Президиум совета при президенте Российской Федерации и образованные им рабочие группы и комиссия как федеральные специализированные антикоррупционные органы: правовое регулирование и вопросы повышения эффективности их деятельности. Заседание президиума со

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О Совете при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам


Документ с изменениями, внесенными:
Указом Президента Российской Федерации от 27 июля 2016 года N 357 ;
Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 2016 года N 476 ;
Указом Президента Российской Федерации от 23 октября 2016 года N 562 ;
Указом Президента Российской Федерации от 22 ноября 2016 года N 616 ;
Указом Президента Российской Федерации от 2 января 2017 года N 3 ;
Указом Президента Российской Федерации от 19 июля 2018 года N 444 .
____________________________________________________________________


В целях совершенствования деятельности по стратегическому развитию Российской Федерации и реализации приоритетных проектов

постановляю:

1. Образовать Совет при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам.

2. Пункт утратила силу - ..

3. Упразднить Совет при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике и Совет при Президенте Российской Федерации по жилищной политике и повышению доступности жилья.

4. Признать утратившими силу указы Президента Российской Федерации по перечню согласно приложению.

5. Правительству Российской Федерации в 2-месячный срок:

а) утвердить положение об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации с учетом задач и полномочий Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам и его президиума;

б) издать нормативные правовые акты, необходимые для реализации настоящего Указа.

6. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Президент
Российской Федерации
В.Путин

Положение о Совете при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам

____________________________________________________________________
Утратило силу -
Указ Президента Российской Федерации от 19 июля 2018 года N 444 . -
См. предыдущую редакцию .
____________________________________________________________________

Состав Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам

____________________________________________________________________
Утратил силу -
Указ Президента Российской Федерации от 19 июля 2018 года N 444 . -
См. предыдущую редакцию .
____________________________________________________________________

Состав президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам

____________________________________________________________________
Утратил силу -
Указ Президента Российской Федерации от 19 июля 2018 года N 444 . -
См. предыдущую редакцию .
____________________________________________________________________

Приложение. Перечень указов Президента Российской Федерации, утративших силу

1. Указ Президента Российской Федерации от 31 августа 2012 года N 1248 "О Совете при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 36, ст.4871).

2. Указ Президента Российской Федерации от 20 февраля 2013 года N 156 "О внесении изменений в состав Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике и в состав президиума этого Совета, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 31 августа 2012 года N 1248" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 8, ст.804).

3. Указ Президента Российской Федерации от 27 июля 2013 года N 651 "О Совете при Президенте Российской Федерации по жилищной политике и повышению доступности жилья" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 30, ст.4089).

4. Указ Президента Российской Федерации от 22 ноября 2013 года N 860 "О внесении изменений в состав Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике и в состав президиума этого Совета, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 31 августа 2012 года N 1248" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 47, ст.6093).

5. Указ Президента Российской Федерации от 6 февраля 2014 года N 61 "О внесении изменений в Положение о Совете при Президенте Российской Федерации по жилищной политике и повышению доступности жилья и в состав этого Совета, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 27 июля 2013 года N 651" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 6, ст.570).

6. Указ Президента Российской Федерации от 28 мая 2014 года N 371 "О внесении изменений в состав Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 31 августа 2012 года N 1248" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 22, ст.2851).

7. Указ Президента Российской Федерации от 4 января 2016 года N 6 "О внесении изменений в состав Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике и в состав президиума этого Совета, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 31 августа 2012 года N 1248" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 2, ст.320).

8. Указ Президента Российской Федерации от 15 января 2016 года N 11 "О внесении изменений в состав Совета при Президенте Российской Федерации по жилищной политике и повышению доступности жилья, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 27 июля 2013 года N 651" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 3, ст.472).

9. Указ Президента Российской Федерации от 23 мая 2016 года N 242 "О внесении изменений в состав Совета при Президенте Российской Федерации по жилищной политике и повышению доступности жилья, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 27 июля 2013 года N 651" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 22, ст.3197).

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

Кабанов Павел Александрович, доктор юридических наук, директор НИИ противодействия коррупции ЧОУ ВПО "Институт экономики, управления и права" (г. Казань).

В работе впервые с криминологических позиций описывается правовое регулирование деятельности Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции, образуемых им вспомогательных рабочих органов (групп и комиссий), рассматривается и оценивается специфика их деятельности, а также предлагаются меры по совершенствованию их деятельности. В числе основных мер по повышению эффективности деятельности Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции предлагается привести положение о нем в соответствии с действующим российским федеральном законодательством о государственной службе и антикоррупционным законодательством, а для повышения эффективности деятельности образуемых им вспомогательных рабочих органов (групп и комиссий) необходима разработка положений о них с закреплением в них целей и задач деятельности, единых требований к персональному составу и др.

Ключевые слова: коррупция, противодействие коррупции, совет, президиум совета, конфликт интересов, государственная служба, государственный служащий, рабочая группа, комиссия.

Presidium of the Russian Federation President"s council and established working teams and committee as the federal specialized anti-corruption authorities: legal regulation and raise of their efficiency

The author of the article describes legal regulation of anticorruption activities performed by the Presidium of the Russian Federation President"s Council and support facilities (teams and committees) from the point of view of criminology. The author also describes and analyzes specific features of their activity and proposes his own ways to improve it. One of such ways to raise efficiency of the Presidium of the Russian Federation President"s Council in the sphere of corruption is to bring this provision into compliance with the current federal laws about state service and corruption. In order to raise efficiency of activities performed by supportfacilities (teams and committees) it is necessary to establish certain legal provisions that would fix the purposes and tasks of their activity as well as unified requirements for the personnel and etc.

Key words: corruption, fight against corruption, committee, presidium, council, conflict of interests, state service, state officer, working team.

Противодействие коррупции - сложная, последовательная, многоуровневая и многоаспектная деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества и всего населения. Для реализации этой функции современного Российского государства разрабатываются надежные инструменты и механизмы противодействия коррупции и создаются специализированные федеральные, региональные, ведомственные и муниципальные антикоррупционные органы. Среди антикоррупционных органов особое место занимает Совет при Президенте РФ по противодействию коррупции (далее по тексту - совет. - Примечание автора - П.К .), в полномочия которого входит решение следующих задач: а) подготовка предложений Президенту РФ, касающихся выработки и реализации государственной политики в области противодействия коррупции (формирование государственной антикоррупционной политики); б) координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления муниципальных образований по реализации государственной политики в области противодействия коррупции (координация антикоррупционной деятельности); в) контроль за реализацией мероприятий, предусмотренных Национальным планом противодействия коррупции (контроль за реализацией антикоррупционной политики) <1>. Совет возглавляет Президент Российской Федерации, он же для решения основных задач формирует и его состав. Численный состав совета несколько раз изменялся, но на начало октября 2012 г. его численность составила 29 человек <2>.

