Что ассоциация с Евросоюзом даст простому украинцу? За что стоял Майдан: на Украине в полную силу вступает соглашение об ассоциации с ЕС.

КИЕВ, 1 сен — РИА Новости. Соглашение об ассоциации между Украиной и Евросоюзом в пятницу вступает в полную силу, что открывает путь к реализации положений о сотрудничестве в сферах обороны, предотвращения конфликтов, налогообложения, госфинансов, борьбы с терроризмом, миграции и пограничного контроля.

В связи с этим власти Украины уже пообещали новый этап реформ и в перспективе вступление страны в Евросоюз и НАТО. Опрошенные РИА Новости эксперты, в свою очередь, считают вступление ассоциации в силу лишь формальной процедурой. Они выразили сомнения в продуктивности реформ и перспективах интеграции в евроатлантические структуры. Кроме того, как полагают эксперты, соглашение превращает украинскую экономику в сырьевой придаток и является "актом капитуляции".

Украина подписала соглашение об ассоциации и зоне свободной торговли с Евросоюзом в июне 2014 года одновременно с Молдавией и Грузией. В том же году на предварительной основе частично начала действовать политическая часть соглашений. С 1 января 2016 года вступили в силу почти все положения, касающиеся создания зоны свободной торговли.

В мае парламент Нидерландов последним из законодательных органов стран ЕС ратифицировал соглашение об ассоциации, что позволило запустить действие соглашения в полной мере.

При этом президент Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер напомнил Киеву, что Украина на данный момент не имеет отношения ни к Евросоюзу, ни к НАТО, и все должны это осознавать.

Новый этап реформ

Президент Украины Петр Порошенко сравнил вступление в силу соглашения об ассоциации с Евросоюзом с "широким евро-атлантическим автобаном", который приведет страну к членству в Евросоюзе и НАТО. Украинский лидер также пообещал новый этап реформ, которые, по его словам, потребуют максимальных усилий и объединения всех ветвей власти, бизнеса и гражданского общества ради "построения лучшего европейского будущего для украинского народа".

"Наши совместные усилия приведут к тому, что Украина будет членом ЕС. Это произойдет потому, что мы в первую очередь в это верим", — сказал Порошенко накануне вступления соглашения в силу.

По его словам, доказательством успешности политики властей является завершение ратификации соглашения об ассоциации с ЕС, а также получение безвизового режима с Евросоюзом.

"Первого сентября у нас будет праздник не только потому, что дети пойдут в школу. Первого сентября вступает в силу ключевой политический документ для нашего государства — соглашение об ассоциации с Европейским союзом… Сейчас перед нами стоят задачи, которые четко расписаны в соглашении об ассоциации — что и когда нам нужно делать", — отметил президент.

Между тем президент Еврокомиссии (ЕК) Юнкер заявил, что Украина на данный момент не имеет отношения ни к Евросоюзу, ни к НАТО, и все должны это осознавать. В Киеве возмутились по поводу этих слов. Представитель Украины при Евросоюзе Николай Точицкий обратился в ЕК за разъяснениями. Как подчеркнул Точицкий, Порошенко не говорил, что Украина уже в ЕС и НАТО. По его мнению, слова Юнкера были широко использованы в СМИ "с целью дискредитации Украины и нашего евроинтеграционного курса".

Формальная процедура

Поскромничали. ЕС дал Украине "щепотку" преференций Украину на европейском рынке не особо ждут. Это наглядно показало и соглашение с ЕС о дополнительных торговых преференциях. Киеву прибавили чуть-чуть, дабы показать, что "двери" не закрыты. Политики довольны, а об экономике речи и не идет.

"О плане Маршалла (разрабатываемый Литвой план помощи Украине от ЕС, направленный на поддержку реформ, на сумму не менее пяти миллиардов евро в год. — Прим. ред.) мы только до сих пор говорим. Это план, о котором говорили еще в начале ассоциации. Поэтому в конечном итоге ассоциация не привела к каким-либо существенным изменениям, наоборот, это фактически превращает украинскую экономику в сырьевой придаток и является актом капитуляции. Возможно, когда-то в будущем какие-то позитивные изменения будут достигнуты. Но, скорее всего, нет", — подчеркнул Бортник.

В свою очередь, директор украинского Центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский выразил мнение, что заявления об активизации реформ скорее являются пропагандой, а перспектив вступления в евро-атлантические структуры для Киева нет.

"Факт тот, что Украина перспектив вступления в Евросоюз не имеет, ни краткосрочных, ни среднесрочных. Однако это не мешает и не будет мешать нашему президенту рассказывать, что мы уже одной ногой в Европейском союзе и двумя ногами в НАТО. Он об этом все равно будем говорить, в этом нет сомнений", — сказал Погребинский РИА Новости.

Украинский аналитик: по преференциям Евросоюза для Украины был торг Односторонние торговые преференции ЕС для Украины не являются значительными для ее экономики, в то время как в направлении реальной евроинтеграции сделано очень мало. Такое мнение в эфире радио Sputnik высказал украинский аналитик Александр Охрименко.

Помимо этого, политолог обратил внимание на то, что подписание ассоциации не означает шаг по вступлению в Евросоюз.

"Все довольно четко оговорено и нет оснований предполагать чего-то другого, но пропаганда будет работать. Реформы, которые объявлены под влиянием МВФ, они скорее пиаровские, а не фактические, потому что нельзя проводить социальные реформы, если не были проведены экономические. Социальные реформы всегда стоят денег. Понятно, что ничего, кроме разговоров, не несет. В экономике пока ничего реального не произошло: ни в финансовом, ни в промышленном секторе", — подчеркнул Погребинский.

Тема европейской интеграции Украины давно стала топ-новостью печатных и электронных СМИ. С одобрением или жесткой критикой, но о евроинтеграции говорят представители всех политических сил.

Немудрено, что большинству украинцев этот вопрос кажется сугубо политическим — люди не понимают, как изменится их жизнь в случае подписания Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС.

Реальная, а не декларативная европейская интеграция, безусловно, касается внутреннего развития государства и улучшения жизни каждого отдельного гражданина. Это и положительные преобразования в экономике, и полное соответствие отечественного законодательства европейским стандартам, и улучшение качества продуктов, состояния дорог, уровня медицинских услуг. Важные реформы в этом направлении и предусматривает Соглашение об ассоциации. Согласно положениям документа, ЕС окажет поддержку Украине в имплементации стандартов более чем на 30 направлениях: в сферах энергетики, экологии, государственно-частного партнерства, в транспортной отрасли, в образовании, науке, молодежной политике, защите прав потребителей, в сфере промышленности, развитии малого и среднего бизнеса, а также в культуре, спорте и тому подобное.

