Экспериментальная и инновационная деятельность как средство развития субъектной позиции учащихся и педагогов. Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования Экспериментальная деятельность в сфере образования примеры

Инновационно-экспериментальная деятельность педагогического колледжа и сельской школы по формированию духовно-нравственной культуры как фактор роста профессионализма педагогов
Черкасова Ж.П.,

ГБОУ СПО «Черемховский педагогический колледж»

Троненко Е.А.,

МКОУ СОШ с.Новогромово


Нормативным основанием введения инноваций в образовательную деятельность является:

Проект закона «Об образовании в Российской Федерации».

Статья 19. Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования

1. Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования осуществляется в целях обеспечения модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации, реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования.

2. Экспериментальная деятельность направлена на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных институтов и механизмов, правовой режим которых не урегулирован законодательством Российской Федерации в сфере образования. Порядок и условия проведения таких экспериментов определяются Правительством Российской Федерации.

3. Инновационная деятельность ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования. Указанная деятельность осуществляется в форме реализации инновационных проектов (программ) организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и иными организациями, действующими в сфере образования, а также их объединениями.

При реализации инновационного проекта (программы) должно быть обеспечено соблюдение прав и законных интересов участников образовательных отношений, предоставление образования, уровень и качество которого не может быть ниже требований, установленных федеральным государственным образовательным стандартом, или федеральных государственных требований, образовательных стандартов или требований, устанавливаемых университетами.

4. Организациям, указанным в части 3 настоящей статьи, реализующим инновационные проекты (программы), имеющие существенное значение для обеспечения развития системы образования и реализации основных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования, может быть присвоен статус федеральной или региональной инновационной площадки. Такие организации составляют инновационную инфраструктуру в системе образования, порядок создания и функционирования которой, в том числе порядок присвоения статуса федеральной или региональной инновационной площадки, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

5. Органы государственной власти, осуществляющие управление в сфере образования, в рамках своих полномочий в установленной сфере деятельности создают условия для реализации ими инновационных образовательных проектов (программ) и использования их результатов в массовой практике.

Приказ Минобрнауки №218 от 23 июня 2009г. «Об утверждении порядка создания и развития инновационной инфраструктуры в системе образования Российской Федерации» гласит, что Инновационная инфраструктура в системе образования создается в целях обеспечения модернизации и развития сферы образования с учетом перспектив и основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период, реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования, интеграции системы образования Российской Федерации в международное образовательное пространство, более полного удовлетворения образовательных потребностей граждан.

Определим основные понятия рассматриваемой проблемы:


  • Инновация – глубинные изменения в образовательной системе, меняющая суть взаимоотношений (ценностей и целей) субъектов образовательного процесса

  • Новшества – внешние изменения (улучшения) определенных параметров и характеристик образовательной системы, изначально не предполагающие ценностных изменений во взаимоотношениях субъектов образования

  • Превращение («внедрение») новшества в инновацию происходит только на ценностной основе

  • Инновационная деятельность - комплекс принимаемых мер по обеспечению инновационного процесса на том или ином уровне образования, а также сам процесс. К основным функциям инновационной деятельности относятся изменения смысловых и иных компонентов педагогического процесса: целей, содержания образования, форм, методов, технологий, средств обучения, системы управлении и т.п.

  • Непременное и обязательное условие в инновационной деятельности - распространение и тиражирование (диффузия) новых продуктов и особенно технологий, передовых методов организации производства, инновационного менеджмента. А для этого необходимо создавать инновационную среду, основным элементом которой, ее олицетворением является человек, высокообразованный специалист (Хуторской А.В.).
Эксперимент является одним из способов введения инновации в образовательное пространство учреждения. Это, по сути, диагностика новшества пробным нововведением.

Эксперимент выступает как механизм перехода от одного состояния систем к другому: снижает порог риска, ослабляет эффект вторичных последствий, обосновывает будущие нововведения, определяет направление развития. Основная цель эксперимента созвучна цели инновации: освоить и тиражировать какое-то новшество.

Для педагогического колледжа вот уже 10 лет ведущим направлением развития является работа по формированию духовно-нравственной культуры молодежи и третий год продолжается работа по реализации Программы Федерального эксперимента по данному направлению. Значимую роль в этой деятельности отводится Новогромовской школе. Второй год мы продлеваем договор о сотрудничестве, составляем и реализуем плансовместной работы по духовно-нравственному образованию обучающихся.