<1>
<2>

Для обеспечения решения задач, возложенных на совет, при нем был создан постоянно действующий орган - президиум Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции (далее по тексту - президиум. - Примечание автора - П.К. ) со специальной компетенцией и несколькими функциями. Основные функции президиума можно разделить на две группы: а) технического обеспечения деятельности совета (формирование повестки дня заседаний Совета и создание рабочих групп (комиссий) по отдельным наиболее сложным и важным вопросам реализации государственной политики в сфере противодействия коррупции); б) функционального обеспечения эффективной деятельности совета (рассмотрение вопросов, связанных с реализацией решений Совета и исполнение полномочий комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов в отношении определенной категории должностных лиц органов государственной власти). Разумеется, что эти функции Президиума взаимосвязаны и взаимозависимы между собой. На начало октября 2012 г. в состав президиума Совета входили 17 человек - все представители федеральных органов государственной власти.

Обращаясь к анализу работы президиума, судя по доступной информации, размещенной на сайте Совета, и отдельным публикациям в средствах массовой коммуникации, необходимо отметить, что этот орган относительно часто, как правило, раз в месяц собирался для рассмотрения текущих вопросов. Судя по официальным данным, с 24 июня 2010 г. по 1 октября 2012 г. президиум Совета собирался на свои заседания 17 раз (по неофициальным данным около 30 раз. - Примечание автора - П.К. ), как правило, для рассмотрения текущих вопросов, связанных с выполнением мероприятий, предусмотренных Национальным планом противодействия коррупции. При этом только дважды на заседании президиума Совета рассматривались материалы, связанные с исполнением им полномочий комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (28 сентября 2010 г. и 24 мая 2011 г.). Не исключено, что в дальнейшем практика использования президиума совета в качестве органа по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов будет расширена. Однако здесь становятся очевидными противоречия между указом Президента РФ, регулирующим деятельность президиума как органа по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, и положениями федерального законодательства о государственной гражданской службе и о противодействии коррупции. В частности, положениям п. 6 ст. 19 Федерального закона "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" <3>, предусматривающим требования к персональному составу органа, рассматривающего поступившие материалы о несоблюдении государственным гражданским служащим требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов. В этой норме прямо указано, что число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов органа, рассматривающего соответствующие материалы. Данное положение законодательства о государственной службе в полной мере сочетается с принципом федерального антикоррупционного законодательства, предусмотренного п. 7 ст. 3 Федерального закона "О противодействии коррупции" - сотрудничество государства с институтами гражданского общества в противодействии коррупции <4>.

<3> Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3215.
<4> Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" // СЗ РФ. 2008. N 52 (ч. 1). Ст. 6228.

На наш взгляд, для разрешения данного противоречия имеются два пути. Один направлен на сохранение названной функции за президиумом Совета, но для этого необходимо ввести в его состав компетентных представителей экспертного сообщества, являющихся членами Совета (А.Г. Кучерену, Г.П. Окорокову, В.Н. Руденко, Т.Я. Хабриеву, Л.И. Якобсона). Другой путь подразумевает создание Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов для определенной категории должностных лиц. Эта комиссия может осуществлять свою деятельность либо при Президенте РФ, либо при Совете, либо при президиуме Совета. На наш взгляд, второй путь предпочтительнее, поскольку будет больше соответствовать как законодательству о государственной гражданской службе, так и федеральному антикоррупционному законодательству.

Необходимо отметить, что одна из основных функций президиума - формирование повестки заседания Совета является сугубо технической и не представляет особого научного и практического интереса. Это обусловлено тем, что заседания Совета с момента его образования проходили лишь 5 раз (30 сентября 2008 г., 10 марта 2009 г., 6 апреля 2010 г., 13 января 2011 г., 14 марта 2012 г.) и специфика формирования повестки обусловлена регламентом проведения таких заседаний по другим вопросам. Вместе с тем создание президиумом рабочих групп (комиссий) по отдельным вопросам его деятельности может вызвать определенный интерес для организации работы как региональных, так и муниципальных специализированных антикоррупционных органов с аналогичной для своего уровня компетенцией. Это обусловлено тем, что на уровне субъектов РФ процесс создания аналогичных рабочих органов, обеспечивающих работу советов по противодействию коррупции, при главах регионов еще продолжается <5>.

<5> Указ Президента Республики Татарстан от 2 июня 2012 г. N УП-415 "О Республиканской экспертной группе по вопросам противодействия коррупции" // Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти. 2012. N 43. Ст. 1457; распоряжение Комитета по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями правительства Санкт-Петербурга от 29 июня 2012 г. N 40-р "Об утверждении состава рабочей группы". Документ находится в личном архиве автора.

Как указано в самом нормативном правовом акте, регулирующем деятельность президиума Совета, он для решения возложенных на него задач может создавать рабочие группы (комиссии) по отдельным вопросам из различных категорий населения. В состав рабочих групп и комиссий могут входить: а) члены совета; б) представители государственных органов; в) представители общественных объединений и организаций; г) эксперты; д) ученые; е) специалисты.

На начало октября 2012 г. при президиуме Совета были созданы две рабочие группы и одна комиссия. Первым рабочим органом президиума стала созданная его решением от 6 апреля 2010 г. рабочая группа по взаимодействию со структурами гражданского общества под председательством члена Совета и президиума Совета Министра юстиции России А.В. Коновалова численностью 35 человек. Цель создания этой комиссии очевидна - разработка предложений президиуму Совета и совету по обеспечению взаимодействия органов публичной власти с институтами гражданского общества в сфере противодействия коррупции.

Вызывает интерес структура этой рабочей группы, в составе которой оказались два члена Совета как от федеральных органов государственной власти (А.В. Коновалов), так и от институтов гражданского общества (А.Г. Кучерена), 9 представителей органов государственной власти, 12 представителей общественных организаций и объединений, 12 ученых, специалистов и экспертов. Последнюю группу очень сложно разбить на предложенные в нормативном правовом акте категории (специалисты, эксперты, ученые). Однако и так очевидно, что количественное преимущество в деятельности рабочей группы принадлежит представителям общественных объединений (организаций), квалифицированным специалистам (ученым, экспертам) и лишь около 30% членов рабочей группы - это государственные служащие. О заседании рабочей группы и вопросах, рассмотренных на них лишь дважды упоминается на сайте Министерства юстиции РФ (заседания 22 марта 2011 г. и 29 сентября 2011 г.). Вместе с тем необходимо отметить, что заседания рабочей группы проходят регулярно - один раз в квартал по календарному плану работы, утвержденному руководителем группы и согласованному со всеми участниками предстоящих заседаний.

Несколько позже рабочей группы президиума по взаимодействию со структурами гражданского общества в июле 2010 г. распоряжением Президента России при президиуме Совета была создана Комиссия по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов по осуществлению международных договоров РФ в области противодействия коррупции (далее по тексту - комиссия. - Примечание автора - П.К. ) <6>.

