Собор святой софии в. О роли красоты в истории. Собор Святой Софии и Голубая мечеть


ноябрь 2012


Когда турки-османы завоевали Константинополь в 1453 году, то, что они увидели перед своими глазами, очаровало их. В их руках находился крупнейший собор мира, собор Святой Софии. Построенный в VI веке императором Юстинианом храм Божьей Мудрости, побывав христианским собором и мечетью, а позже став музеем, повлиял на ход развития мировой архитектуры, создал шаблон для турецких мечетей и сформировал облик современного Стамбула, невзирая на землетрясения, революции и войны.

Космическое решение Собора Святой Софии в Киеве было пирамидальным: большой центральный купол, окруженный двенадцатью меньшими. К основной структуре с трех сторон присоединились две открытые галереи - внутренняя одноэтажная галерея и внешняя двухэтажная галерея. Лофт в необычно большой площади, поэтому многие исследователи считают, что здесь был главный «офис» митрополита Киева - приемная, библиотека, офис, казначейство. Кроме того, в хоре во время поклонения был принц со свитой. Они попали сюда по винтовой лестнице, которая была в двух башнях, построенных в западной галерее.


Задолго до поездки в Стамбул, ещё в годы моего юношества, я увлекался историей древнего Киева, в особенности архитектурой времён Киевской Руси. Я читал книги и разбирал чертежи церквей, сравнивал оформление и по кладке определял возраст храма. Тогда же во мне зародилась особенная любовь к Софийскому собору в Киеве. На то время это был крупнейший собор на Руси. Название, Святая София Киевская, по аналогии с Ая София, указывает на амбиции киевских князей соревноваться в демонстрации богатства с византийским императором. Две главные улицы града Ярослава в Киеве были построены по древнеримской схеме, заимствованной из Константинополя. На их пересечении возвышался самый главный собор государства, 13-главый собор Божьей Мудрости Софии. Великий Князь проводил все возможные архитектурные параллели между своей столицей и Царьградом, Константинополем.

Дизайн находится в гармонии с архитектурой. Центральный купол главного алтаря были украшены мозаикой, а другие части церкви, колоннами галерей и ниш на фасаде - с фресками. Эффект настенных росписей усиливается мозаичными полами, резным мраморным барьером перед алтарем, мраморными порогами и колоннами, резным шиферным парапетом на первом этаже. Софийский собор в Киеве также способствует его дизайну, оставляя на стенах многочисленные граффити.

Софийский собор служил некрополем и гробницей князя Софийского собора в Киеве хранился саркофаг Ярослава Мудрого, а также в погребеных сыном Ярослава Всеволодом, внуками Ростиславом Всеволодовичем и Владимиром Всеволодовичем, правнуком Вячеслава Владимировича, Но это не мешало близким родственникам мертвых князей периодически грабить храм. Между этими двумя атаками в интерьере Св.


// kucheryavchik.livejournal.com


В ансамбля собора Святой Софии в Стамбуле доминируют четыре минарета. Они были пристроены после превращения собора в мечеть в XV веке. Я много десятков раз бывал внутри Софийского собора и знал наизусть каждую мозаику. Когда-то, от любопытства и избытка свободного времени, я даже водил по собору нелегальные экскурсии. (Это вскоре заметили сотрудники музея и попросили меня больше там не появляться.) Раз киевская София была построена под влиянием константинопольской Софии византийскими мастерами, то последняя должна быть похожей на первую, только в разы больше. Так думал я перед тем, как побывал в Стамбуле. Как же я заблуждался!

Во время монгольского вторжения Софийский собор в Киеве и дворе двора Софии также были жестоко разграблены, но Софийский собор не был разрушен и продолжал функционировать как главный храм Киевской Руси. Только после того, как Петр Могила занял Соборный Софийский собор из униатского и основал вокруг монастыря, начались изменения к лучшему.

Был построен в 11 веке. Он расположен в самом сердце Киева. В любом месте Европы вы можете найти собор, где сохранилось так много фресок 11 века. Интерьер собора почти не изменился. Собор Святой Софии - это не исчерпывающий фонтан произведений искусства, к которым приезжают историки и туристы, чтобы увидеть и насладиться чудом византийской и древнерусской архитектуры. Каждый, кто входит в поразительную величину центральной фигурой в апсиде - молящейся фигуре Девы Марии - Оранты. Высота мозаики 6 метров.

Ая София совершенно, абсолютно, совсем, никак не похожа на Софийский собор в Киеве. Между двумя невозможно провести стилистическую параллель. Киевская София на 500 лет моложе стамбульской (ей "всего " 1000 лет), она заканчивается 12 малыми главами и одним высоким отдельно стоящим куполом, по размерам она в разы меньше, древняя кирпичная кладка была обнажена и здание не сдавливали наружные контрфорсы. А, самое главное - центральный купол удерживали толстые несущие опоры.

Мозаика состоит из каменных и стеклянных пластин разных цветов. Мозаики, которые показали Евхаристию и Отцы Церкви, впечатляют их хорошо сбалансированными. Центральная апсида и купол украшены мозаикой, стены украшены фресками. Архитектурные формы и роспись формы уникального единства. Фрески как декоративная вышивка украшают стены, колонны, арки. Среди изысканной и красочной живописи можно увидеть изображения святых и сцен из Евангелий. В отличие от других примеров византийской религиозной живописи, сохранившейся до наших дней, некоторые фрески в ней не являются библейскими темами.


