Психомоторные процессы. Что такое психомоторика Функции психомоторных психических образований

| править код ]

Специфика проявления спортивных способностей зависит от множества факторов: личностных особенностей нейродинамики, уровня развития физических качеств, волевой сферы спортсмена и др.

В ранних работах Озерецкого (1929) было отмечено, что в показателях “моторной одаренности ” представлены в различных соотношениях такие параметры, как ловкость, мышечная сила , умение улавливать ритмы движений и др. Функции психомоторных проявлений многообразны. К ним относятся измерительные, соизмерительные, собственно-познавательные компоненты движений человека, характерные для различных двигательных и производственных операций, воспроизводимые в пространстве и во времени многообразные формы и виды двигательных реакций, а также сложные координированные технико-тактические действия спортсменов. Самые высокие результаты в спорте достигаются спортсменом не только мыслящим, но и чувствующим, т.е. обладающим сенсорно-перцептивной культурой.

Любой психический акт, воплощенный в движении и действии, основан на деятельности чувственных регисторов - анализаторных систем. В новейшей психофизиологии в последние годы получила дальнейшее развитие павловская концепция единства двух основных нервных механизмов: анализаторов и временных связей (Сурков, 1984). Благодаря механизмам временных связей работа анализаторов (зрительного, кинестезического, вестибулярного и др.) более тонко отражает условия регуляции действий в пространстве и во времени. Многочисленные работы отдельных авторов, проведенные в этом направлении, подтвердили значимость психомоторных показателей для оценки способности спортсменов к сенсомоторному реагированию и сенсомоторной координации .

Для выяснения прогностической значимости отдельных психомоторных показателей, важных для характеристики структуры общих и специальных способностей спортсменов к сенсомоторному реагированию, сошлемся на данные специального модельного эксперимента, проведенного лабораториями ВНИИФК (Сурков, 1984). Гипотеза эксперимента состоит в том, что в структуру специальных способностей боксеров к сенсомоторному реагированию должны войти гностические компоненты (операции) сенсорного различия, дифференцировки финтов и ударов, сила удара и различные виды реакций: простая, реакция выбора с изменением числа альтернатив, реакция при переделке знаков раздражителя. В качестве испытуемых в эксперименте участвовали 50 боксеров-новичков и 20 мастеров спорта. Исследователи исходили из того, что для выявления уровня значимости и “широты зоны” проявления различных компонентов способностей к сенсомоторному реагированию необходимо было сравнить две полярные группы испытуемых (боксеров-новичков и мастеров спорта).

Корреляционный анализ результатов, полученных при исследовании новичков, выявил большое число связей. Поскольку все задания в опытах были связаны с требованиями быстрого ответа, у боксеров-новичков выявилась общая способность к быстроте сенсомоторного реагирования.

Между показателями специфической и неспецифической простых реакций была получена высокая корреляционная связь - 0,7. Именно простая специфическая реакция дала особенно большое число высоких корреляций со всеми показателями скрытого периода (латентного времени) других видов реагирования. Была обнаружена также высокая корреляционная связь между данными специфической реакции выбора в действиях одиночными ударами и реакции выбора при серийных ударах. Это указывает на то, что специфику реагирования в большей мере отражает не столько характер одиночных или последовательных ответных действий, сколько перцептивные и мыслительные компоненты принятия быстрых решений.

О проявлении общих способностей у боксеров-новичков к оперативному реагированию можно судить и по данным факторного анализа. Особенно значимым является первый фактор (быстрота реагирования на удары и финты), вклад которого 53,7 %. Второй и третий факторы связаны с тестами, где необходимо было дифференцировать или ответные действия, или силу удара. Можно предположить, что эта взаимосвязь подчеркивает такой компонент способностей, как дифференцированное реагирование. В четвертом и пятом факторах выявились показатели простых лабораторных тестов (время простой реакции). Итак, у боксеров-новичков обнаружено наличие общих способностей к сенсомоторному реагированию, которые не зависят от сложности задания. Специальные же способности проявляются менее отчетливо.

По данным факторного анализа, исследователям (Сурков, 1984) удалось содержательно интерпретировать также четыре фактора проявления сенсомоторных способностей к “оперативной быстроте” и у группы боксеров-мастеров.

В первый фактор (гностическое “различение”) вошли преимущественно показатели латентных периодов реакции, причем в ситуациях с наибольшей неопределенностью и в условиях жесткого лимита времени. Второй фактор, в который вошло довольно большое число показателей, назван “интегральный”. В него с высокими положительными весами включено большинство показателей общего времени реагирования и для простых, и для сложных форм реакций. Иная картина обнаружена для характеристики третьего фактора. Положительный знак получили показатели неспецифических реакций тормозного дифференцирования, а отрицательный - оба варианта неспецифических реакций (однозначный ответ на один сигнал). Положительный знак - для показателей общего времени реакции выбора, отрицательный - только для латентного периода этих же реакций. Можно предположить, что это свидетельствует об относительной независимости сопоставляемых показателей. Латентный период реакций, моторный период и суммарное общее время реакции могут по-разному характеризовать специальные способности к сенсомоторному реагированию. Содержательная специфика специальных способностей к быстрому реагированию у боксеров-мастеров проявляется, в частности, в высоком уровне корреляционных связей между временем простой реакции, реакции выбора и латентным, связанным с выполнением защитных действий, чего не наблюдалось у боксеров-новичков.

Практическое значение проведенного исследования состоит не только в выделении уровня информативной значимости отдельных психомоторных показателей (специфических и неспецифических реакций и их видов) для характеристики скоростных способностей спортсменов-боксеров.

Учет характера, формы, быстроты реагирования на разные по смыслу стимулы (реакции выбора, тормозные, дифференцирование стимулов и др.) необходим для воспитания у боксеров их индивидуальной манеры ведения боя (атакующей, контратакующей и др.).

Для изучения динамики психомоторных функций у боксеров высших разрядов оценивались быстрота простой реакции, точность антиципирующей реакции и точность чувства времени при антиципирующей реакции (Латышенко, Родионов, 1983). Сенсорные реакции регистрировались непосредственно перед боем. Исследуемые спортсмены были разделены на 2 группы: первая группа - победители, вторая группа- побежденные (табл. 10).

У большинства боксеров перед боями, даже спаррингами, заметно ухудшается время простого реагирования и повышается точность антиципирующей реакции и чувства времени. У некоторых спортсменов отмечаются противоположные сдвиги. В беседе с ними выяснилось, что они находятся не в лучшем психическом состоянии.

Таблица 10 Разница между фоновыми показателями и данными, полученными до боя, у победителей и проигравших (Латышенко, Родионов, 1983)

Измерения непосредственно перед соревновательными боями (чемпионат СССР) показали положительные сдвиги в простом реагировании и незначительное повышение точности антиципирующей реакции. Ухудшение показателей чаще наблюдалось у молодых, недостаточно опытных боксеров.

Перед первым боем заметно улучшается простая реакция и незначительно снижается точность антиципирующей реакции по сравнению с ответственным спаррингом. Перед вторым боем показатели в простом реагировании несколько снижаются, а точность антиципирующей реакции существенно возрастает. Первый бой в крупных соревнованиях отличается высоким напряжением, что обусловливается неопределенностью, дефицитом информации о возможных претендентах на призовые места, присутствием на соревнованиях “сильных” и “слабых” соперников и т. д. Ко второму бою боксеры обычно не испытывают такого стресса, а стабилизация психических состояний отражается и на сенсомоторных показателях.

Перед ответственным боем (финалом), как правило, все показатели существенно улучшаются, особенно заметно повышается точность антиципирующей реакции. Это подтверждают многочисленные измерения на различных соревнованиях. Поэтому именно точность антиципирующей реакции можно считать прогностичным показателем при оценке психического состояния, хотя более четкое представление может дать общая картина значений простой и антиципирующей реакций вместе взятых.

