Какой процент нашего мозга мы используем? Человеческий мозг: на сколько процентов работает и как можно перепрограммировать свой мозг.

В традиционном и современном мире, с научной и медицинской точки зрения, всем хорошо известно, что такое человеческий мозг.

Человеческий мозг − это «компьютер», главный орган, который обеспечивает и отвечает за естественное функционирование физического организма человека, за взаимосвязь и деятельность всех жизненно важных систем. При этом рассматривается и учитывается только поступающая информация в мозг на физическом уровне.

Но, многие не осознают, что на самом деле мозг человека − это послушный инструмент, который принимает волны энергий (импульсы) от людей и от самого себя (своей души − многогранная энергия) − от своих чувств, эмоций и мыслей. Душа, как неотъемлемая часть человека, созданная Творцом (Высшим Разумом) состоит из энергии, невидимой для наружного физического зрения, влияет на работу мозга через психику во всех проявлениях.

На сколько процентов работает человеческий мозг? Одни ученые утверждают, что человек использует свой мозг всего лишь на 1% от имеющегося потенциала, другие говорят что этот уникальный орган работает на 10-15 процентов. Эзотерические реалии по этому вопросу, а именно исследования группы Целителей профессионалов, которые достаточно детально изучали данный вопрос говорят, что человек использует свой мозг на 3-5%.

Человеческий мозг − это пульт управления человеческим телом, который подчиняется душе. Понятно, что многие будут несогласны относительно этой информации. Большинство людей, видят мир с позиции сегодняшней науки, которая копается в изучении работы человеческого мозга. Однако, до сих пор, наука (нейрохирургия) не может найти объяснение тому откуда приходят сны, куда из мозга уходят мысли и откуда они возвращаются обратно? Сегодня люди, которые начали изучать и разбираться в Духовных Законах, вам свободно могут ответить на этот вопрос.

Кто сказал, что МОЗГ и 100% доверие ему − это венец человеческой жизни? Это сказал тот человек, кто доказывал другим, что является частью животного мира (обезьяна − ).

Если условно убрать в сторону мозг и обратить внимание на свою душу, то можно обнаружить и осознать, как душа (чувства и эмоции) управляет мозгом (компьютером), проявляя действия наяву, а не на оборот.

Разве можно определить, почему мозг одного из близнецов работает правильно, а у второго есть нарушения в... мозгу? А если это нарушение не в мозгу, а в сознании, которое проявляет мозговую деятельность? Но для того, чтобы понять этот механизм, нужно признать, что душа – это настоящая реальность, которая закрыта для многих умов, признающих факты только через физические глаза и уши.

Как можно перепрограммировать свой мозг? 3 главных шага

Я прочитал много подобных статей в интернете о том, чтобы выбраться из любой стрессовой ситуации нужно просто перепрограммировать свой мозг, а именно:

  1. Изменить свое мышление;
  2. Думать позитивно;
  3. Отдыхать;
  4. Отвлекаться.
  5. Заставлять свой мозг чаще регистрировать приятные моменты в жизни и т.п.

Вроде все это звучит правильно, но...

Многие авторы на своих сайтах описывают мозг, как инструмент, компьютер, который запросто можно запрограммировать на позитив. Они только забывают сказать, как это нужно делать. Каким таким местом нужно собраться и решиться на такой шаг − перепрограммировать свой мозг.

Написано немало книг по психологии и психотренингов, которые говорят о том, что нужно «правильно» думать, но никто не говорит, где взять сил, чтобы начать так думать.

Если человек находится в депрессии, или погряз в зависти, или его душит ненависть, или мучает ревность... из какого такого источника появятся силы и желание перепрограммировать мозг на позитив? Как заткнуть ревность, которая рисует картинки измены, или месть, которая строит мысли о том, как побольней отомстить?

