Реабилитация после инсульта. Реабилитация больных с заболеваниями нервной системы - нервные болезни

Поражение центральной нервной системы вследствие травм или заболеваний является одним из самых распространенных и самых тяжелых в общей картине нарушений здоровья человека. Поэтому реабилитация пациентов с неврологическими нарушениями занимает важное место в реабилитологии.

Неврологические нарушения, при которых показано реабилитационное лечение, включают в себя такие состояния как:

Основным принципом и отличительной особенностью неврологической реабилитации в Израиле является ее активный подход к пациенту. Согласно этой концепции, с каждым пациентом, имеющим неврологические нарушения, следует начинать восстановительные занятия сразу же, как только будет устранена непосредственная угроза его жизни. Больные, перенесшие инсульт, уже на третий-четвертый день переводятся в реабилитационный центр. Любые повреждения головного мозга, будь то последствия нейрохирургической операции или нарушения обмена веществ, тем успешнее можно устранить, чем раньше начать работу по восстановлению утраченных функций. Даже пребывание пациента в коме не является препятствием для начала его реабилитации. Это доказал богатый опыт израильских врачей, убедившихся, что скорость, с которой идет процесс реабилитации, прямо зависит от того, насколько рано он был начат. Принцип раннего начала оказался справедлив для всех видов неврологической реабилитации.

Казалось бы, чем можно заниматься с пациентом, находящимся в коме? В Израиле для таких людей разработаны специальные методики. Чем больше будет стимуляция двигательных, тактильных, речевых, слуховых и других зон в коре головного мозга, тем больше шансов на выход из состояния комы, тем быстрее это может произойти.

Но кома это все-таки самый тяжелый, крайний вариант. Намного чаще реабилитологам приходится иметь дело с пациентами, перенесшими инсульт. Полный или частичный паралич, нарушение речи и когнитивных функций, изменение психики – все это требует кропотливой и активной работы команды специалистов. Физиотерапевт отвечает за тренировку мускулатуры и разработку амплитуды движения в суставах, за возвращение способности ходить, самостоятельно или с помощью вспомогательных приспособлений, или за формирование навыков пользования инвалидной коляской.

Под руководством трудотерапевта пациент иногда заново учится писать или печатать на компьютере, развивает тонкую моторику: от умения держать ложку до вышивания крестиком, восстанавливает способность концентрировать внимание и т.д.

Занятия со СПИЧ-терапевтом по развитию речи, работа с психологом , необходимая для повышения мотивации к преодолению недуга и к нахождению своего места в изменившейся действительности, АРТ-терапия, ПЭТ-терапия , гидротерапия – одним словом, решительно все виды реабилитации показаны и применяются для восстановления и компенсации неврологических нарушений.

Совершенно особое место в неврологической реабилитации занимает снузилен или сенсорная реабилитация: специальная комната, в которой пациент имеет возможность получить раздражители для тех зон в коре головного мозга, которые повреждены. Слуховая, зрительная, тактильная чувствительность стимулируются мягко и эффективно. Такие занятия показаны самым разным категориям пациентов: после инсульта, после черепно-мозговых травм, при патологически повышенной активности некоторых участков центральной нервной системы и т.д.

Реабилитационная программа составляется индивидуально для каждого пациента и опирается, с одной стороны, на базовые протоколы и выверенный порядок лечебных мероприятий, а с другой - учитывает особенности каждого конкретного случая. Команда специалистов не боится пробовать и рисковать: это хорошо подготовленный риск, способный вывести пациента на новые рубежи, открыть те возможности, которые не всегда проявляются при классическом подходе. Ведь человеческий мозг это самый сложный и самый непредсказуемый орган. Природа заложила в нем богатые возможности как восстановления, так и компенсации нарушенных функций. Именно это и является целью неврологической реабилитации.

