В ротовой полости человека не происходит. Что происходит с пищей в процессе пищеварения

    1. Опробование пищи. В результате она или отвергается, или подвергается дальнейшей переработке. Ротовая полость является важной рефлексогенной зоной организма и, в частности, системы органов пищеварения. Раздражение рецепторов ротовой полости обеспечивает начало секреции пищеварительных соков, что сокращает время гидролиза пищи, увеличивает во времени объем гидролиза и всасывания, препятствует развитию микрофлоры в верхнем отделе ЖКТ.

    2. Физическая обработка пищи (измельчение, смачивание, перемешивание).

    3. Начало ферментативной обработки углеводов (крахмала, гликогена).

Значение слюны:

    - увлажнение и растворение пищи;

    - ферментативная обработка углеводов (первые этапы переваривания

крахмала и гликогена);

    - увлажнение ротовой полости, участие в речеобразовании;

    - защита слизистой;

    - участие в регуляции обмена кальция (гормон протин).

    - слюнные железы выполняют экскреторную функцию.

Состав и пищеварительные свойства слюны

    Слюна - смешанный секрет трёх пар крупных (главных) слюнных желёз: околоушных (серозных), подчелюстных (серозно-слизистых), подъязычных (слизистых), а также многочисленных мелких желёз, рассеянных по слизистой полости рта. Она всегда гипотонична плазме. Первичный секрет, вырабатываемый в дольках слюнных желёз, изотоничен плазме, во время прохождения по протокам слюна становится гипотоничной в связи с реабсорбцией натрия и ионов хлора. рН слюны 5,8 - 7,8

    Содержит 99,5% воды и 0,5% сухого остатка (2/3 - органические вещества, 1/3 - неорганические вещества). Неорганические вещества: хлориды, йодиды, фосфаты, сульфаты, фториды, роданиды, соли Na, Ca, Mg, K, микроэлементы (Cu, Fe, Ag, Li, и др.).

    Из органических веществ наибольшее значение имеет фермент альфа-амилаза, секретируемая преимущественно околоушными железами, и мукопротеины, секретируемые подчелюстными и подъязычными железами. Альфа-амилаза стабильна при рН 4-11, максимально активна при рН 6,9.

    Органические вещества: ферменты: альфа-амилаза (расщепляет альфа-1,4-гликозидную связь полисахарида крахмала до дисахарида мальтозы); мальтаза (расщепляет мальтозу на 2 молекулы глюкозы). Муцины: мукополисахариды; гликопротеины: группоспецифические белки крови; протеиназы: катепсины, калликреин, лизоцим; азотистые вещества: мочевина, мочевая кислота; белки: иммуноглобулины А, незначительное количество белков плазмы.

В желудке осуществляется:

    1. Депонирование пищи.

    2. Термостатирование пищи.

    3. Стерилизация с помощью соляной кислоты.

    4. Потеря белком пищи антигенной видовой специфичности.

    5. Ферментативная обработка пищи

Железы дна и тела желудка содержат клетки трёх типов:

    1) Главные вырабатывают комплекс протеолитических ферментов;

    2) Окладочные вырабатывают соляную кислоту;

    3) Добавочные вырабатывают слизь (муцин), мукополисахариды, гастромукопротеин (внутренний фактор Касла) и бикарбонаты. В сутки выделяется 2-3 л желудочного сока.

Активный желудочный сок содержит:

    1) Соляную кислоту. Значение соляной кислоты желудочного сока:

- Создаёт оптимум рН для действия ферментов.

- Участвует в превращении пепсиногена в пепсин.

- Денатурирует белки.

- Обладает бактерицидным действием.

- Участвует в регуляции работы пилорического сфинктера.

- Вместе с продуктами расщепления пищи способствует превращению

прогастрина в гастрин.

- В 12-перстной кишке стимулирует выделение энтерогастрона и тормо-

жение желудочной секреции.

- Участвует в саморегуляции выделения HCl по принципу обратной связи.

- Влияет на рН крови.

    2) Протеолитические ферменты - пепсин, представляющий собой смесь пептидаз, расщепляющих пептидные связи в белках. Выделяют пепсин-I (оптимум рН = 1,5 - 2,0) и пепсин-II (оптимум рН = 3,0 - 3,5), гастриксин;

химозин (реннин).

