Возникновение человека разумного. Формирование человека разумного. Соотношение примитивного и современного человека

Введение

Культурология – наука о сущности и основных этапах развития культуры. Культура – это совокупность созданных человеком материальных и духовных ценностей; мир, созданный руками и головой человека; искусственная среда, отличная от природной среды. Главная функция культуры – обеспечить благоприятные условия для жизни человека. Эту функцию называют гуманистической, подчеркивая тем самым, что культура служит человеку.

Некоторая поддержка точки зрения Лики обусловлена ​​анализом анатомических характеристик, обнаруженных окаменелостями. Однако эти результаты не получили широкого распространения. Это серьезный вопрос в изучении эволюции человека и тот, который сопротивляется разрешению даже при тщательном изучении ископаемых гомининов со всего Старого Света.

Что здесь не так

Было выдвинуто несколько общих гипотез, но до сих пор нет четкого консенсуса относительно моделей постепенного изменения, а не сценариев быстрого развития, в которых изменение в одном регионе сопровождается миграцией новых популяций в другие области. Традиционный взгляд некоторых палеонтологов заключается в том, что вид может постепенно трансформироваться в последующий вид. Такие последовательные виды в эволюционной последовательности называются хроноспецификами. Границы между хроноспециями практически невозможно определить с помощью любых объективных анатомических или функциональных критериев; таким образом, все, что осталось, - это догадка рисования границы в момент времени.

В настоящем пособии рассмотрены наиболее важные проблемы становления и развитии мировой культуры с момента ее зарождения до эпохи эллинизма, до начала новой эры. Первая глава посвящена культуре первобытного общества. Глава начинается с рассмотрения проблемы антропогенеза – происхождения человека разумного. В этой связи автор приводит две основные существующие концепции: «творения» и эволюции. Показывает особенности их аргументации. В последующих разделах главы показано, что процесс становления человека был неразрывно связан с его трудовой деятельностью по созданию искусственной, т. е. культурной среды, которая и помогала ему лучше приспособиться к окружающему миру. Именно с такой точки зрения рассматриваются происхождение искусства, магии, религии, мифологии, родовой общины и парной семьи.

Некоторые исследователи предположили, что подобные события могут произойти и в других частях мира. Предполагаемая взаимосвязь культурных достижений и формы и размеров зубов, челюстей и мозга представляет собой теоретизированное положение вещей, с которым некоторые палеоантропологи не согласны. На всей человеческой летописи окаменелостей есть примеры диссоциации между формой и размером черепа, с одной стороны, и культурными достижениями - с другой. Ему противостоят сторонники «гипотезы», которые находят пороговую концепцию в противоречии с современной генетической теорией эволюционных изменений.

Во второй главе анализируются две древнейшие цивилизации Ближнего Востока – шумерская и египетская. На примере Шумера показан механизм становления основных признаков цивилизации (как этапа, более высокого по сравнению с первобытным обществом): городских поселений, государства, права, классового общества, письменности. Обращение к истории Египта позволяет показать высокий уровень развития культуры Древнего Востока.

Многие исследователи пришли к пониманию того, что можно назвать акцентированным взглядом на эволюцию человека. Возможно, вы подумываете о покупке перцового аэрозоля или подаете заявку на «небольшое оружие» или иным образом модернизируете. Это ваше право, но, пожалуйста, не делайте ничего незаконного! Возможно, вы всегда остаетесь дома, поэтому вы всегда остаетесь в безопасности или, по крайней мере, не рискуете пересечь пределы самообороны. Это также не может быть и для вас?

Начнем с основной причины: «Я слишком стар для тренировки боевых видов спорта!»

Почти каждый день в газете вы оставляете вещи вроде: на пенсионера напали, 85-летний платок был разорван, кто-то вошел в пожилую квартиру и тому подобное. Преступники ищут жертв - никаких противников. Как новичок и как старший начинающий человек, естественно, не такой быстрый, как мощный или гладкий, как младший и продвинутый. но эти дефициты часто уравновешиваются пожилыми людьми через дисциплину, концентрацию, терпение и решительность. Тот, кто достиг чего-то в прошлом, также сделает это «на коврике».



Третья глава посвящена анализу развития культуры Древней Греции. Особое внимание уделяется проблеме возникновения нового политического строя (республики в форме полиса), а также новациям в области науки и художественной культуры (философия, театр, архитектура, скульптура).

Предложенные темы не исчерпывают всех важных проблем истории культуры Древнего мира. Так, за пределами пособия оказались сюжеты, связанные с историей Вавилона, Индии, Китая, Рима. Поэтому материалы пособия не заменяют лекционного курса. Однако они позволяют студентам более глубоко изучить, в том числе и самостоятельно, ключевые проблемы становления и развития культуры первобытного общества и древних цивилизаций.

Также неважно, насколько сильный кто-то является или должен быть, как новичок, и какие качества вы приносите с собой: это о том, чтобы попасть в путь. И что можно сказать об этом, его рефлексах, выносливости, силе и мобильности и, следовательно, улучшить свое здоровье?

Было бы хорошо, но как вы это достигаете? Любой, кто хочет достичь цели в марафоне, должен бежать. Если вы можете научиться плавать по теории, вы можете научиться плавать в подходящем учреждении, будь то клуб или школа боевых искусств. Каждая школа и каждый клуб имеют свой порядок, в котором регулируются взаимодействия. Тот, кто ведет себя таким образом, студенты убегают, если у них нет других проблем. Узнайте в своем городе или районе, который предлагает. Некоторые клубы фактически действуют исключительно для соревновательных видов спорта, но также часто существуют группы самообороны, специальные тренировки для пожилых людей или смешанные формы.

ГЛАВА 1. Культура первобытного общества

Антропогенез. Происхождение человека разумного

Происхождение и становление культуры связаны с происхождением и становлением человека – антропогенезом. Антропогенез есть составная часть биогенеза – процесса происхождения жизни на Земле. Существует две основные точки зрения на проблему происхождения природы и человека.

