Что такое криминальная милиция. Реферат: Криминальная милиция

В статью 8 Закона РФ “О милиции” законодатель включил ряд положений, указывающих на определенные особенности такого ее структурного звена, как криминальная милиция. Характер деятельности криминальной милиции обусловлен этимологическим содержанием термина, вынесенного в ее наименование. Во-первых, данная категория милиции предназначена для борьбы с наиболее опасными преступлениями. В качестве таковых законодатель признал деяния, по которым обязательно производится предварительное следствие. Во-вторых, ее назначение в организации и осуществлении розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством РФ. Криминальная милиция оказывает содействие милиции общественной безопасности в исполнении возложенных на нее обязанностей.

В целях сравнения, абстракции и агрегации стратегические различия в деятельности СЗР в ретроспективе можно проанализировать как основу для изменения стратегии в перспективе, подготовки прогноза качества полицейских услуг на территории, подготовки планов для предоставления ресурсов НСК и подготовки и подготовки персонала для реализации измененных организационных целей. Прогноз будущего состояния операционной среды на следующий год может быть подготовлен после анализа состояния и динамики операционной ситуации за два предыдущих года, в которых уже разработаны стратегии противодействия преступности на определенном уровне достижения организационных цели.

Сформулировав эти задачи, законодатель в общих чертах указал на то, что криминальная милиция должна иметь в своей-струк-туре определенные подразделения, требующиеся для решения поставленных перед криминальной милицией задач. Поэтому криминальная милиция представляет собой систему оперативных подразделений в виде основных отраслевых оперативных служб - уголовного розыска (УР), подразделения по борьбе с преступлениями в сфере экономики (БЭП), специализированные оперативные аппараты собственно по борьбе с организованной преступностью (ГУОП), а также с незаконным оборотом наркотиков (ОБНОН, ОНОН). В состав криминальной милиции входят Национальное центральное бюро Интерпола (НЦБ), и вспомогательные оперативные аппараты, в частности, оперативно-технические и оперативно-поисковые подразделения.

Противодействие преступности и нарушения общественного и внутреннего порядка могут быть эффективными, если организация безопасности реализует продуманную стратегию. Стратегический анализ определяется как углубленное изучение сущности оперативной и криминологической ситуации в течение длительного периода, системы ценностей, планов, методов и действий преступного контингента и правонарушителей, результатов работы и потенциала сотрудников во внутренней системе безопасности.

Тема стратегического анализа обеспечивает стратегию безопасности организации аналитическими отчетами, материалами и отчетами, по которым руководство разрабатывает стратегические планы по борьбе с преступностью и правонарушениями. Особенной особенностью стратегического анализа является его постоянная направленность на выявление факторов, которые благоприятствуют позиционным преимуществам над преступным контингентом и правонарушителями.

Указанные службы и подразделения имеют собственное структурное обеспечение адекватно построению ОВД, установленному п. 2 раздела 1 Положения об МВД РФ.

Словосочетание “криминальная милиция” сравнительно новый термин, введенный в обиход оперативно-розыскной терминоло гии в 1991 г. в связи с созданием в составе МВД РСФСР Службы криминальной милиции МВД РСФСР.

Как вы могли бы кратко описать отношения между «стратегическим анализом» и «стратегией»? В чем основное различие между стратегическим анализом в организации внутренней безопасности и стратегическим анализом в крупной организации - экономическим субъектом?

Прочтите цитату, предоставленную Александром Савовым, и прокомментируйте это. Что вы подразумеваете под этим определением асимметричной войны? Цитата выглядит так: Современная «повстанческая война»является доминирующей составляющей постмодернистского многополярного мира, характерной чертой которого является существенное снижение важности такого фактора, как межгосударственные вооруженные конфликты и классический бой.

В зарубежных государствах известна такая структура как криминальная полиция. Однако соответствующие службы МВД РФ и зарубежных государств не тождественны по своему внутреннему устройству. Если за рубежом криминальная полиция - единая служба, внутри которой действует принцип специализации по разным направлениям, то криминальная милиция в России - совокупность самостоятельных отраслевых служб, постепенно с конца 20-х годов структурно обосабливавшихся из единого оперативного аппарата - уголовного розыска.