    3) Слизь. Покрывает внутреннюю поверхность желудка слоем толщиной до 1 мм, защищает слизистую от химического и механического повреждения. Основным компонентом служит гликопротеин, состоящий из низкомолекулярного белка и многочисленных боковых углеводных цепей. Вместе с бикарбонатами слизь образует мукозо-бикарбонатный барьер, предотвращающий повреждение слизистой HCl и ферментами. В зоне слизи сохраняется неподвижный слой жидкости, богатой гидрокарбанатами.

    4) Небольшое количество желудочной липазы (может переваривать у новорожденного естественно эмульгированные жиры молока).

    5) Бикарбонаты, фосфаты, сульфаты, катионы Na, Ca, K, Mg.

    6) Гликопротеины.

    7) Внутренний фактор Касла.

    8) Воду.

Значение ротовой полости

В ротовой полости происходит:

    1.Опробование пищи. В результате она или отвергается, или подвергается дальнейшей переработке. Ротовая полость является важной рефлексогенной зоной организма и, в частности, системы органов пищеварения. Раздражение рецепторов ротовой полости обеспечивает начало секреции пищеварительных соков, что сокращает время гидролиза пищи, увеличивает во времени объем гидролиза и всасывания, препятствует развитию микрофлоры в верхнем отделе ЖКТ.

    2. Физическая обработка пищи (измельчение, смачивание, перемешивание).

    3. Начало ферментативной обработки углеводов (крахмала, гликогена).

Ответить


Другие вопросы из категории

8 класс Биология

Вариант 1
Уровень А
1. Для млекопитающих основным признаком является:
1) непостоянная температура тела
2) наличие диафрагмы
3) обильные густые волосы на теле

2. К рудиментарным органам человека относятся:
1) трехкамерное сердце
2) хвостовые придатки (копчиковые позвонки)
3) наличие молочных желёз

3. Сколько камер имеет человеческое сердце:
1) две 2) три 3) четыре

4. Кто из названных предков человека жил раньше:
1) кроманьонцы 2) неандертальцы 3) человек разумный

5.В каких структурах клетки находится наследственная информация:
1) в АТФ 2) в хромосомах 3) в митохондриях

6. Сколько типов тканей выделяют у человека:
1) два 2)четыре 3)шесть

7.К какой системе относится глотка:
1) пищеварительная 2) кровеносная 3) мышечная

8. Железы внутренней секреции выделяют гормоны, которые поступают в:
1) кровь 2) кишечную полость 3) нервные клетки

9. Чем образовано серое вещество мозга:
1) телами нервных клеток 2) нервными волокнами
3) отростками нервных клеток

10.Спинной мозг – это часть:
1) центральной нервной системы
2) периферической нервной системы
3) видоизменённый нервной системой

11.Какая часть глазного яблока является выпукло-вогнутой линзой:
1) хрусталик 2) роговица 3) зрачок

12.Звуковые колебания из наружного слухового прохода в среднее ухо
передается через:
1) слуховые косточки 2) слуховую трубу 3) барабанную перепонку

13.Осязание – это способность воспринимать:
1) давление, прикосновение 2) боль 3) вкусовые ощущения

14.Антитела выделяют:
1) эпителиальные клетки 2) лимфоциты 3) эритроциты

Уровень В:

1. Из какого количества позвонков состоит крестцовый отдел позвоночника?
2. В одном сердечном цикле выделяют три фазы, сколько секунд длится первая фаза?
3. Какой витамин необходимо включить в рацион больного «куриной слепотой»?
4. Набор половых хромосом у мужчин?
5. Сколько оболочек имеет глазное яблоко?
Уровень С:

1. Где расположен орган равновесия и как его называют?
2. Что такое инстинкт?
8 класс Биология
Вариант 2
Уровень А:
1. К атавизмам человека относится:
1) многососковость 2) трехкамерное сердце 3) наличие диафрагмы

2.С кем можно обнаружить наибольшее сходство в строении тела
человека:
1) с пресмыкающимися 2) с рептилиями 3) с приматами

3. Первые простейшие орудия труда начал изготавливать:
1) человек прямоходящий 2) человек неандертальский
3) человек умелый

4. Сколько больших рас выделят в настоящее время:
1) три 2) четыре 3) шесть

5. Какая часть клетки выполняет покровную и защитную функции:
1) ядро 2) цитоплазма 3) мембрана