Основными формами взаимодействия студентов и педагогов колледжа с сельской школой являются:

Проведение часов общения с младшими школьниками студентами колледжа по духовно-нравственному воспитанию.

Проведение круглых столов с работодателями на базе Новогромовской сельской школы. - Ведение уроков по модулю «Светская этика» в 4-м и 5-ом классах.

Консультация учителей Новогромовской школы по вопросам реализации ОРКСЭ.

Составление банка учебно-методического обеспечения, каталогов презентаций и рекомендаций по теме эксперимента.

Проведение внеклассных мероприятий в соответствии с планами колледжа и школы.

Положительный эффект совместной экспериментальной деятельности достигается за счет параллельного ведения дисциплины в педагогическом колледже и в общеобразовательной школе. Примером этому является подобная деятельность по ведению ОРКСЭ педагога колледжа, имеющего соответствующую профессиональную подготовку (диплом о высшем образовании в области «Религиоведение») на студенческих группах (как дисциплины дополнительной подготовки Религиоведение) и 4-ом классе сельской школы с. Новогромово, являющейся пилотной площадкой по духовно-нравственному и религиоведческому образованию.

В педагогическом колледже, студенты получают дополнительную подготовку по Религиоведению. Основным документом, регламентирующим эту деятельность, является профессиональный модуль, который кроме прочих дисциплин (например, Конфессиональные отношения в России, Религия и наука, Методика преподавания религиоведения) предусматривает на изучение ОРКСЭ. На него отведено 100 часов, из которых по 15 часов предусмотрено на изучение содержательных аспектов каждого из 6 модулей. Кроме того, профессиональный модуль учитывает 8 часов на создание и презентацию индивидуального творческого проекта студента, которые, накапливаясь, образуют информационный банк. В настоящее время в нем находятся такие студенческие проекты как: «Притчи о вечном, духовном, нравственном», «Интервью о БОГЕ или с БОГОМ», «Галерея православных (мусульманских) образов», «Иллюстрация Библии (Корана)», «Символы православия (ислама)», «Экскурсия в православный храм (мечеть)», «Мое православие», «Моя малая родина – город Черемхово», «Памятники религиозной культуры в моем городе» и др.

Много самостоятельных и исследовательских работ выполнено студентами и преподавателем с помощью информационных технологий, которые, по нашему мнению, позволяют решить проблему комплексности средств обучения на уроках ОРКСЭ. Чередование видов деятельности, способов подачи информации (видеосюжеты, например, «В Афонском монастыре», анимированные карты (например, «Распространение ислама в мире», схемы (например, «Классификация религий», мультипликация (например, «Маленький Будда», музыка) позволяет активизировать различные каналы восприятия, способствует повышению внимания и росту активности студентов на уроке, снижает их утомляемость. А использование презентаций делает уроки ОРКСЭ более яркими, запоминающимися, способствует развитию информационной компетенции как студентов, так и самого преподавателя. После изучения ОРКСЭ в рамках профессионального модуля преподаватели и студенты накопили большой учебно-методических материалов и электронных ресурсов: 30 презентаций преподавателя, 62 проекта – презентации студентов, более 10 звуковых лекций, более 20 электронных книг религиоведческой направленности, более 10 видеофильмов. Качественную подготовку по изучению дисциплины ОРКСЭ помогают осуществить учебно-методические комплекты, учебники, пособия, составленные педагогами колледжа и отрецензированные экспертами высшей школы. Благодаря заключенному договору о сотрудничестве студенты колледжа, после теоретической подготовки, используя накопленные ресурсы, имеют возможность на практике закрепить полученные знания. Новогромовская школа – стала площадкой по закреплению практических навыков по ведению курса ОРКСЭ в общеобразовательной школе.