Антропогенез. Происхождение человека разумного

Пожалуйста, свяжитесь с клубом, который вас интересует, и вы будете рады предоставить вам информацию и пригласить вас на учебный курс. Тогда у всех были комические костюмы с этими красочными поясами и использовались выражения китайского, японского или корейского происхождения.

Возможно, вы сможете это сделать. Но будьте осторожны: такие чувства возникают в начале каждого. У них также были люди, которые теперь стоят с толстым черным поясом перед группой и учат. Дело не в том, чтобы быть совершенным, а в улучшении себя. И это всегда можно сделать, также как «бабушка» или «дедушка».

Креационизм. Первая отражена в концепции креационизма или «творения », согласно которой человек и все живое на земле сотворены некой верховной силой, Богом или богами. Концепция «творения» прослеживается уже в самых древних мифах, созданных в Месопотамии и Египте в 3-м тыс. до н. э. Она отражена в книге «Генезис» («Бытие»), созданной древними иудеями в 1-м тыс. до н. э. и воспринятой христианами как составная часть Библии. В книге говорится о том, что Бог сотворил весь мир и человека за 6 дней. Скоротечность творения выявляет всемогущество Бога. Эту концепцию принял на вооружение и ислам, созданный в Аравии в VII в. н. э.

Локальные варианты внутри неандертальского вида

И даже если в конце концов не появится новый Брюс Ли. После нескольких месяцев обучения вы будете более склонны быть более гибкими, сильными и настойчивыми, чем большинство ваших сверстников, и в любом случае более сильными и уверенными в себе, чем на данный момент.

Теория внеземных цивилизаций

Лучшее время для начала спортивного спорта сегодня. Из различных видов явлений, по каким признакам видения Бога можно отличить от ангелов, различные проявления Иисуса Христа, призраки, которые происходят от демонов, и их знамения, видения душ людей. обожания того, что мы видим в этих явлениях.

Поддержанная авторитетом ведущих мировых религий концепция «творения» долго безраздельно господствовала в мире, но в XIX–XX вв. ее позиции были потеснены в Европе, Северной Америке и ряде других стран. Тем не менее, многие люди в этих странах и сегодня привержены концепции «творения», принимая ее более современные версии. Так, например, библейская версия о сотворении мира в течение шести дней получает новый вариант интерпретации, согласно которому библейские «дни» надо понимать как целые эпохи и т. п. Сторонники традиционных взглядов отвергают такие модификации, полагая, что они подрывают версию о всемогуществе Бога. Традиционалисты отвергают саму необходимость аргументации концепции творения, заявляя, что она дается человеку божественным откровением.

Мы называем проявления проявлениями духов, когда они кажутся присутствующими против общего порядка природы и, создавая впечатление в наших чувствах, дают нам определенные следы их присутствия. различный вид видения. Ибо, когда человек видит того, кто появляется, а человек не знает, кто он, его правильно называют призраком. но когда мы знаем, кто тот, кто появляется, это называется видением. Тем не менее мы игнорировали это различие, следуя общим понятиям.

Теперь все видения и явления являются подходящими в том, что они являются общими для добра и зла, и что человек не должен уважать человека, более святого или более совершенного, чем другого, из-за того, что ему видны духи. Один не появляется другому, потому что нельзя считать себя более святым, чем другие, чем тот, кто стремится привязать себя к Богу истинной любовью, сделав твердую и глубокую основу. смирения, чтобы угодить ему, а не получать видения, а когда человек смирен, один довольно смиренно отвергает эти видения, или один получает их только от страха, когда Бог их посылает, потому что один знает что у него большая опасность, что он малопривлекателен, и что они открывают дверь сатане, чтобы волновать нас различными обманами и иллюзиями.

Тем не менее, ученые уже в античном мире и в средние века искали рациональные аргументы в пользу концепции «творения». И главный аргумент видели в том, что без признания существования высшего существа, Бога–творца трудно объяснить всю сложность мироздания и мирового порядка. На вопрос, кто создал так сложно и разумно устроенный мир природы, легче всего дать такой ответ: все это создала вышестоящая могущественная сила, которая есть начало всех начал, первопричина всего. Однако при более глубоком рассмотрении, это объяснение порождает вопросы, которые остаются без убедительного ответа. Например: если Бог создал мир, то кто создал Бога? Где обитает Бог? И т. п. И у человека возникает выбор: либо просто верить в то, что Бог создал мир, либо искать какие-то другие объяснения.

Чем лично мне не нравится эта теория

Несомненно, есть люди, которые не могут быть извинились за ошибки и опрометчивость, что они высмеивают всевозможные явления, такие как обманы, иллюзии и мечтания. Верно, что есть люди, которые слишком легко верят во все откровения, которые говорят, обнимая их всех без различения; будучи уверенным, что, поскольку есть некоторые очень истинные, которыми люди инструктируются о своем спасении и приносятся к добродетели, есть также ложные, которыми Бог позволяет некоторым людям быть обманутыми. Поэтому мы должны избегать одного и другого конца, потому что Священное Писание и опыт уполномоченных и известных людей являются постоянными, что это произошло в прошлые века и что это все еще происходит в прошлом.

Эволюционная теория. Наряду с концепцией «творения» издавна существовала идея становления человека в результате постепенной и долгой эволюции природы. Философы Древнего мира обращали внимание на то, что различные формы жизни на земле проходят постоянно повторяющиеся циклы: рождаются, развиваются и умирают. Это порождало мысль о том, что природа бесконечна и ее развитие идет по единым всеобщим законам. Кроме того, было видно, что природа постоянно создает какие-то новые формы жизни, и развитие идет от простого к сложному. Эти наблюдения вели к возникновению точки зрения, согласно которой человек является результатом длительной эволюции природы, в ходе которой возникли сначала простые формы живых организмов, а затем они становились все более и более сложными.

Это были проявления различных духов как для добрых, так и для плохих людей, потому что они искали вас с хвастовством и тщеславием самонадеянной науки, думая скорее о повышении знаний, чем о унижении. признанием их грехов. Существуют различные виды духов или людей, которые могут появиться, первый - это Бог, которого призвал Апостол Отец духов.

