Собор святой софии архитектор. О роли красоты в истории. Собор Святой Софии и Голубая мечеть

Всего 83 фото

Собор Айя-София находится в Стамбуле - бывшем Константинополе - столице Римской империи (330-395 гг), Византийской, или Восточно-Римской империи (395-1204 гг и 1261-1453), Латинской империи (1204-1261 гг) и Османской империи (1453-1922 гг). Это одно из тех мест мировых культуры и религий которое обязательное следует посетить человеку кто ищет в мире красоту не только человеческую, мирскую но и божественную. Я поехал в Стамбул большей частью как раз из страстного желания увидеть это великолепное творение византийской архитектуры VI века. Айя-София всегда привлекала мое внимание и рассматривая фото других людей этого собора мое сердце всегда непроизвольно замирало и я в который раз понимал, что обязательно должен ее увидеть своими глазами, пишет vladimirdar . Такая возможность недавно появилась, когда мои друзья пригласили присоединиться к ним в поездке в Стамбул, что как раз и была посвящена изначально не праздному отдыху, а именно постижению исторического и культурного наследия византийской и мировой культуры.

Платформа представляет собой мощный элемент, который устанавливает расстояние и отменяет изображение интегрирующего пространства. Попытка связать Святую Софию или Церковь Святых Сергия и Вакха с Базикой Максенция, с Пантеоном или с Медицинской Минервой - серьезная ошибка, типичная для тех, кто ищет отцовство и отношения между зданиями в непосредственной форме. Сказать, что святая София является следствием наложения купола Пантеона на Базилику Максенция, несколько необычна, и, конечно, результат попытки наложить эти структуры не может быть воображаемым или квалифицированным и, конечно же, ничем не совместимым с духом и творчество авторов огромной византийской церкви.

Айя-София поразила воображение, захватила его, вошла в мою жизнь как ярчайший пример духовной красоты, мощи, силы и славы что только возможно воплотить в камне. Айя-София побуждала внимать ей, слушать ее, впитывать в ее образе музыку небесных сфер, видеть ее каждый день и в который раз лицезреть этот неповторимый светлый возвышенный образ. Айя-София изменила мой мир. Это тот самый редкий случай, когда архитектура сооружения не просто говорит с тобой, но и звучит в тебе как торжествующий гимн жизни, святости, света, строгого, но душевного тепла и безусловной любви.

Эти ссылки встречаются во многих текстах Истории архитектуры, потому что очень легко найти отношения, поскольку для этого существует множество моделей, когда анализируются только рисунки растений. Здания, созданные византийской зодчеством, могут найти только отношения между собой по трем основным параметрам: новой литургии, конструктивной традиции юга Эгейского моря и претензиям империалистической интеграции Юстиниана. В целом, Новой Церкви требовалось центральное пространство, окруженное двойным корпусом с трибуной.

Это центральное пространство было зарезервировано для духовенства, которое иногда сопровождалось полномочиями государства. Как наблюдатели, верующие были помещены вокруг, занимая трибуну, которая больше не является матроном; Теперь это заняты мужчинами и женщинами, мужчины получают доступ к одному из трибун, а женщины занимают другое. Некоторое время до того, как верхняя часть «матроны» была исключительным местом женщин.

Я посетил множество интересных достопримечательностей современного Стамбула, но Айя-София неуклонно побуждала рассказать именно о ней в первую очередь. Редкие ощущение воодушевления переполняют когда приступаешь к своему повествованию после обработки множества фото Айя-Софии и прикосновения к ее неповторимому торжественному образу. Обработка фото не только всколыхнула недавние удивительные чувства слияния с образом Айя-Софии воочию, но и инициировала желание показать моему читателю как можно больше того, что я увидел и принял в себе. Как следствие рассказ об Айя-Софии будет состоять из нескольких частей. В частности, впечатления о внутренних пространствах этого удивительного сооружения будут выражены во втором и третьем постах, в первом же мы попробуем охватить визуальный образ этого величественного Собора Святой Софии - я сделаю безнадежную попытку передать в этих фото все мои смятенные впечатления и чувства, что живут, бушуют в душе и рвутся в Мир)

Святые Серджио и Бако были первой церковью, которая была построена в Константинополе под подходами и желаниями, которые мы заявили. То есть, с помощью великих архитекторов, и реагируя на новые формы литургии. Остается только одна из его стен, рядом с церковью святых Серхио и Бако. Завод отвечает на раннюю типологию византийских церквей с двойным уклоном. Это квадрат, в который вставлен восьмиугольник, который занимает, в основном, большую часть поверхности растения. Этот центральный и восьмиугольный корпус достигает всей высоты здания, обеспечивая пространство без вертикального разрыва.


На месте собора Айя-София в Стамбуле ранее находилось несколько культовых сооружений. Вначале там была Мегале Экклесиа («большая церковь»), а собор Святой Софии (Святой Мудрости) появился лишь в VI веке.
02.


Первый храм был построен на месте рыночной площади Августеон в 324-337 гг. У Сократа Схоластика строительство первого храма, называемого Софией, относится к правлению императора Констанция II.
03.

