Время работы айя софия в стамбуле. Храм святой софии в стамбуле. Интерьер музея Айя-София

(тур. Ayasofya ) , является выдающимся памятником византийского зодчества и символом “золотого века” Византии. Величественное сооружение находится в центре Стамбула и в настоящее время служит музеем.

Строительство Софийского собора началось ещё в 324 году при византийском императоре Константине. Строительство длилось довольно долго и закончилось только в 337 году. Однако, в последующие годы, храм преследовали настоящие беды и несчастья. Из-за народного восстания в 404 году сооружение было сожжено. После восстановления храм простоял невредимым всего около десяти лет, после чего пламя опять уничтожило большую часть строений. Позже, император Феодосий II приказал построить на месте пепелища небольшую базилику, но и она сгорела в 532 году. Руины её обнаружат только в 1936 году во время проведения раскопок на территории Софийского собора.

Собор после османского завоевания

В частности, недопустимы продажа и любое коммерческое использование. Собор Святой Софии: построение декорации Бернера. Бернские исследователи нашли ответ. Ключ был обеспечен новой трехмерной лазерной технологией, которая позволила провести новое измерение пространства. Собор Святой Софии в Стамбуле считается одним из самых смелых зданий человечества. Это из-за купола с куполом 56 метров с диаметром 31 метра. Из-за этого огромного, почти невесомого зависания над свободным главным куполом, построенный от имени императора Юстиции Святой Софии, был в поздней античности как восьмое чудо света.

Собор будет решено отстроить заново после подавления бунта, который чуть не привёл к свержению императора Юстиниана. Стоит отметить, что к этому моменту территория с пепелищами предыдущих храмов была застроена различными городскими постройками, поэтому императору пришлось потратить немалую сумму, чтоб выкупить землю назад.

Планы для Святой Софии были получены от математика Антемиоса фон Траллеса и архитектора и строительного инженера Исидора фон Милета. Теперь ученые из Бернского университета - профессора архитектурной истории и сохранения Фолькера Хоффмана, инженера Николая Техариса и искусствоведа Франсины Гизе - расшифровали тайну строительства Собора Святой Софии в Стамбуле. Основы Птолемеев Как Хоффманн, Теохарис и Гизе обнаружили в исследовательском проекте, поддерживаемом Швейцарским национальным научным фондом, весь дизайн Софии Святой Софии основан на так называемой аналемме.


К строительству были привлечены самые лучшие архитекторы того времени – Анфимий Тралльский и Исидо Милетский. На стройке ежедневно было задействовано около 10 тысяч рабочих. Возведение собора закончилось к 537 году, и 27 декабря храм был торжественно освящён патриархом Миной.

Это метод проектирования, уже описанный Птолемеем, в котором квадрат и круг окружают друг друга и трижды проникают в виде куба и сферы. Очень сложный анализ. Ваше понимание. Основным принципом дизайна является трудно понятное сочетание кругов и квадратов в двумерном пространстве, а также сфер и кубов в трехмерном пространстве. Это позволило Хоффманну, профессору истории искусств в Бернском университете, и его маленькой команде, чтобы измерить собор по-новому. В середине июля впервые в Конгрессе Международного общества фотограмметрии и дистанционного зондирования ученые представят свои первые лазерные оценки в Стамбуле.


Византийский писатель Прокопий Кесарийский в своих записях опишет собор такими фразами: “Храм представлял собой настоящее чудо. Люди смотревшие на него считали строение исключительным, а те кто видел собор впервые называли его невероятным. В высоту он поднимается словно корабль на морских волнах и выделяется среди прочих строений, как бы нависая над всем городом”.

Исследования бернских ученых еще не завершены. Первоначальные планы считаются потерянными. Из-за гигантского 56-метрового купола собор иногда считался «восьмым чудом мира». Теперь бернские исследователи решили загадку строительства. Ключ - метод проекции Птолемея. Одним из парадигматических произведений византийской архитектуры является Базилика святой Софии Константинополя, нынешний Стамбул, спроектированный архитекторами Антоном Траллесом и Исидором Милетского, которые были как геометрами, математиками, так и учеными.