// kucheryavchik.livejournal.com


Вид на главный неф собора Святой Софии с хоров.

В Ая София всё иначе. Само по себе помещение настолько огромно, что колонны, какими бы толстыми они ни были, кажутся стройными. Благодаря огромному числу мелких окошек на всех четырёх стенах и подкупольном барабане, здание наполнено светом. Высокие и широкие окна, в отличие от древнерусских храмов, застеклены, поэтому с улицы в помещение попадает много света. На Руси стекло не использовалось, вместо него узкие оконные проёмы закрывали ставнями с узкими вставками из полупрозрачных материалов.

Есть такие мирские сюжеты, как портреты семьи великого князя Ярослава Мудрого среди них. Великий князь Ярослав, названный «Мудрым» - выдающаяся фигура в истории ранней Киевской Руси. В те дни Киевская Русь была одной из крупнейших цивилизованных стран Европы. Ярослав поселил коммуникацию Киевской Руси с Европой. Он женился на шведской принцессе Ингигерде. Его сестры были женаты на членах королевской семьи Польши и Чешской Республики. Его сыновья были женаты на византийских и немецких принцессах. Одна из его дочерей, Анна, стала женой короля Франции, вторая - женой короля Венгрии, третьей - женой короля Норвегии.

// kucheryavchik.livejournal.com


Стены в Ая Софии частично выложены золотой мозаикой. Нужно помнить, что после завоевания Константинополя турками-османами собор был превращён в мечеть и все изображения святых были либо уничтожены, либо замазаны штукатуркой. Часть изначальных мозаик удалось восстановить в рамках реконструкций XIX и XX веков, но многое было потеряно окончательно. Был ли весь храм изначально покрыт мозаиками, мне неизвестно. Знаю только, что потолки на хорах второго яруса ещё недавно были покрыты мозаиками, которые погибли от землетрясения 1894 года.

Это был Ярослав Мудрый, который заложил основу. Собор Святой Софии в Харбине был бывшей Русской Православной Церковью и крупнейшей Восточной православной церковью на Дальнем Востоке. Общая площадь церкви составляет 721 кв. М в строительной зоне и 35 метров в высоту. И с этого времени он имеет кельп этот вид до сегодняшнего дня. Церковь Софии была провозглашена монументальным произведением искусства и крупнейшей православной церковью на Дальнем Востоке.

Каждый день он привлекает множество туристов и местных жителей, чтобы расслабиться и сфотографироваться. Собор Святой Софии все больше и больше внимания уделяет как дома, так и за рубежом. Собор Святой Софии был спроектирован российским архитектором. Самая поразительная часть церкви - большой полукруглый купол высотой до 48 метров. Этот купол содержит типичный русский архитектурный стиль, выглядящий великолепно. Это сопоставимо с Собором Василия в Москве. Стены церкви построены из красного кирпича Симидзу.

// kucheryavchik.livejournal.com


// kucheryavchik.livejournal.com


Массивные колонны кажутся совсем тонкими за счёт масштаба всего здания. Белый мраморный пол зрительно увеличивает пространство собора. Боковые нефы небольшие и, в отличие от древнерусских соборов, тоже наполнены светом. От главного нефа они отделены группами мраморных колонн. На втором ярусе, на южных хорах находится один из самых узнаваемых православных образов - мозаика Деисус. Она была выполнена в 1261 году после возвращения собора от католической к православной церкви. Большая часть мозаики была утеряна, но даже на остающемся фрагменте видно, как далеко ушла византийская иконопись XIII века от тех плоских безэмоциональных изображений святых к объёмной передаче складок ткани, тени и морщин, первый шаг к эпохе Возрождения в искусстве. На Руси тоже наблюдалась эта тенденция, хотя со строительства Михайловского Златоверхого собора в Киеве в XII веке мозаика окончательно перестала использоваться в оформлении храмов.

В окружении купола расположены четыре разных палаточных крыши, соединенных лестницами между этажами под крышей четырех. четыре входа в дверь. В верхней части главного входа находится колокольня, в которой есть семь бронзовых курантов. После того, как церковь превращена в Харбиновскую галерею архитектурного искусства, она открыта для публики. Здесь представлено почти тысяча картин и песочница городского планирования в Харбине, отражающая прошлое, настоящее и будущее Харбина. После реконструкции первоначальная внутренняя структура была упущена, а функция церкви исчезла.

// kucheryavchik.livejournal.com


// kucheryavchik.livejournal.com


Софийский собор знаменит не только куполом, но и мозаиками. Слева: над императорскими вратами виднеется мозаика императора Льва VI, преклоняющим колено перед Иисусом. Справа: Деисус. Над императорскими вратами, главным входом в собор, расположена мозаика, на которой император Лев VI Мудрый преклоняется перед Иисусом, восседающем на троне. Над боковым выходом из собора сохранилась ещё одна удивительная мозаика. На ней изображены император Константин, основатель города, и император Юстиниан, создатель современного собора.

