Развитие эмоциональных потребностей детей в двигательной деятельности. Двигательная активность ребенка


Ограничение двигательной активности ребенка. Если взрослые все время требуют от ребенка тихого поведения (например, чтобы он не бегал, не смеялся громко) или так организуют условия его жизни, чтобы у него не было возможности активно двигаться, то это может существенно навредить его развитию – не только физическому, но и психическому.


От недостаточного использования жизненной энергии (из-за ограничения активных движений) в теле ребенка накапливается излишнее напряжение, что может проявляться в повышенном мышечном тонусе. Это, с одной стороны, является источником сравнительно быстрой усталости, а с другой, – движения его теряют естественность, спонтанность, становятся угловатыми. Со временем это порождает проблемы другого рода – на занятиях физкультурой, которые обязательны и в детском саду, и в школе, такой ребенок может быть неуспешным – это видят и сверстники, и сам ребенок это ощущает очень болезненно.


Негативные эмоции, связанные с ситуациями активного движения ещё больше вызывают у него нежелание двигаться (особенно на глазах у других людей); ребенок старается уклоняться от подобных ситуаций, что не только физически ослабляет его, но и способствует развитию застенчивости, препятствующей нормальному общению с окружающими людьми. Кроме того, подавление спонтанного проявления эмоций делают его неспособным полноценно выражать собственные эмоции: ребенок выглядит серьезным, «примерным», мало улыбается; не умея выражать себя, он испытывает трудности в понимании переживаний окружающих, в том числе близких людей. И этот клубок «скрытых» проблем в дальнейшем только разрастается.


Понимая важность этого, многие родители передают заботу о двигательном развитии ребенка специалистам – педагогам, хореографам, тренерам, оставляя для себя задачу найти, куда отдать ребенка (в спортивную секцию, танцевальную, театральную или другую студию), а также найти время, чтобы водить (возить) его туда. И довольно часто выбор делается по принципу «поближе к дому» (благо подобных студий и секций сейчас – в избытке: и в детском саду, куда ходит ребенок, и в соседнем доме, и на ближайшем стадионе).



Значение движения в развитии ребенка дошкольного возраста трудно переоценить. Телесные ощущения для ребенка первостепенны в освоении окружающего мира. Не случайно психологи говорят о том, что ребенок мыслит телом. Развитие восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления происходит у него в опоре на практические действия.


Действие, активная практическая вовлеченность в процесс - единственная гарантия усвоения ребенком знаний. Любое знание должно стать для него "живым действием", связаться с двигательным, телесным опытом.


Движения связаны у ребенка с чувством радости, наслаждения от освоения разнообразных действий. Возможность движения, практических действий для ребенка - одно из самых предпочитаемых удовольствий, а также эффективных средств поддержания его интереса практически к любому роду занятий.


Движения и музыка Мамы и папы не раз наблюдали, с какой радостью дети включаются в движение под музыку. Звучащая музыка вызывает у них яркие эмоциональные впечатления, разнообразные двигательные реакции, усиливает радость и удовольствие от движения. Взрослые знают, какое наслаждение доставляют детям музыкально- двигательные упражнения, танцы или просто произвольные движения под музыку (от беготни и подпрыгиваний до забавного подражания танцевальным движениям поп-див). Радость, которую приносит детям музыка, - это радость свободного звукового и двигательного выражения разнообразных эмоций. В музыке заключен целый мир звучащих образов. Войти в этот притягательный мир, взаимодействовать с ним помогает ребенку движение


С помощью музыкального движения можно: - организовать увлекательные физкультминутки для восстановления нормального кровообращения ребенка; - дать возможность сбросить накопившуюся усталость за день или неделю (а учебная неделя дошколенка достаточно сложна и насыщенна); - укрепить мышечный корсет ребенка - необходимое условие для хорошей осанки в школе. Тяжелый портфель, который ребенку предстоит носить с первых дней, - еще одно условие для работы над укреплением мышц. Конечно, это можно делать и под "Раз, два, три, четыре", но получится неинтересно и быстро наскучит ребенку;


Развить координацию и пространственные представления ребенка: вправо - влево, вверх - вниз и т. д.; - научить малыша контролировать свои действия, замедляя и ускоряя их, прерывая и переключая внимание с одного действия на другое; - развить способность к выразительному интонированию - залог успешной работы в школе на уроках по выразительному чтению, а также четкую, хорошую артикуляцию - необходимое условие для уверенных ответов на уроках; - научить общаться с другими детьми и взрослыми без смущения и стеснения; - создать для ребенка ситуацию эмоционального комфорта, позитивного самоощущения. Конечно, все это делает музыка не сама по себе, а музыка, сопровождающая какую-либо деятельность ребенка. Без помощи взрослых организовать такую работу ребенок не сможет.