Ведь даже самые умные и логичные люди подвержены негативным чувствам, эмоциям и мыслям и, не смотря на хорошее структурирование своего ума, логическое мышление и интеллект, не могут справится с ними. Авторы по этому поводу не приводят объяснений.

Да, эти 5 пунктов, которые описаны выше действительно дают возможность переключится и отдохнуть от негатива. Только негатив этот не исчезает в никуда, а ждет своего момента. Ведь детские обиды и разочарования вспоминаются с болью даже в пожилом возрасте, несмотря на прошедшее время (отпуск, отдых, приключения, позитивные моменты и т.д.).

Когда человека мучают «больные» мысли, очень тяжело думать позитивно. Можно играть наружно «я думаю позитивно», а внутри все равно кошки скребут. И наоборот, если человеку хорошо на душе, то все вокруг кажется чудесным.

Ведь если бы мы так легко могли перепрограммировать свой мозг, как утверждают многие авторы, разве мы бы выбрали страдать? Разве мы бы добровольно страдали, мучаясь мыслями обиды и ненависти, мыслями об измене и предательстве, болезнях и смерти? Мы бы все добровольно выбрали думать позитивно, ведь это и приятно и здорово. Чтобы изменить свое мышление и запрограммировать себя на позитив нужно «лечить» свой внутренний мир (свою душу).

3 главных шага, которые помогут изменить свое мышление и заставить мозг работать на позитив:

  1. Освоить начальные техники медитации. Для начала достаточно выделять на медитацию от 10 до 15 мин. в день.
  2. С помощью медитации заниматься чисткой своего астрального тела. Что такое астральное тело, читайте в этой статье:
  3. Убирать вредоносные ментальные программы из своего ментального тела. Подробнее, смотрите здесь:

В современных знаниях, кроме беллетристики на тему позитива, ничего нет. Потому что никакие методы «современные» и «древние», как их любят называть, не дают возможность перестать болеть и понять себя (свой внутренний мир) − только пустые напутствия о позитивном думании.


В предлагаемой вашему вниманию статье мы поговорим на очень актуальную тему, которая волнует сегодня умы многих людей – это использование человеком своего мозга. Уже на протяжении довольно продолжительного времени существует мнение, что человек использует свой мозг всего лишь на 10%. Однако в наше время это мнение было опровергнуто многими исследователями, благодаря чему оно перешло в разряд так называемых мифов.

Говоря об этом мифе более конкретно, можно сказать, что мнения по поводу 10% разнятся: одни учёные склоняются к тому, что человек использует мозг не 10%, а на 7%, другие говорят, что обычные люди используют мозг вообще только 5%, а 10% — только гении, такие как, к примеру, Альберт Эйнштейн. Есть также гипотеза, что каким-то образом человек может повысить показатели использования своего мозга. Но как бы то ни было, в настоящее время процент использования мозга, согласно мифу, ничтожно мал по сравнению со всеми его возможностями.

В качестве одной из версий происхождения этого мифа приводятся результаты работы двух философов – Уильяма Джеймса и Бориса Сайдиса. В далёком 1890 году они разрабатывали теорию ускоренного развития ребёнка. Испытуемым был сын Бориса Сайдиса Уильям Сайдис. В результате их работы уровень IQ вундеркинда достиг максимального показателя 250-300. Сам же Уильям заявлял, что люди используют потенциал своего мозга по минимуму, а профессор Джеймс говорил, что этот минимум как раз и составляет 10%.

Есть и вторая версия происхождения мифа – это недопонимание или неверная трактовка проводившихся на рубеже XIX-XX веков нейробиологических исследований. Так, например, функции большого количества отделов головного мозга настолько сложны для изучения и понимания, что последствия каких-либо повреждений неочевидны, что значительно затрудняло понимание учёными их назначения. Профессор психологии Джеймс Калат отмечает, что уже в первой половине XX века нейробиологам были известны особые «локальные» нейроны, но их функции были неизвестны. Это также могло послужить причиной для возникновения рассматриваемого нами мифа о 10%.