Если посетителей интересуют только архитектура и церкви, вам не нужно заходить внутрь. Перед церковью находится большой музыкальный фонтан, где местные жители очень любят фотографировать на свадьбе. По сравнению с видом в дневное время, он красивее ночью, когда ночь падает и находится под яркими огнями, церковь выглядит более величественной, таинственной и экзотической.

Принимать такси - самый удобный способ. Зейнеп Ахунбай привел меня через пещерный неф и массивный аркады, указывая на его угасающие великолепие. Под огромным куполом отфильтрованный янтарный свет показал сводчатые арки, галереи и полукуполы, преломленные из изысканных мозаик, изображающих Девы Марию и младенца Иисус, а также давно исчезнувшие патриархи, императоры и святые, но общее впечатление было одним из скупого пренебрежения и поэтапного ремонта. Удручающий эффект был увеличен башней чугунных лесов, которые загромождали неф, что свидетельствует о задержке, периодической кампании по стабилизации осажденный памятник.

// kucheryavchik.livejournal.com


Императоры Константин и Юстиниан над юго-западными вратами. В остальном, в соборе Ая София прослеживается та же мозаичная программа, что и в Киевской Софии. В апсиде над бывшим алтарём изображена Богоматерь "Оранта ", на парусах под барабаном частично сохранились изображения четырёх евангелистов. Внутренняя сторона купола исписана арабской вязью, а в самом центре купола написано что-то из Корана. Возможно, раньше на этом месте была фреска Иисуса Пантократора, искупающего грехи. Этот сюжет часто встречается на куполах в византийских храмах.

«В течение нескольких месяцев вы не видите никого, кто работает», - сказал Ахунбай, профессор архитектуры Стамбульского технического университета. Следуя лучу своего фонарика, мы пробрались через темную переднюю камеру и поднялись по крутой булыжной мостовой, заваленной падшей кладкой и штукатуркой.

Наклон, возможно, был построен, чтобы позволить строителям шестого века вставлять строительные материалы в галерею второго этажа. Здесь есть проблемы, - сказал Ахунбай, указывая на зазубренные трещины в кирпичном своде над головой. Видимая на много миль через Мраморное море, Собор Святой Софии в Стамбуле, с ее гигантскими контрфорсами и парящими минаретами, символизирует культурное столкновение эпических размеров. Структура стоит не только как великолепное архитектурное сокровище, но и как сложная аккреция мифа, символом и историей.


// kucheryavchik.livejournal.com


Под таким углом можно разглядеть оформление стен и купола. Купол Ая София поистине завораживает. Снаружи конструкция храма кажется грузной. При взгляде на Святую Софию снаружи вообще трудно назвать здание "красивым ". Современное европейское представление о красоте предполагает симметрию, в некой степени утончённость, продуманность каждой детали. Здание Софии, напротив - грузное, тяжёлое, массивное. Две пары контрфорсов, поддерживающих купол, сильно выделяются вперёд, выполнены грубо и, кажется, заслоняют само здание.

Знак превращает наследие средневекового христианства, Османской империи, возрождающегося ислама и современной светской Турции в своего рода гордиев узел, смешивая консерваторов, которые хотят спасти его от разложения и восстановить прежнюю славу. Помимо очевидных проблем - утечек, трещин и пренебрежения - невидимая угроза может представлять еще большую опасность. Стамбул сидит на вершине геологической линии разломов. «Там определенно есть сейсмические угрозы для Святой Софии, и они великолепны», - говорит Стивен Дж.

Келли, архитектор и инженер из Чикаго, который консультируется по византийским церквям в Турции, на территории бывшего Советского Союза и на Балканах. «Один трепет, и все это может упасть». Там есть крыша, каменная кладка, мрамор, мозаика, картины. Мы даже не знаем все, что в ней играем, но мы знаем, что это требует постоянного, бдительного внимания.


// kucheryavchik.livejournal.com


Купол собора Святой Софии с XV века венчает полумесяц. Но именно эта массивная конструкция, в которой функциональному уделена первостепенная роль, позволяет удерживать купол огромного диаметра, создавая в интерьере ощущение необычайной лёгкости. Вправду, я не нахожу слов, которыми я мог бы описать первое чувство, которое возникает, как только входишь в главный зал собора. Это говорили и писали сотни тысяч людей до меня: кажется, будто купол парит в воздухе.

Несмотря на то, что на месте некогда стояла прежняя базилика того же названия, сегодня Собор Святой Софии создание Императора Юстиниана, который вырос из скромного происхождения, став величайшим из ранних правителей империи, которые историки назвали бы Византией, а также создал сотни новых церквей, библиотек и общественных зданий по всей империи. Собор Святой Софии, завершенный в 537, было его завершающим архитектурным достижением. До 15-го века ни одно здание не вмещало столь обширное пространство под одной крышей.

Четыре акра золотых стеклянных кубиков - миллионы из них - усеяли интерьер, чтобы образовать сверкающий купол над головой, каждый из которых был установлен тонкий угол, отражающий мерцание свечей и масляных ламп, освещавших ночные обряды. Сорок тысяч фунтов серебра инкрустировали святилище. Блоки из мрамора, импортированные из Египта и Италии, были разрезаны на декоративные панели, которые покрывали стены, заставляя весь обширный интерьер церкви закручиваться и растворяться перед глазами.


