Свойственные именно общеобразовательным организациям. Общеобразовательные учреждения: типы, виды, различия

Образование – неотъемлемый процесс становления человека, без которого существование современного социума было бы невозможным. Ведь чтобы быть полезной государственной единицей, нужно обязательно чему-то научиться. Именно для этого и созданы дошкольные и общеобразовательные учреждения, а также учреждения профессионального образования. В статье пойдет речь об общеобразовательных учреждениях - их типах, видах и особенностях.

Терминология

При рассмотрении данной темы сначала надо разобраться, что же такое образовательное учреждение. Это специальное заведение, где осуществляется педагогический процесс, где реализуются программы обучения, воспитания и развития детей. В свою очередь, существует целый перечень образовательных учреждений, которые подразделяются по типам.

  • Дошкольные.Тут в зависимости от вида возраст детей колеблется от 1 до 7 лет.
  • Общеобразовательные учреждения
  • Учреждения профессионального образования, в которых дают специфические знания узкой направленности и получают соответствующую квалификацию.
  • Коррекционные учреждения, куда попадают дети, относящиеся к категории учеников с особыми образовательными потребностями.
  • Учреждения для детей-сирот или приравненных к ним детей. Это детские дома, где ребята не только учатся, но еще и проживают.
  • Учреждения дополнительного образования детей и отдельно – взрослых (последипломное образование).


Детские сады

Первые образовательные учреждения, которые посещают дети - это дошкольные. Общеобразовательные учреждения будут следующей ступенью. Большинство детскихсадов принимают ребятишек с двух лет. Помимо образования, которое является бесплатным, в детском саду осуществляется присмотр и уход за детьми, так как они проводят в стенах учреждения почти целый день. Эта услуга оплачивается родителями, но не в полном объеме. 80% затрат берет на себя муниципалитет, а родители платят за оставшиеся 20%.

Градация групп в детских садах осущестляется по двум признакам - возрасту и направленности. Классификация учитывает возраст ребенка на начало учебного года (1 сентября) и включает группы для детей 2-3-лет, 3-4 лет, 4-5 лет, 5-6 лет и 6-7 лет.

Направленность группы определяется контингентом воспитанников, в соответствии с которым подбираются образовательные программы. Таким образом, различают:

  • группы общеразвивающей направленности;
  • группы комбинированной направленности;
  • группы компенсирующей направленности.

Об общеобразовательных учреждениях

Дольше всего дети посещают именно общеобразовательные учреждения - с 7 до 18 лет. Если для дальнейшего обучения подросток выбирает учреждение начального или среднего профессионального образования, то школу он заканчивает в 16 лет.


Разновидности общеобразовательных учреждений

Начальная школа. Это первые четыре класса обучения ребенка. В 1 класс детки поступают согласно результатам определенных тестов, позволяющих определить степень их готовности к обучению в школе. Главная задача учителей тут – не только дать ребятам знания, но также и научить их учиться, привить интерес к наукам.

Средняя школа. Можно сказать, что это промежуточное звено между начальной и старшей школами. Занимает период с 5 по 9 класс, возраст учеников колеблется от 9-10 до 14-15 лет. После окончания данного периода желающие могут поступать либо в старшую школу, либо же в учреждения профессионального образоввания (начальные или средние).

Старшая школа. Обучаются дети в 10-11 классах, возраст которых от 15 до 17 лет. Тут происходит более глубокое изучение наук, подготовка к поступлению в ВУЗы. По окончанию ученики получают аттестат о среднем полном общем образовании. Для некоторых видов деятельности этого уже достаточно.


Специальное образование

Существуют также и коррекционные или специальные общеобразовательные учреждения. Для кого они предназначены? Туда определяются детки, у которых есть некие проблемы с развитием, или же ограниченные возможности здоровья. Однако надо отметить, что современная система образования предлагают альтернативный вариант – инклюзивное образование для удачной социализации таких малышей. Хотя на практике не всегда все получается настолько отлично, как в теории. Еще один альтернативный вариант для таких ребят – дистанционное обучение. Однако и тут возникают проблемы с дальнейшим внедрением детей в общество.

Денежные вопросы

Разобравшись, что такое образовательное учреждение (средняя общеобразовательная школа, младшая и десткая школы) нужно отметить, что такие заведения могут разниться еще и по типу финансирования. Такие тут существуют виды:

  • Государственные или муниципальные школы, которые являются полностью бесплатными.
  • Частные школы, где за обучение детей родители вносят определенную плату.

Вопрос тут стоит только лишь в оплате за сам процесс обучения. Родительские деньги на улучшение материально-технической базы класса или школы к этому разделу совершенно не относятся.

Гимназии, лицеи

Государственные общеобразовательные учреждения могут также именоваться лицеями или гимназиями. По сути, это обычные школы. И после их окончания ребенок получает тот же аттестат о среднем образовании. Однако особенность их в том, что они предлагают более детальное изучение определенных предметов. Иногда такие ОУ сотрудничают с вузами, подготавливая для обучения в них будущих студентов.

Вечерние школы

Рассматривая общеобразовательные учреждения, нужно также понять, что такое вечерние школы. Практика их работы сегодня не столь активна, нежели во времена Советского Союза, однако они еще существуют и прекрасно функционируют. Для кого же они предназначены? В нашей стране среднее полное общее образование является обязательным. В отличие от высшего. Так, без аттестата о завершенном среднем образовании работодатель не может работника обеспечить хорошим местом. Если вовремя, в подростковом возрасте, по каким-либо причинам не удалось закончить школу, позже человека могут направить доучиться в вечернюю. Название говорит уже само за себя. Сюда люди приходят после завершения рабочего дня. Пройдя обучение в вечерней школе, человек получает аттестат о среднем полном общем образовании.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - по законодательству РФ учреждение, осуществляющее образовательный процесс, т.е. реализующее одну или нескольких образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и питание обучающихся, воспитанников. ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ является юридическим лицом. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, общественных или религиозных организаций). К образовательным относятся учреждения следующих типов: дошкольные; общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего общего образования); начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования; специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии; учреждения до школьного образования; учреждения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

Закон об образовании

Управление образовательным учреждением осуществляется на основе соответствующей нормативно-правовой базы, которая в том числе определяет компетенцию, права, ответственность учредителей и самого образовательного учреждения.

