Главная мысль рассказа гранатовый браслет куприн. Тема любви в рассказе «Гранатовый браслет. «Да святится имя твое…»

Одним из главных чувств в жизни любого является любовь. Она делает счастливым, возносит до небес, стимулирует творчество, однако зачастую случается и наоборот. Любовь может быть и неразделенной, безответной, приводящей лишь к страданиям.

Тема повести

Признанным мастером любовной прозы считается Александр Куприн, автор повести «Гранатовый браслет». «Любовь - бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды, та, про которую сказано «сильна, как смерть». Любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение - вовсе не труд, а одна радость», - вот такая любовь коснулась обычного чиновника средней руки Желткова.

Я долго переносил этот груз горя в клетку моего сердца. Надеюсь, вы достаточно сильны, чтобы их удержать. Кайс Акбар Омар. Каис Акбар Омар мог убедить нас, что «поэзия - это суть Афганистана», и эта история по-прежнему является душой этого места. Он дает нам впечатления от молодого афганского писателя, чье детство было на небесах и гражданская война в аду.

Одна из редких воспоминаний о Афганистане, написанная афганским «Фортом из девяти башен», раскрывает богатство и страдания жизни в стране, история которой глубоко укоренилась у нас. Для молодого афганца Кабул был городом, полным садов, где высокие воздушные змеи на крыше дома его деда или двоюродного брата Уэйкела, в то время как родители, тетя, дяди пьют чай, лежащий на ковре, лежащем на траве. Это было прекрасное время для чтения стихов, рассказов, продажи ковров и организации свадеб. Затем взорвалась гражданская война.

Он раз и навсегда влюбился в Веру. Причем не обычной любовью, а той, которая бывает раз в жизни, божественной. Вера не придает значения чувствам своего обожателя, живет полной жизнью. Выходит замуж за тихого, спокойного, хорошего со всех сторон человека князя Шеина. И начинается ее тихая, спокойная жизнь, не омраченная ничем, ни печалью, ни радостью.

Их дом находится на переднем крае конфликта, который становился все более диким каждый день. Афганистан возглавлял правительство кукол советского стиля, и, хотя многие вещи отсутствовали, а многие афганцы были против правительства, у них была мирная и мирная жизнь. Затем, когда Омару исполнилось 8 лет, он упал на Кабул. Толпа была на улицах, кричала, это был знак того, что пришли моджахеды.

Первоначально люди были рады видеть тех, кто обещал им «заставить русских покинуть Афганистан». Молодые люди слышали о своих победах в Иране и с уважением и восхищением наблюдали за бойцами. Но очень быстро моджахеды были разделены на фракции, основанные на этнической лояльности, что привело к гражданской войне. Фракция открыла тюремные ворота, а обычным ворам, преступникам, насильникам было дано оружие, чтобы ограбить город.

Особая роль отведена дяде Веры – генералу Аносову. В его уста Куприн вкладывает слова, которые являются темой повести: «...может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины». Таким образом, Куприн в своей повести хочет показать истрию любви, пусть безответной, но тем не менее от этой безответности не ставшей менее сильной и не перешедшей в ненависть. О такой любви, по мнению генерала Аносова, мечтает любой человек, но получает далеко не каждый. А у Веры, в ее семейной жизни, такой любви нет. Есть другое – уважение, взаимное, друг к другу. Куприн в своей повести стремился показать читателям, что такая возвышенная любовь уже уходит в прошлое, остались лишь немногие люди, такие как телеграфист Желтков, которые способны на нее. А ведь многие, подчеркивает автор, вовсе не в состоянии понять глубинного смысла любви.

Насилие и изнасилование стали повседневными событиями. Воры прибыли в резиденцию Омара, а шесть тысяч дедовских ковров были взяты перед семьей. Вскоре школа была закрыта, и семья Омара сбежала изнутри города, живя в разрушенной и старой крепости, принадлежащей другу. В последующие годы Кабул находится в хаосе.