// kucheryavchik.livejournal.com


Вид на Ая Софию с площади на месте римского ипподрома. Единственный уголок травы в Стамбуле. Когда Константинополь пал, главный собор города стал его главной мечетью. К зданию были пристроены четыре минарета, по одному на каждом углу здания. Вся христианская символика была спрятана, мозаики заштукатурены. Вместо алтаря появился миграб, указывающий путь к Мекке. У входа в собор появились две алебастровые урны из Пергамона.

И тогда есть удивительный купол, изогнутый на 110 футов с востока на запад, поднимающийся на 180 футов над мраморным полом. Историк Прокопия в шестом веке восхищался тем, что «он, кажется, не опирался на прочный фундамент, а покрывал место под ним, как будто он был подвешен с небес легендарной золотой цепью». Великолепный, как это было, в Софии Святой Софии не было ни одной из его великолепных фигуративных мозаик. Юстиниан, возможно, согласился с пожеланиями своей жены, Теодоры и других, которые выступали против почитания человеческих образов, которые впоследствии стали известны как «иконоборцы».

// kucheryavchik.livejournal.com


Миграб вместо алтаря. То ли европеизация Османской империи, то ли какое-то другое внутреннее событие подтолкнуло султана провести в XIX веке первую реставрацию собора. Тогда же были вскрыты часть мозаик. Недостававшие детали дорисовывались. К новым для османской империи работам были привлечены два брата-реставратора из Швейцарии Гаспаре и Джузеппе Фоссати. Найденные ими под слоем штукатурки мозаики были тщательно задокументированы, но сразу после обнаружения снова закрашены, как того требовали правила ислама.

К девятому столетию те, кто поклонялся таким образам, «иконодулам», завоевали господство, вводя в действие художников, чтобы компенсировать потерянное время. Средневековые паломники были поражены мозаикой, от изображений стилизованных ангелов до императоров и императриц, а также представление всевидящего Христа, выходящего из купола. С. где размещается центр византийских исследований. Они покрывают почти всю историю Византии, начиная с 537 года, через восстановление икон и до императорских портретов конца 14 века.

Ни один другой византийский памятник не охватывает такой промежуток времени. Сама его структура была микрокосмом небес, метафорой для божественных тайн православного христианства. Паломники пришли со всего восточно-христианского мира, чтобы увидеть его иконы, которые, как полагают, творят чудеса и непревзойденную коллекцию священных реликвий. В соборе были помещены артефакты, которые, как утверждается, включают части Истинного Креста; копье, которое пронзило сторону Христа, рога барана, с которой Джошуа взорвал стены Иерихона; оливковая ветвь, перенесенная голубем в ковчег Ноя после Потопа, туника Христа; терновый венец; и кровь Христа.


// kucheryavchik.livejournal.com


Святая София доминирует в панораме Стамбула вот уже 1500 лет. Какое грандиозное впечатление должен был производить собор в Средние века, когда сюда приплывали корабли со всей Европы и Ближнего Востока! С приходом Ататюрка к власти в Турции мечеть Ая София была закрыта и превращена в музей. 15 лет в ней проводились научные и реставрационные работы. В 1935 году музей был открыт. Общественность впервые с 1453 года могла увидеть Святую Софию не в исламском оформлении, но и не в христианском. Часть исламского декора осталась. В частности, на стенах остались висеть медальоны с цитатами из Корана.

Святая София - очень уязвимый памятник архитектуры. Много раз здание страдало от землетрясений, от недостаточного ухода медная крыша дала трещины, возрастание уровня подземных вод привело к росту влажности внутри собора, что плохо сказывается на сохранности мозаик.


// kucheryavchik.livejournal.com


Вид на Ая Софию с азиатского берега Босфора. На фото видно, как близко к воде стоит древний собор. После захвата Константинополя и переименования его в Стамбул почти все церкви были превращены в мечети. Но одного превращения Ая Софии султану показалось недостаточным. Живя в непосредственной близости от собора, султан регулярно смотрел на его размеры, замечательный купол, необычную форму и думал о том, чтобы оставить после себя такой же след. По приказу султана Ахмеда I в конце ипподрома, то есть в 500 метрах к югу от Ая София скоро возник памятник турецкой архитектуре, Голубая мечеть. Её форма, расположение и, главное - купол, были заимствованы из стоящей напротив Софии.


// kucheryavchik.livejournal.com


Вид на Голубую мечеть с того же азиатского берега Босфора, что и на фото вверху. Если султан хотел построить что-то, более великое чем Ая София, ему это вряд ли удалось. Но он создал образец нового искусства, пример того, как инородные традиции, исламское вероисповедание впитали в себя христианское церковное зодчество, науку об архитектуре и тысячелетние инженерные наработки. Новая мечеть стала вторым самым узнаваемым зданием Стамбула и заложила камень в основу оформления всех последующих турецких мечетей.


