Приоритетный национальный проект «Образование»: цели и задачи, проблемы и пути их решения. Направления приоритетного национального проекта "образование"

Итоги реализации национального проекта «Образование»

Сегодня связь между современным, качественным образованием и перспективой построения гражданского общества, эффективной экономики и безопасного государства очевидна. Для страны, которая ориентируется на инновационный путь развития, жизненно важно дать системе образования стимул к движению вперед - это и есть первоочередная задача приоритетного национального проекта «Образование».

К концу 2010 года были подведены итоги пяти лет реализации нацпроекта «Образование». Достигнуты следующие основные показатели:

  • 1) По направлению поддержки высших учебных заведений, внедряющих инновационные образовательные программы, первый конкурсный отбор вузов прошел в 2006 году, и его победителями стали 17 вузов. На реализацию своих инновационных программ за пять лет они получили из федерального бюджета 20 млрд руб. и вложили 6,37 млрд руб. собственных средств.
  • 2) В конкурсе 2007 года право на государственную поддержку получили уже 40 вузов. На финансирование победителей второго конкурса из федерального бюджета в 2007 году было выделено 10 млрд руб., кроме того, вузы вложили в реализацию своих программ собственные средства в объеме 2,47 млрд руб.
  • 3) Результатом реализации инновационных программ вузов является появление новых учебных программ, а также разработка новых стандартов в соответствии с требованиями современной экономики. Инновационные вузы стали центрами повышения квалификации для профессорско-преподавательского состава других учреждений высшего профессионального образования.
  • 4) В части нацпроекта по поддержке инновационных школ в 2006-2009 годах по 1 млн руб. на конкурсной основе получили 6 тыс. общеобразовательных учреждений.
  • 5) В 2006-2010 годах государственная поддержка была оказана 10 700 представителям талантливой молодежи страны. Из них 2,5 тыс. талантливых юношей и девушек получили на свои лицевые счета премии в размере 60 тыс. руб., 8,2 тыс. человек - по 30 тыс. руб.
  • 6) За два года государственная поддержка оказана 20 тыс. лучшим учителям России. Каждый педагог - победитель конкурса получил из федерального бюджета по 100 тыс. руб.
  • 7) В 2010 году в национальный проект пошло направление по поддержке учреждений начального и среднего профессионального образования (НПО и СПО). Был проведен конкурс и определены 76 учреждений-победителей. Среди них 45 учреждений среднего профессионального образования и 31 учреждение начального профессионального образования, расположенные в 40 регионах России. Из федерального бюджета им было перечислено в общей сложности 5,8 млрд руб.
  • 8) В рамках направления по стимулированию подготовки рабочих кадров для высокотехнологичных производств в учреждениях НПО и СПО отрабатывается новый формат отношений бизнеса и образования - модели частно-государственного партнерства. На совершенствование механизмов взаимодействия с работодателями направлены инновационные образовательные программы всех 76 победителей конкурсного отбора.
  • 9) В 2006-2010 годах было запланировано обеспечить доступ к сети Интернет с оплатой трафика в течение двух лет с момента подключения 52 940 общеобразовательным учреждениям, но в связи с текущей реорганизацией школьной сети общее количество подключаемых образовательных учреждений составило 52 064.
  • 10) В регионы России закуплено и поставлено более 14 тыс. комплектов учебного и учебно-наглядного оборудования за счет средств федерального бюджета, 16,25 тыс. комплектов - за счет средств регионов. В сельские школы страны за два года поставлено более 3,1 тыс. автобусов за счет средств федерального бюджета, более 3,7 тыс. автобусов - за счет средств субъектов РФ.
  • 11) Дополнительные выплаты за классное руководство.
  • 12) В рамках национального проекта были созданы два крупнейший университета в Сибирском и Южном федеральных округах и заложены основы для двух бизнес-школ мирового уровня - Высшей школы менеджмента в Санкт-Петербурге и Московской школы управления «Сколково».
  • 13) В 2007 году федеральные университеты уже осуществили первый набор студентов на первый курс. На свое развитие они получили в 2006 году 1 млрд руб., в 2007-м - 7 млрд.
  • 14) Еще одно новое масштабное направление по модернизации региональных систем образования также появилось в национальном проекте в 2007 году. Федеральный бюджет в 2007 году выделил 21 региону - победителю конкурсного отбора субъектов, внедряющих комплексные проекты модернизации образования, 4,05 млрд руб. На заседании межведомственной рабочей группы сообщили, что, по предварительным прогнозам, большинство регионов, внедряющих комплексные проекты модернизации образования, освоят средства федеральной поддержки своевременно .

В настоящее время в России ведется активная работа по созданию новой модели образования, получившей название «Российское образование - 2020». Как сообщает пресс-служба Министерства образования и науки РФ, проект современной модели образования, ориентированной на решение задач инновационного развития экономики и общества, предложен для анализа и доработки экспертным группам всех уровней и разослан в регионы для обсуждения на традиционных августовских педагогических советах.

В разработанной модели «Российское образование - 2020» заложены четыре принципиальных направления развития: доступность качественного образования для любого жителя страны и его непрерывность, то есть обеспечение возможности учиться, повышать свою квалификацию и перепрофилироваться в любом возрасте, ориентация системы образования на инновационное развитие экономики, ее открытость для общества, включающая в себя учет интересов потребителей образовательных услуг, и возможность внешней, общественной оценки уровня учреждений и их образовательных программ.

Согласно проекту, изменения затронут все уровни российской образовательной системы, включая дошкольное образование, дополнительное, начальное, среднее и высшее профессиональное образование.

После доработки направления действий и мероприятий современной модели образования будут отражены в концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

Приоритетные национальные проекты будут преобразованы в долгосрочные государственные программы и дополнены новыми направлениями, сообщил заместитель Председателя Правительства РФ Александр Жуков .

С 2009 года в России реализовывается новый четырехлетний цикл развития и модернизации системы образования. Об этом заявил Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко на заседании коллегии Минобрнауки, прошедшем 2 сентября и посвященном основным положениям государственной программы «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009-2012 годы».

Было отмечено, что реализация новой модели образования станет продолжением приоритетного национального проекта «Образование», интеграцией его основных направлений с другими существующими государственными программами, направленными на развитие образования. При этом предусмотренные системные изменения затронут все уровни образовательной системы, включая сферы, ранее не входившие в нацпроект.

Так, в ее рамках предполагается обновить организационно-экономические механизмы в системе образования, сделать дошкольное образование более гибким и многообразным, сориентировать общее образование на индивидуальный подход к учащимся, расширить сферу дополнительного образования.

Что касается профессионального образования, то здесь планируется расширить участие работодателей на всех этапах образовательного процесса, активно вовлекать студентов и преподавателей в фундаментальные и прикладные научные исследования (и в целом уделить повышенное внимание интеграции образования и науки), а также сформировать систему непрерывного образования, чтобы каждый житель России мог по своему желанию учиться на протяжении всей жизни.

Цели и задачи госпрограммы полностью синхронизированы с целями и задачами Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, в соответствии с которой стратегическая цель государственной политики в образовании - это повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина .

Итоги реализации приоритетного национального проекта «Образование»

Приоритетный национальный проект стал практическим инструментом запуска системных изменений в сфере образования. Одновременно с институциональными эффектами предпринятые шаги позитивно сказались на условиях жизни многих граждан: возросло число детей, которые учатся в современных школах. Наряду с подключением всех школ к Интернету увеличилось количество в них компьютеров и учителя активно используют их в работе. Через несколько лет все учебные места будут объединены в информационные сети. С участием лучших учителей разрабатываются интерактивные электронные образовательные ресурсы, которые размещены в открытом доступе по всем разделам школьных программ. Одновременно делается все, чтобы школьный Интернет был безопасен для ребят - от качественной контентной фильтрации до продуманной воспитательной работы.

Основа системных изменений - организационно-финансовые механизмы, устанавливающие четкую "прозрачную" зависимость ресурсного обеспечения от качества образования, которое получает каждый ученик. Именно исходя из числа учеников с учетом места их проживания выделялись ресурсы регионам по всем направлениям национального проекта, от поощрения лучших учителей и поставок учебного оборудования до поддержки региональных комплексных проектов.

