Научно исследовательская и проектная деятельность. Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся в образовательном процессе. проектно-исследовательской деятельности обучающихся

Организация

проектно-исследовательской деятельности обучающихся

в образовательном процессе

В Концепции модернизации российского образования ставится задача по формированию «целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования». Проектно- исследовательская деятельность учащихся отражена в стандарте образования и, соответственно, в учебных программах по предметам. Таким образом, проектно - исследовательская деятельность учащихся становится все более актуальной в современной педагогике. И это не случайно. Ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда учащихся. Этим обусловлено введение нами в образовательный контекст школы методов и технологий на основе проектно-исследовательской деятельности обучающихся.

Кроме того, норвежские студенты и их директора сообщают о низком уровне давления для достижения, а также о высоком уровне шума и беспорядка в классах. Более поздняя оценка учебной программы выявила огромные различия в систематическом и совещательном использовании норвежскими преподавателями учебной деятельности и методах строительства лесов в классных комнатах. Было обнаружено, что давление на успеваемость и процедуры для выполнения задач было нечетким и неопределенным и оставляло огромные пространства для переговоров между учителями и учениками.

Конечно, могут последовать возражения: проектно-исследовательская работа – странный гибрид, ведь исследование и проектирование – абсолютно разные и суверенные виды деятельности, в определенной степени антиподы. Всем известно, что исследование-это углубление в теоретическую проблему, свободный научный поиск, предполагающий максимум индивидуального творческого вклада и лишь разумный минимум регламентирующих рамок, а проектирование, напротив, предполагает четкую организацию работы, направленную на достижение поставленной цели в установленные сроки. Получается своего рода деление на свободу и необходимость, требующее два принципиально различных типа личности: ученого-искателя и менеджера-проектировщика.

По международным стандартам различия между школами в достижении успеха оказываются чрезвычайно незначительными в нашей стране, а также в других скандинавских странах. Как мы можем понять эти закономерности и вариации? Несмотря на объемные образовательные исследования, мы все еще слишком мало знаем о рельефе практики преподавания и обучения и о том, как это связано с контекстуальными и предметными конкретными культурами и практикой.

Дизайн исследования - это видео-исследование в классе, которое поддерживается этнографическими наблюдениями и интервью студентов и преподавателей. Мы заинтересованы в изучении предлагаемых учебных занятий и опытных учебных занятий в классах математики, естественных наук и чтения. Важным исследованием, характерным для этого исследования, является его документирование последовательностей уроков, а не только однократные уроки. Кроме того, у нас также есть возможность сравнить последовательности занятий по дисциплинарным предметам, таким как языковые искусства, математика и наука.

Как же мы объединяем такие разные стратегии в едином понятии? Очень просто. Как взаимодополнение. Ведь современное образование, несомненно, призвано сочетать в себе проектные и исследовательские виды деятельности, максимально используя преимущества каждой из них; формировать оба типа личности и обеспечивать обучающихся средствами навигации для движения в обоих направлениях. Тем более что реализация проекта может включать в себя этапы исследования, а исследовательский интерес – подтолкнуть к проектированию.

Собрание предметов дисциплинарной школы, изучаемое вместе с междисциплинарной сборкой исследовательской группы, делает наше исследование исключительным в международном контексте. Исследование проводится в девятом классе, в шести школах, отличающихся демографией и организацией в математике, науке и норвежских классах. В классных комнатах были сняты три камеры. Одна камера следовала за учителем, одна камера снимала весь класс, а одна камера фокусировалась на паре учеников. Основываясь на видеопоследовательности из предшествующего урока, два ученика были проинтервьюированы после урока.

В нашей школе проектно-исследовательская деятельность ведется со дня ее основания. Как и любое новое дело, вначале проектно-исследовательская деятельность занимала незначительное место в образовательном процессе школы. Только выпускники 9 и 11 классов выбирали защиту проектной работы как одну из форм экзамена по выбору на государственной (итоговой) аттестации. Такая выпускная работа включала в себя две части: теоретическую (исследование той или иной проблемы с помощью различных научных источников) и практическую (создание моделей исследуемых объектов).

Различные ученики были сосредоточены на каждом уроке. Учителя были опрошены до, во время и после периода наблюдения в течение трех недель. Кроме того, после каждого урока были собраны копии работ и заданий студентов. Классные комнаты математики были разработаны таким образом, чтобы норвежские классы могли быть переведены на английский язык и способствовать международному сравнительному пулу изучения предлагаемых учебных мероприятий и опытных учебных мероприятий по странам.

Цели и профессиональная интеграция

Разработанный специально для студентов с начала университетских исследований в области гуманитарных и социальных наук, обучение направлено на то, чтобы применить к современным проблемам человеческих ресурсов внешний вид и инструменты социальных наук. Он также нацелен на то, чтобы сотрудники продолжали тренироваться, чтобы оснастить себя аналитическими навыками, чтобы чувствовать себя более комфортно в решении текущих проблем, таких как рост психосоциальных рисков, проблемы со здоровьем на работе, диффузное ощущение, что работа потеряла смысл для многих сотрудников или дискомфорт руководства.

В 2001 году на основании приказа Министерства образования РФ наша школа включена в эксперимент по совершенствованию структуры и содержания общего образования. В экспериментальный базисный учебный план введён ученический компонент, предполагающий организацию индивидуальной и групповой, поисково-исследовательской и проектной работы. В связи с этим нам пришлось серьёзно подойти к вопросу управления этими видами деятельности.

По вопросам организации, работы и профессионального развития тренинг развивает способность анализа для понимания и решения проблем компании. Это включает в себя понимание стратегий и организации и способность анализ трудовой деятельности, а также, с практической точки зрения, способность собирать и обрабатывать качественные и количественные данные, работать над проектами, составлять и составлять отчетные выводы в устной форме.