Таким образом, система оперативных подразделений криминальной милиции - это “продукт” длительного процесса “разведения” определенных линий борьбы с преступностью по различным структурным звеньям милиции. Направление борьбы с общеуголовной преступностью структурно обеспечивает уголовный розыск, а с противоправными деяниями в сфере экономики - служба БЭП. В конце 80-х годов структурно обособились и такие направления борьбы с преступностью за счет оперативно-розыскной деятельности, как незаконный оборот наркотиков, организованная преступность. Все это наглядно показывает, что применительно к российской милиции термин “криминальная милиция” имеет условный характер, так как единым структурным образованием она не является, а функционирует в правовом режиме основных отраслевых оперативных служб. При этом кураторами различных структурных звеньев криминальной милиции являются различные должностные лица МВД. Например, первому заместителю министра МВД России поручена организация работы службы уголовного розыска и службы по борьбе, с незаконным оборотом наркотиков и оперативно-розыскными аппаратами вспомогательного назначения. Наряду с этим, другой заместитель министра внутренних дел является куратором службы по борьбе с организованной преступностью, службы по борьбе с экономическими преступлениями, службы безопасности и информационных технологий, а также Национального центрального бюро Интерпола.

Состав и численность криминальной милиции, порядок создания, реорганизации и ликвидации ее подразделении определяются Правительством Российской Федерации.

Начальники криминальной милиции субъектов Российской Федерации назначаются на должность и освобождаются от должности Министром внутренних дел Российской Федерации и являются по должности заместителями соответствующих министров внутренних дел или начальников управлений (главных управлений) внутренних дел субъектов Российской Федерации.

Начальники криминальной милиции районов, городов и иных муниципальных образований назначаются на должность и освобождаются от должности министрами внутренних дел, начальниками управлений (главных управлений) внутренних дел субъектов Российской Федерации и являются по должности заместителями начальников соответствующих органов внутренних дел.

Начальники криминальной милиции на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах, а также начальники иных подразделений криминальной милиции назначаются на должность и освобождаются от должности в порядке, определяемом министром внутренних дел Российской Федерации.

Криминальная милиция финансируется за счет средств федерального бюджета.

Особо следует подчеркнуть, что министр внутренних дел РФ, обеспечивая руководство всеми структурными звеньями органов внутренних дел, лично организует работу и является куратором такой оперативной службы, которая обеспечивает собственную безопасность органов внутренних дел, в том числе и милиции.

Специфика оперативных подразделений МВД России и в том, что они функционируют и в составе органов внутренних дел на транспорте, которые структурно образуют централизованную службу, представленную в МВД России Главным управлением внутренних дел на транспорте. Куратором этой службы является тот заместитель министра внутренних дел России, который также организует работу и службы охраны общественного порядка, и ГИБДД, паспортно-визового управления и Управления режимных объектов МВД РФ.

Каждая отраслевая оперативная служба ОВД имеет в своем составе центральный, региональной аппараты (уровень субъектов Федерации) оперативные аппараты городских и районных органов внутренних дел и иных ОВД с учетом специфики последних, например, линейных органов внутренних дел на транспорте,

Центральные аппараты отраслевых оперативных служб МВД призваны создавать условия для благоприятного осуществления ОРД всеми структурными элементами каждой оперативной службы. Для. этого ими проводится работа по созданию оптимальной ^конодательной, ведомственной и межведомственной правовой базы; по подготовке программ борьбы о конкурентными противоправными деяниями и их комплексом адекватно компетенции оперативной службы; по подготовке соответствующих планов, в том числе типовых операций и т.п. Вся эта деятельность в той или иной степени предусматривает и меры по обеспечению экономической безопасности страны. Наиболее полно они будут проявиться в соответствующих документах отраслевой оперативной службы по борьбе о экономической преступностью.

