Гранатовый браслет главные герои список. Герои повести «Гранатовый браслет»: описание и характеристика. Гранатовый браслет главные герои

Значительное место в русской литературе занимает писатель Александр Иванович Куприн, который создал много замечательных произведений. Но именно «Гранатовый браслет» привлекал и привлекает читателя своим понятным, но таким глубоким смыслом и содержанием. До сих пор не умолкают споры вокруг этого рассказа, а его популярность не ослабевает. Куприн решил наделить своих героев самым редким, но самым настоящим даром - любовью, и это ему удалось.

Грустная история любви положена в основу повести «Гранатовый браслет». Настоящая, самоотверженная, верная любовь - это глубокое и искреннее чувство основная тема рассказа великого писателя.

История создания рассказа «Гранатовый браслет»

Свой новый рассказ, который известный писатель Куприн задумывал как повесть, Александр Иванович начал писать осень 1910 года в украинском городе Одессе. Он думал, что сможет написать его за несколько дней, и об этом даже сообщает в одном из писем к другу, литературному критику Клестову. Он писал ему о том, что совсем скоро отошлет знакомому книгоиздателю свою новую рукопись. Но писатель ошибся.

Александр Иванович Куприн был русским писателем, летчиком, исследователем и авантюристом, который, пожалуй, наиболее известен своей историей «Дуэль». Другие известные работы: Молох, Олеся, младший капитан Рыбников, Изумруд и Гранат Брейс Александр Иванович Куприн был русским писателем, летчиком, исследователем и авантюристом, который, пожалуй, наиболее известен своей историей «Дуэль». Другие известные работы: Молох, Олеся, младший капитан Рыбников, Изумруд и Браслет Граната. Владимир Набоков назвал его русским киплингом своими рассказами о патетических искателях приключений, которые часто «невротичны и уязвимы».

Рассказ вышел из положенного сюжета, поэтому и занял у писателя не несколько дней, как он планировал, а несколько месяцев. Известно также, что в основу произведения положена история, которая произошла в действительности. Об этом и сообщает Александр Иванович в письме к филологу и другу Фёдору Батюшкову, когда, описывая ему, как проходит работа над рукописью, напоминают тому и о самой истории, которая легла в основу произведения:

Гранатовый браслет главные герои

По сообщениям, «все это впоследствии отразилось на его вымысле». Его первые эссе были опубликованы в Киеве в двух сборниках. Как сообщается, хотя он жил в эпоху, когда писателей увлекали литературные эксперименты, Куприн не стремился к инновациям и писал только о том, что он сам испытал, а его герои - следующее поколение после пессимистов Чехова.

Критика о повести «Гранатовый браслет»

Его сенсационный роман о зловещей жизни проституток «Яма» был обвинен русскими критиками чрезмерного натурализма. Хотя он и не консервативен, он не соглашался с большевизмом. Он жил в Париже в течение большей части следующих 17 лет, поддаваясь алкоголизму. Об этом он писал в большей части своей работы.

«Это - помнишь? - печальная история маленького телеграфного чиновника П. П. Желтикова, который был так безнадежно, трогательно и самоотверженно влюблен в жену Любимова (Д. Н. - теперь губернатор в Вильне)».


Признавался он в письме к другу Батюшкову, датированного 21 ноября 1910 года, что работа над новым произведением идет тяжело. Он писал:

«Теперь я пишу "Браслет", но плохо дается. Главная причина - мое невежество в музыке... Да и светский тон!».


Известно, что и в декабре рукопись ещё не была готова, но зато усиленно шла работа над ней, и в одном из писем Куприн сам дает оценку своей рукописи, говоря о том, что получается довольно «милая» вещь, которую уже и комкать не хочется.

Рукопись увидела свет в 1911 году, когда ее напечатали в журнале «Земля». На тот момент в ней еще было и посвящение другу Куприна, литератору Клестову, который принимал живое участие в ее создании. У рассказа «Гранатовый браслет» был и эпиграф – первая нотная строка из одного сонета Бетховена.

Сюжет рассказа



Композиция рассказа состоит из тринадцати глав. В начале рассказа повествуется о том, как трудно пришлось княгине Вере Николаевне Шеин. Ведь в начале осени она жила еще на даче, тогда, как все соседи уже давно переехали в город из-за непогоды. Молодая женщина этого сделать не могла, так как в ее городском доме шел ремонт. Но вскоре погода успокоилась, и даже выглянуло солнышко. С теплом улучшилось и настроение главной героини.

