Дислексия что это такое и чем вызвана болезнь? Что такое дислексия? Дислексия у детей: симптомы и лечение.

Дислексия - что это такое: болезнь, педагогическая запущенность или особенность функций определенных отделов головного мозга? В каждом случае, дислексия индивидуальна – считают врачи. По статистике, на 5 мальчиков страдающих данным нарушением, приходится 1 девочка. Среди левшей дислексиков больше, чем среди правшей.

Дислексия - что это?

Нарушение узнавания различных знаков, символов и поэтому возникновение сложности в понимании – так обозначена дислексия, в международном медицинском справочнике МКБ – 10. Термин «дислексия» древнегреческого происхождения δυσ –нарушение, λέξις – речь. Дислексики – люди, которым сложно обучиться навыкам чтения, письменной речи. Выявленная дислексия у взрослых – показатель недостаточного внимания коррекции расстройства в детстве.

Причины дислексии

Дислексия встречается как у людей, с достаточным уровнем интеллекта (до 5%), так и с особенностями психического развития (25 – 50%). Механизмы дислексии не до конца ясны специалистам, но главная роль в возникновении принадлежит наследственной или генетической предрасположенности к нарушению (в 70% случаев). Не менее важными считаются и другие причины дислексии:

  • нейробиологические факторы – активность и плотность левой средней височной извилины значительно снижены;
  • нарушение в равновесии между полушариями;
  • правополушарный ;
  • беременность осложненная инфекциями (краснуха, герпес, корь) или применением токсичных веществ (курение, алкоголь, наркотики);
  • аномалии родовой деятельности: асфиксия плода, преждевременная отслойка плаценты;
  • травмы, тяжелые инфекции (менингит);
  • социальные факторы: синдром изоляции, неблагополучная семья, педагогическая запущенность или чрезмерные обучающие нагрузки.

Дислексия - симптомы

Диагностика дислексии может вызывать затруднения и быть сопутствующим симптомом более тяжелых нарушений. Родители, учителя могут заметить особенные трудности ребенка при обучении, что является поводом посетить специалиста. При этом, важно обратить внимание: общий уровень интеллекта соответствует возрастной норме. Симптоматика дислексии:

  • затруднения в изучении алфавита;
  • буквы, слова, цифры – видят иначе;
  • отставание в письме, чтении;
  • дефекты в звукопроизношении;
  • плохая память на имена, числа, только что прочтенный текст;
  • прочтение текста медленное с большими паузами и перестановками букв, слогов в словах;
  • математические вычисления представляют сложность;
  • плохое распознавание букв, дающих одинаковые звуки;
  • чтение первой строки текста может быть правильным, но с последующей строки восприятие теряется;
  • высокая эмоциональная лабильность (раздражение, гнев);
  • во взрослом возрасте: затрудненное изложение мыслей, неспособность запоминать маршруты, даты;
  • пространственные нарушения и ориентация на местности: верх-низ, правое-левое – трудноразличимые категории.

Виды дислексии

Яркая симптоматика не обязательно предполагает наличие всех проявлений, и симптомы зависят, прежде всего, от вида нарушения. Специалистами выделены следующие формы дислексии:

  1. Аграмматическая дислексия - характеризуется недоразвитой речью, грамматическая конструкции предложения: времена, падежи, окончания неправильно согласованы: «я хотеть пойти на улица», «пестрый кошка».
  2. Фонематическая (акустическая) дислексия – самая распространенная среди младших школьников. Происходит перестановка слогов, смешение букв по одному различимому признаку в схожих словах и искажение структуры слова (ком-лом-дом, круг-друг, сосна-насос, наши-шина).
  3. Мнестическая дислексия – при этой форме, возникают сложности в определении букв в произносимом звуке или слове.
  4. Семантическая дислексия – чтение не представляет труда, но «механическое» и каждое слово воспринимается изолированно от всего текста и смысл прочитанного дислексик объяснить не сможет.
  5. Оптическая дислексия – проявляет себя по-разному: соскальзывание при чтении на другие строки текста, зеркальное чтение (справа налево), неправильное понимание букв, состоящих из одинаковых элементов, но с разным расположением (И-Н-П).
  6. Тактильная дислексия – схожа с оптической, но свойственна только незрячим людям. Во время чтения книг по Брайлю происходит соскальзывание пальцев на другие строки, путаница букв со схожим написанием.

Дислексия и дисграфия

Дислексия заболевание, часто сопровождающееся другими нарушениями. – нарушение письменной речи. Во время написания текста ребенком, происходит перестановка слогов, написание букв в зеркальном положении. Написанный текст изобилует ошибками, отсутствием заглавных букв и знаков препинания. Дисграфия может быть самостоятельным расстройством, интеллект при этом, также как при дислексии сохранен.

Лечение дислексии

Специфических схем медикаментозного лечения дислексии не существует. Чем раньше выявлено расстройство, тем больше разнообразных мероприятий можно провести для улучшения успеваемости ребенка. Коррекция дислексии осуществляется логопедом, а при сопутствующих заболеваниях подключаются невропатолог, психиатр, офтальмолог. Программа коррекции включает в себя упражнения:

  • на работу со звукопроизношением;
  • на формирование грамматических систем;
  • на развитие слухоречевой и ;
  • на интеграцию зрительных и звуковых образов.