Центральные аппараты отраслевых оперативных служб формируют соответствующие информационные массивы, обеспечивающие систематизацию, обработку и хранение необходимых сведений, добытых оперативно-розыскным путем. Анализ собираемых сведений позволяет осуществить качественную разработку документов (проекты законодательных актов, программы, планы и т.п.), эффективное взаимодействие с другими органами, осуществляющими ОРД, а также производство по делам оперативного учета.

Центральные аппараты отраслевых оперативных служб в рамках своей компетенции изучают, обобщают и распространяют положительный отечественный и зарубежный опыт, в том числе в области обеспечения экономической безопасности страны. Результаты этой работы имеют форму информационно-аналитических и методических материалов, направляемых нижестоящим подразделениям для использования соответствующего опыта в своей работе.

Центральные аппараты отраслевых оперативных служб обеспечивают взаимодействие своих структурных звеньев с другими отраслевыми оперативными службами ОРД и иными подразделениями органов внутренних дел. Помимо этого они поддерживают связь с иными органами - субъектами ОРД, а также с судами и органами прокуратуры. В случае необходимости обеспечивается и взаимодействие с соответствующими правоохранительными органами иностранных государств и международными правоохранительными организациями адекватно компетенции соответствую-шей отраслевой оперативной службы.

Центральный аппарат отраслевой оперативной службы в случае необходимости координирует деятельность различных оперативных и иных подразделений в интересах выполнения задач ОРД. На него возлагается и контроль за деятельностью нижестоящих оперативных аппаратов, в связи с чем сотрудники центральною аппарата осуществляют проверки деятельности определенных оперативных аппаратов, в том числе в ходе комплексного инспектирования.

В деятельности оперативных аппаратов каждой отраслевой оперативной службы, функционирующей на уровне УВД субъектов Российской Федерации, также доминируют вышеуказанные аспекты деятельности. Вместе с тем, эти региональные аппараты непосредственно осуществляют ОРД.

Что касается оперативных подразделений городских и районных органов внутренних дел, то здесь преобладает повседневная оперативно-розыскная работа, предполагающая выявление преступлении, установление лиц, их подготавливающих, совершающих и совершивших, оперативная проверка добытых сведений и использование ее результатов для предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, обнаружения разыскиваемых лиц.

Сотрудники, работающие в оперативных подразделениях всех отраслевых оперативных служб, создаваемых на различном уровне, и с учетом иных критериев построения ОВД должны иметь специальную подготовку. Речь идет о высшем иди среднем специальном образовании, которое по соответствующим учебным планам дают средние специальные школы милиции и институты МВД РФ, При этом для работы на региональном и федеральном уровне, а также на должностях руководителей оперативных подразделений требуется соответствующий опыт оперативной работы. последний, а также наличие специальной подготовки позволяет обеспечить первоначальную ответственность каждого оперработника за выполнение возложенных на него функциональных обязанностей.

Для работы в оперативных подразделениях, специализирующихся в сфере борьбы в противоправной деятельностью в области экономики, специальная подготовка предполагает и изучение блока экономических дисциплин, что необходимо для успешного разрешения задач ОРД применительно к указанным деяниям.

Вполне закономерно, что в целой криминальная милиция призвана разрешать задачи ОРД, предусмотренные ст. 2 Федерального закона об ОРД, однако с учетом той компетенции, которая закреплена за отраслевыми оперативными службами и вспомогательными оперативными подразделениями, входящими в состав криминальной милиции.

Таким образом, криминальная милиция - это система автономных оперативных служб органов внутренних дел, обладающих равными полномочиями оперативно-розыскного, административно-правового и уголовно-процессуального характера, опирающихся на поддержку вспомогательных оперативных аппара тов органов внутренних дел и взаимодействующих со службами, подразделениями, учреждениями милиции общественной безопасности, а также с иными правоохранительными органами и спецслужбами.

Последняя проблема особо актуальна в современных условиях в силу рассредоточения оперативно-розыскной функции между значительным числом ведомств. Подобный подход имеет место в РФ и правовой его основой является решение Конституционного суда о проверке конституционности Указа Президента РСФСР от 19.12.1991 г. “Об образовании Министерства безопасности и внутренних дел РСФСР” и принятое в связи о этим постановление Конституционного суда РФ от 14 января 1992 г.

