Собор святой софии история. История храма святой софии константинопольской

стал кульминационным архитектурным моментом, отражающим состояние Византии в VI веке. С этого момента имя св. Софии неразрывно связано с судьбой Восточной Римской империи, вплоть до ее гибели в сер. XV века.

Константинопольская София – смелость размеров, гармония частей, прочность и вместе с тем необыкновенная легкость, а также обширный плоский купол – наглядно демонстрирует высоту древнего византийского искусства, которое «объединило пышную зрелищность и утонченный спиритуализм в единую художественную систему, строго каноническую, проникнутую духом торжественного и таинственного церемониала»2. Духовное блаженство, совершенство горнего мира находили свое отражение в блеске и парадности, золоте и мраморе, красочности и сиянии. И вместе с тем эта роскошь, эта зрелищность так хорошо отвечала вкусам богатого, знающего толк в наслаждениях двора.

Даже во время завоевания Константинополя сохранилось лишь несколько мозаик периода строительства. Вероятно, не было мозаики с изображениями человека или животных до византийской картины. Декоративная мозаика оставалась в боковых комнатах и ​​на галерее.

Немного, которое не было разрушено во время и после преобразования в мечеть, теперь подвергается снова. Он показывает Марию с ребенком вместе с императором Константином, ее Константинополем и Императором Юстинианом, который вручает ей Собор Святой Софии. Самые старые сохранившиеся фигуративные мозаики века расположены на северной стене щита. На выставке присутствуют Иоанн Златоуст, Игнатий Младший и Игнатий Фоофор из Антиохии. Убежище украшено серафимом на Пендентицвицкельне. Причастные благословения Пантократора в Куппельзените были уничтожены завоевателями.

Символом духовного обновления Римской империи с принятием христианства становится город Константинополь, названный именем основавшего его императора, св. равноапостоль-ного Константина Великого. Новая столица империи находилась на границе Европы и Азии, на берегу моря, удобного для торговли и сообщения, посреди плодородных цветущих холмов и долин.

В «Апсиде» также есть Мадонна, а недалеко от Архангелов Гавриил и Майкл. После протестов имамов мозаика была перекрашена спустя короткое время. Как было показано в более позднем повторном открытии, в то же время было повреждено больше мозаик, а некоторые даже полностью уничтожены.

Стены, покрытые мрамором и порфировыми плитами до хранилища, были размещены таким образом, что их узор удвоил зеркальное отражение. Пол покрыт плитами из Проконского мрамора. Перед вторым столбом справа находится прямоугольный омфалион из черных, зеленых и красных мраморных плит, который обозначает место, которое Император занимал во время литургии.

Довольно скоро Константинополь приобретает черты римского города: были воздвигнуты два императорских дворца, построены цирк, ипподром, амфитеатр, портики на площадях, бани, водопроводы, фонтаны. На главной площади была поставлена привезенная из Рима порфировая колонна; вдоль улиц вытягиваются вереницей статуи богов, взятые из языческих алтарей и потерявшие теперь свое сакральное назначение. Тут находились и Аполлон Пифийский, и треножник Дельфийский, и музы Геликона, и обитатели Олимпа. Но церкви, устроенные на месте языческих храмов, и крест, царствующий повсюду, говорят нам, что это город христианский.

Есть также источники, которые сообщают о двенадцати пожертвованных колоколах. Маленькая колокольня на западном фасаде, вероятно, была построена только во времена крестоносцев и осталась в церковном ортодоксальном ритуале, что звон колокола во время службы. Турецкие завоеватели полностью уничтожили колокол.

В знаменитом греческом жалоб на захват Константинополя турками сообщается 300 колоколов и 62 колоколов, которые должна была владеть Собор Святой Софии. Базилика Святой Софии ночью. Это величайший и наиболее парадигматический пример византийской архитектуры, чье имя означает «Святая Мудрость». Следует отметить, что с этим императором Византийская империя прожила свой первый золотой век: она восстановила территории, принадлежавшие Римской империи, составляла законы и выполняла обширную конструктивную программу.