Статья 12. Образовательные учреждения

1. Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

2. Образовательное учреждение является юридическим лицом.

3. Образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций, объединений).

Действие законодательства Российской Федерации в области образования распространяется на все образовательные учреждения, на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности.

4. К образовательным относятся учреждения следующих типов:

1) дошкольные;

2) общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);

3) учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;

4) учреждения дополнительного образования взрослых;

5) специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;

6) учреждения дополнительного образования;

7) учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);

8) учреждения дополнительного образования детей;

9) другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

5. Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений.

Для негосударственных образовательных учреждений типовые положения об образовательных учреждениях выполняют функции примерных.

6. Государственный статус образовательного учреждения (тип, вид и категория образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ) устанавливается при его государственной аккредитации.

7. Филиалы, отделения, структурные подразделения образовательного учреждения могут по его доверенности осуществлять полностью или частично правомочия юридического лица, в том числе иметь самостоятельный баланс и собственные счета в банковских и других кредитных организациях.

8. Образовательные учреждения вправе образовывать образовательные объединения (ассоциации и союзы), в том числе с участием учреждений, предприятий и общественных организаций (объединений). Указанные образовательные объединения создаются в целях развития и совершенствования образования и действуют в соответствии со своими уставами. Порядок регистрации и деятельности указанных образовательных объединений регулируется законом.

9. Права и обязанности учреждений дополнительного образования, предусмотренные законодательством Российской Федерации, распространяются и на общественные организации (объединения), основной уставной целью которых является образовательная деятельность, только в части реализации ими дополнительных образовательных программ.

Статья 13. Устав образовательного учреждения

1. В уставе образовательного учреждения в обязательном порядке указываются:

1) наименование, место нахождения (юридический, фактический адрес), статус образовательного учреждения;

2) учредитель;

3) организационно-правовая форма образовательного учреждения;

4) цели образовательного процесса, типы и виды реализуемых образовательных программ;

5) основные характеристики организации образовательного процесса, в том числе:

а) язык (языки), на котором ведутся обучение и воспитание;

б) порядок приема обучающихся, воспитанников;

в) продолжительность обучения на каждом этапе обучения;

г) порядок и основания отчисления обучающихся, воспитанников;

д) система оценок при промежуточной аттестации, формы и порядок ее проведения;

е) режим занятий обучающихся, воспитанников;

ж) наличие платных образовательных услуг и порядок их предоставления (на договорной основе);

з) порядок регламентации и оформления отношений образовательного учреждения и обучающихся, воспитанников и(или) их родителей (законных представителей);

6) структура финансовой и хозяйственной деятельности образовательного учреждения, в том числе в части:

а) использования объектов собственности, закрепленных учредителем за образовательным учреждением;

б) финансирования и материально-технического обеспечения деятельности образовательного учреждения;

в) источников и порядка формирования собственности образовательного учреждения;

г) осуществления предпринимательской деятельности;

7) порядок управления образовательным учреждением, в том числе:

а) компетенция учредителя;

б)структура, порядок формирования органов управления образовательного учреждения, их компетенция и порядок организации деятельности;

в) порядок комплектования работников образовательного учреждения и условия оплаты их труда;

г) порядок изменения устава образовательного учреждения;

д) порядок реорганизации и ликвидации образовательного учреждения;

8) права и обязанности участников образовательного процесса;

9) перечень видов локальных актов (приказов, распоряжений и других актов), регламентирующих деятельность образовательного учреждения.

2. Устав гражданского образовательного учреждения в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации, разрабатывается им самостоятельно и утверждается его учредителем.

3. При необходимости регламентации указанных в настоящей статье сторон деятельности образовательного учреждения иными локальными актами последние подлежат регистрации в качестве дополнений к уставу образовательного учреждения.

4. Локальные акты образовательного учреждения не могут противоречить его уставу.

Статья 14. Общие требования к содержанию образования

обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;

развитие общества;

укрепление и совершенствование правового государства.

адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;

формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;

интеграцию личности в национальную и мировую культуру;

формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

3. Профессиональное образование любого уровня должно обеспечивать получение обучающимся профессии и соответствующей квалификации.

Государственные органы управления образованием обеспечивают разработку на основе государственных образовательных стандартов примерных образовательных программ.

6. Образовательное учреждение в соответствии со своими уставными целями и задачами может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги (на договорной основе) за пределами определяющих его статус образовательных программ.

7. Военная подготовка в гражданских образовательных учреждениях может проводиться только на факультативной основе с согласия обучающихся и(или) их родителей (законных представителей) за счет средств и силами заинтересованного ведомства.

8. Образовательное учреждение при реализации образовательных программ использует возможности учреждений культуры.

Статья 15. Общие требования к организации образовательного процесса

1. Организация образовательного процесса в образовательном учреждении регламентируется учебным планом (разбивкой содержания образовательной программы по учебным курсам, по дисциплинам и по годам обучения), годовым календарным учебным графиком и расписаниями занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми образовательным учреждением самостоятельно. Государственные органы управления образованием обеспечивают разработку примерных учебных планов и программ курсов, дисциплин.

2. Органы государственной власти, органы управления образованием и органы местного самоуправления не вправе изменять учебный план и учебный график гражданского образовательного учреждения после их утверждения, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

3. Образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся.

4. Освоение образовательных программ основного общего, среднего (полного) общего и всех видов профессионального образования завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников.

5. Научно-методическое обеспечение итоговых аттестаций и объективный контроль качества подготовки выпускников по завершении каждого уровня образования обеспечиваются государственной аттестационной службой, независимой от органов управления образованием, в соответствии с государственными образовательными стандартами.

6. Дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, воспитанников, педагогов. Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся, воспитанникам не допускается.

7. Родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся, воспитанников должна быть обеспечена возможность ознакомления с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с оценками успеваемости обучающихся.

Статья 16. Общие требования к приему граждан в образовательные учреждения

1. Порядок приема граждан в образовательные учреждения в части, не урегулированной настоящим Законом, определяется учредителем и закрепляется в уставе образовательного учреждения.