Для менее ответственного боя типичным будет ухудшение времени простого реагирования и незначительное повышение точности антиципирующей реакции. Для боя “средней степени ответственности” типична несколько иная картина: незначительное улучшение времени простого реагирования и существенное увеличение точности антиципирующей реакции. Поскольку сам факт существования разной степени ответственности соревнований является своего рода психическим стрессом, то он отражается на эффективности соревновательной деятельности спортсмена. Очевидно, что конечному результату боя (победе или поражению) будет соответствовать и характерная картина сдвигов в показателях сенсомоторики.

Сравнение среднеарифметических показателей, распределенных соответственно факторам успеха или неуспеха, показало, что в простом реагировании различия несущественны и скорость простой реакции даже у проигравших спортсменов заметно возрастает в сравнении с фоном. Это еще раз подтверждает мысль о том, что для проигравших боксеров характерно повышение возбуждения, которое отражается на адекватной оценке ситуации и дифференцированном реагировании. Особенно заметны сдвиги в простом реагировании у спортсменов, проигравших международный бой и первый бой ответственного турнира.

Для антиципирующей реакции и чувства времени типична одна и та же картина. У победителей статистически достоверны более высокие значения разностей по отношению к фону, чем у проигравших. Для чувства времени эта закономерность выражена менее отчетливо, а для антиципирующей реакции, которая считается более прогностичной при оценке состояния готовности спортсмена, преимущество победителей особенно заметно. Наибольшая разница отмечена в том случае, когда боксер выиграл международный бой и переживал при этом особенно сильные стенические эмоции.

Очевидно, эффективная спортивная деятельность в значительной степени зависит от уровня развития психомоторных функций, непосредственно участвующих в саморегуляции движений. Техника исполнения разнообразных спортивных упражнений обусловлена точностью управления движениями по параметрам пространства, времени, интенсивности прилагаемых усилий. Такое управление невозможно без наличия адекватных требованиям деятельности точности и стабильности ряда проявлений психомоторики: ощущений разной модальности, специализированных восприятий, простых, сложных и антиципирующих реакций.

Психомоторные функции развиваются и совершенствуются в процессе спортивной тренировки. Это происходит специализированно: становятся более точными и быстрыми те процессы и реакции, которые нужны для управления движениями и двигательными действиями именно в данном виде спорта. Достигнув определенного уровня совершенства, названные процессы и реакции становятся базой, основой для дальнейшего совершенствования спортивной техники, роста мастерства. В этом проявляется диалектическая связь между двигательной и психомоторной деятельностью. Отсюда следует весьма важное положение, учет которого значим для практики. Если в ходе спортивной тренировки специально и целенаправленно развивать необходимые психомоторные качества, то можно получить дополнительный эффект роста технико-тактического мастерства (Сурков, 1984). В каждый данный момент времени соперники имеют дело с определенной совокупностью сигналов, и для решения тактической задачи нередко достаточно оценить характер этой совокупности, соотнести ее с определенным эталоном из прошлого опыта и соответствующим образом на это отреагировать. Другое дело, что сама совокупность сигналов содержит характеристики, заданные не только внешними условиями поединка, но и такими, как установка, прошлый опыт, отношения между соперниками, сложившиеся в подобных ситуациях, и прочее. Этими характеристиками определяется не только характер ранее выработанных связей в системе “вход-выход”, но и перевод решения задачи из сферы сенсомоторного реагирования в сферу оперативного мышления (Родионов, 1982).

Эффективная спортивная деятельность в значительной степени зависит от уровня развития психомоторных функций, непосредственно участвующих в саморегуляции движений.

Введение

Развитие понятия "психомоторика" связано с именем великого русского физиолога И.М. Сеченова. Он впервые вскрыл важнейшую роль мышечного движения в познании окружающего мира. Идеи Сеченова сыграли решающую роль в понимании психомоторики как объективации в мышечных движениях всех форм психического отражения и в понимании двигательного анализатора, выполняющего гносеологическую и праксеологическую функцию, как интегратора всех анализаторных систем человека.

Психомоторика непременно присутствует в самых различных проявлениях человеком активности: речи (сокращения мышц гортани и полости рта, жестикуляция), письма, эмоциональной экспрессии (мимика, поза, экспрессивные движения), локомоции (ходьба, бег), инструментальных двигательных действий. В психомоторике находят отражение состояния человека, его типические особенности (экстраверсия-интроверсия, свойства нервной системы), поэтому двигательные методики широко используются в психодиагностике.

Закономерности психомоторных процессов особенно важны в изучении и освоении таких производственных действий, где требуются высокая точность, соразмерность и координация движений. Чем сложнее, мощнее и подвижнее машины, которыми приходится управлять рабочему, тем выше требования к его психомоторике. Да и в других видах производственной деятельности она имеет немаловажное значение.

Что такое психомоторика

Вопрос о причинах движений человека с давних пор интересовал ученых -- анатомов, врачей, философов. В начале нашей эры уже была ясна сократительная функция мышц и роль двигательных нервов, но причины, вызывающие движение, оставались невыявленными. Лишь в XVII веке Р. Декарт, создав основу рефлекторной теории, показал, что причиной движений может быть конкретный фактор внешней среды, воздействующий на органы чувств. Однако этим объяснялись лишь безусловно-рефлекторные двигательные акты. Природа же произвольных движений продолжала оставаться загадкой.

В первой половине XIX века было сделано важное открытие, сыгравшее определяющую роль в представлениях о механизмах управления движениями. Английский ученый Чарльз Бэлл установил, что помимо двигательных нервов к мышцам подходят также чувствующие нервы. Он показал значение афферентной иннервации мышц в качестве «обратной связи», несущей сообщения в центры о том, что происходит на периферии, и создающей таким образом основу для внесения коррекций в исполняемые движения.

Существенным шагом вперед стал труд И. М. Сеченова «Рефлексы головного мозга», в котором была обоснована рефлекторная природа произвольных движений человека и глубоко раскрыта роль мышечной чувствительности в управлении движениями в пространстве и во времени, ее связь со зрительными и слуховыми ощущениями.

И.М. Сеченовым введено в научный обиход и понятие «психомоторика». Ученый полагал, что каждый рефлекторный и психический акт заканчивается движением или идеомоторным актом. Так, он писал: «Жизненные потребности родят хотения, и уже это ведет за собой действие, хотение будет тогда мотивом или целью, а движение -- действием или средством достижения цели. Когда человек производит так называемое произвольное движение, оно появляется вслед за хотением в сознании этого самого движения. Без хотения как мотива или импульса движение вообще было бы бессмысленно. Соответственно такому взгляду на явления двигательные центры на поверхности головного мозга называют психомоторными». В этих словах И.М. Сеченова отчетливо обозначена мысль, что произвольные движения человека суть психомоторные, так как они непременно связаны с таким психическим явлением, как мотив. Это значит, что сначала появляется мысль о необходимости движения и только потом - самодвижение. Этим связь движений с психикой не ограничивается. Психика не только детерминирует движение, но и сама проявляется в двигательных реакциях. Об этом писал С.Л. Рубинштейн (1954), критикуя исследователей, считающих, что «психологические моменты в человеческой деятельности являются внешними силами, извне управляющими движениями, а движения рассматриваются как чисто физиологическое образование, для физиологической характеристики которого будто бы безразличен тот психологический контекст, в который оно включено». Психомоторика является объективизацией всех форм психического отражения в сенсомоторных, идеомоторных и эмоционально-моторных реакциях и актах (К.К. Платонов, 1972). Недаром И.М. Сеченов писал: «Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению -- мышечному движению. Смеется ли ребенок при виде игрушки, улыбается ли Гарибальди, когда его гонят за излишнюю любовь к родине, дрожит ли девушка при первой мысли о любви, создает ли Ньютон мировые законы и пишет их на бумаге -- везде окончательным фактом является мышечное движение». Таким образом, и психические процессы так или иначе проявляются в мышечных сокращениях или изменении мышечного напряжения (тонуса). Это дает основание некоторым авторам включать в психомоторные способности и интеллектуальные (когнитивно-мыслительные) способности человека (В.П. Озеров, 2002). Однако в этом случае психомоторные способности теряют свою специфику и приобретают характер общих, неспецифических способностей. Думается, что автор допускает логическую ошибку, подменяя психомоторные способности психомоторной активностью. Последняя действительно включает в себя и перцептивные, и интеллектуальные компоненты, а вот присутствуют ли они во всех психомоторных способностях, вопрос спорный. Для того, например, чтобы обладать значительной мышечной силой, большого интеллекта не требуется. Интеллект необходим, чтобы разумно распорядиться этой силой.