Во второй главе читатель узнает о том, что день рождение княгине нужно было отметить с пышностью, ведь этого требовало положение мужа. На 17 сентября было назначено торжество, которое явно было не по средствам семьи. Все дело в том, что ее муж уже давно разорился, но все еще не показывал этого окружающим, хотя на семье это сказывалось: Вера Николаевна не только не могла себе позволить лишнего, она даже экономила на всем. В этот день приехала помогать молодой женщине ее сестра, с которой княгиня была в хороших отношениях. Анна Николаевна Фриессе совсем не была похожа на свою сестру, но родственницы очень были привязаны друг к другу.

В третьей главе писатель рассказывает о встрече сестер и о прогулке у моря, где Анна и вручила сестре свой ценный подарок - записная книжка, у которой была старинная обложка. Четвертая глава перенесет читателя в тот вечер, когда на торжество стали съезжаться гости. Среди прочих приглашенных был и генерал Аносов, который являлся приятелем отца девушек и с детства знал сестер. Девушки же его называли дедушкой, но делали это мило и с большим уважением и любовью.

Пятая глава рассказывает о том, как весело проходил вечер в доме Шеиных. Князь Василий Шеин, муж Веры постоянно рассказывал истории, которые произошли с его родственниками и знакомыми, но делал это так ловко, что гости уже даже не понимали, где все-таки правда, а где вымысел. Вера Николаевна собралась давать распоряжение подавать чай, но, пересчитав гостей, сильно испугалась. Княгиня была женщиной суеверной, а гостей за столом оказалось тринадцать человек.

Выйдя к горничной, она узнала, что посыльный принес подарок и записку. Вера Николаевна начала с записки и сразу же, с первых строк, поняла, что она от ее тайного поклонника. Но ей стало немного не по себе. Посмотрела женщина и на браслет, он был прекрасен! Но перед княгиней стал важный вопрос о том, стоит ли показывать этот подарок мужу.

Шестая глава – это история княгини с телеграфистом. Муж Веры показывал свой альбом с веселыми картинками и одна из них – это история его жены и мелкого чиновника. Но она пока еще не была закончена, поэтому князь Василий начал просто ее рассказывать, не обращая внимания на то, что жена была против этого.

В седьмой главе княгиня прощается с гостями: часть из них отправилась домой, а другая разместилась на летней террасе. Улучив минутку, молодая женщина показывает письмо от своего тайного поклонника мужу.
Генерал Аносов, уезжая в восьмой главе, слушает историю Веры Николаевны о письмах, которые уже давно пишет тайный отправитель, а затем сообщает женщине, что настоящая любовь встречается довольно редко, но вот ей повезло. Ведь этот «безумец» любит ее самоотверженной любовью, о которой может мечтать каждая женщина.

В девятой главе муж княгине и ее брат обсуждают дело с браслетом и приходят к выводу, что эта история не только затянулась, но и может отрицательно сказаться на репутации семьи. Перед сном они решают завтра найти этого тайного поклонника Веры Николаевны, вернуть ему браслет и навсегда покончить с этой историей.

В десятой главе князь Василий и брат девушки Николай находят Желткова и просят навсегда покончить с этой историей. Муж Веры Николаевны почувствовал в этом человеке трагедию его души, поэтому разрешает написать последнее письмо его жене. Прочитав это послание, княгиня сразу поняла, что этот человек обязательно что-то сделает с собой, например, убьется.

В одиннадцатой главе княгиня узнает о смерти Желткова и читает его последнее письмо, где ей запоминаются следующие строки: «Я проверял себя - это не болезнь, не маниакальная идея - это любовь, которою богу было угодно за что-то меня вознаградить. Уходя, я в восторге говорю: «Да святится имя Твое». Княгиня решает поехать на его похороны и посмотреть на этого человека. Муж не возражает.

Двенадцатая и тринадцатая главы – это посещение покойника Желткова, чтение его последнего послания и разочарование женщины в том, что настоящая любовь прошла мимо нее.

Характеристика действующих лиц



Действующих лиц в произведении немного. Но стоит остановиться более подробно на главных героях:

Вера Николаевна Шеина.
Господин Желтков.


Главная героиня рассказа – это Вера Николаевна Шеина. Она происходит из старинного дворянского рода. Вера нравится всем окружающим, так как она очень красива и мила: нежное лицо, аристократичная фигура. Она уже шесть лет замужем. Муж занимает важное место в светском обществе, хотя имеет материальные проблемы. У Веры Николаевны хорошее образование. У нее есть еще брат Николай и сестра Анна. Живет она с мужем где-то на берегу Черного моря. Несмотря на то что Вера является суеверной женщиной и совсем не читает газет, азартные игры она любит.