В условиях подушевого финансирования школы получили дополнительный стимул создавать комфортные условия для каждого ученика, помочь ему максимально раскрыть, реализовать и повысить свой потенциал. У старшеклассников появляется больше возможностей выбирать предметы и уровень сложности обучения. А также вместе с получением общего образования начать осваивать востребованные профессии, определять свое будущее. На это же направлены принятые в прошлом году законы об общем образовании для всех и о новой структуре образовательного стандарта.

В школе становится больше интересных кружков, секций, клубов, где каждый школьник может найти для себя интересное дело и добиться успеха, проявить творчество и социальную активность. За последние несколько лет количество организаций дополнительного образования увеличилось, при этом средний возраст педагогов дополнительного образования снизился на 13 лет и составляет 40 лет. В систему образования пришли профессионалы из реального сектора, во многих случаях совмещая эту деятельность с основной работой. В нашу жизнь возвращаются технические кружки, спортивные секции, туристские клубы.

При этом такие достижения ребят, как победы в конкурсах, олимпиадах и соревнованиях, реализованные проекты, признаются как значимые образовательные результаты, учитываются в их дальнейшем образовании и карьере.

Государство распространяет механизмы жесткой привязки финансирования к объему и качеству услуг на дошкольное и профессиональное образование. Это повысит эффективность использования бюджетных средств, обеспечит, чтобы каждый вложенный рубль с максимальной отдачей "работал" на того, кто учится.

В рамках комплексных проектов модернизации образования апробирована новая система оплаты труда учителей, при которой быстрее растет зарплата у лучших педагогов, в том числе, молодых. Как результат, растет спрос учителей на повышение квалификации.

По всем направлениям национального проекта отработан конкурсный механизм поддержки лидеров, в котором бюджетные средства распределялись на основе общественной оценки. Можно уверенно сказать, что сегодня система образования стала более открытой к запросам и контролю со стороны общества, чем до начала национального проекта.

Среди поддержанных по конкурсу инновационных школ свыше трети - сельские социо-культурные комплексы. Такая школа постепенно становится не только образовательным, но современным информационным, культурным центром, где проходят самые значимые местные события, все жители могут пользоваться библиотекой, медиатекой, спортзалом, заниматься художественной самодеятельностью.

На базе инновационных учреждений начального и среднего профессионального образования при совместной работе федеральной, региональной власти и бизнеса формируется костяк ресурсных центров для всей страны по востребованным экономикой направлениям подготовки. Тем самым закладываются основы для преодоления дефицита кадров.

Поддержка инновационных вузов, также отобранных в условиях жесткого конкурса с активным участием работодателей, способствовала развитию их научной, экономической и академической самостоятельности. Обучающиеся в них студенты вместе с преподавателями участвуют в инновационных научных исследованиях с использованием современного оборудования, зачастую ранее недоступного. Усилилось сотрудничество научных школ и институтов разной ведомственной принадлежности, что поддержано принятым в конце прошлого года законом об интеграции науки и образования. Эти изменения социологически значимы прежде всего для молодых людей. В результате в инновационных вузах достигнут баланс между реализацией компетентностного подхода и фундаментальной подготовкой.

С поддержки этих вузов и создания Южного и Сибирского федеральных университетов началось формирование сети научно-образовательных комплексов. В перспективе вокруг этих комплексов будут развиваться современные студенческие городки с насыщенной инфраструктурой.

Логика поддержки инноваций, отработанная в рамках приоритетного проекта, положена в основу концепции целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры", принципов поддержки научно-исследовательских институтов.

Таким образом, в рамках национального проекта заложены основы и начато формирование современной модели образования. Образования, интегрированного с наукой и экономикой. Заложен базис для перевода экономики на инновационный путь развития, повышения ее эффективности. Отработаны эффективные механизмы реализации программы социального развития.

Полученные результаты и наработки позволят системно продолжить эти работы, наращивая комплексность принимаемых решений и реализуемых механизмов.

    ✪ Вебинар «Учитель будущего: вызов времени и национальный проект „Образование“»

    ✪ Приоритетный национальный проект "Образование" в городе Москве в 2013 г.

    ✪ Мастер-класс "Проектирование учебного процесса через систему учебных задач и ситуаций"

    Субтитры

Основные направления проекта

  • Стимулирование инноваций в сфере образования
  • Подключение школ к интернету
  • Поддержка талантливой молодёжи
  • Организация начального профессионального образования для военнослужащих
  • Организация сети национальных университетов и бизнес-школ
  • Дополнительные выплаты за классное руководство
  • Поощрение лучших учителей (ежегодно с 2006 по 2009 г. 10 тысяч лучших учителей получали 100 тыс. рублей., а с 2010 года 1 тысяча лучших учителей по 200 тыс. рублей)
  • Поставка школьных автобусов в сельскую местность
  • Укомплектование школ дотационных регионов учебным оборудованием.

Итоги реализации в 2006 году

30 марта 2007 года на коллегии министерства образования и науки были подведены итоги работы в 2006 году . На реализацию проекта было выделено 29 млрд руб.

Более чем 800 тыс. учителей получали ежемесячные дополнительные выплаты за классное руководство. Одну тысячу рублей получил каждый классный руководитель [ ] .

Поддержка и развитие лучших образцов отечественного образования

Государственную поддержку получили 3 тыс. инновационных школ (по 1 млн руб.) и 10 тыс. лучших учителей (по 100 тыс. руб.). 5350 молодых победителей различных олимпиад и всероссийских и международных конкурсов, фестивалей получили премии для поддержки талантливой молодёжи по 60 и 30 тыс. руб.

Внедрение современных образовательных технологий

В школы было направлено 5113 комплектов учебного оборудования (интерактивное оборудование INTERWRITE), к интернету подключено более 18 тыс. школ. В сельскую местность поставлено 1769 школьных автобусов.

Поддержка инновационных вузов

Государственная поддержка победителям конкурса предоставлена в форме субсидий в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете. Субсидии вузам предоставлены для приобретения лабораторного оборудования, разработки и приобретения программного и методического обеспечения, повышения квалификации и профессиональной переподготовки научно-педагогического и другого персонала вуза.

Подключение школ к интернету

На 12 октября 2011 года 97% школ было подключено к Интернету. В настоящее время все 100% школ имеют доступ к Интернету, идет переход на широкополосный высокоскоростной доступ 100 Мбит/с.

Создание новых вузов

Создано два первых федеральных университета - Южный и Сибирский. На их создание было предусмотрено на 2006 год выделение средств из федерального бюджета в объёме 2 млрд рублей.

  • Ростовского государственного университета,
  • Ростовской государственной академии архитектуры и искусства,
  • Ростовского государственного педагогического университета,
  • Таганрогского государственного радиотехнического университета.
  • Красноярского государственного университета,
  • Красноярской государственной архитектурно-строительной академии,
  • Красноярского государственного технического университета,
  • Государственного университета цветных металлов и золота.

Немаловажное значение в контексте конкурентоспособности системы образования имеет вопрос создания бизнес-школ мирового уровня, причём с обязательным участием бизнес-сообщества. Решения о создании таких школ приняты: одна за счёт средств федерального бюджета и привлечённых средств на базе Санкт-Петербургского государственного университета, а другая за счёт средств бизнес-сообщества в Москве.

На создание бизнес-школы в Санкт-Петербурге в 2006 году выделено 500 млн рублей.

Также был создан Северо-Кавказский федеральный университет в городе Ставрополе.

1.2 Приоритетный национальный проект «Образование»: цели и задачи, проблемы и пути их решения

Приоритетный национальный проект «Образование» явился организационной основой государственной политики РФ в области образования. Он определил стратегию приоритетного развития системы образования, меры ее реализации, предусмотрев обеспечение нормального функционирования и устойчивого развития системы.

В финансировании реализации проекта предусматриваются как выделение средств из бюджетов всех уровней, так и дополнительное целевое финансирование мероприятий и проектов.