Организация обучения и возможные курсы

Также возможно преследование в отношении кандидатской диссертации. Обучение проводится поочередно, в 2-й год или в непрерывном образовании. Социология является основной дисциплиной обучения. Он задуман как ресурс для анализа и действий. С профессиональной ориентацией степень магистра является, тем не менее, университетской подготовкой, направленной на развитие возможностей для практического использования путем реальной интеллектуальной разработки ставок и возможных рычагов действий. Для студентов, чей курс не включал в себя общую степень бакалавра в области социальных наук, важно, чтобы мастер 2 осознал необходимость разработки навыков анализа и решения проблем, а также инструментов мастеринга и методы.

Первым шагом на пути планового управления научно-исследовательской деятельностью явился тщательный анализ сложившейся ситуации и выявление проблем.

Общими проблемами для учителей и учащихся явились недостаточность информационных источников, специальной литературы, слабая материально-техническая база для проведения экспериментальной части исследований.

В образовательном процессе

Затем необходимо будет приложить усилия к повышению власти в контроле за чтением, написания в пользу анализа. Профессиональная интеграция студентов с обучением осуществляется по специальностям, связанным с стратегическим развитием людских ресурсов. Его можно реализовать в крупных компаниях, в рамках управления развития людских ресурсов и обучения. также выполняются в компаниях среднего размера. Затем она ведет молодого выпускника, чтобы проявлять большую универсальность. Возможности можно найти как в частном, так и в публичном или даже в ассоциативном секторе.

Анализ выявленных проблем определил ряд управленческих решений, направленных на обеспечение информационных, мотивационных, кадровых, организационных, научно-методических, материально-технических, нормативно-правовых условий.

Для успешного осуществления проектно-исследовательской деятельности необходим ряд условий, важнейшими из которых, на наш взгляд, являются:

Эта лаборатория имеет долгую репутацию для исследований и вмешательств в компании по вопросам трансформации и организации работы. Учащиеся могут участвовать в исследовательских областях преподавателей-исследователей, членов лаборатории и преподавательской команды мастера.

Чтобы получить доступ к магистрату в университете

В первый год получения степени магистра, доступ из общей дисциплинарной лицензии в области социальных наук и, в некоторых случаях, из многопрофильной лицензии или даже профессиональной лицензии. Онлайн-заявки на веб-сайте университета с марта по сентябрь.

    реализация проектно-исследовательского подхода в обучении, требующего прежде всего от педагога высокого профессионализма, методической и функциональной грамотности, мотивационной и психологической готовности к ведению совместной исследовательской деятельности и руководству ею;

    развитие готовности учащихся к проектно-исследовательской деятельности, одним из путей которого может выступить система формирования проектно-исследовательской культуры школьников.

    Кандидаты на получение непрерывного образования должны подать заявку на компьютерное приложение, открытое на веб-сайте университета весной каждого года. Должно быть предоставлено подробное письмо, объясняющее интерес к возобновлению исследования в интересах профессионального развития. Регистрация основывается на изучении этих частей компьютерного файла и из интервью с менеджерами по обучению.

    Модификация допуска в череде

    Начальная подготовка в 1-й год. Степень магистра открыта для чередования в течение 2-го года. Ученики для сэндвич-курса должны подать заявку на компьютерное приложение, открытое на веб-сайте университета весной каждого года. Важно предоставить расшифровку стенограммы все годы высшего образования, а также мотивационное письмо, в котором четко разъясняются планируемый профессиональный проект и полезность обучения в этом контексте. Факт проведения аттестации работодателем будущей работы по контракту на ученичество не дает возможности подать заявку на получение степени магистра.

Для эффективного внедрения проектно-исследовательской деятельности в образовательный процесс управление осуществляется по четырём направлениям:

Первое - создание нормативно-правовой базы и её организационное обеспечение:

    разработка локальных актов, положений, регламентирующих проектно-исследовательскую деятельность: «Положение о проектно-исследовательской работе», «Положение о научно-практической конференции», «Положение о школьном научном обществе», внутришкольная циклограмма организации проектно-исследовательской деятельности;

    Присяжные присяжные рассматривают файл, представленный правилу о способности заявителей следовать обучение с реальными шансами на успех. Он может принять учащегося только на этой основе или дать интервью для завершения оценки заявки. Интервью направлено на то, чтобы услышать студента о его профессиональном проекте, его предыдущем обучении, о его восприятии полезности тренинга для достижения его целей. Через диссертацию, сделанную в предыдущем тренинге или короткой письменное упражнение до собеседования, также проверяется легкость кандидатов с письменным выражением и способностью анализа.

    разработка вариативной части учебного плана, включающая проектно-исследовательскую деятельность в рамках предпрофильной подготовки и профильного обучения;

    создание информационного банка данных проектно-исследовательских работ;

    составление графика проведения проектов, включая утверждение сроков, отводимых на проведение каждого из этапов проектно-исследовательской деятельности;

    Связанный сектор деятельности

    Управление, управление, администрирование. Управление персоналом. Конечно, нет рецепта чуда, но вы найдете в этом удобном листе советов и инструментов, которые могли бы ответить на ваши вопросы!

    Постройте календарь года

    Планирование проектов предсказуемым образом в начале года облегчает организацию работы и бюджетирование. Предварительное планирование не является окончательным, это проект желаний ассоциации. Но как только планирование будет завершено, наступает время выбора: необходимо определить приоритеты.

    осуществление общего контроля.

Второе - создание учебно-методического обеспечения:

    составление диагностических материалов;

    сбор справочных материалов «В помощь начинающим работу над проектами» и др.