Дизайн не имел предыдущей истории, поскольку он смешивает план базилики, образованный прямоугольником 77 метров в длину и шириной 72 и ротондой, что приводит к созданию здания, расположенного на куполе, центральном элементе здания. Купол диаметром 31 метр противодействовал его боковым толчкам через два квартальных свода, чьи толчки в свою очередь получили четыре других несовершеннолетних одинаковой формы и два свода пушек в боковых нефах.


Но злоключения снова настигли Софийский собор в Константинополе, на этот раз в виде землетрясений. Уже спустя всего несколько лет после восстановления от подземных толчков сильно пострадала часть храма. Повреждения были ликвидированы, а также были установлены дополнительные столбы, которые были призваны служить дополнительной опорой куполу. Однако, землетрясению 989 года не смогли противостоять и они. Купол собора был обрушен… Но вновь, словно мифическая птица феникс, сгорая и возрождаясь из своего пепла, храм был полностью восстановлен!

Различные тяги противодействуют времени с толстыми стременами, в которых размещены лестницы. В центре композиции находится большой неф площадью 77 метров длиной 35 метров между четырьмя огромными колоннами трансепта. Концы корабля были сформированы нишами, чьи полуклетки подняты на 30 метров в высоту, чтобы поддерживать в продольном направлении тягу центрального купола, подвешенную на четырех гигантских подвесках.

Особенности строения и внутреннего интерьера храма святой Софии в Стамбуле

Эти полуприцепы поддерживаются, в свою очередь, тремя меньшими нишами на каждом конце корабля. Цилиндрические своды боковых тел поднимаются на одну и ту же высоту, чтобы обеспечить ту же функцию баланса и поддержки. Вес также облегчается использованием не очень тяжелых материалов: пористого кирпича и пористой плитки. На двух других сторонах есть два трибуна, из которых можно наблюдать литургический обряд.


В 1453 году храм был превращён в мечеть по приказу захватившего Константинополь султана Мехмеда II. К собору было дополнительно пристроено четыре минарета, а сам храм был переименован в мечеть Айя-София. Внутреннее убранство тоже было сильно изменено. Так были замазаны штукатуркой большинство фресок, и перемещён алтарь.

История собора периода Византийской империи

Внутри декорации очень роскошно. Сорок окон, присутствующих в куполе, придают интерьеру большую светимость, которая способствует ощущению легкости - маленькой тяжести - которую мы воспринимаем. Мозаичное украшение усиливает это ощущение. С другой стороны, у купола есть четкий символизм: он представляет небо, Вселенную; а молитвенная комната - образ Земли. Происхождение этих централизованных сооружений можно найти в мученичестве Святой Земли, о котором мы уже говорили.

Большие пространства, свет, рассеянный несколькими окнами и отраженный большими мозаичными поверхностями, а также повторяющееся и ритмичное движение арки, гармонируют в грандиозной симфонии. Внушительный внешний вид здания - не что иное, как точное выражение его структуры; уникальный силуэт, в котором внушительный купол кажется подвешенными руками трансепта, которые выступают как мощные контрфорсы.


С 1935 года Софийский собор в Стамбуле стал музеем. С мозаик и фресок была счищена штукатурка, которая, как выяснилось, больше послужила сохранению образов, чем их разрушению.


Софийский собор в Стамбуле долгое время оставался самым большим храмом в христианском мире. Высота строения достигала 55 метров, а диаметр купола – 31 метр. Если смотреть сверху, то храм представляет из себя крест размерами 70 на 50 метров. Купольная система колоссальных размеров до сих пор остаётся шедевром архитектурной мысли.