Движения и физическая культура Систематические занятия физическими упражнениями помогут укрепить мышцы тела, сердце, человек станет сильнее, выносливее, стройнее. Утренняя гимнастика делает человека боле собранным, энергичным, организованным, заряжает его бодростью на целый день. Кроме того, с ее помощью можно проверить, есть ли у Вас воля или нет. Неправильно думать, что 10 минут для занятий физкультурой мало и поэтому можно совсем не делать утреннюю гимнастику. Если минут ежедневных занятий помножить на 365 дней в году, то это равносильно тому времени, которое ученик тратит в течение всего учебного года на занятия физкультурой.


У детей, которые дружат с физкультурой, за какие-нибудь полгода регулярных занятий гимнастикой, играми, спортом значительно увеличивается сила, и они становятся быстрыми и ловкими. Как правило, хорошо учатся, меньше устают к концу учебного дня, недели и даже к концу учебного года сохраняют бодрость.


Зимние виды спорта, оказывающие благоприятное воздействие на общее развитие мышечной системы и на органы дыхания, влияют на развитие позвоночника, на формирование правильной осанки, закаливают организм. Ребенок может встать на лыжи уже в 4 года, а в школьные годы можно уже будет подумать и о серьезных занятиях лыжами. На коньки ставить ребенка можно также с 4-5 лет.




В выработке правильной осанки огромное значение имеют занятия плаванием и танцами. Осанка важна не только с эстетической, но и с физиологической точки зрения. Она создает благоприятные условия для работы всего организма и даже косвенно влияет на общее развитие ребенка и на его работоспособность.


Ребенка ни в каком возрасте нельзя ругать за его подвижность. Движения и ребенок - вещи неразрывно связанные. Если ребенок не двигается больше 20 минут, значит, он заболел. Есть еще одна важная причина для поощрения активности вашего ребенка: при слишком неподвижном образе жизни у вас в семье вырастет маленький тиран, направивший всю свою нерастраченную энергию на отрицательные эмоции.















Прогулки дают новые впечатления и положительные эмоции, а от этого зависит интеллектуальное и социальное развитие ребенка. Прогулка – это время ребенка, пусть он сам выбирает, что делать, куда идти, сколько времени гулять. Будьте рядом, но не мешайте малышу познавать мир. Поощряйте совместные игры с другими детьми.


Когда гулять нельзя? Нельзя гулять, когда ребенок болен (высокая температура, слабость, боль), тем более, если болезнь заразна, чтобы не заражать других людей. Но в период выздоровления гулять можно и нужно. Свежий прохладный воздух способствует выздоровлению. Особенно при болезнях дыхательных путей. Так как он способствует разжижению слизи. На улице ребенок будет эффективно кашлять, отхаркивая мокроту. Это хорошо, и не является признаком ухудшения его состояния!



Федотова Ольга Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: филиал №1"Ёлочка" МБДОУ детский сад №139
Населённый пункт: город Пенза
Наименование материала: Конспект
Тема: Оптимизация двигательной деятельности детей дошкольного возраста
Дата публикации: 11.10.2017
Раздел: дошкольное образование

