Порядок и особенности трудоустройства инвалидов в россии. Выдержки из докладов участников конференции Практический опыт: стоит ли соглашаться на работу по программе трудоустройства инвалидов

Давайте разберем ее основные параметры, а также промежуточные итоги реализации по состоянию на 2018 год. Законодательная база Федеральную целевую программу «Доступная среда» (ФЦП) впервые утвердили распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 года. В основу ее разработки была положена конвенция о правах инвалидов от 13.12.2006. Внедрение в практику заявленных мероприятий и приоритетов показало, что достичь целей в краткие сроки не получится. К усовершенствованию программы, корректировке ее текста Правительство РФ возвращалось еще дважды. Были изданы документы, продлевающие действие программы, а также корректирующие и конкретизирующие задачи исполнителей:

  • Распоряжение от 21.07.2014 № 1365;
  • Постановление от 01.12.2015 № 1297;
  • Распоряжение Правительства РФ от 23.02.2018 г.

Что говорит буква закона относительно трудоустройства инвалида? Обратите внимание на следующие документы: Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ №1031-н, а также №379-н; закон №181-ФЗ; Приказ Министерства труда и социальной защиты №664-н; Трудовой Кодекс РФ. В некоторых статьях законов оговаривается тот факт, что инвалид вправе не предоставлять справку об инвалидности при приеме на работу.

Однако как показывает практика, без видимых ограничений или отклонений здоровья, в особенности инвалидов с третьей группой, довольно сложно определить наличие такового. Потому, дабы сохранить возможность использования законных прав для инвалида, желательно предъявить этот документ.


Различают три основные группы – 1, 2 и 3. Но наличие группы не означает, что человек выпадает из социума.

Трудоустройство инвалидов

Подпрограмма № 2:

  1. Создание и внедрение национальных шаблонов, направленных на нормальное восприятие в обществе физических ограничений некоторых его членов. Например, проведение специальных уроков в школах.
  2. Стимулирование предпринимателей с целью трудоустройства инвалидов.
  3. Организация мероприятий для детей-инвалидов с целью их адаптации в общественную среду.

Подпрограмма № 3:

  1. Создание и внедрение единой модели для взаимодействия медучреждений.
  2. Формирование профессиональной кадровой базы для обслуживания лиц с ограничениями.
  3. Совершенствование критериев медицинской экспертизы.
  4. Создание единой электронной базы для медучреждений.

Промежуточные итоги реализации ФЦП «Доступная среда» Реализация такой сложной задачи, как доведение качества жизни инвалидов до уровня здорового гражданина, является трудоемким процессом.

Квотирование рабочих мест инвалидов в 2018 году

Для получения льгот, работодатель обязан уведомить центр занятости о приеме на работу инвалидов и справку о выполнении квоты. Подобный документ подается и в налоговую службу. Инвалиды по зрению и особенности их труда Инвалидность по зрению являются наиболее сложной для трудоустройства категории граждан с ограниченными возможностями.

Инфо

Так, в ряде случаев трудоустройство инвалидов по зрению предполагает переподготовку и дополнительное обучение. Кроме того, предприятий, готовых и способных предоставить рабочие места не так много.

Сегодня работа для инвалидов по зрению организуется Всероссийским обществом слепых и заключается в сфере сборочных и упаковочных операций. Новым направлением для работы инвалидов по зрению стали колл-центры.

Программа «доступная среда» для инвалидов в 2018 году

В регионах развивают иные виды поддержки детей-инвалидов:

  1. В Тамбове реализуется местная программа по созданию безбарьерного образования. В нее включено порядка 30 школ, в которых проводится инклюзивное обучение.
  2. В некоторых регионах за счет местных бюджетов:
    • постоянно приобретается и направляется в школы специализированное оборудование;
    • проводится реконструкция зданий с тем, чтобы облегчить их использование детьми с ограниченными возможностями.
  3. Централизованно организована подготовка кадров для работы с такими гражданами в области:
    • логопедии;
    • олигофренопедагогике;
    • сурдопедагогике и других.

Дети страдают от осознания своей неполноценности больше, чем взрослые.

Города москвы

В частности, особенности трудового договора с инвалидом 3 группы заключаются в следующих моментах:

  • Исключать возможность привлечения инвалида к работе в особо опасных и вредных условиях;
  • Не содержать пунктов о разъездном характере работы;
  • Сокращение рабочего времени, а также предусматривать оплата труда инвалидов при сокращенном рабочем времени и порядок ее расчета;
  • Невозможность вызова на работу в праздники и выходные;
  • Указание на то, сколько дней в году больничного оплачивается инвалиду;
  • Момент стандартного отпуска не в 28, а в 30 календарных дней, а также предоставление дополнительных отпусков.

