Парные и непарные, звонкие и глухие, мягкие и твердые согласные звуки в русском языке. Правило оглушения согласных

Обычно с пониманием разницы между гласными и согласными у детей не возникает серьезных затруднений. А вот на твердых и мягких согласных следует остановиться подробнее.

Как научить детей различать твердые и мягкие согласные звуки

Самое первое, чему нужно научить ребенка: твердыми и мягкими могут быть согласные звуки, но не буквы.

Типичная ошибка:
Дети путают звук и букву. Помним, что звук – звучит, а буква – это значок, он пишется. Буква не может быть твердой или мягкой, твердым или мягким по произношению может быть только согласный звук.

Иногда детям удается достаточно легко научиться различать на слух мягкие и твердые звуки.
Но бывает, что это дается с трудом, и в таком случае на помощь придут признаки, по которым можно отличать твердые звуки от мягких.

Отличительные признаки мягких и твердых звуков

Какой звук стоит после согласного:

  • Если после согласного звука стоит гласный а, о, у, э, ы – то согласный твердый.
  • Если после согласного стоит гласный и, е, ю, я – то согласный мягкий.

Отработка на примерах:
В словах «мама», «нора» – согласные твердые, потому что после них идут «а» и «о».
В словах «лети», «няня» – согласные мягкие, потому что после них идут «е», «и», «я».

  • Если после согласного звучит другой согласный – то первый согласный будет твердым.
  • Есть звуки, которые могут быть только твердыми, и звуки, которые могут быть только мягкими, независимо от того, какой звук слышится и какая буква пишется после них.

Всегда твердые звуки – ж, ш, ц.
Всегда мягкие – й, ч, щ .
Распространенным способом выучить эти звуки является простой прием: пишем буквы, передающие эти звуки, в строчку, и подчеркиваем «й, ч, щ». Подчеркивание символизирует подушечку, на которой сидят мягкие звуки. Подушечка мягкая, значит и звуки мягкие.

Мягкий знак и твердый знак

  • Если согласный в конце слова, и после него стоит буква «ь» – то согласный мягкий.

Это правило легко применить, если ребенок видит написанное слово, но оно не поможет, если ребенок выполняет задание на слух.

Движение языка при произношении мягких и твердых звуков

При произношении мягкого звука язык движется немного вперед, приближаясь к нёбу (или касаясь его) своей серединой.
При произношении твердых звуков язык не движется вперед.

Таблица признаков твердых и мягких звуков

Твердые:

  1. Перед а,о,у,э,ы.
  2. В конце слова перед согласным.
  3. Ж, ц, ш.

Мягкие:

  1. Перед гласными е,ё, и, ю, я.
  2. Если после согласного стоит мягкий знак (пыль, корь).
  3. Й, ч, щ.

Демонстрируется картинка или просто список тематических слов, и дается задание выбрать слова с мягкими или твердыми согласными. Например:

Звонкие и глухие согласные звуки

В русском языке 11 пар звонких/глухих согласных.
Фонетическое различие между звонкими и глухими согласными заключается в напряжении голосовых связок. Глухие звуки произносятся при помощи шума, без напряжения связок. Звонкие звуки произносятся голосом, вызываются колебанием голосовых связок, т.к. воздух с шумом выходит из гортани.


Мнемонический прием для запоминания глухих звуков:
Заучите фразу: «Степка, хочешь щец? – Фи!». Все согласные звуки здесь – глухие.

Примеры заданий для детей

Задания на тренировку различия парных согласных могут составляться на каждую пару по следующему принципу (на примере пары Д/Т):


Задания на различие пары согласных Г/К

В русском языке разделяются глухие и звонкие согласные. Правила написания букв, обозначающих их, начинают изучать уже в первом классе. Но даже по окончании школы многие так и не могут без ошибок писать слова, где встречаются глухие и звонкие согласные. И это печально.

Зачем нужно правильно писать глухие и звонкие согласные в русском языке

Некоторые люди относятся к культуре письма поверхностно. Они оправдывают своё незнание в этой области такой расхожей фразой: «Какая разница, как написано, всё равно ведь понятно, о чём речь!»