Чтобы покрыть этот центральный корпус, образуется большое восьмистороннее скалообразное хранилище, состоящее из угла восьмиугольной обители, который формально, более чем механически, разделен на шестнадцать галлонов. Вне восьмиугольника создается амбулатория, которая поддерживает трибуну и что обе обеспечивают непрерывность, достаточные атрибуты для описания их как двойного шлема.

На южной стороне клиники, в галерее или наверху, странно и, возможно, чтобы избежать трудности, которая вводит конструкцию пушки, крыша решена тремя небольшими сводами краев. Но таким образом, разделив по трем длине раздутого резервуара горизонтального ключа и заменив его вышеупомянутыми перекрестными сводами разных супероружий, благодаря мастерству строителей было спасено одна из небольших проблем, которые создала эта конструкция. здание, которое можно считать наихудшим пересмотренным из замечательных зданий.

По мнению Н.П. Кондакова, Констанций лишь расширил постройку Константина. Сократ Схоластик также сообщает точную дату освящения храма: «по возведении Евдоксия на епископский престол столицы, освящена была великая церковь, известная под именем Софии, что случилось в десятое консульство Констанция и третье кесаря Юлиана, в пятнадцатый день месяца февраля». С 360 по 380 год Софийский собор находился в руках ариан. Император Феодосий I в 380 году передал собор никенианам и 27 ноября лично ввёл в собор Григория Богослова, вскоре избранного новым константинопольским архиепископом.
04.

На этой же стороне площади внешняя стена дублируется, создавая маленькие часовенки или ниши. В наружном шлеме церкви, углах площади, были очабан с помощью четырех ниш, что с учетом неровностей растения, каждый из которых имеет разный размер. На верхнем этаже этого входного корпуса покрытие решается пятью угловыми сводами, двумя квадратными крайностями и тремя, которые покрывают центральную часть, меньшую и прямоугольную. Сегодня у церкви есть атриум на его восточной стороне, который был добавлен под ним.

Османский период. Церковь Святых Сергия и Вакха, это, должно быть, концептуальный и функционально совершенный проект, но очень плохо построенный. Легко догадаться, что вся конструкция должна была быть наполнена импровизациями. Все проблемы строительства, которые, должно быть, были многочисленны, в основном, когда речь идет о строительстве главных арков трибуны и палубы каконов, являются следствием катастрофического переосмысления завода. Поэтому стоит упомянуть о кропотливом и достойном строительстве склона галлонады, которое должно было начаться с неровностей восьмиугольного завода.

Собор имел деревянную крышу и форму базилики. Этот храм сгорел во время народного восстания в 404 году. Построенная вновь церковь была уничтожена пожаром уже в 415 года.


Император Феодосий II повелел выстроить на этом же месте новую базилику, что и было выполнено в том же году.

Эта базилика состояла из пяти нефов и также была покрыта деревянной крышей. 13 января 532 года в результате восстания Ника которое произошло во времена императора Юстиниана (527-565 гг) здание Базилики Феодосия сгорело.

Была сделана попытка обосновать искажение, ссылаясь на трудности, которые должны были быть размещены на участке, на котором должно было быть построено строительство. Очевидно, что это не более чем благосклонность, которую хочется сделать для зданий такого благородства, когда они очарованы своим великолепием, мы приближаемся к ним, чтобы описать их. Но, оставляя в стороне такие преимущества, которые никто не может поставить под сомнение и признать в достаточной мере аргументами, объясняющими выбросы внешнего квадрата, нам не хватает причин, оправдывающих поворот восьмиугольника, который представляет собой самые большие проблемы.

«Люди были недовольны высокими налогами, введенными Юстинианом, и хотели сбросить его с престола», - говорит историк Лондонского университета Кэролайн Гудсон (Caroline Goodson) в документальном фильме на канале National Geographic.

05.


Руины Базилики Феодосия были обнаружены лишь в 1936 году во время раскопок на территории собора Айя-София.
06.



07.



08.


Этот восьмиугольник, который хочет быть регулярным, но что каждая сторона отличается от своей противоположности и, конечно же, ее сопредельной, не удерживает ни одной из ее сторон, параллельной сторонам квадрата. Как мы уже отмечали ранее, восьмиугольник поворачивается относительно квадратного пола, так что четыре секции амбулатории и трибуны в конечном итоге сходятся. Даже полуплоскости, которые примыкают к выступу или главному экзедрам во главе квадрата, выровнены. Все эти недостатки совпадений между осями квадрата и восьмиугольника требуют исправлений от самого входа, потому что в клинике доступа арки странно раздуты и, следовательно, пять дверей, которые уходят от ниртекса на входную трибуну, они вынуждены иметь разные размеры.

Константиновский и Феодосиевский храмы были большими пятинефными базиликами. Скудное представление о них дают только археологические находки, которые позволяют судить только об их внушительных размерах и богатом мраморном убранстве. Также, основываясь на её древних описаниях, делают вывод, что над боковыми нефами располагались двухъярусные галереи, подобные построенной одновременно с ней базилики Святой Ирины.