Попытаемся ответить на вопросы: какие реальные выгоды нам сулит ассоциативное членство в ЕС? Что изменит этот договор для Украины в целом и каждого гражданина в отдельности?

Больше товаров по низким ценам

Неотъемлемой частью Соглашения об ассоциации является Положение о создании зоны свободной торговли (ЗСТ) между ЕС и Украиной. Оно предусматривает взаимное открытие рынков, а также регуляторное приближение Украины к Евросоюзу. Не секрет, что сейчас мировая экономика переживает непростые времена, но и в этих условиях ЗСТ даст вполне ощутимые преимущества как для украинского бизнеса, так и для рядовых граждан.

В частности, для потребителей свободная торговля с ЕС будет означать:

  • Снижение цен на товары в результате доступа к широкому ассортименту и, соответственно, большей конкуренции между производителями и продавцами. Так, ожидается, что после создания ЗСТ подешевеют: автомобили и бытовая техника (минимум на 10%), лекарства (на 5—10%), продукты питания (в том числе и детского) — на 3—5%. Исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко отмечает, что снижение цен на товары произойдет за счет обнуления ввозных пошлин.
  • Безопасную продукцию на внутреннем рынке, что станет результатом качественных изменений украинского законодательства и регуляторных норм.
  • Новые рабочие места, созданные в результате улучшения инвестиционного климата в Украине при создании благоприятной регуляторной среды, отвечающей нормам и правилам ЕС.
  • Повышение уровня социальной защищенности, поскольку текст соглашения содержит положения о безопасности и стандартах труда, социальном обеспечении, экологические требования и так далее.

Среди преимуществ для украинского бизнеса:

  • Беспошлинный доступ для большинства украинских продуктов к крупнейшему в мире рынку, что создаст большие возможности для экспорта.
  • Улучшение доступа на рынки третьих стран через гармонизацию украинского законодательства с законодательством ЕС и, соответственно, переход на признанные в мире стандарты.
  • Лучшую законодательную защищенность прав интеллектуальной собственности и применение новых норм на практике, что принесет высокие доходы изобретателям и людям творческих профессий.
  • Улучшенный внутренний инвестиционный и бизнес-климат.

Вступление в силу Положения о ЗСТ даст очевидные плюсы и государству. Это и повышение эффективности управления государственными финансами, и дополнительные возможности для завершения уже начатых социально-экономических реформ.

Конечно, в краткосрочной перспективе возможны и определенные потери, связанные, в частности, с административными расходами или переориентацией производства на более высокие стандарты. Но в конечном итоге от этого выиграет потребитель, убежден исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко. По словам эксперта, в долгосрочной перспективе Украина получит возможность осуществить в государстве институционные изменения, которые помогут улучшить инвестиционный климат и тем самым способствовать развитию страны.

Еще одно опасение связано с тем, что наплыв более дешевых европейских товаров может вытеснить из продажи отечественные. Понимая эти риски, народные депутаты от Партии регионов уже предложили законопроект, согласно которому правительство сможет выдавать госгарантии по кредитам, которые берут компании (до сих пор такую возможность имели только госпредприятия). Как сказал народный депутат от Партии регионов Анатолий Кинах, законопроект предусматривает, что отечественные компании любой формы собственности смогут модернизировать производство и конкурировать с европейскими предприятиями.

«В ЕС, как вы знаете, требования к качеству высокие. Многие наши предприятия не могут похвастаться европейскими стандартами качества. Если законопроект примут, у них появится возможность участвовать в конкурсах на получение кредитов под гарантии правительства. На эти деньги они смогут модернизировать производство, чтобы конкурировать с европейцами и не потерять своего покупателя», — отметил он.

Более высокое качество продуктов

Имплементация Соглашения об ассоциации между ЕС и Украиной позволила бы существенно улучшить ситуацию с защитой прав потребителей. Можно будет в сжатые сроки решить такие проблемы, как не слишком прозрачное ценообразование, наличие на рынке опасных товаров и неудовлетворительный контроль качества продукции.

В настоящее время в Евросоюзе действует целый ряд специальных принципов в сфере защиты прав потребителей:

  • Потребитель может покупать то, что хочет и где хочет.
  • Если товар не качественный, потребитель его возвращает обратно.
  • Высокие нормы безопасности в отношении продуктов и других потребительских товаров.
  • Каждый имеет право знать, что он ест.
  • Договоры с потребителем должны быть честными.
  • Иногда потребители могут менять свое мнение.
  • Предоставление потребителю сравнительного анализа цен.
  • Потребителя нельзя вводить в заблуждение.
  • Обеспечение безопасности во время поездки в отпуск.
  • Эффективное возмещение за международные споры.

Это значит, что при введении этих принципов в Украине, может быть достигнуто обеспечение получения детальной информации о продуктах относительно рисков, связанных со здоровьем и безопасностью. Кроме того, Украина должна будет разработать систему, которая позволит быстро информировать общественность и изымать из продажи продукты или товары сомнительного качества, а также отслеживать их происхождение. Реализацию опасной для жизни и здоровья продукции запретят. Особое внимание будет уделено качеству товаров для детей.

В ходе подготовки к подписанию Соглашения об ассоциации Украина уже получила:

  • Новый Уголовно--процессуальный кодекс (предусматривающий такие новации, как домашний арест или выход подозреваемого под залог с фиксацией специального браслета, позволяющего следить за местонахождением).
  • Изменения в Уголовный кодекс относительно наказания коррупционеров — они не смогут переписать имущество на родственников, чтобы избежать наказания.
  • Расширение прав заключенных (возможность пользоваться мобильными телефонами и прочее).
  • Законодательно предусмотренные гарантии выполнения решения судов (органы власти больше не смогут в «ручном» режиме блокировать выплаты).

В пятницу 27 июня на саммите Европейского Союза в Брюсселе три государства Восточной Европы - Украина, Грузия и Молдова - подписали Соглашение об ассоциации и свободной торговле с ЕС.

При этом президент Украины Петр Порошенко подписал экономическую (заключительную) часть документа, поскольку политическая составляющая ассоциации была подписана еще 21 марта премьер-министром Арсением Яценюком.

Интересно, что во время церемонии подписания Соглашения Порошенко воспользовался той же самой ручкой, которая была приготовлена в конце ноября прошлого года в Вильнюсе для тогдашнего украинского президента Виктора Януковича.