Третье - формирование проектно-исследовательской культуры учителя (кадровое обеспечение):

проведение тематических педсоветов: «Проектно-исследовательская деятельность как условие адаптации ребёнка к потребностям социума», «Организация и пути развития проектно-исследовательской деятельности в системе дополнительного образования», «Организация проектно-исследовательской деятельности с использованием технологии деятельностного метода», методических недель: «Творческое сотрудничество «Учитель-ученик» во внеурочной деятельности», «Развитие исследовательских умений обучающихся средствами проектной технологии», конференций, круглых столов, мастер-классов, семинаров по темам: «Организация проектной и исследовательской деятельности в рамках учебного плана», «Методы научного познания», «Виды исследовательской деятельности», «Профильное обучение и учебно-исследовательская деятельность старшеклассников, фестиваля проектов «Проектно-исследовательская деятельность как инновационная форма совместного творчества педагогов и учащихся», школьного профессионального конкурса педагогического мастерства «Учитель года»;

Начните с «не пропустите», пройдите «если у вас есть средства» и, наконец, закончите с «недостижимым или небольшим интересом». Затем каждое действие очень детализировано: список задач, продолжительность и стоимость каждого вида деятельности. Этот график позволит вам иметь глобальное видение каждого кластера деятельности вашей ассоциации и времени года, когда инвестиции членов будут более интенсивными.

Это видение также позволит вам распространять запросы на финансирование между вашими разными партнерами. Кроме того, если они это сделают, они оценят, что вы подаете заявку на финансирование блока для нескольких проектов в этом году, вместо того, чтобы удивляться, получив новый пакет приложений после отправки вам проверить.

    обобщение опыта; создание творческой группы учителей по освоению и руководству проектно-исследовательской деятельностью;

    курсовая подготовка и др.

Четвёртое - совершенствование информационного и материально-технического обеспечения:

    оснащение школьных кабинетов лабораторным оборудованием;

    пополнение фонда школьной библиотеки;

    Привлечение новых людей

    Это факт, который не ускользнул от вас: оборот в студенческих ассоциациях очень важен с года вперед. Чтобы не допустить, чтобы ваши проекты попали в воду в начале года, вам придется набирать членов. Помимо простого увеличения числа, безусловно, значимых, эти новые и новые добровольцы особенно принесут новые идеи и свежий взгляд на вашу деятельность.

    Проектно-исследовательской деятельности обучающихся

    Начало учебного года - идеальное время для включения новых людей в вашу команду. Для этой цели ассоциация должна быть известна и дать понять, что она предлагает. Не бойтесь слов: это вербовка. Речь идет о конкретной цели и требует стратегии. Каждая ассоциация отличается и ищет соответствующих членов. Прежде чем начать рекламу, задайте тип людей, которых вы хотите достичь. Легко понять, что отраслевая ассоциация или культурная, художественная или спортивная ассоциация не будут искать своих потенциальных членов в одном и том же месте.

    использование возможностей сети Интернет;

    создание видео- и медиатеки;

    приобретение оргтехники (компьютеров, принтеров, мультимедийных проекторов, экранов, сканеров, ксероксов, фото- и видеокамер и прочего).

Учитывая, что в школе был уже накоплен некоторый опыт по внедрению проектно-исследовательской деятельности, то главной задачей управления явилась организация таких форм педагогического общения, которые стимулировали бы творческий процесс и способствовали бы выбору оптимального варианта. Такой формой явилась организационно-деятельностная игра на педагогическом совете «Проектно-исследовательская деятельность как фактор совместной развивающей деятельности учащихся и педагогов», в ходе которой была разработана организационная структура проектно-исследовательской деятельности.

Выберите мероприятие, если вы являетесь спортивной ассоциацией или выставкой, если касаетесь культуры. Если вы сделаете выбор мероприятия, желательно посвятить себя подготовке мероприятия до праздников, время отсчитывается в начале учебного года. Вы можете также связаться с другими ассоциациями, коллективом ассоциаций или администрацией вашего учреждения для организации или участия в форуме ассоциации. Форматы несколько, чтобы определить наиболее релевантные с учетом ваших специфических особенностей и целей.

Организуйте и поддерживайте свою команду

Интеграция новых и новых членов является решающим шагом в жизни вашей ассоциации, поскольку она идет с общим климатом вашего года. Эта интеграция касается нескольких осей. Он начинается с глубокого представления ассоциации: нынешних или бывших членов ассоциации, ее отчета о деятельности, ее партнеров и всего, что вы считаете полезным для указания, Воспользуйтесь возможностью, чтобы спросить новых членов, почему они присоединяются к вам, это позволит вам получить новые аргументы для использования во время вашей операции соблазнения в следующем году!

Основополагающим элементом системы, ее базовым ядром является урок. Именно на уроке формируются общеучебные и проектно-исследовательские умения и навыки, в совокупности образующие способ познания. Это тот стартовый этап, который предоставляет равные возможности всем учащимся включиться в проектно-исследовательскую деятельность, поэтому урок мы назвали универсальным модулем. Логическим продолжением урочной деятельности является внеклассная работа, которая осуществляется в рамках факультативов, кружков, курсов по выбору, элективных учебных предметов, свободной самостоятельной деятельности, научного общества учащихся начальных классов «Клуб юных интеллектуалов», научного общества «Альтаир», детской организации «Гардария». Внеурочная деятельность образует дифференцированный модуль II уровня, так как в ней участвуют уже не все учащиеся, как на уроке, а наиболее увлеченные предметом. В систему дополнительного образования, образующую дифференцированный модуль I уровня, приходят обучающиеся с довольно устоявшимися интересами, мотивированные на достижение практического результата своей деятельности. Данный модуль, в отличие от предыдущего, имеет больше связей и выходов на внешкольную среду. По характеру траектории развития личности мы отнесли научные общества учащихся к модулю индивидуального развития, так как, в отличие от двух предыдущих модулей, проектно-исследовательская деятельность в рамках НОУ отличается большей научной направленностью, организованностью, требует достаточно развитых проектно-исследовательских умений и навыков. Логическим завершением модели является возврат к уроку, но на новом, более высоком, уровне. В идеале, это такой урок, когда планирование, организация и управление самостоятельной творческой познавательной деятельностью осуществляется на основе сотрудничества всех участников процесса познания. Условно этот уровень можно обозначить как модуль саморазвития и профессионального самоопределения.