Мы не хотим оставлять без аргументов утверждение, которое мы сделали, в отношении беспорядочного строительства, которое окружало эту церковь. Двенадцать или шестнадцать курсов кирпичей разделяли двойные курсы небольших каменных столбов. Тем не менее, не все стены были вырезаны с таким хорошим качеством, один на юг и тот, который закрывает северную сторону, часть из них, имеют подоконник небольших метел, которые можно назвать беспорядочными, учитывая большие и различные толщины строительных смесей.

Отверстия были разрезаны с двойными резьбовыми арками, великолепно развитыми, но также в суставах есть обильный раствор. Некоторые из промежутков, которые сопровождают здание, переплетаются, в этих случаях две нити из кирпича образуют разгрузочную дугу, очень распространенную, расположенную над перемычкой, так что благодаря ее отделению от отверстия больше, чем арка тщетного разряда, представляет собой важное укрепление завода.

Базилика Юстиниана (Айя-София)

Спустя сорок дней после пожара император Юстиниан I повелел на его месте построить новую церковь того же имени, которая должна была стать по его замыслу украшением столицы и служить выражением величия империи.
09.

Юстиниан I. Мозаика церкви Сан-Витале в Равенне.

Структурно это покрытие большого восьмиугольника с помощью хранилища, которое опирается на огромные арки большой глубины или ширины интрадуса. Эти арки слегка акрапанеладо, имеют разную высоту и разгружаются в восьми толстых треугольных столбах. Вышеупомянутые арковые своды экзедров упомянутых углов являются плоскими и имеют ту же глубину интрадуса, что и основные арки. Эти колонны выходят прямо на архитрав, который образует великий фриз, и в нем вы можете увидеть тонкую надпись, посвященную Юстиниану и Феодоре, и растительное украшение ясного персидского корня.

Для возведения грандиозного храма Юстиниан выкупил у частных владельцев ближайшие участки земли и велел снести находившиеся на них постройки. Для руководства работами Юстиниан пригласил лучших архитекторов того времени: Исидора Милетского и Анфимия Тралльского, которые ранее зарекомендовали себя возведением церкви Святых Сергия и Вакха. Под их руководством трудилось ежедневно по 10 000 рабочих.

Две колонны в каждом из изогнутых перемычек разгружают эти архитравы, разделяющие их свет, в трех пролетах небольших огней. Этот первый шлем или центральный корпус соединен с внешней стеной с помощью хранилищ каньона, которые покрывают амбулаторные. В этих цеонах показаны режимы дуг, которые в этом случае действуют как косаилы.

Как мы уже говорили, и из-за неравномерности установки, сток прерывается в некоторых точках путем введения перекрестных сводов. Однако истинный счетчик тяг центрального хранилища обеспечивается набором, который включает двойной корпус. То есть, восьмиугольник завернут в квадрат, который поднимается до начала купола или «галлонада-свода», чтобы лучше противостоять его толчкам.

10.


На постройку собора был употреблён лучший строительный материал. Мрамор привозили из Проконниса, Нумидии, Кариста и Иераполя. Также в Константинополь по императорскому циркуляру свозились архитектурные элементы древних построек (например, из Рима были доставлены восемь порфировых колонн, взятых из храма Солнца, а из Эфеса восемь колонн из зеленого мрамора).
11.


Стены и колонны восьмиугольника простираются выше указанного начала до высоты сводов хранилища, проявляясь над крышей. Поэтому внешний вид купола показан как очень лживый. Усилия, поглощенные столбами и арками восьмиугольника, переводят его горизонтальную составляющую на стены внешнего квадрата с помощью описанных нами элементов, то есть из хранилищ каньонных бассейнов, которые составляют плиту трибуны и горизонтальной части крышки.

Покрытие большого центрального пространства составлено, как мы только что описали, сводчатым сводом или монастырским углом, сильного полета и в котором восемь треугольников изогнуты, образуя входящие края. В любом случае края скрыты или убиты, чтобы указать шестнадцать плоских или почти плоских галлонов, в которых кривизна известна только в слепых галлонах. Шестнадцать псевдогаллонов распределены так, что на каждой стороне восьмиугольника центрируется галлон, по оси или ключу дуги, и в нем открывается пустота с дугой.

Кроме мраморных украшений Юстиниан, с целью придать возводимому им храму небывалый блеск и роскошь, использовал на его украшение золото, серебро, слоновую кость. Для строительства потребовалось три годовых бюджета самого богатого в мире на тот момент государства. При строительстве собора Святой Софии, архитекторы использовали мрамор, камень и специальные легкие, но прочные, кирпичи, изготовленные из почвы острова Родос.
12.


По обе стороны от каждого центрального галлона, два полугнутых или угловых галлонов, заполняют каждую сторону восьмиугольника. Изогнутая форма этих галлонов делает появление ламп или подвесок ненужными. Этот тип хранилища использует всю непрерывную поддержку и обеспечивает хорошее распределение тяг. Однако в этом случае полет изогнутых плоскостей действительно растягивается и дерзновен, хотя украшение, которое окружает промежутки и уплотнения галлонов, заставляет его казаться неуклюжим или неуклюжим.

