Видны ли признаки умственной отсталости до года. Умственная отсталость (олигофрения)

Умственная отсталость у детей, симптомы которой начинают проявляться в возрасте около 3,5 лет, может быть вызвана различными причинами. Факторы возникновения патологии интеллектуального развития разнообразны, но чаще всего это:

  1. Органическое поражение мозга при родах.
  2. Детский церебральный паралич.
  3. Генетические нарушения обмена веществ.
  4. Синдром Дауна (транслокационный или трисомия по 21 паре хромосом).
  5. Нейроинфекция, повлекшая за собой обширное поражение нейронов (нейросифилис, туберкулезный менингит, вирусный энцефалит).
  6. Интоксикация тяжелыми металлами и прочими чужеродными веществами, особенно в раннем возрасте.
  7. Гидроцефалия.
  8. Эндокринопатии (нарушение деятельности щитовидной железы).
  9. Рубивирусная инфекция во время беременности (краснуха).
  10. Коматозные состояния, вызванные длительной гипоксией мозга.

При микроцефалии, пороке внутриутробного развития, уменьшен объем мозга, а, соответственно, снижено количество нейронов и связей между ними. Гидроцефалия - это отек мозга, сопровождающийся повышением давления внутри черепной коробки. Гидростатическое давление повреждает нейроны и также может приводить к умственной отсталости. Перенесенные инфекции центральной нервной системы в некоторых случаях отражаются на умственных способностях ребенка.

Признаки

Признаки умственной отсталости у детей заключаются в слабой способности к обучению, а также в отсутствии или ослаблении реакции ребенка на слова родителей, снижении памяти, логического мышления. Построение связей между событиями в жизни нарушено.

Восприятие информации затруднено, что связано с нарушением процессов запоминания, кратковременной и долговременной памяти. Речевые, поведенческие и гигиенические навыки недоразвиты. К школьному возрасту крайне тяжело осваивают навыки чтения, счета, а также письма.

Наблюдается отставание в умственном развитии, течение которого может прогрессировать, регрессировать или быть стабильным. Эмоциональная сфера у маленьких пациентов при этом, как правило, не задета, дети способны испытывать как негативные, так и позитивные эмоции. Способность к самообслуживанию зависит от степени умственной недостаточности отдельного ребенка. Выделяют несколько степеней умственных нарушений.

Легкая степень умственной отсталости

Легкая степень умственной отсталости (код F70 по МКБ-10). Такие дети характеризуются сохраненной способностью к обучению, но сниженным потенциалом памяти по сравнению со здоровыми детьми. Ребенок с легкой степенью умственной отсталости может неправильно оценивать поступки и чувства других людей, что делает болезнь похожей на синдром Аспергера.

Дети испытывают проблемы в социальных навыках (общении, играх с другими детьми) и чувствуют свою неполноценность, они зависимы от родителей. Правильный подход педагога в обучении такого ребенка улучшит прогноз заболевания. Легкая умственная отсталость, симптомы которой не мешают обучению самообслуживанию, поддается корректировке в спецшколах 8 вида.

В результате чего вырастающие дети при достижении взрослого возраста способны к работе и овладению простейшими навыками ведения домашнего хозяйства, письма. Им доступен физический труд и монотонная работа без необходимости принятия решений. По достижению 18-летия государство выдает таким пациентам жилье.

Умеренная умственная отсталость

Умеренная умственная отсталость (F71 по МКБ-10) характеризуется меньшей независимостью от помощи других людей, чем при легкой степени. Однако социальные навыки при соответствующей корректировке также прививаются, хоть дети и сохраняют зависимость от родителей и опекунов.

Во взрослом возрасте способны к труду, преимущественно, физическому, не требующему сложного координирования действий. Признаки умственной отсталости у взрослых пациентов: некоторая заторможенность мыслительных процессов, медлительность в движениях, отсутствие критичности мышления.

Тяжелая степень отсталости

При тяжелой степени (шифр МКБ: F72) речь пациента ограничивается парой десятков слов для выражения собственных потребностей. Имеются также двигательные нарушения, походка дискоординирована. Процесс запоминания окружающих предметов затруднен и требует многократного повторения. Прививаются навыки счета видимых предметов. По достижению взрослого возраста люди не способны полностью нести ответственность за себя и нуждаются в опеке, обеспечиваемой психоневрологическими интернатами.

Глубокая умственная недостаточность (F73) может проявляться тяжелыми двигательными нарушениями. Пациенты отстают в физическом развитии, речь их не сформирована. Дети часто страдают энурезом. Во взрослом возрасте опеку таких больных осуществляют психоневрологические интернаты.

Диагностика

Умственная отсталость, симптомы которой схожи с признаками других заболеваний психо-интеллектуальной сферы, нуждается в дифференциальной диагностике с такими заболеваниями, как:

  • синдром Аспергера;
  • социопедагогическая запущенность (синдром Маугли) и интенсивные психотравмы;
  • печеночная энцефалопатия.

Как определить умственную отсталость у ребенка? Врачи психоневрологи используют различные методики для проверки интеллектуальных способностей ребенка: оценку бытовых навыков, социальной адаптации. Изучается анамнез беременности ( , краснуха у матери), перенесенных нейроинфекций, черепно-мозговых травм.

Проводится тест на умственную отсталость (IQ), определяющий коэффициент интеллекта в баллах. Осуществляется оценка восприятия ребенком художественных образов на картинках, способности к обучению, в т.ч. к счету и речи, состояния психического развития ребенка. Анализируется степень координированности движений.

