Что такое эмоции? Положительные эмоции и негативные эмоции. Роль «положительных» и «отрицательных» эмоций

Эмоции и художественное творчество

Введение

1.1 Составляющие эмоции

1.2 Функции эмоций

1.3 Роль «положительных» и «отрицательных» эмоций

1.4 Виды эмоциональных состояний

1.5 Характеристики эмоционального реагирования

1.6 Уровни эмоционального реагирования по С. Л. Рубинштейну

1.7 Компоненты эмоциональных явлений

2. Художественное творчество

2.1 Роль эмоций в творчестве

2.2 Роль художественного творчества и воображения

2.3 Способности и степени их развития в художественном творчестве

2.4 Особенности творческого мышления и художественного творчества

Заключение

Список литературы

Введение

Каждый взрослый человек знает, что такое эмоции, так как неоднократно их испытывал с самого раннего детства. Однако когда просят описать какую-нибудь эмоцию, объяснить, что это такое, как правило, человек испытывает большие затруднения. Переживания, ощущения, сопровождающие эмоции, с трудом поддаются формальному описанию. Несмотря на это об эмоциях написано очень много как в художественной, так ив научной литературе, они вызывают интерес у философов, физиологов, психологов. Однако и до сих пор проблема эмоций остается загадочной и во многом неясной. А между тем роль эмоций в управлении поведением человека велика, и не случайно практически все авторы, пишущие об эмоциях, отмечают их мотивирующую роль, связывают эмоции с потребностями и их удовлетворением Эмоции выполняют различные функции, участвуют в управлении поведением человека в качестве непроизвольного компонента, вмешиваясь в него как на стадии осознания потребности и оценки ситуации, так и на стадии принятия решения и оценке достигнутого результата. Поэтому понимание механизмов управления поведением требует понимания и эмоциональной сферы человека, ее роли в этом управлении.

Эмоции

Эмоции (от фр. emotion - волнение, возбуждение эмоция, от лат. emoveo - потрясаю, волную) - это особый класс психических процессов и состояний, отражающих в форме непосредственного переживания значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности. Возникая в ответ на воздействие жизненно значимых событий, эмоции способствуют направлению на них поведения. Из античности до наших дней дошло представление об эмоциях как о явно негативном факторе, разрушающем разумную деятельность человека. Вспомним миф о вознице, предложенный Платоном. Разум и чувства представлены в этом мифе в виде двух непримиримых соперников, которые способны двигаться в одном направлении только под кнутом возницы - Воли. Стоики и эпикурейцы по различным основаниям призывали воздерживаться от эмоций. И в наше время подобный взгляд на эмоции сохранился, например, в юридической практике. Суды учитывают эмоциональное состояние обвиняемого в момент совершения



преступления, подразумевая, что «сильное душевное волнение» или аффект приводят к потере контроля над своими действиями.

Однако уже Ч. Дарвин говорил о биологической целесообразности эмоций. По некоторым данным, человек является самым эмоциональным среди представителей животного мира. Таким образом, логично предположить, что богатство эмоционального мира человека, значительно превосходящее элементарные эмоциональные реакции животных, оказывается полезным для выживания и развития человечества.

Составляющие эмоции

Эмоция - это сложное (психическое) состояние, возникающее в ответ на определенные аффективно окрашенные переживания. Интенсивные эмоции содержат как минимум шесть общих составляющих. Одна из них часто распознается нами как субъективное переживание - аффективное состояние чувств, связанное с данной эмоцией. Вторая ее составляющая - это реакция организма. Например, когда вы сердитесь, ваш голос может дрожать или повышаться вопреки вашему желанию. Третья составляющая - совокупность мыслей и убеждений, сопровождающих эмоцию и приходящих на ум, видимо, автоматически. Переживание радости, например, часто сопровождается мыслями о ее причинах. Четвертая составляющая эмоционального переживания - выражение лица. Если вы чувствуете отвращение, вы, вероятно, хмуритесь, при этом часто ваш рот растягивается широко, а веки прикрываются. Пятая составляющая связана с глобальными реакциями на эмоцию; например, при отрицательной эмоции ваш взгляд на мир может «потемнеть». Шестая составляющая - это склонность к действиям, которые ассоциированы с данной эмоцией, то есть тенденция вести себя так, как обычно ведут себя люди при переживании определенной эмоции. Гнев, например, может вести к агрессивному поведению.