Системная модель организации проектно-исследовательской деятельности позволяет планировать и осуществлять более гибкое управление каждым структурным элементом: управление познавательной деятельностью учащихся на уроке и во внеурочное время, управление формированием общеучебных и проектно-исследовательских умений и навыков, управление организацией и деятельностью НОУ, управление индивидуальной траекторией развития отдельных обучающихся и т.д.

Управление будет эффективным, если управляемый объект имеет определенную структуру, организационно упорядочен. Поэтому вторым шагом явилось структурирование всех разрозненных элементов проектно-исследовательской деятельности, существовавших на данный момент в школе, в единую систему, определение их места и роли в общей системе, установление связей между отдельными элементами и целыми модулями. Так как в школе были уже произведены необходимые преобразования в системе управления, обеспечивающие механизмы общего развития школы (была введена должность заместителя директора по научно-методической работе, создан научно-методический совет, предметные методические объединения), то внедрение в образовательный процесс проектно-исследовательской деятельности не повлекло за собой дополнительной перестройки управленческих структур, а была лишь конкретизирована роль каждого субъекта в процессе управления проектно-исследовательской деятельностью на каждом этапе и в каждом модуле.

Выделив в качестве объекта управления совместную проектно-исследовательскую деятельность учителей и обучающихся, мы определили функциональные роли основных структурных подразделений методической службы как субъектов управления данной деятельностью.

Педагогический совет школы и научно-методический совет являются “мозговым центром”, координируют работу служб и структур, задействованных в процессе внедрения проектно-исследовательской деятельности. НМС выступает и в роли эксперта, оценивающего промежуточные и конечные результаты с точки зрения их соответствия требованиям научного подхода, поставленным целям, эффективности. Функцией педагогического совета является также теоретическое и аналитико-коррекционное обеспечение проектно-исследовательской деятельности. Общее руководство проектно-исследовательской работой, ее координация, контроль выполнения этапов, а также методическая и организационная помощь на каждом этапе осуществляется заместителем директора по научно-методической работе.

Особая роль отводится методическим объединениям. На заседаниях методических объединений определяются предметные и тематические блоки, в рамках которых осуществляется проектно-исследовательская деятельность, разрабатывается примерный перечень тем, утверждаемых на заседаниях научно-методического совета школы, осуществляется координация методов исследования для осуществления межпредметных связей.

Задачей инициативных творческих групп, работающих в одном классе, является составление календарных учебно-тематических планов, скоординированных по работе над формированием отдельных действий, операций и проектно-исследовательской деятельности в целом. По своей функциональной роли в управлении проектно-исследовательской деятельностью – это и исполнители, и организаторы, которые участвуют в планировании и координировании деятельности всех участников проектно-исследовательской деятельности, анализируют информацию о ходе ее внедрения, оперативно проверяют на практике пути преодоления возникших проблем.

Общее руководство совместной проектно-исследовательской деятельностью учащихся и учителей осуществляет НМС через систему вышеперечисленных структур методической службы. Руководство проектно-исследовательской деятельностью учащихся в каждом модуле реализуется через объединения школьников, носящих проектно-исследовательскую направленность: класс, группа, кружок, школьное научное общество учащихся.

Индивидуальное руководство проектно-исследовательской деятельностью учащихся осуществляют отдельные педагоги, руководители исследовательских проектов в системе дифференцированных модулей и модулей индивидуального развития и саморазвития. Методы руководства такой работой воздействуют на школьников ничуть не меньше, чем само содержание проектов. Поэтому мы уделяем им особое внимание.

Такая модель является гибким инструментом управления, в основе которого заложен системный подход к организации проектно-исследовательской деятельности, от урока, являющегося базовым ядром системы, до выхода наших проектов за пределы школы с помощью новых информационных технологий, и возвратом к уроку на более высоком качественном уровне.

Проектно-исследовательская деятельность стала неотъемлемой частью всего образовательного процесса, вошла на равных правах в учебное время школьника, составив значительную часть времени дополнительного образования, переставив акценты в самостоятельной работе обучающегося с работы «по объясненному образцу» на работу интеллектуально-творческую, поисковую, созидательную, исследовательскую. Она укрепила деловые и дружеские контакты внутриклассных коллективов, между параллелями, педагогическим коллективом и всеми учащимися, входящими в творческие объединения; внесла в школьный коллектив необходимый элемент здорового, дружеского соперничества и конкуренции; создала атмосферу сотрудничества, соавторства, сотворчества учителя и учащегося, уважительного партнерства; стала основой творческих объединений, в том числе детско-взрослых и детских разновозрастных.

Педагогическому коллективу школы очень важно, чтобы наши проекты, с одной стороны, не замыкались рамками урока, а с другой - не стали бы очередным развлекательным мероприятием в огромной палитре внеклассной деятельности. Именно поэтому мы делаем всё возможное для расширения рамок наших проектов как по горизонтали - учебная и внеурочная деятельность, так и по вертикали - разновозрастность и многоступенчатость. При таком подходе качественно возрастает результативность каждого проекта. Важным становится не количество проектов, что само по себе тоже очень важно, а комплексный, системный подход к разработке и реализации каждого проекта, его практическая направленность.

