Сергей Нефедьев Dr. Коррекционной хирургии, ортопед

Профилактика. Примерно в 50% случаев заболевания опорно-двигательного аппарата не являются наследственными. Это означает, что можно и нужно предпринимать максимальные усилия для предупреждения возникновения заболеваний. Особое внимание профилактике заболеваний опорно-двигательного аппарата нужно уделять людям, входящим в группы риска:

  • Избыточная масса тела
  • Малоподвижный образ жизни
  • Средний и пожилой возраст
  • Нарушение осанки
  • Неблагоприятные профессиональные факторы
  • Врожденный вывих бедра, плоскостопие и др.
  • Эндокринные нарушения
  • Травмы и операции на суставы
  • Профессиональный спорт

Можно выделить несколько направлений в профилактике заболеваний опорно-двигательного аппарата:

  • Физические нагрузки. При движении сустав питается более интенсивно, соответственно, активизируются процессы синтеза суставной ткани. Особенно полезны: езда на велосипеде, плавание с обязательным последующим отдыхом, бег на природе, ходьба с лыжными палками, йога, утренняя зарядка дома.
  • Контроль массы тела. Избыточная масса тела – важный фактор развития и прогрессирования заболеваний опорно-двигательного аппарата. Принято считать, что уменьшение массы тела на 1 кг снижает нагрузку на сустав на 4 кг. Лично мне нравится диета Елены Малышевой. Она не дает «убийственной» нагрузки на организм. Организм поучает все питательные вещества, витамины и микроэлементы, ведь он должен их получать. Это заложено природой. Если человек в чем то себя ограничивает, рано или поздно он сорвется и в результате наберет еще больше., поэтому лучше научится правильно питаться, чем подвергать свой организм периодическим «стрессам».
  • В качестве профилактики возникновения заболеваний суставов рекомендуется употреблять . Эти препараты стимулируют процессы регенерации суставного хряща, обеспечивают его питание и защиту, позволяют сохранить гибкость и подвижность суставов, избежать преждевременного старения суставов.

Профилактика здоровья - это то, чем должен заниматься каждый, кто хочет быть здоровым. Здоровье каждого человека нуждается именно в профилактике и только она позволяет поддерживать здоровье в надлежащем состоянии.

Нарушение осанки является одним из самых распространенных заболеваний опорно-двигательного аппарата школьников. Осанка - это привычное положение тела человека во время ходьбы, стояния, сидения или работы.

Для правильной , или физиологической, осанки свойственно нормальное положение позвоночника с его умеренными естественными изгибами, симметричным положением плеч и лопаток, прямым содержанием головы, прямыми ногами без уплощение стоп. При правильной осанке наблюдается оптимальное функционирование системы органов движения, правильное размещение внутренних органов и положения центра тяжести.

Осанка, как правило, формируется в 6-7 лет и в течение жизни может меняться. Однако нужно помнить, что образование и закрепление двигательных навыков, которые формируют осанку, происходит постепенно и в течение длительного времени с раннего возраста. Рост позвоночника наиболее полно происходит в первые два года жизни. Кривизна позвоночника, которая является его характерной особенностью, формируется в процессе индивидуального развития ребенка. В раннем возрасте, когда ребенок начинает держать головку, появляется шейный изгиб, направленный выпуклостью вперед (лордоз). В 6 месяцев, когда ребенок начинает сидеть, образуется грудной изгиб с выпуклостью назад (кифоз). Когда ребенок начинает стоять и ходить, образуется поясничный лордоз.

В дошкольные годы нарушения осанки могут вызвать уплощение стоп, неправильная поза во время рисования или просмотра телепередач и т. Малая двигательная активность в сочетании с избыточным весом является факторами, влияющими на формирование патологической осанки в этот период. Нужно помнить, что у детей мышцы туловища еще слабо развиты, поэтому их осанка неустойчива. Осанка не относится к наследственным признакам.

Неправильная, или патологическая , осанка школьников формируется в результате ряда причин, к которым в первую очередь следует отнести высокий удельный вес гипокинезии и гиподинамии в жизни детей и подростков, что приводит к мышечной гипотрофии и ослабление суставно-связочного аппарата.



Начало обучения в школе сопровождается резким ограничением двигательной активности, увеличением статической нагрузки, связанного с необходимостью длительного поддержания рабочей позы и тому подобное. Существенным фактором в профилактике нарушений осанки у детей школьного возраста является соблюдение гигиенических норм двигательной активности.

Нарушение осанки в виде увеличения естественных изгибов позвоночника, появление боковых искривлений, крыловидных лопаток, асимметрии плечевого пояса не только безобразят фигуру, но и затрудняют работу внутренних органов (сердца, легких, желудочно-кишечного тракта), нарушают обмен веществ и снижают работоспособность. Например, при сколиозе (боковое искривление позвоночника) диагностируются изменения работы как правого, так и левого желудочков сердца. Выраженная асинхронность в их деятельности впоследствии приводит к тяжелым нарушениям работы сердца. Искривление позвоночника, возникающие в период роста костей, у девушек часто изменяют форму таза, сужая его в продольном и поперечном направлении. Впоследствии это может привести к тяжелому протеканию родов. Наиболее частыми нарушениями осанки является плоская спина, круглая. Нарушение осанки проявляется в увеличении или уменьшении естественных изгибов позвоночника, отклонениях от правильного положения плечевого пояса, туловища, головы.

По свидетельству врачей-гигиенистов, нарушения осанки и искривления позвоночника очень часто имеют ослабленные дети. Большинство из них еще в раннем возрасте переносят многочисленные детские инфекционные заболевания, болеют рахитом, следы которого остаются на скелете в виде деформаций грудной клетки, искривление ног, плоских стоп.

Формирование неправильной осанки и развитие деформаций позвоночника часто усиливают близорукость, гипотония мышц, пороки развития позвоночника, заболевания легких и сердца. Известно, что близорукость часто сопровождает кифоз, а слабость мышц, связанная с рахитом, является причиной развития неправильной осанки.

Для формирования правильной осанки большое значение имеет развитие мышц туловища. Напряжение этих мышц формирует и удерживает осанку, а уменьшение их напряжение нарушает ее. При неправильной осанке голова выдвинута вперед, грудная клетка приплюснутая, плечи сведены вперед, живот выступающий, а грудь впалая. Поясничный лордоз и грудной кифоз сильнее выражены. Часто неправильная осанка сопровождает сколиозы, то есть боковые искривления позвоночного столба.

Главным в формировании осанки является равномерное занятия физическими упражнениями и гармоничное развитие всех мышечных групп. До 18 лет осанка стабилизируется, после чего исправить ее очень трудно.

При отсутствии внимания со стороны учителей и родителей дефекты осанки, возникшие у детей еще в дошкольном возрасте, в период школьной жизни существенно прогрессируют. Особенно быстрое прогрессирование деформаций возможны в предпубертатный и пубертатный периоды.

К нарушению осанки приводят усвоенные привычки сидеть сутулясь, стоять опираясь на одну ногу, ходить с наклоненной вниз головой, неправильная организация ночного сна детей и подростков: узкая или короткая кровать, мягкая перины, высокие подушки. Нерациональное питание, которое может вызвать нехватку полноценных белков, минеральных елементов (особенно Са), витаминов также является фактором риска развития нарушений осанки детей и подростков.

Привычка держать правильную осанку легко воспитывается и закреплюется у школьников, если одновременно с общеукрепляющими мероприятиями (рациональний распорядок дня, полноценный сон, питание и закаливание) они выполняют различные физические упражнения, а учебные занятия и внешкольные мероприятия проводятся с учетом возрастных особенностей, соответствуют требованиям гигиены.

В этом контексте существенное значение в профилактике искривлений позвоночника приобретает формирование навыков правильной посадки при чтении или письма. Учителю, особенно младших классов, важно добиться у учащихся автоматизма такой посадки. Она должна стать для них максимально удобной и привычной.

