Выступление "вредные привычки". Выступление на тему "зож"

МОУ СОШ № 16

село Александровское

Ставропольский край

«Здоровый образ жизни! - Твой выбор»

(из опыта работы)

Учитель начальных классов

Кошелева Лариса Алексеевна

Здравствуйте! При встрече люди обычно говорят это хорошее слово, желая друг другу здоровья. Вот и я обращаюсь к вам – здравствуйте, дорогие участники, гости. Вот и я в начале моего выступления хочу вам пожелать самого главного и необходимого для каждого человека - это здоровья.

Мы будем говорить о здоровье, здоровом образе жизни.

Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.

Здоровье человека – это главная ценность в жизни. Его не купить ни за какие деньги! Будучи больным, вы не сможете воплотить в жизнь свои мечты, не сможете отдать свои силы на преодоление жизненных задач, не сможете полностью реализоваться в современном мире.

Жизненный опыт показывает, и каждый может найти множество тому подтверждений, что заботиться о своем здоровье люди обычно начинают только после того, как недуг даст о себе знать. Можно предотвратить все заболевания гораздо раньше, и для этого не потребуется каких-то сверхъестественных усилий.

Нужно всего лишь вести здоровый образ жизни! Что это значит?

Здоровый образ жизни предполагает оптимальный режим труда и отдыха, правильное питание, достаточную двигательную активность, личную гигиену, закаливание, искоренение вредных привычек, любовь к близким, позитивное восприятие жизни. Он позволяет до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.

Ятретий год работаю по программе, которую составила сама по теме “Воспитание здорового образа жизни ”.

Цель:

Пропаганда здорового образа жизни школьников.

Основная задача – воспитывать в детях потребность в здоровом образе жизни.

Формирование знаний о вредных привычках.

Воспитание самосознания и самооценки учащихся, чувства ответственности за свою жизнь и жизни окружающих.

Расширить представление о здоровом образе жизни, о том к каким последствиям может привести курение, употребление алкоголя и наркотических средств.

Часть внеклассных мероприятий должна быть направлена на сохранение здоровья младших школьников, на предотвращение вредных привычек, на организацию безопасности жизнедеятельности организации.

Для эффективности внеклассной работы в этом направлении я использую следующие формы работы:

Просмотр видеороликов из журнала «Ералаш», которые отражают ситуации борьбы людей с собственными пороками и пути их преодоления;

Выступления учащихся других классов;

Тематические викторины, устные журналы;

Выставки рисунков, акции в защиту природы от вредных привычек человека;

Нравственные классные часы;

Интерактивные игры;

Спортивные конкуры, соревнования, олимпиады;

Утренники, викторины;

Экскурсии и походы;

Тематические консультации по вопросам сохранения здоровья учащихся «Трудности физической адаптации учащихся в школе», «Режим дня школьника и как научиться его выполнять.

Основные направления моей программы таковы:

3 класс

«Здоровые и вредные привычки»

Цель: сформировать понятие того, что наше здоровье зависит от каждого из нас.

Воспитание навыков и привычек культурного поведения;

Формирование привычки внимательного, доброго отношения к людям, уважение к старшим;

Формировать представление о пользе и вреде привычек, ответственное отношение к своему здоровью, закрепить полезные привычки;

Ориентировочные мероприятия

    Тяни-толкай (спортивные соревнования).

    Как отдыхать летом на природе (беседа).

    Делу – время, потехе – час (праздник).

    Веселые приключения Стообеда (внеклассное занятие).

    Конкурс “Слава богатырская”. Эстафета ловких (спортивные соревнова

    Путешествие Незнайки в Мойдодырию (викторина).

Здоровый образ жизни в целом, физическая культура и спорт в частности, становятся социальным феноменом, объединяющей силой и национальной идеей, способствующей развитию сильного государства и здорового общества.

С чего же должен начинаться наш день, чтобы с утра уже мы позаботились о своём здоровье?

С зарядки!

Иесли дети дома не уделили этому время, то в классе день начинается с проведения зарядки. В классе спортивный сектор или дежурные проводят комплекс упражнений, чтобы взбодриться и настроиться на учебный день.

Слайд.

На уроках провожу физминутки.

СЛАЙД

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

    Температурный режим

    Проветривание

    Освещение

    Предупреждение утомления и переутомления

    Чередование видов деятельности

    Своевременное и качественное проведения физминуток

    Соблюдение правильной рабочей позы

КЛАССИФИКАЦИЯ ФИЗМИНУТОК

    Физминутки – разминки (двигательно-речевые);

    Упражнения для глаз;

    Пальчиковая гимнастика;

    Релаксационные упражнения.

ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ФИЗМИНУТОК

    Подвижная игра;

    Имитация трудовых действий;

    Произнесение чистоговорок, сопровождающееся действиями;

    Физминутки в форме психофизической гимнастики, когда дети мимикой, жестами и движениями изображают разных животных.

Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторять 4 - 5 раз.

Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторять 4 - 5 раз.

Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1 - 4, потом перенести взор вдаль на счет 1 - 6. Повторять 4 - 5 раз

В среднем темпе проделать 3 - 4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторять 1 - 2 раза.

На устных предметах во время урока дети, которые устали сидеть могут встать постоять некоторое время.

-Играем в подвижные игры на переменах.

-Классные часы на темы здоровье сбережения.

-Выставки рисунков о здоровье.

Причиной формирования определенного отношения к здоровью у ребенка являются сами взрослые как носители определенных физических и психологических качеств. На родительских собраниях я с родителями провожу информационные минутки о соблюдении детьми режима дня, о выполнении гигиенических требований, о вредных привычках у взрослых, которые со временем могут появиться у детей. Человек, который сам не выглядит здоровым или пренебрежительно относится к своему здоровью, не может сформировать правильные отношения к здоровью у ребенка. Формирование у ребенка навыков безопасного для жизни и здоровья поведения должно строиться на воспитании тех или иных привычек. Очень важно чтобы привычки формировались во время. В 7-9 лет ребенок, не зависимо от пола, обязан после еды вымыть посуду, убрать со стола, это действие должно стать привычным.

В чём же секрет здорового образа жизни, каковы его правила?

ВЫВОД о том, что основными составляющими здорового образа жизни являются:

Отказ от курения.

Отказ от алкогольных напитков.

Отказ от наркотиков.

Занятия физкультурой и спортом, двигательная активность

Не менее важно для здоровья человека правильное питание.

Любой живой организм в силу жизнедеятельности клеток, тканей и органов непрерывно тратит входящие в состав организма вещества.

Поэтому я стараюсь, чтобы все учащиеся моего класса питались в школьной столовой и получали горячий обед. Ведь для поддержания здорового образа жизни необходимо, чтобы все эти траты покрывались пищей.

Известный русский публицист и литературный критик Д.И. Писарев уверял: «Измените пищу человека, и весь человек мало-помалу изменится».

Сон - одно из правил здорового образа жизни.

Научитесь расслабляться и уделяйте достаточно времени на полноценный сон. Он необходим нашему телу и разуму, так как «перезаряжает» их на следующий день. Во время сна, наш разум полностью отключается от других органов чувств. Когда мы лишаем себя сна, мы подвергаем себя риску возникновения депрессии, ожирения или повышению кровяного давления. Время самого продуктивного сна - это полночь. Помните: «кто рано ложится, тот рано встает». Ложитесь и вставайте в одно и то же время. Это самый простой совет выглядеть красивым, здоровым и отдохнувшим.