Проектно-исследовательская деятельность в школе охватывает все ступени обучения, проходит через предметные области базового компонента учебного плана к вариативному компоненту и дополнительному образованию, а также используется в системе, воспитывающей средствами предмета внеурочной деятельности.

Вовлечение в проектно – исследовательскую деятельность младших школьников начинается с первых уроков в 1 классе, цель которых сформировать умения по отдельным элементам проектной и исследовательской деятельности и умения презентовать свой опыт.

На второй ступени обучения продолжается работа по формированию навыков проектно – исследовательской деятельности. На первый план выходят коммуникативные навыки, поэтому большее внимание уделяется групповым и парным исследовательским проектам, имеющим социальную и практическую значимость. Например, «Интерьер и здоровье человека», «Российская история в фамилиях моих одноклассников», «Содержание ионов железа и остаточного хлора в питьевых водах города Курска и поиски возможностей их удаления», «Дыхание автомобиля», «Влияние звуковых волн на биологические тела». На пути к профильной школе, где в учебный план включены часы на исследовательскую практику и проектную деятельность, массовое обучение учащихся проектно-исследовательским умениям и навыкам становится неизбежным. Поэтому, для учащихся 5-9-х классов организованы факультативы и курсы по выбору: «Основы проектной деятельности», «Основы исследовательской деятельности».

Особенностью проектов на старшей ступени обучения является их исследовательский, прикладной характер. Старшеклассники отдают предпочтение межпредметным проектам, проектам с социальной направленностью, основное внимание уделяют довузовскому профессиональному самоопределению. Ориентированная проектно-исследовательская деятельность позволяет выпускнику школы понять, чем он хочет заниматься в дальнейшем. Обучающиеся 10-11 классов в рамках элективных учебных предметов работают над индивидуальными проектами. Тема проекта определяется самостоятельно. За два последних года были проведены исследования по таким проблемам, как «Роль личности в истории», «Демографическая ситуация в стране», «История предпринимательства в России» и др. В проектах представлены результаты изучения исторического аспекта проблем, правовых источников, статистической информации, материалов СМИ, Интернет-ресурсов, проведённых исследований среди учащихся, учителей, родителей. По итогам этих исследований созданы творческие проекты и презентации, осуществлён графический анализ социологических исследований.

Презентация результатов проектно-исследовательской деятельности обучающихся 5-11 классов проводится на заседаниях НОУ «Альтаир», конференциях в рамках методических недель, ярмарках, интеллектуальных конкурсах, проводимых в рамках школы, города, области, в Интернете. В ходе этих мероприятий школьники имеют возможность раскрыть свои таланты, продемонстрировать способности, обменяться мнениями.

Обсуждение работ проходит сначала на заседаниях научного общества учащихся по секциям перед научно-практической конференцией школы. Ребята в ходе подготовки к этому дню учатся главному: ставить задачу, искать и анализировать найденную информацию, находить оптимальные пути решения, вести дискуссию и отстаивать свое мнение. Выступления докладчиков сопровождаются показом презентаций, видеозаписей, слайдов, музыкальным оформлением. Содержание докладов учащихся, представляющих результаты проектов, теоретических и экспериментальных исследований, всегда охватывают широкий круг проблем. Ежегодно на конференции появляется что-то новое: стендовая сессия, приглашение выпускников, родителей, авторов докладов других школ, преподавателей вузов и т.д. Начиная с прошлого года, конференция переросла в День науки. Но самое главное, что с каждым годом подготовка и проведение заседаний всё больше и больше становятся делом рук самих учащихся.

Ведущее место в организации проектно-исследовательской деятельности школьников принадлежит научному обществу учащихся «Альтаир», где обучающиеся под руководством опытных педагогов приобщаются к миру науки, приобретают навыки исследовательской работы, имеют возможность представить свои проекты на научно-практических конференциях и конкурсах различного вида, выбирают свой профессиональный путь, работая в тесном контакте с руководителями проектно-исследовательских работ.

Проектно-исследовательская деятельность в школе успешно развивается с каждым годом и дает не только увеличение численности участников процесса, количества выполненных работ, но и растет их качество, нравственное, социальное и образовательное значение, совершенствуется актуальность и значимость поставленных проблем, глубина и серьезность исследования. Форма проектных работ также проходит постоянный процесс совершенствования и соответствия современным мультимедийным стандартам. Материально-техническая база школы даёт возможность проводить организацию проектно-исследовательской деятельности на высоком научно-методическом уровне.

Результатом успешной проектно-исследовательской деятельности наших школьников стали их выступления на 5-й Международной научно-практической конференции «Белогорье», Всероссийской научной конференции молодых исследователей «Шаг в будущее» и Всероссийской межвузовской конференции (город Москва), Всероссийском фестивале исследовательских и творческих работ «Портфолио», Региональной научно-технической конференции «Старт в науку», проводимой на базе Курского государственного технического университета, городской научно-практической конференции «Роль экообразования в реализации идей устойчивого развития», городской неделе Родного края. По итогам Всероссийского фестиваля исследовательских и творческих работ «Портфолио» наши учащиеся были награждены дипломами 1-й степени и приняли участие в работе Российского научного семинара «Академия юных» в Республике Абхазия.