Его значение было огромным и не только на христианском Востоке, но и распространилось на Запад, а также на мечети Ближнего Востока. Тот факт, что Юстиниан вместе с архитекторами был поставлен рядом с библейским царем Соломоном, который построил Великий Храм в Иерусалиме, показывает важность, придаваемую передаче Библии. Проект: Расположение:, Стиль: Византийский. Слава Богу, который судил меня, достойный такой работы.

Прошло два десятилетия с тех пор, как наши шаги привели нас к его стенам, и мы впервые вторглись в его вход. Любопытно, как возвращаться в такое место, как Санта-София, когда шрамы времени оставили свой след. Ни она, ни мы такие же. В эти годы она наблюдала, как миллионы людей восхищаются их мозаикой, удивляются этому плавучим куполам, открывают все свои тонкости.


Ещё в древние времена убранство собора считалось одним из самых роскошных. Большинство из драгоценной утвари сохранилось и до наших дней, но самыми ценными экспонатами безусловно являются многочисленные фрески и мозаики. Пол и стены обильно покрыты различными сюжетными композициями и орнаментами. Из мозаик стоит особо отметить портрет императора Александра, Богоматери и Иисуса Христа.

Мы продолжали путешествовать, путешествуя по городам и странам на разных континентах. И внезапно мы снова оказываемся там, как будто время не следовало его пути, любуясь каждым углом этого старого друга. Теперь, как будто это был наш первый раз, мы расскажем вам часть жизни этого выжившего.

Это Константин, который в 325 году заказал возведение первой базилики, посвященной Божественной Мудрости, а позже расширился его сыном Константием. Чуть более пяти лет назад греческие архитекторы Антемио де Таллес и Исидоро де Милето нуждались в их шедевре, построенном на фундаменте этой первой базилики Константина, объединив две системы, которые до этого, казалось, были исключены: базилика и центральный купол.


Так же стоит упомянуть и про достопримечательности собора, к которым относится “плачущая колонна” (по поверьям исполняет желания всех прикоснувшихся), а также “холодное окно”, от которого даже в зной веет прохладой.

Купол Айя-София

Для современного уровня строительных технологий, возможно, Айя-София и не покажется вам чем-то особенным, но для VI века н.э. купол собора был уникальной, сложнейшей строительной задачей. К слову, в то время больше купола Софии был только купол Пантеона в Риме, построенный в первой половине II века. Он считался вершиной инженерного искусства - диаметр купола в 44 метра не мог повторить ни один архитектор более позднего времени. Купол покоился на почти пятиметровой толщины стенах и составлял с ними единую конструкцию.

Однако, обращаясь к его внутреннему пространству, мы прекрасно понимаем восклицание Юстиниана, парализованного под этим гигантским куполом, который, невесомый, плывет над нашими головами. Необходимо обратить внимание на то, чтобы попытаться понять впечатляющий технический прогресс, который предположил Санта-София. Мы находимся в здании с типичным планом базилики с тремя ступицами с трибунами, но на его центральной оси есть огромный купол диаметром тридцать один метр, который поднимается до пятидесяти шести, поддерживаемый, по-видимому, на четырех больших столбах.

Инженеры Айя-София, в этом смысле, поставили перед собой более сложную задачу – их купол в 39 метров не покоился на толстых стенах. Его вес распределялся через систему многочисленных более мелких куполов, арок и контрфорсов. Интересно, что купол Айя-София доминирует над центральным пространством, как бы объединяя и возглавляя его. И аналогия с Пантеоном здесь не случайна. Если Пантеон считался символом Древнего Рима, то Святая София, построенная императором Юстинианом, ни много ни мало, должна была стать центром мира христианского.

История постройки собора

Однако система разгрузки и передачи сил чрезвычайно сложна и состоит из различных структур, часто скрытых. Император часто посещал произведения, и для купола делались очень специальные кирпичи, сделанные на Родосе, настолько легкие, что 12 из них были одинаковыми, как обычные.