Предполагается, что подписанное соглашение о свободной торговле начнет действовать сразу после его ратификации парламентами трех восточноевропейских стран, то есть еще до того, как его ратифицируют все 28 членов Евросоюза.

После подписания Соглашения председатель Совета Европейского Союза Херман Ван Ромпей заявил, что отныне отношения Украины, Грузии и Молдовы выходят на новый уровень, и заверил, что «ЕС отныне будет поддерживать ваши страны более чем когда-либо прежде».

Председатель Европейской комиссии Жозе Мануэл Баррозу назвал момент подписания Соглашений об ассоциации с тремя постсоветскими странами историческим, добавив, что это - лишь первый шаг, призванный помочь Украине, Грузии и Молдове провести настоящие реформы и побороть коррупцию.

В Москве болезненно относятся к любым попыткам сближения бывших советских республик, а ныне - независимых государств с любыми евроатлантическими структурами. Так, глава российского внешнеполитического ведомства Сергей Лавров подчеркнул, что отныне Украина теряет преимущества в рамках зоны свободной торговли СНГ.

А советник президента России Сергей Глазьев назвал Соглашение об ассоциации Украины с ЕС «крупнейшей в современной истории политической авантюрой».

Корреспондент «Голоса Америки» побеседовала с политическими экспертами из стран, в разное время ставших членами ЕС, и попросила их прокомментировать подписание Соглашения об ассоциации руководством Украины, Грузии и Молдовы.

Следующий шаг - через 10 лет

Эксперт Фонда Генриха Белля, берлинский политический аналитик Сергей Лагодинский, прежде всего, обращает внимание на то, что говорить о возможности вступления трех постсоветских стран в ЕС пока преждевременно. «Например, в преамбуле аналогического соглашения, заключенного с Сербией, было обозначено, что это - первый шаг на пути к полноценному членству страны в Европейском Союзе. В случае с Украиной подобного пункта в преамбуле мы не найдем», - отмечает Лагодинский.

В данном случае речь идет о более тесном сотрудничестве с тремя новыми странами в рамках концепции общей Европы, а не Европейского Союза как такового. По словам немецкого эксперта, заключенная с Украиной первая часть соглашения означает взаимодействие в области обмена информацией и кооперацию в вопросах внешней и внутренней политики.

«Сейчас речь идет о взаимной либерализации торговых отношений. То есть, уже в первые годы будет упразднено большинство таможенных барьеров, а остальные по обоюдному согласию могут быть отменены позже», - говорит Сергей Лагодинский. И подчеркивает, что данное соглашение рассчитано на 10 лет, после чего стороны решат, намерены ли они продолжать подобное сотрудничество в дальнейшем.

Эксперт Фонда Генриха Белля подчеркнул, что все им сказанное относится также к аналогичным соглашениям, заключенным Евросоюзом с Молдовой и Грузией. «Но, естественно, учитывая политический контекст, конечно, все взгляды сейчас прикованы к Украине, и комментаторы говорят о символичности подписания документа именно с Украиной», - подчеркивает собеседник «Голоса Америки».

Говоря об аспектах дальнейших экономических взаимоотношений Киева, Тбилиси и Кишинева с Москвой после 27 июня, Лагодинский отмечает, что подписанное соглашение прямо указывает на невозможность вступления Украины, Грузии и Молдовы в Таможенный Союз России, Беларуси и Казахстана. «Однако, это соглашение разрешает участие в других открытых союзах свободной торговли.

Естественно, политический контекст Соглашения более сложен, - продолжает эксперт. - Поэтому в последние недели страны Евросоюза, в том числе и Германия, настойчиво говорят о необходимости трехсторонних консультаций с участием ЕС, Украины и России, чтобы развеять все возможные опасения, связанные с подписанием этого документа», - подчеркивает Сергей Лагодинский.

Почему экономика выигрывает от ассоциации с ЕС

Варшавский политобозреватель Кшиштоф Щепаник предупреждает, что трех подписантов Соглашения об ассоциации с ЕС ждет большая юридическая работа, поскольку им нужно привести свои законы в соответствие со стандартами ЕС. «Можно даже сказать словами Уинстона Черчилля, что эти страны ждут кровь, пот и слезы, но это - шутка», - предупреждает Кшиштоф Щепаник. И уже всерьез продолжает, что в Европейском Союзе деньги выделяются только под конкретные программы.

«А для этого необходимо создать систему контроля, чтобы ни один евро не пошел в частный карман. И это очень важно, поскольку, все три страны, подписавшие Соглашение об ассоциации, ожидают финансовой помощи из Брюсселя», - отмечает политолог.

Желание трех стран поскорее заключить Соглашение с Брюсселем польский аналитик связывает с ожиданиями угроз со стороны Москвы.

«Например, если в России говорят об «освобождении некоторых областей Украины», но на самом деле это - занятие территорий. Поэтому эти три страны и считают, что Ассоциация с Евросоюзом позволит им ожидать помощи из Брюсселя в различных конфликтных ситуациях», - полагает Кшиштоф Щепаник. И добавляет, что в свое время Польше пришлось проделать аналогичный путь, зато теперь эта страна служит примером преодоления последствий глобального кризиса. Именно поэтому эксперт желает успеха Украине, Грузии и Молдове.

Один из аргументов, который Москва использовала, пытаясь отговорить Киев от подписания Соглашения об ассоциации с ЕС, заключался в том, что Украина потеряет российские рынки сбыта своей продукции, а европейские не приобретет. Опираясь на опыт своей страны, Кшиштоф Щепаник свидетельствует, что лишь в 2013 году экспорт польских товаров за рубеж составил 152 миллиарда евро, из которых более 30 миллиардов приходится на сельскохозяйственную продукцию.

«Поэтому всерьез говорить, что Польша потеряла в экономическом плане от вступления в ЕС никак нельзя. Наша экономика лишь выиграла от этого», - утверждает он.

О «любящем сердце» и «здоровой кардиограмме»

Депутат Сейма Литвы от консервативного Союза Отечества Эгидиюс Варейкис вспоминает, что его страна вступила на путь евроинтеграции в 1993 году. «На саммите Евросоюза в Копенгагене нас включили в список стран-кандидатов, - вспоминает литовский политик. - С тех пор нам пришлось проделать большую работу».

