Терапевт: «Своему сыну не сделала ни одной прививки…. Плюсы и минусы вакцинации (прививок)

Существует много мнений о необходимости вакцинации. Наряду с несомненной пользой прививок есть много критических замечаний о том, почему вы не должны получать прививки или разрешать вакцинацию своих детей. Вопрос о том, нужна вакцинация или нет, все еще находится в стадии обсуждения. Есть много плюсов и минусов прививок. Ваше мнение в значительной степени зависит от того, с кем вы общаетесь и кому доверяете в этом вопросе. Рассмотрим основные плюсы и минусы вакцинации.

Плюсы вакцинации

  1. Большинство медицинских работников уверены в эффективности прививок.

Считается, что вакцинация является основной причиной снижения детских болезней. Кроме того, прививки помогают поддерживать здоровье при вступлении во взрослую жизнь.

  1. Предотвратите опасные для жизни болезни.

Многие из инфекционных болезней и эпидемий, которые убивали тысячи людей в прошлом, больше не существуют из-за прививок. Тем не менее, есть еще некоторые страны, в которых сохранились возбудители этих инфекций, поэтому вакцинация является важнейшей мерой предосторожности.

  1. Защитите себя во время путешествий.

Просто потому, что болезнь, такая как корь, больше не существует в США, не означает, что она не существует в других странах. Когда вы получаете прививку, вы получаете защиту от болезней, с которыми вы не можете столкнуться в своей собственной стране.

  1. Получите его один раз и защитите его на всю жизнь.

Как только вы получите вакцинацию, вам больше не придется лечить потенциально опасную для жизни болезнь. Вы также снижаете риски для здоровья, когда получаете надлежащие прививки.

  1. В основном простой и безболезненный.

Хотя есть некоторые прививки, которые вызывают легкую боль в области инъекции, большинство из них безболезненны. Они также очень недороги по сравнению с медицинскими счетами, которые вы могли бы заплатить, если у вас есть контакт с одним из наиболее серьезных заболеваний, таких как полиомиелит и корь.

Минусы вакцинации

  1. Большинство прививок эффективны только на 90-95%.

Хотя вакцинация защитит 95% населения от этой болезни, по-прежнему сохраняется 5% вероятности заболеваемости. Мысль о том, что вакцинация защищает от болезни на 100%, дает родителям ложную надежду. Это позволяет родителям верить, что их ребенок никогда не заразится болезнью, даже если есть вероятность 5-10%.

  1. Некоторые люди более восприимчивы к инфекциям, чем другие.

Ребенок, чья мать употребляла внутривенные наркотики во время беременности, более подвержена гепатиту и другим заболеваниям, чем ребенок, родившийся у матери, свободной от наркотиков.

  1. Невозможно искоренить все болезни.

Совершенно невозможно полностью избавить мир от всех болезней. Они не только постоянно адаптируются и меняются, но разные страны имеют разные болезни. Кроме того, многие заболевают после получения вакцинации. Некоторые считают, что прививки только создают новые болезни.

  1. Противоречие по моральным убеждениям.

Многие люди не верят, что их следует принуждать к принятию принудительных мер. Многие государства допускают освобождение от моральных и религиозных убеждений, однако многие из них требуют, чтобы у детей были определенные прививки перед посещением школы. Это оставляет часть общества в беспорядках, потому что они вынуждены делать то, что, по их мнению, аморально.

  1. Иммунитет длится дольше, если он создан естественными обстоятельствами.

Когда человек заражается болезнью, например ветряной оспой, организму необходимо создать антитела для борьбы с вирусом. Это дает организму шанс создать естественный иммунитет, который длится дольше, иммунитет, приобретенный путем вакцинации.

Вы узнали, в чем заключаются плюсы и минусы вакцинации. Это дает вам возможность сделать правильный выбор в ответе на вопрос делать ту или иную прививку или нет.

Прочитайте еще:

Увеличение заднешейных узлов: причины и лечение

Длительная субфебрильная температура: причины и лечение

Чем отличается врожденный и приобретенный иммунитет?

Эпидемии, бушевавшие в прошлые века, опустошали целые города и местности. Люди не знали, как с ними бороться и спасались от них бегством или уповали на Бога.

Только в XVIII веке голландский ученый Левенгук, сконструировав усовершенствованную модель микроскопа, позволяющего достичь 150-300 кратного увеличения, обнаружил новый мир – мир микроорганизмов. Однако в те времена тот факт, что распространение заразных болезней связано с микроорганизмами, еще не был известен ученым. Первые практические результаты по профилактике инфекционных болезней были получены опытным путем. В 1776 году после многих лет предварительных исследований английский врач Э. Дженнер привил восьмилетнему мальчику материал из оспенного гнойника женщины, зараженной коровьей оспой. Через несколько дней у мальчика повысилась температура, появились гнойники, но затем эти явления исчезли. Когда через 6 недель ему ввели инфекционный материал от больного натуральной оспой, мальчик не заболел. Это первый известный нам пример вакцинации , то есть создания активного иммунитета против инфекционного заболевания путем введения в организм специального препаратавакцины .

