Примеры параллелизма в былинах. С. Г. Лазутин. Поэтика русского фольклора. Учебное пособие. Сколько стоит написать твою работу

7 класс

Программа Г.С.Меркина

Урок № 3.

Тема. Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

Цель :

    выявить характерные черты былинного героя Ильи Муромца, художественную идею былины, особенности поэтики былин;

    формировать навыки выразительного чтения, коммуникативных умений, лексической работы, самостоятельной исследовательской работы с текстом, работы с терминами и иллюстрациями;

    Недавняя история этого значения

    Поэтому мы отождествляем поэзию с первым произношением и эмоциональным содержанием. В довольно широком смысле поэзия включает в себя повествовательные или драматические жанры вымышленного характера. Лирика, которая была всего лишь второстепенным суб-жанром поэзии, полностью идентифицирует ее.

    Пределы недавнего принятия поэзии

    Однако сегодня в этом строгом лирическом определении поэзии чувствуется некоторое стеснение.

    Определение поэзии как жанра

    Рассмотрим, например, Партию Вещей Фрэнсиса Понга, которая не предлагает заявление от первого лица и которая посвящена самым прозаическим объектам.

    Поэзия можно понять на нескольких уровнях дискурсивных условностей

    В большинстве случаев современная лирическая поэзия сочетает в себе форму означающего, форму высказывания и менее конкретный контент, чем форму содержания.

    воспитывать внимательных, вдумчивых читателей, любящих книгу.

Оборудование: учебники литературы для 7 класса, рабочие тетради, мультимедийная презентация.

ХОД УРОКА.

І. Организационный момент.

II. Актуализация прежних знаний.

Обращение к домашнему заданию. Проверка цитатных планов.

Современная поэзия не всегда отвечает всем этим критериям одновременно

В этих разных формах мы признаем различные типы дискурсивных условностей, которые мы изучали в курсе по литературным жанрам. Сочетание всех этих критериев не является существенным для создания стихотворения. Нет ничего абсолютного в отношении критерия субъективного высказывания.

Поэзия как форма означающего

Наконец, аналоговые формы стихотворения также были допрошены современными поэтами. Таким образом, Филипп Жаккотте выразил недоверие к тому, что аналогия в сборнике постигла их упрек в том, что они ушли от точного восприятия разумного мира. В своей знаменитой статье «Лингвистика и поэзия» Роман Якобсон определил структуру поэзии с параллелизмом. По его словам, поэтическая функция характеризуется повторением аналогичного в дискурсе, будь то в порядке формы или в содержании содержания. С этой точки зрения сравнение и повторение формы стиха могут быть помещены в ту же категорию параллелизма.

III. Изучение нового материала.

    Сообщение темы, цели, плана урока.

2. Слово учителя. Беседа.

Начинается былина с зачина, указывающего место, время действия и действующее лицо. Далее идёт изложение содержания. Кончается былина исходом, т.е. формулой, подводящей итог повествованию (напр., «Тут Соловью и славу поют»).

Якобсон идет еще дальше, заявляя, что в стихе всегда подразумевается поэтическая функция. То, что он имеет в виду, состоит в том, что стих, поскольку он подразумевает возвращение той же формы, предрасполагает к аналогии, то есть возврату сходного семантического содержания.

В этом смысле стих не должен рассматриваться как ограничение свободной формы и лишен какого-либо отношения со значением стихотворения. Это способствует построению этого значения. Один из самых деликатных вопросов, касающихся лирической поэзии, - это точный статус лирического субъекта: какая точная ценность должна быть уделена тому, кто выражает себя в стихах? Должны ли мы полностью идентифицировать его с поэтом и относиться к нему как к автобиографическому предмету? В этом фундаментальном вопросе было много споров.

Какие пункты плана соответствуют зачину и исходу?

3.Лексическая работа.

К какому герою относятся эпитеты: дородный, добрый, славный ? Как они его характеризуют?

4.Сообщение учащегося об Илье Муромце.

Ряд младших богатырей начинает собою главный их представитель, оберегатель русской земли, «старый казак» Илья Муромец. Ему посвящена, сравнительно с другими богатырями, громадная литература, но, несмотря на то, вопрос о нём тоже остаётся далеко не выясненным.

Гипотеза вымышленного лирического субъекта

Вымышленные поджанры лирической поэзии

Конечно, мы должны отбросить определенную категорию лирических стихов, которые откровенно вымышлены. Это могут быть стихи, изображающие четко идентифицируемый вымышленный персонаж или коллекции, которые представляют собой произведение вымышленного поэта, такого как «Жизнь, мысли и стихи» Джозефа Делорма. Барнабута. Затем мы ясно имеем дело с вымышленным поджанром лирической поэзии.

Теория лирического субъекта как вымышленного субъекта

Или, опять же, поэт похож на драматурга, который, подобно Корнелю, выражает Полиюкте или Сид. Если чувства не верны и реальны, т.е. если поэт не находится в ситуации, которая порождает чувства, которые ему нужны, он должен возбуждать в нем, которые подобны истинам, притворяться, что они отвечают на качество предмета, и когда он достиг нужной степени тепла, который ему подходит, он поет: он вдохновлен.