Известные люди с дислексией

Дислексия - болезнь гениев, существует мнение у некоторых специалистов - в этом можно убедиться, изучая биографии известных людей, страдающих расстройством, что не помешало им добиться успеха, стать востребованными в профессии и любимцами публики. Дислексия у знаменитостей, которые преодолели свои комплексы, и служат отличным примером, что не надо отчаиваться для других:

Дислексия - книги

Дислексия – что это такое и как избавиться от дислексии взрослому человеку самостоятельно. Все эти вопросы поднимаются в литературе, посвященной дислексии:

  1. «Дар дислексии» Р. Дэйвис
  2. «Дар обучения» Р. Дэйвис
  3. «Коррекция аграмматической дислексии» Е. Мазанова
  4. «Дислексия или Почему…» Т. Воронина
  5. «Дислексия мозга. За гранью известного» Т. Гогуадзе

Многие люди понятия не имеют о том, что такое дислексия. Но есть и те, кто не понаслышке знаком с этим специфическим нарушением, которое выражается в неспособности овладеть навыком чтения. Дислексия у детей проявляется в стойких ошибках, обусловленных расстройством или несформированностью психологических функций, которые отвечают за процесс чтения. Нарушение может быть приобретенным или врожденным, наблюдаться у ребятишек с интеллектуальной недостаточностью и у детей с совершенно нормальным интеллектом. О том, что такое дислексия, о ее причинах, симптомах, разновидностях и методах устранения расскажем в статье.

Этиология

Зачастую нарушение является врожденным, то есть изначально навык чтения формируется искаженно. Дислексия у детей в этом случае обусловлена биологическими причинами. При внутриутробном развитии ребенка могут произойти повреждения головного мозга, влекущие истощение нервной системы. Вследствие этого отделы мозга, отвечающие за психологические функции, участвующие в формировании навыка чтения, страдают.

Потеря или расстройство изначально правильно сформированного навыка возникает в результате воздействия социально-психологических факторов, к которым можно отнести педагогическую запущенность, недостаточность речевых контактов, синдром госпитализма и тому подобное. Дислексия у школьников может развиться, если предъявлять к ним завышенные требования относительно грамотности, проводить обучение слишком быстрыми темпами. В таком случае у ребенка возникает состояние психологической дезадаптации. В сочетании с неблагоприятными социальными условиями это влечет появление таких нарушений, как дислексия и дисграфия. У детей данные расстройства в последние годы выявляются все чаще.

Симптоматика

Ошибки при чтении - это еще далеко не все проявления расстройства. Специалисты, рассматривающие проблему более широко, говорят также о клинических признаках, которыми зачастую сопровождается дислексия. Симптомы, к примеру, включают церебрастению, психический инфантилизм. Непосредственно нарушение навыка чтения проявляется в замедленном темпе данной и большом числе разнообразных ошибок. Среди них можно выделить несколько групп:

  • смешение и замена букв, которые обозначают фонетически близкие звуки;
  • замена сходных графически букв;
  • перестановка, пропуски/добавления слогов и букв, то есть искажение звуко-слоговой структуры;
  • проблемы с пониманием прочитанного слова, предложения, текста в условиях отсутствия нарушений в ;
  • аграмматизмы, зеркальное чтение.

Клинико-психологический подход

Чтобы понять, что такое дислексия, необходимо рассмотреть ее в разных аспектах. Так, зачастую данное расстройство встречается у детей с системными нарушениями ЦНС (диффузными, функциональными, локальными, органическими). Такие ребятишки страдают парциальной недостаточностью высших психических функций, имеют проблемы с устойчивостью и регуляцией подвижности психических процессов. Также у детей наблюдаются патологические особенности эмоциональной сферы: слабость вербально-логического мышления при хорошем образно-наглядном, нормальная адаптация в житейских условиях наряду со школьной дезадаптацией и так далее. Ребятишки имеют недостаточный объем слухоречевой памяти, дефицит графических и изобразительных способностей.

Многие исследователи связывают расстройство с недостаточным развитием устной речи и среди факторов затруднения чтения называют недоразвитие звукобуквенных ассоциаций, а также нарушение фонетического декодирования. Дети испытывают сложности с установлением кодовых соответствий (буква-звук) и не могут автоматизировать этот процесс. В результате у них снижается познавательная активность.

Овладение чтением

Воспроизведение звуковой основываясь на его графическом изображении, - это и есть процесс по психолого-физиологической структуре противоположен письму. Когда мы пишем, то выражаем смысл в буквенных знаках, а когда читаем, понимаем смысл через восприятие букв.

В процессе чтения задействованы речеслуховой, речезрительный, речедвигательный анализаторы. Чтобы читать, нужно двигать глазами, забегать вперед (антипация) и возвращаться назад (регрессия). Если свобода движения по тексту глаз ограничена, то процесс чтения нарушается, ведь восприятие слов происходит непосредственно в момент фиксации, то есть тогда, когда глаза останавливаются на строке. Количество фиксаций зависит от того, насколько знакомы слова, их структуры и т. п. Буквы в слове играют роль ориентиров. Когда мы читаем, то воспринимаем не все буквы, а только доминирующие.