Еще одним главным и важным героем рассказа является господин Желтков. Худой и высокий мужчина с нервными пальцами был небогатым человеком. На вид ему было лет тридцать пять. Он состоит на службе в контрольной палате, но должность занимает невысокую – мелкий чиновник. Куприн характеризует его, как скромного, воспитанного и благородного человека. Этот образ Куприн срисовал с реального человека. Прототипом главного героя стал мелкий чиновник телеграфа Желтиков П.П.

Есть и другие персонажи в этом рассказе:

✔ Анна.
✔ Николай
✔ Муж главной героини, Василий Шеин.
✔ Генерал Аносов.
✔ Другие.


Каждый из героев сыграл свою роль в содержании рассказа.

Детали в романе



В рассказе «Гранатовый браслет» много важных деталей, которые позволяют более глубоко раскрыть содержание произведения. Но особенно среди всех этих деталей выделяется гранатовый браслет. По сюжету главная героиня Вера получает его в подарок от тайного поклонника. Но предварительно Желтков, который и является тайным поклонником, кладет его в яркий красный футляр.

Куприн дает подробное описание браслета, заставляя восхищаться его красотой и изысканностью: «Он был золотой, низкопробный, очень толстый, но дутый и с наружной стороны весь сплошь покрытый небольшими старинными, плохо отшлифованными гранатами». Но особое внимание привлекает дальнейшее описание драгоценного браслета: «Посредине браслета возвышались, окружая какой-то странный маленький зеленый камешек, пять прекрасных гранатов кабошонов, каждый величиной с горошину».

Писатель рассказывает и об истории этого браслета, подчеркивая, таким образом, как важен он был для мелкого чиновника Желткова. Писатель пишет о том, что это дорогое украшение принадлежало еще прабабке главного героя, а последним, кто носил его, была его покойная мать, которую он очень сильно любил и хранил о ней самые теплые воспоминания. Зеленый гранат посередине браслета, по словам мелкого чиновника, имел свою старинную легенду, которая передавалась в семье Желткова из поколения в поколения. По этому преданию человек освобождается от тяжелых мыслей, женщина получает в награду еще и дар провидения, а мужчина будет защищен от любой насильственной смерти.

Критика о повести «Гранатовый браслет»



Литераторы высоко оценили мастерство Куприна.

Первый отзыв произведению дал Максим Горький в одном из писем в 1911 году. Он был в восхищении от этого рассказа и постоянно повторял о том, что написано чудесно и что начинается наконец-то хорошая литература. Прочтение «Гранатового браслета» для известного революционного писателя Максима Горького стало настоящим праздником. Он писал:

«А какая превосходная вещь "Гранатовый браслет" Куприна… Чудесно!».


Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: урок-беседа.

Цель урока: выявить своеобразие решения любовной темы в творчестве А.И. Куприна.

Обучающие:

  • углубить представления учащихся о художественном своеобразии прозы А. И. Куприна;
  • познакомить учащихся с историей создания рассказа “Гранатовый браслет”;
  • на основе непосредственных впечатлений от прочтения рассказа провести комплексный анализ произведения, рассмотрев проблематику рассказа, его сюжетно-композиционные особенности, своеобразие художественных образов.

Развивающие:

  • совершенствовать навыки учащихся по анализу художественного произведения, развивая умение выделять главные, существенные моменты в развитии действия, определять их роль для раскрытия темы и идеи произведения, делать самостоятельные выводы; развивать навыки исследования художественного текста; сопоставительного анализа, развернутых ответов на вопросы; обогащение словарного запаса учащихся;
  • формировать у учащихся собственное отношение к событиям и героям рассказа, тем самым способствовать развитию активной жизненной позиции, умения отстоять собственную точку зрения.

Воспитательные:

  • воспитывать нравственные качества учащихся на примере героев рассказа (внутренней красоты, благородства);
  • формировать эстетическое восприятие, используя различные виды искусства: литературу, музыку, изобразительное искусство, кино;
  • воспитывать внимательное отношение к слову.

Подготовительный этап: учащихся разделить на 4 группы.

Ход занятия

I. Организационный момент. Объяснение целей и задач урока.

II. Вступительное слово преподавателя.

"Есть у Куприна одна заветная тема. Он прикасается к ней целомудренно, благоговейно и нервно. Да иначе к ней нельзя прикасаться. Это тема любви…”

“Великая сила любви!” – именно так звучит тема нашего урока. Тема любви – всегда была, есть и будет одной из актуальнейших тем для всего человечества.

