Адекватная самооценка. Завышенная самооценка – залог неудачи


Во всём мировом психоанализе считается, что заниженная самооценка это плохо. Что это вредит человеку, вредит его уверенности в себе, вредит его реализации, вредит отношениям с другими людьми. Вообще считается аксиомой в психологии, что человеческую самооценку надо обязательно повышать, что она должна быть какая-то усреднённая, как у некоего нормального человека, сферического такого в вакууме.

Вот на этой аксиоме строится вся современная психология. Дело в том, что заниженная самооценка на самом деле очень позитивная и полезная вещь, если она не ведёт к каким-то совсем критическим последствиям, когда человек срывает злобу на окружающих, становится истериком или скандалит, у него трясутся руки, он волнуется и не может вести машину, то есть к каким-то совсем критичным вещам.

Был один хороший священник, Александр Ельчанинов, он в своей книге описывает интересное рассуждение о "полукровках". Он говорит, что человек "чистокровный" настолько интегрирован в родную культуру, что он не может на неё посмотреть со стороны, не может быть объективным. А полукровка, за счёт того что он не может полностью прилепиться к своей культуре и влиться как капля в воду, имеет объёмное стереоскопическое зрение. Он может как-нибудь отстраниться от своей культуры взглянуть на неё, поэтому полукровки обычно более творческие люди.

Применяя эту логику к заниженной самооценке можно сделать вывод, что человек с нормальной самооценкой скучен. У него всё нормально и нет вопросов. У него нет каких-то стереоскопических вещей, которые позволяют ему начать думать, копать, задавать лишние вопросы о жизни. У человека с нормальной самооценкой всё "о-кей"и он не развивается именно за счёт того, что у него правильная самооценка. Проще говоря - нет стимула.Это абсолютно самодовольное существо, которому ничего не хочется. Просто какой-то робот, который выполняет свои задачи.

А человек с чуть-чуть заниженной самооценкой может гибко лавировать по отношению к собственной психике.В любви патологический ревнивец это всегда плохо. Он отравляет жизнь, выворачивает карманы, смотрит ваши СМС, шпионит. А вот когда нас чуть-чуть ревнуют, то это даже приятно. Именно контраст с плюсом и минусом, небольшая ревность как бы оживляет отношения. Именно слегка заниженная самооценка делает человека интересной личностью.

И именно заниженная самооценка позволяет человеку оригинально самореализоваться в каких-то творческих областях. Позволяет ему выносить какие-то интересные суждения об отношениях, позволяет ему быть более гибким, как ни странно в отношениях. Он не настолько прямолинеен как человек с нормальной самооценкой. Он может сделать какой-то резкий маневр, потому что у него объёмная картинка. У него есть картинка того, как он живёт и того, что он может потерять. Этот страх от того, что он может потерять или что он будет недостаточно любим заставляет его в нужный момент как-то лавировать и делать неожиданные ходы.

Недостаточная уверенность в себе заставляет реализовывать какие-то другие вещи. Во-первых эмпатию, способность понимать других людей, лучшую способность их анализировать. Именно заниженная самооценка и ведёт к этому. Потому что у человека с нормальной самооценкой нету стимула делать некие сверх-усилия чтобы понять других, чтобы понять себя, чтобы понять ситуацию. Он просто ведёт себя как "рыба в воде". А человек с заниженной самооценкой - это летучая рыба, она может вылететь над водой и увидеть поверхность воды. А человек с нормальной самооценкой не может понять, что такое поверхность воды.

Заниженная самооценка позволяет человеку расти. Если покопаться, то наверняка у всех творческих людей была заниженная самооценка. У Лермонтова с родителями были проблемы (его бабушка воспитывала), а у Гоголя вообще был беспредел.

Именно некоторая заниженность самооценки делает человека гибким во всех отношениях - более понимающим, творческим. У него лучше с самоанализом, потому что есть проблема и она позволяет ему развить что-то, чтобы её компенсировать.

Вот возьмём, например красивую девушку - у неё же нет стимула развиваться! Да и отношениями она не дорожит. А зачем? Ведь все парни и без этого лежат у её ног. Поэтому я всегда призывал мужиков: мужики, не гонитесь за красавицами! Найдите себе нормальную девушку и поскольку она не очень уверена в своей красоте, она будет гораздо более уживчива. И то же самое касается красавчика парня - все бабы его, ему нет смысла напрягаться, он относится к ним как к вещи. А смысл ему развиваться, если ему любая даст? Какой ему смысл что-то делать, о чём-то думать, как-то культивировать в себе мозги, душу, а зачем? Ему итак всё достаётся.

И вот практически тоже самое с самооценкой. А современный психоанализ рассматривает низкую самооценку как заболевание, мол, "надо лечить". А почему? Ею надо гордиться! Это позволяет нам быть более интересными. Логика заключается в том, чтобы направит эту заниженную самооценку в правильное русло. Не заниматься самоедством и не выплёскивать агрессию на близких людей, а понять, что раз у меня заниженная самооценка, значит я буду более гибкий, я буду более лучше понимать других людей! Это моё достоинство, мой плюс, потому что со мной от этого легче. Небольшая заниженность самооценки ведёт к развитию. Самооценка не должна быть очень правильной. Надо давно уже выступать против критики заниженной самооценки, просто разобраться с этим, понять и жить дальше. Надо принимать себя с заниженной самооценкой, а то все психологи говорят: "нет, надо бороться, так жить нельзя, надо на тренинги ходить".

В психологии активно используется такое понятие, как самооценка. Она влияет на поведение человека, принятие решений в различных ситуациях, отношение к миру и самому себе. Разделяют несколько видов самооценки, среди которых самой приемлемой является завышенная. Лучше проявлять признаки завышенной самооценки, нежели заниженной. Какие причины ее появления?

