Иконы России: Воскресение Христово - Сошествие во ад. Сошествие христа в ад

Икона из праздничного ряда повторяет один из вариантов иконографии, известный в византийском и древнерусском искусстве XIV-XV веков. Его характерные особенности – симметричное построение композиции с фигурами Адама и Евы, располагающимися по обе стороны от центральной фигуры Христа, который представлен в круглой славе, стоящим на сокрушенных адских вратах в трехчетвертном повороте к Адаму. Кроме того, икона имеет и редкие, очевидно, местные особенности. Прежде всего, это изображение ада со скованным сатаной, поза Адама, припадающего к деснице Христа

Икона из праздничного чина. В центре композиции фронтально представленный Христос обеими руками поднимает из гробниц коленопреклоненных Адама и Еву, изображенных симметрично, по обе стороны от Спасителя. В правой части расположены фигуры праведного Авеля и трех ветхозаветных пророков, беседующих между собой. В левой - пророки Давид и Соломон с Иоанном Предтечей.

В центре композиции изображен Христос в трехчетвертном повороте, попирающий сломанные врата ада, с большим крестом в левой руке. По обе стороны от Него расположены две группы персонажей на фоне симметричных горок: справа представлены ветхозаветные цари и пророки Давид и Соломон с Иоанном Предтечей, а слева – прародители человечества Адам и Ева с праведным Авелем.

Изображения на иконе представлены в три ряда, верхний и нижний разделены на три сегмента. В центральном сегменте верхнего ряда расположена сцена Воскресения Христа. Слева изображена Богоматерь с Младенцем. Справа – святитель Николай. В среднем ряду изображён архангел Гавриил с избранными святыми. В левом сегменте нижнего ряда расположена сцена Чуда Георгия о змие, в среднем и правом – также избранные святые.

В православной традиции Воскресение Христа изображается в виде Сошествия во ад. Это событие списывается в «Евангелии Никодима» и других апокрифических сочинениях. Композиция с развернутой сценой ада, включающей фигуры восстающих из гробов праведников. Спаситель стоит на разрушенных вратах ада, правой рукой он держит за руку Адама.

В центре композиции представлен Христос с крестом в левой руке в миндалевидной славе, стоящий на сокрушенных адских вратах. Справа от Него изображен Адам, за которым пророки Давид, Соломон, Даниил и Иоанн Предтеча, а слева – ветхозаветные пророки и припадающая к ногам Спасителя Ева в красном мафории.

В центре композиции представлен Христос со свитком в левой руке в миндалевидной славе, стоящий на сокрушенных адских вратах. Справа от Него изображен Адам, за которым пророки Давид, Соломон, Даниил и Иоанн Предтеча, а слева – ветхозаветные пророки и припадающая к ногам Спасителя Ева в красном мафории.

В центре композиции на фоне «сквозной» миндалевидной «славы» изображен Христос, облаченный в красные одежды. Спаситель, попирающий врата ада, выводит за руки Адама и Еву. В нижнем регистре композиции присутствует подробное изображение пленения сатаны и освобождения праведников.

На верхнем поле иконы введено изображение полуфигурного деисуса, в центре которого, на традиционном месте Христа, представлен святитель Николай Чудотворец, к которому обращены мученик Никита и преподобный Варлаам Хутынский, святые целители Косьма и Дамиан, мученицы Варвара и Ульяна, святители Власий и Нифон(?), архангел Михаил и мученица Параскева Пятница.

На фоне мандорлы изображен Христос, попирающий сломанные врата ада. Он выводит коленопреклоненных Адама и Еву. По сторонам от Христа две группы ветхозаветных пророков. В нижней части композиции - изображение ада со скованным ангелами сатаной.

Из Праздничного ряда. В центре композиции представлен Христос со свитком в левой руке в миндалевидной славе, стоящий на сокрушенных адских вратах. Справа от Него изображен Адам, за которым пророки Давид, Соломон, Даниил и Иоанн Предтеча, а слева – ветхозаветные пророки и припадающая к ногам Спасителя Ева в красном мафории.

В центре композиции представлен Христос в круглой славе, стоящий на сокрушенных адских вратах. Справа от Него изображен Адам, за которым стоят ветхозаветные цари и пророки во главе с Давидом и Соломоном, а слева – Иоанн Предтеча, праотцы, праматери и припадающая к ногам Спасителя Ева в красном мафории. Достаточно редкая деталь - изображение трех праматерей, окружающих фигуру Евы. В нижней части иконы изображены ангелы, сковывающие стану в адской пещере. По обе стороны от этой группы изображены праведники в белых одеждах, выходящие из гробов.

В центре композиции изображен Христос со свитком в руке, попирающий сломанные врата ада. В мандорле и над ней – небесные чины. По обе стороны от Него расположены Адам и Ева, ветхозаветные цари и пророки, среди которых цари Давид и Соломон, Иоанн Предтеча, пророки Даниил и Моисей, праматери, Авель, Захария. В разломе ада представлены дьяволы, поражаемые копьями ангелов.

В центре композиции изображен Христос со свитком в руке, попирающий сломанные врата ада. В мандорле и над ней – небесные чины. По обе стороны от Него расположены Адам и Ева, ветхозаветные цари пророки, среди которых Давид, Соломон, Иоанн Предтеча.
В нижнем регистре изображен ад в виде темной зияющей бездны Ангелы заковывают сатану, изображенного в виде чудовищного зверя. Души праведников, одетые в белое ожидают освобождения, простирая руки к Христу.

