Конкурсное сочинение на тему: «Идеальный педагог. Какой он? Мой идеал педагога-мастера Эссе мой идеал педагога мастера

Татьяна Братковская
Эссе «Мой идеал учителя»

Эссе : «Мой идеал учителя »

Чтобы быть хорошим преподавателем,

нужно любить то, что преподаешь,

и любить тех, кому преподаешь

В. О. Ключевской

Почему я стала учителем ? Почему выбрала эту непростую профессию, этот жизненный путь? У меня нет однозначного ответа на этот вопрос. Может быть - это выбор, сделанный еще в школе, ведь именно там я встала на этот путь, путь педагога. Еще в 8 классе я сделала выбор в пользу психолого-педагогического класса, о чем сейчас совершенно не жалею. А может, это вовсе и не я выбрала эту профессию, а она. она долго и настойчиво выбирала меня! Переступив порог класса, и впервые взглянув детям в глаза, поняла, что начинается совсем другая жизнь, совершенно не похожая на ту, которая была до этого. Ощущать себя учителем я начала в профессиональном учебном заведении. И сегодня все чаще задаю себе вопрос : каким должен быть идеальный учитель ?

Идеальному учителю интересен процесс развития ребенка, его результаты, он удивляется и радуется его успехам, а ребенок чувствует, что интересен учителю . Идеальному учителю интересно формирование души, образа ребенка. Учитель должен знать , что у каждого ребенка разные родители, материальная обеспеченность, интеллектуальные способности, темперамент и характер.

Идеальный учитель это тот , который может внушить своему ученику, что он личность, что он полноценный член общества, что его взгляды разделяются и воспринимаются должным образом, что он имеет право на свое мнение и к этому мнению прислушиваются…

Идеальный учитель ни в коем случае не должен позволять себе унижать ученика, оскорблять, показывать свое превосходство или свою власть над ним. Иначе он сломает личность ученика.

Все дети талантливы. И моя задача – в каждом ребенке разглядеть талант и развить его. Это цель каждого моего урока. Ребенок тянется к красивому, прекрасному. И что же другое, кроме искусства (музыки, живописи, литературы, архитектуры) может помочь этому созданию стать лучше и совершеннее!

Творческие способности ребенка можно понять и оценить, но нельзя измерить, особенно по нашей традиционной пятибалльной системе.

Идеальный учитель должен с первого «соприкосновения» с ребенком «отобрать» необходимый материал и «преподнести» так, чтобы ребенку стало интересно. А далее – ребенок «втягивается» в этот «процесс» и уже не может жить без прослушивания музыки, без посещения выставки или концерта. А далее он сам становится творцом прекрасного – рисует, сочиняет, придумывает. Как знать, может потом, когда-нибудь он тоже станет великим и известным, как многие великие и известные поэты, художники, композиторы! И помогли ему таким стать нет, не мы, а красивое и прекрасное «великое искусство» .

Духовный мир ребенка – как он труднодоступен! Он маленький и большой, закрытый и открытый, но всегда чистый, как лист бумаги. Это мы иногда «засоряем» его своим поведением, своим отношением к нему. Иногда мы бесцеремонно вмешиваемся, советуем, а его надо просто понять, а иногда и принять таким, какой он есть.

Люди, как и весь мир, бывают очень разными. Некоторые ходят медленно и вразвалку. Кто-то бегает вприпрыжку и ходит по бордюрам, блестя восторженными глазами. Кто-то любит петь, танцевать, а кто-то путешествовать.

Но…“Кто я?” Не раздумывая : “Я – учитель” . Наверное, правильнее было бы сказать : “Я – человек”, или “Я – девушка”. Но “Я – учитель !”

Учитель – не профессия , а образ жизни, сообразно которому он и живёт, спеша изо дня в день на уроки. Иначе это назвать нельзя, ведь мысли учителя и пусть даже будущего постоянно о школе во время учебы, на практике.

