Конспект занятия по развитию речи про птиц. Конспект занятия по развитию речи птицы

Воспитатель: Здравствуйте, девчонки!

Добрый день, мальчишки!

Наигрались в куклы, полистали книжки.

А сейчас мы вместе отдохнём немного,

В добрый путь, ребята, в добрую дорогу!

Посмотрели все на меня, встретились со мной глазками. А сейчас давайте поздороваемся друг с другом:

К солнышку потянулись, лучик взяли,

К сердцу прижали, другу отдали. (выполняют движения, согласно текста) Воспитатель: Молодцы, ребята, мы все подарили друг другу частичку добра. А теперь скажите мне пожалуйста, какое время года у нас сейчас? Дети:- Зима. Воспитатель: Докажите мне, что действительно зима, а я вам говорю, что весна.

На улице очень холодно (согласна)

Много снега, скользко (хорошо)

Люди одеты тепло (шапки, варежки, шубы, пальто, шарфик и валенки)

На речках лед, рыбы легли на дно (согласна)

- Птицы улетели в теплые края, а зимующие остались (молодцы)

Солнце светит, но не греет.

Воспитатель: Молодцы! Вышел на просторы погулять мороз

Белые узоры в косах у берез.

Снежные тропинки, голые кусты

Падают снежинки тихо с высоты. (Е. Авдиенко) .

О чем написано в этом стихотворении? (О зиме) .

Воспитатель: Пока мы с вами беседовали, пошел сильный снег и к нам прилетели настоящие снежинки. Посмотрите, какие они? (показывает снежинки на ниточке)

Упражнение для координации зрения.

Воспитатель: Ребята, подойдите все ко мне и возьмите по одной снежинке. Мы с вами сейчас поработаем глазками.

Мы снежинку увидали,

Со снежинкою играли.

(Дети берут снежинку в руки. Вытянуть снежинку вперед перед собою. Сфокусировать на ней взгляд).

Снежки вправо полетели,

Дети вправо посмотрели

(Отвести снежинку вправо, проследить движением взгляда) .

Вот снежинки полетели,

Глазки влево посмотрели

(Отвести ее влево) .

Ветер снег вверх поднимал

И на землю опускал…

(Поднимать снежинки вверх и опускать вниз)

Дети смотрят вверх и вниз

Все! На землю улеглись.

(Покружиться и присесть, опустив снежинку на пол) .

Глазки закрываем

(Закрыть ладошками глаза) .

Глазки отдыхают

(Дети складывают снежинки и садятся на места) .

Воспитатель: Строгий порядок навела зима в своих владениях. Всё у неё прибрано, сверкает белизной. И сегодня я приглашаю вас, дети, на прогулку в удивительный зимний парк, который может подарить вам интересные встречи . (иллюстрации заснеженных деревьев развешаны на стенах )

Мы заходим с вами в лес, полный сказок и чудес,

Будем вместе наблюдать, волшебство всё замечать.

Закройте глаза и представьте, что мы с вами очутились в зимнем парке. (Звучит запись «Голоса птиц » ).

Давайте присядем. Кто что представил? Чьи голоса вы слышали? (Ответы детей) .

Воспитатель: Ребята, сегодня разговор пойдет о птицах . Как называются птицы , которые не улетают в теплые края, а остаются рядом с нами?

Дети: Зимующие птицы .

Воспитатель: Рассмотрите картинки и назовите птиц , которые здесь изображены.

Дети: Ворона, воробей, сорока, голубь.

Воспитатель: Есть и такие, которые прилетают к нам только зимовать - снегири, синицы. (Воспитатель выставляет картинки с изображением этих птиц )

Снегирей зовут так потому, что они прилетают к нам с первым снегом. У снегиря красная грудка, голубовато-серая и черная голова и крылья. У синичек грудки желтые, а головки и крылья черные. Послушайте и отгадайте загадки про этих птиц :

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зёрнышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (Снегирь)

Спинка зеленовата, животик желтоват,

На голове чёрненькая шапочка,

Да ещё полоска шарфика. (Синица)

Окраской – сероватая,

Повадкой – вороватая,

Каркунья хрипловатая. (Ворона)

А теперь расскажите мне про ворону. Какая она?