Необходимо добавить, что к компонентам здорового образа жизни относится еще и двигательная активность (не менее 30 минут в день). Она улучшает работу всех жизненно важных органов. Без физической нагрузки не может быть здоровья. «Последние годы в силу высокой учебной нагрузки в школе и дома и других причин у большинства школьников отмечается недостаточная двигательная активность, обусловливающая появление гипокинезии, которая может вызвать ряд серьёзных изменений в организме школьника. Мало подвижное положение за партой или рабочим столом отражается на функционировании многих систем организма школьника.» , – так считал римский поэт Гораций.

Не мене важным вредным фактором, действующим на человека, является чрезмерное увлечение и длительная работа за компьютером :

Сидячее положение в течение длительного времени;

Воздействие электромагнитного излучения монитора;

Перегрузка суставов кистей;

Стресс при потере информации.

Подводя итоги я предлагаю Вашему вниманию стихотворение: «Что такое хорошо и что такое плохо?»

Крошка сын к отцу пришел,
И спросила кроха:
«Что такое хорошо
И что такое плохо?»
Если делаешь зарядку,
Если кушаешь салат
И не любишь шоколадку –
То найдешь здоровья клад.
Если мыть не хочешь уши
И в бассейн не идешь,
С сигаретою ты дружишь –
Так здоровья не найдешь.
Нужно, нужно заниматься

по утрам и вечерам.
Умываться, закаляться,

спортом смело заниматься,
Быть здоровым постараться.
Это только нужно нам!

С давних пор известны патологические состояния сознания, вызываемые с помощью наркотиков. Каждый слышал о возможных последствиях употребления этих средств: об адской зависимости от героина, о риске передозировки, об опасностях при вождении машины в состоянии опьянения, об умственной деградации человека, долгое время употребляющего наркотики, о риски заболеваний раком в результате курения.

Большинство этих предостережений, в некоторой степени, оправданны и тем не менее люди продолжают употреблять психотропные средства. Некоторые делают это, чтобы устранить боль, другие - чтобы обрести сон, третьи - чтобы взбодрить себя в ответственный момент; но многие- просто для того, чтобы почувствовать себя «иным», обрести состояние внутреннего благополучия, которое помогает им трудности жизни, а часто и избежать их. Табак, кофе, алкоголь - это, несомненно, самые распространенные психотропные вещества, потребляемые в нашем обществе. В нашем обществе допустимыми считаются только алкоголь и табак (оба из которых вызывают привыкание).

Табак - это однолетнее растение, семейства пасленовых, в листьях которого содержится никотин. Европейцам долго не было известно курение табака. Впервые с ним познакомились участники экспедиции Христофора Колумба.

Табачные изделия готовятся из высушенных листьев табака, которые содержат белки, углеводы, минеральные соли, клетчатку, ферменты, жирные кислоты и др. Среди них важно отметить две группы веществ, опасных для человека,- никотин и изопреноиды. Никотин является основным составляющим веществом все видов табака. Кроме никотина в дыме табака содержатся 6000 самых различных компонентов, среди них более 30 ядовитых веществ, углекислый газ, окись углерода, синильная кислота, аммиак, смолистые вещества, органические кислоты и другие. Ученые установили, что извлеченный из 5 сигаре никотин убивает кролика, а из 100- лошадь. Смертельная доза для человека- 0,06-0,08 гр. Никотина

Почему же люди не умирают сразу, закурив первую сигарету? Дело в том, что никотин поступает в организм небольшими порциями, часть его успевает нейтрализоваться, развивается постепенное привыкание к нему.

Статистические данные говорят: по сравнению с некурящими длительно курящие в 13 раз чаще страдают болезнями сердца, в 10 раз- язвой желудка. Курильщики составляют 96-100 % всех больных раком легких. Каждый седьмой долгое время курящий болеет тяжким недугом кровеносных сосудов.

Никотин относится к нервным ядам, в малых дозах он возбуждает нервные клетки, способствует учащению дыхания и сердцебиения. В норме пульс 65-70 ударов в минуту, после выкуренной сигареты он увеличивается на 10-20 ударов. В больших дозах тормозит, а затем парализует деятельность клеток ЦНС, в том числе и вегетативной системы. Расстройство нервной системы проявляется понижением трудоспособности, дрожание рук, ослаблением памяти.

При курение в кровь поступает большое количество угарного газа, который образует с гемоглобином карбоксигемоглобин - стойкое соединение, которое не участвует в транспорте кислорода, в следствии чего наступает кислородное голодание мозга. Кроме того, у курильщиков кровеносные сосуды постепенно становятся менее эластичными, а просвет их более узким, что также снижает питание головного мозга. На заучивание уроков курильщик тратит на 2 часа больше, чем некурящий.

Никотин воздействует на железы внутренней секреции, в частности на надпочечники, которые при этом выделяют в кровь гормон-адреналин, вызывающий спазм сосудов, повышение артериального давления и учащение сердечных сокращений. Пагубно влияя на половые железы никотин способствует развитию у мужчин половой слабости-импотенцию! Поэтому ее лечение начинают с того, что больному предлагают прекратить курение.

Кроме никотина, отрицательное воздействие оказывают и другие составные части табачного дыма. При поступлении в организм окиси углерода развивается кислородное голодание, за счет того, что угарный газ легче соединяется с гемоглобином, чем кислород и доставляется с кровью ко всем тканям и органам человека.

В эксперименте установлено, что у 70 % мышей, которые вдыхали табачный дым, развивались злокачественные опухоли легких. Рак у курящих людей возникает в 20 раз чаще, чем у некурящих. Чем дольше человек курит, тем больше у него шансов умереть от тяжелого заболевания. У курящих нередко возникает рак нижней губы в следствии канцерогенного воздействия экстракта, скапливающегося в мундштуке трубки.

Курение может быть и главной причиной стойкого спазма сосудов нижних конечностей, поражающего преимущественно мужчин. Это заболевание ведет к нарушению питания, гангрене и в итоге к ампутации нижней конечности.

От веществ, содержащихся в табачном дыме, страдает так же пищеварительный тракт, в первую очередь зубы и слизистая оболочка рта. Никотин увеличивает выделение желудочного сока, что вызывает ноющие боли «под ложечкой», тошноту и рвоту.

При курении разрушается витамин С, и для его восстановления после выкуривания 20 сигарет необходимо съесть 4 кг апельсинов.

Курение сказывается на работе легких. Они не могут полноценно выполнить свою основную функцию - вдох и выдох, так как при сгорании образуется деготь, который, в конечном счете, оседает в легких и они становятся менее эластичными. У курильщика, выкуривающего 1 пачку в день, через легкие проходит до 1л дегтя за 30 лет курения.

Ошибочно мнение, что если выкурить одну сигарету на двоих или на троих, то вреда организму будет меньше. На самом деле больше вреда получает тот кто докуривает сигарету, так как, в последней трети сигареты как раз и концентрируются самые вредные смолы, самые вредные продукты перегонки табака, таким образом, предлагая своему другу или подруге докурить сигарету тем самым предлагаете им попробовать самой концентрированной смеси из ядовитых веществ. Поэтому задумайтесь, когда просите оставить докурить или это просят сделать вас.

Курение - это не просто вредная привычка. Со временем, у человека, который вовремя не остановился, развивается зависимость от никотина.

Действие различных ядов на организм человека разрушающее. Однако это не проявляется мгновенно. Последствия курения формируются постепенно и приводят к различным заболеваниям.