Даже в наши дни, когда технологии и наука достигли высочайшего уровня, а функции многих отделов мозга достаточно изучены, остаются загадкой некоторые особенности взаимодействия клеток, которое приводит к расстройствам и сложному поведению. Наиболее же трудным для понимания является вопрос того, как благодаря совместной работе отделов мозга формируется сознание. Никакой единый центр сознательной деятельности ещё не определён, поэтому учёные умы и склоняются к мнению, что сознание – это результат совместной работы всех отделов.

Переходя к вопросу о развитии интеллекта, стоит заметить, что при помощи определённых упражнений его действительно можно развить, но идея о частичном использовании мозга не имеет серьёзных оснований. Здесь нужно ещё раз заметить, что представленные рассуждения основаны на мнении учёных, опровергающих идею о 10%, и могут отличаться от мнения как её сторонников, так и самого автора настоящей статьи. Так вот: согласно последним данным, все части мозга отвечают за выполнение своих функций, и до сих пор не было найдено ни одной такой части, которая не отвечала бы ни за что. К тому же, позитронно-эмиссионные исследования и магнитно-резонансная томография показали, что даже в состоянии сна все области мозга активны, а неактивные участки могут присутствовать только в случае серьёзных повреждений.

Теперь же можно поговорить непосредственно об опровержении мифа о 10% использования мозга. Американский нейробиолог Барри Гордон, например, заявил, что миф от 10% является ошибочным и абсурдным. В доказательство этого он приводит несколько причин. Во-первых, если повреждены неиспользуемые части мозга, значит и деятельность его не должна нарушаться, но даже небольшое повреждение вызывает нарушения в работе. Во-вторых, функционирование мозга – это очень энергозатратный процесс, значит, те 90% мозга, которые не используются человеком, со временем просто исчезли бы – мозг бы стал меньше. В-третьих, посредством томографии удалось обнаружить, что неактивные участки мозга появляются лишь в результате его повреждений. И, в-четвёртых, как уже было сказано, каждый отдел мозга выполняет свою функцию, а «не рабочего» отдела просто не было найдено.

Нейробиолог и психолог Барри Бейерштейен, в свою очередь, также приводит ряд аргументов, которые опровергают миф о 10%.

  • Изучение повреждений головного мозга показали, что даже малейшие травмы способны привести к серьёзным последствиям. Из этого следует вывод, что неактивных зон мозга быть просто не может, т.к. в ином случае повреждения никак бы на мозговой деятельности не сказывались.
  • Т.к. мозг требует огромного количества кислорода и почти 20% всей энергии, находящейся в распоряжении человека, то в случае со «свободными» 90% мозга в процессе эволюции преимущество было бы на стороне тех, у кого наименьший, но наиболее эффективный мозг. Другие особи просто не смогли бы выдержать условий естественного отбора. Да и сам мозг такого размера, какого он есть сейчас, не смог бы сформироваться, ведь в нём не было бы никакой потребности.
  • Вместо того чтобы представлять собой одну единую массу, мозг разделяется на отделы, каждый из которых отвечает за свои функции. И снова речь заходит о том, что долгие годы изучений человеческого мозга, его отделов и их функций не выявили никаких признаков наличия отдела, который бы бездействовал.
  • Современные научные разработки позволяют учёным регистрировать особенности деятельности отдельных нейронов и наблюдать за тем, как происходит процесс жизнедеятельности одной клетки. И если бы 90% мозга находилось бы в состоянии бездействия, то аппараты, при помощи которых проводятся наблюдения, сразу бы это зафиксировали.
  • У клеток мозга есть такая особенность: если они долгое время не используются, то происходит их постепенное вырождение. Это означает, что если бы человек использовал лишь 10% своего мозга, то при вскрытии мозга практически любого взрослого человека можно было бы зафиксировать масштабное вырождение его неиспользуемых клеток.
  • Мозг большого размера требует и черепа, который бы ему соответствовал. А наличие крупного черепа существенно увеличивает вероятность смерти при рождении. Соответственно, если бы 90% мозга были не нужны, то в процессе эволюции череп человека постепенно становился бы меньше, т.к. мозг должен был бы сократиться в размерах.