Многие заболевания нервной системы характеризуются затяжным, тяжелым течением, осложняются стойкими функциональными дефектами, которые приводят к ограничению или полной утрате трудоспособности. Развитие эффективной системы мероприятий, направленных на предупреждение инвалидности и восстановление социально-трудового статуса этих больных, является не только гуманной, но и экономически оправданной задачей. Внедрение в медицинскую практику реабилитационного направления определяет новый подход к восстановительному лечению больных и инвалидов. С этих позиций лечение различных заболеваний, восстановление функций отдельных органов являются звеньями в сложной системе мероприятий, которые прежде всего предусматривают лечебное воздействие на больного человека с индивидуальными личностными особенностями, занимающего определенное место в обществе, в семье, в трудовом коллективе. Заболевание (инвалидность) изменяет социальное положение больного и выдвигает перед ним новые проблемы - приспособление к дефекту, изменение профессии и др. Эти проблемы сопряжены со значительными трудностями для больного, содействие в преодолении которых является одной из важных задач реабилитационной медицины, требующих активного участия как медицинских работников, так и органов социального обеспечения. Таким образом, система восстановительных мероприятий должна предусматривать не только воздействие на дефектные функции, но и содействовать разрешению проблемы социального и трудового устройства больных.

Основные принципы реабилитации, отражающие главные аспекты этой сложной системы, сформулированы М. М. Кабановым (1969, 1973). Сущность этой системы сводится к четырем основным принципам:

  1. партнерству врача и больного;
  2. разносторонности усилий или комплексности;
  3. единству психосоциальных и биологических методов;
  4. ступенчатости (непрерывности) и индивидуализации лечебных воздействий.

Указанные принципы нашли свое воплощение в системе реабилитации психически больных. В восстановительном лечении неврологических больных, у которых чаще встречаются различные физические дефекты, основное внимание концентрируется на восстановлении нарушенных функций, при этом используются преимущественно методы биологического воздействия. Лишь за последние годы ставится вопрос о необходимости проведения более широкого плана реабилитационных мероприятий среди этого контингента больных.

Имеющийся у авторов опыт работы в реабилитационном неврологическом отделении позволяет считать, что только комплексное, последовательное применение дифференцированных методов лечения, предусматривающих воздействие на личность больного, с целью активизации его участия в восстановительных мероприятиях, широкое использование психосоциальных методов (психотерапии, трудотерапии, культуротерапии и др.) могут обеспечить полноценную социальную и трудовую реабилитацию.

В организации и осуществлении программы восстановительных мероприятий в условиях специализированного реабилитационного отделения большая роль отводится среднему медицинскому персоналу, слаженная и четкая работа которого во многом способствует повышению эффективности лечения больных. Медицинская сестра осуществляет систематическую помощь врачу в проведении психологической подготовки больных к активному восстановительному лечению, в создании психотерапевтической среды в отделении и организации лечебно-активирующих режимов. На обязанности медицинской сестры лежит наблюдение за выполнением последовательной системы реабилитационных мероприятий, помощь в их выполнении врачу и другим специалистам (методисту по лечебной физкультуре, трудотерапевту, психотерапевту). Медицинская сестра, работающая в реабилитационном отделении, должна быть не только хорошо осведомлена о задачах применяемых лечебных процедур и методик, но и сама владеть ими, чтобы иметь возможность контролировать выполнение заданий, осуществляемых больными самостоятельно. Большую роль для успешной работы также имеет создание дружеской атмосферы в отделении, установление контактов между больными и медицинским персоналом, а также с родственниками больных. На обязанности медицинской сестры лежит и патронажная помощь на дому, посещение больных, выписанных из восстановительного отделения.