Другим спорным вопросом в понимании В.П. Озеровым психомоторных способностей является его утверждение, что психомоторные способности -- ядро двигательных способностей. Осмыслить это невозможно, так как остается неизвестным, что именно автор понимает под двигательными способностями. Если под психомоторными способностями он подразумевает только произвольное отражение двигательной деятельности за счет тонкой дифференцировочной чувствительности, адекватных двигательных представлений, воображения, памяти, т. е. чисто психический механизм саморегуляции и самоконтроля, то почему в число психомоторных способностей он включает максимальную силу, быстроту и выносливость, т. е. то, что в теории физической культуры принято называть двигательными качествами? Кстати, такое понимание В.П. Озеровым психомоторных способностей практически идентично пониманию Б.Б. Коссовым (1989) двигательных способностей. Так, он пишет, что двигательные способности -- это «разновидность способностей как психических образований, поскольку ведущий компонент двигательных способностей -- самоконтроль и самоуправление двигательными действиями, где главная роль принадлежит психическим механизмам». В психомоторике человека имеется и другая существенная составляющая - умения (навыки). Недаром англоязычные психологи используют в этом случае два термина: ability и capacity. Первый означает умение выполнять действия или то, что может быть сделано человеком на данном уровне обученности и развития. Второй термин означает максимальные возможности человека в отношении какой-либо функции, ограниченные его врожденной конституцией и измеряемые тем пределом, до которого может быть развита эта функция. Речь, следовательно, в этом случае идет о двигательных способностях, качествах. Таким образом, психомоторная сфера человека состоит из двух крупных блоков: двигательных умений и двигательных качеств (способностей). При подобном подходе самоконтроль и самоуправление двигательными действиями не отождествляются с психомоторными способностями, т. е. качественными и количественными характеристиками двигательных действий, такими как сила, быстрота, выносливость, координированность.

Термин психомоторика в патопсихологии и психиатрии характеризует центральные регуляторные механизмы двигательных реакций, а также их индивидуальные и личностные особенности.

Все движения человека осуществляются и регулируются при самом непосредственном участии различных отделов центральной нервной системы, где каждый из этих отделов играет свою определенную роль. Наиболее простые двигательные рефлексы человека (например, кожные и сухожильные) связаны с деятельностью нижних отделов центральной нервной системы - спинного, продолговатого и среднего мозга. Более сложные рефлексы регулируются мозжечком и контролируемыми им вестибулярным аппаратом и соответствующими отделами среднего мозга (рефлексы позы и стояния). Дальнейший синтез различных видов чувствительности в единое целое происходит на уровне промежуточного мозга и подкорковых ядер.

Однако сложные двигательные действия возникают только при участии высокоорганизованных отделов коры головного мозга, особенно лобных долей больших полушарий. При этом действия приобретают смысловое содержание и становятся целенаправленными.

Каждое действие или движение человека регулируется определенными звеньями сложной функциональной двигательной системы. В основе ее современной концепции лежат положения учения И.П. Павлова о двигательном анализаторе, состоящем из локализованных и рассеянных образований как в коре головного мозга, так и в подкорковых структурах, причем все эти элементы двигательного анализатора постоянно динамически взаимодействуют между собой и с другими отделами центральной нервной системы.

Значительный вклад в дальнейшее развитие учения о психомоторике внес А.Р. Лурия. Он показал роль отдельных областей мозговой коры в осуществлении двигательных актов. Так, постцентральные (чувствительные) зоны коры головного мозга обеспечивают кинестетическую, пропри-оцептивную афференгацию двигательного акта, правильную адресацию двигательных импульсов к мышечной периферии. Нижнетеменные участки коры и теменно-затылочные области управляют пространственной организацией движений. Премоторные отделы коры регулируют временную серийную организацию движений и действий. Лобные отделы коры головного мозга обеспечивают высшую регуляцию двигательных актов - сличение реального движения с исходной двигательной задачей, словесную регуляцию движений, приспособительную целесообразность действий.

В последующем Н.А. Бернштейном была подробно разработана теория уровневой организации движений, позволяющая разложить сложный двигательный акт на отдельные компоненты, а также выявить состояние мозговых уровней, их роль в регуляции движений и действий.

Выделенным им мозговым уровням организации движений НА Берн-штейн дал условные обозначения по первым буквам латинского алфавита (А, В, С, D, Е). Каждый уровень построения движений характеризуется морфологической локализацией, ведущей афферентацией, специфическими свойствами движений, основной и фоновой ролью в двигательных актах вышележащих уровней, патологическими синдромами и дисфункцией.

Филогенетически наиболее ранний руброспинальный уровень регуляции движений (уровень А). Он обеспечивает непроизвольную бессознательную регуляцию тонуса мускулатуры тела с помощью проприоцепции. Деятельность этого уровня наиболее наглядно проявляется, например, в таких движениях, как дрожь от холода, стучание зубами, вздрагивание. Движения этого уровня наиболее часто являются не самостоятельными, а фоновыми. Руброспинальный уровень регуляции движений начинает функционировать уже с первых недель жизни ребенка. При патологии в деятельности руброспинального уровня регуляции движений наблюдаются различные дистонии, гило-или гипердинамические расстройства.

Талямопаллидарный уровень регуляции движений (уровень В) начинает функционировать у ребенка со второго полугодия жизни. Этот уровень обеспечивает согласование, внутреннюю увязку составных частей целостного большого движения, синергию движений и функционирование двигательных штампов. Ведущей афферентацией талямопаллидарно-го уровня является суставно-угловая проприорецепция собственного тела. Деятельность уровня В охватывает выразительные движения, мимику, пантомимику, пластику. Движения, управляемые этим уровнем, автоматичны, машинообразны и не могут точно измеряться. При патологии в деятельности уровня В возникают различные диссинергии и асинергии, гипер-и гиподинамические расстройства. Афферентная недостаточность этого уровня ведет к ослаблению выразительности движений, мимики, пластичности, обеднению интонации голоса.

Во втором полугодии жизни ребенка начинает функционировать и третий уровень регуляции движений - пирамидно-стриальный (уровень С). Сенсорная коррекция этого уровня обеспечивает согласование двигательного акта с внешним пространством при ведущей роли зрительной афферентации. Уровень С обеспечивает целевой характер движений. Такие движения своевременны, точны и могут быть измерены. Пирамид-но-стриальный уровень подразделяется на два подуровня - С1 (осуществляет оценку направления движений и дозирования силы по ходу движения) и С2 (обеспечивает максимальную целевую точность). При патологии в деятельности пирамидно-стриального уровня организации движений возникают параличи и парезы, нарушения координации (дис-таксии и атаксии).

