Мать-и-мачеха. Лечебные свойства при сердечно-сосудистых заболеваниях

"Если есть мать, мачеха не нужна"
Старинная русская пословица.

Дай ребенку пустышку, чтобы он не наглотался холодного воздуха на прогулке, - советует мама.
- Нужно приучать ребенка к самостоятельности, дай пустышку, и он сам будет засыпать, - настаивает бабушка.
- Хочешь, чтоб ребенок меньше плакал - дай пустышку, - предлагает подруга.

Вот что слышит новоиспеченная мама от своих родных и близких почти каждый день. И невдомек родственникам, что советуют они мамочке вовсе не добра.

Аллергологи говорят, что в натуральном латексе, из которого изготавливаются большинство имитаторов маминого соска, содержится более 200 различных фракций белков, часть из которых обладает аллергической активностью. От 40 до 60 % детей восприимчивы к латексу. Для аллергии на него характерны различные кожные симптомы (зуд, отек), а также проявления респираторной аллергии (чихание, насморк, слезотечение).

Стоматологи . Техника сосания материнской груди и пустышки-соски различна: совершаются другие движения язычком, щеками, челюстью, по-другому организуется дыхание и глотание. Эти различия влияют на формирование челюстно-лицевого аппарата ребенка, на развитие неправильного прикуса. Сосание пустышки приводит к недоразвитию нижней или верхней челюсти.

Оставляет свой след пустышка и в логопедии . Невыговаривание некоторых звуков, кашеобразная речь, задержка речевого развития, - все это затрудняет социальную и школьную адаптацию ребенка. И не может не привести к психологическим проблемам. Малыш начинает стесняться, становится замкнутым.

Использование пустышки часто приводит к возникновению психологических проблем : она может помешать установлению глубокой эмоциональной связи между младенцем и его мамой. Классик психоанализа Дональд Вудз Винникот писал: "Часть любви, привязанности, благодарности, предназначенных маме, автоматически переносятся на предмет, заменяющий ее грудь – на бутылочку или пустышку. Если они обеспечивают чувство безопасности при засыпании, утешают в трудную минуту, помогают пережить страх и дискомфорт, то мама воспринимается очень потребительски - исключительно как поставщик питания, а не объект глубоких и доверительных взаимоотношений. Предлагая соску в ответ на просьбу приложиться к груди, мама сама отказывается от той нежности, которую ей хочет подарить ее долгожданный малыш, тем самым все дальше отдаляя его от себя."

Когда вместо матери младенец регулярно "общается" с предметами, ее заменяющими, возникает риск того, что и во взрослом возрасте его привязанностью будут награждены в основном неодушевленные предметы, такие как телевизор или компьютер.

Громче всех кричат о вреде пустышек консультанты по грудному вскармливанию . Для полноценного грудного вскармливания пустышка - враг. Для выработки достаточного количества молока необходимо прикладывать малыша к груди так часто, как он просит. Если же малыш сосет пустышку, он редко прикладывается к груди, следовательно, у его мамы будет мало молочка. Отказ от груди, неправильное прикладывание, плохие прибавки в весе, повышенное газообразование и обильные срыгивания, травмы сосков у мамы. И это еще не весь букет проблем, которыми может наградить пустышка.

"Как же быть, - спросит опытная бабушка, - ведь ребенку нужно удовлетворять сосательный рефлекс, об этом во всех умных книжках написано?"

Да, сосательный рефлекс закладывается во время внутриутробного развития, но как и любой другой рефлекс, он создан для выполнения конкретной задачи - добывание молока. Сегодня доказано, что любая потребность в сосании обусловлена необходимостью получить те или иные вещества из женского молока. Малыш хочет заснуть и просит грудь? Молоко содержит элементы, имеющие морфиноподобную структуру и помогающие крохе заснуть. Малыш испуган, расстроен? В молоке имеются успокаивающие вещества. Малышу нездоровится, у него лезут зубы, ему больно? Материнское молоко насчитывает большое количество антител и защитных факторов против различных заболеваний, а также болеутоляющие гормоны. В его состав, помимо белков, жиров, углеводов и воды, входят витамины, ферменты, отвечающие за усвоение любой порции женского молока, бифидус-фактор, отвечающий за здоровье желудочно-кишечного тракта, вещества для дозревания головного мозга и нервной системы младенца и многие другие компоненты, необходимые для своевременного ответа на любые нужды ребенка.

Поэтому совершенно естественно предлагать ребенку именно грудь при первом признаке беспокойства, не дожидаясь, пока он заплачет. И постарайтесь не забирать ее раньше, чем малыш утолит свою потребность, самостоятельно отпустив сосок.

Так что же нужно сосать ребенку? Неужели холодную, резиновую "мачеху" или все-таки теплую, родную, специально предназначенную для этого природой грудь любимой мамочки...

Елена Чудайкина
Консультант по грудному вскармливанию, член АКЕВ.

Мать-и-мачеха - это многолетнее растение, золотистые цветы которого несложно перепутать с одуванчиками. Они расцветают и увядают до появления листьев. Сами листья широкие, формой напоминают копытца. Семенами растения являются мягкие, похожие на волосы, пучки, так горячо любимые птицами, которые используют их во время строительства гнезд. Если говорить о лекарственной ценности, то она сосредоточена в листьях и соцветиях.

Химический состав

Химический состав мать-и-мачехи примечателен своим разнообразием. Комбинации органических элементов внутри растения оказывают противовоспалительное, обволакивающее и обезболивающее действия.