Илья́ Му́ромец (полное былинное имя - Илья Муромец сын Ивана) - один из главных героев древнерусского былинного эпоса, богатырь, воплощающий народный идеал героя-воина, народного заступника.

Илья Муромец фигурирует в киевском цикле былин : «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Илья Муромец и Идолище Поганое», «Ссора Ильи Муромца с князем Владимиром», «Бой Ильи Муромца с Жидовином». Большинством историков считается, что родина Ильи Муромца - село Карачарово под Муромом (Большинство былин про Илью Муромца начинаются со слов: «Того ли города онъ Муромля, Изъ того ли нунь села да Карачаева…».

Пределы теории Баттеу

Если есть реальность, она смешивается с тем, что притворяется, чтобы сделать одну и ту же природу: художественная литература украшает истину, а истина придает значение вымыслам. Другой сказал, что это финт превращает его в вымышленный персонаж. Можно сказать, что лирика, которая говорит, что у меня больше воспоминаний, чем если бы у меня была тысяча лет, имитирует - или, скорее, делает вид, - ощущение бесконечной памяти. Но это не значит, что говорящий сам по себе - выдумка, а не Бодлер.

Гипотеза реального лирического субъекта

Она делает теорию литературного высказывания, которое приписывает статус действительности лирическому высказыванию. Утверждение реальности - это то, что произносит настоящий, аутентичный субъект. И реальность этой темы всегда может быть подтверждена, задавая вопрос о ее месте во времени и пространстве. Он не пытается заставить нас поверить, что кто-то, кроме него, говорит на его месте в своей книге. Таким образом, Реальную денонсацию можно притворять в романах, таких как поиск потерянного времени, которые строго принимают те же формы, что и автобиографическая учетная запись первого человека.

Илья отличается огромной силой, которой не обладают другие младшие богатыри, но сила эта не количественна, а качественна, причём силу физическую сопровождает нравственная: спокойствие, стойкость, простота, бессеребренность, отеческая заботливость, сдержанность, благодушие, скромность, независимость характера. Со временем религиозная сторона начала получать верх в его характеристике, так что наконец он стал святым угодником.

Лирическое утверждение как утверждение действительности

Только недискриминационные паратектные элементы позволяют их различать.

Содержание лирического заявления не имеет значения

Но это, очевидно, не означает, что содержание заявления должно быть буквально принято для реального. Давайте поймем, что лирический субъект напрямую не говорит нам о вещах мира, а скорее о реверберации, которую они имеют в нем. Это подталкивает его делать неактуальные утверждения или, точнее, не поддающиеся оправданию истинного или ложного, потому что они представляют собой фигурные утверждения, подобные метафорическим утверждениям.

5.Сообщение «историка» о времени, нашедшем отражение в былине.

Между Северо-Восточной Русью и Поднепровьем стояли непроходимые леса. Весь Суздальский край именовался в Киеве «залесьем». Лишь в середине XII столетия через лесные дебри проложили дорогу, именовавшуюся путём «сквозь вятичи». До этого приходилось объезжать лесной край, направляясь в верховья Волги, и уже оттуда - на Днепр, а по нему – к Киеву. Однако и после того, как прямая дорога была проложена, многие предпочитали прежний окольный путь. Прямая дорога на юг была неспокойной, на ней грабили и убивали, но именно эту дорогу через дремучий и опасный лес выбирает Илья Муромец для поездки в Киев.

Иллюстрация различия между субъектом фактического утверждения и содержанием несвязанного утверждения. Мы можем читать метафорические выражения, такие как дни чувственных или туманных мужчин. Тем не менее, судебные процессы окончательно отброшены против Арагона.

Гипотеза лирического субъекта фигурировала

Современная поэзия и тезис о безличности

Независимо от какой-либо философской формулировки, следует отметить, что тема безличной поэзии исходит от Бодлера в ответ на излишества романтической поэзии. Лирический образный образ. Должен ли человек вечно страдать или вечно бежать от красоты? Природа, очарование без жалости, соперник всегда победоносный, оставьте меня! Затем мы помогаем а в мифологизации эмпирической личности. Эти чувства имеют свою историчность.

На краю рисунка и вымысла

Это п не десять мне.

Этот эпизод дает право приурочить былину ко второй половине XII - первым десятилетиям XIII в., когда прямая дорога на Киев уже существовала, хотя и оставалась опасной.

6.Выразительное чтение былины от слов «Да й поехал он ко славному ко городу Чернигову» до слов «Я нейду во Чернигов воеводою».

Почему Илья Муромец отказался быть воеводою в Чернигове?

Фигуризм лирического утверждения

Но часто бывает, что это возможное я отходит от лирического субъекта и становится своего рода персонажем, который развертывается в пространстве и в нужное время. В стихотворении фигурирует не только субъект высказывания, но и объект утверждения. Однако, чтобы реализовать это, он предлагает последовательность аналогий Так.

Форма содержания лирической поэмы

Мало того, что лирическое заявление предлагает фигуры опыта, но организует его преемственность. Это форма содержания лирического заявления. Эта последовательность фигур не лишена и не ориентирована.

Свой патриотический долг Илья ставит выше всех других забот, стремится освободить Русскую землю от всякой нечисти.

7. Выразительное чтение фрагмента былины от слов «Укажите мне дорогу прямоезжую» до слов «Ай окольноей дорожкой - цела тысяча».

