Компетентностный подход кратко. Методические рекомендации «Компетентностный подход в обучении. Общая характеристика компетенции и компетентности

Компетентностный подход как основа построения содержания и стандартов современного образования

В результате изучения главы студент должен:

знать

основные трактовки понятий "компетенция", "компетентность";

Сущность и характерные особенности компетентностного подхода в образовании;

Основной круг компетенций по стандартам ЮНЕСКО в области образования;

Нужны ли нам квалифицированные рабочие или критически настроенные граждане?

Нико Хиртт. Перевод: Паола Капоцци. Вслед за многими европейскими странами французское бельгийское сообщество проводит тщательный обзор программ на всех уровнях обязательного образования. Главной целью является то, чтобы такие программы соответствовали доктрине так называемого «подхода к компетенции».

Аргумент здесь двоякий. С одной стороны, этот подход не сможет выполнить обещания об освобождении, которые хотят быть носителями. С другой стороны, и, прежде всего, он участвует, несомненно, невольно в головах своих теоретиков, - об огромном процессе инструментализации Школы на службе экономики, требующей дерегулирования и социальной дуализации.

Роль и трактовку ключевых компетенций для сферы образования;

Психологические основы развития компетенций в образовательном процессе;

Основные характеристики и виды образовательных компетенций;

уметь

Проводить отличия между компетентностным подходом и ЗУНовской системой образования;

Выделять основную направленность компетентного подхода в образовании;

Общая характеристика компетенции и компетентности

Из концепции компетентности существует так много определений, сколько авторов написало о предмете. Если здесь должен быть испытан экстремальный гибкость этого понятия - и, следовательно, пути его применения на практике. В текстах, опубликованных Французским сообществом, наиболее распространенным определением является Роменвилль и компаньоны: «Компетентность - это комплексный и функциональный набор знаний, ноу-хау и ноу-хау, которые перед лицом самых разных ситуаций, адаптироваться, решать проблемы и выполнять проекты».

Описывать структуру ключевых компетенций в образовании;

владеть

Представлением о компетентностной сущности образовательного процесса с точки зрения развития личности.

Происходящие в мире и России изменения в области целей образования вызывают необходимость постановки вопроса обеспечения образованием более полного, личностно и социально интегрированного результата. Реальная перспектива решения этого вопроса открывается в связи с утверждением в дидактике нового компетентностного подхода к построению образовательных систем.

Доктрина «подхода к навыкам» заключается в том, чтобы поместить навыки в центр интересов учителя. И это, как нам говорят, в отличие от «расширения знаний». Поэтому этот подход не сводится к педагогике: он четко интегрирует определенный взгляд на цели обучения. По этой причине он является, кроме того, неотъемлемой частью Декрета французского ордена «Миссии по отсутствию образования».

Тем не менее, подход к компетентности также подразумевает определенный педагогический подход, поскольку он рекомендует привести в соответствие с новой целью методы обучения: поскольку способность решать проблемы, компетентность может быть приобретена только путем установки ученик - предмет его обучения в оппозиции к ученику, предположительно пассивный -«в государстве»для решения проблем определенного типа, чтобы он осуществлял «мобилизацию»своих знаний и знания в определенных категориях ситуаций бетон.

Этот подход возник как актуальная альтернатива сложившейся ЗУНовской, информативно-иллюстративной парадигме образования в ответ на требования времени относительно повышения эффективности и качества подготовки выпускников средней и высшей школы. Данный подход нацелен на усиление практической ориентации и инструментальной направленности образования, он стремится подготовить человека умелого и мобильного, владеющего не набором фактов, а способами и технологиями их получения.

Эта практика далека от того, чтобы показать некоторое сходство с теми, которые предлагаются педагогическими школами конструктивистского движения. Здесь также часто настаивают на активной роли студента и необходимость его «помещать» в условие поиска через реализацию «проблемных сайтов». Однако мы увидим, что сходство здесь останавливается.

Проект, созданный экономическими средами

Мыслители компетентного подхода не скрывают тесной тонкости их учения от недавней эволюции попыток и дискурсов экономического мира в обучении. Итак, для Роменвилла и его соавторов «каждый ожидает от школы, что она не подписывается на официальный источник контента, который больше не соответствует ожиданиям молодых людей или требованиям экономического мира». Для Жан-Мари Де Кетеле «на самом деле социально-экономический мир определил понятие компетентности, потому что взрослые, образовавшиеся в школе, недостаточно приспособлены для вступления в профессиональную жизнь».

Как отмечает И. А. Зимняя, современное образование ориентируется в большей мере на "свободное развитие человека", на творческую инициативу, самостоятельность обучаемых, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов.

В качестве интегрального социально-личностно-поведенческого результата обучения (вместо знаний, умений и навыков – ЗУНов) в данном подходе выдвигается понятие "компетенция / компетентность".

Оба будут иметь какую-то форму сомнения в способности системы образования сделать новые поколения способными противостоять миру сегодня и завтра. Каким будет этот «мир сегодня»? Наша экономическая среда характеризуется двумя элементами: экстремальной нестабильностью и сильной социальной дуальностью. Нестабильность обусловлена ​​усилением конкурентной борьбы, реструктуризацией, закрытием и делокализацией в результате ускорения использования новейших технологических инноваций. В этом контексте одним из основных требований делового мира является гибкость: гибкость рынка труда, профессиональная и социальная гибкость работников, гибкость систем образования и обучения, адаптивность потребителей.

В Кратком словаре иностранных слов (М., 1952) приводится следующее определение: "Компетентный (лат. competens, competentis – надлежащий, способный) – знающий, сведущий в определенной области; имеющий право по своим знаниям или полномочиям делать или решать что-либо, судить о чем-либо".

Компетенция в переводе с латинского (competentia ) также означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней.

Сегодня рынок труда по-прежнему в значительной степени регулируется на основе квалификаций и дипломов. Диплом - это признанный набор знаний и ноу-хау, который является предметом коллективных переговоров и дает права на заработную плату, условия труда или социальную защиту. Чтобы обеспечить более гибкую рабочую вращение, босс теперь пытается нарушить эту жесткую связь между квалификациями и дипломами, чтобы заменить сертификацию компетентности и модульности пары. Здесь Перренуд показывает большую ясность: Ссылка на навыки позволяет их постоянную переоценку, такую ​​как «реструктуризация производственного аппарата», технологические изменения, организация и разделение труда.

Ориентированное на компетенции образование (competence-based-education СВЕ) родилось в 70-х годах прошлого столетия в США в общем контексте предложенного Н. Хомским в 1965 г. (Массачусетский университет) понятия "компетенция" (применительно к теории языка) как основывающийся на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленный опыт социально-профессиональной жизнедеятельности человека.

В наемном труде подход к навыкам также позволяет разложить законодательную солидарность и индивидуализировать корпоративные вознаграждения и карьеры с той же формальной квалификацией. Это помогает перераспределить логику квалификаций в двойную логику валоризации и отбора. Вы можете отлично отменить свой диплом, не меняя ничего в преподавании, и вы также можете легко воссоздать школу на основе ваших навыков, не касаясь своего диплома.