Важнейшие составляющие листьев мать-и-мачехи таковы:

  • Сапонины — оказывают стимулирующее действие;
  • Ситостерин — этиловая группа в составе вещества помогает нормализовать уровень холестерина в крови;
  • Дубильные вещества — придают растению вяжущий вкус и подавляют негативное влияние микроорганизмов;
  • Слизь — оказывает смягчающее действие;
  • Горькие гликозиды — улучшают аппетит и работу желудочно-кишечного тракта;
  • Кислоты — аскорбиновая, галловая, винная и яблочная;
  • Каротиноиды — незаменимые помощники в профилактике онкологических заболеваний;
  • Инулин — пищевое волокно, которое потребляют полезные бифидобактерии;
  • Декстраны — регулируют процесс циркуляции крови;
  • Эфирное масло — огромное количество эфира выжимают из молодых растений.

В число уникальных лечебных ингредиентов соцветий мать-и-мачехи входят флавоноиды, дубильные вещества и стероидные соединения.

Полезные свойства

Слизь в составе мать-и-мачехи является источником самых значимых свойств растения - противовоспалительным и смягчающим. Оказавшись внутри оболочки дыхательных путей, лечебные листья образуют специальный слизистый слой, который защищает от негативного влияния бактерий, вирусов и холода.

Женщины используют траву мать-и-мачехи при создании косметических средств. Припарки и компрессы на основе соцветий и листьев растения помогают избавиться и устранить дефекты кожи. Добавление сухого сырья внутрь шампуней способствует . Лечебные настойки из травы мать-и-мачехи помогают отрегулировать менструационный цикл при обильном крововыделении.

Применение в народной медицине


Мать-и-мачеха на протяжении веков используется в традиционной китайской и русской медицине. Растение помогает в лечении бронхита, ревматизма, туберкулеза, снимает отеки и воспаления, а также является действенным средством профилактики онкологических заболеваний.

Целебные свойства мать-и-мачехи сосредоточены в листьях и соцветиях. Именно эти части растения высушивают для создания лечебных сборов и экстрактов, которые продают в аптеках.

Перед применением средств народной медицины на основе мать-и-мачехи очень важно проконсультироваться с лечащим врачом. Предельно осторожными следует быть беременным женщинам и кормящим матерям, а также людям с серьезными заболеваниями печени.

При заболеваниях дыхательных путей


В случае сухого непрекращающегося кашля мать-и-мачеха оказывает смягчающий эффект. Слизистая часть растения создает внутри горла специальную пленку, которая подавляет раздражение.

Чтобы приготовить отхаркивающее средство для устранения сухого кашля , залейте одну столовую ложку высушенной травы мать-и-мачехи половиной литра кипяченой воды. Поставьте смесь на огонь и оставьте под крышкой на пять минут, после чего процедите и дайте остыть. Отвар принимать два раза в день, по стакану и желательно перед приемом пищи.

Следующий рецепт подойдет, если маленького ребенка беспокоит сухой кашель во время обостренного бронхита. Готовить большое количество лекарства сразу не стоит. Процесс не занимает много времени, поэтому лучше делать частые порции небольшого размера.

Для приготовления отвара для лечения бронхита вам понадобятся следующие травы (пропорции равны):

  • Мать-и-мачеха;
  • Мелисса лекарственная;
  • Мята перечная.

Настаивайте залитые кипятком ингредиенты три часа, после чего процедите. Добавьте натуральный мед для улучшения вкуса. Готовый лечебный отвар принимайте по несколько столовых ложек три раза в день перед едой.

При сердечно-сосудистых заболеваниях


При легких сердечных недомоганиях помогают отвары на основе мать-и-мачехи. Для приготовления настойки, понижающей артериальное давление , возьмите две столовые ложки сухой мать-и-мачехи и один стакан кипяченой воды. Залейте сбор кипятком и оставьте настаиваться на полчаса. Процедите и принимайте два раза в день по одному стакану, предпочтительно перед приемом пищи.

При болях в сердце и нервном возбуждении рекомендуют настой листьев мать-и-мачехи. Для приготовления лекарства возьмите одну ложку сушеных листьев и залейте их кипятком. Настаивайте отвар полчаса. Выпивайте четверть стакана три раза в день, желательно до еды.

При заболеваниях мочевыводящих путей

В аптеках нередко встречаются целебные сборы на основе мать-и-мачехи, предназначенные для профилактики заболеваний мочевыводящих путей. При отеках и больных почках травяные отвары оказывают мочегонное действие. Народные средства также помогают избавиться от печеночных колик.

Для профилактики заболеваний мочевого пузыря можно смешать сухие листья мать-и-мачехи, брусники и толокнянки (по столовой ложке каждой травы). Полученную смесь заваривают на протяжении получаса, а затем пьют как обычный чай.

Чтобы приготовить отвар для снятия отеков , которые сопровождают заболевания мочевыводящих путей, вам следует залить одну столовую ложку сбора мать-и-мачехи стаканом воды, прокипятить раствор минуту, настаивать около часа, а затем процедить. Принимайте пол стакана лечебного отвара три раза в день, желательно до еды.

При кожных заболеваниях


Помимо употребления лечебных трав внутренне, мать-и-мачеху можно использовать для создания наружных средств против кожных заболеваний и дефектов.

Варианты наружного применения мать-и-мачехи:

  • Ожоги;
  • Рожистое воспаление;
  • Нарывы;
  • Фурункулы;
  • Хроническая язва;
  • Мастит;
  • Грудница;
  • Перхоть и укрепление волос.

Для изготовления средства против легких ожогов из мать-и-мачехи вам понадобится приготовить специальный лечебный отвар. Возьмите чайную ложку сухой травы растения, залейте двумя стаканами воды и кипятите полученный раствор на протяжении получаса. Дайте настойке остудиться, а затем смочите в ней кусочек мягкой ткани. Положите готовый компресс на поврежденную область приблизительно на пять минут. Делайте компрессы несколько раз день до тех пор, пока ожоги не сойдут.