Консультация для воспитателей: «Оптимизация двигательной деятельности детей» Цель: 1. Повысить интерес к различным видам двигательной деятельности. 2. Увеличить двигательную активность детей ДОУ в течение дня. 3. Поднять эмоциональный настрой. Детский возраст – это время интенсивного формирования и развития функций всех систем организма и психики, раскрытия способностей, становления личности. Именно в детском возрасте имеются все условия для всестороннего гармонического развития личности. Активность является биологической необходимостью развития организма. Двигательная активность – это естественная потребность в движении. Ее удовлетворение является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка. Движение – это врожденная, жизненная необходимость и потребность человека. Полное удовлетворение ее особенно важно в раннем и дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма. Двигательная активность дошкольника должна быть направлена и соответствовать его опыту, интересам, желаниям, функциональным возможностям организма, что и составляет основу индивидуального подхода к каждому ребенку. Поэтому необходимо позаботиться об организации детской двигательной деятельности, ее разнообразии, а также выполнении основных задач и требований к ее содержанию. Содержательная сторона двигательного режима дошкольников должна быть направлена на развитие умственных, духовных и физических способностей детей. При изучении двигательной активности детей важным являются два аспекта: - определение наиболее адекватной деятельности, способствующей полноценному удовлетворению потребностей ребенка в движении, его моторному развитию;
- поиск путей и средств рациональной организации двигательной активности детей в организованной и самостоятельной деятельности. Двигательная активность является производной не только от индивидуальных особенностей детей, но и от двигательного режима, который установлен в детском учреждении и дома. С одной стороны, польза движений в целостном развитии ребенка является очевидной и общепризнанной и поэтому не требует особого обоснования. С другой стороны, в практике работы современных дошкольных образовательных учреждений двигательная активность ребенка, различные формы ее целенаправленного развития вынесены на периферию образовательного процесса, а ведущее место в нем занимает воспитание интеллектуальной, эстетической, духовной культуры. Эти составляющие тесно связаны между собой. Двигательная активность принадлежит к числу основных факторов, определяющих уровень обменных процессов организма и состояние его костной, мышечной и сердечно- сосудистой системы. Она связана тесно с тремя аспектами здоровья: физическим, психическим и социальным и в течение жизни человека играет разную роль. Потребность организма в двигательной активности индивидуальна и зависит от многих физиологических, социально- экономических их культурных факторов. Уровень потребности в двигательной активности в значительной мере обуславливается наследственными и генетическими признаками. Для нормального развития и функционирования организма сохранения здоровья необходим определенный уровень физической активности. Этот диапазон имеет минимальный, оптимальный уровни двигательной активности и максимальный. Минимальный уровень позволяет поддерживать нормальное функциональное состояние организма. При оптимальном достигается наиболее высокий уровень функциональных возможностей и жизнедеятельности организма; максимальные границы отделяют чрезмерные нагрузки, которые могут привести к переутомлению, резкому снижению работоспособности. Двигательная активность оказывает влияние на формирование психофизиологического статуса ребенка. Существует прямая зависимость между уровнем физической подготовленности и психическим развитием ребенка, двигательная активность стимулирует перцептивные, мнемические и интеллектуальные процессы, Дети, имеющие большой объём двигательной активности в
режиме дня характеризуются средним и высоким уровнем физического развития, адекватными показателями состояния ЦНС, экономичной работой сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышенной иммунной устойчивостью, низкой заболеваемостью простудными заболеваниями. В дошкольном возрасте решаются задачи формирования основных навыков движения, правильной осанки, простейших навыков работы с мячом. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ реализуется в следующих формах: - физкультурного занятия; - утренней гимнастики; - физкультминутки; - упражнений после дневного сна; - организованной двигательной активности детей на прогулках; -коррекционного занятия; -свободная двигательная деятельность. Физкультурное занятие - основная форма физического воспитания, направленная на ознакомление детей с основными, общеразвивающими движениями, играми. Физкультурное занятие в зависимости от задач проводится фронтально, подгруппами, индивидуально руководителем физического воспитания и (или) воспитателем Утренняя гимнастика - представляет собой комплекс общеразвивающих упражнений, направленный на повышение функциональной активности жизнеобеспечивающих систем организма. Упражнения нормализуют общий и эмоциональный тонус организма, улучшают функции системы внешнего дыхания и кровообращения, активизируют обмен веществ. Утренняя гимнастика проводится ежедневно до завтрака (в летнее время на свежем воздухе, зимой - в помещении). Физкультминутка - комплекс специальных упражнений и игровых заданий для отдельных групп мышц. Физкультминутка - проводится на занятиях малоподвижного характера с целью освобождения от мышечного и умственного напряжения, создания положительных эмоций, подъема активности детей. Физкультурная пауза -
перерыв между занятиями, во время которого проводятся игры, игровые задания, комплексы упражнений. Физкультурная пауза необходима для снятия эмоционального напряжения и утомления у детей, сформировавшегося в процессе занятий с умственной нагрузкой, повышения двигательной активности детей. Упражнения после дневного сна - содействуют постепенному переходу организма из состояния сна в бодрствование, повышают эмоциональный и мышечный тонус, способствуют эффективному закаливанию, хорошо сочетаются с водными процедурами. Организованная двигательная активность детей на прогулке (утренней и вечерней) - направлена на совершенствование двигательных действий, воспитание личностных качеств в игровой деятельности. Для подвижных и спортивных игр используют игровой материал и пособия в соответствии с утвержденным типовым перечнем физкультурного и спортивного инвентаря и оборудования для учреждений дошкольного образования. Спортивные игры проводятся по упрощенным правилам. Коррекционное занятие - комплекс мероприятий медицинского, физического, психологического характера, которые направлены на восстановление индивидуального здоровья детей. Коррекционное занятие проводится руководителем физического воспитания с подгруппами детей при наличии единых медицинских показаний и противопоказаний или индивидуально. Самостоятельная двигательная деятельность в учреждении дошкольного образования - может быть индивидуальной и групповой, включает игры и упражнения, которые выбирают дети в соответствии с собственными желаниями, интересами и способностями. С целью стимулирования самостоятельной двигательной деятельности детей в учреждении дошкольного образования используют разнообразное физкультурное оборудование. В дошкольном возрасте двигательная активность является неотъемлемым условием познавательного и личностного развития, так как она выступает основой для полноценного функционирования психических процессов и естественной основой накопления резервов здоровья человека. Возрастные изменения регуляции движений дают возможность формировать и
развивать целенаправленную и продуктивную активность детей. Однако двигательный опыт детей дошкольного возраста весьма мал он сложно вписывается в современные стандартизированные тестовые методики, кроме того отсутствуют модели соответствующие новым федеральным требованиям к структуре и содержанию основной общеобразовательной программы ДОУ, обеспечивающие реализацию задач современных программ на каждом этапе развития ребенка. Сущность педагогического обеспечения двигательной активности детей заключается в создании условий, на основе комплекса средств физической культуры, способствующих установлению взаимосвязи между содержанием двигательных задач, лежащих в основе современных программ и типологическим особенностями детей, в которых двигательные возможности ребенка дошкольного возраста раскроются полностью.
при распределении двигательного режима нужно учитывать:
- особенность ДОУ (наличие специалистов, режим ДОУ) . - зависимость двигательной активности от времени года. - индивидуальные особенности детей, их возраст. - состояние здоровья. - дифференцированный подход. Всё это способствует оптимизации двигательной активности детей.
Список литературы: Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития дошкольников./Э.Я.Степаненкова. – М.: 2001 Маханева М.Д. Воспитание здорового ребенка. - М., 2000. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. - М.: Просвещение, 1986. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов. - М.: Мозаика-Синтез, 2004. Федоровская О.М. Физкультурно-оздоровительная и профилактическая работа в ДОУ // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 1. – С. 33-36. Хухлаева Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях. - М.: Просвещение, 1984.
Вопросы для обсуждения: 1 Что такое двигательная активность ребенка? 2 От чего зависит двигательная активность детей? 3 Формы осуществления двигательной активности в ДОУ? 4 Что нужно учитывать при распределении двигательного режима?