Необходимо подчеркнуть, что курение не является естественной потребностью организма как еда или сон. Курение табака также не является и признаком сильной личности и взрослого человека. Так что же толкает именно в подростковом возрасте к сигарете? Приобщение к курению, как правило, возникает в подростковом возрасте, когда хочется экспериментировать, когда возникает потребность в самоутверждении, стремление отождествлять себя с окружающей группой, создать свой имидж, чувствовать себя более взрослым, и наконец, в качестве протеста против установок родителей либо общества.

С момента появления табака в прошлом неоднократно делали попытки запретить курение. Так, испанская королева Изабелла-1 прокляла его, царь Михаил Федорович Романов приказал отрезать нос каждому, кто курит или 60 ударов пол стопам, турецкий султан Мурад-4 запретил курение под страхом смертной казни, в Англии, королева Елизавета-1 приравнивала курильщиков к ворам и их водили по улице с веревкой на шее.

Любовь к подрастающему поколению побуждает нас предостеречь юношей и девушек от курения! Курение - это ЯД!!!

Здоровье не всё, но всё без здоровья – ничто.

Сократ.

Как безжалостно порой человек относится к своему организму, загружая его стрессами, неумеренным питанием, чрезмерными нагрузками. С ранних лет нам твердят о том, что тело – это помощник человека в обеспечении его самого материальными благами. Тело нужно тренировать, загружать работой, учить выполнять максимально возможное количество движений, помогающих в достижении цели. И редко-редко, когда среди этих авангардных призывов звучало понятие “любить своё тело, быть с ним в содружестве, помогать ему в сохранении здоровья и молодости”. Чтобы что-то любить, надо это знать. И чтобы помочь разобраться в основах здорового образа жизни, его принципах и составляющих, мы сегодня проводим этот педсовет.

Проблема здоровья, развития и воспитания детей остаётся важнейшей государственной проблемой. Каждое образовательное учреждение призвано обеспечить не только учебный процесс, но равно содействовать нормальному развитию обучающихся и охране их здоровья. Это чётко оговорено в п. 51 “Закона об образовании”.

Реформа содержания образования и модернизация образовательной системы подразумевают обязательное внедрение здоровьесберегающих технологий в учебный процесс. Высокая общественная потребность в технологиях, укрепляющих и сохраняющих здоровье участников образовательного процесса, обусловлена, прежде всего, тем, что уровень здоровья детских коллективов в 90-х годах резко снизился по сравнению с 60-70-ми годами.

Ухудшение здоровья детей и подростков связано, прежде всего, с экологическим и социально-экономическим кризисом в стране. Вместе с тем, на здоровье школьника оказывает влияние и комплекс так называемых внутри школьных факторов, включающих планировку, благоустройство и оборудование учебных помещений, их освещенность и микроклимат, общую вместимость учебного заведения и т.д.

Важная роль принадлежит организации учебного процесса, учебной нагрузке.

Приведение этих условий в соответствии с санитарными нормами и правилами абсолютно необходимо. Однако педагогический аспект решения этой проблемы не может ограничиваться только созданием экологической комфортности образовательной среды. Непременным условием также является обеспечение определённого уровня валеологической грамотности обучающихся, формирующей культуру здоровья и здорового образа жизни.

Но, пожалуй, основным источником психологического, психического, а затем и физического здоровья детей является применение личностно-ориентированного, индивидуального подхода к обучению школьников.

А что такое ЗОЖ?

Здоровый образ жизни и его принципы.

Здоровый образ жизни – это индивидуальная система поведения и привычек каждого отдельного человека, обеспечивающая ему необходимый уровень жизнедеятельности и здоровое долголетие. В основе здорового образа жизни лежат как биологические, так и социальные принципы.

Образ жизни должен меняться с возрастом, он должен быть обеспечен энергетически, предполагать укрепление здоровья, иметь свой распорядок и ритм.

В биологических принципах ЗОЖ необходимо отметить: питание, солнечный свет, тепло, двигательная активность, уединение и даже игры (преимущественно в детстве).

Но человек велик и разумен. Он живет в обществе (в социуме) и для его образа жизни недостаточно одних биологических принципов.

К социальным принципам здорового образа жизни относятся:

  • эстетичность;
  • нравственность;
  • присутствие волевого начала;
  • способность к самоограничению.

Эстетика ЗОЖ.

Эстетика (от греческого чувствующий, чувственный) – это наука о прекрасном.

Эстетическое воспитание – это высшая форма человеческого воспитания, в основе которого лежит искусство, понятие о красоте.

Нравственность ЗОЖ.

Нравственность – это особая форма индивидуального сознания, определяющая принципы межличностных отношений, один из основных способов регулирования действия человека в обществе.

Присутствие волевого начала и способность к самоограничению говорят сами за себ я.

Здоровый образ жизни и его составляющие.

По современным представлениям в ЗОЖ входят следующие составляющие:

  • отказ от вредных пристрастий (курение, алкоголизм, наркотики);
  • рациональное питание;
  • оптимальный двигательный режим;
  • закаливание организма;
  • личная гигиена;
  • положительные эмоции.

Школа должна способствовать воспитанию привычек, а затем и потребности в здоровом образе жизни

Воспитание культуры поведения:

  • Гигиена тела;
  • Культура питания;
  • Культура общения;
  • Воспитание нравственности;
  • Умение справедливо оценить свои поступки и поступки сверстников.

Физическая культура и спорт:

  • Физкультурные досуги и развлечения
  • Дни здоровья;
  • Занятия в спортивных секциях;
  • Обучение плаванию и праздники на воде;
  • Участие в спартакиадах и соревнованиях, знакомство с малоизвестными видами спорта;
  • Встречи со спортсменами.

Работа с родителями:

  • Совместная систематическая работу ОУ и семьи;
  • Физкультурные праздники “Папа, мама, я – спортивная семья!”;
  • Родительские собрания, беседы, лекции;
  • Дни открытых дверей, полная информация о развитии ребёнка;
  • Консультационная служба “Семья” (помощь специалистов: психолога, логопеда инструктора по физической культуре, педиатра, педагога).

Внедрение новых технологий:

  • Использование новых методик по физическому воспитанию (универсальный спортивный тренажерный комплекс “Обезьянник”, спортивный тренажер “Змейка”, дидактическая развивающая игра “Пирамидки”);
  • Применение универсальной программы “Тропинка”, разработанной лабораторией медико-физиологических проблем обучения Красноярского института повышения квалификации работников образования.

Лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия:

  • Комплексное закаливание (солнечные ванны, водные процедуры, обливание ног);
  • Лечебная физкультура;
  • Укрепляющая фитотерапия;
  • Контроль часто болеющих детей;
  • Физиолечение – тубус-кварц, ингалятор, УФО;
  • Массаж – лечебный, профилактический.

Учебно-воспитательная работа:

I. Обучение детей.

1. Через обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни (ЗОЖ):

  • Профилактическим методикам, например, оздоровительная гимнастика (пальцевая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости и др.), самомассаж;
  • Простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи (при порезах, ссадинах, ожогах, укусах и т.д.);
  • Привитие детям элементарных навыков (например: мытьё рук, использование носового платка при чихании, кашле и т.д.).
  • 2. Через здоровьесберегающие технологии процесса обучения и развития:
  • Физкультминутки во время занятий;
  • Проветривание и влажная уборка помещений;
  • Аромотерапия, витаминотерапия;
  • Функциональная музыка;
  • Чередование занятий с высокой и низкой двигательной активностью.

3. Специально организованная двигательная активность ребёнка: занятия оздоровительной физкультурой, подвижные игры, “тропа здоровья”, своевременное развитие основ двигательных навыков и др.