Классификация

На основании учета операций, нарушенных в ходе чтения, были выделены разные виды патологии. Рассмотрим каждый из них подробнее.

1. Оптическая дислексия

Симптомы такой формы заключаются в том, что дети не могут с точностью воспринять графическое изображение и воспроизвести зрительный ряд, вследствие чего у них возникают сложности с усвоением букв. Ребятишки путают буквы, имеющие графическое сходство, и не могут различить их по оптическим признакам. Такие дети оказываются неспособными к зрительному синтезу и анализу.

2. Фонематическая дислексия

Расстройство связано с недоразвитостью функций фонематической системы, в число которых входят:

  • смыслоразличительная - способность соотносить определенные сочетания фонем со смыслом, когда изменение одной фонемы или последовательности единиц звукового строя влечет изменение смысла;
  • слухопроизносительная дифференциация - способность различать фонемы артикуляторно и акустически;
  • фонематический анализ - способность раскладывать слова на составляющие их фонемы.

Дети обычно испытывают трудности со слухопроизносительной дифференциацией и фонематическим анализом. В первом случае это проявляется путанием акустико-артикуляторно схожих звуков, чтением по буквам, пропусками согласных при их стечении, перестановкой звуков и слогов. Во втором случае дети испытывают трудности с определением:


3. Аграмматическая дислексия

Зачастую эта форма встречается у ребятишек с общими Она обусловлена недоразвитостью синтаксических и морфологических обобщений, грамматического речевого строя. Дети с таким расстройством в процессе чтения изменяют и числа существительных, неправильно согласовывают прилагательные и существительные в роде, падеже, числе, изменяют родовые окончания местоимений, формы, виды и времена глаголов.

4. Семантическая дислексия

Коррекция такого нарушения требует несколько иных подходов, чем в других случаях, поскольку этот вид расстройства характеризуется проблемами с пониманием фактического содержания и смысла текста, хотя технически школьник текст читает правильно. Варианты нарушения:

  • чтение по слогам, когда ребенок последовательно произносит слоги, но не может объединить их в значимое целое, а следовательно, не может воспринять информацию во время чтения, то есть имеют место сложности звукослогового синтеза;
  • чтение полными словами, когда ребенок не может четко представить синтаксическую связь внутри предложения, то есть каждое слово он воспринимает не в совокупности с соседними словами, а изолированно;
  • совмещение первых двух вариантов, когда чтение по слогам с непониманием смысла сопровождается нечеткостью представлений о синтаксических связях в предложениях.

5. Мнестическая дислексия

Это нарушение обусловлено проблемами со слухоречевой памятью, в результате которых ребенок испытывает трудности с образованием связи между зрительным образом буквы и звуком. Школьник не может запомнить буквы, заменяет их при чтении на другие, путает.

6. Тактильная дислексия

Расстройство данного вида характерно для слепых. При чтении такие люди применяют не зрительное восприятие, а сенсомоторную систему (читают за счет Однако исследования демонстрируют, что у слепых ребятишек дислексия по своим механизмам нисколько не отличается от речевых нарушений, возникающих у зрячих детей. При тактильном расстройстве основная проблема - нарушение узнавания букв письма по Брайлю (этот французский ученый придумал для незрячих людей тактильный шрифт). Слепые дети при наличии дислексии при чтении теряют слова, путают буквы, зачастую не дочитывают слово до конца, а стараются угадать его. При этом нарушения при движении пальцев у таких ребятишек соответствуют нарушениям при движении глаз, возникающим у зрячих детей, страдающих аналогичным расстройством (у них наблюдаются хаотичные вращения глазами, частые регрессии).

Дислексия: лечение

Нарушение может стать пожизненной проблемой, хотя некоторым людям все-таки удается развить функциональные навыки чтения. И все же подавляющая часть дислектиков требуемого уровня грамотности никогда не достигает. Чтобы улучшить ситуацию, необходимо откорректировать полностью весь учебный процесс. Дети с таким расстройством нуждаются в применении прямых и непрямых методов обучения распознаванию слов и формирования навыков, позволяющих выделять компоненты в словах. При прямом обучении используются специальные фонетические техники, не связанные с овладением чтением. Непрямое обучение предусматривает применение особой программы, которая посредством определенных фонетических методик позволяет научиться читать

Устранение дислексии производится разными способами. К лечению каждого ребенка следует подходить индивидуально. Так, для кого-то предпочтительным будет подход, подразумевающий обучение чтению сразу же целыми словами и выражениями, а для кого-то лучше подойдет методика, использующая иерархическую систему по приобретению навыков чтения, когда ребенка сначала обучают восприятию звуковых единиц, а затем уже слов и предложений. Также рекомендуется применять варианты терапии, при которых воздействие осуществляется сразу на разные виды органов чувств. Что касается медикаментозного лечения патологии или использования таких способов терапии, как оптометрические тренинги и тому подобное, эффективность их на сегодняшний день не доказана.