Также может появиться Иисус Христос, наш Искупитель Бог и человек, и его самая благословенная Мать, которая является самой прекрасной из всех созданий. Также могут появляться ангелы, которые являются чистыми духами, некоторые из которых установлены в вечном блаженстве, как говорят апостолы, служители, посланные от Бога, чтобы служить в пользу тех, кто должен быть наследниками спасения. и другие, ожесточенные во зле и обреченные на вечное страдание, не перестают проявлять зависть и ненависть к людям и заставляют их засады.

Некоторые ученые древности удивительно прозорливо наметили основные этапы и последовательность эволюции. Так, древнегреческий философ Анаксимандр (VI в. до н. э.) полагал, что растения, а затем животные, и, наконец, человек возникли из тины на формирующейся Земле. Китайский мудрец Конфуций (VI–V вв. до н. э.) считал, что жизнь возникла из одного источника при помощи постепенного развертывания и разветвления.

И наконец, души людей, которые вышли из этой жизни, какие или наслаждаться вечным блаженством или мучиться на вечность в пламени ада или очищаться от своих грехов в чистилище, все еще может появиться. Мы также можем присоединиться к людям, которые все еще живут на земле, хотя это случается очень редко, потому что мы увидим, что мы должны сказать, что иногда есть люди, которые кажутся другим людям.

И поскольку есть три вида явлений или видений, а именно телесные, мнимые и интеллектуальные, необходимо, чтобы вид и внешние и телесные вещи соответствовали этим телесным видениям или что, по крайней мере, есть большие изменения в чувствах, видения, которые воображаются и мнимые, не нуждаются в стольких вещах, но те, которые находятся в разуме, нуждаются еще меньше, как ясно из того, что мы подробно объяснили в отношении видений.

В Новое время эти блестящие догадки древних ученых получили развитие и обоснование в рамках эволюционной теории , которая выступает какальтернатива концепции «творения». Вначале ученые не стремились полностью рвать с концепцией Бога–творца и искали компромиссные варианты. Так, в XVII в. французский ученый Декарт признавал роль Бога как творца материи и первопричину ее развития , но далее обосновывал тезис о естественном возникновении Вселенной и ее развитии по законам, присущим самой материи . Нидерландский философ Б. Спиноза отождествил Бога с природой, которую рассматривал как вечную систему, развивающуюся по своим собственным законам (пантеизм ). В XVIII в. Эразм Дарвин (1731–1802) высказал идею о том, что жизнь возникла из одной нити, созданной Богом , а затем эта нить постепенно развивалась вплоть до возникновения человека под влиянием изменяющейся среды в результате наследования приобретенных признаков.

Теперь мы будем иметь дело главным образом с явлениями, к которым это имя более подходит, которые представляют собой внешние проявления в определенной, определенной и видимой форме. Теперь мы должны начать с явлений Божьего. Ибо, хотя он повсюду, как учит нас вера, но мы говорим, что он появляется, как если бы он присутствовал снова, когда его заставили увидеть нас в определенной и определенной форме, таким образом, что мы видим не спектр, не иллюзию чувств, а очень реальное явление.

Никто, кто верит в то, что учит нас слово Божие, не может отрицать, что Бог появился очень часто таким образом; потому что мы читаем там, что его много раз видели отцы Ветхого Завета, Адам, первый Отец всех людей, после того, как он не подчинился его повелению, поедая фрукты, которые он имел защищал; Каин, когда он убил своего брата, он стал беглецом и бродягой, которого отвергли от присутствия Бога, Ноем, когда Бог повелел ему построить Ковчег, чтобы сохранить человечество и всех животных земли против наводнение; Авраамом, в долине Мембра, когда он увидел трех человек и которых он обожал только один; Иаков, когда он воевал всю ночь против Бога и сказал, что видел ее лицом к лицу; Моисей, увидев горящий куст, и когда он вошел в облако, он принял закон, написанный от руки самого Бога.

В начале XIX века ведущим представителем эволюционизма был французский зоолог Ж. Б. Ламарк, который объяснял сходные черты, присущие определенной группе животных (например, львам, тиграм и другим представителям породы кошачьих) тем, что они имеют общего предка. Возникшие различия между ними Ламарк объяснял разными условиями жизни. Особая роль в создании эволюционной теории принадлежит Чарльзу Дарвину (1809–1882), автору учения о происхождении различных видов живых существ в результате естественного отбора в ходе борьбы за выживание: те организмы, которые сумели лучше приспособиться к изменяющейся природной среде, имеют больше шансов на выживание и размножение. Менее приспособленные вымирают. Таким образом, Дарвин более четко, чем его предшественники, показал общий механизм биологической эволюции. Вначале Ч. Дарвин также не решался полностью порвать с концепцией Бога–творца, но затем сделал это.

К проблеме происхождения человека первым применил теорию эволюции американский ученый Л. Г. Морган, который в ходе изучения жизни американских индейцев создал концепцию, согласно которой человек прошел три стадии развития: «дикости», «варварства» и «цивилизации». Моргана считают родоначальником антропологии как современной науки.

В ХХ в. ученые проделали огромную работу по обнаружению и изучению древних останков растений, животных и человека. В ходе изучения четко прослеживалась закономерность: в нижних, самых древних, слоях земной коры находятся наиболее примитивные организмы, в верхних слоях появляются все более сложные. Эти свидетельства очень длительного восхождения от простых форм жизни к сложным – главный аргумент в пользу теории эволюции. В результате создана достаточно стройная картина эволюционного биогенеза и антропогенеза, которая выглядит так.

Возраст Земли определяется учеными примерно в 5 млрд. лет. Первые живые организмы (одноклеточные) появились примерно 3 млрд. лет назад. Развитие примитивных организмов привело к появлению растительного, а затем и животного мира (700 млн. лет тому назад). Примерно 200 млн. лет назад появились млекопитающие – класс позвоночных животных, который вскармливал своих детенышей молоком. Примерно 60 млн. лет назад в этом классе сформировался отряд приматов – пятипалых, с большим пальцем, сильно противостоящим остальным (результат жизни на деревьях). Примерно 8 млн. лет назад высшие приматы (дриопитеки), обитавшие в лесах Восточной Африки, дали три ветви, которые привели к появлению шимпанзе, гориллы и человека (Homo).