Для удобства работодателей разработан типовой образец трудового договора с инвалидом 2 группы.

Закон о приеме на работу инвалидов 2018

Сегодня в Москве состоялось заседание Координационного совета по делам инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности при мэре столицы, на котором обсуждались пути решения проблем этой категории населения. Помимо мэра Сергея Собянина в мероприятии также участвовали руководитель Департамента труда и социальной защиты населения Москвы Владимир Петросян, руководитель Департамента физической культуры и спорта Алексей Воробьев, двукратная паралимпийская чемпионка по плаванию, многократная чемпионка мира и рекордсменка мира Олеся Владыкина, шестикратный паралимпийский чемпион по лыжным гонкам и биатлону, многократный чемпион мира Роман Петушков.

«Значительная часть наших с вами усилий была направлена на улучшение условий реабилитации инвалидов.

Квота по трудоустройству инвалидов 2018

На это ведомство возложена задача по координации дельности иных многочисленных исполнителей мероприятий. К примеру:

  • Министерства связи РФ;
  • Министерство образования и науки РФ:
  • Пенсионного фонда;
  • Фонда соцстрахования и других.

Цели и задачи ФЦП «Доступная среда» Мероприятия задумывались с тем, чтобы:

  • граждане с ограниченными возможностями ощущали себя полноценными членами общества;
  • остальные люди воспринимали их таковыми.

То есть ФЦП имеет два направления воздействия, сводящиеся к одному: преодолению разделения населения по критериям физических возможностей.

В москве налаживается социальная интеграция инвалидов

Важно

Справка должна в обязательном порядке быть заверенная МСЭ, а также ИПР. Возникает вопрос - куда могут устроиться инвалиды со второй группой? Законодательно нет никаких ограничений по поводу того, куда может быть трудоустроенный данный инвалид.


Однако, работодатели обычно не спешат согласовывать прием в штат таких сотрудников, тем самым, нарушая закон РФ. Минимум три направления, на которые могут целеустремиться инвалиды со второй группой: специализированные компании или организации; обычные компании, предприятия; удаленный тип работы (на дому и т.д.).

Для 3 группы. Сказать, что пакет документов для инвалида с третьей группой чем-то отличается от предыдущей, не верно. Стандартный пакет идентичен для всех инвалидов. Справка об инвалидности не требовательна, а предоставляется лишь по желанию ее владельца.

Квота по трудоустройству инвалидов в 2018 г в московской области

В том числе:

  • создание им свободного доступа в здания органов власти;
  • повышение качества обслуживания;
  • выявление проблем таких людей, которые в состоянии решить государство и местные власти.
  • Повышение уровня адаптации и абилитации. А именно:
  • развитие производства предметов и оборудования для них;
  • внедрение соответствующих законов.
  • Совершенствование медицинского обслуживания граждан с ограниченными возможностями:
  • выработка объективных критериев медэкспертизы;
  • контроль за своевременностью предоставления им помощи.

К 2016 году доля объектов, доступных для инвалидов, увеличилась до 45% (для сравнения показатель 2010 г. - 12%).

Разработка программы по трудоустройству инвалидов «Ты нам нужен»

Для того чтобы успешно противостоять и устранять существующие барьеры в процессе трудоустройства, предоставить молодым инвалидам больше возможностей трудоустройства и продвигать модель трудоустройства инвалидов необходимо поставить перед собой следующие цели и задачи:

Разработать модель трудоустройства инвалидов, которая может быть легко внедрена в других регионах страны и будет успешно решать проблемы трудоустройства инвалидов с разными формами инвалидности, разным уровнем образования и из разных социальных групп.

Заменить массовый подход к трудоустройству инвалидов, применяемый сегодня государственными структурами.

Сформировать и поддерживать тесные отношения с работодателями, создавая новые возможности для трудоустройства молодых инвалидов

Предоставить поддержку молодым инвалидам в поиске работы, трудоустройстве и рабочем процессе.

Привлечь внимание общественности к реальным возможностям инвалидов на рабочем месте, распространяя информацию об успешном опыте трудоустройства.

Распространять успешный опыт и практику работы среди работодателей, государственных структур, университетов и других организаций инвалидов через организацию конференций, издание бюллетеней, веб-сайты, электронные рассылки и издание итогового пособия по проекту.