Что такое самооценка? Это оценивание человека самого себя. Самое удивительное заключается в том, что одни виды самооценки базируются на оценивании индивида самого себя, а другие – на оценке, которую дают окружающие. Таким образом, самооценка – это то, каким человек себя видит. На чем основано данное мнение, уже влияет на то, какая самооценка у человека развивается.

Выделяют такие виды самооценки:

  • «Я+, Вы+» — стабильная самооценка, которая основывается на положительном отношении к окружающим и самому себе.
  • «Я-, Вы+» — , в которой человек проявляет такое качество, как самобичевание. Человек чувствует себя хуже, ниже и несчастнее остальных.
  • «Я+, Вы-« — завышенная самооценка, основанная на поиске недостатков, ненависти к окружающим и подтверждении позиции, что окружающие люди плохие. Обычно такой человек всех обвиняет, кроме самого себя, и считает окружающих «козлами», «идиотами» и прочими названиями.

С самооценкой человек не рождается. Она формируется в течение жизни. Зачастую она становится такой, какой была у родителей, что объясняется теми качествами характера и отношением, которое человек перенимает у своих мамы и папы.

Считается, что лучше обладать завышенной, нежели заниженной самооценкой. В такой самооценке действительно есть свои преимущества, о которых следует поговорить на сайте психологической помощи сайт.

Что такое завышенная самооценка?

Что такое завышенная самооценка? Под ней понимается переоценивание собственного потенциала индивидом. Другими словами, человек думает о себе лучше, чем он есть на самом деле. Вот почему говорят о том, что люди с завышенной самооценкой часто оторваны от реальности. Они необъективно оценивают себя, чаще всего замечают в окружающих недостатки, нежели достоинства. В некоторой степени это можно связать с нежеланием индивида видеть в других хорошее, на фоне чего они заметят собственные недостатки.

Завышенная самооценка – значит видеть за собой только достоинства, игнорируя недостатки. При этом другие люди кажутся слабыми, глупыми, недоразвитыми. То есть человек видит исключительно чужие недостатки, не обращая внимания на имеющиеся достоинства.

Однако не все так однозначно с завышенной самооценкой. Ее привлекательность заключается в том, что человек с такой самооценкой испытывает абсолютную уверенность в себе. Он в себе не сомневается, не унижает, не подавляет. Он уверен в собственных силах – это положительная сторона завышенной самооценки.

Отрицательной стороной могут выступать:

  1. Пренебрежение чужим мнением и интересами окружающих.
  2. Переоценка собственных сил.

Отмечается, что завышенная самооценка, как и заниженная, может ввергать человека в депрессивное состояние. Это происходит при возникновении многочисленных неудач. А депрессивное состояние можно описать как «Я-, Вы-», то есть человек видит плохое в себе и в окружающих.

Признаки завышенной самооценки

Завышенную самооценку можно легко определить по характерным ей признакам. Самое примечательное, что бросается в глаза, — это то, что человек возвышается над окружающими. Это может происходить как по его воле, так и потому, что люди сами его возводят на пьедестал. Завышенная самооценка – это отношение к себе, как к Богу, королю, лидеру, и видение окружающих как ничтожных, недостойных людей.

Другими признаками завышенной самооценки являются:

  • Убежденность в собственной правоте, несмотря на то, что могут приводиться доказательства и доводы на подтверждение противоположной точки.
  • Убежденность в существование только единственно правильной точки зрения – его личной. Человек не может даже согласиться с тем, что может существовать другое мнение, особенно если оно противоположное. Даже если он вдруг примет чужую точку зрения, то однозначно будет считать ее неправильной.
  • Оставление последнего слова за собой. Человек уверен, что именно он должен делать выводы и определять, что делать дальше и как обстоят дела.
  • Неумение извиняться и просить прощение.
  • Убежденность в виновности других людей и окружающей среды в собственных бедах. Если что-то не получается, виноваты другие люди. Если индивид достигает успеха, значит, это все благодаря ему самому.
  • Постоянное соперничество с окружающими за право называться самым лучшим.
  • Стремление быть идеальным и не совершать промахов.
  • Высказывание своего мнения даже тогда, когда его не спрашивают. Человек уверен, что другие люди всегда желают слышать его мнение.
  • Частое употребление местоимения «я».
  • Наступление раздражительности и чувства «выбитого из колеи» при наступлении неудач и промахов.
  • Пренебрежительное отношение к чужой критике. Человек считает, что критика является неуважением по отношению к нему, поэтому не обращает на нее внимания.
  • Неумение просчитывать риски. Человек всегда готов браться за трудные и рискованные дела.
  • Боязнь показаться перед окружающим слабым, неуверенным в себе, беззащитным.
  • Чрезмерный эгоизм.
  • Личные интересы и увлечения, которые ставятся всегда на первое место.
  • Склонность к перебиванию, поскольку предпочитает больше говорить, нежели слушать.
  • Склонность к поучению других, даже если речь идет о какой-то мелочи. Происходит это даже тогда, когда его не просят ничему поучать.
  • Тон высокомерного характера, а просьбы – приказного.
  • Стремление быть во всем самым-самым и лучшим, первым. В противном случае он впадает в депрессию.

Люди с завышенной самооценкой

Выявить людей с завышенной самооценкой достаточно легко по их высокомерному и надменному поведению. В глубине души они могут ощущать одиночество и тоску, неудовлетворенность собой. Однако на внешнем плане они всегда стараются быть на высоте. Чаще они не являются лучшими, однако всегда себя такими воспринимают и стремятся казаться быть. К окружающим при этом они могут относиться , высокомерно, вызывающе, надменно.

Если пообщаться с человеком с завышенной самооценкой, то можно проследить одну линию – он хороший, а другие люди плохие. Причем это происходит постоянно. Человек с завышенным оцениванием самого себя видит в себе только достоинства. А когда речь заходит о других, то здесь он готов говорить только об их недостатках и слабых сторонах. Если разговор начинает идти в сторону того, что другие хорошие, а он оказывается в чем-то плох, тогда впадает в или агрессию.