Кто дал имя храму святой Софии, неизвестно. Во всяком случае, в IV веке его уже называли Софией. Протоиерей Г. Флоровский говорит, что "нетрудно сказать, как понимали это имя христиане того времени. Это было имя Христа, Сына Божия, под этим именем предвозвещенного в Ветхом Завете (прежде всего в книге Притч), которое затем повторяет апостол Павел (1 Кор 1:24). В IV веке много говорили и спорили о Божественной Премудрости. <...> Эта была основная экзегетическая тема в спорах православных и ариан, и обе стороны были согласны, что Божественная Премудрость <...> есть Сын Божий. Такова была богословская традиция. <...> В известном символе Григория Чудотворца Христос называется Словом и Премудростью и Силой... Вряд ли можно сомневаться, что воздвигнутый в IV веке храм Премудрости был посвящен Христу, Воплощенному Слову. И напрасно догадываться, не посвящали ли тогда храмов отвлеченным идеям... Во время правления Юстиниана, когда империю терзали напряженные христологические споры, опять-таки уместнее было посвятить «великую церковь» Христу, Премудрости и Слову. Во всяком случае, впоследствии в Византии всегда и неизменно считали Константинопольскую Софию храмом Слова. В этом отношении особенно характерно известное сказание о построении Юстинианова храма. <...> Здесь рассказывается о явлении Ангела, «стража храма», который клялся именем Софии – «и потому получил храм именование: Святая София, что значит: Слово Божие»... Не следует спрашивать, в какой день совершался «престольный праздник» в Юстиниановой Софии. И много позже Юстиниана еще не существовало престольных или храмовых праздников в современном смысле. <...> Храмы посвящались Христу или Богоматери, но при этом еще не выделялся какой-нибудь один определенный праздничный день из общего годичного круга <...>. Вообще же годичный праздник каждого храма совершался в день «отверзения врат», в годовщину освящения или «обновления» храма. В Константинопольской Софии праздник обновления совершался в канун Рождественского сочельника, 23 декабря, – так как храм был освящен впервые 25 декабря (537 г.) и обновлен после восстановления купола 24 декабря (563 г.). В службе на день обновления по Типику Великой Церкви X в. мы не находим никаких особенностей, которые бы указывали именно на Софийский храм, на определенное его посвящение. Служба совершается о покровении града вообще. С течением времени в Византии как бы забывают об особенном посвящении Великого храма, который стал национальным святилищем и святыней. Он стал для византийцев храмом вообще, храмом по преимуществу, средоточием всех молитвенных памятей и воспоминаний. И вместе с тем стал символом царства, символом царственного достоинства и власти – «мать нашего царства», говорит о Софии уже Юстиниан... "5

Скорость, с которой строилась Санта-София, была обусловлена ​​как наличием достаточных экономических ресурсов, так и используемой конструктивной системой и личной приверженностью базилиса. На переднем плане - обелиск Феодосия. Особенно в религиозных зданиях нужно изучать византийское искусство, а храм язычества, очень простой внутри, пожертвовал всем красотой, гармонией внешних форм, христианской церковью. Место встречи, предназначенное для того, чтобы содержать постоянно растущую толпу, искало все, что могло поднять и поразить души верующих, византийский архитектор, находя априори формулу христианского искусства, применил себя к производству новые эффекты, связанные с обновлением внутренней структуры, неопределенным расширением перспективы по высоте, как по глубине, богатством украшения стен и хранилищ.

На месте будущей Софии император Константин Великий построил небольшую церковь-базилику. Храм был богато украшен: редкий мрамор, серебро, золото, мозаики. Но освящен он был уже при императоре Констанции, в 360 году. Констанций увеличил храм так, что современники стали называть его «великой церковью». В 404 году из-за народных волнений при императоре Аркадии, по поводу изгнания из столицы св. Иоанна Златоуста, базилика погибла в пожаре. Император Феодосий Младший в 415 году отстроил церковь заново. В 532 году при императоре Юстиниане вспыхнуло народное восстание, известное под названием «Ника», в результате которого погибло 35 000 человек. Погиб в огне и многострадальный храм Софии. Восстание было подавлено. После этого Юстиниан на месте сгоревшей базилики решил воздвигнуть великолепный храм, который своими размерами и пышностью затмил бы все, что было построено в Константинополе до него.