Гибкие и адаптируемые рабочие

Ориентируясь на сходство подходов к этому вопросу, Перренуд утверждает, что это не просто сходство, а не тесная взаимозависимость. Но спрос на гибкость не останавливается на организации рынка труда. Для рабочего, технологическая и промышленная нестабильность приводит к непрекращающимся изменениям в производственной среде, месте работы, занятости или даже профессии. Чтобы обеспечить постоянную производительность труда, рабочий должен обладать большой гибкостью. Он должен был интегрировать навыки, позволяющие ему приспосабливаться к новым ситуациям, приобретать новые знания в ходе своей карьеры, он должен быть готов инвестировать для себя в этом направлении.

Как отмечает А. В. Хуторской, переход образования на основы компетентностного подхода позволит преодолеть распространенное в школах негативное явление, когда изучение реальности подменяется изучением готовых знаний, а точнее, информации о ней. Например, вместо наблюдения реального природного объекта или выполнения настоящего опыта ученики изучают его картинку в учебнике. В результате у них не формируются обусловленные реальной практикой способы деятельности и компетенции. Информационный тип образования делает выпускников школ неспособными осуществлять элементарные функции, связанные с изучаемыми предметами: выполнить наблюдение, провести опыт, создать простейших продукт деятельности.

Короче говоря, он должен быть способен мобилизовать знания, знания и знания, как адаптировать и решать сложные и изменяющиеся проблемы. Именно это и подразумевается подходом к навыкам в области образования: «Студент должен иметь возможность мобилизовать свои школьные приобретения за пределами школы, в разных, сложных, непредсказуемых ситуациях».

Это уже не сходство, а реальная идентичность между целями компетентностного подхода и попытками экономического мира. Когда Перренуд признает эту идентичность, он делает это на кончике губ, опуская его свой исторический характер и даже с ангельским кончиком: Очарование мира экономики для навыков не только на стороне отказа в квалификации. Существует в деловом мире, хотя есть потребность в более глубоком понимании, чем добродетельный гуманизм, форма признания фактической работы и ее расстояния до предписанной работы, совесть о том, что если менее квалифицированные рабочие не выражают в работе интеллекта, творчества и автономии, производство будет скомпрометировано.

В свою очередь, как констатирует А. В. Хуторской, переход к формированию компетенций позволит на деле реализовать личностно-деятельностный подход в образовании, поскольку они относятся исключительно к личности ученика и проявляются, а также проверяются только в процессе выполнения им определенным образом составленного комплекса действий.

Но это овладение сознанием не падает с небес. Это результат описанных выше экономических мутаций. Не говорите, что не нужно объяснять, почему успех школьного подхода исторически совпадает с этими экономическими потрясениями. Кроме того, он умеет называть «интеллект, творчество, автономию» навыками, которые должны обеспечивать гибкость и адаптивность работников. Почему, кто осмелится отрицать, что роль Школы состоит в том, чтобы привести молодежь к интеллекту, творчеству и автономии? Но, делая это, вы довольствуетесь тем, что скрываете настоящие дебаты в словах без особого контента.

В научно-педагогической литературе в настоящее время существуют различные подходы к пониманию терминов "компетенция" , "компетентность" . И хотя термин "компетентность" считается наиболее устоявшимся, необходимо разделять эти понятия, имея в виду под компетенцией некоторое уже установленное, наперед заданное требование (норму) к образовательной подготовке, а под компетентностью – уже состоявшееся его личностное качество (совокупность качеств) и минимальный опыт по отношению к деятельности в заданной сфере.

Дуализация рынка труда

Но кому вы хотите верить, что это будут те же формы интеллекта, творчества и автономии, которые позволяют, например, понять последствия глобализации предприятия и рынков для общества, чтобы противодействовать им? Теперь следует ожидать, что в течение предстоящего десятилетия Соединенные Штаты намерены создать около тысячи рабочих мест в сфере заполнения автоматических напитков и дистрибьюторов пищевых продуктов. Вот второй важный аспект нынешней экономической среды: дуализация рынка труда, которая приводит к увеличению спроса на высококвалифицированные трудовые ресурсы, но также, как это ни парадоксально, в накоплении нестандартной занятости с очень низким уровнем квалификации.

Логический словарь-справочник (М., 1975) определяет компетенцию как "область знания или практики, в которой данное (компетентное) лицо обладает обширными, точными знаниями и опытом практической деятельности". В Словаре русского языка С. И. Ожегова понятие "компетентный" определено как знающий, осведомленный, авторитетный в какой-нибудь области специалист, а понятие "компетенция" определяется как круг вопросов, в котором кто-нибудь хорошо осведомлен. Советский энциклопедический словарь определяет понятие "компетенция" как знание и опыт в той или иной области. В Педагогическом словаре указывается еще на компетентность общекультурную – "уровень образованности, достаточный для самообразования и самостоятельного решения возникающих при этом познавательных проблем и определения своей позиции".

Поэтому, когда Перренуд уверяет, что подход к компетенции «отвечает необходимости эффективного обучения, большей адаптации школьного образования к ситуациям, возникающим на пути к работе и работе», на самом деле вопрос. Для значительной части населения такая «адаптация» проходит через высокоуровневые навыки, которые подразумевают общие знания, которые могут фактически использовать его в качестве электроинструмента. Но для другой партии, еще более многочисленной, «потребность в эффективности» и адаптация обучения к ситуациям, которые встречаются на пути к работе, подразумевается сокращение до нескольких общих навыков - умеют читать, писать, для учета, коммуникации и использования, например, информационной и социальной дисциплины, автономии и гибкости.

В проекте "Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) третьего поколения" (2008 г.) компетенции выпускника интерпретируются как единая форма описания универсальных, академических и профессиональных профилей, уровней высшего образования и характеристик "персонального результата" образовательного процесса.

С дидактических позиций А. В. Хуторской предлагает отличать понятия "компетенция " и "компетентность " по принципу различия общего и индивидуального, и в этой логике он выдвигает следующие их дефиниции. Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Основные идеи компетентностного подхода

Как утверждают сегодня экономические условия, это рационализация обучения в соответствии с их интересами. Такая рационализация должна позволить снизить общие издержки за счет обеспечения большей дифференциации и повышения гибкости. Это, конечно же, не цель компетентного подхода, по крайней мере, во главе большинства педагогов, которые его защищают. Но главный вопрос, который возникает, заключается в том, чтобы знать, не будут ли их благие намерения переработаны, стремятся к прибыли этих торговых интересов.

Основная направленность компетентностного подхода в образовании заключается в усилении деятельноличностного аспекта в обучении, в обеспечении роста личностного опыта обучаемого, т.е. этот подход является более емким, многогранным, вариативным, так как включает в себя не только знания в какой-либо области, но содержательно определяется ценностными ориентациями индивида. Б. Д. Эльконин утверждает, что "сам социальный фактор разговора о компетенциях, а не о знаниях, умениях и навыках является свидетельством того, что знание само по себе перестало быть “символическим капиталом”, то есть факт наличия знаний не задает пространство жизненного пути, не задает перспектив" . Вариативность, гибкие требования для каждого, учет индивидуального "ритма" обучения, цели образования, обладающие открытостью пространства для решения содержательных и методических задач, по мнению В. И. Байденко, характеризуют компетентностный подход в современном образовании. Его практическая направленность была задана материалами Симпозиума Совета Европы (1996), где подчеркивается, что для результатов образования важно знать не только что, но и как делать.