Главной целью стало развитие системы образования в интересах формирования социально активной, гармонично развитой, творческой личности во имя экономического и социального прогресса общества.

Органы государственной власти, общество, учреждения образования в итоге обеспечивают достижение следующих целей:

– предоставление гражданам общедоступного бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатного среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование определенного уровня граждане получают впервые;

– создание социально-экономических условий для реализации конституционных прав граждан на образование;

– гармоничное развитие личности и ее творческих способностей на основе формирования мотивации необходимости образования и самообразования в течение всей жизни;

– дальнейшее развитие нормативных правовых, социальных, экономических, организационных и содержательных основ реализации государственной политики в сфере образования;

– обеспечение правовых, социальных и экономических гарантий функционирования и сбалансированного, устойчивого развития системы образования в интересах личности, общества и государства;

– сохранение и развитие единого образовательного пространства в РФ с учетом особенностей многонационального государства;

– формирование системы демократического, государственно-общественного управления образованием;

– совершенствование взаимодействия государственных органов власти, органов местного самоуправления и общественных организаций в области развития системы образования;

– разграничение компетенций в области образования между органами государственной власти и местного самоуправления и заключение договоров, касающихся конкретных аспектов совместного ведения;

– достижение эффективности и высокого качества образования, научной и научно-технической деятельности образовательных учреждений;

– равноправное, взаимовыгодное, социально и экономически целесообразное сотрудничество системы образования РФ с системами образования иностранных государств и международными организациями.

Основными государственными и социальными гарантиями обучающимся признаны:

– реализация права на бесплатное общее, в том числе среднее полное и начальное профессиональное образование, дополнительное образование детей;

– доступность получаемого впервые бесплатного (на конкурсной основе) среднего, высшего и послевузовского профессионального образования в сочетании с дополнительными гарантиями права на образование сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

– возможность выбора профессиональных образовательных программ, индивидуализации обучения, создания условий для профессионального самоопределения и трудоустройства обучающихся;

– полноценное питание обучающихся в столовых образовательных учреждений, в том числе на льготных условиях или бесплатно;

– финансовые льготы обучающимся при пользовании услугами организаций социально-культурного назначения и транспортом;

– самоуправление обучающихся в учебе и в быту;

– охрана жизни и здоровья обучающихся;

– получение профессионального образования гражданами с ограниченными из-за состояния здоровья возможностями;

– систематизация поощрения за успехи в учебе и научной деятельности;

– выделение бюджетных средств на содержание объектов социально-культурной инфраструктуры системы образования и социальную поддержку обучающихся;

– создание рабочих мест для обучающихся на период прохождения учебно-производственной практики (с оплатой работы);

– совершенствование правовых основ взаимоотношения педагогов, обучающихся и их родителей (законных представителей).

Все это было предусмотрено в координационном плане совместных действий министерства образования РФ с другими федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ.

Основными направлениями проекта явились:

– стимулирование инноваций в сфере образования;

– подключение школ к Интернету;

– поддержка талантливой молодежи;

– организация начального профессионального образования для военнослужащих;

– организация сети национальных университетов и бизнес-школ;

– дополнительные выплаты за классное руководство;

– поощрение лучших учителей (ежегодно 10000 лучших учителей получают по 100000 рублей);

– направление в сельскую местность школьных автобусов;

– укомплектование школ дотационных регионов учебным оборудованием.

Следует подчеркнуть, что результатом реализации приоритетного национального проекта «Образование» должно стать достижение современного качества образования, адекватного социально-экономическим условиям.

В частности, поддержка на конкурсной основе лучших учителей и школ, внедряющих инновационные программы, способствует повышению восприимчивости системы образования к запросам общества. Поощрение талантливых молодых людей кладет основу для реализации инновационного потенциала россиян.

Внедрение новой системы оплаты труда учителей, в том числе вознаграждение за классное руководство и иные доплаты, стимулирует развитие подушевого финансирования в образовании.

Государственная поддержка инновационных программ вузов, учреждений начального и среднего профессионального образования, создание новых федеральных университетов направлены на повышение качества профессионального образования, его взаимосвязи с экономикой страны и отдельных регионов. Открытие новых бизнес-школ также ориентировано на формирование собственной системы подготовки управленческих кадров высочайшего класса.

Интернетизация нацелена на распространение современных технологий во все сферы производства и общественной жизни, выравнивание возможностей всех российских школьников и педагогов.

Поставляемые в рамках нацпроекта учебное и учебно-наглядное оборудование, автобусы существенно повышают уровень доступности качественного образования.

В целом же достигается глобальная модернизация региональных систем образования, обеспечивающая условия для получения качественного образования независимо от места жительства и расширение общественного участия в управлении образованием.

В свете этого, целями приоритетного национального проекта «Образование» видятся:

– ускорение модернизации российского образования;

– обеспечение успешности комплекса мер по реализации приоритетных направлений развития образовательной системы страны;

– создание условий для достижения современного качества образования, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям;

– содействие становлению институтов гражданского общества.

В ряду задач социально-экономического развития отраслей социально-культурной сферы, которые поставило перед собой государство, предполагается продолжение реструктуризации сети образовательных учреждений, в частности:

– оптимизация сети малокомплектных сельских школ;

– создание университетских комплексов, реализующих программы различных уровней профессионального образования, научно-исследовательские, производственные и другие задачи;

– адресная система стипендиального обеспечения студентов (социальные и академические стипендии);

– нормативно-подушевой принцип бюджетного финансирования учреждений образования;

– финансирование высшего образования на основе государственного заказа на подготовку специалистов, реализуемого на конкурсной основе;

– повышение прозрачности финансовых потоков, направляемых в учреждения образования, путем создания попечительских советов, публичной отчетности образовательных учреждений.

Основные мероприятия нацпроекта «Образование» направлены на решение следующих задач:

– реализация равных прав граждан на образование всех уровней и ступеней;

– формирование экономических механизмов развития системы образования;

– разработка норм и нормативов финансового, материально-технического и иного ресурсного обеспечения системы образования;

– функционирование системы образования в период формирования новых социально-экономических условий;

– соответствие образования современному российскому и мировому уровню техники, науки, культуры;

– разработка информационных образовательных технологий и методов обучения, в том числе дистанционных;

– научно-исследовательская и научно-техническая деятельность организаций системы образования, интеграция науки и образования;

– контроль качества образования;

– государственная и социальная поддержка работников системы образования, обучающихся и воспитанников;

– приоритетность фундаментальных, прикладных исследований и разработок по проблемам образования, реализация инновационных проектов и программ;

– издание учебной, научной и методической литературы;

– централизованное обеспечение фондов библиотек системы образования за счет бюджетов всех уровней;

– производство учебного и научного оборудования, приборов и средств обучения;

– совершенствование материально-технической базы, энергосберегающих технологий.

Однозначно, незыблемыми остаются две основные позиции государственной политики в области образования:

1) образование (и школьное, и высшее) в основном остается бесплатным, при известной доле платного;

2) образование должно строиться на единых стандартах, принципах системности и фундаментальности.

Отметим, что, согласно международным профессиональным стандартам, педагог должен иметь определенный набор различных технологических базовых и сопутствующих компетенций, способностей, требующихся для выполнения конкретной работы.

Базовые технологические компетенции в данном случае отражаются в государственных образовательных стандартах и квалификационных требованиях. Они объединяют знания и навыки, требующиеся для реализации профессиональной деятельности и должностных обязанностей.

Сопутствующие компетенции являются дополнительными и индивидуальными. Это потенциал личности, опыт, который позволяет педагогу быть успешным в профессиональной деятельности.

Новые программы предусматривают:

– приобретение знаний о человеке, природе и обществе как основы научного современного взгляда на мир и ориентации на одну из областей будущей практической деятельности;

– приобретение опыта умственного и физического труда для формирования основных навыков интеллектуальной деятельности;

– приобретение опыта творческого труда, делающего личность готовой к общественной, экономической, научной и иной деятельности.