На самом деле ошибки в написании слов свидетельствуют о низком уровне культуры личности. Нельзя считать себя развитым человеком, не умея правильно писать на своём родном языке.

Есть и ещё один факт, свидетельствующий в пользу правила о безошибочном написании. Ведь глухие и звонкие согласные иногда находятся в таких словах, которые устной в речи являются омофонами. То есть звучат одинаково, а пишутся по-разному. Неверное употребление буквы в них чревато потерей или изменением смысла контекста.

Например, слова "пруд" - "прут", "кот" - "код", "рог" - "рок" как раз входят в этот список.

Позорный проигрыш

Школьникам на уроке русского языка можно рассказать смешной эпизод из жизни. Он должен быть основан на том факте, что несколько ребят не умели правильно писать в словах буквы, обозначающие звонкие и глухие согласные звуки.

А произошло это во время школьной командной игры «Кладоискатели». В правилах её было отмечено, что нужно двигаться по маршруту, указанном в записках. Причём место, где было спрятано следующее письмо, указывалось не точно. Записка содержала только намёк на него.

Вот команды получили первые письма с таким текстом: «Дорога, луг, камень». Одна группа ребят сразу побежала в сторону лужайки, нашла там камень, под которым и было спрятано письмо. Вторая же, перепутав слова-омофоны «луг» и «лук», побежала к грядке. Но, естественно, среди ярко зеленеющих рядов никакого камня они не обнаружили.

Можно историю изменить таким образом, будто составлял записки неграмотный писака. Именно он, давая указания членам своей команды, вместо слова «луг» использовал «лук». Не зная, как пишутся парные звонкие и глухие согласные, «грамотей» ввёл ребят в заблуждение. В результате соревнование было сорвано.

Правило написания сомнительных парных по глухости-звонкости согласных

На самом деле проверить, какую букву следует писать в том или ином случае, достаточно просто. Парные звонкие и глухие согласные звуки вызывают сомнения в написании лишь тогда, когда находятся в конце слова или за ними стоит ещё один согласный глухой звук. Если один из данных случаев имеет место быть, нужно подобрать однокоренное или изменить форму слова так, чтобы за сомнительным согласным следовал гласный звук. Можно также воспользоваться вариантом, где за проверяемой буквой стоит звонкий согласный.

Кружка - кружечка, снег - снега, хлеб - хлеба; резь - резной, пот - потный.

Дидактическая игра «Соедини проверяемое слово с проверочным»

Чтобы во время занятий успеть сделать больше, можно провести игру, в которой закрепляются навыки без записывания. Условием её будет задание, в котором детям предлагается только соединить проверочные слова с проверяемыми чертой. Времени на это уходит меньше, а проделанная работа будет чрезвычайно эффективна.

Интереснее станет игра, если проводить её в виде соревнования. Для этого составляют три варианта заданий, где используются два столбика. В одном записаны проверочные слова. В другой же нужно занести те, в которых находятся в сомнительном положении звонкие и глухие согласные. Примеры слов могут быть такими.

Первый столбик: хлеба, пруды, снега, луковка, луга, прутик . Второй столбик: лук, хлеб, луг, прут, снег, пруд.

Для усложнения задания можно включить в столбец с проверочными словами те, которые не подходят для проверки, то есть не являются однокоренными с теми, в написании которых существуют сомнения: снеки, слуга, спрут .

Таблица согласных по звонкости-глухости

Все согласные звуки делятся по нескольким параметрам. Во время фонетического разбора слова в школе указываются такие характеристики, как мягкость-твёрдость, звонкость или глухость. Например, звук [н] - согласный, твёрдый, звонкий. А звук [п] отличается от него только одной характеристикой: он не звонкий, а глухой. Отличие же звуков [р] и [р’] кроется лишь в мягкости и твёрдости.

Исходя из этих характеристик, составляется таблица, благодаря которой можно определить, имеет ли звук пару по мягкости-твёрдости. Ведь некоторые согласные бывают только мягкими либо только твёрдыми.

Также разделяют согласные звонкие и глухие. Таблица, представленная здесь, показывает, что некоторые звуки не имеют пару по этому признаку. Например, таковыми являются

  • й, л, м, н, р;
  • х, ц, ч, щ.

