Что такое вариативный компонент. Положение о вариативной части типового учебного плана дошкольных организаций. Типового учебного плана дошкольных организаций

Вариативная часть рабочей программы воспитателя Кузнецовой Л.А. МБДОУ д/с №122 «Лучистый г.Брянска

Образовательные области, в которых реализуется вариативная часть

Виды деятельности дошкольников

Основные задачи,

реализуемые в вариативной части программы

Основной образовательный материал, предлагаемый в вариативной части программы

Второй уровень, на который выделяются средства в Болгарии, является муниципальной формулой для определения школьных бюджетов. Все школы, детские сады или службы, которые применяют делегированный бюджет, получают средства по формуле. Кроме того, они также получают целевые средства, которые не включены в формулу: стипендии, транспорт, учебники, спорт, здравоохранение, питание и многое другое.

Информация о финансировании школ в каждом муниципалитете должна быть доступна через Интернет в общественном достоянии. Учитывая автономию муниципалитетов, трудно судить о том, способствуют ли формулы достижению целей образования. После одобрения школьных бюджетов мэрами важно рассчитать фактическую стоимость ученика в каждой школе, разделив утвержденный школьный бюджет на число учеников, то есть включить все средства, которые получает школа, а не только единый стандарт калькуляции. Расчетное пособие должно анализироваться на национальном уровне и сравниваться - при аналогичных условиях, является ли содержание приблизительно одинаковым, и если есть существенная разница, из-за чего это связано?

Программно-методическое обеспечение вариативной части

Модели (блоки) образовательного деятельности, в которых реализуется вариативная часть

Социально-коммуникативное развитие

Игровая

Коммуникативная

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников, через приобщение детей к русской народной культуре. Ознакомление с историей русского народа, его обычаями, обрядами, одеждой, бытом, народными промыслами, народным календарём, музыкальным фольклором, играми.

Если они значительно отличаются, в чем причина? Существование значительной разницы в натуральном выражении порождает обоснованное предположение о том, что нарушается равный доступ к образованию. Возникает вопрос: почему директора обязаны делать издержки, которые не являются составной частью формулы, но являются неотъемлемой частью фонда заработной платы? Следует добавить, что согласно ст. 130 НПД, школа помогает повысить квалификацию учителей, но она не получит дополнительных средств по формуле. Существование двухстороннего обучения - анахронизм с многочисленными вредными последствиями для обучения.

Воспитание патриотизма, гордости за свою родину, любви к родной земле, родной природе, к своему народу.

Воспитание доброжелательности к окружающему миру, эмоциональной отзывчивости, чуткости к другому человеку, бережному отношению к окружающему миру.

Использование регионального компонента – истории Брянщины .

Это не практикуется в европейских странах, но в Болгарии много сторонников. Даже в проекте нового закона о школьном образовании нет никаких положений о его запрете. Практика показывает, что эти школы обеспечивают более высокую зарплату учителям из-за более низкой стоимости жизни здания ученика. В то же время уроки составляют 40 минут вместо 45 минут. В этой ситуации было бы логичнее снизить стоимость жизни и ввести финансовое принуждение, чтобы предпринять шаги для перехода к односторонней европейской организации учебного процесса.

Например, обязательный стандарт обучения для учителей, у которых есть 40-минутный час, должен быть выше, чем у тех, у кого есть 45-минутные часы. Понятно, что определенное количество учеников будет финансироваться за счет количества студентов, в которых школа не сможет работать. Муниципалитеты должны иметь желание проанализировать сеть школ и привести ее к элементарным требованиям экономической целесообразности. Отчаянные попытки по формуле поддержать школы с слишком небольшим количеством учеников наносят ущерб системе и не стимулируют качество образования.

Народная культура

Общение - игровые занятия, коммуникативные игры с детьми старшего дошкольного возраста

Программа

по развитию коммуникативных навыков у детей с ОНР старшего дошкольного возраста

Кружок «Маленький актер» в старшей группе. Воспитатель Синякова В.М.

О.Л. Князева, М.Д. Маханева

Л.М.Шипицына «Азбука общения», С.-Петербург, «Детство-пресс» 1998г.