Таким образом, критика в их адрес всегда провоцирует отрицательные эмоции. Они начинают негативно относиться к тем, кто их критикует.

Единственное, что они ждут от окружающих, — это подтверждение позиции того, что они во всем превосходят. Это происходит через похвалу, одобрение, восхищение и прочие проявления в адрес людей с завышенной самооценкой.

Причины завышенной самооценки

Самооценка начинает формироваться с детства, поэтому причины ее завышенности можно найти в неправильном воспитании. Завышенная самооценка является результатом поведения родителей, которые постоянно восхищаются, умиляются и во всем потворствуют своему чаду. Что бы он ни сделал, все является правильным. Каким бы он ни был, в нем все хорошо. В итоге у ребенка формируется мнение о собственном «Я» как абсолютно идеальном и совершенном.

Завышенная самооценка у девушки является зачастую гипертрофированной, когда она вынуждена занимать свое место в мужском мире. Нередко она основывается на внешних данных: красавицы всегда переоценивают себя, нежели не красавицы.

У мужчин завышенная самооценка формируется на уверенности в том, что они являются центром Вселенной. Если это подтверждается поведением других людей, особенно женщин, тогда самооценка растет. Такие мужчины часто являются нарциссами.

Людей с завышенной самооценкой среди мужчин намного больше, чем среди женщин, что психологи связывают с нормами воспитания обоих полов.

Завышенная и заниженная самооценки

Противоположностью завышенной самооценки является заниженная. Самооценка – внутреннее оценивание человека себя, своего потенциала, жизненной позиции и социального статуса. Это влияет на то, как он будет жить, относиться к себе и к окружающим.

  • Завышенная самооценка характеризуется неправильным оцениванием самого себя в сторону возвышения. Человек не видит себя реального, а оценивает надуманный образ. Он считает себя во всем лучше других. Он идеализирует свой потенциал и внешние данные. Человеку кажется, что его жизнь должна быть лучше других. Вот почему он готов идти по головам даже друзей и родных.
  • Заниженная самооценка является следствием тоже неправильного воспитания, однако когда родители постоянно утверждали, что ребенок плохой и другие детки лучше него. Она характеризуется негативным оцениванием себя и своего потенциала. Нередко она основывается на мнении окружающих или на самовнушении.

Завышенная и заниженная самооценки являются крайностями, когда человек не видит реального положения дел.

Вот почему предлагается убирать перекосы в своем характере. К примеру, завышенную самооценку предлагают убирать такими методами:

  1. Прислушиваться к чужому мнению и считать его тоже правильным.
  2. Слушать окружающих молча.
  3. Видеть собственные недостатки, которые часто скрываются за ширмой завышенной самооценки.

Завышенная самооценка у ребенка

Формирование завышенной самооценки у ребенка начинается с детства, когда малыш подчиняется родительскому воспитанию. Она формируется на поведении родителей, которые восхищаются любыми мелочами, которые проявляет малыш – его уму, сообразительности, первому шагу и т. д. Родители словно игнорируют его недостатки, никогда не наказывают, а во всем и всегда поощряют.

Неумение ребенка видеть за собой недостатки приводит к отсутствию социализации. Когда он попадает в группу сверстников, то не может понять, почему им не восхищаются, как это делали родители. Среди других детей он является «одним из», а не «самым-самым». Это может вызвать агрессию по отношению к детям, которые могут быть при этом в чем-то лучше него.

В результате у ребенка появляется множество трудностей в налаживании контактов с окружающими. Он не хочет понижать свою самооценку, при этом агрессивно относится ко всем, кто кажется лучше него или критикует.

Чтобы не развивать в ребенке завышенной самооценки, родителям следует понимать, когда и за что хвалить его:

  • Хвалить можно за поступки, которые малыш сам совершил.
  • Не хвалят за красоту, игрушки, одежду и пр.
  • Не хвалят за все подряд, даже за самое мелочное.
  • Не хвалят за чувство жалости или желание понравиться.

Итог

Все люди обладают самооценкой. По частоте распространения завышенная самооценка стоит на втором месте. Кажется, что лучше обладать ею, нежели заниженной самооценкой. Однако нередко итогом неадекватной завышенной самооценки является резкий переход ее к заниженной.


В своей практике я постоянно сталкиваюсь с вопросом, которые мне задают клиенты: "Почему так ко мне относятся люди, что не так с моей самооценкой?" Для начала давайте разберёмся, что такое самооценка в принципе. Это оценка самого себя, своих достоинств и недостатков. Самооценка бывает:

  • заниженная – недооценивание собственных сил;
  • завышенная – переоценивание собственных сил;
  • нормальная – адекватное оценивание себя, собственных сил в определённых жизненных ситуациях, в постановке своих целей и задач, адекватном восприятии мира, в общении с людьми.

Каковы признаки заниженной самооценки?