6.: Из чего состоит ткань
1) только из клеток 2) из клеток и межклеточного вещества
3) только из межклеточного вещества

7. Трахея относится к:
1) мышечной системе 2) дыхательной системе
3) кровеносной системе

8. При недостатке гормона поджелудочной железы -инсулина:
1) замедляется развитие скелета
2) нарушается работа половых гормонов
3) развивается болезнь – диабет

9. Из чего состоит белое вещество мозга:
1) из отростков нервных клеток 2) из тел нервных клеток
3) из тел и отростков нервных клеток

10.Спинной мозг выполняет в нашем организме:
1) только рефлекторную функцию 2) только проводящую функцию
3) рефлекторную и проводящую функции
11.Какая из оболочек глазного яблока придает ему цвет:
1) фиброзная 2) сетчатка 3) сосудистая (радужка)

12.Слуховые рецепторы находятся в:
1) барабанной полости 2) полукружных каналах 3) улитке

13.Орган обоняния находится:
1) в слизистой оболочке ротовой полости
2) в слизистой оболочке носовой полости
3) в слизистой оболочке языка

14.Альвеолы - это:
1) разветвления трахеи 2) легочные пузырьки
3) выпячивания легочных пузырьков

Уровень В:

1. Сколько процентов занимает вода, от общей массы тела человека?
2. Сколько резцов имеет каждая челюсть?
3. Какой витамин необходимо включить в рацион больного рахитом?
4. Сколько слоев различают в строении кожи?
5. Набор половых хромосом у женщин?

Уровень С:

1. Каковы заслуги И.М. Сеченова и И.П. Павлова в развитии учения о высшей нервной деятельности?
2. «Повторение – мать учения», о какой памяти говорится в пословице?

Читайте также

Установите последовательность событий, происходящих при метаболизме углеводов в организме человека, начиная с попадания пищи в ротовую полость:

1) окисление сахаров в клетках до углекислого газа и воды
2) поступление сахаров в ткани
3) всасывание сахаров в тонком кишечнике и поступление их в кровь
4) начало расщепления полисахаридов в ротовой полости
5) окончательное расщепление углеводов на моносахариды в двенадцатиперстной кишке

1) В каком отделе пищеварительного канала человека начинется пищеварение? 2) Дайте физиологическое обоснование народной мудрости: "Кто хорошо

жует, тот долго живет".

3) Какие физические и химические изменения происходят с пищей в ротовой полости?

4) Почему важно пережевать пищу?

5) Почему при долгом жевании картифеля ощущается сладковатый вкус?

6) Где образуется слюна?

7) Каким образом удобнее всего изучать функции слюнных желез?

8) Какие рефлексы носят названия безусловные(врожденные) слюноотделительные рефлексы, условные слюноотделительные рефлексы?

Заранее спасибо

1.Что такое пищеварение? а) предварительная обработка пищи; б) механическая обработка пищи; в) механическая и химическая обработка пищи. 2.Какое