<6>

Основной целью деятельности комиссии было определено повышение эффективности координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов по осуществлению международных договоров РФ в области противодействия коррупции. Основные задачи были сформулированы следующим образом:

а) подготовка предложений президиуму Совета о мерах по осуществлению международных обязательств РФ в области противодействия коррупции;

б) участие в подготовке предложений:

  • о проведении консультаций с соответствующими органами иностранных государств, международных организаций или иных образований в целях подготовки проектов международных договоров в области противодействия коррупции;
  • о заключении международных договоров в области противодействия коррупции или о присоединении к таким международным договорам;
  • о присоединении к международным антикоррупционным инициативам;

в) взаимодействие в установленном порядке при координирующей роли МИДа России:

  • с Управлением ООН по наркотикам и преступности - в целях обеспечения осуществления Российской Федерацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции, Конвенции Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности и дополняющих ее Протоколов, реализации иных мероприятий, касающихся указанных Конвенций и Протоколов;
  • с Группой государств против коррупции - в целях обеспечения осуществления Российской Федерацией Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию;
  • с Рабочей группой Организации экономического сотрудничества и развития по проблеме подкупа при заключении международных коммерческих сделок - в целях обеспечения осуществления Российской Федерацией Конвенции о борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при заключении международных коммерческих сделок;
  • с международными организациями, их органами и (или) подразделениями, а также с соответствующими органами иностранных государств - в целях обеспечения осуществления международных обязательств Российской Федерации в области противодействия коррупции, реализации иных мероприятий по противодействию коррупции;

г) согласование в пределах своей компетенции кандидатур руководителей и членов российских делегаций, формируемых для участия в международных мероприятиях по вопросам противодействия коррупции, а также проектов указаний таким делегациям;

д) осуществление в пределах своей компетенции контроля за выполнением федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами национального плана противодействия коррупции на соответствующий период.

К сожалению, персональный состав комиссии и положение о ней официально не опубликовывались. В соответствии с официальными документами, регулирующими деятельность этой комиссии, известно только одно - ее руководителем является С.Н. Дубовик, советник Президента РФ <7>.

<7>

За период существования комиссии с 23 сентября 2010 г. по октябрь 2012 г. она, судя по данным официального сайта совета, собиралась на свои заседания 5 раз (23 сентября 2010 г., 15 ноября 2010 г., 25 августа 2011 г., 25 ноября 2011 г., 24 апреля 2012 г.) и обсуждала вопросы взаимодействия с международными организациями в сфере противодействия коррупции.

По решению президиума Совета от 4 октября 2011 г. N 28 в конце 2011 г. была создана рабочая группа президиума по вопросам совместного участия в противодействии коррупции представителей бизнес-сообщества и органов государственной власти во главе с членом Совета Э.С. Набиуллиной. Цель создания рабочей группы является вполне очевидной - взаимодействие представителей бизнес-сообщества с представителями органов государственной власти по выработке совместных мер по обеспечению взаимодействия в сфере противодействия коррупции и представление их президиуму Совета.

Персональный состав рабочей группы по вопросам совместного участия в противодействии коррупции представителей бизнес-сообщества и органов государственной власти был утвержден ее руководителем в начале декабря 2011 г. <8>. В состав образованной рабочей группы вошли 8 представителей бизнес-сообщества и 10 представителей органов государственной власти, а в последующем в марте 2012 г. в ее состав были включены еще два представителя власти - депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ В.В. Климов и И.А. Яровая <9>. В последующем, в связи с кадровыми изменениями в органах государственной власти, персональный состав рабочей группы изменился. Во главе ее стал новый член Совета, министр Министерства экономического развития России А.Р. Белоусов <10>. Вопреки положениям о регулировании деятельности рабочих групп президиума Совета в составе этой группы не оказалось ни одного представителя экспертного сообщества (ученых, специалистов, экспертов). Возможно, это обусловлено тем, что для руководителей групп требования Указа Президента РФ по этому вопросу носят рекомендательный, а не обязательный характер. Хотя, в соответствии с положениями того же Указа, в составе этой рабочей группы имеются два члена ныне действующего совета (А.Р. Белоусов и И.А. Яровая). Безусловно, для повышения эффективности работы данной рабочей группы необходимо введение в ее состав представителей экспертного сообщества. Во-первых, это приведет к тому, что ее состав будет соответствовать положениям о регулировании состава рабочих групп президиума, а во-вторых, дополнительно обеспечит реализацию принципа взаимодействия государства с институтами гражданского общества в сфере противодействия коррупции.

<8> Приказ Министерства экономического развития РФ от 2 декабря 2011 г. N 699 "Об утверждении персонального состава рабочей группы по вопросам совместного участия в противодействии коррупции представителей бизнес-сообщества и органов государственной власти" // Официальный сайт Министерства экономического развития РФ.
<9> Приказ Министерства экономического развития РФ от 26 марта 2012 г. N 153 "О внесении изменений в персональный состав рабочей группы по вопросам совместного участия в противодействии коррупции представителей бизнес-сообщества и органов государственной власти, утвержденный Приказом Минэкономразвития России от 2 декабря 2011 г. N 699" // Официальный сайт Министерства экономического развития РФ.
<10> Приказ Министерства экономического развития РФ от 24 августа 2012 г. N 525 "О внесении изменений в персональный состав рабочей группы по вопросам совместного участия в противодействии коррупции представителей бизнес-сообщества и органов государственной власти, утвержденный Приказом Минэкономразвития России от 2 декабря 2011 г." // Официальный сайт Министерства экономического развития РФ.

Судя по материалам официального сайта Министерства экономического развития РФ, рабочая группа собиралась трижды, но не удалось установить, какие именно вопросы она рассматривала на каждом из этих заседаний. На сайте имеется лишь обзор вопросов, рассмотренных на ее третьем заседании.

Проведенный нами анализ правового регулирования деятельности вспомогательных рабочих органов президиума Совета позволяет сделать некоторые выводы.

Во-первых, не определен единый процедурный порядок создания и функционирования рабочих групп и комиссий президиума Совета. В одних случаях они создаются распоряжениями Президента РФ нормативно-правового характера, в других - решениями президиума Совета, подписываемыми председателем - Руководителем Администрации Президента РФ, однако во всех случаях их персональный состав утверждается руководителями рабочих групп, в том числе и собственным ведомственным правовым актом.

Во-вторых, разнородно-правовое регулирование организации деятельности вспомогательных рабочих органов президиума Совета. Например , отсутствуют нормативные правовые акты, регулирующие деятельность рабочих групп, определяющих их правовой статус, цели и задачи, состав, требования к членам этих групп, их права и обязанности, основания ввода в состав и вывода из него и другие вопросы. Вместе с тем наиболее важные направления деятельности комиссии относительно полно описаны в рассмотренном нами президентском нормативном правовом акте.