Применение программно-целевого метода в виде программы «« Ты нам нужен» на 2010 - 2015 годы даст возможность в течение ближайших 5 лет увеличить показатель занятости и интеграции инвалидов в общество.

Программа будет осуществляться за счет средств федерального бюджета, бюджета города Москвы и внебюджетных средств. Контроль за реализацией программы необходимо поручить Департаменту социальной защиты населения г. Москвы.

Целью Программы является создание условий для занятости и интеграции инвалидов в общество, а также повышение уровня их жизни.

Для достижения поставленной цели необходимо осуществить комплекс мероприятий по следующим взаимосвязанным направлениям:

1. Дополнительное обучение или переподготовка инвалидов.

2. Создание системы информирования как для инвалидов о существующих возможностях трудоустройства и государственных программах, так и для работодателей об ищущих работу инвалидах.

3. Организация и развитие индивидуально-трудовой и предпринимательской деятельности инвалидов.

4. Создание ресурсного центра для молодых инвалидов «Помощник», обеспечивающий молодых инвалидов психолого-физиологическим сопровождением.

5. Повышение качества работы государственных структур.

6. Модернизация предприятий с целью интеграции молодых инвалидов на обычных рабочих местах.

7. Строительство и реконструкция объектов реабилитации инвалидов.

Решение этих задач позволит сократить количество безработных инвалидов и обеспечить их возвращение к профессиональной, общественной и бытовой деятельности.

Далеко не каждый нуждающийся в трудоустройстве инвалид владеет специальностью, пользующейся спросом на рынке труда. В этом случае требуется дополнительное обучение или переподготовка, поэтому в рамках первого направления необходимо проведение следующих мероприятий:

Организация « Клуба для инвалидов, ищущих работу». Подготовка людей с инвалидностью к трудоустройству на основе Клубов ищущих работу, будет усилена повышением их профессиональных навыков через организации, например, постоянно действующих курсов компьютерной грамотности на базе РООИ «Перспектива», а также их участием в курсах профессиональной подготовки.

Создание клубов молодых инвалидов, например, «Клуб компьютерных технологий».

Развитие дистанционных образовательных программ (в т. ч. обучение по специальностям: программисты, юристы, производственные технологи, авиадиспетчеры и т.д.)

В рамках второго направления предусматривается создание и внедрение единой информационной интегрированной системы, обеспечивающей эффективное взаимодействие инвалидов, ищущих работу и работодателей. Намечается реализовать комплекс программных мероприятий, включающих в себя:

Создание базы данных для инвалидов, ищущих работу.

Проведение ярмарок вакансий для инвалидов, в т. ч. виртуальных.

Создание специальной биржи труда для людей с ограниченными возможностями. Также служба будет осуществлять их переподготовку по другим профессиям.

Для организации и развития индивидуально-трудовой и предпринимательской деятельности инвалидов необходимо проведение следующих мероприятий:

Проведение конкурса среди молодых людей, имеющих инвалидность, для выявления талантливых представителей, для того чтобы презентовать их способности в кругу бизнес структур г. Москвы.

Обучение инвалидов основам предпринимательства в сферах, наиболее подходящих для различных категорий инвалидов;

Предоставление таким инвалидам льготной финансовой поддержки за счет средств ГФЗ (Государственный фонд занятости населения РФ) и других фондов;

Создание «инвабизнес-инкубаторов» по оказанию поддержки инвалидам, начинающим предпринимательскую деятельность.

Четвертое направление подразумевает, что человеку, имеющему инвалидность, необходимо сопровождение. Например, транспортное сопровождение и помощь обученного водителя или персонального ассистента. Когда он находит работу, ему было бы полезно кураторское сопровождение, которое поможет интегрироваться в трудовой коллектив.

Повышение качества работы государственных структур (пятое направление) будет организовано при помощи:

Организации тренингов по вопросам инвалидности

Предоставления информации об инвалидах, ищущих работу и т.д.

Очевидно, что сделать доступными все учреждения по всей стране за пять лет невозможно. Поэтому в рамках шестого направления, для первостепенного решения проблемы трудоустройства инвалидов необходимо, во-первых, создание новых компьютеризированных рабочих мест, например, для диспетчеров, которые оказывают информационные услуги и принимают заказы населения по доставке продуктов питания и предметов первой необходимости, во-вторых, модернизация предприятий Всероссийского общества инвалидов, Всероссийского общества слепых, Всероссийского общества глухих и Общероссийской общественной организации инвалидов войны в Афганистане.