Кортикальный (теменно-премоторный, предметный) уровень организации движений - уровень D - обусловливает возникновение первых осмысленных действий. Проприоцепция играет на этом уровне подчиненную роль, а ведущая афференгация не связана с рецепторными образованиями, а опирается на смысловую строну действия с предметом. Пространственное поле, в котором организуются движения, приобретает новые топологические категории (верх, низ, между, под, над, прежде, потом). Виды движений и действий этого уровня крайне разнообразны: самообслуживание в широком смысле, все предметные, трудовые и производственные действия, спортивные игры. Движения кортикального уровня связаны с четким осознанием правой и левой сторон тела. При патологии в деятельности кортикального уровня (поражении или недоразвитии) нарушается смысловая организация и реализация движений (диспраксия и апраксия). Страдают высшие корковые автоматизмы. Утрачивается возможность выработки новых навыков.

Понимание чужой и собственной речи, письменное и устное выражение своих мыслей связаны с деятельностью уровня Е. Действия этого уровня основываются на образном мышлении (музыкальное, хореографическое исполнение).

Следовательно, любой двигательный акт есть сложное многоуровневое построение, возглавляемое ведущим уровнем (смысловой структурой) и рядом фоновых уровней (технические компоненты движений).

Один из способов формирования ответной реакции оператора, характерный для последнего этапа обучения. На начальном этапе образования навыка осуществляется сознательная регуляция движений при непосредственном участии процессов мышления и речи. По мере овладения навыком регуляция отдельных движений переходит на неосознаваемый уровень, где ведущую роль начинают играть восприятие и ощущения, особенно кинестезические ощущения . При изменениях условий деятельности, вызывающих затруднения в выполнении движений, происходит деавтоматизация движений , переход регуляции движений с неосознаваемого уровня на уровень его сознательного регулирования (см. ). Физиологическая основа А. д. - это формирование динамических стереотипов . См. Двигательный навык . (Н. Д. Гордеева.)

Фоновая координация в нижних уровнях построения движений, создаваемая и активируемая вышележащим уровнем. Напр., при ходьбе (ведущий уровень) А. - синергия ходьбы (см. Мышечные синергии ). А. обладает приспособительной вариативностью и пластичностью, свойственными тому уровню, на котором он реализуется, поэтому его нельзя рассматривать как стойкий стереотип. А. представляет собой не самостоятельное движение, а подсистему коррекций, не требующих своего осознания. (А. И. Назаров.)

Одинаковое развитие функций обеих рук. А. м. б. врожденной или возникнуть в результате тренировки. Амбидекстр - человек, одинаково хорошо владеющий правой и левой руками (отсутствие правшества или левшества, леворукости ).

(от греч. а - отрицание + stasis - стояние) потеря способности стоять, которая вызывается нарушением координации мышц тела. А. - симптом обширных поражений лобных долей мозга и мозолистого тела.

Ресурсы двигательной системы, приобретенные в прошлом опыте и отложенные в памяти человека в виде программ для двигательных штампов, умений , навыков (термин предложен А . В . Запорожцем ). (А. И. Назаров.)

Функциональная, структурная и морфологическая неоднородность развитого двигательного акта. Последний содержит когнитивные, программные, оценочные, аффективные и эффекторные компоненты. Их системная организация складывается в конкретных условиях двигательного поведения субъекта и реагирует на изменение каждой из его детерминант - двигательной задачи , окружающей ситуации, внутренних ресурсов моторики и функциональных состояний индивида. Это позволяет рассматривать живое движение как функциональный орган психики. (А. И. Назаров.)

Двигательный (кинестезический) анализатор полимодальная сенсорная система , осуществляющая анализ и синтез рецепторной информации о движениях и положении тела и его частей; интегрирует сигналы от проприоцепторов , кожных рецепторов, вестибулярного аппарата (см. Вестибулярная система ), зрительных и моторных центров. Д. а. тесно связан с моторными областями коры и сам участвует в поддержании постоянного тонуса (напряжения) мышц тела и координации движений. У высших животных и человека Д. а. моделирует движение, создает образ движения, которое предстоит совершить, и постоянно сличает реальный полисенсорный поток афферентных импульсов (в т. ч. и от самих мышц) с заранее созданным образом-планом движения (см. Двигательный навык ). На вопрос, где осуществляется центральная интеграция полимодальной информации и формируется образ тела и его частей, ответить категорично и однозначно не представляется возможным. Известно, что в моторной зоне коры существуют полисенсорные нейроны, но также известно, что в соматосенсорную кору приходят тактильные, проприоцептивные и вестибулярные сигналы. Как в моторной, так и соматосенсорной коре соблюдается принцип соматотопической проекции. Третья область, в которой сходятся сигналы от кожного, проприоцептивного, вестибулярного и зрительного анализаторов, - это третичные, теменно-затылочные отделы коры. Следует предостеречь от смешения понятий Д. а. и «двигательная система» (см. Двигательный аппарат ), а также от сужения понятия Д. а. до сенсорной системы, анализирующей только проприоцептивные сигналы. (Б. М.)

Система мышц, сухожилий, связанных с ними нервных центров и проводящих (афферентных и эфферентных) путей (активная часть), а также подвижные звенья скелета (пассивная часть). У человека и животных пассивная часть Д. а. состоит из большого числа сочлененных звеньев, образующих кинематические цепи со многими степенями свободы. Активная часть Д. а. представляет собой сложную систему нервно-мышечных образований, в которой все элементы многократно связаны друг с другом как по горизонтали, так и по вертикали и образуют гетерогенную морфологическую структуру. Изменение состояния Д. а. достигается путем соответствующей иннервации мышц (активное движение) или под влиянием внешних воздействий (пассивное движение). (А. И. Назаров.)

Двигательный аппарат - физиологическая система, за счет работы которой осуществляется построение и осуществление движения, состоящая из скелета, мышц, сухожилий, нервных центров и проводящих (афферентных и эфферентных) путей.

Освоенное до автоматизма умение решать тот или иной вид двигательной задачи , основанное на многоуровневой координационной структуре, сформировавшейся в процессе обучения, упражнения и тренировки.

Набор двигательных операций , выполняемых в определенном пространственно-временном режиме в соответствии с содержанием двигательной задачи и имеющимися в распоряжении субъекта внешними и внутренними средствами ее решения. Д. с. определяется биомеханическими свойствами кинематики тела, иннервационными ресурсами, наличным инвентарем сенсорных коррекций, а также орудием, которое применяется для выполнения действия . Д. с. «есть функция как задачи, так и ее исполнителя» (Бернштейн Н . А .). Д. с. м. б. определен a priori лишь частично, в общих чертах, доступных вербальному или образному описанию; его полное выявление субъектом происходит только в ходе упражнений и тренировки, в которой отрабатывается индивидуальный стиль движений. См. Двигательный навык . (А. И. Назаров.)

Комплекс психофизиологических функций (процессов), реализуемых двигательным аппаратом организма. Посредством Д. работают внутренние органы жизнеобеспечения, тело или отдельные его части перемещаются в пространстве, изменяется поза и мимика, регулируются функциональные состояния организма, совершается трудовая деятельность человека. Д. является основным медиатором взаимодействия индивида с внешней средой. В зависимости от характера этого взаимодействия (в его физических и психологических аспектах), определяемого как внешними, так и внутренними факторами, задается структура и динамика двигательного акта (см. также Живое движение , Построение движения , Психическая регуляция движений ). (А. И. Назаров.)

Движения человека, отличающиеся друг от друга тем, что первые (Д. н.) совершаются бессознательно и/или автоматически, а вторые (Д. н.) носят сознательный характер, выполняются в соответствии со стоящей перед субъектом целью. Движения регулируются, как показал еще И. М. Сеченов, ощущениями проприоцептивными, отражающими особенности самих выполняемых движений, а также экстероцептивными, сигнализирующими о тех изменениях в окружающей среде, которые, напр., вызываются этими движениями.