Икона из праздничного чина. В центре композиции изображен Христос в трехчетвертном повороте, попирающий сломанные врата ада. Он выводит за руки из гробницы коленопреклоненных Адама и Еву. По обе стороны от Него расположены две группы персонажей на фоне горок: справа представлены ветхозаветные цари и пророки.

Четырехчастная икона. В верхнем левом углу представлено Сошествие Христа во ад с шествием праведников в рай, выше расположена сцена беседы благоразумного разбойника с Илией и Енохом в раю. В верхнем правом углу – Богоматерь «Живоносный источник». Богородица с Младенцем Христом изображена в фиале в виде потира, по сторонам от них – фигуры ангелов на облаках. Вокруг бассейна в форме квадрифолия страждущие, пьющие воду из источника. В нижнем левом углу – Чудо Георгия о змии, включающее изображение Георгия на коне, поражающего змия, которого на привязи держит царевна Елисава, а также царя и придворных за стенами города. В нижнем правом углу – Единородный сыне. В центре изображены: Господь Саваоф в славе с духом святым в виде голубя на лоне; ниже – Спас Эммануил, восседающий на херувимах, в славе, поддерживаемой двумя ангелами. По сторонам от Господа Саваофа – небесные светила, в верхних углах иконы на фоне построек фигуры Богоматери и ангела.
В центре, между двух горок, расположена композиция "Не рыдай Мене Мати". В нижнем левом углу - фигура Христа на Кресте, который поставлен над фигурой поверженного, скованного архангелом Михаилом сатаны. Правее разворачивается шествие Смерти. Сидящая на белом апокалиптическом звере, с колчаном и стрелами за спиной, Смерть косит грешников, чьи тела безжалостно терзают звери и птицы. Выше изображен Огненный херувим с мечом.

Из Праздничного ряда. В центре композиции представлен Христос со свитком в левой руке в круглой славе, стоящий на сокрушенных адских вратах. Справа от Него изображен Адам, за которым пророки Давид, Соломон, Даниил и Иоанн Предтеча, а слева – ветхозаветные пророки и припадающая к ногам Спасителя Ева в красном мафории.

Множество икон связано с какими-то важными событиями, произошедшими в мире христианства. Самые важные иконы, в том числе и «Сошествие во ад», относятся к периоду Страстной недели.

Это икона, посвященная Иисусу Христу, который своим пришествием начал новозаветную историю и слил воедино прошлое, настоящее и будущее. Христу посвящено великое множество икон, но эта отражает его схождение в ад в момент смерти физической, на кресте, прямо перед своим Воскресением, перед Пасхой .

История иконы

Согласно Писанию, когда Иисус Христос умер, его душа отправилась в глубины преисподней. Поскольку истинной целью Христа было искупление грехов людей, то логично предположить, что прощения достойны не только те, кто будет жить впоследствии, но и те, кто жил до Христа, до пришествия Мессии.

Он спустился в самые глубины ада, чтобы все те, кто там находился, смогли получить прощение. Мессия прочитал там свою проповедь и дал этим душам свободу. В число этих прощенных душ входили все ветхозаветные грешники и проповедники. Так как в это время все еще шла Страстная неделя, данный образ относится к числу икон о Страстях Христовых.

Описание образа

Данная икона описывает события второго дня загробной жизни Христа. Христос изображается на иконе стоящим на некоем подобии креста, а вокруг него души людей, которые жаждут прощения. Они тянутся к Нему, пытаясь коснуться Его руки. Сам по себе образ очень простой, но сильный и очень важный. Существует огромное множество вариаций исполнения иконы. Данная икона есть в большинстве православных храмов, потому ее можно назвать одной из самых распространенных.

Смысл иконы и в чем она помогает

«Сошествие во ад» имеет невероятно важный смысл. Эта икона напоминает нам о том, что прощения заслуживает каждый. Если признать свои ошибки, то можно получить Божье благословение. Те люди, которые попали в бездну ада, искупили свои грехи, а пришествие Христа стало для них возможностью поменять чертоги ада на жизнь на Небесах.

Многие люди озадачиваются вопросом о том, чем и как именно помогает икона. Если она есть у вас дома, то греховные мысли реже будут приходить к вам в голову. Этот образ спасает душу от самого желания совершать грех. Эта икона доказывает и показывает, что воля Божья распространяется во всех направлениях. Даже те, кто в прошлом были провозглашены грешниками и не заслуживали прощения, получили его благодаря милости Христа. Таким образом, икона «Сошествие во ад» напоминает о том, что пришествие Мессии — это дарование еще одного шанса всем людям.

Поставьте эту икону дома, если вы или кто-то из ваших родственников не может избавиться от вредных привычек . Этот образ помогает искоренять зло в любых его проявлениях. В доме любой богобоязненной семьи должна быть такая икона.

Молитвы перед иконой

Молятся перед данной иконой в основном для получения прощения или для благодарности. Если вы совершили тяжкий грех, но хотите покаяться, то можно прочитать следующую молитву:

«Даруй нам прощение, яко же Ты, будучи на кресте распятым, Господь наш, простил всех, кто непрощенным был, в геенне огненной находясь, в адской пучине поверженным. Помоги нам, Господи, избавиться от мыслей греховных и от всего, что тянет нас ко дну, от истины отдаляя. Позволь нам очиститься, чтобы приблизиться к Тебе после смерти, и при жизни позволь остаться услышанными Тобой».