Здесь стоит отметить, что изменение требований непосредственно к педагогам привело к новому пониманию содержания их профессиональной переподготовки. В него входят не только профессиональные знания и умения, но и такие важные качества личности, как самостоятельность, способность принимать ответственные решения, умение учиться самим, коммуникабельность, способность к сотрудничеству, социальная и профессиональная ответственность… Сформулированный подход составляет основу организации личностно-ориентированного образования.

Развитие науки и связанных с ней технологий производства потребовало реформирования и структуры, и содержания образования. Среди основных направлений данной реформы можно выделить демократизацию системы обучения и воспитания, гуманитаризацию и гуманизацию процесса образования, его компьютеризацию.

Государственная политика в области образования – это направляющая и регулирующая деятельность государства в сфере образования, осуществляемая им для достижения вполне определенных стратегических целей и решения задач общегосударственного или глобального значения.

Она определяется на высшем уровне государственной власти и реализуется посредством соответствующих нормативных документов Правительства, общегосударственных и международных программ, международных актов (договоров, соглашений и т.п.), а также путем вовлечения в процесс ее реализации всех заинтересованных слоев общества (учащихся, их родителей, работников образовательных учреждений, работодателей), а также средств массовой информации, общественных и профессиональных ассоциаций, союзов и других влиятельных сил общества.

Задача государства заключается в том, чтобы обеспечить все необходимые предпосылки для расширения участия общества в развитии системы образования, формирования гражданского заказа на условия реализации образовательных прав, осуществления контроля исполнения законодательства об образовании, реализации государственных образовательных стандартов, распределения ответственности за деятельность всех участников правоотношений в этой сфере.

Можно сделать следующие выводы:

1. Совершенствование системы образования, являясь одним из принципов государственной политики, входит в число наиболее актуальных задач для современного общества.

2. С учетом всех путей возможного реформирования системы образования в Российской Федерации, в его границах сохраняются основополагающие гарантии, декларируемые Конституцией РФ.

3. В условиях демократизации общества образование приобретает все более гуманистический характер. На передний план в реализации приоритетного национального проекта «Образование» выходит задача формирования социально активной, гармонично развитой личности.

4. Изменение требований к системе образования в целом предполагает профессиональное совершенствование педагогических кадров, раскрытие их личностного и творческого потенциала.

5. Одним из основных принципов функционирования системы образования сегодня является его интернационализация в сочетании с сохранением культурной самобытности.

6. В числе главных целей реформирования системы отечественного образования ведущее место занимает достижение его реальной доступности для всех граждан РФ, соблюдение в данной социальной сфере принципа равноправия.

7. Главным результатом реализации приоритетного национального проекта «Образование» должно стать достижение современного качества образования, соответствующего социально-экономическим запросам общества.


2. Пути и проблемы реализации приоритетного национального проекта «Образование»

2.1 Особенности региональной политики в деле реализации приоритетного национального проекта «Образование»

Оценивая практику реализации нацпроекта «Образование», Президент РФ Д.А. Медведев в одном из своих недавних выступлений перед телевизионной общественностью отметил, что результаты проделанной на данный момент работы близки к созданию основной, базовой модели развития образования, бюджетной модели образовательных учреждений на десять-пятнадцать лет вперед.

В частности, на сегодняшний день все российские школы подключены к Интернету, заработная плата педагогов увеличилась в среднем на 30 процентов. Продолжают выплачиваться вознаграждения за классное руководство и различные премии талантливой молодежи. Совершенствуется режим общественного питания в школах.

Ожидается, что финансирование образовательной сферы будет с каждым годом увеличиваться на 20–30 процентов. При этом доля бюджетных расходов на образование будет повышаться как на федеральном, так и на региональном уровне.

Впрочем, остаются и нерешенные проблемы. Например, далеко не во всех регионах развита сеть учебных учреждений, дающих начальное и среднее профессиональное образование, необходимо дальше работать над новой схемой оплаты труда педагогов. Данные задачи представляют собой своего рода программу ближайших действий для власти различных уровней. В первую очередь – региональных…

К примеру, по ходу реализации нацпроекта отдельные субъекты РФ столкнулись с тем, что в связи с расширением перечня типов и видов образовательных учреждений, в которых будут проводиться доплаты учителям за классное руководство, понадобилось дополнительное выделение средств (сверх установленных лимитов).

Кроме того, в проекте «Образование» предусмотрено стимулирование общеобразовательных учреждений, применяющих инновационные методы обучения. Однако многие школы не смогли принять участие в конкурсе по внедрению инновационных образовательных программ из-за несоответствия его требованиям устаревшей учебной и материально-технической базы. Остро встал вопрос создания программы развития «слабых» школ, чтобы все дети имели равные возможности получения качественного образования.

Низкая оснащенность школ компьютерами затруднила эффективное использование сети Интернет.

Данные проблемы, в частности, ярко проявились в Дальневосточном федеральном округе РФ.

Для их решения были предприняты кардинальные меры. Вопросы решались не только на региональном, но и на федеральном уровне.

Так, были разработаны и внедрены в практику нормативные документы по порядку использования средств, выделяемых на государственную поддержку общеобразовательных учреждений – победителей конкурсного отбора общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, и формы отчетности об использовании данных средств. На новом уровне продолжена реализация федеральной целевой программы развития единой образовательной информационной среды. Правительство РФ взяло под контроль процесс оснащения школ учебно-наглядными пособиями и оборудованием, подключение общеобразовательных учреждений к сети Интернет.

В результате вышеизложенного, в ДФО успешно прошли конкурсы на лучшие образовательные учреждения, активно внедряющие инновационные образовательные программы, и лучших учителей. Проект Дальневосточного государственного университета «Научно-образовательный и ресурсный центр технологий повышения качества жизни на российском Дальнем Востоке» был признан победителем в конкурсе среди учреждений высшего профессионального образования, куда от округа было подано 10 заявок.

357 школ ДФО стали победителями конкурса общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы. Все они получили по миллиону рублей.

На начальных этапах реализации национального проекта в сфере образования у ряда педагогов вызывала опасение проблема, обратная вышеупомянутому дефициту компьютерной техники. Учителя предполагали возникновение проблемы чрезмерного удаления учащихся от традиционных форм и методов получения знаний, умений и навыков. Тем более, что нелимитированное пользование компьютером способно нанести вред детскому и подростковому организму.

Тем не менее, на примере Тюменской области (как и ряда других регионов) удалось продемонстрировать действенные методы решения данной проблемы, неизбежной при столь масштабных начинаниях. Там, параллельно с распространением реализации проекта на систему начального и среднего образования, был налажен строгий и действенный контроль за использованием Интернета и современных информационных технологий исключительно в образовательных целях.

Решением проблемы того, что в условиях конкурса образовательных учреждений, проводимого в рамках нацпроекта «Образование», изначально не оговаривалась возможность участия классных руководителей общеобразовательных школ вечернего профиля и учебных заведений начального профессионального образования, вплотную занялись в Брянской области.

Депутаты местной Государственной Думы рекомендовали администрации области совместно с департаментом образования обратиться в Правительство РФ с инициативой о необходимости расширения масштаба национального проекта, включив в него коррекционные, вечерние, кадетские и иные образовательные учреждения. Парламентарии также подняли вопрос о развитии и совершенствовании системы дополнительного образования.

Приобретение школьных автобусов, учебного оборудования и учебно-наглядных пособий там предусматривается за счет средств региона.

Однозначна в своей ясности та проблема, что нынешнее образование нуждается в притоке кадров. Помимо прочего, она имеет и экономическую составляющую.

Конструктивные предложения по решению данного вопроса звучали в Законодательном Собрании Карелии.

Там встретили поддержку такие инициативы, как придание директорам муниципальных школ статуса государственных служащих и введение в образовательных учреждениях системы общественно-государственного управления, а также введение «грантовой» системы, по которой выпускник педагогического вуза, отправляющийся работать на село, получает значительную денежную выплату.

Согласно плану модернизации образования, в системе начисления педагогам заработной платы произведен отказ от единой тарифной сетки. Инициирована реформа учебных планов, направленная на приобщение учащихся к информационному пространству республики с одновременным развитием новых педагогических технологий.