В процессе ведения ОРКСЭ отмечается:

Активность и подготовленность студентов;

Четкая выдержанность структуры урока (от эмоционального начала урока к творческому домашнему заданию);

Достаточно широко применение методов и приемов обучения: ломанный текст, тематические игры «Волшебный стул», «Топни-хлопни», драматизация, беседа, вокальное и коллективное исполнение песен, анализ проблемных ситуаций, тренинги практических навыков, деловые и ролевые игры, составление словаря терминов, галереи образов;

Использование групповых и парных форм организации деятельности обучающихся (взаимные вопросы и задания групп, взаимообъяснения, обсуждение), формы дискуссии, беседы, художественные чтения, элементы театрализации;

Одним из часто используемых приемов студентов является прием моделирования, который способствует развитию познавательных навыков обучающихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, интегрировать знания и умения из различных предметных и творческих областей, ориентироваться в информационном пространстве, развивает критическое мышление. Студенты часто не дают детям знаний в готовом виде, а предлагают самим сформулировать тему урока, цели, выводы по уроку;

Студенты систематически используют компьютерную технику, интерактивное и мультимедийное оборудование, что позволяет наиболее полно включать иллюстративные материал, интерактивные модели в учебное занятие.

По-нашему мнению, совместная работа оказывает существенное влияние на рост профессионализма учителей школы и педагогов колледжа. Количество педагогов, вовлеченных в опытно-экспериментальную работу – 30 человек колледжа и 15 учителей школы. Экспериментальная работа оказывает влияние на переориентацию профессиональных позиций педагогов, на рост и совершенствование методического мастерства в направлении инновационного развития. Для ряда специалистов (необходимо отметить, что не для всех) участие в планировании, реализации эксперимента по введению инноваций – это раскрытие собственных индивидуальных возможностей, организация ситуаций для профессионального самоопределения, самореализации, самоосуществления, педагогов в профессии, оказание помощи в разработке индивидуальных траекторий творческого развития, обеспечение профессиональных проб, профессиональное позиционирование.

Распределение ролей в эксперименте учит педагогов о ценивать имеющиеся ресурсы для реализации поставленных целей, изучать, преобразовывать и внедрять собственный (или коадаптированный) педагогический опыт по использованию современных методов и приемов, направленных на реализацию инновационных идей, которые несет эксперимент, развития познавательной активности обучающихся в урочной и внеурочной деятельности и, в конечном итоге, повышения эффективности образовательного процесса.

Инновационная деятельность в образовании имеет свои особенности. Первая особенность заключается в том, что субъектами инновационного процесса являются дети, родители и педагоги. Если это не учитывать, то из педагогической инновации выпадет собственно образовательное, вся гуманистическая составляющаяинновационной деятельности. Второй отличительной особенностью педагогической инновации является необходимость системного охвата возможно большего числа педагогических проблем. Условием, определяющим эффективность педагогической инновации, является исследовательская деятельность педагогов, которые, решая проблемы частной методики, задаются общими вопросами и начинают по-новому переосмысливать существующие дидактические принципы. Успешная организация и реализация инновационной деятельности зависит от педагогического коллектива, от осознания ими инновационной идеи, так как в условиях инновационного режима идет активный процесс личностного самоопределения педагога, происходят изменения в характере взаимоотношений между педагогами.

Цель инновационной деятельности активное реагирование на многообразие интересов и потребности детей и их родителей, а также достижение высокого уровня качества образования и развитие обучающихся

Задачи:

Повышение качества предоставляемых образовательных услуг;

Создание условий для поиска эффективных решений актуальных проблем образования;

Привлечение педагогов к инновационной и экспериментальной деятельности по приоритетным направлениям современной системы образования;

Обеспечение взаимодействия науки и практики образования;

Содействие распространению инновационного педагогического опыта;

Создание мониторинга инновационной и экспериментальной деятельности

Принципы инновационной деятельности:

При модернизации образования признается безусловная ценность физического, психологического, духовного и нравственного благополучия детей. Инновационная и экспериментальная деятельность осуществляется с позиции единства традиций и инноваций в развитии образования, направленных на повышение качества предоставляемых образовательных услуг.

Основные направления инновационной и экспериментальной деятельности

Основными направлениями экспериментальной деятельности являются:

- разработка и опытная проверка нового содержания образования; новых образовательных и воспитательных технологий, форм, методов и средств обучения и воспитания;

- разработка и опытная проверка новой учебно-программной и учебно-методической документации;

- разработка и опытная проверка систем оценки качества образования, форм и процедур промежуточной аттестации обучающихся, систем адресного сопровождения и поддержки различных категорий обучающихся.