Причём звуки первого ряда являются звонкими, а звуки второго - глухими. Остальные же согласные являются парными. Именно они и составляют сложность в написании, так как часто слышится глухой звук там, где пишется буква, обозначающая звонкий согласный.

Проверки требуют только парные согласные - звонкие и глухие. Таблица отражает этот момент. Например, звук «б», попадая в конечную позицию или оказываясь перед другим глухим согласным, сам «оглушается», превращаясь в «п». То есть слово «граб» (порода дерева) произносится и слышится как [грап].

В таблице показано, что эти звуки являются парными по звонкости-глухости. Таковыми же можно назвать «в»-«ф», «г»-«к», «д»-«т», «ж»-«ш» и «з»-«с». Хотя к паре «г»-«к» можно добавить звук «х», который часто звучит в оглушённой позиции на месте «г»: мягок - мягкий [м’ахк’ий], лёгок - лёгкий [л’охк’ий].

Дидактическая игра-лото «Сомнительные согласные»

Чтобы занятия, на которых изучается правописание звонких и глухих согласных, не превратились в нудную рутину, следует их разнообразить. Педагогам и родителям можно подготовить для дидактической игры специальные небольшие карточки с картинками и словами, в которых есть сомнительные согласные звуки. Сомнительную согласную можно заменить точками или звёздочками.

Дополнительно следует изготовить более крупные карточки, в которых будут стоять только буквы, обозначающие парные по звонкости-глухости согласные. На стол раскладываются карточки с картинками.

По сигналу ведущего игроки берут их со стола и закрывают ими буквы на крупной карточке, которые являются пропущенными по их мнению. Кто раньше других и без ошибок закроет все окошечки, считается выигравшим.

Внеклассные мероприятия по русскому языку

Выигрышными вариантами развития интереса к этой области науки являются вечера, конкурсы, КВНы. Проводятся они во внеурочное время для всех желающих.

Очень важно составить увлекательный сценарий такого мероприятия. Особое внимание следует уделить разработке заданий, которые будут и полезными, и увлекательными. Такие мероприятия могут проводиться с учащимися самых разных возрастов.

Интересными заданиями могут быть и такие, которые содержат в себе элемент литературного творчества. Например, полезно предложить ребятам:

Составить рассказ о том, как поссорились звуки «т» и «д»;

Придумать как можно больше однокоренных слов к слову «рог» за одну минуту;

Написать короткое четверостишие с рифмами: луг-лук, прут-пруд.

Чередование согласных в русском языке

Иногда, вопреки законам правописания, некоторые буквы в словах заменяются другими. Например, «дух» и «душа». Исторически (этимологически) они являются однокоренными, однако имеют разные буквы в корне - «х» и «ш». Такой же процесс чередования согласных наблюдается в словах «ноша» и «носить». Но в последнем случае звук «ш» чередуется с согласным «с».

Однако следует заметить, что это - не чередование звонких и глухих согласных, составляющих пару. Это особый вид замены одного звука другим, произошедший в глубокой древности, на заре формирования русского языка.

Чередуются такие согласные звуки:

  • з - ж - г (пример: друзья - дружить - друг);
  • т - ч (пример: летать - лечу);
  • ц - ч - к (пример: лицо - личный - лик);
  • с - ш - х (примеры: лесник - леший, пашня - пахать);
  • ж - д - жд (пример: вожак - водитель - вождение);
  • з - ст (пример: фантазия - фантастический);
  • щ - ск (пример: лощеный - лоск);
  • щ - ст (пример: мощеный - мостить).

Часто чередованием называют появление в глаголах звука «л», который носит в данном случае красивое название «эль эпентетикум». Примерами могут быть пары слов «люблю - любить», «кормлю - кормить», «куплю - купить», «графлю - графить», «ловлю - ловить», «гублю - губить».

Русский язык настолько богат, происходящие в нём процессы столь разнообразны, что если педагог постарается найти увлекательные варианты работы на занятиях как в классе, так и вне уроков, то многие подростки окунутся в мир познаний и открытий, по-настоящему заинтересуются этим школьным предметом.