В заключение

Многие родители пугаются, когда у их детей диагностируют дислексию. Почему-то большинство людей считает данную патологию психическим заболеванием. Однако это совсем не так. Ребятишки, имеющие такое расстройство, зачастую проявляют феноменальные способности в иных областях, например, физике, математике, музыке, живописи. Так что такое дислексия? Проблема или... дар? Хорошенько подумайте, прежде чем ответить.

Дислексия - одна из распространенных проблем обучения у детей, которая проявляется специфическим расстройством чтения. Причину возникновения данного заболевания связывают с неврологическими расстройствами генетической природы. Человек, страдающий дислексией, затрудняется овладеть навыками чтения и письма.

Проблемы, сопровождающие страдающего дислексией:

  1. Tрудности в овладении чтениeм, несмотря на достаточный для этого уровень интеллектуального (и речевого) развития;
  2. Затруднения в восприятии написанной информации;
  3. Нарушения координации (неуклюжесть, проблемы в планировании движения;
  4. С трудом развивает в себе способности читать, писать, плохо осваивает орфографию;
  5. Плохо ориентируется в пространстве, дезорганизация;
  6. Вызывает затруднения узнавание слов, часто не понимает того, что только что прочитал;
  7. СДВГ - Синдром Дефицита Внимания и Гиперактивности.

Симптомы дислексии

Существует ряд характерных для дислексии симптомов, которые помогут родителям понять, что у их ребенка имеется данное расстройство, и предпринять необходимые действия для его лечения.

Признаки дислексии:

  1. Ребенок часто трет глаза, немного косит;
  2. Держит книгу близко к глазам, может прикрывать или вообще закрывать один глаз при чтении;
  3. Очень быстро устает;
  4. Под любым предлогом пытается избежать выполнения домашней работы и чтения;
  5. Может читать книгу, повернув голову так, чтобы один глаз в чтении не участвовал;
  6. Когда читает, пропускает отдельные слова или не замечает отдельные места в тексте;
  7. При чтении или после него жалуется на сильную головную боль;
  8. Ребенок с трудом запоминает, идентифицирует и воспроизводит основные геометрические фигуры;
  9. В раннем возрасте пишет слова задом наперед;
  10. Очень плохо читает (его чтение не соответствует ожидаемому в таком возрасте);
  11. Почерк у ребенка очень плохой, слова наползают друг на друга.

Диагностировать дислексию нужно как можно раньше. Однако следует обратить внимание на то, что у ребенка могут быть просто проблемы со зрением, поэтому его обязательно нужно отвести на консультацию к офтальмологу. Поэтому, если вы не можете точно определить симптомы дислексии, лучше доверить это дело специалисту.

Диагностика дислексии

Большинство родителей и не подозревают, что их ребенок страдает дислексией, до тех пор, пока он не пойдет в детский сад или школу, где начнет изучать символы. Обследовать нужно детей, у которых отмечается задержка пассивной и активной речи, которые не могут нагнать сверстников после первой ступени обучения.

Дислексия у детей обследуется на предмет навыков чтения, слуха, уровня развития речи и когнитивных способностей. Также дети проходят психологическое обследование, с помощью которого выясняются функциональные особенности детей и предпочтительные для них формы обучения. По запросам учителя или родителей проводят исследования, которые помогут определить уровень понимания текста при чтении, анализа текста, понимания читаемой речи, слушаемой речи. С помощью этих исследований можно определить эффективные подходы для обучения ребенка.

В результате исследования происходит оценка функций активной и пассивной речи, проводится обследование когнитивных способностей (память, обоснование, внимание). Также оценивают язык, произношение, восприятие устной речи.

Психологическое обследование помогает выявить эмоциональные аспекты, усиливающие расстройство чтения. Для этого собирают полный анамнез семьи, который включает в себя наличие эмоциональных нарушений и психических расстройств в семье.

Врачу необходимо убедиться в том, что ребенок имеет нормальное зрение и нормальный слух. С помощью неврологического обследования можно выявить наличие дислексии у детей, нервно-психическую незрелость, либо неврологические нарушения, чтобы исключить какие-либо иные заболевания.

Причины дислексии

Нарушения сочетания, распознавания, анализа и запоминания звуков вызывают проблемы с фонологическим процессом. При дислексии отмечаются нарушения вербальной речи, написания и понимания речи письменной, что в дальнейшем может привести к проблемам с памятью, поиском подходящих слов, образованием речи.

Нередкими являются случаи семейных дислексий. Дети из таких семей часто страдают от данного нарушения. Ученые считают, что дислексия происходит из-за врожденных аномалий развития ЦНС. Существует мнение, что это связано с нарушениями в областях головного мозга левого полушария, которые отвечают за моторику речи и воспроизведение речи. Если же имеются нарушения в правом полушарии, то у человека возникают проблемы с распознаванием слов.

К дислексии нельзя отнести аномальные движения глаз и зрительно-перцептивные проблемы, хотя они также влияют на изучение и понимание слов.

Дислексия – это нарушение навыка чтения при сохраненной общей способности к обучению. Это специфическое нарушение имеет под собой неврологическую природу.

