Физическое развитие в детском саду по фгос. Фгос до "физическое развитие". здоровый образ жизни в детстве– залог здоровья на всю жизнь! Принцип сохранения здоровья

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 180»

«Физическое развитие дошкольников в контексте ФГОС»

консультация для молодых педагогов ДОУ

Подготовила

Инструктор

по физической культуре

Саранцева Л.А.

2016 г .

Основной особенностью маленького ребенка. Затем он представляет набор фотографий, сделанных с разных позиций вокруг макета. Лаура Берк предлагает общую позицию по выводам Пиаже: Исследования показывают, что Пиаже недооценивал навыки детей и дошкольников. Когда ребенок получает задание с меньшей степенью сложности, его понимание кажется ближе к старшим детям и взрослым, чем предполагал Пиаже. Далее она заявляет: «Этот вывод заставил многих исследователей сделать вывод о том, что зрелость мышления ребенка может зависеть от его знакомого с представленной задачей и сложности выборки знаний».

Важнейшим этапом в формировании здоровья ребенка, развития у него физических навыков и умений является дошкольное детство. Федеральные Государственные Образовательные Стандарты нацеливают содержание образовательной области «Физическое развитие» на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих задач:
- развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
- накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
- формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Второй аспект взаимосвязи между теорией и наблюдением связан с тем, что ваши наблюдения могут помочь вам лучше понять теории, которые вы изучаете. Существует связь между тем, что вы изучаете в книгах, например, и опытом наблюдения. С одной стороны, участие с настоящими детьми может помочь вам понять, что вы читаете и слышали о них; с другой стороны, то, что вы узнаете о детях и их развитии, будет влиять на то, что вы видите, когда выполняете упражнения наблюдения. Например, то, что вы обычно знаете о развитии языка, будет влиять на то, что вы изучаете и понимаете в развитии языка конкретного ребенка.

Охрана жизни и укрепление здоровья дошкольников остается приоритетным направлением в работе нашего дошкольного учреждения. За многие годы коллективом ДОУ выбран определенный алгоритм развития двигательной активности, который способен решать задачи обозначенные ФГОС ДО.

Организованная образовательная деятельность по физическому развитию является основной формой физического воспитания дошкольников, обязательной для всех детей, проводимой круглый год, по три занятия в каждой возрастной группе. При планировании ООД необходимо учитывать не только возрастные и индивидуальные возможности, но и уровень двигательной активности каждого ребенка.

Характер вашего понимания и объяснение того, что вы видите, будет зависеть от ваших знаний, ваших навыков наблюдения и теоретических и личных перспектив, с которых вы видите рост, развитие и даже людей в целом. Это справедливо и в других областях, помимо образования в раннем детстве.

Например, очень вероятно, что фрейдист-терапевт воспринимает проблему клиента как вовлечение психического конфликта, тогда как поведенческий терапевт. Пиаже рассказывает об этой задаче в своей книге «Строительство реального в ребенке», однако, не называет его. В португальских текстах ссылки на эту задачу обычно делаются с помощью выражений «горный эксперимент» или «горная задача». 5 Хотя автор выражает себя в абсолютном выражении, важно релятивизировать это утверждение, поскольку не все исследователи согласны с этой точкой зрения на теорию Пиаже.

Утренняя гимнастика является одним из важных компонентов двигательного режима .
Утренняя гимнастика проводится ежедневно до завтрака в течение 6-10 мин. на воздухе (при благоприятных климатических условиях) или в помещении. Существуют разные типы и варианты утренней гимнастики. Например:
- комплекс музыкально-ритмических упражнений;

Приложения: Учебник для курсов, которые работают с развитием детей, особенно психологии, педагогики, языковой патологии, профессиональной терапии, медицины, психопедагогики, психомоторности. Также указывается для курсов подготовки учителей в области дошкольного образования и начального образования, для дисциплин наблюдения и анализа поведения детей, наблюдения за развитием класса, развития детей и поведенческих наблюдений.

Эта книга сочетает теоретические и практические аспекты наблюдения и регистрации поведения детей от рождения до восьми лет. Он начинается с обсуждения основного смысла наблюдения и почему он так важен для человеческого развития, а также интерпретирует его, реализует результаты и оценивает. Он анализирует преимущества и недостатки различных методов записи и то, как культура влияет на процесс наблюдения. В нем проводятся упражнения по наблюдению, которые позволяют учащимся проверять свои навыки на протяжении всего исследования.

Утренняя гимнастика игрового характера;

Утренняя гимнастика в форме оздоровительной пробежки;

Комплекс упражнений с тренажерами простейшего типа;

Преодоление полосы препятствий

Комплекс утренней гимнастики повторяется в течение двух недель.