Основными направлениями инновационной деятельности являются:

- отработка механизмов обновления содержания образовательного процесса (создание компьютеризированных курсов, проблемное обучение, программное обеспечение, организация исследовательской деятельности с получением новых для обучающихся знаний и т. д.), форм образовательного процесса (новые методики преподавания, новые способы организации учебных занятий, воспитательных мероприятий и т.д.);

- отработка новых методов оценивания образовательного процесса (рейтинговая система, расширение бальной шкалы, создание портфолио и др.);

- отработка систем, основанных на использовании новых воспитательных средств, способствующих социализации детей и подростков;

- отработка новшеств, направленных на привлечение представителей общества к управлению школой; - отработка новых форм повышения профессиональной компетентности педагогических работников образовательного учреждения, ориентированных на обеспечение более высокого качества образования (дистанционное обучение, тьюторство, освоение курсов по обучению менеджеров образования, экспертов и др.)

Управление инновационной и экспериментальной деятельностью

Общие вопросы управления инновационной и экспериментальной деятельностью осуществляет директор школы, в том числе:

- определяет приоритетные направления инновационной и экспериментальной деятельности;

- принимает необходимые меры по совершенствованию нормативно-правовой базы в сфере инновационной и экспериментальной деятельности;

- выступает с предложениями, направленными на совершенствование инновационной и экспериментальной деятельности школы.

- контролирует реализацию программ инновационной и экспериментальной деятельности.

В целях развития инновационной и экспериментальной деятельности, выработки управленческих решений в сфере экспериментальной деятельности, проведения гласной, независимой, компетентной и объективной экспертизы инновационных образовательных проектов, экспериментальных программ, отслеживания промежуточных и итоговых результатов экспериментальной деятельности школы приказом директора создается научно-методический совет, который руководит инновационной и экспериментальной деятельностью. организует экспертизу инновационных образовательных проектов, программ экспериментальной деятельности, ежегодно подводит общие итоги результатов инновационной и экспериментальной деятельности.

Ключевым для развития сферы образования является нормативное правовое регулирование экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования. Закон об образовании подробно регламентирует данные вопросы, включая в себя отдельную ст. 20, посвященную непосредственно им.

Согласно ч. 1 данной статьи экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования осуществляется в целях обеспечения модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития России, реализации приоритетных направлений государственной политики России в сфере образования. Фактически, законодательно четко закрепляется связь между развитием системы образования и основными направлениями социально-экономического развития, а также приоритетными направлениями государственной политики - что представляет систему образования как одну из общественных систем, которая должна быть согласована с направлениями развития общества, направлениями политики.

При этом законодательно понятия экспериментальной и инновационной деятельности четко разделяются.

Экспериментальная деятельность направлена на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных технологий, образовательных ресурсов. Экспериментальная деятельность осуществляется в форме экспериментов, порядок и условия проведения которых определяются Правительством РФ. Ни региональные, ни муниципальные органы власти не вправе регулировать вопросы экспериментов в образовании. Уровень регулирования - исключительно федеральный. Примером может служить, например, постановление Правительства РФ от 31.08.2013 № 756 «О проведении в 2013-2015 годах эксперимента по обучению молодых женщин в возрасте до 23 лет, имеющих одного и более детей, на подготовительных отделениях федеральных государственных образовательных организаций высшего образования».

Инновационная же деятельность ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования.

Инновационная деятельность осуществляется в форме реализации инновационных проектов и программ. Согласно ч. 3 ст. 20 Закона об образовании при реализации инновационного проекта или программы должны быть обеспечены соблюдение прав и законных интересов участников образовательных отношений, предоставление и получение образования, уровень и качество которого не могут быть ниже требований, установленных ФГОС, ФГТ.

В рамках инновационной деятельности инновационные проекты и программы могут реализовываться:

  • организациями, осуществляющими образовательную деятельность;
  • иными действующими в сфере образования организациями;
  • их объединениями.

Федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов РФ, осуществляющие государственное управление в сфере образования, в рамках своих полномочий создают условия для реализации инновационных образовательных проектов, программ и внедрения их результатов в практику.

Для того чтобы обеспечить условия для реализации инновационных проектов и программ, имеющих существенное значение для обеспечения развития системы образования, субъекты инновационной деятельности могут признаваться федеральными или региональными инновационными площадками. Федеральные и региональные инновационные площадки составляют инновационную инфраструктуру в системе образования. Важным моментом является то, что статуса муниципальной инновационной площадки законодательство не предусматривает.