Что такое звук? Это минимальная составляющая человеческой речи. Изображается буквами. В письменной форме звуки от букв отличаются наличием у первых квадратных скобок , использующихся в фонетической транскрипции. Буква – о, звук – [о]. Транскрипция показывает различия написания и произношения. Апостроф [ ] свидетельствует о мягкости произношения.

Вконтакте

Звуки разделены на:

  • Гласные. Их можно легко тянуть. При их создании язык не принимает активного участия, фиксируясь в одном положении. Звучание создается благодаря изменениям положения языка, губ, различным вибрациям голосовых связок и силе подачи воздуха. Протяжность гласных – основа вокального искусства (распевания, «пения гладью»).
  • Согласные звуки а выговариваются с участием языка, который, занимая определенное положение и форму, создает препятствие движению воздуха из легких. Это приводит к появлению шумов в полости рта. На выходе они преобразуется в звучание. Также свободному прохождению воздуха препятствуют губы, которые смыкаются-размыкаются во время речи.

Согласные разделяют на:

  • глухие и звонкие. Глухость и звонкость звучания зависит от работы речевого аппарата;
  • твердые и мягкие. Звучание определяется положением буквы в слове.

Буквы, обозначающие согласные звуки

Глухие

Глухие в русском: [к], [п], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ш]. Проще всего запомнить фразу, а не набор букв, «Стёпка, хочешь щец? Фи!», содержащую их все.

Пример, в котором все согласные звуки глухие: петух, соты, штифт.

Звонкие

При их образовании форма языка близка к форме, производящей глухие, но добавляются вибрации. Звонкие согласные звуки создают активные вибрации связок. Вибрации деформируют звуковую волну , и в полость рта попадает не чистый поток воздуха, а звучание. В дальнейшем он дополнительно преобразовывается языком и губами.

К звонким согласным принадлежат: б, в, г, д, ж, з, й, л, м, н, р.

При их произношении в области гортани явно чувствуется напряжение. Кроме того, проговорить их четко шепотом практически невозможно.

Слово, в котором все согласные звуки звонкие: Рим, гордыня, зола, лиман.

Сводная таблица согласных (глухие и звонкие).

Именно за счет смены звучания русская речь обогащена различными словами, близкими по написанию и произношению, но абсолютно разными по значению . К примеру: дом - том, суд - зуд, код - год.

Парные согласные

Что означает парность ? Две буквы, близкие по звучанию, при произношении которых язык занимает схожие положения, называют парные согласные звуки. Произношение согласных можно условно разделить на одноэтапные (в их создании участвуют губы и языки) и двуэтапные – первыми подключаются связки, затем рот. Те случаи, когда при произношении движения рта совпадают, и создают пары.

Сводная таблица парных согласных с учетом твердости и мягкости

В речи свойственно не выговаривать каждую букву, а «съедать» ее. Это не является исключением только русской речи. Подобное встречается практически во всех языках мира и особо контрастно заметно в английском. В русском этот эффект подвластен правилу: парные согласные звуки подменяют (на слух) друг друга во время речи. К примеру: любовь – [л’ у б о ф’].

Но не все имеют свою пару. Есть не похожие по произношению ни на какие другие – это непарные согласные . Техника воспроизведения отличается от произношения прочих звуков и объединяет их в группы.

Парные согласные

Непарные согласные

Первая группа может произноситься с мягкостью. Вторая не имеет аналогов в произношении.

Непарные согласные разделяются на:

  • соноры – [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’]. При их произношении поток воздуха ударяется о верхнее небо, как о купол;
  • шипящие – [х], [х’], [ц], [ч’], [щ’].

Русского языка содержит буквы, которые в контексте сложны для восприятия. Звуки [ч], [й], [ц], [н] звонкие или глухие? Выучите эти 4 буквы!

Важно! [ч] – глухой! [й] – звонкий! [ц] – это глухой! [н] – звонкий!

Непарные согласные

Твердые и мягкие

Они одинаковы по написанию, но различны по звучанию. Глухие и звонкие согласные, за исключением шипящих, могут произноситься твердо или мягко. Например: [ б ] был – [ б` ] бил; [ т ] ток – [ т` ] тёк.

При произношении твердых к небу прижимается кончик языка. Мягкие образуются благодаря прижатию к верхнему небу средней части языка .