значение для организма имеет пища? а) строительная функция; б) энергетическая функция; в) строительная и энергетическая функция. 3.Где вырабатывается желчь? а) в печени; б) в поджелудочной железе; в) в желудке. 4.К инфекционным заболеваниям кишечника относят? а) цирроз печени; б) гастрит; в) дизентерию. 5.Где начинается процесс пищеварения? а) в кишечнике; б) в ротовой полости; в) в желудке. 6.Как называется мягкая часть в центре зуба? а) эмаль; б) пульпа; в) дентин. 7.Где располагается центр глотания? а) в продолговатом мозге; б) в больших полушариях; в) в промежуточном мозге. 8.Пищеварительная система состоит: а) из органов, образующих пищеварительный канал; б) из органов, образующих пищеварительный канал, и пищеварительных желез; в) из органов пищеварения и выделения. 9.Ученый, изучавший работу пищеварительной системы: а) И.П. Павлов; б) И.М. Сеченов; в) И.И. Мечников. 10. Источником заболевания глистовыми заболеваниями может быть: а) недоваренная рыба, плохо прожаренная; б) недоброкачественная рыба; в) несвежие продукты. 11. Где происходит расщепление некоторых белков и молочного жира? а) в желудке; б) в тонком кишечнике; в) в 12-ти – перстной кишке. 12. Где вырабатывается обеззараживающее вещество – лизоцим? а) в слюнных железах; б) в желудочных железах; в) в кишечных железах. 13. Функция ферментов слюнных желез – это: а) расщепление сложных углеводов; б) расщепление жиров; в) расщепление белков. 14. Где завершается расщепление питательных веществ? а) в желудке; б) в тонком кишечнике; в) в толстом кишечнике. 15. Какова функция ферментов кишечных железок? а) расщепление белков, жиров и углеводов; б) дробление жиров на капельки; в) всасывание продуктов расщепления. 16. Где происходит всасывание воды? а) в желудке; б) в тонком кишечнике; в) в толстом кишечнике. 17. Функция нервной ткани в стенках кишечника: а) волнообразное сокращение мышц; б) вырабатывает ферменты; в) проводит пищу. 18. Какова причина слюноотделения? а) рефлекс; б) измельчение пищи; в) наличие пищи. 19. Какие условия необходимы для расщепления белков в желудке? а) кислая среда, наличие ферментов, t = 370; б) щелочная среда, ферменты, t = 370 в) слабо-щелочная среда, наличие ферментов, t = 370. 20. В каком отделе пищеварительного тракта всасывается алкоголь? а) в тонком кишечнике; б) в толстом кишечнике; в) в желудке. 21. Почему ранки в полости рта быстро заживают? а) из-за слабощелочной среды; б) из-за фермента лизоцима; в) из-за слюны. 22. За счет чего происходит всасывание веществ в тонком кишечнике? а) длинная; б) тонкая кишка ворсистая; в) много ферментов в тонкой кишке. 23. Почему физиологи печень называют продовольственным складом? а) вырабатывается желчь и хранится; б) регулирует обмен белков, жиров, углеводов; в) превращается глюкоза в гликоген и хранится. 24. Какой фермент желудочного сока является основным и какие вещества он расщепляет? а) амилоза, расщепляет белки и углеводы; б) пепсин, расщепляет белки и молочный жир; в) мальтоза, расщепляет жиры и углеводы. 25. Почему не перевариваются стенки желудка? а) толстый мышечный слой; б) толстая слизистая оболочка; в) большое обилие слизи. 26. Отделение желудочного сока действием пищи в ротовой полости является: а) безусловным сокоотделительным рефлексом; б) условным рефлексом; в) гуморальной регуляцией. 27. Где обитает бактерия кишечная палочка, назовите ее значение. а) в тонкой кишке, помогают расщеплению углеводов; б) в толстой кишке, расщепляет клетчатку; в) в слепой кишке, вызывает заболевание аппендицит. 28. Почему физиологи образно называют печень «химической лабораторией»? а) обезвреживаются вредные вещества; б) образуется желчь; в) вырабатываются ферменты. 29. Каково значение желчи в процессе пищеварения? а) расщепляются белки, жиры и углеводы; б) обезвреживает ядовитые вещества; в) дробление жиров на капельки. 30. В чем выражается соответствие строения пищевода его функции? а) стенки мускулистые, мягкие и слизистые; б) стенки плотные, хрящевые; в) стенки плотные, наличие соединительной ткани, внутри слизистая.

Вы находитесь на странице вопроса "что происходит с пищей в ротовой полости? ", категории "биология ". Данный вопрос относится к разделу "5-9 " классов. Здесь вы сможете получить ответ, а также обсудить вопрос с посетителями сайта. Автоматический умный поиск поможет найти похожие вопросы в категории "биология ". Если ваш вопрос отличается или ответы не подходят, вы можете задать новый вопрос, воспользовавшись кнопкой в верхней части сайта.

Физиология ротовой полости. В ротовой полости происходит первичная обработка пищи, осуществляется ее механическое измельчение и с помощью языка и зубов образуется пищевой комок

В ротовой полости происходит первичная обработка пищи, осуществляется ее механическое измельчение и с помощью языка и зубов образуется пищевой комок. Ротовая полость ограничена сверху твердым и мягким небом, которое заканчивается небным язычком. Спереди ротовая полость ограничена губами, а снизу – диафрагмой рта. Ротовая полость сообщается глоткой.