Комплексность лечебно-восстановительных мероприятий требует участия в их осуществлении представителей многих специальностей, не только среди врачей, но и среднего медицинского персонала. Сюда относятся медицинские сестры, инструкторы по лечебной физкультуре, трудотерапии, массажисты, психологи. Поэтому руководство составлено с таким расчетом, чтобы изложенным материалом могли пользоваться в своей работе специалисты указанных профилей. Многопрофильность реабилитационных неврологических отделений выдвигает необходимость ознакомления среднего медицинского персонала с наиболее часто встречающимися формами неврологических заболеваний и их клиническими синдромами. Комплексность методов восстановительной терапии, наряду с дифференцированным подходом к выбору их сочетания, делает оправданным ознакомление с основными методами лечения, применяемыми при реабилитации неврологических больных. Наряду с такими специальными методами, как психотерапия, трудотерапия, освещаются методы лечебной физкультуры, массажа, физиотерапии и лекарственного лечения, наиболее часто используемые при реабилитации неврологических больных. Овладение описанными методиками позволяет применять их дифференцированно в составе реабилитационных комплексов при различных клинических синдромах. Подробное описание различных вариантов восстановительных комплексов помогает медицинскому персоналу в составлении и выполнении индивидуальных реабилитационных программ. При этом отмечаются те факторы, которые оказывают наибольшее влияние на эффективность реабилитации и которые следует учитывать при назначении восстановительных мероприятий.

Специальное внимание обращено на уход за больными в реабилитационном отделении и особенности лечебно-активирующих режимов, обеспечение которых составляет основу деятельности среднего медицинского персонала.

Выполнение комплексной программы восстановительных мероприятий с соблюдением основных принципов реабилитации позволяет добиться высокой эффективности лечения. По нашим данным в результате восстановительного лечения инвалидов с тяжелыми двигательными нарушениями после инсульта и черепно-мозговой травмы 35% вернулись к общественно-полезному труду, 65% смогли себя полностью или частично обслуживать, освободив членов семьи от ухода за ними. Эти показатели делают обнадеживающим дальнейшее развитие реабилитационной помощи для неврологических больных.

Совершенствование квалификации среднего медицинского персонала в этом аспекте будет содействовать повышению эффективности реабилитации.

В предложенном руководстве излагаются основные принципы реабилитации неврологических больных, содержание и формы восстановительных мероприятий в соответствии с этапами реабилитации. Дается характеристика основных клинических групп неврологических больных, подлежащих восстановительному лечению, и описываются его особенности в каждой отдельной группе. Рассматриваются формы ухода за больными в реабилитационном отделении, особенности режима. Излагается содержание основных методов восстановительного лечения, используемых в реабилитационном отделении.

При работе над книгой был использован клинический опыт авторов, накопленный при восстановительном лечении в специализированном отделении более 800 неврологических больных.

Учитывая, что организация реабилитационных неврологических отделений - проблема новая, опыт этой работы в литературе освещен крайне недостаточно, а руководств для среднего медицинского персонала по реабилитации неврологических больных до настоящего времени не имеется, авторы с благодарностью примут критические замечания и полезные рекомендации.

Демиденко Т. Д., Гольдблат Ю. В.

"Реабилитация при заболеваниях нервной системы" и другие

Страница 114 из 114

ОСНОВЫ РЕАБИЛИТАЦИИ БОЛЬНЫХ С ЗАБОЛЕВАНИЯМИ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

Реабилитация - комплекс медицинских, психологических и социальных мероприятий, проводимых с целью максимально возможного восстановления или компенсации нарушенных или утраченных функций организма и социальной реадаптации больных.
Реабилитации подлежат больные, перенесшие острые поражения центральной или периферической нервной системы (инсульт, черепно-мозговая и позвоночно-спинномозговая травма, энцефалит, синдром Гийена-Барре, травмы периферических нервов и др.), а также больные с последствиями острых заболеваний или прогрессирующими заболеваниями нервной системы (такими, например, как рассеянный склероз, болезнь Паркинсона или боковой амиотрофическии склероз.
У больных с повреждением центральной и периферической нервной системы возможно самопроизвольное восстановление функций, связанное с регенерацией, а также структур ной или функциональной перестройкой нервной ткани. Возможности восстановления функций при повреждениях периферической и центральной нервной системы различны. При поражениях периферической нервной системы даже в самых тяжелых случаях: при тетраплегии, выраженной дыхательной недостаточности, требующей длительного проведения искусственной вентиляции легких,- может произойти полное восстановление функций. Это объясняется возможностью регенерации поврежденных периферических нервных волокон. В центральной нервной системе невозможна не только замен погибшей клетки на новую, что, например, происходит при повреждениях некоторых внутренних органов, но и регенерация поврежденного нервного волокна. Таким образом, восстановление функций в центральной нервной системе осуществляется только за счет того, что соседние неповрежденные нейроны берут на себя функцию погибших. Это возможно путем установления новых связей с другими клетками. Указанный процесс начинается уже в первые дни после поражения и в последующем продолжается в течение нескольких месяцев, иногда лет.
Экспериментально и клинически установлено, что в условиях специальных тренировок нарушенных двигательных или нейропсихологических функций процесс их восстановления протекает быстрее и более полно.
В тех случаях, когда восстановление утраченных функций оказывается невозможным, больной в процессе реабилитации может приобрести новые навыки, восстановить самообслуживание и способность к общению с окружающими.
Степень восстановления зависит от возраста больного, локализации, обширности, характера и давности повреждения, наличия когнитивных нарушений и мотивации больного, сопутствующих заболеваний. Эффективная реабилитация возможна при применении комплекса медикаментозных, физических и психологических воздействий и требует совместных усилий целой команды специалистов, включающей врачей-реабилитологов, логопедов, физиотерапевтов, психологов, медицинских сестер по реабилитации.