Однако, намерение стать членом Европейского Союза Литва проявила еще раньше. В этой связи Эгидиюс Варейкис рассказал: «Когда в начале 90-х годов я впервые приехал в Брюссель, я с гордостью сказал, что я привез любящее литовское сердце, и надеюсь, что вскоре мы будем вместе. На что мне сказали, что сердце - это очень хорошо, но в следующий раз привези кардиограмму, и мы посмотрим, здорово ли твое сердце».

Продолжая образное сравнение, депутат Сейма Литвы замечает, что подписание Соглашения об ассоциации это - начала работы над «кардиограммой», и когда она покажет здоровую работу «сердца», можно будет говорить о полноправном членстве Украины, Грузии и Молдовы в Европейском Союзе.

«Конечно, пока рано говорить о том, каким будет к тому времени сам Евросоюз. Наверняка, он не будет таким, в который вступили мы 10 лет назад, ведь изменения происходят очень быстро. Но самое главное - подписание Соглашения об ассоциации это такой «зеленый свет», который открывает им путь в сторону Запада и в экономическом, и в политическом отношении», - отмечает Эгидиюс Варейкис. И продолжает, что сам он является сторонником того, чтобы все страны-участницы проекта «Восточное партнерство» начали интенсивное сближение с Европейским Союзом.

«Очень важно с геополитической точки зрения, чтобы эти восточноевропейские страны перестали быть некой «серой зоной». И, поскольку мы говорим, что Европа - это наш общий дом, то чем больше будет в этом доме жильцов, тем лучше», - уверен депутат литовского Сейма Эгидиюс Варейкис.

В июне 2014 года в Брюсселе президент Украины Петр Порошенко подписал экономическую часть соглашения об ассоциации Украины с Европейским союзом, чем завершил семилетний длительный и драматический процесс подготовки и подписания этого соглашения.

Предполагалось, что режим свободной торговли между Украиной и ЕС начнет действовать с октября 2014 года. Однако в сентябре 2014 года, после консультаций в Брюсселе представителей Еврокомиссии, Украины и РФ, стороны договорились об отсрочке введения положений соглашения до 31 декабря 2015 года. Евросоюз ввел односторонние преференции на экспорт украинских товаров. В то же время европейские товары в Украине продолжают облагаться пошлиной. Российская сторона угрожает Украине полным товарным эмбарго в случае, если соглашение вступит в силу.

Что касается большинства граждан страны, несмотря на то, что подписание ассоциации с ЕС по важности сравнивают с Крещением Киевской Руси, а сам договор активно обсуждается, многие текст (многостраничный и наполненный специальной терминологией) не читали. В этой связи представительство ЕС подготовило пособие, которое содержит необходимую информацию о соглашении.

"Хотите знать, что такое Соглашение об Ассоциации, но не имеете времени читать длинные документы? Специально для вас мы подготовили краткое руководство, где изложили основную информацию, которую нужно знать каждому", - отметило представительство на своей странице в Facebook.

Соглашение об ассоциации между ЕС и Украиной

Краткое руководство по Соглашению об ассоциации

Предыстория

В 2014 году Европейский союз и Украина подписали Соглашение об ассоциации (СА), что представляет собой новый этап в развитии европейско-украинских договорных отношений, с целью политическую ассоциацию и экономическую интеграцию.

После подписания политической части Соглашения об ассоциации между ЕС и Украиной на саммите Украина - ЕС 21 марта 2014 обе стороны подписали экономическую часть соглашения 27 июня 2014 года. Полностью Соглашение об ассоциации между Украиной и ЕС вступит в силу после ее ратификации всеми странами-членами ЕС.

С 1 ноября 2014 вступило в силу частичное применение некоторых частей Соглашения об ассоциации, а именно: относительно уважения прав человека, основных свобод и верховенства права; политического диалога и реформ; правосудия, свободы и безопасности; экономического сотрудничества и сотрудничества в таких областях, как охрана окружающей среды, инфраструктура и сельское хозяйство; финансового сотрудничества. 15 декабря 2014 состоялось первое заседание Совета по вопросам ассоциации.

Соглашение об ассоциации содержит положения о глубокой и всеобъемлющей зоне свободной торговли (ГВЗСТ). ГВЗСТ обеспечит Украине условия для модернизации ее торговых отношений и для экономического развития путем открытия рынков и постепенной ликвидации таможенных тарифов и квот, и всеобъемлющего процесса гармонизации законов, норм и правил в различных сферах, связанных с торговлей. Это создаст условия для приведения ключевых секторов экономики Украины в соответствие со стандартами ЕС. Экономическая часть Соглашения об ассоциации начнет частично действовать с 1 января 2016 года.

Политическая ассоциация и экономическая интеграция

Соглашение об ассоциации будет новым этапом в развитии договорных отношений Украина-ЕС, который предусматривает политическую ассоциацию и экономическую интеграцию, и открывает путь к дальнейшим прогрессивным преобразованиям. Соглашение об ассоциации обеспечивает совместное поддержание тесных и длительных отношений на основе общих ценностей в полном соответствии с демократическими принципами, верховенством права, надлежащего государственного управления, прав и основных свобод человека.

Широкий спектр отраслевого сотрудничества. Амбициозное и новаторское соглашение - это четко определенный способ использования динамики отношений между Украиной и ЕС для поддержки основных реформ, восстановления и роста экономики, осуществления государственного управления и отраслевого сотрудничества в более чем 30 областях, таких как энергетика, транспорт, защита окружающей среды, сотрудничество в сфере промышленности и малого и среднего бизнеса, социальное развитие и защиту, равноправия, защита прав потребителей, образование, обучение и молодежная политика, а также культурное сотрудничество.

Торговля и смежные вопросы (ГВЗСТ). Тесная экономическая интеграция благодаря ГВЗСТ станет мощным стимулом к ​​экономическому росту страны. Для этого планируется приблизить законодательство, нормы и стандарты Украины в ЕС. В качестве основного элемента Соглашения об ассоциации ГВЗСТ будет создавать возможности для бизнеса в ЕС и в Украине и будет способствовать экономической модернизации и интеграции с ЕС. Это должно привести к повышению стандартов продукции, лучшему обслуживанию граждан и, самое главное, готовности эффективно конкурировать на международных рынках.

Мобильность . Соглашение признает важность введения, когда для этого придет время, безвизового режима для граждан Украины, если будут иметься условия для надлежащего урегулированного и безопасного движения граждан.

