Эпитеты в русских былинах примеры. В мире русских былин научно-исследовательский проект

И литературы

с. Шадринка

1. Введение

2. Основная часть

2.1. БЫЛИНА – фольклорная эпическая песня 4-11

2.2. Старинный струнный инструмент – гусли 4

2.3.Средства художественной выразительности 5

2.4. Исторические этапы развития былины 6

2.5. Сюжеты былин 6

2.6. Основные былинные герои 7

2.7. Историческая действительность и художественный вымысел в былинах 9

С одной стороны, и в широком смысле, для использования возвышенной свободы. В отношении этих особенностей, на наш взгляд, говоря о Ла Араукана, это длинное стихотворение необычного маньеризма, поскольку его модальности риторического усиления достигают искажающего и чрезмерного разнообразия и изобилия; что процесс его развития постоянно и в конечном итоге сводится к смещению центра или оси арауканской материи и выбранной перспективы, чтобы сделать эксцентричность и сформулировать ее как просто тесселяцию более широкой и, безусловно, центральной мозаики.

2.8. Циклизация былин 9

2.11. Былинные сюжеты и герои в искусстве и литературе 11

3.Заключение

4.Список литературы

Приложения

Введение.

«Русский народ создал огромную

изустную литературу: мудрые пословицы

и хитрые загадки, веселые песни,

торжественные былины – говорившиеся

нараспев, под звон струн – о славных подвигах

В этом смысле он подчеркивает нарушение непрерывности, равновесия, умеренности и классической скупости. Это способствует сочетанию жанров и стилей и подталкивается к противоречию и нарушению обычных норм. Это реальное или кажущееся рассеяние порождает, однако, новый закон такого рода, который обеспечивает единство и восстанавливает баланс представительства в силу поэтического письма. Стихотворение начинается необычным образом, не говоря о том, что он будет петь, но о том, что он не будет петь, и он делает это, сделав очень четкое преобразование экстраординарного из Орландо Фуриозо Ариосто.

богатырей, защитников земли...»

В эпических песнях и сказаниях многих народов воспевается борьба героев-богатырей с мифологическими существами, которые представляют враждебный людям мир: это змеи, драконы, чудовища, наделенные одновременно человеческими и звериными свойствами, фантастические птицы и т. д. В былинах на эти существа переносятся черты исторических, этнических врагов Руси, иноземных захватчиков и насильников. У них нет конкретных прототипов, но в их образах и в их действиях отложились народные впечатления от внешних врагов, совершавших нашествия и набеги на Русь.

Христиан Вентцлааф Эггеберт, «Ла Араукана как эпическое стихотворение», ап. Все они являются вероятными отголосками четко определенных линий риторики нравов. Стихотворение Эрциллы поет в классическом смысле эпического жанра памятные подвиги испанцев, которые покорили индейцев в войнах Арауко; но он также поет исключительную и восхитительную странность арауканского народа. С самого начала стихотворение имеет необычное дублирование его целей. Он удовлетворяет эпическую потребность рассказывать вещи никогда раньше и не представляет собой в то же время значительное расширение жанра, новаторство, которое будет проецировать его оригинальность, как мы уже говорили, на латиноамериканскую поэзию и хронику.

Мы представляем проект: «В мире русских былин»

Цель проекта: « Анализируя былинные произведения, выявить какие народные понятия воплотились в образе древнерусского богатыря, какими нравственными качествами должен обладать истинный герой» .

Исполнители проекта: Коростелёв З., Тихонов А., Налома М., ученики 5 класса

Инновации состоят из пения, привлекающего к славе представителей низкого мира, понимаемых как варвары и неверные. Эрцилла в прологах «Читателю» первой и второй частей чувствует себя вынужденным оправдать эту модификацию жанра, который не поет только победителю, а также побежденным не только христианскому герою, но и варварскому и иностранному антигерою. Будет ясно, что для этого Эрцилла должен изменить схемы бинарных оппозиций, уменьшить странность и отчуждение и приблизиться к арауканцам к своим сверстникам и к человечеству в целом.

Это эпическое предложение, в котором подтверждены два полюса оппозиции, уменьшающие странность противника и подчеркивающие восхитительные, - это модель, используемая манерной литературой в испанской Америке под прямым предложением или подстрекательством Эрсиллы и ее стихотворения.

Основная часть

Былина – фольклорная эпическая песня.

Жанр былины, характерный для русской традиции. Основой сюжета былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории (отсюда народное название былины – «старина», «старинушка», подразумевающее, что действие, о котором идет речь, имело место в прошлом). Термин «былина» в научный обиход был введен в 40-х годах 19 в. фольклористом (1807–1863).