Чтобы приготовить домашнюю мазь для профилактики воспалений кожи , возьмите следующие ингредиенты (в равных частях):

  • Цветы липы;
  • Мать-и-мачеха;
  • Аптечная ромашка.

Перемешайте все ингредиенты, залейте их горячей водой и настаивайте пять минут. Затем добавьте немного подсолнечного масла и разомните смесь. Смажьте проблемную область кожи полученной мазью и оставьте на двадцать минут, после чего смойте теплой водой.

При выпадении волос


Мать-и-мачеху не зря добавляют в шампуни и кондиционеры для волос. Растительные белки, кислоты, эфирные масла и слизи, работающие вместе, помогают восстановить структуру корней, нормализуют естественный рост поврежденных волос, добавляют им блеск и эластичность.

Чтобы приготовить натуральный ополаскиватель для волос , вам понадобятся сухие сборы лопуха и мать-и-мачехи. Смешайте травы в равных количествах, залейте водой и кипятите на водяной бане полчаса. Используйте полученный лечебный отвар в качестве ополаскивателя после регулярного мытья волос шампунем.

Маску от облысения можно приготовить из листьев крапивы, мать-и-мачехи и молока. Возьмите по две столовые ложки каждого растения, залейте стаканом горячего молока и оставьте настаиваться примерно на полчаса. Полученным средством обработайте сухие волосы, подержите смесь на голове минут 10-15, а затем смойте теплой водой.

Применение для похудения


В продаже есть множество средств и травяных сборов для похудения, однако не все они соответствуют индивидуальным требованиям каждого организма. Выбор оптимального средства порой доставляет большие сложности. Самый верный способ похудения — составить свой собственный режим дня, заниматься спортом и подобрать натуральные вспомогательные средства.

Чтобы приготовить средство, способствующее снижению лишнего веса и нормализующее обмен веществ, вам понадобится:

  • 10 грамм мать-и-мачехи;
  • 80 грамм листьев ежевики;
  • 10 грамм листьев березы.

Перемешайте все вышеперечисленные ингредиенты, залейте литром воды и кипятите полученную смесь на протяжении десяти минут. Принимайте по стакану отвара два раза в день перед едой. Настойка способствует снижению аппетита и нормализации обмена веществ. Однако помните, что это дополнительное вспомогательные средство для снижения веса, помимо его использования вы должны следить за рационом питания и регулярно заниматься физическими упражнениями.

Особенности применения при беременности


К сожалению, внутренние лечебные средства на основе мать-и-мачехи не рекомендуется употреблять беременным женщинам и кормящим матерям. В составе растения находятся алкалоиды. Эти вещества изменяют состав молока матери и негативно влияют на здоровье ребенка. Также алкалоиды могут прервать беременность. Они проникают в состав плаценты и разрушают плод.

Ни в коем случае не принимайте отвары на основе этого растения во время беременности. Использование травы мать-и-мачехи во время беременности вызывает выкидыш или преждевременные роды с мертвым младенцем.

Из-за серьезного вреда при беременности трава мать-и-мачехи запрещена для свободной продажи в некоторых странах, например, в Германии и Австралии. Лишь в редких случаях и под контролем врача допустимо наружное применение растения. Эти моменты включают лечение кожных дефектов, ожогов и угрей. Также беременные женщины могут использовать траву для укрепления волос и устранения перхоти.

Противопоказания и вред

Целебные свойства растения восхваляют многие, однако о побочных эффектах мать-и-мачехи знают не все. Самая опасная составляющая часть цветов — алкалоиды. Их особенно стоит обходить стороной беременным женщинам и кормящим матерям.

Не стоит использовать отвары на основе мать-и-мачехи в следующих случаях:

Также необходимо внимательно относиться к дозировке целебных препаратов. Она зависит от нескольких факторов, таких как возраст, состояние здоровья и наличие хронических заболеваний. На сегодняшний день не существует доказанных научно данных, которые бы установили максимально эффективное количество мать-и-мачехи в каждом конкретном случае.

Среди устойчивых мифов отечественной культуры особое место занимает представление о якобы существовавшем у "древних славян" (а позднее - у русских крестьян) персонифицированном культе "матери-земли". Как правило, восточнославянские обряды и поверья, связанные с землей, возводятся учеными и публицистами к тем временам, когда земля, по выражению этнографа С. В. Максимова, "была возведена на степень божества народно-языческим сознанием". Даже недавние парламентские дебаты по поводу частной собственности на землю нередко комментировались именно с такой точки зрения: дескать, русские не хотят разрешить свободную торговлю земельными наделами, поскольку для них это - все равно что продавать собственных матерей. Однако на самом деле проблема "русских мифов о земле" представляется более сложной: очевидно, что страх перед частной собственностью на землю в России действительно существует, однако вызван он, по-видимому, не древними мифологическими архетипами, а спецификой социальной идентичности и внутренней организации русской крестьянской общины. Что же касается образа "матери-земли", то в значительной степени он обязан своим появлением литературной и научной традиции XIX и начала XX века.