В процессе становления человека выделяют три главных звена, которые образуют так называемую гоминидную триаду . Первым звеном становления человека стало прямохождение . Изменение климата привело к вытеснению в ряде районов лесов саваннами, и поэтому часть высших приматов встали на задние конечности. Прямохождение освободило передние конечности для разносторонней деятельности и привело к формированию второго звена триады – кисти руки, способной к тонкому манипулированию . Это позволило заниматься более сложной работой и, в свою очередь, вело к развитию третьего звена– мозга – центрального отдела нервной системы животного, что в частности проявилось в нарастании объема черепа. Развитие мозга породило способность к целенаправленной заранее спланированной, т. е. сознательной , деятельности. Эта способность нашла свое выражение в изготовлении орудий труда – орудийной деятельности . Орудийная деятельность отличает человека от других животных. Обезьяна может использовать палки и камни, но не делает из них более удобные орудия труда для повседневного применения, не занимается их постоянным совершенствованием.

Развитие сознания сделало человека способным к абстрактному мышлению: мышлению при помощи образов, закрепленных в языке . Человек оперирует абстрактными понятиями (символами), которыми он обозначает различные предметы и явления. Языкчеловека отличен от языка животных. Последний есть система сигналов, передающих звуковую реакцию на какой-либо непосредственный внешний раздражитель. Например, уловив запах врага, животные подают сигнал тревоги. Речь человека есть инструмент передачи очень сложной информации, которая может быть и не обусловленной непосредственными внешними раздражителями. Язык и мышление неразрывно связаны. Наряду с орудийной деятельностью они отделяют человека от животных. Таким образом, удачное сочетание ряда факторов позволило человеку в процессе борьбы за выживание подняться на самую высокую ступеньку эволюции.

Этапы становления человека (род Homo). В рамках наиболее распространенной классификации непосредственным предшественникомрода Homo считают австралопитека («южная обезьяна»), жившего в южной и восточной Африке IV–V млн. лет тому назад. Строение тазобедренных костей и стопы австралопитеков, характер сочленения позвоночника и головы показывают, что они были прямоходящими . Объем мозга у австралопитека доходил до 500 куб. см.

Первыми представителями рода Homo являются так называемые архантропы – « древнейшие люди». Некоторые ученые полагают, что они появились уже 4 млн. лет назад, но достоверным считается срок 2 млн. лет. Помимо прямохождения главная отличительная особенность архантропов – орудийная деятельность. В число архантропов входят:

1) Хомо хабилис – «человек умелый». Он жил 2 млн. лет назад в Африке в районе озера Танганьика (Танзания), где найдена искусственно обработанная галька. Объем мозга – 500–700 куб. см.

2) Homo erectus – «человек выпрямленный». Он появился в тропической зоне Африки 1,5–2 млн. лет назад. Объем мозга – 800 – 1000 куб. см. Ему принадлежат более совершенные орудия труда – рубила, обточенные с двух сторон камни миндалевидной формы. Из Африки homo erectus перешел в Азию и Европу. Наиболее известные представители:

– питекантроп – обезьяночеловек, найденный на острове Ява в Индонезии;

– синантроп – китайский человек, найден недалеко от Пекина;

– гейдельбергский человек, найденный в Германии.

3)Homo ergaster – «человек ремесленный», который появился 1,5 млн. лет назад и морфологически был ближе к современному человеку.

Новая ступень развития человека – палеоантропы (древние люди). Период расцвета – 200–40 тыс. лет до новой эры. Наиболее известные представители названы неандертальцами по имени первой находки в долине Неандерталь в Германии. Мозг – до 1500 куб. см. Неандертальцев считают первыми представителями «хомо сапиенс» – человека разумного, но, скорее всего, неандерталец – это боковая тупиковая ветвь эволюции.

Последняя ступень антропогенеза – неоантропы (новые люди)– хомо сапиенс сапиенс. Наиболее ранние датировки появления неоантропов – 100 тыс. лет. Появились в Африке. Вероятно, это линия идет от Homo ergaster. Наиболее известный неоантроп – кроманьонец, найденный в гроте Кро–Маньон во Франции. Время появления – 35 тыс. лет. Мозг – 1400 куб. см. С биологической точки зрения кроманьонец однотипен современному человеку. В ходе дальнейшей эволюции до 10-го тыс. идет складывание основных рас, но расы – это географические популяции одного и того же биологического вида неоантропа.

Культура каменного века

Культурную историю человека принято делить на две большие эпохи: культуру первобытного общества и культуру эпохи цивилизации . Эпоха первобытного общества охватывает большую часть истории человечества. Самые древние цивилизации возникли всего 5 тысяч лет тому назад. Первобытная эпоха в основном приходится на каменный век – период, когда основные орудия труда изготавливались из камня. Поэтому историю культуры первобытного общества легче всего разделить на периоды на основе анализа изменений в технике изготовления каменных орудий. Каменный век делится на:

палеолит (древнекаменный) – от 2 млн. лет до 10 тыс. лет до н. э.

мезолит (среднекаменный) – от 10 тыс. до 6 тыс. лет до н. э.

неолит (новокаменный) – от 6 тыс. до 2 тыс. лет до н. э.

Во втором тысячелетии до новой эры металлы вытеснили камень и положили конец каменному веку.

СОДЕРЖАНИЕ: Homo Sapiens) 1.Время возникновения Если отбросить библейскую легенду о сотворении человека,то вопрос о времени появления современного человека на нашей планете стал занимать умы ученых сравнительно недавно – каких-нибудь 40-50 последних лет, так как до этого обсуждалась в основном древность человеческого рода вообще.Даже в серьезной научной литературе очень долго господствовала тенденция увеличения геологического возраста Homo sapiens и в соответствии с этим использовались антропологические находки с неясной или недостаточно ясной геологической датировкой.Список таких находок довольно длинен, он постепенно менялся – на место дискредетированных находок становились новые, но все последующие исследования не подтверждали глубокой древности тех костных остатков, которые могут быть отнесены к современному человеку.Гипотеза пресапиенса отражает туже тенденцию, но не получает поддержки со стороны морфологической; находки на которые она опирается, хотя датированы безупречно и действительно древни, но отнесение их к современным людям, а не палеоантропам вызывает самые серьезные самнения.