Последствия, вытекающие из двойного положения стихотворения, - это два: с одной стороны, это приведет к повествовательному построению войны Арауко в его серии сражений и разных периодов до восстановления ранее завоеванных территорий; с другой стороны, это приведет к этнографическому усилению арауканского народа, который начинается с тщательного описания организации индейцев в изложении стихотворения и будет раскрываться в повествовании о выборах, сражениях, поединках, идилях, собраниях, играх, выставках военных, магических видений и сказочных историй.

Старинный струнный инструмент - гусли

В стародавние времена складывал народ былины. Их исполняли народные сказители под аккомпанемент старинного струнного инструмента, который называется гусли.

"Возьму гусли звонкие, яровчатые да настрою гусли на старинный лад, заведу старину стародавнюю, бывальщину о деяниях славнорусского богатыря Добрыни Никитича. Синему морю на тишину, а всем добрым людям на послушание."

Войны в Чили составляют единицу действия стихотворения - действие, которое является одним и единственным. Его полное развитие разворачивается в два этапа, которые ограничены формой хроники: во-первых, из Нуэва-Эстремадуры под руководством Педро де Вальдивии, за которой следует изменение состояния, смерти, гибели и последующих последствий, которые охватывают вся первая часть стихотворения; за которым следует переход Франсиско Вильягры, с которым заканчивается первая часть стихотворения; и правительство дона Гарсиа Уртадо де Мендоса, которое охватывает две последние части стихотворения.

(Приложение 2)

В древности сказители подыгрывали себе на гуслях, позже былины исполнялись речитативом. Для былин характерен особый чисто-тонический былинный стих (в основе которого лежит соизмеримость строк по количеству ударений, чем и достигается ритмическое единообразие). Хотя сказители использовали при исполнении былин всего несколько мелодий, они обогащали пение разнообразием интонаций, а также меняли тембр голоса.

Разнообразие капитанов или губернаторов не влияет на единство действия, а на значимость изменений Фортуны и мира. Первый этап, смесь эпопеи, хроники и нравственного договора, прослеживает целую кривую с целью, процесс ее реализации и окончательного триумфа. Тем не менее, это отрицательные термины перевернутого мира. Причина в том, что, поскольку испанцы доминировали над арауканцами, которых никогда раньше не было, отсутствие благоразумия и жадность губернатора Вальдивии и испанцев в целом привели к восстанию индейцев.

Провидение делает арауканцев палачами или орудиями наказания, наложенными на испанцев. Серия сражений, которая имеет место тогда, имеет форму все более позорного наказания в тщательном окончании. Когда произойдет нападение Ла-Империала, небесный вид означает изменение Фортуны; в то же время коренной оракул подтверждает плохие предзнаменования. С этого момента испанцы пытаются взять на себя инициативу в Консепсьоне, во-первых, и в Рио-Кларо; чтобы удивить, наконец, Лаутаро в Матакито. С поражением и смертью Лаутаро эта часть закрывается.

Слово "гусли" свойственно славянским наречиям. Существует несколько версий происхождения слова. По одной из них слово "гусли" выражает совокупность струн. "Гусль" (гусли) в смысле "струны" происходит, очевидно, от старославянского "гYctu" ("гудеть"). Гудением, гудьбой в старину назывался именно звук струн.

В наиболее старинных славянских памятниках слово "гусли" иногда упоминается для обозначения инструментов вообще. В других случаях под именем гуслей подразумеваются струнные инструменты в отличие от духовых и ударных.

Божественное наказание является полным. Грейс вернулась к испанцам. С восстановлением благодати эта часть завершается, и исправление роли главных героев исправляется. Кривая этого действия подчиняется провиденциальной концепции, которая рассматривает Бога как проводника истории, активизирует отношения между жертвами и палачами и создает эпическую атмосферу близости между людьми и божественным. Вторая и третья части представляют собой войну за восстановление утраченных городов и территорий и восстановление порядка в мире.

Оператором этого мероприятия является г-н Гарсия Уртадо де Мендоса. В его характеристике есть все агиографические черты, которые будут отличать будущие панегирины дона Гарсии в литературе того времени, начиная с Арауко Домадо де Педро де Оны. Прибытие в Чили дона Гарсия отмечено небесными знаками и совершенством, мудростью и успехом его действий. С этого момента понимание вещей ограничивается религиозной интерпретацией истории как битвы двух армий: божественной и адской.

И звонких гуслей беглый звук;
Все смолкли, слушают Баяна:
И славит сладостный певец
Людмилу-прелесть, и Руслана,
И Лелем свитый им венец.

Э питет гуслей "яровчатые" преобладает в былинах. В народных песнях чаще встречаются гусли "звончатые" вероятно оттого, что струны у них были

металлические и тембр у инструмента звенящий. Судя по старинным преданиям на струнах играли исключительно пальцами. "Боярин же вещий, если хотел кому песнь воспеть... свои вещие персты на живые струны воскладал, а они уже сами славу князьям рокотали" ("Слово о полку Игореве").