Однако при сходных направлениях и методах работы, а также полномочиях, неизбежным является разнообразное по форме взаимодействие этих органов, без которого невозможно их эффективное использование в интересах достижения той стратегической цели, ради которой они созданы, - обеспечение правопорядка и национальной безопасности России.

Объясняется это и тем обстоятельством, что поиск, обработка и проверка информации ведется на одних и тех же объектах и территориях, где дислоцируются оперативные аппараты подразделения БЭП, экономической контрразведки, налоговой полиции, таможенных органов. Указанные оперативные аппараты получают информацию о процессах, протекающих в теневой экономике, о финансовых аферах, о различных проявлениях криминального бизнеса. Данные этих служб представляют интерес для подразделений БЭП, ГУОП, УР, ОНОН МВД РФ.

Совместная деятельность оперативных подразделений налоговой полиции, экономической контрразведки, оперативных подразделений БЭП и ГУОП по решению задач, требующих совместных усилий, должна иметь структурное обеспечение.

В интересах оптимальной работы по оперативным и уголовным делам могут создаваться бригады оперативных работников для осуществления оперативных проверок и следственно-оперативные группы в интересах оперативно-розыскного сопровождения предварительного следствия.

Для решения проблем повседневного взаимодействия могут формироваться и координационные рабочие группы из сотрудников соответствующих служб ОВД, налоговой полиции и экологической контрразведки, функционирующих на адекватном уровне. В сферу их деятельности может входить: - подготовка и направление соответствующим адресатам аналитических материалов, касающихся противоправных деяний, совершаемых в сфере экономики, потребительского рынка, нарушений налогового законодательства юридическими и физическими лицами;

Удовлетворение запросов о представлении информации в отношении объектов ОРД, о деятельности экономических объектов и т.п.;

Организация содействия оперативным подразделениям в проведении ОРМ, в том числе связанным со сбором образцов для сравнительного исследования, получение документов, иных объектов-носителей информации использование которых может обеспечить разрешение соответствующих задач ОРД;

Выработка и осуществление согласованных действий по выявлению, предупреждению, пресечению преступлений, а также правонарушений и преступлений в сфере экономики и потребительского рынка;

Обеспечение контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исполнения, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты налогов, сборов и других обязательных платежей;

Проведение совместных оперативно-розыскных и профилактических мероприятий с целью выявления незаконных операций, осуществляемых кредитно-финансовыми и иными учреждениями, предприятиями, организациями, в том числе занимающимися торгово-закупочной деятельностью;

Осуществление совместных проверок при реализации оперативных материалов и проведение контрольных проверок правильности уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей юридическими и физическими лицами;

Проведение криминалистических исследований и экспертиз по материалам и уголовным делам о налоговых преступлениях. Конкретными формами взаимодействия могут быть следующие:

1) подготовка кадров и обучение сотрудников оперативных подразделений на базе взаимодействующей службы, имеющей для этого соответствующие условия;

3) проведение криминалистических исследований и экспертиз по оперативным материалам и уголовным делам теми субъектами взаимодействия, которые имеют для этого соответствующую материальную базу;

4) предоставление первичной оперативной информации в заинтересованные службы и ведомства, а также организация материального и структурного обеспечения по проверке такой информации;

5) совместные меры по реализации материалов оперативных разработок, создание координационных и рабочих групп смешанного состава для выработки общего плана проведения ОРМ на этоди же этапе с учетом интересов взаимодействующих субъектов:

6) координированная работа по оперативному прогнозированию на обслуживаемой территории, создание единых АБД для использования всеми взаимодействующими сторонами, организация круглых столов и обмена мнениями.

Таким образом, криминальная милиция входит в систему государственных органов - субъектов ОРД, специально созданных государственной властью, имеющих в своем составе оперативные подразделения, призванные посредством применения разведывательных, контрразведывательных и оперативно-розыскных мероприятий решать проблемы борьбы с преступностью, поддержания правопорядка и обеспечения в итоге национальной безопасности Российской Федерации.