Формулы типа "мать-земля", "матушка-земля" или "мать сыра земля" действительно довольно широко представлены в разных жанрах русского фольклора. Это, однако, еще не свидетельствует об их связи с какими бы то ни было архаичными культами. Здесь действует достаточно заурядная метафора плодородия, ассоциирующегося с материнством во многих земледельческих культурах. Однако именно эта метафорика послужила отправной точкой для досужих фантазий многих русских ученых и литераторов - начиная с А. Н. Афанасьева, чей изобилующий ошибками и произвольными домыслами труд "Поэтические воззрения славян на природу" (1865-1869) по странному недоразумению до сих пор считается классическим исследованием по фольклору и этнографии восточных славян. Афанасьев принадлежал к так называемой "мифологической школе в фольклористике" - научному направлению, возникшему под влиянием немецкого романтизма и стремившемуся объяснить крестьянский фольклор и ритуалистику как осколки древних мифов, в поэтической форме описывавших различные природные явления (прежде всего - метеорологического характера). Исходя из этой посылки, Афанасьев пытался свести все известные ему поверья о земле к якобы некогда существовавшим языческим сказаниям о браке земли и неба и о земле как великой матери всего живущего. "Признавая Небо и Землю супружескою четою, - писал он, - первобытные племена в дожде, падающем с воздушных высот на поля и нивы, должны были увидеть мужское семя, изливаемое небесным богом на свою подругу; воспринимая это семя, оплодотворяясь им, Земля чреватеет, порождает из своих недр обильные, роскошные плоды и питает все на ней сущее... <...> При таком воззрении на дождь... понятно, что в молнии, разящей тучи и чрез то низводящей на землю земные воды, фантазия первобытных народов узнавала мужской детородный член... <...> Весною, когда земля вступает в брачный союз с небом, поселяне празднуют в ее честь Духов день; они не производят тогда никаких земляных работ, не пашут не боронят не роют землю и даже не втыкают кольев, вследствие поверья, что в этот день земля - именинница и потому надо дать ей отдых..."

Подобные цитаты из сочинений Афанасьева и его последователей можно было множить. Но и без этого ясно, что славянский "культ матери-земли" был построен учеными-мифологами на вполне умозрительных основаниях, к которым пытались подтянуть фрагментарные и, по-видимому, не имеющие никакой исторической связи фольклорные материалы и этнографические свидетельства. Да и сами эти материалы трудно назвать аутентичными, поскольку, прежде чем попасть в научные труды, они должны были пройти сквозь фильтр романтической идеологии с ее тенденцией к, так сказать, "внутреннему колониализму" - поискам "значимого Другого" внутри национальной "традиции", архаизировавшим и мистифицировавшим крестьянскую культуру.

Очередная попытка придания особых мистических смыслов "народу" и "народной традиции" приходится в России на так называемый "Серебряный век" - эпоху литературного и философского модернизма. Симптоматично, что именно в это время миф о "матери-земле" переживает возрождение. Впрочем, здесь эта тема начинает звучать несколько иначе: особое значение придается фольклорному параллелизму "матери-земли" и Богородицы, в котором видят свидетельство особого "софийного" характера русской религиозности. Эта идея, подробно обоснованная Д. Самариным и Г. П. Федотовым и связанная, прежде всего, с космологией и теософией В. С. Соловьева, С. Н. Булгакова, Н. А. Бердяева и П. А. Флоренского, предполагает особое народное почитание материнского начала, неразрывно объединяющего природный и божественный мир и хранящего абсолютный нравственный ("родовой") закон: "В добре своем, как и в красоте своей, мать-земля не выпускает человека из своей священной власти, - пишет Г. П. Федотов. - В кругу небесных сил - Богородица, в кругу природного мира - земля, в родовой социальной жизни - мать являются, на разных ступенях космической божественной иерархии, носителями одного материнского начала. <...> Певец не доходит до отождествления Богородицы с матерью-землей и с кровной матерью человека. Но он недвусмысленно указывает на их сродство..." Более радикально подошел к проблеме Д. Самарин, развивавший мнение Бердяева о русской религиозности как религии Богородицы. Согласно Самарину, в русском православии Богородица как бы "заслоняет" собой Христа, становясь единственной помощницей и покровительницей человечества и преодолевая новозаветное безразличие в отношении животного и растительного мира: "...Уклон от религии Сына к религии Богородицы означает преодоление христианского антропоцентризма и дуализма плоти и духа, означает возобновление ветхозаветного монизма, ветхозаветной плотскости Бога и признание всей твари участницей Божественного Откровения <...> Русская Богородица значительно более похожа на "матушку сырую земельку", которая всех нас любит, поит и кормит (Богородица как Мировая Душа, София), чем на историческую Деву Марию. Она-то "Сострадательнейшая Матушка наша" и была причиною отказа от одностороннего христианского отрицания язычества, виновницей примирения древнего язычества и христианства".

Почему эти и подобные им авторы так настаивали на "женственности" русской (и следовательно - своей собственной) религиозности - тема для отдельного разговора. Для нас в данном случае важно, что эти построения, по крайней мере применительно к крестьянской религиозной культуре, также не выдерживают критики. Дело в том, что все русские фольклорные тексты, где проводятся прямые параллели между Богородицей и матерью-землей, восходят к одному и тому же источнику - древнерусскому поучению против матерной брани, которое содержится в "Повести святых отец о пользе душевней всем православным христианом", а также в древнерусском апокрифическом сказании о Василии Великом. Здесь Богородице приписываются следующие слова: "Аще бо кто избранит, и от того матернаго слова небо восколеблется, и земля потресется, и уста того человека кровию запекутся. И не подобает тому человеку в тот день ни ясти и не пити потому же, что и аз им мати всем. Аще бы кто от рождения своего не избранил матерно, то бы аз умолила и просила о том многогрешном человеке у Господа Бога грехом его прощения". И в этом поучении, и в производных от него текстов кощунственность матерных выражений объясняется тем, что они оскорбляют Богородицу, мать-землю и родную мать бранящегося. Все это, однако, еще не предполагает каких бы то ни было особых мифологических контекстов. Хотя происхождение этого поучения остается мало исследованным, можно предполагать, что его анонимный составитель руководствовался вполне заурядной логикой, исходящей из общехристианских, а не специфически русских представлений. Матерная брань по определению направлена против матери/матерей, и, следовательно, бранящийся оскорбляет мать не только адресата инвективы, но и свою собственную. Кроме того, он оскорбляет Богородицу, поскольку она - мать Христа, Спасителя человечества и, таким образом, мать всех людей. Что касается земли, то она также мать человечества, но на несколько иных - ветхозаветных - основаниях: ведь согласно книге Бытия (2, 7), Бог создает первого человека из "праха земного". Поэтому соответствующая инвектива имеет отношение к и земле как праматери всех живущих. Для построения подобного силлогизма не требуется ни "язычества", ни особой "софийности".