Расходы на непредвиденные расходы, понесенные два года назад, являются экономически необоснованными, поскольку они различны для каждой школы, что не учитывается в рамках предлагаемой схемы. Оба уровня распределения должны иметь четкий ответ на вопрос о том, почему такие суммы указаны. По какому методу вычисляется. На основании того, какой анализ сделан и где он публикуется.

В приведенной ниже таблице показаны образцы компонентов в муниципальных формулах для распределения школ в Болгарии и Англии. Школы в Болгарии также получают дополнительные целевые средства для транспорта, учебники, спортивные состязания, организацию обучения на полный рабочий день, питание, стипендии, улучшение материальных ценностей, внеклассные мероприятия, самообучение и т.д. Которые не распространяются по формуле. В Англии есть только два дополнительных средства.

О.Л.Князева «Я-ты-мы», Москва, Мозаика-Синтез, 2005г.

К.Фопель «Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения», 1998

М.Б.Зацепина «Развитие ребенка в театрализованной деятельности» ТЦ Сфера, М.,2010 г.

Совместная деятельность взрослого и детей

(народные праздники, ярмарки);

Организация предметно-развивающей среды («русская изба», уголки русского быта, народные костюмы и др.)

Премия студента - правительственная инициатива, направленная на снижение неравенства в производительности между студентами из малообеспеченных слоев и богатыми родителями. Минимальная сумма - минимальный уровень финансирования малых школ, необходимый для функционирования школ в сельских районах.

Школы не знают, как распределить школьную премию, но они должны продемонстрировать, насколько эффективно они компенсировали различия. Это иллюстрация общего принципа в Англии. Компоненты в формуле отражают различия в случайности учащихся в разных школах, но они обязательно указывают, как распределять затраты. Школы могут выделять средства в наиболее подходящие районы в зависимости от их конкретных обстоятельств. Однако достижения и прогресс.

Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;

приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;

передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;

Ученики из неблагополучных семей; студенты, для которых забота возлагается на местные органы власти; студенты с предыдущими низкими баллами; студенты, которые говорят по-английски как второй язык. Отмечается, как в годовой таблице эффективности школы, так и в расписании школьной инспекции.

В нем подчеркивается то, что было сказано ранее: финансовые ресурсы делегируются директорам и опеке, а также ответственность за них. Систему Великобритании можно охарактеризовать следующим принципом субсидиарности, который гласит, что «решения должны приниматься наименьшим, самым низким или наиболее централизованным компетентным органом». Однако школы и, соответственно, директора и попечители, оцениваются очень строго с точки зрения их эффективности, т.е. качество образования и стандарты производительности.

формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира, природы.

Проект эколого-оздоровительной направленности «Здоровье своими руками»

Перспективный план по организации безопасности и жизнедеятельности

(мл., ср., ст д/в)

Парциальная программа «Безопасность». Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, Р. Б. Стеркиной. М.: Просвещение, 2007.. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей. ФГОС.

В отличие от министерства, муниципалитеты, по крайней мере, стремятся соответствовать критериям открытости и прозрачности - это может не понравиться некоторым людям, но оно все еще открыто и прозрачно. Однако отсутствие каких-либо систематических выходных данных позволяет значительно повысить надежность и достоверность.

Третий уровень распределения - это школьный бюджет. Несмотря на многочисленные требования к распределению средств, директор имеет относительную свободу в расходах. Основные принципы, которые должны соблюдаться, изложены в Законе о государственных финансах: всесторонность, подотчетность и подотчетность, адекватность, экономичность, эффективность, эффективность, прозрачность, устойчивость и законность.

Романова Е.А., Малюшкина А.Б. Занятия по правилам дорожного движения. -М.: ТЦ Сфера, 2008.

Степаненкова Э.Я., Филенко М.Ф. «Дошкольникам о правилах дорожного движения» Москва «Просвещение» 1978г

Шорыгина Т.А. Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет.- М.: ТЦ Сфера, 2008.

Шорыгина Т.А. Беседы о хорошем и плохом поведении.- М.: ТЦ Сфера, 2008

Бюджет школы должен содержать три основные части: расходы на оплату труда, содержание и инвестиции. Примерно такая же - структура бюджета школы в Англии. Школа является основной единицей общества. Вот цели, поставленные государством. Поэтому важно ответить на вопрос, может ли каждая школа нормально функционировать с ее определенным бюджетом. Должна быть методология для установления обратной связи, т.е. легко проверить, может ли школа сделать все обязательные расходы, а какая - оставшаяся. Остатки подобных школ в одном муниципалитете, рассчитанные на одного учащегося, должны быть сопоставимы.

