В какое время жил илья муромец. Илья Муромец. Былинный богатырь, почитаемый Русской православной церковью. «Что в имени тебе моем?»

Всем нам с детства знакомы сказочные образы былинных богатырей. Герои народного эпоса, они стали олицетворением бесстрашных защитников родной земли от набегов кочевых орд. Само слово «богатырь» тюркского происхождения. Впервые оно встречается в Ипатьевской летописи в рассказе о татарских воеводах под 1240, 1243 и 1263 годами. Для обозначения того понятия, которое сегодня обозначается словом «богатырь», в древнерусском языке вплоть до XIII века употреблялось слово «хоробр» или, с церковно-славянской окраской, «храбр», которое со временем превратилось в эпитет «храбрый». Таким образом, выражение «храбрый богатырь» - тавтология, то же, что и «масло масляное».

Инженерный колледж Университета Хьюстона представляет эту серию о машинах, которые заставляют нашу цивилизацию работать, и людей, чья изобретательность создала их. Знакомясь с именем Игоря Сикорского от Сикорского самолета - вертолетной компании. Сикорский спроектировал и построил первый успешный вертолет в Америке. До этого он построил гражданские самолеты и летательные аппараты. Но он приехал в Америку из России в конце революции, и мы хотим встретить молодого Сикорского.

Спустя восемь лет после братьев Райт он построил очень успешный ранний самолет, и российско-балтийский вагоностроительный завод немедленно нанял его, чтобы исследовать потенциал самолета. Сикорский момент Эврики наступил, когда проблемы с двигателем заставили его свалиться на поле - слишком распространенное событие. Когда он обнаружил, что простой комар забивает карбюратор, он сказал: «Самолеты слишком уязвимы только с одним двигателем». Таким образом, он построил огромный биплан: 92-футовый размах крыльев, четыре больших двигателя и закрытый кокпит.

Несомненно, центральной фигурой богатырского эпоса является Илья Муромец. О нем существует наибольшее количество былин. Около тринадцати самостоятельных сюжетов об Илье насчитывается только в классическом былинном эпосе. Кроме того, о нем сложены сказки и казацкие песни оригинального содержания. Известны также лубочные обработки историй об Илье Муромце. Наверняка, многие хорошо знакомы с сюжетами основных подвигов этого популярного эпического героя. Менее известно, что былинный богатырь Илья Муромец почитается православной церковью как святой. Останки богатыря и сегодня покоятся в одной из пещер Киево-Печерской лавры, в стеклянной гробнице, вместе с гробницами других киевских святых.

Люди называли его «Гранд», но он был недолгим. В странной аварии двигатель упал с самолета, пролетавшего над полем. приземлился на припаркованном Гранде и уничтожил его. Итак, Сикорский повернул направо и сделал еще более грандиозный самолет. Короче говоря, теперь был самым большим и роскошным пассажирским самолетом в мире.


И здесь российская армия показала реальную дальновидность. Они уже начали строить военные самолеты, поэтому они поставили заказ на десять великих зверей Сикорского, а не как транспорты, а как бомбардировщики.

Наши предки ничуть не сомневались в том, что Илья Муромец - реальное лицо, воин, служивший киевскому князю, который затем подался в монахи и после смерти был канонизирован православной церковью. Сегодня трудно решить вопрос, насколько достоверна фигура преподобного Ильи. В Киево-Печерском патерике, составленном в начале XIII века, он не упомянут. Официально Илья Муромец был канонизирован лишь в 1643 году в числе еще шестидесяти девяти угодников Киево-Печерской лавры. Самое раннее дошедшее до нас изображение святого Ильи Муромца - гравюра из Киево-Печерского патерика середины XVII века. Возможно, что дело идет о совершенно другом человеке с именем богатыря, с которым его впоследствии отождествили. Однако нельзя исключить и вероятность того, что в древней лаврской пещере действительно погребен реальный прототип героя былинного эпоса.

«Что в имени тебе моем?»

Тем не менее, полет был в его колыбели, и каждый шаг должен был быть изобретен в данный момент. М. был огромным отходом от краткой двенадцатилетней истории летательных аппаратов. Тяжело летать - трудно поддерживать. Но вмешался царь, и Сикорский сделал быстрые улучшения. М. наносили огромный урон немцам и возвращались домой неповрежденными.

И у них было два вида естественной защиты: они были настолько большими, что вражеские летчики ошибочно оценивали их дистанцию ​​и пропустили, когда они стреляли. И когда преследование самолетов действительно приблизилось, их охватило огромная пропеллерная стирка.