Соглашение об ассоциации между Украиной и ЕС насчитывает 1200 страниц и состоит из следующих частей:

Преамбула как вступительная декларация к Соглашению, определяет цели и базовые принципы Соглашения;

Семь разделов, таких как "Общие принципы", "Политическое сотрудничество и внешняя политика и политика безопасности", "Юстиция, свобода и безопасность", "Торговля и смежные вопросы (ГВЗВТ)", "Экономическая и отраслевая сотрудничество", "Финансовое сотрудничество и борьба с мошенничеством ", а также институциональные, общие и заключительные положения.

43 Приложения, в которых определяются нормативные акты ЕС, которые должны быть приняты до определенной даты, и

Три Протокола.

Преамбула

В преамбуле изложены важнейшие аспекты отношений между ЕС и Украиной, в том числе стремление к тесным и длительным отношениям. Хотя Преамбула имеет необязательный вступительный характер, она содержит важные ссылки на общие ценности и определяет рамки всего Соглашения.

Преамбула также содержит следующие элементы:

Признание зависимости политической ассоциации и экономической интеграции Украины с ЕС от состояния реализации Соглашения об ассоциации, а также успехов Украины в обеспечении соблюдения общих ценностей, приближения к ЕС в политической, экономической и правовом аспектах.

Раздел I: Общие принципы

В Разделе I определяются общие принципы, которые создадут основу для внутренних и внешних процедур Ассоциации между ЕС и Украиной, а именно:

Соблюдение принципов демократии, прав и свобод человека, верховенства права;

Обеспечение соблюдения принципов суверенитета и территориальной целостности, нерушимости границ и независимости, а также борьбы с распространением оружия массового уничтожения.

Ключевыми элементами поддержания и расширения отношений между ЕС и Украиной, которые будут образовывать основу таких отношений, являются принципы свободной рыночной экономики, надлежащего государственного управления, борьба с коррупцией и различными формами транснациональной организованной преступности и терроризмом, содействие устойчивому развитию и эффективным многосторонним контактам.

Раздел II: Политический диалог и реформы, политическая ассоциация, сотрудничество и сближение в сфере внешней политики и политики безопасности

Раздел II Соглашения об ассоциации предусматривает усиление политического диалога и сотрудничества между ЕС и Украиной, учитывая постепенное сближение в сфере общей внешней политики и политики безопасности и общей политики безопасности и обороны.

Раздел II охватывает такие вопросы как цели политического диалога, диалог и сотрудничество по внутренним реформам, а также внешнюю политику и политику безопасности.

Соглашение предусматривает ряд форумов для проведения политического диалога: Саммит Украина-ЕС будет наивысшим уровнем политического диалога. На министерском уровне диалог будет осуществляться в рамках Совета по вопросам ассоциации. Политический диалог, помимо прочего, будут направлены на:

Углубление политической ассоциации, повышение эффективности и степени близости в сфере политики и безопасности;

Содействие международной стабильности и безопасности на основе эффективных многосторонних отношений;

Усиление сотрудничества и диалога по вопросам международной безопасности и кризисного управления, в частности для реагирования на глобальные и региональные вызовы и ключевые угрозы;

Усиление ориентированного на результат и практического сотрудничества для достижения мира, безопасности и стабильности на европейском континенте;

Повышение уровня уважения к демократическим принципам, верховенства права и надлежащего государственного управления, прав и основных свобод человека, в том числе права национальных меньшинств, недопущения дискриминации людей, принадлежащих к национальным меньшинствам, и уважения к многообразию, а также содействие усилению внутренних политических реформ.

Отдельная статья раздела II посвящена Международному уголовному суду с призывом к сотрудничеству между ЕС и Украиной в обеспечении мира и международной справедливости путем ратификации и внедрения Римского устава Международного уголовного суда и его соответствующих инструментов.

Раздел III: Юстиция, свобода и безопасность

Раздел III касается таких вопросов, как верховенство права и уважение прав человека, защита персональных данных, сотрудничество в сфере миграции, предоставление убежища и пограничного контроля, обращение с рабочими, мобильность рабочей силы, движение лиц, отмывание денег и финансирование терроризма, сотрудничество в борьбе с незаконным оборотом наркотиков, борьба с преступностью и коррупцией, сотрудничество в борьбе с терроризмом, а также сотрудничество в области права.

В рамках Соглашения об ассоциации ЕС и Украина обязуются усилить диалог и сотрудничество по вопросам миграции, предоставления убежища и пограничного контроля. Соглашение признает важность введения, когда для этого придет время, безвизового режима для граждан Украины, если будут иметься условия для надлежащего урегулированного и безопасного движения граждан.

Отражены обязательства по борьбе с организованной преступностью и отмыванием денег, сокращение предложения и спроса на запрещенные наркотические средства и усиление сотрудничества в борьбе с терроризмом.

Заявлено о желании усилить социально-культурные контакты.

Раздел IV: Торговые и смежные вопросы

По состоянию на 2014 год ЕС является важным торговым партнером Украины, на которого приходится 35% ее внешней торговли (более, чем на Россию). Тесная экономическая интеграция в рамках ГВЗСТ будет мощным стимулом для экономического роста страны. В качестве основного элемента Соглашения об ассоциации, ГВЗСТ будет создавать возможности для бизнеса в ЕС и в Украине и будет способствовать реальной экономической модернизации и интеграции с ЕС. Этот процесс должен способствовать повышению стандартов продукции, лучшему обслуживанию граждан и, самое главное, готовности эффективно конкурировать на международных рынках.

Раздел IV Соглашения об ассоциации по ГВЗСТ посвящен торговле и смежным вопросам. Предусмотрено, что глубокая и всеобъемлющая зона свободной торговли станет инструментом экономической интеграции.

В сочетании с широким процессом приближения законодательства к стандартам ЕС ГВЗСТ обеспечит дальнейшую экономическую интеграцию во внутренний рынок Европейского Союза. Это означает ликвидацию почти всех тарифов и барьеров в сфере торговли товарами, оказания услуг и осуществления инвестиций (особенно в энергетической отрасли). Когда Украина примет соответствующие правила ЕС, последний предоставит доступ к рынкам, например, в таких областях как государственные закупки или тяжелая промышленность.