// kucheryavchik.livejournal.com


Вид на чеметь Султана Ахмеда со стороны площади на месте бывшего ипподрома. В ста метрах за спиной находится Ая София. Главным архитектором Голубой Мечети стал ученик архитектора Синана, Мехмет Аа. Уроженец албанского города Эльбасан, он попал в Стамбул как янычар. После окончания шестилетнего курса обучения он переквалифицировался как инкрустатор дерева, а спустя много лет стал заместителем архитектора Синана, главного архитектора султана и самого знаменитого турецкого зодчего. Ему султан Ахмед I поручил строительство новой мечети.

// kucheryavchik.livejournal.com


// kucheryavchik.livejournal.com


Коты в Стамбуле встречаются повсюду. Слева: немая беседа двух котов на ступенях Голубой Мечети. Справа: кот спрятался в тени могилы Султана Махмуда. Перед началом работ над мечетью Султана Ахмета Мехмет Аа детально изучил Ая София, чтобы выяснить, что позволяет удерживать зданию купол столь большого диаметра. Он также понял, что для создания ощущения воздушности здание необходимо наполнить светом, а в подкупольном барабане прорубить окна. Для того, чтобы здание не казалось излишне громоздким, несмотря на свои размеры, Мехмет Аа выбрал ту же композицию, как и у Святой Софии. Все эти идеи архитектор черпал у собора, которому на тот момент исполнилось 900 лет.


// kucheryavchik.livejournal.com


Вид на Голубую мечеть из внутреннего дворика. В центре расположен ритуальный фонтан. Главный вход в мечеть скрыт от улицы квадратным двором с галереей по периметру, свойственному всем мечетям. В центре этого двора расположен фонтан для омовения, шадирван. Перед входом в мечеть мусульмане омывают руки по локоть, шею, уши, лицо и ноги, чтобы молиться с чистым телом и чистой душой.


// kucheryavchik.livejournal.com


Название "голубой " мечеть получила из-за оформления интерьера голубыми изразцовыми кафельными плитами. В подобном стиле выполнены частные покои султана во дворце Топкапи. Уникальной особенностью Голубой Мечети является наличие сразу шести минаретов. Существует легенда, согласно которой архитектор Синан ошибочно истолковал приказ султана построить минареты из золота (алтын) и построил взамен шесть минаретов (алты). Это противоречило традиции о том, что шесть минаретов может иметь лишь мечеть в Мекке. Чтобы избежать скандала, султан подарил меккской мечети ещё один минарет, ловко решив международный казус.


// kucheryavchik.livejournal.com



// kucheryavchik.livejournal.com


Голубая мечеть, в отличие от Ая Софии, является действующим храмом. При входе нужно снимать обувь. В туристический час пик в мечети сильно пахнет уставшими ногами. Заходить за ограждение нельзя, чтобы не мешать молящимся. Лучше всего в Голубую мечеть приходить под вечер, когда поток туристов ослабевает.

Строительство мечети по образу и подобию Ая Софии повлияло на поколения архитекторов от до Кавказа. Во всей Османской империи мечети строились по одному и тому же принципу: центральный купол над главным нефом, нартекс со стороны входа и галерея с наружной стороны. Таким образом, можно сказать, что Святая София, ставшая прообразом Голубой Мечети, изменила ход развития исламской архитектуры и стала образцом для подражания для турецких мечетей.

Ая София была построена в 537 году после разрушения предыдущего собора в восстании Ника. Император Юстиниан готовился отречься от престола и сбежать из столицы. Если бы не настойчивое вмешательство его жены, мы не получили бы кодекс Юстиниана и Ая Софию. Юриспруденция и архитектура восточной, юго-восточной Европы и Малой Азии развивалась бы, возможно, по другому пути. Своим намерением сохранить корону император Юстиниан воздвиг себе памятник на бумаге и памятник из камня - два долговечных и совершенно незаменимых памятника в человеческой истории. Благодаря амбициям султана Ахмеда I Стамбул приобрёл ещё одно архитектурное сокровище спустя 1000 лет после этого и продолжил традицию византийского зодчества в новой ипостаси.

kucheryavchik
27/11/2012 14:45



Мнение туристов может не совпадать с мнением редакции.

Всего 83 фото

Собор Айя-София находится в Стамбуле - бывшем Константинополе - столице Римской империи (330-395 гг), Византийской, или Восточно-Римской империи (395-1204 гг и 1261-1453), Латинской империи (1204-1261 гг) и Османской империи (1453-1922 гг). Это одно из тех мест мировых культуры и религий которое обязательное следует посетить человеку кто ищет в мире красоту не только человеческую, мирскую но и божественную. Я поехал в Стамбул большей частью как раз из страстного желания увидеть это великолепное творение византийской архитектуры VI века. Айя-София всегда привлекала мое внимание и рассматривая фото других людей этого собора мое сердце всегда непроизвольно замирало и я в который раз понимал, что обязательно должен ее увидеть своими глазами, пишет vladimirdar . Такая возможность недавно появилась, когда мои друзья пригласили присоединиться к ним в поездке в Стамбул, что как раз и была посвящена изначально не праздному отдыху, а именно постижению исторического и культурного наследия византийской и мировой культуры.