В-третьих, результаты заседаний вспомогательных рабочих органов президиума Совета по-разному освещаются в средствах массовых коммуникаций - в одних случаях сведения о заседаниях размещаются на сайте Совета (заседания комиссии), в других - избирательно на официальных сайтах федеральных органов государственной власти, руководители которых возглавляют эти вспомогательные рабочие органы.

В-четвертых, неодинаково происходит формирование персонального состава вспомогательных рабочих органов президиума Совета. В одних случаях качественный персональный состав этих органов формируется в соответствии с положениями о них, закрепленными в правовых актах Президента России (рабочая группа по взаимодействию со структурами гражданского общества), в других - по усмотрению руководителя вспомогательного рабочего органа с частичным исполнением этих нормативных правовых актов (рабочая группа по вопросам совместного участия в противодействии коррупции представителей бизнес-сообщества и органов государственной власти).

В-пятых, по-разному происходит размещение сведений о персональном составе вспомогательных рабочих органов президиума Совета. В одних случаях сведения о них имеются в свободном доступе (рабочая группа по вопросам совместного участия в противодействии коррупции представителей бизнес-сообщества и органов государственной власти), в других сведения об их персональном составе ограничены и не размещаются в средствах массовых коммуникаций (комиссия и рабочая группа по взаимодействию со структурами гражданского общества).

Для разрешения выявленных нами очевидных противоречий в правовом регулировании формирования и деятельности вспомогательных рабочих органов президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции необходимо установить единый порядок их формирования и правового регулирования деятельности, а также освещения в средствах массовых коммуникаций.

На наш взгляд, правовое регулирование деятельности вспомогательных рабочих органов президиума Совета групп (комиссий), определяющих их правовой статус, цели и задачи, состав, требования к членам рабочих групп, их права и обязанности, основания ввода в состав и вывода из него необходимо осуществлять лично председателем президиума Совета, для этих целей издавая распоряжения Руководителя Администрации Президента РФ, которые необходимо размещать на сайте Совета вместе с персональным составом рабочих групп и комиссий. Разумеется, что не следует в полном объеме размещать на сайте Совета материалы результатов заседаний рабочих групп, а ограничиться лишь кратким ежегодным отчетом о проделанной работе.

Подводя итог проведенному нами анализу вопросов правового регулирования и деятельности президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции, образуемых им рабочих органов (групп и комиссий), приходим к выводу о том, что правовое регулирование деятельности этих антикоррупционных органов, как и их деятельность, нуждается в дальнейшем совершенствовании. Вместе с тем высказанные нами идеи и предложения по исправлению положения дел в этой сфере, хотя и носят спорный характер, требуют дополнительных научных исследований, но уже и сейчас могут служить ориентиром для будущих изменений в правовом регулировании и организации их деятельности.

Библиографический список:

  1. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" (в ред. от 21 ноября 2011 г. N 329-ФЗ и с изм. от 22 ноября 2011 г. N 25-П) // СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3215.
  2. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (в ред. от 21 ноября 2011 г. N 329-ФЗ) // СЗ РФ. 2008. N 52 (ч. I). Ст. 6228.
  3. Указ Президента РФ от 19 мая 2008 г. N 815 "О мерах по противодействию коррупции" (в ред. от 28 июля 2012 г. N 1060) // СЗ РФ. 2008. N 21. Ст. 2429.
  4. Указ Президента РФ от 28 июля 2012 г. N 1060 "Об утверждении состава Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции и состава президиума этого Совета" // СЗ РФ. 2012. N 32. Ст. 4485.
  5. Указ Президента РФ от 28 июля 2012 г. N 1065 "О внесении изменений в некоторые акты Президента РФ по вопросам обеспечения участия Российской Федерации в международном сотрудничестве в области противодействия коррупции" // СЗ РФ. 2012. N 32. Ст. 4485.
  6. Распоряжение Президента РФ от 22 июля 2010 г. N 489-рп "О Комиссии по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов по осуществлению международных договоров РФ в области противодействия коррупции президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции" (в ред. Указа Президента РФ от 28 июля 2012 г. N 1065) // СЗ РФ. 2010. N 30. Ст. 4088.
  7. Указ Президента Республики Татарстан от 2 июня 2012 г. N УП-415 "О Республиканской экспертной группе по вопросам противодействия коррупции" // Сборник постановлений и распоряжений Кабинета министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти. 2012. N 43. Ст. 1457.

References (transliteration)

  1. Federal"nyy zakon ot 27 iyulya 2004 goda N 79-FZ "O gosudarstvennoy grazhdanskoy sluzhbe v Rossiyskoy Federatsii" (v red. ot 21 noyabrya 2011 goda N 329-FZ isizm. ot 22 noyabrya 2011 goda N 25-P) // Sobranie zakonodatel"stva Rossiyskoy Federatsii. 2004. N 31. St. 3215.
  2. Federal"nyy zakon ot 25 dekabrya 2008 goda N 273-FZ "O protivodeystvii korruptsii" (v red. ot 21 noyabrya 2011 goda N 329-FZ) // Sobranie zakonodatel"stva Rossiyskoy Federatsii. 2008. N 52 (ch. I). St. 6228.
  3. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 19 maya 2008 goda N 815 "O merakh po protivodeystviyu korruptsii" (v red. ot 28 iyulya 2012 g. N 1060) // Sobranie zakonodatel"stva Rossiyskoy Federatsii. 2008. N 21. St. 2429.
  4. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 28 iyulya 2012 goda N 1060 "Ob utverzhdenii sostava Soveta pri Prezidente Rossiyskoy Federatsii po protivodeystviyu korruptsii i sostava prezidiuma etogo Soveta" // Sobranie zakonodatel"stva Rossiyskoy Federatsii. 2012. N 32. St. 4485.
  5. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 28 iyulya 2012 goda N 1065 "O vnesenii izmeneniy v nekotorye akty Prezidenta Rossiyskoy Federatsii po voprosam obespecheniya uchastiya Rossiyskoy Federatsii v mezhdunarodnom sotrudnichestve v oblasti protivodeystviya korruptsii" // Sobranie zakonodatel"stva Rossiyskoy Federatsii. 2012. N 32. St. 4485.
  6. Rasporyazhenie Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 22 iyulya 2010 goda N 489-rp "O Komissii po koordinatsii deyatel"nosti federal"nykh organov ispolnitel"noy vlasti, inykh gosudarstvennykh organov po osushchestvleniyu mezhdunarodnykh dogovorov Rossiyskoy Federatsii v oblasti protivodeystviya korruptsii prezidiuma Soveta pri Prezidente Rossiyskoy Federatsii po protivodeystviyu korruptsii" (v red. Ukaza Prezidenta RF ot 28 iyulya 2012 goda N 1065) // Sobranie zakonodatel"stva Rossiyskoy Federatsii. 2010. N 30. St. 4088.
  7. Ukaz Prezidenta Respubliki Tatarstan ot 2 iyunya 2012 goda N UP-415 "O Respublikanskoy ekspertnoy gruppe po voprosam protivodeystviya korruptsii" // Sbornik postanovleniy i rasporyazheniy Kabineta Ministrov Respubliki Tatarstan i normativnykh aktov respublikanskikh organov ispolnitel"noy vlasti. 2012. N 43. St. 1457.