Позднейшие фольклорные вариации на тему этого поучения нередко включают эсхатологические мотивы: выясняется, что матерная брань может повлечь даже Страшный суд. В духовном стихе "О матерном слове", записанном В. Ф. Ржигой в 1906 году, поется:

Вы, народ Божий-православный,

Мы за матерное слово все пропали,

Мать Пресвятую Богородицу прогневили,

Мать мы сыру-землю осквернили;

А сыра-земля матушка всколебается,

Завесы церковные разрушаются,

Проидет к нам река огненная,

Соидет судия к нам праведная.

Однако и эти мотивы нельзя считать специфически русскими или восточнославянскими. Дело в том, что темы плача, потрясения, гибели земли пришли в русский религиозный фольклор вместе с греческими апокрифами о конце света, созданными в первом тысячелетии нашей эры. Так, сцена плача земли о человеческих грехах, изображаемая в духовном стихе и обычно цитируемая в качестве примера специфически русского отношения к "матери-земле", на самом деле восходит к "Видению апостола Павла" - эсхатологическому апокрифу, появившемуся еще в III веке.

Я не буду останавливаться на других фольклорно-этнографических примерах (клятва землей, так называемая "исповедь земле" и т. п.), которые обычно приводят как доказательства русского культа "матери-земли" и которые столь же уязвимы перед лицом непредвзятого анализа. Думаю, что и сказанного вполне достаточно для деконструкции литературного мифа о "матери-земле". Однако в чем же тогда причины прошлых и нынешних "земельных психозов", характерных для русской истории Нового и Новейшего времени? Вероятно, корни русского отношения к земле действительно связаны с крестьянской культурой, однако - с совсем иными ее особенностями.

Все знают, какую негативную роль сыграло в русской истории крепостное право - "крепость земле", отмененная при Александре II. Менее известна другая норма крестьянского отношения к земле, дожившая до 1910-х годов и оказавшая, как я думаю, столь же пагубное воздействие на развитие социальных и гражданских институтов в России. Речь идет о так называемой "поземельной общине", подразумевавшей, что землепользование контролируется крестьянским "миром" и отдельный человек не может претендовать на владение тем или иным участком земли. Принцип поземельной общины не только препятствовал развитию частной собственности на землю, но и блокировал социальную мобильность любого из членов крестьянского "общества". Хотя общинное землевладение было разрушено аграрной реформой П. А. Столыпина, не прошло и двадцати лет, как поземельная община вновь вернулась в русскую деревню - вместе с новым, "колхозным" закрепощением крестьян в эпоху коллективизации.

Не касаясь чисто экономических последствий принципа общинного землевладения, обратимся к его символическому значению. Очевидно, что отсутствие частной собственности на землю препятствовало развитию индивидуальной инициативы не только на практическом, но и на символическом уровне. По сути дела, общая и постоянно перераспределяемая земля символизировала "общее тело" крестьянского коллектива, жестко контролировавшего своих отдельных членов и не позволявшего им вырваться из этого социального плена. Показательно, что в современных крестьянских рассказах о "последних временах" - этой своеобразной форме эсхатологического нарратива - в качестве одной из примет конца света часто используется мотив "измеренной земли". Он подразумевает, что в "последние времена" "вся земля будет перемеряна вершками" или "пядями". Для понимания этого мотива важно иметь в виду распространенную в крестьянской культуре ритуальную практику измерений человеческого тела. Эта практика могла быть направлена как на конструирование "ритуального двойника" человека, так и на приобретение магической власти над его телом. Таким образом, представления об "измеренной земле" могут подразумевать не только "отчуждение" земли, подчинение ее внешним и враждебным силам, но и приобретение символического контроля над самой общиной землевладельцев.

Наконец, в ситуации раздела общинной земельной собственности на частновладельческие участки (как это было в эпоху реформы Столыпина) "измерение земли" может подразумевать и распад крестьянского коллектива, потерю социального контроля над его отдельными членами.

Итак, с социально-исторической точки зрения "матушка сыра земля" оказывается для крестьянина не только кормилицей, но и символом социального плена и тотального подчинения коллективу. Думаю, что именно боязнь утраты коллективной идентичности и социального контроля в отношении человеческой индивидуальности и является скрытой основой русского страха перед частной собственностью на землю.

Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила. СПб., 1994. С. 209.

Афанасьев А. Н. Древо жизни: Избранные статьи. М., 1983. С. 59.

Федотов Г. П. Мать-земля (К религиозной космологии русского народа) // Федотов Г. П. Судьба и грехи России: Избранные статьи по философии русской истории и культуры. Т. II. СПб., 1992. С. 81.

Самарин Д. Богородица в русском народном православии // Русская мысль. 1918. Кн. III-VI. С. 24-25.

Как ни странно, большинство рассуждений русских модернистов о Богородице и "материземле" имеют отправным пунктом один-единственный литературный эпизод, а именно - известный пассаж из "Бесов", рассказ Марьи Лебядкиной о словах некоей странницы: "А тем временем и шепни мне, из церкви выходя, одна наша старица, на покаянии у нас жила за пророчество: "Богородица что есть, как мнишь?" "Великая мать, отвечаю, упование рода человеческого". "Так, говорит, Богородица - великая мать сыра земля есть, и великая в том для человека заключается радость. И всякая тоска земная и всякая слеза земная - радость нам есть; а как напоишь слезами своими под собой землю на пол-аршина в глубину, то тотчас же о всем и возрадуешься. И никакой, никакой, говорит, горести твоей больше не будет, таково, говорит, есть пророчество". Запало мне тогда это слово. Стала я с тех пор на молитве, творя земной поклон, каждый раз землю целовать, сама целую и плачу". Можно, однако, предполагать, что Достоевский заимствовал процитированную формулу из литературных источников, которые, в свою очередь, находились под воздействием построений Афанасьева. Впрочем, это - предмет для специальной статьи.