В Риме строители упорствовали в сохранении для церквей типа старой латинской базилики; в Константинополе, купола, изогнутые друг против друга, аркады были выдолблены таким образом, чтобы повсюду воздух и свет, и в конце концов искусство было рождено поистине христианским вдохновением. Именно под Юстинианом это искусство нашло окончательную формулу и произвело ее шедевр: базилику Святой Софии.

Собор Святой Софии, очевидно, является высшим выражением византийской архитектуры. Преподобный свидетель прошлого величия, этот чудесный памятник, который на протяжении веков был гордостью восточного христианства и который на протяжении почти пяти веков является священным святилищем ислама, мы говорим, что Святой Софии предлагает точка зрения истории и искусства, неисчерпаемый источник вдохновения.

Johann Martin Bernatz (1802—1878) The Hippodrome, Constantinople

Закладка фундамента состоялась 23 февраля 532 года, а строилась святая София всей империей. В Константинополь прибыли драгоценности, взятые из развалин языческих храмов, терм, портиков, дворцов Азии, Греции, островов Архипелага Италии. Ефесский претор прислал восемь колонн зеленого с черными пятнами мрамора, взятых из храма Дианы. Римская знатная госпожа Марция пожертвовала восемь изящных порфировых колонн из храма солнца в Бальбеке. Можно было также видеть редчайшие украшения, привезенные из Троады, Кизика, Афин и Циклад; белый с розовыми жилками мрамор Фригии, зеленый мрамор Лаконии, голубой – Ливии, красный гранит Египта, порфир Саиса. Все доходы империи за пять лет не покрыли расходов на сооружение храма. Например, только на амвон и хоры был потрачен годовой доход от Египта. Строительство храма разорило народ, даже чиновникам перестали выплачивать жалование.

В соответствии с римской традицией, сначала была только длинная базилика с деревянной крышей. Вскоре была признана недостаточность этого здания, которая должна была быть увеличена в результате. Это была жертва пламени под властью Аркадия, когда Златоуст был отправлен в изгнание, и последователи этого почитаемого человека поднялись на его сторону. Феодосий Младший воскресил ее. Она снова была сведена к праху под Юстинианом во время бедствий, вызванных ссорами Зеленых и Блюза (бунт Ника). Император сразу задумал идею перестроить его на большой площади и с роскошью, неизвестной ранее.

Karl Kaufmann (1843—1901) Constantinople

Император поручил строительство двум архитекторам: Анфимию из Тралл и Исидору из Милета. Траллы и Милет – древнейшие греческие города в Малой Азии, процветающие богатые торговые и культурные центры того времени. Анфимий отлично знал механику, а Исидор был превосходный ваятель. Первому понадобилось неполных два месяца для создания проекта и подготовки к строительству. Само же строительство продолжалось 5 лет, 10 месяцев и 10 дней – сообщают византийские летописи.

Юстиниан хотел получить памятник, которого никто другой не смог бы сравнить. Работа началась сразу, а 23 февраля, всего через сорок дней после пожара, первый камень был заложен с первого часа дня. Он стимулировал рвение каждого из присутствующих или лестную речь. Целая серия анекдотов прилагается к покупке земли, на которой была построена Собор Святой Софии. Правая часть неф принадлежала евнуху, левая часть - сапожнику. Бывший добровольно отказался от своей собственности, последний требовал в два раза своей ценности и, более того, привилегии быть аплодированным как император на ипподроме в дни великих рас.