Однако следует помнить, что длительное поддержание даже физиологически целесообразной позы приводит к усталости мышц, для уменьшения которой стоит позволять ученикам менять положение тела во время урока, проводить физкультминутки.

Доказано, что во время учебных занятий наиболее целесообразна прямая посадка с легким наклоном корпуса вперед. Расстояние от глаз до тетради (книги) должна примерно равняться длине предплечья и кисти с вытянутыми пальцами, плечи следует располагать параллельно краю крышки стола, предплечья и кисти рук - симметрично на столе, туловище должно быть отодвинуто от края стола на 5-6 см.

Чтобы не сдавливались сосуды подколенной области, глубина сиденья должна примерно равняться 2 / 3-3 / 4 длины бедра. Высота сидения должна быть равной длине голени со стопой плюс 2-3 см на подбор: в этом случае ноги ученика во всех трех суставах (тазобедренном, коленном, тазобедренном) согнуты примерно под прямыми углами, что предупреждает застой крови в нижних конечностях и органах малого таза. Сиденье обя-зательно должно иметь спинку - или сплошную, профилированную, или минимум с двумя перекладинами на уровне поясницы и лопаток. Обеспечение такой прямой посадки возможно при соответствии размеров мебели пропорциям роста учащихся.

Дистанция сиденья, характеризующий соотношение стола и сиденья по горизонтали, может быть отрицательной (край сиденья заходит за край стола), положительной (край сиденья размещен в одной вертикальной плоскости с краем стола или на определенном расстоянии от него) и нулевой. При положительной дистанции ученик, как и тогда, когда стол низкий, слишком наклоняется вперед. Поэтому, по мнению гигиенистов, дистанция должна быть только отрицательной, то есть край скамейки должен заходить за край стола не менее чем на 4 см и не более чем на 8 см.

Важное значение в профилактике нарушения осанки и искривлений позвоночника детей школьного возраста принадлежит подбору оптимальной школьной мебели. Согласно современным государственным стандартам выпускаются школьная мебель пяти групп: А, Б, В, Г и Д. За мебелью группы А должны сидеть дети, имеющие рост 130 см, мебель группы Б предназначены для школьников ростом от 130 до 144 см. Школьники, рост которых составляет 145-159 см, должны сидеть за мебелью группы В, а дети, чей рост от 160 до 174 см - за мебелью группы Г. Мебель группы Д предназначены для учащихся ростом 175 см и выше.

Чтобы узнать, мебель какой группы нужна ученику, можно пользоваться эмпирической формуле Н.Н. Карташихина:

порядковый номер буквы = [рост ученика (см) - 100]: 15.

Пример: рост школьника 160 см.

(160-100): 15 = 4 Порядковый номер (по алфавиту) - буква Г.

Достаточно часто в школах нет маркировки мебели. Для того, чтобы узнать, к какой группе мебели принадлежит стол (стул), можно использовать следующие формулы:

Группа (буква) стола = высота (см): 5 - 10.

Группа (буква) стула = высота (см): 5 - 10.

Пример: высота стола над уровнем пола = 70 см.

70: 5 - 10 = 4 Порядковый номер буквы Г.

Таким образом, правильный подбор мебели должен обеспечить ученику наиболее физиологически целесообразную посадку.

Что касается правил рассадки учеников, то основным требованием является соответствие мебели росту школьника. Если же возникают трудности с подбором мебели, лучше посадить школьника за стол (парту) большую чем надо, размера, чем меньшего. Рассаживая учеников, нужно принимать во внимание состояние их здоровья, а именно зрение, слух и склонность к простудным заболеваниям. Как известно, дети небольшого роста обычно садятся за партами, ближе к доске, более рослые - позади. В том случае, когда рослый ученик имеет отклонения зрения (например, близорукость), его желательно переместить ближе к доске за внешнюю колонку нужной для него парту. Нужно отметить, если зрение такого ученика корректируется очками, то его можно и не пересаживать, но следить, чтобы он ими пользовался. При ослаблении слуха (например, вследствие перенесенного отита) школьника высокого роста желательно (вместе с соответствующей партой) пересадить ближе к доске, но при колонке, которая близка к внутренней стенке класса. Нежелательно сажать за внешнюю колонку незакаленных, ослабленных учащихся и тех кто часто простужается. Один раз в год (после зимних каникул) ученики которые сидят за крайними колонками, следует менять местами, не нарушая принципов правильной посадки. Такая перемена мест, во-первых, исключает одностороннюю ориентацию головы и туловища относительно доски, а во-вторых, создает более равномерные условия освещения.

Еще одним заболеванием опорно-двигательного аппарата детей и подростков, которое довольно часто случается, есть плоскостопие. Плоскостопием называется деформация, которая заключается в частичном или полном опущении продольного или поперечного (иногда обоих) сводов стопы. Она вызывает жалобы на быструю утомляемость и боль в ногах при длительной ходьбе.

Нормальная стопа с высоким сводом опорная поверхность занимает не более 1/3 поперечного размера стопы. Если опорная поверхность составляет 50-60% поперечного размера стопы - стопа уплощена. При плоскостопии стопа соприкасается с полом (землей) почти всеми своими точками и след лишен внутренней выемки.

Плоскостопие бывает врожденным и приобретенным, последнее случается значительно чаще. Приобретенное плоскостопие, в свою очередь, может быть статичным, паралитическим и травматическим. Наиболее часто встречается статическое плоскостопие, развитие которого могут вызвать избыточная масса тела, ношение чрезмерных тяжестей, ношение обуви без каблуков и лишенного эластичной подошвы.

Профилактика плоскостопия связана с привитием навыков правильно ходить. Необходимо, чтобы носки при ходьбе "смотрели" прямо вперед, нагрузка приходилась на пятку, первый и пятый пальцы, а внутреннее своды не опускалось. Плоскостопие может развиваться также при длительном сидении и стоянии, переносе больших грузов при ношении узкой обуви связки растягиваются, что приводит к уплощение стопы. Заболевания рахитом также может способствовать развитию плоскостопия.

Для укрепления мышц, которые поддерживают свод стопы, рекомендуется ходьба босиком по неровной, но мягкой (песок, мягкий грунт) поверхности. При ходьбе полезно периодически подгибать и расслаблять пальцы. Для профилактики и коррекции в ежедневную утреннюю гимнастику вводят несколько упражнений: ходьбу на носках, пятках, на внутренних и внешних краях стоп и т. Положительно влияют на укрепление свода стопы игры волейбол, футбол.

Большое значение имеет ношение обуви, подобранной в соответствии с гигиеническими требованиями. Оно должно соответствовать длине и ширине стопы, иметь широкий носок, широкие каблуки и эластичную подошву.

При плоскостопии кроме лечебных упражнений, контрастных ванн для ног и массажа иногда врачи рекомендуют носить вкладыши-супинаторы в обычной обуви или специальную ортопедическую обувь.

Мышцы и их сухожилия обычно повреждаются в результате перенапряжения во время выполнения работы или от различных сил во время занятий спортом. Некоторые заболевания мышц вызывают их слабость и прогрессирующую дегенерацию.

Растяжение мышцы незначительно повреждением мышечных волокон. Растяжение - состояние, вызванное однообразными движениями, выполняемых в неподходящих положениях частей тела. Раздражение сухожилий мышцы-сгибателя и мышцы-разгибателя - распространенные повреждения. Движения пальцев вызывают боль.

Если разрывается много мышечных волокон, повреждения называется разрывом мышцы. Разорванная мышца вызывает сильную боль и отек. Появление кровоизлияния обуславливает образование сгустка крови.

Вопросы для самопроверки:

1. Какие виды мышечной ткани вы знаете?

2. Охарактеризуйте биологическое значение скелетных мышц.

3. Перечислите признаки микроскопического и анатомического строения скелетной мышцы.

4. Назовите группы скелетных мышц человека и определите их функциональное назначение.

5. Что такое динамическая / статическая работа мышц? От чего зависит сила мышц?

6. Как можно объяснить увеличение мышечной массы у людей, которые занимаются по программе Body building? Тип мышечной ткани при этом работает?