Новаторская экономическая политика в сфере образования активно внедряется и в Бурятии. В первую очередь, это выразилось в переходе на нормативно-подушевое финансирование и введении новой системы оплаты труда педагогических работников.

Нововведение призвано решить одну из наиболее болезненных проблем современной школы: позволить уйти от уравнительных подходов и обеспечить реальное повышение доходов педагогов.

Кстати, в Бурятии, в отличие от многих других регионов, введение данной системы оплаты труда учителей прошло без ярко выраженных проблем. Это явилось результатом планомерной подготовки, ставшей реальной благодаря участию республики в соответствующем эксперименте. Отмечу, что уже в течение первого года реализации приоритетного национального проекта «Образование» зарплата бурятских учителей повысилась в среднем на 1,5 процента.

Кроме того, в рамках активной поддержки школ, внедряющих инновационные программы, государственные средства направляются на приобретение лабораторного оборудования, программного и методического обеспечения, модернизацию материально-технической и учебной базы, повышение квалификации и переподготовку работников общеобразовательных учреждений. Из 1400 закупленных для школ компьютеров 400 приобретены за счет средств из бюджета республики, 1000 – за федеральные деньги. Профинансировано приобретение, соответственно, 15 и 26 школьных автобусов. Кроме того, впервые за многие годы благодаря нацпроекту в республике пополнен книжный фонд школьных библиотек (на 23,4 млн. рублей).

Одной из самых актуальных проблем, решаемых в ходе реализации приоритетного национального проекта «Образование», является задача повышения общественного престижа преподавателей. Пути достижения данного результата ищут практически во всех регионах РФ.

В Ставропольском крае, к примеру, премиями по 100000 рублей из федерального бюджета уже поощрены 868 лучших учителей. Ежемесячно и в полном объеме производятся выплаты дополнительного вознаграждения за классное руководство свыше 21000 учителей.

Здесь возможность привлечения в образовательные учреждения квалифицированных педагогических кадров напрямую связывают с уровнем зарплаты педагогического состава.

Так, проведенный анализ среднемесячной заработной платы работников образовательных учреждений показывает устойчивый рост данного показателя, в том числе основного дохода учителей общеобразовательных школ – с 5744 рублей в 2006–2007 учебном году до 9490 рублей в 2009–2010 учебном году. К этому добавляются уже упомянутые выплаты дополнительного вознаграждения за классное руководство в рамках нацпроекта «Образование».

В свете активного внедрения новых экономических механизмов во всех краевых и муниципальных образовательных учреждениях и для всех категорий работников введена отраслевая система оплаты труда, которая устанавливает непосредственную связь между результатами работы педагогических работников и уровнем их зарплат, призвана стимулировать улучшение работы по повышению качества образовательной деятельности.

С той же целью повышения престижа преподавателей, для сохранения и развития системы педагогического образования министерством образования Ростовской области совместно с пединститутом ЮФО и образовательными учреждениями среднего профессионального образования педагогического профиля разработана и успешно реализуется программа развития педагогического образования области на 2008–2012 годы.

Принцип уравнительной финансовой политики, многие годы царивший в системе российского образования, становился преградой для выявления, поощрения талантливых, нестандартно одаренных специалистов.

Деятельные пути решения данной проблемы разрабатываются, например, в Республике Коми. Там целенаправленно повышают уровень зарплаты педагогов, которые активно внедряют новые образовательные технологии, обладают соответствующим опытом, талантом, работают «на результат». Значительно расширен перечень компенсационных выплат (за заведование музеями, тренажерными залами, учебными кабинетами и т.д.). Внесены изменения в структуру стимулирующего фонда (введены надбавки за выслугу лет, за отраслевые награды), уточнения по дифференциации окладов работников образования (в зависимости от квалификационного уровня).

В результате в республике постоянно растет количество образовательных учреждений, имеющих инновационные программы развития.

С начала реализации нацпроекта 169 общеобразовательных школ стали победителями конкурсного отбора «Лучшие школы». Сегодня они являются ресурсными центрами, в которых аккумулируется методический, ресурсный и кадровый потенциал.

Похожая ситуация – и с конкурсным отбором среди учителей.

Помимо прочего, реализовано новое для республики направление – государственная поддержка подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств в государственных образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования.

Общая направленность нацпроекта на оптимизацию обучения и воспитания подрастающего поколения предполагает важнейшим элементом здоровьесбережение и оздоровление детей и подростков. В свете этого, значительное внимание уделяется проблемам совершенствования организации питания в общеобразовательных учреждениях.

Получила широкую поддержку инициатива губернатора Тамбовской области по созданию специальных комбинатов питания, поставляющих в школы здоровую, должным образом сбалансированную пищу.

В ходе специального конкурса выбрано семь российских регионов для отработки современных систем организации школьного питания. На эти цели из федерального бюджета выделено 500 млн. рублей.

Минобрнауки совместно с НИИ питания Российской академии медицинских наук пересматривает перечень продуктов питания, рекомендованных к использованию в школьном рационе. Результатом этой масштабной работы в рамках всей страны должна стать организация горячих завтраков для всех российских школьников и двухразового горячего питания для детей групп продленного дня.

В целом же совершенствование системы питания в российских школах является стратегической задачей, решение которой создаст предпосылки для решения демографических проблем и формирования здоровой нации.

Уровнях, сохранение государственного характера медицинской помощи женщинам и детям, доступности дорогостоящих видов медицинской помощи, осуществление всего комплекса мер по реализации государственной политики в области охраны материнства и детства, направленных на повышение качества медицинской помощи, предупреждение и снижение материнской и младенческой заболеваемости и смертности, инвалидности с...

Действия отраслевой политики США является регулирование слияний и поглощений фирм - определение критериев, при которых подобное взаимодействие фирм не допускается. Другим направлением государственной политики служит регулирование информационного обеспечения рынка. Подобная проблема порождается наличием у фирм стимулов к искажению информации в некоторых случаях, когда: трудно проверить качество...

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет»

Кафедра педагогики

Реферат на тему:

Национальный проект «Образование» и его реализация

Выполнил(а):

студентка ФТиПО о/о ПТ-55(Э)

К.А. Шабакова

Проверила:

канд. пед. наук, доцент

Р.Г.Чулкова

Йошкар-Ола 2011

Введение

1.1 Основные направления национального проекта «Образование»

1.2 Три главные проблемы в реализации проекта «Образование»

Заключение

Введение

национальный проект образование

Повышение качества жизни граждан России - ключевой вопрос государственной политики. Казалось бы, бесспорная декларация. Именно так она воспринимается сейчас. В том числе - когда звучит в устах власти. Но еще сравнительно недавний исторический опыт показывает, что всего лишь несколько лет назад ее бесспорность вовсе не была столь очевидной.

Опасная дезинтеграция государственных институтов, системный экономический кризис, издержки приватизации в сочетании с политическими спекуляциями на естественном стремлении людей к демократии, серьезные просчеты при проведении экономических и социальных реформ, - последнее десятилетие XX века стало периодом катастрофической демодернизации страны и социального упадка. За чертой бедности оказалась фактически треть населения. Массовым явлением стали многомесячные задержки с выплатой пенсий, пособий, заработных плат. Люди были напуганы дефолтом, потерей в одночасье своих сбережений. Не верили уже и в то, что государство сможет исполнять даже минимальные социальные обязательства.

Вот с чем столкнулась власть, начавшая работать в 2000 году. Вот в каких условиях необходимо было одновременно и решать острейшие каждодневные проблемы, и работать на то, чтобы заложить новые - долгосрочные - тенденции роста.

5 сентября 2005 года Президент Российской Федерации(на тот момент) Владимир Путин объявил о старте четырёх приоритетных национальных проектов: "Образование", "Здоровье", "Доступное жилье" и "Развитие агропромышленного комплекса". Почему именно такие приоритеты: образование, здравоохранение, доступное жилье и повышенное внимание сельскому хозяйству?

Именно эти сферы затрагивают каждого человека, определяют качество жизни и формируют «человеческий капитал» - образованную и здоровую нацию. От состояния этих сфер зависит социальное самочувствие общества, демографическое благополучие страны. Именно в этих сферах граждане в наибольшей мере обоснованно ожидают более активной роли государства, реальных перемен к лучшему.