Поэтому необходимо изучить практические способы осуществления этой доктрины, чтобы проанализировать, в какой степени она поддается такому восстановлению. Первым риском, присущим компетенционному подходу, является смещение центра тяжести, вызванного им, от знания к знанию. В педагогической компетентности подход, ставя учеников на проблемные строительные площадки, не рассматривается как метод, который может осмыслить знания, позволяя ему создавать или через студентов, способных вернуть эти знания в его историчность и глубокое понимание.

В материалах ЮНЕСКО очерчивается круг компетенций, которые уже должны рассматриваться всеми субъектами образования как желаемый результат подготовки. В докладе Международной комиссии по образованию для XXI века "Образование: сокрытое сокровище" Ж. Делор, сформулировав "“четыре столпа”, на которых основывается образование: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться жить" , тем самым определил по сути основные глобальные компетентности. Согласно Ж. Делору, одна из них гласит – "научиться делать с тем, чтобы приобрести не только профессиональную квалификацию, но и в более широком смысле компетентность, которая дает возможность справляться с различными многочисленными ситуациями и работать в группе" . В том же году на симпозиуме в Берне (27–30 марта 1996 г.) по программе Совета Европы был поставлен вопрос о том, что для реформы образования существенным является определение ключевых компетенций (key competencies), которые должны приобрести обучающиеся как для успешной работы, так и для дальнейшего высшего образования. В обобщающем докладе В. Хутмахера (Walo Hutmacher) было отмечено, что само понятие "компетенция", входя в ряд таких понятий, как умения, компетентность, способность, мастерство, содержательно до сих пор точно не определено. Тем не менее все исследователи соглашаются с тем, что понятие "компетенция" ближе к понятийному полю "знаю, как", чем к полю "знаю, что".

Наряду с понятием "компетентность", а иногда и как его синоним выступает категория "базовый навык" . Так, Б. Оскарссон приводит список базовых навыков, которые содержательно могут интерпретироваться как компетентности. Такие ключевые компетентности-навыки включают способность эффективной работы в команде, планирование, разрешение проблем, творчество, лидерство, предпринимательское поведение, организационное видение и коммуникативные навыки . Трактовка базовых навыков Б. Оскарссоном сводилась к следующему: "Это личностные и межличностные качества, способности, навыки и знания, которые выражены в различных формах и многообразных ситуациях работы и социальной жизни" .

К базовым навыкам С. Шо в 1998 г., следуя Б. Оскарссону, отнес: "основные навыки" (например, грамота, счет); "жизненные навыки" (например, самоуправление, отношения с другими людьми); "ключевые навыки" (например, коммуникация, решение проблем); "социальные и гражданские навыки" (например, социальная активность, ценности); "навыки для получения занятости" (например, обработка информации); "предпринимательские навыки" (например, исследование деловых возможностей); "управленческие навыки" (например, консультирование, аналитическое мышление); "широкие навыки" (например, анализирование, планирование, контроль) . Кроме того, в литературе компетентности соотносятся не только с базовыми навыками, но и с таким понятием, как "ключевые квалификации", но это уже более узкое профессиональное применение термина "компетенция".

Результаты исследований отечественных ученых Ю. В. Варданян, В. С. Горчаковой, Э. Ф. Зеера, И. А. Зимней, Л. А. Петровской, Н. В. Кузьминой, А. К. Марковой, А. А. Майера, Л. М. Митиной, А. В. Хуторского и др. раскрывают различные подходы к пониманию компетентности. По мнению многих авторов, компетентностный подход является способом достижения нового качества образования. Он определяет направление изменения образовательного процесса, приоритеты, содержательный ресурс развития. И это не случайно, ведь речь идет о новой единице измерения образованности человека, так как знания, умения и навыки уже полностью не удовлетворяют, не позволяют показать, измерить уровень качества образования.

С психологических позиций понятие "компетенция" рассматривается как важное внутреннее достояние личности, обретаемое ею как прочно закрепленный результат непосредственного проявляемого поведения и деятельности в среде, а также взаимодействия с окружающим миром людей.

В психологических учениях категория компетенции занимает одно из ведущих мест в социально-когнитивной теории А. Бандуры и У. Мишела. Психологический механизм компетенции авторы видят в таком внутреннем образовании, как убеждение в самоэффективности . Это обобщенное представление человека о своей способности успешно действовать в конкретных ситуациях. Согласно А. Бандуре, суждения о самоэффективности влияют на то, за какую деятельность мы беремся, как много усилий затрачиваем на ситуацию, как долго сохраняем настойчивость при выполнении задачи, а также на наши эмоциональные реакции во время ожидания ситуации или в самом процессе. Убеждения в самоэффективности влияют на то, какие цели ставит перед собой индивид – трудные или легкие. Индивиды, убежденные в высокой самоэффективности, демонстрируют больше старания и настойчивости и выполняют задание лучше по сравнению с индивидами с низкой самоэффективностью. Они также подходят к заданию с лучшим настроением, способны лучше справляться со стрессом и разочарованием, чем индивиды, убежденные в низкой самоэффективности.

На примере учебной деятельности было показано, что можно сохранить мотивацию к обучению у обучаемых, если стимулировать их высокие стандарты, положительные результаты, чувство гордости в случае совпадения с этими стандартами и чувство способности их достичь.

Рассматривая сферу ключевых компетенций , И. А. Зимняя разграничила три их основные группы – относящиеся к себе, относящиеся к взаимодействию с другими и относящиеся к деятельности. Ниже в табл. 10.1 представлен состав каждой из этих групп в виде ключевых компетенций.

Таблица 10.1

Структура ключевых компетентностей по И. А. Зимней

Ключевые компетентности

Основные компетентности

Компетентности, относящиеся к самому себе как личности, как субъекту жизнедеятельности

Компетенции здоровьесбережения: знание и соблюдение норм здорового образа жизни

Компетенции ценностно-смысловой ориентации в мире: ценности бытия, жизни; ценности культуры

Компетенции интеграции: структурирование знаний, ситуативно-адекватной актуализации знаний, расширения приращения накопленных знаний

Компетенции гражданственности: знание и соблюдение прав и обязанностей гражданина; свобода и ответственность, собственное достоинство, гражданский долг

Компетенции самосовершенствования личностной и предметной рефлексии; смысл жизни; профессиональное развитие; языковое и речевое развитие

Компетентности, относящиеся к взаимодействию человека с другими людьми

Компетенции социального взаимодействия: с обществом, общностью, коллективом, семьей, партнерами; сотрудничество, толерантность, уважение и принятие другого

Компетенции в общении: знание и соблюдение традиций, ритуала, этикета; кросс-культурное общение

Компетентности, относящиеся к деятельности человека, проявляющиеся во всех ее типах и формах

Компетенции познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач; нестандартные решения, продуктивное и репродуктивное познание, исследование, интеллектуальная деятельность

Компетенции деятельности: планирование, проектирование, моделирование, прогнозирование, исследовательская деятельность, ориентация в разных видах деятельности

Компетенции информационных технологий: прием, переработка, выдача информации; преобразование информации

Компетентностная ориентация является основой инноваций современного образования за счет привнесения элементов современных социальных практик в образование. Авторы отмечают, что формирование компетенций происходит средствами содержания образования. В итоге у ученика развиваются способности и появляются возможности решать в повседневной жизни реальные проблемы – от бытовых до производственных и социальных. При этом необходимо опираться на развитие образовательных компетенций .