ГВЗСТ обеспечит благоприятный климат для экономических отношений между Украиной и ЕС. Будут созданы новые торговые и инвестиционные возможности, будет стимулироваться конкуренция. Все это является жизненно важным для реструктуризации и модернизации экономики. Что касается последствий отмены таможенных пошлин после подписания ГВЗСТ, то, как показывает опыт, эта краткосрочная потеря полностью окупится увеличением доходов, которые государство получит от косвенных налогов, которые будут платить компании, которые будут использовать новые возможности рынка, а также общим улучшением экономической ситуации. В дополнение к средствам международных финансовых организаций ЕС будет предоставлять или оказывать поддержку бюджетных расходов на правовые и институциональные реформы в связанных с торговлей сферах. ГВЗСТ обеспечит снижение тарифов, благодаря чему субъекты предпринимательской деятельности с обеих сторон смогут экономить примерно 750 млн. Евро в год (при условии отмены большинства пошлин)

Раздел V: Экономическое и отраслевое сотрудничество

Раздел V содержит 28 глав, касающихся энергетического сотрудничества, макроэкономического сотрудничества, управления государственными финансами, налогообложения, статистики, экологии, транспорта, сотрудничества в космической сфере, научно-технического сотрудничества, промышленной политики и политики предприятий, добывающей и металлургической промышленности, финансовых услуг, корпоративного права, корпоративного управления, бухгалтерского учета и аудита, информационного общества, аудиовизуальной политики, туризма, сельского хозяйства и развития сельских районов, рыболовства и морской политики, реки Дунай, защиты прав потребителей, сотрудничества в сфере занятости, социальной политики и политики равных возможностей, здравоохранения, образования, обучения и молодежи, культуры, спорта и физической активности, гражданского общества, трансграничного и регионального сотрудничества, участия в проектах и ​​программах европейских агентств на основе постепенного приближения законодательства Украины к правилам ЕС, а также, где целесообразно, к международных норм и стандартов.

Раздел VI: Финансовое сотрудничество и борьба с мошенничеством

Европейский Союз и страны-члены ЕС остаются крупнейшим донором Украины: начиная с 1991 года, помощь, обеспеченая только Европейским Союзом, составляет более 3 млрд евро. В одном только 2 015 году помощь Украине составила 200 млн евро. Это часть обязательств, взятых на себя ЕС и международными финансовыми институтами, по предоставлению более чем 12 млрд евро для поддержки макростабилизации экономики и реформ в Украине.

Украина сможет получить преимущества от финансовой помощи ЕС благодаря существующим механизмам и инструментам финансирования для достижения целей Соглашения об ассоциации.

Будущие приоритетные сферы финансовой помощи ЕС Украине будут определены в соответствующих индикативных программах, отражать согласованные ЕС и Украиной приоритеты политики. Индикативные суммы помощи будут учитывать потребности Украины, возможности отрасли и состояние проведения реформ.

Помощь ЕС будет реализовываться в тесном сотрудничестве и координации с другими странами-донорами, организациями-донорами и международными финансовыми организациями, а также в соответствии с мировыми принципами эффективности помощи. Инвестиции международных финансовых организаций могут быть увеличены с помощью Инвестиционного фонда соседства, в котором имеет право принимать участие Украина. Этот Фонд призван мобилизовать дополнительные средства для покрытия инвестиционных потребностей Украины на развитие транспортной и энергетической инфраструктуры, обеспечение охраны окружающей среды и решения социальных вопросов (например, строительство школ или больниц).

Соглашение предусматривает, что ЕС и Украина будут применять эффективные меры для недопущения мошенничества, коррупции и любых других незаконных действий, а также борьбу с ними.

Раздел VІІ: Институциональные, общие и заключительные положения

Соглашение об ассоциации предусматривает специальное институциональное образование для отношений ЕС и Украины.

На высшем уровне будет проводиться Саммит ЕС-Украина, который будет обеспечивать диалог высокого уровня и платформу для встреч президентов.

На министерском уровне диалог будет проходить в рамках Совета по вопросам ассоциации, которая сможет проводить встречи в любом формате. Совет по ассоциации будет уполномочен принимать обязательные к исполнению решения.

Помощь Совета по ассоциации в выполнении его обязанностей будет предоставлять Комитет по вопросам ассоциации, в рамках которого будут созданы подкомитеты по отраслевому сотрудничеству. На встречах в особом формате Комитет по вопросам ассоциации будет рассматривать конкретные вопросы ГВЗСТ.

Соглашение об ассоциации предусматривает и парламентское сотрудничество, в частности, путем создания Парламентского комитета по вопросам ассоциации, который обеспечит площадку для встреч и обмена мнениями депутатов Европейского парламента и Верховной Рады Украины.

Соглашение об ассоциации будет также способствовать проведению регулярных встреч с представителями гражданского общества. Для этого будет создана Платформа гражданского общества, которая сможет давать рекомендации Совету по вопросам ассоциации.

Для обеспечения надлежащего выполнения текст Соглашения содержит такие общие и конечные положения:

Одно из ключевых положений, на которое опирается Соглашение об ассоциации, определяет основы постепенного приближения законодательства Украины к нормам и стандартам ЕС. Устанавливаются конкретные сроки для согласования украинского законодательства с соответствующим законодательством ЕС, колеблются в пределах от 2 до 10 лет после вступления Соглашения в силу.

Соглашение предусматривает концепцию динамического сближения, поскольку законодательство ЕС не является статичным и постоянно развивается. Поэтому процесс приближения будет иметь динамический характер, а его темп должен соответствовать основным реформам в ЕС, но пропорционально способности Украины реализовывать такое приближение.

Для проверки выполнения установленных обязательств Соглашение содержит специальные положения по осуществлению мониторинга, которые в этом контексте означают контроль применения и реализации Соглашения об ассоциации. Это означает осуществление постоянного оценивания состояния выполнения и реализации мероприятий и обязательств, предусмотренных Соглашением. Процесс мониторинга особенно важен для ГВЗСТ, поскольку его положительный результат будет предпосылкой дальнейшего открытия рынков для украинских игроков.

Мониторинг будет включать оценку приближения законодательства Украины к законам ЕС (и там, где целесообразно, к международным инструментам) в соответствии с Соглашением об ассоциации.

Соглашение предусматривает и механизм разрешения споров, который будет использоваться, если какая-то из сторон не выполнит свои обязательства. В части ГВЗСТ предусмотрен дополнительный обязательный механизм разрешения споров, связанных с торговлей, в виде специального протокола, который опирается на традиционный способ разрешения споров в рамках ВТО.

Срок действия Соглашения об ассоциации между ЕС и Украиной не ограничен. В то же время в течение пяти лет стороны проведут комплексный анализ достижения целей Соглашения.

Соглашение об ассоциации была переведена на 22 языка ЕС и на украинском языке.