Основными принципами реабилитации являются :

  1. раннее начало;
  2. комплексное проведение всех видов восстановительной терапии, направленных на разные сферы функционирования больного (психологическую, профессиональную, семейную, общественную, сферу досуга);
  3. этапность реабилитационных мероприятий с соблюдением определенной последовательности в применении различных элементов реабилитационного комплекса и постепенным увеличением нагрузок;
  4. непрерывность и преемственность между отдельными этапами реабилитации;
  5. партнерство, т.е. привлечение больного к активному сотрудничеству с персоналом в процессе реабилитации с постоянным подкреплением его мотивации и поощрением даже минимальных успехов;
  6. индивидуальный характер всех реабилитационных мероприятий;
  7. осуществление реабилитации в коллективе больных;
  8. максимально широкое привлечение родственников и близких больному лиц.

Конечной целью реабилитационных мероприятий является возвращение к прежнему труду или иной общественно полезной трудовой деятельности, соответствующей функциональным возможностям больных. При невыполнимости этих задач реабилитацию можно рассматривать как эффективную при восстановлении у инвалида способности к самообслуживанию.

Комплекс реабилитационных мероприятий зависит от характера неврологических нарушений у каждого конкретного больного.
Он может включать:

  1. лечебную физкультуру, тренирующую остаточные двигательные функции (особенно эффективны упражнения при устранении действия гравитации, например, под водой или с помощью антигравитационных костюмов);
  2. речевую реабилитацию, проводимую логопедом,
  3. обучение различным методам общения с окружающими (у больных с нарушением речи);
  4. обучение выполнению повседневных бытовых процедур,
  5. нейропсихологическую коррекцию с развитием сохранившихся когнитивных способностей;
  6. психотерапию с использованием методов психологического воздействия, направленных на преодоление депрессии, тревоги, низкой самооценки и т.д.;
  7. медикаментозное лечение (ноотропные средства, препараты, снижающие мышечный тонус, легкие психостимуляторы, антиоксиданты, антагонисты кальция и др.);
  8. методы рефлексотерапии и физиотерапии;
  9. санаторно-курортное лечение;
  10. трудовую терапию;
  11. нейрохирургические вмешательства, направленные на стимуляцию активности или, наоборот, подавление патологической активности некоторых структур центральной нервной системы.