7. Охарактеризуйте возрастные особенности мышечного аппарата.

8. Опишите развитие движений у детей.

9. Что такое физиологическая / патологическая осанка? Как сформировать и сохранять правильную осанку? Какие причины патологической осанки?

10. Что такое плоскостопие? Каковы ее причины и профилактика?

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

«Профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата»

О болях в спине, шее, суставах не понаслышке знает каждый. А увеличение количества таких заболеваний как остеопороз, ревматоидный артрит, остеоартрит, сколиоз вызывает тревогу.

Заболевания опорно-двигательного аппарата - являются широко распространенными среди населения и обладают такими социально значимыми последствиями, как, например, переломы костей, инвалидность и даже смертность. Поэтому необходима профилактика данных заболеваний для повышения нашего качества жизни.

Опорно- двигательный аппарат человека состоит из костей, связок, хрящей и сухожилий. Они обеспечивают структурную крепость нашего тела, поддерживают его вертикальное положение, защищают внутренние органы от повреждений.

При увеличении нагрузки на суставы, нарушении работы основных систем организма (обмена веществ, циркуляции крови и др.), под влиянием определенных факторов возрастает риск возникновения заболеваний опорно - двигательного аппарата.

Лишний вес может привести к прогрессированию остеохондроза позвоночника, к развитию артроза крупных суставов ног. А также под действием собственного веса могут возникнуть деформация коленных и голеностопных суставов и повреждения межпозвоночных дисков. В данном случае стоит говорить о необходимости сбалансированной диеты, направленной на снижение веса. Как правило, многим бывает трудно начать самому следить за собственным питанием и вести правильный образ жизни, где обязательно должна присутствовать физическая активность (ходьба, суставная гимнастика и т.д.). Ведь их отсутствие делает мышцы тела вялыми и слабыми, они попросту не готовы справиться с перегрузкой от лишнего веса. К тому же в настоящее время доказано, что ожирение - это хроническое заболевание, в связи с чем, больным с чрезмерным весом крайне важно, чтобы во время лечения они находились под наблюдением профессионального врача-диетолога.

Главное, не опускать руки и решение найдется. В клинике «Ревиталь», расположенной в живописной местности ближнего Подмосковья, отдыхающим предлагается большой спектр услуг, в том числе и программы по очищению организма, снижения веса.

Некоторые патологии опорно-двигательного аппарата у дошкольников

У детей первых лет жизни встречаются врожденные аномалии строения скелета. Проблемы с конечностями без труда обнаруживает при осмотре педиатр, а вот аномалии строения бедра и позвоночника не всегда вовремя диагностируются, т. к. на первом году жизни они внешне еще незаметны. опорный двигательный осанка плоскостопие

Примерно у одного из 60 новорожденных наблюдается определенная степень нестабильности бедра. Именно поэтому большое значение имеет скрининг тазобедренных суставов у новорожденных детей. В идеале необходимо обследовать всех детей при рождении, в возрасте 6-8 недель, 6-8 месяцев и когда ребенок начинает ходить. Это позволит снизить количество поздних выявлений дисплазии бедра. Факторами риска служат семейный анамнез, ягодичное предлежание.

Если бедро смещено достаточно долгое время, оно в результате фиксируется в этом положении. Клинически это выглядит так: нога укорочена, повернута наружу, бедренные и ягодичные складки ассиметричны. При осмотре отмечается ограничение отведения бедра при сгибании ноги. При ходьбе ребенок безболезненно хромает.

Транзиторный синовит - приобретенное быстропроходящее воспалительное заболевание бедренного сустава - встречается у детей в возрасте 3-8 лет. Как правило, возникает вследствие вирусной инфекции и является наиболее частой причиной острой хромоты у детей этого возраста. Лечение предусматривает постельный режим и наблюдение дома или в стационаре; выздоровление наступает обычно через несколько дней.

Более опасен в этом возрасте (у 4-10-летних детей) идиопатический асептический некроз эпифизарной части головки бедра (болезнь Пертеса), в 10% случаев поражение бывает двусторонним. Мальчики болеют в четыре раза чаще девочек. Ребенок жалуется на боль в тазобедренном или коленном суставах, хромоту. При обследовании выявляется сгибательная деформация сустава и ограниченное отведение. Диагноз подтверждается рентгенологически, но на ранних стадиях заболевания изменений на рентгенограммах может не быть.

У детей 4-11 лет в подколенной ямке иногда возникает безболезненное кистозное набухание, при этом объем движений колена почти не изменяется. Кистозное образование обусловлено полуперепончатой сумкой, часто сообщающейся с коленным суставом. Это доброкачественная киста исчезает сама по себе, хотя изредка, если она причиняет беспокойство или достигает больших размеров, требуется хирургическое лечение.

Малые деформации стопы могут быть связаны с другими врожденными пороками развития, особенно бедра или позвоночника. При одном из распространенных видов деформации (1: 100) передняя поверхность стопы находится в варусном* положении (приведение) с одновременной супинацией (сгибанием). Подошва такой стопы похожа на боб, но в этом случае нет конской стопы, при которой ребенок во время ходьбы делает упор только на пальцы. Стопа гибкая и поддается пассивной коррекции. Большинство детей выздоравливают без лечения. При более тяжелых деформациях иногда требуется вытяжение или шинирование. Необходимость в хирургической коррекции возникает редко.

* Термин "варусный" применяется к любой деформации, вызывающей смещение вовнутрь (по отношению к средней линии) кисти руки или стопы. - Примеч. авт.

Косолапость встречается у одного из тысячи новорожденных, преимущественно страдают мальчики. Половину случаев составляют двусторонние поражения. Косолапый ребенок нуждается в раннем специализированном лечении с вытяжением и наложением повязки из липкого пластыря либо гипса, проведении курса физиотерапии. Около половины случаев (в основном когда отсутствует фиксированная деформация) поддаются лечению, в остальных - детям требуется хирургическая коррекция в первый год жизни.

Плоскостопие. До трех лет у всех детей уплощен медиальный свод стопы. Безболезненная, гибкая стопа в старшем возрасте также расценивается как физиологическая норма. Если плоскостопие сопровождается болью, ригидностью и спазмом, в особенности малоберцовых мышц, следует искать патологическую причину этого состояния. Врожденное плоскостопие, как правило, выражается плосковальгусной* стопой, впоследствии может развиться пяточная стопа, когда ребенок во время ходьбы делает упор на пяточную кость при приподнятом переднем отделе стопы. Определяется это состояние еще в период новорожденности, поэтому требует как можно более ранней коррекции. Приобретенное плоскостопие может быть следствием перенесенного рахита, иногда сочетается с рахитическими искривлениями нижних конечностей (вальгусной и варусной деформациями коленных суставов).

* Термин "вальгусный" применяется для описания любой деформации, вызывающей искривление вовнутрь конечностей (по отношению к средней линии). - Примеч. авт.

Нарушения осанки

Под осанкой понимают привычную позу человека в покое и при движении. Согласно классификации типов нарушения осанки (1962 г.) различают:

Нарушения осанки во фронтальной плоскости.

Нарушения осанки в сагитальной плоскости:

плоская спина;

плосковогнутая спина;

сутулая спина;

круглая спина;

кругловогнутая спина.

У дошкольников часто определяют вялую осанку. Одной из главных причин формирования вялой осанки является слабое развитие мускулатуры ребенка, его недостаточная физическая активность, частые или длительные заболевания. Ребенок с вялой осанкой с трудом выдерживает статические позы, часто меняет положение отдельных частей тела. Такой ребенок производит впечатление утомленного, слабого или заболевшего.

Признаки вялой осанки:

увеличение шейного и грудного изгибов позвоночника;

голова слегка опущена;

плечи опущены и двинуты вперед;

лопатки отстают от спины ("крыловидные" лопатки);

живот отвисает;

ноги слегка согнуты в коленях.