Айя-София поразила воображение, захватила его, вошла в мою жизнь как ярчайший пример духовной красоты, мощи, силы и славы что только возможно воплотить в камне. Айя-София побуждала внимать ей, слушать ее, впитывать в ее образе музыку небесных сфер, видеть ее каждый день и в который раз лицезреть этот неповторимый светлый возвышенный образ. Айя-София изменила мой мир. Это тот самый редкий случай, когда архитектура сооружения не просто говорит с тобой, но и звучит в тебе как торжествующий гимн жизни, святости, света, строгого, но душевного тепла и безусловной любви.

Я посетил множество интересных достопримечательностей современного Стамбула, но Айя-София неуклонно побуждала рассказать именно о ней в первую очередь. Редкие ощущение воодушевления переполняют когда приступаешь к своему повествованию после обработки множества фото Айя-Софии и прикосновения к ее неповторимому торжественному образу. Обработка фото не только всколыхнула недавние удивительные чувства слияния с образом Айя-Софии воочию, но и инициировала желание показать моему читателю как можно больше того, что я увидел и принял в себе. Как следствие рассказ об Айя-Софии будет состоять из нескольких частей. В частности, впечатления о внутренних пространствах этого удивительного сооружения будут выражены во втором и третьем постах, в первом же мы попробуем охватить визуальный образ этого величественного Собора Святой Софии - я сделаю безнадежную попытку передать в этих фото все мои смятенные впечатления и чувства, что живут, бушуют в душе и рвутся в Мир)


На месте собора Айя-София в Стамбуле ранее находилось несколько культовых сооружений. Вначале там была Мегале Экклесиа («большая церковь»), а собор Святой Софии (Святой Мудрости) появился лишь в VI веке.
02.


Первый храм был построен на месте рыночной площади Августеон в 324-337 гг. У Сократа Схоластика строительство первого храма, называемого Софией, относится к правлению императора Констанция II.
03.

По мнению Н.П. Кондакова, Констанций лишь расширил постройку Константина. Сократ Схоластик также сообщает точную дату освящения храма: «по возведении Евдоксия на епископский престол столицы, освящена была великая церковь, известная под именем Софии, что случилось в десятое консульство Констанция и третье кесаря Юлиана, в пятнадцатый день месяца февраля». С 360 по 380 год Софийский собор находился в руках ариан. Император Феодосий I в 380 году передал собор никенианам и 27 ноября лично ввёл в собор Григория Богослова, вскоре избранного новым константинопольским архиепископом.
04.

Собор имел деревянную крышу и форму базилики. Этот храм сгорел во время народного восстания в 404 году. Построенная вновь церковь была уничтожена пожаром уже в 415 года.


Император Феодосий II повелел выстроить на этом же месте новую базилику, что и было выполнено в том же году.

Эта базилика состояла из пяти нефов и также была покрыта деревянной крышей. 13 января 532 года в результате восстания Ника которое произошло во времена императора Юстиниана (527-565 гг) здание Базилики Феодосия сгорело.

«Люди были недовольны высокими налогами, введенными Юстинианом, и хотели сбросить его с престола», - говорит историк Лондонского университета Кэролайн Гудсон (Caroline Goodson) в документальном фильме на канале National Geographic.

05.


Руины Базилики Феодосия были обнаружены лишь в 1936 году во время раскопок на территории собора Айя-София.
06.



07.



08.


Константиновский и Феодосиевский храмы были большими пятинефными базиликами. Скудное представление о них дают только археологические находки, которые позволяют судить только об их внушительных размерах и богатом мраморном убранстве. Также, основываясь на её древних описаниях, делают вывод, что над боковыми нефами располагались двухъярусные галереи, подобные построенной одновременно с ней базилики Святой Ирины.

Базилика Юстиниана (Айя-София)

Спустя сорок дней после пожара император Юстиниан I повелел на его месте построить новую церковь того же имени, которая должна была стать по его замыслу украшением столицы и служить выражением величия империи.
09.

Юстиниан I. Мозаика церкви Сан-Витале в Равенне.

Для возведения грандиозного храма Юстиниан выкупил у частных владельцев ближайшие участки земли и велел снести находившиеся на них постройки. Для руководства работами Юстиниан пригласил лучших архитекторов того времени: Исидора Милетского и Анфимия Тралльского, которые ранее зарекомендовали себя возведением церкви Святых Сергия и Вакха. Под их руководством трудилось ежедневно по 10 000 рабочих.

10.


На постройку собора был употреблён лучший строительный материал. Мрамор привозили из Проконниса, Нумидии, Кариста и Иераполя. Также в Константинополь по императорскому циркуляру свозились архитектурные элементы древних построек (например, из Рима были доставлены восемь порфировых колонн, взятых из храма Солнца, а из Эфеса восемь колонн из зеленого мрамора).
11.


Кроме мраморных украшений Юстиниан, с целью придать возводимому им храму небывалый блеск и роскошь, использовал на его украшение золото, серебро, слоновую кость. Для строительства потребовалось три годовых бюджета самого богатого в мире на тот момент государства. При строительстве собора Святой Софии, архитекторы использовали мрамор, камень и специальные легкие, но прочные, кирпичи, изготовленные из почвы острова Родос.
12.