Марков А. В. Определение хронологии русских духовных стихов в связи с вопросом об их происхождении // Богословский вестник. 1910. N 10. С. 321.

Ржига В. Четыре духовных стиха, записанных от калик Нижегородской и Костромской губерний // ЭО. 1907. N 1-2 (Кн. LXXII-LXXIII). С. 66 (N V).

Подробнее об этих рассказах см. в моей работе "Христовщина и скопчество: Фольклор и традиционная культура русских мистических сект" (М.: ОГИ, 2002. С. 353-365).

Растение мать-и-мачеха относится к числу распространенных, широко известных и популярных, его внешний вид знаком практически каждому. Многие владельцы дачных участков борются с ним как со злостным сорняком, не догадываясь, что уничтожают полезное лекарственное растение. Предлагаем познакомиться с его медицинскими свойствами, противопоказаниями к применению, а также узнать несколько интересных фактов.

Описание

Растение мать-и-мачеха является многолетним представителем семейства сложноцветных, родственником красивого садового цветка, астры. Действительно, если присмотреться, солнечно-желтый мелкий цветок растения очень похож на красивую красную, розовую или белую головку астры. Особенности мать-и-мачехи как представителя флоры таковы:

  • Длинное ползучее корневище.
  • Имеются побеги двух типов. Цветоносные формируются в начале весны, их высота - не более 30 см, на конце каждого находится головка - цветок. После цветения эти побеги сразу же отмирают.
  • Вегетативные - второй тип побега, на них располагаются листья. Формируются спустя некоторое время после завершения цветения.
  • Листы очень необычны, с внутренней стороны мягкие, приятные на ощупь, с наружной - гладкие, холодные. Стороны именуют соответственно «мать» и «мачеха».
  • Форма листа округленная, на концах характерные зазубрины, размер зависит от возраста. Зрелые листы нередко достигают 20 см в диаметре. Окрас - насыщенно-зеленый.
  • Цветок - корзинка ярко-желтого окраса, достигает в диаметре 2,5 см. Именно своими цветками растение мать-и-мачеха и одуванчик очень похожи, но второй имеет больший диаметр.
  • Плод - семянка.

Относится к числу поразительно плодовитых, за сезон всего один кустик способен дать почти 20 тысяч семян, которые и сами обладают хорошей всхожестью.

Название

Рассмотрим, почему растение назвали мать-и-мачеха. Существует несколько печальных легенд, объясняющих это странное наименование.

В давние времена мужчина ушел из семьи к другой женщине, оставив жену и дочь с прекрасными золотистыми волосами. Но новая супруга, мучаясь от ревности, решила погубить ребенка, заманила девочку к обрыву и сбросила ее вниз. Мать, почувствовав, что ее ребенок в опасности, прибежала к зловещему месту, но опоздала - девочку было уже не спасти. В отчаянии бросилась она на убийцу, и обе они упали вниз, не разжимая смертельных объятий. Наутро у обрыва появилось огромное количество необычных растений, одна половина листа символизировала материнскую любовь, другая - ревность мачехи. А солнечно-желтые цветки рождали ассоциации со светлыми волосами погибшей девочки.

Еще одна легенда, объясняющая происхождение названия растения мать-и-мачеха, такова. У одной женщины была дочь, в которой она и нелюбимая падчерица. Судьба отняла у нее родного ребенка, поэтому многие часы несчастная мать проводила на кладбище, гладя землю на могиле. Вот и выросло растение, одна половина его листьев была теплой, как любовь матери к родной дочери, вторая - холодной, словно равнодушие женщины к падчерице.

Распространение

Продолжим описание растения мать-и-мачеха указанием тех мест, где его можно встретить. Их множество, прежде всего залитые солнцем поляны, овраги, берега рек. Встречается растение и на лесных опушках, дачных участках, полях, лугах, предпочитая влажные глинистые грунты без дерна. Произрастает этот природный лекарь на территории Западной Европы, Сибири, Азии, встречается также на Африканском и Североамериканском континентах.

Особенности

Лекарственное растение мать-и-мачеха интересно тем, что весной (в середине марта - начале апреля) сначала появляются цветки, а потом листья. За эту особенность в Великобритании цветок именуют «сын раньше отца». Растение имеет мощный корень, уходящий в землю на метр, развивается с очень высокой скоростью, поэтому может стать настоящим бедствием для полей и огородов, вытесняя культурные растения. Иногда мать-и-мачеху называют первым вестником весны, ведь скромные желтые цветки начинают украшать землю, едва освободившуюся от снега.

Произрастает семьями, поэтому луг почти всегда усеян желтыми корзинками: если один цветок уже отцвел, то второй только приступает к цветению. После этого, как и одуванчик, растение рассеивает семена, расположенные на пушистых ворсинках.

В качестве лекарственного сырья используются листья и соцветия, собирать последние рекомендуется в июле, не дожидаясь того, что они вырастут крупными и огрубеют. Получившееся сырье следует высушивать на свежем воздухе, не допуская воздействия прямых лучей солнца, периодически переворачивая.

Лечебные свойства

Применять растение в медицинских целях начали еще в Древней Греции и Риме. С этих давних времен известно, что дар природы помогает справиться с симптомами бронхита и облегчить течение бронхиальной астмы. Использовали его в своей работе Гиппократ и Авиценна.