Несмотря на большое количество противников мифа об использовании человеком 10% потенциала своего мозга, эта тема нашла и продолжает находить своё отражение в современной культуре. Идея о минимальном использовании главного органа ЦНС послужила основой нескольких художественных фильмов: «Газонокосильщик» (1992 год), «Области тьмы» (2011 год), сериал «Кайл XY» (2006-2009 годы), а также легла в основу рассказа Айзека Азимова «Чтобы мы не помнили» (1982 год). Но наибольшую популярность возымел нашумевший кинофильм Люка Бессона, вышедший в 2014 году, под названием «Люси», со Скарлетт Йоханссон в главной роли. Благодаря возможностям современной компьютерной техники в фильме в мельчайших подробностях описана работа мозга при увеличении человеком процентов его использования.

Основываясь на вышеизложенном, можно сделать вывод, что есть как противники мифа о 10%, так и его сторонники. Чью позицию займёте вы – выбирать лично вам. Но в любом случае стоит задуматься о том, что сугубо научный подход всегда был склонен к опровержению всего необъяснимого: телепатия, телекинез, психокинез и другие психические способности; осознанные сновидения и выход астрального тела; шаманские путешествия в нижние миры и на другие планеты – всего это воспринимается многими учёными с усмешкой и скепсисом на лице.

Можно, конечно, оценивать всё с позиции взаимодействия нейронов и синапсов, и искать тайну возникновения человеческого сознания в химических реакциях и строении атомов клеток. Но как же всё-таки становится приятно от мысли о том, что есть какая-то тайна в человеческом существе. И пусть её не удаётся раскрыть, а всевозможные приборы и датчики говорят о её невозможности. Наверное, так и должно быть, ведь это можно лишь прочувствовать на своём собственном опыте, только пережив самому. Это же касается и наших 10%. Нам не дано сейчас узнать, как обстоит всё на самом деле. Но одно ясно точно: если 90% мозга мы действительно не используем, то у нас в руках ценнейшее из сокровищ – огромный потенциал для саморазвития и раскрытия своих способностей!

А что думаете по этому поводу вы, наши уважаемые читатели? Как вы относитесь к легенде/мифу о 10% использования человеком своего мозга?

Мозг – самый сложный орган в организме человека. Многие люди уверены в том, что мы используем лишь 10% своего мозга, однако правда ли это?

Мозг человека весит порядка 1.36 кг и содержит около 100 миллиардов нейронов – клеток, несущих информацию. Правда ли, что мы используем лишь 10% потенциала головного мозга?

Сколько процентов мозга мы используем?

Магнитно-резонансная томография (МРТ) – это обследование, способное измерить мозговую активность во время выполнения человеком различных задач. Применив этот метод ученые смогли выяснить, что мнение о том, что человек использует всего 10% своего мозга является заблуждением.

В действительности большая часть мозга используется даже во время выполнения самых простых действий. Многие области мозга остаются активными даже во время отдыха или сна.

Процент мозга, используемый в разные периоды времени, варьируется от человека к человеку. Этот показатель также зависит от того, что человек делает и о чем он думает.

Откуда же возник миф о 10%? В статье, опубликованной в журнале «Наука» в 1907 году Уильямом Джеймсом, было отмечено, что человек не использует часть своих умственных ресурсов. Однако процент указан не был. Ученые полагают, что нейроны составляют около 10% от всех клеток мозга. Возможно именно эта цифра способствовала появлению мифа о 10%.

Другие мифы о мозге

Есть множество других распространенных заблуждений о работе человеческого мозга.