Еще через 100 лет (в 1880 году) французский ученый Луи Пастер получил вакцины против куриной холеры, сибирской язвы и бешенства, но, главное, доказал, что ослабленные микробы можно использовать для предупреждения инфекционных болезней. Он назвал такие культуры микробов вакцинами (от латинского vacca – корова), а метод профилактики – вакцинацией, поскольку первый пример успешной вакцинации был связан с возбудителем коровьей оспы. Так в медицине появилось новое направление, которое и теперь успешно используется.

Идеи Пастера развили российский биолог И.И. Мечников и немецкий врач, бактериолог и биохимик П. Эрлих, которые показали значимость фагоцитоза и выработки антител в процессе освобождения организма от микробов. За это открытие оба ученых были в 1908 году удостоены Нобелевской премии.

В конце XIX века благодаря работам по иммунизации кроликов дифтерийным и столбнячным токсином было получено первое эффективное средство – сыворотка для лечения и профилактики дифтерии и столбняка. Эта работа также была удостоена Нобелевской премии.

Сегодня препараты на основе ослабленных живых или убитых микроорганизмов, их отдельных компонентов (антигенных фрагментов клеточных мембран) и продуктов жизнедеятельности находят широкое применение в медицинской практике и используются для предупреждения различных инфекционных заболеваний.

Для того, чтобы легче понять, что представляют собой вакцины, рассмотрим вкратце взаимоотношения между организмом человека и микробами, которые могут либо не иметь последствий вообще, либо проявиться в форме заболевания. Результат зависит от вида и количества микроорганизмов, от состояния человека (его возраста, здоровья, состояния иммунной системы).

Человеческий организм защищается от микробов различными способами. Во-первых, существуют естественные барьеры: кожа и слизистые оболочки, преодолеть которые, если они не повреждены, многие микроорганизмы не в состоянии, поскольку помимо создания чисто механического препятствия (отшелушивание верхнего слоя кожи, движение ресничек и секрета бронхов, чихание, кашель) эти барьеры выделяют вещества, убивающие микробы (соляная, молочная, жирные кислоты, фермент лизоцим и другие). Они обусловливают так называемую естественную неспецифическую устойчивость организма, направленную сразу на многие (если не на все) инфекционные агенты.

Другой вид защиты – специфический иммунный ответ, который мешает развитию только одного вида микроорганизмов и проявляется при попадании микробов во внутреннюю среду организма. Иммунная система начинает взаимодействовать с антигенами возбудителя, его токсинами (ядами) и другими продуктами жизнедеятельности. В бой вступают клетки иммунной системы: фагоциты, лимфоциты и вырабатываемые ими антитела, при этом количество их в организме возрастает настолько, чтобы хватило для обезвреживания “чужака”. После того, как микробы уничтожены и удалены из организма, число фагоцитов и лимфоцитов снова уменьшается до некоего минимального уровня. Но иммунная система уже запоминает этот возбудитель и при повторном его попадании в организм быстро мобилизует свои силы для его нейтрализации. Эти механизмы и лежат в основе невосприимчивости ко многим заболеваниям или, другими словами, иммунитета.

Сформировать и поддерживать иммунитет к таким инфекциям – задача, с которой можно успешно справиться только с помощью вакцин. Тем более в детском возрасте, когда иммунная система еще не совсем сформировалась.

Можно ли создать вакцины на все случаи жизни, против всех известных возбудителей заразных болезней? Вряд ли это осуществимо. Во-первых, микроорганизмы быстро меняют свои свойства, приспосабливаются, и то, что действовало вчера, не обязательно поможет сегодня. Во-вторых, создание такого количества вакцин и проведение вакцинации ими – очень дорогостоящий и длительный процесс, тем более что во многих случаях иммунитет сохраняется относительно недолго и требуется периодически проводить повторную вакцинацию. Наконец, и решать эту задачу в ряде случаев просто нецелесообразно, так как организм может сам, без вакцинации, успешно сопротивляться многим возбудителям.

С помощью вакцин врачи всего мира борются в первую очередь с основными инфекционными болезнями, которые, в противном случае, приобрели бы характер эпидемии . Возглавляет эту работу Всемирная организация здравоохранения, которая разрабатывает и реализует программы иммунизации. Человечество уже избавилось от оспы и чумы , холеры , тифа . На очереди – ликвидация таких часто встречающихся инфекционных болезней как дифтерия , столбняк , туберкулез , полиомиелит , коклюш и корь . На подходе – вакцины от пневмококковой инфекции (пневмония , менингит , средний отит ), от хеликобактериоза , сопровождающегося гастритом , язвенной болезнью желудка и двенадцатиперстной кишки , от малярии , против ротавирусной инфекции, которая обусловливает до 25% всех диарей у детей до 3 лет, и другие.

