внешними издержками на каждую единицу производимой продукции - MEC и объемом производства - Q.

Введение корректирующего налога означает:

Установление цены на загрязнение;

Распределение загрязнения среди предприятий, у которых наиболее высоки издержки по уменьшению вредных выбросов;

Стимулирование деятельности предприятий по освоению новых технологий, повышению эффективности производства и сокращению объема производства до социальнооптимального уровня, при котором MSC = MSB·,

Привлечение правительством средств, необходимых для проведения мероприятий по охране окружающей среды.

В практике установления корректирующего налога сложной является проблема установления размера ущерба, связанного с жизнью и здоровьем человека. Возникают трудности, связанные с выяснением точного источника загрязнения, а также с доказательством факта нанесения ущерба. Для выбора уровня налога исключительно важное значение имеет точное определение величины внешних предельных издержек, которые бы адекватно отражали внешний отрицательный эффект. Уровень налога зачастую определяется в ходе острых экономических и политических дискуссий.

4. Одним из способов государственного регулирования внешних эффектов является субсидирование деятельности, порождающей положительный внешний эффект (субсидия Пигу). Оно устраняет недостатки в распределении ресурсов для производства благ, которые имеются в объеме, не удовлетворяющем общественные потребности. Установление субсидий требует достоверной информации о субъектах субсидирования, о размерах предельных внешних выг од, получаемых третьими лицами. Зачастую это связано с высокими трансакционными издержками.

5. Государство применяет также процедуру экологического аудита, который означает проверку и оценку соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований в области охраны окружающей среды (нормативов, межгосударственных стандартов).

Отрицательные внешние эффекты часто связаны с загрязнением окружающей среды. Проблема загрязнения окружающей среды как следствие НТП и бурного роста промышленного производства сегодня приобрела глобальный характер. К концу XX в.

загрязнение окружающей среды поставило человечество на грань экологической катастрофы.

В различных регионах мира действует Программа ООН по окружающей среде, в соответствии с которой государственная политика защиты окружающей среды в разных странах должна основываться на введении эффективного природоохранного законодательства, а также законодательства, определяющего ответственность за загрязнение окружающей среды и нанесение другого экологического ущерба. Однако до сих пор во многих странах такое законодательство отсутствует.

Вместе с тем регулирующая роль государства в экологической сфере укрепляется. В результате проведения природоохранных мероприятий в странах Западной Европы, США, Японии удалось улучшить экологическую ситуацию. Эта проблема ждет своего решения в глобальном масштабе.

Для оценки качества окружающей природной среды сегодня проводится мониторинг - система наблюдения, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под влиянием антропогенного воздействия. Осуществляется контроль за загрязнением окружающей среды. Он означает не только наблюдение и получение информации, но и управление состоянием среды. Государственная политика в области контроля за загрязнением окружающей среды должна сбалансировать предельные общественные выгоды контроля (MSB) с предельными общественными издержками (MSC) для его осуществления.

Существуют различные пути уменьшения загрязнения окружающей среды. К ним относятся, например, установление предельно допустимых норм вредных выбросов, введение платы за выбросы, создание рынка прав на загрязнение.

Регулирование выбросов вредных веществ в биосферу предполагает введение государственных стандартов по выбросам. Стандарты представляют собой установленные законом пределы концентрации вредных веществ в промышленных отходах, т.е. для предприятий устанавливаются предельно допустимые нормы выбросов вредных веществ и, соответственно, определяется предельно допустимая норма их концентрации в атмосфере (ПДК). Несоблюдение стандартов грозит фирмам штрафом или привлечением к уголовной ответственности. Однако стандарты по вредным выбросам не решают в полной мере проблему охраны окружающей среды. Нередко приходится сталкиваться с ситуацией, когда концентрация вредных веществ в воздухе городов уже превышает ПДК. Тогда для предприятий устанавливаются временно согласованные выбросы вредных веществ - BCB, что означает снижение их норм и ослабляет ответственность предприятий за загрязнение окружающей среды.

Устанавливаемые стандарты не учитывают различия в затратах, осуществляемых фирмами для уменьшения загрязнения окружающей природной среды. Вызывает трудности регулирование выбросов, исходящих от передвижных источников загрязнения. Между тем 50-60% загрязнений атмосферы происходит от автотранспорта. Стандарты не учитывают различий в экологической ситуации городов и сельской местности, не стимулируют к уменьшению выбросов ниже установленных норм. Кроме того, в разрешенных объемах можно сбрасывать загрязняющие вещества бесплатно.

Каков же оптимальный или эффективный объем загрязнения? Теория внешних эффектов уделяет данной проблеме большое внимание, поскольку оптимальное загрязнение рассматривается в качестве важнейшего ориентира экологической и социальной политики. Идея оптимального загрязнения подвергается критике с разных сторон. Дело в том, что несложно определить затраты на уменьшение вредных выбросов. Методика их расчетов разработана. Что касается определения величины социальных издержек, то дело обстоит не так просто. Нелегко получить достоверные данные об издержках загрязнения среды. Как учесть вред, причиненный природной красоте, а также ущерб, нанесенный здоровью людей? Проблема усложняется недостаточной разработанностью и использованием экологических прав.

Тем не менее оптимальный объем загрязнения определяется. Он зависит от предельной общественной выгоды, полученной от сокращения вредных выбросов и от предельных общественных издержек сокращения загрязнения. Рис. 11.3 иллюстрирует эффективный уровень выбросов, или оптимальный объем загрязнения, - Q. Он достигается в точке E при сокращении выбросов до уровня, при котором обеспечивается равенство предельных общественных выгод и предельных общественных издержек MSB = MSC. При ликвидации 100% выбросов предельные общественные издержки от сокращения загрязнения превысили бы предельную общественную полезность (выгоду) от этой меры. При нулевом сокращении выбросов предельная общественная выгода была бы выше предельных общественных издержек.