Дети: Это большая, черная, хитрая, важная птица .

Воспитатель: Птичка вам хорошо известна. Это воробей. Расскажите про воробья. Какой он?

Дети: Воробей маленький, серенький, шустрый, быстрый.

Воспитатель: А сейчас послушайте загадку, про какую птицу говорится в ней ?

Не дровосек,не плотник,

В лесу живет работник.

Он по дереву стучит,

Он дупло себе долбит.

(Дятел)

Дети: Дятел.

Воспитатель: Расскажите мне про дятла, где он живет, какой он.

Дети: Дятел живет в лесу, лечит деревья, добывая из-под коры вредных жучков.

Воспитатель: Про эту птицу вы мне сами расскажите. Кто это? Какой он?

Покрупнее воробья,

Вам встречаюсь часто я.

Я со стаею летаю,

Всюду крошки подбираю,

Семечки люблю клевать

И с подружкой ворковать.

За свой нрав миролюбивый

Называюсь птицей мира .

(голубь)

Дети: Голубь большой, воркующий, любит кушать хлебные крошки. Воспитатель: Молодцы! Хорошо вы знаете птиц , которые зимуют в наших краях . А вы знаете, что зимой птички хотят есть и не всегда могут найти себе корм. Поэтому они прилетают ближе к людям. А мы их будем подкармливать. Чем мы будем птиц кормить , узнаем сейчас в ходе игры. Игра «Определи корм на ощупь» .

Воспитатель: У меня в мешочках насыпан корм. Ваша задача: пощупать руками, определить и назвать корм.

С наступлением холодов зимующие птицы прилетают к жилью человека. Для птиц наступило самое трудное время: они не всегда могут найти корм. Урожай пшеницы и ржи убрали с полей, насекомые исчезли. Поэтом птицы прилетают поближе к людям, надеясь, что они их покормят. -Ребята, мы будем подкармливать птиц зимой , чтобы они не погибли от голода и холода? (ответы детей)

Воспитатель: Какой мороз стоит на улице, даже руки замерзли. Давайте их согреем. (проводится самомассаж кистей рук)

Пальчиковая гимнастика.

Раз. Два. Три. Четыре. Пять (загибают пальчики)

Мы во двор пошли гулять (идут пальчиками по ладошке)

Бабу снежную лепили (катают комочек двумя ладонями)

Птичек крошками кормили (крошат хлебушек)

С горки мы потом катались (по ладони проводят пальцем)

А ещё в снегу валялись (кладут ладошку на ладошку то одной, то другой стороной)

Все в снегу домой пришли (отряхиваем ладошки)

Съели суп и спать легли (движение воображаемой ложки, руки под щеку) 2 раза

Воспитатель: Вот и подошло к концу наше путешествие.

О ком мы с вами сегодня говорили? (Подведение итогов)

Сегодня мы с вами пойдём на прогулку, возьмём с собой наш корм, рассыплем его в кормушки, которые висят на территории нашего детского сада и понаблюдаем, как птицы будут клевать корм .

Конспект занятия по развитию речи детей 6 -8 лет с использованием коллажа на тему: «Птицы».

Перед ребёнком кладётся коллаж. Ребёнок вместе с педагогом рассматривает рисунки.

П: Посмотри на коллаж и скажи, кто находится в центре?

Р: Синица, ласточка, пингвин, петух.

П: Верно. А на какие группы можно разделить этих птиц?

Р: На диких и домашних.

П: Молодец. Как ты догадался?

Р: На коллаже слева от птиц нарисован дом и лес. Возле дома живут домашние птицы, а в лесу, это птицы которые живут на воле.

П: Верно. А какие птицы живут рядом с человеком?