Купол имеет ребристый тип с одним корпусом, в общей сложности сорок ребер, которые опираются на ряд блоков в виде контрфорсов, которые позволяют создать кольцо окон, так что изнутри они передают ощущение, что купол флот приостановлен в воздухе. Весь интерьер базилики был призван показать всемогущество византийской власти. Юстиниано приказал принести самые богатые материалы всех провинций империи. От мозаики до 107 колонн некоторые из них были взяты из Храма Артемиды Эфесской, другие из красного порфира Египта.


Купол собора Айя-София в Стамбуле часто сравнивают с куполом Пантеона в Риме

Интерьер музея Айя-София

В плане собор представлял собой трёхнефную базилику с двумя пристроенными с западного фасада нартексами. Базилика имела два яруса галерей, причем, на верхний вёл каменный пандус, по которому императрицу перед службой на паланкине вносили на верхнюю галерею.

Особого упоминания заслуживает Столбец Сан-Грегорио, или Столбец, который плачет. Колонна, покрытая нижней частью бронзовыми пластинами, одна из них представляет отверстие, за которое плачет. Существует несколько легенд о его происхождении, хотя наиболее распространенным является тот факт, что однажды император Юстиниан совершил поездку по базилике, страдающей от сильной головной боли, которая исчезла, когда она покоится на колонне.

Сегодня говорят, что те, кто намочил свой палец из отверстия в колонне, исцелят все свои болезни. Однако ни смелость архитекторов, ни надпись кирпичей, ни молитвы, которые продолжались в течение нескольких дней после ее инаугурации, не позволили куполу успешно преодолеть первое землетрясение, которое затонуло его в год Исидора. Милет, молодежь, отвечал за реконструкцию и решил не рисковать. Его вариант состоял в том, чтобы уменьшить диаметр и высоту купола, в дополнение к добавлению сплошных подпорных стенок к внешней стороне.

Обратите внимание на мраморный декор стен и колонн. Для храма архитекторы, безусловно, с одобрения императора использовали цельные колонны из зеленого и порфирового мрамора. Ведь храм Софии должен был стать самым грандиозным сооружением империи – буквально «центром мира». Сегодня, в век высоких технологий и небоскребов, колонны из цельного мрамора нам не кажутся чем-то особенным, но если представить VI век н.э. и уровень технологий добычи камня, его логистики и обработки, то становится понятно, что каждая цельная колонна по своим трудозатратам была сравнима со строительством небольшой часовни.

Интерьер музея Айя-София

И еще раз, Юстиниан вернулся, чтобы открыть базилику, в рождественскую ночь года. Раньше, за исключением императорской процессии, сегодня мы можем получить доступ к интерьеру тройным Пуэрта-Реальным, украшенным барельефами в бронзе, а в тимпане которого мы находим мозаику, представляющую Панторикатора, сидящего на троне. Правая рука, поднятая благословением, слева содержит свиток с надписью по-гречески: Мир вам.

В апсиде нефа очень тонкая мозаика Девы и Ребенка контрастирует с окружающей средой, типичной для мечети. В верхней галерее, которой непонятно много посетителей не согласны, мы находим другие шедевры, такие как мозаика Страшного Суда. Лицо последнего, благодаря его прекрасному состоянию сохранения, делает его одной из самых сфотографированных мозаик в базилике.


Внутреннее убранство храма

Мраморные стены собора требуют отдельной поэмы. Считается, что для отделки использовались 12 сортов мрамора. Черный с белыми жилками – из района Босфора, зелёный - из города Каристос в Греции, цветной из Фригии, порфир из Египта, изумрудно-зелёный из Спарты, жёлтый из Ливии… Со всех концов империи свозилось всё самое дорогое и ценное для строительства главного храма Вселенной, как тогда называли Византию. Ценные блоки мрамора мастера разрезали и раскладывали как книжку, совмещая стыки. От этого рисунок мрамора приобретал замысловатую симметричность. «Замысловатую» потому, что симметричность в природе как феномен отсутствует, но здесь же работа каменщиков была настолько ювелирна, что стыки шва были практически не заметны и всё же создавали невозможное.