Традиционная российская историография, в том числе советская и постсоветская, однозначно трактует Илью Муромца как воплощение духа русского народа, и в частности - российского крестьянства. Однако исторический Илья Муромец, ставший прототипом былинного героя, на самом деле не был ни крестьянином, ни, что наиболее интересно, даже муромцем.

Привычний зачин былинных сказаний, где Илья выезжает «Из того ли то из города из Мурома, из того села да Карачарова», казалось бы, не оставляет никаких сомнений в том, что он происходит из русского города Мурома, неподалеку от которого до сих пор существует старинное село Карачарово. Но былинный Илья Муромец, оказывается, был известен в Южной Руси задолго до первых записей российских былин в конце XVIII- XIX веков. В документальном источнике имя знаменитого героя впервые упомянуто в 1574 году в письме украинского магната Филона Кмиты Чернобыльского к троцкому кастеляну Остафию Воловичу, в котором он говорит о силе «Ilii Muravlenina i Solowia Budimirowicza». Кмита занимал в Великом княжестве Литовском должность старосты в пограничном с Московским государством городе Орше. Обязанности его были очень хлопотные: он должен был через лазутчиков разузнавать обо всех событиях «на Москве», доносить о них польскому королю и быть всегда наготове отразить нападение врага. В своем письме Кмита жалуется на свое печальное положение, на холод и голод, который он терпит от недостатка провизии, вследствие невнимания к нему со стороны короля. Кмита припоминает эпизод из киевского дружинного эпоса о витязе Илье и применяет его к своему собственному положению: подобно тому, как у князя Владимира явилась надобность в силах Ильи Муравленина и Соловья Будимировича, так наступит момент, когда и королю понадобятся его силы. Примечателен здесь и тот факт, что Филон Кмита был потомком чернобыльского державца Криштофа Кмиты, который в 1524 году с Сеньком Полозовичем принимал участие в формировании отряда киевских казаков, совершивших затем поход против ордынцев на Тавань.

Следующим упоминанием об Илье является свидетельство Эриха Ляссоты. Посланник австрийского императора Рудольфа II Эрих Ляссота, побывавший проездом в Киеве в 1594 году, направляясь с дипломатической миссией к запорожцам, в своих путевых заметках пишет о виденной им в киевском Софийском соборе местной достопримечательности, разрушенной гробнице богатыря: «В другом приделе была гробница Ельи Моровлина (Morowlina), он был знатный герой, или, как говорят, богатырь, гробница эта ныне разрушена, но другая гробница его товарища еще цела в той же часовне».

Заслуживает внимания и тот факт, что в древнейших списках былин (XVII век) имя Ильи звучит как Муровец. В рукописях XVIII века до нашего времени дошли древнейшие прозаические пересказы былины об Илье Муромце и Соловье-разбойнике. Ее списки подразделяются на две редакции: «себежскую» (в ней Илья по пути из Мурома в Киев освобождает г.Себеж) и «черниговскую» (в ней богатырь освобождает г. Чернигов). Все вварианты более древней «себежской» группы восходят к одному источнику XVII века. Наиболее близкий к протографу список называет Илью не «Муромцем», а «Муровцем», «уроженцем города Морова». Известны и южнорусские (украинские) списки таких пересказов. Точно так же в финских пересказах былин имя богатыря передается как Muurovitza, на Дону существует казацкая былина об Илье Муровиче, у испанца Кастильо, который жил в России в конце XVIII века, опять-таки Ilia Muravitz.

Все это указывает на то, что древнейшей формой имени Ильи было - не Муромец, а Муравленин, Моровлин, Муровец. Эти формы более древнего прозвища Ильи (с XVI века и до конца XVIII века) заставили исследователей изучить название разных городов и местностей в Киевской Руси. Изучение привело к констатированию существования целого ряда названий, весьма близких к старому прозвищу Ильи. Так, например, на Волыни близ города Дубно обращали внимание на местность под названием Муравица. Однако большинство исследователей связывают происхождение прозвища Ильи с древним Черниговским княжеством, с такими его городами как Моровийск и Карачев. Такое предположение находится в полном согласии с историей: в течение более двух веков (с XI-XIII) Чернигов играет роль соперника Киева по силе, богатству и славе. Черниговское княжество является ареной, где происходят многочисленные военные столкновения русских князей друг с другом или с половцами. Сюжет былины, изображающий освобождение Чернигова от осаждающей его силы, является, несомненно, отголоском исторических событий, связанных с именем этого города.