1. Основные направления национального проекта «Образование»

5 сентября 2005 года Президент Российской Федерации(на тот момент) Владимир Путин объявил о старте четырёх приоритетных национальных проектов: "Образование", "Здоровье", "Доступное жилье" и "Развитие агропромышленного комплекса". По мнению, бывшего главы государства, "во-первых, именно эти сферы определяют качество жизни людей и социальное самочувствие общества. И, во-вторых, в конечном счете решение именно этих вопросов прямо влияет на демографическую ситуацию в стране и, что крайне важно, создает необходимые стартовые условия для развития так называемого человеческого капитала". Приоритетный национальный проект "Образование", был призван ускорить модернизацию российского образования, результатом которой стало достижение современного качества образования, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям. В нацпроекте заложено два основных механизма стимулирования необходимых системных изменений в образовании. Во-первых, это выявление и приоритетная поддержка лидеров - "точек роста" нового качества образования. Во-вторых - внедрение в массовую практику элементов новых управленческих механизмов и подходов. Поддержка на конкурсной основе лучших учителей и школ, внедряющих инновационные программы, способствует повышению открытости образовательной системы, её восприимчивости к запросам общества. Поощрение талантливых молодых людей призвано сформировать основу для реализации инновационного потенциала российской молодёжи. Важным институциональным изменением является внедрение новой системы оплаты труда учителей. На это системное изменение работает и вводимое в рамках национального проекта вознаграждение за классное руководство: принцип установления размеров доплат стимулирует развитие подушевого финансирования в образовании.

Государственная поддержка инновационных программ вузов, учреждений начального и среднего профессионального образования, а также создание новых федеральных университетов направлены на модернизацию материально-технической базы учреждений, внедрение новых программ и технологий и, в целом, повышение качества профессионального образования, его взаимозависимости с экономикой страны и отдельных регионов. Открытие новых бизнес-школ также напрямую ориентировано на прорывное развитие отечественной экономики, на формирование собственной системы подготовки управленческих кадров высочайшего класса.

Интернетизация российского образования нацелена на распространение через образование современных технологий во все сферы производства и общественной жизни. Выравнивание возможностей всех российских школьников и учителей обеспечивает принципиально новое качество образовательных услуг. Кроме того, разработка электронных образовательных ресурсов нового поколения приведёт к принципиальным изменениям результатов образования, расширению возможностей реализации индивидуальных образовательных программ. Поставляемые в рамках нацпроекта учебное и учебно-наглядное оборудование, а также автобусы для сельской местности существенно повышают доступность качественного образования для всех российских школьников. Все вышеназванные направления тесно связаны с ещё одним направлением национального проекта -модернизацией региональных систем образования- оно предполагает введение новой системы оплаты труда работников общего образования, направленной на повышение доходов учителей, переход на нормативное подушевое финансирование, развитие региональной системы оценки качества образования, обеспечение условий для получения качественного образования независимо от места жительства и расширение общественного участия в управлении образованием. Таким образом, направления приоритетного национального проекта "Образование" образуют целостную мозаику, разные компоненты которой дополняют друг друга, с разных сторон направляя образовательную систему к единым целям, обеспечивая системные сдвиги. По мнению Министра образования и науки Российской Федерации Андрея Фурсенко, "национальный проект - не разовая акция, возникшая потому только, что появились деньги и надо их потратить. Это логический шаг в развитии реформы образования. Если хотите, это катализатор тех системных изменений, которые давно назрели, готовность к которым наконец-то сформировалась в обществе, а теперь еще и ресурсно обеспечены". Основные направления проекта: стимулирование инноваций в сфере образования; подключение школ к интернету; поддержка талантливой молодёжи; организация начального профессионального образования для военнослужащих; организация сети национальных университетов и бизнес-школ; дополнительные выплаты за классное руководство; поощрение лучших учителей (ежегодно с 2006 по 2009 г. 10 тысяч лучших учителей получали 100 тыс. рублей, а с 2010 года 1 тысяча лучших учителей по 200 тыс. рублей); поставка школьных автобусов в сельскую местность; укомплектование школ дотационных регионов учебным оборудованием.

1.2 Три главные проблемы в реализации приоритетного национального проекта «Образование»

Очевидно, что за относительно короткий срок для сферы образования было сделано много полезного, то, что раньше не делалось десятилетиями. И это позитивная сторона Приоритетного Национального проекта «Образование». А потому проделанную огромную работу надо признать нужной и полезной для страны. Но значит ли это, что этот проект не имеет недостатков, которые можно было конструктивно критиковать? Нет, не значит.

С момента объявления проектов обозначилась три главные проблемы в их реализации.

Во-первых, Национальные проекты не превратились в научно проработанные программы. Это произошло, вероятно, из-за нехватки времени, а также из-за общей практики недооценки ученых, которая сложилась в России после распада СССР. А потому в Национальных проектах оказалось больше политики выборов и косвенной пропаганды, чем продуманной социальной политики развития человеческого потенциала России.

Во-вторых, восприятие национальных проектов в социуме оказалось противоречивым. Факты таковы, что сама идея Национального проекта, как способа решения важных проблем страны, представляется плодотворной только 29% российских граждан. По мнению 27% россиян, национальные проекты не являются эффективным способом решения проблем. Особенно часто эту точку зрения выражают москвичи (42%), а также граждане с высшим образованием (34%). Граждане правы в том, что проблем у страны слишком много, и эти проблемы нуждаются в системном, сбалансированном подходе, чего отдельные проекты, даже если их много, обеспечить не смогут.

Например, ускоренная компьютеризация школ - шаг в правильном направлении, если бы сами школы не оказались в бедственном положении. Уже сейчас из 64 тысяч с небольшим российских школ 27 тысяч непригодны для занятий. Спросите, что сейчас важнее для этих школ - отремонтированная крыша или компьютер? Степень износа основных фондов учебных заведений - более 37%. А коэффициент их обновления примерно 1,2% в год. Если двигаться в таком темпе, то буквально через 10 лет мы потеряем вообще всю материально-техническую базу учебных заведений .

Сказанное означает, что компьютером из Национального проекта крышу не залатаешь. Нужна государственная программа, которая решала бы одну задачу в связке с другой. Кроме того, компьютеризация школ без внедрения системы электронного образования (e - Learning) не эффективна. Но об этом в Приоритетном Национальном проекте нет ни строчки.

Проекты не стали Национальными, в западном смысле этого слова. В странах, где нация представляет единство общества и государства, государство служит обществу. У нас сложилось наоборот: общество фактически оказалось в тисках играющего мускулами государства. Декоративные учреждения вроде Общественной Палаты суть дела не меняют, а лишь подчёркивают фактически сложившиеся отношения. Подлинный смысл названия «Национальный» предполагает в этих проектах руководящую роль общественных организаций и решающий вклад профессиональных ассоциаций, разумеется, при поддержке государства.

В данном случае всё наоборот - государство само выдвигает проекты, само руководит ими, и само же распределяет деньги, по своему усмотрению, в отсутствие эффективного общественного контроля. В.А.Медведев, надо признать, в попытках недопущения разворовывания государственных средств, выделенных на реализацию Национальных проектов, за прошедшие два года проявлял принципиальную, последовательную и местами очень жёсткую позицию по отношению к чиновникам. Тем не менее, появились публикации о трёхкратном завышении цен на производимые работы, например, на создание Интернет-портала. В национальных проектах широко использовалось привлечение общественных органов, но под постоянным контролем чиновников.

Национальные проекты были приняты без научной и общественной экспертизы. И это не первый случай правительственных проектов, принятых волевым образом, сверху. Достаточно указать на бездарный проект т.н. единого государственного экзамена (ЕГЭ), который власть так и не отважилась опубликовать. А потому продолжает действовать вслепую, в непривычной для себя сфере педагогических измерений. И ведёт там себя волюнтаристски, уже много лет. Это и есть одна из причин того, почему проекты сейчас выглядят как Национальные по названию, но правительственные - по существу.