Заседание президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам

Горки, Московская область

О национальной программе «Цифровая экономика Российской Федерации» и национальном проекте «Безопасные и качественные автомобильные дороги».

Вступительное слово Дмитрия Медведева:

Вступительное слово Дмитрия Медведева на заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам

Сегодня президиум посвящён двум темам – цифровой экономике и безопасным и качественным дорогам.

На прошлых совещаниях мы наметили контуры предстоящей работы, определили основные подходы по этой проблематике. Сегодня разберём паспорта этих проектов с конкретными планами действий, целевыми показателями, сроками и финансированием.

Несколько слов по каждому из этих проектов.

Программа «Цифровая экономика» – это, конечно, новые возможности для экономического роста в нашей стране. Развитие должно быть обеспечено не только за счёт автоматизации процессов. Здесь ключевую роль должны играть новая бизнес-модель, создание информационных продуктов и сервисов, развитие социальных отношений в этой среде и человеческого капитала на основе тех возможностей, которые цифровая экономика и открывает.

Президентом была поставлена задача – за шесть лет утроить внутренние инвестиции в цифровую экономику, создать современную и безопасную IT-структуру, которая была бы доступна для всех, перевести госорганы преимущественно на российский софт.

Решение этой задачи требует активной работы в очень разных областях. Информационные технологии пронизывают сегодня буквально всё – от промышленности до государственного управления. Кроме того, таких результатов невозможно добиться без эффективного партнёрства государства, институтов развития и высокотехнологичных компаний. Бизнес должен играть здесь ключевую роль, поскольку он лучше чувствует тенденцию и структуру такого рода рынка.

Первое, над чем нужно будет работать в рамках нацпроекта, – это современное регулирование. Мы уже неоднократно к этой теме обращались. В нашей стране должны появиться благоприятные и конкурентные условия для участников цифровой среды, а также единые требования по различным электронным операциям, будь то процесс идентификации, оборот документов или хранение и обработка данных. Законодательство должно стимулировать интеллектуальную деятельность в сфере инноваций, в цифровой сфере и обеспечивать приток инвестиций в такие проекты.

Нужно будет выработать правила использования новейших технологий на финансовом рынке, которые упростили бы доступ малых и средних предприятий к финансированию. Я неоднократно говорил о том, что касается регулирования: регулирование должно быть экономичным. Мы не должны ставить перед собой цель всё зарегулировать, потому что в противном случае это будет сдерживающим фактором, а не стимулом к развитию цифровых технологий. Иными словами, регулирование здесь должно быть необходимым и достаточным.

Второе, о чём хотел бы сказать. Это информационная инфраструктура.

Речь идёт об обеспечении доступа в интернет населённых пунктов с численностью от 250 до 500 человек, а также подключении к сети всех органов власти и бюджетных организаций, включая медицинские и образовательные учреждения.

Будет продолжено развитие мобильной и спутниковой связи. Мы постепенно движемся к созданию отдельных элементов сетей пятого поколения. Через несколько лет эта возможность должна появиться в отдельных крупных городах. Предстоит начать использование беспроводных сетей связи «интернета вещей». Охватить связью объекты транспортной инфраструктуры.

Третье. Особое внимание – это кадры.

Обучать и переобучать специалистов сегодня нужно быстро и под конкретные практические задачи. Для этого предстоит определиться с требуемыми компетенциями, создать под них хорошие образовательные продукты, а затем соединить это с потребностями организаций, которые действуют в сфере IT.

Наши школьники из года в год показывают действительно блестящие результаты на мировых олимпиадах по математике, кибернетике и естественным наукам. И поддержка талантов – это очень важно. Молодые специалисты должны располагать всей материальной базой, доступом к лабораториям, получать исследовательские гранты и трудоустраиваться там, где они смогут себя реализовать.

Ещё одно направление, или составляющая, – это кибербезопасность.

Главный результат, к которому мы здесь должны прийти, – это производство востребованных российских IT-продуктов и IT-услуг. В более широком плане нам нужно обеспечить более высокие стандарты защиты интересов личности, интересов бизнеса, государства от информационных угроз. Речь идёт и о платёжных системах, и о защите персональных данных, и о предотвращении кибератак.

Пятое – это развитие российских цифровых технологий.

Мы не первый год занимаемся внедрением «сквозных» технологий. Есть определённые успехи. Дальнейшие усилия должны быть сконцентрированы на системной поддержке лидеров рынка, поддержке тех проектов, которые сейчас требуются экономике и гражданам нашей страны.

Принципиально важный вопрос – укрепление спроса на российские IT-продукты. Здесь мы рассчитываем на инициативную роль государственных компаний и компаний с госучастием. У них большие возможности. Их опыт цифровой трансформации в известной степени может быть перенесён и на других.

И конечно, нам нужно усилить взаимодействие с нашими крупнейшими производителями. Имею в виду, что российское оборудование должно применяться настолько широко, насколько это в целом возможно.

И последнее, о чём хотел бы сказать, – это «оцифровка» государственного управления. Мы оказываем часть важных социально значимых услуг – экстерриториально и без излишней нагрузки на людей, на граждан нашей страны – уже и сейчас. Тем не менее здесь, очевидно, есть куда развиваться. Это сервисы в области образования, здравоохранения, безопасности, услуг для бизнеса. Всем этим нужно будет продолжить заниматься в рамках национальной программы.

Соответственно, в ближайшие шесть лет на эту программу планируется направить очень значительную сумму. Из всех источников это несколько триллионов рублей. Нужно будет обсудить окончательно по цифрам, что там и как получается.

И второй национальный проект – «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Здесь стоят не менее амбициозные задачи. Предстоит довести до 50% долю дорог регионального значения, соответствующих нормативным требованиям, сократить число мест с высокой концентрацией ДТП и перегруженных участков, снизить смертность на дорогах.

Важно, чтобы планы по развитию дорожной сети были увязаны с долгосрочным пространственным развитием страны. Дорожное строительство всегда оказывает быстрый положительный эффект, даёт толчок к развитию новых деловых маршрутов.

Работа будет строиться по нескольким направлениям.

Во-первых, нужно заняться приведением в порядок дорог регионального и межмуниципального значения. Оценить их текущее состояние, обновить программы дорожного строительства. Проект охватит города с населением свыше 200 тысяч человек, включая 38 городских агломераций.

Важно не только улучшить состояние дорог, но и позаботиться об их сохранности. Планируется обновить технические требования и стандарты обустройства, в том числе – на основе цифровых технологий. Внедрить новые автоматизированные способы организации движения и контроля.

Важнейшее направление проекта – использование контрактов жизненного цикла, переход на самые современные технологии и материалы строительства. Для этого нужно уделить должное внимание повышению квалификации и обучению работников дорожного хозяйства.