Перед тем, как покинуть базилику, во внутреннем нартхексе, мы обнаруживаем мозаику, обнаруженную во время восстановления Императора Константина, предлагает модель города Марии, которая держит младенца Иисуса на коленях, а император Юстиниан, слева представляет собой образец базилики.

Постепенно султаны внесли необходимые изменения для исламизации здания. В интерьере это преобразование дает более любопытные результаты. В апсиде был добавлен михраб, который указывает направление Мекки, в то время как в его хранилище мы находим изображение Девы и Ребенка.

Слева от входа находится «потеющая», «плачущая» или как её ещё называют «влажная» колонна. Верят, что если в бронзовое отверстие на колонне вставить палец и совершить кистью полный круг, то желание исполнится. А если серьёзно, то ученые считают, что она стоит на месте, где подземные воды подходят близко к поверхности, отчего колонна покрывается водянистой испариной. Ещё в древние времена она начала разрушаться, и была укреплена бронзовой стяжкой.

В основании купола ряд окон, которые за счет яркого проникающего света создают эффект «парения» купола в воздухе. В парусах купола – большие диски обтянутые кожей и несущие золотые имена Аллаха, пророка Мухаммеда и четырёх халифов. В центре храма, под куполом, чуть правее на полу разноцветные каменные плиты , сложенные в квадрат – это место императорского престола или омфал.


Гигансткий купол Айя-София

Однозначно имеет смысл подняться на галереи и увидеть шедевр византийской мозаичной живописи – «Деисус». Как известно, этот сюжет абстрактно изображает Страшный Суд, где Христос судит человечество за грехи. Справа от него всегда изображается Богоматерь, а слева – Иоанн Предтеча. Они словно молятся и просят у Христа быть милостивым к беспутным людям. Мозаика датируется XIII веком.


Мозаика "Деисус" собора Айя-София в Стамбуле

К «Деисусу» вы пройдете через мраморные «Врата Ада и Рая». Когда и кем они были привезены в Константинополь – неизвестно.


Врата Рая часто называют и Вратам Ада


Мозаики Айя-Софии


Император Иоанн Комнин II с женой Ириной и сыном Алексеем, предстоящие перед Богородицей

А ещё в соборе можно найти руны, выскобленные, видимо, викингами, состоявшими на службе у византийского императора.


Руны на перилах собора Айя-София

Мечеть Айя София (Святая Мудрость ‒ греч.), бывший патриарший православный собор, впоследствии ‒ мечеть, ныне ‒ музей; всемирно известный памятник византийского зодчества, символ «золотого века» Византии. Официальное название памятника на сегодняшний день Музей Айя-София (тур. Ayasofya Müzesi).

Во времена Византийской империи собор находился в центре Константинополя рядом с императорским дворцом. В настоящее время находится в историческом центре Стамбула, район Султанахмет. После захвата города османами Софийский собор был обращён в мечеть, а в 1935 году он приобрёл статус музея. В 1985 году Софийский собор в числе других памятников исторического центра Стамбула был включён в состав Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Более тысячи лет Софийский собор в Константинополе оставался самым большим храмом в христианском мире ‒ вплоть до постройки Собора Святого Петра в Риме. Высота Софийского собора ‒ 55,6 метров, диаметр купола 31 метр.