С точки зрения хроники индейцев, цикл, который начинается с выборов, чтобы заменить старого правителя Аинавилло, завершается смертью Кауполиана. Повествование арауканского вопроса приостанавливается, когда оно собирается перейти к избранию его преемника.

Двойное действие приостанавливается для отказа от выбранной перспективы, когда личный конфликт поэта и дона Гарсии отменяет совершенный образ добродетельного правителя. Поэт действительно не замолк Дон Гарсия, но он оставил хронику своего правительства неполным и осудил его с точки зрения «ускоренного капитана». Это будет грохот другой войны - с метатепсисом, характерным для стихотворения, - который в третий или четвертый раз принесет поэта новую проблему. В конце стихотворения устанавливаются новые формы, которые подтверждают неустойчивый характер композиции и закрывают ее автобиографическим повествованием повествовательного характера-хроника, не обращая внимания на факты в первой части, летописца увиденного и живого, мемориалиста, в два других, автор исповеди и объявленное покаяние в заключении.

В то время гусли звучали и в повседневном быту, и на торжественных церемониях. Ни один княжеский пир не обходился без гусляра. На гуслях играют Добрыня Никитич и Соловей Будимирович, боярин Ставр Годинович и новгородский гость Садко.

Средства художественной выразительности

В течение многих столетий выработались своеобразные приемы, характерные для поэтики былины, а также способ их исполнения. В древности, как полагают, сказители подыгрывали себе на гуслях, позже былины исполнялись речитативом. Для былин характерен особый чисто-тонический былинный стих (в основе которого лежит соизмеримость строк по количеству ударений, чем и достигается ритмическое единообразие). Хотя сказители использовали при исполнении былин всего несколько мелодий, они обогащали пение разнообразием интонаций, а также меняли тембр голоса. Подчеркнуто торжественный стиль изложения былины, повествующей о событиях героических, а зачастую и трагических, определил необходимость замедления действия (ретардация). Для этого используется такой прием, как повторение, причем повторяются не только отдельные слова: …ета коса, коса , …из далече-далече , дивным дивно (повторения тавтологические), но и нагнетение синонимов: биться-ратиться , дани-пошлины , (повторения синомимические), зачастую окончание одной строки является началом другой:А приехали они да на святую Русь, / На святую Русь да и под Киев град… , нередки троекратные повторения целых эпизодов, идущие с усилением эффекта, а некоторые описания предельно детализированы. Характерно для былины и наличие «общих мест», при описании однотипных ситуаций используются определенные формульные выражения: таким образом (при том предельно детализировано) изображается седлание коня: Ай выходит Добрыня на широкий двор, / Он уздае-седлае коня доброго, / Налагает ведь он уздицу тесмяную, / Налагает ведь он потнички на потнички, / Налагает ведь он войлоки на войлоки, / На верёх-то он седелышко черкасское. / А и крепко он подпруги подтягивал, / А и подпруги шолку заморского, / А й заморского шолку шолпанского, / Пряжки славныя меди бы с казанския, / Шпенечки-то булат-железа сибирского, / Не красы-басы, братцы, молодецкия, / А для укрепушки-то было богатырскии . К «общим местам» относятся также описание пира (по большей части, у князя Владимира), пира, богатырская поездка на борзом коне. Подобные устойчивые формулы народный сказитель мог комбинировать по собственному желанию. Для языка былин характерны гиперболы, при помощи которых сказитель подчеркивает черты характера или наружности персонажей, достойные особого упоминания. Определяет отношение слушателя к былине и другой прием – эпитет (могучий, святорусский, славный богатырь и поганый, злой враг), причем часто встречаются устойчивые эпитеты (буйна голова, кровь горячая, ноги резвые, слезы горючие). Сходную роль выполняют и суффиксы: все, что касается богатырей, упоминалось в формах уменьшительно-ласкательных (шапочка, головушка, думушка, Алешенька, Васенька Буслаевич, Добрынюшка и т. д.), зато отрицательные персонажи именовались Угрюмищем,

Это окончательное изменение порождает видение истории как полигона для спасения души. Исповедь приводит к окончательному раскрытию прозрения личной потери христианского рыцаря и приводит его оставить песню для плача. Этот конец перестраивает смысл всего стихотворения на автобиографическом уровне, когерентно отслеживая кривую потери, которая приводит к падению во внимание того же и аскетического преобразования его поведения.