  1. Отношение окружающих как показатель. Как человек относится к себе, так и другие относятся к нему. Если он себя не любит, не уважает и не ценит, то сталкивается с таким же отношением к себе людей.
  2. Неспособность управлять собственной жизнью. Человек считает, что не справится с чем-то, не может принять решение, колеблется, думает, что от него ничего не зависит в этой жизни, а зависит от обстоятельств, других людей, государства. Сомневаясь в своих возможностях и силах, он либо ничего не делает вообще, либо перекладывает ответственность за выбор на других.
  3. Склонность к обвинению окружающих или самобичеванию. Такие люди не умеют брать ответственность на себя за свою жизнь. Когда им выгодно, они занимаются самобичеванием, чтобы их пожалели. А если хотят не жалости, а самооправдания, то обвиняют во всем окружающих.
  4. Стремление быть хорошим, угодить, понравиться, подстроиться под другого человека в ущерб себе и своим личным желаниям.
  5. Частые претензии к другим. Некоторым людям с заниженной самооценкой свойственно жаловаться на других, постоянно обвинять их, снимая тем самым ответственность за неудачи с самих себя. Ведь недаром говорят, что лучшая защита – это нападение.
  6. Акцентирование внимания на своих недостатках, а не достоинствах. В частности Чрезмерная критичность к своему внешнему виду. Признаком заниженной самооценки является придирчивость к своей внешности, постоянное недовольство своей фигурой, цветом глаз, ростом и телом в принципе.
  7. Перманентная нервозность, беспочвенная агрессия. И наоборот – апатия и депрессивные состояния от потери себя, смысла жизни, случившейся неудачи, критики со стороны, несданного экзамена (собеседования) и пр.
  8. Одиночество или наоборот – страх одиночества. Ссоры в отношениях, чрезмерная ревность, как результат мысли: "Такого как я нельзя полюбить".
  9. Развитие пагубных пристрастий, зависимостей как способ временного ухода от реальности.
  10. Сильная зависимость от мнения других людей. Неумение отказывать. Болезненная реакция на критику. Отсутствие/подавление собственных желаний.
  11. Замкнутость, закрытость от людей. Чувство жалости к себе. Неумение принимать комплименты. Постоянное состояние жертвы. Как говорится, жертва всегда найдёт себе палача.
  12. Обостренное чувство вины. Критические ситуации он примеряет на себя, не разделяя своей вины и роли сложившихся обстоятельств. Любую разборку принимает по отношению к себе как к виновнику ситуации, ведь это будет "лучшим" подтверждением его неполноценности.


Как проявляется завышенная самооценка?

  1. Высокомерие. Человек ставит себя выше других: "Я лучше, чем они". Постоянное соперничество как способ это доказать, "выпячивание" напоказ своих достоинств.
  2. Закрытость как одно из проявлений высокомерия и отражения мысли, что остальные стоят ниже его по статусу, интеллекту и прочим качествам.
  3. Уверенность в собственной правоте и постоянное доказывание этого как "соль" жизни. Последнее слово всегда должно оставаться за ним. Стремление контролировать ситуацию, играть доминирующую роль. Всё должно делаться так, как он считает нужным, окружающие должны плясать под его "дудку".
  4. Постановка завышенных целей. Если они не достигаются, наступает фрустрация. Человек страдает, впадает в депрессию, апатию, гнобит себя.
  5. Неумение признавать свои ошибки, извиняться, просить прощение, проигрывать. Страх оценки. Болезненная реакция на критику.
  6. Боязнь совершить ошибку, показаться слабым, беззащитным, неуверенным в себе.
  7. Неумение просить помощи как отражение страха показаться беззащитным. Если просит помощи, это больше похоже на требование, приказ.
  8. Акцентуация только на себе. Ставит собственные интересы и увлечения на первое место.
  9. Желание учить жизни окружающих, "тыкать" их в совершенные ими ошибки и показывать, как надо на примере самого себя. Самоутверждение за счет других. Хвастливость. Излишняя фамильярность. Заносчивость.
  10. Преобладание в речи местоимения "я". В разговорах больше говорит, чем случаешь. Перебивает собеседников.


По каким причинам могут происходить сбои в самооценке?

Детские травмы , причинами которых может стать любое значимое для ребёнка событие, а источников существует огромное количество.

Эдипов период . Возраст от 3 до 6-7 лет. На бессознательном уровне ребёнок отыгрывает партнёрские отношения со своим родителем противоположного пола. И то, как ведёт себя родитель, отразится на самооценке ребёнка и его выстраивании сценария взаимоотношений с противоположным полом в будущем.

Подростковый период . Возраст 13 до 17-18 лет. Подросток ищет себя, примеряя на себя маски и роли, выстраивая свой жизненный путь. Он пытается себя найти, задавая вопрос: "Кто я?"

Определённые отношения к детям от значимых взрослых (недополучение ласки, любви, внимания), в результате которых дети могут начать чувствовать себя ненужными, неважными, нелюбимыми, непризнанными и т.д.

Некоторые паттерны поведения родителей , которые впоследствии переходит к детям и становится уже их поведением в жизни. Например, низкая самооценка у самих родителей, когда эти же проекции накладываются и на ребенка.

Единственный ребёнок в семье , когда все внимание сосредоточено на нем, все только для него, когда имеет место неадекватная оценка родителями его способностей. Отсюда идёт завышенная самооценка, когда ребёнок не может адекватно оценить свои силы и способности. Он начинает считать, что весь мир только для него, все ему должны, происходит акцентуация только на себе, взращивание эгоизма.

Низкая оценка родителями и родными ребенка , его способностей и действий. Ребёнок пока сам не способен оценивать себя и составляет мнение о себе по оценке значимых для него людей (родителей, бабушек, дедушек, теть, дядь и т.д.). В результате происходит выстраивание у ребёнка низкой самооценки.

Постоянная критика ребёнка приводит к низкой самооценке, низкому самоуважению и закрытости. При отсутствии одобрения творческих начинаний, восхищения ими, ребёнок чувствует непризнанность своих способностей. Если же за этим следует постоянная критика и ругань, то он отказывается что-либо творить, создавать, а значит, развиваться.

Чрезмерная требовательность к ребёнку может взрастить как завышенную, так и заниженную самооценку. Нередко родители хотят видеть ребёнка таким, каким хотели бы видеть себя. Они накладывают на него свою судьбу, выстраивая на нем проекции своих целей, которые не получилось достичь самим. Но за этим родители перестают видеть ребёнка как личность, начиная видеть лишь свои проекции, грубо говоря, себя самих, идеальных себя. Ребёнок уверен: "Чтобы родители меня любили, я должен быть таким, каким они хотят меня видеть". Он забывает о себе настоящем и может либо успешно, либо безуспешно соответствовать родительским требованиям.

Сравнение с другими хорошими детьми понижает самооценку. И наоборот, стремление угодить родителям завышает самооценку в погоне и соперничестве с другими. Тогда другие дети не друзья, а соперники, и я должен/на быть лучше других.