Раньше дислексия являлась общим понятием для определения неспособности индивидуума к обучению. В настоящее время этот термин описывает логопедические и клинико-психологические нарушения навыков чтения.

Дислексию называют «болезнью гениев».

Причины

Классификация

Существует несколько классификаций дислексии, которые представлены в следующих таблицах.

Видовая классификация

Вид Описание
Дислексия травмы Возникает после травмы головного мозга
Первичная дислексия Наследственная, чаще проявляется у мальчиков
Вторичная дислексия Обусловлена нарушением гормонального фона на ранних стадиях онтогенеза
Визуальная Человек не может писать буквы и цифры в правильном порядке
«Аудиторная» дислексия Связана со слухом, имеются трудности в распознавании звуков и группы букв
Дисграфия У ребенка появляются трудности в написании букв

Классификация по формам

Формы Описание
Фонематическая Связана с недоразвитием фонематической системы, звукобуквенного анализа
Семантическая Человек не понимает прочитанных слов и предложений
Аграмматическая Обусловлена недоразвитием грамматического строя речи.
Мнестическая Человеку трудно запомнить все буквы
Оптическая Путает графически сходные буквы
Тактильная Слепым детям трудно определить тактильно буквы из специальной азбуки

Признаки

Дислексия у взрослых имеет симптомы различной степени выраженности, которые зависят от причины нарушения. Человек, страдающий дислексией, не может быстро и правильно распознавать слова, читать, он часто делает орфографические ошибки. У индивидуума не сформирован полноценный фонологический компонент языка. При дислексии могут страдать память и внимание, но, как правило, это связано с нарушением межполушарных взаимодействий. При этом нарушении может возникнуть дефицит читательского опыта. Очень часто нарушено понимание текста. Интеллект при этом нарушении сохранен. Индивид читает с ошибками, по первым слогам пытается угадать, что написано.

Человек часто не понимает, что написано в тексте, ему трудно пересказать прочитанное. Чтение дается с большим трудом, он очень быстро устает и раздражается. Такие люди совершают ряд грамматических или орфографических ошибок при переписывании простого текста, им с трудом удается правильно написать слово, воспринимаемое на слух. Индивид при этом неврологическом нарушении имеет множество проблем с почерком, не может выполнить письменное задание в короткий срок. Дислексия и дисграфия откладывают «отпечаток» на характер, человек отличается повышенной эмоциональностью, очень раздражительный, совершает импульсивные ошибки. Очень часто заболевание сопровождается эмоциональной нестабильностью. В чертах характера может проявляться сильное чувство справедливости или утонченный эстетический вкус. Доминантная функция правого полушария может проявляется в виде нарушения координации движения.

Проявления у детей

Дислексия у детей проявляется в плохой успеваемости в школе. У них наблюдаются различные неврологические нарушения в поведении: нервозность, беспокойство и гиперактивность. Дети с дислексией плаксивы, могут некоторое время находится в подавленном состоянии, затем резко перейти в возбужденное.

Такие дети имеют задержку речевого развития. Они имеют большие трудности в запоминании букв, цифр, цветов.Они путают буквы с одинаковой конфигурацией, имеют сложности в сочетании звуков, не могут рифмовать слова.

Ребенок с дислексией может изменять порядок звуков в словах. Дислексия у младших школьников проявляется в том, что они не могут разбить слово по слогам, неправильно называют слова на буквы алфавита. Дети с дислексией особым образом держат карандаш или ручку в руках. Очень часто дислексия сочетается с дисграфией.

«Звездная» болезнь

Многие звезды шоу-бизнеса и кино страдали дислексией. В школе учителя и сверстники считали их умственоотсталыми. Однако с течением времени это неврологическое нарушение не помешало стать им знаменитыми актерами, режиссерами и сценаристами. Родители звезд даже не догадывались, что их ребенок не может читать или писать, потому что у него проблемы неврологического характера. Некоторым людям диагноз «дислексия» помешала окончить школу, но они смогли состояться профессионально и реализовать свои творческие способности. Многие знаменитости посещают логопедов для коррекции проблем речи и устранения ее дефектов.

Приведем несколько примеров из биографии звезд с дислексией:


Обследование

Обследование ребенка в возрасте 5-6 лет позволяет выявить симптоматику заболевания. Ребенку проводится тестирование в результате, которого выясняется, как ребенок читает и соответствует ли это возрастным нормам. Все тестирования проводятся в форме игры, чтобы исключить возникновение психологического дискомфорта у ребенка. У него проверяется слух и способность воспроизводить услышанные звуки. Специалистом проверяется, какая из сенсорных систем ребенка работает лучше: зрительная, тактильная или слуховая. Если тестирование проводится не в школе, то родители должны поддержать своего ребенка, правильно настроить его, объяснить всю важность исследования. Ребенок перед школой должен пройти обследование у логопеда и психолога, которые заполняют специальную форму характеристики.

В школе 1 раз в семестр проводит опросник Дэвиса для выявления скрытых творческих способностей у детей. Для реализации творческого дара у ребенка в школе необходимо давать больше свободных тем, проводить конкурсы, постоянно подталкивать на «великие дела».