Частота реабилитационных занятий зависит от состояния пациента, условий, давности заболевания, ответной реакции больного. В стационаре их проводят ежедневно дважды в день, в амбулаторных условиях - 2-3 раза в неделю.
После острых поражений нервной системы реабилитационные мероприятия наиболее эффективны в течение первых 6-12 мес после заболевания, когда они накладываются на процесс спонтанного восстановления функций. В этот период реабилитационная терапия должна быть непрерывной и особенно активной. В последующем эффективность восстановительного лечения снижается. Однако улучшение многих функций, например речи, поддержания равновесия, совершенствование бытовых и профессиональных навыков может продолжаться в течение нескольких лет (особенно после черепномозговой травмы). Использование специальных методов обучения и приспособлений для осуществления ежедневной бытовой деятельности позволяет добиваться функционального улучшения даже на фоне прекращения восстановления утраченных неврологических функций.
Как уже отмечалось, реабилитация должна начинаться с первых дней заболевания. Больные с ясным сознанием, стабильной гемодинамикой должны присаживаться в кровати сразу после стабилизации неврологического дефекта, иногда уже в первые дни после инсульта или другого острого поражения мозга. Больные, хорошо переносящие сидячее положение, вскоре могут пересаживаться в кресло; затем постепенно в объеме их функциональных возможностей они учатся стоять передвигаться в инвалидной коляске, ходить с помощью специальных передвижных рам, бытовым видам активности (прием пищи, чистка зубов, бритье, одевание). Для облегчения самостоятельного передвижения используются различные ортопедические приспособления - костыль с опорой на предплечье и кисть, трость с тройной опорой, рама на колесах и т.д. Важное внимание уделяют навыкам поддержания постуральной устойчивости. Часто используют специальные ортопедические приспособления для поддержания необходимой позы.
Важно соблюдать постепенность и последовательность реабилитационных мероприятий, тщательно контролировать общее состояние больного, артериальное давление, функции сердца. Благожелательное отношение и добросовестность медицинского персонала, эмоциональная поддержка близких больного и его коллег являются важнейшими факторами, способствующими успеху реабилитационных мер.
Эффективность реабилитации в значительной степени зависит и от состояния когнитивных функций и эмоционального состояния больного. Наибольшие трудности возникают у больных с нарушениями речи, апраксией, низкой мотивацией, слабоумием. Известно, что при правополушарных поражениях (у больных с левосторонними гемипарезами) эффективность реабилитационных мер ниже, что во многом объясняется нарушением осознания возникшего дефекта и синдромом игнорирования противоположной половины пространства; это требует специальной нейропсихологической коррекции. Постепенное преодоление синдрома игнорирования в определенной степени зависит и от медицинской сестры: больного в постели следует расположить таким образом, чтобы, смотря телевизор, беседуя с родственниками или соседями по палате он мог видеть парализованные конечности. В то же время следует учитывать, что излишнее применение препаратов, угнетающих нервную систему (например, транквилизаторов, нейролептиков, противоэпилептических средств), замедляет восстановление функций.
Программа реабилитации включает три последовательных этапа: клинический, санаторный и адаптационный. Клинический этап реабилитации начинают уже в отделении реанимации или интенсивной терапии, продолжают в одном из отделений больницы и завершают в организуемом при крупных стационарах специализированном реабилитационном отделении, где возможно выполнение индивидуальных программ физических тренировок.
Внедрение в клиническую практику современных методов контроля за состоянием больного позволяет точно дозировать физическую нагрузку и обеспечивать ее безопасность. Особое
значение на этом этапе приобретает психическая адаптация, направленная на укрепление мотивации больного к выздоровлению и возвращению к трудовой деятельности. К моменту окончания клинического этапа желательно добиться восстановления у больного способности к самообслуживанию, нормализации сна и функции пищеварения, нередко нарушенных в связи с длительной иммобилизацией.
Следующий этап реабилитации осуществляется в специализированных отделениях местных загородных санаториев. Заключительный, адаптационный период реабилитации реализуется в амбулаторных условиях врачом поликлиники или диспансера. На этом этапе реабилитация включает предупреждение прогрессирования основного заболевания и профилактику его возможных осложнений, сохранение работоспособности реабилитируемого, проведение экспертизы трудоспособности. При этом возможны следующие варианты: полная реабилитация (восстановление на прежней работе); неполная реабилитация (рациональное трудоустройство с облегченными условиями труда); инвалидизация, требующая постоянного диспансерного наблюдения.
В амбулаторно-поликлинических учреждениях эти проблемы решают на базе отделения восстановительного лечения крупной городской поликлиники (район деятельности такого отделения определяется соответствующим органом здравоохранения) или кабинета восстановительного лечения, которые организуют в городской поликлинике.
В общий комплекс мероприятий на адаптационном этапе реабилитации по индивидуальным показаниям включают различные виды лекарственной терапии, физиотерапии, лечебной физкультуры и массажа, рефлексотерапии и трудовой терапии. При необходимости привлекают медицинского психолога, представителя системы социального обеспечения и других специалистов.
Помимо медицинской реабилитации, выделяют профессиональную и социальную реабилитацию.
Профессиональная реабилитация может включать адаптацию на прежнем рабочем месте; реадаптацию на новом рабочем месте с измененными условиями труда, но на том же предприятии; реадаптацию на новом рабочем месте в условиях, близких к прежней профессиональной деятельности, но с пониженной физической нагрузкой; полную переквалификацию с работой на прежнем предприятии; полную переквалификацию в реабилитационном центре с трудоустройством по новой специальности. Переквалификация создает условия для надомного труда или работы в особых цехах (отделах предприятий) с укороченным рабочим днем, индивидуальной нормой выработки и постоянным медицинским наблюдением. Вопрос о переобучении лиц, получивших инвалидность, решает медико-социальная экспертная комиссия; направление на переобучение выдает отдел социального обеспечения. Реабилитация лиц, утративших слух или зрение, осуществляется на базе учебно-производственных предприятий обществ глухих или слепых; для психически больных с этой целью используют лечебно-производственные мастерские.
Социальная реабилитация означает прежде всего гарантированные права больных на бесплатную медицинскую помощь, льготное получение лекарств и путевок в санаторий, материальное обеспечение при частичной или полной утрате трудоспособности, обязательное выполнение администрацией учреждений и предприятий предложенных медико-социальной экспертной комиссией трудовых рекомендаций (связанных с продолжительностью рабочего дня, исключением работы в ночные смены, предоставлением дополнительного отпуска и т.д.). Наряду с этим социальная реабилитация включает в себя весь комплекс мер по восстановлению или компенсации нарушенных функций с помощью современных инженерно-технических методов, в том числе совершенствование различных видов протезов при дефектах опорно-двигательного аппарата, проведение слухопротезирования, обеспечение инвалидов специальными транспортными средствами, создание особых конструкций бытовых приборов и т.п. Социальную реабилитацию детей и подростков с врожденными или приобретенными физическими дефектами проводят в специализированных медицинских и воспитательных учреждениях (педагогическая реабилитация).