На чтение 7 мин. Просмотров 5.4k.

Физическое развитие ребенка — важная функция ДОУ. Сегодня речь в программе ДОУ уже не о физкультуре, как таковой, о физическом развитии в целом, что предполагает развитие двигательной активности, физических качеств дошкольников, знание своего тела, его функций, назначения его основных частей, возможностей организма, развиваться в рамках индивидуальных возможностей, собственного потенциала.

Важным педагогическим условием, которое обуславливает активность детей и оптимизирует двигательный режим в дошкольном учреждении и дома, является развитие их интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями.

Развитие интереса к движениям

Подбор интересных и доступных физических упражнений, использование имитационных и игровых заданий способствует развитию интереса у ребенка к движениям, которые он изучает. Дошкольники с удовольствием прыгают как «зайчики»; выполняют ходьбу четким шагом, как «физкультурники на параде»; идут по бревну, как «туристы по мостику через ручеек».

Ребенку свойственна потребность в движениях. В раннем возрасте она происходит в связи с предметной деятельностью, позже реализуется в разнообразных играх, выполнении физических упражнений и посильному труду.

Учитывая утомляемость малышей от однообразных движений, и то, что они еще не умеют целесообразно регулировать свою деятельность, необходимо наблюдать за изменением движений в чередовании с кратковременным отдыхом.

Развитие у детей дошкольного возраста интереса к движениям способствуют имитационные и игровые задания, сюжетные физкультурные занятия, беседы о физкультуре и спорте, экскурсии на стадион, просмотр тематических диафильмов и кинофильмов о большом спорте и известных спортсменах, спортивные праздники и олимпиады в учебных заведениях и тому подобное.