Они включают в себя компоненты функциональной грамотности ученика, но не ограничиваются только ими.

А. В. Хуторской рассматривает образовательные компетенции в качестве основы нормативной и практической составляющих образования, которые представляют собой интегральные характеристики качества подготовки обучаемых, связанные с их способностью целевого осмысленного применения комплекса знаний, умений и способов деятельности в отношении определенного междисциплинарного круга вопросов.

При этом качество образования, по мнению А. В. Хуторского, определяется единством общеучебных умений и образовательных компетенций. В целом ученый выдвигает следующее определение: образовательная компетенция – это совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально-значимой продуктивной деятельности.

Перечень ключевых образовательных компетенций определяется А. В. Хуторским на основе главных целей общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе.

Ученый выдвигает следующий ряд ключевых образовательных компетенций.

1. Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.

2. Общекультурные компетенции означают знание и опыт деятельности в сфере национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные качества, владение культурой семейных, социальных, общественных отношений, понимание роли науки и религии в жизни человека, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, владение научной картиной мира.

3. Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности, владение эвристическими методами, функциональная грамотность.

4. Информационные компетенции – умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данные компетенции обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.

5. Коммуникативные компетенции включают знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.

6. Социально-трудовые компетенции означают владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения.

7. Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.

Одним из перспективных с педагогической точки зрения выступает "ресурсный" смысл категории "компетентность", означающий способность ученика к мобилизации и соорганизации своих внутренних и внешних ресурсов для достижения определенной цели в обучении. Такая трактовка указывает на механизм формирования компетентности, состоящий в накоплении обучающимся в процессе подготовки личностных ресурсов для успешной познавательной и профессиональной деятельности.

В связи с этим педагогика компетентности – это педагогика культурных вложений в ученика и развития его личностного потенциала.

Ориентация на развитие компетенций обучаемого в процессе подготовки должна исходить из того, что в процессе образования нужно не просто "снабжать" учеников какими-то знаниями и развивать какие-то их способности и качества, а целенаправленно готовить их к практическому применению этих знаний в тех или иных жизненных обстоятельствах. Таким образом, образование содействует не просто отвлеченному развитию человека, а готовит его к успешной самореализации в обществе.

  • Оскарссон Б. Базовые навыки как обязательный компонент высококачественного профессионального образования // Оценка качества профессионального образования: Доклад 5 / под общ. ред. В. И. Байденко, Дж. ван Зантворта. Европейский фонд подготовки кадров. Проект ДЕЛФИ. М., 2001. С. 44.
  • Там же. С. 43.
  • МОУ Чёлсменская ООШ

    Тематический педсовет
    по опытно- экспериментальной деятельности

    Заместитель директора

    по УВР: Воронова И. Г.

    2012 год
    Тема педсовета:

    Компетентностный подход в обучении”

    Цель проведения:


    • определение актуальных проблем реализации компетентностного подхода в образовательном учреждении;

    • создание условий для становления готовности педагогов к реализации компетентностного подхода в обучении детей;

    • формирование у членов педагогического совета следующих компетенций: умение осуществлять самоанализ профессиональной деятельности; умение осуществлять учебное сотрудничество и профессиональную коммуникацию для решения практических задач учебной и педагогической деятельности; умение проектировать урок.

    Задачи:


    1. Обосновать значимость компетентностного подхода для социализации личности выпускника в рамках владения ключевыми компетенциями.

    2. Актуализировать представление о концептуальных критериях компетентностного подхода в образовании .

    3. Обеспечить условия для формирования знаний об образовательных компетентностях.

    4. Провести самоанализ профессиональных компетенций учителя, для определения форм индивидуальной методической работы.

    5. Познакомить с построением компетентностного урока
    План проведения

    педагогического совета:


    1. Организационный момент. Вступительное слово.

    2. Вхождение в тему. Метод «Ассоциации». Работа в группах.

    3. «Компетентностный подход и его реализация в образовательном процессе». Доклад с мультимедийной презентацией. (заместитель директора по УВР Воронова И. Г.)

    4. Виртуальная мастерская «Рекомендации по разработке урока с позиции компетентностного подхода». (член ТГ Посыпкина Е. Ю.)

    5. Аналитический этап педагогического совета «Система оценки профессиональной деятельности учителя» (Директор школы Лебедева С. В.)

    6. Памятка для педагогов по реализации компетентностного подхода в образовании.

    7. Рефлексия «Все в твоих руках».

    8. Принятие решений.

    Вступительное слово

    Уважаемые коллеги. Сегодняшний педагогический совет хотелось бы начать со всем известной притчи.

    “Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”.

    Действительно, всех педагогов, людей, которые выбрали такую прекрасную профессию, как учить детей, можно назвать мудрецами. И в наших руках находится возможность формировать личность маленького человека. Личность любознательную, интересующуюся, активно познающую мир. Личность, умеющую учиться, способную к организации собственной деятельности, уважающую и принимающую ценности семьи и общества, историю и культуру своего народа. Личность доброжелательную, умеющую слушать и слышать других, уважающую своё и чужое мнение, готовую самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки.

    Чтобы полностью войти в тему нашего педсовета, давайте используем метод «Ассоциации» и поработаем в группах.
    Вхождение в тему. Метод «Ассоциации».

    (Работа в группах)
    На карточках напишите какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «компетентность»? Все слова должны начинаться с букв данного слова.

    к - креативность…

    о - организованность…

    м -модернизация…

    п - планирование…

    е - единство…

    т - толерантность…

    е - единомышленники…

    н - новизна…

    т - творчество…

    н - научность…

    о - осведомлённость…

    с - сотрудничество…

    т - терпимость…

    Каждая группа зачитывает свои ответы.

    «Компетентностный подход и его реализация в образовательном процессе»
    Важнейшим компонентом новой модели школьного образования является её ориентация на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты.

    Инновационное развитие страны требует, чтобы к 2015 году все учебные программы и методы обучения были обновлены. Решением многих проблем становится компетентностный подход.


    Компетентностный подход – это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов (Лебедев О.Е.).
    Какие же это принципы ?
    1. Смысл образования заключается в том, чтобы развивать у учащихся способность самостоятельно принимать решения на основе полученного опыта.
    2. Содержанием обучения становятся действия и операции, соотносящиеся с навыками, которые нужно получить.
    3. Необходимо создавать условия для формирования у учащихся опыта самостоятельного решения поставленных проблем.
    4. Оценка результатов обучения основана на анализе уровня образованности, достигнутого учащимися, т.е. на уровне его компетенций.
    Проще говоря, знания в обучении перестают играть главную роль (вызубрил, молодец!). Знания, безусловно, важны, однако главная задача образования – научить учащегося пользоваться этими знаниями для решения различных проблем.
    Компетентностный подход строится на необходимых компетенциях, которыми должен обладать учащийся, т.е. общекультурными и профессиональными компетенциями.
    Определим понятия «компетенция» и «компетентность»
    Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), необходимых для эффективной деятельности в конкретной жизненной ситуации.

    Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией. Уровень образованности и опытности, достаточный для успешного выполнения той или иной социальной или профессиональной функции.
    Компетентностный подход - подход в образовании, для которого приоритетной целью образовательного процесса является формирование компетенций.
    Этот подход акцентирует внимание на результате образования, при котором его итогом рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях. Акцент делается на деятельностном содержании, на том, какими способами обучать.
    Компетенции – это уровень образованности учащегося. Этот уровень оценивается в зависимости от сферы деятельности и степени неопределенности ситуаций, в которых ученик может действовать самостоятельно. Также он зависит от возможных способов деятельности, которыми владеет учащийся, и от предпочтений в выборе одного из этих способов.
    Что касается школьного обучения, то здесь компетенции понимаются в следующих формах. Ученик должен быть способен эффективно действовать не только в учебной деятельности, но и в других сферах. Он должен уметь решать проблемы, которые являются актуальными для школьников. Ученику необходимо принимать самостоятельные решения и способы реализации этих решений, а также самостоятельно оценивать полученные результаты.
    Цели школьного образования с точки зрения компетентностного подхода заключаются в следующем:
    1. Научиться учиться, т.е. научиться определять цели познавательной деятельности, выбирать источники информации, находить оптимальные пути к цели, оценивать результаты и самостоятельно организовывать свою деятельность.
    2. Научиться объяснять явления действительности, их сущность и причины, используя соответствующий научный аппарат.
    3. Научиться ориентироваться в ключевых проблемах современности (экономике, политике, межкультурном взаимодействии и т.д.).
    4. Научиться ориентироваться в мире духовных ценностей.
    5. Научиться решать проблемы, связанные с реализацией разнообразных социальных ролей.
    6. Научиться решать проблемы, общие для различных видов профессиональной деятельности.
    7. Научиться решать проблемы профессионального выбора, включая подготовку к дальнейшему обучению.
    Таким образом, обучение принимает совершенно новую форму. Принципы, заложенные в компетентностный подход , должны в итоге обучать самостоятельных, уверенных в себе личностей. Личностей, обладающих достаточными компетенциями для дальнейшей жизни, для самореализации и раскрытия своего потенциала.

    Наиболее востребованные качества и умения

    · саморазвитие (способность к самообразованию)

    · решение проблем общения (устная и письменная коммуникация)

    · работа с другими (сотрудничество)

    · владение информационными технологиями

    · адаптация на рынке труда (эффективное поведение на рынке труда, предпринимательская деятельность)

    Не каждый сможет сходу ответить на вопрос, зачем он учится. Распространены мотивы престижа, моды на образование, велика доля тех, кто видит в образовании возможность быстрее определиться на рынке труда, многим просто необходим образовательный статус.

    Упрощая ситуацию, скажем: для определившихся со своими жизненными стремлениями людей образование является средством её достижения, для не определившихся – целью, смутной и зачастую обманчивой.

    Нет гарантии, что все обучающиеся развивают ключевые компетенции

    Поэтому сегодня возникла необходимость:

    - выделить ключевые компетенции , чтобы они могли развиваться во время освоения образовательной программы, определить их содержание;

    Довести важность формирования ключевых компетенций до педагогов, учащихся и родителей;

    Оценивать достижения по ключевым компетенциям учащихся;

    Учебные компетенции.


    • ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель;

    • организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;

    • задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений;

    • ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы;

    • выбирать условия проведения наблюдения или опыта;

    • выбирать необходимое оборудование и приборы;

    • владеть измерительными навыками;

    • описывать результаты, формулировать выводы;

    • выступать о результатах своего исследования, в том числе с использованием компьютерных средств и технологий.

    • иметь опыт восприятия картины мира.

    • связывать воедино и использовать отдельные части знания.
    Исследовательские.

    • Получение и обработка информации.

    • Обращение к различным источникам данных и их использование.

    • Организация консультации с экспертом.

    • Представление и обсуждение различных видов материалов в разнообразных аудиториях.

    • Использование документов и их систематизация в самостоятельно организованной деятельности
    Социально-личностные.

    • критически рассматривать тот или иной аспект развития нашего общества.

    • видеть связи между настоящими и прошлыми событиями.

    • оценивать социальные устои, связанные со здоровьем, потреблением и окружающей средой.

    • владеть знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей: семьянина, гражданина, работника, потребителя, покупателя.

    • понимать произведения искусства и литературы; владеть культурными нормами и традициями.

    • владеть эффективными способами организации свободного времени.

    • действовать в сфере трудовых отношений .
    Коммуникативные.

    • Выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей.

    • Дискутировать и защищать свою точку зрения.

    • Понимать и говорить, читать и писать на нескольких языках.

    • Выступать на публике.

    • Самовыражать себя в литературном произведении.

    • Читать графики, диаграммы и таблицы данных.
    Информационные.

    • владеть навыками работы с различными источниками информации: справочниками, атласами, картами, определителями, энциклопедиями, каталогами, словарями, Интернет.

    • самостоятельно искать и извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую информацию, преобразовывать, сохранять и передовать её.

    • ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое.

    • владеть навыками использования информационных устройств.

    • применять для решения задач информационные и телекоммуникационные технологии.
    Личностно-адаптивные компетенции.

    • Использовать новую информацию и коммуникативные технологии.

    • Придумывать новые решения.

    • Проявлять гибкость, оказавшись лицом к лицу с быстрыми переменами.

    • Быть упорным и стойким перед трудностями.

    • Быть подготовленным к самообразованию и самореализации.
    Здоровьесберегающие.

    • иметь опыт ориентации и экологической деятельности в природной среде.

    • знать и применять правила поведения в экстремальных ситуациях: природных и социальных.

    • позитивно относиться к своему здоровью.

    • знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности; владеть способами оказания первой медицинской помощи.

    Базовыми технологиями, поддерживающими компетентностный подход в обучении являются:

    Технология проблемного обучения;

    Технология проектного обучения;

    Технология развития критического мышления;

    Технология когнитивного обучения;

    Виртуальная мастерская

    «Разработка компетентностного урока»
    «По-настоящему об уровне цивилизации говорят не переписи населения, не размеры городов, не собранный урожай - нет, о нем говорят качества человека, которого производит страна».

    Уходит эпоха «образования на всю жизнь». На смену приходит новая эпоха, принцип которой «образование длиною в жизнь», эпоха, которая востребовала человека с иными качествами. Что же именно, какие качества и какие способности необходимы человеку современности и ближайшего будущего? – вот в чем вопрос. Это вопрос общечеловеческий. Это человек предприимчивый и творческий, самостоятельный и ответственный. Он способен видеть и решать проблемы автономно, а также в команде, готов и способен постоянно учиться новому, как в жизни, так и на рабочем месте. Он самостоятельно и при помощи других находит и применяет нужную информацию и т.д. и т.п. Все вышеперечисленные свойства и качества необходимы любому человеку и в любой профессиональной деятельности. Они называются – ключевыми компетентностями.