Происхождение человека разумного ( Homo Sapiens)

1 .Время возникновения

Если отбросить библейскую легенду о сотворении человека,то вопрос о времени появления современного человека на нашей планете стал занимать умы ученых сравнительно недавно – каких-нибудь 40-50 последних лет, так как до этого обсуждалась в основном древность человеческого рода вообще.Даже в серьезной научной литературе очень долго господствовала тенденция увеличения геологического возраста Homo sapiens и в соответствии с этим использовались антропологические находки с неясной или недостаточно ясной геологической датировкой.Список таких находок довольно длинен, он постепенно менялся – на место дискредетированных находок становились новые, но все последующие исследования не подтверждали глубокой древности тех костных остатков, которые могут быть отнесены к современному человеку.Гипотеза пресапиенса отражает туже тенденцию, но не получает поддержки со стороны морфологической; находки на которые она опирается, хотя датированы безупречно и действительно древни, но отнесение их к современным людям, а не палеоантропам вызывает самые серьезные самнения.

Все древнейшие находки в верхне-палеолитических слоях датируются в абсолютных цифрах 25000-28000,а иногда и 40000 лет, т.е. практически синхронны или почти синхронны, находкам наиболее поздних палеоантропов.Едиственное убедительное исключение состовляет сделанная в 1953 г. А.А.Формозовым находка в Староселье под Бахчисараем.Современный облик обнаруженного в мустьерском слое младенца в возрасте 1.5 лет не вызывает не малейших сомнений, хотя исследовавший его Я.Я.Рогинский и отметил на черепе несколько примитивных признаков: умеренное развитие подбородочного выступа,развитые лобные бугры, крупные зубы.Датировка этой находки в абсолютных цифрах не ясна, но инвентарь, найденный с ней, показывает, что она значительно древнее,чем

верхнепалиолетические местанахождения с костными остатками современных людей.Этим фактом твердо устанавливается синхронность древнейших форм современного человека и позднейших групп палеоантропов, их существование на протяжении довольно значительного отрезка времяни.На первый взгляд это абстоятельство кажется несколько неожиданным, но стоит подумать, как оно теряет кажущююся парадаксальность: перестройка морфологии – процесс длительный, коль скоро мы принимаем наличие неандертальской фазы в эволюции человека, мы должны сделать вывод о формировании отличительных морфологических особенностей человека разумного в недрах групп палеоантропов,

а раз так, то существование палеоантропа и современного человека на какомто отрезке времяни представляется и теоритически неизбежно.В рамках такого взгляда легко находит себе объяснениеотмеченное Я.Я.Рогинским сходство черепа из Староселья с детским черепом из пещеры Схул в Палестине,где найдены морфологически прогрессивные скелеты неандертальцев.Кстати сказать сосуществование древних примитивных и более поздних морфологических прогрессивных форм составляло характерную черту эволюции гоминид практически на всех этапах их истории.

Итак, формирование человек разумного на базе палеоантропа привело к сосуществованию поздних прогрессивных форм неандертальцев и зарождающихся пока малочисленных групп современных людей на протяжении нескольких тысяч лет.Процесс вытяснения старого вида новым был довольно длительным, а следовательно, и сложным.

2.Факторы формирования

Каковы же движущие силы,те факторы,которые вызвали перестройку морфологии палеоантропа именно в этом, а не в каком либо другом направлении, создали предпосылки для вытяснения палеоантропа человеком современным и опредилили успех этого процесса? С тех пор как антропологи задумались над этим процессом, а произошло это сравнительно недавно, называлиь самые разнообразные причины изменения морфологии палеоантропа и приближении ее к морфологии современного человека.

Исследователь синантропа Ф.Вайнденрайх считал наиболее показательным отличием современного человека от палеоантропа совершенный по своей структуре мозг – с более развитыми полушариями, увеличенный в высоту, с редуцированным затылосным отделом.В целом правильность такого сзгляда Ф.Вайденрайха не вызывает сомнений.Но от этой правильной констатации он не мог перейти к вскрытию ее причины и ответить на вопрос: почему же сам мозг усовершенствуется, изменяя свою структуру?Ф.Вайденрайх считал,что ему свойственна тенденция прямолинейного прогрессивного развития,то есть стоял на позициях ортогенеза.Между тем ортогенетическая теория ничего не объясняет.Близка к точке зрения Ф.Вайнденрайха концепция ПюТейяра де Шардера,который считал мозг и развитое мышление основным свойством Homo sapiens и полагал, что именно их эволюция вызвала смену палеоантропа современным человеком, но не мог назвать причин этой эволюции.

В советской антропологической литературе 30-х годов и позже в связи с разработкой трудовой теории антропогенеза огромное внимание уделялось формированию кисти в процессе антропогенеза, особенно на его поздних этапах.Большое оживление в этой области вызвало открытие Г.А.Бонч-Осмоловским в 1924 году костных остатков палеоантропа в гроте Киик-Коба.Скелет и кисти не сохранились,зато были найдены кости стопы икисти.Подробное изучение показало, что она отличалась относительной шириной и своеобразием в строении по сравнению с кистью современного человека.На этом основании было высказано и неоднакратно повторялось мнение, что наиболее характерная черта современного человека – совершенная кисть, способная к самым разнообразным трудовым операциям.Все другие особенности морфологии современного человека развились в связи с преобразованием кисти и связаны с ним тестной морфологической корреляцией.Можно думать, хотя это и не излагалось сторонниками этой теории, что мозг совершенствовался под влиянием многочисленных раздражений,идущих от кисти,а количесво этих раздражений постоянно увеличивалось в процесе труда и овладения новыми трудовыми операциямию.Но и эта гипотеза встречает возражения как фактического так и теоретического характера.Основные кардинальные изменения кисти происходят в более раннии стадии антропогенеза, чем переход от палеантропа к современному человеку.Кроме того, если рассматривать перестройку мозга только как следствие эволюции руки в процессе приспособления к трудовым операциям, то она должна была отразиться в основном на развитии двигательных областей коры головного мозга,а не возрастании лобных долей –центров ассоциативного мышления.Да и морфологические отличия человека разумного от палеоантропа заключается не только в строении мозга.Неясно,например,как связаны с перестройкой кисти грациализация костяка или изменение пропорций тела современного человека по сравнению с неандертальцем.Таким образом, гипотеза,связывающая своеобразие Homo sapiens в первую очередь с развитием кисти в процессе овладения трудовыми операциями, тоже не может быть принята, как и изложенная выше гипотеза, видящая основную причину этого своеобразия в развитии и усовершенствовании мозга.