Сегодня в Черниговской области есть город Моровск, соответствующий древнерусскому городу Моровийску. Первое упоминание о Моровийске встречается в летописях под 1139 годом. Именно в этом городе Ярополк Киевский заключает мир с Всеволодом Ольговичем. В 1152 году Изяслав по дороге в Чернигов, осажденный Юрием Долгоруким и половцами, останавливается у Моровийска, спустя два года в 1154 году Юрий Долгорукий во время похода на Чернигов останавливается у этого же города. Святослав Черниговский под 1159 годом, перечисляя принадлежащие ему города, называет, между прочим, в Моровийск. В 1160 году в Моровийск приехал Святослав Мстиславович для заключения союза, а в 1175 году Олег Святославич Новгород-Северский в борьбе со Святославом Всеволодовичем сжигает его город Моровийск.

На границе Черниговского и Новгород- Северского княжеств находился город Карачев, упоминаемый в летописях впервые с 1146 года: во время усобицы с черниговскими князьями Новгород-Северский князь Святослав Ольгович, не надеясь удержаться в своем городе, направился к Карачеву, разорил его и бежал далее к вятичам. Заключив мир около 1155 года, Святослав выменял себе Карачев. Затем Карачев становится достоянием Святослава Всеволодовича Киевского (одного из героев «Слова о полку Игореве») и служит для киевских князей базой в борьбе с половцами и Рязанью.

Впервые муромо-карачаровскую локализацию богатыря подверг сомнению еще в XIX веке известный исследователь былин В.Ф.Миллер. Он обратил внимание, что о муромском и карачаровском происхождении богатыря нет ни слова в наиболее архаичных записях былин (по мнению В.Ф.Миллера таковыми являются те из них, где не упоминается еще о казачестве Ильи Муромца, а сам он называется не стариком, а «добрым молодцем», молодым богатырем). Комментируя письмо Кмиты Чернобыльского, В.Ф.Миллер заметил, что Кмита, литовский подданный и враг Москвы, успешно оборонявший литовскую границу от московских ратных людей, вряд ли в Илье Муравленине видел «мужика из московского города Мурома». На этом основании и, указывая на другие древнейшие варианты имени Ильи, исследователь сделал вывод о том, что прозвище знаменитого богатыря Ильи «Муромцем» первоначально не связывалось со старинным русским городом Муромом, а имело в виду какой-то другой географический ориентир. По мнению В.Ф.Миллера, Муром в былинах явился позднейшей заменой города Моровска Черниговского княжества.

Сторонники муромского происхождения богатыря (Д.С.Лихачев, Б.А.Рыбаков и др.) считают, что южнорусский город Моровск, лежавший на пути из Чернигова в Киев, не подходит на роль загадочного «града Морова». По их мнению, расстояние от Моровска до Киева слишком ничтожно, чтобы поездка из него в Киев воспевалась в былинах как богатырский подвиг, а более естественным был путь в Киев из Мурома через Чернигов. Однако, если обратиться к обычной географической карте, то нельзя не заметить, что Муром, Карачев, Чернигов, Моровийск и Киев лежат практически на одной линии. То есть «дорожка прямоезжая» из Мурома неизбежно проходила бы через село Девять Дубов в окрестностях Карачева, где и «гнездился» Соловей-разбойник. Таким образом, Илья Муромец, должен был бы сначала сразиться с Соловьем, поскольку ему никак было не объехать «те леса, Брынские, ту речку Смородинную», а уж затем попасть в Чернигов. Однако, как следует из былины, Илья сначала освобождает Чернигов, а лишь потом отправляется на поиски Соловья-разбойника.

Учитывая, что Моровск был черниговским городом, естественным было, что, прежде, чем отправиться на службу к киевскому князю, Илья должен был сперва послужить Чернигову. Указание на это видим и в самом тексте былины. Так, отец и мать, отпуская Илью по его просьбе в Киев, говорят, чтобы он ехал через Чернигов. По другому варианту былины Илья сам просит у отца благословения ехать в Чернигов и уже из Чернигова отправляется в Киев к Владимиру. Таким образом, нет никакого противоречия между былинами и карачевскими преданиями. Илья выехал из своего родного города Моровска в стольный Киев-град через Чернигов, в окрестностях Карачева сразился с Соловьем-разбойником и с плененным душегубом поехал прямо к великому киевскому князю Владимиру.