Музыкальное сопровождение движений у детей

Учитывая то, что эмоции являются стержнем развития ребенка, родителям необходимо заботиться о постоянный позитивный настрой воспитанников на занятиях по физической культуре, во время использования различных форм и методов обучения детей движений дома.

Решать эту задачу позволяет музыкальное сопровождение движений детей, приобщение элементов танцевальных упражнений, а также упражнений из восточных оздоровительных систем; использование мимических и пантомимичных движений, организация и проведение нестандартных физкультурных занятий и тому подобное.

Замечательный эффект дает использование в дошкольном учебном заведении и дома сюжетных комплексов во время утренней гимнастики, проведение физкультурных занятий в виде пешеходных переходов до парка, леса, реки с использованием природного материала.

Двигательная активность детей время прогулок

Детям дошкольного возраста нравится фигурное шествие. С него можно начинать физкультурные занятия на прогулке, пешие походы. Маршировка прекрасно организовывает и объединяет детей, развивает чувство ритма, формирует интерес к движениям, активизирует не только двигательную сферу, но и физиологическую систему.

Маршировка привлекает детей необычностью движений и навыков во время ходьбы, оригинальностью поворотов, строений и перестраиваний, особенно, когда его проводят под музыку.

Одним из путей формирования у детей интереса к физическим упражнениям и физкультурных навыкам являются прогулки, экскурсии на стадион, наблюдения за тренировками спортсменов, посещение спортивных площадок школы и плавательного бассейна. Интересные беседы с детьми о том, что они видели, встречи в детском саду со спортсменами и тренерами обогатят воспитанников знаниями о важности и роль физкультуры и спорта в развитии человека, укреплении его здоровья.

Диафильмы и кинофильмы о большом спорте и знаменитых спортсменах, о закаленных людях, живущих на севере, посещение спортивных соревнований на стадионе, проведение физкультурных праздников в учреждениях образования, участие детей в массовых мероприятиях на стадионе, рассматривание картин на спортивную тематику способствуют повышению интереса к физкультурным мероприятиям, развитию соответствующих навыков.

Формирование физических навыков на природе

Занятия на лоне природы для растущего организма, приобретают особую ценность, поскольку способствуют не только воспитанию интереса к движениям, но и повышают работоспособность, снижают уровень детской заболеваемости.

Широкое использование природных факторов: рельефа местности (подъемы, спуски, перепрыгивание через рытвины и т. п) учит детей преодолевать естественные препятствия, способствует формированию прочных двигательных навыков, развивает физические качества, воспитывает нравственно-волевые черты характера.

Периодическое проведение указанных мероприятий делает физкультуру не только полезной, но и приятной, веселой, раскрепощенной, музыкальной. Положительные эмоции, запахи природного материала вызывают у детей огромную радость, обостряют ощущения, будят мысль, активизируют двигательные действия, способствуют развитию физических навыков. Занятия в природе максимально влияют на интересы детей и является эффективной частью двигательного режима.

Формы и методы развития двигательных навыков у детей

Развитие у детей интереса к выполнению движений свидетельствует, что использование разнообразных форм работы, методов и приемов, средств, разнообразных движений и навыков, применение оптимальных способов их выполнения, мотивация двигательной деятельности дошкольников, повышают их заинтересованность физкультурными занятиями, утренней гимнастикой, подвижными играми и играми и упражнениями спортивного характера.

В ходе выполнения движений активизируется желание делать их быстро, качественно, ловко, как настоящие спортсмены. При совершенствовании основных движений и нвыков в играх значительный эффект дает метод соревнования. Применение этого метода вызывает у малышей большой позитивный отклик: радость, удовольствие, смех, крик.

Эмоциональный подъем, по мнению Л. Гримака, «включает мышцы и пробуждает мозг».

Обеспечение двигательной деятельности детей в течение дня, определение объема двигательного режима свидетельствуют о том, что вся проделанная работа по развитию интереса у детей к систематическим занятиям физическими упражнениями в конечном итоге обеспечивает достаточную двигательную активность дошкольников, которая является залогом нормального роста ребенка.

Роль подвижных игр в развитии двигательных навыков

Существенное значение для создания полноценного двигательного режима имеют подвижные игры, организуются воспитателем, и разнообразные самостоятельные игры, а также упражнения и игры спортивного характера, которые выполняются детьми во время прогулок.

Повышение двигательной активности во время игр способствует и общения детей. Игры, в которых они принимают участие подгруппой, более длительные и подвижные, чем индивидуальные игры.