Павлова, Сергеева, Захарова: Безопасность: знакомим дошкольников с источниками опасности

Взаимодействие с родителями;

Групповая совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Познавательное развитие

Речевое развитие

(исследования объектов окружающего мира и экспериментирование с ними)

В противном случае существует предпосылка для значительных диспропорций финансирования и, в частности, окладов учителей. Почему некоторые школы имеют 2% опыта работы в своих внутренних правилах, а другие не могут устанавливать более 1%? Школьные бюджеты также должны быть общедоступными и доступными для всех желающих. И нехорошо публиковать учеников из каждой школы, например, в высших учебных заведениях? Введение Закона о реформе образования и принципа субсидиарности в Англии побудило директоров и попечителей запрашивать сравнительную информацию для сравнения - особенно в отношении финансирования школ.

Конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал

Игровая (дидактические игры)

Коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками)

Формирование первичных экологических представлений;

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей

В ответ была представлена ​​последовательная финансовая отчетность. Школы уже регистрируют свои доходы и расходы, используя перья, как показано в приведенных ниже таблицах. Выручка и расходы регистрируются в этом формате и ежегодно представляются местным органам власти, где данные агрегируются для дошкольного, начального, среднего и школьного образования для учащихся с особыми потребностями и публикуются в разделе «Финансирование школ» муниципалитетов, где общественность может узнать их подробно.

Данные также ежегодно предоставляются Департаменту образования, в котором есть инструмент для сопоставления финансовых отчетов школ. Директора и попечители могут сравнить структуру затрат в своей школе с медианной для других подобных школ. С аналогичным местоположением - в Лондоне или за пределами Лондона; аналогичного размера - малый, средний или большой; с аналогичным уровнем социально слабых, средних или высоких. Этот инструмент используется только для бенчмаркинга.

Развитие интересов, любознательности, познавательной мотивации;

Формирование познавательных действий, становление сознания;

Развитие воображения и творческой активности;

Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве,

Другой тип сравнительной информации, которая существует в Англии, касается предоставления учителям - безусловно, самого значительного элемента в стоимости каждой школы. Количество студентов; количество учителей; соотношение студентов - преподавателей; количество часов обучения - мера того времени, когда учителя фактически учат в классе; среднее число студентов в группе. Аналогичный учет и реклама школьных расходов в Болгарии. Только путем регулярного сбора, анализа и публикации структуры доходов и расходов и внедрения их в цикл обратной связи можно повысить надежность и обоснованность формул финансирования.

представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей,

об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира

проект "Брянская земля - родная старина" воспитатель Якушкина Н.П.

проект Лекарственные растения

Брянского края воспитатель Горбачева Н.А.

Выводы. Углубленный анализ и статистические показатели, на которых основаны финансовые параметры, искажают систему финансирования среднего образования. Финансовый инструмент не способствует повышению качества образования. Увеличение числа групп муниципалитетов и других косметических изменений показывает, что лицо, ответственное за эту финансовую структуру, учитывает несовершенство принципа распределения. Нет никакой активности, которая не требует углубленного анализа на всех уровнях. Этот анализ должен быть общедоступным и принят консенсусом.

Кружок «Юный исследователь» в младшей группе

Воспитатель: Коновалова С.И.

Кружок «Город мастеров» в подготовительной группе. Воспитатель Шевченко Е.Ф.

Перспективное планирование

по нравственно-патриотическому воспитанию

в совместной деятельности (в младшей, средней, старшей, подг.группах)

разработала воспитатель: Якушкина Н.П.

Если принятые для анализа метрики неправильно выбраны, они также могут вызвать серьезные искажения. Система должна иметь экономическое обоснование и приверженность динамичным финансовым инструментам, действующим в Болгарии и используемым в других сферах. До сих пор нет четких правил, что делегируется директорам, а что нет, и кем несут расходы, не подлежащие вычету. Отсутствие тарифов на образовательные и административные услуги также обременяет бюджеты школ.