Но человек с ограниченными возможностями должен иметь право на все то, на что имеют право люди без инвалидности. В противном случае это будет резервация, место для работы только инвалидов, где не будет возможности для роста, для развития. Поэтому в течение всего периода реализации Программы будет осуществляться строительство и реконструкция объектов реабилитации инвалидов, а также модернизация предприятий города с целью интеграции и занятости инвалидов.

Также в шестое направление предусматривает строительство общественно-делового центра для инвалидов.

Для методического сопровождения Программы предполагается привлечь ведущие научные и практические учреждения, занимающиеся проблемами инвалидов, а также общероссийские общественные организации инвалидов.

Реализацию предлагаемой Программы планируется проводить в 3 этапа:

1. Первый этап (2010 год) - научная проработка основных направлений Программы, разработка нормативных документов реализация ряда других мероприятий, предусмотренных Программой, в том числе инвестиционных проектов;

2. Второй этап (2011 - 2012 годы) - проведение пилотных внедрений и опытных разработок, предварительная их оценка наряду с осуществлением запланированных мероприятий, а также оценка хода их выполнения, эффективности и результативности;

3. Третий этап (2013-2014 годы) - анализ, обобщение и распространение выработанных инновационных технологий реабилитации инвалидов, разработка следующих этапов совершенствования системы трудоустройства инвалидов в городе Москве.

Основным объективным показателем поэтапного решения указанных проблем является увеличение количества инвалидов, которым в результате осуществления комплекса специально организованных реабилитационных и интеграционных мероприятий удалось преодолеть имевшиеся ограничения жизнедеятельности и заняться трудовой и общественной деятельностью.

социальное трудоустройство инвалид

Люди с инвалидностью имеют такие же интересы, потребности и желания, как и все другие. Но в то время, как возможность рядового гражданина трудиться не ставится под сомнение, инвалидам приходится ежедневно доказывать свое право работать, претендовать на справедливые условия труда и обеспечение равных возможностей без дискриминации, продвижение по службе, профподготовку и переквалификацию. Почему возникают проблемы при трудоустройстве инвалидов или людей с ограниченными возможностями?

Вплоть до недавнего времени люди с ограниченными возможностями вообще не рассматривались как трудовой ресурс. Признание их в качестве соискателей работы стало возможным только в связи с одновременным стечением нескольких обстоятельств:

  • общим экономическим ростом;
  • осознанием здоровыми людьми потребностей инвалидов в самореализации;
  • повсеместной заменой физического труда умственным;
  • появлением и усовершенствованием вспомогательных, обслуживающих и ІТ-технологий.
  • Проблема занятости и трудоустройства людей с ограниченными возможностями получила широкую огласку в недалеком прошлом. Движение за равные права в сфере труда в западноевропейских странах насчитывает не более 60 лет, а в России – около 20. Моментом его начала можно считать 24.11.1995 г. – дату принятия ФЗ №181 о соцзащите инвалидов в РФ. Его положения относительно государственных гарантий занятости этой категории лиц были расширены в 2001 году за счет положений ТК РФ. Однако преодолеть столетиями складывающиеся стереотипы и предрассудки в одночасье невозможно – на это требуется время и усилия со стороны государства, специализированных общественных организаций и самих инвалидов.

    Корень проблемы – в области психологии

    Как ни странно, ключевая составляющая трудностей поиска места для соискателей с ограниченными возможностями находится в социальной, а не в экономической сфере. Они не интегрированы в общество: живут, учатся, работают и отдыхают в собственном кругу, вне остальных людей.

    В этом плане Россию, как и большинство постсоветских стран, трудно назвать цивилизованным государством. : у рядового гражданина вид больного ДЦП вызывает в лучшем случае желание дать подаяние, в худшем – отстранение и неприязнь. Этим и объясняется психологическая дискриминация людей с инвалидностью при трудоустройстве.

    Многие работодатели и специалисты рекрутинговых компаний:

    • попросту не знают, как вести себя с такими людьми, строить с ними отношения, оценивать их возможности;
    • смущаются, проводя собеседование;
    • не могут сформулировать критерии оценки их трудовой деятельности;
    • затрудняются с организацией специальных условий труда для инвалидов, их .