Таким образом, к составляющим эмоций относятся:

1. Субъективное переживание эмоции.

2. Внутренние реакции организма, особенно реакции автономной нервной системы.

3. Мысли об эмоции и связанных с ней ситуациях.

4. Выражение лица.

5. Собственные реакции на эмоцию.

6. Склонность к определенным действиям.

Сама по себе ни одна из этих составляющих эмоцией не является. При возникновении определенной эмоции все эти составляющие действуют совместно. Кроме того, каждая из составляющих может влиять на другие составляющие. Например, когнитивная оценка ситуации может вызвать конкретную эмоцию: если вы считаете, что продавец в универмаге пытается обмануть вас, то, вероятно, почувствуете гнев. Но если вы вошли в эту ситуацию уже сердитым, то вероятность того, что вы оцените поведение продавца как нечестное, будет еще выше.

10 основных эмоций: гнев, презрение, отвращение, дистресс (горе-страдание), страх, вину, интерес, радость, стыд, удивление.

К составляющим эмоции относятся: субъективное переживание эмоции, автономное возбуждение, когнитивная оценка, эмоциональное выражение, общие реакции на эмоцию и склонности к определенным действиям.

Когнитивная оценка - это анализ ситуации, вызвавшей эмоцию. Такие оценки влияют и на силу эмоции, и на ее качество.

Функции эмоций

Функция эмоций - это узкое природное предназначение, работа, выполняемая эмоциями в организме, а их роль (обобщенное значение) - это характер и степень участия эмоций в чем-либо, определяемая их функциями, или же их влияние на что-то помимо их природного предназначения (т. е. вторичный продукт их функционирования). Роль эмоций может быть положительной и отрицательной. Функция эмоций, исходя из их целесообразности, предопределена природой быть только положительной.

Функции эмоций.

1. Организующая функция. Эмоции, прежде всего, организуют некоторую деятельность, отвлекая на нее силы и внимание, что, естественно, может помешать параллельно осуществляемой деятельности. Даже такая биологическая реакция, как аффект, обычно дезорганизующая деятельность человека, при определенных условиях может оказаться полезной. Например, когда от серьезной опасности индивиду приходится спасаться, полагаясь исключительно на физическую силу и выносливость.

2. Функция мобилизации. Мобилизующая функция эмоций проявляется, в первую очередь, на физиологическом уровне: выброс в кровь адреналина при эмоции страха повышает способность к бегству, а понижение порога ощущения, как составляющая эмоции тревоги, помогает распознать угрожающие стимулы. Кроме того, феномен «сужения сознания», который наблюдается при интенсивных эмоциональных состояниях, заставляет организм сосредоточить все усилия на преодолении негативной ситуации.

3. Оценочная функция эмоций ставит их в один ряд с другими формами познания. Эмоции отражают в форме непосредственного переживания значимость (смысл) явлений и ситуаций, состояний организма и внешних воздействий и служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленного на удовлетворение актуальных потребностей. Эмоция дает возможность мгновенно оценить смысл изолированного раздражителя или ситуации для человека. Эмоциональная оценка предшествует развернутой сознательной переработке информации и поэтому как бы «направляет» ее в определенное русло. Все знают, как важно первое впечатление, которое мы производим на нового знакомого. Если первое впечатление от человека благоприятное, то в дальнейшем достаточно сложно разрушить возникшую позитивную настройку восприятия. И наоборот, «реабилитировать» в своих глазах человека, который почему-то показался нам неприятным, удается с трудом.

4. Функция компенсации информационного дефицита. Возникновение эмоций как механизма, компенсирующего дефицит информации, объясняет гипотеза П.В. Симонова. Основываясь на данных, полученных при обследовании космонавтов, П. В. Симонов предположил, что мера переживания эмоции зависит от двух факторов: 1) значимости потребности и 2) разности между информацией, необходимой для ее удовлетворения (Ин), и доступной в данный момент информацией (Ид). Указанная разность отражает, по мнению автора, субъективную вероятность достижения цели. Причем в том случае, если

Ин < Ид, наблюдается возникновение отрицательных эмоций (страх, гнев, тревога, отвращение), а если Ин > Ид - то положительных (радость, интерес). Возникновение положительных эмоций усиливает потребности, а отрицательных - снижает их интенсивность.