C переходом к политике предотвращения экологической деградации акцент в экономической деятельности государств сме-

стался с применения административных рычагов к использованию рыночных механизмов в вопросах регулирования экстерналий.

Рис. 11.3. Определение эффективного уровня выбросов

Вводятся платежи за загрязнение окружающей природной среды. Это отчисления, взимаемые с фирмы, за каждую единицу объема вредных выбросов. Цель таких платежей - компенсация вреда, причиняемого здоровью людей, природе; стимулирование сокращения выбросов, использования нового оборудования, развития малоотходных и ресурсосберегающих технологий; мобилизация средств, используемых для охраны окружающей природной среды. Платежи за загрязнение носят налоговый характер.

Для устранения рассматриваемого внешнего эффекта суще- CTBeHHqe значение имеет создание рынка «прав на загрязнение». Государство выпускает лицензии, дающие фирмам разрешение на определенный объем вредных выбросов. Общее количество лицензий определяется установленным допустимым объемом загрязнения. Таким образом, предложение лицензий S абсолютно неэластично (рис. 11.4). Лицензии ограничены во времени. Если фирмы снижают выпуск продукции, порождающей вредные выбросы, или полностью устраняют выбросы, то они могут продать остаток прав на рынке. Продаются права на загрязнение по рыночной цене. Цена Р\ устанавливается в зависимости от спроса хозяйствующих субъектов D. Фирмы, для которых уменьшение выбросов связано с большими издержками, будут покупать права на загрязнение. Фирмы, не несущие больших затрат в связи с сокращением вредных отходов, будут продавать права на загрязнение. Например, фирма предъявила спрос на 20 000 лицензий Q, разрешающих выброс 20 000 кг вредных веществ по цене 2000 руб. за 1 кг. При этом проводятся мероприятия по сокращению вредных выбросов, вследствие чего часть лицензий может

быть продана другим фирмам. Таким образом создается рынок прав на загрязнение. Возможен выкуп части лицензий организацией «зеленых». Кривая предложения сдвинется влево. Допустим, количество продаваемых лицензий составит 10 000 Q, а цена за 1 кг выбросов вредных веществ вырастет до 2200 руб. (см. рис. 11.4).

Рис. 11.4. Рынок «прав на загрязнение»

Развитие рынка прав на загрязнение способствует сокращению внешних издержек. К числу рассматриваемых рынков относится рынок парниковых газов. Перспективы для его формирования открыла Конференция ООН по изменению климата, завершившаяся в июле 2001 г. в Бонне. На этом рынке осуществляется торговля квотами на выброс парниковых газов между развитыми странами, выполняющими обязательства по снижению выбросов парниковых газов. Россия является участником этого рынка. Объем рынка парниковых газов на ближайшие 20-30 лет оценивается специалистами в 700-1200 млрд долл.

Первые межгосударственные сделки по покупке углеродных квот осуществлены между США и Коста-Рикой, между Финляндией и Канадой. В Великобритании и Дании создана пилотная национальная система торговли квотами. Углекислый газ стал биржевым товаром, квоты на его сокращение продаются на Чикагской торговой бирже .

Фирмы могут напрямую торговать углеродными квотами. Так, канадская Trans Alta Corporation купила квоту на 24 тыс. т углекислого газа у германской энергокомпании Hamburgische Electrizitaetwerke.

Разрабатываются инвестиционные проекты, в соответствии с которыми инвесторы вкладывают средства в снижение выбросов углекислого газа за пределы своей страны. Это так называемые проекты совместного осуществления (СО). Они реализуются лишь в странах, принявших обязательства по снижению выбросов парниковых газов. В России насчитывается 20 таких проектов .

Итак, государственное регулирование внешних эффектов позволяет отнести покрытие побочного экономического ущерба на счет внутренних издержек. Рынок не обладает механизмом, который мог бы это осуществить. Без введения корректирующих налогов, без разрешений на загрязнение окружающей среды и других подобных мер не удалось бы включать побочные издержки в издержки внутренние. Уровень цен был бы занижен, распределение использованных ресурсов осуществлялось бы без учета общественной потребности.

Однако принятие решений о государственном регулировании внешних эффектов должно основываться на анализе издержек и выгод. Это очень важно, так как регулирующая деятельность государства требует немалых затрат и оправдана лишь в случаях наиболее очевидных провалов рынка.

Неизбежный побочный продукт производственного процесса целлюлозно-бумажных комбинатов - химическое соединение, называемое диоксидом. Ученые полагают, что, попадая в окружающую среду, диоксид увеличивает вероятность заболевания раком, врожденных дефектов, приводит к возникновению других проблем.

Является ли связанное с производством бумаги загрязнение диоксидом окружающей среды общественной проблемой? Если Вы рассмотрите рыночное распределение ограниченных ресурсов с помощью сил и предложения, то убедитесь, что при равновесии спроса и предложения ресурсы обычно распределяются эффективно. «Невидимая рука» рынка приводит покупателей и продавцов, преследующих исключительно личные цели, на рынок, где и максимизируются общие выгоды, получаемые обществом. Этот взгляд основан на одном из Десяти принципов экономической теории: обычно рынок - хороший способ организации экономической деятельности. Должны ли мы сделать вывод о том, что именно «невидимая рука рынка» не позволяет фирмам, действующим на рынке бумаги, выбрасывать слишком много диоксида?

Рынки прекрасно справляются с различными функциями, но не со всеми. Рынкам в некоторых случаях не удается эффективно распределить ресурсы и тогда на помощь может прийти правительство.