Один из самых благоуханных и томительных рассказов о любви – и самых печальных – это купринский "Гранатовый браслет"

“У любви тысячи сюжетов, и в каждом из них свой свет, своя печаль, свое счастье и свое благоухание”.
(К.Г.Паустовский)

Один из таких “сюжетов” и станет предметом нашего внимания сегодня.

Мы остановимся на анализе рассказа А. И. Куприна “Гранатовый браслет”.

III. Анализ рассказа Куприна “Гранатовый браслет”.

Преподаватель:

В. Львова-Рогачевского: “В творчестве Куприна отразилась жизнь во всем ее бесконечном разнообразии, не столько жизнь в целом, сколько в осколках, в вихре случайностей… У него жадность коллекционера, только собирает он не редкие монеты, а редкие случаи жизни”. Убедиться в достоверности слов В. Львова– Рогачевского нам позволит знакомство с историей создания этого произведения.

1. Сообщение ученика “История создания рассказа А. И. Куприна” (индивидуальная домашняя работа учащегося).

Преподаватель:

2. “Гранатовый браслет” имеет необычную творческую историю. Работа над рассказом шла осенью 1910 года в Одессе. В это время Куприн часто бывал в семье одесского врача Л. Я. Майзельса и слушал Вторую сонату Бетховена в исполнении его жены. Музыкальное произведение настолько захватило Александра Ивановича, что работа над рассказом началась с того, что он записал эпиграф. “L. van Beethoven. 2 Son. (op. 2, № 2). Largo Appassionato”. Соната Бетховена “Аппассионата", одно из самых напряженных, томительных, страстных созданий человеческого гения в музыке пробудила Куприна к литературному творчеству. Звуки сонаты соединились в его воображении с историей светлой любви, которой он был свидетелем.

(Прослушивание фрагмента “Аппассионаты”)

3. Аналитическая беседа сопоставительного характера.

Как художественно преобразил Куприн реальную историю, услышанную им? (Куприн воплотил в своем творении идеал прекрасной, всемогущей, но не взаимной любви, показал, что “маленький человек” способен на большое, всеобъемлющее чувство. Закончил рассказ Куприн гибелью героя, которая заставила Веру Николаевну задуматься о любви, о чувстве, заставила ее переживать, сочувствовать, что она не делала ранее.)

Как вы думаете, почему Куприн художественно преобразил реальную историю?

Почему автор закончил рассказ трагической развязкой? Куприн хотел оттенить силу великой любви, “которая повторяется только один раз в тысячу лет”.

Как вы думаете, достиг ли своего замысла писатель?

4. Викторина по произведению.

Прежде чем непосредственно перейти к обсуждению рассказа, к раскрытию главных тем, к обсуждению характеров героев проведем специальную викторину. Ее вопросы помогут вам вспомнить детали произведения, а ваши ответы покажут, насколько внимательно вы читали рассказ “Гранатовый браслет” и как хорошо вы помните его содержание:

1. В какое время года происходит действие рассказа? (Осень, сентябрь.)
2. Где происходят события повести? (Причерноморский город.)
3. Как зовут главную героиню? (Княгиня вера Шеина.)
4. Фамилия княгини Шеиной до замужества? (Мирза-Булат-Тугановская.)
5. Кто был предок Веры Шеиной? (Тамерлан.)
6. Как зовут сестру Веры? (Анна Фриессе.)
7. Как зовут мужа княгини Веры? (Князь Василий Львович.)
8. Его должность? (Предводитель дворянства.)
9. Какого числа были именины княгини Веры Шеиной? (17 сентября.)
10. Что подарил ей муж? (Серьги из жемчужин грушевидной формы.)
11. Что подарила Вере сестра? (Записную книжку в “удивительном переплете”.)
12. Как звали знаменитую пианистку, подруу Веры? (Жени Рейтер.)
13. Кто подарил браслет с гранатами? (Желтков.)
14. С чем сравнивает вера густо-красные гранаты? (Точно кровь.)
15. Кто такой Желтков? (Влюбленный в веру телеграфист.)
16. Как зовет Желткова его хозяйка? (“Пан Ежий.)
17. Настоящее имя Желткова? (Георгий.)
18. О ком Куприн писал: “…пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным и гордым лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками, и той очаровательной покатостью плеч, какую можно видеть на старинных миниатюрах…” (о княгине вере).
19. Как звали мужа Анны, сестры Веры? (Густав Иванович.)
20. Чей это портрет? “ Она была на полголовы ниже, несколько широкая в плечах, живая и легкомысленная, насмешница. Лицо ее сильно монгольского типа с довольно заметными скулами, с узенькими глазами… пленяло какой-то неуловимой и непонятной прелестью…” (Анна)
21. О ком пишет Куприн: “…очень бледный, с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посередине; лет ему, должно быть, было около тридцати, тридцати пяти”? (о Желткове.)
22. Какая музыка звучит в произведении? (Вторая соната Бетховена.)
23. Чей это портрет? “Тучный, высокий, серебряный старец, тяжело слезал с подножки… У него было большое, грубое, красное лицо с мясистым носом и с тем добродушно-величавым, чуть-чуть презрительным выражением в прищуренных глазах… какое свойственно мужественным и простым людям…” (генерал Аносов).
24. О ком автор пишет: “..обняла ствол акации, прижалась к нему и плакала…”? (о Вере Шеиной.)
25. Кому принадлежат следующие слова: “ А где же любовь– то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано – “сильна, как смерть”?