Во время прекращения огня Омар и его отец пытаются проникнуть, чтобы проверить дом. Их захватывают и хранят в пещере в течение 2 недель. После избиения и принуждения смотреть, как женщина изнасилована, они, наконец, освобождены. После этого эпизода семья пытается бежать из Афганистана, и в последующие годы Омар встречает все племена и этнические группы, составляющие афганский народ. Они путешествуют по горам Гиндукуш к северным родственникам, но Мазар-Шариф сражается и превращает их в кочевников, живя в машине и в зависимости от щедрости инопланетян.

Да и сама Вера не понимает, что ей судьбой даровано быть любимой. Конечно, она дама, занимающая определенное положение в обществе, графиня. Наверное, благополучного исхода у такой любви быть и не могло. Куприн наверняка сам понимает, что Вера не в сотоянии связать свою жизнь с «маленьким» человеком Желтковым. Хотя все же и оставляет ей один шанс на то, чтобы прожить в любви оставшуюся жизнь. Вера свой шанс быть счастливой упустила.

В Мазаре Омар сталкивается с глухим переплетением, которое для него становится своего рода гуру. Раньше он ходил в мечеть, но находил духовность бесполезной религии. Только когда он учится у плотника, Омар обнаруживает свое духовное воплощение и карьеру.

Вернувшись в Кабул, семья Омара проводит свои дни в одной комнате, прячась от снайперов, которые ради удовольствия путешествовали в любых ходах. Как и его дед, отец Омара восстанавливает свой ковровый бизнес. Купите и продайте ковер и медленно приходите, чтобы накапливать инвентарь. Экономить деньги от продажи ковров - единственный способ уйти из страны. Но, к сожалению, из-за пожара, вызванного ракетой, они теряют все свои ковры.

Идея произведения

Идеей повести «Гранатовый браслет» становится вера в силу истинного, всепоглащающего чувства, которому ни страшна и сама смерть. Когда у Желткова пытаются отнять единственное – его любовь, когда его хотят лишить возможности видеть возлюбленную, тогда он решает добровольно умереть. Таким образом Куприн пытается сказать, что жизнь без любви бессмысленна. Это чувство, не знающее временных, социальных и иных преград. Недаром имя у главной героини – Вера. Верит Куприн, что его читатели очнутся и поймут, что не только материальными ценностями богат человек, но богат внутренним миром, душой. Красной нитью через всю повесть проходят слова Желткова «Да святится имя Твое» , - вот идея произведения. Каждая женщина мечтает услышать такие слова, но дается большая любовь только Господом и далеко не всем.

Когда все казалось хуже, моджахеды покинули город, но вместо него пришли талибы. Эти «экстремальные крестьяне» плохо пахнут, они неграмотны, кнут, они наводят глаза колом и называют себя «учениками Бога», говоря, что они приносят мир в Кабул. Мир, потому что нет ракет, но странный мир, потому что талибы навязывают людям нелепые правила: женщины должны носить паранджу и не допускать с пути, и люди должны отпустить свою бороду.

В школах и университетах изучается исламская версия талибов, а больницы становятся местами, где вы становитесь хуже, чем относитесь к себе. Без причины Омар арестован, брошен в тюрьму, где он читает Коран и становится истинным мусульманином. Когда ее отпускают, ей говорят, что длина ее волос привела к его аресту.

«Да святится имя твое…»

Тема любви в повести А.И.Куприна «Гранатовый браслет»

Урок-беседа

11 класс

Насибуллина Е.Г.

Цели и задачи:

    расширить и углубить представление ребят о Куприне как мастере художественного слова,

    вызвать чувство восхищения чистой возвышенной любовью, помочь соизмерить прочитанное с миром собственной души, задуматься о себе,

    В возрасте 18 лет Омар открывает секретную ковровую фабрику для работы с девушками, которым запрещено ходить в школу. Когда они связали свои узлы с войной войны, родители Омара учили литературе и науке. Когда американцы бомбардируют базы талибов, люди выходят на улицу и празднуют танцы, отдавая должное американцам за то, что они не бомбардируют все, как русские.