Человек, которому привили бы все существующие в настоящее время вакцины, был бы защищен более чем от 25 инфекций. Такой человек, очень заботящийся о своем здоровье, за всю жизнь получил бы 467 (мужчина) или 515 (женщина) прививок – по одной в два месяца. Если следы от этих уколов можно было бы расположить в ряд, они образовали бы линию, равную длине руки мужчины ростом 180 см от запястья до подмышечной впадины.

В настоящее время перед иммунологией стоят и новые задачи. Характер эпидемии приобретают вирусные болезниВИЧ-инфекция и синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД) , являющийся терминальной (конечной) стадией ВИЧ-инфекции, гепатит В . Их вызывают очень изменчивые вирусы, бороться с которыми сложно. Тем не менее, для профилактики гепатита В вакцина уже создана и успешно применяется. Разработать вакцину против вируса иммунодефицита человека (ВИЧ) ученые пытаются много лет, но пока это не удается. А между тем число людей, инфицированных ВИЧ, увеличивается каждый год на 3 миллиона человек.

Какие бывают вакцины и как их различают?

Во-первых, по способу получения вакцины классифицируют на живые, инактивированные, химические, искусственные, генно-инженерные и анатоксины.

Живые вакцины получают культивированием микроорганизмов в неблагоприятных условиях или “заражением” невосприимчивых животных; и то и другое очень ослабляет бактерии и вирусы. К ним относятся вакцины против бешенства, туберкулеза, чумы, туляремии, сибирской язвы, полиомиелита, кори, натуральной оспы, желтой лихорадки, эпидемического паротита, краснухи и другие. Эти вакцины вводят, как правило, однократно и они создают стойкий иммунитет, сходный с естественным постинфекционным. Примеры: вакцина от туберкулеза БЦЖ; Эрвевакс – вакцина от краснухи; Приорикс – вакцина от кори, паротита и краснухи.

Инактивированные вакцины готовят из “убитых” микроорганизмов. К ним относятся Хаврикс – вакцина от гепатита А; СолкоТриховак и СолкоУровак – вакцины против инфекций мочеполовых путей (об одной из этих вакцин, а именно о препарате СолкоТриховак, подробнее можно узнать из раздела “Женская страничка. Новое средство для профилактики и лечения гинекологических инфекций” в главе 3.11 ; вакцины против коклюша, лептоспироза, клещевого энцефалита, тифа, холеры, дизентерии и другие. Все они создают, как правило, менее продолжительный (по сравнению с живыми вакцинами) иммунитет.

Химические и искусственные вакцины представляют собой очищенные от примесей антигены микроорганизмов, способные вызывать иммунитет. Примеры: вакцины от гриппа Инфлювак и Флюарикс .

Анатоксины представляют собой обезвреженные яды микробов, которые сохраняют при этом антигенную структуру и способность вызывать развитие иммунитета.

Во-вторых, вакцины различают по количеству содержащихся в них антигенов: моновакцина (против одного вида микроорганизмов), дивакцина (против двух видов микробов) или поливакцина (против нескольких – более двух видов микробов).

Создание вакцин – это сложный и длительный процесс, поэтому появление новой вакцины – не такой уж частый случай. Помимо создания новых вакцин, постоянно ведутся работы по совершенствованию существующих препаратов. Вот только несколько направлений этих работ:

– разработка комбинированных препаратов и препаратов с медленным высвобождением антигенов, позволяющих за одну инъекцию вводить 5-6 и более вакцин и уменьшить число повторных введений;

– повышение активности вакцин для уменьшения необходимых для вакцинации доз;

– создание пероральных вакцин и вакцин вводимых через нос вместо инъекционных;

– снижение способности вакцин вызывать побочные эффекты (повышение температуры тела, отек и другие);

– повышение термостабильности вакцин.

Этими работами занимается Всемирная Вакцинная Инициатива, поставившая себе цель создать комбинированную вакцину, которая могла бы защитить от 25-30 инфекций, вводилась бы однократно внутрь в самом раннем возрасте и не давала бы побочных явлений .

Следует отметить, что проблема вакцинации возможно большего числа (лучше всего, всех) людей не решается не только потому, что не хватает нужных вакцин, но и из-за сложившегося во многих странах предубеждения против их применения. Чтобы преодолеть его, врачам приходится проводить большую разъяснительную работу, убеждать людей в эффективности и безопасности современных вакцин. В России для таких целей создаются Центры вакцинации, сейчас их только в одной Москве около 30.

Делая выбор в отношении вакцинации, необходимо взвесить все доводы “за” и “против”. Попробуем сделать это вместе с помощью следующей таблицы (таблица 3.10.1).