С полным смыслом обобщенные и националистические версии стихотворения сводятся к вышеупомянутому единству действий. Два агрегата различного, но родственного характера остаются вне их и симпатии критики в целом. Одна из них - вышеупомянутая антропография арауканцев: она проиллюстрирована проявлениями необычной мужества и силы, необычайными печалями и советами, партиями и играми, всеми аспектами, которые дополняют культурный образ арауканцев. Самыми важными и неожиданными расширениями культурного измерения являются различные эпизоды коренных идилов, которые разворачиваются с конца первой части со сценами Лаутаро и Гуакольды, во втором - с идиллиями Тегуальды и Крепино, Глауры и Кариона, а в третьем - история Лауки, которая даст предлог - дополнение чисто поэтической темы - к истории защиты Дидоны, которую поэт-рассказчик дает, чтобы ответить солдату.

Игнатьищем, царищем Батуищем, Угарищем поганым. Немалое место занимают ассонансы (повторение гласных звуков) и аллитерация (повторение согласных звуков), дополнительные организующие элементы стиха. Былины, как правило, трехчастны: запев (обычно не связанный напрямую с содержанием), функция которого состоит в подготовке к прослушиванию песни; зачин (в его пределах разворачивается действие); концовка. Следует отметить, что те или иные художественные приемы, использованные в былине, определяются ее тематикой (так, для богатырских былин характерна антитеза).Взгляд сказителя никогда не обращается к прошлому или будущему, но следует за героем от события к событию, хотя расстояние между ними может варьироваться от нескольких дней до нескольких лет.

Все они представляют собой измерение арауканского народа, верность женщин, и их презентация восхваляется с крайним усилением общих мест посредством темы переполненности библейских женщин и классической древности. В противоположность и демонстрируя варварскую гордость и стыд женщин непобедимых воинов, Фрезия, похоже, презирает сына Цаполилана во время его поражения. Это действие как предыдущее, имеет целью проследить физиономию арауканского народа. Может показаться сомнительным, если подумать, что рядом с Эрсилья практически нет важной хроники, что женщины будут сопровождать воинов, как это делает Эрцилла в разных формах, в прологе «Читателю» Первой части, помимо упомянутых идиллий.

Исторические этапы развития былин

Исследователи расходятся во мнении, когда на Руси появились эпические песни. Одни относят их возникновение к 9–11 вв., другие – к 11–13 вв. Несомненно, одно – просуществовав столь долго, передававшиеся из уст в уста, былины не дошли до нас в своем первоначальном виде, они претерпели множество изменений, поскольку менялся и государственный строй, и внутри - и внешнеполитическая обстановка, мировоззрение слушателей и исполнителей. Практически невозможно сказать, в каком веке создана та или иная былина, некоторые отражают более ранний, некоторые – более поздний этап развития русского эпоса, а в иных былинах исследователи различают под позднейшими наслоениями весьма древние сюжеты.

Тем не менее, это было так, и некоторые независимые отношения дают ему, поэтому дают полную правдоподобность представительству арауканских женщин. Еще одним культурным усилением является осуществление магии. Коренное колдовство служит для введения двух разных моментов с правдоподобием, которое никоим образом не отменяет убеждений и критериев времени от вульгарного мнения до выводов Франсиско де Виктории.

Видения магии отражаются в сновидческих видениях поэта, которые в его обмороке достигают созерцания битвы при Сан-Квентине во Франции, в которой участвует Фелипе, и это происходит в тот же день, когда арауканцы дали им еще один Чили. Это оправдание поэта, раскрывающего синхронность, которая одновременна с двумя разными экземплярами двух отдаленных концов одной империи. Видение, за которым следуют Пророчество Испании и другие пророчества о пролептическом интересе, то есть о скрытых последствиях в повествовании, в котором смешанная королевская семья и личная судьба поэта.

Сюжеты былин

полагал, что древнейшими являются сюжеты, связанные со сватовством героя и со змееборством. Для подобных былин характерны элементы, значимые и для волшебной сказки, в частности: утроение сюжетных слагаемых (Илья у распутья наезжает на камень с надписью, предвещающей ту или иную судьбу, и последовательно избирает каждую из трех дорог), запрет и нарушение запрета (Добрыне запрещено купаться в Пучай-реке), а также наличие древних мифологических элементов (Волх, родившийся от отца-змея, обладает даром перевоплощения в животных, Тугарин Змеевич в разных вариантах былины предстает то змеем, то змеем, наделенным антропоморфными чертами, то существом природы то ли человеческой, то ли змеиной; так же и Соловей-разбойник оказывается то ли птицей, то ли человеком, а то и соединяет в себе те и другие черты).[ 4, 54 ]

Наибольшее количество дошедших до нас былин относится к периоду с 11 по 13–14 вв. Они создавались в южнорусских областях – Киевской, Черниговской, Галицко-Волынской, Ростово-Суздальской. Наиболее актуальной в этот период становится тема борьбы русского народа с кочевниками, совершавшими набеги на Киевскую Русь, а позднее с ордынскими захватчиками. Былины начинают группироваться вокруг сюжета защиты и освобождения Родины, ярко окрашены патриотическими чувствами. Народная память сохранила только одно наименование для врага-кочевника – татарин, но исследователи находят среди имен героев былин имена не только татарских, но и половецких военачальников . В былинах заметно стремление поднять народный дух, выразить любовь к родной стране и яростную ненависть к иноземным захватчикам, восхваляются подвиги могучих и непобедимых народных героев-богатырей. В это время становятся популярными образы Ильи Муромца, Дунай-свата, Алеши

Поповича, Добрыни Никитича, Василия Каземировича, Михайло Даниловича и многих других героев.