Учредитель устанавливает порядок приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на ступени начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования, обеспечивающий прием всех граждан, которые проживают на данной территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня.

2. При приеме гражданина в образовательное учреждение последнее обязано ознакомить его и(или) его родителей (законных представителей) с уставом образовательного учреждения и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса.

3. Прием граждан в государственные и муниципальные образовательные учреждения для получения среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования производится на конкурсной основе по заявлениям граждан. Условия конкурса должны гарантировать соблюдение прав граждан на образование и обеспечивать зачисление наиболее способных и подготовленных граждан к освоению образовательной программы соответствующего уровня.

Вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных экзаменов в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования принимаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также инвалиды I и II групп, которым согласно заключению врачебно-трудовой комиссии не противопоказано обучение в соответствующих образовательных учреждениях.

Глава 3. Организации, осуществляющие образовательную деятельность

Статья 21. Образовательная деятельность

1. Образовательная деятельность осуществляется образовательными организациями, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, – научными организациями и иными юридическими лицами (далее – организации, осуществляющие обучение). Образовательная деятельность подлежит лицензированию, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

2. Право осуществления образовательной деятельности по реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ, программ профессионального обучения, а также деятельности по присмотру и уходу, воспитанию предоставляется индивидуальному предпринимателю без образования юридического лица, в том числе в рамках индивидуальной педагогической деятельности, при соблюдении им требований законодательства Российской Федерации, предъявляемых к осуществлению образовательной деятельности по указанным образовательным программам.

Статья 22. Создание, реорганизация и ликвидация образовательных организаций

1. Образовательная организация создается в форме учреждения или автономной некоммерческой организации в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации для некоммерческой организации соответствующей организационно-правовой формы. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, в порядке и в сроки, установленные законодательством о государственной регистрации юридических лиц, уведомляет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования, или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий переданные полномочия Российской Федерации по лицензированию образовательной деятельности, о государственной регистрации образовательной организации.

2. Образовательная организация в зависимости от того, кем она создана, является государственной, муниципальной или частной. Государственной является образовательная организация, созданная Российской Федерацией на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, или субъектом Российской Федерации на базе имущества, находящегося в собственности этого субъекта Российской Федерации. Муниципальной является образовательная организация, созданная муниципальным образованием (муниципальным районом или городским округом) на базе имущества, находящегося в собственности соответствующего муниципального образования. Частной является образовательная организация, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерацией собственником (гражданином (гражданами) и (или) юридическим лицом (юридическими лицами, их объединениями)), за исключением Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

3. Образовательные организации, реализующие образовательные программы по направлениям подготовки (специальностям) в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, могут создаваться только Российской Федерацией.

4. Образовательные организации, реализующие образовательные программы для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением (учебно-воспитательные учреждения), создаются Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации.

5. Образовательная организация реорганизуется и ликвидируется в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом, если это не повлечет за собой нарушение конституционных прав граждан в сфере образования, в том числе прав граждан на получение бесплатного образования. Принятие федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления решения о реорганизации или ликвидации государственной и (или) муниципальной образовательной организации не допускается без предварительной экспертной оценки данным органом последствий принятого решения для обеспечения прав граждан на образование, в порядке, установленном статьей 95 настоящего Федерального закона. Реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы и расположенных в сельской местности, допускается только с согласия населения сельских поселений, обслуживаемых данным учреждением, выраженного представительными органами соответствующих сельских поселений, либо сходом граждан.

6. Создание, реорганизация и ликвидация международных (межгосударственных) образовательных организаций осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Статья 23. Типы образовательных организаций

1. Образовательные организации в соответствии с реализуемыми ими образовательными программами подразделяются на типы. 2. В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы:
1) дошкольная образовательная организация – тип образовательной организации, осуществляющей в качестве основного (уставного) вида деятельности образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования и присмотр и уход за детьми;
2) общеобразовательная организация – тип образовательной организации, осуществляющей в качестве основного (уставного) вида деятельности образовательную деятельность по реализации образовательных программ начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования;
3) профессиональная образовательная организация – тип образовательной организации, осуществляющей в качестве основного (уставного) вида деятельности образовательную деятельность по реализации образовательных программ среднего профессионального образования;
4) образовательная организация высшего образования – тип образовательной организации, осуществляющей в качестве основного (уставного) вида деятельности образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования.

3. В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы:
1) организация дополнительного образования – тип образовательной организации, осуществляющей в качестве основного (уставного) вида деятельности образовательную деятельность по реализации дополнительных общеобразовательных программ;
2) организация дополнительного профессионального образования - тип образовательной организации, осуществляющей в качестве основного (уставного) вида деятельности образовательную деятельность по реализации дополнительных профессиональных программ.

4. Образовательные организации, указанные в частях 2 и 3 настоящей статьи, вправе осуществлять образовательную деятельность по реализации следующих образовательных программ, не относящихся к основной образовательной деятельности:
1) дошкольные образовательные организации – дополнительные общеразвивающие программы для детей;
2) общеобразовательные организации – образовательные программы дошкольного образования, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения;
3) профессиональные образовательные организации – основные и дополнительные образовательные программы, за исключением образовательных программ высшего образования;
4) образовательные организации высшего образования – основные и дополнительные образовательные программы;
5) организации дополнительного образования – образовательные программы дошкольного образования;
6) организации дополнительного профессионального образования – программы подготовки научно-педагогических кадров, программы ординатуры.

5. Тип образовательной организации определяется при ее создании (реорганизации) или переименовании в соответствии с законодательством об образовании и закрепляется в уставе. Наименование образовательной организации должно определяться в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации и содержать указание на характер ее деятельности и тип образовательной организации с учетом ее организационно-правовой формы.

6. Образовательные организации в рамках одного типа могут использовать в наименовании специальные названия в соответствии с особенностями осуществляемой образовательной деятельности (уровнями и направленностью образовательных программ, интеграцией различных видов образовательных программ, специальными условиями их реализации и (или) особыми потребностями обучающихся), а также дополнительно осуществляемыми функциями, связанными с предоставлением образования (содержание, лечение, реабилитация, коррекция, психолого-педагогическая поддержка, интернат, научно-исследовательская, технологическая деятельность и иные, предусмотренные законодательством об образовании).