Почему окольная дорожка «заколодела, замуравела»?

8. Слово учителя.

Былинная традиция в настоящее время и ее отмирание

Благодаря этому стихотворение часто предлагает трансформацию. Он берет нас от конфигурации отправления до финальной фигуры через ряд промежуточных этапов. Чтение стихотворения будет следовать этой трансформации смысла. Вторая селезенка является образцом такого типа трансформации. Это преобразование влияет как на формы высказывания, так и на указанные аналоги.

У меня больше воспоминаний, чем если бы у меня была тысяча лет. Большой предмет мебели с ящиками, загроможденными балансами. Черви, сладкие ноты, процессы, романсы. С тяжелыми волосами вкатывается в квитанции. Скрывайте меньше секретов, чем мой грустный мозг. Где беспорядок старомодных мод. ГДЕ жалобные пастели и боли Бушера. Только, дышите запах фляги. Говоря в первую очередь с первым человеком, лирический приходит, чтобы обратиться ко второму человеку или даже представить себя как безличное существо.

Дорога, идущая через Брынские леса, заставляет вспомнить реальные леса на реке Брыни в Калужском крае. Лес был дремучим и труднопроходимым. Это и есть та реальная дорога «сквозь вятичи», которая связывала северо-восточные земли с югом Руси.

Какие географические названия и указания на место действия присутствуют в данном отрывке?

Сколько стоит написать твою работу?

Все эти термины имеют нечто общее: это места памяти. Однако в конце серии мы также свидетельствуем об отмене. Первыми терминами были полые сосуды. Последний - твердый, гранитный памятник. Благодаря тому, что он представлял собой могилу воспоминания, эго утратило существование, оно стало зашифрованным и монументальным. Но он также приобрел, в то же время, неизменную вечность.

Фигуризм лирического заявления в дебатах

И от него есть меланхолическая песня, как минеральная и бестелесная, как звук, который должен был подняться на рассвете колосса Мемнона в Египте. Отчуждение, прожитое в селезенке, не только отрицательно: чувство смерти для себя, которое оно развертывает, также является условием безличной поэтической песни с новыми тональностями. Давайте все-таки отметим, что в современной поэзии образное представление, в частности аналогичное, иногда подвергается сильной критике. Таким образом, поэты вроде Филиппа Жаккотета, не отказываясь от использования аналогов, критикуют и подвергают их наблюдению, особенно в его коллекции «Пейзажи с отсутствующими цифрами».

9. Сообщение учащегося о реке Смородинке, березе Покляпой, Леванидове кресте, Грязи Черной.

10. Выразительное чтение былины от слов «Он спустил добра коня да богатырского» до слов «Прямоезжею дорожкой в стольный Kиев-град».

11. Обращение к репродукции картины И.Я.Билибина «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

Совпадают ли ваши представления о героях былины с восприятием героев художника И.Билибина?

Главный упрек аналоговым образцам состоит в том, чтобы отклониться от предполагаемого объекта, чтобы предать ссылочную точность объекта. Вместо того, чтобы углублять его в себе, аналогия предлагает воображаемый сдвиг в направлении другого объекта, который отвлекает нас от первого.

Мои стихи - все стихи обстоятельств. Они вдохновлены реальностью, именно на них они тают и отдыхают. Если эта ссылка не всегда понимается как таковая, она заключается в том, что в ее содержании она часто относится к частному опыту и по своей форме является нелитеральной.

12. Сообщение учащегося о Соловье-разбойнике.

Легенда о Соловье найдена в одном из рукописных сборников XVII века.

Во времена стародавние, где теперь стоит Нижний Новгород, жил знатный, сильный мордвин, по имени Скворец. Он был друг и товарищ другому, такому же знатному, такому же сильному мордвину - Соловью, тому самому, что связан был Ильей Муромцем.

Тем не менее, поэты там, чтобы напомнить нам, что они, возможно, относятся к тем, у кого есть самое высокое ссылочное требование: их амбиции - это не то, что больше всего описание? Ссылка дублируется, в Рабате, Доминика. Глейз, Жан-Мари. Париж: Порог. Гамбургер, Кейт. Логика литературных жанров. Париж: Порог, Якобсон, Роман. Лингвистика и поэзия, Эссе общей лингвистики. Дженни, Лоран. Поэзия и повествование, Поэтическая, 28, Дженни, Лоран. Самовыражение и самопрезентация в Рабате, Доминика. Ницше, Фридрих. Рождение трагедии Рабат, Доминика. Идентичность речи и лирическая трансгрессия, Поэтическая, 32.

  • Париж: Порог, Батте, Чарльз.
  • Поэтический арт.
  • Комб, Доминика.
Их общей чертой является аббревиатура - отношение к максимальному содержанию с использованием минимальных слов.

До христианства у мокши и эрзи были распространены имена птиц.

Вероятно, что Соловьем-Разбойником являлся реальный человек. Скорее всего, это был князь, который проживал на острове на территории нынешнего села Зазимье Броварского района Киевской области. Село находится в 10-15 км от Киева, на берегу Десны. Мимо села в древние времена шла дорога на Киев из Остра по Десне и суше. А собственно и изо всей северной Руси. Не исключено, что этот князь брал дань у путешествующих. В свою очередь, киевскому князю явно хотелось монополии, и он отправил разобраться рать Ильи Муромца.