В полости рта находятся язык, зубы, по бокам мягкого небанебные миндалины. В ротовую полость впадают протоки околоушных, подъязычных и подчелюстных желез.

Функции слизистой оболочки полости рта . Слизистая оболочка рта выполняет ряд функций: защитную, пластическую, сенсорную, экскреторную и всасывательную.

Защитная функция слизистой оболочки осуществляется благодаря тому, что она непроницаема для микроорганизмов (исключая вирусы туляремии и ящура). Кроме того, в процессе десквамации эпителия, происходящей постоянно, с поверхности слизистой оболочки удаляются микроорганизмы и продукты их жизнедеятельности. Важную роль в реализации защитной функции играют лейкоциты, проникающие в полость рта через эпителий зубодесневого прикрепления (десневой борозды). В норме 1 см 3 слюны содержит 4000 лейкоцитов, а за час их мигрирует до 500000. При заболеваниях слизистой оболочки рта (гингивит, пародонтит др.) количество лейкоцитов увеличивается.

Пластическая функция слизистой оболочки рта объясняется высокой митотической активностью эпителия, которая в 3-4 раза выше митотической активности клеток кожи и обусловливает высокую регенерационную способность слизистой рта пи различных травмах.

Сенсорная функция осуществляется за счет высокой чувствительности слизистой оболочки к температурным, болевым, тактильным и вкусовым раздражителям. Слизистая оболочка является рефлексогенной зоной желез и мышц желудочно-кишечного тракта.

Всасывательная функция связана с тем, что слизистая оболочка рта обладает способностью всасывать ряд органических и неорганических соединений (аминокислот, карбонатов, антибиотиков, углеводов и др.).

Экскреторная функция обусловлена фактом выделения в полость рта некоторых метаболитов, солей тяжелых металлов и некоторых других веществ.

Язык – мышечный орган. Слизистая языка покрыта многослойным неороговевающим эпителием. На слизистой оболочке – большое количество сосочков разной величины и формы. На поверхности языка и неба располагаются вкусовые рецепторы. Мышцы языка располагаются в трех взаимно перпендикулярных областях, что и обеспечивает изменение длины и ширины языка. На нижней поверхности языка находится уздечка.

Слюнные железы . По сторонам от уздечки располагаются сосочки, где заканчиваются протоки подчелюстных и подъязычных слюнных желез. Протоки околоушных желез оканчиваются в слизистой щеки на уровне второго большого коренного зуба верхней челюсти. Наиболее древняя функция слюны – увлажнение и ослизнение пищи. В целом подчелюстные и подъязычные железы выделяют более вязкую и густую слюну, чем околоушные. Количество и состав слюны, выделяемой одной и той же железо, зависит от свойств пищи – ее консистенции, химического состава, температуры. Слюна - один из пищеварительных соков, она содержит фермент амилазу, расщепляющий крахмал до ди- и моносахаридов.

Для многих людей еда — одна из немногих радостей жизни. Еда, действительно, должна доставлять удовольствие, но… физиологический смысл питания гораздо шире. Мало кто задумывается, каким удивительным образом пища из нашей тарелки преобразуется в энергию и строительный материал, столь необходимые для постоянного обновления организма.

Наша пища представлена разными продуктами, которые состоят из белков, углеводов, жиров и воды. В конечном счете, все, что мы едим и пьем, в нашем организме расщепляется до универсальных, мельчайших составляющих под действием пищеварительных соков (за сутки их у человека выделяется до 10 литров).

Физиология пищеварения — это очень сложный, энергозатратный, замечательно организованный процесс, состоящий из нескольких этапов переработки проходящей по пищеварительному тракту пищи. Его можно сравнить с хорошо регулируемым конвейером, от слаженной работы которого зависит наше здоровье. А возникновение «сбоев» приводит к формированию многих форм заболеваний.

Знание — это великая сила, помогающая предупреждать любые нарушения. Знания о том, как работает наша система пищеварения, должны помочь не только получать наслаждения от еды, но и предотвратить многие заболевания.

Я выступлю гидом в увлекательной обзорной экскурсии, которая, надеюсь, будет вам полезной.

Итак, наша разнообразная пища растительного и животного происхождения проходит длительный путь, прежде чем (спустя 30 часов) конечные продукты ее расщепления попадут в кровь и лимфу, и встроятся в тело. Процесс переваривания пищи обеспечивается уникальными химическими реакциями и состоит из нескольких этапов. Рассмотрим их более подробно.