Страх закрытия и реструктуризации экономически неэффективных и неадекватно существующих школ не был преодолен. Разве это не одна из целей введения делегированных бюджетов? Независимо от того, является ли финансирование школ в Болгарии открытым и прозрачным процессом, это вопрос, когда система не отвечает, поскольку она не соответствует критериям открытости и прозрачности на национальном уровне; но на местном уровне - в значительной степени соответствует этому критерию. Что касается надежности и достоверности системы, заявление должно оставаться открытым или неуместным.

Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. -М.: Мозаика-Синтез, 2008-2010.

Костюченко М.П. Окружающий мир: интегрированные занятия с детьми 4-7 лет. –Волгоград: Учитель, 2012г.

Куцакова Л. В. Занятия по конструированию из строительного материала в старшей группе детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2006-2010.

Куцакова Л. В. Занятия по конструированию из строительного материала в подготовительной к школе группе детского сада. - М.; Мозаика-Синтез, 2010.

О.В.Дыбина «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты» М.,ТЦ «Сфера», 2005

Взаимодействие с родителями;

Групповая совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

(в дневное время)

(в вечернее и дневное время, в НОД)

Коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками)

Игровая (включая сюжетно-ролевую игру, дидактические игры и другие виды игры)

задачи речевого развития ребенка для каждого возрастного

периода.

Младший возраст

освоение разговорной речи. Главная задача предполагает

воспитание умений: понимать обращенную речь с опорой и без опоры на

наглядность, вступать в контакт с окружающими, выражать свои мысли,

чувства, впечатления, используя речевые средства.

Средний возраст

развитие инициативности и самостоятельности речевой

активности ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками, обучение

детей формам монолога.

Старший возраст

работа над нарастанием контекстности детской речи:

развитие творческой речевой деятельности ребенка и выразительности его речи;

развитие индивидуальных способностей; воспитание интереса к речи как

особому объекту познания.

- «Общение» -

игровые занятия, коммуникативные игры с детьми старшего дошкольного возраста

Проект по развитию коммуникативной и личностной зрелости старших дошкольников «Хочу в школу».

(краткосрочный)

составители: Титова О.Г., Борисова О.В.

Кружковая работа-Цикл занятий по обучению грамоте (подготовительная гр.) – 2 раза в неделю

Ушакова О.С.

Программа развития речи дошкольников. ФГОС ДО,

Серия: Развиваем речь

Издательство: Сфера

Год издания: 2015

О. С. Ушакова

Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет

Год издания: 2009

Издательство: Сфера

О. С. Ушакова,

Е. М. Струнина

Развитие речи детей 5-6 лет. Дидактические материалы

Год издания: 2010

Издательство:

Вентана-Граф

Ушакова О.С.

Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. Методическое пособие. Гриф МО РФ

Серия: Развиваем речь

Издательство: Сфера

Год издания: 2016

Ушакова О.С.

Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников. Книга для воспитателей детского сада и родителей

Серия: Развиваем речь

Издательство: Сфера

Год издания: 2016

Ушакова О.С

Рабочая тетрадь по развитию речи для детей 3-4 лет

Рабочая тетрадь по развитию речи для детей 4 -5 лет

Рабочая тетрадь по развитию речи для детей 5-6 лет

Серия: Развиваем речь

Издательство: Сфера

Год издания: 2016

Ушакова О.С

Развитие речи в картинках. Занятия детей (дети)

Серия: Познавательные плакаты

Издательство: Сфера

Год издания: 2015

Ушакова О. С, Струнина Е. М.

Развитие речи детей 6-7 лет. Дидактические материалы. ФГОС Издательство: Вентана-Граф, 2015 г.

Л.Е.Журова «Обучение дошкольников грамоте»

Непосредственно-образовательная деятельность (по подгруппам);

Образовательная деятельность в режимных моментах

Индивидуальные занятия с логопедом

Восприятие художественной литературы и фольклора

Коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками)

Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;

развитие литературной речи;

приобщение к словесному искусству (устное народное творчество: сказки, былины, поэзия, фольклор),

в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса

Непосредственно-образовательная деятельность по народной культуре (2 мл, ср, ст. подг.гр 1раз в неделю);

Банк аудиозаписей русских-народных сказок, произведений русских писателей

Календарный план проведения Дня Именинника (с театрализованными представлениями) –

1 р./3 мес. в сред.гр.