    Непродуманная государственная политика

    Нельзя упускать из виду нормативный фактор. Ранее в сфере содействия занятости лиц с ограниченными возможностями существовал баланс «кнута и пряника». В роли первого выступало квотирование рабочих мест, в качестве второго – налоговые льготы. Однако с утратой силы ФЗ о налоге на недвижимость фирм наиболее значимые льготы для работодателя были отменены, и трудоустройство людей с ограниченными возможностями стало менее привлекательным. НК РФ в текущей редакции лишь освобождает работодателя от уплаты единого соцвзноса за трудоустроенного льготника.

    Результаты такой политики налицо: в РФ работает не более 10% людей с ограниченными возможностями, тогда как в США – 30%, в Великобритании – 40%, в Китае – 80%. Правительства развитых стран давно подсчитали, что выгоднее вложить средства в реабилитацию, адаптацию и трудоустройство льготников, нежели пожизненно содержать их за счет пособий. Между тем влияние на работодателей они производят в основном за счет экономических методов. Квотирование рабочих мест для трудоустройства инвалидов в большинстве государств не применяется и считается пережитком – дискриминацией наоборот.

    Реализованная в ТК РФ политика трудоустройства льготников не соответствует рыночным реалиям. Таким количеством привилегий государство оказывает им «медвежью услугу». В результате ИП и учреждения предпочитают нанять трудоспособного гражданина и при необходимости заплатить штраф, нежели заботиться об адаптации инвалида и заниматься обустройством под него рабочих и бытовых помещений. К примеру, наем колясочника требует перепланировки не только непосредственного рабочего места, но и туалета, лифта, возможно, строительства пандуса.

    Другие факторы, создающие затруднения в реализации трудового потенциала

    Причины трудностей в трудоустройстве людей с ограниченными возможностями кроются в трех основных сферах:

    • фактической – уровень работоспособности инвалида объективно ниже, чем у здорового человека;
    • правовой – законодатель выписал широкой в трудовой сфере, однако финансовое и организационное бремя их обеспечения необоснованно взвалил на работодателя (например, норма времени труда инвалида меньше, чем у обычного работника, однако зарплата такая же; при этом никаких компенсаций от государства нанимателю не предусмотрено);
    • информационной – бытует масса заблуждений относительно условий работы льготников (хотя бы о том, что человека с ограниченными возможностями нельзя уволить или подвергнуть дисциплинарному взысканию).

    Обучение и трудоустройство инвалидов: Видео

    Все ли организации РФ обязаны нанимать инвалидов? Характеристика федерального законодательства

    Единственный механизм, который побуждает работодателей нанимать людей с ограниченными возможностями сегодня, – это двухуровневая система квотирования, установленная ст.21ФЗ №181. Согласно ее предписаниям:

    • в учреждениях, где численность работающих превышает 100 штатных единиц, нормативными актами субъекта РФ обязательно оговаривается квота для трудоустройства инвалидов: 2-4% среднегодовой численности сотрудников;
    • на предприятиях, где трудоустроены 35 и более работников, региональным законодательством может устанавливаться квота в размере, не превышающем 3%;
    • от соблюдения указанных требований освобождаются работодатели – общественные организации инвалидов и субъекты хозяйствования, ими основанные.

    Таким образом, бразды правления относительно принуждения работодателей к трудоустройству инвалидов в основном переданы на локальный уровень, тогда как раньше они находились в руках федеральных властей. Кроме того, с 01.01.2005 отменена уплата в федеральный бюджет компенсаций, ранее перечисляемых работодателями, которые по каким-то причинам не заполнили существующую квоту. Это новшество было раскритиковано правозащитными организациями как устранившее единственный экономический стимул к найму льготников и создавшее новые трудности по трудоустройству людей с ограниченными возможностями.

    Оставлен в силе п.5.42 Кодекса об админправонарушениях, предусматривающий ответственность за отказ в найме инвалида в пределах назначенной квоты. Обычно соискатель приходит к потенциальному работодателю из службы занятости, имея на руках бланк направления. Какие основания для отказа инвалиду при трудоустройстве были высказаны работодателем, видно из отметки в бланке (проставляется согласно ст.25 ФЗ №181). Если соискатель считает отказ неправомерным, ему надлежит обратиться в службу занятости. Шансы привлечь к ответственности существуют, когда:

    • в учреждении было вакантное место по квоте;
    • условия труда совпадали с прописанными в индивидуальном плане реабилитации.