Порядок формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в системе образования (в том числе порядок признания организации федеральной инновационной площадкой), перечень федеральных инновационных площадок устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Порядок признания организаций региональными инновационными площадками устанавливается органами государственной власти субъектов РФ.

Согласно Порядку формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в системе образования, утвержденному приказом Минобрнауки России от 23.07.2013 № 611, основными направлениями деятельности инновационных площадок являются:

  • 1) разработка, апробация и (или) внедрение:
    • - новых элементов содержания образования и систем воспитания, новых педагогических технологий, учебно-методических и учебно-лабораторных комплексов, форм, методов и средств обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе с использованием ресурсов негосударственного сектора;

примерных основных образовательных программ, инновационных образовательных программ, программ развития образовательных организаций, работающих в сложных социальных условиях;

новых профилей (специализаций) подготовки в сфере профессионального образования, обеспечивающих формирование кадрового и научного потенциала в соответствии с основными направлениями социально- экономического развития Российской Федерации;

  • - методик подготовки, профессиональной переподготовки и (или) повышения квалификации кадров, в том числе педагогических, научных и научно- педагогических работников и руководящих работников сферы образования, на основе применения современных образовательных технологий;
  • - новых механизмов, форм и методов управления образованием на разных уровнях, в том числе с использованием современных технологий;
  • - новых институтов общественного участия в управлении образованием;

новых механизмов саморегулирования деятельности объединений образовательных организаций и работников сферы образования, а также сетевого взаимодействия образовательных организаций;

2) иная инновационная деятельность в сфере образования, направленная на совершенствование учебно-методического, научно-педагогического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования.

Таким образом, законодательство защищает участников образовательной деятельности в ходе ведения экспериментальной, инновационной деятельности в образовании - что обусловлено тем, что в рамках экспериментов, инновационных программ и проектов есть риск ущерба интересам обучающихся. В первую очередь устанавливается ряд обязательств, которые призваны гарантировать права обучающихся. Кроме того, устанавливается высокий (федеральный, региональный) уровень регулирования соответствующей деятельности.

Вместе с тем закономерно от экспериментальной и инновационной деятельности законодатель не отказывается, поскольку, несмотря на потенциальные риски, именно в рамках подобных видов деятельности возможно развитие системы образования.

Управление инновационной, экспериментальной деятельностью

педагогов в общеобразовательной школе

Т.А. Красильникова, заместитель директора

по учебной работе МБОУ "СОШ № 20"

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, отмечено, что в середине текущего десятилетия российская экономика оказалась перед долговременными системными вызовами, отражающими как мировые тенденции, так и внутренние барьеры развития.

Один из таких вызовов - возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития. При этом стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.

Реализация этой цели предполагает решение следующих приоритетных задач :

    обеспечение инновационного характера базового образования;

    модернизация институтов системы образования как инструментов социального развития;

    создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров;

    формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, участие в международных сопоставительных исследованиях.

Сейчас необходимы люди, мыслящие не шаблонно, умеющие искать новые пути решения предложенных задач, находить выход из проблемной ситуации. Именно таких людей имел в виду психолог В. Штерн, формулируя определение одаренности: «Умственная одаренность есть общая способность приспособления к новым задачам и условиям жизни».

На первый план выдвигается основная задача современного образовательного учреждения: организация сотрудничества педагогов, родителей, учащихся и социума, направленного на качественное становление личности ребенка, умеющей жить в гармонии с собой и окружающим миром. Поэтому каждой школе необходима своя комплексно-целевая программа развития детской одаренности, одаренных детей.

Наша школа с 2008 года – участник городской экспериментальной площадки «Современные технологии развития детской одаренности в условиях общеобразовательной школы города Рязани», целью которой является содействие внедрению современных технологий развития детской одаренности в практику общеобразовательных школ города Рязани. На основе Программы ГЭП мы разработали свою комплексно-целевую Программу, цель которой не только содействие внедрению современных технологий развития детской одаренности в практику школы, но и создание условий для оптимального развития детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачок в развитии способностей, поддержка исследовательской деятельности учащихся.

Задачи:

1. Организация повышения квалификации педагогов-экспериментаторов в области теоретических исследований детской одаренности, освоение ими современных технологий ее развития, применимых в условиях общеобразовательной школы.