4. Реабилитационные мероприятия, проводимые после проведённой диагностики состояния физического и психологического здоровья детей: фитотерапия, ингаляция, ЛФК, массаж, психогимнастика, тренинги. Массовые оздоровительные мероприятия: спортивные оздоровительные праздники, тематические праздники здоровья, выход на природу, экскурсии.

II. Работа по преемственности с д/с:

круглые столы по сотрудничеству;

молодецкие игры “Школьники и дошколята”;

школьный концерт для ребят-дошколят.

III. Работа с педколлективом: обучение педагогического коллектива в условиях инновационного образовательного учреждения:

  • поиск новых форм и структур;
  • Осознание того, что уровень здоровья ребёнка за время его пребывания в школьном учреждении – это основной показатель деятельности учителя, школьного учреждения; Высокий уровень профессионально-этической, коммуникативной, рефлексивной культуры;
  • Творческого совершенствования, знание основ здоровья, ЗОЖ;
  • Знание основ проектирования и моделирования здоровьесберегающих технологий в учебных программах и мероприятиях;
  • Владение методической культурой, навыками и умениями прогнозирования результатов собственной деятельности;
  • Способность к выработке индивидуального стиля педагогической деятельности;
  • Здоровье самого учителя.
  • Здоров ли наш учитель? Исследования специалистов подтверждают, что учительство, как профессиональная группа, отличается крайне низкими показателями физического и психического здоровья. Эти показатели снижаются по мере увеличения стажа работы в школе. Для учителей со стажем работы в школе 15 – 20 лет характерны “педагогические кризы”, “истощение”, “сгорание”. У трети учителей показатель степени социальной адаптации нередко ниже, чем у больных неврозами.

Понаблюдайте за собой. Как часто на работе напряжены спина и шея. Посмотрите, как часто нахмурены брови, озабочены лица коллег. Мы – это уже не мы, мы полностью вошли в роль учителя. Учитель – напряжение. А если попробовать не надевать привычную маску, попробовать остаться собой – отдыхающим, собой – любующимся природой? И, поймав себя вновь на напряжении, вернуться в выбранное, оптимальное для вас состояние.

Теперь давайте попробуем вернуть себе улыбку! У улыбки много чудесных свойств, это доказывают серьёзные научные исследования психологов, физиологов. Во-первых, она поднимает настроение, даже если первоначально вызвана искусственно. Во-вторых, улыбка располагает к нам окружающих, вызывает ответные положительные эмоции учеников. В-третьих, заметно подтягивает мышцы лица, позволяет выглядеть молодо и мило.

Закажите своему компьютеру-памяти радость, удовлетворение, сознательно возвращайтесь к этому состоянию в минуты раздражения и усталости.

Пропишите себе рецепт оздоровления (мы ведь лукавим, говоря, что не знаем правил здорового образа жизни и путей избавления!). и вновь – творите! К примеру, сделав утром зарядку, похвалите себя.

Вы не работаете в этот момент, вы отдыхаете. Вы не инструкции выполняете, вы живёте.

Оздоровительные мероприятия:

  • Отбор детей в оздоровительные группы;
  • Профилактические прививки;
  • Ионизация воздуха при помощи люстры Чижевского;
  • Лечебный свет “Дюна – Т” (использование инфракрасного и красного цвета);
  • Физиопроцедуры (тубус-кварц), ингаляции;
  • Профилактика близорукости у детей – гимнастика для глаз;
  • Соблюдение мероприятий по улучшению адаптационного периода у первоклассников;
  • Строгое соблюдение норм санпина;
  • Летняя оздоровительная компания (под девизом: “Если праздник, то спортивный; если отдых, то активный”);
  • Группа здоровья для самих сотрудников школы и родителей учеников;
  • Витаминизация. (В нашей школе дети с удовольствием пьют витаминизированные кисели.)

ВЫВОД: педагогике оздоровления присущ ряд отличительных черт:

  1. В её основе лежат представления о здоровом ребёнке, который является не только идеальным эталоном, но и практически достижимой нормой детского развития.
  2. Здоровый ребёнок и учитель рассматривается в качестве целостного телесно-духовного организма.
  3. Оздоровление трактуется не как совокупность лечебно-профилактических мер, а как форма развития, расширения психофизиологических возможностей детей.
  4. Ключевым системообразующим средством оздоровительно-развивающей работы с детьми является индивидуально-дифференцированный подход.

Здоровый образ жизни, под которым подразумевается, с одной стороны, формирование знаний о средствах и методах диагностики, сохранения и укрепления здоровья, с другой – организация здорового образа жизни (репродуктивной и воспитывающей среды) как отдельного индивидуума, так и общества в целом.

Здоровье – это не только отсутствие болезней, но и физическая, социальная и психологическая гармония человека. А также доброжелательные отношения с людьми, природой, наконец, самим собой.

Так будьте здоровы и всегда помните слова Сократа:

“Здоровье не всё, но всё без здоровья – ничто”.

Когда речь заходит о курении, любители табака вспоминают расхожую фразу: «Куренье - вред, а некурящих нет». Люди даже не задумываются о том, что это просто отговорка, самооправдание...

Каким же образом курение губит тех, кого цепко держит в рабстве? В научно-популярной и христианской литературе об этом сказано достаточно подробно. А мы поговорим о влиянии табакокурения на здоровье семьи и продолжение рода.

КУРЕНИЕ И ДЕТОРОДНАЯ ФУНКЦИЯ

Никотин разрушает нервную систему, в том числе те ее отделы, которые отвечают за половое поведение человека и его способность к воспроизведению потомства. Неудивительно, что с возрастом способность к деторождению у курильщиков прогрессивно понижается. Снижая уровень половых гормонов и не заменимого для организма витамина Е, табачные яды разрушают созревающие и полноценные клетки, предназначенные для формирования организма плода. Обследование 400 человек в возрасте 22-25 лет (со стажем курения не менее десяти лет) показало, что интерес к противоположному полу у большинства из них ослаблен, а срывы и конфликты на сексуальной почве происходят намного чаще, чем у некурящих сверстников. Врачебный опыт убеждает, что более 10% случаев полового бессилия у мужчин связаны с неумеренным употреблением табака. Вследствие этого уровень бесплодия среди курящих юношей и молодых людей почти в 2 раза превышает среднестатистический.

К таким же выводам пришли ученые, исследовавшие в течение года более 8 тысяч жителей Австралии мужского пола в возрасте от 16 до 59 лет. Приблизительно каждый десятый имел серьезные проблемы с женщинами. Около четверти обследованных были курильщиками, причем 6% из них Курили более одной пачки в день и страдали импотенцией на 39% чаще остальных.

По словам руководителя исследовательской группы доктора Кристофера Миллета (Имперский Лондонский колледж), риск половой дисфункции у курильщиков увеличивался прямо пропорционально числу ежедневно выкуриваемых сигарет. Даже для того, кто курил менее пачки в день, риск стать импотентом был на 20% выше по сравнению с людьми, свободными от никотиновой зависимости. В интервью журналу «Рейтор» К. Миллет выразил надежду, что публикация полученных результатов послужит дополнительным стимулом для мужчин, решающих расстаться с пагубной привычкой.

Еще одно исследование показало, что 40% страдающих импотенцией мужчин являются курильщиками. Хотя среди мужчин, где проводилось исследование, курят только 28%.