Поражения ЦНС наносят серьезный удар по функционированию всех систем жизнедеятельности человека. Нарушается речь, двигательная активность, работа головного и спинного мозга.

Причиной таких нарушений могут быть:

  • травма;
  • инсульт;
  • рассеянный склероз;
  • заболевания мышц и др.

Важные составляющие неврологической реабилитации

Эффективность применения комплекса мер по реабилитации в санатории после перенесенных неврологических заболеваний не оставляет сомнений. Для получения максимального эффекта от лечения больным необходимо пройти следующие процедуры:

  1. ЛФК . Упражнения с тренером оказывают тонизирующее воздействие на организм, нормализуют сосудистую систему. В комплекс ЛФК входят занятия на тренажерах, формирование навыка ходьбы, пассивные и активные упражнения. Физическая нагрузка назначается индивидуально, исходя из степени поражения ЦНС и общего состояния пациента.
  2. Лечебный массаж . Усиливается кровообращение, улучшается чувствительность. Акупрессура оказывает противоболевое воздействие.
  3. Физиотерапия . Пройти курс физиотерапевтического лечения можно только в стационаре центра неврологической реабилитации. К основным методам лечения относятся низкочастотная магнитотерапия, ингаляции, пневмолимфомассаж, грязелечение.
  4. Правильное питание . Диетический стол, трехразовое питание необходимы для восстановления сил после болезни.
  5. Медикаментозное лечение . Применяется комплекс препаратов. Они назначаются индивидуально. Комплекс лечения зависит от степени тяжести заболевания, вида патологического процесса, возрастных особенностей пациента.
  6. Психотерапия . Групповые и индивидуальные занятия с психологом, аутогенные тренировки, психогимнастика настраивают больного на положительный исход реабилитации.