5. Функция побуждения и поддержания деятельности. Эмоции относятся к процессам внутренней регуляции поведения. Будучи субъективной формой выражения потребностей, они предшествуют деятельности по их удовлетворению, побуждая и направляя ее. Как уже было упомянуто, регуляция нашей деятельности осуществляется не только на основе знаний о мире, но и ориентируясь на эмоции. Современный человек весьма изощрен по части мотивировок своего поведения, однако именно эмоции открывают ему (и окружающим) истинные мотивы. Во время осуществления деятельности динамика эмоций сигнализирует об ее успешности или препятствиях.

6. Регуляторная функция эмоций, указывает на способность эмоций оставлять следы в опыте индивида, закрепляя в нем все воздействия, а также удавшиеся/ неудавшиеся действия, которые их возбудили.

7. Функция следообразования. Эта функция является логическим продолжением регуляторной функции. Актуализация следов обычно опережает развитие событий, и возникающие при этом эмоции сигнализируют о возможном благоприятном или неблагоприятном исходе. Эмоция часто возникает уже после того, как то или иное событие завершилось, т. е. тогда, когда действовать уже поздно. Образование ассоциативной связи между отрицательной эмоцией и определенным типом ситуации удерживает от повторения ошибок в будущем, а положительные эмоции, наоборот, закрепляют приемлемые формы поведения. Особенно важна данная функция в том случае, когда адаптивный результат поведения отсрочен. Кроме того, эмоции имеют тенденцию к обобщению. Все ситуации, сколько-нибудь схожие с теми, что уже были пережиты, приобретают определенный эмоциональный маркер. В целом механизм обобщения эмоций носит позитивный характер, но иногда он приобретает и патологические, нерациональные формы фобий.

8. Функция коммуникации. Экспрессивный (выразительный) компонент эмоций делает их «прозрачными» для социального окружения. Эмоциональный опыт человека гораздо шире, чем опыт его индивидуальных переживаний: он формируется в результате эмоциональных сопереживаний, возникающих в общении с другими людьми, в частности передаваемых средствами искусства. Способность к эмпатии, т. е. к постижению эмоционального состояния другого человека, способность испытывать сочувствие, сострадание, разделять чувства другого человека, - это пожалуй, одна из наиболее важных функций эмоций. В проявлении сочувствия происходит эмоциональная реализация человечности как потребности в благополучии другого. Известно, что эмоции обладают «заразительностью». «Заражение» эмоциональным состоянием происходит именно потому, что люди могут понять и примерить на себя переживания другого человека. Такое явление часто наблюдается во время смеха: один из членов группы начинает смеяться по вполне определенному поводу, а другие просто подхватывают смех. На эмоциональном уровне мы «общаемся» с природой, произведениями искусства, животными и растениями. Для того чтобы содержание эмоции было верно истолковано окружающими, эмоции должны выражаться в конвенциональной форме. Отчасти это достигается врожденными механизмами реализации базовых эмоций. В значительной степени значение мимики и особенно пантомимики постигается в ходе социализации.

9. Функция дезорганизации. Интенсивные эмоции способны нарушить эффективное протекание деятельности. Даже аффект оказывается полезен, когда человеку необходимо полностью мобилизовать свои физические силы. Однако длительное действие интенсивной эмоции обусловливает развитие состояния дистресса, который, в свою очередь, действительно приводит к расстройству поведения и здоровья.