Существует и другая версия места сражения Соловья-Разбойника и Ильи Муромца.

Согласно былине, Илья Муромец поехал ко граду Киеву прямою дорогою от Чернигова, которую заложил Соловей-разбойник ровно тридцать лет, не пропускал ни конного, ни пешего, а убивал не оружием, но своим свистом разбойничьим. Выехал Илья Муромец в чисто поле и увидел попрыски богатырские, и по них поехал, и приехал на те леса Брынские, на те грязи топучие, на те мосты калиновы и к той реке Смородинке. Соловей-разбойник послышал себе кончину и бессчастие великое и, не допуская Илью Муромца за двадцать верст, засвистал своим свистом разбойническим крепко; но богатырское сердце не устрашилось. И, не допуская еще за десять верст, засвистал он громче того, и с того свисту под Ильею Муромцем конь спотыкнулся. Приехал Илья Муромец под самое гнездо, которое свито на девяти дубах; и Соловей-разбойник, на гнезде сидя, увидел святорусского богатыря, и засвистал во весь свист, и хотел Илью Муромца убить до смерти. К востоку от города Карачева лежит село с былинным названием Девять Дубов, что в лесах Брынских. Имеется там и речка Смородинка, упоминаемая в былине.

13. Беседа.

Каким изображен князь Владимир в былине? Найдите в тексте слова, передающие описание облика князя.

14. Слово учителя.

Былинный князь Владимир пассивен и почти никогда не покидает своего дворца. Отношение к нему творцов эпоса противоречиво. В его характеристику постоянно входит указание на слабость его как правителя и нравственную нестойкость. Былинный князь не обладает практически никакой реальной силой - он может рассчитывать лишь на богатырей (то есть силу идеальную), в отсутствие которых он просто беспомощен. Владимир трусоват, а иногда и жалок. Он способен на несправедливость, вероломство и неоправданную жестокость, причем чаще всего жертвами его нечестных поступков оказываются богатыри. Именно в таких ситуациях с особенной отчетливостью проступает народное начало в былинах, торжество народных социально-нравственных оценок.

Найдите в тексте эпизоды, где проявляется несправедливость, моральная нестойкость Владимира.

15. Выразительное чтение эпизода от слов «Тут Владимир-князь да стольнокиевский // Он скоренько шёл в столову свою горенку...» до слов «Приносил-то он ко Соловью-разбойнику».

Как ведёт себя Илья в княжеских палатах?

16.Слово учителя.

Илью Муромца часто называют «старым казаком»: в этих словах, которые могли прикрепиться к богатырю не ранее конца XVI - начала XVII в., своеобразно преломились представления об Илье Муромце как вольном человеке, казачьем атамане, обладающем силой, независимой от княжеской ли, царской ли, ханской власти.

Илья Муромец - «главный» в ряду киевских богатырей - по происхождению крестьянин. Спокойствие родной земли для него превыше всего, смелость его не знает пределов, но она начисто лишена чего-либо показного, суетного.

Большую часть подвигов (победа над Соловьем-разбойником, Идолищем, расправа с разбойниками, с волшебницей и др.) он совершает по собственной инициативе. Он возглавляет богатырскую заставу, охраняющую подступы к Киеву. Как и другие богатыри, он время от времени выполняет княжеские поручения. Илья Муромец - опора безопасности Киева. Врагам известно, что в его отсутствие Киев беззащитен. Илья Муромец организует и обеспечивает оборону города и разгром татар.

17. Выявление особенностей поэтики былины.

С конца XVIII в. былины привлекали внимание писателей и ученых как высокохудожественные памятники народного творчества. Наиболее общими признаками былин являются их эпический характер, то есть обязательное наличие сюжета, необыкновенные герои (чаще всего богатыри), развернутость, распространенность событийного повествования, следствием которых является значительный объем произведений (иногда более пятисот стихов); специфический стиль, особая манера построения рассказа, описаний персонажей и т.д. Эти «внешние» признаки органически сочетаются с внутренними качествами жанра - художественным содержанием, отношением к действительности, структурой.

Поэтика былин богата и разнообразна. Стремясь подчеркнуть могущество и величие своих героев, народ часто пользуется в былине гиперболой для характеристики свойств и качеств былинного персонажа. Таково гиперболическое описание силы богатыря как основного качества воина. Гипербола типична и для изображения врагов Руси - Соловья и др. Троичность повествования также один из главных приемов изображения подвигов богатырей (богатырь совершает три поездки, в путь отправляются три богатыря, Садко трижды играет на берегу Ильмень-озера и т. д.); этот прием подчеркивает значительность описываемого. Для поэтики былины характерны постоянные эпитеты, сравнения, параллелизмы и пр.

Параллелизм - такой порядок расположения отдельных слов или предложений, при котором одна словесная группа заключает в себе образы, мысли и т. п., соответствующие другой группе, причем обе эти группы составляют или входят в одно целое.

Ехал мимо эту Грязь да мимо Черную.

Мимо славну реченьку Смородину,

Мимо славную березу ту Покляпую,

Мимо славный ехал Леванидов крест.

18. Исследовательская работа с текстом.

Какие приемы народно-поэтической речи встречаются в былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник»?