Лечение

Лечить дислексию необходимо у логопеда, психолога и психиатра. Виды и способы коррекции дислексии зависят от формы и вида заболевания. У детей необходимо развивать функциональные навыки чтения. Используется прямое и непрямое обучение по распознаванию слов. В прямое обучение включены специальные фонематические методы, которое используются отдельно от программы по обучению чтению. Непрямое обучение включает в себя программу по обучению чтению и фонематические методы. При лечении дислексии у детей используют программы по комплексному воздействию на все органы чувств: зрительные, тактильные и слуховые. Ребенка обучают навыкам выделения составных частей слова или компонентов для понимания текста. Не всегда удается полностью вылечить дислексию, но можно свести к минимуму ее проявления.

Профилактика

Всем детям дошкольного возраста рекомендуется пройти обследование у специалиста по дислексии. Профилактические осмотры у дошкольников и младших школьников позволяют выявить специфические трудности в обучении и предупредить неврологические отклонения в поведении.

Занятия с логопедом

Логопед может проводить упражнения по коррекции дислексии с ребенком в форме игры. Ребенку предлагается выполнить несколько заданий.

  • Найти определенную букву небольшом тексте;
  • К большой печатной букве подставить маленькую письменную и наоборот;
  • Обвести контуры букв;
  • Вырезать букву из бумаги;
  • Добавить недостающие элементы букв;
  • Прочитать буквы и сочетания букв: «а, и, и, а», « о, о, и, а, о, и, у».

Ранняя диагностика дает возможность провести хорошую коррекционную работу и социально адаптировать ребенка, свести к минимуму неврологические нарушения и провести профилактику психологических проблем.

Одной из самых распространенных логопедических проблем у детей младшего школьного возраста является дислексия – невозможность овладения ребенком навыками чтения и письма при сохранении его умственных способностей.

Эта проблема значительно затрудняет общее развитие, ведь без чтения невозможно получить необходимые, базовые знания для последующего обучения в школе и дальнейшей жизни. Именно поэтому такой вопрос как диагностика и способы коррекции дислексии сегодня очень актуален во всем мире.

Современные логопедические методики позволяют своевременно помочь ребенку младшего школьного возраста (если появились такие симптомы) и способствуют его дальнейшей социальной адаптации путем поэтапного устранения этого заболевания. Разработаны специальные комплексы упражнений, выполняя которые, ребенок может сначала начать читать отдельные буквы, а затем и вовсе целые слова и предложения. Регулярные занятия с логопедом, выполнение специальных упражнений позволят добиться хорошего результата коррекции дислексии у младших школьников.


Как уже упоминалось выше, дислексия – это форма логопедической патологии, которая характеризуется нарушениями чтения и письма, невозможностью ребенка овладеть данными навыками при сохранении общего умственного развития ребенка. Иными словами, это то состояние, при котором ребенок может путать отдельные слова, буквы, неправильно их писать или читать.

В младшем школьном возрасте эта проблема встречается часто – именно в этот период закладываются навыки письма и чтения и наиболее актуальны для ребенка. Именно так он узнает новую информацию и приобретает новые способности и развивает их.

В случае дислексии происходит торможение этих процессов, что, безусловно, негативно сказывается как на адаптации ребенка в детском коллективе, так и на его индивидуальном развитии.


По всем остальным навыкам ребенок нисколько не уступает сверстникам – проблема заключается лишь в письме и речи.

Изначально у школьников с дислексией начинают возникать трудности в чтении, так что на данном этапе родителям следует установить, не является ли это заболевание причиной нарушения зрения. Если проблема связана со зрением, следует отправиться вместе с ребенком на консультацию к врачу-офтальмологу, подобрать очки или линзы с необходимыми диоптриями.


Все это позволит быстро и надежно разрешить ситуацию. В противном случае, если причиной трудностей в процессе обучения, длительных нарушений чтения и письма стала дислексия, родителям ребенка необходимо своевременно обратиться к логопеду. Постепенно, занимаясь с ребенком совместно со специалистом, можно успешно устранить создавшуюся проблему.

Виды дислексии


В результате постоянной невозможности прочесть увиденное центры головного мозга, отвечающие за речевые способности и письменность, не получают достаточного количества возбуждения – нервных импульсов.

В нормальном состоянии, при отсутствии дислексии, увиденный текст стимулирует головной мозг, который автоматически узнает ранее виденное слово, и в конечном результате ребенок это слово произносит вслух.

В случае данной логопедической патологии формируется неправильный стереотип действий: ребенок не может прочесть слово, и оно не закрепляется в механизмах памяти. Именно поэтому каждый раз, снова и снова на уроках чтения у него возникают трудности с этим навыком.


Существует классификация видов дислексии, которая полностью систематизировала ее виды. Специалисты-логопеды выделяют такие разновидности данной логопедической проблемы:

  • мнестическая дислексия;
  • фонематическая дислексия;
  • семантическая дислексия;
  • аграмматическая дислексия;
  • оптическая дислексия.

Следует рассмотреть все формы заболевания отдельно.

Мнестическая


Обусловлена нарушениями памяти ребенка. Вследствие непонимания он неспособен визуально запомнить вид каждой из букв алфавита, поэтому он допускает ошибки в составлении слов, написании букв, чтении и письме.