Утрата автоматизированности двигательного действия (временная или постоянная). Причинами Д. д. м. б.: чрезмерное сбивающее влияние внешних воздействий; слишком большие произвольно допущенные вариации в движении; большие перерывы в применении навыка; частые микропаузы (особенно при необходимости длительного «врабатывания» или вхождения в работу). Ср. Дезавтоматизация , Реавтоматизация движений . (А. И. Назаров.)

Нарушение двигательных навыков и высших форм автоматизированных движений (праксиса ), в результате чего выполнение каждого звена их начинает требовать специального произвольного усилия. Д. возникает чаще при поражениях премоторных отделов коры головного мозга . Ср. Деавтоматизация движений . (Е. Д. Хомская.)

Биодинамическая структура, характерная для двигательного поведения живых организмов и по своим функциональным свойствам аналогичная морфологическому (анатомическому) органу (Н . А . Бернштейн ). Как психологическое понятие Ж. д. было введено в научный оборот Н. Д. Гордеевой и В. П. Зинченко и стало рассматриваться как «реактивный, развивающийся функциональный орган , обладающий дифференцирующейся на детали структурой и собственной биодинамической тканью». Основные свойства: предметность (детерминация - хотя и неполная, но решающая - структуры и динамики движения предметной ситуацией, отраженной в образе действующего субъекта); реактивность (в ответ на изменение к.-л. одной своей детали Ж. д. реагирует изменением ряда др. деталей или даже всей своей структуры); способность к развитию и распаду в онтогенезе ; """ чувствительность "к ситуативным изменениям и сдвигам в функциональных состояниях индивида, а также к отдельным элементам исполнительного действия. См. Гетерогенность живого движения. (А. И. Назаров.)

Постулат о комплексной структуре реакции человека. Время реакции рассматривается как сумма длительностей отдельных стадий процесса, развертывающегося в период между появлением стимула и реализацией ответной реакции. Допущение о неперекрываемости, аддитивности отдельных стадий позволило голландскому врачу Франциску Дондерсу (1818-1889) сформулировать суть т. н. метода вычитания , с помощью которого можно определять длительности отдельных стадий. Дондерс, приняв в качестве базового время простой реакции, путем последовательного вычитания временных показателей для менее сложных задач из временных показателей для более сложных получил временные характеристики стадий обнаружения , различения стимула и стадии выбора ответной реакции. Дальнейшее развитие хронометрических исследований полностью дискредитировало метод вычитания как основанный на ложном допущении о неперекрываемости стадий.

Экспериментально установленная зависимость времени реакции выбора от числа альтернативных сигналов. Впервые она была получена нем. психологом И. Меркелем (1885) и позднее подтверждена и проанализирована англ. психологом В. Е. Хиком (Hick, 1952). Эту зависимость Хик аппроксимирует функцией след. вида:

Представление о движении, как если бы оно выполнялось реально. Несмотря на отсутствие реализации движения, в идеомоторном акте имеются не только перцептивные (в виде зрительных образов и мышечных ощущений), но и эффекторные компоненты (очень слабая мышечная динамика, иннервация мышц, соответствующая данной двигательной задаче). (А. И. Назаров.)

Негативный эффект переноса навыков; состоит в том, что выполнение (освоение) одного навыка затрудняет выполнение (освоение) др. Исследования интерференции при обучении сенсомоторным действиям свидетельствуют о том, что при переходе от одного (ставшего привычным, «нормальным») к др. (напр., инвертированному) соотношению элементов перцептивного и моторного полей «когнитивные» компоненты действия интерферируют настолько сильно, что маскируют все прочие результаты научения. При создании средств отображения и органов управления следует избегать ситуаций, в которых нарушены привычные соотношения перцептивного и моторного полей , тем более ситуаций, в которых от оператора требуется переход от одного типа соотношений к др. См. также Забывание .

Часть действия , имеющая структуру целостного действия, но отличающаяся своей динамикой. Напр., динамический паттерн медленного равномерного движения , которое выглядит как плавное и непрерывное и таким же представляется исполняющему его субъекту, состоит из ряда волн увеличения и падения скорости, следующих друг за другом от нач. до окончания всего двигательного акта. Последний представляет собой результат усреднения ряда таких волн (квантов), а его динамика также имеет форму волны, но с др. (меньшими) значениями скоростей разгона, стабилизации и торможения. Квантовая природа характерна не только для скоростных параметров движения, но и для его чувствительности к изменениям ситуации и состояний двигательного аппарата . В отличие от единицы анализа психики, являющейся только качественной категорией и определяющейся во многом в зависимости от субъективного контекста аналитической процедуры (хотя она и опирается на объективные данные), К. п. д. имеет как качественные, так и количественные свойства, присущие действию субъекта и скорее обнаруживаемые, чем конструируемые, в результате анализа. Качественные свойства кванта определяются содержанием того параметра (или элемента) действия, к которому он относится: при чтении квантом м. б. фиксационная пауза или даже отдельный дрейф глаза во время фиксации; при выполнении движения - скоростная волна и т. п. (квантовая природа др. предметных действий пока не исследована). Количественными мерами кванта являются время (длительность), амплитуда (для действий, имеющих внешнее выражение в моторике) и производные показатели (скорость, ускорение и т. п.). Длительность кванта существенно зависит от содержания действия, характера и степени его освоения субъектом, способов реализации. Т. о., в кванте отражается вся структура и динамика действия как целостной единицы. Для исследования К. п. д. применяются методы прерывания обратной связи, измерения психологической рефрактерности (Н. Д. Гордеева, В. П. Зинченко), фиксационного оптокинетического нистагма (Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романов). (А. И. Назаров.)

Согласование во времени и пространстве работы отдельных мышечных групп, направленное на достижение определенного двигательного эффекта через преодоление, согласно Н . А . Бернштейну , избыточных степеней свободы двигательного аппарата.

Время, проходящее от нач. действия раздражителя до возникновения ответной реакции . Л. п. складывается из времени физико-химических процессов, происходящих в рецепторе , проведения возбуждения по проводящим путям, аналитико-синтетических интегративных процессов в мозговых центрах и времени срабатывания мышц или желез. Величина Л. п. зависит от модальности, интенсивности и др. особенностей раздражителя, от степени сложности и автоматизации реакции, от готовности соответствующих нервных путей и структур к восприятию сигнала и проведению возбуждений, от функционального состояния н. с. и индивидуально-типологических ее особенностей.

Движения, направленные на перемещение собственного тела в пространстве (плавание, ходьба, бег, прыжки, ползание, полет и т. п.). См. также Топологическая и векторная психология .

Вся сфера двигательных функций (т. е. функций двигательного аппарата ) организма, объединяющая их биомеханические, физиологические и психологические аспекты. См. Движение , Поведение . Ср. Праксис .

Ответ на раздражитель мышечными движениями, в отличие от секреторных реакций, осуществляемых при посредстве желез внутренней или внешней секреции (выделение организмом химических веществ). Син. двигательная реакция.

Понятие, выражающее взаимоотношение между внешним (физическим) пространством и всей совокупностью топологических и метрических свойств моторики (Н . А . Бернштейн ). М. п. - полимодальный образ пространства, освоенного субъектом в процессе реализации движения. Основные свойства: 1) преобладание топологии над метрикой при сохранении способности к метрическим дифференцировкам; 2) существенная роль направления и относительное безразличие к положению (напр., при вычерчивании с закрытыми глазами ранее воспринимавшейся линии с заданными величиной и наклоном направление движения кончика карандаша выдерживается очень точно независимо от его амплитуды, а ошибка по длине воспроизводимого отрезка относительно велика и возрастает с увеличением амплитуды движения); 3) отсутствие право-левосторонней симметрии; 4) криволинейность (в М. п. прямые линии не отличаются от кривых); 5) отсутствие жесткой привязки координат М. п. к координатам физического пространства; в норме такая привязка осуществляется частично с помощью вестибулярной системы , а в остальных случаях путем зрительной фиксации внешнего объекта; при исключении зрительной афферентации (напр., закрывание глаз) субъект быстро теряет ориентировку во внешнем пространстве, компенсируя ее ощупывающими движениями (как у слепых); 6) относительная неустойчивость, но в пределах, сохраняющих топологию движений; особенно сильно неустойчивость возрастает после вестибулярных проб, алкогольного опьянения и др. резких изменений функциональных состояний . (А. И. Назаров.)