Более приемлема гипотеза факторов формирования человека современного вида, Разработанная Я.Я.Рогинским.Он использовал многочисленные и широко известные в клинике нервных болезней наблюдения над субъектами, у которых повреждены лобные доли мозга; у таких субъектов резко тормозятся или совсем пропадают социальные инстинкты, буйный нрав делает их опастными для окружающих.Таким образом, лбные доли мозга -сосредоточение не только высших мыслительных но и социальных функций.Этот вывод был сопоставлен с установленном на эндокранах фактором разрастания лобных долей мозга у современного человека по сравнению с палеоантропом и, в свою очередь, привел к заключению,что не вообще развитие мозга или развитие кисти, а разрастание лобных долей мозга было той основной морфологической особенностью,которая отличала людей современного типа от поздних неандертальцев.Палеоантроп в силу своей морфологии был недостаточно социален, недостаточно преспособлен к жизни в обществе, чтобы дать возможность развиваться этому обществу дальше: он не умел в полной мере подавлять своих индивидуалистических антиобщественных инстинктов,как, впрочем это бывает у животных,а вооруженность его была намного выше.Схватки между отдельными представителями стада палеоантропов могли кончаться серьезными травмами.Отдельные случаи таких травм отмечены на некоторых черепах ископаемого человека.Дальнейшее развитие общества ставило перед палеантропом задачи, которые он не мог выполнить в силу своих ограниченных морфологических возможностей, поэтому естественный отбор стал работать в направление выделения и сохранения более социальных особей.Я.Я.Рогинский указал на огромную общественную силу и жизнеспособность тех коллективов, в которвых число социальных особей было наибольшим.Разрастание лобных костей расширяло сферу областей асоциативного мышления, а с ним способствовало уложению общественной жизни, разнообразию трудовой деятельности,вызвало дальнейшую эволюцию строения тела, физиологических функций,моторных навыков.

Следует оговориться,что воспринимать эту гипотезу при всей ее бесспорной убедительности некритически,как гипотезу, разрешающюю все проблнмы и трудности, связанные с процессом формирования человека современного вида, нльзя.Достаточно сложная трудовая деятельность неандертальцев и истоки многих социальных институтов и идеологических явлений в среднем палеолите заставляют с сомнением отнестись к идее внутренней конфликности неандертальского стада.Прогрессивное развитие мустьерской техники и трансформация ее в верхнепалиолитическую также свидетельствуют против этой идеи.Увеличение объема мозга,развитие речевой функции и языка,усложнение трудовой деятельности и хозяйственного быта – это общие тенденции эволюции гомицид, особенно гомицид в социально-культурной сфере. Они были бы не возможны при отсутствии социальных связей и направленного групового поведения.Истоки социального поведения уходят в животный мир,и поэтому,трактуя проблему факторов формирования Homo sapiens , целесобразнее говорить об усилении уже существовавших на предыдущих стадиях антропогенеза общественных связях, а не о замене ими конфликтного поведения.В противном случае мы возвращаемся к той же, уже рассмотренной нами,гипотезе обуздания зоологического индивидуализма, только на более низком этапе эволюции гомицид. Изложенный подход наиболее близок к старым взглядам В.М.Бехтерева, специально выделившего социальную форму отбора и понимавшего под ней такой отбор,при котором отбирались индивидуумы с поведением полезным не самому индивидууму, а для группы,к которой он принадлежит.Строго говоря,на всех этапах эволюции гомицид такая форма отбора была, очевидно,решающей; и роль ее,возможно,только еще усилилась при формировании человека рвзумного.

Таким образом,социальность,наибольшее приспособление к жизни в коллективе,создающийся при этом наиболее благоприятный для нее морфофизиологический и психологический тип, что в совокупности обусловило наиболие резкое отличие человека от других представителей животного мира,определили,можно предпологать, и следующий этап эволюции человека – выделение человека современного вида как наиболее совершенного организма с точки зрения требований социальной организации.По аналогии с трудовой теорией антропогенеза эту гепотизу можно назвать социальной, или общественной,подчеркивая этим ведущюю роль коллективной общественной жизни именно в формировании современного вида в нутри рода Homo.

3.Локальные варианты внутри неандертальского вида

Решение проблемы центров возникновения современного человека неразрывно связано с систематикой неандертальского вида, с числом локальных вариантов внутри него, а главное - с их систематическим положением и отношением к прямой линии человеческой эволюции. Все эти вопросы получили широкое освещение в антропологической литературе.