С исторической точки зрения сама экспедиция против Соловья-разбойника могла исходить именно из Киева. Соловей-разбойник - это образ богатыря, представителя племени, с которым киевским князьям приходилось вести борьбу. Если принять во внимание, что Соловей-разбойник залег на прямоезжей короткой дороге из Суздальского края в Киев, проходившей через территорию, покрытую густыми лесами, обширными болотами, то можно предположить, что Соловей - образ богатыря племени вятичей или какого-либо из угро-финских племен, живших тут же. Летопись отмечает ряд походов киевских князей на вятичей. Под 966 годом сообщается о том, что Святослав победил вятичей и обложил их данью. В 981 году против вятичей предпринимает победоносный поход Владимир. Когда в 982 году «заратишася» вятичи, Владимир снова пошел на них и опять нанес им поражение. Такого рода столкновения, вероятно, далеко не все отмеченные летописью, должны были породить образ вятичского богатыря, живущего в глухих лесах.

Илья Муромец, побеждая Соловья-разбойника, очищает «дорожку прямоезжую», что имело большое историческое значение и вполне соответствовало исторической дйствительности. Ведь именно эти прямоезжие дорожки (по Днепру - к Черному морю, а по Волге - к Каспийскому) оказывались обычно перехваченными: в X-XIII веках - хазарами, печенегами, половцами, а позднее, с XIII по XVI века, - волжскими или крымскими татарами. Очищение их от «соловьев- разбойников», чинивших разбой на дорогах, было равнозначно подвигу и поэтому воспевалось в былинах. Таким образом, очевидно, в основе былины лежат реальные события - киевская или черниговская экспедиция (или экспедиции), посылаемые княжьей властью против разбойников, а, возможно, также против беглых смердов. Что же касается Мурома, то едва ли город, расположенный - даже если двигаться по прямой линии - за тысячу верст от Киева и являвшийся вначале племенным центром финского племени муромы, фигурировал в древнем эпосе.

Существует еще одна довольно обоснованная версия происхождения прозвища Ильи, связывающая его не с черниговским, а уже непосредственно с киевским периодом деятельности богатыря. Следует помнить, что киевский цикл былин о князе Владимире Красное Солнышко и его богатырях складывался как раз в тот исторический момент, когда перед древнерусским государством остро встал вопрос о защите своих рубежей. Перед лицом надвигающейся со стороны Великой Степи угрозы первоочередной была задача перекрыть врагу подступы к «матери городов русских». И Владимир переходит от политики походов на непокорные соседние народы к планомерному строительству оборонительных сооружений вокруг Киева. Под 988 годом летописец записал: «И рече Володимеръ: «Се не добро есть мало городовъ около Кыева. И нача ставити городы по Десне и по Устрьи, по Трубешеви и по Суле, и по Стугне». Порубежные «города» древнерусского государства не были городами в современном значении этого слова. Они представляли собой укрепленные военные поселения, а на начальном этапе своего существования - деревянные крепости или замки частокольного типа, так называемые заставы, главная задача которых заключалась в своевременном сообщении князьям о нападении кочевников, а также в принятии в своих стенах в лихую годину жителей окрестных поселений.

Было бы ошибкой думать, что князь Владимир лично «ставил городы». т. е. непосредственно занимался их возведением. Осуществление строительства могло быть поручено наиболее опытному и достойному человеку, каким и мог быть Илья. «Под славным городом под Киевом. На тех на степях на рыцарских Стояла застава богатырская. На заставе атаман был Илья Муромец...». За этими строками древнерусской былины сквозь мрак столетий так и проступают очертания неприступных дубовых стен на высоких земляных валах, на которых несут службу дружинники-богатыри, пристально вглядываясь в бескрайние степные просторы. Таким образом, Илья свое прозвище «Муровец» мог получить не по названию какого-то конкретного населенного пункта, а оттого, что возводил оборонительные сооружения, крепостные стены (по-древнерусски «муры») для защиты Киева от набегов кочевников.

Образ Ильи Муромца пережил значительную эволюцию. Илья - крестьянский сын и Илья-казак - это более поздние образы, созданные в XVI-XVII веках на северорусской почве. В реальности же он, по-видимому, был киевским воеводой или великокняжеским дружинником. Смутное время наложило на него свою печать, сделав его «казаком», и, наконец, на дальнем Севере он оказался крестьянским сыном. Кроме того, за свою долгую жизнь образ Ильи Муромца в былинном эпосе расширился за счет других богатырей, вытеснив их из некоторых сюжетов, и, несомненно, привлек к себе значительное количество различных бродячих сюжетов.