Выписать из текста былины примеры приемов (2-3). 1 вариант - гиперболы, 2 вариант - параллелизмы, 3 вариант - постоянные эпитеты, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Приём

Вы уже знакомы с отличиями стихотворной речи от прозаической, знаете, что такое силлабо-тоническая система стихосложения. Как вам кажется, в чем особенности былинного стиха по сравнению со стихотворениями, в которых использован определенный размер (ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест)?

Силлабо-тоническая система стихосложения - система слогоударного стихосложения. Включает два ритмообразующих фактора - слог и ударение - и подразумевает закономерное чередование фрагментов текста с равным количеством слогов, среди которых ударные слоги определенным закономерным образом чередуются с безударными. Именно в рамках этой системы написана большая часть русских стихов

Расставьте ударения в былинных строчках от слов «Из того ли то из города из Мурома» до слов «Ай черным-черно, как черна ворона». Одинаково ли оно в каждой строке? На какой по порядку слог от начала падает первое ударение и на какой слог от конца падает последнее ударение?

Ударение падает, как правило, на третий слог от начала, а последнее - на третий слог от конца.

19. Слово учителя.

Былина - это поэтическое, художественное произведение. Она передаёт народное понимание истории, но вместе с тем искусно построена, язык её своеобразен. Если мы попытаемся прочитать былины, то быстро поймём, что читать их как произведения, например, А. С. Пушкина, нельзя. Это объясняется тем, что созданы былины особым былинным, тоническим стихом. В тоническом стихосложении в стихотворных строчках может быть разное количество слогов, но должно быть относительно равное количество ударений.

Во всех четырёх строках этого отрывка по три ударения, хотя количество ударных слогов и количество слогов между ударениями не всегда равное. Очень важно знать, что в былинном стихе первое ударение падает, как правило, на третий слог от начала, а последнее - на третий слог от конца.

IV. Подведение итогов урока.

Что характерно для поэтики былины?

Слово учителя

«Илья Муромец и Соловей-разбойник» - одна из самых распространённых былин, записанная в большом числе вариантов. В цикле об Илье Муромце занимает центральное место. Особое значение содержания былины определяется тем, что в ней воспевается один из главных воинских подвигов богатыря и описывается его вхождение в состав киевского богатырства, а также раскрываются главные героические качества Ильи.

V. Домашнее задание.

1.Составить тезисный план статьи учебника «Былинные герои».

2.Индивидуальные задания:

Подготовить сообщение об А.К.Толстом по материалам статьи учебника «Для вас, любознательные!»;

Подготовить выразительное чтение стихотворения «Илья Муромец»;

Подготовить сообщение «литературоведа» о прототипе Ильи Муромца, былинного богатыря;

Подготовить сообщение об истории создания картины В.М.Васнецова «Богатыри» и работе художника над деталями полотна;

Подготовить сообщение о реальных людях и событиях, нашедших отражение в былинном цикле и на картине В.М.Васнецова;

Подготовить сообщение о «Богатырской симфонии» А.П.Бородина.

Сколько стоит написать твою работу?

Выберите тип работы Дипломная работа (бакалавр/специалист) Часть дипломной работы Магистерский диплом Курсовая с практикой Курсовая теория Реферат Эссе Контрольная работа Задачи Аттестационная работа (ВАР/ВКР) Бизнес-план Вопросы к экзамену Диплом МВА Дипломная работа (колледж/техникум) Другое Кейсы Лабораторная работа, РГР Он-лайн помощь Отчет о практике Поиск информации Презентация в PowerPoint Реферат для аспирантуры Сопроводительные материалы к диплому Статья Тест Чертежи далее »

Спасибо, вам отправлено письмо. Проверьте почту .

Хотите промокод на скидку 15% ?

Получить смс
с промокодом

Успешно!

?Сообщите промокод во время разговора с менеджером.
Промокод можно применить один раз при первом заказе.
Тип работы промокода - "дипломная работа ".