Роль «положительных» и «отрицательных» эмоций

«Отрицательные» эмоции, играют более важную биологическую роль по сравнению с «положительными» эмоциями. Не случайно механизм «отрицательных» эмоций функционирует у ребенка с первых дней появления его на свет, а «положительные» эмоции появляются значительно позднее. «Отрицательная» эмоция - это сигнал тревоги, опасности для организма. «Положительная» эмоция - это сигнал возвращенного благополучия. Ясно, что последнему сигналу нет необходимости звучать долго, поэтому эмоциональная адаптация к хорошему наступает быстро. Сигнал же тревоги должен подаваться до тех пор, пока опасность не устранена. Вследствие этого застойными могут оказаться только «отрицательные» эмоции. «Отрицательные» эмоции вредны лишь в избытке, как вредно все, что превышает норму. Страх, гнев, ярость повышают интенсивность обменных процессов, приводят к лучшему питанию мозга, усиливают сопротивляемость организма перегрузкам, инфекциям и т. д.

Нервные механизмы положительных эмоциональных реакций более сложные и тонкие, чем отрицательных. «Положительные» эмоции имеют самостоятельное приспособительное значение, т. е. роль «положительных» эмоций отлична от роли «отрицательных» эмоций: «положительные» эмоции побуждают живые системы активно нарушать достигнутое «уравновешивание» с окружающей средой: «Важнейшая роль положительных эмоций - активное нарушение покоя, комфорта, знаменитого "уравновешивания организма с внешней средой"». «Отрицательные эмоции, как правило, обеспечивают сохранение того, что уже достигнуто эволюцией или индивидуальным развитием субъекта. Положительные эмоции революционизируют поведение, побуждая искать новые, еще не удовлетворенные потребности, без которых немыслимо наслаждение. Это не свидетельствует об абсолютной ценности положительных эмоций. Они могут быть обусловлены примитивными, эгоистическими, социально неприемлемыми потребностями. В подобных случаях мы несомненно отдадим предпочтение таким отрицательным эмоциям, как тревога за судьбу другого человека, сострадание к попавшим в беду, возмущение несправедливостью. Социальную ценность эмоций всегда определяет мотив, вызвавший ее к жизни».

Эмоция-это исток наружу. Это способ самовыражения в жизни. Это характеристика отношения личности к жизни.

Эмоции, выражаемые людьми, можно разделить на две широких категории. Можно считать их противоположными друг другу, или можем просто сказать, что есть разделительная черта, на которой эмоции одного типа превращаются в эмоции другого типа.

Можно назвать два этих типа эмоций "отрицательными" и "положительными". Это не столько оценивающее суждение, как скорее описание основного действия каждой группы. Оценки как "хорошего" или "плохого" не особенно полезны.

Отрицательные эмоции выражают попытку или намерение "исключить". Укрепление собственной позиции за счет других. Держаться подальше от плохих вещей, уничтожать то, что воспринимается как угроза. Отрицательные эмоции подпитываются глубинным страхом неизвестного, боязнью действий других, потребностью контролировать других и удерживать их, чтобы не получить от них вреда.

Положительные эмоции выражают попытку или намерение "включить". Рассматривать что-то в его целостности. Работать над изучением новых точек зрения, больше взаимодействовать с другими, получать удовольствие от того, что лучше делаешь что-то. Положительные эмоции подпитываются глубинным желанием к наслаждению и единству.

Отрицательные эмоции-это, например: безразличие, горе, страх, ненависть, стыд, вина, сожаление, возмущение, злость, враждебность.

Положительные эмоции-это, например: интерес, энтузиазм, скука, смех, сочувствие, действие, любопытство.

В каждой категории есть диапазон разных эмоций. Можно сказать, что некоторые из них более положительны или более отрицательны по сравнению с другими. Но их не обязательно для удобства помещать на линейную шкалу, так как каждая из них-это смесь нескольких элементов.

Некоторые эмоции маскируются как положительные или отрицательные, но на самом деле являются чем-то совершенно другим. Есть разновидность жалости, которая кажется искренней заботой о других, но которая скорее является утешением от того, что кому-то другому еще хуже. Есть скрытая враждебность, которая маскируется под дружественность, и которую сначала может быть трудно распознать. Аналогично некоторые виды злости или слез могут выглядеть отрицательно, но могут на самом деле быть выражением участия и заботы обо всем в целом. Имеет значение не поверхностное внешнее проявление, а лежащий в основе механизм и побуждения.