    Преимущества людей с ограниченными возможностями при найме на работу

    Профильный ФЗ № 181 и ТК РФ детально урегулировали льготы при трудоустройстве, условия труда и нормы длительности их работы:

    Региональные акты о правилах трудоустройства

    Сложилось две противоположные тенденции:

    • большая часть субъектов РФ до сих пор так и не установили квоту трудоустройства инвалидов даже на крупных предприятиях;
    • часть регионов перенесли в собственные акты положения общероссийского законодательства в том виде, в котором оно существовало до 2005.

    Последнее может быть продемонстрировано на примере столицы. Московские работодатели с численностью сотрудников более 100 единиц обязаны придерживаться квоты в 4% (из них 2% – для инвалидов и 2% – для молодежи). Выполнение квоты по льготнику засчитывается, если лицо с инвалидностью, имеющее рекомендацию к труду, было фактически трудоустроено не менее 15 дней за календарный месяц. Несоблюдение квоты влечет уплату компенсации за каждого нетрудоустроенного в размере прожиточного минимума взрослого человека по Москве.

    Органы и программы содействия трудоустройству инвалидов

    Главная структура, разрешающая проблемы трудоустройства инвалидов в России, – это Федеральная служба по труду, ее территориальные управления в регионах и Центры занятости. Поскольку полномочия относительно урегулирования найма этой категории льготников фактически переданы местным властям, последние на свое усмотрение создают специальные структуры. Например, в столице действует Отдел трудовой адаптации молодежи и инвалидов Комиссии общественных связей г. Москвы.

    Все эти органы имеют схожие цели – разрешить основные проблемы трудоустройства таких людей. Кроме контроля над соблюдением квот, они реализовывают массу других полезных программ в таких сферах.

Помимо системы квотирования рабочих мест для инвалидов, государственными организациями реализуются ещё целый ряд программ, нацеленных на решение проблем трудовой занятости этой категории населения. Прежде всего, на это направлена деятельность Федеральной службы по труду и занятости населения и входящих в её состав региональных Управлений и местных Центров занятости. Их программы условно можно разделить на пять направлений:
- подбор персонала и трудоустройство;
- организация Ярмарок вакансий;
- профессиональное обучение и переобучение;
- содействие предпринимательству;
- организация общественных работ и временной занятости.
Специально направлена на людей с инвалидностью, существуют только программы по организации временных рабочих мест для социально-незащищённых слоёв населения. Она выглядит следующим образом: работодатель на основе заключенного договора с Центром занятости берёт на работу сотрудника с инвалидностью и платит ему установленный минимальный размер оплаты труда (может платить по желанию и больше), а остальную часть заработной платы ему выплачивается со стороны Центра занятости (путём перечисления на счёт работодателя). На 2005 год сумма перечислений на каждого трудоустроенного в счёт программы инвалида составляет 1440 рублей в месяц, хотя в предыдущие годы она была выше и составляла до 2880 рублей в месяц.
В целом, данные программы не пользуются популярностью у работодателей. Во-первых, требуется много оформления документов, что несопоставимо с теми выгодами, которые можно от этого получить. А, во-вторых, при участии в программе по организации временных рабочих мест работодатель не имеет возможности получить из этих программ финансирование на обустройство специальных условий труда для человека с инвалидностью (В этих программах не предусмотрено финансирование оборудования специальных условий труда для инвалидов).
Для того, чтобы участвовать в программах по трудоустройству, содействию предпринимательству и иметь возможность профессионального обучения и переобучения, инвалид должен зарегистрироваться в местном Центре занятости населения как безработный гражданин. Этот процесс сопряжен с определёнными трудностями. Прежде всего, человек с инвалидностью должен оформить Индивидуальную программу реабилитации в Бюро медико-социальной экспертизы. В его ИПР в разделе «Профессиональная реабилитация» в качестве исполнителя мероприятий (чаще всего, как мероприятие прописывается «содействие в трудоустройстве») должна быть указана Федеральная служба по труду и занятости населения. Также, службой медико- социальной экспертизы данный инвалид должен быть признан трудоспособным, то есть в его документах (справке об инвалидности и ИПР) не должна быть проставлена третья степень ограничения способности к трудовой деятельности. Третья степень ограничения способности к трудовой деятельности в соответствии с Постановлением Министерства здоровья и социального развития Российской Федерации от 22 августа 2005 г. № 535 "Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы" обозначает понятие «нетрудоспособен».
Без постановки на учёт в службе занятости населения в статусе безработного гражданина, инвалид имеет возможность воспользоваться только общими услугами, такими как консультации, доступ к банку вакансий и посещение ярмарок вакансий. Следует также отметить, что подавляющее количество, как самих Центров занятости, так и мест, где проводятся мероприятия (ярмарки вакансий, учебные курсы и т. д.) являются архитектурно недоступными для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата. Также отсутствует инфраструктура предоставления услуг для незрячих и неслышаших людей (сурдопереводчики, материалы по Брайлю).
В ряде субъектов Российской Федерации действуют региональные программы по трудоустройству людей с инвалидностью. Базируются они, в том числе, на тех финансовых средствах, которые собираются за счёт несоблюдения организациями установленных квот для приёма на работу инвалидов. Примером тому может служить город Москва, где за счёт этих денег проводится общегородской Конкурс по созданию дополнительных рабочих мест для инвалидов и молодёжи. В рамках Конкурса для работодателей безвозмездно выделяются финансовые средства для приобретения оборудования и создания специальных условий труда для лиц с инвалидностью. Сумма зависит от текущей средней заработной платы по Москве и составляет до 30-ти и до 50- тикратных ее величин для создания специального рабочего места для человека с инвалидностью и для компьютеризированного рабочего места для инвалида по зрению соответственно.