Фиаско рынка попадает в общую категорию внешних эффектов (экстерналий). Внешний эффект (экстерналия) - влияние деятельности одного человека на благосостояние другого. Если такое воздействие неблагоприятно, оно называется отрицательным внешним эффектом, в противном случае - положительным внешним эффектом. При условии действия внешних эффектов интересы общества в результатах деятельности рынка простираются за пределы благосостояния покупателей и продавцов, они включают в себя и благополучие других людей, находящихся в сфере воздействия рынка. Так как покупатели и продавцы, принимая решения об объемах потребления или предложения, пренебрегают внешними эффектами, в условиях экстерналий рыночное равновесие не является эффективным. То есть рыночное равновесие не позволяет максимизировать общие блага общества в целом. Выброс диоксида в окружающую среду, например, - отрицательный внешний эффект. Фирмы-производители бумаги, руководствуясь эгоистичными соображениями, не учитывают полную стоимость загрязнения окружающей среды, они стремятся максимизировать объём выбросов до тех пор, пока не вмешается правительство.

Внешние эффекты, как и противодействующая им правительственная политика принимают различные формы. Вот несколько примеров:

  • Отрицательный внешний эффект несут выхлопы автомобильных двигателей, так как отравленным воздухом приходится дышать миллионам людей. Правительство пытается решить проблему загрязнения, устанавливая стандарты автомобильных выхлопов и облагая дополнительным налогом потребление бензина, что ведет к уменьшению числа автомобилистов.
  • Реставрация исторических зданий - пример положительного внешнего эффекта, ведь люди, проходящие или проезжающие мимо них, наслаждаются красотой. Но владельцы таких зданий не получают полной выгоды от их восстановления и, следовательно, заинтересованы в том, чтобы пустить их на снос. Многие местные администрации пытаются разрешить проблему, устанавливая особые правила сноса исторических зданий и предоставляя отсрочку налоговых платежей владельцам, занимающимся реставрацией.
  • Лающие собаки создают отрицательные внешние эффекты, потому что соседям мешает шум. Владельцы собак не несут полных издержек шума и, следовательно, не прилагают особых усилий для прекращения собачьего лая. Местные администрации решают проблему с помощью введения правил, запрещающих «нарушение покоя сограждан ».
  • Развитие новых технологий приводит к появлению положительных внешних эффектов, так как их результат - новые знания, широко использующиеся обществом. Так как изобретатели не имеют возможности полностью воспользоваться выгодой, которую приносят новые решения, они направляют на исследования ограниченный объем ресурсов. Правительство решает проблему частично с помощью патентной системы, предоставляющей ученым исключительное право использования открытий в течение определенного периода времени.

В каждом из этих случаев индивидам, принимающим решения, не удается учесть внешние эффекты своих действий. В этих случаях «в бой» вступает правительство, стремящееся защитить интересы других граждан.

Тема 6. Теория внешних эффектов

Основные понятия

Эффект дохода и эффект замещения

Эффект дохода (Income Effect) показывает, как влияет изменение цены товара на величину реального дохода и, соответственно, на величину спроса. Здесь следует ввести понятия реального и номинального дохода.

Номинальный доход - это доход, измеренный в текущих ценах, то есть ценах, в которых заключаются сделки сегодня.

Реальный доход - это доход, скорректированный на величину инфляции. Реальный доход отражает покупательную способность.

Суть эффекта дохода: увеличение цены на какой-либо товар ведет к увеличению среднего уровня всех цен. Потребитель становится относительно беднее и может купить меньше товаров и услуг. Если же цена товара снижается, у потребителя высвобождается часть дохода для покупки дополнительного количества данного или других товаров.

Эффект замещения (Substitution Effect) рассматривает влияние изменения цены товара на его спрос по отношению к другим товарам.

Суть эффекта замещения: потребитель будет больше покупать товара, цена которого снизилась, и заменять им другие товары, которые относительно подорожали.

Стоимость товара, цена, трудовая теория стоимости, теория факторов, теория предельной полезности, полезность, общая полезность, предельная полезность, закон убывания предельной полезности, неоклассический синтез, кардиналистский подход, ординалистский подход, кривая безразличия,карта безразличия, бюджетное ограничение, предельная норма замещения, равновесие потребителя, эффект дохода, эффект замещения, номинальный доход, реальный доход.


1 Отрицательные внешние эффекты

3 Налоги Пигу и теорема Коуза

Внешние эффекты – это издержки или выгоды от рыночных операций, не отраженные в ценах. Внешние эффекты – это не отраженные в рыночных ценах товаров и услуг воздействия на третьи лица, не участвующие в рыночных сделках.

Внешние эффекты делятся на положительные (позитивные) и отрицательные (негативные).

Отрицательный внешний эффект – стоимость использования ресурса, не отраженная в цене продукта. Отрицательные внешние эффекты могут возникать в результате, как производства, так и потребления товаров. Например, целлюлозно-бумажный комбинат, сбрасывающий отходы производственной деятельности в водоем и не возмещающий наносимый этим ущерб, будет создавать отрицательный внешний эффект производства. Ущерб, наносимый сбросом отходов, включает потерю выгод или полезности, связанной с использованием водоема в рекреационных и коммерческих целях.

При отрицательных внешних эффектах альтернативная стоимость использования водоема не будет включена в состав предельных издержек производства данного предприятия и не отразится в цене товара.