Пищеварение в ротовой полости

Первый этап пищеварения начинается в ротовой полости, где происходит измельчение/пережевывание пищи и ее обработка секретом под названием слюна. (Ежедневно вырабатывается до 1,5 литров слюны.) В действительности, процесс пищеварения начинается еще до того, как пища коснется наших губ, так как сама мысль о еде уже наполняет слюной наш рот.

Слюна — это секрет, выделяемый тремя парными слюнными железами. Она на 99 % состоит из воды и содержит ферменты, из которых самым значимым является альфа-амилаза, участвующая в гидролизе/расщеплении углеводов. Т.е., из всех пищевых компонентов (белков, жиров и углеводов) в ротовой полости начинается гидролиз только углеводов! Ни на жиры, ни на белки ферменты слюны не действуют. Для процесса расщепления углеводов необходима щелочная среда!

В состав слюны также входят: лизоцим, обладающий бактерицидными свойствами и служащий местным фактором защиты слизистых ротовой полости; и муцин — слизеподобное вещество, которое формирует гладкий, измельченный жеванием пищевой комок, удобный для проглатывания и транспортировки через пищевод в желудок.

Почему очень важно хорошо пережевывать пищу? Во-первых, для того, чтобы ее хорошо измельчить и смочить слюной, и запустить процесс переваривания. Во-вторых, в восточной медицине зубы связывают с проходящими через них энергетическими каналами (меридианами). Жевание активизирует движение энергии по каналам. Разрушение тех или иных зубов указывает на проблемы в соответствующих органах и системах организма.

Мы не думаем о слюне во рту и не замечаем ее отсутствие. Часто продолжительное время ходим с чувством сухости во рту. А слюна содержит много химических веществ, необходимых для хорошего пищеварения и сохранности слизистой рта. Ее выделение зависит от приятных, знакомых запахов и вкусов. Слюна обеспечивает ощущение вкуса еды. Расщепленные в слюне молекулы доходят до 10000 вкусовых рецепторов на языке, способных определить и выделить даже в новой пище сладкий, кислый, горький, острый и соленый вкусы. Это позволяет воспринимать еду, как удовольствие, наслаждение вкусами. Без влаги мы не чувствуем вкуса. Если язык сухой, то мы не чувствуем, что едим. Без слюны мы не можем глотать.

Поэтому так важно для здорового пищеварения принимать пищу в спокойной обстановке, не «на бегу», в красивой посуде, вкусно приготовленную. Важно, не торопясь и не отвлекаясь на чтение, разговоры и просмотр ТВ, медленно пережевывать пищу, наслаждаясь разнообразием вкусовых ощущений. Важно есть в одно и тоже время, так как это способствует секреторной регуляции. Важно пить достаточное количество простой воды, как минимум за 30 мин до еды и через час после еды. Вода необходима для образования слюны и других пищеварительных соков, активизации ферментов.

В ротовой полости трудно поддерживать щелочной баланс, если человек постоянно что-то ест, особенно сладкое, которое всегда приводит к закислению среды. После еды рекомендуется прополоскать ротовую полость и/или пожевать что-либо горьковатого вкуса, например, семечко кардамона или зелень петрушки.

И еще хочу добавить про гигиену, очищение зубов и десен. У многих народов в традициях было, да и остается, чистить зубы веточками и кореньями, чаще имеющими горький, горько-вяжущий вкус. И зубные порошки также имеют вкус горечи. Горький и вяжущий вкусы — очищающие, обладающие бактерицидным действием, усиливающие выделение слюны. Тогда как сладкий вкус, наоборот, способствует размножению бактерий и застойным явлениям. Но производители современных зубных паст (особенно сладких детских) просто добавляют противомикробные средства и консерванты, а мы закрываем на это глаза. В наших краях хвойный вкус — горьковатый, терпкий/вяжущий. Если детей не приучать к сладкому вкусу, они нормально воспринимают несладкую зубную пасту.

Вернемся к пищеварению. Как только еда попадает в рот, начинается подготовка к пищеварению в желудке: выделяется соляная кислота и активируются ферменты желудочного сока.