Организация и деятельность милиции регулируются Законом РСФСР от 18 апреля 1991 г. "О милиции" в соответствии с которым милиция в России представляет собой систему государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения. Милиция входит в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации. Милиция решает следующие задачи: обеспечение личной безопасности граждан; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; раскрытие преступлений; охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности; оказание помощи в пределах, установленных законом, гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям и общественным объединениям в осуществлении их законных прав и интересов. Иные задачи на милицию могут быть возложены только законом.

Милиция в России делится на криминальную и милицию общественной безопасности (местную милицию). В своей деятельности милиция подчиняется Министерству внутренних дел России и министерствам внутренних дел республик в составе Российской Федерации, а милиция общественной безопасности (местная) еще и соответствующим местным представительным органам и местной администрации.

Министр внутренних дел России осуществляет руководство всей милицией Российской Федерации. Руководство милицией в республиках в составе Российской Федерации возложено на министров, назначаемых на должность высшими органами власти республик по согласованию с Министром внутренних дел России.

В краях, областях, автономной области, автономных округах, в городах Москве и Санкт-Петербурге милицией руководят начальники управлений (главных управлений) внутренних дел, назначаемые Министром внутренних дел по согласованию с соответствующими органами власти.

В районах, городах, районов (городов) милицией руководят начальники отделов (управлений) внутренних дел органов исполнительной власти районов (городов), назначаемые министрами внутренних дел республик в составе России, начальниками управлений краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга по согласованию с органами исполнительной власти районов (городов).

На железнодорожном, водном и воздушном транспорте организована и действует транспортная милиция, руководство которой осуществляют начальники соответствующих управлений и отделов внутренних дел на транспорте МВД России.

Правовой основой деятельности всей российской милиции является Конституция Российской Федерации, Закон "О милиции", другие законы и правовые акты Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, акты местных органов власти и управления.

Криминальная милиция. Криминальная милиция состоит из следующих подразделений:

* оперативно-розыскные подразделения (уголовного розыска) по борьбе с преступлениями в сфере экономики, по борьбе с организованной преступностью, по борьбе с незаконным оборотом наркотиков;

* научно-технические (экспертно-криминалистические) подразделения, осуществляющие исследование следов, оставленных на месте преступления, орудий преступления и т.д.

Задачами криминальной милиции являются предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, по которым обязательно производство предварительного следствия (как правило, относящиеся к тяжким и особо тяжким преступлениям), а также организация и осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения наказания, без вести пропавших, и иных лиц в случаях предусмотренных законодательством.

Выполняя возложенные на нее задачи, криминальная милиция, в основном осуществляет оперативно-розыскную деятельность, направленную на выявление, предупреждение и раскрытие тяжких и особо тяжких преступлений, розыск различных лиц, а также криминалистические и экспертные исследования разного рода материальных объектов в целях получения доказательств по уголовному делу. Криминальная милиция осуществляет и уголовно-процессуальную деятельность: проверку заявлений и сообщений о преступлениях, по которым обязательно производство предварительного следствия, производит дознание в виде неотложных следственных действий, исполняет поручения следователей о производстве следственных и розыскных действий, оказывает им помощь в проведении следственных действий.

Начальники криминальной милиции назначаются на должность и освобождаются от нее начальником вышестоящего органа внутренних дел. Они являются одновременно заместителями начальника соответствующего органа внутренних дел. Криминальная милиция в своей деятельности не подчиняется местным органам государственной власти, ее создание, реорганизация, численность, ликвидация определяется в порядке, установленном Правительством РФ.

Милиция общественной безопасности. В состав милиции общественной безопасности входят:

* дежурные части;

* подразделения Государственной инспекции по безопасности дорожного движения (ГИБДД);

* подразделения патрульно-постовой службы;

* участковые инспектора;

* изоляторы временного содержания задержанных и заключенных под стражу;

* подразделения охраны объектов по договорам;

* отряды милиции особого назначения (ОМОН);

* подразделения по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних;

* специализированные подразделения дознания;

* подразделения паспортно-визовой, лицензионно-разрешительной службы и др.