Р: Это петух.

П: Да. А каких ты ещё знаешь домашних птиц?

Р: Утка, индюк, курица, гусь.

П: Молодец. А какие птицы живут на воле?

Р: Синица, ласточка, пингвин.

П: А как этих птиц можно ещё сгруппировать?

Р: На зимующих - к ним относится синичка, на перелётных - это ласточка и на птиц севера - это пингвин.

Если ребёнок не знаешь, помогаем ему наводящими вопросами.

П: Умница! Ты сгруппировал птиц правильно. Это значит, как мы их поделили, по какому признаку?

Р: По месту зимования.

Если ребёнок затрудняется, помогаем ему.

П: Верно, каких ты ещё знаешь зимующих птиц?

Р: Ворона, голубь, воробей. Сорока.

П: А каких ты знаешь перелётных птиц?

Р: Журавль, кукушка, грач, утка, аист, цапля.

П: Верно. А каких птиц севера?

Р: Гагара, кайра.

П: Умница. А посмотри на коллаж и скажи, что ты видишь в верхнем левом углу?

Р: Это похоже на пингвина.

П: Да. Это пиктограмма пингвина. А ты знаешь, что такое пиктограмма?

Р: Нет.

П: Это знак, отображающий важнейшие узнаваемы черты объекта, предмета или явления, на которые он указывает.

Р: Теперь буду знать.

П: А как ты думаешь, почему пингвину уделяют большее внимание из всех птиц и его нарисовали ещё раз?

Р: Пингвин единственная птица, которая не умеет летать, но хорошо умеет плавать.

Если ребёнок не знает, поясняем ему.

П: Молодец, более того, это единственная птица, которая ходит стоя.

Р: Очень необычная птица.

П: Да. Посмотри на коллаж и скажи, что находится над синичкой?

Р: Перо.

П: А как это связано с птицами?

Р: Тело всех птиц покрыто перьями, это их отличительный признак.

П: Верно. А ещё перья каждой птицы имеет свою окраску, так мы её и узнаём.

А как с птицами связана клетка?

Р: это жильё птиц. Есть птицы, которых люди держат для красоты, а клетка это часть декорации дома.

Если ребёнок затрудняется, помогаем ему наводящими вопросами.

П: Правильно, а каких птичек можно держать в клетке дома7

Р: Попугаи, канарейка.

П: Умница . Важно! Клетка должна располагаться в хорошо освещаемом месте, но не под прямыми солнечными лучами и не там, где присутствуют сквозняки, а если помещение закрывается, то периодически нужно выпускать пернатого питомца полетать.

Р: Теперь буду знать.

П: А какие ёще картинки на коллаже ещё связаны с жильём птиц?

Р: Это скворечник и гнездо.

П: А чем отличается скворечник от гнезда?

Р: Гнездо птицы строят сами, а скворечник это искусственное гнездо, которое делают для них люди.

П: Верно. А кто живёт в скворечнике?

Р: Скворцы.

П: Да. Скворечник - это гнездовье, которое могут заселить скворцы. Воробьи, мухоловки. Птицы в скворечнике устраивают гнёзда и выводят птенцов. Птицы, живущие рядом, оказывают неоценимую помощь садоводам в борьбе с насекомыми вредителями.

Посмотри на коллаж и скажи, что находится в левом нижнем углу?

Р: Цыплёнок с яйцами.

П: А что это значит, как это связано с птицами? Как ты думаешь?

Р: Птицы высиживают яйца, а потом когда приходит время, яйцо трескается и из него вылупляется птенец.

П: Молодец. А чей это птенец рядом с яйцами и как он называется?

Р: Это цыплёнок, птенец курицы и петуха.

П: Правильно. А как называется птенец ласточки?

Р: Ласточонок.

П: А у пингвина?

Р: Пингвинёнок.

П: А у синички?

Р: Не знаю.

П: У птенца синички не т отдельного названия, его так и называют птенчик синички.