Гиперопека , чрезмерное взятие ответственности за ребёнка в принятии решений за него, вплоть до того, с кем дружить, что надевать, когда и что делать. В результате в ребёнке перестаёт взращиваться Я, он не знает, чего хочет, не знает, кто он, не понимает своих потребностей, способностей, желаний. Тем самым родители взращивают в нем несамостоятельность и, как следствие, низкую самооценку (вплоть до потери смысла жизни).

Желание быть таким, как родитель, которое может быть как естественным, так и вынужденным, когда ребенку постоянно повторяют: "Твои родители столько всего достигли, ты должен быть таким, как они, ты не имеешь права упасть в грязь лицом". Появляется страх оступиться, совершить ошибку, оказаться не идеальным, в результате чего самооценка может оказаться заниженной, а инициатива – убитой напрочь.

Выше я привела одни из распространенных причин, по которым возникают проблемы с самооценкой. Стоит добавить, что грань между двумя "полюсами" самооценки может быть достаточно тонкой. Например, переоценка себя может являться компенсаторно-защитной функцией недооценки своих сил и возможностей.

Как вы уже могли понять, большинство проблем во взрослой жизни проистекают из детства. Поведение ребенка, отношение его к себе и отношение к нему со стороны окружающих сверстников и взрослых выстраивают определенные стратегии в жизни. Детское поведение переносится во взрослую жизнь со всеми своими защитными механизмами.

В конечном итоге выстраиваются целые жизненные сценарии взрослой жизни. И это происходит настолько органично и незаметно для нас самих, что мы не всегда понимаем, почему с нами происходят те или иные ситуации, почему люди с нами так себя ведут. Мы чувствуем себя ненужными, неважными, нелюбимыми, чувствуем, что нас не ценят, нам от этого обидно и больно, мы страдаем. Это все проявляется в отношениях с близкими и родными людьми, коллегами и начальством, противоположным полом, социумом в целом.

Логично, что и низкая, и завышенная самооценка – не есть норма. Такие состояния не могут сделать вас по-настоящему счастливым человеком. Поэтому со сложившейся ситуацией необходимо что-то делать. Если вы сами чувствуете, что пора что-то менять, что хотели бы, чтобы что-то в вашей жизни стало по-другому, значит, пришло время.

Как работать с заниженной самооценкой?

  1. Составьте список своих качеств, сильных сторон, достоинств, которые вам нравятся в себе или которые нравятся вашим близким. Если не знаете, спросите у них об этом. Таким способом вы начнете видеть в себе позитивные аспекты личности, тем самым начнете взращивать самооценку.
  2. Составьте список тех вещей, которые вам приносят удовольствие. По возможности, начинайте их исполнять для себя. Тем самым вы будете взращивать любовь и заботу к себе.
  3. Составьте список своих желаний и целей и двигайтесь в этом направлении.Занятия спортом придают тонус, поднимают настроение, позволяют проявить качественную заботу о своем теле, которым вы так недовольны. Одновременно происходит выброс негативных эмоций, которые были накоплены и не имели возможности для выхода. Ну и, конечно, у вас останется объективно меньше времени и сил на самобичевание.
  4. Дневник достижений вам тоже может поднять самооценку. Если каждый раз вы будете записывать в него свои большие и самые маленькие победы.
  5. Составьте список качеств, которые бы вы хотели развить в себе. Развивайте их помощью разных техник и медитаций, коих сейчас предостаточно и в интернете, и в оффлайне.
  6. Больше общайтесь с теми, кем вы восхищаетесь, кто вас понимают, от общения с кем "вырастают крылья". Параллельно минимизируйте до возможного уровня контакты с теми, кто критикует, унижает и т.п.


Схема работы с завышенной самооценкой

  1. Для начала нужно понять, что каждый человек уникален по своему, каждый имеет право на свою точку зрения.
  2. Научитесь не только слушать, но и слышать людей. Ведь что-то тоже является важным для них, у них есть свои желания и мечты.
  3. Заботясь о других, делайте это исходя из их потребностей, а не из того как, вы считаете правильным. Например, вы пришли в кафе, ваш собеседник хочет кофе, а вы считаете, что полезней будет чай. Не навязывайте ему свои вкусы и мнения.
  4. Разрешите себе допускать ошибки и промахи. Это дает реальную почву для самосовершенствования и ценный опыт, с которым люди становятся мудрее и сильнее.
  5. Перестаньте спорить с другими и доказывать свою правоту. Возможно, вы пока не знаете, но очень во многих ситуациях каждый может быть прав по-своему.
  6. Не впадайте в депрессию, если не смогли достичь желаемого результата. Лучше проанализируйте ситуацию на предмет того, почему так случилось, что вы сделали не так, в чем причина неудачи.
  7. Научитесь адекватной самокритичности (себя, своих поступков, решений).
  8. Перестаньте соперничать с другими по любому поводу. Порой это смотрится чрезвычайно глупо.
  9. Как можно меньше выпячивайте свои достоинства, тем самым занижая других. Объективные достоинства человека не нуждаются в яркой демонстрации – они видятся по поступкам.
Есть один закон, который очень помогает мне в жизни и в работе с клиентами:

Быть. Делать. Иметь

Что это значит?

"Иметь" – это цель, желание, мечта. Это тот результат, который вы хотите видеть в своей жизни.

"Делать" – это стратегии, задачи, поведение, поступки. Это те действия, которые приводят к желаемому результату.

"Быть" – ваше ощущение самого себя. Кто вы внутри себя, по-настоящему, а не для других? Кем вы себя чувствуете.