В основном это игры средней подвижности, которые были ранее разучены с детьми. В это время можно также предложить отдельным детям тренировки с мячом, попрыгать со скакалкой (старшие дети). Следует поощрять тех детей, которые проявляют самостоятельность, по собственной инициативе повторить упражнения, которые им нравятся.

Со старшими детьми следует чаще проводить игры спортивного характера и эстафеты.

Необходимо целесообразно распределять двигательную активность детей в течение пребывания их в дошкольном учреждении. Особого внимания требует вторая половина дня, когда часто проводятся малоподвижные и спокойные виды деятельности у дошкольников. Следует наблюдать за состоянием самочувствия детей, осуществляя индивидуальное руководство их деятельностью.

Индивидуальные занятия по развитию двигательных навыков

Индивидуальная работа должна также направляться на активизацию малоподвижных детей, улучшение физической и двигательной подготовленности более слабых дошкольников.

Воспитатель одним из них предоставляет помощь в выполнении упражнений, а другим напоминает, как их делать, подбадривает и оценивает двигательные действия. Некоторым детям предлагает отдохнуть, предупреждая их усталость и слишком большой перегрев от двигательной деятельности.

Особого подхода требуют дети, двигательная активность которых ограничивается после перенесенных болезней. Следует посоветоваться с врачом, какие упражнения им можно выполнять и в каких играх принимать активное участие. Постепенно этим детям предлагают более интенсивные движения и динамические игры. Надо следить, чтобы дети чаще упражнялись в тех способах выполнения движений, которыми они владеют хуже.

Таким образом, двигательная деятельность имеет исключительное значение для формирования у ребенка привычки и потребности в систематическом выполнении физических упражнений и влияет на всестороннее его развитие.

Наряду с закреплением и совершенствованием различных двигательных действий у детей формируется чувство коллективизма, воспитывается общительность, доброжелательность к своим товарищам, уверенность в своих силах.

Старший дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования всех органов и систем организма. Именно в этом возрасте развиваются те личностные свойства, двигательные качества, навыки и умения ребёнка, которые служат основой его нормального физического и психического развития, функциональной готовности к обучению в школе, формирования здоровья.

Основополагающим компонентом личности в педагогике личностно-ориентированного образования и обучения считается приоритетность здоровья, что находит своё отражение в Конституции РФ, Основах Законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Законе РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

В настоящее время проблема состояния здоровья и физического развития дошкольников приобрела особую актуальность и социальную значимость. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН, в течение последних 10 лет наблюдается неблагоприятная тенденция в изменении показателей здоровья подрастающего поколения.

Анализ исследований по вопросам развития двигательных способностей и качеств детей (Е.А. Вавилова, Н.А. Ноткина, В.И. Зуева и др.) свидетельствует, что почти у 40% старших дошкольников уровень развития двигательных способностей ниже среднего. Недостаточная физическая активность детей, особенно в период интенсивного роста, когда ускоренное развитие скелета и мышечной массы не подкрепляется соответствующей тренировкой систем кровообращения, дыхания, терморегуляционной системы, является одной из причин ухудшения здоровья старших дошкольников, снижения их жизненного тонуса. В этом контексте становится ясно, что сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения превращается в первоочередную задачу. Для её решения необходимы совместные усилия всех субъектов образовательно-оздоровительного процесса в детском саду и семье.

Выдающиеся педагоги считали, что «движение - важнейшее условие и средство всестороннего развития, в том числе и речевого» . Функционирование дыхательной, сердечно - сосудистой систем, состояние ОДА, слаженная работа всех органов и систем во многом зависят от состояния мышц, работоспособность которых связана с организацией двигательной активности. «Двигательная активность - это естественная потребность детей в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием гармоничного развития ребёнка, состояние его здоровья. Поэтому повышение двигательной активности в течение дня способствует его потребностей в движении» .

Двигательная активность дошкольника должна соответствовать его опыту, интересам, желаниям, функциональным возможностям организма. Но следует учитывать и то что «Оптимальный двигательный режим - важнейшее условие здорового образа жизни» . Поэтому нам необходимо позаботиться об организации детской двигательной деятельности, её разнообразии, а также выполнении основных задач и требований к её содержанию. «Дети должны двигаться не менее 45-50% всего периода бодрствования, что позволяет полностью обеспечить биологическую потребность организма ребёнка в движении . Немаловажное значение в работе по физическому воспитанию дошкольников играет развитие интереса к двигательной деятельности, так как интерес - это средство увлекающего обучения, сильный мотив. Интерес к разучиваемым двигательным упражнениям, интерес к игре вызывает у детей эмоциональный подъём.