Пищеварение в желудке

Пища недолго задерживается в ротовой полости, и после того, как ее измельчили зубы и обработала слюна, попадает через пищевод в желудок. Здесь она может находиться до 6-8 часов (особенно мясная), перевариваясь под действием желудочных соков. Объем желудка в норме около 300 мл (с « кулак»), однако после обильной трапезы или частого переедания, особенно на ночь, его размеры могут увеличиться во много раз.

Из чего состоит желудочный сок? В первую очередь, из соляной кислоты, которая начинает вырабатываться сразу, как только что-либо оказывается в ротовой полости (это важно иметь в виду), и создает кислую среду, необходимую для активации желудочных протеолитических (расщепляющих белки) ферментов. Кислота разъедает ткани. Слизистая оболочка желудка постоянно вырабатывает слой слизи, защищающий от действия кислоты и от механического повреждения грубыми компонентами пищи (когда пища недостаточно пережеванная и обработанная слюной, когда перекусывают сухой едой на ходу, просто заглатывая). Образование слизи, смазки также зависит от того, пьем ли мы простую воду в достаточном количестве. В течение суток выделяется около 2-2,5 л желудочного сока, в зависимости от количества и качества пищи. Во время приема пищи желудочный сок выделяется в максимальном количестве и отличается по кислотности и составу ферментов.

Соляная кислота в чистом виде — это мощный агрессивный фактор, но без нее процесс пищеварения в желудке происходить не будет. Кислота способствует переходу неактивной формы фермента желудочного сока (пепсиногена) в активную (пепсин), а также денатурирует (разрушает) белки, что облегчает их ферментативную обработку.

Итак, в желудке в основном действуют протеолитические (расщепляющие белок) ферменты. Это группа ферментов, активных в различных ph-средах желудка (в начале этапа пищеварения среда очень кислая, на выходе из желудка наименее кислая). Сложная молекула белка в результате гидролиза делится на более простые компоненты — полипептиды (молекулы, состоящие из нескольких аминокислотных цепочек) и олигопептиды (цепочка из нескольких аминокислот). Напомню, что конечным продуктом расщепления белка является аминокислота — молекула, способная к всасыванию в кровь. Этот процесс происходит в тонком кишечнике, а в желудке осуществляется подготовительный этап расщепления белка на части.

Помимо протеолитических ферментов, в желудочном секрете есть фермент — липаза, принимающая участие в расщеплении жиров. Липаза работает только с эмульгированными жирами, содержащимися в молочных продуктах, и активна в детском возрасте. (Не стоит искать правильные/эмульгированные жиры в молоке, они есть и в топленом масле, в котором уже нет белка).

Углеводы в желудке не перевариваются и не обрабатываются, т.к. соответствующие ферменты активны в щелочной среде!

Что еще интересно узнать? Только в желудке, благодаря компоненту секрета (фактору Касла), происходит переход неактивной, поступающей с пищей формы витамина В12 в усвояемую. Секреция этого фактора может снизиться или прекратиться при воспалительном поражении желудка. Теперь мы понимаем, что важна не обогащенная витамином В12 пища (мясо, молоко, яйца), а состояние желудка. Оно зависит: от достаточной выработка слизи (на этот процесс влияет повышенная кислотность вследствие избыточного потребления белковых продуктов, да еще и в сочетании с углеводами, которые при длительном нахождении в желудке начинают бродить, что приводит к закислению); от недостаточного потребления воды; от приема медикаментов, как уменьшающих кислотность, так и высушивающих слизистые желудка. Этот замкнутый круг можно разорвать правильно сбалансированной едой, питьем воды и режимом приема пищи.

Выработка желудочного сока регулируется сложными механизмами, на которых я не буду останавливаться. Хочу лишь напомнить, что один из них (безусловный рефлекс) мы можем наблюдать, когда соки начинают выделяться лишь от мысли о знакомой вкусной еде, от запахов, от наступления привычного времени приема пищи. Когда что-то попадает в ротовую полость, сразу начинается выделение соляной кислоты с максимальной кислотностью. Поэтому, если после этого пища не поступает в желудок, кислота разъедает слизистую, что приводит к ее раздражению, к эрозивным изменениям, вплоть до язвенных процессов. Не подобные ли процессы происходят, когда люди жуют жвачки или курят натощак, когда делают глоток кофе или другого напитка и, торопясь, убегают? Мы не думаем о своих действиях, пока «гром не грянет», пока не становится уже действительно больно, ведь кислота-то настоящая…