Для детей дошкольного возраста, нормально развивающихся, но малоупитанных, также характерны несколько увеличенная округлость живота и слегка отстающие от спины лопатки. Часто вялая осанка сочетается с различными дефектами нижних конечностей, что объясняется общей слабостью всего мышечно-связочного аппарата. При отсутствии коррекции вялая осанка приводит к более устойчивым формам деформаций костно-мышечного аппарата.

Обратите внимание

При постоянных ночных болях в спине или сопутствующем сколиозе необходимо провести обследование для исключения спинальной опухоли или инфекции. Доброкачественные костные опухоли у детей, как правило, бессимптомны и обнаруживаются случайно при рентгенологическом исследовании по поводу патологического перелома. Чаще всего все костные опухоли поражают колено, примыкая к пластинкам наиболее активного роста.

Злокачественные опухоли костей у детей встречаются редко. Их следует подозревать, если боли не прекращаются ни днем, ни ночью или при наличии местного отека и размягчения кости.

Физическое развитие

Для правильного формирования костно-мышечной системы большое внимание следует уделять общему физическому развитию ребенка. Причем с первых месяцев жизни, когда формируется позвоночник и его физиологические изгибы.

Для развития мышечного корсета ребенка старше трех лет следует приучить к регулярным физкультурным занятиям: научить плавать, играть в футбол, прыгать со скакалкой, ходить на лыжах и кататься на коньках. Не рекомендуется рано отдавать ребенка в спортивные секции. Как правило, в спорт берут детей старше 5-6 лет, т. к. в этом возрасте уже можно оценить уровень физической подготовки ребенка и наличие патологий. Если у дошкольника есть нарушения осанки, развит сколиоз, то горнолыжный спорт или гимнастика ему не подойдут, а вот плавание или конный вид спорта принесут пользу.

В этом возрасте также рекомендуются прогулки на детских площадках, оборудованных специальными спортивными комплексами, адаптированными к росту ребенка. Родителям не стоит ограничивать малыша в движениях, желательно обеспечить ему активную физическую деятельность как на улице, так и дома (использовать детские спортивные комплексы: шведскую лестницу, перекладину, кольца).

Хорошо развитые мышцы спины и брюшного пресса позволят ребенку без напряжения сохранять правильную позу при сидении, стоянии и ходьбе.

Советы воспитателям ДОУ и родителям

Не держите во время прогулок ребенка за одну и ту же руку, не ограничивайте свободу его движений.

Следите, чтобы ребенок не разворачивал стопы внутрь или наружу.

Не стягивайте ноги тесными носками, ботинками.

Предоставляйте ребенку возможность ходить босиком по земле, траве, песку, гальке, по коврикам с рельефными поверхностями.

Объясняйте и показывайте, как нужно:

стоять - прямо, но свободно, тяжесть тела равномерно распределять на обе ноги;

ходить - ставить стопы параллельно, удерживать вертикальную ось тела;

Сидеть - прямо, не сгибая туловище, голову можно слегка наклонить вперед, ноги упереть в пол всей стопой и согнуть в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах под прямыми углами, спину опирать на спинку стула. Нельзя сидеть, положив ногу на ногу, убирать ноги под сиденье, опираться на одну руку, поворачивая плечо.

Особое внимание нужно уделять позе ребенка во время сна: спина должна опираться во всех частях, лежать прямо, не провисая, сохраняя физиологические изгибы. Это возможно при положении лежа на боку или на спине. Матрац должен быть полужестким, упругим, с учетом массы тела ребенка. Чем легче ребенок, тем мягче может быть матрац. Подушка должна быть небольшой и упругой. При положении на спине - уголки подушки помещаются над плечами с обеих сторон, при положении на боку - нижний край подушки заполняет пространство между подбородком и плечом.

Лечебная физкультура

Лечебная физкультура - важнейшая часть профилактики и коррекции нарушения осанки, плоскостопия, искривления позвоночника и других дефектов опорно-двигательного аппарата. Вследствие регулярных занятий ЛФК у ребенка формируется правильная осанка, суставы становятся более подвижными, повышается выносливость и сила, развиваются волевые качества, организм укрепляется и закаливается. Независимо от того, на какую часть тела направлены упражнения ЛФК, обеспечивается стимуляция деятельности всего детского организма.

По итогам диспансеризации и медицинских осмотров медсестре следует сформировать специальные группы для занятий лечебной физкультурой:

первая группа - дети с диагнозом: уплощение стоп, плоскостопие;

вторая группа - дети с диагнозом: нарушение осанки.

В специальной группе должно быть не более 10 человек. Занятия проводит медицинский работник, прошедший специальную подготовку во врачебном физкультурном диспансере, или инструктор ЛФК. Занятия организуются как минимум дважды в неделю по 20-30 мин.

Противопоказания к занятиям лечебной физкультурой: общее недомогание, повышенная температура, рецидив хронического заболевания и острая форма любого заболевания.

Программа занятий подбирается инструктором по лечебной физкультуре, исходя из патологии ребенка, его возраста, уровня развития, специфики психики и моторики. Упражнения должны вызывать у дошкольника интерес и положительные эмоции, именно поэтому многие из них проводятся в игровой форме. Увеличение физических нагрузок должно происходить постепенно и индивидуально в зависимости от физиологических особенностей и состояния ребенка.

Физические нагрузки во время лечебной физкультуры должны касаться всех групп мышц, позвоночника и суставов. Как правило, одно занятие состоит из 10-12 простых упражнений (приложение 1), темп их выполнения может различаться - от медленного до интенсивного, в программу занятия включаются дыхательные упражнения. Чтобы лечебная физкультура не наскучила ребенку, комплекс упражнений следует периодически менять. Методисту ЛФК необходимо требовать от детей выполнение "домашнего задания" (приложение 2).

Подбор обуви

При нагрузке размер стопы увеличивается, поэтому измерение проводится только у стоящего ребенка.

Правильный подбор обуви имеет большое значение для профилактики плоскостопия. При выборе обуви необходимо, чтобы расстояние между концом самого длинного пальца и носком обуви со ставляло примерно один сантиметр. Задник у новой обуви должен быть достаточно жестким, чтобы удерживать пятку в правильном положении. Подошва должна быть эластичной и не препятствовать колыханию стопы при ходьбе. Рекомендуется маленький (2-3 см) каблучок.

Подбор мебели

Условия, в которых растет ребенок, определяют его развитие. К организации рабочего места дошкольника, особенно к мебели, предъявляются строгие требования.

Главное условие - мебель должна соответствовать росту ребенка.

Высота стула должна быть равной длине голени ребенка. Спинка должна быть на уровне поясницы, чтобы можно было ее прижать. Глубина сиденья не должна превышать четыре пятых длины бедер. Если край стула упирается в подколенные ямки, то это крайне неблагоприятно отражается на кровообращении - мышцы ног не получают должного питания. Сиденье у стула не должно быть слишком мягким, чтобы масса тела чрезмерно не давила на позвоночник, а опора была на седалищные бугры.

Край стола должен находиться на уровне нижней части груди так, чтобы расстояние от глаз сидящего ребенка до поверхности стола было 30 см, между грудью и столом - 2 см (ладонь проходит ребром).

В соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях СанПиН 2.4.1.2660-10", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 № 91, в групповых помещениях для детей от полутора лет и старше столы и стулья устанавливают по числу детей в группах. Для детей старшей и подготовительной групп рекомендуется выбирать столы с меняющимся наклоном крышки до 30 градусов.

Стулья должны быть в комплекте со столом одной группы, которую следует промаркировать. Мебель для детей подбирается с учетом антропометрических показателей (таблица).

Основные размеры столов и стульев для детей ясельного и дошкольного возраста

Рациональное питание, обеспечивающее полноценное поступление всех необходимых для роста веществ, витаминов, микро- и макроэлементов.

Двигательный режим дома, на улице и в ДОУ, обеспечивающий правильное развитие мышечного корсета и формирование скелета.

3. Формирование и контроль правильного положения тела в разных ситуациях.