Многоугольная или главная экзедра покрыта довольно нерегулярным сводом четвертой сферы. Нынешнему барочному украшению церкви не очень повезло, но сплошной фриз является оригинальным, и, как мы уже говорили, здесь представлены надписи, в которых упоминаются Юстиниан и Теодора в очень деликатном антиклассическом оформлении.

Именно из-за сверхъестественной роскоши собора Святой Софии, в народе появились много легенд, в том числе и об участии небесных покровителей в строительстве храма. По одной из легенд, император Юстиниан I во время торжественного открытия и освящения храма константинопольским патриархом Мина 27 декабря 537 года, произнес следующие слова: «Соломон, я превзошел тебя!» имея в виду легендарный Иерусалимский Храм.
13.


Затем была создана известная экскаркадо или федерация итало-византийских колоний, став Рвена как ее столицей. В течение этого периода, который продолжался до 754 года, этот город приобрел значение и великолепие, превосходящее значение любого другого города Империи, за исключением Константинополя. Сан-Витал должен был начать строительство в конце 526 года, и он не был закончен и освящен Императором до 547 года, времени епископа Максимиано. К этой дате в Рвена уже были построены Баптистерий Православных, Мавзолей Гала-Плацидии и даже церкви Сан-Аполинар-Нуэво и Сан-Аполинар в Классе, которые мы изучали в предыдущих главах.

Главный соборный храм был заложен в 532 году (23 февраля), а через пять лет, 27 декабря 537 года, там прошло первое богослужение. Айя-София стала впоследствии местом, где короновались императоры Священной Римской империи.
14.



15.


Софиевский собор Стамбула - одно из архитектурных чудес Турции и всего мира. Это здание занимает важное место среди произведений искусств, когда-либо существовавших на нашей планете, до появления собора Святого Петра в Риме оно считалось самым большим культовым сооружением.
16.


Святая София веками привлекала к себе внимание, там не только молились, ею восхищались, ее рисовали. Среди самых популярных художников, которые пытались изобразить ее на холсте - Джон Сингер Сарджент. Ему принадлежит одноименная картина «Айя София».

По легендам план строительства храма Юстиниану поведал ангел. Они также гласят что, когда между императором и архитекторами возник спор о том, сколько окон должно быть под куполом, ангел "рекомендовал" соорудить три в честь святой Троицы.

Премудрость Божия

Кстати вопреки принятому вольному представлению Собор Святой Софии, именуемый по-турецки Aya Sofya (Айа София), назван так не в честь святой Софии, а по Премудрости Божьей (sofia - по-гречески мудрость). Интерпретация Софии как посредника между Богом и миром в христианстве восходит к гностику Валентину. Некоторые представители христианской философии и богословия рассматривали Софию как личность. Ориген описывает её как хотя и «бестелесное бытие многообразных мыслей, объемлющее логосы мирового целого», но в то же время как «одушевлённое и как бы живое». В раннем христианстве представление о Софии сближалось с ликом Христа-Логоса (апостол Павел (1Кор. 1:24) определяет Иисуса как «Божию силу и Божию премудрость»), а затем и с третьей ипостасью Троицы - Духом Святым (понятие женского рода в семитических языках и близкое Софии в аспектах игры, веселья, праздничности).
17.


В латинской христианской литературе термин «Софии» вытесняется почти синонимическим обозначением мистически понятой «Церкви», и поэтому собственно «софиологии» католическая традиция почти не знает. Иначе в Византии, где большое значение получило развитие образа Софии как символа теократического принципа, и на Руси, куда христианство пришло под знаком Софии (митрополит Илларион описывает крещение Руси как приход «Премудрости Божией», то есть Софии; Софии были посвящены построенные в XI в. три главные православные церкви в княжествах Восточной Европы - в Киеве, Новгороде и Полоцке).

На русской почве к XV-XVI вв. складывается богатая иконография Софии. София имеет облик Ангела; её лик и руки - огненного цвета, за спиной - два крыла. Она одета в царское облачение (далматик, бармы), на голове - золотой венец. Ей предстоят (как Христу в иконографии «деисуса») молящиеся Дева Мария и Иоанн Креститель; над её головой виден по пояс благословляющий Христос (т.о. , не тождественный Софии, но являющий Собой её «главу» , примерно так, как Он же есть, по новозаветному учению, «Глава» Церкви). Личный облик Софии как в византийско-русской, так и в католической традиции постепенно сближается с образом Девы Марии как просветлённой твари, в которой становится «софийным», облагораживается весь космос. В христианской агиографической традиции имя «Софии» носит также мученица, казнённая в Риме во II в. вместе со своими дочерьми Верой, Надеждой и Любовью (имена символичны - «Мудрость» как мать трёх «теологических добродетелей»)


История Софийского собора

Уже с момента постройки за церковью закрепилось название «великая». Для совершения богослужений в соборе имелась многочисленная драгоценная утварь. Для изготовления драгоценного престола собора, по сообщению Дорофея Монемвасийского, были использованы «злато, серебро, медь, электр, железо, стекло, камени честные многие, яхонты, смарагды, бисер, касидер, магнит, он(икс)ий, алмазы и иная до семидесят двух различных вещей». На нём император поместил надпись «Твоя от Твоих приносим Тебе Твои, Христе, рабы Юстиниан и Феодора».
18.