Существует такое понятие, как социально незащищенные слои населения, куда относятся люди, являющиеся инвалидами различной группы инвалидности. Эта категория граждан ничем не отличается от остальных и имеет равные права, в частности, право на труд.

Могут ли инвалиды работать?

Инвалидность не является приговором и люди, которые имеют ограниченные спосбности, не должны быть ограничены в своих правах. Это касается и права на труд, которое закреплено в Конституции. Современное развитие технологии производства и достижения в сфере прогресса сделали возможным появление новых рабочих мест, качественно иного плана, где не требуется приложение значительных физических усилий, что дает возможность инвалидам работать на подобных рабочих местах при отсутствии серьезных противопоказаний.

Благодаря возможности трудится люди, которые имеют ограниченные возможности, перестают чувствовать себя ущербными и становятся полноценными участниками общества. При этом играет очень важную роль в вопросе регулирования труда инвалидов.

Законодательные акты, регламентирующие труда инвалидов

На территории РФ действует два главных документа, которые четко регламентируют возможности инвалидов заниматься трудом – это трудовой кодекс и Закон №181 «О социальной защите инвалидов».

Согласно нормам статьи 64 ТК РФ ни одна организация не вправе ограничивать права людей, имеющих ограниченные возможности, пытаться создавать прямые или косвенные преимущество иных лиц в процессе подписания трудового договора, опираясь на обстоятельства, напрямую не связанные с деловыми характеристиками человека, являющегося инвалидом. Согласно букве закона ни национальность, ни раса, ни цвет кожи, ни статус, ни возраст, ни пол не могут быть причинами, по которым инвалида можно ущемлять в его правах при соискании работы.

Для соблюдения выполнения требований кодекса законов о труде и контроле отсутствия запретов на труд инвалидов в организациях, был разработан Закон «О соцзащите инвалидов в РФ», по которому существует распределение зон ответственной для государственных структур в области выполнения и соблюдения требовании:

  • органы исполнительной власти в соответствии с данным Федеральным Законом обязаны разрабатывать нормы квотирования для каждой организации по определению наименьшего количества рабочих мест для данной категории, подлежащих трудоустройству;
  • органы государственной власти ответственны за принятие законодательных актов, в соответствии с которыми определяется конкретный процент квоты. При этом существует ряд организации, которые освобождаются от обязательного трудоустройства подобных работников. В их число входят трудовые объединения инвалидов или компании, в доле уставного капитала которых присутствует часть средство объединения инвалидов.

Обязателен ли прием инвалидов на работу?

Статья 21 Закона №181 устанавливает четкие требования к количеству людей с ограниченными способностями, которые подлежат трудоустройству в той или иной организации. Количество инвалидов в организации опирается на штатную численность всей компании. Чем крупнее производство, тем больший процент людей, имеющих ограничения, надлежит принять на работу.

  • 100 человек. В организациях, где общая численность больше ста человек, работодатель обязан принять в штат инвалидов в количестве от 2 до 4% среднегодовой списочности ;
  • 35. В более мелких компаниях, где численность начинается с цифры в 35 человек, но не превышает 100, размер квоты на прием инвалидов установлен в 3%;

В обязанности территориальных центров занятости входит постоянный мониторинг ситуации на рынке труда, включающий в себя создание базы данных по вакансиям, попадающим под действие квот, предоставление инвалидам, находящимся в поиске работы направления в организации. Также в числе обязанностей органов трудовой занятости отслеживание исполнения программы квотирования. Кроме того, в области деятельности центров занятости лежит помощь в профессиональной переподготовке инвалидов.