Наблюдая за деятельностью детей своей группы, проводя анкетирование среди родителей, я пришла к выводу: дети находятся в движении гораздо меньше времени, чем это необходимо для их полноценного физического развития; родители недостаточно осведомлены о важности двигательной активности. В период эпидемий и из-за неблагоприятных факторов окружающей среды дети заболевают. Что определило цель моей работы: «Развитие двигательной активности детей старшего дошкольного возраста». Для её реализации поставила следующие задачи:

Обогащать состав движений и содержание двигательной деятельности в целом;

Воспитывать у детей осознанное отношение к выполнению двигательных действий;

Формировать готовность и интерес к участию в различных видах двигательной деятельности;

Поддерживать индивидуальную, совместную двигательную активность детей;

Развивать инициативность, самостоятельность, активизировать творчество во всех формах двигательной деятельности;

Повысить компетентность родителей в вопросах укрепления здоровья детей.

Определяя приоритеты в режиме дня, установлено, что первое место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно - оздоровительным мероприятиям. К ним относятся: индивидуальная работа, утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения во время прогулок; физкультурные минутки и динамические паузы в совместной деятельности, а так же проблемные ситуации и т.д.

Использую различные варианты гимнастики: разминка в постели и самомассаж, гимнастика игрового характера, с использованием спортивного оборудования, пробежки по массажным коврикам. «Утренняя гимнастика - один из важнейших компонентов двигательного режима дошкольников, направленная на оздоровление, развитие физических качеств и способностей детей, закрепление двигательных навыков. Утренняя гимнастика ценна ещё и тем, что у дошкольников вырабатывается полезная привычка каждое утро выполнять различные движения. Со временем она переходит в потребность и сохраняется у человека на всю жизнь» . В своей работе использую сюжетные комплексы и комплексы с предметами (ленты, мячи, косички, палки, кубики, обручи). Дети с интересом сами проводят утреннюю гимнастику. Ознакомление с алгоритмом проведения физического упражнения осуществляю в дидактических играх: «Придумай движение», «Покажи, что нарисовано», «Разложи карточки по порядку». Поощряя активность каждого ребёнка, стараюсь развивать в них стремление заниматься, играть ещё и ещё. В этом мне помогает максимальное сближение и интеграция двух видов детской деятельности - развитие движений и игровой деятельности. Ребята с удовольствием входят в игровой образ: «Пожарные», «Обезьянка на дереве» (лазанье по гимнастической лестнице), «Автогонки» (прокатывание мяча между предметами), «Ванька-встанька» (упражнения на развитие мышц живота). Также утром предлагаю знакомые игры малой и средней подвижности. Дети любят играть в хороводные игры, они яркие, образные, с динамическим сюжетом, в них могут играть все желающие. Интересное содержание, непринуждённая обстановка, радостная атмосфера, музыкальное сопровождение, художественное слово способствуют активизации детской двигательной деятельности.

Второе место в двигательном режиме занимает совместная деятельность по физической культуре - как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной двигательной активности детей. С детьми проводятся различные типы физкультурных занятий (игровые, сюжетные, тематические, по интересам детей, комплексные), в структуру которых входят также ритмические, танцевальные движения, продуктивная деятельность. Для повышения интереса к двигательной активности организуюопытно-познавательную двигательную деятельность. Например, после сна в процессе беседы и выполнения упражнений на различные группы мышц дети приходят к выводу, что сильными должны быть все мышцы человека.

Большое внимание уделяю организации двигательной активности на прогулке. Перед прогулкой интересуюсь, в какие игры хотели бы поиграть дети, создаю для них условия: поддержка инициативы, творчества, необходимое оборудование. «Длительные повторяющиеся циклические упражнения рассматриваются как наиболее важный компонент двигательного режима растущего организма, которые на физиологическом уровне способствуют нормализации работы сердечно - сосудистой и дыхательной систем, а также повышению умственной, и физической работоспособности, созданию и укреплению позитивного фона» . Поэтому для прогулки планирую ходьбу, оздоровительный бег, ходьбу на лыжах, катание на велосипеде и самокате. Исследователи свидетельствуют, что оздоровительный бег на воздухе в среднем темпе - важнейшее средство воспитания общей выносливости дошкольников. Во время проведения оздоровительного бега учитываю состояние здоровья детей, их двигательную активность, желание и настроение. Важно, чтобы воспитанники получали от беговых тренировок максимум удовольствия.