Может показаться, что от отрицательных эмоций просто нужно избавиться. Но это не так просто. У них есть важное предназначение. По сути дела они показывают, что есть то, чего личность не знает и не может с ним справиться. Если отрицательные эмоции становятся стимулом для того, чтобы узнать что-то и справиться с ним, они очень полезны. Если личность всегда радостна, она может не замечать того, что не в порядке.

Положительные и отрицательные эмоции-это противоположности. Невозможно избавиться от одного и оставить только другое. В конечном счете их нужно объединить в одно целое.

Отрицательная эмоция клиента обычно направляет нас к областям, которые нужно проработать. Она показывает нам, что здесь есть что-то, с чем личность не справляется. Мы делаем так, чтобы она справлялась с этим, и преобразуем его во что-то более полезное и радостное.

Отрицательные эмоции полезны как стимул уйти от нежелательного. Положительные эмоции полезны как стимул двигаться к желательному.

Неприятности появляются тогда, когда части этой системы застревают. В особенности когда функции эмоций меняются на противоположные и личность начинает двигаться к тому, чего она не хочет. Поэтому застрявшие отрицательные эмоции-первоочередная цель для процессинга.

Люди могут выражать всевозможные сочетания этих эмоций. Некоторые люди почти всё время остаются застрявшими в отрицательной эмоции, например в горе. Другие остаются застрявшими в положительной, например в удовлетворенности, и не умеют переживать отрицательных эмоций, даже когда это нужно.

Некоторые люди в стрессовых ситуациях реагируют в соответствии с определенными эмоциональными шаблонами. Например, у человека может быть скрытое горе или страх, которые включаются определенными обстоятельствами. Небрежное замечание может нажать кнопку, высвобождающую затаенную злость.

Цель процессинга в том, чтобы сделать людей более подвижными в эмоциях, способными использовать любую самую подходящую эмоцию, и умеющими при необходимости использовать весь их диапазон. Гибкая и подвижная личность скорее всего предпочтет жить в положительном умонастроении. Но на самом деле цель- объединение в одно целое, выход вообще за рамки идеи положительное/отрицательное.

Эмоции — это движение энергий, это способ выразить себя в жизни.
Эмоции людей можно разделить на две большие группы – отрицательные и положительные. Причём эти названия не являются оценочными, это не есть деление на «плохо» и «хорошо». Конечно, мы можем противопоставлять их друг другу, но можно говорить о существовании перехода, когда один тип эмоции преобразуется в другие виды эмоций.

Группа отрицательных эмоций отражает «исключение». Например, уничтожение того, что расценивается как угроза; или избегание щекотливых ситуаций; самоутверждение за счёт других. Источниками негативных эмоций являются различные страхи: перед новым и неизвестным, перед непредсказуемыми действиями других людей, перед необходимостью контролировать или остановить что-то, чтобы избежать ущерба.

Группа положительных эмоций отражает «включение». Например, учитывать мнение многих, взаимодействовать с большим числом людей, совершенствовать что-то и радоваться этому. Источником позитивных эмоций является неосознаваемое порой желание получить удовольствие.
В каждой группе существует определенный набор различных эмоций.

Примеры негативных эмоций: горе, апатия, страх, злость, ненависть, зависть, стыд, обида, вина, агрессия, сожаление, враждебность.

Примеры позитивных эмоций: интерес, действие, энтузиазм, любопытство, сопереживание, смех.

Мы могли бы подумать, что одни эмоции более позитивны или негативны, чем другие. Но практически невозможно разместить их в линейной последовательности, т. к. каждая представляет собой совокупность различных моментов.

Бывает, что эмоции маскируются под позитивные или негативные, а в действительности они противоположны тому, чем они притворяются. Существует жалость, которая проявляется как искренняя забота о других, но сама утешается тем, что кому-то хуже, чем ей. Существует скрытая враждебность, которая выглядит как дружелюбие и которую невозможно распознать с первого взгляда. Иногда гнев или слёзы могут выглядеть отрицательными, но на самом деле таким образом выражается искреннее участие и стремление помочь. Тут важны базовый механизм и мотивация, нежели внешнее проявление.