История

История постройки

Собор был построен на рыночной площади Августеон в 324-337 годах при византийском императоре Константине I. У Сократа Схоластика строительство первого храма, называемого Софией, относится к правлению императора Констанция II. По мнению Н. П. Кондакова, Констанций лишь расширил постройку Константина. Сократ Схоластик сообщает точную дату освящения храма: «по возведении Евдоксия на епископский престол столицы, освящена была великая церковь, известная под именем Софии, что случилось в десятое консульство Констанция и третье кесаря Юлиана, в пятнадцатый день месяца февраля». С 360 по 380 год Софийский собор находился в руках ариан. Император Феодосий I в 380 году передал собор православным и 27 ноября лично ввёл в собор Григория Богослова, вскоре избранного новым константинопольским архиепископом.

Согласно Иоанну Малале, собор сгорел 13 января 532 года во время восстания «Ника». Спустя сорок дней после пожара император Юстиниан I повелел на его месте построить новую церковь того же имени, которая должна была стать по его замыслу украшением столицы и служить выражением величия империи. Для возведения грандиозного храма Юстиниан выкупил у частных владельцев ближайшие участки земли и велел снести находившиеся на них постройки. Для руководства работами Юстиниан пригласил лучших архитекторов того времени: Исидора Милетского и Анфимия Тралльского, которые ранее зарекомендовали себя возведением церкви Святых Сергия и Вакха. Под их руководством трудилось ежедневно по 10 000 рабочих.

На постройку был употреблён лучший строительный материал. Мрамор привозили из Проконниса, Нумидии, Кариста и Иераполя. Также в Константинополь по императорскому циркуляру свозились архитектурные элементы древних построек (например, из Рима были доставлены восемь порфировых колонн, взятых из храма Солнца, а из Эфеса восемь колонн из зеленого мрамора). Кроме мраморных украшений Юстиниан, с целью придать возводимому им храму небывалый блеск и роскошь, использовал на его украшение золото, серебро, слоновую кость.

Строительство собора поглотило три годовых дохода Византийской империи. «Соломон, я превзошёл тебя! » ‒ такие слова произнес, по преданию, Юстиниан , войдя в построенный собор и имея в виду легендарный Иерусалимский Храм. Торжественное освящение храма 27 декабря 537 года совершил константинопольский патриарх Мина.

История собора периода Византийской империи

Через несколько лет после окончания строительства землетрясение разрушило часть собора. Собор также пострадал от землетрясения 989 года, в особенности разрушению подвергся его купол. Здание подперли контрфорсами, от которых оно утратило свой прежний вид. Обвалившийся купол перестроил армянский архитектор Трдат, автор Анийского собора, причём архитектор сделал купол даже более возвышенным.

16 июля 1054 года в Софийском соборе на святом алтаре во время богослужения легатом папы римского кардиналом Гумбертом константинопольскому патриарху Михаилу Керулларию была вручена отлучительная грамота. (Именно эту дату принято считать датой разделения церквей на католическую и православную.)

До разграбления крестоносцами Константинополя в 1204 году в соборе хранилась Туринская плащаница.

В XIV веке лампадарием собора был известный церковный композитор Иоанн Кладас.

Собор после османского завоевания

30 мая 1453 года султан Мехмед II, завоевавший Константинополь, вступил в собор Святой Софии, который был обращён в мечеть. К собору пристроили четыре минарета, и собор превратился в мечеть Айа-София . Поскольку собор был ориентирован по христианской традиции ‒ алтарь на восток, мусульманам пришлось переиначить его, поместив михраб в юго-восточный угол собора (направление на Мекку). Из-за этой переделки в Айя-Софии, как и в других бывших византийских храмах, молящиеся мусульмане вынуждены располагаться под углом относительно основного объёма здания. Большинство фресок и мозаик остались невредимыми, как полагают некоторые исследователи, именно благодаря тому, что в течение нескольких веков были замазаны штукатуркой.

Во второй половине XVI века при султанах Селиме II и Мураде III к зданию собора были пристроены тяжелые и грубые контрфорсы, существенно изменившие внешний вид здания. До середины XIX века никаких реставрационных работ в храме не производилось. В 1847 году султан Абдул-Меджид I поручил архитекторам Гаспару и Джузеппе Фоссати провести реставрацию Айи-Софии, которой угрожала опасность обрушения. Реставрационные работы продолжались два года.