Именно во время практики я поняла, что никакой компьютер, даже самая совершенная техника, не может заменить живое, эмоциональное учительское слово . Дети, как «губки» - они впитывают в себя все, что говорит учитель , использую те же жесты, мимику. Учитель для ребенка – это идеал , к которому он хочет подражать. Для меня всегда таким идеалом служил Вячеслав Васильевич Белоглазов. Познакомилась я с этим педагогом, когда училась в 8 классе. Мне сразу стал близок его педагогический стиль (хотя тогда, такие термины я еще не знала) . Зато знала, какого учителя я бы хотела видеть рядом с тобой. Каким он должен быть. Какой он – мой идеал . Вячеслав Васильевич удивил меня тем, насколько он разносторонне развитый и целеустремленный человек. Ставя перед собой, кажется недостижимые цели, он их с легкостью достигал. Так в 1967 году в амурской столице появились «Ровесники» . В своем ансамбле он создал живой, целенаправленный процесс художественно- эстетического образования детей, когда старшие учащиеся в сотрудничестве с педагогами и родителями воспитывают младших и передают им знания, организаторские умения и навыки. Таким ансамбль остается и сегодня. Так же как и свой создатель, они ставят себе все новые и новые высоты и достигают их, выходя на мировой уровень. Он оставался учителем и для «ровесников» и для студентов педагогического института, несколько лет Вячеслав Васильевич Белоглазов руководил кафедрой педагогики в пединституте, ныне БГПУ.

Вячеслав Белоглазов создал отделение семейного воспитания, главная цель которого - формирование культуры отношения человека к самому себе, к другим людям, к природе и обществу, это оказание помощи растущему человеку в поисках смысла жизни, обогащении себя необходимыми знаниями, умениями для создания своих будущих семей.

К этому отчасти стремлюсь и я. Я знаю, каким педагогом я хочу быть. Я считаю, что будет целесообразно в моей дальнейшей работе с детьми выстраивать именно такие отношения взаимодействия всех трех субъектов учебного процесса учитель-ученик-родитель , как это делал Вячеслав Васильевич. Нужно помочь маленькому человеку не только погрузиться в мир знаний, но и раскрыть свой творческий потенциал.

Все, что невозможно постичь умом, нужно постигать сердцем. Нам нужно перестать учить детей методом «от головы к голове» , необходимо учить «от сердца к сердцу»

Кто-то скажет : «Современная жизнь и научные достижения диктуют другие взгляды» . Известный хирург Войно - Ясецкий на вопрос о том, видел ли он душу, когда оперировал сердце, ответил «Когда я делал операции на головном мозге, ума я там тоже не видел» . Чтобы понять ребенка, не столько важно перечитать «горы» учебно-методической литературы, гораздо важнее - чувствовать ребенка, нужно думать как ребенок, нужно «стать ребенком» .

Открой глаза! Распахни Душу! Призови на помощь сердце! И оглянись вокруг. Что увидят твои глаза?

Получить красный диплом учителя может каждый , но нет никакой гарантии, что это действительно тот человек, который сможет научить детей . Каждый учитель должен понять , что во все времена учитель всегда был просветителем. Самое главное достижение учителя – это ученик , ставший успешным в современном мире! Идеальный учитель приложит к этому максимум усилий, максимум душевных затрат.

Проблема личности учителя сложна и неоднозначна. Но сколько бы ни было мнений на этот счет, наверное, главными критериями в этом вопросе должны являться не цвет диплома, не стаж работы в школе, а искренняя любовь к детям. Очень важно, чтобы в жизни ребенка обязательно были люди, которые могли бы его понять и принять таким, как он есть.

Пока живут на свете учителя и ученики , мир находится в постоянном развитии, которое ведет к обновлению, духовному обогащению, моральному совершенству.