Физическое воспитание, направленное на улучшение состояния здоровья и физического развития детей, расширение функциональных возможностей растущего организма, формирование двигательных навыков. Организованные формы двигательной деятельности дошкольников предусматривают: утреннюю гимнастику, физкультурные занятия в помещении и на воздухе, физкультурные минутки, подвижные игры, а также ритмическую гимнастику, плавание, занятия на тренажерах и т. д.

Приложение 1

Комплекс упражнений для формирования и закрепления навыка правильной осанки

И. п. - стоя. Отойти от стенки на 1-2 шага, сохраняя правильную осанку.

И. п. - стоя. Сделать 2 шага вперед, присесть, встать. Вновь принять правильную осанку.

И. п. - стоя. Сделать 1-2 шага вперед, расслабить последовательно мышцы шеи, плечевого пояса, рук и туловища. Принять правильную осанку.

И. п. - стоя. Приподняться на носочки, удерживаясь в этом положении 3-4 сек. Вернуться в и. п.

Повторить упражнение 5, но без гимнастической стенки.

И. п. - стоя. Присесть, разводя колени в стороны и сохраняя прямое положение головы и позвоночника. Медленно встать и принять и. п.

И. п. - сидя: сесть на гимнастическую скамейку у стены, принять правильную осанку, прижав затылок, лопатки и ягодицы к стене.

И. п. - сидя. Расслабить мышцы шеи, уронить голову, расслабить плечи, мышцы спины, вернуться в и. п. сидя.

И. п. - лежа: лечь на коврик на спину, голова, туловище, ноги составляют прямую линию, руки прижаты к туловищу.

И. п. - лежа. Приподнять голову и плечи, проверить прямое положение тела, вернуться в и. п.

И. п. - лежа. Прижать поясничную область тела к полу. Встать, принять правильную осанку, придавая поясничной области то же положение, которое было принято в положении лежа.

И. п. - стоя. Ходьба по залу с остановками, сохранением правильной осанки.

Упражнения для создания и укрепления "мышечного корсета"

И. п. - лежа на животе: лечь на пол, на живот, подбородок опустить на тыльную поверхность кистей, положенных друг на друга.

И. п. - лежа на животе. Перевести руки на пояс, приподнять голову и плечи, лопатки соединить, живот не поднимать. Удержать положение несколько секунд, вернуться в и. п.

И. п.- лежа на животе. Перевести кисти рук к плечам или за голову, приподнять голову и плечи. Удерживать положение несколько секунд, вернуться в и. п.

И. п. - лежа на животе. Приподнять голову и плечи, медленно перевести руки вверх, в стороны и к плечам. Вернуться в и. п.

И. п. - лежа на животе. Поднять голову и плечи, руки в стороны. Сжимать и разжимать кисти рук. Вернуться в и. п.

И. п. - лежа на животе. Поднять голову и плечи, руки в стороны. Прямыми руками совершать круговые движения. Вернуться в и. п.

И. п. - лежа на животе. Поочередно поднимать выпрямленные ноги, не отрывая таз от пола. Темп упражнения медленный. Вернуться в и. п.

И. п. - лежа на животе. Приподнять обе ноги, не отрывая таз. Удерживаться в этом положении 3-5 сек. Вернуться в и. п.

И. п. - лежа на животе. Поднять правую ногу, присоединить левую, удерживаться в таком положении 3-5 сек, опустить правую, затем левую ногу.

И. п. - лежа на животе. Приподнять выпрямленные ноги, развести их в стороны, соединить и опустить в и. п.

И. п. - лежа на животе, попарно друг против друга. Приподнять голову и плечи, удерживая согнутыми в локтях руками мяч перед грудью, бросить его партнеру, руки вверху, голова и грудь приподняты, поймать мяч обратно.

Аналогично упражнению 10, но мяч перекатывать, сохраняя приподнятое положение головы и плеч.

Приложение 2

Домашнее задание для детей с плоскостопием

Продолжительность занятий около 10 минут. Перед занятием можно походить на носках и попрыгать через скакалку.

Упражнение "каток": поочередно ногами катать вперед-назад мяч, скакалку или бутылку.

Упражнение "разбойник": ребенок сидит на полу с согнутыми ногами, пятки плотно прижаты к полу и не отрываются от него в течение всего упражнения. Движениями пальцев ноги ребенок старается подтащить под пятки разложенное на полу полотенце, на котором лежит какой-нибудь груз. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой.

Упражнение "маляр": сидя на полу с вытянутыми ногами, ребенок проводит большим пальцем одной ноги по подъему другой от большого пальца к колену. Повторить 3-4 раза. Поменять ноги.

Упражнение "сборщик": сидя на полу с согнутыми ногами, собирать пальцами одной ноги различные мелкие предметы, разложенные на полу (игрушки, прищепки), и складывать их в кучку. Поменять ноги. Можно перекладывать предметы из кучки в кучку.

Упражнение "художник": сидя на полу с согнутыми ногами, рисовать на листе бумаги карандашом, зажатым пальцами ноги. Поменять ноги.

Упражнение "гусеница": сидя на полу с согнутыми ногами, согнуть пальцы ног и подтягивать пятку вперед, затем снова расправить пальцы и повторить движение. Можно одновременно обеими ногами до тех пор, пока пальцы касаются пола.

Упражнение "кораблик": сидя на полу, согнуть ноги, чтобы подошвы прижались друг к другу. Выпрямлять колени до тех пор, пока пальцы и пятки ног могут быть прижаты друг к другу.

Упражнение "мельница": сидя на полу с выпрямленными коленями, описывать ступнями круги в разных направлениях.

Упражнение "окно": сидя на полу, разводить и сводить выпрямленные ноги, не отрывая подошв от пола.

Упражнение "барабанщик": сидя на полу с согнутыми коленями, стучать по полу только пальцами ног, не касаясь его пятками. В процессе выполнения упражнения колени постепенно выпрямляются.

Упражнение "хождение на пятках": ходить на пятках, не касаясь пола пальцами и подошвой.

Возврат к списку

Факторы риска заболеваний опорно-двигательного аппарата:

низкая масса тела

низкая физическая активность

недостаточное потребление кальция

дефицит витамина Д

неблагоприятный семейный анамнез

Профилактика заболевания опорно-двигательного аппарата:

1.Поддержание прочности организма, опорно-двигательной системы в определенные периоды, а именно во время роста костной массы, во время беременности, во время кормления грудью, в пременопаузу и постменопаузу и при возникновении экстремальной ситуации;

2.Достаточное потребление белка;

3.Ведение здорового образа жизни, предусматривающее ограничение влияния факторов риска (ограничение алкоголя, курения, злоупотребления кофеем и нерациональные диеты);

4.Активный образ жизни и регулярные физические упражнения с умеренной нагрузкой;

5.Предупреждение осложнений и обострений, если уже имеются заболевания опорно-двигательного аппарата, важную роль здесь имеет медикаментозное лечение.

Возрастные изменения. К 33-40 годам начинает меняться форма позвонков: тела их принимают двояковогнутую форму, меняется высота передних частей тех из них, что испытывают большую нагрузку, -- это, прежде всего, поясничные позвонки. Поясничные позвонки равномерно снижаются по высоте -- уменьшаются шейный и поясничный лордозы, средние грудные позвонки клиновидно деформируются под влиянием статической нагрузки, в грудном отделе развивается так называемый старческий кифоз -- сгорбленность. И чем менее активен человек, тем раньше возникают эти изменения.

С возрастом нарушается связь между диском и телом позвонка, а в результате опасно увеличивается подвижность между отдельными позвонками.