Извилины мозга

Человеческий мозг покрыт складками, которые обычно называются извилинами. Хребты называются извилинами, а щели - бороздами. Некоторые люди считают, что новые извилины появляются каждый раз, как человек узнает новую информацию. Однако в действительности это не так. Извилины мозга начинают появляться еще до рождения человека. Это связано с тем, что мозгу некуда расти внутри черепной коробки и он укладывается складками.

Правое и левое полушария мозга

Многие люди полагают, что у каждого человека доминирует правая или левая сторона мозга. Считается, что люди с более активным правым полушарием мыслят креативнее, в то время как люди с доминирующим левым полушарием мыслят логичнее.

Тем не менее исследования показали, что это утверждение – миф. У людей нет доминирующих полушарий мозга. И хотя каждое полушарие действительно отвечает за различные функции, здоровый человек постоянно использует оба полушария.

Повреждение мозга делает из человека инвалида

В действительности все зависит от характера повреждения и его интенсивности. Мозг достаточно хорошо справляется с легкими травмами, однако даже в случае более серьезных повреждений человек не обязательно становится инвалидом. Если одни области мозга повреждены, другие могут взять на себя их функции. Именно поэтому люди, перенесшие инсульт, заново учатся говорить, ходить и выполнять другие повседневные задачи. Это может происходить достаточно медленно и предсказать, справится ли мозг с перенесенной травмой сложно.

Алкоголь убивает мозг

На самом деле алкоголь не способен убить клетки мозга. Однако он способен разрушить нейронные связи. По мнению ученых, ущерб такого рода в большинстве случаев почти полностью обратим.

Кроме того, алкоголь способен повлиять на развитие мозга плода во время беременности. Употребление алкоголя в период вынашивания может стать причиной развития фетального алкогольного синдрома у ребенка. Мозг такого младенца будет меньшего размера и содержать меньшее количество клеток. Это может стать причиной проблем с обучением и поведением в дальнейшем.

Факты о мозге

Теперь, когда некоторые распространенные мифы о человеческом мозге развеяны, хотелось бы отметить некоторые подтвержденные факты:

  • Мозг составляет около 2% от веса человека, однако он использует порядка 20% всего кислорода и калорий;
  • По мнению специалистов, мозг на 73% состоит из воды. Обезвоживание организма всего на 2% может нанести серьезный ущерб вниманию, памяти и моторным навыкам;
  • Порядка 25% холестерина в вашем организме содержится в клетках головного мозга. Без холестерина клетки мозга не способны выжить.
, 5.0 out of 5 based on 1 rating

Последнее обновление: 05/10/2013

Убеждение в том, что мы используем только 10 процентов своего мозга прочно укрепился а нашем сознании. Но ученые приводят ряд доводов в пользу того, что это всего лишь миф.

«Как вы знаете, мы используем только 10 процентов своего мозга. Только представьте себе, каких высот мы можем достичь, если начнем использовать оставшиеся 90 процентов»!

Вы наверняка слышали это или похожее утверждение много раз. Широко распространенное убеждение в том, что мы активно задействуем лишь малую часть своего умственного потенциала, часто используется в дискуссиях об огромном масштабе человеческих возможностей, если бы мы использовали свой мозг в полную силу.

Как это ни грустно, но скорее всего теория о том, что мы используем только минимальную часть своего мозга – это всего лишь миф. Мы задействуем свой мозг на все 100 процентов. Наличие неиспользованных участков мозга возможно только в одном случае – если человек получил мозговую травму, которая повредила определенные области мозга.

Рождение мифа

Ученые предполагают, что этот миф зародился в начале двадцатого века, вероятнее всего по причине неверного понимания или ложного толкования неврологических исследований, проводившихся в то время. Высказывается еще одно предположение о появлении этого мифа: возможно, он возник под влиянием работ психолога и философа Уильяма Джеймса. В 1908 году он упомянул в одной из своих работ, что люди используют незначительную часть своих умственных и физических возможностей.