5. Работа в группах.

Что такое группа? Это песня, песня, что поется только в хоре.

Где глаза и руки всегда вместе, истина рождается в творческом споре!

Задание 1.

Поговорим о том, что в вашем понимании любовь, какой она может быть.

Первая группа: Какие положительные чувства может вызывать ЛЮБОВЬ?

(Любовь – возвышенное чувство, прекрасное, необыкновенное, любовь способна победить все, способна поднять человека на вершину блаженства, заставить человека работать над собой. Без любви жить нельз.я)

Вторая группа: Какие отрицательные чувства может вызывать ЛЮБОВЬ?

(любовь – это чувство, приносящее боль, разочарование, неуверенность в себе, любовь может уничтожить человека, заставить совершать безумства, любовь бросает человека в пучину горя. Лучше жить без любви.)

Третья группа: Подберите эпитеты к слову ЛЮБОВЬ.

(Любовь – добрая, мягкая, обоюдная, созидательная, радостная, счастливая, трагическая, роковая, мучительная, безответная, разрушающая.)

Четвертая группа: Работа со словарями

Обратимся к толковым словарям русского языка и посмотрим, какое определение дают “ЛЮБВИ” лингвисты.

Любовь – это:

Любовь – это интимное и глубокое чувство, устремленность на другую личность, человеческую общность или идею. (Большой энциклопедический словарь.)

Любовь – это 1) глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство; 2) чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности; 3) постоянная, сильная склонность, увлеченность чем-нибудь; 4) предмет любви (тот или та, кого кто-н. любит, к кому испытывает влечение, расположение); 5) пристрастие, вкус к чему-нибудь. (Толковый словарь С.И. Ожегова.)

Любовь – 1) чувство привязанности, основанное на общности интересов, идеалов, на готовности отдать свои силы общему делу. 2) Склонность, расположение или влечение к чему-нибудь. (Толковый словарь русского языка под ред. Д.Н. Ушакова.)

Преподаватель:

Мы видим, что в каждом определении звучат слова: глубокое чувство; сильное сердечное чувство; чувство привязанности; склонность, расположение.

Сам же Куприн так говорил о любви: это “чувство, которое до сих пор еще не нашло себе истолкования”.

Но ни в одном определении нет точного указания на то, счастье любовь или беда.

Как же это определить? Обратимся к повести А.И. Куприна “Гранатовый браслет” и попытаемся это выяснить

Задание 2.

Первая группа: Какой предстает княгиня перед читателями в первых главах повести? (Холодность, равнодушие, царственное спокойствие, чувство превосходства.)

Вторая группа: Способна ли она на пылкую, страстную любовь?(В юности и ранней молодости княгиня была способна на сильное, всепоглощающее чувство, но теперь она изменилась, и “прежняя страстная любовь к мужу давно перешла в чувство прочной, верной, истинной дружбы”.)

Третья группа: Какую роль играет в произведении музыка Бетховена?(Музыка удивительно гармонирует с переживаниями Веры, в душе которой звучат слова: “Да святится имя Твое”. В этих нежных звуках – жизнь, которая “покорно и радостно обрекла себя на мучения, страдания и смерть”. Последние воспоминания Желткова овеяны сладкой грустью, мгновения счастья становятся для него вечностью) Соната № 2 Бетховена – "исключительное, единственное по глубине произведение".)