Считается, что Господь не посылает нам испытаний, которых мы не смогли бы принять и пережить. Данная икона показывает нам, что прощения грехов заслуживает каждый. Если в вашей жизни наступил период трудностей, то знайте, что это не случайно. Вот вариант благодарственной молитвы перед иконой «Сошествие во ад»:

«Господь наш, во ад сошедший, даруй нам прощение грехов наших, яко же Ты даровал его всем тем, кто при рождении Твоего благословения не получил. Помоги мне и моей семье познать истину Твою, прости всех, кто не был крещен пред ликом Твоим, и всех, кто не верит в Тебя и силу Твою, ведь все мы равны пред Тобой в делах своих».

Данные молитвы можно читать и во время Страстной недели, и во время Великого поста в целом. Эта икона имеет прямое отношение и к Прощеному воскресенью. Это день, когда все люди должны научиться оставлять свои обиды позади и просить прощения у тех, кого обидели. Подобная атмосфера царит и в Страстную субботу, в день наивысшей скорби и одновременного предвкушения грядущего праздника Пасхи.

Задача этой иконы — научить нас прощать тех, кто обидел нас, всегда, а не только перед Пасхой или Великим постом . Образ «Сошествие во ад» — это напоминание о том, как Господь любит нас, несмотря на то, что мы каждый день говорим плохие слова и помышляем недоброе. Удачи вам, и не забывайте нажимать на кнопки и

Сошествие во ад

1370–1380-е годы

  • Смирнова 1976: Конец XIV в.
  • Новгородская икона 1983: Конец XIV в.
  • Лазарев 2000/1: 1370–1380-е годы

ГРМ, инв. држ 2664.
Конец XIV в.
134 × 108.

Происхождение. Из Тихвина. Поступила в ГРМ из ЦГРМ в 1934 г.

Раскрыта в реставрационной мастерской ГРМ. В 1934 г. Я. В. Сосиным произведена небольшая пробная расчистка, расширенная в 1947–1949 гг. Ф. А. Калининым. Основное раскрытие выполнено в 1955–1957 гг. Н. В. Перцевым.

Доска липовая из трех частей, с двумя односторонними сквозными шпонками. Ковчег, паволока.

Сохранность. На полях (особенно верхнем) и в верхней части композиции - большие утраты живописи и грунта до паволоки и до доски. По стыкам досок - вставки позднего грунта, тонированные при реставрации. Золото фона полустерто. Надписи не сохранились. С зеленых участков «славы» не удалены остатки олифы, накрепко связавшейся с красочным слоем, изменив его первоначальный оттенок. Потертости живописи, имеющиеся по всей поверхности, тонированы при реставрации.

Описание.

Христос представлен в трехчетвертном повороте, склонившимся влево (от зрителя), к Адаму, которого держит за руку. Облачен в оранжевые одежды с золотым ассистом, на плече большой восьмиконечный крест. «Слава» Христа овальной формы, четырех оттенков - темно-зеленого, светло-оливкового, голубого и бледно-голубого, с золотым ассистом в виде расходящихся лучей. По сторонам сияния - две группы фигур. Слева коленопреклоненный Адам в светло-оливковом одеянии, Давид и Соломон в венцах и киноварных и голубых одеждах с оплечьями и тавлиями, Иоанн Предтеча и еще две фигуры, от которых видны лишь головы. Все персонажи левой группы, кроме Адама, имеют нимбы. Справа без нимбов: коленопреклоненная Ева в киноварном мафории, Моисей с книгой скрижалей, одетый в коричневый гиматий, старец Аарон в голубом плаще, юный Авель и еще три фигуры. с. 236
с. 237
¦

Фигуры изображены в сложных ракурсах (Аарон - в трехчетвертном повороте со спины). Драпировки одежд крупные, тени и высветления на них имеют по две-три градации, белильные блики положены то штрихами, то широкими пятнами. Лики исполнены энергичными мазками охры оранжевого оттенка и белил по коричневому санкирю.

В нижней зоне иконы, в черной пещере, имеющей острые, изломанные очертания, - оранжевые створки врат с серебряным ассистом, ключ, цепь, гвозди и две отверстые гробницы. В верхней зоне - две симметричные светло-желтые скалы с крупными уступами, очерченные серыми штрихами-контурами и отмеченные белильными бликами.

Фон, нимбы и поля золотые. На верхнем поле широкая киноварная опушь (на нижнем она утрачена), на боковых - следы тонкой киноварной обводки.

Иконография.

Основные сведения об иконографии сцены «Сошествия во ад» см. . Иконографический тип, использованный в издаваемой иконе, распространяется в искусстве византийского круга в XIV в. (например,

  • исполненная около 1312 г. мозаика церкви Двенадцати апостолов в Салониках ;
  • фреска начала XIV в. в Протате на Афоне 1 ;
  • росписи в пещерных храмах Иванова в Болгарии - Господев Дол и Църквата 2).

По основным признакам он близок тому типу, к которому относится икона из Тихвина первой половины XIV в. в Новгородском музее (кат. № 8), но отличается большим числом фигур, их сложными ракурсами, разнообразными жестами, пространственностью группировки. Если тип (извод) иконы Новгородского музея восходит к XII–XIII вв., то иконография и композиция иконы ГРМ целиком принадлежит XIV в.

1 R. Lange. Die Auferstehung. Recklinghausen, 1966, S. 63–65, Abb. S. 63, 70.

2 М. Бичев. Стенописите в Иваново. София, 1965, табл. 1, 57.

Характерный признак композиции «Сошествия во ад» развитой палеологовской эпохи: Ева изображена не рядом с Адамом, а напротив него, в другой группе 3 . Среди икон наибольшую близость обнаруживает издаваемый памятник к «Сошествию во ад » первой половины XIV в. из Охрида 4 (илл. стр. 237). В русском искусстве идентичное изображение (илл. стр. 237) в иконе второй половины XIV–XV в. в ГТГ 5 . Возможно, оба с. 237
с. 238
¦ русских произведения восходят к одному иконографическому прототипу.