    Немецкий педагог А. Дистервег почти 200 лет назад писал: «Ученик проходит в несколько лет дорогу, на которую человечество употребило тысячелетия. Однако его следует вести к цели не с завязанными глазами, а зрячим: он должен воспринимать истину не как готовый результат, а должен её открыть. Учитель должен руководить этой экспедицией открытий, следовательно, присутствовать не только в качестве простого рассказчика. Но ученик должен напрягать свои силы, ему ничто не должно доставаться даром. Дается только тому, кто стремится».
    Как добиться того, чтобы каждый учащийся действительно стал активным участником «экспедиции открытий»?

    Безусловно, таких возможностей в образовательном процессе немало . Это современные подходы к отбору содержания учебного материала, методов обучения, разнообразных форм организации познавательной деятельности, формирование познавательного интереса учащихся. Но, к сожалению, используя всё это, мы не всегда получаем те результаты, которых ожидаем.

    Понятно, что ребёнку усвоить в полном объёме всё многообразие школьного материала крайне затруднительно, поэтому важно научить детей мыслить, самостоятельно действовать, ориентироваться в различных ситуациях, знать подходы к решению возникающих проблем.

    Мастерство учителя заключается не в том, чтобы доступно и наглядно объяснить ученику тот или иной материал, а именно в умении создать такую учебную ситуацию, когда у школьника появляется потребность в знании этого материала, и в этих условиях организовать деятельность детей по самостоятельному добыванию знаний. Процесс обучения это не столько процесс «перекачки знаний», сколько процесс управления состоянием ученика, процесс, создающий условия для формирования познавательных процедур, следствием которых и являются приобретаемые знания. Деятельность первична – знание вторично.

    При составлении плана урока необходимо продумывать, какими методами воспользоваться, чтобы задания имели не только учебное, но и жизненное обоснование, и чтобы учащиеся знали, зачем мы это делаем. Стараться отказываться от таких некомпетентностных форм и методов учебной работы, как монолог учителя, фронтально-индивидуальный опрос, информирующая беседа, самостоятельная индивидуальная работа учащихся с учебником по данным заданиям и др.
    Алгоритм построения учебного занятия в системе компетентностного образования может включать в себя три основных этапа :

    1-й этап – целеполагание. Определяется место учебного занятия, устанавливаются цели и основные задачи. Ученик сам ставит цель или участвует в постановке цели, а, следовательно, учитель организует ситуацию постановки, понимания и принятия цели учащимися как собственной учебной задачи. Сформулировать цель деятельности – трудная задача для многих взрослых людей, а для учащегося тем более. Поэтому можно сформулировать цель и сначала написать ее карандашом, а затем (в процессе работы) вернуться и откорректировать ее, написав окончательный вариант. Ещё один принцип компетентностного подхода - диагностичность (измеримость) целей урока, что предполагает ответ на вопросы: «Что должен научиться делать ученик?» и «Как я, учитель, делаю это сам?» Ученик должен понимать, что все, что он сегодня делал можно перенести на другой объект и изучать его тем же способом, что и означает развитие надпредметных умений.


    2-й этап – проектирование и его компетентная интерпретация. На нём происходит:

    1. Разделение содержания учебного занятия на составляющие компетенции:


    • теория – понятия, процессы, формулы, личности, факты и т.п.;

    • практика – умения и навыки, отрабатываемые при изучении данной темы, практическое и оперативное применение знаний к конкретным ситуациям;

    • воспитание – нравственные ценности, категории, оценки, формирование которых возможно на основе материала данной темы.
    2. Установление связей внутри содержания (этапы формирования компетенций, определение логики нового содержания образования).

    3. Прогнозирование форм предъявления этапов, при которых формируются компетенции, и результатов их происхождения.


    3-й этап – выбор формы организации образовательной деятельности. Компетентностный подход ориентирован на организацию учебно-познавательной деятельности посредством моделирования разнообразных ситуаций в различных сферах жизнедеятельности личности. При данном подходе отдаётся предпочтение творческому уроку, основная задача которого в отличие от традиционного урока – организовать продуктивную деятельность.

    Основные характеристики творческого урока:


    1. Исследовательский метод и вид деятельности.

    2. Отсутствие строгого плана, допущение ситуативности в структуре урока.

    3. Многообразие подходов и точек зрения.

    4. Самопрезентация и защита творческого продукта, а не внешний контроль.

    Предоставление возможности выбора пути, траектории освоения центральным моментом в организации обучения в духе компетентностного подхода является поиск и освоение таких форм обучения, в которых акцент ставится на самостоятельной и ответственной учебной деятельности самих учащихся. Таких форм в мировом опыте несколько. Это различные формы открытого, проектного и проблемно-ориентированного обучения. Общий знаменатель всех форм обучения, направленных на развитие или формирование ключевых компетенций можно сформулировать так: это смещение акцента с односторонней активности учителя на самостоятельное учение, ответственность и активность самих учеников.

    При выборе методов обучения для реализации компетентностного подхода, особое внимание мы уделяем тем методам, которые способствуют включению обучающихся в активную деятельность и развитию инициативы и ответственности. Происходит переосмысление позиций учителя, который становится в большей степени «координатором» и «наставником», чем непосредственным источником знаний. Изменение профессиональной позиции педагога приводит к тому, что ученик выступает как партнёр в процессе обучения.

    При проведении занятий важную роль играет «открытая познавательная позиция», которая предполагает особый тип к познавательным явлениям. В открытой познавательной позиции индивидуальное умозрение отличается вариативностью и разнообразием субъективных способов осмысления одного и того же события, явления. Чтобы сформировать открытую познавательную позицию, на практических занятиях, мы отбираем методы, способствующие:


    • восприятию и осознанию учащимися различных взглядов на одно и тоже явление, событие;

    • использование множества вариативных способов описания и анализа одного и того же явления, события;

    • синтезированию в ходе обсуждения различных позиций и мнений относительно решения проблемы;

    • появление различных идей и неоднозначных суждений.

    При всем многообразии форм организации учебной деятельности, которые можно использовать при развитии ключевых компетентностей, преимущественными могут считаться те, что ориентированы на самостоятельность ученика, где явно может быть представлен «продукт» работы, который может быть оценен учителем и аудиторией.

    Преимущественными формами проявления самостоятельности ученика в учебной деятельности разработчики считают следующие формы: анализ текста и обобщение информации , обсуждение, создание текста, выступление (презентация).

    В качестве универсальной формы организации обучения может выступать блочно-модульная технология, где объективно существует возможность реализации компетентностного подхода.

    Учебный план распределяется таким образом, чтобы каждая тема содержала несколько принципиально важных «модулей»:


    • ориентационно-мотивационный модуль (ориентировка в содержании темы, распределение индивидуальных заданий, постановка вопросов для поиска информации, вопросы и форма итогового контроля);

    • блок самостоятельной работы с учебной литературой и учебным содержанием темы (учитель здесь выступает в роли консультанта, наставника);

    • практические занятия с материалом курса (для естественных наук – лабораторные занятия, для гуманитарных – дискуссии или игровое моделирование);

    • модуль контроля (итоговое тестирование, опрос, устный экзамен).

    Кроме того, должно быть отведено время для публичной презентации итогов самостоятельных исследований учеников (или они вводятся в содержание дискуссий и лабораторных занятий).