Проблемы памяти обусловлены нарушениями ее механизмов: попросту не происходит воспроизведение, анализ и фиксация полученной информации.


Выделяют также подвид мнестической – тактильную дислексию, которая возникает у слепых детей. Ей характерны нарушения в использовании речевых символов, их неправильный подбор ребенком.

Фонематическая


Характеризуется тем, что ребенок путает похожие слова, читая их по слогам – созвучные либо же схожие по написанию между собой. Дети с этой формой логопедической патологии могут также переставлять буквы местами в похожих словах и изменять их порядок. Таким образом, для этой формы характерно нарушение фонематической системы слова.

Семантическая

В данном случае у детей не нарушено правильное чтение слов; все слова они читают правильно, однако совершенно не могут пересказать смысл только что прочитанного. Смысловая связь слов будто теряется на фоне правильного произношения и прочтения букв и слов.


Этот вид еще известен как механическое чтение. Интересная особенность, что такие дети намного лучше, нежели те, у кого другой вид дислексии, улавливают новую информацию на слух.

Аграмматическая

Этот вид характеризуется невозможностью согласования окончаний слов между собой во фразах или предложениях, которые были написаны либо произнесены ребенком. Например: “высокий дерево”, “холодный вещь”, “маленькое тетя” и т.д.

Оптическая

Для нее характерно нарушение пространственного восприятия отдельных букв или слогов: ребенку трудно отличать схожие между собой по написанию буквы. Буквы могут быть близко расположены друг к другу или состоять из похожих частей, которые по-разному расположены. Все это влечет за собой нарушения в чтении фраз и предложений, в которых выявляются такие буквы.

Причины и механизмы дислексии

Основными причинами возникновения дислексии являются нарушения метаболических процессов в головном мозге – замедление обмена веществ вследствие незначительного или длительного кислородного голодания.


Основной причиной нарушений письма и чтения в случае дислексии является функциональная недостаточность головного мозга. Если состояние мозга не критично, процесс запоминания и усвоения новой информации закрепляется в ассоциативных связях, при помощи которых в дальнейшем реализуются механизмы памяти. В случае отклонения ассоциативные связи не формируются, или их формирование затруднено. Это обуславливает все проявления дислексии: недостаток речевого общения, письма и чтения на фоне нормального общего развития.

Формирование этой дисфункции также может возникать даже после незначительного кислородного голодания мозга у ребенка − в процессе родовой деятельности либо в последнем триместре беременности. Как следствие, развивается гипоксия головного мозга во внутриутробном периоде (или послеродовом).


На развитие дислексии оказывают влияние следующие факторы:

  • Генетическая детерминированность.

Доказано, что у лиц с этой патологией в детстве риск возникновения нарушений речи и письма у их потомства проявляется в большей степени, т. е это состояние может передаваться по наследству.

  • Травматические факторы.

Родовая / черепно-мозговая травма – сотрясение головного мозга или его ушиб; они также могут обуславливать развитие этой патологии.

  • Инфекционные процессы матери во время беременности.

Определенные заболевания способны вызывать гипоксию плода, что также способствует формированию дислексии в дальнейшем.

Врожденные пороки развития центральной нервной системы – головного и спинного мозга.
Они приводят к функциональной недостаточности полушарий, периодическому или постоянному кислородному голоданию.

  • Врожденные пороки сердца.

Сердечно-сосудистая система обеспечивает трофику головного мозга и всего организма в целом. При снижении этой функции (чаще всего вследствие пороков) у ребенка могут возникнуть логопедические отклонения в дальнейшей жизни.

  • Гендерный признак.

Девочкам тоже свойственно развитие дислексии. Но установлено, что мальчики значительно чаще подвержены данному состоянию, чем девочки.

Основные симптомы


Это состояние влечет за собой особые трудности, с которыми сталкивается ребенок в младшей школе: недостаток навыков чтения и письма, безусловно, отрицательно сказывается на адаптации в детском коллективе и его психоэмоциональном состоянии. Ребенок становится капризным, неуверенным в себе, более закрытым и эмоционально подавленным.


Каждому сознательному родителю необходимо своевременно выявить дислексию у ребенка для скорейшей ее коррекции и в дальнейшем полного устранения. Однако следует помнить, что это состояние необходимо дифференцировать с другими нарушениями: патологией зрения, серьезными, грубыми нарушениями памяти или интеллекта, похожими по симптоматике и проявлениям.

Существует несколько признаков, по которым можно заподозрить симптомы дислексии у младших школьников или детей дошкольного возраста:

  • ребенок не понимает прочитанную информацию (буквы, фразы или предложения);
  • в том случае, если во время чтения ребенок не может прочесть определенную фразу или предложение;
  • значительные сложности или невозможность освоения навыка письма;
  • орфографические ошибки (ребенок неправильно пишет отдельные буквы, путает их местами с похожими между собой);
  • замена ребенком отдельных слогов в слове;
  • если он неправильно произносит прочитанные буквы и постоянно ошибается в чтении.