С тех пор миф о 10 процентах прочно закрепился в нашей жизни. И это неудивительно, ведь предположение о невероятных способностях человека чрезвычайно привлекательно и лестно для нас всех. Многие преподаватели и известные ораторы часто прибегают к этому, как они считают, факту, чтобы вдохновить своих слушателей или учеников полностью раскрыть свой потенциал. К сожалению, есть и другая категория людей, которая использует этот миф с не столь благими намерениями, например, чтобы продавать продукты или услуги, которые якобы могут помочь вам реализовать скрытые возможности своего мозга.

Развенчивание мифа о 10 процентах

Итак, почему же теория о том, что мы активно применяем всего лишь 10 процентов мозга, является мифом? У ученых есть ряд научно обоснованных доводов, доказывающих ложность этой теории:

  • Как показывает сканирование мозга, даже когда мы выполняем самые обычные действия, не требующие умственного напряжения, например, болтаем с друзьями, ходим на прогулку или слушаем музыку, в этом процессе участвуют абсолютно все зоны нашего мозга.
  • Если бы в действительности мы использовали только 10 процентов возможностей мозга, то люди, получившие мозговую травму в результате несчастного случая или удара, просто бы не заметили никакой разницы. На самом же деле в нашем мозге нет ни одной зоны, повреждение которой обошлось бы без каких-либо последствий.
  • Наш мозг никогда бы не развился до таких больших размеров, если бы мы использовали только малую часть его возможностей.
  • На работу мозга затрачивается примерно 20 процентов энергии тела. Крайне маловероятно, что такое большое количество энергии необходимо, чтобы задействовать такую маленькую часть мозга.
  • Картирование головного мозга пока не обнаружило ни одного участка, который бы вообще не выполнял никакую функцию. Согласно проведенным научным экспериментам, в мозге человека не было найдено ни одной неактивной зоны, которую можно было отнести к незадействованным 90 процентам.

К сожалению, миф о 10 процентах все еще продолжает существовать и пользуется популярностью. Его активно продвигают во всех областях современной культуры, начиная от рекламных кампаний и заканчивая телевизионными программами. Теперь, когда вы в следующий раз услышите, как кто-то рассказывает о том, что мы используем только 10 процентов нашего мозга, вы сможете объяснить, почему это не так. Это еще не значит, что у людей нет огромного потенциала. Он, конечно же, есть, просто мы используем мозг не на 10, а на все 100 процентов, чтобы достигать удивительных результатов.

Существует мнение, что человеческий мозг задействуется нами только на 10%. Вероятно, именно поэтому человек не может придумать, как его развить на 100%. Вопрос: почему тогда так устроен мозг и как всё-таки можно заставить его работать на все сто?

Миф о работе мозга

Это неправда! Утверждение о том, что человеческий мозг работает на 10% (5%, 3%), - это старый, абсолютно неверный и совершенно неубиваемый миф. Разберемся, откуда он взялся.

В середине прошлого века было совершенно непонятно, как мыслит человек (сейчас это тоже непонятно, но уже на другом уровне). Но кое-что было известно - например, что мозг состоит из нейронов и что нейроны могут генерировать электрические сигналы .

Некоторые ученые тогда считали, что если нейрон генерирует импульс, то он работает, а если не генерирует - значит, «ленится». И вот кому-то пришла в голову мысль проверить: какое количество нейронов в целом мозге «трудится», а какое - «бьет баклуши»?

Нейронов в мозге несколько миллиардов, и было бы чистым безумием измерять активность каждого из них - это заняло бы много лет. Поэтому вместо того, чтобы изучать все нейроны подряд, ученые исследовали только небольшую часть, определили среди них процент активных и предположили, что по всему мозгу этот процент одинаков (такое предположение называется экстраполяцией).