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ
ИЛИЯ ПЕЧЁРСКИЙ

Илья Муромец

Илья Муромец, или Илья Муровец (полное былинное имя - Илья Муромец сын Ивана, или Илья Муровец сын Ивана) - один из главных героев древнерусского былинного эпоса, богатырь, воплощающий народный идеал героя-воина, народного заступника.
Фигурирует в киевском цикле былин: «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Илья Муромец и Идолище Поганое», «Ссора Ильи Муромца с князем Владимиром», «Бой Ильи Муромца с Жидовином». Российскими историками считается, что родина Ильи Муромца - село Карачарово под Муромом. Большинство былин про Илью Муромца начинаются со слов: «Из того из города из Мурома, из того ли из села из Карачарова...».

Прототипом былинного персонажа считается исторический богатырь по прозванию «Чоботок» («Чибато»), родом из Мурома, принявший монашество в Киево-Печерской лавре под именем Ильи.



Поклонный крест, часовня и источник Ильи Муромца в Карачарово

Предполагают, что родился он около 1143 г. в селе Карачарово под Муромом во Владимирской области в семье крестьянина Ивана, Тимофеева сына и его жены Евфросиньи, дочери Якова. Народное предание отождествило его со знаменитым богатырем Ильей Муромцем, о котором складывались многочисленные былины.

Специалисты по останкам установили, что мужчина обладал сильно развитой мышечной системой. Рентгеноскопические исследования показали, что на ключице и ребрах имеются следы сросшихся прижизненных переломов. Это свидетельствует о том, как нелегко было богатырю добывать свои победы. В поясничном отделе - искривление позвоночника вправо, дополнительные отростки на позвонках, ущемлявшие нервы спинного мозга. Этот недуг и вынудил богатыря «сиднем сидеть на печи», как говорят былины, «тридцать лет и три года»:
Он сидел-то на печеньке-то тридцать лет,
Не имел при себе он как ведь рук-ле, ног».
По мнению экспертов, в молодости мужчина перенес паралич конечностей.
Травма позвоночника была устранена, что позволило ему восстановить подвижность ног. Недуг проявлялся и в зрелом возрасте: забодевание, видимо, ограничивало подвижность. Ростом был 177 см.



Скульптурный портрет Илии Печёрского

С детства и до 30 лет Илья был парализован, а потом чудесным образом получил исцеление от трех вещих старцев - калик перехожих (нищих странников), - которые предсказали, что «смерть ему на бою не писана».
После чудесного исцеления он переходит в православие и выбирает себе новое имя Илья. Предположительная фамилия - Гущин.
Взяв родительское благословение, -
«Ой ты, гой еси, родимый, милый батюшка!
Дай ты мне свое благословеньице,
Я поеду во славный стольный Киев-град (стольным градом был в это время Владимир) -
Помолиться чудотворцам киевским,
Заложиться за князя Владимира (?),
Послужить ему верой-правдою,
Постоять за веру христианскую», -
Заложиться - поступить на службу.

Илья много лет состоял в дружине киевского князя, был «первый богатырь во Киеве», не знавший поражений.
Возможно, что Илья поступил на службу не киевскому князю (Великий князь киевский: 1113 - 1125 гг.), который умер в 1125 г., а владимирскому князю (1155-1169 гг. - князь суздальско-ростовский, 1169 - 1174 гг. - князь Владимирский).

Москва в то время входила в состав Владимиро-Суздальского княжества.
Гнездо Соловья-разбойника Одихмантьева сына, что у реки Смородины, у камня Леванидова, по древней традиции, было устроено в черте современного города Москвы, более того: в древнем бору, что некогда шумел на Боровицком холме, а именно - на месте Кремля. Москва расположена на болоте («у грязи чёрной»). Есть свидетельство и того, что саму Москву-реку в древности именовали Смородиной. Часто в былинах и народных песнях реку Москву называют Смородинкой. Именно такое её древнее имя приведено в рукописи «Пантеон Российских государей», где сказано о том, что князь Олег Вещий приезжал к реке Смородинке или Самородинке и основал (или обустроил) город Москву. Леванидовым камнем можно считать знаменитый камень Велеса, что находился с древнейших времён на Боровицком холме и почитался москвичами вплоть до XIX века. Возможно, что «сырой бор», в котором сидел Соловей-разбойник, и находился тогда на Боровицком холме. См. .