Физкультминутка является обязательной частью ООД. Любая организованная образовательная деятельность, не связанная с движением, является тяжелой нагрузкой на организм дошкольников, так как для них характерна неустойчивость нервных процессов. Они быстро утомляются, снижается устойчивость внимания, у детей теряется интерес к деятельности, что, конечно, отрицательно влияет на ее эффективность. В тот момент, когда у детей появляются первые признаки переутомления воспитателю целесообразно провести физкультминутку. Это общеразвивающие упражнения - упражнения для рук, наклоны, приседания, прыжки, подскоки, ходьба, с текстовым сопровождением, или танцевальные, импровизационные движения с музыкальным сопровождением.

Кроме того, в нем представлены следующие темы: этапы развития ребенка; видеть и наблюдать; почему один ребенок отличается от другого; самосознание и его влияние на наблюдение; наиболее распространенные методы, используемые для записи и документирования того, что наблюдается; использование того, что было замечено и зарегистрировано, и может помочь в развитии развития ребенка; использование документации и оценки в классе для отчетности и отчетности; информация о том, как управлять материалом, собранным на каждого ребенка; этика в сборе информации от ребенка.

Двигательная разминка или динамическая пауза проводится во время большого перерыва между занятиями. Обычно она состоит из 3-4 общеразвивающих упражнений, или же произвольных движений детей с использованием разнообразных физкультурных пособий. Продолжительность разминки не более 10 мин: 6-8 мин. для активного движения и 1-2 мин. для упражнений на расслабление.

Подвижные игры и физические упражнения на прогулке.

Прогулка - это один из важнейших режимных моментов, во время которого дети могут достаточно полно реализовать свои двигательные потребности. Здесь наиболее ярко проявляются особенности двигательной активности детей.

Очень важно, чтобы двигательная активность детей на прогулке регулировалась воспитателем, а каждый ребенок находился в его поле зрения.

Основными задачами, решаемыми в процессе ежедневного проведения подвижных игр и физических упражнений на прогулке, являются:

    дальнейшее расширение двигательного опыта детей, обогащение его новыми, более сложными движениями;

    совершенствование имеющихся у детей навыков в основных движениях путем применения их в изменяющихся игровых ситуациях;

    развитие двигательных качеств: ловкости, быстроты, выносливости;

    воспитание самостоятельности, активности, положительных взаимоотношений со сверстниками.

Наиболее успешное решение этих задач может быть достигнуто путем использования игр и физических упражнений, соответствующих возросшим двигательным возможностям детей, а также требующих от них определенного физического и умственного напряжения и более высоких морально-волевых качеств.

Подвижные игры.

В старших возрастных группах на прогулке должны планироваться подвижные игры и игровые упражнения разной степени интенсивности. Так, в течение месяца может быть проведено более 20 подвижных игр, при этом разучено 3-4 новые игры. Каждая новая подвижная игра повторяется в течение месяца 4-5 раз, в зависимости от ее сложности, что позволяет детям хорошо усвоить правила игры, а также сохранить интерес к ней.

Значительное место отводится играм спортивного и соревновательного характера, играм-эстафетам, в которые рекомендуется вводить хорошо знакомые детям движения. Для поддержания интереса детей к подвижным играм целесообразно усложнять их содержание, правила и задания.

В ряде игр от детей требуется проявление выдержки, волевых усилий и вместе с тем быстроты и ловкости движений. В старших возрастных группах все большее место начинают занимать игры с правилами, в которых результат зависит от четкого выполнения правил, а также от взаимодействия играющих. Рекомендуются игры, где дети делятся на команды (по 6-8 человек). Это несложные игры-эстафеты, в них дети учатся заботиться не только о своих личных результатах, но и о результатах всей команды, проявлять взаимопомощь, дружеские и доброжелательные отношения друг к другу.

Во время проведения подвижных игр нужно создавать радостную и непринужденную обстановку, чтобы достичь большей заинтересованности и желания детей принимать в них участие. Этому может помочь, например, подбор интересного сюжета игры.

Упражнения в основных видах движений.

Кроме подвижных игр, на прогулке необходимо широко использовать разнообразные упражнения в основных видах движений.

Бег и ходьба.

Эффективным средством повышения двигательной активности и воспитания выносливости являются пробежки с разной скоростью в чередовании с ходьбой. Можно предложить детям медленный бег по пересеченной местности на 300-400 метров, быстрый бег на 10 метров с ходу (2-4 раза с перерывами), бег со средней скоростью на 100-200 метров. Детям объясняются преимущества умения бегать со средней и низкой скоростью (можно пробежать большое расстояние, можно бежать долго и не устать), показывается на конкретном примере, что тот, кто бежал слишком быстро, не смог добежать до места назначения.