Об эффективности проектно-исследовательской деятельности в образовательном процессе свидетельствуют и призовые места на II и III этапах Всероссийских олимпиад. Так, в течение двух лет наши учащиеся становятся победителями III этапа Всероссийской олимпиады по экологии; в 2007-2008 учебном году члены школьного научного общества «Альтаир» заняли первое место в областном конкурсе «Я познаю мир» и областной акции «Летопись добрых дел по сохранению природы». В 2007 году победители III этапа Всероссийской олимпиады по экологии принимали участие в V заключительном этапе Всероссийской олимпиады в городе Геленджик, а в 2008 году стали её призёрами.

За период с 2006 по 2008 год на 30% увеличилось количество педагогов – руководителей проектно-исследовательской деятельности учащихся. В связи с этим на 40% выросло количество учащихся-победителей и призеров олимпиад, конкурсов, научно – практических конференций различного уровня. Эти цифры свидетельствуют о росте активности обучающихся, качестве представленных проектов и совершенствовании системы проектно-исследовательской деятельности в школе в целом.

Учителя не только успешно внедряют проектно – исследовательскую деятельность в образовательный процесс, но и делятся накопленным опытом с коллегами города и области. Так, в течение последних трех лет на базе школы проведены семинары для руководителей школ области, учителей начальных классов, истории, технологии, математики, иностранных языков, на которых педагогический коллектив школы обобщал опыт работы по внедрению проектно-исследовательской деятельности в образовательный процесс.

Подводя итог вышесказанному, можно с уверенностью сказать, что за 8 лет в школе сформирована система проектно-исследовательской работы обучающихся, которая содержит следующие компоненты:

1) учебно-исследовательская деятельность учащихся

(обучение алгоритмам исследовательской работы + использование их для выполнения учебных задач);

2) научно-исследовательская деятельность учащихся и педагогов

(в рамках предметных направлений);

3) научно-исследовательская деятельность педагогов, имеющая надпредметный характер и предполагающая общий инновационный результат;

4) учебное проектирование

(обучение алгоритмам проектировочной деятельности + использование их для выполнения учебных задач);

5) социальное проектирование

(одно из направлений воспитательной работы);

6) реализация комплексных образовательных и социальных проектов.

Сложившаяся система проектно-исследовательской деятельности в школе способствует повышению мотивации обучающихся к учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности, внутренний результат - опыт деятельности - становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

Интеграция проектно-исследовательской деятельности в образовательном процессе помогает нам готовить выпускников, способных быть социально ответственными, конструктивно сотрудничать с другими людьми, генерировать новые идеи, творчески мыслить, самостоятельно добывать новые знания.

Наступивший век можно называть по-разному: веком информационных технологий, веком экономической глобализации и т.д. Но какие бы названия ему ни давали, одно остаётся неизменным – старшее поколение по-прежнему будет заниматься воспитанием подрастающего поколения, стремясь подготовить его для вступления в самостоятельную жизнь. Поэтому сейчас как никогда актуальны слова писателя Кларка:

«Мало знать, надо и применять. Мало очень хотеть, надо и делать!».

Слайд 1

Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности в основной и старшей школе
Игнатьева Анна Сергеевна, ст. научный сотрудник лаборатории развития общего образования, к.ф.н.

Слайд 2



Требования к результатам освоения ООП «к получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях» (п.8 ФГОС ООО) «при итоговом оценивании результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования должны учитываться сформированность умений выполнения проектной деятельности и способность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач» (п.12 ФГОС ООО).

Слайд 3


Требования к проектной и учебно-исследовательской деятельности (по тексту ФГОС ООО)
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать: 1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; 5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы (п.10 ФГОС ООО)

Слайд 4


Требования к проектной и учебно-исследовательской деятельности (по тексту ФГОС ООО)
Программа формирования УУД должна включать «формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы» «описание особенностей реализации основных направлений учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся (исследовательское, инженерное, прикладное, информационное, социальное, игровое, творческое направление проектов), а также форм организации учебно-исследовательской и проектной деятельности в рамках урочной и внеурочной деятельности по каждому из направлений» (п.18.2.1 ФГОС ООО)

Слайд 5


Проектная деятельность Учебно-исследовательская деятельность
Проект направлен на получение конкретного запланированного результата – продукта, обладающего определенными свойствами, и который необходим для конкретного использования. В ходе исследования организуется поиск в какой-то области, формулируются отдельные характеристики итогов работы.
Реализацию проектных работ предваряет представление о будущем проекте, планирование процесса создания продукта и реализации этого плана. Результат проекта должен быть точно соотнесен со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле. Исследование может вывести на результаты, которые не предполагались. Логика построения исследовательской деятельности включает формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы) и последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений.
Направлен на формирование всего комплекса УУД. Формируются прежде всего познавательные УУД.
Специфика проектной и исследовательской деятельности

Слайд 6


Учебно-исследовательская деятельность – это деятельность в целях изучения окружающего мира, открытия новых знаний и способов работы.

Слайд 7


Учебно-исследовательская деятельность предполагает:
выполнение учащимися учебных исследовательских задач с заранее неизвестным для обучающихся решением, обеспечивает условия для развития ценностного, интеллектуального и творческого потенциала, является средством активизации, формирования интереса к изучаемому материалу, позволяет формировать предметные и общие умения, универсальные учебные действия.

Слайд 8


Цели исследовательской деятельности
приобретение учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитие мышления, активизация личностной позиции учащегося в образовательном процессе

Слайд 9


Значимость исследовательской деятельности учащихся
значимость проектирования исследования, как логической цепочки универсальных действий вопрос – предположение – поиск аргументов -вывод развитие субъект-субъектных отношений влияние на повышение качества образования классификация задач по сложности

Слайд 10


Необходимые в решении исследовательских задач умения
умение видеть проблемы; умение задавать вопросы; умение выдвигать гипотезы; умение давать определение понятиям; умение классифицировать; умение наблюдать; умение проводить эксперименты; умение делать выводы и умозаключения; умение структурировать материал; умение доказывать и защищать свои идеи.