Интервью с заместителем директора центра Левинштейн Юлием Трегером - руководителем отделения неврологической реабилитации

Немного из истории центра

Здесь необходимо принципиально важное историческое отступление. С момента провозглашения государства в 1948 году Израиль был вынужден постоянно отражать агрессии и террористические атаки. Во время Шестидневной войны в 1967 году, а затем и в Войну Судного дня в 1973 году в реабилитационный центр "Левинштейн" поступали молоденькие - 18-20-летние солдаты, тяжелейше раненые в голову. Их восстановление стало делом всей жизни профессора Зеэва Гросауссера, основавшего в центре "Левинштейн" специализированное отделение по восстановлению больных с черепно-мозговой травмой.

Прежде - в 60-е годы ХХ века - таких пациентов переводили из обычных государственных больниц, в которых их оперировали, - в психиатрические. Однако после Шестидневной войны и особенно после Войны Судного дня израильские врачи постепенно удостоверились: даже если кажется, что больной находится в коме и ни на что не реагирует, нужно работать с ним так, будто он в сознании и вот-вот заговорит. Аналогичный подход начал применяться и по отношению к больным, перенесшим инсульт, в том числе и обширный.

В 1974 году профессор Зеэв Гросауссер и другие специалисты центра "Левинштейн" впервые приняли участие в европейской научной конференции по теме восстановления больных, перенесших черепно-мозговую травму. Съехавшиеся в Осло европейские светила были потрясены и даже шокированы, когда с трибуны конференции израильские врачи - в полный голос, на основании проведенных ими исследований - заявили: "Мы убеждены, что таких больных (особенно молодых) можно вернуть не просто к полноценной жизни, но и к обычной работе".

"А мы всегда считали, что критерием успешного восстановления такого пострадавшего является его способность добраться до ближайшего пивного бара", - возразили британские коллеги. Тем не менее, приведенная израильтянами статистика полностью подтвердила выводы дерзкого (по тем временам) исследования. Правда, добавили специалисты "Левинштейна", успех обеспечен той оперативностью, с которой врачи-реабилитологи начинают работать с больным. Иначе говоря - чем скорее вытащишь такого больного с больничной койки и усадишь в кресло, чем раньше он увидит над головой вместо белого больничного потолка голубое небо и услышит пение птиц - тем больше и шансов на восстановление.

Еще один немаловажный фактор - мотивация самого больного. Главная цель команды специалистов разного профиля, работающих с пациентом в центре "Левинштейн", - как можно скорее вывести перенесшего инсульт человека из естественного для него депрессивного состояния и заставить ЗАХОТЕТЬ жить нормальной полноценной жизнью. Сегодня общеизвестно, что в израильском медицинском центре "Левинштейн" накоплен выдающийся опыт восстановления больных, перенесших черепно-мозговую травму.

Практически теми же методами восстанавливают и больных с повреждениями нетравматической природы, то есть - перенесших инсульт, - подчеркивает доктор Юлий Трегер.

Несколько месяцев назад к центральному входу израильского реабилитационного центра "Левинштейн" в Раанане подъехала "скорая". Санитары вынесли на носилках беременную женщину 41-го года. Диагноз - тяжелейшая афазия после инсульта, паралич… Полное повреждение (де-факто - отсутствие) речи…

При внимательном рассмотрении выяснилось: женщина страдает практически всеми нарушениями, которые могут возникнуть после инсульта, - рассказывает доктор Юлий Трегер, заместитель директора израильского реабилитационного центра "Левинштейн", руководитель специализированного отделения неврологической реабилитации после нетравматических повреждений мозга.

Поначалу в депрессии была не столько пациентка, сколько врачи: нелегко видеть в таком состоянии женщину, которой осталось полтора месяца до родов. Вскоре, однако, выяснилось: хотя относительно молодая (41 год!) женщина и перенесла на последнем триместре беременности обширный инсульт, она полна воли к скорейшему выздоровлению.