19.



20.

Штат церковно и священнослужителей собора при Юстиниане был рассчитан на 525 человек: 60 священников, 100 диаконов, 40 диаконис, 90 иподиаконов, 110 чтецов, 25 певчих и 100 привратников. При императоре Ираклии он доходил до 600 человек. Согласно 43-й новелле Юстиниана от каждой торгово-ремесленной корпорации выделялось определенное количество мастерских (эргастириев), доходы от которых шли на нужды храма Святой Софии.
21.




22.



23.



24.



25.

26.



27.

28.



29.

30.

Вход в Айя-Софию с запада
31.



32.


Через несколько лет после окончания строительства землетрясение разрушило часть собора: пала Восточная часть Святой Софии, что под святым алтарем, и разрушила киворий (то есть сень) и святую трапезу и амвон.
33.


И признавались механики (архитекторы), что так как они, избегая издержек, не устроили поддержки снизу, но оставили пролеты между столбами, поддерживавшими купол, посему столбы и не выдержали. Видя это, благочестивейший царь воздвиг другие столбы для поддержки купола; и таким образом устроен был купол, поднимаясь в высоту более, чем на 20 пядей сравнительно с прежним зданием.
Хронография Феофана, год 6051 / 551.
34.


Контрфорсы с восточной стороны собора
35.

36.

37.

38.



39.

40.

41.



42.



43.



44.



45.


Собор также пострадал от землетрясения 989 года, особенно сильным разрушениям подвергся его купол. Здание подперли контрфорсами, от которых оно утратило свой прежний вид. Обвалившийся купол перестроил армянский архитектор Трдат, автор Анийского собора, причём архитектор сделал купол даже более возвышенным.
46.



47.

16 июля 1054 года в Софийском соборе во время богослужения легатом папы римского кардиналом Гумбертом константинопольскому патриарху Михаилу Керулларию была вручена отлучительная грамота. В ответ на это 20 июля патриарх предал анафеме папских легатов. Это событие стало началом разделения церквей на Православную и Католическую.
48.

49.


В 1204 году средневековый мир потрясло взятие Константинополя крестоносцами. Армия западных феодалов отправилась на восток, желая отбить у мусульман Иерусалим, а в итоге захватила столицу христианской Византийской империи. Рыцари с небывалой жадностью и жестокостью разграбили богатейший город и практически уничтожили прежнюю греческую державу... Причины и история захвата Константинополя несомненно достойны отдельного рассказа…
50.



Ворота минарета

После восстановления власти византийских императоров (1261 г.), полуразрушенная Айя-София была вновь отреставрирована. При императоре Андронике II (1282-1328 гг) в восточной части собора были возведены опорные стены.

Падение Константинополя

В ночь с 28 на 29 мая 1453 года в соборе Святой Софии состоялось последнее в его истории христианское богослужение. 29 мая 1453 года храм был захвачен турками. По описанию историка Дуки они разломали запертые ворота храма и вооружённые мечами ворвались внутрь, грабя драгоценное убранство.
51.


52.



Находившиеся в храме молящиеся были убиты и по сохранившемуся преданию их кровь достигла уровня, обозначенного на одной из колонн красной полосой. Греки сохранили также предание, что в тот момент, когда турки ворвались в собор, в нём шла Божественная литургия и священник со Святыми дарами уже входил на амвон. Тогда, чтобы сохранить Святые дары, часть алтарной стены разверзлась и укрыла священника, который будет пребывать в ней, пока храм не вернут православным; тогда он выйдет и завершит прерванное богослужение.
53.


Из-за этой переделки в Ая-Софии, как и в других бывших византийских храмах, молящиеся мусульмане вынуждены располагаться под углом относительно основного объёма здания. Большинство фресок и мозаик остались невредимыми, как полагают некоторые исследователи, именно благодаря тому, что в течение нескольких веков были замазаны штукатуркой.
54.


Одна из самых значимых реликвий христианства - плащаница Христа хранившаяся в соборе (Туринская плащаница) была вывезена Европу.

30 мая 1453 года султан Мехмед II, завоевавший Константинополь, вступил в собор Святой Софии, который был обращён в мечеть. К собору пристроили четыре минарета, и собор превратился в мечеть Ая-Софья. Поскольку собор был ориентирован по христианской традиции — алтарь на восток, мусульманам пришлось переиначить его, поместив михраб в юго-восточный угол собора (направление на Мекку).

55.


Во второй половине XVI века при султанах Селиме II и Мураде III к зданию собора были пристроены тяжелые и грубые контрфорсы, существенно изменившие внешний вид здания.
56.


До середины XIX века никаких реставрационных работ в храме не производилось. В 1847 году султан Абдул-Меджид I поручил архитекторам Гаспару и Джузеппе Фоссати провести реставрацию Ая-Софии, которой угрожала опасность обрушения. Реставрационные работы продолжались два года.
57.