    Развитие компетенций и личностных качеств находится в прямой зависимости от приемов применяемых учителем в соответствии с поставленной целью.

    Основные методы обучения:


    • методы активного обучения (деловые игры, ролевые игры, дискуссии и т.д.);

    • метод проблемного обучения (беседа, проблемная лекция, проблемный семинар);

    • методы активизации творческого мышления, например мозговой штурм;

    • модернизированные традиционные методы обучения;

    • методы взаимообучения (коллективного, группового и парного обучения).

    Необходимо помнить, что нет универсальных приёмов формирования и развития ключевых компетенций и личностных качеств.

    Таким образом, центральным моментом в организации обучения в духе компетентностного подхода является поиск и освоение таких форм обучения, в которых акцент ставится на самостоятельной и ответственной учебной деятельности самих учащихся. Меняются формы и методы организации занятий – обучение приобретает деятельностный характер, акцент делается на продуктивную работу в малых группах, развитие самостоятельности и ответственности.
    4-й этап – подбор методов и форм обучения (какими учебно-практическими действиями знание преобразуется в способ деятельности).
    И на заключительном, 5-м этапе, учитель подбирает диагностический инструментарий (первичный, промежуточный, итоговый) для проверки уровней освоения компетенции, а также процедур анализа и коррекции.

    А теперь, уважаемые коллеги, подводя итог нашего сегодняшнего педсовета, предлагаем вашему вниманию презентацию «Что же даёт нам компетентностный подход?» Внимательно читайте и осмысливайте.


    Аналитический этап педагогического совета «Система оценки профессиональной деятельности учителя»

    На этом этапе педагогам предлагается провести самоанализ выделенных профессиональных компетенции для определения а) уровня состояния компетенции на данном временном отрезке (важно лично учителю), б) для анализа ситуации администрацией ОУ (важно администрации), определения проблемных зон и принятия управленческих решений. (Каждому учителю выдается бланк «Критерии оценки профессиональных компетенции учителя» как опорный документ и «Рабочая карта для проведения процедуры самооценки». Время для заполнения «Рабочей карты» - 10-15 минут).

    Критерии оценки профессиональных компетенции учителя

    Критерии оценки профессиональных компетенций учителя




    Характеристики, определяющие

    успешность учителя



    8-10 баллов –

    оптимальный уровень



    6-7 баллов –

    достаточный уровень



    5 баллов и ниже –

    критический уровень



    1

    2

    3

    4

    5

    1

    Предметная компетенция: знания в области преподаваемого предмета, методология преподаваемого предмета

    Учитель отлично знает содержание предмета, хорошо ориентируется в нормативных документах и современных публикациях по методологии преподаваемого предмета, что находит отражение в оборудовании кабинета и в содержании урочной и внеурочной деятельности учащихся

    Учитель хорошо знает содержание предмета, ориентируется в нормативных документах и современных публикациях по методологии преподаваемого предмета, но использует материалы публикаций нерегулярно –для подготовки выступлений, отчётов. В содержание учебного процесса продуктивный опыт и инновационные приёмы вводит эпизодически

    Учитель знает содержание предмета, но практически не следит за достижениями в области разработок новых подходов в его преподавании, не пользуется периодикой. В учебном процессе практически не проявляются результаты последних исследований базовых наук: педагогики, психологии, методики

    2

    Общепедагогическая компетенция: теоретические знания в области индивидуальных особенностей психологии и психофизиологии познавательных процессов личности.

    Учитель знает теорию познавательной деятельности. При обсуждении коррекционных воздействий, анализе уроков, результативности образовательного процесса активно использует эти понятия

    Учитель не имеет целостного представления обо всех ресурсах и условиях учебного успеха ученика

    Учитель имеет затруднения в системном подходе к оценки учебных ресурсов ученика. Практически не может самостоятельно проанализировать познавательную сферу ученика.

    3

    Профессионально – коммуникативная: практическое владение приёмами эффективного общения.

    Учитель умеет дифференцировать виды и способы воздействия при общении, строит общение, предупреждая конфликты. На уроках практически не возникают проблемы поведения учеников.

    Учитель строит общение по принципу директивно-понимающего, однако не всегда может дифференцировать подходы в процессе общения с отдельным учеником.

    Учитель не уделяет должного внимания стилю и способам общения

    4

    Управленческая компетенция: владение управленческими технологиями – педагогический анализ ресурсов, умение проектировать цели, планировать, организовывать, корректировать и анализировать результаты.

    Учитель владеет технологиями самоанализа. Умеет выделить и анализировать цели и результат учебного процесса и его условия. Умеет спроектировать, реализовать и проанализировать результативность программы развития ученика средствами своего предмета.

    Учитель испытывает затруднения при целеполагании, но может анализировать свою деятельность по предложенному алгоритму, корректируя цели и условия учебного процесса.

    Учитель практически не использует принцип планирования от конечной цели. Самоанализ чаще всего строится на эмоциях и ощущениях. В основном ставит и реализует предметные цели в обучении

    5

    Компетенция в сфере инновационной деятельности: умение спланировать, организовать, провести и проанализировать педагогический эксперимент

    Учитель владеет навыками педагогического экспериментирования с минимальной помощью научного руководителя. Умеет проанализировать результаты ОЭР, сформулировать практические рекомендации и теоретические выводы

    Учитель может провести эксперимент, но для его планирования и анализа нуждается в научном руководстве .

    Учитель не может или затрудняется спланировать внедрение инноваций, спрогнозировать результат такого внедрения

    6

    Рефлексивная компетенция: умение обобщить свою работу.

    Учитель может самостоятельно подготовить описание опыта, провести мастер-класс, оформить статью, доклад

    Учитель может самостоятельно подготовить описание опыта, но для систематизации, структурирования, обобщения и выводов требует помощи

    Учитель практически не может описать свою работу так, чтобы коллеги могли воспользоваться его опытом

    7



    Учитель владеет основами ИКТ для обслуживания потребностей учебного процесса

    Учитель находится на начальном этапе становления информационно-коммуникативной грамотности. Имеет начальные навыки и умения

    Учитель практически не знает содержания ИКТ и не использует их в учебном процессе

    Рабочая карта для проведения процедуры самооценки

    Инструкция. Используя в качестве опорного документа «Критерии оценки профессиональных компетенции учителя», обведите балл, соответствующий вашей самооценке.