С образованием Московского государства, начиная с 16 в., героические былины постепенно отходят на второй план, более актуальными становятся скоморошины (Вавила и скоморохи ,Птицы ) и сатирические былины с их острыми социальными конфликтами. В них описываются подвиги богатырей в мирной жизни, главные герои противостоят князьям и боярам, а задача их сводится к защите собственной семьи и чести (Сухман, Данило Ловчанин), при этом в скоморошьих былинах высмеиваются господствующие слои общества. Одновременно возникает и новый жанр – исторические песни, где повествуется о конкретных исторических событиях, происходивших с 13 по 19 вв., здесь отсутствуют вымысел и преувеличение, характерные для былин, а в сражениях героями могут выступать сразу несколько человек или целое войско. В 17 в. былины постепенно начинает вытеснять переводной рыцарский роман, адаптированный для русской аудитории, между тем они остаются популярным народным развлечением. Тогда же появляются первые письменные пересказы былинных текстов. Количество былинных сюжетов, несмотря на множество записанных вариантов одной и той же былины, весьма ограничено: их около 100. Выделяют былины, в основе которых сватовство или борьба героя за жену (Садко , Михайло Потык , Иван Годинович , Дунай , Козарин , Соловей Будимирович и более поздние – Алеша Попович и Елена Петровична , Хотен Блудович ); борьба с чудовищами (Добрыня и змей , Алеша и Тугарин , Илья и Идолище , Илья и Соловей-разбойник ); борьба с иноземными захватчиками, в том числе: отражение татарских набегов (Ссора Ильи с Владимиром , Илья и Калин ,), войны с литовцами (Былина о наезде литовцев ). Особняком стоят сатирические былины или былины-пародии (Дюк Степанович , Состязание с Чурилой ).[ 4, 73]

Главный герой былины – богатырь.

(Приложение 2)

Откуда происходит слово «богатырь»? Есть мнение, что оно заимствовано из тюркских языков, где является в различных формах - багхатур, багадур, батур, батыр, батор. Ученые (Щепкин, Буслаев) прямо выводили «богатырь» из «Бог» через посредство «богатый» Образы богатырей – народный эталон мужества, справедливости, патриотизма и силы. Недаром один из первых русских самолетов, обладавший исключительной по тем временам грузоподъемностью, был назван - «Илья Муромец»

Ученые классифицируют богатырей на старших и младших

Старшие богатыри : Младшие богатыри :

Добрыня Никитич, Святогор,

Иван Данилович, Вольга Святославич,

Алёша Попович, Сухан,

Илья Муромец, Полкан,

Микула Селянинович, Колыван Иванович,

Чурила Пленкович, Дон Иванович,

Дюк Степанович, Дунай Иванович, 7

Данил Ловченин и др. Самсон и др.

«Старшие» являлись олицетворением стихийных сил, былины о них своеобразно отражали мифологические воззрения, бытовавшие в Древней Руси.
«Младшие» богатыри – обыкновенные смертные, герои новой исторической эпохи, а потому в минимальной степени наделены мифологическими чертами. Несмотря на то, что против подобной классификации впоследствии были выдвинуты серьезные возражения, подобное деление до сих пор встречается в научной литературе . Образы богатырей – народный эталон мужества, справедливости, патриотизма и силы (недаром один из первых русских самолетов, обладавший исключительной по тем временам грузоподъемностью, был назван создателями «Илья Муромец»).

(Приложение 3)

Илья Муромец, несомненно, самый популярный герой былин, могучий богатырь. Эпос не знает его молодым, он – старик с седой бородой. Как ни странно, Илья Муромец появился позже своих былинных младших товарищей Добрыни Никитича и Алеши Поповича. Родина его – город Муром, село Карачарово.

Крестьянский сын, больной Илья «сидел сиднем на печи 30 лет и три года». Однажды в дом пришли странники, «калики перехожие». Они исцелили Илью, наделив его богатырской силой. Отныне он – герой, которому предначертано служить городу Киеву и князю Владимиру. На пути в Киев Илья побеждает Соловья-разбойника, кладет его в «тороки» и везет к княжескому двору. Из других подвигов Ильи стоит упомянуть его победу над Идолищем, осадившим Киев и запретившим нищенствовать и поминать божье имя. Здесь Илья выступает как защитник веры.