В 1935 году, согласно декрету Ататюрка, Ая-Софья стала музеем, а с фресок и мозаик были счищены скрывавшие их слои штукатурки. В 2006 году в музейном комплексе было выделено небольшое помещение для проведения мусульманских религиозных обрядов сотрудниками музея.

Внешний вид собора и архитектура

Вместе с апсидой длина здания составляет 100 м, а ширина - 69,5 м. Такие размеры позволяют называть Айя Софию самой большой церковью, построенной на востоке Римской империи. Ее купол имеет высоту 55,60 м от уровня земли и радиус - 31,87 м (в направлении с севера на юг) и 30,86 м (в восточном направлении).
58.


По типу архитектуры - это классическая прямоугольная базилика. Основные части Айя София - это три нефа, один апги и два нартекса, внутренний и внешний. Ее главный неф и трансепт, пересекаясь, образуют крест. Другими словами, центральный неф собора состоит из четырех колонн, на которых держатся арки. С помощью этих арок стоит сравнительно плоский купол. Под куполом с разных сторон пристроено еще две ниши, каждая из которых разделена на три части.


ноябрь 2012


Когда турки-османы завоевали Константинополь в 1453 году, то, что они увидели перед своими глазами, очаровало их. В их руках находился крупнейший собор мира, собор Святой Софии. Построенный в VI веке императором Юстинианом храм Божьей Мудрости, побывав христианским собором и мечетью, а позже став музеем, повлиял на ход развития мировой архитектуры, создал шаблон для турецких мечетей и сформировал облик современного Стамбула, невзирая на землетрясения, революции и войны.


Задолго до поездки в Стамбул, ещё в годы моего юношества, я увлекался историей древнего Киева, в особенности архитектурой времён Киевской Руси. Я читал книги и разбирал чертежи церквей, сравнивал оформление и по кладке определял возраст храма. Тогда же во мне зародилась особенная любовь к Софийскому собору в Киеве. На то время это был крупнейший собор на Руси. Название, Святая София Киевская, по аналогии с Ая София, указывает на амбиции киевских князей соревноваться в демонстрации богатства с византийским императором. Две главные улицы града Ярослава в Киеве были построены по древнеримской схеме, заимствованной из Константинополя. На их пересечении возвышался самый главный собор государства, 13-главый собор Божьей Мудрости Софии. Великий Князь проводил все возможные архитектурные параллели между своей столицей и Царьградом, Константинополем.


// kucheryavchik.livejournal.com


В ансамбля собора Святой Софии в Стамбуле доминируют четыре минарета. Они были пристроены после превращения собора в мечеть в XV веке. Я много десятков раз бывал внутри Софийского собора и знал наизусть каждую мозаику. Когда-то, от любопытства и избытка свободного времени, я даже водил по собору нелегальные экскурсии. (Это вскоре заметили сотрудники музея и попросили меня больше там не появляться.) Раз киевская София была построена под влиянием константинопольской Софии византийскими мастерами, то последняя должна быть похожей на первую, только в разы больше. Так думал я перед тем, как побывал в Стамбуле. Как же я заблуждался!

Ая София совершенно, абсолютно, совсем, никак не похожа на Софийский собор в Киеве. Между двумя невозможно провести стилистическую параллель. Киевская София на 500 лет моложе стамбульской (ей "всего " 1000 лет), она заканчивается 12 малыми главами и одним высоким отдельно стоящим куполом, по размерам она в разы меньше, древняя кирпичная кладка была обнажена и здание не сдавливали наружные контрфорсы. А, самое главное - центральный купол удерживали толстые несущие опоры.


// kucheryavchik.livejournal.com


Вид на главный неф собора Святой Софии с хоров.

В Ая София всё иначе. Само по себе помещение настолько огромно, что колонны, какими бы толстыми они ни были, кажутся стройными. Благодаря огромному числу мелких окошек на всех четырёх стенах и подкупольном барабане, здание наполнено светом. Высокие и широкие окна, в отличие от древнерусских храмов, застеклены, поэтому с улицы в помещение попадает много света. На Руси стекло не использовалось, вместо него узкие оконные проёмы закрывали ставнями с узкими вставками из полупрозрачных материалов.

// kucheryavchik.livejournal.com


Стены в Ая Софии частично выложены золотой мозаикой. Нужно помнить, что после завоевания Константинополя турками-османами собор был превращён в мечеть и все изображения святых были либо уничтожены, либо замазаны штукатуркой. Часть изначальных мозаик удалось восстановить в рамках реконструкций XIX и XX веков, но многое было потеряно окончательно. Был ли весь храм изначально покрыт мозаиками, мне неизвестно. Знаю только, что потолки на хорах второго яруса ещё недавно были покрыты мозаиками, которые погибли от землетрясения 1894 года.