1. В Российской Федерации в отношении образовательных организаций высшего образования Правительством Российской Федерации могут устанавливаться категории: «федеральный университет» и «национальный исследовательский университет». При установлении образовательной организации высшего образования категории «федеральный университет» или «национальный исследовательский университет» в наименование такой организации включается указание на установленную категорию.

2. Федеральные университеты создаются по решению Президента Российской Федерации Правительством Российской Федерации в форме автономного учреждения, в том числе на базе образовательных организаций высшего образования, находящихся в ведении Российской Федерации, и научных организаций, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, государственных академий наук, их региональных отделений. При создании федеральных университетов Правительство Российской Федерации учитывает предложения органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подготовленные на основании программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.

3. Развитие федеральных университетов осуществляется в рамках программ, одобренных Правительством Российской Федерации и предусматривающих условия осуществления и критерии оценки эффективности образовательного процесса, интеграцию образовательной и научно-исследовательской деятельности, модернизацию и совершенствование материально-технической базы и социально-культурной инфраструктуры, интеграцию в мировое образовательное пространство. Перечень показателей и критерии оценки эффективности деятельности федеральных университетов в части обеспечения высокого уровня образовательного процесса, исследовательских и технологических работ устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

4. Категория «национальный исследовательский университет» устанавливается Правительством Российской Федерации образовательной организации высшего образования на 10 лет по результатам конкурсного отбора программ развития образовательных организаций высшего образования, направленных на кадровое обеспечение приоритетных направлений развития науки, технологий, техники, отраслей экономики, социальной сферы, развитие и внедрение в производство высоких технологий. Положение о конкурсном отборе программ развития образовательных организаций высшего образования (в том числе порядок и условия их финансирования) утверждается Правительством Российской Федерации. Перечень показателей, критерии и периодичность оценки эффективности реализации программ развития национальных исследовательских университетов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Образовательная организация высшего образования по результатам оценки эффективности реализации программ развития может быть лишена Правительством Российской Федерации категории «национальный исследовательский университет».

Статья 25. Устав образовательной организации

1. Образовательная организация действует на основании устава, утверждаемого в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Устав гражданского образовательного учреждения в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации, утверждается его учредителем.

3. В уставе образовательной организации должны содержаться помимо предусмотренных законодательством Российской Федерации следующие сведения:
1) учредитель (учредители) образовательной организации;
2) виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и направленности;
3) структура и компетенция органов управления образовательной организации, порядок их формирования и сроки полномочий.

4. В образовательной организации должны быть созданы условия для ознакомления всех работников и обучающихся с ее уставом.

Статья 26. Управление образовательной организацией

1. Управление образовательной организацией осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Управление образовательной организацией строится на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности.

3. Единоличным исполнительным органом образовательной организации является руководитель образовательной организации (ректор, директор, заведующий, начальник или иной руководитель (администратор)), который осуществляет непосредственное управление образовательной организацией.

4. В образовательных организациях в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и уставом образовательной организации, для осуществления отдельных функций по управлению образовательной организацией формируются также коллегиальные органы управления.

5. К коллегиальным органам управления образовательной организации относятся общее собрание (конференция) работников образовательной организации, совет образовательной организации (ученый совет, педагогический совет родительский комитет и (или) совет обучающихся), попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет, другие органы, предусмотренные уставом образовательной организации. Указанные органы осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, уставом образовательной организации и положениями о них, утверждаемыми в порядке, установленном уставом образовательной организации.

Статья 27. Структура образовательной организации

1. Образовательные организации самостоятельны в формировании своей структуры, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

2. Образовательная организация может иметь в своей структуре различные структурные подразделения, обеспечивающие осуществление образовательной деятельности с учетом уровня, вида и направленности реализуемых образовательных программ, формы обучения и режима пребывания обучающихся, в том числе филиалы, представительства, отделения, факультеты, институты, центры, кафедры, подготовительные отделения и курсы, научно-исследовательские, методические и учебно-методические подразделения, лаборатории, конструкторские бюро, докторантуру, учебные и учебно-производственные мастерские, клинические базы, учебно-опытные хозяйства, учебные полигоны, учебные базы практик, учебные театры, учебные концертные залы, художественно-творческие мастерские, библиотеки, физкультурно-спортивные клубы, объекты производственной и социальной инфраструктуры, общежития, интернаты, психологическую и социально-педагогическую службы, обеспечивающие социальную реабилитацию нуждающихся в ней обучающихся.

3. Структурные подразделения образовательной организации, в том числе филиалы и представительства, не являются юридическими лицами и действуют на основании устава образовательной организации и положения о соответствующем структурном подразделении, утверждаемого в порядке, предусмотренном уставом образовательной организации. Филиал образовательной организации может не наделяться функциями по осуществлению образовательной деятельности. Осуществление образовательной деятельности в представительстве образовательной организации запрещается.

4. Филиалы федеральных государственных образовательных организаций создаются и ликвидируются учредителем по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

5. Создание филиалов государственных образовательных организаций, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, или муниципальных образовательных организаций на территории другого субъекта Российской Федерации или муниципального образования осуществляется по согласованию соответственно с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органом местного самоуправления по месту нахождения филиала.

6. Представительство образовательной организации открывается и закрывается образовательной организацией.

7. Создание и ликвидация филиала (представительства) образовательной организации на территории иностранного государства осуществляются в соответствии с законодательством иностранного государства по месту нахождения филиала (представительства), если иное не установлено международными договорами Российской Федерации. Финансово-хозяйственная деятельность образовательной организации по месту нахождения филиала (представительства) осуществляется в соответствии с законодательством иностранного государства, на территории которого он расположен.

Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации

1. Образовательная организация самостоятельна в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в пределах, установленных настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами и уставом образовательной организации. Образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, методов обучения и образовательных технологий по реализуемым ими основным образовательным программам в пределах федеральных государственных образовательных стандартов.