П: Посмотри на коллаж и скажи, что находится справа от клетки?

Р: Червячок.

П: А как связан с птицами червячок?

Р: Это корм птиц.

П: А что ещё на коллаже является едой птиц?

Р: Вишни.

П: Верно. Среди птиц есть вредные для сада, т.е. птицы-вредители. Прежде всего, те же скворцы и воробьи, которые помогают в гнездовое время бороться с насекомыми, к моменту созревания ягод вишни становятся их кормом.

П: А что на картинке находится между клеткой и вишнями?

Р: птенец и бумажный самолёт.

П: А как это связано между собой?

Р: Птицы летают как и самолёты.

П: Верно. А птицы сразу умеют летать?

Р: Нет. Птенцов учат летать взрослые птицы.

П: Да. Птенцы ещё неспособные взлететь, в точности повторяют при беге вверх или вниз движения своих родителей и стоит их крыльям окрепнуть и развиться, как они взмывают в воздух.

Рефлексия.

Педагог убирает коллаж.

П: Вспомни, что было на коллаже?

Р: Птицы.

П: А каких птиц ты запомнил?

Р: Ласточка, пингвин, синичка, петух.

П: Верно, а на какие группы ты их разделил?

Р: Домашние и дикие.

П: А что ещё было на коллаже?

Р: Клетка, гнездо, скворечник.

П: Да, это жильё птиц. А что является пищей птиц?

Р: Вишни и червячки.

П:А чем покрыто тело птиц?

Р: Перьями.

П: Молодец. А почему был нарисован самолёт?

Р: Потому что птицы летают.

П: Умница. Ты хорошо сегодня занимался. Тебе понравилось занятие7

Р: Я много узнал нового и интересного.

П: Хорошо. До встречи.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

Цели: развивать диалогическую речь детей, развивать глобальное чтение, побуждать к участию в беседе, учить отвечать на вопросы, составлять описательный рассказ по объекту; активизировать в речи детей прилагательные; учить подбирать точные сравнения, учить произносить слова и фразы с разной силой голоса; воспитывать заботливое отношение к птицам.Предварительная работа.Наблюдение за городскими птицами во время прогулок; рассматривание иллюстраций с изображением птиц; чтение рассказов о поведении городских птиц, заучивание стихов, загадок, чистоговорок о птицах.Оборудование: картинки с изображением перелетных и зимующих птиц по количеству детей, таблички с названиями, картина с изображением солнца, мнемоквадраты-интонации (3 шт.), аудиозапись голосов птиц.Ход занятияДети садятся на ковер, делают вид, что спят. Входит педагог.Педагог (П.).Доброе утро! Птицы запели.Добрые люди, вставайте с постели!Прячется вся темнота по углам,Солнце встает и идет по делам.Дети стоят в кругу. Педагог предлагает детям сказать друг другу «Доброе утро!»П. Как нужно говорить эту фразу? (Радостно, улыбаясь, весело.) Почему?Желательно, чтобы все дети сказали эту фразу.П. Посмотрите на дерево прилетели птицы. Педагог и дети называют перелетных и зимующих птиц.Физкультминутка.

Маленькие птички,

Птички-невелички,

По лесу летают,

Песни распевают, (машем руками, как крылышками)

Буйный ветер налетел, (руки вверх, раскачиваемся из стороны в сторону)

Птичек унести хотел.

Птички спрятались в дупло (приседаем на корточки, закрываем голову руками)

Там не тронет их никто.