    Во время оккупации Талибана Омар смог научиться искусству ковровых тканей, а после американского вторжения, благодаря устойчивой работе, удаче и великодушию ему удалось построить международный бизнес. Он путешествовал во многие страны, чтобы продать свои ковры, и хотя он мог играть там, где захотел, он решил остаться в своей родной стране, в Афганистане.

    развивать в ребятах читательский интерес и читательские навыки.

Ход урока:

    Урок начинается чтением 130 сонета Уильяма Шекспира:

Ее глаза на звезды не похожи,

Нельзя уста кораллами назвать,

Не белоснежна плеч открытых кожа,

И черной проволокой вьется прядь.

С дамасской розой, алой или белой,

Другие сочинения по этому произведению

Форт из девяти башен - это история семейного опыта в одном из самых сложных периодов истории, а также история современного Афганистана, и то, что происходит, когда невежественные люди обладают политической властью. Даже если вы читали книги об Афганистане или нет, эта книга заслуживает вашего времени.

«Да святится имя твое…»

Он окончил Кабульский университет, готовясь стать журналистом, а затем изучает бизнес университета Брандейса. Он работал в Афганистане в качестве переводчика для армии США и для Организации Объединенных Наций. Он сделан из семьи с традициями плотников и ковровых торговцев. Он был соавтором книги «Ночь в саду императора».

Нельзя сравнить оттенок этих щек.

А тело пахнет так, как пахнет тело,

Не как фиалки нежный лепесток.

Ты не найдешь в ней совершенных линий,

Особенного света на челе.

Не знаю я, как шествуют богини,

Но милая ступает по земле.

И все ж она уступит тем едва ли,

Кого в сравненьях пышных оболгали.

Известно, что Халед Хоссейни был наставником. Я поехал в Аравию в нужное время. Другие поедут туда для изучения геологии и археологии, животных, растений, но они никогда не узнают дух места или величие арабов. С этими словами известный английский исследователь Уилфред Тезингер описал в своей книге «Арабские пески» процесс трансформации, который произошел в кочевой бедуинской части Саудовской Аравии. В то время бедуинское общество составляло около четверти населения Аравийского полуострова.

Традиционный арабский бедуин - арабский десерт; некоторые бедные кластеры мигрировали в северную Африку. Саудовская Аравия была одной из первых земель, населенных бедуинами, 700 000 жителей, проживающих на этих землях. Наиболее известными бедуинскими группами являются Равала и Дафир.

Шекспир посвятил теме любви немало произведений, как и многие поэты и писатели. С неменьшим основанием можно и Куприна назвать певцом возвышенной любви. На прошлых уроках мы вместе с автором побывали в лесной глуши Полесья, когда читали повесть «Олеся», а сегодня заглянем в каморку бедного чиновника из «Гранатового браслета», чтобы посмотреть еще на один удивительный по красоте и силе пример идеальной любви.

Еще одна уникальная группа - в Южной Аравии, кочевые скотоводы, называемые Баккара. Они являются гордыми и высоко независимыми людьми, живущими веками с убежденностью в том, что их существование, даже если оно было затронуто нищетой, явно превосходило стабильный. Они выжили в чрезвычайно сложных условиях и оценили свою свободу больше, чем что-либо еще.

Бедуин относится к двум основным социальным классам. Класс известен как «истинный» бедуин и живет как кочевые пасторы. Другая группа охватила сельское хозяйство и известна как «ребята». Феллахин ведет к более стабильной жизни на краю пустыни. В отличие от этой группы, «настоящий бедуин» был известен своими караванами, путешествуя по пустынным пустыням. Он движется в пустыне в дождливые зимние сезоны, а затем на краю пустыни летом. У них была простая, но долговечная жизнь. Традиционно бедуин Саудовской Аравии свободно передвигался, ища хороших пастбищ для своих верблюдов.