В своей практике я люблю работать с "бытием человека", с тем, что происходит внутри него самого. Тогда "делать" и "иметь" придут сами собой, органично сложившись в ту картинку, которую человек желает видеть, в ту жизнь, которая его удовлетворяет и позволяет ощущать себя счастливым. Куда эффективней работа с причиной, а не со следствием. Устранение корня проблемы, того, что создаёт и привлекает подобные проблемы, а не облегчение текущего состояния, позволяет действительно исправить ситуацию.

К тому же, не всегда и не всеми проблема осознается, она может глубоко сидеть в бессознательном. Работа таким способом необходима для того, чтобы возвращать человека к нему самому, к его уникальным ценностям и ресурсам, его силе, его собственному жизненному пути и пониманию этого пути. Без этого невозможна самореализация в социуме и в семье. По этой причине я считаю оптимальным путем взаимодействия человека с собой терапию "бытие", а не "действие". Это не только эффективный, но и самый безопасный, наикротчайший путь.

Вам было предоставлено два варианта: "делать" и "быть", и каждый вправе сам выбирать, каким путем идти. Найдите путь к себе. Не то, что вам диктует социум, а к себе самому – уникальному, настоящему, целостному. Как вы это будете делать, я не знаю. Но я уверена, что найдёте, каким способом это будет лучше именно в вашем случае. Я нашла это в личной терапии и успешно применяю в определённых терапевтических методиках быстрого изменения и трансформации личности. Благодаря этому я нашла себя, свой путь, своё призвание.

Удачи вам в ваших начинаниях!

С уважением, психолог-консультант
Дражевская Ирина

Сформировать у учащихся представления о самооценке, ее важности в различных сферах жизни человека (общение, здоровье, профессиональный выбор).

Ход занятия

Не было, нет и не будет человека, достойного одного лишь осуждения или одной лишь хвалы.

(Древнеиндийская мудрость)

I. Беседа

Психолог:

Сегодня с вами мы поговорим о самооценке и ее роли в жизни человека. Скажите, пожалуйста, что такое самооценка? Как вы это понимаете?

В сценарии приводятся предполагаемые ответы учащихся, которые помогают лучше понять процесс развертывания действия.

Учащиеся:

Это когда человек дает себе оценку, оценивает себя.

Психолог:

А какой может быть самооценка? Как могут люди себя оценивать?

Учащиеся:

Оценка бывает плохой. Человек оценивает себя слишком критично, низко.

Психолог:

Мы можем в этом случае сказать, что самооценка у человека низкая. А как еще оценивают себя люди?

Учащиеся:

Слишком хорошо. Считают себя лучше других.

Психолог:

В таком случае, когда человек оценивает себя слишком хорошо, т.е. слишком высоко, можно говорить о высокой, завышенной самооценке.

Существует ли между низкой и высокой самооценкой некое промежуточное состояние?

Если да, то как можно назвать такую самооценку.

Учащиеся:

Нормальная.

Психолог:

Нормальная, т.е. адекватная, соответствующая самооценка. Человек оценивает себя реально. Давайте посмотрим, как это выглядит оценивание людьми самих себя на графике.

Психолог:

Как вы думаете, существуют ли в природе идеальные люди? Люди, у которых одни только “плюсы”?

Учащиеся:

Да. Нет. Так не бывает. Я - идеальный человек!

Психолог:

А есть ли люди, у которых одни недостатки? Одни “минусы”?

Учащиеся:

Да, это преступники. Нет, и у преступников тоже есть хорошие качества, только мало.

Психолог:

Как видим, мнения разделились. А как же происходит формирование самооценки на самом деле? Как человек воспринимает себя, давая себе оценку?

Продолжается работа на доске на графике.

Психолог:

Как оценивает себя человек с низкой самооценкой? Что он видит прежде всего в себе: плюсы или минусы?

Учащиеся:

Психолог:

А плюсы у него есть?

Учащиеся:

Психолог:

А что ему мешает увидеть в себе плюсы?

Учащиеся:

Возможно, отрицательное отношение к себе.

Психолог:

Таким образом, мы видим, что человек с низкой самооценкой видит в себе в первую очередь только свои минусы, т.е. недостатки: ах какая я некрасивая, ах какой я неловкий, неуклюжий, и т.д.

Минусы” чертятся на графике и обводятся.

А плюсы, т.е. достоинства, ведь они есть, существуют? Как человек с низкой самооценкой реагирует на комплименты, на похвалу? Он принимает это?

Учащиеся:

Нет. Он может сказать, что этого у него нет. А если что-то получилось, то это случайно, повезло.

Психолог:

То есть плюсы – достоинства он отвергает. А что видит в себе в первую очередь человек с завышенной самооценкой?

Учащиеся:

Продолжается работа с графиком, вычерчиваются плюсы для человека с завышенной самооценкой.

Психолог:

А как вы думаете, как он относится к своим минусам, недостаткам?

Учащиеся:

Он считает, что их у него нет. Он считает недостатки своими достоинствами.

Психолог:

То есть человек с завышенной самооценкой признает в себе наличие только плюсов, а минусов у него нет.

На доске обводятся плюсы у завышенной самооценки.

Давайте теперь посмотрим, как воспринимает себя человек с адекватной, нормальной, самооценкой. Как он относится к своим недостаткам, минусам?

Учащиеся:

Он признает в себе положительные качества. Он не страдает от того, что у него что-то не так как у других: чего-то нет или он что-то не умеет или делает хуже.

Психолог:

Можно сказать, что человек с адекватной самооценкой принимает себя таким, какой он есть: ну и что, что я не умею кататься на коньках, зато я классно рисую.

На графике психолог обводит мелом все плюсы и минусы адекватной самооценки.

Психолог:

Ребята! Как вы думаете, каким образом может влиять самооценка на жизнь человека?

Учащиеся:

Вредит. Мешает быть счастливым, удачливым. Помогает преодолевать трудности. Помогает занять положение в обществе.

Психолог:

Да, верно. Самооценка влияет на жизнь человека достаточно сильно, охватывая различные ее стороны: здоровье, общение, выбор и достижение цели. Давайте посмотрим, как же это влияние происходит, в чем проявляется.