На выделение желудочных соков влияет состав пищи:

  • жирные продукты угнетают желудочную секрецию, в результате пища задерживается в желудке;
  • чем больше белка, тем больше кислоты: употребление тяжелых для усвоения белков (мясо и мясная продукция) увеличивает секрецию соляной кислоты;
  • углеводы в желудке не подвергаются гидролизу, для их расщепления нужна щелочная среда; углеводы, длительно находящиеся в желудке, увеличивают кислотность за счет процесса брожения (поэтому важно не есть белковую еду вместе с углеводами).

Результатом нашего неправильного отношения к питанию становятся нарушения кислотно-щелочного баланса в пищеварительном тракте и появление болезней желудка и ротовой полости. И здесь снова важно понимать, что сохранить здоровье и здоровое пищеварение помогут не средства, уменьшающие кислотность или ощелачивающие организм, а осознанное отношение к тому, что мы делаем.

В следующей статье мы рассмотрим, что происходит с пищей в тонком и толстом кишечнике.

Пищеварение
Для существования живого организма необходимо поступление из внешней среды пищевых веществ. Пища, поступающая в организм, подвергается физической и химической обработке, т. е. происходит процесс пищеварения, в результате чего сложные химические вещества расщепляются на более простые, всасываются в кровь или лимфу и используются организмом для построения тканей и как источник энергии. Процесс пищеварения происходит в полости рта, в желудке, двенадцатиперстной кишке, тонком и толстом кишечнике.

Строение пищеварительного тракта однотипно на всем протяжении; стенка пищеварительного тракта состоит из трех слоев: внутреннего — слизистая; среднего — мышечный слой и наружного — соединительная ткань. Слизистая оболочка состоит из эпителиальных клеток, выделяющих слизь. В толще оболочки расположены железы, выделяющие пищеварительные соки.

Пищеварение в ротовой полости
В ротовой полости пища пережевывается и смачивается слюной. Пережевывание пищи осуществляется зубами, язык ее перемешивает. Слюна выделяется слюнными железами. Основное значение имеют большие слюнные железы, которые находятся вне ротовой полости и связаны с ней выводными протоками. Самой крупной слюнной железой является околоушная, далее подчелюстная, затем подъязычная.

Слюна представляет собой вязкую, бесцветную жидкость слабощелочной реакции. В слюне имеется белковое вещество — муцин. Пищевой комок, увлажненный слюной, благодаря муцину становится скользким и легко проходит по пищеводу.

Слюна выполняет ряд функций: пищеварительную за счет ферментов амилазы и мальтазы; стимулирует секрецию желудочного сока; необходима для акта глотания; защитная функция слюны состоит в отмывании раздражающих веществ, попавших в ротовую полость; обладает бактерицидным действием благодаря присутствию лизоцима. У взрослого человека за сутки образуется от 0,5 до 2 л слюны.

Выделение слюны происходит условно- и безусловно-рефлекторным путем. Безусловно-рефлекторное слюноотделение происходит при попадании пищи в ротовую полость. Условно-рефлекторное отделение слюны осуществляется на вид и запах пищи, звуковое раздражение, связанные с приготовлением пищи и т. д. У человека слюна может выделяться при разговоре и при воспоминании о пище. Условно-рефлекторное слюноотделение возможно только при наличии аппетита. В ротовой полости происходит начальное пищеварение, когда пища в течение 15—20 с тщательно пережевывается. Слабощелочная реакция слюны, температура 36—37°С в полости рта способствуют активизации ферментов амилазы (птиалина) и мальтазы, которые при

TBegin-->TEnd-->

Рис. 1. Схема пищеварительного аппарата:
1 — пищевод; 2 — желудок; 3 — печень; 4 — желчный пузырь; 5 — двенадцатиперстная кишка; 6 — проток желчного пузыря; 7 — поджелудочная железа; 8—проток поджелудочной железы; 9 — тонкие кишки; 10 — слепая кишка; 11 — чревообразный отросток; 12—14 — толстые кишки; 15—прямая кишка
правильном разжевывании и перемешивании пищи расщепляют крахмал до мальтозы, а в некоторых случаях и до глюкозы.