8 марта 1169 г. войска союзных князей во главе с сыном Андрея Боголюбского Мстиславом овладели Киевом. В это время в Киеве правил князь Мстислав Изяславович. Город был разгромлен и сожжён. Учавствовавшие в походе половцы не щадили даже церковные сокровища. Русские летописи рассматривали это событие как заслуженное возмездие: «се же здеяся за грехи их, паче же за митрополичью неправду». Город был взят приступом «на щит», чего прежде русские князья никогда не делали по отношению к Киеву. Киевский князь Мстислав бежал. Победители два дня грабили его, не было ничему и никому помилования. «Были в Киеве тогда,- говорил летописец,- на всех людях стон и тоска, плач неутешный и скорбь непрестанная».
Вполне возможно, что и Илья Муромец, исцелившись, принимал участие в этом походе, после чего остался в Киеве.

Илья Муромец прославился многочисленными воинскими подвигами и невиданной силой, которую использовал только для борьбы с врагами Отечества, защиты русских людей и восстановления справедливости. А обиды тогда было от кого терпеть: в степях рыскало «Идолище поганое» (так называли печенегов), леса облюбовали соловьи-разбойники, с хазарской стороны грозил «Жидовин проклятый»…
Все сказания свидетельствуют об истинно христианском смирении и кротости Ильи Муромца, величавом спокойствии и мире душевном: «Я простой русский богатырь, крестьянский сын. Я спасал вас не из корысти, и мне не надо ни серебра, ни золота. Я спасал русских людей, красных девушек, малых деточек, старых матерей. Не пойду я к вам воеводой в богатстве жить. Мое богатство - сила богатырская, мое дело - Руси служить, от врагов ее оборонять».
Получив в одном из боев с половцами неизлечимую рану в грудь и повинуясь зову сердца, Илья принял монашеский постриг в Киево-Печерском Успенском монастыре. В то время так поступали многие воины, заменяя меч железный мечом духовным и проводя свои последние дни в сражении не за земные ценности, а за небесные.
Отсутствие в Киево-Печерском патерике жития преподобного Илии косвенно свидетельствует о том, что в иноческих подвигах святой воин успел провести не так много времени. Это дает основание предположить, что его постриг пришелся на время игуменства преподобного Поликарпа Печерского (1164-1182 гг.).

Скончался Илья около 1188 г. в возрасте 45 лет.
С. Хведченя, ученый из Киева, считает, что тот жил с 1143 по 1203 гг.
Исследователи выявили и признаки, характерные для болезни Ильи: увеличение некоторых частей тела, как, например, размеров кисти руки по сравнению с длиной плеча, широкое лицо. Последнее вызвало трудности в определении расовой принадлежности, поскольку измененные болезнью пропорции черепа могут быть отнесены как к монголоидному, так и к европеоидному типу. Следует заметить, что «широколицесть» напоминает и о финно-угорских народах. На теле мужчины обнаружили несколько прижизненных колотых ран. Серьезными были две: пробитая ладонь левой руки и колотая рана в области сердца, которая и стала причиной смерти богатыря.

В былинах же богатырь погибает по-разному: или в битве с татарами, или усмиряя взбунтовавшихся язычников. В некоторых вариантах сказаний богатыри не умирают, а уходят из жизни временно, превращаясь в камни. Когда же в тяжелый час в них возникает нужда, они оживают и помогают людям. Этот мотив часто встречается в мировом фольклоре. В русском народном творчестве он, как правило, имеет морально-религиозную оценку. Илья Муромец, например, окаменевает после того, как, уйдя в киевские пещеры, раздает найденное богатство на строительство храмов:
И воздвигнул живот во славный Киев
И построил он церковь соборную.
Тут Илья и окаменел,
И поныне его мощи нетленные.

По иной версии богатырь стал жертвой междоусобных войн. Во второй половине XII в. вокруг киевского «великого престола» развернулась жестокая борьба. Достаточно сказать, что с 1169 по 1181 гг. поменялось восемнадцать князей!

С. Хведченя попытался реконструировать последний бой богатыря.
Анализируя характер ран на теле святого и возможное их соответствие разным видам оружия, исследователь пришел к выводу, что в последней схватке Илья сражался с двумя противниками. Щита у него не было. Врагам удалось сбить Илью с ног - видимо, сказалась болезнь, сковывавшая его подвижность. После этого один из нападавших ударом боевого ножа пригвоздил левую ладонь богатыря к земле, а второй сверху пронзил грудь Ильи копьем. Былины, кстати, отмечали, что Илью Муромца ноги не раз подводили в бою:
Поскользит у Илейка ножка левая,
Пал Илья на сыру землю.
Сел нахвальщина на белы груди,
Вынимал кинжалище булатное.