2. К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится:

1) разработка устава образовательной организации;
2) установление структуры управления деятельностью образовательной организации, штатного расписания;
3) разработка и принятие правил внутреннего распорядка обучающихся образовательной организации, иных локальных нормативных актов;
4) материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе федеральными государственными образовательными стандартами и федеральными государственными требованиями;
5) предоставление учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств, а также отчета о результатах самообследования;
6) подбор, прием на работу работников, заключение с ними трудовых договоров, если иное не установлено настоящим Федеральным законом; расстановка кадров, распределение должностных обязанностей; создание условий и организация повышения квалификации педагогических работников;
7) разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации;
8) формирование контингента обучающихся, если иное не предусмотрено законодательством об образовании;
9) определение списка учебников в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных организациях, а также учебных пособий, допущенных к использованию в образовательном процессе в таких образовательных организациях;
10) осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения;
11) индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ, а также хранение в архивах данных об этих результатах на бумажных и (или) электронных носителях в порядке, утвержденном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;
12) использование и совершенствование методик образовательного процесса и образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий и (или) электронного обучения;
13) обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования в образовательной организации;
14) обеспечение в образовательной организации с наличием интерната необходимых условий содержания обучающихся;
15) создание в образовательной организации необходимых условий для работы подразделений организаций общественного питания и медицинских организаций, контроль их работы в целях обеспечения охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации;
16) создание условий для занятия обучающимися физической культурой и спортом;
17) разработка и реализация мер социальной поддержки обучающихся образовательной организации; 18) содействие деятельности в образовательной организации общественных (в том числе детских и молодежных) организаций (объединений) обучающихся, родителей (законных представителей несовершеннолетних обучающихся), не запрещенной законодательством Российской Федерации;
19) организация научно-методической работы, в том числе организация и проведение научных и методических конференций, семинаров, иных массовых мероприятий, содействие деятельности учительских (педагогических) и методических объединений;
20) обеспечение создания и ведения официального сайта образовательной организации в сети Интернет.

3. Образовательная организация вправе вести в установленном порядке научную и иную, связанную с предоставлением образования и обучением деятельность, в том числе открывать в каникулярное время в установленном порядке лагеря (с круглосуточным или с дневным пребыванием).

4. Образовательные организации высшего образования выполняют фундаментальные и прикладные научные исследования, а также осуществляют научно-техническую деятельность, подготовку научных кадров.

5. Образовательная организация вправе возложить на договорной основе на третьих лиц организацию управления, научное, методическое, ресурсное, производственное, информационное и технологическое обеспечение образовательной деятельности, материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование учебных помещений, обеспечение потребностей обучающихся, в том числе в питании, медицинском обслуживании, обеспечении одеждой, обувью, мягким инвентарем, другими предметами необходимости, транспортное обеспечение, ведение бухгалтерского учета и отчетности, осуществление иной деятельности.

6. Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе:
1) обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, методов и средств организации образовательного процесса возрастным, психофизиологическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся;
2) создавать безопасные условия обучения и содержания обучающихся в соответствии с установленными нормами, в том числе обеспечивать жизнь и здоровье обучающихся и работников образовательной организации во время образовательного процесса;
3) соблюдать права и свободы обучающихся и работников образовательной организации.

7. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за предоставление образования ненадлежащего качества. Образовательная организация обязана возместить ущерб, причиненный обучающемуся некачественным образованием. За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, нарушение требований к осуществлению образовательной деятельности и организации образовательного процесса образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

8. Непосредственный контроль соответствия деятельности образовательной организации целям, предусмотренным ее уставом, исполнения ею законодательства Российской Федерации, устава, а также ее образовательной и финансово-хозяйственной деятельности осуществляет учредитель или высший орган управления образовательной организации в пределах своей компетенции.

Статья 29. Информационная открытость образовательной организации

1. Образовательные организации формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к таким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации.

2. Образовательные организации обеспечивают открытость и доступность:
1) сведений о:
а) дате создания образовательной организации;
б) структуре образовательной организации;
в) реализуемых образовательных программах с указанием численности обучающихся за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и по договорам с физическими и (или) юридическими лицами с оплатой ими стоимости обучения;
г) языке, на котором ведутся обучение и (или) воспитание;
д) образовательных стандартах, устанавливаемых университетами (при их наличии);
е) персональном составе педагогических кадров с указанием образовательного ценза, квалификации и опыта работы;
ж) материально-техническом обеспечении и оснащенности образовательного процесса (в том числе о наличии библиотеки, объектов спорта, средств обучения, условиях питания и медицинского обслуживания, доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям);
з) электронных образовательных ресурсах, доступ к которым обеспечивается обучающимся;
и) направлениях научно-исследовательской деятельности и базе для ее проведения (для образовательных организаций высшего образования);
к) результатах зачисления по каждому направлению подготовки (специальности) среднего профессионального образования (при наличии вступительных испытаний) и высшего образования по различным условиям приема (на места, финансируемые за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, по договорам с физическими и (или) юридическими лицами с оплатой ими стоимости обучения) с указанием средней суммы набранных баллов по всем вступительным испытаниям;
л) количестве вакантных мест для приема по каждой образовательной программе (направлению подготовки (специальности)) (на места, финансируемые за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, по договорам с физическими и (или) юридическими лицами с оплатой ими стоимости обучения);
м) наличии и условиях предоставления обучающимся стипендий и иных видов социальной поддержки;
н) наличии общежития (интерната) и количестве мест в общежитии (интернате) для иногородних обучающихся;
о) поступлении и расходовании финансовых и материальных средств по итогам финансового года;

2) копий (фотокопий):
а) устава образовательной организации;
б) документа, подтверждающего наличие лицензии на осуществление образовательной деятельности (с приложениями);
в) свидетельства о государственной аккредитации (с приложениями);
г) утвержденного в установленном порядке плана финансово-хозяйственной деятельности или бюджетной сметы образовательной организации;
д) локальных нормативных актов, предусмотренных частью 2 статьи 30 настоящего Федерального закона;

3) отчета о результатах последнего самообследования, проводимого в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;

4) порядка оказания платных образовательных услуг, включая образец договора об оказании платных образовательных услуг, с указанием стоимости платных образовательных услуг;
5) иных сведений, размещаемых (публикуемых) по решению образовательной организации и (или) размещение (опубликование) которых является обязательным в соответствии с федеральными законами.