Слайд 11


Поэтапность формирования исследовательских умений
умение наблюдать; умение задавать вопросы; умение классифицировать; умение структурировать материал; умение делать выводы и умозаключения; умение видеть проблемы; умение проводить эксперименты; умение доказывать и защищать свои идеи; умение выдвигать гипотезы; умение давать определение понятиям.

Слайд 12


Задания учащимся в процессе исследования
Подумать самостоятельно, аргументировать свою точку зрения на основе личного опыта. Просмотреть книги и издания периодической печати по теме, обобщить. Спросить у других людей, систематизировать информацию. Просмотреть телематериалы / видеоматериалы и выделить проблему. Использовать Интернет для поиска информации и оценки её достоверности. Понаблюдать, выделить этапы процесса (явления). Сделать фотографии, зарисовки, модели. Провести эксперимент, дать характеристику последовательности действий. Подготовить отчет, проанализировать ход и качество выполнения работы.

Слайд 13


Схема проведения исследования
1. Актуализация проблемы. 2. Определение сферы исследования. 3. Выбор темы исследования. 4. Выработка гипотезы. 5. Выявление и систематизация подходов к решению. 6. Определение последовательности проведения исследования. 7. Сбор и обработка информации. 8. Анализ и обобщение полученных материалов. 9. Подготовка отчета. 10. Доклад. 11. Обсуждение итогов завершенной работы.

Слайд 14


Подготовка к защите исследовательской работы
Четко сформулировать тему, при необходимости внести уточнения Выделить основные понятия и дать им определения. Выстроить по порядку (ранжировать) основные идеи, описать ход осуществленного исследования. Предложить примеры, сравнения и сопоставления. Классифицировать (разбить на группы) основные предметы, процессы, явления и события. Выявить и обозначить все замеченные тобой парадоксы. Сделать выводы и умозаключения. Указать возможные пути дальнейшего изучения. Подготовить текст сообщения. Приготовить рисунки, схемы, чертежи и макеты. Приготовиться к ответам на вопросы.

Слайд 15


Организация проектной деятельности

Слайд 16


Исторические основы метода проекта
Гуманистические философские идеи Дж.Дьюи, а также его ученика В.Х.Килпатрика (США). Начало 20 века Идеи – использование практических методов в обучении для решения проблем знакомых и понятных ребенку Получение реального, практически значимого и ощутимого результата

Слайд 17


Идеи Джона Дьюи
«С точки зрения ребёнка самый большой недостаток школы происходит от невозможности для него свободно, в полной степени использовать опыт, приобретённый вне школы, в самой школе - и, наоборот, с другой стороны он оказывается неспособным применить в повседневной жизни то, чему научился в школе» из книги «Школа и общество» В.Килпатрик в работе «Метод проектов» (1918), определил это понятие как «от души выполняемый замысел»

Слайд 18


Цели проектной деятельности
Успешность, альтернативная учебной Формирование комплекса УУД Реализация междисциплинарных программ «Работа с текстом.Работа с информацией», «Развитие речи» Творческие общеучебные умения Применение полученных знаний Привлечение родителей, иных субъектов деятельности

Слайд 19


Ведущие признаки проектной технологии(метода проектов)
Прагматическая направленность учебно-познавательной деятельности школьников на результат (продукт), который получается при решении личностно значимой и социально обусловленной проблемы. Замысел проекта и его результат хорошо продуман, ясен и понятен Принципиально меняется характер взаимодействия учителя и ученика

Слайд 20


Действия учителя при реализации проектной технологии
помогает ученику определить цель деятельности; рекомендует источники получения информации; раскрывает возможные формы деятельности; содействует прогнозированию результатов выполнения проекта; создаёт условия для активности школьника; является партнёром; помогает ученику оценить полученный результат

Слайд 21


Возможные результаты (продукт) проектной деятельности школьников
альбом, фотоальбом анализ опроса, бизнес-план, видеоклип, видеофильм, выставка, газета, гербарий, журнал, законопроект, «книжка-раскладушка», коллаж,
коллекция, концерт костюм, макет, памятка, инструкция система школьного самоуправления, сказка, былина, сувенир-поделка, сценарий праздника, утренника, спектакль, капустник учебное пособие, карточка энциклопедия, книга

Слайд 22


Направления проектной деятельности
исследовательское инженерное прикладное информационное социальное игровое творческое
Особенности исследовательского проекта Исследование – результат – использование результата как основы для проекта Проект – исследование как способ получения или обработки информации – информация как продукт проектной деятельности

Слайд 23



Предварительная подготовка учителя включает поиск ответов на следующие вопросы: Какая проблема вызовет интерес у учащихся? Какова степень свободы школьников при принятии решений? Какие результаты можно ожидать? Какой получим продукт? Сколько времени потребуется для выполнения проекта? Какие материалы потребуются для его реализации? Какие знания потребуются учащимся для выполнения проекта, каким умениям надо будет их научить? На каких этапах проекта сделать основной акцент с точки зрения формирования УУД? Есть ли необходимость промежуточного контроля? Когда и в какой форме он будет организован?