3 E. Lucchesi-Palli. Anastasis. - K. Wessel, M. Restle. Reallexikon zur byzantinischen Kunst, Bd. I, Lief. 1. Stuttgart, 1963, Sp. 147.

4 К. Вейцман, М. Хадзидакис, К. Миятев, С. Радойчич. Иконы на Балканах. София - Белград, 1967, табл. 183. Но в этой иконе Ева изображена еще рядом с Адамом.

5 В. И. Антонова, Н. Е. Мнева. Каталог древнерусской живописи [ГТГ], I. М., 1963, № 146, илл. 98–99. По установившейся традиции, икону ГТГ датируют второй половиной XIV в. и предположительно относят к псковской школе. По типам и письму ликов она обнаруживает сходство с иконой XV в. «Битва новгородцев с суздальцами » («Чудо от иконы «Знамение») из с. Курицко под Новгородом в ГТГ (там же, № 103, илл. 87–88; воспроизведение с деталями см.: В. Н. Лазарев. Новгородская иконопись. М., 1969, стр. 38, табл. 60–63). Не исключено, что «Сошествие во ад» ГТГ является памятником особого направления новгородской живописи XV в. Иконографический извод, представленный иконой XIV в. из Тихвина, мог служить образцом для художников и в следующем столетии.

В новгородских росписях позднего XIV в. - в церкви Феодора Стратилата 6 и в Волотове 7 - «Сошествие во ад» представлено в ином иконографическом изводе; Христос изображен фронтально, в резком движении.

6 В. Н. Лазарев. Искусство Новгорода. М.–Л., 1947, табл. 60 б.

Датировка и атрибуция.

Датировка иконы в публикациях постепенно уточнялась: от широкого определения XIV в. (Н. Г. Порфиридов ) и второй половиной XIV в. (Э. С. Смирнова ) до отнесения к последней четверти XIV в. (Г. И. Вздорнов ) и к концу столетия («Живопись древнего Новгорода и его земель» ). По стилистическим данным икона является произведением позднего XIV в.

  • «Потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал» (1Пет. );
  • «Ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом» (1Пет. );
  • «Посему и сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам. А „восшел“ что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли?» (Еф. ).
  • Из пророчеств о сошествии во ад выделяют:

    • слова самого Христа, обращённые к ученикам: «как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи » (Мф. );
    • ветхозаветные пророчества: «Отворялись ли для тебя врата смерти, и видел ли ты врата тени смертной?» (Иов. ), «От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» (Ос. ), «Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы!» (Пс. ), «…медные двери сокрушу и запоры железные сломаю; и отдам тебе хранимые во тьме сокровища и сокрытые богатства» (Ис. ).

    Значение сошествия во ад в христианстве

    Христианская традиция, по мнению епископа Илариона (Алфеева) , из анализа этих библейских текстов делает следующие выводы:

    1. Учение о сошествии Христа во ад является неотъемлемой частью догматического Предания Церкви;
    2. Факт самого сошествия никем из отцов церкви не оспаривался, однако существовали различные мнения о том, кто был выведен Спасителем из ада: все находившиеся там люди или только ветхозаветные праведники. Также различались и мнения о том, к кому в аду была направлена проповедь;
    3. Христос, сойдя во ад, умертвил смерть и уничтожил (разрушил) ад. В восточной традиции это понимается как полное уничтожение смерти и ада, с уточнением, что смерть и ад продолжают существовать постольку, поскольку этому способствует злая воля людей. В западной традиции крестная смерть Христа воспринимается как нанесение ущерба аду, но не его уничтожение.

    В христианстве сошествие во ад завершило искупительную миссию Иисуса Христа и явилось пределом уничижения Христа и в то же время началом его славы. Согласно христианскому вероучению, Иисус своим вольным страданием и мучительной смертью на кресте искупил первородный грех прародителей и даровал силу бороться с его последствиями их потомкам. Таким образом, учение Церкви рассматривает сошествие во ад как неотъемлемую часть искупительной жертвы Христа. Церковь считает, что души всех ветхозаветных праведников, включая Адама и Еву , были выведены Христом из ада в райские обители (где до этого времени были только Илия , Енох и благоразумный разбойник). По учению Церкви человеческая душа Иисуса в глубинах ада проповедовала и душам умерших грешников (до сошествия Христа, в аду уже вели евангельскую проповедь Симеон Богоприимец и Иоанн Креститель ).

    По апокрифическим сказаниям

    Наиболее подробно тема посещения Иисусом преисподней раскрывается в апокрифической литературе. Из данных сочинений можно выделить:

    • «Вознесение Исаии» (раннехристианская переработка иудейского апокрифа II века до н. э.). Полный текст сочинения сохранился только в эфиопской версии, но главы 6-11 сохранились также в латинской и славянской (староболгарской) версиях. Данный апокриф содержит следующий фрагмент о сошествии Иисуса Христа в ад:
    • «Евангелие от Петра » (первая половина II века) содержит описание видения стражи у гроба Христа:
    • «Вопрошания Варфоломея» (или «Евангелие Варфоломея»). Апокриф сохранился в полной версии только на греческом языке, известны также его отрывки на коптском, сирийском, латинском и славянском языках. Создание текста относится к промежутку между II и VI веками. В тексте содержится ответ Христа на вопрос апостола Варфоломея о событиях, произошедших после его крестной смерти:

    В тексте приводится также разговор между адом, смертью и Велиаром, оказавший непосредственное влияние на христианскую церковную гимнографию (данный гимнографический сюжет присутствует у Ефрема Сирина и Романа Сладкопевца).