В пределах неандертальского вида в нашем понимании можно выделить несколько групп,имеющих морфологическую, географическую и хронологическую специфику.Европейские неандертальцы, составляющие компактную географическую группу, распадаются в соответствии с распространенным мнением на два типа, своеобразных морфологически и сущестовавших в разное время. Литературная традиция связывает выделение этих типов с именем Ф.Ванденрайха, выступившего со статьей на эту тему в 1940 году, однако М.А.Гремяцкий осуществил его раньше в докладе, сделанном в Институте антропологии МГУ в 1937 году. К сожалению,текст этого доклада был опубликован лишь через 10 лет и остался малоизвестным западноевропейской и американской науке. Выделенные типы именуются различными исследователями «классическими» , или «типичными» и «атипичными» неандертальцами, «группой Шаппель и Ферасси» и «гуппой Эрингсдорф» по названиям мест важнейших находок и т.д. Вторая группа по сложившейся традиции якобы более ранняя, она датируется перидом рисского оледенения (около 110-250 тыс. лет. назад) и рисс-вюрмским межледниковьем. Первая группа относится к более позднему периоду и датируется началом и серединой вюрмского оледенения (от 70 до 110 тыс. лет. назад). Хронологические различия сопровождаются морфологическими, но последние парадоксальным образом не соответствует ожидаемым и характеризуют обе группы в обратном порядке по сравнению с геологическим возрастом: более поздние неандертальцы оказываются более приметивными, более ранние – прогрессивными. Мозг у последних, правда, несколько меньше по объему, чем у поздних неандертальцев, но более прогрессивен по строению, череп выше, рельеф черепа меньше (исключение составляют сосцевидные отростки, развитые сильнее, - типичный человеческий признак), на нижней челюсти намечается подбородочный треугольник, размер лицевого скелета меньше.

Происхождение и генеологические взаимоотношения двух этих гупп европейских неандертальцев много раз обсуждались с самых разных сторон. Была высказана гипотеза, согласно которой поздние неандертальцы приобрели свои отличительные особенности под влиянием очень холодного, сурового ледникового климата в условиях Центральной Европы.Их роль в формировании современного человека была меньше, чем ранних, более прогрессивных форм, которые и явились прямыми и основными предками современных людей.Однако против такой трактовки морфологии и генеологических отношений хронологических групп в составе европейских неандертальцев выдвигалось то соображение, что географически они были распространены на одной и тойже территории и ранние формы также могли быть подвержены воздействию холодного климата в приледниковых районах, как и поздние. Приводились и общетеоритические возражения против попытки рассматривать поздних палеоантропов как боковую ветвь,не принимавшую совсем или принимавшую млое участие в сложении физического типа человека разумного.Таким образом, вопрос о степени участия обеих групп европейских палеоантропов в процессе формирования Homo sapiens остается открытым; скорее следует ожидать, что поздние неандертальцы также могли явиться непосредственной базой для сложения физического типа современного человека в Европе.

Любопытно отметить,что перечисленные выше различия констатированы разными авторами преимущественно при сравнении отдельных черепов «на глазок» , при игнорировании того очевидного обстоятельства, что классические неандертальцы представлены преимущественно мужскими, атипичные – женскими черепами. Если же принять во внимание это обстоятельство и вычислить средние по гуппам, то при ничтожном числе наблюдений, которым представлена каждая группа, невозможно подтвердить приведенный перечень различий сопоставлением средних: различия являются случайными и разнонаправленными. Их оценка с помощью простых статистических приемов показала, что суммарные различия примерно равны тем, которые разделяют современные рассовые ветви, и, следовательно, говорить о двух группах разного уровня эволюционного развития в составе неандертальского вида с морфологической точки зрения нет оснований. Не больше этих оснований в географии находок (ареолы обеих групп примерно совпадают) и их хронология (время их существования также более или менее совпадает в широких границах).

Разумеется, в составе европейских неандертальцев могли существовать локальные варианты, приуроченные к отдельным популяциям и их группам, но в целом неандертальское население Европы образовывало достаточно однородную группу.География этой группы не полностью соответствует географическим рамкам Еевропы, и по этому мы лишь условно можем называть ее европейской. Расчеты и сравнительные сопоставления продемонстрировали сходство с этой гуппой также известных нам североафриканских находок из Джебел Ирхуда и одного из черепов, найденного при раскопках пещеры Схул в Палестине, того черепа, который обозначается в научной литературе как Схул IX . Таким образом, европейская гуппа территориально охватывала Северную Африку и какую-то прибрежную часть территории восточного Средиземноморья уже в пределах азиатского материка.

Однако и на территории Европы, в самых южных ее районах, проживали формы, которые не могут быть по морфологическим признакам включены в европейскую группу. Речь идет о черепе из Петралоны в Греции.Череп был найден в 1959 году одним из рабочих, принимавших участие в раскопках Петралонской пещеры, и поэтому его стратиграфическое положение, а следовательно, и хронологическая датировка не в полне ясны. Своеобразие его морфологии отразилось в оценках его положения внутри неандертальского вида.Авторы первых описаний и измерений П.Коккорос, А.Канеллис и А.Саввас, как всегда бывает в таких случаях, ограничились лишь самым предварительным диагнозом и отнесли череп к группе классических неандертальцев Европы. Совершенно очевидно, что в этом сказались гипноз бесспорно примитивных особенновстей строения черепа по сравнению с соаременным, его бесспорно неандертальские признаки.Однако реферировавший работы греческих ученых М.И.Урысон не согласился с их диагнозом и в первые отметил налисие признаков, сближающих череп из Петралоны с африканскими формами.Окончательный вывод М.И.Урысона: петралонский череп представляет собой промежуточную форму между африканскими и классическими европейскими неандертальцами. Э.Брайтингер в докладе на VIII Междунарадном съезде антропологических и этнографических наук в Москве в августе 1964 года специально подчеркнул замеченное М.И.Урынсоном сходство с африканскими формами.