II. Работа в группах.

Учащиеся каждого из рядов будут работать с тем или иным видом самооценки (заниженная, адекватная, завышенная). Кроме того, учащиеся одного ряда дополнительно делятся еще на три группы, по числу исследуемых позиций (здоровье, общение, выбор цели и ее достижение). В итоге формируется 9 малых групп.

Каждая группа получает для работы карточку.

Для того, чтобы сделать работу ребят более продуктивной, им в качестве вспомогательного материала предлагается подборка высказываний, отражающих особенности здоровья, взаимоотношений, успешность в жизни и т.д., людей с различными самооценками.

Порядок работы учащихся в группах.

1) Задание малым группам.

1. В течение 5-7 минут продумать ответы на поставленные вопросы, записать их в таблицу и сформулировать вывод, записав его также в нижней части таблицы.

2. Каждая малая группа представляет результаты своей работы. Организуется обсуждение.

2) Задание группам-рядам

Ребятам каждого ряда предлагается обобщить работу малых групп с учетом дополнений, сделанных в ходе обсуждения, и составить портрет-характеристику для каждого вида самооценки, отразив следующие моменты:

  • ведущие черты характера;
  • отношение к жизни в целом;
  • самореализация в жизни.

Время выполнения 10 минут. По окончании зачитываются результаты.

III. Тестирование.

Психолог:

Давайте посмотрим, какова же ваша самооценка на сегодняшний день. Ведь вам предстоит решить очень важную проблему - выбрать профессию. И самооценка при этом может иметь важное значение. В случае если вас не устроит результат диагностики, то следующей темой нашего разговора может стать вопрос, как добиться желаемой самооценки.

Проводится тестирование. Тест “Самооценка”.

Интерпретация результатов психологом.

Завершение занятия.

Литература

  1. Кондратьева О.Г., Латышенко О.Н. Дневник профессионального самоопределения. Пособие для учащихся. – Иркутск: Центр образования д. Владимировка, 2004.

Сегодня мы с вами поговорим о том, чем отличаются высокая и низкая самооценка личности . Ознакомившись с этой статьей, вы узнаете, что такое самооценка личности , для чего она нужна, какие основные функции она выполняет, каковы основные признаки и причины низкой и высокой самооценки, и много другой интересной и полезной информации на эту тему. Все это будет нам необходимо для того, чтобы в следующей статье рассмотреть, как поднять самооценку и уверенность в себе. Итак, обо всем по порядку.

Что такое самооценка личности?

Начнем с определения. Самооценка – это мнение человека о нем самом, о собственной личности, ее достоинствах и недостатках, о своих физических возможностях и духовных качествах, о своих способностях и умениях, о своей внешности, сравнение себя с другими людьми, представление о себе на фоне других.

В современном мире адекватная самооценка и уверенность в себе – это один из ключевых факторов в любом деле.

Если у человека не будет уверенности в себе – он не сможет убедить в чем-то собеседника, он не сможет повести за собой других людей, поэтому в целом, идти по намеченному пути ему будет намного сложнее.

Самооценка личности играет огромную роль в развитии человека и достижении его . Без адекватной самооценки человек вряд ли достигнет успеха в делах, построит карьеру, будет счастлив в личной жизни, вообще чего-то добьется.

Функции самооценки.

Психологи выделяют 3 основных функции самооценки личности:

  1. Защитная функция. Самооценка личности формирует степень независимости человека от чужого мнения, а уверенность в себе дает возможность чувствовать себя относительно защищенным от влияния каких-либо внешних неблагоприятных факторов.
  2. Регуляторная функция. Самооценка дает человеку возможность совершать выбор и регулировать свой жизненный путь: самостоятельно ставить себе и следовать своим, а не чужим целям.
  3. Развивающая функция. Благодаря самооценке, человек развивается и совершенствуется, поскольку она выступает своего рода мотивирующим фактором для .

Низкая, высокая и завышенная самооценка.

Часто можно услышать такие выражения как “адекватная самооценка”, “низкая или заниженная самооценка”, “высокая самооценка”, “завышенная самооценка”. Давайте разберемся, что они означают простыми словами.

Низкая самооценка (заниженная самооценка) – это придание себе, своей личности более низких оценок и характеристик, чем они есть на самом деле.

Завышенная самооценка – это восприятие собственной личности на более высоком уровне по сравнению с реальностью.

Соответственно, адекватная, идеальная, высокая самооценка – это максимально объективное и реальное оценивание собственной личности, восприятие ее такой, какая она есть: не лучше, и не хуже.

И заниженная, и завышенная самооценка мешают человеку развиваться, только проявляется это по-разному. Людей с адекватной, высокой (но не завышенной!) самооценкой, на самом деле, очень мало. Множественные исследования психологов доказали, что чаще всего люди обладают именно низкой самооценкой, что и является одной из наиболее серьезных причин их жизненных неудач. В том числе, применительно к тематике сайта Финансовый гений – и низкого уровня . Поэтому людям, у которых она занижена, очень важно задуматься о повышении самооценки, и не просто задуматься, а начать действовать в этом направлении.

Признаки низкой самооценки.

Поскольку человеку всегда трудно объективно оценить себя, давайте рассмотрим характерные признаки, которые указывают на то, что у него заниженная самооценка.

  • Постоянная неудовлетворенность собой, своей работой, семьей, жизнью в целом;
  • Постоянная самокритика и самокопание;
  • Повышенная чувствительность к критике и замечаниям других людей, сильная реакция на критику;
  • Сильная зависимость от мнения окружающих;
  • Желание действовать в соответствии с распространенными стереотипами, поиск одобрения со стороны окружающих, желание всем угодить, желание оправдывать свои действия перед окружающими;
  • Нерешительность, боязнь совершения ошибок, сильные расстройства и переживания после совершения ошибки;
  • Сильное чувство ревности, особенно – без повода;
  • Сильное чувство зависти к успехам, достижениям, жизни других людей;
  • Постоянные обиды, в т.ч. по пустякам;
  • Недовольство своим внешним видом;
  • Враждебный настрой к окружающему миру (все вокруг – враги);
  • Постоянное чувство страха и позиция защиты;
  • Ярко выраженный пессимистический настрой.