3. Информация и документы, указанные в части 2 настоящей статьи, если они в соответствии с законодательством Российской Федерации не отнесены к сведениям, составляющим государственную тайну, подлежат размещению на официальном сайте образовательной организации в сети Интернет и обновлению в течение тридцати дней со дня внесения соответствующих изменений. Порядок размещения в сети Интернет и обновления информации об образовательной организации, в том числе содержание и форма ее представления, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Статья 30. Локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения

1. Образовательные организации принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения, в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством об образовании в порядке, установленном ее уставом.

2. Образовательная организация принимает локальные нормативные акты по всем основным характеристикам организации образовательного процесса, в том числе устанавливает:
а) правила приема обучающихся;
б) режим занятий обучающихся;
в) формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся;
г) порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся;
д) порядок регламентации и оформления возникновения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) их родителями (законными представителями).

3. При принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации, учитывается мнение коллегиального органа управления образовательной организации, представляющего интересы работников, обучающихся этой организации.

4. Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение обучающихся или работников по сравнению с установленным законодательством об образовании, либо принятых с нарушением установленного порядка не подлежат применению.

Статья 31. Организации, осуществляющие обучение

1. Организациями, осуществляющими обучение, являются юридические лица, осуществляющие образовательную деятельность в качестве дополнительной к своей основной деятельности. К организациям, осуществляющим обучение, относятся научные организации, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организации, осуществляющие лечение и (или) оздоровление детей, а в случаях, установленных настоящей статьей, – также иные юридические лица независимо от их организационно-правовой формы.

2. Научные организации вправе осуществлять образовательную деятельность по реализации программ подготовки научно-педагогических кадров, программ ординатуры, программ профессионального обучения и дополнительных профессиональных программ.

3. Организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организации, осуществляющие лечение и (или) оздоровление детей, вправе осуществлять образовательную деятельность по реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ, программ профессионального обучения.

4. Иные юридические лица независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности вправе осуществлять образовательную деятельность по реализации программ профессионального обучения и дополнительных образовательных программ.

5. Для осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими обучение, в ее структуре создается специализированное структурное образовательное подразделение. Деятельность такого подразделения регулируется положением, разрабатываемым и утверждаемым организацией, осуществляющей обучение, в соответствии с законодательством об образовании и уставом.

6. При осуществлении образовательной деятельности организации, осуществляющие обучение, руководствуются законодательством об образовании. На них распространяются права, обязанности и ответственность образовательных организаций, реализующих соответствующие образовательные программы.

Статья 32. Лица, осуществляющие индивидуальную педагогическую деятельность

1. Индивидуальная педагогическая деятельность представляет собой деятельность по обучению, воспитанию и развитию обучающихся, осуществляемую физическим лицом, имеющим соответствующий образовательный ценз и квалификацию, вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

2. Индивидуальная педагогическая деятельность осуществляется по основным и дополнительным общеобразовательным программам, программам профессионального обучения физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Физические лица, которые в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации не допускаются к педагогической деятельности, не вправе заниматься индивидуальной педагогической деятельностью.

3. Индивидуальная педагогическая деятельность осуществляется без лицензии.

4. Лицо, осуществляющее индивидуальную педагогическую деятельность, предоставляет до начала оказания образовательных услуг обучающемуся, родителям (законным представителям) несовершеннолетнего обучающегося сведения о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, об уровне своего профессионального образования, общем стаже педагогической работы и стаже занятия индивидуальной педагогической деятельностью.

5. Физические лица, занимающиеся индивидуальной педагогической деятельностью с нарушением законодательства Российской Федерации, несут ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

В статье 23 Федерального Закона «Об образовании в РФ» указаны все типы образовательных организаций, их особенности, цели и задачи. Далее мы проанализируем данную статью и уточним ее детали.

Критерии для деления учебных заведений на отдельные типы

При подразделении всех учебных заведений на типы, учитываются общеобразовательные программы, выбранные для их деятельности. Кроме того, деление осуществляется и с учетом вида программ. Это может быть:

  1. Основные образовательные программы.
  2. Программы дополнительного обучения.

Общеобразовательные программы подразумевают профессиональное и общее обучение. В Законе предусмотрено шесть различных типов образовательных организаций: четыре, предполагающих реализацию основных образовательных программ, и два вида, направленных на дополнительное развитие школьников.

Все учреждения, которые реализуют образовательные программы, дополнительно подразделяют на 4 типа:

  • 2 типа заведений общего образования (общеобразовательные организации и организации дошкольного воспитания);
  • два типа организаций, предоставляющих профессиональное обучение (образовательная организация высшего образования и образовательная профессиональная организация).

По Закону РФ от 10 июля 1992 г. предполагалось всего два типа учреждений образования, причем они не были четко указаны в статье. Специальное образование в Законе отводилось учреждениям коррекционного типа, именно в их обязанности входило обучение детей с ограниченными возможностями здоровья. Отдельно выделялись и учреждения для воспитания и обучения детей сирот.

Особенности коррекционных учреждений

По поводу специальных учреждений отметим, что нынешнее переименование их в общеобразовательные организации не предполагает их ликвидации.

Закон предусматривает образование государственными органами субъектов РФ такие образовательные организации, в которых обучение бы велось по специальным программам, адаптированным для слепых, слабослышащих, умственно отсталых или глухих детей, а также для учеников с проблемами опорно-двигательного аппарата, нарушениями речи, аутизмом и иными дефектами здоровья.

Профессиональное обучение детей, имеющих ограничения по физическому состоянию, также выполняется на базе специальных программ, которые адаптированы для этих категорий школьников.

О порядке осуществления образовательной деятельности

По статье 23 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено существование четырех вариантов образовательных учреждений, которые имеют право на реализацию основных образовательных программ.

Первой из них называется образовательная дошкольная организация - учреждение, основной целью деятельности которого является уход и присмотр за детьми, а также реализация обучения и воспитания по образовательным программам для дошкольников.

30 августа 2013 года Приказом Министерства науки РФ (№1014) был утвержден специальный Порядок, согласно которому организуется и осуществляется вся образовательная работа по основным программам. Их варианты для дошкольного образования разработаны для тех организаций, что осуществляют уход за малышами, включая и частные детские сады, и группы дневного пребывания.