Негладко складываются его отношения с князем Владимиром. Мужицкий герой не встречает должного уважения при дворе князя, его обходят дарами, не сажают на почетное место в пиру. Взбунтовавшийся богатырь заключен в погреб на семь лет и обречен на голодную смерть. Лишь наступление на город татар во главе с царем Калином вынуждает князя просить помощи у Ильи. Тот собирает богатырей и вступает в бой. Разгромленный враг бежит, поклявшись никогда не возвращаться на Русь.

(Приложение 4)

Добрыня Никитич – популярный герой былин киевского цикла. Этот герой-змееборец родился в Рязани. Он самый вежливый и воспитанный из русских богатырей, недаром именно Добрыня всегда выступает послом и переговорщиком в сложных ситуациях. Основные былины, связанные с именем Добрыни: Добрыня и змей , Добрыня и Василий Каземирович , Бой Добрыни с Дунаем , Добрыня и Маринка , Добрыня и Алеша .

(Приложение 5)

Алеша Попович – родом из Ростова, он сын соборного попа, самый молодой из

знаменитой троицы богатырей. Он смел, хитер, легкомыслен, склонен к веселью и шутке. Ученые, принадлежавшие к исторической школе, полагали, что этот былинный герой ведет свое происхождение от Александра Поповича, погибшего в битве при Калке, однако, показал, что в действительности имел место обратный процесс, имя вымышленного героя проникло в летопись. Наиболее известный подвиг Алеши Поповича – победа его над Тугарином Змеевичем.

Историческая действительность и художественный вымысел в былинах

Соотношение между действительностью и вымыслом в былинах отнюдь не прямолинейно, наряду с явными фантазиями присутствует отражение жизни Древней Руси. За многими былинными эпизодами угадываются реальные социальные и бытовые отношения, многочисленные военные и общественные конфликты, имевшие место в древности. Примечателен и тот факт, что в былинах с удивительной точностью переданы определенные детали быта, а зачастую поразительно верно описана местность, где разворачивается действие. Также небезынтересно, что даже имена некоторых былинных персонажей зафиксированы в летописях, где о них повествуется, как о реально существовавших личностях.

Тем не менее, народные сказители, воспевавшие подвиги княжеской дружины, в отличие от летописцев, не следовали буквально хронологическому ходу событий, напротив, народная память бережно сохранила лишь самые яркие и примечательные исторические эпизоды, безотносительно к их расположению на временной шкале. Тесная связь с окружающей действительностью обусловила развитие и изменение строя и сюжетов былин, соответственно ходу истории Русского государства. Притом сам жанр существовал до середины XX в., разумеется, претерпевая многообразные изменения.

Циклизация былин

Хотя в силу особых исторических условий на Руси так и не оформился цельный эпос, разрозненные эпические песни складываются в циклы либо вокруг какого-либо героя, либо по общности местности, где они бытовали. Классификации былин, которая была бы единодушно принята всеми исследователями, не существует, тем не менее, принято выделять былины киевского, или «владимирова», новгородского и московского циклов. Помимо них существуют былины, не вписывающиеся ни в какие циклы.

Киевский или «владимиров» цикл. В этих былинах богатыри собираются вокруг двора князя Владимира. Сам князь не совершает подвигов, однако, Киев – центр, который влечет героев, призванных защитить от врагов родину и веру. полагает, что песни киевского цикла – явление не местное, характерное только для киевской области, напротив – былины этого цикла создавались по всей киевской Руси. С течением времени образ Владимира менялся, князь приобретал черты, изначально

несвойственные для легендарного правителя, во многих былинах он труслив, подл, зачастую намеренно унижает героев (Алеша Попович и Тугарин , Илья и Идолище , Ссора Ильи с Владимиром ).

Новгородский цикл. Былины резко отличаются от былин «владимирова» цикла, что неудивительно, поскольку Новгород никогда не знал татарского нашествия, а был крупнейшим торговым центром древней Руси. Герои новгородских былин (Садко, Василий Буслаев) также сильно отличаются от других.

Московский цикл. В этих былинах отразился быт высших слоев московского общества. В былинах о Хотене Блудовиче, Дюке и Чуриле содержится множество деталей, характерных для эпохи подъема Московского государства: описаны одежда, нравы и поведение горожан.

Первая запись русских эпических песен сделана в начале 17 в. англичанином Ричардом Джеймсом. Однако первый значительный труд по собиранию былин, имевший огромное научное значение, был проделан казаком Киршей Даниловым примерно в 40–60 18 в. Собранный им сборник состоял из 70 песен. Впервые записи в неполном виде были опубликованы только в 1804 в Москве, под названиемДревние Российские Стихотворения и долгое время являлись единственным собранием русских эпических песен.