О.Л. Князева,

М.Д. Маханева

Приобщение детей к истокам русской народной культуры «Детство - Пресс».

Библиотека русского фольклора, Россия, 1992,

Жигунов А. «Русские народные пословицы и поговорки», 1986

Костанян Н. Русская народная словесность – М. Просвещение, 1994

Пигилова Т. Народная культура. Хрестоматия М., 1993

Русские-народные сказки, русская классическая литература.

Непосредственно-образовательная деятельность;

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

(в вечернее и дневное время)

Образовательная деятельность в режимных моментах;

(перед сном, перед обедом)

Совместная деятельность взрослого и детей;

Взаимодействие с родителями

Художественно-эстетическое развитие

Изобразительная (рисование, лепка, аппликация)

Игровая (включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры)

Коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками)

Познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирование)

Музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах)

1.Развитие эстетического восприятия художественных образов (в произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов.

2. Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.

3. Ознакомление с универсальным «языком» искусства - средствами художественно-образной выразительности.

4. Амплификация (обогащение) индивидуального художественно-эстетического опыта (эстетической апперцепции): «осмысленное чтение» - распредмечивание и опредмечивание художественно-эстетических объектов с помощью воображения и эмпатии (носителем и выразителем эстетического выступает цельный художественный образ как универсальная категория); интерпретация художественного образа и содержания, заключённого в художественную форму.

5.Развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности.

6. Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии.

7. Создание условий для многоаспектной и увлекательной активности детей в художественно-эстетическом освоении окружающего мира.

8. Формирование эстетической картины мира и основных элементов «Я-концепции- творца».Развитие музыкально-художественной деятельности;

приобщение к народному музыкальному искусству (хороводные игры, игра на русских музыкальных инструментах, частушки, колыбельные, русские-народные песни)

Рабочая программа

«Цветные ладошки: Нетрадиционные техники рисования!»-

Воспитатель: Протасова Л.А.

Кружок «Пластилиновые чудеса» в подготовительной логопедической группе. Воспитатель: Алексютина А.И.

Кружок «Волшебная кисточка» в старшей логопедической группе. Воспитатель Протасова Л.А.

Музыка и народная культура (интегрированное)-

2 мл., ст, подг.гр.- 1р/нед)

План работы кружка «Горенка» для детей среднего и старшего возраста (ср.,ст.,подг.гр – 1р/нед)

Народная культура

2 мл., ср., ст. ,подг. группы – 1р/нед.;

Кружок «Соловушки» в средней группе.музыкальный руководитель: Азаркина Е.А. 2 раза в неделю в старшей гр.

Лыкова И. А.

Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет.; - М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007.-

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст - М.: Карапуз, 2009.

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду:младшая группа: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации -

М.: Карапуз, 2009.

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. Планирование конспекты, методические рекомендации -

М.: Карапуз, 2009.

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа. Планирование конспекты, методические рекомендации -

М.: Карапуз, 2009.

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа.

Планирование конспекты, методические рекомендации -

М.: Карапуз, 2009.

О.Л. Князева,

М.Д. Маханева

Приобщение детей к истокам русской народной культуры «Детство - Пресс».

Доронова Т. «Играем в театр.», М., Пр.,2004

Маханёва М.Д. «Театрализованные занятия в детском саду», Сб.,2004г

Котова И. «Русские обряды.Народная кукла» СПб,2003г.

Т.М.Орлова «Учите детей петь» М., 2001г

Непосредственно-образовательная деятельность;

Подгрупповая совместная деятельность детей и взрослых;

Взаимодействие с родителями

Непосредственно организованная деятельность;

Образовательная деятельность осуществляемая в ходе режимных моментов;

Самостоятельная деятельность;

Взаимодействие с родителями

Блоки:

1.Хороводы, инсценировки русских песен (ср., ст.гр.)

2.Весёлые инструменты (ст, подг гр.)

3.Вышивка (подг.гр.)

Непосредственно-образовательная деятельность;

Воспитывать у детей слуховую сосредоточенность и эмоциональную отзывчивость на музыку.

Организовать детское экспериментирование с немузыкальными (шумовыми, природными) и музыкальными звуками и исследование качеств музыкального звука: высоты, длительности, динамики, тембра.