Былины

Лет). Исполнение былин требует огромной памяти. Лучшие сказители знали порой десятки тысяч стихов. Часто искусство сказывания былин переходит по наследству. Таково например семейство Рябининых - традиция их Б. восходит к XVIII в. Учителем знаменитого Рыбниковского, а затем Гильфердинговского сказителя, Трофима Григорьевича Рябинина, был умерший глубоким стариком в 20-х годах XIX в., еще более знаменитый в Олонецком крае сказитель Илья Елустафьевич. У Трофима Григорьевича искусство пения Б. унаследовал его сын Иван Троф. Рябинин, у последнего - его пасынок Ив. Гер. Андреев-Рябинин, и наконец представителем последнего поколения сказителей является сын последнего - Петр Иванович Андреев-Рябинин. Однако далеко не всегда дети перенимают способности сказывания Б. Очень часто сказитель остается без продолжателей своего искусства в своем потомстве. В Олонецком и Архангельском крае ученые собиратели Б. застали рассказы и предания о целом ряде выдающихся сказителей, память о которых жила более столетия и распространялась на целую округу. Выдающиеся сказители являются учителями целого поколения в округе. И в Олонецком и в Архангельском крае в былинной манере «сказывания», в сюжетах и приемах как словесного, так и музыкального оформления, собиратели намечали как бы местные «школы», или «манеры». Из сказителей, у которых в XIX и XX вв. производили свои записи Б. ученые собиратели, наиболее известными в Олонецком крае являлись: упомянутый Т. Г. Рябинин, В. П. Щеголенок с Онежского озера и Ив. Пав. Сивцов-Поромский с Кенозера. В Архангельском - Аграфена М. Крюкова с Белого моря, М. Д. Кривополенова с Пинеги, Ак. Вокуев и Петр Поздеев с Печоры. Из сибирских лучших сказителей надо назвать Леон. Гавр. Тупицына из-под Барнаула. Некоторые из сказителей вызывались учеными фольклористами в столицы, - Петербург и Москву, - что давало возможность познакомиться с их искусством очень широкому кругу ученых, артистов, учащихся. Так в 70-е гг. в Москву и Петербург приезжали Т. Г. Рябинин и В. П. Щеголенок, гостивший между прочим в Ясной Поляне у Л. Н. Толстого, воспользовавшегося рядом записанных у него устных легенд и сказаний для своих художественных произведений. В 90-х гг. приезжал И. Т. Рябинин, а в 1915 и 1922 М. Д. Кривополенова; в 1927 в Москву и Ленинград - Петр Иванович Рябинин-Андреев и Настасья Степановна Богданова-Зиновьева. Эти приезды дали возможность исследователям сделать ряд интересных наблюдений над ролью личности в сказывании былин.

Былинная традиция в настоящее время и ее отмирание

В 60-х годах XIX в., когда делали свои записи Рыбников и Гильфердинг, былинная традиция в Олонецком крае еще жила достаточно интенсивной жизнью, хотя и тот и другой собиратели предвидели неизбежность ее скорого отмирания. В целях уяснения процессов изменения Б. за более чем полувековой период, в 1926, 1927 и 1928 была совершена указанная выше экспедиция бр. Б. и Ю. Соколовых в те же места, где производили в свое время записи Рыбников и Гильфердинг. Эта экспедиция с достаточной ясностью может ответить на вопрос, каково состояние Б. традиции в «Исландии русского эпоса» в послереволюционный период и каковы происшедшие изменения. Записано было от 135 сказителей 370 Б. Но все же это сравнительное обилие Б. записей не колеблет основного вывода экспедиции: Б. традиция быстрым темпом идет к полному вымиранию. Еще сохранились некоторые талантливые и знающие сказители, большею частью или непосредственные потомки (внуки и дети) известных сказителей эпохи Рыбникова и Гильфердинга, или их «ученики». Многие современные сказители - глубокие старики 70-80 лет. Если количество былинных сюжетов в устном употреблении осталось почти то же, то значительно увеличилось число певцов; напр. в Кижской волости Гильфердингом было записано от 11 человек 75 Б. текстов на 32 сюжета, теперь там же было записано от 30 человек 87 текстов на 31 сюжет, и чрезвычайно уменьшился запас Б. у каждого из сказителей. Произошло явное измельчание репертуара, сказывание былины явно потеряло значение особого мастерства. Существенно изменился характер популярности тех или других сюжетов: героические и фантастико-легендарные Б. исчезают, в значительно большем употреблении былины романического и балладного характера, с семейно-бытовыми и любовно-драматическими сюжетами. Если Гильфердинг считал, что на Кенозере «как бы сам воздух пропитан былинной поэзией», то сейчас приходилось уже разыскивать стариков, знающих Б., путем обхода деревень и отдельных изб. Молодое поколение былин уже почти совсем не знает. Одним словом, Б. традиция даже в глухом Олонецком крае приближается к тому положению, какое имеет место в других районах, где цветущая некогда эпическая традиция оставила небольшие следы и где запись былин является теперь делом совершенно случайным (напр. Сибирь, Белозерский край, Саратовская губ. и др.). Былинный эпос в крестьянской среде определенно и безвозвратно отмирает: содержание богатырских Б., предполагающее достаточно наивную веру в чудесное, размеренный спокойный склад былинного стиха, однообразный, уравновешенный Б. напев и длительное многочасовое исполнение одной Б. стоят в полном противоречии с новым укладом крестьянского быта, с ростом культуры и самосознания, с поднятием и развитием активности и общественности деревни и ускорением темпа жизни. Новое время потребовало новых песен. Б. эпос окончательно утрачивает созвучие с миросозерцанием и настроениями последнего хранителя Б. - крестьянского класса. Из-под устного бытования былин ускользает последняя социальная база. Крестьянство в нашу эпоху окончательно перерастает былинный эпос.

Поэтика былин (стиль, композиция, звукопись, стихосложение).