В речи звучание определяет последующая за согласным буква.

Гласные образуют пары: а-я, у-ю, э-е, ы-и, о-ё.

Двузвучные гласные (я, ё, ю, е) произносятся по одной из двух комбинаций: звук [й] и парная гласная из Э, О, У, А либо мягкий знак и парная гласная. К примеру, слово юнга. Оно произносится как [й] [у] [н] [г] [а]. Или слово мята. Оно произносится как: [м’] [а] [т] [а]. Гласные А, О, У, Э, Ы не имеют двойного звучания, поэтому не влияют на произношение впереди стоящей согласной .

Пример различия:

Ложка – люк, мед – море, дом – дятел.

Фонетическая транскрипция:

[Л о ж к а] – [Л’ у к], [м’ о д ] – [м о р’ э], [д о м] – [д’ а т е л].

Правила произношения:

  • твердые произносятся перед А, О, У, Э, Ы. Нарыв, бок, бук, бэнтли, былое;
  • мягкие произносятся перед Я, Ё, Ю, Е, И. Месть, мёд, кит, пюре, мята;
  • твердые произносятся, если после них стоит другая согласная: смерть. После согласного [с] стоит согласная [м]. Не зависимо от того, мягкая М, звонкая или твердая, С произносится твердо;
  • твердые произносятся, если буква стоит последней в слове : класс, дом;
  • согласные перед гласной [е] в заимствованных словах произносятся твердо, как перед [э]. Например: кашне – [к] [а] [ш] [н] [э];
  • всегда мягкие перед Ь: лось, мякоть.
  • исключения из правил:
    • всегда твердые Ж, Ш, Ц: жизнь, шипы, цианид;
    • всегда мягкие Й, Ч, Щ: белый, черный, щука.

В русском языке обозначаются не все звуки речи, а только основные. В русском языке 43 основных звука – 6 гласных и 37 согласных, тогда как число букв – 33. Не совпадает также количество основных гласных (10 букв, но 6 звуков) и согласных (21 буква, но 37 звуков). Разница в количественном составе основных звуков и букв определяется особенностями русского письма. В русском языке твёрдый и мягкий звук обозначается одной и той же буквой, но звуки мягкий и твердый считаются разными, потому и получается согласных звуков больше, чем букв, которыми они обозначаются.

Звонкие и глухие согласные

Согласные звуки делятся на звонкие и глухие. Звонкие состоят из шума и голоса, глухие – только из шума.

Звонкие согласные звуки: [б] [б"] [в] [в"] [г] [г"] [д] [д"] [з] [з"] [ж] [л] [л"] [м] [м"] [н] [н"] [р] [р"] [й]

Глухие согласные звуки: [п] [п"] [ф] [ф"] [к] [к"] [т] [т"] [с] [с"] [ш] [х] [х"] [ч"] [щ"]

Парные и непарные согласные

Многие согласные образуют пары звонких и глухих согласных звуков:

Звонкие [б] [б"] [в] [в"] [г] [г"] [д] [д"] [з] [з"] [ж]

Глухие [п] [п"] [ф] [ф"] [к] [к"] [т] [т"] [с] [с"] [ш]

Не образуют пар следующие звонкие и глухие согласные звуки:

Звонкие [л] [л"] [м] [м"] [н] [н"] [р] [р"] [й]

Глухие [х] [х"] [ч"] [щ"]

Мягкие и твёрдые согласные

Согласные звуки делятся также на твёрдые и мягкие. Они различаются положением языка при произнесении. При произнесении мягких согласных средняя спинка языка поднята к твердому нёбу.

Большинство согласных образует пары твёрдых и мягких согласных:

Твёрдые [б] [в] [г] [д] [з] [к] [л] [м] [н] [п] [р] [с] [т] [ф] [х]

Мягкие [б"] [в"] [г"] [д"] [з"] [к"] [л"] [м"] [н"] [п"] [р"] [с"] [т"] [ф"] [х"]




Не образуют пар следующие твёрдые и мягкие согласные звуки:

Твёрдые [ж] [ш] [ц]

Мягкие [ч"] [щ"] [ й" ]

Шипящие согласные

Звуки [ж], [ш], [ч’], [щ’] называются шипящими.