У курящих мужчин, склонных к гипертонии, в 27 раз повышается вероятность импотенции. Даже бросившие курить попали в эту группу риска. Гипертония, как и курение, сама по себе нарушает половую функцию, но в сочетании с курением действует гораздо сильнее. Никотин и угарный газ ухудшают кровоснабжение половых органов и их гормональную активность. Поэтому значительно снижается качество мужских половых клеток, а также секреция мужских гормонов (андрогенов). В 2 раза чаще наблюдаются множественные морфологические изменения сперматозоидов, а следовательно, и дети чаще рождаются с пороками развития.

Ученые полагают, что под воздействием табачного дыма происходят разрывы в молекуле ДНК. Вступая в реакцию с тяжелыми металлами (свинцом и проч.), которыми изобилует табачный дым, ДНК меняет структуру. В половых клетках закладывается «мина» - дефектные гены. Переданные, потомству, они подчас вызывают различные нервно-психические расстройства и внешние уродства. Так, у потомков курящих отцов аномалий бывает в 5 раз больше, чем у детей некурящих мужчин.

Японские ученые из Женской клиники Фукуда полагают, что сигарета, выкуренная до и после брачной ночи, значительно уменьшает шанс зачать сына. Курение - одна из причин того, что девочек в последние десятилетия рождается больше, чем мальчиков. Это связано с действием табачного дыма на репродуктивную систему мужчин: курение снижает жизнеспособность сперматозоидов, несущих мужскую У-хромосому.

Чтобы обнародовать подобное заключение, врачи Дании и Японии опросили родителей почти 12 тысяч новорожденных. Испытуемых разделили на три группы; первая группа мам и пап некурящие, вторая группа - курящие до 20 сигарет в день, а третья - те, кто курит более 20 сигарет ежедневно. Профессор Анне Бысков из Университетской клиники Копенгагена проанализировал действие курения на мужские половые клетки. По его мнению, клетки с У-хромо-сомами, отвечающие за рождение мальчиков, более чувствительны к изменениям в организме, вызванным курением. Клетки с X-хромосомами не столь чувствительны. Так что мечтающие о наследниках должны меньше «дымить»...

Получается, что пропаганда сигарет как символа мужественности (вспомним хотя бы рекламу с «ковбоями Мальборо») - это настоящая дезинформация! Напротив, антитабачная реклама хорошо обоснована научными фактами.

От курения во многом страдает и женскийор-ганизм. Никотин нарушает цикл месячных, который иногда удлиняется, иногда сопровождается интенсивными болями, сокращается и даже резко прекращается. У курильщиц наблюдается нерегулярность месячных. Как серьезно должны задуматься девушки, собирающиеся в будущем стать мамами! Курящие женщины гораздо чаще, чем некурящие, отмечают необычные выделения в зонах личной гигиены. Гораздо тяжелее в физическом отношении протекает у них и предменструальный период. Заядлые курильщицы часто мучаются сильнейшими аллергиями, мигренями, кашлем...

Количество зачатых и выношенных детей у заядлых курильщиц составляет всего 72% относительно некурящих. При прочих равных условиях вероятность того, что первый ребенок в семье появится позже, чем через год после свадьбы, у курящих в 3,4 раза выше, чем у некурящих.

Содержащиеся в табачном дыму полициклические ароматические углеводороды запускают процесс гибели яйцеклеток. Эти вещества связываются с рецептором - особой молекулой на поверхности клетки - и активируют ген, убивающий ее. Курильщицы вырабатывают больше незрелых яйцеклеток, и поэтому, даже страстно мечтая о ребенке, часто просто не могут забеременеть. Количество беременностей у них составляет менее половины от уровня некурящих, а те из них, кому удалось забеременеть, имеют повышенный риск невынашивания плода. Дело в том, что курение затрудняет овуляцию (выход яйцеклетки, пригодной к оплодотворению) и имплантацию (приживление) эмбриона в матку.

Для простоты повествования понятия «плод», «эмбрион» и «зародыш» условимся считать равнозначными.

Табак, как и ряд других психоактивных веществ, вызывает прерывание беременности. Отсюда - выкидыши, преждевременное излитие околоплодных вод и отслойка плаценты, преждевременные роды, мертворождение. По данным американских ученых, даже менее

г одной пачки выкуренных в день сигарет на 20% повышает риск смерти младенца в утробе матери! Более пачки - на 35%. Уровень смертности детей во время родов у курящих матерей в среднем на треть выше, чем у некурящих. Количества выкуренных сигарет, «безвредного» для потомства, установить не удалось.

ТАБАЧНЫЙ СИНДРОМ

Если беременная женщина просто находится в прокуренном помещении, то через вдыхаемый воздух она все равно подвергает плод мучениям. Чувствительность эмбриона к никотину столь высока, что он реагирует даже на фиктивное курение родителей, то есть на еще не зажженные (!) сигареты. Это - чисто психологическая реакция. С точки зрения биохимии она необъяснима.

Когда же курит сама женщина, ее ребенок, образно говоря, наглухо закупорен в наполненной никотином матке. Из-за острого кислородного голодания и отравления продуктами распада никотина он «кашляет», «давится», мечется, как узник в газовой камере. Через 8-12 минут после выкуренной матерью сигареты сердцебиение эмбриона учащается до 150 ударов в минуту. Вместе с питательными веществами мать передает ему и табачные яды (никотин и бензидин), причем в довольно высоких концентрациях. Сначала они попадают в кровь младенца, затем накапливаются в его головном мозге, печени и сердце. Постепенно развивается табачное отравление всего организма.

Сейчас мы не будем акцентировать внимание на том, откуда исходит табачный дым: курит ли сама мать или же вдыхает табачный дым окружающих ее людей. Поскольку характер влияния вредных соединений на эмбрион в этих случаях примерно одинаков, имеют значение степень и время их воздействия.

К сожалению, токсичные вещества табачного дыма проходят через плаценту (детское место). Поэтому плод получает никотин непосредственно из крови матери, а также через кожу и желудочно-кишечный тракт из околоплодных вод. Кроме того, табачный дым сужает сосуды и ограничивает поступление питательных веществ к плоду через плаценту. Этим отчасти объясняется задержка внутриутробного роста и уменьшение массы тела ребенка.

Около трети новорожденных с маленьким весом - у курящих матерей.

Организм курящей женщины компенсирует свою гормональную недостаточность за счет эндокринной системы плода, как бы «опивая», «обкрадывая» его. Закономерно, что у ребенка замедляется формирование костей и страдает синтез белков. Гормональный дисбаланс наследуется.

Шведские исследователи сопоставили развитие головного мозга и размеры черепа новорожденных с интенсивностью курения матери во время беременности. Окружность черепа в норме - около 35 см (в зависимости от веса младенца). Вероятность того, что окружность головы новорожденного составит менее 32 см, возрастает в 1,52 раза у женщин, которые курят до 10 сигарет в день* и в41,86 раза, если женщина выкуривает больше 10 сигарет.

Воздействие табачного дыма на ребенка до его рождения приводит к задержке роста легких и развитию респираторных заболеваний, сопровождающихся одышкой. Это влияние сказывается на дыхательной системе человека в течение всей его жизни (особенно в дошкольном возрасте). Высокий риск преждевременных родов и недоношенности также создает опасность того, что легкие у детей курящих родителей будут ослаблены.

Все это позволяет говорить о пассивном курении плода, или о табачном синдроме плот да (по аналогии с алкогольным синдромом).