    Евангелие от Никодима

    Наиболее полно сошествие во ад описано в апокрифическом «Евангелии от Никодима » (III век). Данный апокриф оказал огромное влияние на формирование церковного учения по данному вопросу, а также на его иконографию. В России на его основе старообрядцами был составлен апокрифический сборник «Страсти Христовы ».

    В этом сборнике в отдельной главе «О воскресении Христове и о сошествии его во ад » рассказывается, что «Исус Христос сниде во ад, диявола гоня » и приводится рассказ с описанием битвы у ворот ада. Ад в рассказе является одушевлённым существом: «отвещав же ад глаголя », «рече ад ко диаволу ».

    Силы небесные, стоя перед вратами ада, многократно обращаются к нему говоря: «…возьмите врата вечная и внидет Царь Славы », а на вопрос ада кто является этим царём отвечают: «Господь крепок и силен, Господь силен в брани ». Приход Христа производит панику, и ад в страхе говорит дьяволу, называемому «треглавниче и вельзауле преокаянне », что ему пора выйти и бороться с Христом и его войском. Но дьявол в страхе отвечает: «помилуй мя аде, брате мой, не отверзай ему врат… подвигнися мене ради, аще и поруган будеши ». Но врата не выдерживают и «падоша сами » повергают ад в плач. Дьявол оказывается пойманным Христом, который «сведе и в преисподняя земли, во юдоль плачевную, и связа его узами железными и нерешимыми, и посла его во огонь неугасимый и червь неусыпающий ».

    В аде Христа встретили ликующие «святии пророцы и праведницы » и пророк Давид , играющий на гуслях и воспевающий победу Бога над адом. Все они были выведены Христом из ада.

    Богословское толкование

    Рассмотрение догмата о сошествии Христа в ад имеется в трудах ряда отцов церкви , которые рассматривали эту тему прежде всего в контексте учения об Искуплении .

    Раннехристианские авторы

    Тема сошествия Христа в ад присутствует в сочинениях христианских авторов, начиная со II века. Из ранехристианских авторов об этом писали Поликарп Смирнский , Игнатий Богоносец , Иустин Философ , Мелитон Сардийский , Ипполит Римский , Климент Александрийский , Ориген и Тертуллиан . Первые авторы в основном развивали тему воскрешения Христом ветхозаветных праведников, однако начиная с Мелитона Сардийского (ум. ок. 190 года) в богословскую традицию входит утверждение, что

    В сочинениях Ипполита Римского (ум. ок. 235 года) уже содержатся упоминания о проповеди в аду Иоанна Предтечи и о сокрушении Христом ада: «привратники ада, увидев Тебя, убоялись, и сокрушились врата медные, и вереи железные сломались, и се, Единородный вошел [туда] как душа к душам, Бог Слово одушевленное; ибо тело лежало во гробе и отнюдь не было лишено Божества; но, даже во аде пребывая, сущностью Он был со Отцом и таким образом был и в теле и во аде ».

    Ориген

    Из богословов первых веков христианства наиболее часто тема сошествия во ад присутствует в сочинениях Оригена (ум. в 254 году). Он рассматривает следующие аспекты данного вопроса:

    Особо в своём толковании на Послание к Римлянам Ориген рассматривает вопрос разрушения Христом ада и его победы над дьяволом. Он считает, что диавол был побеждён Христом и лишён своей власти, но так как только при втором пришествии дьявол должен быть повержен окончательно, то Ориген называет его «не столько царствующим, сколько разбойничающим » (лат. non tam regnari, quam latrocinari ).

    Иоанн Златоуст

    Златоуст в своих трудах неоднократно обращался к вопросу сошествия Христа во ад. Он особо подчеркивает, что сошествие Христа во ад было предсказано ветхозаветными пророками:

    Не умолчали пророки и о том, что Господь, сошедши во ад, приведет его в смущение, исполнит смятения и страха, и сокрушит твердыню его. Об этом Давид говорит так: возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечныя, и внидет Царь славы (Пс. ); а Исаия говорит другими словами: врата медяная сокрушу, и вереи железныя сломлю, и дам ти сокровища темная сокровенная: невидимая отверзу тебе (Ис. ), разумея здесь ад .

    Святитель Иоанн часто возвращается к образу «медных врат » из пророчества Исаии . При этом он всегда акцентирует внимание, что Христос не «открыл врата медные », но «сокрушил врата медные ». Этим он показывает, что сошествием Христа во ад последний стал бесполезен - «…стража сделалась немощной. Где нет ни двери, ни засова, там, даже если кто и войдет, не удерживается. Итак, когда Христос сокрушит, кто другой сможет исправить? ».

    Основной идеей Златоуста является, что сошествием Христа во ад полностью была истреблена сила смерти - «Им сила смерти разрушена », но при этом замечает, что это не означает, что «истреблены грехи умерших прежде пришествия Его ». Вопрос о том, кого вывел Христос из ада, у Златоуста решается однозначно: освобождены были только те, кто веровал в истинного Бога.

    К одним из самых ярких сочинений святителя, в котором он говорит о сошествии Христа в ад, относится его «Огласительное слово на Пасху ». В нём Иоанн Златоуст в торжественной форме воспевает победу Иисуса над адом и смертью:

    Евсевий Кесарийский

    Им приводится рассказ о проповеди апостола Фаддея эдесскому царю Авгарю , в котором апостол рассказывает царю о Христе: «…Он смирил Себя и умер, как распят был и сошел во ад, сокрушил ограду, от века неразрушимую, потом воскрес и совоздвиг мертвых, почивавших от начала мира, как сошел один, а восшел к Своему Отцу с великим множеством людей ».