Включившийся позже в изучение петралонского черепа А.Пулянос, используя сначала предшествующие, а затем и самостоятельные измерения черепа, оспорил эту точку зрения и сближал череп сначала с европейскими неандертальцами,подчеркивая,

правда, его своеобразие. В ряде его работ, посвященных не столько детальному сравнительно-морфологическому исследованию черепа, сколько тщательной характеристике обстоятельств его находки, включая геологическое и палеонтологическое изучение пещеры, хронологический возраст черепа определяется в 700000 лет ипредпологается, что он принадлежал представителю самостоятельного вида внутри рода архантропов или питекантропов - Archantropus europeus petraloniensis . Номер греческого журнала «Антропус» , в котором опубликованы эти работы А.Пуляноса,содержит большое число палеонтологических, стратиграфических и геофизических данных, в целом подтверждая эту версию. И датировка, и таксономический диагноз, если они справедливы ставят находку на выдающееся место в палеоантропологии Европы, делая ее одной из древнейших.Также датируются с помощью палеомагнитного метода сталактиты, упавшие с потолка пещеры; на одном из них был найден череп. Не будучи лично знакомым с пещерой и обстоятельствами раскопок, трудно противопоставить что-либо опреднленное этим выводам, но, логически рассуждая, без специальных доказательств трудно принять точку зрения о полной синхронности возраста сталоктитов, упавших с потолка пещеры и черепа. Н. Ксиротирис в докладе на симпозиуме по проблемам антропогенеза, состоявшемся в мае 1981 года в Веймаре в ГДР, привел очень убедительные сомнения в столь древнем возрасте петралонской находки, которая по его мнению,

является одной из древнейших неандертальских находок в Европе, но геологическая древность которой, по самым расточительным подсчетам, не превышает 150000-200000 лет.

Морфология находки также не сводетельствует об исключительной примитивности петралонского черепа. После того как почти со всех костей черепа были сняты минеральные натеки, он был подвергнут в1979-1980 годах повторному и очень подробному измерению, которое наконец дает достаточно полную сводку размеров без условных поправок на изаестковые покрытия костей лицевого скелета и черепного свода. На основании сравнительного анализа этих измерений исследователи приходят с выводу, что находка имеет ряд примитивных признаков, но все же,как и все американские авторы, пользующиеся таксонометрической схемой Эмайра, включают ее в таксонометрическую категорию Homo sapiens .К.Стнгер еще ранее подтвердил этот диагноз с помощью суммарных статистических сопоставлений.И статистическое,и географическое сравнение черепа из Петралоны с другими формами показало,что наибольшее сходство он имеет с африканскими неандертальцами, в первую очередь с черепом из Брокен –Хилла.Отдельные черты сходства с европейскими находками также имеют место,но они не должны нас особенно уивлять: весьма вероятно,что на окраинах аревлов европейских и африканских палеоантропов происходил процесс метисации приводивший к появлению прмежуточных форм.В целом же череп из Петралоны,которому мы посвятили много внимания в связи с продолжающейся дискуссией вокруг его датировки и таксонометрического места, должен бать включен во вторую африканскую локальную группу внутри неандертальского вида, к характеристике которой мы переходим.

Морфология африканских неандертальцев чрезвычайно своеодразна.Реконструкция так называемого африкантропа, осуществленная Г.Вайнертом, в высшей степени продлематична,так как она базируется на большем числе фрагментов, не полностью или вовсе не соприкасающихся между собой.Гораздо полнее может быть охарактеризовано строение черепов из Брокен-Хилла (замбия), Салданья (Южная Африка) и Афара (Эфиопия).Им свойственно сочетание в высшей степени примитивных особенностей, сравнительно малого объема мозга и его примитивного строения, исключительно мощьного развития рельефа черепа,у родезийца (так обычно в палеоантропологической литературе по старому наименованию г.Кабве в Замбии называют череп из Брокен-Хилла) – еще и огромного лицевого скелета с некотороми прогрессивными признаками. М.А.Гремяцкий был,кажется,первым,кто отметил сходство африканских неандертальцев с черепами из Нгандонга.Но последние,как мы убедились выше,должны быть отнесены не к неандертальской группе, а к группе архантропов.Некоторое сходство их с черепами из Брокен-Хилла и Салданьи отражается только в строени черепной коробки (сильное развитие рельефа черепа,мощный сагитальный валик), так как лицевой скелет сохранился только у черепа из Брокен-Хилла.Другая находка с лицевым скелетом-совсем новая находка черепа неполной сохранности,реконструированного из многих фрагментов, в местности Бодо в Афаре на территории Эфиопии.Датировка черепа – средний плейстоцен,то есть, по мнению авторов находки, примерно в пределах 150000-600000 лет.Хотя измерения черепа еще не опубликованы,но,судя по его строению,он производит впчатление неандертальского черепа, в общем сходного с другими представителими этого вида.Интерес к этой находке состоит в том, что она подтверждает групповой характер строения лицевого скелета у родезийца. Г.Конрой пишет, что «доминирующей характеристикой лица... является его исключителоная массивность».Своеобразие африканской группы, как уже подчеркивалось, несомненно, и она может быть выделена в качестве второго локального варианта палеоантропов. Раньше можно было думать, что хронологически это вариант поздний, по-видимому, частично синхронный наиболее поздним находкам европейских неандертальцев. Но теперь, когда опубликованы новые данные о геологическом возрасте черепа из брокен-Хилла, позволяющие отодвинуть его от современности на 125000 лет, и когда в нашем распоряжении есть череп средне плейстоценового возраста и неандертальского типа из Бодо,геологический возраст всей группы следует увеличить. В этой связи особое значение приобретают некоторые морфологические наблюдения над строением черепной коробкиафриканских питекантропов, в частности черепа Олдувай II ; исключительная массивность черепного рельефа в этом случае дополняется наличием значительного сагиттального валика, исключительно сильно выраженного и на черепах из Брокен-Хилла и Салданьи.Возможно, это морфологический намек на какую-то спцифически генетическую связь между африканскими питекантропами и африканскими неандертальцами в пределах одного и тогоже материка.

Третий вполне четко выраженный вариант в составе палеоантропов - группа Схул(пещера Мугарет-эс-Схул в Палестине раскопанная д.Гаррот в 1931-1932 гг.). Несколько скелетов из этой пещеры синхронные, очевидно, поздним находкам европейских неандертальцев, сразу же обратили на себя внимание чрезвычайно прогрессивным строением. Череп Схул IX ,какмы помним исключен из этой группы и включен в группу европейских неандертальцев. Но черепа взрослых особей, обозначенных как Схул IV и Схул V , типичны для этой группы и как рвз отличаются прогрессивной морфологией, приближающейся к сапиентному типу. Здесь и высокий свод черепной коробки с относительно мало наклонной лобной костью и большим объемом мозга