Основная форма реализации обсуждаемых Национальных проектов - распределение денег на основе не до конца проработанных критериев. Иначе говоря, здесь имеет место бюрократический и монетарный подходы. Однако в тонкой сфере образования, здравоохранения, культуры и науки такие подходы не всегда показывают свою неэффективность. Куда важнее вопросы научного обоснования, интересные идеи, содержательные решения, удовлетворяющие интересы большинства граждан. Но именно этого в Национальных проектах меньше всего. Например, больными вопросами содержания образования и качественных тестов для проверки качества усвоения новых образовательных программ Приоритетный Национальный проект не занимается. Не случайно мы получили плохие учебники и негодные, доморощенные т.н. КИМы ЕГЭ.

Распределение бюджетных денег проводилось через соответствующие министерства, что удобно для правительства, но неверно по существу Национальных проектов. Потому что такая реализация проектов объективно способствуют усилению бюрократизма и усилению властной вертикали. Ни то, ни другое к подлинным интересам граждан страны не имеет позитивного отношения.

Существенный недостаток Приоритетного Национального проекта «Образование» - его избирательность. Или, говоря языком чиновников, точечность. Считается, что лучшие помогут сдвинуть с места всю образовательную сферу в сторону обновления. И действительно, часть школ начала работать по-новому. Но что делать с остальными? Закрывать их, как и больницы, нельзя. Возить детей плохими дорогами в соседние сёла и в район - тоже не выход, к тому же опасно и дорого. В подлинной образовательной деятельности внимание к слабым и помощь им должны быть больше, чем к сильным учащимся. Следовательно, надо заниматься улучшением работы всех тех образовательных учреждений, которые ещё остались. Здесь был бы полезен опыт интересный опыт Кубы по сохранению сельских малокомплектных школ.

Избирательность выделяемых грантов приводит к исчезновению главных признаков любого действительно Национального проекта - всенародности положительного эффекта. При точечной ориентации финансовой поддержки вряд ли можно надеяться на широкую научно-профессиональную и общественную поддержку этих проектов.

Полезно задать важный вопрос: - А улучшилось ли образование в России в результате осуществления Приоритетного Национального проекта «Образование»? Вложение огромных сумм в систему образования не привели к заметному улучшению образования в целом по стране. Наоборот, накопилось слишком много фактов, свидетельствующих о реальном ухудшении качества образования во многих, особенно отдалённых регионах. Массовое школьное образование постоянно ухудшается. Знания естественных наук и родного языка массой выпускников школ стало низким, как никогда. Математика примерно половиной школьников не усваивается в необходимом объёме, знание русского языка низкое, как никогда ранее. 80% негодных учебников - это результат многолетнего опыта безответственного бюрократического руководства сферой образования. Не случайно по индексу развития человеческого потенциала Россия уже опустилась до 57-го места, и перспектив на повышение пока нет.

2. Итоги реализации приоритетного национального проекта «Образование»

Приоритетный национальный проект стал практическим инструментом запуска системных изменений в сфере образования. Одновременно с институциональными эффектами предпринятые шаги позитивно сказались на условиях жизни многих граждан: возросло число детей, которые учатся в современных школах. Наряду с подключением всех школ к Интернету увеличилось количество в них компьютеров и учителя активно используют их в работе. Через несколько лет все учебные места будут объединены в информационные сети. С участием лучших учителей разрабатываются интерактивные электронные образовательные ресурсы, которые размещены в открытом доступе по всем разделам школьных программ. Одновременно делается все, чтобы школьный Интернет был безопасен для ребят - от качественной контентной фильтрации до продуманной воспитательной работы.

Основа системных изменений - организационно-финансовые механизмы, устанавливающие четкую "прозрачную" зависимость ресурсного обеспечения от качества образования, которое получает каждый ученик. Именно исходя из числа учеников с учетом места их проживания выделялись ресурсы регионам по всем направлениям национального проекта, от поощрения лучших учителей и поставок учебного оборудования до поддержки региональных комплексных проектов.

В условиях подушевого финансирования школы получили дополнительный стимул создавать комфортные условия для каждого ученика, помочь ему максимально раскрыть, реализовать и повысить свой потенциал. У старшеклассников появляется больше возможностей выбирать предметы и уровень сложности обучения. А также вместе с получением общего образования начать осваивать востребованные профессии, определять свое будущее. На это же направлены принятые в прошлом году законы об общем образовании для всех и о новой структуре образовательного стандарта.

В школе становится больше интересных кружков, секций, клубов, где каждый школьник может найти для себя интересное дело и добиться успеха, проявить творчество и социальную активность. За последние несколько лет количество организаций дополнительного образования увеличилось, при этом средний возраст педагогов дополнительного образования снизился на 13 лет и составляет 40 лет. В систему образования пришли профессионалы из реального сектора, во многих случаях совмещая эту деятельность с основной работой. В нашу жизнь возвращаются технические кружки, спортивные секции, туристские клубы.

При этом такие достижения ребят, как победы в конкурсах, олимпиадах и соревнованиях, реализованные проекты, признаются как значимые образовательные результаты, учитываются в их дальнейшем образовании и карьере.

Государство распространяет механизмы жесткой привязки финансирования к объему и качеству услуг на дошкольное и профессиональное образование. Это повысит эффективность использования бюджетных средств, обеспечит, чтобы каждый вложенный рубль с максимальной отдачей "работал" на того, кто учится.

В рамках комплексных проектов модернизации образования апробирована новая система оплаты труда учителей, при которой быстрее растет зарплата у лучших педагогов, в том числе, молодых. Как результат, растет спрос учителей на повышение квалификации.

По всем направлениям национального проекта отработан конкурсный механизм поддержки лидеров, в котором бюджетные средства распределялись на основе общественной оценки. Можно уверенно сказать, что сегодня система образования стала более открытой к запросам и контролю со стороны общества, чем до начала национального проекта.

Среди поддержанных по конкурсу инновационных школ свыше трети - сельские социо-культурные комплексы. Такая школа постепенно становится не только образовательным, но современным информационным, культурным центром, где проходят самые значимые местные события, все жители могут пользоваться библиотекой, медиатекой, спортзалом, заниматься художественной самодеятельностью.

На базе инновационных учреждений начального и среднего профессионального образования при совместной работе федеральной, региональной власти и бизнеса формируется костяк ресурсных центров для всей страны по востребованным экономикой направлениям подготовки. Тем самым закладываются основы для преодоления дефицита кадров.

Поддержка инновационных вузов, также отобранных в условиях жесткого конкурса с активным участием работодателей, способствовала развитию их научной, экономической и академической самостоятельности. Обучающиеся в них студенты вместе с преподавателями участвуют в инновационных научных исследованиях с использованием современного оборудования, зачастую ранее недоступного. Усилилось сотрудничество научных школ и институтов разной ведомственной принадлежности, что поддержано принятым в конце прошлого года законом об интеграции науки и образования. Эти изменения социологически значимы прежде всего для молодых людей. В результате в инновационных вузах достигнут баланс между реализацией компетентностного подхода и фундаментальной подготовкой.

С поддержки этих вузов и создания Южного и Сибирского федеральных университетов началось формирование сети научно-образовательных комплексов. В перспективе вокруг этих комплексов будут развиваться современные студенческие городки с насыщенной инфраструктурой.

Логика поддержки инноваций, отработанная в рамках приоритетного проекта, положена в основу концепции целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры", принципов поддержки научно-исследовательских институтов.

Таким образом, в рамках национального проекта заложены основы и начато формирование современной модели образования. Образования, интегрированного с наукой и экономикой. Заложен базис для перевода экономики на инновационный путь развития, повышения ее эффективности. Отработаны эффективные механизмы реализации программы социального развития.

Полученные результаты и наработки позволят системно продолжить эти работы, наращивая комплексность принимаемых решений и реализуемых механизмов.

Заключение

Президент РФ Д.А. Медведев сказал, что «Национальные проекты - это не разовая мера. Это наша долгосрочная политика. Инвестиции в человека, в его образование, здоровье, в качество жизни стали ключевой идеей развития страны. И сейчас мы вплотную подошли к формированию на базе национальных проектов новой социальной политики - политики развития человеческого потенциала, такой, которая должна открыть широкие и равные возможности для самореализации наших граждан" .