Кроме того, используется бег трусцой (пробежки с запрещением обгона ведущего). На начальном этапе обучения бегу трусцой детям предлагается быстрая ходьба, постепенно переходящая в бег.

В старшей и подготовительной группах целесообразно использовать бег с препятствиями, например, бег с перешагиванием через 5-6 реек, бег из круга в круг, бег широким шагом с наступанием на бревно и т.д. Необходимо широко использовать разнообразные упражнения в условиях естественной местности (в бегание на горку, сбегание с нее, пробегание по поваленному дереву и спрыгивание с него и т.д.).

Упражнения в беге следует организовывать так, чтобы создавалась передышка между пробежками. Воспитатель должен постепенно увеличивать физическую нагрузку, контролируя ее в соответствии с индивидуальными особенностями детей.

Прыжки.

На прогулке значительное место следует отводить упражнениям в разных видах прыжков, так как они являются также действенным средством для повышения двигательной активности детей и воспитания у них скоростно-силовых качеств и выносливости. На площадке должны быть созданы все необходимые условия для использования разных видов прыжков. Детям старшего дошкольного возраста можно предлагать:

    серии прыжков на двух ногах на месте с постепенным увеличением их количества от 25 до 40 прыжков с повторами 2-4 раза и с изменением положений ног (ноги скрестно - ноги врозь, одна нога вперед - другая назад, попеременно на правой и левой ноге, с поворотом и т.д.);

    многообразные прыжковые упражнения - спрыгивание с пенька в обруч, запрыгивание на невысокие препятствия (скамейку, санки, снежный холм), перепрыгивание через предметы;

    прыжки в длину с места и с разбега;

    прыжки в высоту с разбега;

    прыжки через короткую скакалку разными способами;

    прыжки через длинную скакалку (неподвижную, качающуюся, вращающуюся).

Метание, бросание и ловля мяча.

Наряду с упражнениями в беге и прыжках должны широко использоваться упражнения в метании, бросании и ловле мяча, с целью подготовки детей к спортивным играм (баскетбол, бадминтон, теннис). В содержание прогулки могут быть включены различные действия с мячом (резиновым и теннисным): прокатывание по земле, узкой дорожке, подбрасывание мяча вверх и ловля его, отбивание и ведение мяча, удары о стенку, закатывание мяча в обруч с помощью дощечки, перебрасывание мячей друг другу из разных исходных положений, метание в цель и на дальность. В подготовительной к школе группе детям на прогулке дается большее количество упражнений в бросании и ловле мяча (более 60 упражнений в течение года), так как в этот период идет интенсивная подготовка к овладению элементами игры в баскетбол.

Упражнения на полосе препятствий.

С целью закрепления навыков в основных видах движений, развития ловкости и поддержания интереса детям предлагается ряд упражнений (в определенной последовательности и с постепенным усложнением) на полосе препятствий. На ней могут располагаться разнообразные физкультурные пособия: гимнастические скамейки, бревна, дуги, наклонные бумы, щиты для метания, стойки с веревочкой и др. Выполнение упражнений на полосе препятствий не должно вызывать особых затруднений у детей, так как они предварительно осваивают их на физкультурных занятиях. При организации упражнений на полосе препятствий важно учитывать уровень ДА дошкольников. Детям с высоким и средним уровнями ДА предлагается более высокая физическая нагрузка по сравнению с малоподвижными детьми. Продолжительность упражнений на полосе препятствий для этих детей должна составлять не более 10 минут.

Спортивные упражнения.

Во время пребывания детей на групповом участке или на спортивной площадке следует отводить значительное место спортивным упражнениям. Спортивные упражнения способствуют формированию разнообразных двигательных навыков и качеств. Они планируются по-разному в зависимости от времени года: зимой - это катание на санках, скольжение по ледяным дорожкам, ходьба на лыжах; весной и летом - езда на велосипеде и катание на самокате.

Зарядка после дневного сна позволяет поднять активность детей, улучшить эмоциональный настрой, провести активную профилактику нарушений осанки и плоскостопия. Она имеет вариативный характер, и разную степень продолжительности от 7-15 минут. После проведения 3-4 общеразвивающих упражнений лёжа в постели (на спине, на боку, на животе) ежедневно осуществляются пробежки по массажным дорожкам (дорожки здоровья).