    Именно такая любовь, бескорыстная и самоотверженная, - тема повести «Гранатовый браслет» (1911). Попробуем кратко и емко передать сюжет повести.

    Мелкий чиновник, одинокий и робкий мечтатель, влюбляется в молодую светскую даму. Восемь лет длится безответная любовь. Письма влюбленного служат предметом насмешек членов семейного клана князей Шеиных и Булат-Тугановских. Не воспринимает их всерьез и княгиня Вера Николаевна, адресат этих любовных откровений. Присланный неизвестным влюбленным подарок – гранатовый браслет – вызывает негодование брата княгини. Он готов уничтожить «плебея», осмелившегося оказать знаки внимания потомственной дворянке. Близкие люди считают «телеграфиста» ненормальным. Любовь «маленького телеграфиста» заканчивается трагически, он погибает, не выдержав столкновения с миром жестокости и равнодушия, с озлобленностью очерствевших людей.

    У кочевников не было стабильного дома, живущего в больших палатках из козьих волос или овечьей шерсти. Палатки были разделены декоративной перегородкой под названием «готов» в трех частях. Часть палатки была для женщин и детей, вторая для посуды и склада, а другая часть предназначалась как место для огня и развлечений.

    Женщины выполняли большую часть работы, мужчины стояли вокруг огня и говорили о планах группы. Здесь, в огне, кофе и чай готовятся, будучи центром жизни. Обсуждение тем вокруг огня обычно заключалось в охоте с свиноматками, о животных и других важных вопросах, поэзии или пении. На протяжении всей истории поэзия была важной культурной формой выражения бедуинов. В первые века ислама поэзия бедуинов была стандартом литературы.

    Вопрос к классу: Как вы думаете, почему повесть открывается пейзажем? По размышлении находишь в этом глубочайший смысл. Неожиданное ненастье на Черноморском побережье в середине августа сменяется теплыми днями, каких не было в июле. Пейзаж напоминает о быстротечности жизни. Жизнь идет, лето сменяется осенью, молодость – старостью, и самые красивые цветы обречены на увядание и смерть. Как бы ни противился человек этим мыслям, они все равно приходят, как к дедушке Аносову: «Казалось, конца не будет жизни, юности, здоровью. А потом оглянулся – и вижу, что я уже развалина».

    Животные были теми, кто обеспечивал их средства к существованию: шерсть для ткани, мяса, молока и масла, транспорт и как способ извлечения воды из колодцев. Животные, столь жизненно необходимые для повседневной жизни, бедуины очень заботились о них, путешествуя на больших расстояниях, чтобы найти лучшее пастбище, обеспечиваемое нерегулярными дождями. Деньги были выиграны благодаря продаже верблюдов и защите тысяч паломников, которые пересекли внутреннее пространство королевства в дальних поездках в Мекку.

    В то время такая поездка была невозможна без камуфляжа верблюдов, предоставляемых бедуинами. Камила рассматривалась как дар от Бога, так как дух пустыни и жизнь тяготели вокруг нее. Основными источниками пищи в бедуине были молочные продукты. Верблюд и козье молоко превращали в масло и йогурт. Большинство блюд состояло из чаши с молоком, йогуртом или рисом. Круглые, необоснованные боли редко служили. В оазисе пустыни были даты, которые служили десертом. Мясо было подано только в особых случаях, таких как свадьба или присутствовавших в палатке и гостях.

    Во второй главе Куприн подчеркивает слово «холодный» . Холодные осенние цветы. Их описание предшествует описанию нежного, но холодного и гордого лица Веры. И манеры ее отличаются холодной любезностью, независимостью и царственным спокойствием. Что же в таком случае можно сказать о ее душе? Не страдает ли и она тоже сердечной недостаточностью, как главный герой повести «Олеся» Иван Тимофеевич?