Активизировать слуховую

восприимчивость младших дошкольников. Задачи в области музыкального исполнительства – импровизации – творчества:

Развивать двигательно-активные виды музыкальной деятельности – музыкально- ритмические движения и игры на шумовых музыкальных инструментах.

Развивать координацию движений и мелкой моторики при обучении приемам игры на инструментах.

Формировать у детей вокальные певческие умения в процессе подпевания взрослому.

Физическое развитие

Двигательная (овладение основными движениями)

Игровая (включая игру с правилами и другие виды игры)

Коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками)

Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);

накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение

спортивными народными играми, требующие силы, ловкости, смекалки.)

формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Программа «Ребёнок и взрослый» ,

2 младшая группа (1раз в квартал);

Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия в детском саду. Старшая группа. - М.: Мозаика-Синтез, 2010.

Степаненкова Э. Я. Методика физического воспитания. - М., 2005.

Степаненкова Э. Я. Методика проведения подвижных игр. - М.: Мозаика-Синтез, 2008-2010.

Степаненкова Э. Я. Физическое воспитание в детском саду, -М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

В.Пономарев Народные игры, забавы, Киров, 1991

1ч. – беседа-размышление

(тематические занятия по мотивам русских народных сказок)

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

воспитание культурно-гигиенических навыков;

формирование начальных представлений о ЗОЖ.

Кружок по коррекции осанки и плоскостопия - инструктор по физической культуре Сергеева Е.В. (5-6 лет) – 1 раз в неделю

Кружок по работе с частоболеющими детьми «Неболейка» - инструктор по физической культуре Сергеева Е.В.(5-6 лет)

1 раз в неделю

Планы закаливающих и оздоровительных мероприятий в ДОУ;

Комплексы гимнастик:

*гимнастика после сна,

*утренняя гимнастика.

(на всех группах)

В.В.Ветрова «Уроки психологического здоровья» методическое пособие по развитию дошкольника,

- «Растим здоровое будущее» (научно-практический сборник инновационного опыта по программе «Здоровье с детства»,

О.Литвинова «Система физического воспитания в ДОУ» (методические материалы),2007

Е.Севастьянова «Дружная семейка», 2003г

Т.Гордон «Тренинг родительской эффективности» 2004г.;

А.Галанов «Игры, которые лечат», 2000г.

Подгрупповая совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

(в вечернее и дневное время)

Групповая, подгрупповая совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

(в вечернее и дневное время)

Индивидуальная совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей;

Образовательная деятельность в режимных моментах;

Организация развивающей среды.

Взаимодействие с родителями:

1ч. – информационно-просвятительская

2ч. – практическая, совместно с родителями и детьми

Индивидуальная совместная деятельность взрослого и детей

Я вас приветствую, уважаемые читатели и друзья моей педагогической странички. Автор – Татьяна Сухих приглашает всех на мои посиделки. Хотя я так игриво начала статью, но тему выбрала непростую: вариативная часть программы дошкольного учреждения. Уже была опубликована мной парочка статей об образовательных программах, но сегодня хочу расширить свои и ваши знания в этом вопросе.

Для тех, кому интересно, замечу, что образовательные программы каждый детский сад составляет индивидуально, но в соответствии с примерной программой, утвержденной нашим профильным Министерством. Существует несколько программ, на основе которых ДОУ пишут свои программы. И вот, исходя из этого, программа для детских садов включает в себя обязательные и вариативные блоки.

При этом обязательные блоки должны занимать больший объем, нежели вариативные. Итак, мы берем примерную программу, например, стандартная «Радуга», «От рождения до школы» и дописываем вариативную часть к каждому основному разделу. Как дополнение к основным программам можно использовать, к примеру, «ТРИЗ» или другие авторские программы.

Кстати, тем, кто интересуется программой «Теория решения изобретательных задач (ТРИЗ)», советую отличные книги:

  • «Занятия по ТРИЗ в детском саду » – это пособие для воспитателей и родителей, которые хотят сделать акцент на интеллектуальном развитии и расширении творческого воображения у детей;
  • «Формирование целостной картины мира у детей. Занятия с применением технологии ТРИЗ» – методичка для воспитателей второй младшей группы. Эту методичку вы можете приобрести в магазине «УЧМаг» или такую же предлагает «OZON.ru» ;
  • «Познаем мир и фантазируем с кругами Луллия» – это книга тоже из серии «Технологии ТРИЗ».