Таблица 3.10.1. “Плюсы” и “минусы” вакцинации
“Плюсы” вакцинации “Минусы” вакцинации
  • Вакцины в первую очередь разрабатываются против потенциально смертельных инфекций (оспа, чума, бешенство, столбняк и другие)
  • Вырабатывается иммунитет против конкретной инфекции, когда велик риск заражения именно ею
  • Значительное снижение риска возникновения заболевания
  • Если инфицирование произошло, заболевание чаще протекает в стертой или легкой форме
  • Минимальный риск развития осложнений после заболевания
  • Экономическая выгода: на 1 рубль, вложенный в вакцинацию, прибыль составляет 4-25 рублей!
  • Поствакцинальные реакции (за рубежом используется термин «предсказуемые события») – недомогание, субфебрильная температура не более 1-2 дней и так далее, – развиваются у 1-15% привитых и не угрожают здоровью человека
  • Осложнения, главным образом, из-за несоблюдения противопоказаний, требований к качеству препарата или технике вакцинации; тяжелые осложнения, чаще на АКДС и БЦЖ, возникают редко (1:120 000 – 200 000 вакцинаций)
  • Некоторые вакцины имеют высокую стоимость и не входят в календарь прививок (грипп, пневмококковая инфекция и другие)

Надеемся, что убедили вас в необходимости проведения вакцинации. И еще хотим предложить вам две “памятки”, которые содержат полезную – на наш взгляд! – информацию, касающуюся вакцинации детей.

Следует сообщить врачу перед вакцинацией:

– о состоянии здоровья ребенка на момент вакцинации. Допускается проведение вакцинации через 10-14 дней после ОРВИ, остаточные явления (кашель, насморк) не являются поводом для отсрочки вакцинации;

– о наличии у ребенка аллергии к аминогликозидам, белку куриного яйца, желатину, пекарским дрожжам. Один из этих компонентов содержится в некоторых вакцинных препаратах (смотри таблицу 3.10.3 “Истинные противопоказания к вакцинации”);

– о возникновении сильной температурной реакции (выше 40 °С), покраснения в месте введения вакцины диаметром 8 см и более или аллергической реакции на предыдущее введение данной вакцины;

– об остром инфекционном заболевании лиц, непосредственно контактирующих с ребенком, в том числе членов семьи; карантине в детском дошкольном учреждении или школе и так далее.

– по возможности, в течение 30 минут после вакцинации оставаться в лечебном учреждении, так как в это время теоретически существует риск развития аллергических реакций, требующих оказания экстренной медицинской помощи;

– следить за самочувствием ребенка в течение первых 3-х дней после введения инактивированных вакцин и 5-10 дней после введения живых вакцин;

– при развитии необычных реакций или осложнений (например, жалобы на боль в суставах или в животе) обратиться к врачу.

Хотим обратить ваше внимание на календарь профилактических прививок, который введен в России с января 2002 года приказом Министра Здравоохранения Российской Федерации (таблица 3.10.2).

Таблица 3.10.2. Календарь профилактических прививок
Возраст Наименование прививки
12 часов Первая вакцинация против гепатита В
3-7 день Вакцинация против туберкулеза
1 месяц Вторая вакцинация против гепатита В
3 месяца Первая вакцинация против дифтерии, коклюша, столбняка, полиомиелита. Гемофильная инфекция*
4,5 месяца Вторая вакцинация против дифтерии, коклюша, столбняка, полиомиелита. Гемофильная инфекция*
6 месяцев Третья вакцинация против дифтерии, коклюша, столбняка, полиомиелита. Гемофильная инфекция*. Третья вакцинация против гепатита В
12 месяцев Вакцинация против кори, эпид. паротита, краснухи
18 месяцев Первая ревакцинация против дифтерии, коклюша, столбняка, полиомиелита. Гемофильная инфекция*
20 месяцев Вторая ревакцинация против полиомиелита
6 лет Вторая вакцинация против кори, эпид. паротита, краснухи
7 лет Вторая ревакцинация против дифтерии, коклюша, столбняка, полиомиелита. Первая ревакцинация против туберкулеза (при отрицательной реакции Манту)
13 лет Вакцинация против гепатита В (ранее не привитым по схеме 0-1-6 месяцев). Вакцинация против краснухи (девочкам, ранее не привитым или получившим только одну прививку)
14 лет Третья ревакцинация против дифтерии и столбняка. Ревакцинация против туберкулеза (при отрицательной реакции Манту). Третья ревакцинация против полиомиелита
Взрослые Ревакцинация против дифтерии и столбняка каждые 10 лет от момента последней ревакцинации

*Гемофильная инфекция: вакцинация разрешена и рекомендована Министерством здравоохранения РФ, но не является обязательной (в силу недостаточного финансирования государственных лечебных учреждений)

Все вакцины (кроме БЦЖ), применяемые в рамках Национального календаря, положенные по возрасту, можно вводить одновременно разными шприцами в разные участки тела.

Отношение к противопоказаниям к вакцинации постоянно меняется – поводов для “отводов” становится все меньше, перечень заболеваний, освобождающих от прививок, становится все короче. И то, что раньше было противопоказанием, например, хронические заболевания, становится показанием к вакцинации. У детей и взрослых с хроническими заболеваниями инфекции, от которых защищают вакцины, протекают значительно тяжелее и часто приводят к развитию осложнений. Например, коклюш у детей с бронхиальной астмой, вирусные гепатиты у детей с заболеваниями печени и так далее. Кроме того, современные технологии не стоят на месте: совершенствуются способы очистки вакцин, уменьшается концентрация балластных веществ в пользу необходимых компонентов. В таблице 3.10.3 обобщены истинные противопоказания к вакцинации.