Порядок приема на работу

Для подтверждения инвалидности человек должен иметь на руках два документа:

  1. Справка, выданная медико-социальной экспертизой, в которой находятся сведения о присвоенной группе инвалидности и уровне ограничении по выполняемому труду;
  2. Программа индивидуальной реабилитации, где обязательно должен быть подробно разложе механизм осуществления реабилитации инвалида.

При устройстве на работу человеку не обязательно предъявлять перечисленные документы, кроме случаев, когда к потенциальному месту работы предъявляются особые требования к состоянию здоровья работника.

Главными документами, которые предъявляются при устройстве на работу, являются:

Инвалид имеет право самостоятельно обращаться к работодателю при соискании работы или же направляется по действующей вакансии территориальным центром занятости. При решении работодателем о возможности приема данного человека на работу, издается соответствующий приказ, происходит подписание трудового договора. Со стороны работника при приеме на работу обязательно ознакомление с собственной должностной или производственной инструкцией, документами, которые относятся к нормативным актам организации.

Вне зависимости от указанной в экспертном заключении МСЭК группы инвалидности работодатель обязано предоставить рабочее место, при этом должны учитываться ограничения по труду. Группа инвалидности в процессе осуществления трудовой деятельности будет определять условия труда. При наличии 1 и 2 группой рабочая неделя в соответствии с требованиями ТК РФ не может быть больше 35 часов, для работников 3 группы подобных ограничений не установлено.

Важным моментом является тот факт, что оплата труда людей с 1 и 2 группой никоим образом не привязана к сокращенной неделе. Привлечение лиц, имеющих ограниченные возможности, для работы в праздничные или выходные дни происходит на общих основаниях при условии отсутствия запрета в индивидуальной реабилитационной программе.

Люди 1 или 2 группы, а также являющиеся инвалидами с детства обладают правом на налоговый вычет в сумме 500 рублей, который предоставляются работодателем отдельно от вычетов при наличии несовершеннолетних детей. Налог не начисляется на средства, потраченные организацией для приобретения средств реабилитации или профилактики инвалидов. Также не облагается данным налогом материальная помощь при суммах не превышающих 4000 рублей. Для освобождения от уплаты налога работодателю необходимо подготовить документы, подтверждающие сумму фактических расходов на предприятии.

Людям с ограниченными возможностями при устройстве на работу не назначается испытательный срок, при этом они имеют право по собственной инициативе расторгать срочные договоры при ситуации ухудшения самочувствия или невозможности дальнейшего выполнения работ в соответствии с указанными в должностной инструкции обязанностями.

Нюансы обеспечения нормальных условий труда инвалидов

При устройстве на работу инвалида от работодателя потребуется осуществление дополнительных мероприятий, целью которых станет адаптация существующего . Сюда входит разработка технического обеспечения места, планирование использования приспособлений, которые направлены на облегчение труда инвалида и исполнения его трудовых функции.

При этом государство стимулирует работодателя на проведении подобным мероприятий. За рабочие места, которые полностью оборудования для труда инвалидов государство выплачивает организаций повышенную выплату. Такое рабочее место в обязательном порядке должно соответствовать требованиям санитарно-гигиенических нормативов, не находится в подвале, иметь систему кондиционирования воздуха и обладать нужной площадью.

Выгода работодателю от приема инвалида

Для стимулирования приема на работу людей с ограниченными возможностями, государство применяет меры оказания льгот по налогам или страховым взносам. Данные льготы распространяют исключительно на получении скидки при уплате налога на землю и имущество с одной оговоркой. Воспользоваться правом получения льготы может организация, где доля инвалидов превышает 50% от общей численности или в уставном капитале имеются средство общественной организации инвалидов.

Еще одним снижением выплат со стороны работодателя является пониженная ставка на отчисления в Фонд Социального Страхования. Пониженная ставка действует только на выплаты за места, где трудятся инвалиды 1 или 2 группы.

В современном обществе немало внимания уделяется проблемы инвалидов, а именно проблеме их трудоустройства. Государство активно занимается разработкой соответствующих нормативных актов, направленных на социальную защиту этого слоя населения. Но по отношению к работодателю большая часть мер носит рестриктивно-принудительный характер, поэтому многие организации не спешат брать на работу людей с ограничениями по труду.

Вконтакте