Собирательное обозначение характеристик двигательного аппарата человека и движении оператора в ответ на воспринимаемые сигналы. Термин «М. в.» заимствован из теории информации. М. в. - одна из характеристик человека как «канала связи». Результаты исследований движений человека используются при конструировании органов управления.

Согласованное функционирование группы мышц, участвующих в реализации движения . Благодаря М. с. движения приобретают стандартную форму, превращаясь в двигательные стереотипы, штампы. Вместе с тем эти стереотипы динамичны, они характеризуют результат движения, а не процесс его регулирования, в котором сбивающие реактивные силы могут не только преодолеваться, но и использоваться для экономии мышечной энергии иннервации. М. с. наиболее характерны для тех движений, способы выполнения которых нормированы и стандартизированы (ходьба, танец, бег, мимика, вольная гимнастика и т. д.). (А. И. Назаров.)

Улучшение или ухудшение выполнения (освоения) некоторого действия под влиянием предшествующего выполнения (освоения) другого; соответственно различают положительный и отрицат. П. (проактивное облегчение и торможение). Нередко термин «П.» употребляется только в значении «облегчение», что, вероятно, связано с количественным преобладанием исследований этого эффекта. В еще более узком смысле «П.» понимается как ускорение процесса выработки одного навыка под влиянием приобретения др. Внешне эти навыки м. б. совершенно не похожи друг на друга (напр., езда на велосипеде и бег на коньках), но иметь при этом скрытое общее свойство (сохранение динамического равновесия), которому соответствует один и тот же автоматизм . Ср. Интерференция навыков . (А. И. Назаров.)

Фундаментальное понятие в теории строения и функционирования моторики человека, разработанной Н . А . Бернштейном . П. д. - это состав всех афферентационных ансамблей (сенсорных синтезов), которые участвуют в координировании данного движения, в осуществлении требуемых коррекций и адекватных перешифровок для эффекторных импульсов, а также вся совокупность системных взаимоотношений между ними. П. д. - не только теоретическая конструкция; это реальный процесс, протекающий при овладении тем или иным движением (см. Двигательный навык ). П. д. реализуется несколькими уровнями, каждый из которых определяется смысловой структурой действия , двигательным составом , комплексом афферентаций, образующих сенсорный синтез, и морфологическим субстратом. Каждый уровень детерминирует не новые качества движения, а целый спектр полноценных движений (принцип уровневой контингентности движений). Различают 2 вида уровней: ведущий (он всегда один и определяется смыслом данной двигательной задачи, подчиняя себе остальные уровни) и фоновый (как правило, их несколько). Последние обслуживают фоновые (технические) компоненты движения: тонус, иннервацию и денервацию, реципрокное торможение, сложные мышечные синергии и т. п. Работа фоновых уровней обычно не осознается. См. Автоматизм , Координация движений , Принцип сенсорных коррекций , Сервомеханизм моторики . (А. И. Назаров.)

Использование для регулирования эффекторного процесса сенсорных сигналов о виде и динамике кинематической цепи, о степени и динамике растяжения (или сжатия) мышц, влияющих на ее движение. При этом сенсорные сигналы действуют не изолированно (отдельно по разным модальностям), а в виде целостных синтезов , специфических для каждого уровня построения движений . Сенсорные сигналы с периферии двигательного аппарата используются для корригирования движения при отклонении к.-л. его параметра от требуемого значения, образуя один из многочисленных контуров обратной связи в сервомеханизме моторики . Сенсорные синтезы формируются только в ходе реализации (как правило, многократной) движения, составляя его сугубо субъективный аспект, не обнаруживаемый сторонним наблюдением и не передаваемый словесным описанием. Сенсорный опыт, приобретаемый субъектом при решении двигательной задачи , откладывается в образе движения, на основе которого отрабатываются «профессиональные» характеристики последнего - плавность, точность, стабильность. П. с. к. сформулирован Н . А . Бернштейном . (А. И. Назаров.)

Одна из функций психического отражения (см. Психика ). Адекватность движений и действий человека условиям, орудиям и предмету деятельности возможна только в том случае, если последние так или иначе отражаются субъектом. Идея регулирующей роли психического отражения в рос. науке впервые была высказана И . М . Сеченовым , который отмечал, что ощущения и восприятия являются не только пусковыми сигналами, но и своеобразными «образцами», в соответствии с которыми производится регулирование движений. Последующие исследования подтвердили и развили эту идею, раскрыв физиологический, нейрофизиологический и психологический аспекты П. р. д.

Задержка реакции на 2-м из двух быстро след. друг за другом сигналов. Измерение П. р. используется для выявления квантов предметного действия (Н. Д. Гордеева, В. П. Зинченко). См. Рефрактерный период . (А. И. Назаров.)

В отличие от детенышей многих животных, ребенок к моменту рождения не обеспечен готовыми наследственно фиксированными механизмами регуляции движений . Однако еще в период эмбрионального развития мышечная система плода начинает осуществлять адаптивные функции в виде поддержания позы наименьшего объема, экстраполяционной подготовки дыхательных движений, глотания и активизации венозного кровообращения и лимфотока (см. Пренатальное развитие , Новорожденность ).

Фундаментальная форма управления двигательным процессом, состоящая из замкнутого цикла 4 составляющих: афферентации (Aff ), центрального управления (CSS ), эфферентации (Eff ) и движущейся системы (Mot ). Впервые подробно изучено Н . А . Бернштейном , предложившим след. обобщенную модель Р. к. (рис. 8).

Период времени, в течение которого нервная и/или мышечная ткани находятся в состоянии полной невозбудимости (абсолютная рефрактерная фаза) и в последующей фазе пониженной возбудимости (относительная рефрактерная фаза). Р. п. возникает после каждого распространяющегося импульса возбуждения. В период абсолютной рефрактерной фазы раздражение любой силы не может вызвать нового импульса возбуждений, но может усилить эффект последующего стимула. Длительность Р. п. зависит от типа нервных и мышечных волокон, типа нейронов, их функционального состояния и определяет функциональную лабильность тканей. Р. п. связан с процессами восстановления поляризации клеточной мембраны, деполяризуемой при каждом возбуждении. См. Психологическая рефрактерность .

Область изучения взаимодействия сенсорных и моторных (двигательных) компонентов психической деятельности. На основании сенсомоторной информации, поступающей от анализаторов , осуществляется запуск, регуляция, контроль и коррекция движений . Вместе с тем сам процесс выполнения движений связан с уточнением, изменением и возникновением новой сенсорной информации. Т. о., координация сенсорных и моторных компонентов двигательного акта, с одной стороны, придает ему целесообразно-приспособительный характер, с др. - является важнейшим условием функционирования сенсорных систем и, в конечном счете, формирования адекватного образа. Общей структурной схемой организаций сенсомоторных процессов является рефлекторное кольцо (см. Функциональная система , Реафферентации принцип ).