В своем историческом развитии Б. претерпели изменения не только в своем содержании, но и в своей художественной форме. В какой мере крестьянский период жизни Б. сохранил их старинную форму, говорить можно лишь относительно. Выработанные в течение веков композиционные и стилистические приемы создали традиционность Б. поэтики. Сказитель, обладая запасом таких традиционных формул и комбинируя их, получает возможность варьировать Б., то уменьшая, то увеличивая ее, однако не нарушая нисколько самого Б. сюжета. Поэтические приемы эпоса вместе с тем являются часто и приемами мнемоническими, облегчающими запоминание и воспроизведение Б. текста. Выдержанный эпический стиль Б. отличается медлительностью и спокойствием. Былинный эпос любит медленное развертывание действий, часто прибегает к различным видам повторений, с большой обстоятельностью описывает отдельные детали и нисколько не боится утомить сравнительным однообразием своего стиля. Внешними приемами Б. композиции являются отстоявшиеся в эпической традиции вступления («запевы», «зачины») и концовки, а также «общие места» Б., т. е. типические традиционные формулы, описывающие излюбленные для Б. сюжетов положения Б. героев или Б. обстановку (таковы напр. типические описательные формулы поклонов богатыря при входе в терем, просьбы благословения у матери, седлания богатырского коня, сватовства богатырей, посольства и т. п.). Сами былины отличают иногда разницу между «запевом» или «прибауткой» и следующим за ним «зачином». Так в известном начале Б. о Добрыне - «Из-под белыя березы кудреватыя» - после поэтического описания величественной «Матки Волги реки» идут такие примечательные слова: «Все это, братцы, не сказочка, а все это, братцы, прибауточка. Теперь-то Добрынюшке зачин пошел: Во стольном-то граде во Киеве...» и т. д. Запевы не имеют прямой связи с содержанием Б. - они лишь служат как бы увертюрой к Б., прелюдией, их цель привлечь внимание слушателей, настроить их и самого исполнителя на соответствующий данному былинному сюжету общий тон и лад.

Из запевов укажем еще знаменитый запев - «Высота ли высота поднебесная, Глубина-глубина океан море, Широко раздолье по всей земле, Глубоки омуты Днепровские»; запев о турицах, увидевших на киевской стене городской плачущую девицу, предчувствующую невзгоду над Киевом; зачин о Скимене-звере или зачины с призывом слушать былину: «Послушайте, вы, люди добрые, Я ли вам да старину скажу, Старину скажу да стародавнюю»; или «Кто бы нам сказал про старое, про старое, про бывалое, про того Илью Муромца» и др. Следующие за запевами или прямо начинающие собой былины зачины могут быть разделены на несколько типов. Большое количество зачинов может быть отнесено к числу географических, т. е. обозначающих место действия или отвечающих на вопросы, куда и откуда приехал былинный герой. Иногда это место действия обозначено в общих чертах - «из-за моря», «поле чистое», «горы», «крест леванидов», большею же частью дается конкретное географическое обозначение (напр: «Из Волынеца города, Из Галича, Из той Волынь-земли богатыя, Из той Корелы из проклятыя Да не бел кречетышко выпархивал, Не бел горностаюшко проскакивал, Не ясен сокол тут пролетывал, Проезжал удалой добрый молодец, Молодой боярин, Дюк Степанович», или «Ай во славном было городе во Муроме, А во том было селе да Карачарове» и т. д.). Сюда же нужно отнести и зачины о непроезжей дороге, о заставе богатырской и др. Значительно реже зачины хронологические, обозначающие время действия (ср. «Как доселева Рязань слободой слыла, А как нонече Рязань славен город стал» и пр.). Запевы и зачины впрочем необязательны. Иногда Б. переносят нас прямо in medias res их действия, напр. - «Как да хвалитце Сатко, похваляитси Сатко Во ины грады товары все повыкупить» и т. п. Б. заключения, концовки реже зачинов, но и они характерны: «Синему морю на тишину, Всем добрым же людям на послушанье», «А по тыих мест старинка и покончилась», «То старина, то и де́янье». Или величание хозяина, или пение славы: «Только тому Соловнику славы поют, а Ильина-то слава не минуется». В полном согласии с традиционностью зачинов, типических формул и концовок - также и другие стилистические и композиционные приемы былин. Сюда относится наличие всевозможного рода повторений. Былинная поэтика не стесняется буквальным или почти буквальным повторением часто значительных по своему размеру целых эпизодов. Например приказание князя послу с буквальной точностью повторяется при изложении послом этого приказания иноземному царю. Особенно излюблены троекратные повторения эпизодов, правда, с некоторой тенденцией «наращения». Этот же принцип повторений дает себя ясно чувствовать в словесном стиле былин. Таковы простые повторения слов («Чудным, чудным, чудно», «дивным дивно», «из лесу было лесу темного»), повторения предлогов, повторения одного и того же слова в двух или нескольких следующих друг за другом стихах («Того ли то соболя заморского, Заморского соболя ушистого, Ушистого соболя, пушистого»), повторения путем отрицания противоположности («А и холост хожу, не женат гуляю», «Немало дело то, великое»), употребление синонимов («Без бою, без драки, кровопролития», «Не знаешь, не ведаешь»), связь этимологически родственных слов («Мелкие ручейки бродом брела, Глубокие реки плывом плыла», «дождь дождит», «сослужу службу дальнюю»). Сюда же относится и повышение числа в каждом новом стихе: «Там повыправь дани, выходы, За двенадцать год да за тринадцать лет, За тринадцать лет да с половиною». К отстоявшимся традиционным приемам былинного стиля относятся также так наз. постоянные эпитеты, прилагаемые к различным предметам: белый (березка, грудь, день, кречет, лебедь, горностай, рука, свет, снег, шатер, гридня, стол, светлица, ворота и др.), красный (солнце, золото), серый (волк, гусь, селезень), широкий (двор, степь, дорога, доля, раздолье), богатырский (голос, конь, лошадь, сила, сон, добыча). Многие из этих эпитетов дают представление об эстетических вкусах и пристрастиях русских былин. Большинство постоянных эпитетов применяется лишь к одному-двум словам: поле чистое, море синее, мелкий жемчуг, облако ходячее, гости богатые, тугой лук и др.