Таблица. 3.10.3. Истинные противопоказания к вакцинации
Вакцины, импортные аналоги Постоянные (абсолютные) противопоказания Временные
(относительные) противопоказания
АКДС, Тетракок
Новообразования
Прогрессирующая неврологическая патология
Судороги в анамнезе
Сильные реакции* или осложнения на предшествующее введение вакцины
Тяжелые аллергические заболевания (анафилактический шок, рецидивирующий отек Квинке, полиморфная экссудативная эритема, сывороточная болезнь)
Острые заболевания (вакцинацию следует провести через 2 недели после выздоровления)
Обострение хронических заболеваний (вакцинацию проводят после стабилизации состояния)
БЦЖ Первичные иммунодефициты
ВИЧ-инфекция
Злокачественные болезни крови
Новообразования
Сильные реакции* на предыдущее введение вакцины (лимфаденит, келоидный рубец)

Недоношенность с массой тела новорожденного менее 2кг
Внутриутробные инфекции
Гемолитическая болезнь новорожденных
Кожные заболевания
Коревая вакцина, Рувакс Первичные иммунодефициты
Злокачественные болезни крови
Новообразования
Сильные реакции* на предыдущее введение вакцины
Сильные аллергические реакции на аминогликозиды (гентамицин, канамицин и др.) и перепелиные яйца
Те же, что и при введении АКДС-вакцины

Иммуносупрессивная терапия
Беременость
Вакцина против краснухи, Рудивакс и другие Первичные и выраженные вторичные иммунодефициты
Аллергические реакции на аминогликозиды (неомицин)
Беременность
Лихорадочные состояния
Введение иммуноглобулинов плазмы или крови человека
Полиомиелитная живая вакцина, Полио Сэбин Веро Первичные иммунодефициты
ВИЧ-инфекция
Злокачественные болезни крови
Новообразования
Неврологические осложнения на предыдущее введение вакцины
Острые заболевания
Обострение хронических заболеваний

* Сильные реакции – повышение температуры тела до 40 °C и выше, покраснение в месте инъекции диаметром 8 см и больше

Появилась еще два с половиной века тому назад. С тех пор прошло немало времени, новые вакцины выпускаются постоянно, однако до сих пор непонятна одна единственная вещь – нужно ли вообще ставить прививки?
На самом деле споры относительно вакцинации ведутся во всех странах мира. Одни врачи утверждают, что прививки нужно ставить, другие же категорически отрицают данный факт, утверждая, что без вакцин можно и обойтись. Вакцинация имеет как свои плюсы, так и свои минусы..сайт) расскажет Вам прямо сейчас.

Плюсы и минусы прививок

Если Вы хотите знать чего больше в прививках плюсов или минусов, мы скажем Вам, что минусов в данном случае намного больше. Начнем с самого простого. Вы поставили ребенку прививку. Плюсом данной прививки является то, что Вы оградили его от воздействия того или иного вируса . Может быть и не полностью, однако серьезных осложнений при данном заболевании у него точно не будет. Однако поставленная прививка имеет и свои минусы. Самым главным ее минусом принято считать то, что у ребенка сразу же ослабевает иммунная система. В результате, он может достаточно легко подхватить какую-нибудь другую инфекцию либо вирус. Немаловажно отметить еще и то, что многие прививки сами вызывают осложнения, то есть у ребенка возникает на них реакция. В результате, Вы можете всю ночь провести не сомкнув глаз только потому, что у ребенка очень сильно повысилась температура либо его общее состояние далеко от нормального.

Против прививок выступают и те родители, чьи дети имеют какие-либо противопоказания к вакцинации. К примеру, если ребенок родился с асфиксией , то есть в состоянии удушья, тогда ему ни в коем случае нельзя ставить прививку. От вакцинации стоит отказаться и при черепно-мозговой травме , которая была получена при родах . Категорически запрещено ставить прививки и тем детям, у которых отмечаются серьезные отклонения в работе центральной нервной системы. В случае наличия у ребенка какого-либо наследственного заболевания ему также нельзя ставить прививку. Очень важно, чтобы родители запомнили все противопоказания к вакцинации. Это поможет защитить Вашего малыша от беды.

Имеются и другие ситуации, когда от прививок лучше всего отказаться. Вакцины желательно не ставить детям с аллергическими реакциями. Если малыш болеет ОРВИ , тогда дату введения прививки лучше всего перенести. Рассудите сами, иммунная система при острых респираторно-вирусных заболеваниях и так ослаблена. Если Вы введете в его организм еще и другой вирус, это может очень плохо закончиться. К другим противопоказаниям к прививкам можно причислить: повышенную потливость, увеличение аденоиды либо миндалин, низкое артериальное давление , частые простудные заболевания , большая масса тела при рождении, а также светлые волосы, белую кожу и голубые глаза.