Дети курящих мам на 30% больше, чем потомки некурящих, рискуют уже к 16 годам заполучить сахарный диабет или ожирение. Также у курящих мам на 34% чаще рождаются дети, страдающие врожденной косолапостью. А если привычка сочетается еще и с неблагоприятной наследственностью, то риск косолапости возрастает в 20 раз!

На этом «пугающие» открытия не заканчиваются. В 2003 году британские ученые выявили связь между курением на раннем этапе беременности и рождением ребенка с расщелиной лица. По словам автора проведенного исследования, профессора стоматологического факультета Университета в Данди Питера Мосси, формирование нёба происходит на 6-8-й неделе после зачатия; Вредное пристрастие мамы в этот период может проявиться у ребенка в виде «волчьей пасти» или «заячьей губы». Действительно, 42% матерей, малыши которых родились с дефектами лица, курили. У младенцев некурящих матерей такие отклонения наблюдаются в 2 раза реже.

Английские врачи пришли к выводу, что у детей, чьи матери курили во время беременности, на 40% выше риск развития аутизма. При этой психической болезни человек не имеет полноценного контакта с окружающей действительностью, уходит в себя, замыкается в мире собственных переживаний и ощущений. Реальность в представлении такого больного выглядит искаженной. Ученые предполагают, что никотин ухудшает Снабжение головного мозга зародыша кислородом и поражает особые структуры, отвечающие за психомоторные функции.

Поведение детей первых лет жизни более проблематично у матерей, которые курили от зачатия до родов. Так, негативизм у двухлетних малышей в 4 раза выше по сравнению с детьми тех, кто либо прекратил курить во время беременности, либо не начинал вовсе. «Обкуривание» плода способствует тому, что родившийся будет проявлять тревогу, депрессию, импульсивность, бунтарство, склонность к риску и немотивированную агрессию (например, бить или кусать других).

Немецкие ученые доказали, что для ребенка курящей матери с раннего возраста характерны невнимательность, импульсивность, расторможенность и гиперактивность. Уровень его умственного развития обычно ниже среднего. Нередко отмечается и так называемый синдром «непоседы Фила». Такие малыши, как правило, агрессивны и легко обманывают окружающих людей.

78 Свобода от зависимости: в помощь курильщикам

Если ребенок живет в квартире, где кто-то из членов семьи выкуривает 1-2 пачки сигарет в день, то в моче такого ребенка содержится количество никотина, соответствующее 2-3 выкуренным сигаретам. Когда дома курят один или оба родителя, у ребенка чаще возникают простудные заболевания, бронхиты, пневмонии, гастриты, колиты, язвы желудка и двенадцатиперстной кишки. Курящие отцы и матери «награждают» своих чад склонностью к инфекциям органов дыхания, аллергии, атеросклерозу, эпилептическим припадкам и кариесу.

Ученые из Университета Рочестер (Нью-Йорк) осмотрели около 4 тысяч детей в возрасте от 4 до 10 лет. Специалисты сравнивали содержание в их крови продуктов распада никотина с состоянием зубов. Параллельно собирали сведения о частоте посещений стоматолога, доходе семьи и качестве питания ребенка. Выводы весьма красноречивы: при прочих равных условиях малолетние «пассивные курильщики» имели чуть ли не вдвое больше «дырок» в зубах, нежели их сверстники из некурящих семей!

У детей, подвергшихся внутриутробному воздействию табака, снижается интеллектуальный потенциал, нарушается развитие речи и слуховой зоны мозга, способность регулировать эмоции, фокусировать и удерживать внимание. У новорожденных это проявляется, в частности, пониженной реакцией на звуки. В возрасте от 1 года до 11 лет такие дети обычно плохо выполняют упражнения, связанные со слухом (языковые задания, память на слова и ъ д.). Отставая в физическом и умственном развитии (чтении, письме, речи), ребенок хуже справляется со школьной программой...

Международная группа исследователей из Университета Эмори в Атланте (штат Джорджия) обнаружила прямую зависимость между курением беременных и последующей склонностью их детей к преступлениям. В единой связи специалисты рассмотрели сведения о 4 тысячах мужчин, родившихся в Копенгагене с сентября 1951 по декабрь 1961 года, и истории их арестов, хранящиеся в архивах полиции. Оказалось, что те мужчины, чьи матери курили во время беременности, к 34 годам в 1,6 раза чаще попадали в тюрьму за ненасильственные преступления и в 2 раза чаще - за насильственные.

Перефразируя известную песню, скажем: родительский дым - начало начал многих детских недугов. Более того, вред от курения передается даже через поколение! С таким сенсационным заявлением выступили Фрэнк Джиллиленд и его коллега из Университета Южной Калифорнии.

Ученые обследовали 338 детей, заболевших астмой в возрасте до 5 лет, и 570 детей, не страдающих этим заболеванием. У детей курящих

80 Свобода от зависимости: в помощь курильщикам

матерей риск развития астмы возрастает в 1,5 раза по сравнению с детьми некурящих. Если же матери этих матерей (то есть бабушки) тоже курили во время беременности, то риск заболеваемости у внука или внучки будет выше уже в 2,6 раза. Представим еще одну ситуацию: мать ребенка не курит, но бабушка, когда была беременна ею, курила. Тогда риск развития астмы у внука (внучки) в 2 раза выше, чем в некурящей семье.

Точный механизм передачи склонности к недугу через поколение неизвестен. Вероятно, происходит повреждение иммунной системы девочки до, рождения, которое потом наследуется ее будущим сыном или дочерью.

Но, конечно, самое непоправимое - синдром внезапной детской смерти. «Смерть в колыбели» - это кончина здорового младенца на первом году его жизни. Каковы причины этой, казалось бы, беспричинной трагедии? К факторам риска относятся: положение спящего ребенка на животе в чрезмерно теплой комнате, на пушистой постели, а также повышенный тонус блуждающего нерва, послеродовая депрессия у матери и... табачный дым! Курение - наиболее опасный и вместе с тем наиболее предотвратимый из всех факторов. Оно увеличивает риск внезапной смерти в среднем в 7 раз, а следующий по значимости фактор (послеродовая депрессия) - в 3 раза.

Многие погибшие младенцы - из неблагополучных семей. Более половины таких несчастных детей - мальчики. Близнецы имеют повышенный риск. Наибольшее количество смертей происходит в возрасте до 13 недель. Причем 27% смертей можно было бы предотвратить; если бы женщины не курили после рождения ребенка. Еще ученые констатировали, что 55% смертей удалось бы избежать, если бы матери кормили своих детей грудью.

Кстати, возвращаясь к курению вскоре после родов, мать зачастую досрочно прерывает грудное вскармливание. Между тем дети, вскормленные молоком матери, гораздо реже сталкиваются ео многими проблемами и заболеваниями, чем «бутылочные» дети. Поэтому право ребенка на здоровье не в последнюю очередь определяется его правом на материнское молоко. А табачный дым снижает качество и количество этого бесценного продукта. Кроме того, попадая с молоком матери к ребенку, никотин вызывает целый ряд нежелательных эффектов (беспокойство, учащенный сердечный ритм, рвоту, расстройство стула, кишечные колики и т. д.). Беседы с курящими девушками о пользе грудного вскармливания нередко побуждают их изменить свое поведение.

ДВОЙНОЙ УДАР ПО РЕБЕНКУ

Если мать во время беременности курила по меньшей мере 10 сигарет в день, вероятность того, что ее ребенок попробует курить уже до 10 лет, возрастает в 5 раз. Если мать курила во время беременности более 10 сигарет в день, то риск злоупотребления наркотиками для ее дочери возрастает в 5 раз, а для сына - в 4 раза. При этом отклонения в поведении обнаруживаются уже до 13 лет.