[ж] [ш] [ч"] [щ"]

Свистящие согласные

[з] [з"] [с] [с"] [ц]

Свистящие звуки с-сь, з-зь переднеязычные, щелевые. При артикуляции твердых с-з зубы обнажены, кончик языка касается нижних зубов, спинка языка слегка выгнута, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, отчего в середине образуется желобок. Воздух проходит по этому желобку создавая трением шум.

При произнесении мягких с, з артикуляция та же, но дополнительно спинка языка поднимается к твердому нёбу. При произнесении звуков з-зь связки сомкнуты и вибрируют. Нёбная занавеска поднята.

Тема урока: «Парные согласные звонкие и глухие».

Тип урока: урок-путешествие.

Цели урока:

  • закрепить знание о способах проверки слов с парными согласными в конце и в середине.
  • овладеть последовательностью действий при обозначении согласных звуков буквами.
  • развивать внимание, орфографическую зоркость, устную и письменную речь.
  • воспитывать любовь к сказкам.

Оборудование:

  • аудиокассета с записью музыки
  • учебник « Русский язык» 2 класс автор А.В. Полякова
  • сигнальные карточки для обратной связи (светофор, веер с буквами)
  • схемы-опоры
  • иллюстрации к сказке «Золушка»
  • карточки с заданиями
  • программа «Школьный наставник» на ПК.

ХОД УРОКА

Класс разделен на две группы, на уроке присутствовали учащиеся 1-й группы, так как урок проходил в компьютерном классе.

I. Организационный момент (межпредметные связи)

Звучит музыка.

– Какая музыка прозвучала? (Волшебная)
– Ребята, а где мы встречаемся с волшебством? (В сказках)
– Мы сегодня совершим путешествие в волшебную страну. Страну сказок и сами попробуем стать волшебниками.

«Сказки мудростью богаты
Сказке скажем: «Приходи!»
Это присказка ребята.
Сказка будет впереди».

II. Чистописание (актуализация знаний)

– Посмотрите, ребята, на доске записаны буквы.

б – ? т – д? – ш з – с г – ? ? – ф

– Что это за буквы? (Парные согласные)
– Покажите веером пропущенную букву.
– Запишите парные согласные в тетрадь.

III. Словарная работа

– Загадаю вам загадки, а вы записывайте отгадки. (Учитель показывает иллюстрации с отгадками.)

Без рук рисует, Хвост пушистый,
Без зубов кусает. Мех золотистый
(Мороз) В лесу живет
В деревне кур крадет.
(Лиса)

Что за зверь лесной Он всю зиму в шубе спал.
Встал как столбик Лапу бурую сосал.
Под сосной А проснувшись, стал реветь
И стоит среди травы Это зверь лесной … (медведь)
Уши больше головы.
(Заяц)

– Выделите орфограммы в записанных словах.
– Обменяйтесь тетрадями. Ошибки у товарища исправляйте карандашом.

(Учитель показывает карточки со словами.)

Взаимопроверка (работа в парах)

– У кого нет ошибок? Просигнальте светофором.
– У кого 1-2 ошибки?
– Ребята, вам надо выучить слова. (Проблемная ситуация)
– На какое правило записаны слова? (Написание безударной гласной непроверяемой ударением. Написание парных согласных на конце слова.)

IV. Тема урока (целеполагание, опора на субъектный опыт ребенка).

– Назовите слова с парной согласной?

мороз медвед ь

– Какие вы знаете парные согласные?
– Назовите их.

