Рассказ о былинах по литературе. Былинные сюжеты в литературной обработке XX века. Основные былинные герои

    Определение жанра былин. Особенности историзма былин. Циклизация и классификация былин. Былинные сюжеты. Поэтика былин.

Былины - это эпические песни, в которых воспеты героические события или отдельные эпизоды древнерусской истории.

С точки зрения народа значение былин заключалось в сохранении исторической памяти, поэтому их достоверность не подвергалась сомнению.

Он отличается не только своим необыкновенным историческим и мифологическим содержанием, но и его литературными качествами, которые позволяют помещать его в разгар великих эпических произведений, таких как индуистская рамаяна или греческая Илиада и Одиссея. Содержимое можно разделить на следующие разделы.

Создание. В первой части Попола Вуха боги поднимают долины и горы из первозданного моря и создают растения и животных. Они решают создать существа, которые поклоняются им и делают их жертвами. Первые три попытки потерпят неудачу; вначале существами являются четвероногие животные и птицы, но, поскольку они не могут говорить, они решают сделать вторую попытку. В этом виде существа грязи, но этот раствор растворяется при промокении. В третьей попытке они делают людей из дерева, но они неспособны поклоняться им, потому что они решают наказать свое высокомерие ураганом и заставить их животных, их инструменты и камни их домов поворачиваться против них; обезьяны являются потомками этих деревянных людей.

Содержание былин разнообразно науке известно около 100 сюжетов. Обычно былины имеют героический или новеллистический характер. Идея героических былин - прославление единства и независимости Русской земли; в новеллистических былинах прославлялись супружеская верность, истинная дружба, осуждались личные пороки (хвастовство, заносчивость). Былины осуждали социальную несправедливость, произвол княжеской власти. Цель былин: возвеличить национальные, социальные и нравственно-этические идеалы народа.

В четвертой попытке они достигают своей цели и создают человека, которого они образуют с кукурузой. Эти люди, которые знают, как выполнять свои обязательства перед своими создателями, могут видеть все во времени и пространстве, поэтому боги решают окунуться в свое видение. Это человечество, которое теперь населяет землю.

Божественные герои. В дополнение к рассказу о создании мира и людей, в Пополе Вух связаны приключения божественных героев, которые очищают препятствия для человека в мире и устанавливают руководящие принципы подходящего поведения для человечества. Его двумя сыновьями, которые носили имена двух дат в этом календаре, были Уно Хунахпу и Сите Хунахпу. Приключения этих двух близнецов продолжаются в два этапа. События в каждом сценарии кажутся объединенными: герои переходят с лица земли в подземный мир и наоборот.

Термин «былина» чисто научный, он был предложен в первой половине XIX в. И.П. Сахаровым. Слово «былина» было им взято из «Слово о полку Игореве» и искусственно применено для обозначения фольклорного жанра, чтобы подчеркнуть его историзм.

В.Ф. Миллер писал, что к XI веку, периоду сложившегося русского национального сознания относится создание Владимирова цикла героических сказаний, первообраза позднейших былин. Их становление и расцвет происходили в Киеве в XI – XII., а со второй половины XII в. (после ослабления Киева) эти песни переместились на запад и на север, в Новгород. В создании песен этого круга могли участвовать княжеские певцы и дружинные, объектом воспевания были князья, дружинники, воеводы, вроде Добрыни и Путяты. Эта поэзия носила аристократический характер, была литературой высшего, наиболее просвещенного класса.

Эпос был усвоен и скоморохами. В самих былинах ряд сцен представляет скоморохов-певцов на пирах у князя Владимира. Есть и скоморошьи былины «Вавило и скоморохи».

В.П. Аникин выделяет четыре периода, каждый из которых дал эпосу своих героев.

    Мифологический : он завершается к IX в.(«время возникновения и первоначального развития эпических песен»). «Илья Муромец и Святогор»

    Киевский : IX - середина XII в. («Эпические песни предшествующего времени в этот новый период истории сосредоточили своё действие вокруг Киева и стольного киевского князя»). «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

    Владимиро-суздальский : с середины XII до второй половины XIV в. («В это время произошло формирование цикла былин с Ильей Муромцем во главе», а также «сложилась специфическая группа новгородских былин»). Это был период государственного и этнического развития северо-восточной Руси. «Садко»

    Период творческой обработки созданных былин применительно к историческим условиям московской Руси : со второй половины XIV в. по начало XVII в.

Поэтика былин.

Композиционную основу сюжетов многих былин составляет антитеза : герой резко противопоставлен своему противнику «Добрыня Никитич и змей», «Алеша Попович и Тугарин». Другим главным приёмом изображения подвига героя и вообще эпических положений является устроение . В отличии от сказок сюжетная линия может последовательно переходить от одного персонажа к другому.