Делать прививку или нет?

Повторяем еще раз, сколько людей, столько и мнений. Достаточно большое количество населения уверено в том, что вакцины все же нужно ставить, так как именно с их помощью смертность человечества из-за вирусных заболеваний за последние годы значительно снизилась. На самом деле споры о том, нужны ли вакцины или нет, будут существовать вечно. Хотя многие ученые уверены в том, что очень скоро вакцин вообще не будет.

Вести разговоры относительно вакцин можно долго и нудно. Мы же хотим сказать Вам только лишь одно – никто не в праве заставлять Вас делать вакцины. Вакцинация – это строго индивидуальный выбор. Если Вы выступаете за вакцины, тогда вперед. Если же Вы против вакцин, тогда пишите отказ. Вот и все. Самое главное не забывайте о здоровом образе жизни , так как именно он способен предупредить развитие огромного количества заболеваний.

Вакцины (определение, классификация которых рассмотрены в данной статье) представляют собой иммунологические средства, применяемые в качестве активной иммунопрофилактики (иначе - для формирования активной стойкой невосприимчивости организма к данному конкретному возбудителю). По заключению ВОЗ, вакцинация - оптимальный метод профилактики инфекционных патологий. Благодаря высокой эффективности, простоте метода, возможности широкого охвата вакцинируемого населения для массового предупреждения патологий, иммунопрофилактика во многих странах отнесена к разряду государственных приоритетов.

Вакцинация

Вакцинация - это специальные профилактические меры, направленные на защиту ребенка либо взрослого от некоторых патологий полностью либо значительно снижающие их появления при возникновении.

Подобный эффект достигается за счет "обучения" иммунитета. При введении препарата организм (точнее его иммунная система) борется с искусственно введенной инфекцией и "запоминает" ее. При повторной инфекции иммунитет активируется гораздо быстрее и полностью уничтожает чужеродные агенты.

Перечень проводимых мероприятий по вакцинации включает в себя:

  • отбор подлежащих вакцинации лиц;
  • выбор препарата;
  • формирование схемы применения вакцины;
  • контроль эффективности;
  • терапия (при необходимости) вероятных осложнений и патологических реакций.

Способы вакцинации

  • Внутрикожный. Примером может служить БЦЖ. Введение производят в плечо (наружную его треть). Подобный метод применяется также для профилактики туляремии, чумы, бруцеллеза, язвы сибирской, лихорадки Ку.
  • Пероральный. Применяется для профилактики полиомиелита и бешенства. На стадиях разработки пероральные средства от гриппа, кори, тифа брюшного, менингококковой инфекции.
  • Подкожный. При данном способе не сорбированный препарат вводится в подлопаточную либо плечевую (наружная поверхность на границе средней и верхней третей плеча) область. Преимущества: низкая аллергенность, простота введения, стойкость иммунитета (как местного, так и общего).
  • Аэрозольный. Применяется в качестве экстренной иммунизации. Высокоэффективными являются аэрозольные средства против бруцеллеза, гриппа, туляремии, дифтерии, язвы сибирской, коклюша, чумы, краснухи, газовой гангрены, туберкулеза, столбняка, тифа брюшного, ботулизма, дизентерии, паротита В.
  • Внутримышечный. Производится в мускулы бедра (в верхнюю передненаружную часть четырехглавой бедренной мышцы). Например, АКДС.

Современная классификация вакцин

Существует несколько подразделений вакцинных препаратов.

1. Классификация средств в соответствии с поколением:

  • 1 поколение (корпускулярные вакцины). В свою очередь, делятся на аттенуированные (ослабленные живые) и инактивированные (убитые) средства;
  • 2 поколение: субъединичные (химические) и обезвреженные экзотоксины (анатоксины);
  • 3 поколение представлено рекомбинантными и рекомбинантными вакцинами от бешенства;
  • 4 поколение (еще не включено в практику), представлено плазмидными ДНК, синтетическими пептидами, растительными вакцинами, вакцинами, что содержат продукты ГКГ и антиидиотипическими препаратами.

2. Классификация вакцин (микробиология также делит их на несколько классов) по происхождению. По происхождению вакцины делятся на:

  • живые, что изготовлены из живых, но ослабленных микроорганизмов;
  • убитые, созданные на основе инактивированных различными способами микроорганизмов;
  • вакцины химического происхождения (на базе высокоочищенных антигенов);
  • вакцины, что созданы с помощью биотехнологических методик, в свою очередь подразделяются на:

Вакцины синтетические на базе олигосахаридов и олигопептидов;

ДНК-вакцины;

Вакцины генно-инженерные, созданные на базе продуктов, образующихся в результате синтеза рекомбинантных систем.