И оказалось, что «работает», то есть генерирует импульсы, только неприлично малый процент нейронов, а остальные - «молчат». Из этого был сделан немного прямолинейный вывод: молчащие нейроны - бездельники, а мозг работает только на малую часть своих возможностей.

Вывод этот был абсолютно неправильный, но поскольку в то время было принято «исправлять природу», например поворачивать реки вспять, орошать пустыни и осушать моря, то идея о том, что и работу мозга тоже можно улучшить, прижилась и начала свое победное шествие по газетным страницам и журнальным разворотам. Даже и сейчас что-то подобное иногда встречается в желтой прессе.

Как примерно работает мозг

А теперь попробуем разобраться, как же всё обстоит на самом деле.

Мозг человека - структура сложная, многоуровневая, высокоорганизованная. То, что написано ниже, - очень упрощенная картинка.

В мозге есть множество областей. Некоторые из них называются сенсорными - туда поступает информация о том, что мы ощущаем (ну, скажем, прикосновение к ладони). Другие области - моторные, они управляют нашими движениями. Третьи - когнитивные, именно благодаря им мы можем мыслить. Четвертые отвечают за наши эмоции. И так далее.

Почему же в мозге не включаются одновременно все нейроны? Да очень просто. Когда мы не ходим, то неактивны нейроны, запускающие процесс ходьбы. Когда молчим, «молчат» нейроны, управляющие речью. Когда ничего не слышим, не возбуждаются нейроны, отвечающие за слух. Когда не испытываем страх, не работают «нейроны страха». Иными словами, если нейроны в данный момент не нужны - они неактивны. И это прекрасно.

Потому что если бы это было не так... Представим на секунду, что мы можем возбудить одновременно ВСЕ наши нейроны (больше секунды такого издевательства наш организм просто не вынесет).

Мы сразу начнем страдать от галлюцинаций, потому что сенсорные нейроны заставят нас испытывать абсолютно все возможные ощущения. Одновременно моторные нейроны запустят все движения, на которые мы только способны. А когнитивные нейроны... Мышление - настолько сложная штука, что вряд ли на этой планете найдется хоть один человек, который сможет сказать, что случится, если одновременно возбудить все когнитивные нейроны. Но предположим для простоты, что тогда мы начнем думать одновременно все возможные мысли. И еще мы будем испытывать все возможные эмоции. И многое еще произойдет, о чём я не буду писать, потому что здесь просто не хватит места.

Посмотрим теперь со стороны на это существо, страдающее от галлюцинаций, дергающееся от конвульсий, одновременно чувствующее радость, ужас и ярость. Не очень-то оно похоже на создание, улучшившее свой мозг до стопроцентной эффективности!

Наоборот. Лишняя активность мозгу не на пользу, а только во вред. Когда мы едим, нам не нужно бегать, когда сидим у компьютера - не нужно петь, а если во время решения задачи по математике думать не только о ней, но и о птичках за окном, то вряд ли эта задача решится. Для того чтобы мыслить, мало ДУМАТЬ о чём-то, надо еще НЕ ДУМАТЬ обо всём остальном. Важно не только возбуждение «нужных» нейронов, но и торможение «ненужных». Необходим баланс между возбуждением и торможением. И нарушение этого баланса может привести к очень печальным последствиям.

Например, тяжелая болезнь эпилепсия , при которой человек страдает от судорожных припадков, возникает тогда, когда возбуждение в мозге «перевешивает» торможение. Из-за этого во время припадка активизируются даже те нейроны, которые в эту секунду должны молчать; они передают возбуждение на следующие нейроны, те - на следующие, и по мозгу идет сплошная волна возбуждения. Когда эта волна доходит до моторных нейронов, они посылают сигналы к мышцам, те сокращаются, и у человека начинаются судороги. Что больной при этом ощущает, сказать невозможно, поскольку на время припадка у человека пропадает память.