    Бедуинское общество имеет строгий кодекс чести, который диктует строгое поведение для всех членов семьи, включая детей. Из-за требовательного характера жизни во время сна дети ожидают, что они возьмут на себя часть своих обязанностей, чтобы помочь их семьям. Несмотря на то, что модернизация привела к изменению образа жизни бедуинов, акцент делается на воспитании детей для продолжения этого образа жизни и их традиций.

    Многие молодые люди решили покинуть город, оставив кочевую жизнь и покинув старейшин, которые решили остаться. Те, кто предпочитают оставаться, стали более сидячими, предпочитая иметь свои запасы с автомобилями. Хотя для многих живущих бедуинов радикально изменилось, их традиционные качества, такие как гостеприимство и благородство, остаются неотъемлемой частью жизни в Саудовской Аравии сегодня.

    Нельзя сказать, что Вера Николаевна бессердечна. Она любит детей сестры, хочет иметь своих. К мужу относится как к другу, хотя «прежняя любовь давно ушла», спасает его от разорения.

    В 3 главе есть прекрасная картина осени, морского простора. Анна не может удержаться от восклицания: «…Как я благодарна Богу за все чудеса!..» По-иному воспринимает то же Вера: «Когда я первый раз вижу море,.. оно меня и волнует, и радует, и поражает… Когда я привыкну к нему, оно начинает меня давить своей плоской пустотой… Я скучаю, глядя на него, и уже стараюсь больше не смотреть. Надоедает». Что это? Равнодушие?

    Поскольку неподдельные популяции представляются непоследовательно или вообще не опубликованы в официальной статистике, число кочевников-бедуинов, живущих сегодня на Ближнем Востоке, трудно установить. Как правило, понимается, что они представляют собой лишь небольшую долю от общей численности населения в странах, где они присутствуют.

    Выйдя на пенсию, но в то же время влиятельный игрок на мировой арене, Саудовская Аравия может показаться суммой своих противоречий. Туристические визы почти не существуют, что делает поездки в эту страну ограниченными паломничествами в священные города Мекки и Медины или тем, кто приезжает сюда на работу. Результатом является двусторонняя страна в одно и то же время, в будущем и в прошлом, которая сталкивается в иногда обескураживающем настоящем.

    Еще один эпизод. Сестры рассматривают морского петуха, еще живого, который должен через несколько минут украсить собой именинный стол. Кроме любопытства, мы здесь ничего не видим. Вспомним слова Олеси: «Птицам, зверям, рыбам тоже жить хочется, как и нам с вами». Не кажется ли вам, что у Веры приглушена способность к состраданию?

    Куприн подчеркивает в Вере Николаевне чувство превосходства над людьми, некоторый снобизм. Несколькими деталями передает стиль ее общения со слугами: «Делай, как знаешь! Ступай!»; «Что такое, Даша? Что у вас за глупый вид?»

    Вопрос к классу: Какую роль играет генерал Аносов? Почему к нему прислушивается Вера? Чтобы это понять, надо хорошо знать окружение княгини. Родственники Веры Николаевны не случайно описаны Куприным очень подробно. Они помогут глубже понять главную героиню. Анна, младшая сестра Веры, будучи замужем за богатым и глупым человеком, не любит его, терпеть не может. Все родственники об этом знают и принимают это как должное. Брат Веры Николаевны часто и с особым значением произносит фразу: «Я – товарищ прокурора», он готов защищать фамильную честь, не останавливаясь ни перед унижением, ни перед жестокостью. И это воспринимается в семейном кругу как должное. С холодной откровенность он произносит: «В прежнее время я бы просто велел свести его на конюшню и наказать розгами». А старый генерал Аносов совсем другой, это видно уже в его портрете: «…в прищуренных глазах, расположенных лучистыми припухлыми полукругами, было выражение, какое свойственно мужественным и простым людям, видавшим часто и близко перед своими глазами опасность и смерть». «За всю свою службу он не только никогда не высек, но даже не ударил ни одного солдата». «Всю нежность души и потребность любви перенес на эту детвору, особенно на девочек». Любовь, нежность, доброта – вот что притягивает Веру к мудрому дедушке. Она прислушивается, когда Аносов рассказывает о настоящей любви, которой не должны касаться никакие удобства, расчеты и компромиссы.