Если вследствие потери амортизирующих свойств дисков и выпячивания фиброзного кольца в стороны возникает нагрузка на края позвонков, то происходит их изменение (главным образом по краям). Так образуются костные разрастания по краям тел позвонков в виде «шипов», «клювов», «усиков», направленные к телам нижележащих позвонков. Эти изменения хорошо видны на рентгенограммах. Степень их выраженности различна, и в запущенных случаях может развиться деформация тел позвонков. При этом снижается их высота и они приобретают клиновидную форму. Такие не болезненные компенсаторно-приспособительные изменения получили название деформирующего спондилеза. Возникающие костные разрастания увеличивают поверхность тел позвонков, что приводит к уменьшению нагрузки на единицу площади диска. В той или иной мере это устраняет опорную недостаточность позвоночника. Например, деформирующий спондилез шейного отдела, затрагивающий чаще всего 5-й и 6-й, реже 7, 4, 3-й, а еще реже -- 2-й позвонки, встречается одинаково часто как у женщин, так и у мужчин, достигших возраста 40 лет. В поясничном отделе этим изменениям чаще подвержены 3,4 и 5-й позвонки.

Таким образом, возрастные изменения в позвоночнике в основном проявляются в форме деформирующего спондилеза, и, как правило, на состоянии здоровья человека никак не отражаются. Этот процесс -- результат «самолечения» со стороны организма. Другое дело -- остеохондроз позвоночника, это типичный болезненный дегенеративный процесс, требующий неотложного лечения.

Риск развития поясничного остеохондроза оказывается большим у людей с различными отклонениями в строении позвоночника, особенно его поясничного отдела. Это и наличие переходных позвонков (чаще 1-го крестцового в 6-й поясничный -- люмбализация), и сращение нескольких позвонков. Обычно у таких людей выше и риск неврологических осложнений.

Многие исследователи считают, что факторами риска поясничного остеохондроза являются хронические воспалительные заболевания.

На вопрос: «Влияет ли наследственный фактор на развитие остеохондроза?» -- следует ответить категорично: заболевание генетически не передается. Однако известно, что неполноценность систем опорно-двигательного аппарата, и в частности позвоночника, может передаваться по наследству и тем самым способствовать развитию болезни. Часто передаются по наследству врожденные аномалии позвоночника.

Заболевания позвоночника чаще встречается у людей с избыточным весом. У них нарушается осанка и повышается нагрузка на межпозвоночные диски. Как правило, тучные люди отличаются недостаточной физической активностью, что также способствует подверженности заболеванию. В силу того, что болезнь поражает диски в отделах позвоночника, которые обладают наибольшей подвижностью (поясничном и шейном), высказывается предположение, что причина ее -- в «изнашивании» дисков. Однако это не находит подтверждения в реальной жизни. Если бы это было так, то все спортсмены и все люди, выполняющие тяжелую физическую работу, были бы больны остеохондрозом. Но этого не наблюдается.

Заболеванию подвержены представители самых разных профессий. И все же чаще болеют те из них, чья работа связана с продолжительным вынужденным положением позвоночника, с длительной нагрузкой на поясничный отдел. Но дело здесь не только в профессиональной вредности, сколько в несоблюдении элементарных санитарно-гигиенических правил. Надо стремиться компенсировать неестественность условий, в которые вынужденно поставлен человек. У тех, кто постоянно занимается производственной гимнастикой и выполняет меры индивидуальной профилактики, заболевание либо не возникает вовсе, либо протекает легко, с минимальными болевыми проявлениями.

Опорно-двигательная система. Факторы риска и профилактика заболеваний.

За заболеваниями опорно-двигательной системы традиционно закреплена слава «возрастных» болезней: считается, что проблемы с костно-мышечной системой у человека могут начаться лишь в пенсионном возрасте. Частично это утверждение правильно: например, остеопорозом страдает каждая четвертая женщина старше 60 лет (мужчины - вчетверо реже), 55% болеющих остеоартрозом - люди старше 50 лет. С другой стороны, остеохондроз является достаточно «молодой» болезнью - поражающей по большей части молодых людей в возрасте от 20 до 40 лет. Все заболевания опорно-двигательной системы имеют серьезные последствия и часть из них приводит к инвалидности. Например, переломы шейки бедра в 45% случаев заканчиваются инвалидностью, а в 20% случаев - летальным исходом. Общая заболеваемость болезнями опорно-двигательной системы в нашей стране составляет более 10% всего населения.

НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Остеоартроз. Риск заболевания остеоартрозом увеличивается пропорционально возрасту: после 65 лет процент больных этим заболеванием составляет 87%, но уже после 45 лет риск увеличивается до 30% (по сравнению с 2% людей до 45 лет).

Остеопороз. Это системное заболевание, поражающее все кости скелета, сопровождающееся снижением плотности и прочности костей, что приводит к повышению риска переломов даже при минимальной травме. Чаще всего остеопороз встречается у женщин старше 60 лет (у мужчин - реже в 4 раза).

Остеохондроз. Это заболевание позвоночника, заключающееся в дегенеративно-дистрофическом поражении тел позвонков, их отростков, межпозвонковых дисков, мелких суставов позвоночника, мышц и связок.

Опорно-двигательная система

ФАКТОРЫ РИСКА

Факторы риска можно разделить на две разновидности в соответствии с эффективностью их устранения: неустранимые и устранимые.Карта факторов рискаНеустранимые факторы риска - это данность, то, с чем нужно считаться, то, что вы не можете изменить. Устранимые факторы риска - это, напротив, то, что вы можете изменить, приняв соответствующие меры или внеся коррективы в свой образ жизни.

НЕУСТРАНИМЫЕ

*Возраст. После 45 лет у мужчин возраст становится одним из факторов риска развития остеоартроза.

*Пол. Женщины в несколько раз чаще заболевают остеопорозом и остеоартрозом, чем мужчины, особенно после наступления менопаузы.

*Наследственность. Если ваши родители или ближайшие родственники больны остеоартрозом, то ваш риск заболеть также увеличивается в несколько раз.

*Дисплазии костей и суставов. Врожденные заболевания костей и суставов, встречаются у 2-12% населения земного шара.

УСТРАНИМЫЕ

*Избыточный вес.Антропометрическая карта У людей, страдающих ожирением, в подавляющем большинстве случаев имеются проблемы с коленными и голеностопными суставами. Также вес в течение долгих лет оказывает давящее воздействие на костный аппарат, усугубляя все заболевания и вызывая деформации костей, нарушения в позвоночнике.

*Систематическая тяжелая физическая нагрузка. Тяжелой физической нагрузкой считается такая, при которой вы большую часть дня проводите на ногах, активно двигаетесь, сильно устаете, поднимаете или переносите тяжести, выполняете много задач, связанных с физической активностью.

*Низкая физическая активность. Так же, как вредна избыточная нагрузка, так не полезна для костей и недостаточная физическая активность, которая приводит к атрофии мышечной ткани, а затем - и костной.

*Профессиональные занятия спортом. Те виды спорта, которые связаны с хронической чрезмерной нагрузкой на опорно-двигательный аппарат (тяжелая атлетика, бодибилдинг), в несколько раз увеличивают вероятность развития остеоартроза из-за постоянных перегрузок суставов.

*Недостаток поступления кальция с пищей. Если вы получаете недостаточно кальция в сутки, это становится фактором развития заболеваний опорно-двигательной системы. Так как кальций - это основная составляющая костной ткани, кости ослабляются, становятся более хрупкими.

*Курение.Тест Фагерстрема (степень никотиновой зависимости) Курение в несколько раз увеличивает возможность развития остеопороза.

*Злоупотребление алкоголем. Чрезмерное употребление алкоголя приводит к снижению всасывания кальция в кишечнике и, следовательно, к развитию остеопороза.

Тест на алкогольную зависимость

*Тяжелые травмы позвоночника, конечностей. Тяжелые травмы позвоночника и конечностей даже при условии полноценного лечения могут приводить к стойким нарушениям функции опорно-двигательной системы.

*Заболевания костей и суставов. Любые заболевания костей и суставов могут в дальнейшем привести к развитию других проблем и заболеваний опорно-двигательной системы.

ПРОФИЛАКТИКА

*Питайтесь правильно. Следите, чтобы в вашем рационе присутствовали все необходимые элементы, витамины, минералы. Если ваше питание небогато кальцием и витамином D, принимайте витаминные комплексы.