Как всё-таки заставить мозг работать эффективнее

Надеюсь, вы уже поняли, что пытаться заставить мозг работать лучше, возбуждая все нейроны подряд, - дело бесперспективное, да еще и опасное. Тем не менее можно «натренировать» мозг, чтобы он работал эффективнее. Это, конечно, тема для огромной книги (и даже не одной), а не маленькой статьи. Поэтому я расскажу только об одном способе. Начать придется издалека.

Когда рождается маленький ребенок, количество нейронов в его мозге даже больше, чем у взрослого. Но связей между этими нейронами еще почти нет, и поэтому новорожденный человечек еще не в состоянии правильно использовать свой мозг - например, он практически не умеет ни видеть, ни слышать. Нейроны его сетчатки, даже если они чувствуют свет, не образовали еще связей с другими нейронами, чтобы передать информацию дальше, в кору больших полушарий. То есть глаз видит свет, но мозг не в состоянии понять это. Постепенно необходимые связи образуются, и в конце концов ребенок учится различать вначале просто свет, потом - силуэты простых предметов, цвета и так далее. Чем больше разнообразных вещей ребенок видит, тем больше связей образуют его зрительные пути и тем лучше работает та часть его мозга, которая связана со зрением.

Но самое удивительное не это, а то, что такие связи могут образовываться почти исключительно в детстве. И поэтому если ребенок по какой-то причине не может ничего видеть в раннем возрасте (скажем, у него врожденная катаракта), то необходимые нейронные связи в его мозге уже никогда не образуются, и человек не научится видеть. Даже если во взрослом возрасте у этого человека прооперировать катаракту, он всё равно останется слепым. Проводились довольно жестокие опыты на котятах, которым в новорожденном состоянии зашивали глаза. Котята вырастали, так ни разу ничего и не увидев; после этого им уже во взрослом возрасте снимали швы. Глаза у них были здоровые, глаза видели свет - но животные оставались слепыми. Не научившись видеть в детстве, они уже не способны были сделать это во взрослом возрасте.

То есть существует какой-то критический период, в который образуются нейронные связи, необходимые для развития зрения, и если мозг не научится видеть в этот период, он уже не научится этому никогда. То же относится и к слуху, и, в меньшей степени, к другим человеческим способностям и умениям - обонянию, осязанию и вкусу, способности говорить и читать, играть на музыкальных инструментах, ориентироваться в природе и так далее. Яркий тому пример - «дети-маугли», которые потерялись в раннем детстве и были воспитаны дикими животными. Во взрослом возрасте они так и не могут освоить человеческую речь, поскольку не тренировали у себя в детстве это умение. Зато они способны ориентироваться в лесу так, как не сможет ни один человек, выросший в цивилизованных условиях.

И еще. Никогда не знаешь, в какой момент «выстрелит» какое-то умение, приобретенное в детстве. Например, человеку, который в детстве активно тренировал мелкую моторику рук, занимаясь рисованием, лепкой, рукоделием, будет легче стать хирургом, проводящим филигранные, точные операции, в которых нельзя допустить ни одного неправильного движения.

Иными словами, если что и может заставить мозг работать лучше, то это - тренировка, причем тренировка с самого детства. Чем больше мозг работает, тем лучше он работает, и наоборот - чем меньше его нагружать, тем хуже он будет функционировать. И чем мозг младше, тем он более «гибкий» и восприимчивый. Именно поэтому в школах учат маленьких детей, а не взрослых дяденек и тетенек. Именно поэтому дети гораздо быстрее взрослых умеют приспосабливаться к новым ситуациям (например, осваивают компьютерную грамоту или учат иностранные языки). Именно поэтому тренировать свой интеллект надо с самого детства. И если вы будете это делать, то ничто не помешает вам сделать великие открытия. Например, о том, как работает мозг.

Ответила: Вера Башмакова