Выделяют также и другие специфические признаки:

  • у ребенка возникают значительные трудности с речью или письмом, хотя остальное развитие ребенка соответствует норме;
  • значительные трудности в освоении новой информации;
  • сложности с ориентированием в пространстве;
  • нарушения мелкой моторики;
  • обучение значительно затруднено из-за нарушений чтения или письма.

Коррекция дислексии

На данный момент разработан комплекс специальных логопедических упражнений, которые позволяют значительно улучшить речь или письмо детей-дислектиков – тех, у кого обнаружено это состояние. Однако стоит помнить о том, что невозможно абсолютно избавить ребенка от этой проблемы, ведь причиной ее служит нарушение функциональной активности полушарий головного мозга.

При помощи упражнений можно в значительной мере поспособствовать формированию ассоциативных связей, а значит, и запоминанию, усвоению и воспроизведению полученной информации. Коррекция дислексии, регулярные упражнения с родителями и логопедом могут привести к значительному прогрессу в плане навыков чтения и письма, сделав процесс обучения ребенка менее трудоемким и более эффективным.


Коррекция является наиболее эффективной на ранних этапах развития дислексии. Чем раньше была диагностирована эта логопедическая патология, тем выше вероятность успешного преодоления ее проявлений.

Коррекция дислексии у младших школьников требует определенного подхода со стороны логопеда – необходимо проведение коррекционной семантической работы. Трудности в чтении, которые возникают у детей с этой проблемой, не могут быть устранены обычными школьными методиками.


Необходимо подобрать комплекс упражнений (например, проводить тренировки со слогами слов, при помощи специального логопедического арсенала и обеспечения растягивать или замедлять звучание отдельных слов, постепенно переходя к более сложному – фразам и предложениям). Характерной трудностью для таких детей являются новые или длинные слова. Необходимо подобрать контекстные ключи, по которым они смогут запомнить значение того или иного слова.

В логопедической практике выбор комплекса упражнений зависит от вида дислексии: коррекции бывают разные.

Наиболее популярными и эффективными считаются методики Корнева и Дэйвиса.

Методика Дэйвиса

Методика Дэйвиса подразумевает концепцию переключения сознания: после выполнения комплекса упражнений ребенок овладевает новыми словами, буквами и фразами и может воссоздать их в неискаженном виде, избежав, таким образом, дисграфии – неспособности воспроизведения слов в письменном виде.

Упражнения, которые включены в методику Дейвиса:

  • способность к восприятию − позволяет воссоздавать в памяти у ребенка свои образы и применять их в дальнейшем для чтения или письма (например, упражнение «Найди слово»);
  • переключение – упражнения, позволяющие «переключить сознание» (запоминание и воспроизведение ранее сложных для усвоения слов);
  • разрядка (позволяет ребенку вовремя «разряжать» свое сознание для отдыха от процесса обучения);
  • координационные упражнения (позволяют ребенку лучше ориентироваться в пространстве);освоение новых символов, легкое прочтение фраз и предложений.

Методика Корнева подразумевает коррекцию дислексии посредством выполнения специальных тестов – речевой гимнастики:

  • тест на “рядоговорение”;
  • субтест «Повторение цифр»;
  • тест на ритмы;
  • проба или тест «Кулак-ребро-ладонь».

Стоит заметить, что вышеуказанные методики тренировок при дислексии не являются единственными – существует огромное множество упражнений, которые можно использовать для улучшения произношения слов, чтения и навыка письма у детей. Подбор комплекса индивидуальных упражнений осуществляет специалист-логопед, однако контроль их выполнения и регулярность должны быть обязанностью родителей.


Лишь в таком случае значительно увеличивается шанс на успешное преодоление трудностей обучения. В процессе коррекции поначалу дети неизбежно сталкиваются с трудностями, поэтому родителям необходимо не прекращать курс тренировок и каждый раз указывать ребенку: “Найди свои ошибки”. Только таким образом можно в конечном итоге получить хороший результат: правильную речь ребенка.

Не стоит забывать и о слуховом запоминании информации, т.к.звуки являются хорошими раздражителями для головного мозга. С их помощью навыки можно улучшить либо же закрепить (звуковые раздражители способствуют более быстрому становлению ассоциативных связей, а следовательно, и закреплению в памяти новых букв и слов). Такие формы упражнений являются не только полезными, но и высокоэффективными.

В заключение


Профилактические меры в отношении этого расстройства речи и письма должны дать хороший результат, но только с раннего детства родители должны заниматься со своим ребенком. Упражнения, преподнесенные в игровом виде, особенно хорошо усваиваются детьми: они обеспечивают правильное формирование абстрактного и логического мышления у детей в дальнейшем и являются одной из мер борьбы с этим заболеванием.

Ранняя диагностика дислексии и правильно подобранный комплекс логопедических упражнений поспособствуют лучшему усвоению школьной программы в дальнейшем, познанию новой информации, а также успешной социальной адаптации ребенка в детском коллективе.


Повторяем: у детей с дислексией совершенно не нарушено общее развитие. Все усилия родителей окупятся с лихвой: они позволят ребенку вести полноценную жизнь, в т.ч. получить качественное образование – неотъемлемую часть жизни успешного взрослого человека.