б – п д – т ж – ш з – с г – к в – ф

– Ребята, как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? (Учиться писать слова с парными согласными.)
– А сейчас вы можете прочитать тему нашего урока. Соединив гласные и согласные на обеих страницах книги. (Парные звонкие и глухие согласные)

– Сегодня мы продолжим работу над парными согласными, и эта волшебная книга и сказочные герои нам будут помогать. А из какой сказки герои вы мне назовёте сами. (Мотивация обучения. Межпредметные связи)
Послушайте историю.
Жил-был один почтенный и знатный человек. У него была дочка добрая приветливая и милая. Но вот в дом вошла новая хозяйка. Всё было ей не по вкусу, но больше всего невзлюбила она свою падчерицу. Она и её дочери заставляли делать девушку самую грязную работу по дому. Но однажды наша героиня превратилась в прекрасную незнакомку в красивом платье и хрустальных туфельках.
– Как звали прекрасную незнакомку? (Золушка)
– Кто автор сказки? (Шарль Перро)
– Мачеха дала ей много заданий и Золушка беспокоится, что не успеет на королевский бал. Вы готовы помочь Золушке? (Да)
– Тогда я вам предлагаю стать «волшебниками» и вместе с Феей превратить: тыкву в карету, мышей в лошадей, крысу в кучера, ящериц в слуг, а Золушку в прелестную девушку. Волшебство произойдёт, если мы с вами покажем свои знания при выполнении заданий. Будем старательными, активными, трудолюбивыми. (Учитель показывает стенд со сказочными героями).

V. Закрепление (актуализация знаний)

– Мачеха записала свои задания в книгу. Откроем первую страничку.

Задание 1. Сгруппируйте буквы.

– Чем похожи записанные буквы? (Согласные)
– Можно ли их сгруппировать? (Да)
– В какие группы? Запишите.

Проверка, групп по табличкам после записи учащихся (самооценка).

– У кого так? (Показывают светофором.)
– У кого не так исправьте.
– Молодцы! (Проблемная ситуация)
– Какие согласные требуют проверки? (Парные согласные)
– Почему? (Парный согласный на конце слова или перед согласным оглушается.)
– Послушайте стихотворение.

Чтоб меньше было случаев неясных
И чтоб ответов не было плохих
Прислушайтесь к звучанию согласных
Чтобы не путать звонких и глухих
Глухие звуки это непоседы,
Они спокойно не желают жить
Они стремятся звонкого соседа
Во чтобы то ни стало заглушить.

– Молодцы ребята. Мы справились с 1 заданием. И вместе с Феей превратили тыкву в карету. Откроем вторую страничку книги. Мачеха предлагает вам понаблюдать над словами. Поработать в парах. (Анализ и синтез. Проблемная ситуация)

I группа II группа

сказка ошибочка
шубка мыши
снежки дождливый
холод голуби
рукав леса
враг огородный

– Возьмите листочки со словами. Прочитайте слова. Сравните произношение парных согласных 1 и 2 группы. Что вы заметили? (В 1-й группе в словах написание не соответствует произношению. Во 2-й группе в словах произношение слов соответствует написанию.)
– В какой позиции находятся слова 1 группы? (В слабой)
– В какой позиции находятся слова во 2 группе? (В сильной)
– Вам предложены 2 варианта. Прочитайте. (Таблички на доске.)

– В каком из этих вариантов парный согласный будет в сильной позиции? (В 1-м варианте парные согласные в сильной позиции)

– Если согласный стоит в сильной позиции то это будет какое слово?

(Таблички вывешиваются после ответов учащихся.)

– Какая группа слов подойдет к 1 варианту? (II группа)
(В слабой позиции, слова I группы)
– Что происходит с согласным в слабой позиции? (Он оглушается)
– Какие слова требуют проверки? (Слова I группы)
– Молодцы! Ваша работа помогла превратить мышей в лошадей. Откроем другую страничку. Мачеха дала новое задание: «Выбери букву и докажи свой выбор». Но сначала прослушайте стихотворение.

Живут себе два брата
Глухой и звонкий звук
И все вокруг стараются
Их различить на слух.
Но братья друг за друга
Так прячутся порой
Что не поймешь ни звука
Где звонкий, где глухой.
Но тут приходит гласный
Такой хороший звук
И сразу два согласных
Мы различим на слух.
Перед прекрасным гласным
Вот звонкий, вот глухой
И каждый вокруг согласен
Побыть самим собой.

– Как надо проверять парный согласный? (После согласного должен стоять гласный звук. После согласного должен стоять сонорный звук.)
– Записывайте с комментированием, показывая букву веером.
– Доказывайте и выделяйте орфограмму. При выполнении этого задания вам поможет алгоритм. (Работа по алгоритму)

Алгоритм:

1. Читаю слово…
2. Слышу звук…
3. Проверяю…
4. Пишу букву…

(Запись слов учащимися с комментированием)

– Как проверить парный согласный в слабой позиции.