Следующий шаг в изучении русских эпических песен сделал (1831–1885). Он обнаружил, что в Олонецкой губернии былины все еще исполняются, хотя к тому моменту этот фольклорный жанр считался мертвым. Благодаря открытию представилась возможность не только глубже изучить былинный эпос, но и познакомиться со способом его исполнения и с самими исполнителями. Итоговый свод былин был опубликован в 1861–1867 под заглавием Песни, собранные . Четыре тома содержали 165 былин (для сравнения упомянем, что в Сборнике Кирши Данилова их было всего 24).

Далее последовали сборники (1831–1872), (1808–1856), (1872–1942) и др., материал для которых собран, по преимуществу, в Сибири, в Среднем и Нижнем Поволжье, на Дону, Тереке и Урале (в Центральных и Южных районах былинный эпос сохранился в весьма незначительных размерах). Последние записи былин сделаны в 20–30 20 в. советскими экспедициями, путешествовавшими по северу России, а с 50-х 20 в. былинный эпос практически перестает существовать в живом исполнении, сохраняясь лишь в книгах.

Русская и советская фольклористика. Впервые осмыслить русский эпос как цельное художественное явление и понять его взаимосвязь с ходом русской истории попытался (1792–1832) в предисловии к предпринятому им второму изданию сборника Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым (1818).

По мнению представителей «мифологической школы», к которой принадлежали (1818–1897), (1826–1871), (1833–1889), эпические песни были не более чем производными от более древних мифов. Основываясь на этих песнях, представители школы пытались реконструировать мифы первобытных народов.

Ученые-«компаративисты», среди которых – (1835–1920)

и (1838–1906), считали эпос явлением внеисторическим. Они утверждали, что сюжет после своего зарождения начинает странствовать, видоизменяясь и обогащаясь.

Представитель «исторической школы» (1848–1913) изучал взаимодействие между эпосом и историей. По его мнению, в эпосе регистрировались исторические события, и, таким образом, эпос является своего рода устной летописью.

Особое место в русской и советской фольклористике занимает (1895–1970). В своих новаторских работах он сочетал подход исторический с подходом структурным (западные структуралисты, в частности К. Леви-Строс (р. 1909), называли его родоначальником их научного метода, против чего резко возражал).

Былинные сюжеты и герои в искусстве и литературе

Уже с момента публикации сборника Кирши Данилова былинные сюжеты и герои прочно входят в мир современной русской культуры. Следы знакомства с русскими былинами нетрудно увидеть и в поэме Руслан и Людмила и в стихотворных балладах . [ 7,23 ]

Многогранное отражение получили образы русских былин и в музыке. Бородин (1833–1887) создал оперу-фарс Богатыри (1867), а своей 2-й симфонии (1876) дал название Богатырская , использовал он образы богатырского эпоса и в своих романсах.

Бородина по «могучей кучке» (объединению композиторов и музыкальных критиков) -Корсаков (1844–1908) дважды обращался к образу новгородского «богатого гостя». Сначала он создал симфоническую музыкальную картину Садко (1867), а позднее, в 1896, одноименную оперу. Стоит упомянуть, что театральную постановку этой оперы в 1914 оформлял художник (1876–1942).

(1848–1926), в основном известен публике по картинам, сюжеты для которых взяты из русского героического эпоса, достаточно назвать полотна Витязь на распутье (1882) и Богатыри (1898).

(Приложение 6)

Знакомый всем с детства образ трех русских богатырей – Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алёши Поповича ассоциируется, помимо былинных текстов, прежде всего со знаменитой картиной. Богатыри изображены стоящими на страже рубежей Русской земли, на одной из застав, в немалом числе появившихся при Святом князе Владимире Красное Солнышко для защиты от степной угрозы. В XX веке картина стала одним из символов русского патриотизма, сопротивления иноземным захватчикам. Ее репродукции носили с собой воины, сражавшиеся на полях Великой Отечественной. Образ былинных богатырей был поистине объединяющим для соотечественников самых различных убеждений. В послевоенные годы эту тему не обошел вниманием и советский кинематограф – кроме игрового фильма «Илья Муромец» (1956) на экране появился ряд мультфильмов по сюжетам былин.
К былинным сюжетам обращался и (1856–1910). Декоративные панно Микула Селянинович (1896) и Богатырь (1898) по-своему трактуют эти, казалось бы, хорошо знакомые образы. [ 5,36 ]

Герои и сюжеты былин являются драгоценным материалом для кинематографа. Например, фильм режиссера (1900–1973) Садко (1952), оригинальную музыку для которого написал композитор, отчасти использовав в музыкальном оформлении классическую музыку -Корсакова, был одним из самых зрелищных фильмов своего времени. А другой фильм того же режиссера Илья Муромец (1956) стал первым советским широкоэкранным фильмом со стереофоническим звуком. Режиссер-мультипликатор (1928–1997) создал мультипликационную версию самой популярной русской былины, его работа называется Садко богатый (1975).