Ученые проанализировали и вероятность зависимого курения ^пачка или более в день) у подростков. Материнское курение оказывает на этот процесс более существенное влияние, чем отцовское. Это может означать, что курение отца дает скорее дурной пример, а курение матери - стимулирует склонность к развитию никотиновой зависимости. Дети курившей во время беременности женщины значительно чаще сами начинают курить! В итоге расплата за безумную прихоть грозит им вдвойне.

Как объяснить эти факты? Внутриутробное воздействие того или иного наркотика не проходит даром. Обычно оно вызывает привязанность у данного человека к сходным веществам. Это связано со способностью наркотиков пере" страивать работу центральной нервной системы и изменять уровни нейромедиаторов (веществ, с помощью которых нервные клетки взаимодействуют между собой и передают импульсы). В частности, именно от этого зависит мироощущение человека: будет ли он чувствовать себя счастливым или несчастным, напряженным или расслабленным, как станет реагировать на стресс. А ведь стресс - это не только неблагоприятные обстоятельства внешней жизни, но и неспецифический ответ организма на эти обстоятельства.

Никотин, как вызывающий зависимость наркотик, в этом смысле не является исключением. Он изменяет связь между нервными клетками и концентрацией нейромедиаторов. В результате - ребенок курящей матери чаще своих благополучных сверстников подвергается стрессу, а значит, чаще ищет выход из него с помощью никотина или иных психоактивных соединений.

Очевидно, дети начинают курить, не только подражая своим родственникам, друзьям и кумирам. Да, конечно, первые сигареты - это и игра во взрослость, и борьба с родителями за независимость, и ребячий дух бунтарства и удел безрассудной юности. Но дело еще и в том, что легкие незримо для нас «приобщаются» к табачному дыму.

Итак, пассивное курение оказывает на здоровье и поведение ребенка долгосрочный эффект, который трудно объяснить какими-либо другими факторами.

СНИМИТЕ РОЗОВЫЕ ОЧКИ

Обычно курильщик думает обо всем этом как о далекой гипотетической проблеме. На его глаза надеты розовые очки. И пока человек сам не захочет освободиться от дурной привычки, все предостережения - близких, государственной системы здравоохранения, Церкви - бесполезны. Если он даже нечаянно прочитает что-либо против своего пристрастия, то, скорее всего, первым делом просто закурит очередную сигаретку.

«Промывание мозгов» и броская реклама табачных изделий учит нас рассуждать, подобно тому незадачливому человеку, который падает без парашюта с огромной высоты. Пролетев половину расстояния до земли, он, как ни в чем не бывало, говорит: «Пока все идет хорошо». Зачастую люди надеются или считают, что раз уж они зашли с курением так далеко, то лишняя затяжка ничего не изменит. А ведь их «парашют», быть может, вовсе не раскроется...

Подчас здравый смысл заменяется самооправданием. Распространено стойкое заблуждение, будто фильтры успешно задерживают или нейтрализуют практически все табачные яды и делают курение безвредным. Эту иллюзию усиленно пропагандируют заинтересованные фирмы, заявляя о якобы полном отсутствии токсичных соединений в отфильтрованном табачном дыме.

В жестких условиях конкуренции табачная индустрия вынуждена придумывать все новые и новые способы сбыта своего товара, в том числе за счет снижения вреда от выпускаемых сигарет. Производители стараются сократить уровень опасных химических элементов до минимального. Появляются так называемые «легкие» и «ультралегкие» сигареты. На самом деле это лишь рекламные трюки. Они рассчитаны на легковерных простачков.

Да, фильтры защищают легкие от частичек копоти и охлаждают дым. Тем самым уменьшается риск термических ожогов, вероятность рака губ, ротовой полости и замедляется разрушение зубов. Это, конечно, лучше, чем ничего, но...

Даже фильтры хорошего качества задерживают менее половины канцерогенов, не более трети никотина и до 20% синильной кислоты, аммиака и пиридина. Концентрация угарного газа не изменяется, и почти не улавливается сероводород. Хотя в «легких» и «ультралегких» сигаретах действительно снижено содержание смолы (до 1 мг) и никотина (до 0,1 мг), курильщики этих марок получают по сути те же токсины. Кроме того, при курении «облегченных» сигарет люди делают более глубокие затяжки, а снижение концентрации никотина в дыме с лихвой компенсируют увеличением количества сигарет. В итоге общая доза ядов, вопреки лукавству фирм-производителей, остается прежней. Поэтому не будем обманывать себя тем, что от «легкости» сигарет зависит легкость излечения приобретенных заболеваний.

Любая сигарета, сигара, трубка или папироса- это бомба замедленного действия. Длину ее фитиля мы не знаем. Однако с каждой новой затяжкой мы приближаем себя и наших близких к плачевному финалу...

Увы, взрослые редко видят корень детских проблем в своих пагубных привычках. А напрасно! На этом фоне довольно странно выглядит щепетильность родителей в вопросах детской гигиены, питания, посещения спортивных секций, различных кружков и т. д. Допустим, подбирая ребенку питательную смесь с какими-то изысканными ингредиентами для ускорения роста, родители одновременно «вдыхают» в него целый «букет» табачных ядов! Озеленяя и проветривая комнату, они сами насыщают ее угарным газом, аммиаком и синильной кислотой! Где же логика?!

К сожалению, родители, курившие до рождения ребенка, обычно продолжают курить и дальше. Правда, бывают счастливые исключения, когда в ожидании или после появления нового члена семьи прекращают курение ради него,

а потом обнаруживают выгоды и для себя. Но чаще родители, оставившие свое пагубное пристрастие во время беременности матери, вновь возобновляют его.

Знаменитый американский писатель Марк Твен на вопрос, как бросить курить, ответил весьма остроумно: «Нет ничего проще. Я делал это уже сто раз!» Несмотря на все усилия врачей, психологов, педагогов и законодателей, число людей, находящихся в рабстве у «никотинового беса», не уменьшается. Почему?

Потому что без Бога мы не можем делать ничего (Ин. 15,5), и «намордник» на диавола надевает только божественная благодать. Именно она врачует нас и наших детей от грехов и многочисленных недугов, которые с ними связаны. Огромное значение в преодолении никотиновой зависимости имеют вера, покаяние и решимость бороться со страстями, церковные Таинства (прежде всего Исповедь, Причастие, Соборование и Брак), молитва - в храме и дома, святыни (святая вода, елей, артос). В православной литературе четко объясняется необходимость подлинного, неформального воцерковления детей.

Часто в случаях пристрастия к табаку требуется помощь медицинских специалистов (психиатров, психотерапевтов, наркологов). Выполнение их рекомендаций - это та лепта, которую мы тоже можем внести в дело своего спасения от жестокой зависимости.

О том, как именно бросить курить, существует немало научной и научно-популярной литературы. В сборнике «Никотиновая зависимость», изданном по благословению иеромонаха Анатолия (Берестова), доктора медицинских наук, профессора, желающим бросить курить предлагаются конкретные советы. Вот некоторые из них.

Никотиносодержащая жевательная резинка. Используйте ее вместо сигареты. Сама по себе такая резинка (например, «Никоретте») не заставит вас бросить курить и не принесет удовлетворения, подобно сигарете. Однако она снизит желание затянуться. С этой жевательной резинкой никотин поступает в организм, но не так быстро, как с сигаретным дымом. Жвачку рекомендуется использовать в течение 3-4 месяцев, пока идет процесс отвыкания от курения.