Предположим, что фирма данной отрасли использует для сброса отходов водоем, а ущерб, наносимый третьим лицам в результате сброса отходов, составляет 100 руб. при производстве каждой тонны целлюлозы, в общем ее количестве Q. Тогда совокупные внешние издержки (ТЕС) Total External Costs , представляющие собой совокупный ущерб, наносимый третьим лицам, будут изменяться в зависимости от объема выпуска. Совокупные внешние издержки увеличиваются с ростом производства (рис. 6-1).

Рис. 6-1. Совокупные внешние издержки

Предельные внешние издержки(МЕС) Marginal External Costs – это дополнительные издержки, связанные с выпуском каждой дополнительной единицы продукции, которые не оплачиваются производителем, а перекладываются на третьих лиц (рис. 6-2.)


Рис. 6-2. Предельные внешние издержки

На рис. 6-3 отражены кривые спроса и предложения на продукцию целлюлозно-бумажного комбината. Спрос отражает их предельную полезность для потребителей (MSB) Marginal Social Benefits, кривая предложения отражает предельные издержки производства для индивидуальных производителей – это предельные индивидуальные издержки производства (МРС) Marginal Personnеl Costs . Предельные индивидуальные издержки не включают в себя предельные внешние издержки. В данном случае в предельные индивидуальные издержки включается только стоимость тех ресурсов, которыми владеет фирма или которые приобретаются ею.

Предельные общественные издержки (MSC) Marginal Social Costs получаются в результате сложения предельных внешних издержек и предельных индивидуальных издержек. В случае существования отрицательного внешнего эффекта предельные индивидуальные издержки меньше предельных общественных.

Рис. 6-3. Отрицательный внешний эффект

Равновесная рыночная цена – P 0 руб. за тонну, и при этой цене ежедневно продается Q 0 тонн целлюлозы. Производители принимают решения о том, кокой объем продукции выпускать на основе слишком низких издержек, т.к. не включают в них стоимость использования ресурсов, ценность которых для альтернативных вариантов использования этих ресурсов они занижают. В нашем случае имеет место занижение ценности водных ресурсов для рыболовства, рекреации, питья и других вариантов их использования и занижение издержек производства целлюлозы.

Потери общества составляют заштрихованную область.

При учете всех издержек равновесие сложилось бы при P 1 и Q 1 .

2 Положительные внешние эффекты

Положительные внешние эффекты – это полезность, не отраженная в ценах. Эффекты возникают в том случае, если деятельность одних экономических агентов приносит выгоды другим.

Примерами положительного внешнего эффекта может служить разведение цветов перед домом и развитие образования. В последнем примере каждый член общества выигрывает оттого, что сограждане получают хорошее образование.

Предельная индивидуальная полезность(МРВ) Marginal Personal Benefits товара – предельная полезность, получаемая лицом, купившим дополнительную единицу товара.

При наличии положительного внешнего эффекта предельная индивидуальная полезность данного товара меньше его предельной общественной полезности.

Предельная внешняя полезность(МЕВ) Marginal External Benefits товара – это предельный выигрыш, получаемый третьими лицами, не являющимися ни продавцами, ни покупателями этого товара. Для нашего примера предположим, что МЕВ высшего образования составляет постоянную величину на одного студента в год и равна N (руб.).

Совокупная внешняя полезность(ТЕВ) Total External Benefits равна произведению полезности единицы товара на количество потребленных единиц, т.е. совокупная внешняя полезность для рынка образования равна произведению N (руб.) на численность фактического контингента учащихся.

Суммируя предельную внешнюю полезность и предельную индивидуальную полезность, получаем предельную общественную полезность любого контингента учащихся:

MSB = MPB + MEB = MPB + N (руб.).

Таким образом, см. рис. 6-4:

MSB = MPB + MEB,

где MSB – предельная общественная полезность;

MPB – предельная частная полезность;

MEB – предельная внешняя полезность.

Рис. 6-4. Положительный внешний эффект

Эффективный контингент соответствует точке Q 1 , в которой

MSB = MPB + MEB = MSC.

Заштрихованная область соответствует недополученной выгоды общества при отсутствии учета внешней полезности.

Для сокращения перепроизводства товаров и услуг с отрицательными внешними эффектами и восполнения недопроизводства товаров и услуг с положительными внешними эффектами необходимо трансформировать внешние эффекты во внутренние.

Трансформация внешних эффектов во внутренние может быть достигнута путем приближения предельных частных издержек (выгод) к предельным социальным издержкам (выгодам) и предельной индивидуальной полезности к предельной общественной полезности.

Глава 17. ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ.

"…загрязнение - это издержки, связанные с

осуществлением производственной

деятельности. Однако эти издержки имеют

один отличительный признак: их груз падает

на людей, которые не давали на это

согласия. Короче говоря, загрязнением

называются издержки, навязываемые другим

без их согласия". (Пол Хейне)

Изучаемые вопросы

Внешние эффекты. Положительные и отрицательные внешние эффекты. Общественные и частные затраты. Микроэкономический анализ внешних эффектов. Интернализация внешнего эффекта. Экономический подход к экологии. Транзакционные издержки.Теорема Коуза. Проблемы регулирования внешних эффектов, в том числе загрязнения окружающей среды. Меры государственного регулирования внешних эффектов: административно-командные, судебные, штрафные санкции, лицензирование сброса отходов.

====================================================================

Внешний эффект имеет место, когда действия на отдельном рынке некоторого домашнего хозяйства или какой-либо фирмы непосредственно увеличивают издержки (отрицательный внешний эффект ) или выгоды (положительный внешний эффект ) каких-либо других домашних хозяйств или фирм и когда эти эффекты не находят полного отражения в рыночных ценах. Еще переводят этот термин как экстерналии , точнее это не перевод, а просто калька с английского оригинала (externalities).