Эссе на тему "Мой идеал учителя". (на примере учителя литературы). Изучая классические тексты, ученик обретает перспективу, с которой его взору раскрывается предназначение в мире. Без осознания этого предназначения невозможно принять судьбу народа, невозможно прожить жизнь зрелым и ответственным человеком. От изучения литературы зависит человеческая полноценность, и это в равной мере касается настоящего и прошлого. Произведения служат исходной точкой размышлений об исторической роли всего человечества и народа о месте человека в мире. Есть люди, которые полагают, что ни к чему обременять себя рассуждениями о месте человека и о смысле истории. Но мы говорим о детях, которым предстоит сделать этот выбор, и они должны быть подготовлены к нему школой. Иными словами, вкус подобных размышлений должен быть им знаком, и потому мы обязаны учить их всемирной и русской литературе. Помимо всего прочего, без знания классических текстов детям не удается разобраться в сложных вопросах литературы и, тем более, жизни. Согласившись с этими утверждениями, мы оказываемся перед лицом конкретной проблемы, которую необычайно трудно разрешить: как преподавать литературу в современной школе? Мы не можем требовать от ученика, чтобы он стал иным, т. к. мы сами воспитали своих детей такими, какими они приходят в класс. Но каким быть учителю литературы, что он должен уметь, знать - об этом мы обязаны думать и говорить, т. к. изменить положение к лучшему вполне в наших силах. Поскольку знание классических текстов необходимо для формирования самосознания и одновременно служит отправной точкой для размышлений о предназначении человека и мира, учитель должен владеть материалом в обоих аспектах - ценностном и философском. Литература должна быть понятна ему как: 1. источник системы знаний; 2. основа мировоззрения. На учителя литературы возложена двойная ответственность. Он представляет фундаментальные ценности в школе и одновременно является ключевой фигурой в изучении литературы. Учитель обязан участвовать во всем, что так или иначе связано с изучением литературы, ведь на нем лежит ответственность за то, какими глазами будут смотреть на мир, жизнь и самих себя ученики. Нарисованный мною образ может показаться идеальным. Безусловно, чтобы справиться со своей задачей, учителю литературы необходимо иметь глубокие, всесторонние знания. Для этого он должен получить соответствующую подготовку. Учитель не сведущий в фольклоре, не имеет ключа к традиционной интерпретации к традиционной литературе. В лучшем случае он сумеет познакомить учащихся с "памятником литературы", окаменелым, безжизненным и, как все памятники, лишь внешне напоминающие оригинал. Фольклор донес до нас тысячелетний опыт интерпретации сказаний. Он - те единственные вечные открытые врата, через которые можно войти в мир русской традиции приобщить к ней учащихся. Если именно такова цель литературы, ему необходимо научиться смотреть на каждое слово литературы через призму фольклора. Громадную помощь в этом способны оказать традиционные комментарии, но в идеале школьный учитель литературы должен хорошо знать обучаемый предмет. В наше время "хорошо знать" означает "уметь отыскать", уметь найти нужный материал и воспользоваться им. Для этого существуют многочисленные источники, тематические и именные указатели и справочники. В литературной традиции преемственность поколений - необходимое условие учебы. Поэтому так важно, чтобы отношения учителя и учеников были отношения единомышленников, устремленных к общей цели, старшего и младшего звена единой цели. Это напоминает не столько взаимоотношения профессора и студента, сколько мастера и подмастерья. Один передает традицию, другой приобретает. Учитель литературы дисциплинировать свою мысль. Он должен научиться мыслить последовательно и систематично, не теряя нить рассуждений, не меняя на ходу направление мысли. Учителю необходимо искусством точной и краткой формулировки, чтобы зафиксировать эмоциональный и образный материал урока в логической форме, легко укладывающийся в создание современного ученика, который тратит больше времени на решение математических задач, чем на чтение книг. Учитель литературы должен быть широко образованным человеком. Единственный путь к этому - постоянное чтение. Для того чтобы читать сложные литературные и философские произведения, - и только для этого, - необходим наставник. Многие тексты невозможно понять самому, для их понимания необходим круг знаний, которым владеет научный руководитель. Постоянный научный руководитель в разных областях самообразования, который вводил бы в проблематику сложных текстов, должен быть у каждого учителя. Остроте и глубине мысли в гуманитарных науках в немалой степени содействует взаимодействия смежных дисциплин. Предмет включает в себя целый спектр литератур, в центре которых стоят очень далекие друг от друга вопросы. Ученик не может расчленить свое сознание на изолированные клеточки - темы. Он должен ощутить их единство. Учебная программа должна обеспечить такую возможность и преподаватели должны уметь использовать ее.