Основными задачами милиции общественной безопасности являются обеспечение личной безопасности граждан, охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия не обязательно, а также оказание в пределах своей компетенции помощи гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям.

Деятельность милиции общественной безопасности более многообразна, чем деятельность криминальной милиции. Первое место в деятельности милиции общественной безопасности занимает административная деятельность по охране общественного порядка, организации безопасности дорожного движения. Важная роль отводится и уголовно-процессуальной деятельности: милиция общественной безопасности ведет прием и проверку заявлений и сообщений о преступлениях, отнесенных законом к компетенции органов дознания, осуществляет расследование уголовных дел о таких преступлениях и подготовку материалов в протокольной форме, исполняет поручения следователя о производстве следственных действий, содержит в изоляторах временного содержания задержанных и заключенных под стражу лиц. Большое значение имеет также деятельность милиции общественной безопасности по выдаче лицензий на занятие частной детективной и охранной деятельностью, на ношение и хранение огнестрельного и газового оружия. Практически все подразделения милиции общественной безопасности своей деятельностью осуществляют профилактику правонарушений.

Деятельность милиции общественной безопасности подконтрольна не только вышестоящему органу внутренних дел, но и местной администрации, т. е. имеет двойное подчинение. Это связано с тем, что милиция общественной безопасности решает большей частью вопросы местного значения. Основная часть милиции общественной безопасности содержится за счет местных бюджетов. Местная администрация вправе создавать, реорганизовывать и ликвидировать по согласованию с Министерством внутренних дел РФ подразделения милиции, содержащиеся за счет местного бюджета, увеличивать в пределах имеющихся средств расходы на содержание милиции, устанавливать дополнительную штатную численность милиции общественной безопасности.

Начальники милиции общественной безопасности назначаются на должность и освобождаются от нее главами местных администраций по представлению начальников органов внутренних дел. Они являются заместителями начальника соответствующего органа внутренних дел.

Дальнейшая реформа милиции предполагает полное выделение милиции общественной безопасности из ведения Министерства внутренних дел РФ с передачей ее в исключительное ведение органов местного самоуправления.

Права милиции. Милиция вправе:

* проверять у граждан и должностных лиц документы, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или административного правонарушения;

* вызывать граждан и должностных лиц по находящимся в производстве делам и материалам, в случаях, предусмотренных законом, подвергать их приводу;

* получать от граждан и должностных лиц объяснения, сведения, справки, документы;

* составлять протоколы об административных правонарушениях, Осуществлять административное задержание;

* производить уголовно-процессуальные действия;

* задерживать и содержать под стражей подозреваемых и лиц, которым мерой пресечения избрано заключение под стражу;

* задерживать и доставлять в специальные учреждения лиц, уклоняющихся от назначенных принудительных мер медицинского и воспитательного характера;

* задерживать и доставлять в приемники распределители лиц, в случаях и порядке, определенных законом;

* задерживать и доставлять в медицинские учреждения лиц, находящихся в состоянии опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке;

* задерживать военнослужащих, подозреваемых в совершении преступлений или административных правонарушений до передачи военным патрулям, военному коменданту, командирам воинских частей;

* осуществлять оперативно-розыскные меры;

* применять предусмотренные законом меры по контролю в отношении лиц, освобожденных из мест лишения свободы, а также осужденных, в отношении которых исполнение приговора отсрочено;

* входить беспрепятственно в жилые и иные помещения граждан, на территорию и помещения, занимаемыми организациями, и осматривать их при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, или при наличии достаточных оснований полагать, что там совершено или совершается преступление, а также для обеспечения личной безопасности граждан при стихийных бедствиях, катастрофах. В производственные, складские, торговые, служебные и иные помещения сотрудники милиции вправе входить и при наличии данных о влекущем уголовную или административную ответственность нарушении законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность, производить их осмотр, опечатывать кассы, хранилища, приостанавливать до устранения допущенных нарушений деятельность торговых предприятий;

* временно ограничивать и запрещать движение автотранспорта, запрещать эксплуатацию транспортных средств, производить досмотр автотранспортных средств при подозрении, что они используются в противоправных целях.