Былинные сюжеты строятся по обычному, универсальному принципу построения эпических произведений: они имеют зачин, завязку действия, его развитие, кульминацию и развязку.

Сюжеты былин имели своё художественное обрамление: запевы (в начале) и исходы (в конце) . Это самостоятельные мелкие произведения, не связанные с основным содержанием былин.

Общие места использовались сказителями при повторяющихся в разных сюжетах одних и тех же ситуациях: таких, как пир у Владимира, седлание коня, богатырская поездка на коне, расправа богатыря с врагами.

В развитии сюжета обязательно присутствуют разнообразные и многочисленные повторения , которые имеют как композиционное, так и стилистическое значение.

Замедленность действия или ретардация достигается путём устроения эпизодов, повторения общих мест, речей героев «Вольга и Микула».

Другой тип ретардации - повторение слов одного персонажа другим с последовательным отрицанием сказанного.

Один из приёмов соединения строк - повторение последних слов предыдущей строки в начале последующей (палилогия ).

Нередко смежные строки былины повторяют одну и ту же синтаксическую конструкцию - такое явление называется синтаксическим параллелизмом . Например, в былине «Вольга и Микула».

В синтаксически параллельных строках могло появиться единоначатие (анафора).

В былинах появились аллитерация - повтор согласных и ассонансы - повтор гласных звуков.

Один из важнейших принципов эпической типизации - изображение множественного в обобщенном единичном (синекдоха ). Былины переносили качество массы людей на одно лицо: изображали дружину одним войном-богатырём. Который побеждает несметные полчища врагов. Вражеская сила также изображалась в единичных фантастических образах Тугарин Змеевич, Идолище.

Главных художественный приём народных эпических песен - гипербола . С помощью гипербол рисовалось несметное вражеское войско, которое побеждает русский богатырь «Илья Муромец и Калин-царь». Гиперболы применялись для развенчания врагов. Чудовищный облик врага передавали гиперболы. Гиперболически и одновременно сатирически изображалось количество съедаемой врагом пищи «Алёша Попович». Гиперболы идеализировали богатырей, изображали тяжесть оружия, цену богатырского снаряжения, расстояния, которые с лёгкостью преодолевал конь. Высшей степени гиперболы достигали в кульминации былинного сюжета - изображении боя. Гиперболы подчеркивали продолжительность битвы.

Важнейшим художественно-изобразительным средством являлись эпитеты и сравнения . Сравнения использовались при изображении богатыря, а также врага.

Былины - народные песни о подвигахбогатырей , сохранившиеся на севере России в памяти певцов-сказителей. Эпические песни, в которых воспеты героические события. Былины художественно обобщили действительность 11- 16 веков.

Записывали былины преимущественно в 19 и 20 веках на Русском Севере – их главном хранителе: в бывшей Архангельской губернии, в Карелии, на реках Мезень, Печора, Пинега, на побережье Белого моря, в Вологодской области. Кроме того, начиная с 18 века былины записывали среди старожилов Сибири, на Урале, на Волге и в центральных русских губерниях. Отголоски былин сохранили казацкие песни на Дону, Тереке, Нижней Волге, Урале.

Содержание былин разнообразно. Науке известно около 100 сюжетов, всего с вариантами и версиями записано более 3000 текстов, значительная часть которых опубликована. Обычно былины имеют героический или новеллистический характер. Идея героических былин – прославление единства и независимости Русской земли, в новеллистических былинах прославлялись супружеская верность, истинная дружба, осуждались личностные пороки. Былины осуждали социальную несправедливость, произвол княжеской власти. В народе былины называли «стАринами», «старИнками», «старИнушками». Термин «былина» - чисто научный, он был предложен в первой половине 19в И.П. Сахаровым. Слово «былина» было взято им из «Слова о полку» и искусственно применено для обозначения фольклорного жанра, чтобы подчеркнуть его историзм.

Воспевая в былинах те или иные события, сказители никогда не уподоблялись летописцам, они не стремились передать хроникальной последовательности событий, а изображали только центральные моменты. Певцов привлекало не точное фиксирование истории, а выражение ее народных оценок, отображение народных идеалов.

Былины донесли имена реально существовавших лиц: Владимира Святославича и Владимира Мономаха, Добрыни, Садко, Александра Поповича, Ильи Муромца, половецких и татарских ханов (Батыя, Тугоркана). Так эпический князь Владимир Красно Солнышко совместил Владимира Святославича и Владимира Мономаха. Добрыня Никитич, дядя Владимира Святославича, жил в 10-нач.11 вв. о нем есть летописные упоминания. Например, былинный Добрыня – сват Владимира Святославича. В этой роли исторический Добрыня выступил в 980г, когда Владимир решил жениться на полоцкой княжне Рогнеде.

В 12в. В Новгороде ил купец по имени Сотко. Садко – герой новгородских былин.