В части безопасности дорожного движения будет усилена ответственность водителей за нарушения правил дорожного движения, с упором на профилактику нарушений, автоматизацию и оснащение профильных служб передовым оборудованием и техническими средствами контроля.

Объём финансирования по этому проекту – из всех источников, подчёркиваю, – тоже очень значительный. Это несколько триллионов рублей. Уже нужно окончательно определиться, как и за счёт чего это будет делаться.

Брифинг Константина Носкова по завершении заседания

Из стенограммы:

К.Носков: Сегодня на президиуме совета рассмотрели паспорт программы «Цифровая экономика». В целом проект одобрен. Был озвучен ряд технических, я бы сказал, разногласий, которые будут доработаны в ближайшее время.

Кроме того, были вопросы по распределению финансирования по годам внутри паспорта программы. При этом принято решение, что программа «Цифровая экономика» является приоритетной, поэтому финансирование будет максимально сдвинуто, что называется, влево для ускоренного строительства в том числе цифровой инфраструктуры.

Вопрос: Недавно озвучивалась сумма бюджетных средств, необходимых для реализации данной программы, – порядка 1,08 трлн руб. А определены уже источники внебюджетного финансирования по проекту?

К.Носков: Источники определены. Безусловно, программа будет реализовываться прежде всего на принципах конкурсов, поэтому источники внебюджетного финансирования будут определяться в результате проведения конкурсов по большей части. Я надеюсь, цифры, которые мы закладываем в программу сейчас, даже будут превышены.

Вопрос: А те несколько необходимых триллионов, о которых говорил Председатель Правительства, – это сколько?

К.Носков: Сейчас мы закладываем порядка 2 трлн. 1,08 трлн – это дополнительные бюджетные средства, и рассчитываем как минимум на такую же сумму по внебюджетным источникам.

Вопрос: То есть получается 2,16 трлн?

К.Носков: Плюс-минус.

Брифинг Евгения Дитриха по завершении заседания

Из стенограммы:

Вопрос: Вопрос по проекту «Безопасные и качественные дороги». Хотелось бы понимать общий бюджет проекта до 2024 года. Наверняка это не будет стопроцентное государственное финансирование, будут и частные средства. Каков общий бюджет и разбивка по частным и государственным средствам?

Е.Дитрих: Проект «Безопасные и качественные дороги» сегодня рассмотрен на президиуме совета, в целом одобрен. По ряду показателей мы уточним и детализируем позиции, но общее понимание по проекту уже существует, оно сложилось.

Национальный проект состоит из четырёх федеральных проектов. Основной из них – это федеральный проект «Дорожная сеть». Проектом предусматривается, что по майскому указу Президента мы должны будем совместно с регионами и городами привести улично-дорожную сеть городских агломераций в такое состояние, чтобы 85% её соответствовало нормативным требованиям. Это будет практически полностью приведённая в нормативное состояние улично-дорожная сеть. Мы должны будем сократить число мест концентрации дорожно-транспортных происшествий на региональной и местной сети автомобильных дорог, привести в нормативное состояние не менее половины автомобильных дорог регионального сообщения между агломерациями.

Большой, масштабный проект. Рассчитан на реализацию в течение шести лет. Предусматривается, что в этом проекте участвуют регионы и города – в агломерациях, где приводится в нормативное состояние дорожная сеть. Они вкладывают в проект порядка 3,1 трлн рублей за период шести лет.

Российская Федерация добавляет в этот проект средства софинансирования в объёме без малого полтора триллиона рублей. За шестилетний период – 1,447 трлн. Главным образом эти средства идут на приведение региональных дорог в нормативное состояние и работу в основных агломерациях.

Проект не предусматривает частного софинансирования, поскольку основная часть работ, которые будут выполняться, относится к ремонтным работам – это капитальный ремонт, ремонт и модернизация дорожной сети и дорог между городами.

Вопрос: Согласована или нет указанная Вами сумма с финансово-экономическим блоком?

Е.Дитрих: Общий объём, который я сейчас назвал, – 1,447 трлн рублей на период шести лет – согласован с финансово-экономическим блоком Правительства.


Участники заседания президиума

Совета при Президенте Российской Федерации

по стратегическому развитию и национальным проектам

(темы: цифровая экономика, безопасные и качественные дороги)

резиденция «Горки»,

Дом приёмов

Члены президиума:

БЕЛОУСОВ Андрей Рэмович – помощник Президента Российской Федерации (заместитель председателя президиума Совета)

АКИМОВ Максим Алексеевич – Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации

ГОЛИКОВА Татьяна Алексеевна – Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации

ГОРДЕЕВ Алексей Васильевич – Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации

МУТКО Виталий Леонтьевич – Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации

СОБЯНИН Сергей Семенович – Мэр Москвы

ЧУЙЧЕНКО Константин Анатольевич – Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации – Руководитель Аппарата Правительства Российской Федерации

Приглашённые:

ДИТРИХ Евгений Иванович – Министр транспорта Российской Федерации

КОЛОКОЛЬЦЕВ Владимир Александрович – Министр внутренних дел Российской Федерации

КОТЮКОВ Михаил Михайлович – Министр науки и высшего образования Российской Федерации

НОСКОВ Константин Юрьевич – Министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

БУЛГАКОВ Дмитрий Витальевич – заместитель Министра обороны Российской Федерации

ЗЕНЬКОВИЧ Павел Станиславович – статс-секретарь – заместитель Министра просвещения Российской Федерации

ИВАНОВ Андрей Юрьевич – заместитель Министра финансов Российской Федерации

ШИПОВ Савва Витальевич – заместитель Министра экономического развития Российской Федерации

ДМИТРИЕВ Кирилл Александрович – генеральный директор Российского фонда прямых инвестиций

О ходе реализации проектов по направлению «Международная кооперация и экспорт», о специальном инвестиционном контракте.

Вступительное слово Дмитрия Медведева:

У нас с вами заседание президиума Совета при Президенте по стратегическому развитию и приоритетным проектам.

Это наша первая встреча после формирования нового состава Правительства. Мы, по всей вероятности, и состав президиума должны будем обновить с учётом того, что происходило.

Сегодня обсудим, как наиболее эффективно организовать работу по национальным проектам, которые предстоит разработать в рамках майского указа Президента. Они охватывают все самые важные направления развития нашей страны – и в экономике, и в социальной сфере.

Разумеется, мы с вами в таком составе начинаем не с нуля. За последние два года мы не только запустили приоритетные проекты и программы. Мы активно работаем по их исполнению. Однако новые задачи требуют обновления подходов к проектной деятельности, переформатирования ряда позиций, новых механизмов работы.

Что хотел бы сказать вначале, перед тем, как мы с вами обсудим общие вопросы работы над проектами в нынешний период?