Ассоциация Украины с ЕС, та самая, за которую боролись на Майдане и отказ от которой президента Януковича и правительства Николая Азарова осенью 2013 года стал триггером массовых протестов в Киеве, наконец, начинает действовать в полной мере. 1 сентября 2017 года подписанное ещё в марте—июне 2014 года соглашение (21 марта 2014 года Киев завизировал политическую, а 27 июня 2014 года — экономическую его части) официально вступило в силу.

Но 1 сентября 2017 года — дата, скорее, символическая. Дело в том, что большинство положений договора уже действовали ранее, хотя и во временном режиме. Политическая часть документа начала работать 1 сентября 2014 года. С 1 января 2016-го вступила в силу и экономическая часть, предусматривавшая создание зоны свободной торговли между Украиной и ЕС. Однако полноценной ратификации со стороны стран — членов ЕС пришлось ждать до 2016 года.

  • Февраль 2014 года
  • Reuters

Дело в том, что такого рода документы должны получить одобрение всех участников Евросоюза. А в 2015 году на референдуме в Нидерландах большинство жителей этой страны выступило против ассоциации Украины с ЕС. И хотя плебисцит не был обязывающим, а лишь консультативным, Евросоюз начал диалог с политическим руководством страны, который завершился 30 мая 2017 года ратификацией парламентом Нидерландов соглашения об ассоциации Украины с ЕС.

В обмен на присоединение к соглашению Нидерланды потребовали от ЕС принять «особую позицию этой страны». Евросоюз гарантировал Гааге, что соглашение об ассоциации не даст в будущем Украине права претендовать на автоматическое членство в Евросоюзе, что Киев не сможет получать финансирование из структурных фондов ЕС и не станет участником его оборонных программ.

Практически с 1 сентября 2017 года для рядовых украинцев мало что изменится, отмечают эксперты. Пока не действуют в полную силу те положения договора, которые относятся к сотрудничеству в областях обороны, предотвращения конфликтов, налогообложения, финансов, миграции, пограничного контроля и борьбы с террором. С 1 сентября начнётся постепенная имплементация этих положений. Как именно это будет происходить, чиновники в Брюсселе и Киеве пока не говорят.

На них и скажется в первую очередь перевод статуса действующих положений соглашения с временного на постоянный. Дело в том, что с момента вступления документа о евроассоциации в полную силу Брюссель сможет ставить перед Киевом конкретные и юридически обязывающие сроки реализации всех реформ, предусмотренных этим соглашением. Ссылаться на то, что оно ещё не вступило в полную силу, а значит можно откладывать выполнение реформ, как это делали украинские власти раньше, отмечает BBC, больше не получится.

Наконец, то, что произойдёт в отношениях Украины и ЕС 1 сентября, важно с символической точки зрения — по меньшей мере, так считают в Киеве.

«Соглашение об ассоциации и безвиз (начавшее действовать в начале июня 2017 года соглашение о безвизовом въезде украинцев в страны ЕС. — RT ) — это то, что является убедительным свидетельством нашего окончательного (де-факто и де-юре) разрыва с империей. С той, которую Рональд Рейган назвал империей зла», — заявил президент Украины Пётр Порошенко на параде в честь Дня независимости Украины 24 августа 2017 года.

Идеологический выбор

«Соглашение об ассоциации Украины с ЕС представляет собой пакет из 486 статей, 311 из которых регламентируют торговлю и вопросы, связанные с торговлей, — пояснил RT содержание документа заместитель генерального директора бюро «Стратегические коммуникации» Евсей Васильев. — По сути, речь идёт о расширенной зоне свободной торговли, которую ЕС, помимо Украины, имеет ещё с тридцатью государствами мира, включая страны Латинской Америки, Северной Африки, Ближнего Востока, а также с Албанией, Косово, ЮАР и Южной Кореей».

Конечно, каждый конкретный договор отличается от других, отмечает эксперт, но в случае с Украиной «изначально торговое соглашение с подачи Запада преподносилось украинским руководством чуть ли не как «стадия, предшествующая вступлению Украины в ЕС».

«Хотя никакой стратегии (вхождения в ЕС. — RT ) на самом деле не было», — утверждает Васильев. Показателен пример Турции, которая заключила соглашение об ассоциации с предшественником ЕС — Европейским экономическим сообществом — ещё в 1963 году, но в ЕС так и не вступила.

Накануне и глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер подтвердил, что до полноценного членства в ЕС Украине очень далеко. «Я видел, что мой друг Порошенко несколько дней назад сказал, что Украина — это Евросоюз, это НАТО», — прокомментировал Юнкер недавнюю речь украинского президента, в которой тот заявил о стремлении его страны стать частью двух вышеупомянутых международных организаций. «На данный момент это ни то, ни другое. Все должны это знать!» — заявил председатель Еврокомиссии.

«По замыслу украинских идеологов, величайшее достижение Украины после «евромайдана» в виде трёхмесячного безвиза без права работы, якобы общего европейского рынка и отмены пошлин на европейские товары, включая «изделия, бывшие в употреблении», должно было списать все ошибки и просчёты киевских властей, которые привели к гражданскому конфликту, военным преступлениям, человеческим жертвам и 300 тыс. поломанных судеб ветеранов АТО, и, как следствие, к экономическому кризису и росту коррупции в немыслимых масштабах», — считает Евсей Васильев.

«Фактически речь идёт о банальных политических спекуляциях новой «постмайданной» элиты на надеждах украинского народа и его веры в лучшую жизнь, которым не суждено было сбыться. Рано или поздно осознание этого придёт, но будет уже слишком поздно», — полагает политолог.

Неутешительные итоги

Если оценивать первые результаты соглашения о евроассоциации (поскольку большая часть соглашения действует уже несколько лет), они выглядят не слишком оптимистично. В экономической сфере, с созданием зоны свободной торговли между Украиной и ЕС в 2016 году, украинский экспорт в страны Евросоюза вырос всего на 3%, а взаимный товарооборот — на 6%. Однако за тот же период, по данным украинского Госстата, экспорт в Россию сократился на 25,6% относительно показателей предыдущего года.

Главной причиной падения экспорта в Россию и в целом снижения товароборота является именно соглашение об ассоциации с ЕС. Дело в том, что с созданием зоны свободной торговли «Украина-ЕС» Москва вынуждена была остановить действовавшее с 2015 года соглашение о зоне свободной торговли между Украиной и Россией, а кроме того, распространить на Украину действие российских контрсанкций, которые действовали ранее в отношении стран ЕС.

  • Reuters

Как отметила в эфире киевской радиостанции «Голос столицы» главный советник Института стратегических исследований «Новая Украина» Ирина Клименко, экономическая часть соглашения о евроассоциации не смогла компенсировать созданные этим же документом проблемы в торговых связях с Россией.