// kucheryavchik.livejournal.com


// kucheryavchik.livejournal.com


Массивные колонны кажутся совсем тонкими за счёт масштаба всего здания. Белый мраморный пол зрительно увеличивает пространство собора. Боковые нефы небольшие и, в отличие от древнерусских соборов, тоже наполнены светом. От главного нефа они отделены группами мраморных колонн. На втором ярусе, на южных хорах находится один из самых узнаваемых православных образов - мозаика Деисус. Она была выполнена в 1261 году после возвращения собора от католической к православной церкви. Большая часть мозаики была утеряна, но даже на остающемся фрагменте видно, как далеко ушла византийская иконопись XIII века от тех плоских безэмоциональных изображений святых к объёмной передаче складок ткани, тени и морщин, первый шаг к эпохе Возрождения в искусстве. На Руси тоже наблюдалась эта тенденция, хотя со строительства Михайловского Златоверхого собора в Киеве в XII веке мозаика окончательно перестала использоваться в оформлении храмов.

// kucheryavchik.livejournal.com


// kucheryavchik.livejournal.com


Софийский собор знаменит не только куполом, но и мозаиками. Слева: над императорскими вратами виднеется мозаика императора Льва VI, преклоняющим колено перед Иисусом. Справа: Деисус. Над императорскими вратами, главным входом в собор, расположена мозаика, на которой император Лев VI Мудрый преклоняется перед Иисусом, восседающем на троне. Над боковым выходом из собора сохранилась ещё одна удивительная мозаика. На ней изображены император Константин, основатель города, и император Юстиниан, создатель современного собора.

// kucheryavchik.livejournal.com


Императоры Константин и Юстиниан над юго-западными вратами. В остальном, в соборе Ая София прослеживается та же мозаичная программа, что и в Киевской Софии. В апсиде над бывшим алтарём изображена Богоматерь "Оранта ", на парусах под барабаном частично сохранились изображения четырёх евангелистов. Внутренняя сторона купола исписана арабской вязью, а в самом центре купола написано что-то из Корана. Возможно, раньше на этом месте была фреска Иисуса Пантократора, искупающего грехи. Этот сюжет часто встречается на куполах в византийских храмах.


// kucheryavchik.livejournal.com


Под таким углом можно разглядеть оформление стен и купола. Купол Ая София поистине завораживает. Снаружи конструкция храма кажется грузной. При взгляде на Святую Софию снаружи вообще трудно назвать здание "красивым ". Современное европейское представление о красоте предполагает симметрию, в некой степени утончённость, продуманность каждой детали. Здание Софии, напротив - грузное, тяжёлое, массивное. Две пары контрфорсов, поддерживающих купол, сильно выделяются вперёд, выполнены грубо и, кажется, заслоняют само здание.


// kucheryavchik.livejournal.com


Купол собора Святой Софии с XV века венчает полумесяц. Но именно эта массивная конструкция, в которой функциональному уделена первостепенная роль, позволяет удерживать купол огромного диаметра, создавая в интерьере ощущение необычайной лёгкости. Вправду, я не нахожу слов, которыми я мог бы описать первое чувство, которое возникает, как только входишь в главный зал собора. Это говорили и писали сотни тысяч людей до меня: кажется, будто купол парит в воздухе.


// kucheryavchik.livejournal.com


Вид на Ая Софию с площади на месте римского ипподрома. Единственный уголок травы в Стамбуле. Когда Константинополь пал, главный собор города стал его главной мечетью. К зданию были пристроены четыре минарета, по одному на каждом углу здания. Вся христианская символика была спрятана, мозаики заштукатурены. Вместо алтаря появился миграб, указывающий путь к Мекке. У входа в собор появились две алебастровые урны из Пергамона.

// kucheryavchik.livejournal.com


Миграб вместо алтаря. То ли европеизация Османской империи, то ли какое-то другое внутреннее событие подтолкнуло султана провести в XIX веке первую реставрацию собора. Тогда же были вскрыты часть мозаик. Недостававшие детали дорисовывались. К новым для османской империи работам были привлечены два брата-реставратора из Швейцарии Гаспаре и Джузеппе Фоссати. Найденные ими под слоем штукатурки мозаики были тщательно задокументированы, но сразу после обнаружения снова закрашены, как того требовали правила ислама.


// kucheryavchik.livejournal.com


Святая София доминирует в панораме Стамбула вот уже 1500 лет. Какое грандиозное впечатление должен был производить собор в Средние века, когда сюда приплывали корабли со всей Европы и Ближнего Востока! С приходом Ататюрка к власти в Турции мечеть Ая София была закрыта и превращена в музей. 15 лет в ней проводились научные и реставрационные работы. В 1935 году музей был открыт. Общественность впервые с 1453 года могла увидеть Святую Софию не в исламском оформлении, но и не в христианском. Часть исламского декора осталась. В частности, на стенах остались висеть медальоны с цитатами из Корана.

Святая София - очень уязвимый памятник архитектуры. Много раз здание страдало от землетрясений, от недостаточного ухода медная крыша дала трещины, возрастание уровня подземных вод привело к росту влажности внутри собора, что плохо сказывается на сохранности мозаик.