Во-первых, теперь кураторами национальных проектов будут заместители Председателя Правительства – каждый по своим вопросам. Непосредственными руководителями проектов выступают министры, и они будут нести персональную ответственность за их реализацию. В каждом министерстве необходимо определить заместителя министра, который отвечает за проектную работу. Исхожу из того, что коллеги уже это сделали. Хотел бы, чтобы мне обобщённый список был представлен, кто в каждом конкретном министерстве отвечает за работу по национальным проектам. Ну а в субъектах Федерации ответственность за национальный проект ложится на руководителей регионов. В каждом субъекте планируется сформировать проектный офис, который займётся организацией проектной деятельности.

Во-вторых, мы вырабатываем показатели национальных проектов. Определяем результаты, к которым должны прийти, контрольные точки по их достижению. Всё это нужно сделать так, чтобы это было понятно людям, будь то строительство жилья или обустройство городской среды, поддержка малого бизнеса или развитие здравоохранения и так далее.

В-третьих, национальные проекты должны финансироваться приоритетно – именно потому, что это и есть приоритеты, то есть в первую очередь. Чтобы обеспечить эту задачу, всю проектную деятельность нужно синхронизировать с бюджетным циклом. Мы только что на эту тему с коллегами говорили на совещании с участием вице-премьеров.

Сегодня мы рассмотрим проекты в рамках направления «Международная кооперация и экспорт». Президентом была поставлена задача – создать в базовых отраслях экономики, прежде всего в обрабатывающей промышленности и агрокомплексе, высокопроизводительный экспортно ориентированный сектор. В цифрах – это увеличение объёма несырьевого неэнергетического экспорта до 250 млрд долларов к 2024 году. И до 100 млрд долларов – объёма экспорта услуг.

Нужно серьёзно поработать над развитием экспортных возможностей. Это и промышленность, и аграрно-промышленный комплекс, и сфера услуг. Среди первоочередных мер – отмена избыточных требований при лицензировании экспорта и требований валютного контроля, который в избытке существует тоже в ряде случаев. Развитие на базе Росэкспортцентра системы «одного окна», которая позволит минимизировать вмешательство контролирующих структур. Создание и улучшение логистической инфраструктуры – это прежде всего касается экспорта сельхозпродукции.

По оценкам Российского экспортного центра, чтобы выйти на заявленные позиции, нам нужен ежегодный объём несырьевого экспорта примерно 50 млрд долларов. А это невозможно сегодня без новых инвестиций, новых производств, без активного участия государственных институтов развития – я имею в виду Внешэкономбанк и другие институты.

Кроме того, нужно модернизировать российские торгпредства за рубежом. Завершить формирование эффективной и современной системы финансовой поддержки экспорта.

В целях совершенствования деятельности по стратегическому развитию Российской Федерации и реализации приоритетных проектов постановляю:

1. Образовать Совет при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам.

2. Утвердить прилагаемые:

5. Правительству Российской Федерации в 2-месячный срок:

а) утвердить положение об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации с учетом задач и полномочий Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам и его президиума;

б) издать нормативные правовые акты, необходимые для реализации настоящего Указа.

6. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Президент Российской Федерации В. Путин

Положение
о Совете при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам

1. Совет при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (далее - Совет) является совещательным органом при Президенте Российской Федерации, образованным в целях обеспечения взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, научных и других организаций при рассмотрении вопросов, связанных со стратегическим развитием Российской Федерации и реализацией приоритетных проектов.

2. Совет в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, а также настоящим Положением.

3. Положение о Совете и его утверждаются Президентом Российской Федерации.

4. Основными задачами Совета являются:

а) подготовка предложений Президенту Российской Федерации по разработке, реализации и актуализации целей, приоритетных направлений и показателей по основным направлениям стратегического развития Российской Федерации, в том числе в сфере социально-экономической политики, определение важнейших задач, базовых подходов к способам, этапам и формам их решения;

б) определение ключевых параметров для формирования перечня приоритетных проектов и программ по основным направлениям стратегического развития Российской Федерации (далее - приоритетные проекты и программы);

в) координация деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, экспертного и предпринимательского сообществ при рассмотрении вопросов, связанных с реализацией приоритетных проектов и программ;

г) анализ и оценка реализации приоритетных проектов и программ, подготовка предложений Президенту Российской Федерации по совершенствованию деятельности в соответствующих сферах, а также по развитию передовых методов целевого и проектного управления;

д) организация мониторинга достижения целей, приоритетных направлений и показателей по основным направлениям стратегического развития Российской Федерации, в том числе в сфере социально-экономической политики, а также реализации приоритетных проектов и программ.

5. Совет для решения возложенных на него задач имеет право:

а) запрашивать и получать в установленном порядке необходимые материалы от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, научных и других организаций, а также от должностных лиц;

б) заслушивать на своих заседаниях должностных лиц федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, представителей общественных объединений, научных и других организаций;

в) привлекать в установленном порядке для осуществления информационно-аналитических и экспертных работ научные и другие организации, а также ученых и специалистов;

г) пользоваться в установленном порядке государственными банками данных.

6. Совет формируется в составе председателя Совета, заместителя председателя Совета, ответственного секретаря Совета и членов Совета.

Председателем Совета является Президент Российской Федерации, заместителем председателя Совета - Председатель Правительства Российской Федерации.

7. Для решения текущих вопросов деятельности Совета формируется президиум Совета.

В президиума Совета входят председатель президиума Совета, его заместители, ответственный секретарь и члены президиума Совета.

Состав президиума Совета утверждается Президентом Российской Федерации.

Председателем президиума Совета является Председатель Правительства Российской Федерации.

8. Президиум Совета:

а) предлагает вопросы для обсуждения на заседаниях Совета;

б) формирует перечень приоритетных проектов и программ, осуществляет оценку их реализации;

в) принимает решения о начале и завершении (в том числе досрочном) реализации приоритетных проектов и программ, утверждает значимые промежуточные и итоговые результаты их реализации, а также вносит изменения в приоритетные проекты и программы;

г) формирует органы управления приоритетными проектами и программами в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации;

д) осуществляет мониторинг реализации приоритетных проектов и программ, а также оценку достижения ключевых показателей проектной деятельности;

е) осуществляет иные функции, возложенные на президиум Совета в соответствии с нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

ж) координирует деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и организаций по вопросам, отнесенным к компетенции Совета и президиума Совета;

з) создает в соответствии с возложенными на Совет задачами для проведения аналитических и экспертных работ временные рабочие группы из числа членов Совета, а также из числа представителей органов и организаций, не входящих в состав Совета;

и) определяет направления деятельности создаваемых временных рабочих групп, а также утверждает их руководителей и составы;

к) решает организационные и иные вопросы, связанные с осуществлением информационно-аналитических и экспертных работ, касающихся реализации приоритетных проектов и программ.

9. Подготовку и организацию проведения заседаний Совета и президиума Совета осуществляют соответственно ответственный секретарь Совета и ответственный секретарь президиума Совета.