Большую роль в двигательном режиме играет самостоятельное приобретение детьми двигательного опыта, в процессе которого ребёнок получает дополнительную двигательную нагрузку. С этой целью в группе оборудован центр юного спортсмена с набором спортивного инвентаря для мальчиков и девочек, пособия, шапочки, а так же нестандартное оборудование (коврики, дорожки здоровья, камешки, мишени, массажёры и др.) - это всегда дополнительный стимул к двигательной деятельности. Спортивное оборудование использую рационально: минимум оборудования максимально обыграть. Для создания условий развития самостоятельной двигательной деятельности взят принцип сочетания спортивной среды и предметно-средовой. Всё спортивное оборудование дети используют в сюжетных играх.

Работа по опорным карточкам-схемам позволяет подобрать движения для каждого ребёнка индивидуально, способствует развитию навыков самоконтроля. Например, детям с высокой двигательной активностью подбираю движения, в которых требуется точность выполнения. Заменяю те движения, которые не рекомендуется выполнять по медицинским предписаниям или в которых ребёнок испытывает затруднения. Поощряю желание детей заниматься по собственному побуждению.

Используя метод творческих заданий, постепенно подвожу детей к придумыванию подвижных игр и самостоятельной их организации. Я предлагаю придумать упражнение, игру. Ребёнок выполняет их один, в группе, в колонне, в шеренге, с предметами и без них. В результате у него формируется умение реализовать свой замысел. Предоставление детям свободы выбора упражнений, двигательных заданий, спортивного оборудования и участников совместной деятельности стало предпосылкой проявления активности, инициативы.

Осознанность движений обеспечивает возможность их рационального и экономического использования, выполнения с наименьшей затратой сил и наибольшим эффектом.

«Работа с родителями - ответственный, трудный и главный момент, требующий к себе особое внимание. Прежде чем начать какую - либо работу с родителями нужно создать доверительную и доброжелательную атмосферу. Познакомиться с родителями, объяснить им суть предстоящей работы, вызвать у них интерес к проблеме, сообщить необходимую информацию. Только в благоприятной психологической обстановке люди будут вести себя естественно, непринужденно и отнесутся к работе с большой ответственностью». Родители - наши помощники, единомышленники, поэтому стараюсь активно вовлекать их в жизнь группы, используя различные формы: консультации: «Как заинтересовать ребёнка заниматься физической культурой», инструктаж «Самостоятельное проведение зарядки», спортивный досуги: «Поляна любимых игр», «Папа, мама, я - спортивная семья», дни открытых дверей, информационные материалы: «Модель двигательного режима», «Влияние движения на развитие интеллекта», круглый стол «Что даёт участие ребёнка в утренней гимнастике», семинар-практикум «Определение у детей силы мышечных групп», оздоровительные проекты: «Здоровье в порядке, спасибо зарядке», «Мир движений», обобщение семейного опыта по теме «Здоровая семья», презентации на спортивные темы, деловая игра «Пути расширения физических способностей у детей», создание модели «Дерево здоровья», привлечение родителей к проведению утренних гимнастик, подвижных игр, посещению физкультурных занятий. Одной из инновационных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьями воспитанников является организация детско-родительского клуба выходного дня «Юный лыжник». Осуществление проекта проходит поэтапно. На первом этапе к нам в группу приходит тренер по лыжным гонкам детско - юношеской спортивной школы «Летающий лыжник», проводит с детьми беседы, вместе с родителями подготавливает лыжню на территории детского сада и обучает навыкам передвижения на лыжах. На втором этапе семьи воспитанников каждую субботу выезжают на лыжную базу, где продолжается обучение элементам техники спуска, проводятся подвижные игры на лыжах. Третий этап - это лыжные прогулки и походы, эстафеты, городские Спартакиады.

Посещение спортивных объектов, занятий творческого объединения «Здоровячок» (станция юных натуралистов), участие в городских спортивных соревнованиях, встречи с интересными людьми: врачом, хореографом, спортсменом, тренером повышают интерес детей к занятиям физической культурой.

Показателем результативности моей работы свидетельствует снижение заболеваемости, дети с большим желанием посещают спортивные секции, повысился интерес воспитанников и родителей к здоровому образу жизни. Дети показывают стабильные положительные результаты в овладении движениями, улучшилась культура выполнения движений; дети выступают инициаторами двигательной активности.