Педагог раздает детям картинки с изображением перелетных и зимующих птиц, предлагает детям рассмотреть их и выполнить задание. Картинки с изображением зимующих птиц поместить на ковролин, а картинки с перелетными птицами положить на стол.Воспитатель предлагает загадку:Особа всем известная,Она крикуха местная,Увидит тучку темную -Взлетит на ель зеленую.И смотрит словно с трона.Кто она? (Ворона.)Дети показывают таблички.Дети находят ее на ковролине, отмечают, что ворона - самая большая среди городских птиц. Педагог читает вторую загадку:Птичка-невеличка,Ножки имеет,А ходить не умеет.Хочет сделать шажок -Получается прыжок.Кто это? (Воробей.) Дети показывают таблички.П. Посмотрите и расскажите, воробей какой? (Маленький, шустрый, коричневый…)(описание по схеме) Как мы его ласково назовем? (Воробышек, воробьишко…) А теперь сравните ворону и воробья. Лапки у воробья какие? (Маленькие лапки, малюсенькие.) А у вороны лапы какие? (Большие, большущие лапищи.) У воробья голова какая? (Маленькая головка, малюсенькая.) А у вороны? (Большая голова - головища.) У воробья клюв какой? (Маленький клювик.) А у вороны? (Клюв большой, черный - клювище.) У воробья глаза какие? (Глазки маленькие - бусинки.) А у вороны? (Глаза большие - глазищи-чернищи). У воробья хвост какой? (Малюсенький хвостик.) А у вороны? (Большой черный - хвостище.)Педагог предлагает пальчиковые игры.1. «Птичка».Ладони повернуты к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены, как бы цепляются друг за друга, большие пальцы - голова, остальные сомкнутые пальцы - крылья. Помахать ими. Дети вместе с педагогом выполняют движения и читают стихотворение.Птичка крылышками машетИ летит к себе в гнездо.Птенчикам своим расскажет,Где она взяла зерно.2. «Птенчики в гнезде».Дети обхватывают пальцы правой руки левой ладонью и ими шевелят.

Птички в гнездышке сидят,

Маму ждут и есть хотят.П. Как называются детеныши птиц вороны, воробья? (Птенцы вороны - воронята, птенцы воробья - воробьишки.)Педагог предлагает детям послушать слова поговорку и повторить их с разной силой голоса - сначала тихо, затем громче и наконец громко:

«Где птица не летает, а свое гнездо знает.»

Затем предлагает детям маски-интонации. На этот раз эту поговорку произнести:- вопросительно;- удивленно;- испуганно (использование мнемоквадратов «эмоции»).Релаксация «голоса птиц»Педагог предлагает детям лечь на ковер, закрыть глаза, расслабиться и послушать пение птиц в аудиозаписи.

Музыка меняется на бодрую. Дети встают.(пока дети лежали педагог выставляет перелетных птиц.

П. Посмотрите, пока мы отдыхали к нам прилетели и другие птицы. Как они называются (ласточка, грач, кукушка). Подберите к ним таблички. А что делают птицы весной (ответы детей). Как можно назвать этих птиц одним словом? (перелетные птицы) А птиц, которые были с нами всю зиму? (зимующие птицы).

П. Ребята, что мы делали на занятии?(Ответы детей).

П. Молодцы ребята. Много знаете про птиц. А тут мне птички тоже просили вам что-то передать. (дети получают шоколадные яйца).

Занятие закончено.

ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: грач, скворец, ласточка, стриж, кукушка, журавль, гуси, лебеди, жаворонок, дрозд, гнездо, скворечник, самец, самка, птенцы, яйца, певец, насекомые, личинки, оперенье, стая, страны, ноги, шея, крыло, глаза, хвост, клюв, голова, аист, цапля.

ГЛАГОЛЫ:летят, улетают, прилетают, возвращаются, строят, чистят, откладывают, вьют, выводят, высиживают, кормят, подрастут, окрепнут, пищат, поют, курлычут, покидают, прощаются, собираются, поедают, клюют, уничтожают, свить, щиплет, склеить, слепить.

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: большая, маленькая, певчая, чёрный, теплые (края), белый, полосатое, заботливые, хлопотливые, весенняя, чужие, пушистые, звонкая, полевой, дальние, красивое, длинноногий,водоплавающие, проворный, голосистый.

РАССКАЖЕМ О ПТИЦАХ.
Перелётные птицы - это птицы, перелетающие от нас осенью в тёплые края.
Эти птицы - насекомоядные (насекомых едят), питаются насекомыми.