Мой учитель не имеет конкретного имени. В моем сочинении нет указания и на конкретный предмет, который он преподает. Мой учитель может быть и лингвистом, и биологом, и математиком… Он существует вне времени. Такие учителя были в прошлом, есть сегодня, и будут завтра. А какой он, мой идеал учителя, я расскажу с помощью букв этого привычного слова «Учитель».

У – у чит, у важает мнение каждого ученика, у меет дарить радость и тепло, у меет доверять.

Ч – сочетает в себе ч естность, ч есть, ч истоту души, ч еловечность.

И – огромный и нтереса к работе, и нициативность и новые и деи.

Т – это т алант, чувство т акта и т ерпение.

Е – е динство всего перечисленного выше.

ЛЬ - безграничная л юбовь к Л юдям.

А теперь пусть прозвучит звонок на урок. Вы слышите приближающиеся шаги? Не сомневайтесь: это идет ваш любимый учитель!

Занятие № 2 Дидактическое обеспечение современного урока и его эффективность

Форма занятия: посещение и наблюдение урока в школе.

На занятии вы:

    самостоятельно повторите дидактические требования к построению урока;

    проведете наблюдение урока в школе, определите его тип и структуру на основе цели и содержания, выделите основные этапы урока, выясните педагогические условия и факторы, определяющие формирование конечного результата урока;

    самостоятельно проанализируете дидактическое обеспечение урока;

    осмыслите понятие эффективности современного урока.

Подготовка к занятию

    Самостоятельно повторите тему «Современный урок» (см. приложение № 1 и обязательную литературу).

    Ознакомьтесь со схемой записи наблюдения урока, планом его устного анализа (Приложение 1, 2).

Ход занятия

    Во время посещения урока внимательно наблюдайте за происходящим в классе и делайте протокольные пометки в соответствии со схемой наблюдения (приложение 1).

    В схему вносите также наиболее важное, существенное, что вы наблюдали в деятельности учителя.

    В примечании вы даете свои комментарии с точки зрения эффективного решения учителем дидактической задачи этапа, а также можете фиксировать действия учащихся на отдельных этапах урока.

    После окончания урока будьте готовы обсудить его, используя материал приложения 2.

Контрольное задание

Сделайте письменный дидактический анализ урока (Приложение 3).

Задание для самообразования (по желанию)

Просмотрите видеоурок по выбору и составьте его протокол

(приложение 1).

Видеоуроки

1.В/Ф «Урок географии в 7 классе. Тема: «Египет»

2.В/Ф «Урок русской литературы в 10 классе по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

Основная литература

    Бабанский, Ю.К. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических институтов / Ю.К. Бабанский, (и др); под ред. Ю. К. Бабанского. – М. : Просвещение, 1988. – С. 339-366, 385-441.

    Кашлев, С.С. Педагогика: теория и практика педагогического процесса: В 3 ч. Ч.2/ С.С.Кашлев.- Минск: Зорны верасень, 2008. – С. 85-89

    Педагогика: Учебник. / Л.П. Крившенко [и др.]; Под ред. Л.П. Крившенко. – М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – С. 246-258, 291-310.

    Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов пед.вузов в 2 кн. / И.П. Подласый – М. : Владос, 2003. – Кн. 1. – С. 439-463.