2. Создание, разработка и внедрение инновационных технологий в учебно-воспитательный процесс.

3. Апробация освоенных педагогами технологий развития детской одаренности и выявление условий их эффективного применения в общеобразовательной школе.

4. Создание и обеспечение процесса функционирования механизма мотивации участников Программы на научно-исследовательскую деятельность.

5. Раннее раскрытие интересов и склонностей учащихся к научно-исследовательской деятельности

6. Профориентация молодежи на наукоемкие профессии.

7. Развитие познавательной активности учащихся, исследовательских умений и навыков, ознакомление с методами и приемами научного поиска.

Ожидаемые конечные результаты:

1. Подготовка педагогов, имеющих высокую квалификацию в сфере развития одаренности у детей в условиях общеобразовательной школы.

2. Определение современных возможностей обогащения развивающей среды школы как фактора развития одаренности детей.

3. Увеличение удельного веса численности обучающихся, принявших участие в предметных олимпиадах, конкурсах, конференциях.

4. Положительная динамика изменения процентного соотношения состава учителей, имеющих первую и высшую квалификационные категории.

5. Подготовка материалов с результатами эксперимента и методическими рекомендациями по их внедрению в практику общеобразовательных школ.

6. Публикация и распространение материалов эксперимента.

Мы считаем, что для успешной работы по развитию детской одарённости необходимы следующие условия:

Осознание важности работы всеми членами педколлектива;

Создание и постоянное совершенствование методической системы и предметных подсистем работы с детьми;

Постоянная работа по совершенствованию учебно-воспитательного процесса с целью снижения учебной и психологической перегрузки учащихся;

Включение в работу учителей, обладающих определенными качествами.

Вступление школы в экспериментальную деятельности привело нас к необходимости научиться управлять изменениями, если хотим достигать экстраординарных результатов. Нам было нужно, чтобы изменения, происходящие в нашей жизни, были позитивными и приводили нас к успеху.

Первая реакция на любое изменение – сопротивление.

Сопротивление – это только внешнее проявление другого процесса – того, как люди проверяют новые идеи. Лучший способ использовать это сопротивление – помочь людям следовать этому систематическому процессу проверки.

Профессор Джон Коттер в своей книге «Управление изменениями» выделяет следующие причины сопротивления:

Боязнь потерять что-то ценное;

Слабая коммуникация между руководителем и персоналом;

Различная оценка ситуации;

Боязнь процесса адаптации.

Выделяем следующие этапы вхождения в экспериментальную деятельность:

    актуализация – объяснение необходимости изменений;

    первичное внедрение (участие только добровольное);

    мониторинг и анализ предварительных результатов (безоценочный);

    внесение корректив в план реализации;

    мотивационный (по постепенному вовлечению заинтересованных лиц);

    публичное предъявление продукта;

    поощрение участников;

    активное внедрение в практику деятельности школы, максимальное увеличение количества участников.

По мнению Джона Коттера, важнейшая роль в процессе изменений отводится самому первому этапу, на котором нужно заинтересовать людей в изменениях, пробудить в них чувство крайней необходимости изменений. Необходимо вызвать у людей эмоции, чувства, чтобы они сами захотели меняться, только тогда преобразования будут качественными и успешными. Согласно плана работы городской экспериментальной площадки специалистами Центра ПМС-сопровождения детей и подростков были проведены семинары-практикумы для педагогов общеобразовательных школы – участников эксперимента: «Одаренность и одаренный ребенок. Рабочая концепция одаренности», «Экопсихологический подход к проблеме развития детской одаренности». С целью развития креативности педагогов специалисты Центра ПМСС на этих семинарах также проводились социально-психологические тренинги, на которых активность участников являлась основной формой поведения. Она подразумевала постоянное реальное включение каждого участника в интенсивное групповое взаимодействие. В жизни человек часто замыкается в себе, сосредотачиваясь лишь на собственных проблемах. Необходимо было научиться сочетать эту погруженность в себя с активной включенностью в другого, в анализ групповых процессов. На занятиях поощрялась конструктивная полемика между участниками, включая руководителя тренингов. В дальнейшем мы также использовали такую форму работы на встречах педагогов-экспериментаторов в рамках школы, с целью дальнейшего самораскрытия, открытия в себе сильных сторон, т. е. таких качеств, навыков, стремлений, которые человек принимает, ценит в себе, которые дают чувство уверенности и доверия к самому себе; изучения возможностей использования своих сильных сторон во взаимоотношениях с другими людьми. На первом этапе был также проведен педагогический совета «Система работы с одаренными детьми». Цель: формирование образовательного пространства, мотивирующего детей к самореализации и саморазвитию. Задачи:

1) создание организационно-педагогических условий в рамках урочной деятельности;

2) формирование инновационного развивающего пространства;

3) создание условий для самоопределения педагогов;

4) психологическое обеспечение деятельности педагогов и учащихся.