Осенью насекомые прячутся, птицам нечем питаться, поэтому они улетают.

Утки, гуси и лебеди улетают вереницей - верёвочкой.

Ласточки и скворцы улетают стаей.

Журавли улетают клином - углом.

А кукушки улетают поодиночке.
Весной перелётные птицы возвращаются к нам обратно.

У птиц есть головка с клювом, туловище с двумя крыльями, две лапки с rогтями, хвост и оперенье.

ДЕТИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ ОПРЕДЕЛЯТЬ ЛИШНЕЕ И ОБЪЯСНЯТЬ: ПОЧЕМУ?
Сорока, ворона, синица, ласточка (ласточка – перелётная птица, остальные зимующие).
Жаворонок, воробей, грач, скворец.
Ворона, утка, голубь, воробей.
Грач, синица, ласточка, кукушка.
Сорока, воробей, дятел, стриж.
Голубь, лебедь, цапля, журавль.

Жук, бабочка, птенец, комар
(птенец – птица, остальные насекомые).

ПРАВИЛЬНО НАЗЫВАТЬ ПТЕНЦОВ:
Журавли – журавлята.
Грачи – грачата.
Гуси – гусята.
Скворцы – скворчата.
Утки - ... .
Кукушки - ... .
Стрижи - ... .

ПРАВИЛЬНО ОТВЕЧАТЬ НА ВОПРОСЫ: ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ? ЧЬИ?
Чей клюв?
У журавля – журавлиный.
У гуся – гусиный.
У утки -... .
У кукушки -... .
У грача -... .

ОДИН - МНОГО.
Кукушка – кукушки.
Журавль - журавли.
Скворец - скворцы.
Соловей - соловьи.
Жаворонок – жаворонки.
Лебедь - лебеди.
Грач - грачи.
Утка - утки.
Ласточка – ласточки.
Грачонок – грачата.
Аист – аисты.
Гусенок – гусята.

ОПИСЫВАТЬ И СРАВНИВАТЬ ПТИЦ ПО ПЛАНУ:
Зимующая или перелётная птица?
Почему их так называют?
Внешний вид (хвост, голова, крылья, туловище, клюв, перья, расцветка…)
Чем питается?
Где живёт – дупло, скворечник, гнездо…

СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА.
Грач – птица черного цвета с белым клювом. У грача есть голова, туловище, крылья, хвост, лапы. Все тело птицы покрыто перьями. Весной грачи прилетают из теплых стран, строят гнезда и выводят птенцов – грачат. Грачи питаются насекомыми, червями и семенами растений. Осенью, когда становится холодно, грачи собираются в стаи и улетают в теплые страны до весны. Грачи помогают человеку, они уничтожают насекомых и гусениц – вредителей полей и огородов.



Травка зеленеет, солнышко блестит,
Ласточка с весною в сени к нам летит.
С нею солнце краше и весна милей...
Прощебечь с дороги нам привет скорей.
Дам тебе я зерен, а ты песню спой,
Что из стран далеких принесла с собой.
(А. Плещеев)

ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО.
На шесте - дворец, во дворце - певец, а зовут его - ... (скворец).

НАЗОВИ ЛАСКОВО:
Соловей - соловушка.
Журавль - журавушка.
Лебедь - лебедушка... .

У КОГО - КТО?
У кукушки – кукушонок, кукушата.
У журавля - журавленок, журавлята.
У скворца - скворчонок, скворчата.
У лебедя - лебеденок, лебедята.
У грача - грачонок, грачата.
У утки - утенок, утята.
У аиста – аистенок, аистята.
У гуся – гусенок, гусята.

ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ СЛОВАМИ "ДЛИННОНОГИЙ ЖУРАВЛЬ":
В поле я увидел... (длинноногого журавля). Я долго наблюдал за... (длинноногим журавлем). Мне очень понравился этот красивый и стройный... (длинноногий журавль). Я хотел подойти к... (длинноногому журавлю). Но он испугался и улетел. Красиво летел, расправив крылья, и кружась в небе... (длинноногий журавль). Я рассказал маме о... (длинноногом журавле). Мама сказала, что нельзя подходить и пугать... (длинноногого журавля). Я обещал маме больше не подходить к... (длинноногому журавлю). Теперь я буду только издалека наблюдать за... (длинноногим журавлем).

ПОДБЕРИ НУЖНЫЙ ПО СМЫСЛУ ПРЕДЛОГ (ИЗ, В, К, НАД, НА, ПО):
Грач вылетел... гнезда. Грач прилетел... гнездо. Грач подлетел... гнезду. Грач кружит... гнездом. Грач сел... ветку. Грач ходит... пашне.

СОВЕРШЕНСТВУЕМ УМЕНИЕ ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ.

ПЕРЕСКАЖИ РАССКАЗ ПО ВОПРОСАМ:
Прилетели грачи.
Первыми прилетают грачи. Еще кругом снег, а они уже тут. Отдохнут грачи и начинают гнезда вить. Вьют гнезда грачи на вершине высокого дерева. Грачи птенцов своих выводят раньше, чем другие птицы.

Какие птицы прилетают весной первыми?
Что сразу начинают делать грачи?
Где они вьют гнезда?
Когда они выводят птенцов?

Предвестники весны.
Прошла холодная зима. Наступает весна. Солнышко поднимается выше. Оно греет сильнее. Прилетели грачи. Увидели их дети и закричали: «Грачи прилетели! Грачи прилетели!»

Какая была зима?
Что наступает после зимы?
Как греет солнышко весной?
Кто прилетел?
Кого увидели дети?
Что они закричали?

ПЕРЕСКАЖИ РАССКАЗ ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА:
Саша решил сделать скворечник. Он взял доски, пилу, напилил дощечек. Из них он сколотил скворечник. Скворечник повесили на дерево. Пусть у скворцов будет хороший дом.

ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ:
На дереве гнездо, а на деревьях... (гнезда).
На ветке сук, а на ветках... .
В гнезде птенец, а в гнездах - ... .
На дворе дерево, а в лесу - ... .

ОТГАДАЙТЕ ЗАГАДКИ:
Без рук, без топорёнка
Построена избёнка.
(Гнездо.)

Явился в жёлтой шубке,
Прощайте, две скорлупки.
(Птенец.)

На шесте дворец,
Во дворе певец,
А зовут его…
(Скворец.)

Белоклювый, черноглазый,
Он за плугом важно ходит,
Червяков, жуков находит.
Верный сторож, друг полей.
Первый вестник тёплых дней.
(Грач.)

ПРОЧИТАЙТЕ СТИХИ О ПТИЦАХ, ВЫУЧИТЕ ОДНО ИЗ НИХ НАИЗУСТЬ.
Скворцы.
Мы вставали ночью даже,
Из окна смотрели в сад:
Ну когда же, ну когда же
Наши гости прилетят?
А сегодня поглядели –
На ольхе сидит скворец.
Прилетели, прилетели,
Прилетели, наконец!

«Дикие птицы»

Цель: Формировать преставление о зимующих и перелётных птицах. Задачи: Закрепить понятие «перелётные, зимующие, водоплавающие птицы».

Знать их строение, внешние признаки, их повадки и передвижение. Также развивать умение образовывать существительные в родительном падеже, сложные слова. Подбирать слова-антонимы. Воспитывать внимательное отношение к языку, желание говорить правильно.

Материал: Предметные картинки зимующих и перелётных птиц, разрезные картинки птиц, грамзапись пения птиц. Игрушка кота.

Ход занятия. Звучит грамзапись пения птиц. На магнитной доске изображение зимующих птиц.