Лекарственные препараты. Если вы принимаете эти таблетки (анабазин, табекс и др;), то при курении, начинают развиваться неприятные ощущения и вас с прежней силой уже не тянет к сигарете. Чтобы добиться результата, важно придерживаться правильной схемы лечения. Обычно такой «антитабачный» курс длится

20-25 дней. И лучше проводить его под наблюдением опытного врача.

Гомеопатические средства. В отличие от лекарственной «химии» они не вызывают нежелательных реакций. Каждый комплекс имеет свое назначение. К примеру, «Никомель» применяется в качестве успокаивающего средства, снижает раздражительность в период воздержания от табакокурения и уменьшает влечение к сигарете. А аптечка «Эдас-Никур» создает эффект пресыщения при курении и снимает проявления синдрома отмены (слабость, разбитость, головную боль, сухость и першение в горле).

Пищевые добавки. Оздоровительный чай «Антиник» уменьшает влечение к табаку, а таблетки «Коррида» облегчают состояние при выраженной табачной зависимости. Лечение продолжают около 7 недель. Если в это время закурить, то обычно возникают головокружение, тошнота и сердцебиение.

«Рефлекс курильщика», который как бы «записан» у человека в определенной структуре головного мозга («центре курильщика»), частично устраняют и различные методы рефлексотерапии. К примеру, с помощью золотых и серебряных игл создается разность электрических потенциалов в биологически активных точках ушной раковины и некоторых других зон тела.

Иногда это помогает, особенно при вегето-сосудистых и неврозоподобных расстройствах, нередко сопровождающих отказ от табака. Рефлексотерапия показана не всем пациентам и должна проводиться только под контролем опытного специалиста. Кроме того, важно помнить, что Церковь не благословляет сочетание рефлексотерапии с восточно-мистическими практиками и какими-либо оккультными воздействиями.

Известный православный психиатр и психотерапевт Дмитрий Авдеев предлагает тем, кто хочет бросить курить, следующие рекомендации.

Наши вредные привычки во многом определяются нервозностью, тревогой, психоэмоциональным перенапряжением. Не забывайте об этом.

Старайтесь выкуривать как можно меньше сигарет, ведите их подсчет, стремясь к тому, чтобы сегодня было выкурено меньше, чем вчера.

Выделите самые «важные» сигареты дня, проанализируйте психологические и ситуативные причины их выкуривания.

Каждое утро старайтесь как можно дольше оттягивать момент закуривания первой сигареты.

Возникло желание закурить - не доставайте сигарету из пачки, не берите ее в руки хотя бы несколько минут. В это время займите чем-нибудь руки, сделайте несколько упражнений и глубже дышите.

Не курите на голодный желудок.

Время от времени устраивайте перерывы в курении по типу «не курю до понедельника», «до конца месяца».

Помните о том, что некоторое время (2-3 недели) вы можете чувствовать дискомфорт, так как организм лишился одного из продуктов потребления, который уже -«вкрался» в глубинные процессы обмена веществ.

Пережить «синдррм отмены» помогут седативные препараты, такие, как валокордин, корвалол, новопассит, экстракт валерианы, персен, успокоительные сборы. Эти средства отпускаются в аптеках без рецепта. Можно полоскать полость рта раствором пищевой соды (одна чайная ложка на полстакана воды), слабым раствором марганцовки или отваром ромашки. В течение 7-10 дней после прекращения курения полоскания следует повторять каждые 3-4 часа.

Отказаться от табака не так-то просто. Однако он может убить и нас, и наше потомство. Вот и выбирайте!

Предыдущая беседа Следующая беседа
Ваши отзывы

Курение является одной из вредных привычек среди молодежи. Сейчас курят все- и взрослые, и дети младшего и подросткового школьного возраста. К последствиям курения относятся безразлично, видимо не до конца осознают опасность. на уроках биологии мы все время касаемся этой темы. Сейчас у нас появилась возможность не только говорить, но и наглядно показать последствия курения на разные системы органов используя мультипрезентации. Эффект ошеломляющий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КУРЕНИЕ И БОЛЕЗНИ

Свое выступление я бы хотела начать на примере двух одноклассников, которые не виделись несколько лет. Один из них выглядел бодрым, молодым для своих 40 лет, а другой был похож на дряхлого старика, еле передвигал ноги, опирался на палочку. Поэтому у первого не повернулся язык, чтобы сказать « Привет, старик». Не дожидаясь вопроса своего друга, второй сказал:

Как видишь, дела мои – табак. У меня облитерирующий эндартериит. Еле хожу, больше лежу в клиниках, лечусь в различных санаториях, нет никакого толку. Врачи сказали, началась гангрена, будет ампутация стопы.

Пока он говорил, первый вспоминал, как его друг еще в 5 классе украдкой от родителей, учителей курил в укромном месте, одалживал деньги, выпрашивал сигареты у прохожих.

Его друг продолжал говорить….

Что такое облитерирующий эндартериит?

Облитерирующий эндартериит - Это поражение кровеносных сосудов нижних конечностей. Решающую роль в его возникновении принадлежит никотину. Происходит сужение кровеносных сосудов, заращивание просветов артерии, нарушение питания тканей и их омертвение(гангрена).

В начальной стадии болезни проявляются такие симптомы как зябкость ног, побледнение кожи, чувство онемения в пальцах. Затем наступает перемежающаяся хромата из-за недостаточного кровоснабжения ног. Именно тогда уже четко определяется отсутствие пульса на тыльной поверхности стопы от передней части голеностопного сустава к большому пальцу. При поднимании ноги кожа на стопе резко бледнеет, а при опускании становится синюшной из-за плохого оттока венозной крови..

Большинство хирургов утверждают, что главной причиной этого заболевания – никотин.

Открывая каждый раз пачку сигарет, задайте себе вопрос:»Что я делаю? Зачем собираюсь отравлять свой организм. Неужели я настолько слабовольный, что не смогу отказаться от курения.».

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Курение и болезни

Стирол Нарушение действия органов чувств Металлы Pb, Fe, As, N,i Cr Диоксид азота Состав крови, иммунитет, легкие Радиоактивные компоненты Полоний-210,свинец 210 Синильная кислота Общее отравление организма Никотин Поражает НС,дыхательную,КС,ПС Состав табачного дыма

Что такое облитерирующий эндартериит

Облитерирующий эндартериит- это поражение кровеносных сосудов нижних конечностей.

Факторы, воздействие которых способствует развитию заболевания. Курение Частое длительное переохлаждение ног Нервно-психическое напряжение, стрессы. Хроническое отравление некоторыми ядами Злоупотребление алкоголем Обилие жирной пищи в рационе

Мужчины болеют в 99 раз чаще, чем женщины. Возраст начала заболевания 20-30 лет

Начальная стадия: Зябкость ног Побледнение кожи Чувство онемения в пальцах Перемежающаяся хромата Отсутствие биения пульса на артерии, которая проходит по тыльной поверхности стопы от передней части голеностопного сустава к большому пальцу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Алкоголь и его последствия".

Возможно кто-то скажет, что такая проблема, как алкоголизм, его не волнует и будет совершенно неправ. Эта проблема касается каждого из нас, потому что алкоголь не щадит никого: ни старого, ни ма...

Урок-проект "Нигилизм и его последствия" по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети"

Данный урок является конечныи результатом исследования краткосрочного учебного проекта по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети". Цель урока- презентовать готовый исследовательский продукт....