Заключение

В образе древнерусского богатыря воплотились народные понятия о высоких нравственных качествах, какими должен был обладать истинный герой. Одно из самых главных его качеств - это чувство справедливости и сознание своего долга - стоять за правду. Он - герой общенародный, общерусский, не связанный какими-то сословными узами.

«Я иду служить за веру христианскую
И за землю российскую,
Да и за стольние Киев-град,
За вдов, за сирот, за бедных людей».

ЛИТЕРАТУРА

1. Былины. Итоги и проблемы изучения. М. – Л., 1966

2. Астахова Севера. . М. – Л., 1938–1951, тт. 1–2

3. Историзм былин и специфика фольклора. Л., 1982

4. Сюжет и стиль русских былин. М., 1993

5. Былины. М., 1957

6. Атрибуция русских былин. М., 1970

7. , Былины. М., 1958, тт. 1–2

8. Русский героический эпос. М., 1999

Приложения

1. Приложение 1 – Русские богатыри

2. Приложение 2 – Старинные гусли

3. Приложение 3 – «Илья Муромец»

4. Приложение 4 – «Добрыня Никитич» (Андрей Рябушкин, 1895),

5. Приложение 5 - «Алеша Попович» (Андрей Рябушкин, 1895),иллюстрация к книге «Русские былинные богатыри»

6. Приложение 6 - «Богатыри» – Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович,
(картина Виктора Васнецова,)

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 4

«Добрыня Никитич» (Андрей Рябушкин, 1895),
иллюстрация к книге «Русские былинные богатыри»

Приложение 5

«Алеша Попович» (Андрей Рябушкин, 1895),
иллюстрация к книге «Русские былинные богатыри»

Приложение 3

http://pandia.ru/text/78/225/images/image006_46.jpg" alt="bogatyri" width="714 height=647" height="647">

«Богатыри» – Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович,
(картина Виктора Васнецова,)

Ответ оставил Гость

Былины строятся по определённому плану.Большинство былин начинается зачином. В нём обычно говорится о месте действия или о том, куда и откуда поехал богатырь (см. первые шесть строк былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»). События в былинах излагаются в строгом порядке, последовательно. Повествование ведётся медленно, не спеша. Так как бюлины жили в устной передаче, исполнитель их сказывал сосредоточить внимание слушателей на особенно важных, по его мнению, местах. Для этого в былинах широко применяются повторения, обычно троекратные. Так, в былине об Илье Муромце и Соловье-разбойнике трижды повторяется описание силы Соловья-разбойника.Чтобы придать напевность былине, сделать изложение её более выразительным, музыкальным, часто в былинах повторяются отдельные слова. Повторения встречаются не только в тексте одной и той же былины. В разных былинах одинаково описываются сходные действия, явления, например седлание богатырского коня, пир у князя Владимира, вражеская сила, бой богатырей с врагами и пр.Такие сходные описания, встречающиеся в разных былинах (и в сказках), называются общими местами.Иногда былины заканчиваются особой концовкой - заключением из всего содержания былины:То старина, то и дёянье,т. е. так было в старину, это - быль.авный герой былин - русский богатырь. Чтобы ярче представить силу богатыря, применяется приём гиперболы (преувеличения). Например, вот как описывается бой богатыря с вражеской силой. Если богатырь махнёт правой рукой, среди вражеского стана образуется улица, левой - переулок. Палица (меч) богатыря весит сорок или даже девяносто пудов.Если богатырь заснёт, то «богатырский сон на двенадцать дён» (дней). Под стать богатырю и его конь: «первый скок коня - на много вёрст, а второй скок - и найти нельзя». Чтобы подчеркнуть силу русского богатыря, гиперболически изображается его враг. Несметные силы врага «серому волку... дня не обскакать, чёрному ворону в день не облететь».В былинах, как и вообще в произведениях устной народной поэзии, каждое слово точно и выразительно. В течение веков народные певцы и поэты совершенствовали язык своих поэтических произведений, добиваясь наиболее точного и яркого, выразительного раскрытия через слово самых существенных качеств героев и их поступков. Так, очень богаты и разнообразны в устной поэзии эпитеты - красочные определения, указывающие наиболее существенный признак людей, предметов, явлений жизни.Часто одни и те же эпитеты постоянно характеризуют тех или иных героев, предметы, явления жизни, природы и т. д. Поэтому их называют постоянными эпитетами. В былинах, например, встречаются такие постоянные эпитеты: дородный добрый молодец, сила великая, славный стольный Киев-град, тугой лук, тетивочка шелковая, стрелочки калёные.