Вывод учащихся: Изменить слово, чтобы буквы были перед гласным или перед сонорным.

– Вот и крысу мы смогли превратить в кучера. Вы очень хорошо работали ребята, настало время отдохнуть.

Физкультминутка

Дети читают стихотворение и выполняют движения.

Мы писали, мы писали
Наши глазки так устали
Вместе сделаем зарядку
Будет все у нас в порядке.
Быстро, быстро поморгаем
И моргая, отдыхаем
Поворачиваем шею
Отдохнет она скорее
Раз, два, раз, два
Продолжается игра.

– Откроем следующую страничку. Вот и новое задание. У Золушки есть карета, есть лошади, есть кучер, но нет красивого наряда. Выполнив это задание, мы сможем превратить Золушку в таинственную незнакомку. И тогда она встретиться с принцем на королевском балу.

VI. Индивидуальная работа учащихся

– Вы сейчас будете выполнять тест.

Повторение правил по технике безопасности.
Работа учащихся на компьютере.

Тест – 1 (15) (Программа «Школьный наставник»).

Войти в программу вам поможет инструкция, которая лежит на парте.
В тесте читайте внимательно задание, будьте внимательны при выборе проверочного слова, пользуйтесь алгоритмом, опорой. Кто закончит работу за компьютером, будет выполнять задание по карточке. На карточке записаны два задания, вы выбираете любое.

– А сейчас прошу приступить к выполнению теста.

Тест – 1(15) . «Как проверить оглушенный согласный»

Задание. Каким словом можно проверить оглушенный согласный в двух других?

ДУБОК ДУБ ДУБКИ

лодка лодки лодочный
сосед соседка соседи
зубастый зуб зубки
замазка мазать мазать
лошадиный лошадка лошадь
юбки юбочка юбка
морковка морковочка морковь
шубка шуба шубки
хрупок хрупкий хрупко
дубок дуб дубки
глазки глазок глаз
ходка ходок находка
города город городской
ловкость ловок ловкий

Итоги теста:

– Кто выполнил тест без ошибок? У кого 1-2 ошибки? У кого больше 3 ошибок? (Учащиеся сигналят светофором.)
– Ребята, у кого больше 3 ошибок не переживайте мы еще будем работать над этой темой и ваши результаты улучшатся. Вы были внимательными и трудолюбивыми. И ваша хорошая работа помогла Золушке попасть на бал.

(Пока ребята путешествовали, на стенде происходили превращения и вывешивались иллюстрации: с каретой, лошадьми, кучером и встреча принца с таинственной незнакомкой.)

VII. Работа по карточке

Задание на выбор

Текст 1. Исправь ошибки. Озаглавь текст.

У Васютки ужки чутки.
Усы длинные, шупка шелковая.
Гласки огневые, кокти цепкие.
Ласкоф Васька, да хитер.
Днем на солнышке лежит и всё скаски говорит.

Текст 2. Вставь слова подходящие по смыслу. Озаглавь текст.

Выпал пушистый ______ .
Весь _______ белый.
Ударил сильный _______ .
У дома намело большой _________ .
Наш _______ застыл.
Береги __________ в большой __________ .

Слова для справок: но с/з, сне г/к, сугро б/п, моро з/с, са д/т, пру д/т, моро з/с.

– Кто выбрал 1 текст?
– Кто выбрал 2 текст?
– А кто придумал название?
– Вы сдадите работу, а я проверю и узнаю, как вы с ней справились.

VIII. Итог урока

– Чему учились на уроке? (Учились писать слова с парными согласными)
– Если сомневаемся в написании парной согласной, что надо делать? (Проверять)
– Кто назовёт способы проверки?
– А кому мы сегодня помогли? (Золушке попасть на бал)
– Молодцы! Вы были трудолюбивы, старательны и я довольна вашими ответами, и вашей работой.

IX. Домашнее задание по выбору (ситуация выбора)

  • стр. 138 упр. 317 (учебник).
  • придумать рассказ с парными согласными.