Но вернемся к программам. Обязательная часть – это то, что должно в обязательном порядке быть реализовано в любом дошкольном учреждении. Она предусматривает реализацию основных образовательных и развивающих задач для подготовки ребенка к школе через совместную деятельность взрослых и деток, самостоятельную работу малышей, а также посредством создания трехуровневого сотрудничества: детский сад – ребенок – семья.

Еще проще скажу: берется готовая рабочая программа, которую выбирает ваш садик, создается экспертный совет из заведующей, методиста, авторитетных воспитателей, и эта рабочая программа адаптируется под конкретный детский сад.

Далее по общей программе для вашего садика вы пишете свою программу для вашей возрастной группы. И вот именно вариативная часть – это то, что пишет сам воспитатель. Ее еще называют региональный компонент, так, примите к сведению…

Что нужно знать, чтобы написать вариативную часть образовательной программы?

Как ее написать – в этом главная сложность. Здесь нужно помнить, что вариативная часть программы должна учитывать образовательные, культурные, социальные потребности детей, их интересы, особенности развития и здоровья. То есть, мы подгоняем примерную программу, разработанную для всех детей, под конкретно наш садик или группу.



Важно учитывать культурные особенности, возможно, религиозные. Кроме того, не забываем о парциальных программах и ищем такие формы работы с детками, которые наиболее подходят именно этим конкретным детям.

Итак, до того как приступить к написанию вариативной части образовательной программы строго по ФГОС, нужно провести такую работу:

  • Изучить учебные, мотивационные потребности деток путем обработки результатов диагностик, проведенных на протяжении предыдущего года;
  • Провести анкетирование родителей на предмет их желаний и стремлений в вопросе дошкольного образования. Возможно, родители хотят, чтобы дети глубже изучили музыкальный фольклор вашего края или освоили какие-то другие навыки или знания, о которых вы бы сами и не подумали. Что-то по трудовому обучению, тоже может быть;
  • Определить реальные возможности реализации этапов программы в конкретных социокультурных условиях вашего края. Даже климатические условия региона нужно учесть;
  • Затем изучаем программы, из списка утвержденных Министерством, и смотрим, какие из них подойдут для конкретных образовательных потребностей;
  • Решаем, какие формы работы подойдут под конкретную программу. Это должно быть идеальное сочетание формы и содержания, как в литературе;
  • Рассчитываем планируемые результаты освоения детьми всех этапов программы, то есть, заранее определяем, чему дети научатся в конце года благодаря именно этой программе и этим формам работы;
  • Проводится презентация программы для родителей и с учетом их мнения, и на основании результатов предварительно проделанной работы пишем вариативную часть.

Итого, основные принципы формирования индивидуальной составляющей образовательной программы я вам перечислила. Немного сумбурно, мне кажется. Но я – автор, я так вижу

Структура вариативной части программы

Технологии сочетания основной и вариативной части просты: отдельными разделами прописываем региональный компонент.

Так, к каждому разделу рабочей программы или там, где это уместно, дописываем раздел, где делаем анализ организации образовательного процесса в конкретном ДОУ или группе. Описываем особенности развития, здоровья детей, объясняем выбор форм и методик работы с детками. Указываем приоритетное направление работы садика (группы), каким образом мы реализуем поставленные задачи.



Помним, что соотношение вариативной и основной части колеблется в пределах 80-20, 60-40%, где большая часть отведена под основную программу. Самое главное – чтобы региональный компонент не противоречил принципам основной части и соответствовал ФГОСу.

В принципе, не запрещено какой-то блок основной программы полностью переписать под конкретный садик, особенно, если он компенсирующего вида. Можно заменить какой-то смысловой блок авторской или парциальной программой.

Рабочие программы настолько проработаны группами именитых авторов, что мало кто из руководителей детских садов решается еще что-то выдумывать. Дописываем в основном «личные» данные о своем садике или группе и прописываем методы и методики реализации программы.

Ну, как-то так… Если будут вопросы, прошу не стесняться и задавать. Обратная связь – это так важно! А пока мысль уже закончена по этой теме, буду прощаться. Буду рада новым подписчикам и расширению круга моих читателей в соцсетях!

С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!