*Больше двигайтесь. Физические упражнения в достаточном объеме (не меньше 150 минут в неделю) укрепляют кости и развивают мышцы, что позволяет значительно снизить риск развития заболеваний опорно-двигательной системы и обеспечить достойную мышечную поддержку позвоночнику и костям.

*Бросьте курить. Так как курение приводит к потере костной ткани (остеопороза), этот фактор является чрезвычайно сильным в общем списке причин развития заболеваний.

*Ограничьте потребление алкоголя. Чрезмерное употребление алкоголя приводит к снижению всасывания кальция в кишечнике и, следовательно, к развитию остеопороза.

*Контролируйте свой вес. Избавьте свою костную систему от избыточного груза лишних килограммов. Главное - делайте это медленно и следите за тем, чтобы количество калорий не снижалось за счет продуктов, богатых кальцием.

*Снизьте ежедневную физическую нагрузку (в случае, если она чрезмерная). Если это возможно, дозируйте физическую нагрузку, достаточно отдыхайте, выделяйте время на реабилитацию. Подумайте о смене работы.

*Если вы профессионально занимаетесь спортом, особенно тщательно контролируйте свое здоровье. Согласовывайте программу своих тренировок с врачами, поговорите с ними о том, с помощью каких мер вы можете минимизировать вред от интенсивных занятий спортом для суставов.

*Своевременно образайтесь за медицинской помощью при травмах и заболеваниях опорно-двигательной системы. Обязательно доводите лечение травм до конца, полностью следуйте рекомендациям врача. Постарайтесь исключить из своей жизни факторы, которые привели к травме. Относитесь серьезно к лечению заболеваний костей и суставов, выполняйте все предписания лечащего врача, контролируйте выздоровление и принимайте профилактические меры, о которых вы можете справиться у своего врача.

МЕДИЦИНСКИЙ КОНТРОЛЬ

При наблюдении за состоянием опорно-двигательной системы очень важно вовремя проходить медицинские обследования - особенно если вы входите в группу риска или испытываете болезненные ощущения в позвоночнике, костях, суставах.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие, причины и классификация нарушений опорно-двигательного аппарата. Формирование правильной осанки у детей. Профилактика и лечение сколиоза. Факторы риска детского церебрального паралича. Особенности эмоционально-личностного развития данных детей.

    реферат , добавлен 26.10.2015

    Возрастные особенности костей, скелета и мышечной системы, изменение их структуры с возрастом. Причины нарушения осанки у детей. Факторы, влияющие на развитие плоскостопия. Гигиена опорно-двигательного аппарата детей в дошкольном учреждении и в семье.

    реферат , добавлен 24.10.2011

    Анатомическая характеристика строения опорно-двигательного аппарата. Позвоночник как опора всего организма. Элементы сустава, скелетная мускулатура человека. Функции опорно-двигательного аппарата, заболевания и их лечение. Нарушение осанки, радикулит.

    реферат , добавлен 24.10.2010

    Обзор причин и последствий заболеваний опорно-двигательного аппарата. Оздоровительные основы физических упражнений. Комплексы лечебной гимнастики, которые способствуют выздоровлению опорно-двигательного аппарата. Программы по оздоровлению позвоночника.

    презентация , добавлен 26.05.2016

    Заболевания опорно-двигательного аппарата, их причины и методы определения. Плоскостопие, его виды, стадии и причины. Сколиоз как наиболее часто встречающееся заболевание опорно-двигательного аппарата, его формы, медицинские методы лечения и профилактики.

    реферат , добавлен 18.12.2009

    Основные причины и классификация нарушений опорно-двигательного аппарата. Основные причины неправильной осанки и сколиоза. Причины двигательных нарушений при детском церебральном параличе (ДЦП). Проведение лечебно-коррекционной работы с детьми при ДЦП.

    презентация , добавлен 12.05.2016

    Основные причины травм. Классификация травм и заболеваний опорно-двигательного аппарата у спортсменов. Наиболее часто встречающиеся повреждения костей и суставов. Растяжение связочного аппарата сустава. Способы первой помощи, лечения и реабилитации.

    реферат , добавлен 26.08.2014

    Осанка и её виды. Характеристика и классификация сколиоза, его опасность для человека. Формы искривления позвоночника. Выявление причин развития заболеваний опорно-двигательного аппарата, меры их профилактики. Анализ заболеваемости среди учащихся школ.

    курсовая работа , добавлен 29.10.2014

    Условия формирования и структура профессиональных заболеваний опорно-двигательного аппарата и периферической нервной системы от физического перенапряжения. Заболевания от функционального перенапряжения. Эпикондилит плеча. Координационные неврозы.

    реферат , добавлен 12.04.2007

    Строение и функции опорно-двигательного аппарата. ЛФК при травмах опорно-двигательного аппарата. Методы оценки опорно-двигательного аппарата и самоконтроль за ним. Клинико-физиологические действия физических упражнений. Комплекс физических упражнений.

Сложно переоценить значение опорно-двигательной системы. Более 200 костей, 400 мышц, сотни сухожилий придают человеку форму, перемещают в пространстве, защищают внутренние органы…

Профилактика заболеваний опорно-двигательной системы – это соблюдение здорового образа жизни: правильное питание, физическая активность, отказ от курения и алкоголя. Так же желательно избавиться от лишнего веса – это облегчит работу опорно-двигательного аппарата.

Цивилизация: другая сторона медали

Вред опорно-двигательной системе наносит поднятие тяжестей, чрезмерная физическая нагрузка, переохлаждение, ношение обуви с зауженными носками и высоких каблуков, твердый, плоский пол - не физиологичный для человека в отличии от песка, травы и мягкой земли.

У животных, ходящих на четырех лапах, практически не бывает проблем с позвоночником. Человек дорого платит за свое прямохождение. Боли в спине - не редкость. Особенно страдают поясничный и крестцовый отделы: на них приходится огромная нагрузка.

Усугубляет ситуацию то, что у многих людей очень низкий уровень физической активности. Человек сидит практически половину суток. С утра – на работе, в школе. Вечером – у телевизора или компьютера. Лифт, автомобиль, метро – цивилизация приучает нас двигаться все меньше и меньше - болезней стопы и позвоночника все больше.

А сколько людей занимается спортом?

Из-за низкой физической активности населения все чаще встречается заболевание спондилоартроз. Раньше этим недугом страдали люди только преклонного возраста (в 60-70 лет). Теперь же заболевание встречается и у молодых людей.

Нога – корень здоровья

У женщин деформация стоп встречается чаще, чем у мужчин. Дело в том, что изначально у женщин слабее связочный аппарат. А мода у прекрасного пола на каблуки и зауженные носки усугубляют ситуацию - говорит доктор Сергей Нефедьев , кандидат медико-технических наук, врач коррекционной хирургии (ортопедия и хирургия стопы).

Многие заболевания опорно-двигательного аппарата передаются по наследству. Поэтому если, например, у матери вальгусная деформация стопы , то есть вероятность, что болезнь разовьется и у дочери. В подобных случаях не стоит закрывать глаза, затыкать уши и надеяться, что все обойдется… Правильнее с самого раннего возраста заняться профилактикой. Ребенку следует уже с двух лет носить обувь с индивидуальными ортопедическими стельками.

Индивидуальные стельки не купить в аптеке: там вам предложат товар для среднестатистического пациента со среднестатистической патологией стопы. Но у всех людей ноги разные! Например, высота свода стопы может колебаться от пяти миллиметров до четырех сантиметров. – поясняет Сергей Нефедьев . - Стельки изготавливаются индивидуально, по ноге пациента. Они учитывают все анатомические особенности.

«Умные» стельки применяют при лечении и профилактике заболеваний опорно-двигательной системы. Подробнее об индивидуальных ортопедических стельках .

Профилактика у детей

Посмотрите, сколько учебников несет ребенок в школу… Не каждый взрослый таскает такие тяжести. А ребенок, с неокрепшим опорно-двигательным аппаратом, каждый день бегает в школу с рюкзаком, битком набитым учебниками...