Дошкольное воспитание

Важно помнить о том, что рассчитывать на дошкольное образование, малыши могут не только в специализированных детских учреждениях, но и в семье. В п.6 указано, что в организации уход, присмотр, дошкольное обучение, осуществляются от 2 месяцев до полного прекращения отношений (в случае достижения воспитанником 6-7 летнего возраста). Группы, создаваемые для реализации данной цели, могут быть оздоровительной, компенсирующей, общеразвивающей и комбинированной направленности.

Приказ Минобрнауки от 27 октября 2011 года был признан утратившим свою юридическую силу. Письмо от 8 августа 2013 года Минобрнауки содержало Рекомендации Департамента гос. политики относительно комплектования тех учреждений образования, которые занимаются реализацией основных общеобразовательных программ дошкольного воспитания и обучения. Причем в письме шла речь о создании единых подходов к количеству детей, которые нуждаются в посещении дошкольных образовательных учреждений.

Имелись в письме и рекомендации муниципальным органам власти о создании единого информационного ресурса «электронной очереди» в детские сады. Были определены и сроки предоставления информации о количестве заявлений (движения) на текущий учебный год. Для постановки на учет в реестре, родители либо законные представители дошкольника заполняют в Интернете форму, представленную в свободном доступе, или же пользуются консультацией специалиста из УО муниципалитета. Также можно лично обратиться в уполномоченный орган с письменным заявлением о предоставлении места в детском дошкольном учреждении.

Школьное образование

Общеобразовательная организация является учреждением, которое своей основной целью ставит выполнение программы начального, среднего и Их функционирование подчинено постановлению Правительства РФ от 2001 года. Несмотря на то что документ был издан давно, периодически модернизируется и переиздается, он не утратил своей силы и используется в настоящее время.

По этому документу к общеобразовательным организациям причисляют:

  • начальную общеобразовательную школу;
  • основную общеобразовательную школу;
  • среднюю общеобразовательную школу;
  • учреждения среднего звена с углубленным изучением определенных предметов;
  • гимназии, осуществляющие подготовку школьников по естественнонаучному, техническому, гуманитарному направлению;
  • лицеи, реализующие программы среднего и основного образования по профилям (направлениям).

Специфика ст. 23 закона РФ «Об образовании»

Описываемый Закон не предполагает отдельного деления на типы образовательных организаций, которые обеспечивают углублённую (дополнительную) подготовку школьников, как лицей либо гимназия, поэтому и появились вопросы еще до его введения в действие.

Были опасения, что он не предусматривает развитие одаренных (талантливых) детей. Но на самом деле все не так, данный закон об образовании в Российской Федерации направлен именно на формирование талантливой молодежи. Независимо от статуса образовательного учреждения, педагогический состав создает для школьников благоприятные условия.

Разные типы образовательных организаций предполагают отличия не только в статусе, но и в особых условиях финансирования. По новому Закону предусматривался переход и классического варианта финансирования на финансирование по итогам выполнения муниципального (государственного) заказа. Все требования к выпускнику школы прописаны в стандартах нового поколения: воспитание гражданственности, патриотизма, способности к саморазвитию, самосовершенствованию.

Профессиональное образование

Профессиональной образовательной организацией считается учреждение, основной целью функционирования которого является образовательная деятельность по специальным программам профессионального среднего образования.

Постановление Правительства РФ №543 от 18 июля 2008 года регулирует эти виды образовательных организаций. В качестве основных задач учебного заведения выделяются:

  • реализация потребностей личности в культурном, интеллектуальном, нравственном развитии, путем получения профессионального среднего образования;
  • насыщение рынка специалистами, имеющими среднее профессиональное образование;
  • развитие у подрастающего поколения трудолюбия, гражданственности, ответственности, творческой активности, самостоятельности;
  • сохранение культурных и нравственных ценностей общества.

По данному закону предусмотрены такие типы образовательных организаций среднего звена:

  1. Техникум, в котором реализуется программы по базовой подготовке.
  2. Колледж, предлагающий подготовку по углубленным программам.

Наименование образовательных учреждений

Высшее образование

Рассматривая различные формы, типы образовательных организаций, нельзя обойти вниманием высшие учебные заведения. Основной целью их является образовательная и научная деятельность по специальным программам. По типовому положению о структуре высшего образования, постепенно вводятся стандарты к каждому направлению обучения и к специальностям высшего звена.

Дополнительное образование

Центры дополнительного образования созданы для организации внеурочной деятельности дошкольников и детей школьного возраста. В законе об образовании РФ даны разъяснения по поводу наполняемости групп, секций, кружков, нормативного и финансового обеспечения деятельности. В последнее время интерес к подобным учреждениям возрастает, в каждом районном центре есть как минимум одни центр дополнительного образования, причем большая часть секций, кружков, предлагаемых ребятам, бесплатные.

Образовательный процесс в ЦДО осуществляется на основе индивидуальных учебных планов. Группы создают по интересам, возрасту, направлению деятельности. Разнообразные лаборатории, секции, клубы, кружки, ансамбли, оркестры, студии, театры: все это предлагается ребятам вне школьных стен. Помимо групповых вариантов, дополнительное образование предлагает и индивидуальные формы работы.

Дополнительное профессиональное образование

Цель создания таких организаций - осуществление деятельности по специальным профессиональным программам. Они по «Закону об образовании» выполняют следующие функции:

  1. Помощь специалистам в овладении информацией о новейших достижениях в науке и технике, передовом зарубежном и отечественном опыте.
  2. Повышение квалификации и переподготовка специалистов учреждений, организаций, высвобождаемых работников, государственных служащих, безработных специалистов.
  3. Проведение научных исследований и экспериментов, осуществление консультационной деятельности.
  4. Полноценная научная экспертиза индивидуальных проектов, программ, иных документов по профилю организации

Заключение

В статье 23 Закона «Об образовании РФ» в полной мере объяснена вся классификация образовательных учреждений, их цели и задачи, особенности финансирования и правовая форма. Указаны в ней и виды образовательных программ. Кроме того, российское законодательство определет порядок создания учреждений государственного образования разного вида и типа.