На этапе внедрения в силу объективных причин менялся состав участников экспериментальной деятельности. На сегодняшний момент серьезной проблемой является отсутствие в составе нашей группы педагога-психолога. Заставить учителя насильно профессионально развиваться невозможно. Известная восточная мудрость гласит: «Можно сколько угодно раз подводить коня к воде, но невозможно заставить его пить». Сегодня мы делаем акцент на самообразование, саморазвитие, самодиагностику.

Повышению педагогического мастерства учителей способствовало обучение на курсах («Свободное программное обеспечение в образовательном пространстве», «Формирование компетентностного подхода в работе учителя физики», «Инновации в преподавании курса физики в средней школе», «Проектная деятельность в информационной образовательной среде ХХI века(Intel Обучение для будущего)»), участие в работе семинаров («Актуальные вопросы математического образования», «Современные тенденции математического образования») и вебинаров.

Самообразование педагогов осуществлялось по темам:

    Формирование умственной культуры в процессе обучения математике.

    Применение технологии личностно-ориентированного и развивающего обучения на уроках математики.

    Формирование умственной культуры в процессе обучения физике.

    Развитие познавательного интереса к предмету географии.

    Нравственное воспитание учащихся на уроках литературного чтения через анализ художественного произведения.

    Имя существительное в системе русского языка в начальной школе.

    Технология развития мышления на уроках литературы.

В результате поиска путей активизации познавательной деятельности учащихся педагогическая мастерская каждого учителя пополнилась наряду с традиционными новыми активными методами и формами обучения:

Методы и средства

обучения

Организационные

формы

Используемые технологии

Проблемные

поисковые

эвристические

игровые

исследовательские

проектные

Урок-лекция

урок-консультация

урок-практикум

урок-конференция

урок-зачет

урок -путешествие

урок- экскурсия

урок-турнир

предметные декады

дни наук

Технология дифференцированного обучения

Технология личностно-ориентированного , развивающего обучения

ИКТ

Игровая деятельность Организация самостоятельной работы

Развитие креативного мышления

Проектная деятельность

Модульное (блочное) обучение

В работе с учащимися учителя ставят перед собой задачу развития умения самостоятельно добывать знания из различных источников, анализировать факты, делать выводы и обобщения, аргументировать свой ответ, т.е. развивать мыслительные способности учащихся. Другими словами приходится «выращивать» способности каждого ребенка, предлагая ему систему творческих заданий через работу на уроке, подготовку к проведению предметных недель, к работе в школьном научном обществе, подготовку к олимпиадам.

Для достижения максимального использования способностей учащихся применяем следующие методы работы: поисковый, частично-поисковый, проблемный, проективный. И такие формы работы, как предметная олимпиада, конкурсы и викторины, проекты, индивидуальные творческие задания.

Появление и использование информационных технологий дало возможность реализоваться каждому ученику, показать свои способности. Работа с материалами из Интернета, с дополнительной справочной литературой, создание на их основе электронных презентаций позволило создать Банк творческих работ учащихся, куда вошли творческие работы учащихся по изучаемому материалу.

Игровой метод обучения способствует развитию творческих способностей учащихся.

Проектная деятельность учащихся позволяет реализовать компетентностный подход в обучении, учит самостоятельной деятельности каждого ученика и работе в группе, активизирует самостоятельную деятельность детей, в которой преобладает проектно-исследовательский подход, новые методы интеграции информационных технологий в учебном процессе, повышается интерес к изучаемым предметам.

Педагоги-экспериментаторы работают над созданием развивающей образовательной среды, выступив одним из инициаторов деятельности педагогического коллектива в этой области. Этот выбор обоснован и социальным заказом школе, и результатами информационно-аналитических материалов. В частности, нежелание некоторой части детей учиться, неумение самостоятельно получать знания, интеллектуальная пассивность учащихся, небольшой удельный вес численности обучающихся, принимающих участие в предметных олимпиадах, конкурсах, конференциях мотивировали педагогов на поиск новых путей активизации познавательной деятельности учащихся.