Милиция имеет право в пределах и условиях, установленных законом, на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Обязанности милиции. К основным обязанностям милиции относятся:

* предотвращение и пресечение преступлений и административных правонарушений, оказание помощи гражданам, пострадавшим от правонарушений, а также находящимся в беспомощном состоянии, опасном для их жизни и здоровья;

* принимать и регистрировать заявления, сообщения о преступлениях и административных правонарушениях, возбуждать уголовные дела, производить дознание, раскрывать преступления;

* разыскивать лиц, совершивших преступление, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших;

* обеспечивать правопорядок на улицах, других общественных местах, регулировать дорожное движение, производить регистрацию и учет автотранспорта;

* выдавать разрешения на приобретение, ношение и хранение оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, на создание негосударственных детективных служб;

* охранять на основе договоров с собственниками принадлежащее им имущество, обеспечивать сохранность найденного и бесхозного имущества, кладов;

* принимать меры по охране свидетелей, потерпевших и других участников процесса, а также их семей, близких, если их здоровье и имущество находятся в опасности.

Милиция выполняет и другие обязанности, предусмотренные Законом "О милиции".

Правовой статус сотрудников милиции. Сотрудником милиции является лицо, занимающее должность в милиции, которому в установленном порядке присвоено специальное звание. На службу в милицию принимаются граждане РФ в возрасте от 18 до 35 лет, не имеющие судимости, способные по состоянию здоровья, деловым и личным качествам исполнять служебные обязанности. Им устанавливается испытательный срок от трех месяцев до полугода в зависимости от подготовки и занимаемой должности. Сотрудники милиции в подтверждение своих полномочий имеют служебное удостоверение и жетон установленного образца. Они имеют право на постоянное хранение и ношение табельного огнестрельного оружия и специальных средств. Принятые на службу в милицию принимают присягу.

Законные требования сотрудников милиции обязательны для исполнения. Их невыполнение или препятствование совершению возложенных на сотрудника милиции обязанностей влекут установленную законом ответственность. При осуществлении своих полномочий сотрудник милиции подчиняется только непосредственному и прямому начальнику. Никто не имеет права вмешиваться в законную деятельность сотрудника милиции, понуждать его к действиям, выходящим за рамки его полномочий.

Сотрудникам милиции запрещается выполнять оплачиваемую работу на условиях совместительства, заниматься индивидуальной или предпринимательской деятельностью. По истечении определенных лет службы, они имеют право на специальное пенсионное обеспечение.

Сотрудники милиции пользуются различными льготами: увеличенным отпуском, бесплатным проездом на общественном транспорте и на железнодорожном транспорте при следовании к месту проведения отпуска и т. д. Сотрудники милиции подлежат обязательному государственному страхованию за счет бюджета. При их гибели в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей семье погибшего выплачивается денежная компенсация в размере его десятилетнего денежного содержания, а при ранении, в результате которого сотрудник милиции не может более проходить службу, - в размере пятилетнего денежного содержания.

Милиция не иметь права вмешиваться в политическую деятельность. В милиции запрещено создание партий и политических движений, но для защиты своих личных и имущественных интересов сотрудники милиции могут объединяться в профессиональные союзы.

Сотрудник милиции может быть уволен:

* по достижении предельного возраста, установленного Положением о прохождении службы в органах внутренних дел;

* по выслуге срока службы, дающего право на пенсию;

* по окончании срока службы, установленного контрактом или в связи с нарушением его условий;

* по состоянию здоровья, препятствующему прохождению службы;

* по служебному несоответствию, грубому, систематическому нарушению дисциплины;

* по собственному желанию и по сокращению штатов.

Увольнение в связи с совершением преступления допускается только после вступления в законную силу обвинительного приговора суда.