Самостоятельная двигательная деятельность детей организуется взрослым в разное время дня: утром до завтрака, в перерыве между занятиями, в свободное время после дневного сна, во время прогулки. При планировании самостоятельной двигательной деятельности важно позаботиться о создании физкультурно-игровой среды: выделить достаточное для активного движения пространство, иметь достаточно разнообразные физкультурные пособия (для создания разнородности и новизны физкультурно-игровой среды, чередования активной и спокойной деятельности детей).

Музыкально-ритмическая деятельность так же благотворно влияет на физическое развитие детей: происходит общее укрепление здоровья: развитие и рост опорно-двигательного аппарата; развитие органов дыхания, кровообращения, сердечно - сосудистой и нервной систем организма; формируется правильная осанка, повышается работоспособность, жизненный тонус организма, совершенствуется развитие координации движений.

Она тесно связана с физической культурой, из которой выбираются основные движения: ходьба, бег, прыжки, которые преобладают в играх, хороводах, плясках. Используются также гимнастические упражнения для верхнего плечевого пояса, ног, корпуса. Эти движения с включением различных предметов (мячи, обручи, флажки, ленты и т.д.) и без них разучиваются с детьми среднего и старшего возраста. Применяются некоторые перестроения (ходьба шеренгами, в круге, парами и т.д.), необходимые для хороводов, танцев. Они хорошо организуют детский коллектив, облегчают проведение игр, хороводов.

Психогимнастика показана как детям с нарушениями характера, так и детям с нормой развития с целью психофизической разрядки. Она может использоваться воспитателями в повседневной работе с детьми, не требует специальной подготовки, при проведении психогимнастики не используются атрибуты. Элементы психогимнастики В ДОУ применяются при проведении ООД (помогают создать на занятиях положительный эмоциональный настрой, устранить замкнутость и снять усталость) , на коррекционн ых занятиях с логопедом и психологом, в ходе свободной деятельности детей, или как специальные занятия (этюды, упражнения, игры) направления на развитие и коррекцию познавательной и эмоциональной сферы психики человека,

Пальчиковая гимнастика.

Пальчиковая гимнастика помогает развивать у ребёнка мелкую моторику, координацию движений и внимание, активизировать речевые навыки, память и мышление.

Массаж и самомассаж.

Массаж – система приёмов дозированного механического воздействия на кожу и подлежащие ткани тела человека. В массируемом участке тела усиливается циркуляция крови, лимфы, тканевой жидкости.

Самомассаж – способ саморегуляции организма, один из приёмов регулирования кровотока. Детей учат выполнять поглаживающие, разминающие, постукивающие, похлопывающие движения в направлении кровотока – от периферии к центру

Миогимнастика.

Это упражнения для мышц лица. Состоит из 3-4 упражнений. Повторяется по 3-4 раза. Рекомендуются комплексы, составленные А. А. Уманской, М. Ю. Картушиной

Гимнастика для глаз.

Упражнения для глаз заключаются в основном в фиксации зрения на различных точках, движении взгляда по тренажёрам В. Базарного и некоторых движениях глазными яблоками и веками (по методу йогов). Эти упражнения способствуют восстановлению нормального зрения независимо от характера имеющихся нарушений (близорукости или дальнозоркости)

Дыхательная гимнастика.

Дыхательная гимнастика способствует нормализации дыхания, укрепляет дыхательную мускулатуру, предупреждает застойные явления в лёгких, удаляет мокроту. Статические дыхательные упражнения выполняются без движения конечностей и туловища. Динамические дыхательные упражнения сочетаются с различными движениями. Детям, страдающим заболеванием органов дыхания, помогают упражнения с акцентом на выдох, произнесением различных звуков (по Б. Толкачёву). В детском саду со старшими дошкольниками можно частично использовать методику парадоксального дыхания А. Н. Стрельниковой (в игровой форме) и некоторые дыхательные упражнения йогов. Релаксационное дыхание хорошо сочетается с упражнениями мышечной релаксации

Фонопедические упражнения.

Фонопедические упражнения основаны на методе звукового дыхания М. Л. Лазарева и фонопедическом методе развития голоса В. А. Емельянова, которые направлены на укрепление и лечение голосового и дыхательного аппарата. Голосовые игры способствуют также обогащению тембра голоса ребёнка.

Закаливание является важнейшей частью физического воспитания дошкольников. В системе работы ДОУ закаливание нужно рассматривать как сознательное применение системы мероприятий, повышающих сопротивляемость организма, воспитывающих способность быстро и без вреда для здоровья применяться к различным условиям внешней среды.

Принципы закаливания: постепенность, последовательность, систематичность, комплексность, личностноориентированный подход.