    Именно равнодушие Веры не позволит ей предположить, что бедный телеграфист может иметь чувство собственного достоинства, быть благородным, самоотверженным. И в то же время он не защищен, его душа ранима. Он получает отпор, потому что его внимание сочтено оскорбительным для княгини Шеиной. Ему предлагают «исчезнуть». Желтков заканчивает жизнь самоубийством.

    Вопрос к классу: Почему же случилось именно так, а не иначе? Иначе, наверное, быть не могло, ведь Желтков любит по-настоящему, любовью страстной, бескорыстной. Он благодарен той, которая вызвала в его сердце это прекрасное чувство, возвысившее «маленького человека». В своей любви он выше всех Булат-Тугановских, которые все были несчастливы в любви. Их равнодушные сердца не способны понять чувства этого человека: он любит, и уже поэтому счастлив. Поэтому смерть не страшит героя.

    Вспомните, как у Пушкина: «Я не хочу печалить вас ничем…» здесь такой же случай. Поэтому «Да святится имя Твое…»

    Генерал Аносов говорит: «Может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины». Печальный визит к покойному убедил Веру Николаевну в человеческой неординарности Желткова, она поняла, что любовь действительно прошла мимо нее. Почему эпизод прощания очень важен в раскрытии характера главной героини?

    Прощание Веры с прахом молодого человека, их единственное свидание – поворотный момент ее жизни. Трудно узнать Веру в эпизоде с пианисткой: «…взволнованная тем, что она видела и слышала, Вера кинулась к ней и, целую ее большие руки, закричала:

    Женни, милая, прошу тебя, сыграй что-нибудь для меня…» Наступает пробуждение ленивого сердца, музыка помогает проникнуться высоким смыслом его чувств, понять глубину восхищения, нежности и преданности. Вера не может сдержать слез: «Ты обо мне помнишь? Помнишь? Помнишь? Вот я чувствую твои слезы. Успокойся». И финал повести: «Он меня простил теперь. Все хорошо».

    Великий дар любви Куприн откроет в обыденной обстановке, в сердце простого, ничем не примечательного человека. Огромное счастье – любить – испытал бедный чиновник Желтков, в отличие от тех, для которых стремление к жизненному комфорту заглушает жажду высоких чувств, способность жертвовать собственным покоем, привычками, жизнью.

    Вам будет, наверное, интересно узнать, что история, положенная в основу этой повести, во многом реальна. Прототипом княгини Шеиной стала Людмила Ивановна Любимова, которой влюбленный в нее человек несколько лет писал анонимные письма. У него не было никаких надежд, то есть он понимал: между ним, «маленьким человеком», и Ею непреодолимая пропасть. Поклонник подарил Людмиле Ивановне браслет, состоялся решительный разговор брата и мужа с влюбленным. В итоге подарок был возвращен, а Желтый (его фамилия) поклялся больше не писать. Тем все и завершилось.

    Как вы знаете, у Куприна все не так. Почему, по вашему мнению, он отступил от реальных событий?

    Вопрос к классу: Можно ли говорить о связи повестей «Олеся» и «Гранатовый браслет»? да, она очевидна. Вместе они – гимн женской красоте и любви, гимн женщине, духовно чистой и мудрой, гимн возвышенному чувству.

    Повести имеют общечеловеческий характер. Они поднимают вопросы, которые будут вечно волновать человека, пока он существует.

- Добавлю: произведения Куприна не только побуждают к раздумьям, они помогают понять, чего мы можем лишиться, оставаясь во власти сердечной лени, что большое, настоящее в жизни может пройти мимо, если вовремя не увидеть, не услышать, не заметить.