Решение текущих вопросов деятельности Совета и президиума Совета осуществляют ответственный секретарь Совета и ответственный секретарь президиума Совета в соответствии с их компетенцией.

10. Заседания Совета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.

Заседания президиума Совета проводятся не реже одного раза в месяц.

Заседания Совета и президиума Совета считаются правомочными, если на них присутствует не менее половины их членов.

Заседание Совета ведет председатель Совета либо по его поручению председатель президиума Совета.

Заседание президиума Совета ведет председатель президиума Совета.

11. Решения, принятые на заседаниях Совета и президиума Совета, оформляются протоколами.

12. Для реализации решений Совета могут издаваться указы и распоряжения, а также даваться поручения и указания Президента Российской Федерации.

13. Для реализации решений президиума Совета могут издаваться постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, а также даваться поручения Председателя Правительства Российской Федерации.

14. Контроль за исполнением решений Совета и решений президиума Совета осуществляют соответственно ответственный секретарь Совета и ответственный секретарь президиума Совета.

15. Организационно-техническое обеспечение деятельности Совета осуществляет Экспертное управление Президента Российской Федерации.

16. Организационно-техническое обеспечение деятельности президиума Совета осуществляет Аппарат Правительства Российской Федерации.

Состав
Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам
(утв. Президента РФ от 30 июня 2016 г. № 306)

Путин В.В. - Президент Российской Федерации (председатель Совета)
Медведев Д.А. - Председатель Правительства Российской Федерации (заместитель председателя Совета)
Белоусов А.Р. - помощник Президента Российской Федерации (ответственный секретарь Совета)
Акимов М.А. -
Бабич М.В. - полномочный представитель Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе
Беглов А.Д. - полномочный представитель Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе
Белавенцев О.Е. - полномочный представитель Президента Российской Федерации в Крымском федеральном округе
Бречалов А.В. - секретарь Общественной палаты Российской Федерации (по согласованию)
Булавин В.И. - полномочный представитель Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе
Голикова Т.А. - Председатель Счетной палаты Российской Федерации (по согласованию)
Голодец О.Ю. -
Дворкович А.В. - Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации
Катырин С.Н. - президент Торгово-промышленной палаты Российской Федерации (по согласованию)
Козак Д.Н. - Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации
Кудрин А.Л. - заместитель председателя Экономического совета при Президенте Российской Федерации
Левитин И.Е. -
Матвиенко В.И. - Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (по согласованию)
Меликов С.А. - полномочный представитель Президента Российской Федерации в Северо-Кавказском федеральном округе
Нарышкин С.Е. - Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (по согласованию)
Никитин А.С. -
Приходько С.Э. - Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации - Руководитель Аппарата Правительства Российской Федерации
Репик А.Е. - президент Общероссийской общественной организации "Деловая Россия" (по согласованию)
Рогожкин Н.Е. - полномочный представитель Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе
Рогозин Д.О. - Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации
Силуанов А.Г. -
Трутнев Ю.П. - Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации - полномочный представитель Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе
Улюкаев А.В. -
Устинов В.В. - полномочный представитель Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе
Фортов В.Е. - президент Российской академии наук
Фурсенко А.А. - помощник Президента Российской Федерации
Хлопонин А.Г. - Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации
Холманских И.Р. - полномочный представитель Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе
Шохин А.Н. - президент Общероссийской общественной организации "Российский союз промышленников и предпринимателей" (по согласованию)
Шувалов И.И. - Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации

Состав
президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам
(утв. Президента РФ от 30 июня 2016 г. № 306)

Медведев Д.А. - Председатель Правительства Российской Федерации (председатель президиума Совета)
Шувалов И.И. - Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации (заместитель председателя президиума Совета)
Белоусов А.Р. - помощник Президента Российской Федерации (заместитель председателя президиума Совета)
Слепнев А.А. - помощник Председателя Правительства Российской Федерации (ответственный секретарь президиума Совета)
Абызов М.А. - Министр Российской Федерации
Акимов М.А. - первый заместитель Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации
Артамонов А.Д. - Губернатор Калужской области (по согласованию)
Браверман А.А. генеральный директор акционерного общества "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства" (по согласованию)
Гордеев А.В. - губернатор Воронежской области (по согласованию)
Дворкович А.В. - Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации
Ливанов Д.В. - Министр образования и науки Российской Федерации
Мантуров Д.В. - Министр промышленности и торговли Российской Федерации
Мень М.А. - Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации
Минниханов Р.Н. - Президент Республики Татарстан (по согласованию)
Никитин А.С. - генеральный директор автономной некоммерческой организации "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов" (по согласованию)
Никифоров Н.А. - Министр связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Силуанов А.Г. - Министр финансов Российской Федерации
Скворцова В.И. - Министр здравоохранения Российской Федерации
Собянин С.С. - Мэр Москвы (по согласованию)
Соколов М.Ю. - Министр транспорта Российской Федерации
Топилин М.А. - Министр труда и социальной защиты Российской Федерации
Улюкаев А.В. - Министр экономического развития Российской Федерации

Перечень
указов Президента Российской Федерации, утративших силу

1. Указ Президента Российской Федерации от 31 августа 2012 г. № 1248 "О Совете при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 36, ст. 4871).

2. Указ Президента Российской Федерации от 20 февраля 2013 г. № 156 "О внесении изменений в состав Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике и в состав президиума этого Совета, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 31 августа 2012 г. № 1248" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 8, ст. 804).

3. Указ Президента Российской Федерации от 27 июля 2013 г. № 651 "О Совете при Президенте Российской Федерации по жилищной политике и повышению доступности жилья" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 30, ст. 4089).

4. Указ Президента Российской Федерации от 22 ноября 2013 г. № 860 "О внесении изменений в состав Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике и в состав президиума этого Совета, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 31 августа 2012 г. № 1248" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 47, ст. 6093).

5. Указ Президента Российской Федерации от 6 февраля 2014 г. № 61 "О внесении изменений в Положение о Совете при Президенте Российской Федерации по жилищной политике и повышению доступности жилья и в состав этого Совета, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 27 июля 2013 г. № 651" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 6, ст. 570).

6. Указ Президента Российской Федерации от 28 мая 2014 г. № 371 "О внесении изменений в состав Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 31 августа 2012 г. № 1248" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 22, ст. 2851).

7. Указ Президента Российской Федерации от 4 января 2016 г. № 6 "О внесении изменений в состав Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике и в состав президиума этого Совета, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 31 августа 2012 г. № 1248" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 2, ст. 320).

8. Указ Президента Российской Федерации от 15 января 2016 г. № 11 "О внесении изменений в состав Совета при Президенте Российской Федерации по жилищной политике и повышению доступности жилья, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 27 июля 2013 г. № 651" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 3, ст. 472).

9. Указ Президента Российской Федерации от 23 мая 2016 г. № 242 "О внесении изменений в состав Совета при Президенте Российской Федерации по жилищной политике и повышению доступности жилья, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 27 июля 2013 г. № 651" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 22, ст. 3197).