По некоторым сведениям, первоначально Илья Муромец был захоронен в приделе главного храма Киевской Руси - Софии. Посол австрийского императора Рудольфа II Эрих Лясота в 1594 г. отметил в путевых дневниках: «В другом приделе (Софийского собора) была гробница Ельи Моровлина, он был знатный герой, или как говорят богатырь, гробница эта ныне разрушена». Позже прах его перенесли в Ближние пещеры Киево-Печёрской лавры, где он находится и сейчас. Хотя по данным комиссии 1990 г. по изучению останков святого, тело могло мумифицироваться только будучи изначально захороненным в лаврских пещерах.
Преп. Илия почивает в молитвенном положении, сложив персты правой руки так, как принято и теперь в Православной Церкви - три первые перста вместе, а два последних пригнув к ладони. В период борьбы со старообрядческим расколом (XVII-XIX вв.) этот факт служил сильным доказательством в пользу трехперстного сложения.
В XVIII веке паломник Леонтий оставил такое свидетельство: «Видехом храброго воина Илию Муромца в нетлении под покровом златым; ростом - яко нынешние крупные люди; рука у него левая пробита копием, язва вся знать (видна), а правая изображена крестным знамением».

Был причисленный к лику святых православной церкви как «преподобный Илия Муромец - Илия Печерский .

Илья Муромец был официально канонизирован в 1643 г. в числе еще шестидесяти девяти угодников Киево-Печерской лавры. Русское воинство считает святого богатыря своим покровителем.
Память по церковному календарю - 1 января по н.с.

Мощи покоятся в Ближних Пещерах Киево-Печерской лавры. Надгробная плита Ильи Муромца расположена возле могилы Столыпина.


Мощи Илии Печерского



Киево-Печёрская лавра

«Надгробный» комплекс Ильи Муромца создан в муромском Спасо-Преображенском монастыре.


Трапезная церковь Покрова Богородицы в

В трапезной церкви Покрова Богородицы в гробнице под сенью находится резная фигура из дерева, выполненная муромским художником С. А. Субботиным при консультации С. А. Никитина. Святой изображен в монашеских ризах. Рядом лежит новодельный меч. В серебряном ковчеге в виде кисти левой руки находится частица мощей, привезенная из Киева. Рака преподнесена в дар Попечительским советом Муромского Спасского монастыря 2 августа 2006 г. и в тот же день освящена Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.




Образ Ильи Муромца с частицей его мощей в церкви Покрова Богородицы Спасо-Преображенского Монастыря



Спасо-Преображенский собор в Муроме

Военнослужащие Ракетных войск стратегического назначения и Погранслужбы России, а также части специального назначения считают святого богатыря своим небесным покровителем. В 1998 г. на территории Главного штаба Ракетных войск в Подмосковье был построен и освящен храм во имя преподобного Илии Муромца. В алтаре храма находится икона святого с частицей мощей из Киево-Печерской лавры.



Храм во имя преподобного Ильи Муромца при Главном штабе ракетных войск

Украинская Православная Церковь Московского Патриархата учредила орден преподобного Илии Муромца, которым награждаются священнослужители и миряне, отличившиеся жертвенным служением Богу и Отечеству, в том числе и в «горячих точках».


Орден преподобного Илии Муромца

«Былинный камень» у въезда в Муром

У въезда в город поставлен «Былинный камень» с изображением Ильи Муромца (скульптор С. Н. Николаев, архитектор Н. А. Беспалов). Прообразом его стал сувенир, изготовленный в подарок члену президиума ЦК КПСС Д. Ф. Устинову.


Памятник Илье Муромцу в Муроме

Памятник Илье Муромцу работы скульптора В.М. Клыкова был поставлен в 1999 г. в городском парке, на высоком берегу Оки. Былинный герой изображен здесь в облике богатыря-инока: в шлеме и кольчуге, из-под которой видна монашеская риза. Правой рукой он держит высоко поднятый меч, а левой - крест, прижимая его к груди. Воинственный жест Ильи Муромца не случаен - здесь, на берегу Оки, проходила в древности граница русских земель.


«Грифон» - фрагмент памятника Илье Муромцу

Своеобразная «иллюстрация» к одному из его деяний в Муроме лежит во дворе местного музея. Это гигантский дубовый пень, у которого стоит табличка: «По преданию Илья Муромец такие дубы с корнем вырывал, да в Оку их кидал и изменил русло реки».