На мой взгляд:

1. Национальные проекты лучше заменить государственными программами сбалансированного развития народного здравоохранения, образования, жилищного строительства и всех других сфер социального развития, программами подъёма уровня и качества жизни народов России.

2. Надо повысить бюджетное финансирование образования. Достаточно посмотреть на пример Финляндии и Тайваня, имеющих отличные средние школы и не жалеющих средств на их развитие. Сейчас расходы государственного бюджета на душу населения в России в 43 раза меньше, чем в Финляндии . Такого рода скупость правительства в вопросах развития человеческого фактора России не объяснима.

3. Давно пора подписать принятый ранее Федеральный Закон о противодействии коррупции. Коррупция в сфере образования становится год от года сильнее. В 2006 г. Россия получила 2,5 балла (127-е место), в 2007 году получила 2,3 балла и разделила 143-е место с Гамбией, Индонезией и Того.) . Внутри страны по уровню коррупции сфера образования вышла на второе место, после таможни. Этот отрицательный процесс надо останавливать Законом и системой известных, но не применяемых пока антикоррупционных мер.

4. В образовательной политике государства надо минимизировать роль чиновников и повысить роль общественных органов управления образованием. Только тогда образование становится народным, то есть общим делом всего народа. Фактически же Приоритетный Национальный проект «Образование» неизмеримо повысил роль чиновников в стране. А это одинаково опасно и для существующей власти, и для граждан.

В Японии число чиновников Министерства образования в несколько раз меньше, чем в России, и в десять раз меньше числа общественников-советников при министерстве. Там уже созданы гражданские структуры управления образованием, потому что подлинные образовательные реформы без учащихся, родителей, граждан невозможны.

Снижение давления государства на систему образования позволит освободить вузы, школы и учреждения профтехобразования от излишней чиновной опеки, от негодных минималистских стандартов, от выдачи госдипломов и связанных с этим госаттестации и госаккредитации. Здесь может оказаться полезным очень интересный опыт отсутствия Федерального управления высшим образованием в США . И что, там вузы от этого работают хуже?

5. Необходимо на деле восстановить автономию учреждений образования, без которой не бывает высокого качества учебной работы. В наши дни предстоит совершить очень важный поворот в образовательной деятельности: от обучения всех - к образованию каждого! Но для этого придётся основательно реформировать существующее министерство образования, кадры и содержание его деятельности. Раньше в России на управленческие должности назначались Попечители образования. Эти люди и создали Великую Россию. В нынешней чехарде министерских назначений трудно разыскать общественно-признанного, действительного Попечителя народного образования.

7. Настало время наладить независимую от государства общественно-профессиональную экспертизу качества образования. Не может государственный орган, отвечающий за качество образования, сам же объективно проверять результаты своей работы. Это прямой путь к коррупции и к снижению качества образования.

8. Вместо профильного образования пора переходить, где можно, к уровневому образованию, учреждать действительно элитные (не путать с элитарными) учебные заведения, от выпускников которых будет во многом зависеть выживание страны в трудных условиях глобальной конкуренции.

9. Сельские школы не следует закрывать, ни при каких обстоятельствах, пока в них есть хотя бы один ученик. В этих школах надо ввести хорошо проявившую себя за рубежом систему е- Learning .

Список использованных источников

финансовый хозяйственный системный подход

1. Аванесов В. С. Национальные проекты нужны, но другие. Доклад на VII международной научной конференции: РОССИЯ: Приоритетные национальные проекты и программы развития. Секция: «Качество управления, механизмы социального партнёрства и национальная конкурентноспособность». ИНИОН РАН, 14 декабря 2006 года.

2. Егорышев С.В. Участие студентов в исследовании прикладных проблем безопасности социальной системы. С.12-15. Сб. «Образование и национальная безопасность России. Проблемы, взаимосвязи, перспективы». Материалы научно-практической конф. Февр.-апрель 2005 г. Ч.1. Уфа, 2005г.

3. Права человека и образовательное законодательство // Народное образование, №1, 2007г.

4. Анастасия Малахова. Пора в школу. http://www.expert.ru/articles/2007/04/24/shkola/ 24 апреля 2007.

5. Смолин О.Н. Права человека и образовательное законодательство// Народное образование, №1, 2007г. С. 19.

6. Mendro, ROBERT L. Student Achievement and School Teacher Accountability. (За что платить учителям? За фактически выполняемую работу или за знания учащихся? Journal of Personnel Evaluation in Education 12:3 257±267, 1998, Kluwer Academic Publishers, Boston.

7. Аванесов В.С. «Единый Государственный экзамен, или эта вещь будет посильнее Фауста Гёте» // Учительская Газета, №49, 28 ноября 2000 года. Результаты оказались намного разрушительнее, чем можно было тогда себе представить; http:// testolog . narod . ru

8. Нелегитимный эксперимент в образовании. Независимая Газета. http://6-03.olo.ru/news/politic/9176.html

10. Путин В.В. Система ЕГЭ будет совершенствоваться. http://www.eduhelp.ru/page.php?pageid=1043 15.02.08

11. www.regnum.ru/news/885466.html 14:44 15.09.2007.

12. С.Миронов, спикер СФ: «ЕГЭ надо отменить!». http://www.ctege.org/page.php?s=&pageid=2924

13. http:// obrazovanie . viperson . ru / wind . php ? ID =429735

14. http:// news . mail . ru / incident /1438756/

15. http://www.gazeta.ru/news/lenta/2008/03/20/n_1195164.shtml

16. http://old.e-xecutive.ru/print/carnews/piece_14924/

17. http://obrazovanie.viperson.ru/wind.php?ID=426504

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Принципы государственной политики в области образования. Особенности региональной политики в деле реализации приоритетного национального проекта "Образование". Реализация приоритетного национального проекта как путь к совершенствованию общества.

    курсовая работа , добавлен 13.11.2010

    Исследование современного состояния сферы образования в Российской Федерации. Характеристика нормативно-правовой базы совершенствования образования. Анализ результатов реализации национального проекта "Образование" на территории Новосибирской области.

    курсовая работа , добавлен 12.11.2013

    Сущность и структура системы образования. Основные понятия и положения организации и управления системой образования. Основные проблемы дошкольного образования и рекомендации по их решению. Управление реализацией национального проекта "Образование".

    дипломная работа , добавлен 07.01.2011

    Цель комплексной модернизации образования. Причины несоответствия систем образования современным условиям. Повышение квалификации работников системы образования как часть реализации национального проекта в сфера образования в Российской Федерации.

    реферат , добавлен 01.08.2010

    Мониторинг как средство повышения качества образования (на примере г. Южно-Сахалинска). Управление реализацией ПНП "Образование" на территории муниципального образования. Роль и задачи реформирования системы школьного образования в современном обществе.

    курсовая работа , добавлен 12.08.2013

    Цели национальных проектов. Содержание проекта "Образование". Методы стимулирования образовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы: оснащение школ дотационных регионов учебным оборудованием, поощрение учителей.

    курсовая работа , добавлен 22.03.2012

    Образование как органическая часть жизнедеятельности личности. Роль и значение информационных технологий в жизни человечества. Основные цели и задачи современного образования, его важнейшие проблемы. Культурно-гуманистические функции образования.

    реферат , добавлен 22.01.2014

    Основополагающие принципы государственной политики в области образования. Приоритетный национальный проект "Образование": цели, проблемы и пути их решения. Федеральные государственные образовательные стандарты Высшего Профессионального Образования.

    курсовая работа , добавлен 13.12.2014

    Проблемы реализации предоставления возможности заключенным получить профессию по месту отбывания наказания. Реализация в Самарском филиале уникального проекта, заключающегося в предоставлении осужденным возможности получить высшее образование, его итоги.

    статья , добавлен 29.06.2013

    Сущность непрерывного образования. Основные принципы и задачи непрерывного образования. Структура непрерывного образования. Непрерывное педагогическое образование. Допрофессионалъная подготовка. Профессиональное и послевузовское образование.