// kucheryavchik.livejournal.com


Вид на Ая Софию с азиатского берега Босфора. На фото видно, как близко к воде стоит древний собор. После захвата Константинополя и переименования его в Стамбул почти все церкви были превращены в мечети. Но одного превращения Ая Софии султану показалось недостаточным. Живя в непосредственной близости от собора, султан регулярно смотрел на его размеры, замечательный купол, необычную форму и думал о том, чтобы оставить после себя такой же след. По приказу султана Ахмеда I в конце ипподрома, то есть в 500 метрах к югу от Ая София скоро возник памятник турецкой архитектуре, Голубая мечеть. Её форма, расположение и, главное - купол, были заимствованы из стоящей напротив Софии.


// kucheryavchik.livejournal.com


Вид на Голубую мечеть с того же азиатского берега Босфора, что и на фото вверху. Если султан хотел построить что-то, более великое чем Ая София, ему это вряд ли удалось. Но он создал образец нового искусства, пример того, как инородные традиции, исламское вероисповедание впитали в себя христианское церковное зодчество, науку об архитектуре и тысячелетние инженерные наработки. Новая мечеть стала вторым самым узнаваемым зданием Стамбула и заложила камень в основу оформления всех последующих турецких мечетей.


// kucheryavchik.livejournal.com


Вид на чеметь Султана Ахмеда со стороны площади на месте бывшего ипподрома. В ста метрах за спиной находится Ая София. Главным архитектором Голубой Мечети стал ученик архитектора Синана, Мехмет Аа. Уроженец албанского города Эльбасан, он попал в Стамбул как янычар. После окончания шестилетнего курса обучения он переквалифицировался как инкрустатор дерева, а спустя много лет стал заместителем архитектора Синана, главного архитектора султана и самого знаменитого турецкого зодчего. Ему султан Ахмед I поручил строительство новой мечети.

// kucheryavchik.livejournal.com


// kucheryavchik.livejournal.com


Коты в Стамбуле встречаются повсюду. Слева: немая беседа двух котов на ступенях Голубой Мечети. Справа: кот спрятался в тени могилы Султана Махмуда. Перед началом работ над мечетью Султана Ахмета Мехмет Аа детально изучил Ая София, чтобы выяснить, что позволяет удерживать зданию купол столь большого диаметра. Он также понял, что для создания ощущения воздушности здание необходимо наполнить светом, а в подкупольном барабане прорубить окна. Для того, чтобы здание не казалось излишне громоздким, несмотря на свои размеры, Мехмет Аа выбрал ту же композицию, как и у Святой Софии. Все эти идеи архитектор черпал у собора, которому на тот момент исполнилось 900 лет.


// kucheryavchik.livejournal.com


Вид на Голубую мечеть из внутреннего дворика. В центре расположен ритуальный фонтан. Главный вход в мечеть скрыт от улицы квадратным двором с галереей по периметру, свойственному всем мечетям. В центре этого двора расположен фонтан для омовения, шадирван. Перед входом в мечеть мусульмане омывают руки по локоть, шею, уши, лицо и ноги, чтобы молиться с чистым телом и чистой душой.


// kucheryavchik.livejournal.com


Название "голубой " мечеть получила из-за оформления интерьера голубыми изразцовыми кафельными плитами. В подобном стиле выполнены частные покои султана во дворце Топкапи. Уникальной особенностью Голубой Мечети является наличие сразу шести минаретов. Существует легенда, согласно которой архитектор Синан ошибочно истолковал приказ султана построить минареты из золота (алтын) и построил взамен шесть минаретов (алты). Это противоречило традиции о том, что шесть минаретов может иметь лишь мечеть в Мекке. Чтобы избежать скандала, султан подарил меккской мечети ещё один минарет, ловко решив международный казус.


// kucheryavchik.livejournal.com



// kucheryavchik.livejournal.com


Голубая мечеть, в отличие от Ая Софии, является действующим храмом. При входе нужно снимать обувь. В туристический час пик в мечети сильно пахнет уставшими ногами. Заходить за ограждение нельзя, чтобы не мешать молящимся. Лучше всего в Голубую мечеть приходить под вечер, когда поток туристов ослабевает.

Строительство мечети по образу и подобию Ая Софии повлияло на поколения архитекторов от до Кавказа. Во всей Османской империи мечети строились по одному и тому же принципу: центральный купол над главным нефом, нартекс со стороны входа и галерея с наружной стороны. Таким образом, можно сказать, что Святая София, ставшая прообразом Голубой Мечети, изменила ход развития исламской архитектуры и стала образцом для подражания для турецких мечетей.

Ая София была построена в 537 году после разрушения предыдущего собора в восстании Ника. Император Юстиниан готовился отречься от престола и сбежать из столицы. Если бы не настойчивое вмешательство его жены, мы не получили бы кодекс Юстиниана и Ая Софию. Юриспруденция и архитектура восточной, юго-восточной Европы и Малой Азии развивалась бы, возможно, по другому пути. Своим намерением сохранить корону император Юстиниан воздвиг себе памятник на бумаге и памятник из камня - два долговечных и совершенно незаменимых памятника в человеческой истории. Благодаря амбициям султана Ахмеда I Стамбул приобрёл ещё одно архитектурное сокровище спустя 1000 лет после этого и продолжил традицию византийского зодчества в новой ипостаси.

kucheryavchik
27/11/2012 14:45



Мнение туристов может не совпадать с мнением редакции.