    Григорий Богослов

    В его знаменитом «Слове на Пасху » (которое длительное время читалось в этот праздник, пока не было замено аналогичным творением Иоанна Златоуста) он так говорит о сошествии Христа в ад и о совершенном там им деле спасения: «Сегодня спасение миру - как видимому, так и невидимому! Христос [воскрес] из мертвых - восстаньте с Ним и вы; Христос [взошел] к Себе - восходите и вы; Христос [вышел] из гробов - освобождайтесь от уз греха. Врата ада отверзаются, и смерть истребляется, и ветхий Адам отлагается, и новый совершается. Если кто во Христе новая тварь, обновляйтесь… Пасха Господня, Пасха, и снова скажу „Пасха“ в честь Троицы. Она для нас праздников праздник и торжество торжеств… ».

    В трудах Григория Богослова есть и стихотворные творения, посвященные победе Христа над адом:

    Сегодня великий Христос от мертвецов, с которыми смешался,
    пробужден, и отразил жало смерти,
    и мрачные затворы унылого Аида
    сокрушил и душам даровал свободу.
    Сегодня, от гроба воспрянув, явился Он людям,
    ради которых родился, ради которых умер и пробужден из мертвых,
    чтобы мы, возрожденные и избежавшие смерти,
    восхищены были вместе с Восходящим.
    Сегодня светозарный и великий возрадовался хор
    ангельский, воспевая победную песнь .

    Григорий Богослов. «О самом себе»

    Протестантские богословы

    Вопрос о сошествии Иисуса Христа в ад и о роли данного события в спасении им людей рассматривался и протестантскими богословами. Мартин Лютер в своей проповеди в Торгау в 1533 году , основываясь на Священном Писании , обосновал данный догмат и отметил, что вся полнота Христа (то есть и божественная и человеческая природа) сошла в ад. Догмат о сошествии Христа в ад был включён в Аугсбургское исповедание (1530 год), самый ранний из официальных вероисповедальных документов лютеран .

    После смерти Лютера среди его последователей возникли споры - к чему отнести сошествие Христа в ад: к продолжению его страданий или к триумфальному Воскресению . Для разрешения этих споров в Формуле согласия было дано следующее определение:

    Литургика

    В Православной церкви

    Тема сошествия Христа в ад широко используется Православной церковью в богослужебных текстах Октоиха , постной и цветной триодей .

    В Октоихе сошествие во ад является одной из центральных тем, которая тесно переплетается в песнопениях с крестной смертью Христа и его Воскресением :

    Богослужебные тексты цветной триоды, которые начинают использоваться с Пасхальной полунощницы, наполнены радостью Воскресения Христова, однако затрагивают тему его сошествия в ад. В цветной триоди содержится одно из самых известных песнопений на данную тему:

    В Католической церкви

    Упоминание о сошествии Христа в ад содержится в древнем Апостольском Символе веры , который широко используется в католической богослужебной и молитвенной практике:

    В толковании на Апостольский Символ веры Катехизис Католической Церкви говорит:

    В богослужении латинского обряда тема сошествия Христа в ад используется в пасхальный период . В гимне провозглашения Пасхи, который завершает Литургию Света, первую часть богослужения навечерия Пасхи, поётся:

    В день Воскресения Христова утреня Литургии часов содержит древний торжественный гимн «Восток оделся пурпуром» (лат. Auróra lucis rútilat ) в котором говорится:

    Тема схождения Христа в ад и освобождения им томящихся там душ звучит также в многочисленных пасхальных гимнах и песнях.

    Иконография

    В православной иконописи сюжет «Сошествия во ад» , сопровождаемый греческой надписью «Η ἀνάστασις», являлся одновременно изображением Воскресения Христова, что закономерно вело к его популярности и сделало обязательным сюжетом храмовой декорации. Место данной иконы в иконостасе было в 12-частном праздничном цикле, миниатюры с неё помещались на окладах напрестольных Евангелий в окружении ликов четырёх евангелистов. Иконография «Сошествия во ад» сложилась к X веку . К ранним примерам изображения Сошествия во ад относятся миниатюры Хлудовской Псалтыри (IX век).

    На иконах пишутся обломки сокрушённых Иисусом ворот и разбитые им замки (эти сломанные створки складываются в подобие креста андреевского типа). Под ногами Иисуса на поверженных вратах ада изображается Сатана , закованный в цепи, в ранних византийских миниатюрах изображённый в виде Силена . Кроме того, встречается персонифицированная человеческая фигура Ада, который также может попираться ногами Иисуса, и удерживать одновременно встающего из саркофага праотца Адама. Сам ад, как пекло, на иконах обозначается символическим разломом земли, за которым приоткрываются невидимые тайные адские бездны - мрачное пространство преисподней. Таким образом, икона обычно делится на три зоны: ад, не от мира сего, и пространство, куда выведены праведники.

    На некоторых иконах Христа окружает множество ангелов - персонификаций христианских добродетелей, которым соответствует множество бесов, олицетворяющих грехи. Их фигуры могут быть подписаны говорящими именами (к примеру, «Смирение», «Счастье», «Чистота» или же «Смерть», «Ненависть», «Неразумье») Ангелы могли держать в руках молотки - это означало, что они заковывали Сатану. Или же он может быть связан верёвками.

    Изредка этот сюжет мог совмещаться с изображением жен-мироносиц у гроба Господня , и еще реже - с изображением Страшного суда .