Виды закаливания:
- ежедневные оздоровительные прогулки на свежем воздухе;

Водные процедуры: умывание, мытьё рук прохладной водой, полоскание рта после каждого приёма пищи и после сна прохладной водой или водой комнатной температуры

Воздушные ванны и ходьба по «дорожкам здоровья» после сна;
- ходьба босиком.

Наблюдающаяся в последнее время стандартизация образовательных систем во всем мире затронула и нашу страну. В Российской Федерации стандартизация системы образования проводится с целью повышения доступности и качества образования, а также с целью развития и поддержки талантливых детей. В настоящее время для дошкольного образования установлены федеральные государственные образовательные стандарты.

Стандарт является ориентиром для независимой оценки качества дошкольного образования (Закон РФ «Об образовании», ст. 95).

Коммуникативно-личностное развитие;

Познавательно-речевое развитие;

Художественно-эстетическое развитие;

Физическое развитие [ФГОС].

ФГОС дошкольного образования выделяет ряд важных принципов, которым должна соответствовать программа ДОУ. Одним из них является принцип интеграции образовательных областей в соответствии с их возможностями и спецификой.

В образовательной области «Физическое развитие» главной задачей является гармоничное развития у воспитанников физического и психического здоровья.

Для ДОУ появляется новая проблема: важно не просто проводить занятия по здоровьесберегающим технологиям, а создать единый процесс взаимодействия педагога и воспитанников, где гармонично переплетаются разные образовательные области. В конечном итоге каждый ребенок получит представления о здоровье человека как главной ценности, которая необходима ему для полноценной жизни [Журнал «Современное дошкольное образование].

Реализация процесса интеграции, на наш взгляд, невозможна без взаимодействия педагогического коллектива и родителей воспитанников. Поэтому во всех дошкольных образовательных учреждениях должны разрабатываться соответствующие виды планирования воспитательно – образовательного процесса, которые помогли бы решить задачи интеграции образовательных областей [Сомкова О. Н.]. Задачи образовательных областей должны решаться в разнообразных видах деятельности, при этом участники образовательного процесса должны взаимодействовать друг с другом.

В каждой из образовательных областей в разных видах деятельности педагог может обратить внимание детей на те или иные правила сохранения здоровья. В ходе непосредственно образовательной деятельности, наблюдения, исследовательской деятельности, при чтении художественной литературы педагог может рассматривать проблемы культуры здоровья человека, правил безопасного поведения. Все это оказывает большое влияние на развитие представлений детей о здоровье.

В практику работы детских садов, на наш взгляд, должна внедряться проектная деятельность по здоровью и физическому здоровью детей, а также рассматриваться вопросы по организации свободной двигательной деятельности детей во время прогулки.

Работа по оздоровлению и физическому воспитанию детей должна строиться на основе ведущей деятельности детей дошкольного возраста – игровой, а двигательно-игровая деятельность – это основа воспитания, оздоровления, развития и обучения детей дошкольного возраста [Трубайчук Л.В.]. Только благодаря применению игровой деятельности и правильно сформированной системе физкультурно-оздоровительной работы, на наш взгляд, можно добиться снижения уровня заболеваемости у детей.

Образовательная область» Физическое развитие» должна быть направлена, главным образом, на достижение важнейшей цели – формирование представлений у дошкольников о здоровом образе жизни. Важнейшая роль в физическом воспитании ребенка по-прежнему принадлежит воспитателям и инструкторам. Именно их умение методически правильно организовать и провести занятия, нестандартные подходы к выбору форм и средств их проведения – важнейшие компоненты развития интереса к занятиям, формирования у ребенка необходимых привычек, двигательных умений и навыков.

Только такое слияние видов деятельности обеспечивает познание своего организма, допускает осознание у воспитанников уровня ответственности по отношению к своему здоровью, воспитывает потребность ведения здорового образа жизни, первые формирует предпосылки учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность ребенка в будущем.

Список литературы:

1. Журнал «Современное дошкольное образование. Теория и практика». 6 (38)/2013.

2. Научно-практические конференции ученых и студентов с дистанционным участием. Коллективные монографии. Веб-адрес: http://sibac.info/

3. Никитина, С. В. «О разумной организации жизни и деятельности детей в детском саду в свете современных требований». М.,2013.

4. Сомкова О. Н. «Инновационные подходы к планированию образовательного процесса в детском саду». М., 2013

5. Трубайчук Л.В. Интеграция как средство организации образовательного процесса. М., 2013.

6. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт. Ссылка: http://standart.edu.ru/ ].

Нравится 0 Плохо 0