Внешний эффект – это не отраженные в рыночных ценах товаров и услуг издержки или выгоды некоторых третьих лиц, не участвующих в самой сделке.

Иными словами внешний эффект – это воздействие рынка на третьих лиц в виде уменьшения или увеличения их доходов, которое не компенсируется за счет изменения цен на этом рынке.Производил один, покупал другой, а пострадал третий - такова суть отрицательного внешнего эффекта. Внешние эффекты - это пример несостоятельности рынка, когда рыночное ценообразование и мотив прибыли не обеспечивают рационального использования ресурсов общества. При наличии внешних эффектов рынок не способен обеспечить передачу информации о редкости в форме цен.

Общественные и частные затраты. В случае отрицательного внешнего эффекта общество несет дополнительные затраты (так называемые экстернальные затраты ) по сравнению с частными затратами производителя товара. Поэтому общественные затраты превышают частные. В случае положительного внешнего эффекта общество получает дополнительные выгоды (так называемые экстернальные выгоды ). Тем самым общественные затраты меньше частных на величину денежной оценки этих выгод.

Загрязнение окружающей среды является наиболее важным примером отрицательного внешнего эффекта. Действительно, сброс загрязнений часто выгоден производителю, так как уменьшает его издержки по сравнению с ситуацией, при которой очистка отходов обязательна. Но загрязнение негативно сказывается на населении и на некоторых фирмах. Экономисты говорят, что в таких случаях общественные затраты могут быть выше цены. Поэтому фирма, загрязняющая окружающую среду, получает прибыли за счет убытков всего общества. Общественные затраты включают помимо затрат фирмы еще и затраты на очистку.

ПРИМЕР 17-1. ВНЕШНИЙ ЭФФЕКТ ВЫПЛАВКИ СТАЛИ.

Допустим, что затраты на топливо, производственное оборудование и труд составляют 100 долларов на каждую тонну стали. Эти затраты называются частными затратами , поскольку они покрываются самим сталелитейным заводом. Для того чтобы продолжать заниматься бизнесом, сталелитейный завод должен получить, по крайней мере, по 100 долларов за тонну стали.

Однако частные затраты не являются единственными затратами на производство стали. В процессе сжигания каменного угля завод выбрасывает в атмосферу облака двуокиси серы, сажи и других загрязняющих веществ. Это загрязнение вредит здоровью людей, убивает растительность, усиливает коррозию металлоконструкций вблизи завода. Все это относится к экстернальным затратам на производство стали, поскольку покрываются эти затраты третьими лицами - людьми, не являющимися ни продавцами, ни покупателями как стали, так и каких-либо исходных компонентов, необходимых для ее производства. С точки зрения экономики в целом, внешние затраты также являются частью затрат на производство стали.

Предположим, что ущерб от загрязнения всех видов равен 20 долларов на каждую тонну произведенной стали. Сложив 100 долларов внутренних затрат и 20 долларов внешних затрат, мы получим общую величину альтернативной стоимости стали, равную 120 долларам за тонну. Эта цифра отражает стоимость факторов производства, использованных непосредственно заводом, плюс стоимость факторов, уничтоженных загрязнением или отвлеченных от других способов использования.

Если цена стали будет устанавливаться на основе предложения и спроса, то ее равновесное значение на этом весьма конкурентном рынке в долгосрочном периоде будет близко к 100 долларам за тонну, что как раз покрывает частные затраты, к которым экономическая теория относит и нормальную прибыль. В результате потребители стали получат ложный сигнал: цена сообщает им, что производство одной тонны стали оборачивается значительно меньшими затратами факторов производства национальной экономики, чем это происходит в действительности. В итоге потребители стали будут использовать больше стали, чем следует. Они будут менее склонны искать заменители стали, использовать вторичное сырье, конструировать продукты с таким расчетом, чтобы в них было использовано меньше стали и т.д. Короче говоря, рынок не справится с достижением эффективного размещения ресурсов, потому что цены послали потребителям ложную информацию. .

Внешние эффекты весьма разнообразны. Например, это ухудшение качества жизни в микрорайоне в результате строительства новых 16-и этажных домов или увеличение зарплаты воспитателей в детских садах по причине ввода в действие новой текстильной фабрики. Примером положительного внешнего эффекта может служить ремонт фасада своего дома. Все ваши соседи выиграют от этого, в том числе, и чисто экономически, так как стоимость их домов возрастет, хотя вы, возможно, не принимали в расчет такие последствия. Важно понимать, что и положительные внешние эффекты не обеспечивают рационального использования ресурсов.

ПРИМЕР 17-2. ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ВНЕШНИЙ ЭФФЕКТ ПЧЕЛОВОДСТВА.

Штат Мэн, середина 1980-х годов. Урожай ягод огромен. В этом заслуга миллионов трудолюбивых маленьких созданий, доставляемых аж из Флориды. Сборы черники, клюквы, ежевики и многого другого не были бы так обильны, если бы не медоносные пчелы, которые опыляют эти культуры. Здешние крупные ранчо и фермы зависят от пчеловодов. Они привозят пчел, чтобы поддержать работу местных маленьких трудяг и тем самым способствовать урожаю.

Это может быть очень выгодным бизнесом. Один пенсильванский пчеловод получит прибыль в 60 000 долларов в год за доставку 1500 ульев для опыления черники в штате Мэн и яблонь в Пенсильвании. И он сохраняет весь мед, что, в сущности, удваивает его прибыль. В прошлом году по стране владельцы пчелиных семей получили более 40 млн. долларов за то, что доставили фермам 1 млн. ульев. Медоносные пчелы на самом деле очень ценны. Недавнее исследование, проведенное в Корнелльском Университете по просьбе Национального Комитета Пчеловодства, делает вывод, что каждый доллар, потраченный на опыление, возвращает по крайней мере 60 долларов в виде дополнительной продукции.