В 1935 году, согласно декрету Ататюрка, Айя-София стала музеем, а с фресок и мозаик были счищены скрывавшие их слои штукатурки. В 2006 году в музейном комплексе было выделено небольшое помещение для проведения мусульманских религиозных обрядов сотрудниками музея.

Архитектурные особенности

В плане собор представляет собой продолговатый четырёхугольник (75,6 м длины и 68,4 м ширины), образующий три нефа: средний ‒ широкий, боковые ‒ более узкие. Это базилика с четырехугольным средокрестием, увенчанным куполом. Гигантская купольная система собора стала шедевром архитектурной мысли своего времени. Прочность стен храма достигается, по мнению турецких исследователей, за счёт добавления в строительный раствор экстракта листьев ясеня.

Середина широкого нефа, квадратная в основании, ограничена по углам четырьмя массивными столбами, подпирающими громадные арки, и покрыта довольно плоским куполом 30 м в диаметре, вершина которого отстоит на 51 м от пола. К этому подкупольному пространству примыкают с востока и запада две колоссальные ниши с полусферическим верхом: в восточную нишу открываются своими арками ещё три меньшие ниши, из которых средняя, служившая алтарной апсидой, глубже остальных и выступает из общего плана храма в виде полукружия; к западной большой нише примыкают также три ниши; из них средняя, представляющая вверху не полусферический, а обыкновенный коробовый свод, содержит в себе три двери, ведущие в пристроенные к храму внутренний и внешний притворы (esonartex и exonartex), впереди которых некогда находился теперь несуществующий двор, обнесенный галереей с колоннами.

Подкупольное пространство с северной и южной сторон сообщается с боковыми нефами с помощью арок, поддерживаемых колоннами; под этими арками идёт ещё по ярусу подобных же арок, которыми открываются в подкупольное пространство устроенные в боковых нефах галереи гинекея, а ещё выше ‒ громадные арки, поддерживающие купол, заделаны прямой стеной с окнами, расположенными в три ряда. Кроме этих окон, внутренности храма дают обильное, хотя и несколько рассеянное освещение 40 окон, опоясывающих основание купола, и по пяти окон в больших и малых нишах.

К достопримечательностям Святой Софии относится «плачущая колонна», покрытая медью (существует поверье, что если положить руку в отверстие и, ощутив влагу, загадать желание, то оно обязательно сбудется), а также «холодное окно», где даже в самый жаркий день веет прохладный ветерок.

В 1935 году с фресок и мозаик были счищены скрывавшие их слои штукатурки. Таким образом, в настоящее время на стенах храма можно видеть и изображения Иисуса Христа и Богоматери, и цитаты из Корана на четырёх больших щитах овальной формы.

На перилах верхней галереи храма можно обнаружить граффити, оставленные на протяжении всей истории его существования. Наиболее древние из них покрыты прозрачным пластиком и считаются одной из охраняемых достопримечательностей: надписи, сделанные скандинавскими рунами на мраморных парапетах собора, предполагается, что они были нацарапаны воинами из варяжской гвардии императора Византии в Средние века. Первая из рунических надписей была открыта в 1964 году, затем были найден ещё ряд надписей.

Сегодня Айя София ‒ национальный музей, вход в который стоит 25 лир (около 10 евро), плюс 10 лир стоит аудио-гид. К кассам с 7 утра выстраивается невероятная очередь туристов, местные гиды пытаются шепотом выманить из очереди клиентов, чтобы отвести их во дворец Топкапы. Музей Айя-София работает с 9.20 до 16.30, каждый день кроме понедельника, продажа билетов заканчивается в 16:00.

Вы можете узнать о других мечетях в Стамбуле из следующих наших статей: и .