Педагог:

- Выпал в лесу первый снег. Замело полянки и дорожки, пригорки и овражки. Стоят деревья все в снегу. Тихо. Ни одна ветка не шелохнётся. Вдруг на лесную поляну прилетела ворона и подняла крик: «Птицы! Летите скорее сюда! Мы приход зимы проворонили, не заметили. Зима пришла, а мы не подготовились!»

- «Что ты каркаешь!» - отвечает тетерев. У меня есть перья. Это и есть моё спасение. Птичьи перья от холода спасут, а глубокие сугробы от врагов защитят. Ночью мы, тетерева, спим глубоко под снегом. Нас там ни один хищник не достанет. А днём высоко на деревьях сидим, клюём почки да семена разные. Мы зимы не боимся. Каждый к зиме по-своему готовится. Перья и у тебя есть, а почек, семян да ягод сухих на деревьях и для тебя хватит. Не замёрзнешь и с голоду не пропадёшь.

- Назовите зимующих птиц.

1. Назовите ласково птиц, которых вы видите. сова - совушка воробей - воробушек

синица - синичка ворона - воронушка

снегирь - снегирёк ласточка -

- Какая из этих птиц лишняя?

- Назовите перелётных птиц? Почему их называют перелётными? Что есть только у птиц? Что умеют делать все птицы? (летать)

Птицы осенью (улетают)

Весной птицы (прилетают)

С дерева на дерево (перелетают)

К кормушки (подлетают)

С кормушки (слетают)

В гнёздышко (влетают)

2. Хорошо птицам в тёплых странах, но почему же они возвращаются назад.

- Чем занимаются птицы по возвращению на Родину? (строят гнёзда, выводят птенцов, ищут корм, растят птенцов...)

- Из чего птицы вьют гнёзда? (из перьев, из прутиков, из пуха, из мха, из соломы.)

3. Радуются птицы весне, но каждая по-своему. Как? Что делают? Воробей - чирикает, скачет, прыгает, летает, клюёт.

Грач - ходит, перепрыгивает, ищет корм.

Утка - плавает, ныряет.

Цапля - ловит лягушек, стоит, ходит, перешагивает.

Ласточка - щебечет, парит.

4. Рады пернатые весне на разные голоса. Ласточка - щебечет.

Соловей - поёт. Утка - крякает. Кукушка - кукует.

Приветствуют их зимующие. Воробей - чирикает. Синица - поёт. Голубь - воркует. Сорока - трещит. Ворона - каркает.

5. Но у всех птиц есть один очень страшный враг - кот. Для маленьких птенцов он не кот, а котище.

У него не усы, а...

Не лапы, а...

Не глаза, а...

Неуши, а...

Давайте прогоним его от наших птиц.

6. Дидактическая игра «Чего не хватает» Силуэт птицы без какой-нибудь части тела.

{ нет хвоста, глаз, крыльев и т.д. Дети называют)

7. Физкультминутка

Птички прыгают, летают.

Крошки птички собирают.

Перышки почистили,

Клювики почистили.

Птички летают, поют,

Зёрнышки клюют.

8. Кто это? {сравнение цапли и воробья)

У воробья туловище мелкое, а у цапли крупное.

У воробья голова маленькая, а у цапли...

У воробья клюв короткий, а у цапли...

Воробей юркий, а цапля...

Где живёт каждая птица? Что означает слово «водоплавающая»? Из каких двух слов образовано?

9. Дидактическая игра «Длинное слово»

- Я вам говорю два коротких слова, а вы одно длинное.

У цапли длинные ноги - длинноногая.

У синицы жёлтая грудь - желтогрудая.

У дятла красная голова - красноголовый.

У аиста белое крыло - белокрылый.

10. Итог занятия.

Анализ занятия.

- Ребятам сложно было образовывать существительные в родительном падеже. Не справлялись со сложными словами.

- Дети справились и правильно поняли смысловые оттенки значений существительных, образованных с помощью суффикса -ищ-

- Следует продолжать обучать образовывать сложные слова, совершенствовать умении находить однокоренные слова.