3. В соответствии с входящими в состав препаратов Аг, существует следующая классификация вакцин (то есть в качестве Аг в вакцинах могут присутствовать):

  • целые микробные клетки (инактивированные либо живые);
  • отдельные компоненты микробных тел (чаще протективные Аг);
  • микробные токсины;
  • созданные синтетическим путем Аг микробов;
  • Аг, что получены с помощью методик генной инженерии.

В зависимости от способностей вырабатывать нечувствительность к нескольким либо одному агенту:

  • моновакцины;
  • поливакцины.

Классификация вакцин в соответствие с набором Аг:

  • компонентные;
  • корпускулярные.

Живые вакцины

Для изготовления подобных вакцин используют ослабленные штаммы инфекционных агентов. Подобные вакцины имеют иммуногенные свойства, однако возникновения симптоматики болезни при иммунизации, как правило, не вызывают.

В результате проникновения живой вакцины в организм формируется стойкий клеточный, секреторный, гуморальный иммунитет.

Плюсы и минусы

Преимущества (классификация, применение рассмотрены в этой статье):

  • необходима минимальная дозировка;
  • возможность разнообразных способов вакцинации;
  • быстрое вырабатывание иммунитета;
  • высокая эффективность;
  • низкая цена;
  • иммуногенность максимально естественная;
  • в составе отсутствуют консерванты;
  • под воздействием таких вакцин активируются все типы иммунитета.

Отрицательные стороны:

  • в случае наличия у пациента ослабленного иммунитета при введении живой вакцины возможно развитие болезни;
  • вакцины такого типа крайне чувствительны к перепадам температур, а потому при введении "испорченной" живой вакцины развиваются негативные реакции либо вакцина полностью теряет свои свойства;
  • невозможность комбинирования подобных вакцин с другими вакцинными препаратами, ввиду развития побочных реакций либо потери терапевтической эффективности.

Классификация живых вакцин

Выделяют следующие типы живых вакцин:

  • Аттенуированные (ослабленные) вакцинные препараты. Их производят из штаммов, что имеют сниженную патогенность, но выраженную иммуногенность. При введении вакцинного штамма в организме развивается подобие инфекционного процесса: инфекционные агенты размножаются, тем самым вызывая формирование иммунных реакций. Среди подобных вакцин наиболее известны препараты для профилактики тифа брюшного, язвы сибирской, Ку-лихорадки и бруцеллеза. Но все же основная часть живых вакцин - противовирусные препараты от аденовирусных инфекций, желтой лихорадки, Сэйбина (против полиомиелита), краснухи, кори, гриппа;
  • Вакцины дивергентные. Их изготавливают на базе родственных возбудителей инфекционных патологий штаммов. Их антигены провоцируют возникновение иммунного ответа, перекрестно направленного на антигены возбудителя. Примером подобных вакцин является вакцина-профилактика против оспы натуральной, что изготовлена на базе вируса оспы коровьей и БЦЖ, на базе микобактерий, вызывающих бычий туберкулез.

Вакцины от гриппа

В качестве наиболее эффективной профилактики гриппа применяются вакцины. Они представляют собой биологические препараты, что обеспечивают возникновение краткосрочной устойчивости к вирусам гриппа.

Показаниями для подобной вакцинации являются:

  • возраст 60 лет и старше;
  • бронхолегочные хронические либо сердечно-сосудистые патологии;
  • беременность (2-3 триместры);
  • персонал амбулаторий и стационаров;
  • лица, постоянно пребывающие в закрытых коллективах (тюрьмы, общежития, дома престарелых и так далее);
  • пациенты, находящиеся на стационарном либо амбулаторном лечении, что имеют гемоглабинопатии, иммуносупрессии, патологии печени, почек и метаболические расстройства.

Разновидности

Классификация вакцин от гриппа включает в себя следующие группы:

  1. Вакцины живые;
  2. Вакцины инактивированные:
  • вакцины цельновирионные. Включают неразрушенные высокоочищенные инактивированные вирионы;
  • ращепленные (сплит-вакцины). Например: "Флюарикс", "Бегривак", "Ваксигрип". Созданы на базе разрушенных гриппозных вирионов (всех белков вируса);

  • вакцины субъединичные ("Агриппал", "Гриппол", "Инфлювак") имеют в составе два вирусных поверхностных белка, нейраминидазы и гемагглютинина, обеспечивающие индукцию иммунного ответа при гриппе. Иные белки вириона, а также куриного эмбриона отсутствуют, так как устраняются во время очистки.

Прививки детям - достаточно наболевшая тема для многих родителей. Все они, стоит упомянуть о плановой вакцинации, в одночасье делятся на два лагеря – противников, которые пугают страшилками ужасных последствий, и людей, которые хотят защитить своих малышей от довольно-таки опасных болезней с помощью рекомендованного врачами способа – прививок. Чтобы понять, нужно ли делать прививки детям плюсы, минусы этого, давайте попробуем на www.сайт разложить все страхи антипрививочников по полочкам, их «минусы» и адекватно рассмотреть их.