    1. нарративный тип, с Христом, идущим навстречу Адаму;
    2. ренессансный , со Христом, влекущим Адама за собой. Эта иконография рождается в начале IX века на базе нумизматических моделей IV-V веков, где место Христа занимала фигура императора, протягивающего руку освобождаемым пленникам;
    3. гимнологический (догматический), с фронтальным изображением Христа фронтально и прямолично, с распростёртыми руками, в ореоле света как «Солнце правды», в мандорле . Появляется с IX века, происхождение этого типа объясняется влиянием литургической поэзии и текстами служб на Великую Субботу и Пасху . Он также связан со служебными Псалтирями и Пасхальным каноном Дамаскина («Восстань, Боже, суди землю, ибо Ты наследуешь все народы» (Пс. ); вечерня Пасхальной службы);
    4. синтетический .

    Стоит отметить иконы двух выдающихся русских иконописцев - Рублева и Дионисия , а также фрески, в частности, в Мироже .

    Среди произведений строит отметить клеймо «Маэсты » Дуччо , картины Джотто , Себастьяно дель Пьомбо , Якопо Беллини , Фра Беато Анджелико , Алонсо Кано , Иеронимуса Босха , гравюру Дюрера , а также картину Пола Сезанна . Следует отметить, что в западном искусствознании обычно употребляется термин «Христос в лимбе » (Christ in Limbo), точно обозначая конкретный круг ада, куда спустился Иисус. На этих полотнах Иисус либо склоняется над провалом в земле, либо (в ранних произведениях, а также средневековых миниатюрах), ад изображен в виде пасти гигантского левиафана , наполненной людьми.

    Сошествие в ад в других культурах

    Бог или герой , спускающийся в подземное царство, чтобы вернуть оттуда умершего, - хорошо известный сюжет античной мифологии:

    Здесь внове был тогда я,
    Когда нисшел могучий Посетитель,
    Победоносным знаменем сияя.
    С ним отошли Адам, наш прародитель,
    И Авель , сын его, и Моисей ,
    Народа вождь и Господа служитель,
    Ной , Авраам , Давид - пример царей…
    А ведать надо, что до тех святых
    На свете не было души спасённой.

    Данте Алигьери. «Божественная комедия »

    В искусстве

    Литература Кинематограф
    • «Сошествие в ад » (художественный фильм). Режиссёр Франсис Жиро, .

    См. также

    Примечания

    1. Ад (Энциклопедия «Религия»)
    2. Пасха - путь из ада, или почему в Православной Церкви нет иконы Воскресения Христа
    3. Епископ Иларион (Алфеев). (Новый Завет, апокрифическая литература, раннехристианская гимнография)
    4. Епископ Иларион (Алфеев). Христос - Победитель ада. Тема сошествия во ад в восточно-христианской традиции (Богословская значимость догмата о сошествии Христа во ад)
    5. Успенский Л. А. Воскресение Христово // Журнал Московской патриархии, 1996 г № 4-5
    6. Сошествие во ад. Информационный сайт Казанской епархии
    7. Рай // Нюстрем Э. Библейский энциклопедический словарь (историко-религиозный), 1868 г.
    8. Евангелие от Никодима
    9. Цитируется по: Епископ Иларион (Алфеев). Христос - Победитель ада. Тема сошествия во ад в восточно-христианской традиции (Апокрифическая литература)
    10. Евангелие от Петра (сохранившийся отрывок)
    11. Здесь и далее цитаты по изданию: Страсти Христовы . Единоверческая типография, 1901 г.
    12. Епископ Иларион (Алфеев). Христос - Победитель ада. Тема сошествия во ад в восточно-христианской традиции
    13. Мелитон Сардийский. О душе и теле и страстях Господних
    14. Цитируется по Епископ Иларион (Алфеев). Христос - Победитель ада. Тема сошествия во ад в восточно-христианской традиции (Восточные Отцы II-III веков)
    15. Тертуллиан. О душе . 55
    16. Ориген. Против Цельса . 2,43
    17. Ориген. Беседы на Книгу Бытия . Гл. 15
    18. Ориген. Беседы на Матфея-Евангелиста . 12,13
    19. Ориген. Толкование на Послание к Римлянам . 5,1
    20. Иоанн Златоуст. Рассуждение против иудеев и язычников о том, что Иисус Христос есть истинный Бог
    21. Иоанн Златоуст. Беседа о кладбище и о кресте
    22. Иоанн Златоуст. Беседы на Матфея-Евангелиста
    23. Иоанн Златоуст. Огласительное слово на Пасху
    24. Евсевий Кесарийский. Церковная история . 1, 13.
    25. Григорий Богослов. Слово 45:1-2 .
    26. Юджин Клуг. «Происхождение Формулы Согласия » (Дискуссия о сошествии Христа в ад)
    27. «Он также сошел в преисподнюю и воистину воскрес в третий день » (Аугсбургское исповедание, артикул III: О Сыне Божьем)
    28. Формула Согласия. IX, 4
    29. Жан Кальвин. Наставление в христианской вере (глава XVI. О том, как Иисус Христос ради нашего спасения исполнил миссию Посредника, и о его смерти, воскресении и вознесении)

    Ежегодно после Пасхи на протяжении всей Светлой Седмицы на аналое каждого храма располагается икона сошествие во ад, которая говорит о непостижимом для простого человеческого ума чуде Воскресения Христа. Подвиг, совершенный Спасителем имеет ключевое значение и для христианской веры и для всего человечество. Ведь Он искупил грехи человеческие, в том числе и грехи тех, кто давно почил ко времени Его проповеди.