На латыни растение мать-и-мачеха носит наименование Tussilago farfara L., что означает «исцеляющий кашель». Название очень точно характеризует специфику многолетника, его цветки действительно позволяют быстро избавиться от заболеваний горла, в том числе и от кашля, как сухого, так и влажного. Но это далеко не все. Растение обладает таким обширным списком лечебных свойств, что используется не только в народной медицине, но и во вполне традиционной. Основных эффектов несколько:

Иногда мать-и-мачеху в составе комплексной терапии используют для лечения широкого комплекса заболеваний горла, ротовой полости, гнойных инфекций. Однако важно помнить, что, употребив большое количество лекарственного препарата, ускорить избавление от болезни невозможно, но вот навредить себе очень легко. Поэтому следует четко соблюдать дозировку и при возникновении спорных вопросов получить консультацию специалиста-медика.

Противопоказания

Лекарственное растение мать-и-мачеха имеет несколько противопоказаний, которые должны учитывать все, кто решился улучшить свое здоровье и самочувствие с его помощью. Кому же нельзя употреблять цветки и листья?

  • Беременные женщины и молодые мамы в период лактации.
  • Дети младше 3 лет.
  • При патологиях печени (гепатит, цирроз).
  • При постоянных нарушениях менструального цикла.
  • Случаи индивидуальной непереносимости.

Также медики не рекомендуют продлевать курс более чем на 1,5 месяца, ведь после регулярного приема травы мать-и-мачехи в организме накапливаются гликозиды и начинают отравлять его. Употребление растения совместно с жаропонижающими медикаментами возможно только после согласования с медиком.

Возможные побочные эффекты

При правильном приеме с соблюдением дозировки мать-и-мачеха редко негативным образом сказывается на состоянии здоровья человека. Однако возможны такие побочные эффекты:

  • Нарушение стула.
  • Рвота и тошнота.
  • Спазмы в животе.

Чаще всего они возникают при употреблении лекарственного растения в неоправданно больших дозах. В этом случае прием незамедлительно прекращается.

Лучшие рецепты

Познакомимся с наиболее полезными рецептами из копилки народной мудрости, которые помогут использовать лечебные свойства растения мать-и-мачехи с максимальной пользой. От кашля быстро избавиться можно с помощью такого средства: залить стаканом кипятка 1 ч. л. листьев растения, настоять в течение 30 минут. Получившийся напиток употреблять трижды в сутки по 1 ст. л. за 10 минут до еды. Через 2-3 дня от кашля останутся лишь воспоминания.

Привести в норму кислотность желудка поможет такой настой: на 1 литр кипятка берется 20 г сухих цветков, время для настаивания - 60 минут. Далее средство процеживают при помощи марли, принимают каждые 6 часов по 100 мл.

При удушливом кашле можно воспользоваться дымом от растения. Для этого на раскаленную сковороду насыпается измельченная сухая трава и листья, а страдающий от кашля человек вдыхает образующийся дым. 2-3-минутная процедура принесет облегчение практически сразу же.

Необычная паста

Мать-и-мачеха - полезное растение, которое можно также употреблять в пищу, удивив домочадцев необычным блюдом, ингредиенты которого они ни за что не отгадают. Итак, для приготовления потребуются:

  • Яблоко.
  • Масло сливочное - 2 ст. л.
  • Цветки мать-и-мачехи - ½ стакана.
  • Сахар - 1 ч. л.
  • Корица - чуть-чуть, на кончике ножа.

Яблоко следует запечь в духовке, после этого измельчить до пюреобразного состояния, смешать с маслом, цветками, сахаром, добавить корицу. Получилась сладкая паста, которую можно намазывать на хлеб или есть как варенье.

В завершение предлагаем познакомиться с подборкой увлекательных фактов об удивительном растении:

  • Мать-и-мачеха является эмблемой аптек в Париже.
  • В медицинских целях ранее использовался и корень растения, но сейчас применяются только наземные части.
  • Продолжительность цветения составляет почти 40 суток, что является настоящим рекордом для первых весенних цветов.
  • Растение мать-и-мачеха - медонос, при этом очень полезный, именно оно помогает проснуться трудолюбивым жителям улья. Медопродуктивность цветка невысока, но проблему удается решить за счет большого количества: нередко ярко-желтые корзинки украшают собой луга и поля, предоставляя пчелам возможность собрать необходимое количество нектара.
  • Этот представитель флоры является и природным барометром, позволяющим предсказывать погоду.
  • Растение очень хорошо разрастается на кострищах, использует золу в качестве удобрения.
  • В старину у цветка был даже свой день - 10 апреля. Считалось, что снадобья, приготовленные из сорванного в этот день сырья, обладают магическими свойствами.

Мы рассмотрели особенности внешнего вида удивительного жителя лугов и оврагов, узнали историю происхождения растения мать-и-мачехи, его лечебные свойства.

Мать-и-мачеха известна с давних времен как растение, обладающее множеством целебных свойств.

Она применялась и в народной, и в официальной медицине для лечения наружных и внутренних заболеваний.

Многие рецепты составили древнеримские врачеватели. Не менее популярна она и в наше время.

На полках аптек представлены сборы и препараты, в состав которых входит мать-и-мачеха. Какие можно приготовить в домашних условиях лекарственные средства из нее, мы расскажем ниже.

Биологическое описание растения

Мать-и-мачеха (семейство сложноцветные) – многолетнее травянистое растение.

Имеет ползучее корневище, от него отходят пушистые стебли, покрытые розовыми чешуйками.

Украшают их корзинки ярких желтых цветов.

Латинское название – Tussilago farfara L., что переводится как «устраняющий кашель».

Русское наименование объясняется особенным строением листьев растения – нижняя сторона мягкая («мать»), а верхняя – гладкая и холодная («мачеха»).