    Показатель самооценки

    Балл

    Показатель самооценки

    1

    2

    3

    1. Я отлично знаю содержание предмета, хорошо ориентируюсь в нормативных документах и современных публикациям по методологии преподаваемого мною предмета

    1098765432 1

    Я знаю содержание предмета, но практически не слежу за достижениями в области разработок новых подходов в его преподавании, не пользуюсь периодикой. В учебном процессе практически не проявляются результаты последних исследований базовых наук: педагогики, психологии, методики

    2. Я понимаю вклад каждого параметра познавательной деятельности в учебный успех ученика, знаю теорию познавательной деятельности. При обсуждении педагогических воздействий, анализе уроков, результативности образовательного процесса, активно использую эти понятия

    1098765432 1

    Я имею затруднения в системном подходе к оценке учебных ресурсов ученика. Практически не могу самостоятельно проанализировать познавательную сферу ученика

    3. Я умею дифференцировать виды и способы воздействия при общении, строить общение, предупреждая конфликты. На уроках практически не возникают проблемы поведения учеников

    1098765432 1

    Я не уделяю должного внимания стилю и способам общения

    4. Я владею технологиями самоанализа. Умею выделить и проанализировать цели и результат учебного процесса и его условия. Умею спроектировать, реализовать и проанализировать результативность программы развития ученика средствами своего предмета

    10 987654321

    Я практически не использую принцип планирования от конечной цели. Самоанализ чаще всего строю на эмоциях и ощущениях. В основном ставлю и реализую предметные цели в обучении

    5. Я владею навыками
    педагогического экспе
    риментирования с ми
    нимальной помощью
    научного руководите
    ля. Умею проанализи
    ровать результаты
    ОЭР, сформулировать
    практические рекомен
    дации и теоретические
    выводы

    10987654321

    Я не могу или затрудняюсь спланировать внедрение инноваций, спрогнозировать результат такого внедрения

    6. Я могу самостоятельно подготовить описание опыта, провести мастер-класс, оформить статью, доклад

    10 987654321

    Я практически не могу описать свою работу так, чтобы коллеги могли воспользоваться моим опытом

    7. Я владею основами ИК-технологий для обслуживания потребностей учебного процесса

    10 987654321

    Я практически не знаю содержание ИК-технологий и не использую их в учебном процессе

    Формы индивидуальной методической работы учителя


    1

    Прикрепление к учителю-наставнику (или работа в качестве учителя-наставника)

    2

    Курсы повышения квалификации в КОИРО

    3

    Дистанционные курсы повышения квалификации

    4

    Годовая тема самообразования, с обобщением на МО, педсоветах, посвящённая проблемам качества обучения

    5

    Годовая тема самообразования, с обобщением на МО, педсоветах, посвящённая другим направлениям

    6

    Организация и ведение кружка, элективного курса с анализом результатов его внедрения

    7

    Система открытых уроков, классных часов, бесед по конкретной теме, внеклассных событий (со сдачей разработок в МК)

    8

    Работа в проблемно-творческой группе

    9

    Участие в тренингах, деловых играх

    10

    Разработка комплектов развивающих заданий по предметам, систематизированных по этапам урока и особенностям учащихся

    11

    Разработка нового дидактического обеспечения уроков и внеурочной учебно-познавательной работы – с компьютерной поддержкой

    12

    Разработка и апробация авторских учебных программ с полным описанием и анализом результативности апробации

    13

    Разработка и апробация учебно-методических комплексов (модулей) с полным дидактическим обеспечением, с анализом результативности апробации

    14

    Описание открытых уроков с максимальной дифференциацией деятельности учащихся

    15

    Обобщение статей периодики с выступлением на МО, педсоветах

    16

    Описание собственного опыта, наблюдений, индивидуальное изучение теории и практики педагогического эксперимента, обобщение на МО, педсовете

    17

    Разработка программ экскурсионного сопровождения образовательного процесса, анализ результативности , оформление в виде рекомендаций

    18

    Разработка и реализация программы краеведческой деятельности в рамках урочной и внеурочной работы с классом, анализ результативности, оформление в виде рекомендаций

    19

    Работа по проектированию здоровье сберегающей образовательной среды, анализ внедрения инноваций

    Памятка для выбора индивидуальной формы методической работы учителя




    «Западающая» характеристика

    Формы методической индивидуальной работы

    1

    Предметная

    компетенция



    1,2,3,4,8,12,15,16,19

    2

    Общепедагогическая

    компетенция



    1,2,3,5,6,7,8,9,10,11,12,13,14,15,16,19

    3

    Профессионально –

    коммуникативная



    1,3,5,7,9,15,16

    4

    Управленческая

    компетенция



    1,3,5,8,10,12,13,14,15,16,17,18,19

    5

    Компетенция в сфере инновационной деятельности

    6,8,12,13,16,17,18,19

    6

    Рефлексивная компетенция

    4,5,12,13,15,16,17,18,19

    7

    Информационно-коммуникативная компетенция

    Для оценивания общей ситуации выполните следующее задание: впишите в красную таблицу свою фамилию в те колонки, где у вас проблемная зона (развитие компетентностей на критическом уровне), в зелёную – какие компетенции у вас лучше всего развиты.


    Памятка для педагогов по реализации компетентностного подхода в образовании


    • Главным есть не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.

    • На воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий. Сегодняшний активный ученик – завтрашний активный член общества.

    • Помогайте ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите иx учиться.

    • Необходимо чаще использовать вопрос “почему?”, чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей является обязательным условием развивающего обучения.

    • Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике.

    • Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно.

    • Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем.

    • Познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.

    • Необходимо чаще показывать ученикам перспективы иx обучения.

    • Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний.

    • В процессе обучения обязательно учитывайте индивидуальные особенности каждого ученика, объединяйте в дифференцированные подгруппы учеников с одинаковым уровнем знаний.

    • Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.

    • Будьте проинформированы относительно последних научных достижений по своему предмету.

    • Поощряйте исследовательскую работу учеников. Найдите возможность ознакомить их с техникой экспериментальной работы, алгоритмами решения задач, обработкой первоисточников и справочных материалов.

    • Учите так, чтобы ученик понимал, что знание является для него жизненной необходимостью.

    • Объясняйте ученикам, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов.

    РЕФЛЕКСИЯ “Все в твоих руках”
    Рисуем ладонь, каждый палец – это позиция, по которой надо высказать свое мнение о работе нашего педагогического совета:


    • Большой палец – для меня было важным и интересным…

    • Указательный палец – по этому вопросу я получил конкретную информацию…

    • Средний палец – мне было трудно (мне не понравилось)…

    • Безымянный палец – моя оценка психологической атмосферы…

    • Мизинец – для меня было недостаточно…

    А теперь давайте зачитаем ваши ответы.


    - Важным и интересным было… (узнать, что такое компетентностный подход в обучении, ключевые компетенции образования, работа в группах).
    - Получили конкретную информации… ключевых компетенциях образования, что такое компетентность , компетенция).
    - Было трудно… (воспринимать теорию, но с презентацией воспринимается теория легче, трудно понять содержание компетентностного подхода, но определенную установку на дальнейшую работу мы получили).
    - Психологическая атмосфера… (рабочая, доброжелательная, включает в дальнейшую деятельность).
    - Недостаточно… (знаний по практическому применению, необходимо продолжать работать над этой темой, рассмотреть вопрос об уроке с точки зрения компетентностного подхода, о профессиональной компетентности педагога, об оценивании с точки зрения компетентности и т.д.).
    Решение педагогического совета.

    1. Вести работу педагогического коллектива по проблеме реализации компетентностного подхода в образовательном процессе.

    2. Продолжить работу по обеспечению качества образования путём организации деятельности учащихся в рамках компетентностного подхода. (Учителя-предметники, постоянно)

    3. Провести методическую неделю «Компетентностный урок» (март)

    4. Организовать работу семинара в форме «круглого стола» с целью обмена опытом по теме «Формы и методы деятельностного подхода в обучении» (март)