Четвертая группа: “Любовь” и “влюбленность”: чем отличаются эти понятия?

Задание 3.

Человеком, так полюбившим Веру Николаевну, был простой человек, чиновник контрольной палаты, Г.С. Желтков.

Первая группа: Как мы узнаем о любви Желткова? Кто о ней рассказывает?(О любви Желткова мы узнаем впервые из рассказов князя Шеина. У князя правда переплетается с вымыслом. Для него это забавная история. Образ Желткова в рассказах князя претерпевает изменения: телеграфист – переодевается в трубочиста – становится судомойкой – превращается в монаха – трагически гибнет, оставляя после смерти завещание.)

Вторая группа: Чем отличался подарок Желткова от всех остальных? Почему Вера Николаевна почувствовала тревогу? (Гранатовый браслет – символ любви, благоговейной, бесконечной и безнадежной, и трагедии в судьбе героя.)

Третья группа: Любовь без взаимности: счастье или трагедия? (Желтков признает, что “неудобным клином врезался” в жизнь Веры и бесконечно благодарен ей только за то, что она существует. Его любовь – не болезнь, не маниакальная идея, а награда, посланная Богом. Его трагедия безысходна, он мертвый человек.)

Четвертая группа: Каким предстает Желтков в предсмертном письме?

Задание 4.

Первая группа: Когда впервые заходит разговор о настоящей любви? (В разговоре с Аносовым. Он считает, что в его время разучились любить.)

Вторая группа: Любить и быть любимым? Что лучше?

Третья группа: Какова история генерала Аносова? Почему она дается так подробно?

Аносов знает, что такое любовь с первого взгляда. Но жена бросила его. "Люди в наше время разучились любить, – говорит генерал. – Не вижу настоящей любви. Да и в мое время не видел". Аносов рассуждает о том, почему люди женятся. У женщин – "желание быть хозяйкой, главною в доме, самостоятельной... К тому же потребность материнства, и чтобы начать вить свое гнездо". У мужчин другие мотивы – "усталость от холостой жизни, от беспорядка в комнатах... от долгов, от бесцеремонных товарищей... Чувствуешь, что семьей жить выгоднее, здоровее и экономнее... думаешь: вот пойдут детишки, – я-то умру, а часть меня все-таки останется на свете... бывают иногда и мысли о приданом". Как мы видим, мотивы вступления в брак людей, живших в начале XX века, мало отличаются от устремлений наших современников... Устами своего героя Куприн восклицает: "А где же любовь-то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано – “сильна, как смерть. Каждая женщина мечтает о любви "единой, всепрощающей, на все готовой, скромной и самоотверженной". Таков идеал любви по Куприну. Но достичь идеала трудно, практически невозможно. Если любви нет, женщины мстят. Мстят себе и другим.

Четвертая группа: Существует ли идеальная любовь?

Старого генерала Аносова, который уверен в том, что высокая любовь существует, но она "...должна быть трагедией, величайшей тайной в мире", не знающей компромиссов.

Куприн: истинная любовь – основа всего земного. Она не должна быть изолированной, неразделенной, она должна основываться на высоких искренних чувствах, стремиться к идеалу. Любовь сильнее смерти, она возвышает человека.

Какова судьба гранатового браслета? (Несчастный влюбленный просил повесить браслет – символ святой любви – на икону.)

6. Работа с высказываниями героев повести.

Герои повести высказывают свое мнение о любви. Перед вами высказывания героев повести. Чья точка зрения вам ближе и почему?

Аносов: “Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться”.

Вера Николаевна: “И что это: любовь или сумасшествие?”

Желтков: “… это не болезнь, не маниакальная идея – это любовь, которой Богу было угодно за что-то меня вознаградить… “Да святится имя твое…”

Шеин: “… разве можно управлять таким чувством, как любовь – чувством, которое до сих пор не нашло себе истолкования”

IV. Подведение итога занятия.

Сверток маленький хранил в себе футляр.
Для княгини Веры Николаевны,
В нем браслет гранатовый лежал,
К дню рождения подарок каменный...

В окаеме золотых оправ,
Пусть дешевых, невысокой пробы,
Камешек зеленый, словно граф,
Изумлял свечением особым...

Он скрывал в себе живой огонь -
Оберег от смерти и обмана,
Звал владельца: "Только пальцем тронь,
Будущее выйдет из тумана..."

Зазвучит бетховенский мотив
Третьей части "Аппасионаты",
И слова: "Люблю, доколи жив!" -
Будут долго повторять гранаты...