Модель системы управления двигательным актом, использующая принцип следящих устройств автоматического регулирования. Одна из первых моделей С. м., как и сам термин, была предложена Н . А . Бернштейном . Модель составляют 6 элементов: 1) эффектор, работа которого регулируется по тому или иному параметру; 2) задающий элемент, вносящий в систему требуемое значение регулируемого параметра (Sw); 3) рецептор, воспринимающий текущие значения параметра (W) и сигнализирующий о них; 4) прибор сличения, определяющий рассогласование (ошибку) фактического и требуемого значений по величине и знаку; 5) устройство, перешифровывающее данные прибора сличения в коррекционные импульсы, подаваемые по обратной связи на 6) регулятор, управляющий по данному параметру функционированием эффектора. (А. И. Назаров.)

Дополнительные движения, непроизвольно присоединяющиеся к движениям, выполняемым как преднамеренно, так и автоматически (напр., движения рук при ходьбе).

Один из видов операторской деятельности, в которой главную роль играет двигательный навык ручного управления. Различают 2 вида С. - компенсирующее и преследующее . В 1-м оператор воспринимает только сигнал ошибки регулирования, отображаемой на индикаторе в виде расстояния между фиксированной и подвижной метками; во 2-м он видит 2 независимых сигнала: один соответствует заданию (цель), др. - текущему состоянию параметра регулируемого объекта (курсор). При компенсирующем С. задача оператора - минимизировать ошибку, уменьшая до нуля расстояние между 2 метками. При преследующем С. он должен как можно точнее совмещать курсор с движущейся целью. Оба вида С. широко применяются в экспериментальных исследованиях навыков. (А. И. Назаров.)

Точность каждого двигательного движения определяется степенью его соответствия внешней форме и содержанию.

Внешняя сторона определяет направление, амплитуду, согласованность отдельных двигательных актов, т.е. форму физического упражнения.

Внутренняя сторона двигательного действия определяется взаимосвязью различных физиологических процессов в организме под воздействием определенной физической нагрузки и составляет его содержание. Чем выше согласованность этих процессов, тем экономичнее осуществляется работа. Упражнения, выполняемые с высокой степенью точности, технически совершенны. Рациональная мышечная деятельность определяется уменьшением количества вовлеченных в работу двигательных единиц благодаря строгому дозированию их активности. При достаточно эффективной организации мышечной деятельности легче усваиваются основы техники изучаемого упражнения. Детали (части техники) помогают правильно выполнить двигательное действие, способствуют экономному распределению усилий. Экономичность в значительной степени обеспечивается чередованием напряжения и расслабления мышц. Во время расслабления не только создаются благоприятные условия для концентрации усилий, но и появляется возможность принятия наиболее выгодного положения для их приложения. Поэтому в подготовительной, основной и заключительной фазах двигательного действия их распределение различно. Способность чередовать напряжение мышц с их расслаблением, рационально распределять усилия во времени - одно из важных условий точного выполнения упражнений и создания ритма движений . Без овладения ритмом двигательного действия невозможно точное воспроизведение всех его параметров. Следовательно, точность двигательного действия обеспечивается тремя основными компонентами: формой, содержанием и ритмом (см. схему). В различных двигательных действиях точность проявляется по-разному. Анализ наиболее распространенных видов спорта позволил выявить как специфические, так и неспецифические проявления точности (8). Точность воспроизведения по пространственно-временным и силовым параметрам имеет большое значение при освоении ведущего звена техники любого двигательного действия. Степень точности оценки пространственных характеристик определяет скорость движений и рациональное распределение усилий. Так, при приеме футбольного мяча необходимо в минимальное время определить нужное направление и расстояние до своего партнера, которому предназначается передача, а также силу удара. Неточность одной из составляющих этого сложного двигательного действия приведет к потере мяча.

Точность дифференцирования усилий в конкретной ситуации как следующее проявление исследуемого качества характерна для подвижных и спортивных игр, единоборств, метаний и др. Например, направление и сила ветра существенно отражаются на основных параметрах движений в беге, прыжках; резкие перепады температуры воздуха влияют на выбор способа передвижения лыжника-гонщика, состав участников соревнования определяет тактику ведения боя боксерами и борцами и т.д.

Точность движений тела и его отдельных звеньев в ответ на внешний раздражитель - следующее проявление данного качества. Таким раздражителем является характер двигательного действия соперника в фехтовании, в теннисе и в других видах единоборств и спортивных игр; свисток судьи; резкое изменение скорости на дистанции в лыжных гонках: поворот, подъем, спуск и т.д. Лучшего результата добивается спортсмен с более высоким уровнем данного проявления точности.

Прирост данного двигательно-координационного качества зависит от ряда факторов , и в первую очередь от уровня межцентральных взаимоотношений (степени выраженности индукционных процессов, иррадиации, концентрации нервных процессов). При оптимальном сосредоточении нервных процессов внимание занимающихся акцентируется не только на ведущем звене техники, но и на деталях. Это позволяет выполнить двигательное действие с требуемой степенью точности.

Уровень функциональной лабильности нервных центров - следующий фактор, влияющий на развитие точности. Чем быстрее в нервных центрах происходит замена процессов возбуждения торможением и наоборот, тем лучше усваиваются пространственные, временные и силовые характеристики физических упражнений. Так, скорость беговых шагов в беге на короткие дистанции зависит от того, насколько быстро мышцы напрягаются и расслабляются, обеспечивая скорость восстановительных процессов.

Состояние системы анализаторов - также один из факторов, во многом определяющий уровень развития точности движений. В зависимости от характера и сложности двигательного действия ведущую роль могут играть зрительный, вестибулярный, двигательный и слуховой анализаторы. Например, при выполнении броска мяча по баскетбольному кольцу преимущественное значение имеет зрительный анализатор. В физических упражнениях, выполняемых вниз головой: стойки на руках, сальто, пируэты - основную роль играет вестибулярный анализатор. В видах спорта, использующих музыкальное сопровождение, большое место отводится слуховому анализатору. В плавании и прыжках в воду велика роль тактильного анализатора.

Следующий фактор, определяющий проявление точности движений, - степень координации деятельности двигательных и вегетативных систем. Каждый двигательный навык имеет моторные и вегетативные компоненты. Поэтому ритм и темп технически совершенного двигательного действия характеризуется высокой степенью скоординированности ритмов дыхательной, сердечно-сосудистой и других систем. Этим движения мастеров спорта главным образом отличаются от движений новичков.

Уровень развития физических и координационных качеств как один из факторов, влияющих на проявление точности, в значительной степени обусловливается пространственными, временными и силовыми параметрами двигательного действия.

Психическое и эмоциональное состояния - еще один важный фактор, влияющий на прирост точности. Уровень эмоционального возбуждения и функционального состояния организма создает наиболее благоприятные возможности для протекания физиологических процессов и достижения высокой степени их согласованности. Так, удачное начало выступления вызывает у спортсмена дополнительный подъем душевных сил, чувства вдохновения, окрыленности. При пониженном эмоциональном настрое может возникнуть рассогласование функциональных систем как одна из причин снижения точности двигательного действия. В экспериментальных группах при организации и проведении занятий учитывались все факторы, влияющие на развитие точности.

Развитие и совершенствование точности невозможно без использования критериев, позволяющих оценить степень прироста данного качества.

В научно-методической литературе остается нераскрытым вопрос о разработке критериев оценки точности . Выявление компонентов изучаемого качества, его различных проявлений позволило прийти к выводу, что один из критериев оценки прироста данного качества - степень точного воспроизведения внешней формы двигательного действия. Физическое упражнение, как известно, имеет свои определенные параметры: положение тела и изменение его формы, амплитуду, направление движения, величину прилагаемых усилий и их рациональное распределение. Это позволяет объединить данные характеристики по трем основным критериям, дающим возможность оценивать степень прироста точности:

Качество воспроизведения внешней формы двигательного действия;

Степень соответствия выполняемого упражнения его пространственным, временным и силовым параметрам;

Качество воспроизведения ритма двигательного действия.