    Именно о том, как Христос отправился во ад, дабы спасти от грехов, оказавшихся там, говорит икона. Этот подвиг был совершен до Воскресения и свидетельствует о неописуемой благости и милости Господа. Ведь Спаситель отправляется в подземное царство для того чтобы проповедовать и там, вызволить ветхозаветных праведников, а также зачинателей человеческого рода: Адама и Еву.

    Как вы знаете, именно первородный грех обуславливает изначальную греховную природу современных людей. Однако Христос спасает Адама и Еву, искупает грехи этих людей и также дает каждому надежду на спасение в нем.

    Евангельские тексты не описывают процесса путешествия в подземное царство как таковое. Подробное описание содержится в апокрифическом Евангелии от Никодима. Кстати, по этой причине на протяжении длительного времени иконописный сюжет Воскресения сочетался с сюжетом сошествия.

    Сюжет иконы «Сошествие Христа в ад»

    Компоновка складывалась постепенно и изображения могут различаться, хотя сейчас мы явно можем говорить об устоявшемся православном каноне. Одни из самых первых древнерусских икон, где Христос спускается в ад, относятся к творчеству иконописцев Дионисия и Андрея Рублева. На них запечатлевается канонический сюжет, когда Христос предстает с распростертыми руками по центру изображения.

    Также известны изображения, характерные для эпохи ренессанса (используются по большей части в католическом христианстве) где Спаситель увлекает ветхозаветных праведников за собой. Есть и иконы, на которых Христос идет на встречу к Адаму, которые символически говорят об освобождении обитателей ада.

    Остановимся более подробно на сюжете характерном для православного христианства. В центральной части располагается Христос в сияющих одеждах, он изображается в сфере синего цвета, который указывает на небесную благодать. В этой сфере также присутствуют серафимы и херувимы (ангельские чины) в золотых отблесках, ангелы также освящают тьму ада.

    Символически изображаются разломанные врата ада, разрушенные гробы. Царство небесное вторгается во ад и остается неудержимым, тьма не может поглотить его, преграды не останавливают.

    Итак, в центре иконы Сошествие Христа в ад располагается сам Спаситель, а чуть ниже, те, кто ждал его прихода. На передней части по две стороны Адам и Ева. Чаще всего Христос обхватывает Адама за кисть, а Ева смиренно устремляет на него взор и ждет, когда тот обратит внимание и на нее. Помимо этого тут много самых разнообразных людей, композиция может различаться.

    Тем не менее, практически всегда изображаются святые, которые также ожидали, когда Спаситель снова откроет путь в Царствие небесное. Например, тут стоит Иоанн Креститель, с которым он совсем недавно виделся на земле, но также есть и те, кто ждет намного больше. С нимбами изображаются цари Давид и Соломон.


    Этим сошествие Христа во ад на иконе подчеркивает особое значение его подвига. Ведь, если бы не он, то и святым пришлось бы остаться без рая. Поэтому данная икона имеет такую высокую ценность и особо почитается в православном каноне.

    В верхней части иконы ангелы, которые поддерживают крест, который в свою очередь символизирует не только спасение, но и церковь, которая отныне на земле позволяет каждому избегнуть гиены огненной через веру во Христа. Особенное внимание на этот образ делают, конечно, в дни празднования Пасхи, но молитвы перед ним будут полезны для верующих практически всегда. Этот сюжет в ясной форме запечатлел существенные основы православной веры, а также хранит напоминание о вечной милости Господа к людям.

    Значение иконы «Сошествия во ад» заключается в том, что эта икона – вечное напоминание людям вплоть до исхода времен – теперь путь в рай открыт.

    Каждый может выбрать сам путь к воскресению из мертвых, ведь Господом даровано спасение всякому человеку.

    Молитвы

    Тропарь Воскресению Христову, глас 5

    Христос воскресе из мертвых, /

    смертию смерть поправ, /

    и сущим во гробех живот даровав.

    Молитва Святой Пасхе

    О, Священнейший и Величайший Свете Христе, Возсиявый всему миру паче солнца в Воскресении Твоем! В сей пресветлый и преславный и спасительный лень Святыя Пасхи, ликуют вси ангели на небеси и всяка тварь веселится и радуется на земли и всякое дыхание прославляет Тя, Творца своего. Днесь отверзошася райския врата, и свободишася умершия я во ад сошествием Твоим. Ныне вся исполнишася света, небо же земля и преисподняя. Да приидет убо Твой свет и в наши мрачныя души и сердца и да просветит нашу тамо сущую нощь греха, да и мы сияти будем светом правды и чистоты в пресветлыя дни Воскресения Твоего, яко же новая тварь о Тебе. И тако просвещеннии Тобою изыдем свещеноснии во сретении Твое, исходящему Тебе из гроба, яко Жениху. И яко возвеселил еси в пресветлый день сей явлением Своим святых дев зело заутра с миры ко гробу Твоему пришедших, тако и ныне просвети нощь глубокую страстей наших и возсияй нам утро безстрастия и чистоты, да узрим Тя сердечными очесы краснаго паче солнца Жениха своего и да услышим паки вожделенный глас Твой: Радуйтеся! И тако вкусивши Божественныя радости Святыя Пасхи еще зде на земли, да будем причастницы Твоея вечныя и великия Пасхи на небесех в невечернем дни Царствия Твоего, идеже будет веселие неизреченное и празднующих глас непрестанный и неизреченная сладость зрящих Лица Твоего доброту неизреченную. Ты бо еси Истинный свет просвещаяй и освещаяй всяческая, Христе Боже наш, и Тебе слава подобает во веки веков. Аминь.