Поэтому профилактикой заболеваний опорно-двигательной системы нужно заниматься с раннего возраста. Если ребенок после школы катается на горках, играет до вечера в футбол – то, скорее всего, ему хватает этой нагрузки. Отдавать его в спортивную секцию следует только по желанию. А вот если школьник все время сидит – сначала в школе, потом делает дома уроки, потом до ночи играет в компьютер – то ваше вмешательство необходимо!

Спросите, какой спорт нравится ребенку, в какие секции ходят его друзья. Не понравилось каратэ – попробуйте танцы. Не понравились танцы – купите чаду сноуборд.

Многие родители не отдают детей в спорт потому, что, мол, у ребенка времени свободного нет, целыми днями уроки делает… Но вот почему-то одноклассник Вася весь вечер на улице бегает, фигурным катанием занимается, да еще и учится лучше… Не только на собственном опыте скажу, что спорт повышает работоспособность!

Пример родителей

Важно, чтобы место, где ребенок занимается уроками, было удобным. Следите за его осанкой – в идеале спина должна быть прямой. А если одно плечо выше другого, то наведайтесь к ортопеду. Это может быть признаком искривления позвоночника, сколиоза.

Чтобы ребенок чаще бывал на свежем воздухе, можно завести собаку. Тогда у всех членов семьи будет повод побывать на улице, чтобы погулять и поиграть с четвероногим другом.

Родители должны воспитывать ребенка своим примером. Зимой по выходным катайтесь всей семьей на лыжах, на коньках, летом - берите с собой на прогулку мяч, бадминтон – и ребенок с детства приучится, что спорт – норма жизни.

Боль – это крик о помощи

Немало людей страдает от болей в спине. Нужно это воспринимать не как наказание, а как крик о помощи. Организму можно помочь лечебной физической культурой (посмотрите комплексы упражнений в Интернете, проконсультируйтесь с ортопедом). Так же облегчить боль помогает массаж, а в острый период – обезболивающие с противовоспалительным эффектом.

Занимаясь физкультурой ежедневное, вы сможете постепенно укрепить мышечный корсет, убрать спазм, улучшить кровообращение. Упражнения не должны быть тяжелыми, резкими. Прислушивайтесь к своему организму, он подскажет уровень нагрузки. Начинать следует с самых легких упражнений, а потом можно заниматься с эспандером, с небольшими гантелями, или на тренажерах. Но стоит исключать поднятие тяжести, осевую нагрузку на позвоночник (например, приседание со штангой нужно обходить стороной).

При профилактике и лечении любых заболеваний важен здоровый сон. Нет единого мнения, полезно ли спать человеку на абсолютно твердой поверхности. Ранее сторонников деревянного щита, положенного на кровать, было много. Сейчас, с появление ортопедических матрасов, кто-то эту теорию считает устаревшей. Однако все равно немало людей предпочитают мягким матрасам твердую поверхность. К тому же, любопытство (интересно, насколько хорош ортопедический матрас?) останавливает его немалая стоимость.

Что касается положения тела во время сна: самый полезный сон – лежа на спине. Также можно спать на боку. А вот на животе – не рекомендуется: позвоночник занимает неправильное положение.

08.04.2016

Значение здоровья опорно-двигательного аппарата тяжело переоценить. Его огромный «механизм» обеспечивает нашу физическую активность. Если говорить простым языком - наш опорно-двигательный аппарат - это вся совокупность костей, мышц, суставов и сухожилий, то есть «каркас» для тела. Более, чем 200 костей, около 400 мышц и несколько сотен сухожилий придают телу форму, служат средством перемещения в пространстве и, более того, защищают наши внутренние органы, обеспечивая их нормальную жизнедеятельность.

Мы не откроем Америку, если скажем, что профилактика болезней - это самое действенное лечение! Ведь недомогание гораздо легче предупредить, нежели потом тратить годы своей жизни на восстановление. Как правило, очень часто мы игнорируем этот факт до тех пор, пока нежелательные симптомы не застанут нас «врасплох». Позвоночник выполняет важнейшую роль для нашего организма. Находящийся в нём спинной мозг координирует наши движения. К спинному мозгу, в свою очередь, подходит огромнейшее число нервных окончаний.

Когда дело касается здоровья опорно-двигательной системы, здесь важным фактором является физическая активность человека. Именно её присутствие является «гарантом» хорошего самочувствия. Конечно же, к болезни может быть предрасположенность. Но, опять-таки, полезные упражнения помогут «отсрочить» её проявление.

Почему появляются проблемы с опорно-двигательным аппаратом?

Чаще всего основными причинами являются:

  • Поднятие тяжестей свыше нормы

Часто нас кажется, что мы «всесильны» и нас всё ни почём. Поднимая тяжёлую сумку, совершая перестановку дома, максимум, что вы почувствуете - неприятное потягивание в пояснице. Однако нужно понимать, что неприятный эффект может проявиться через несколько лет. Попросите близких о помощи и не поднимайте тяжестей, если на то нет острой срочности и необходимости. Покупая много продуктов, разделяйте товары на два пакета или носите рюкзак, чтобы равномерно распределить нагрузку на позвоночник.

  • Переохлаждение.

Точно так же, как и с первым пунктом, не всегда симптомы перемерзания проявляются сразу. Запомните: лучше взять в сумку лишнюю кофту, чем перемёрзнуть на улице и потом долго бороться с последствиями.

  • Высокие каблуки у девушек и женщин

Каблуки дарят красоту и стройнят ноги, но не увлекайтесь с ношением такой обуви. Учитывайте, что на высоких каблуках стопа деформируется (связочный аппарат у женщин слабее, чем у мужского пола), позвоночнику становится менее комфортно. Конечно же, никто не заставляет прекрасных женщин полностью переходить на «плоскую» обувь. Существует множество моделей обуви на среднем каблуке с ортопедической подошвой. А вот высокие шпильки - не вариант для повседневности.

  • Низкая физическая активность

Пожалуй, самый главный фактор. Современная жизнь дарит нам максимум комфорта и в таких условиях мы часто забываем про важность упражнений. Большую часть дня мы проводим на работе или учёбе. Вечером нашими «друзьями» становятся телевизор и компьютер. Прибавить к этому метро, лифты, автомобили… А ведь спортом при этом занимаются не многие!

Часто встречающиеся заболевания:

  • Проблемы с суставами, такие как артрит и артроз.
  • Нарушение осанки и, как следствие, искривление позвоночного столба - сколиоз.
  • Деформация стопы.
  • Грыжи межпозвоночных дисков.
  • Невралгия, дистония мышц.

Профилактика болезней опорно-двигательного аппарата

  • Лечебная зарядка - даже 15 минут упражнений ежедневно помогут улучшить общее самочувствие.
  • Употребление кальция - сезонные витаминные курсы, в состав которых входит кальций и цинк, станет прекрасной поддержкой для нашего организма.
  • Здоровый образ жизни, лёгкое питание. По возможности максимальный отказ от всего вредного - ведь жизнь у нас одна, и «запасного» тела не предвидится. Поэтому стоит его поберечь.
  • Оздоровительный массаж

Массажное кресло поможет! Многие думают, что купить массажное кресло - это значит зря потратить деньги. Но стоит заметить - раз вы находитесь на нашем сайте и читаете нашу статью - значит, вы уже заинтересованы, ведь так?

О преимуществах аппаратного массажа много говорить не стоит. Это прекрасная альтернатива для людей, которые желают оздоравливаться дома, в спокойной и приятной обстановке. Массажное кресло обладает огромным разнообразием функций - начиная от жёсткого проминания накачанных мышц и заканчивая нежным воздействием для самых чувствительных. Современные технологии подарили нам это «чудо», позволив пользователям выбирать и самостоятельно комбинировать программы массажа. Совместите это с процедурой инфракрасного прогрева, сканирования тела, персонального подбора процедур - и вы получите универсальное средство для расслабления и профилактики!*

Массажное кресло снимает напряжение, неприятные ощущения, качественно проминает мышцы и приводит даже "неспортивное" тело в нормальный тонус.