У моей старшей дочери легкая умственная отсталость. Этот диагноз нам поставили, а спустя три года и повторили, в шестой психиатрической больнице города Москвы (сейчас она как-то по другому стала называться, типа центр охраны психического здоровья детей и подростков). До этого была выраженная задержка речевого развития - ребенок не говорил фактически до 4 лет. Задержка эта, в свою очередь, сопровождалась запоздалым психомоторным развитием. Дочь самостоятельно села только месяцев в 9, начала ползать к году, пошла полностью самостоятельно только в год и четыре месяца.

Собственно, лет до 3-х ребенок почти не отличался от сверстников, разве что была несколько более медлительной. Дочь не была истеричной, не делала чего-то экстра-неадекватного, просто не говорила. Я была глупа и верила, когда мне говорили - не переживай, заговорит. Запаниковала только в три года. Присоветованный знакомыми невролог прописала Энцифабол и /pharmacy/30155-pantogam . Позже - /pharmacy/2477-cortexin . Как результат лечения, появились слоги, но слов не было.

В четыре года стали заниматься с дефектологом, вот здесь уже эффект был весьма заметен - появились слова в активном запасе, дочь стала повторять новые слова и фразы. В возрасте пяти лет дочь жила со своим отцом (моим бывшим мужем) в другом городе, ходила в сад. Там дефектолога не было - занимались с садиковским логопедом. Эффект как таковой отсутствовал, год оказался потерян.

С шести до семи лет занимались в Москве в «Зеленой ветке». Дефектолог там была чудесная, а вот с логопедом нам не повезло - эффекта от занятий практически не было. В этот же год нас отправили на ПМПК, специалисты которой, пообщавшись с ребенком, никак не хотели давать направление в логопедическую школу. Просили заключение психиатра.

Заключение психиатра, а точнее комиссии шестой психиатрической больницы, было - умственная отсталость легкой степени без указаний на нарушение поведения, обусловленная другими уточненными причинами. Как я понимаю, эта причина ОНР. Ранее нам писали ОНР какой-то там степени (кажется 1-ой), сейчас это элементы ОНР. Также в анамнезе стертая дизартрия, нарушение формирование письменной речи.

Как и многие родители, услышав диагноз УО, я вначале не поверила, а потом расстроилась. Тут еще и отчетливо стали прорисовываться перспективы попасть школу 8 вида. Снова расстройство. Но так или иначе, пошли мы именно в такую школу.

Отдельно скажу о школе. Тогда она мне показалась очень неплохой - маленькая наполняемость классов, хорошее оборудование, наличие группы продленного дня и т. д. Было лишь одно но - в классе были дети с ОООчень разными диагнозами: синдром Дауна, аутизм, УО разной степени. В итоге, и я это поняла гораздо позже, образовательный процесс был ориентирован на самых слабых детей. Мой ребенок был отличником, и это при том, что писала (и пишет)

она с грубейшими ошибками, решать задачи не может ВООБЩЕ. Единственное, что читает весьма неплохо даже для обычной школы.

Но именно в этой школе нам невероятно повезло с логопедом - за два года она успела поставить звуки «к», «л», «ш», «ж» «ц», «ч», «щ», частично «р»… Да, у нас не было фактически половины алфавита. За первый школьный год словарный запас у дочери очень и очень расширился, но сама речь была жутко аграмматичной. Логопед даже сказала, что, скорее всего, аграмматизм у нее останется. Но, к счастью, после летних каникул дочь как-то резко правильно склонять слова, изменять их по родам, числам и т. д.

Третий класс мы также дополнительно занимались с логопедом, отметить чего-то значительного не могу, автоматизировали все шипящие.

Сейчас у нас новая школа (мы переехали жить в деревню) и новый логопед. С одной встречи стало понятно, что она специалист экстра-класса - обратила внимание на то, на что должным образом, не обращал внимание ни один предыдущий специалист. У ребенка зажаты мышцы лица, что, как я понимаю, и является причиной стертой дизартрии. Для меня стало открытием, что у дочери практически отсутствует мимика. Нет, она, конечно, и улыбается, и хмурится, но эмоции на лице видны не так ярко, как у большинства людей. И, к примеру, мой ребенок не может изобразить удивление с помощью бровей.

Наш новый логопед сказала, что перво наперво займется устранением этого зажима, а уже потом доработкой звуков. Что очень порадовало, так это ее уверенность, что с нашей речью будет ПОЛНЫЙ порядок. При регулярных занятиях нечеткость произношения уйдет!!! Сейчас каждый день делаем специальные упражнения для расслабления мышц.

Что касается учебы, то в новой школе мы пошли не в четвертый, а в третий класс. Сказалось ориентация в московской школе на наименее сильных детей, а также то, что наша учительница прямо заявляла, что «ТАКИЕ» дети не способны овладеть математикой. Но ведь программа для школ 8 вида составляется под таких детей, значит же могут… Оценки по русскому языку и по математике, в основном, 3 или 4, по литературному чтению, устной речи, живому миру - преимущественно 5. Сейчас учим таблицу умножения на 2 и на 3, пока просто проговариваем, а далее будем и прописывать, трудные слова из орфографического словаря.

В социальном плане дочь развита неплохо: умеет поддержать разговор, в том числе и с незнакомыми людьми, легко пользуется сотовым телефоном, скайпом, находит что ей нужно в поисковых системах. С другими детьми не конфликтна, поддерживает игры (свои предлагает редко), стремится всех пригласить в гости. Что расстраивает, так то строптивость и дух противоречия в отношении со мной. Ну, это, наверное, для многих детей ее возраста характерно. Как говорится, в своем отечестве....