Именно из-за сверхъестественной роскоши собора Святой Софии, в народе появились много легенд, в том числе и об участии небесных покровителей в строительстве храма. По одной из легенд, император Юстиниан I во время торжественного открытия и освящения храма константинопольским патриархом Мина 27 декабря 537 года, произнес следующие слова: «Соломон, я превзошел тебя!» имея в виду легендарный Иерусалимский Храм.
13.


Главный соборный храм был заложен в 532 году (23 февраля), а через пять лет, 27 декабря 537 года, там прошло первое богослужение. Айя-София стала впоследствии местом, где короновались императоры Священной Римской империи.
14.



15.


Софиевский собор Стамбула - одно из архитектурных чудес Турции и всего мира. Это здание занимает важное место среди произведений искусств, когда-либо существовавших на нашей планете, до появления собора Святого Петра в Риме оно считалось самым большим культовым сооружением.
16.


Святая София веками привлекала к себе внимание, там не только молились, ею восхищались, ее рисовали. Среди самых популярных художников, которые пытались изобразить ее на холсте - Джон Сингер Сарджент. Ему принадлежит одноименная картина «Айя София».

По легендам план строительства храма Юстиниану поведал ангел. Они также гласят что, когда между императором и архитекторами возник спор о том, сколько окон должно быть под куполом, ангел "рекомендовал" соорудить три в честь святой Троицы.

Премудрость Божия

Кстати вопреки принятому вольному представлению Собор Святой Софии, именуемый по-турецки Aya Sofya (Айа София), назван так не в честь святой Софии, а по Премудрости Божьей (sofia - по-гречески мудрость). Интерпретация Софии как посредника между Богом и миром в христианстве восходит к гностику Валентину. Некоторые представители христианской философии и богословия рассматривали Софию как личность. Ориген описывает её как хотя и «бестелесное бытие многообразных мыслей, объемлющее логосы мирового целого», но в то же время как «одушевлённое и как бы живое». В раннем христианстве представление о Софии сближалось с ликом Христа-Логоса (апостол Павел (1Кор. 1:24) определяет Иисуса как «Божию силу и Божию премудрость»), а затем и с третьей ипостасью Троицы - Духом Святым (понятие женского рода в семитических языках и близкое Софии в аспектах игры, веселья, праздничности).
17.


В латинской христианской литературе термин «Софии» вытесняется почти синонимическим обозначением мистически понятой «Церкви», и поэтому собственно «софиологии» католическая традиция почти не знает. Иначе в Византии, где большое значение получило развитие образа Софии как символа теократического принципа, и на Руси, куда христианство пришло под знаком Софии (митрополит Илларион описывает крещение Руси как приход «Премудрости Божией», то есть Софии; Софии были посвящены построенные в XI в. три главные православные церкви в княжествах Восточной Европы - в Киеве, Новгороде и Полоцке).

На русской почве к XV-XVI вв. складывается богатая иконография Софии. София имеет облик Ангела; её лик и руки - огненного цвета, за спиной - два крыла. Она одета в царское облачение (далматик, бармы), на голове - золотой венец. Ей предстоят (как Христу в иконографии «деисуса») молящиеся Дева Мария и Иоанн Креститель; над её головой виден по пояс благословляющий Христос (т.о. , не тождественный Софии, но являющий Собой её «главу» , примерно так, как Он же есть, по новозаветному учению, «Глава» Церкви). Личный облик Софии как в византийско-русской, так и в католической традиции постепенно сближается с образом Девы Марии как просветлённой твари, в которой становится «софийным», облагораживается весь космос. В христианской агиографической традиции имя «Софии» носит также мученица, казнённая в Риме во II в. вместе со своими дочерьми Верой, Надеждой и Любовью (имена символичны - «Мудрость» как мать трёх «теологических добродетелей»)


История Софийского собора

Уже с момента постройки за церковью закрепилось название «великая». Для совершения богослужений в соборе имелась многочисленная драгоценная утварь. Для изготовления драгоценного престола собора, по сообщению Дорофея Монемвасийского, были использованы «злато, серебро, медь, электр, железо, стекло, камени честные многие, яхонты, смарагды, бисер, касидер, магнит, он(икс)ий, алмазы и иная до семидесят двух различных вещей». На нём император поместил надпись «Твоя от Твоих приносим Тебе Твои, Христе, рабы Юстиниан и Феодора».
18.


19.



20.

Штат церковно и священнослужителей собора при Юстиниане был рассчитан на 525 человек: 60 священников, 100 диаконов, 40 диаконис, 90 иподиаконов, 110 чтецов, 25 певчих и 100 привратников. При императоре Ираклии он доходил до 600 человек. Согласно 43-й новелле Юстиниана от каждой торгово-ремесленной корпорации выделялось определенное количество мастерских (эргастириев), доходы от которых шли на нужды храма Святой Софии.
21.




22.



23.



24.



25.

26.



27.

28.



29.

30.

Вход в Айя-Софию с запада
31.



32.


Через несколько лет после окончания строительства землетрясение разрушило часть собора: пала Восточная часть Святой Софии, что под святым алтарем, и разрушила киворий (то есть сень) и святую трапезу и амвон.
33.