Илья Муромец в русских письменных источниках упоминается в 16в, а в немецкой устной традиции он известен с 13в. Согласно некоторым преданиям, в Киевско-Печерской лавре находилась гробница с мощами Ильи Муромца. Возвышению Ильи Муромца над другими богатырями способствовало то, что он – выходец из Северо-Восточной Руси, оторая с 12в среди древнерусских земель стала играть ведущую роль.

Путилов. Русский историко-песенный фольклор.

Былины- произведения, сюжеты которых являются результатом худ.вымысла. в основе этого вымысла всегда лежит историческая действительность, но не в виде конкретных событий и фактов. Эпос есть художественное обобщение исторического опыта народа целой эпохи. В этом обобщении на первом плане- ист.идеалы народа.

ИСТОРИЯ СОБИРАНИЯ. Значительную трудность создает то обстоятельство, что до нас не дошло, а может быть вовсе не имелось, записей былин ранее начала XVII века. Самые старшие Б. записи имеют всего лишь 300-летнюю давность. Принимая же во внимание неизбежную изменчивость всякого фольклорного текста в устной передаче из поколения в поколение, приходится признать, что даже наши древнейшие записи Б. не сохранили Б. в их первоначальном содержании и форме. Более поздние записи былин, сделанные учеными собирателями из уст народа в XVIII-XX вв., вполне естественно включили в себя ряд еще дальнейших «наслоений» и подверглись бо́льшим или меньшим изменениям и привнесениям со стороны длинного ряда поколений отдельных сказителей. Восстановление первоначального вида каждой Б. и ее дальнейшей эволюции может быть (и то относительно) сделано лишь на основании внимательного сравнения и сопоставления всех дошедших до нас вариантов Б. как старых, так и новых записей.

Этим объясняется, почему ученые фольклористы так дорожат каждой старой рукописью с былинным текстом и каждой новой записью Б. на один и тот же сюжет. Б. сюжетов насчитывается всего около 40, записей же Б. текстов сейчас накопилось свыше 1 500 номеров.

Древнейшей записью русских эпических песен является запись исторических песен, почти современная воспеваемым в них событиям, сделанная для англичанина Ричарда Джемса, жившего в России в 1619-1620. Собственно Б. текстов в рукописях XVII в. дошло до нас пять. Самым древним рукописным текстом является «Сказание о киевских богатырях, как ходили в Царьград и как побили цареградских богатырей и учинили себе честь» (в конце текста это «Сказание» названо «Богатырским словом»). Этот и им подобные рукописные тексты Б. XVII в. надо рассматривать вместе с другими рукописными Б. текстами XVIII и начала XIX вв.

От середины XVIII в. дошел до нас замечательный сборник былин, составленный казаком Киршей Даниловымдля уральского богача заводчика Демидова и заключавший в себе свыше 70 песен.

Открытие богатств русского Б. эпоса падает на 60-70-е гг. XIX в. В 1861-1867 вышли в свет «Песни, собранные П. Н. Рыбниковым» (224 номера Б.), а в 1872 - «Онежские Б.», записанные в 1871 А. Ф.Гильфердингом(318 номеров).

В течение 1862-1874 выходили выпуски посмертного труда «Песни, собранные П. В. Киреевским» (всего 11 тт.).

два сборника: Н. С. Тихонравоваи В. Ф.Миллера, Молодые тогда ученые собиратели совершили поездки за Б. в разные края этой обширной губернии; в результате наука обогатилась обстоятельными сборниками Б.: А. В.Маркова, «Беломорские Б.», М., 1901 (116 номеров); А. Д.Григорьева(всего 424 номера), «Архангельские Б. и исторические песни», т. I, М., 1904 и т. III, M., 1910 (том II не вышел) и Н. Е.Ончукова, «Печорские Б.», В Саратовском крае (М. и Б.Соколовыи другие - 24 номера), в Сибири (Тан-Богораз,Гуляеви др. - 27 номеров); довольно значительный Б. материал записан у казаков донских, терских, уральских, оренбургских (собранияЛистопадова,Арефина,Догадина,Железновых,Мякушина,Панкратьева,Карпинского- сведения обо всех этих записях объединены в ст. В. Ф. Миллера - «Казацкие эпические песни XVI и XVII веков» в его «Очерках народной словесности», т. III, М., 1924).