Без такого рынка услуг опыления пчеловоды ограничили бы количество ульев до величины, при которой предельные затраты просто равнялись бы предельному доходу от продажи меда. Внешняя выгода для производителей фруктов не входила бы в подобные расчеты. Когда владельцы пчел получают возможность иметь дополнительный доход от продажи услуг по опылению, они увеличивают количество ульев. Это выгодно не только пчеловодам и садоводам, но и потребителям, которые получают больше и меда, и фруктов.

Обратите внимание, что увеличение использования пчел для повышения выигрыша от положительного внешнего эффекта было достигнуто без участия государства.

Образование, культура, здравоохранение и фундаментальная наука не производят чистых общественных благ, но дают обществу в целом и каждому его члену большие положительные внешние эффекты. Здравоохранение, наука, культура и образование обладают большим потенциалом положительного внешнего эффекта: чем выше уровень вашего образования и здоровья, чем выше уровень науки и культуры, тем лучше всем нам. Именно поэтому государство во всех развитых странах финансирует и стимулирует развитие этих сфер. Там, где рынки в этих сферах недопроизводят услуги, государство должно тратить средства на поддержку социальной сферы при условии, что рост доходов, вызванный дополнительным внешним эффектом, будет больше расходов. К сожалению, у государства не всегда есть эти средства и в большинстве случаев затруднительно оценить дополнительный внешний эффект.

Микроэкономический анализ внешних эффектов . Рассмотрим пример. На берегу прекрасного уникального Плещеева озера в Переяславле-Залесском находится химический комбинат, производящий, в частности, кинопленку "Свема". Отрицательные внешние воздействия имеют место тогда, когда комбинат сбрасывает сточные воды. Отрицательный эффект возникает потому, что у химического комбината при принятии производственных решений нет стимулов учитывать внешние дополнительные издержки, которые вызываются убытками рыбаков и туристических фирм, потребителей воды и любителей природы, увеличением заболеваний и снижением продолжительности жизни. С общественных позиций использование ресурсов исходя только из интересов комбината характеризуется как неэффективное. Чтобы уяснить это рассмотрим кривые спроса и предложения кинопленки "Свема". Поскольку производитель кинопленки "Свема" является, скорее всего, ценоискателем, то эта кривая спроса имеет отрицательный наклон. Хотя наши выводы не изменились бы и для фирмы - ценополучателя.

Предположим, что общественные затраты, связанные с изменениями окружающей среды возрастают с выпуском пленки. Покажем на рис. 17-1 соответствующую кривую предельных экстернальных затрат как MEC (от англ. Мarginal Еxternality Сost). Кривая предложения фирмы в условиях совершенной конкуренции, как вам уже известно, представляет собой кривую предельных издержек (MC). Эти издержки можно суммировать, получая тем самым кривую общественных издержек: MSC = MC + MEC. Новая точка равновесия показывает, что комбинат с общественных позиций производит слишком много продукции (Q’ e < Q e) и продает пленку по цене ниже необходимой для возмещения общественных издержек (P’ e < P e). Поэтому производство пленки считается неэффективным.

MSC = MС + MEC

Рис.17-1. Типичная интернализация отрицательного внешнего эффекта. Частные (MC) и общественные издержки (MSC), с учетом отрицательного внешнего эффекта, а именно экстернальных затрат (MEC). Рыночное равновесие без интернализации внешнего эффекта (Е P) и с его интернализацией (Е S).

Переход из точки E в точку E S называется интернализацией внешнего эффекта . При интернализации все затраты учитываются в цене продукции. О чем свидетельствует целесообразность повышения цен на пленку и снижения объемов ее производства? О том, что расплачиваться за очистку озера должны не все налогоплательщики, а только потребители пленки. Действительно, почему вы должны за это платить, если не имеете отношения к кинопленке. Хотя если вы смотрите фильмы, то, в конечном счете, платить придется вам. Трудно учесть все последствия загрязнений даже государству. Тем не менее, налоги на загрязнения может ввести только оно. Поэтому государственного вмешательства не избежать.

Интернализация внешнего эффекта заключается в изменении цены и объема продаж на рынке таким образом, чтобы максимизировать общественное богатство.

Тот же эффект сокращения загрязнений в принципе можно достичь с помощью снижения спроса. Но затраты на это могут быть намного выше. Поэтому назовем этот способ интернализации нетипичным. Именно этим способом «зеленые» добились сокращения потребления меховых изделий.

E MSC = MC – MEB

Рис.17-2. Интернализация положительного внешнего эффекта. Частные (MC) и общественные затраты (MSC), с учетом положительного внешнего эффекта, а именно экстернальных выгод (MEB).

В случае положительного внешнего эффекта общественные затраты должны быть уменьшены на сумму выгод третьих лиц (см. рис.17-2).

Без государственного или иного вмешательства на рынках, порождающих отрицательные внешние эффекты, при неизменном спросе с точки зрения всего общества производится слишком много продукции по слишком низкой цене, а на рынках, вызывающих положительные внешние эффекты, производится слишком мало продукции по слишком высокой цене.

С точки зрения получателей выгод от положительного внешнего эффекта важно добиться большего объема производства. Это можно сделать не только за счет сдвига кривой предложения, но и за счет роста спроса. Аналогично получатели убытков от отрицательного внешнего эффекта могут добиться уменьшения своих убытков за счет уменьшения спроса на рынке, генерирующем отрицательный внешний эффект.