Спортивная деятельность, как и трудовая, многообразна по своему внешнему (моторному) и внутреннему (психическому) содержанию, и любой ее вид осуществляется при помощи комплекса сложных способностей. Для успешного развития способностей к той или иной деятельности необходимо знать их структуру и состав психофизиологических задатков. Ряд специалистов указывают, что в активном отборе и ориентации спортсменов необходимо использовать не двигательные умения и показатели физического развития, а бинарный критерий - высокий исходный уровень прогностически значимых психофизических характеристик и темп роста физических качеств и психомоторных способностей (В.П.Озеров, 1983).

Один из крупнейших специалистов в этой области И.А. Бернштейн (1966) понимал под моторикой всю область двигательных отправлений. Из этого видно, что психомоторика человека как многомерная сущность во всей сложности диалектических противоречий ее проявлений - проблема необъятная.

Анализ структуры психомоторики должен идти по пути вычленения отдельных психомоторных способностей и установления взаимоотношений между ними, т.е. нахождения функциональной системы психомоторных способностей.(2)

Изучая психомоторику как психическую подсистему, полезно помнить слова И.П. Павлова о том, что «человек есть, конечно, система…, как и всякая другая в природе, подчиняется неизбежным и единым для всей природы законам, но и система в горизонте нашего современного научного видения, единственная по величайшему саморегулированию …»; с этой точки зрения метод изучения системы человека тот же, как и всякой другой системы: разложение на части, изучение значения каждой части, изучение связи частей, изучение соотношения с окружающей средой и, в конце концов, понимание на основе всего этого ее общей работы и управления ею, если это в средствах человека. Но наша система в высочайшей степени саморегулирующаяся, сама себя поддерживающая, восстанавливающая, поправляющая и даже совершенствующая».

В свою очередь, психомоторика является системой для подсистем, которые входят в ее состав, а именно: сенсорные, когнитивные и моторные компоненты психомоторики.

Коротко остановимся на строении каждой подсистемы психомоторной саморегуляции человека. Основной функцией сенсорных систем И.П. Павлов считал разложение сложностей внешнего и внутреннего мира на отдельные элементы. И.А. Бернштейн, помимо первичного сбора информации, считал важной функцией информацию нервных центров о результатах рефлекторной деятельности, осуществление обратных связей.

Формирование и совершенствование двигательных навыков и спортивно-технического мастерства невозможно без получения сенсорной системной информации о силе и длительности выполняемых сокращений мышц, о скорости и точности перемещения тела и спортивных снарядов, об изменениях темпа и ритма движений, о степени достижения поставленной цели и т.д.

Базовыми в психомоторной саморегуляции человека являются проприорецепторы, воспринимающие раздражения из двигательного аппарата о степени сокращения скелетных мышц, натяжения сухожилий, изменении суставных углов, что необходимо для регуляции двигательных актов и поз. Основными функциями моторной подсистемы являются осуществление двигательных актов и поддержание необходимой позы.

В строении головного мозга человека можно выделить три основных функциональных блока: энергетический, познавательный и программирующий, которые могут быть соотнесены с выделенными выше подсистемами. Энергетический блок с позиций психомоторной саморегуляции за счет регуляции тонуса коры позволяет нормально воспринимать и перерабатывать двигательную деятельность, осуществляя психомоторную деятельность. Познавательный блок получает, обрабатывает и хранит двигательную информацию.

Наконец, управляющий блок мозга играет решающую роль в процессах планирования, программирования, регуляции и контроля психомоторной деятельности, являясь центральным блоком по обеспечению целесообразной двигательной деятельности личности.

Таким образом, психомоторика человека является сложной функциональной системой, состоящей из сенсорной, моторной и когнитивно-мыслительной подсистем управления сложной двигательной деятельностью, что согласуется с архитектоникой функциональной системы, разработанной П.К. Анохиным.

Исследования В.П.Озерова (1998) психомоторики у высококлассных легкоатле-тов-десятиборцев подтвердили следующее:

Выдающиеся атлеты международного класса зачастую имеют универ-сальное и высокое развитие различительной чувствительности движений и психомоторной памяти по всем трем изучаемым парамет-рам движений.

Уровень V может выражать универсальное развитие нескольких психомоторных способностей. IV уровень предусматривает общие компоненты психомоторных способностей, а именно: психический и моторный компоненты. III уровень включает в себя групповые компоненты: психический, сенсорный, моторный и энергетический. На II уровне групповые компоненты расчленяются на специальные компоненты, которые включают, в частности, в психический компонент: мышление, память, внимание и волевое усилие; в сенсорный: различительную чувствительность движений и двигательную память, а также быстроту реагирования и координацию движений. Моторный компонент, в свою очередь, включает быстроту реагирования, координацию движений и работос-пособность мышечной системы. Энергетический компонент включает следующие компоненты: работоспособность сердечно-сосудистой, мышечной и дыхательной систем.

Первый уровень включает широкий арсенал психофизиологичес-ких задатков, каждый из которых может входить в состав разных специальных компонентов. В исследованиях (В.П. Озеров, 1998 и др.) подтвер-дили, что именно II и частично I уровень психомоторных способнос-тей являются ядром общих (сложных) психомоторных способностей. Было доказано, что различительная чувствительность человека по основным параметрам управления движением (время, пространство и усилие) может рассматриваться тоже как сложная психомоторная способность, которая включает в себя ряд более простых компонентов:

1) запоминание предыдущей эталонной величины на основе кинестетической чувствительности и концентрации нервных процес-сов;

2) воспроизведение предыдущего эталона на основании точности двигательной памяти по отдельному параметру движения, который опирается на сохранение двигательного образа, концентрацию и баланс нервных процессов;

3) дифференцировочная чувствительность при минимальном увеличении предыдущей величины (эталона), которая зависит от сензитивности психики и кинестетического аппарата;

4) абсолютная чувствительность, о которой можно судить, если разделить заданный интервал различения (10 кг или 10 см) на количество правильно построенных ступеней, что, вероятно, зависит от концентрации нервных процессов и чувствительности конкретного кинестетического анализатора;

5) активность и настойчивость, которая может определяться количеством дифференцировочных ступеней независимо от того, были они правильные или ошибочные.

Как видно из этого примера, предложенная схема структуры психомоторных способностей позволяет любой, даже специальный компонент способностей разложить на ряд основополагающих психофизиологических компонентов психомоторных способностей.

Таким образом:

1. Психомоторные способности являются ядром двигательных способностей, выступая как их когнитивно-моторный компонент, включающий сенсомоторные, перцептивные, интеллектуальные и нейродинамические особенности, реализуемые как на произвольном, так и на непроизвольном уровне самоконтроля и саморегуляции движений.

2. Психомоторные способности наиболее отчетливо проявляются в таких элементах, как тонкая различительная (дифференцировоч-ная) чувствительность к основным параметрам и модальностям движения, устойчивое сохранение в памяти образов движений, оперативность и точность сенсорного и перцептивного самоконтроля, а также надежность его функционирования в усложняющихся условиях двигательной деятельности.

3. Психомоторные способности эффективно формируются у школьников, студентов и спортсменов с помощью специально разработанных методических приемов (произвольность управления, поэтапность, игровой и- соревновательный метод) и комплекса психомоторных упражнений (осознание величины основных парамет-ров движений, подвижные игры, игры-задания, упражнения-тес-ты). Они способствуют большему росту технической эффективности в овладении сложными двигательными навыками по сравнению с традиционными методами физического воспитания. Принципиальное сходство этих приемов на разных возрастных этапах подчеркивает единство процесса непрерывного развития психомоторных способнос-тей (В.П.Озеров, 1989, 1993).