Классификация былин:

будут различаться былины богатырские от Б.-новелл, как их уже давно Вс. Миллер различал по содержанию. В былинах богатырских движение отличается центростремительностью к главному действующему лицу - богатырю. Развивается оно не всегда прямолинейно, а очень часто с внезапными сдвигами в противоположную сторону. Излюбленным приемом богатырской Б. является прием антитезы (Илья, вопреки предостерегающей надписи на распутье трех дорог, едет по ним и своими действиями опровергает эти предостережения; Добрыня не слушается наставлений матери и купается в Пучай реке и т. д.). Аналогично приему антитезы в развитии действия в богатырских былинах видим тот же прием контраста и в организации образа Б. героев. В начале Б. герой не дооценивается, даже опорачивается, враг кажется значительнее его, сильнее, затем все это 13 сразу опровергается дальнейшим, тем более финальным моментом богатырской Б.: богатырь один расправляется с многотысячной враждебной силой. Контрастно например обрисованы такие пары, как Илья и Идолище, Потаня и Кострюк, Добрыня и Змей и др. Для богатырской былины чрезвычайно характерны различные формы гиперболизации как внешнего вида былинных героев и их атрибутов, так и их действий, подвигов.

Б.-новеллы (Чурила и Катерина, Алеша и Добрыня, Хотен Блудович и др.), в отличие от богатырских Б., включают значительно больше элементов чисто драматического действия. Не малую роль в поэтике Б. играют различные формы диалога, причем в богатырской, воинской Б. диалог, или вообще прямая речь, менее употребительны, чем в Б. новеллистической, для к-рой диалогическая форма изложения в значительной мере является формальным признаком особого Б. жанра. Диалог выполняет существенную динамическую функцию в строении Б. - он в значительной мере двигает действие в Б.

Былины объединяются в циклы еще и:

По времени

По территории

По героям

Киевский и новгородский циклы

Билет 27. основные сюжеты русских былин. Новгородский и киевский циклы.

Сюжеты былин. Количество былинных сюжетов, несмотря на множество записанных вариантов одной и той же былины, весьма ограничено: их около 100. Выделяют былины, в основе которых сватовство или борьба героя за жену (Садко ,Михайло Потык ,Иван Годинович ,Дунай ,Козарин ,Соловей Будимирович и более поздние –Алеша Попович и Елена Петровична ,Хотен Блудович ); борьба с чудовищами (Добрыня и змей ,Алеша и Тугарин ,Илья и Идолище ,Илья и Соловей-разбойник ); борьба с иноземными захватчиками, в том числе: отражение татарских набегов (Ссора Ильи с Владимиром ,Илья и Калин ,Добрыня и Василий Каземирович ), войны с литовцами (Былина о наезде литовцев ).

Особняком стоят сатирические былины или былины-пародии (Дюк Степанович ,Состязание с Чурилой ).

Основные былинные герои. Представители русской «мифологической школы» делили героев былин на «старших» и «младших» богатырей. По их мнению, «старшие» (Святогор, Дунай, Волх, Потыка) являлись олицетворением стихийных сил, былины о них своеобразно отражали мифологические воззрения, бытовавшие в Древней Руси. «Младшие» богатыри (Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич) – обыкновенные смертные, герои новой исторической эпохи, а потому в минимальной степени наделены мифологическими чертами. (это можно доказать на примере Ильи Муромца и Святогора, так как тот наделен силой сразу такой прямо дикой силищей, а Муромец слаб пока не взял силы у святогора) Несмотря на то, что против подобной классификации впоследствии были выдвинуты серьезные возражения, подобное деление до сих пор встречается в научной литературе.

Образы богатырей – народный эталон мужества, справедливости, патриотизма и силы (недаром один из первых русских самолетов, обладавший исключительной по тем временам грузоподъемностью, был назван создателями «Илья Муромец»).

Былины делятся на:

    Киевские .

Эпический Киев – символ единства и государственной самостоятельности русской земли. Здесь, пр дворе князя Владимира, происходят события многих былин. Воинскую мощь Руси олицетворяют богатыри. Среди богатырских былин на первое место выдвигаются те, в которых действуют Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Эти основные защитники русской земли – выходцы их трех сословий: крестьянского, княжеского и поповского. Былины стремились представить Русь единой в борьбе с врагами.

Илья – крестьянский сын, родом из села Карачарова возле города Мурома. До тридцати лет он был болен – не владел ни руками, ни ногами. Нищие странники излечили Илью и одарили небывалой силой. Огромная сила Ильи должна принести пользу всей Руси, поэтому он устремился в Киев. По пути он совершил свои первые подвиги: разбил вражеские войска под Черниговом, освободил дорогу от соловья-разбойника.

После Ильи Муромца наиболее любим народом Добрыня Никитич. Это богатырь княжеского происхождения, он живет в Киеве. Главное дело его жизни – воинское служение Руси.

Богатырский подвиг Добрыни изображает былина «Добрыня и змей» - рассказ о том, как на Пучай-реке Добрыня одной шляпой отбился от змеи, отшиб у нее три хобота. Змея взмолилась и предложила заключить мир. Добрыня отпустил змея, но потом увидел, как тот схватил княжескую дочь и отправился ее выручать. В этот раз бой был долгим, но Добрыня одержал победу.