Беспрецедентно большое число сюжетов, посвящённых Илье Муромцу, даёт уникальную возможность представить в более или менее цельном виде биографию этого богатыря (как представлялась она сказителям).
Согласно былинам, богатырь Илья Муромец до 33-х лет (возраста, в котором погиб и воскрес Христос) «не владел» руками и ногами, а затем получил чудесное исцеление от старцев (или калик перехожих). Они, придя в дом к Илье, когда никого кроме него не было, просят его встать и принести им воды. Илья на это ответил: «Не имею я да ведь ни рук, ни ног, сижу тридцать лет на седалище». Они повторно просят Илью встать и принести им воды. После этого Илья встаёт, идёт к водоносу и приносит воду. Старцы же велят Илье выпить воду. Илья выпил и выздоровел, после второго питья ощущает в себе непомерную силу, и ему дают выпить третий раз, чтобы уменьшить её. После, старцы говорят Илье, что он должен идти на службу к князю Владимиру. При этом они упоминают, что по дороге в Киев есть неподъёмный камень с надписью, который Илья тоже должен посетить. После, Илья прощается со своими родителями, братьями и родными и отправляется «к стольному граду ко Киеву» и приходит сперва «к тому камени неподвижному». На камне был написан призыв к Илье сдвинуть камень с места неподвижного. Там он найдёт коня богатырского, оружие и доспехи. Илья отодвинул камень и нашёл там всё, что было написано. Коню он сказал: «Ай же ты конь богатырской! Служи-ка ты верою-правдою мне». После этого Илья скачет к князю Владимиру.
В былине «Святогор и Илья Муромец» рассказывается, как Илья Муромец учился у Святогора; и умирая, тот дунул в него духом богатырским, отчего силы в Илье прибавилось, и отдал свой меч-кладенец.



В.M. Васнецов. Три богатыря.

В средних и южных частях России известны только былины без прикрепления Ильи Муромца к Киеву и кн. Владимиру, и наиболее популярны сюжеты, в которых играют роль разбойники (Илья Муромец и разбойники) или казаки (Илья Муромец на Соколе-корабле), что свидетельствует о популярности Ильи Муромца в среде вольнолюбивого населения, промышлявшего на Волге, Яике и входившего в состав казачества.
Прозаические рассказы об Илье Муромце, записанные в виде русских народных сказок и перешедшие к некоторым неславянским народам (финнам, латышам, чувашам, якутам), также не знают о киевских былинных отношениях Ильи Муромца, не упоминают князя Владимира, заменяя его безымянным королем; содержат они почти исключительно похождение Ильи Муромца с Соловьём-разбойником, иногда и с Идолищем, называемым Обжорой, и приписывают иногда Илье Муромцу освобождение царевны от змея, которого не знают былины об Илье Муромце.
Нередко встречается смешение Ильи Муромца с Ильёй пророком. Смешение это произошло и на предполагаемой эпической родине Ильи Муромца, в представлении крестьян села Карачарово (близ Мурома), причём в рассказах этих крестьян отношения Ильи Муромца к Киеву и князю Владимиру вовсе не упоминаются. Исследование эпической биографии Ильи Муромца приводит к убеждению, что на имя этого популярного богатыря наслоилось много сказочных и легендарных странствующих сюжетов.
Богатырь Илья является героем не только русских былин, но и германских эпических поэм XIII века. В них он представлен могучим витязем княжеского рода Ильёй русским.

Образ небесного воина

До рубежа XVII-XVIII вв. икон Ильи практически нет. Исключением является гравюра к изданию Киево-Печерского патерика 1661 г., не вошедшая в него. Илья изображен на фоне входа в Антониевы пещеры. Он стоит с воздетыми руками, полуобнаженный, с непокрытой головой. На плечах - плащ пустынника. А по иконописным подлинникам (правилам, предписывающим, как писать святых) XVIII в. его полагалось изображать иначе:
«Надседъ, брада Феодосиева, разсохами. Власы с ушей на плечах. Клобукъ чернъ. Риза преподобн. Исподь вохра».
Так Илья предстает на ряде гравюр XVII-XIX вв. с киево-печерскими святыми.
Образцом для всех последующих является гравюра на меди Иосифа Гошемского. Здесь Муромец подобен другим преподобным «дванадесяти муровщикам Киево-Печерским». Известны схожие иконы и складни XVIII-XIX вв.
Образ Ильи Муромца размещен над гробницей с мощами в Ближних пещерах Киево-Печерской Лавры.



Copyright © 2015 Любовь безусловная