Они округлые, с зазубринами по краям, темно-зеленого цвета, до 20 см в диаметре.

Растет повсеместно – по оврагам, насыпям, берегам рек; предпочитает освещенные места. Первыми появляются цветки, в марте – апреле, затем пробиваются листья.

Химический состав

Листья и цветки несколько отличаются по набору элементов:

Такой богатый состав объясняет полезные свойства и широкое применение мать-и-мачехи.

Лечебные свойства и показания к применению

Эта трава, в составе препаратов и домашних средств, оказывает комплексное терапевтическое воздействие:

  • мягчительное (действие аналогично или касторке, инструкция по применению которой ) и отхаркивающее;
  • обволакивающее;
  • дезинфицирующее и противовоспалительное;
  • вяжущее;
  • потогонное.

Слизь покрывает дыхательные пути, что препятствует их раздражению; сапонины и органические кислоты разжижают сухое отделяемое и облегчают отхаркивание.

Дубильные вещества подавляют развитие болезнетворных бактерий и способствуют быстрому заживлению тканей. Эфирные масла тонизируют, гликозиды нормализуют работу сердца.

Мать-и-мачеху назначают при ряде заболеваний для наружного и внутреннего применения как вспомогательное средство. Основные показания:

Вред и противопоказания

Нужно использовать для приготовления домашних средств только качественное сырье, а при покупке готовых – проверять срок годности.

Есть также данные о канцерогенном эффекте алколоидов, поэтому в некоторых странах мать-и-мачехи нет в свободной продаже. Ее нельзя принимать:

  • Беременным и кормящим женщинам трава может нарушить развитие плода или спровоцировать выкидыш.
  • Женщинам, страдающим задержкой менструального цикла.
  • Людям с заболеваниями печени (циррозом, гепатитом). Алколоиды, содержащиеся в растении, разрушают ее клетки.
  • Детям младше 2-х лет.
  • При одновременном приеме жаропонижающих средств, некоторых биологически активных добавок и витаминов.
  • В случае индивидуальной непереносимости растения.

Проконсультируйтесь с врачом прежде, чем добавить мать-и-мачеху к принимаемым лекарственным средствам, ведь вы можете не знать о наличии у вас этих противопоказаний.

Побочные эффекты

Они могут проявиться в виде:

  • тошноты и рвоты;
  • диареи;
  • боли в животе и расстройства кишечника;
  • повышения температуры.

В этих случаях сразу прекратите употребление мать-и-мачехи!

Способы применения мать-и-мачехи

Все надземные части этой травы обладают лечебными свойствами. Раньше для лечения использовали и корни, но сейчас это не практикуется.

Желтые корзинки соцветий заготавливают ранней весной, листья – в первые месяцы лета. Нужно собирать крепкие неповрежденные части растения и только в ясную погоду.

Просушивают сырье на открытом воздухе или в специальной печи при температуре 50 — 60°С, так сохраняются все полезные вещества.

Затем их разделяют, так как цветы хранятся 2 года, а листья – 3.

Хранят в закрытой емкости или полотняных мешках.

На основе травяного сбора готовятся: настои, настойки, отвары, чаи, свежая кашица и сок, лечебные «сигареты», порошок, таблетки, микстуры и сиропы.

Народные рецепты

Отвар листьев

  • сбор листьев мать-и-мачехи – 1 ч. ложка;
  • кипяток – 1 стакан.

Сырье заварите в эмалированной посуде, закройте крышкой. Поместите на водяную баню или слабый огонь, нагревайте 15 минут, постоянно помешивая.

Принимайте по 1/3 стакана, 3 раза в день до еды. Продолжительность – 2 дня. Полезен отвар при воспалении горла и легких, бронхите.

Это эффективное отхаркивающее средство, способствует размягчению и отхождению мокроты.

Также его назначают при воспалениях ЖКТ и болезнях сердца, дозировка – 1 ст. ложка 6 раз вдень, до еды.

Наружно – для укрепления волос (ополаскивание) и лечения ран (промывание и компрессы).

Водный настой

Залейте корзинки и оставьте настаиваться 1 час.

Процеженный настой принимайте по 100 мл 3 раза в сутки при болезнях желудка.

Он нормализует кислотность желудка (про лечение гастрита народными средствами написано ), успокаивает раздраженную слизистую оболочку и способствует ее заживлению.

Наружно его применяют для полоскания горла. Широко применяют при народными средствами.

Лечебные «сигареты»

  • порошок из листьев растения– 2 ч. ложки;
  • папиросная бумага.

Делают трубочку и наполняют ее травой, затем курят как сигарету. Можно рассыпать порошок по горячей сковороде и вдыхать поднимающийся дым.

Средство помогает при удушливом кашле.

Свежий сок растения

Для его получения используют молодые листья, которые обдают кипятком и прокручивают на мясорубке.

Кашицу отжимают и добавляют равное количество воды, нагревают, кипятят 2 минуты. Принимают по 1 ст. ложке, трижды в день (после еды).

Сок полезен при авитаминозе. Для избавления от насморка закапывают в нос 2 — 3 капли.

Настойка на водке

Берут компоненты в равном объеме, смешивают в стеклянной бутыли. Ставят в темное место на неделю.

Дозировка составляет 30 – 40 капель, раз в день. Настойка стимулирует обмен веществ, укрепляет иммунитет.

Несмотря на целебный состав, мать-и-мачеха применяется только как дополнительное средство лечения.

Являясь сильнодействующим растением, она требует осторожного применения, поэтому нельзя употреблять ее бесконтрольно, считая безобидной травкой.

Чтобы не ошибиться с дозировкой и не навредить себе, проконсультируйтесь с лечащим врачом.,

Как и когда собирать, от каких болезней помогут народные рецепты из мать-и-мачехи — посмотрите в предлагаемом видеоролике.