И признавались механики (архитекторы), что так как они, избегая издержек, не устроили поддержки снизу, но оставили пролеты между столбами, поддерживавшими купол, посему столбы и не выдержали. Видя это, благочестивейший царь воздвиг другие столбы для поддержки купола; и таким образом устроен был купол, поднимаясь в высоту более, чем на 20 пядей сравнительно с прежним зданием.
Хронография Феофана, год 6051 / 551.
34.


Контрфорсы с восточной стороны собора
35.

36.

37.

38.



39.

40.

41.



42.



43.



44.



45.


Собор также пострадал от землетрясения 989 года, особенно сильным разрушениям подвергся его купол. Здание подперли контрфорсами, от которых оно утратило свой прежний вид. Обвалившийся купол перестроил армянский архитектор Трдат, автор Анийского собора, причём архитектор сделал купол даже более возвышенным.
46.



47.

16 июля 1054 года в Софийском соборе во время богослужения легатом папы римского кардиналом Гумбертом константинопольскому патриарху Михаилу Керулларию была вручена отлучительная грамота. В ответ на это 20 июля патриарх предал анафеме папских легатов. Это событие стало началом разделения церквей на Православную и Католическую.
48.

49.


В 1204 году средневековый мир потрясло взятие Константинополя крестоносцами. Армия западных феодалов отправилась на восток, желая отбить у мусульман Иерусалим, а в итоге захватила столицу христианской Византийской империи. Рыцари с небывалой жадностью и жестокостью разграбили богатейший город и практически уничтожили прежнюю греческую державу... Причины и история захвата Константинополя несомненно достойны отдельного рассказа…
50.



Ворота минарета

После восстановления власти византийских императоров (1261 г.), полуразрушенная Айя-София была вновь отреставрирована. При императоре Андронике II (1282-1328 гг) в восточной части собора были возведены опорные стены.

Падение Константинополя

В ночь с 28 на 29 мая 1453 года в соборе Святой Софии состоялось последнее в его истории христианское богослужение. 29 мая 1453 года храм был захвачен турками. По описанию историка Дуки они разломали запертые ворота храма и вооружённые мечами ворвались внутрь, грабя драгоценное убранство.
51.


52.



Находившиеся в храме молящиеся были убиты и по сохранившемуся преданию их кровь достигла уровня, обозначенного на одной из колонн красной полосой. Греки сохранили также предание, что в тот момент, когда турки ворвались в собор, в нём шла Божественная литургия и священник со Святыми дарами уже входил на амвон. Тогда, чтобы сохранить Святые дары, часть алтарной стены разверзлась и укрыла священника, который будет пребывать в ней, пока храм не вернут православным; тогда он выйдет и завершит прерванное богослужение.
53.


Из-за этой переделки в Ая-Софии, как и в других бывших византийских храмах, молящиеся мусульмане вынуждены располагаться под углом относительно основного объёма здания. Большинство фресок и мозаик остались невредимыми, как полагают некоторые исследователи, именно благодаря тому, что в течение нескольких веков были замазаны штукатуркой.
54.


Одна из самых значимых реликвий христианства - плащаница Христа хранившаяся в соборе (Туринская плащаница) была вывезена Европу.

30 мая 1453 года султан Мехмед II, завоевавший Константинополь, вступил в собор Святой Софии, который был обращён в мечеть. К собору пристроили четыре минарета, и собор превратился в мечеть Ая-Софья. Поскольку собор был ориентирован по христианской традиции — алтарь на восток, мусульманам пришлось переиначить его, поместив михраб в юго-восточный угол собора (направление на Мекку).

55.


Во второй половине XVI века при султанах Селиме II и Мураде III к зданию собора были пристроены тяжелые и грубые контрфорсы, существенно изменившие внешний вид здания.
56.


До середины XIX века никаких реставрационных работ в храме не производилось. В 1847 году султан Абдул-Меджид I поручил архитекторам Гаспару и Джузеппе Фоссати провести реставрацию Ая-Софии, которой угрожала опасность обрушения. Реставрационные работы продолжались два года.
57.


В 1935 году, согласно декрету Ататюрка, Ая-Софья стала музеем, а с фресок и мозаик были счищены скрывавшие их слои штукатурки. В 2006 году в музейном комплексе было выделено небольшое помещение для проведения мусульманских религиозных обрядов сотрудниками музея.

Внешний вид собора и архитектура

Вместе с апсидой длина здания составляет 100 м, а ширина - 69,5 м. Такие размеры позволяют называть Айя Софию самой большой церковью, построенной на востоке Римской империи. Ее купол имеет высоту 55,60 м от уровня земли и радиус - 31,87 м (в направлении с севера на юг) и 30,86 м (в восточном направлении).
58.


По типу архитектуры - это классическая прямоугольная базилика. Основные части Айя София - это три нефа, один апги и два нартекса, внутренний и внешний. Ее главный неф и трансепт, пересекаясь, образуют крест. Другими словами, центральный неф собора состоит из четырех колонн, на которых держатся арки. С помощью этих арок стоит сравнительно плоский купол. Под куполом с разных сторон пристроено еще две ниши, каждая из которых разделена на три части.