Наша пациентка оказалась человеком неординарным, наделенным колоссальной силой воли, - говорит доктор Трегер. - На первом этапе - с ее же помощью - нам удалось поднять женщину на ноги. Так как одна сторона была полностью парализована, мы сделали ей "артоз" - специальное приспособление из пластмассы на ногу, с помощью которого она начала ходить, правда, опираясь на палку.

На этом этапе - после консилиума - специалисты центра выписали свою пациентку с тем, чтобы в обычной многопрофильной больнице ей сделали кесарево сечение.

Роды - пускай и посредством кесарева - прошли благополучно, - рассказывает Юлий Трегер. - В семье - в дополнение к трехлетнему сыну - появилась малютка-дочь. Сразу после кесарева пациентка вернулась к нам и провела в "Левинштейне" - в режиме полной госпитализации - еще пять месяцев.

Поражение головного мозга, а следовательно - и всех связанных с его деятельностью функций организма было крайне тяжелым. Процесс восстановления таких множественных, системных повреждений, при которых отсутствуют движения и речь, крайне сложен, но - не для профессионалов центра "Левинштейн".

Команда специалистов-реабилитологов

Беременной женщине, вовремя попавшей после обширного инсульта в реабилитационный центр "Левинштейн", крупно повезло: работать с ней начала сыгранная, проверенная, надежная команда во главе с доктором Юлием Трегером. Репатриант из России, в Израиле он 20 лет. Кандидат медицинских наук. В Израиле он прошел 5-летнюю резидентуру по реабилитологии, опытнейший врач. Юлий Трегер, подобно директору центра профессору Амираму Кацу, совмещает чисто организаторскую деятельность с активной практикой (термин "администрирование" в лексиконе руководителей "Левинштейна" отсутствует).

Остальными - но не менее важными "игроками" команды доктора Трегера являются медицинские сестры, врачи-физиотерапевты, трудотерапевты, спич-терапевты, психологи и социальные работники. Нет, это не оговорка: каждый пациент - это микрокосмос. Он не похож ни на какого другого. И чтобы терпеливо подыскать "золотой ключ" к мятущейся (после перенесенного инсульта) душе, члены команды просто обязаны получить о больном исчерпывающую информацию: прошлое, история семьи, профессия, увлечения, мироощущение…

Команда у нас действительно "сыгранная", - говорит доктор Трегер. - Сработались, понимаем друг друга с полуслова. К счастью, беременная женщина была доставлена в наш центр на самой ранней стадии - сразу после инсульта. В израильской практике, как известно, нет такого понятия, как "постельный режим". Напротив: весь накопленный в нашей стране опыт убедительно доказал, что такого больного необходимо как можно раньше вытащить из койки, а в США уже даже проводятся эксперименты, в рамках которых реабилитация начинается в первые 24 часа после инсульта.

В Израиле пациентов всех возрастов, перенесших инсульт, в том числе и обширный, выписывают из больницы на третий-четвертый день и тут же переводят в реабилитационный центр "Левинштейн". Не был нарушен этот принцип и в случае с беременной женщиной.

Как развивались события после рождения у нее дочери? - спрашиваю я.

А вот как: спустя пять месяцев наша пациентка уже свободно передвигалась (пускай и опираясь на палку) и полностью себя обслуживала: несмотря на односторонний паралич, она научилась самостоятельно умываться, одеваться, есть… - рассказывает доктор Трегер. - Был достигнут прогресс и с пониманием, но разговаривать она пока не могла. И тогда…

…На этом этапе пациентку выписали: ребенок маленький, ему нужна мама. Но амбулаторное лечение продолжалось. Вернулась женщина в клинику примерно через год.

Мы ее осмотрели и решили, что сейчас - самое время перейти к спич- и трудотерапии, - рассказывает доктор Трегер. - Повторно ее приняли уже не в специализированное отделение, а в дневной стационар.