Указанные субъекты наделяются правами, обязанностями, несут ответственность и обладают социальными гарантиями. Данные положения распространяются и на работников учреждений. Образовательные организации В качестве них выступают некоммерческие структуры. Общеобразовательные организации работают на основании лицензии. Обучение в них выступает основной целью создания. Учреждения, осуществляющие деятельность в сфере образования, представляют собой организации, которые также работают по лицензии. Реализуя основные задачи, они дополнительно проводят обучение. Образовательные организации создаются в формах, предусмотренных гражданским законодательством, регламентирующим работу некоммерческих структур. Частные учебные заведения Их работа также регулируется ФЗ №273.

В Законе такие учреждения определяются как организации, созданные в установленном нормами порядке, одним или несколькими гражданами либо их объединениями. Не могут формировать такие учебные заведения зарубежные религиозные общества. Право создавать организации, которые реализуют образовательные программы в области безопасности и обороны государства, принадлежит только РФ.


Внимание

Особенности наименования В названии учебного заведения могут присутствовать указания на специфику работы. Например, «общеобразовательная школа с математическим уклоном». В наименовании может присутствовать указание на интеграцию учебных планов разного типа.


Программа деятельности образовательной организации может предусматривать дополнительные задачи. Например, это может быть коррекция, содержание, реабилитация, психолого-педагогическое сопровождение, технологическая, научно-исследовательская и прочая работа.

Статья 23 типы образовательных организаций

Дошкольное воспитание Важно помнить о том, что рассчитывать на дошкольное образование, малыши могут не только в специализированных детских учреждениях, но и в семье. В п.6 указано, что в дошкольной образовательной организации уход, присмотр, дошкольное обучение, осуществляются от 2 месяцев до полного прекращения отношений (в случае достижения воспитанником 6-7 летнего возраста). Группы, создаваемые для реализации данной цели, могут быть оздоровительной, компенсирующей, общеразвивающей и комбинированной направленности.
Приказ Минобрнауки от 27 октября 2011 года был признан утратившим свою юридическую силу. Письмо от 8 августа 2013 года Минобрнауки содержало Рекомендации Департамента гос. политики относительно комплектования тех учреждений образования, которые занимаются реализацией основных общеобразовательных программ дошкольного воспитания и обучения.

Статья 23. типы образовательных организаций

Важно

В статье 23 Федерального Закона «Об образовании в РФ» указаны все типы образовательных организаций, их особенности, цели и задачи. Далее мы проанализируем данную статью и уточним ее детали. Критерии для деления учебных заведений на отдельные типы При подразделении всех учебных заведений на типы, учитываются общеобразовательные программы, выбранные для их деятельности.


Кроме того, деление осуществляется и с учетом вида программ. Это может быть:
  1. Основные образовательные программы.
  2. Программы дополнительного обучения.

Общеобразовательные программы подразумевают профессиональное и общее обучение. В Законе предусмотрено шесть различных типов образовательных организаций: четыре, предполагающих реализацию основных образовательных программ, и два вида, направленных на дополнительное развитие школьников.

Все предметы Педагогика Образовательная cистема России Виды образовательных учреждений 1.Виды образовательных учреждений 2.Вариативность образовательных программ Виды образовательных учреждений В законе «Об образовании в РФ» нет деления образовательных учреждений на виды. Согласно закону, все образовательные организации делятся по типам в зависимости от образовательных программ, которые они применяют в своей деятельности. В таблице представленной ниже приведено соответствие между типами образовательных учреждений и возможными видами организационной формы.


Вариативность образовательных программ Вариативность образования — это один из основных принципов и векторов развития современной системы образования в Российской Федерации.
Причем в письме шла речь о создании единых подходов к количеству детей, которые нуждаются в посещении дошкольных образовательных учреждений. Имелись в письме и рекомендации муниципальным органам власти о создании единого информационного ресурса «электронной очереди» в детские сады. Были определены и сроки предоставления информации о количестве заявлений (движения) на текущий учебный год.
Для постановки на учет в реестре, родители либо законные представители дошкольника заполняют в Интернете форму, представленную в свободном доступе, или же пользуются консультацией специалиста из УО муниципалитета. Также можно лично обратиться в уполномоченный орган с письменным заявлением о предоставлении места в детском дошкольном учреждении. Письмо содержало и рекомендации по поводу очередности поступления малышей в дошкольные учреждения.

Виды образовательных учреждений

В вузах, как правило, предусматривается бакалавриат и магистратура. Кроме этого, в таких учебных заведениях ведется научная работа. Общеобразовательная школа реализует учебные планы в начальных, средних и старших классах.

Учреждение принимает детей, окончивших ДОУ и подготавливает их в течение 10 лет к поступлению в вуз. Часть 2 ФЗ №273 определяет также организации, осуществляющие образовательную деятельность по дополнительным дисциплинам. При этом данная работа является основной их целью. В Законе определены образовательные организации основного и профессионального дополнительного обучения.

Они проводят педагогическую работу, не включенную в ООП. Комментарии к Закону В ст. 1 ч. 1 ФЗ №273 определяются субъекты, имеющий право вести обучение. Ими являются образовательные организации, а также индивидуальные предприниматели.

Образовательные организации. фз «об образовании в российской федерации»

Эти типы государственных и муниципальных учреждений определены в связи с переходом от сметного финансирования к обеспечению государственных (муниципальных) учреждений финансами лишь для выполнения государственного (муниципального) задания на оказание услуг (выполнение работ) в виде бюджетных субсидий. Различия в типах государственных и муниципальных учреждений заключаются в степени финансовой самостоятельности учреждения - доходы от приносящей доход деятельности полностью получает автономное учреждение, а казенное учреждение передает доходы от платных услуг и работ в бюджет своего учредителя. Действие законодательства Российской Федерации в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности.

Образовательные организации в россии

Аналогичные данные предоставляются и в отношении наемных преподавателей.По смыслу гражданского законодательства, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в области образования на платной основе, должны заключать соответствующие договоры. Они могут быть в простой письменной форме. Договор должен отражать основные условия предоставления услуг, обязанности и права, а также ответственность сторон. Кроме этого, в документе определяется срок, порядок и размер оплаты.

  • 20.06.2016