Чем больше этих признаков вы нашли у себя, тем сильнее вам следует задуматься о том, как поднять самооценку и обрести уверенность в себе.

Проблемы и трудности возникают в жизни абсолютно любого человека, но важна разница в их восприятии. Человек с низкой самооценкой воспринимает все временные проблемы как постоянные, как свою “тяжелую судьбу”, и поэтому всегда настроен негативно и пессимистично. В результате все это может даже стать причиной серьезных психических расстройств. В то время как человек с адекватной самооценкой стремится преодолевать возникающие трудности и , делая для этого все возможное.

Зачем нужна высокая самооценка?

Теперь давайте еще раз остановимся на том, почему так важна адекватная, высокая самооценка. У многих людей сложилось стереотипное мнение, что высокая самооценка – это плохо, что нужно “знать себе место и сидеть, не высовываться”. И такое убеждение, кстати, тоже является одним из признаков низкой самооценки.

На самом деле, заниженная самооценка личности порождает очень проблем, становится причиной развития комплексов и даже психических расстройств, а главное – очень сильно мешает человеку развиваться и двигаться вперед. Просто потому, что он не уверен в том, что сможет пройти какие-то определенные шаги. Такие люди “плывут по течению”, и главное для них – чтобы их никто не трогал.

Высокая самооценка, наоборот, открывает путь к достижениям, к новым вершинам, новым направлениям деятельности.

Есть еще один немаловажный момент: если у человека низкая самооценка, другие люди никогда не будут оценивать его высоко (а это для него, как вы помните, важно!). В то время как человека с высокой самооценкой всегда знают и уважают, его мнение ценят, к нему прислушиваются.

Люди начнут вас ценить и уважать, только когда у вас будет адекватная высокая самооценка и уверенность в себе. Верьте в себя, и тогда другие поверят в вас!

Признаки высокой самооценки.

Теперь, по аналогии, давайте выделим главные признаки того, что у вас высокая самооценка, вы смогли ее поднять, либо она такая и была (в этом случае вы – молодец!).

  • Вы всегда уверены в себе, своих силах и возможностях;
  • Вы принимаете себя таким, какой вы есть;
  • Вы не боитесь совершать ошибки, вы учитесь на них, воспринимаете как опыт, и двигаетесь дальше;
  • Вы спокойны, когда вас критикуют, различаете конструктивную и деструктивную критику;
  • Вы легко вступаете в контакт и находите общий язык с разными людьми, не боитесь общения;
  • Вы всегда имеете собственную точку зрения по каким-либо вопросам;
  • Вы стремитесь к саморазвитию и самосовершенствованию;
  • Вы, как правило, достигаете успеха в своих начинаниях.

Причины низкой самооценки.

Чтобы говорить о том, как повысить самооценку и уверенность в себе, необходимо также знать причины низкой самооценки, поскольку устранить причину эффективнее, чем бороться с последствиями. Что интересно, эти причины могут быть самого разного характера, начиная от генетической предрасположенности, заканчивая социальной средой, условиями, в которых растет и развивается человек. Давайте их рассмотрим.

Причина 1 . Неправильное воспитание. Очень многих людей родители воспитывали только “кнутом”, постоянно ругая, сравнивая не в лучшую сторону с другими детьми. Естественно, у такого ребенка с самого детства формируется низкая самооценка: он ничего не может, он плохой, он неудачник, другие лучше.

Причина 2 . Череда неудач или психологическая травма. Бывает, что у человека часто случаются неудачи, и особенно когда их много, и они идут чередой, он начинает воспринимать это как закономерность, собственную слабость, собственное бессилие. Либо же это может быть одно, но очень значимое событие, которое психологи называют “психологической травмой”. Особенно ярко это бывает выражено, опять же, у детей и подростков (а именно в раннем возрасте преимущественно и формируется самооценка личности). Соответственно, у человека формируется заниженная самооценка: он не может быть уверен в себе и заранее “программирует” себя на неудачи.

Причина 3 . Отсутствие жизненных целей. Очень серьезная причина низкой самооценки. Если у человека отсутствуют четко выраженные – ему не к чему стремиться, незачем развиваться. Такой человек ведет пассивный образ жизни, никак не развивая свои личностные качества. Он не мечтает, не заботится о своей внешности и своем благосостоянии, и у такого человека часто не просто низкая самооценка, а вообще отсутствующая.

Причина 4 . Окружение и социальная среда. На формирование самооценки личности огромное влияние оказывает окружение и среда, в которой находится человек. Если он растет и развивается среди аморфных людей без целей, плывущих по течению, он скорее всего, сам будет таким же, низкая самооценка ему обеспечена. Но если его окружают амбициозные, постоянно развивающиеся и успешные люди, являющиеся хорошим примером для подражания, человек будет стремиться не отставать от них, и у него скорее сформируется адекватная, высокая самооценка.

Причина 5 . Проблемы с внешностью или здоровьем. И, наконец, еще одна существенная причина низкой самооценки – это наличие определенных дефектов внешности или видимых проблем со здоровьем (лишний вес, слабое зрение и т.д.). Опять же, с ранних лет такие люди могут подвергаться насмешкам и оскорблениям, поэтому у них часто формируется низкая самооценка, что мешает на протяжении всей взрослой жизни.

Теперь вы имеете определенное представление о том, что такое самооценка личности, чем отличаются низкая и высокая самооценка, каковы их признаки и причины. А в следующей статье мы будем говорить о том, как поднять свою самооценку, если она занижена.

Следите за обновлениями! До новых встреч на !