Первый аргумент, который выдвигают противники, говорит о том, что плановая вакцинация истощает иммунитет малышей. Вроде бы он расходуется попусту, вместо того, чтобы быть готовым сразиться с подстерегающими его болячками. Но с логической точки зрения – наш мир – не стерильная пробирка. Человек ежедневно сталкивается с массой негативных микроорганизмов. Но все эти возбудители не проходят барьерную защиту организма. Чаще всего инфекции не уходят дальше, чем лимфоузлы. И это нормально.

Если же стараться сократить количество контактов организма с негативными бактериями и вирусами, то иммунная система, от нечего делать, переключается на совсем уже безобидные вещи. Это провоцирует развитие аутоиммунных и аллергических заболеваний. Так что с этой точки зрения прививки позволяют не забывать иммунитету о своем предназначении.

Антипривиочники уверенны, что если при естественной передаче вируса, он попадает на слизистые и кожу, то при вакцинации, он вводиться подкожно, что сбивает иммунитет с толку и не дает выработаться нормальным антителам. Что же, это утверждение имеет некоторую логику. При попадании вируса на кожу и слизистые, начинает вырабатываться, так называемый, первичный иммунитет.

В дальнейшем, когда вирус добирается до кровеносной системы, начинается выработка вторичного иммунитета, его еще называют приобретенным. В момент вакцинации путем подкожного введения препарата первый барьер – кожа и слизистые – искусственно прорывается с помощью иголки шприца, и вакцина стимулирует выработку уже более сильного иммунитета.

Многие ярые противники плановых прививок видят угрозу в составе вакцин, как например, в соединениях ртути и алюминия. Угрозу они видят в призрачной связи между ними и развитиями разных заболеваний. Так, например, консервант тимеросал является соединением ртути. Из-за него, множество родителей, в свое время, отказались проводить плановую вакцинацию от кори, паротита, краснухи. Это вызвало всплеск этих заболеваний.

Аргументом родителей служила информация о том, что это ртутное соединение связано с развитием аутизма у детей. Проведенные исследования доказали, что тимеросал быстро и полностью выводится из организма, и не может никоим образом повлиять на возникновение этого заболевания. Тем не менее, его решили убрать из состава многих прививок для всеобщего успокоения.

Что же касается алюминия, то вакцины содержат алюминиевые квасцы. Их невозможно убрать из состава, по той причине, что именно они необходимы для выработки антител.

Но все же слышали, что алюминий вреден? И никого не успокоить тем, что в вакцинах содержатся его соли, которые, к примеру, являются одним из активных компонентов лекарств от изжоги.

Многие родители отказываются даже от реакции манту, ведь в ней содержится токсическое вещество – фенол. Но для того, чтобы оно стало опасным дозу необходимо превысить раза в три-четыре. А, кроме того, фенол самостоятельно образуется в нашем организме, благополучно выводясь с продуктами жизнедеятельности.

Что же касается реакции на прививки, то многие из них абсолютно нормальны. К таким относят зуд, припухлость, боль в месте укола, вполне допустимы головная боль и повышение температуры. Стоит отметить, что это не относится к людям с серьезными нарушениями иммунитета и аллергикам. Об их вакцинации стоит отдельно консультироваться с врачом иммунологом.

Что же касается серьезных осложнений после прививок – судорог, анафилаксии, то необходимо учитывать статистические данные исследований. Например, риск серьезных осложнений после инфицирования корью, паротитом или краснухой оставляет 1:300, а шансы осложнений в виде судорог 1:3 000, в виде анафилаксии 1:1 000 000.

Гепатит может вылиться в такие осложнения, как рак печени или цирроз в одном случае из четырех, у малышей он переходит в хроническую форму в девяти случаях из десяти. А шансы осложнения после прививки 1:600 000. Вакцинация предупреждает такое развитие ситуации - плюсы прививки очевидны!

Вакцина АКДС, о которой сколько споров имеет такие цифры статистики:

Шансы смерти после заражения: Коклюш 1:800, дифтерия 1:20, столбняк 1:5; возможность анафилаксии после вакцинации 1:50 000; повышение температуры и/или судороги 1:5 000; потеря сознания и гипотония 1:350.

Подобные статистические данные есть и обо всех других вакцинах.

Если вы задумываетесь, а делать ли прививки малышу, прививать ли ребенка, рассматривайте серьезность этого заболевания, и какие шансы у вас есть им заразиться. Это зависит и от эпидемиологической обстановки в вашем районе, и количества не привитых детей, и от окружения малыша в детском саду, школе и дома. Так, например, сосед по лестничной клетке вполне может быть носителем активной формы туберкулеза. Сопоставьте все риски, а уже потом делайте свой осознанный выбор. При этом знайте, что число людей на земном шаре и возраст жизни всегда росли пропорционально успехам медицины, а не вопреки им – в этом плюсы ее достижений, а полагаться на природный отбор, что иммунитет вашего ребенка сам выстоит – рискованно.