На практике точного решения достичь практически невозможно. Например, в случае загрязнения окружающей среды кривая MEC зависит от того, насколько точно мы оцениваем потери от сброса сточных вод. И здесь без экологических данных не обойтись. Но эти данные постоянно уточняются и с развитие науки, и с установлением экологического мониторинга за состоянием окружающей среды, и с меняющимися взглядами науки и общества на то, что является загрязнением, а что нет.

Некоторые потери, связанные с загрязнением окружающей среды, рынок позволяет оценить и делает он это очень наглядно. Недвижимость в экологически неблагополучных зонах дешевеет. Допустим на берегу Плещеева озера жила бабушка в просторной избе. В!960-е годы до строительства химического комбината ей предлагали большие деньги за этот дом. В 1990-е годы она решает продать свой дом. С учетом инфляции бабушка рассчитывает получить миллионов сто, а предлагают не более 10-и. Кому нужен дом на берегу грязного озера?

Экономический подход к экологии. Экономисты считают, что все можно оценить деньгами. Экологи утверждают, что природа бесценна. И тот, и другой подход имеют свои резоны. Денежная оценка охраны окружающей среды помогает экономистам лучше использовать ограниченные ресурсы для охраны окружающей среды. Тем не менее, и экологи, и экономисты исходят из того, не все поддается оценке, по крайней мере, достаточно точной.

Хотя было бы неплохо вернуть окружающую среду в изначально чистое состояние, очистительные работы стоят дорого. Деньги, расходуемые на эти работы, могли бы быть использованы как-нибудь иначе. В таком случае, видимо должно быть установлено некоторое равновесие между нежелательным загрязнением окружающей среды и ее дорогостоящим очищением. Эту проблему, как и многие другие, теоретически решают на основе маржинального анализа.

С каждой дополнительно очищенной единицей загрязнения окружающей среды обычно маржинальная (предельная) общественная выгода имеет тенденцию к уменьшению. Это следствие закона уменьшения предельной отдачи (производительности) факторов. В то же время, предельные затраты на очищение окружающей среды имеют тенденцию к росту. Если общество располагает точной информацией о суммарной общей выгоде и о затратах на сохранение окружающей среды, оно может приблизиться к оптимальному уровню экологической активности, при котором маржинальная общественная выгода равна маржинальным общественным затратам.

Теорема Коуза (1960 г.) Внешние эффекты в принципе всегда могут быть компенсированы соответствующими налогами и государственными выплатами, призванными покрыть разрыв между предельными частными и предельными общественными издержками. В последние годы утверждение Пигу, что государственное вмешательство в форме налогов и субсидий требуется всякий раз, когда частный и общественный продукт расходятся, оспаривалось Рональдом Коузом и его последователями.

Возможен и другой механизм сокращения неэффективности, вызванной загрязнением окружающей среды или иными отрицательными внешними эффектами. На первый взгляд, предложенный Коузом подход парадоксален. Рассмотрим пример. Допустим, что предельный общественный продукт Ярославского шинного завода меньше, чем его предельный частный продукт. Страдают в первую очередь люди, попавшие в зону загрязнения. Тем не менее, ни одна ярославская семья не заинтересована в том, чтобы заплатить заводу, дабы он переместилась в другое место, где общественный продукт был бы выше за счет сокращения вредного воздействия загрязнений, поскольку частные издержки превысили бы частные выгоды. Однако, вполне возможно, что все живущие в зоне загрязнения смогли бы все вместе заплатить за перенос шинного производства из Ярославля в другое место. Заметим, что в этом вполне абстрактном примере пришлось бы платить не только владельцам завода, но и тем, кто живет в предполагаемом месте размещения завода. Это может быть сделано, если выгоды от перемещения для жителей, страдающих сейчас от выбросов Ярославского шинного завода, превзошли бы издержки. Если эти жители не смогут перенести завод, то за них это может сделать государство, обложив налогом заинтересованных жителей (понятно теперь, что не всех). Таким образом, возможен не только государственный путь решения проблем внешних эффектов, но и негосударственный, рыночный, договорной путь. Каковы его возможности? В чем его плюсы и минусы?

ЭКОНОМИКА В ЛИЦАХ: РОНАЛЬД КОУЗ

"В дни моей молодости говаривали, что, если глупость

слишком велика, чтобы быть высказанной вслух, ее

можно спеть. В современной же экономической теории

ее можно облечь в математическую форму".

(Рональд Коуз )

Экономистов иногда обвиняют в том, что они зачастую выражают свои модели в абстрактных математических или графических формах и теряют связи с реальным миром экономических институтов. О Рональде Коузе этого сказать нельзя. В своих оригинальных работах и редактируемом им журнале "Право и экономика" Коуз установил живую связь между реальными и аналитическими экономическими институтами. В подходе Р. Коуза выбирается какой-либо экономический институт и ищется ответ на два связанных вопроса:

1. Каково влияние данного экономического института на распределение средств и ресурсов?

2. Какова эволюция данного экономического института с точки зрения его воздействия на распределение средств?

Рональд Коуз родился в 1910 г. в Лондоне, где и получил образование. С самого начала своей карьеры занимался проблемами экономических институтов. Его статья о природе фирм была опубликована в 1937 г. и принесла ему международное признание. Он переехал в США и преподавал в Университетах Буффало, Вирджинии и Чикаго. В 1961 г. в журнале "Право и экономика" появилась его известная статья "Проблемы социальной стоимости". Изучение права и экономики в то время еще едва ли существовало как независимая специализация в рамках каждого из этих направлений, а журнал "Право и экономика" только появился на свет.

Пробный анализ Коуза сути правовых норм и законов как экономического института возбудил большой интерес к проблеме, как среди экономистов, так и юристов. Экономический анализ юридических актов вскоре стал отдельно существующей областью исследования. В последующие десятилетия все ведущие юридические школы ввели в свой штат экономистов и предлагали своим слушателям курсы лекций по этому направлению научных исследований.