Может показаться, что негативные эмоции — это то, от чего надо быстренько избавиться. Однако это не всё так просто. Они выполняют важные функции. В основном они проявляют скрытые проблемы человека, о которых он не знает или знает, но игнорирует. Если это становится мотивацией к тому, чтобы изучить проблему и найти её решение, то такая эмоция полезна. Так как если человек постоянно веселится, он может пропустить какие-то неправильные вещи.

Позитивные и негативные эмоции как две стороны одной медали. Мы не можем избавиться от одних из них и просто держаться других. В идеале они должны быть интегрированы. Негативные эмоции хороши в качестве мотивации для отказа от того, что человеку не нужно. Позитивные эмоции полезны для продвижения в сторону того, что человеку действительно нужно.

Люди выплёскивают эмоции в самых разных сочетаниях. Бывает, что люди застревают в отрицательных эмоциях, например таких, как горе. Другие могут застрять в положительных, таких, как довольство всем, и не будут в состоянии испытывать негативные эмоции, даже когда это необходимо. В подсознании человека может прятаться страх или печаль, которые всплывают при определённых условиях. Случайные слова могут спровоцировать сдерживаемый гнев.

Людям необходимо учиться быть более гибкими в выражении эмоций. Надо уметь проявлять каждый вид эмоций и быть в состоянии использовать их в полном объёме по мере необходимости.

Скорее всего, люди динамичные и гибкие будут хотеть жить в основном в позитивном настроении. Но основная цель в перспективе личностного роста — это интеграция, выход за рамки позитивного/негативного в целом.

А что вы думаете по этому поводу? Какой у вас есть опыт перехода одних эмоций в другие? Пишите, пожалуйста, в комментариях ниже.

Психологи выделяют всего 11 фундаментальных человеческих эмоций, из сочетания которых получаются все остальные. Это 4 положительные эмоции: радость, восхищение (или восторг), интерес, удивление. И 7 отрицательных: горе, вина, гнев, стыд, страх, презрение, отвращение. Мало того, что негативных эмоций почти вдвое больше, чем позитивных, так еще и испытывают их люди гораздо чаще.

Разница между положительными и отрицательными эмоциями простая. От позитивных чувств вы испытываете подъем, а от негативных, наоборот, уходят все силы. Положительные эмоции вызывают другие хорошие ощущения, но и тоже склонны притягивать «приятелей». К примеру, если вы злитесь, появится презрение, а за ним и отвращение. Чувство вины обязательно повлечет за собой стыд и горе.

Отрицательные эмоции в повседневной жизни являются нормальными. Но если вы испытываете их слишком часто, дело плохо. В головном мозге появляется патологическая доминанта - устойчивое негативное ощущение, при котором остальные мысли и чувства отходят на второй план.

Постепенно человек привыкает испытывать только отрицательные эмоции. Достаточно легкого намека, как они тут же всплывают в голове, а выходят из нее очень неохотно. Человек при этом становится грустным, апатичным, ничему не радуется, никакие события не приносят ему удовольствия.

По какой причине вы можете превратиться в заложника отрицательных эмоций? Если не удовлетворяется одна из четырех ваших основных потребностей. Человеку для счастья, как считают психологи, необходимо любить и быть любимым, душевное равновесие, самореализовываться и не скучать. Также нужно поддерживать состояние своего здоровья.

Чтобы отрицательные эмоции, необходимо решиться на какой-то шаг, сделать что-то, что точно даст положительный результат. Можно удовлетворить какую-нибудь важную потребность, например, исполнить давнее желание. Затем нужно закрепить успех, сознательно занимаясь поиском источников радости.

Отрицательные эмоции часто развиваются под влиянием скуки и недостатка развлечений. Очень действенным методом борьбы с ними в этом случае может стать получение новых знаний. Серьезно увлечься чем-то – способ с плохим настроением.

Важным элементом по восстановлению душевного равновесия станет общение с людьми. Проявите внимание к близким, а если ваш круг общения сузился, расширяйте его. Позвоните старым друзьям, встретьтесь с ними.

И, самое главное, сознательно не допускайте негативных чувств. Следите за своими мыслями. Если вы всерьез решили справиться с проблемой отрицательных эмоций и плохого настроения, это у вас обязательно получится.