Auguste Etienne Mayer (1805 -1890) Brest Ansicht von Konstantinopel

Под начальством каждого архитектора состояло 100 мастеров-каменщиков, и каждому из них было дано в распоряжение по 10 работников. Таким образом 5000 работников было приставлено к правой стороне здания и 5000 – к левой. Работы шли равномерно и правильно. За строительством наблюдал сам император: он нередко приходил к месту постройки в простой льняной одежде и осматривал материалы, мастерские, поощрял и награждал рабочих. Дно рвов, которые были вырыты для закладки фундамента, было покрыто особым раствором извести, очень быстро приобретавшим крепость железа. Столбы, предназначенные для опоры купола, клали из больших глыб известкового камня, связывая их свинцовой заливкой и железными полосами. Стены строили из особых кирпичей, которые уменьшали тяжесть громадного купола. Эти кирпичи были сделаны из родосской глины и так легки, что по просушке дюжина их весила не более одного обыкновенного кирпича. На них были оттиснуты слова: «Господь да поможет».

Земля, где был поставлен алтарь, принадлежала швейцарец Антиох, который тоже не думал продавать его. Но, поскольку он обожал гонки, Стратегиус, доверенное лицо Императора, запер его незадолго до открытия игр, и Император согласился отпустить его только после того, как он подписал контракт. в присутствии всех зрителей, собравшихся на террасах ипподрома.

На месте баптистерия был дом вдовы по имени Энн. Этот дом оценивался в 85 фунтов; но вдова ответила, что ее дом не продается, хотя ей предложили пятьдесят центов золота. Император сам пошел искать ее, умоляя ее дать ему свою землю. Вдова, дотронувшись до слез такой снисходительности, упала на колени, заявив, что она бесплатно оставит свою собственность, если ее похоронят рядом с церковью, чтобы получить ее оплату по цене последнего суд, и император пообещал это ему.

Eugène-Napoleon Flandin (1803—1876) The Sehzade Mosque in Laleli, Constantinople

План купола был очень сложным и казался невыполнимым. Правда, и раньше строили широкие купола. Но этими куполами увенчивались кругообразные здания (Пантеон Агриппы в Риме), поэтому купол опирался со всех сторон на стены. Купол же св. Софии предполагалось воздвигнуть на строении в форме квадрата. Это было достигнуто следующим образом: четыре массивные столба, установленные в квадрат, были перекрыты со всех сторон арками. Промежутки между соседними арками были заполнены сводами в форме надутых треугольных парусов. Верхние ребра этих парусов создали, соединившись, в плане форму круга, на который и легло основание полусферического купола. Этот прием стал впоследствии применяться во всех православных храмах.

Другие легенды касаются некоторых деталей строительства. План был дан императору ангелом во время его сна. В другой раз, посланник с небес, в форме евнуха, появился ребенку, который в их отсутствие охранял инструменты ремесленников, приказывая ему назвать рабочих, которые замедлялись; поскольку мальчик отказался отдать свое место, он клялся вечной мудростью, что он будет держать инструменты до тех пор, пока он не вернется. Ребенок предстал перед Императором, все евнухи дворца были вызваны; Ребенок не нашел среди них своего незнакомца.

Император верил в вмешательство ангела и отправил ребенка, наполненного подарками, но он приказал ему уйти из своей империи, чтобы ангел мог его обещание навсегда. И именно на этом событии церковь получила название Божественной Мудрости. Во время поднятия хранилища, который доминирует над главным алтарем, между Юстинианом и его архитекторами возник спор, должен ли свет падать на один или два окна. Ангел снова появился, одетый на этот раз с императорским фиолетовым, и приказал три окна в честь Святой Троицы.

Храм был сооружён всего за пять лет (532-537). Внешне он отличался простотой и не казался слишком большим. Но интерьер производил совсем иное впечатление. Перед взором вошедшего неожиданно открывалось грандиозное подкупольное пространство. Храм казался верующим чем-то непостижимым, нерукотворным. Особенно сильное впечатление производил вознесённый высоко вверх огромный купол диаметром 31,5 м.

Здание было завершено до купола, золота не хватало, чтобы покрыть его. Ангел вернулся снова, привел мулов сокровищ в подполье и поручил им 80 центнеров драгоценного металла. Эти истории свидетельствуют о сильном впечатлении от воображения толпы. Строительные работы и само здание были описаны в любопытном стихотворении Пола Ле Синтайра, интимного советника Юстиниана.