«Это несопоставимые величины, ведь в куда больших объёмах произошло сокращение торговли с РФ, чем её увеличение с ЕС. Мы имели с Россией в отдельные годы до 40% внешнего торгового оборота, а с Европейским союзом — максимум до 30%, — отметила Клименко.

«Кроме того, с Россией Украина имела специфическую торговлю, так как некоторые предприятия были ориентированы исключительно на российские рынки. Поэтому для некоторых предприятий потеря российского импорта — это очень большая проблема», — полагает украинский эксперт.

«Создававшиеся десятилетиями торговые связи с Россией, обеспечивающие Украине несырьевой экспорт и рост товарооборота, утрачены навсегда. А Евросоюзу высокотехнологичные отрасли украинской экономики не нужны, о чем европейцы говорят уже чуть ли не открытым текстом», — отмечает последствия уже действующих частей договора об евроассоциации Евсей Васильев.

«Квоты, выделяемые Брюсселем на экспорт украинских товаров и услуг и которых так ждали украинские товаропроизводители, едва ли смогут покрыть финансовые потери экономики от закрытия крупных производств», — отмечает эксперт. «Страны Европейского союза защищают внутренний рынок и не горят желанием усиливать конкуренцию с украинскими компаниями», — пояснил RT директор крупной украинской агропромышленной компании, пожелавший остаться неназванным.

«Поскольку те квоты, которые выделяют для увеличения торгового баланса, как правило, ежегодно заканчиваются уже к 1 июня, о развитии торговли речи не идёт», — отметил RT политолог Александр Асафов.

Размер торговых преференций оказался меньшим, чем ожидали производители. Например, без пошлин Украине разрешили дополнительно поставлять только 3 тыс. тонн меда, 500 тонн вина, 650 тыс. тонн кукурузы, кукурузной муки и гранул, 7,8 тыс. тонн ячменной крупы и муки, 4 тыс. тонн овса, 350 тыс. тонн ячменя, ячменной муки и гранул. По подсчётам Министерства аграрной политики и продовольствия Украины, этот шаг позволит украинским экспортёрам дополнительно заработать около $200 млн.

«В погоне за политическими дивидендами киевским политикам было недосуг проводить подробный анализ положений документа, не говоря уже о переговорах, в результате чего проект соглашения был утверждён украинской стороной практически в первоначально предложенном Брюсселем виде», — отмечает Евсей Васильев.

В результате Украина ничего не получила от ЕС. В отличие, например, от Польши, которая, будучи ещё только кандидатом на вступление в ЕС, в период с 1990 по 2003 годы вела длительные переговоры по каждому пункту соглашения. Благодаря этому, пояснил эксперт, Польша не только получила от Брюсселя €5,7 млрд помощи «на подготовку к вступлению», но ещё и более €100 млрд в последующие десять лет членства в ЕС, выделенные на программы по повышению уровня жизни и конкурентоспособности национальной экономики. И продолжает получать огромные европейские денежные вливания по сей день.

Конец незалежности

«Пожалуй, главный результат этого соглашения будет заключаться в том, что за политическим и экономическим кризисом рядовые украинцы не смогут ощутить на себе преимущества от евроинтеграции, но и по-старому жить уже не смогут», — отметил Евсей Васильев. По его словам, политическим итогом полного вступления в действие соглашения об ассоциации с ЕС станет дальнейшая десуверенизация Украины.

Так, согласно политической части соглашения Украины с ЕС, МИД Украины должен будет впредь согласовывать свои действия с внешнеполитическим ведомством ЕС. Кроме того, соглашение предусматривает создание наднационального органа управления — Совета ассоциации, в котором по очереди будут председательствовать представитель от Украины и чиновник из Брюсселя.

  • Reuters

«Филиалы иностранных компаний на территории Украины, в отличие от местных фирм, получат гарантированную международную правовую поддержку, а любые экономические споры в судебных инстанциях ЕС будут автоматически разрешаться в пользу европейцев, что, помимо остального, прочно закрепляет приоритет европейского права над украинским законодательством», — утверждает Васильев.

«На этом фоне все разговоры о том, что Украина ведёт тяжелую борьбу за свою свободу и независимость выглядят по меньшей мере странно. О какой независимости может идти речь, если Киев фактически добровольно делегирует часть своего государственного суверенитета Евросоюзу? При этом у киевского руководства не останется ни институционального, ни правового механизма повлиять на те решения, которые будут приниматься в Брюсселе», — отмечает политолог.

Смена ориентиров

«Евроассоциация уже не является целью ни украинской политической элиты, ни украинского государства. Теперь цель украинского государства, обещанная Порошенко и закреплённая на законодательном уровне, — это вступление в НАТО», — заявил RT Александр Асафов.

По его мнению, смена ориентиров украинского руководства и постепенный переход с проеэсовской на пронатовскую риторику объясняется, с одной стороны, неудовлетворённостью украинцев тем, что они получили от соглашения о евроассоциации, а с другой — неготовностью европейцев к дальнейшей интеграции Украины с ЕС. Кроме Жан-Клода Юнкера, оспорившего европейский статус этой страны, перспективы украинской евроинтеграции недавно поставил под сомнение первый польский президент Лех Валенса.

«Европа не в состоянии впитать такую страну», — подчеркнул польский политик в интервью украинскому изданию «Сегодня».

Кроме того, представители европейских организаций здравоохранения выражают озабоченность возможностью распространения туберкулёза из Украины из-за действия безвизового режима с этой страной.

«Мы видим, что в Европе есть определённый страх, что попробуют каким-то образом впихнуть Украину туда, и европейцев успокаивают, что этого не будет никогда», — отмечает Александр Асафов.

«Европейцы сосредоточились на решении собственных проблем. В этих условиях финансовая помощь украинской экономике становится всё более обременительной, а необходимость поддержки киевского режима всё менее очевидна», — утверждает Евсей Васильев.

В этих условиях, по словам экспертов, Украина предпочитает сейчас ориентироваться скорее на США, а не на ЕС. «Украина вслед за Польшей встаёт полностью в проамериканский тренд. Она больше не считает Европу полноценным союзником, хотя и заявляет, что 144 реформы, как отметил недавно Порошенко, были выполнены, чтобы вступить в Евросоюз, — подчёркивает Александр Асафов. — Но Евросоюз вступления Украины не хочет, поэтому Киев выбирает максимальную лояльность Вашингтону».