В 1991 г. Р. Коузу была присуждена Нобелевская премия за исследования по проблемам транзакционных издержек и прав собственности.

Рональд Коуз утверждает, что обычно существует возможность торговли между теми, кому выгодны внешние издержки и теми, кто несет дополнительные внешние потери. В качестве примера он приводит известный пример Пигу с железной дорогой, которая вредит окрестным полям. Аргумент Коуза состоит в том, что если бы владельцы железной дороги могли бы торговаться с фермерами, собственность которых граничит с железнодорожной полосой, то фермеры могли бы заплатить сумму достаточную для того, чтобы закрытие этой ветки было бы для ее владельцев приемлемым. Для этого данная сумма должна быть меньше, чем приобретаемые фермерами выгоды. При этом издержки заключения сделки не принимаются в расчет. Но рыночный механизм и не работает по Коузу потому, что эти издержки, названные транзакционными (см. главу 9), часто слишком высоки. Объем взаимовыгодного обмена, который происходит в обществе, ограничен транзакционными издержками.

Теорема Коуза заключается в том, что если эти издержки малы, то стороны могут договориться вне зависимости от распределения прав собственности, лишь бы эти права были четко определены.

При незначительных транзакционных издержках сами агенты будут иметь мотивы вступать в добровольные соглашения для того, чтобы переложить издержки загрязнений и других отрицательных внешних эффектов с жертв на виновников. В результате величина национального продукта не зависит от того, кто и как будет отвечать за загрязнение в результате частных переговоров. Если издержки заключения сделки столь велики, что теорема Коуза неприменима, то нет оснований утверждать, что правительственное вмешательство поправит дело. "Несостоятельность правительства" следует сопоставить с "несостоятельностью рынка". Необходимость четкого разграничения прав собственности глубоко проникла в сознание экономистов. Идеи Коуза "завоевали экономический мир" и везде, включая Россию, идет интенсивное институциональное строительство, принимающее во внимание взгляды Коуза и других выдающихся экономистов ХХ века.

ПРИМЕР 17-3. ТЕОРЕМА КОУЗА.

Рассмотрим, каким образом с помощью добровольного соглашения можно справиться с проблемой загрязнения окружающей среды в идеальном мире без транзакционных издержек. В таком мире полная информация о причинах и последствиях загрязнения доступна всем бесплатно. люди честно делятся информацией о том, насколько они страдают от загрязнения или насколько им выгодно устранение его последствий. Они добровольно соблюдают любые соглашения, которые они заключают.

Предположим, что в нашем идеальном мире есть озеро, которым владеет Озеров, а на берегу озера расположен химический завод, принадлежащий Заводчикову. Сточные воды завода губительно действуют на рыбу. Для простоты предположим, что никто больше не страдает от загрязнения. Что делать?

Необходимо определить поточнее права собственности. Допустим, что владение озером включает право получать возмещение потерь от загрязнения. Поэтому Озеров информирует Заводчикова об ущербе, который причиняет рыбе загрязнение воды. Заводчиков признает обязательства что-то делать. После обсуждения проблемы они приходят к одному из нескольких возможных соглашений:

1. Заводчиков соглашается прекратить загрязнение. Для этого он либо установит очистные сооружения, либо закроет завод. Смотря какой из способов потребует меньше расходов.

2. Заводчиков соглашается компенсировать Озерову стоимость рыб, погибших от загрязнения. Для обеих сторон такой выход будет предпочтительнее снижения уровня загрязнения если стоимость погибших рыб меньше, чем затраты на борьбу с загрязнением.

3. Заводчиков соглашается купить рыбу за цену, приемлемую для Озерова. После этого он управляет объединенным «рыбным и химическим» предприятием таким образом, чтобы получить максимум прибыли, устанавливая очистные сооружения или нет.

Предположим иное распределение прав. Владение заводом включает право выливать отходы в воду озера. И если Озеров обратится к Заводчикову с просьбой о возмещении ущерба от загрязнения, то Заводчиков не обязан что-то предпринимать. При этом возникает другой набор возможных результатов их переговоров:

1. Озеров уплачивает Заводчикову согласованную сумму, чтобы прекратить загрязнение, либо установив очистные сооружения, либо закрыв завод, то есть сделать то, что требует меньше расходов.

2. Озеров покупает завод за цену, приемлемую для Заводчикова, а затем управляет объединенным предприятием так, чтобы получить максимум прибыли.

3. Обе стороны соглашаются, что стоимость рыб, погибших от загрязнения, меньше чем затраты на борьбу с загрязнением. В таком случае никаких действий не предпринимается.

Таким образом, "загрязнение устраняется не путем устранения ущерба окружающей среде, что невозможно в принципе, а путем разрешения разногласий относительно прав собственности". (Пол Хейне)При этом, переговоры между обеими сторонами всегда приводят к оптимальной величине загрязнения, которая не обязательно будет сведена на нет. Это достигаются вне зависимости от того, кому приписываются изначальные права на собственность. Например, если выгодно установить на заводе очистные сооружения, то изначальное определение прав собственности укажет кому - Озерову или Заводчикову - нести расходы на покупку оборудования, но в любом случае оно будет установлено.

Проблемы интернализации внешних эффектов. При каких условиях, если такие существуют, добровольное рыночное соглашение приведет к эффективному контролю за загрязнениями окружающей среды? В реальном мире транзакционные затраты никогда не равны нулю. Однако иногда они достаточно малы, чтобы позволить решить проблемы внешних эффектов посредством свободного обмена.