Стены и своды были построены из кирпича, колонны из известняка; Драгоценный мрамор, гранит, порфиры повсюду были использованы в изобилии. Образы Христа, Пресвятой Богородицы, Апостолов и Евангелистов в мозаике из цветного стекла на золотом фоне. Для хранилища купола, легкость и смелость которых были изумительны, он использовался с учетом длины диаметра белых кирпичей, настолько светлых, что обычная плитка составляла двенадцать из них. ссылаясь на 6-й стих псалма 45: «Бог среди нее, она непоколебима».

    Как же удалось зодчим представить камень лёгким, почти невесомым? Архитекторы Анфимий из Тралл и Исидор из Милета распределили тяжесть купола собора на 4 мощных столба посредством арок, перекрывающих промежутки между этими столбами, а также парусов - треугольных поверхностей между арками и нижними краями купола. Изобретение таких парусов было большим архитектурным достижением того времени. Зодчие искусно замаскировали массивные столбы, сделав их почти незаметными зрителю. Появилось обманчивое ощущение, что купол легко возносится, поддерживаемый только арками и парусами. Многочисленные окна прорезаны в основании купола с таким расчётом, что простенки между окнами почти не видны и купол кажется парящим над зданием. В конце X века послы русского князя Владимира побывали в соборе Святой Софии и так вспоминали об этом: «...не знали - на земле или на небе мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой...» Не случайно именно Софии - Премудрости Божией были посвящены величественные соборы, построенные в XI веке в Киеве и Новгороде.

Ослепительная внутренняя отделка

После каждого слоя из двенадцати кирпичей хранились мощи, а священники скандировали гимны и просили Бога о завершении и продолжительности церкви. Свидетельство современников о несравненном великолепии внутреннего убранства бросает вызов самому возвышенному воображению. Юстиниан, опьяненный властью и богатством, украсил храм сказочным богатством. Под куполом голубь Святого Духа был приостановлен. В его теле содержатся и сохраняются хозяева. Согласно греческому обряду, алтарь был отделен от людей перегородкой, украшенной изображениями святых с облегчением; он покоился на двенадцати колоннах золота, три двери, скрытые завесами, привели к Панаге, а в центре церкви стоял Амбон в круглой форме, окруженный барьерами.

Крестово-купольная церковь Богоматери в Салониках. XI в.

Собор Святой Софии остался высшим достижением византийской архитектуры. Возведение столь грандиозного сооружения технически было настолько сложным, что повторить его никто и никогда не пытался. В дальнейшем в византийской архитектуре восторжествовал другой тип храма - крестово-купольный. Купол, поставленный на цилиндрический или многогранный барабан, перекрывал центральную часть здания и опирался на 4 столба, соединённые арками. Своды, примыкавшие к куполу с четырёх сторон, в плане образовывали подобие креста, что и дало название этому типу церквей. Такие церкви оказались удобными для богослужения, достаточно вместительными и прочными. Их в большом количестве строили и в самой Византии, и всюду, куда проникало её влияние, в том числе и на Руси.

Он был увенчан балдахином из драгоценного металла, установленным на восьми колоннах из тонкого мрамора, с золотым крестом весом 100 фунтов, усеянным гранатами и жемчугом, и мраморными лестницами, ведущими к платформе. Стены лестницы и крыши святого места сверкали мрамором и золотом. Именно там священники собрались на великие официальные праздники, и стоял суд. Патенты, ключи, вазы, бассейны, сосуды, все были из чистого золота, все капали драгоценными камнями, книги Ветхого и Нового Заветов взвешивали со своими бранами и золотом, каждый из которых квинталы, золото также были священной утварью и предметами роскоши, которые использовались для церемониального двора, коронаций и других фестивалей: 7 крестов, каждая из которых весила одну квинталь, шесть тысяч гроздь винограда в виде канделябра, так как многие держатели канделябра каждый весом 111 фунтов.