Эссе «Мой идеал педагога-мастера»

Вопрос об образе идеального педагога является актуальным уже на протяжении многих лет, естественно с течением времени изменяется государство и общество, а значит, меняются требования, предъявляемые государством и обществом к учителю. Идеальный образ педагога у современного ученика формируется сегодня. Сегодняшние школьники - это будущие родители, которые будут формировать представление об учителе у следующего поколения. Поэтому я считаю, что идеальный педагог должен быть понимающим, т.е. хорошо разбираться в психологии ребёнка, уметь найти индивидуальный подход к каждому ученику. Уважать своих учеников. Видеть в каждом из них личность. Быть внимательным, готовым оказать помощь, поддержать в трудную минуту. Справедливым в требованиях,т.е. объективно оценивать способности ученика. Умеющим доступно и интересно излагать материал. Быть сдержанным и тактичным. Быть авторитетом, примером для школьников, т.е. быть всесторонни развитой личностью, грамотным и интеллигентным человеком, доброжелательно относиться к окружающим людям. Обладать чувством юмора. Любой педагог должен развивать волю, обладать волей. Заставлять себя преодолевать трудности. Так же он должен работать не ради заработка, не для выживания или пропитания, а для исполнения своей миссии на земле. Потому идеальный педагог - это такой, для которого учительство - смысл жизни. Его высшая корысть - быть востребованным, желать и уметь отдаваться процессу, не ожидая ничего взамен. Дело педагога - преподавать, а дело общества - дать педагогу достойные средства к существованию. Идеальный педагог никогда не самый яркий. Он вообще не должен быть ярким, он только передает через себя послание ученику. И послание это - не только сумма знаний, но в первую очередь отношение к миру, к людям, к стране, к жизни в коллективе. Идеальному педагогу интересен процесс. Он не озабочен промежуточными результатами. Ребенок доверяет тому, что он действительно интересен педагогу. Деятельность педагога должна носить не только творческий, но и исследовательский характер. Он должен не только знать и уметь применить на практике основные педагогические теории, но и творчески их использовать, а также стремиться к воплощению собственных педагогических идей. Идеальный педагог должен всегда задаваться вопросами: «Каким меня видят коллеги, ученики, родители? Почему доверяют мне? Почему следуют за мной?». Идеальный педагог должен идти в ногу со временем, смело внедрять в работу с учениками новые технологии. Адекватно оценивать свои силы и возможности.

Конечно говорить об образе идеального педагога можно довольно-таки долго,но ведь все мы прекрасно понимаем, что не бывает идеальных людей, так и не найти идеального педагога, но все те критерии, которые я описал в своём эссе я постараюсь воплотить в своей будущей профессии.

Идеальный образ учителя будущего у современного ученика формируется сегодня. Сегодняшние школьники – это будущие родители, которые будут формировать представление об учителе у следующего поколения. Таким образом, общество, как бы постоянно запаздывает. Какой же выход? Может быть, необходимо начинать менять сложившийся стереотип в обществе уже сегодня? Каким образом? Во-первых, должны произойти качественные изменения в образовании педагога. Акценты в образовании будущего учителя должны сместиться в сторону психолого-педагогических дисциплин, возможно, необходимо внедрение таких дисциплин, которые бы способствовали развитию в будущем учителе именно его творческой основы.

Об этом качестве учителя, как одном из важнейших, говорит Ф. Н. Гоноблин в своей книге «Очерки психологии советского учителя»: «предметом деятельности педагога являются живые люди с их сложнейшим многообразным и изменчивым психологическим миром». Учитель – это призвание, учительство – это служение, а не работа. Потому учитель должен работать не ради заработка, не для выживания или пропитания, а для исполнения своей миссии на земле.

идеальный учитель – это такой, для которого учительство – смысл жизни. Его высшая корысть – быть востребованным, желать и уметь отдаваться процессу, не ожидая ничего взамен. Это альтруизм в абсолютном значении…

Потому мы опустим в наших рассуждениях необходимость материальной базы, о которой должно заботиться государство, а значит – министерство образования, его низшие подразделения, в том числе департамент и директор, а также гражданское общество, в том числе спонсоры и меценаты. Дело учителя – учить, а дело общества – дать учителю достойные средства к существованию.

И больше не будем к этому возвращаться. Идеальный учитель никогда не самый яркий.

Он вообще не должен быть ярким, ибо он только передает через себя послание ученику.