Слайд 24


Технология организации проектной деятельности школьников
Предварительная подготовка учителя Планирование проектной деятельности учителем Включение проектной деятельности в рабочую программу по предмету Включение проектной деятельности в план воспитательной работы Включение проектной деятельности в программу внеурочной деятельности Согласование в ОУ сроков и количества предлагаемых проектов Составление календарного графика работы над проектами

Слайд 25


Технология организации проектной деятельности школьников
Этапы организации непосредственной проектной деятельности школьников: 1. Выбор темы и задачи проекта. 2. Выдвижение первоначальных идей. 3. Выбор лучшей идеи. 4. Планирование проектного задания. 5. Непосредственное выполнение проекта. 6. Оценка его и защита.

Слайд 26


Этап 1. Выбор темы и задачи проекта
Задача на этапе выбора темы проекта выявить вопросы (проблемы) вызывающие интерес выявить потребности конкретных людей или отдельных групп - для кого будет подготовлен проект, как планируем его использовать

Слайд 27


Исследовательские работы Мой календарь погоды: наблюдение изменения основных элементов погоды Отражение природных особенностей в народном фольклоре …(страны) Родная природа в поэзии. По следам поисков капитана Гранта. О чем говорят названия европейских столиц. Исследование географических составляющих в названиях улиц района (Топонимика улиц). Демографичеcкий портрет школы на основе школьной переписи. Изучение географии продуктов питания, поставляемых в магазины в м/р школы География трудоустройства выпускников школы
Проектные работы Сказки о минералах Атлас сказочных земель Правила поведения на природе. Памятка. Записки путешественника (сборник) Памятные знаки нашего района/Культурное наследие нашего района (картосхема для школьного музея) Создание экологической тропы в … Вологда во сне и наяву (видеофильм) Лирический словарик географии по описанию атмосферных процессов и явлений в литературе Проект создания туристического маршрута (по территории России)

Слайд 28


Результат этапа - проектное задание
школьники формулируют: название проекта; его функции (какие потребности человека будут удовлетворены); предполагаемый пользователь; результат (продукт) проекта.

Слайд 29


Этап 2. Выдвижение первоначальных идей
Идея проекта - понимание цели и пути её достижения начальное размышление учащихся о том, как можно реализовать те или иные потребности людей чем больше выдвигается идей, тем лучше основа этапа – «мозговой штурм».

Слайд 30


Этап 3. Выбор лучшей идеи
Задача учащихся – создать систему критериев оценки проекта и выбрать лучшую идею. Задача учителя - помочь школьникам отобрать и оценить выдвинутые идеи на основе анализа критериев оценки проекта.

Слайд 31


Приёмы выбора лучшей идеи
Качественная оценка идей. Синтезирование новой идеи посредством комбинации лучших характеристик нескольких предыдущих идей. «Матрица принятия решений».

Слайд 32


Этап 4. Планирование проектного задания
Итогом является технологическая карта проекта, фиксирующая необходимые ресурсы: временные, финансовые, трудовые, материальные, информационные; способы выполнения отдельных операций; план-график выполнения отдельных работ по изготовлению продукта.

Слайд 33


Технологическая карта проекта
«….. » (название проекта) «….. » (название проекта) «….. » (название проекта) Содержание, необходимые ресурсы
Смысл проектной деятельности. Кому адресован проект. Его цель. Смысл проектной деятельности. Кому адресован проект. Его цель. Смысл проектной деятельности. Кому адресован проект. Его цель.
Результат проектной деятельности Продукт проектной деятельности. Продукт проектной деятельности.
Результат проектной деятельности Критерии оценки Критерии оценки 1. 2. 3. n.
Что необходимо для выполнения проекта: Источники информации Источники информации
Что необходимо для выполнения проекта: Приборы и материалы Приборы и материалы
Что необходимо для выполнения проекта: Необходимые умения, способы работы Необходимые умения, способы работы
Что необходимо для выполнения проекта: Время Время
План работы над проектом Этап 1 Дата
План работы над проектом Этап 2 Дата
План работы над проектом Этап 3 Дата
План работы над проектом Этап n Дата

Слайд 34


Этап 5. Непосредственное выполнение проекта
Задача учащихся – выполнение проекта в соответствии с технологической картой и оформление отчёта. Задачи учителя: координация деятельности, развитие рабочих контактов участников, индивидуальные или групповые консультации, организация и проведение промежуточных отчетов (при необходимости).

Слайд 38


Самооценка и рефлексия
Примерные вопросы для учащихся: Почему вы начали разрабатывать этот проект? На удовлетворение какой потребности людей он направлен? Соответствует ли критериям выбранная вами идея? Соответствовал ли результат проработки идеи тому проекту, который вы собирались выполнять? Насколько хорошо вы спланировали и использовали время? Что бы могло быть сделано по-другому, если бы вы снова начали разрабатывать этот проект? Каково мнение людей, которые будут использовать (примут участие) ваш проект? Как улучшить проект, каковы направления дальнейшего исследования?

Слайд 39


Защита выполненных проектов
Учащиеся представляют выполненный проект. Возможные формы представления проекта: устный отчет, устный отчет с демонстрацией моделей, презентаций, рисунков; выставка, концерт, спектакль, праздник; письменный отчет.

Слайд 40


План выступления на защите
Почему ты начал разрабатывать этот проект? Для кого он предназначен? Было ли проведено предварительно исследование? Интервьюирование потенциальных пользователей? Если да, то что было выявлено? Какова основная идея проекта? Какие ещё идеи у тебя были? Почему ты их отверг? Какими критериями ты руководствовался? Соответствует ли им выбранная идея? Какие использовались материалы? Достаточными ли знаниями и умениями ты обладал или пришлось чему-то учиться? Сколько времени тебе потребовалось? Какое оборудование ты использовал? Кто тебе помогал? Каковы этапы выполнения проекта? В чём они заключались? Какие комментарии ты получил относительно проекта от пользователей или посторонних людей? Как улучшить проект, каковы направления дальнейшего исследования?