Эпитеты дают часто важные указания на исторические отношения (славный богатый Волынь город, татарин поганый, Литва хоробрая, седелышко черкасское), на историко-бытовые черты (терема златоверхие, подворотенки, дорог рыбий зуб, печка муравлена) и социальные черты предыдущих периодов в жизни русских былин (Владимир стольно-Киевский, старый казак Илья Муромец, бояре думные). В русском былинном эпосе довольно часты сравнения. Таковы напр.: «Опять день за днем будто дождь дождит, неделя за неделей, как трава растет, А год за годом, как река бежит»; или в былине об Идолище: «Глазища будто чашища, ручища будто грабища». Еще больше уподоблений (Владимир - красно солнышко, брови - черна соболя). Нередки в былинах также параллелизмы, особенно отрицательные (напр. «Не ясен сокол тут вылетывал, Не черной ворон тут выпархивал, Выезжает тут злой татарченок»). Традиционность былинного стиля повлекла за собой в некоторых случаях нечувствительность к смыслу тех или других выражений, слов и оборотов. Сюда нужно например отнести «окаменелые» эпитеты, т. е. такие эпитеты, какие, употребляясь по привычке, иногда оказываются в былинах не к месту (напр. кн. Владимир называется ласковым даже тогда, когда по действию былины он наоборот весьма неласков; царь Калин своего же подчиненного татарина называет «поганым», а татарин, передавая грозное приказание кн. Владимиру от имени своего повелителя, называет последнего «собака Калин царь»). Значительно менее чем внешняя техника и стилистика былин разработаны вопросы о внутренних приемах былинной композиции. Работы в этом направлении начали появляться лишь в самое последнее время (Скафтымов, Габель), и признать выводы из этих опытов установившимися было бы преждевременно. Нет сомнения однако, что как в самой архитектонике внутреннего состава былин, так и в формах действия, былины далеко не однородны. Прежде всего в этих отношениях будут различаться былины богатырские от Б.-новелл, как их уже давно Вс. Миллер различал по содержанию. В былинах богатырских движение отличается центростремительностью к главному действующему лицу - богатырю. Развивается оно не всегда прямолинейно, а очень часто с внезапными сдвигами в противоположную сторону. Излюбленным приемом богатырской Б. является прием антитезы (Илья, вопреки предостерегающей надписи на распутье трех дорог, едет по ним и своими действиями опровергает эти предостережения; Добрыня не слушается наставлений матери и купается в Пучай реке и т. д.). Аналогично приему антитезы в развитии действия в богатырских былинах видим тот же прием контраста и в организации образа Б. героев. В начале Б. герой не дооценивается, даже опорачивается, враг кажется значительнее его, сильнее, затем все это сразу опровергается дальнейшим, тем более финальным моментом богатырской Б.: богатырь один расправляется с многотысячной враждебной силой. Контрастно например обрисованы такие пары, как Илья и Идолище, Потаня и Кострюк, Добрыня и Змей и др. Для богатырской былины чрезвычайно характерны различные формы гиперболизации как внешнего вида былинных героев и их атрибутов, так и их действий, подвигов. Б.-новеллы (Чурила и Катерина, Алеша и Добрыня, Хотен Блудович и др.), в отличие от богатырских Б., включают значительно больше элементов чисто драматического действия. Не малую роль в поэтике Б. играют различные формы диалога, причем в богатырской, воинской Б. диалог, или вообще прямая речь, менее употребительны, чем в Б. новеллистической, для которой диалогическая форма изложения в значительной мере является формальным признаком особого Б. жанра. Диалог выполняет существенную динамическую функцию в строении Б. - он в значительной мере двигает действие в Б.

В отношении звукописи Б. только сейчас начинают подвергаться научному анализу. Так напр. обстоит дело с рифмой в Б. Если раньше считалось общепринятым, что Б. является нерифмованным «белым» стихом, то сейчас, по новым исследованиям (Жирмунский), наоборот, конечной рифме отводится несомненная роль в метрическом строении Б. Правда,

Похожие рефераты:

Роды поэтические - три основных разновидности поэтического искусства - лирика, эпос и драма, представляющие собой первое деление в классификации поэтических произведений.

Ситуация (лат.) - распределение всех действующих лиц произведения в их взаимоотношении к развитию действия. Являясь моментом развития интриги, С. порождает определенные условия, преодоление которых ведет действующих персонажен к взаимной борьбе.

Термин в его жанровом значении обычно применяется ко всякому небольшому повествовательному прозаич. литературному произведению с реалистической окраской, содержащему развернутое и законченное повествование о каком-либо отдельном событии.

Сага - в широком, не литературоведческом словоупотреблении иногда применяется как синоним сказания. В точном литературоведческом употреблении как обозначение определенного жанра С. - староскандинавские прозаические повествования.

Ударение или акцент (лат.) - выделение отдельных элементов в потоке звуков речи, осуществляемое или путем усиления мускульного напряжения и напора выдыхаемой воздушной струи.