Методы мотивации и стимулирования, используемые учителем в процессе обучения (В.В.Пикан)

Группы методов

М е т о д ы

Эмоциональные

    Поощрения

    Порицания

    Учебно-познавательные игры

    Создание ярких наглядно-образных представлений

    Создание ситуации успеха

    Стимулирующее оценивание

    Свободный выбор заданий

    Удовлетворение желания быть значимой личностью

Познавательные

    Опора на жизненный опыт

    Познавательные интересы

    Создание проблемных ситуаций

    Побуждение к поиску альтернативных решений

    Выполнение творческих заданий

    Предъявление заданий на смекалку

    «Мозговая атака»

    Развивающая кооперация

Волевые

    Предъявление учебных требований

    Информирование об обязательных результатах обучения

    Формирование ответственного отношения к учению

    Познавательные затруднения

    Самооценка и коррекция своей деятельности

    Рефлексия поведения

    Прогнозирование будущей деятельности

Социальные

    Развитие желания быть полезным отечеству

    Побуждение подражать социальной личности

    Создание ситуации взаимопомощи

    Эмпатия, сопереживание

    Поиск контактов и сотрудничества

    Заинтересованность результатами коллективной работы

    Взаимопроверки

    Рецензирование

Организация деятельности на уроке имеет продолжение – кружковые занятия. В школе работают кружки: «Хочу все знать», «Занимательная информатика», «За страницами учебника математики», «Мы и Вселенная», «Лаборатория компьютерных технологий», «Развитие творческого мышления учащихся», «Ритмика», «Маленькие умельцы» (преподаватели из ЦДТ «Приокский»), «Умники и умницы» (развитие логического мышления учащихся), «Выдумывай! Пробуй! Твори!» (проектная деятельность), «Азбука здоровья», «Мой друг - библиотека». Есть опыт организации элективных курсов. Особой формой совместной творческой деятельности педагогического коллектива и учащихся являются предметные декады.

Создавая развивающую образовательную среду, педагоги пришли к необходимости создания научного общества учащихся. Хорошие предпосылки для этого уже были. Основным направлением работы НОУ является выявление и поддержка способных, талантливых и одаренных учащихся, развитие их интеллектуальных способностей, поддержка научно-исследовательской деятельности.

Обобщение опыта работы было представлено в различных видах: открытые уроки, доклады, статьи, методические разработки, творческие отчеты, выставки, слайдфильмы.

Распространение педагогического опыта осуществлялось через

- выступления

Методическое объединение – отчет по темам самообразования, обмен опытом

Научно-практическая конференция учителей школы

Педагогический совет («Система работы по развитию учащихся в условиях общеобразовательной школы»)

Городской педагогический фестиваль «Новый век: образование сегодня и завтра»

августовское совещание заместителей директоров школ г. Рязани

Введение

Опытно-экспериментальной считается деятельность, основанная на научном анализе существующей теории и практики образования, направленная на создание условий для эффективной реализации социально-педагогических инициатив, обеспечивающих разностороннее, свободное и творческое развитие личности.

В опытно-экспериментальной работе (ОЭР) принимают участие все педагоги, работающие в инновационном и экспериментальном режиме в гимназических, профильных, общеобразовательных, коррекционно-развивающих классах школы.

Опытно-экспериментальная деятельность уникальна по своему характеру, это творческая деятельность исследователей, которые обладают авторскими правами на результаты своего интеллектуального труда. Опытно-экспериментальная работа направлена на совершенствование теоретической базы обучения, воспитания и развития школьников, достижение положительных результатов практической деятельности на основе современных концептуальных подходов к управлению образования, обновления его содержания, внедрения эффективных технологий, развития межличностных отношений, взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса с учетом существующих психолого-педагогических и социально-экономических аспектов жизнедеятельности детей и подростков.

ОЭР не является основным для образовательного учреждения видом деятельности, но может стать необходимым для решения стоящих перед ним задач. Потребность в информации, в апробации новой модели образования или ее отдельных компонентов, может возникнуть у школы, педагогического коллектива, встретившихся с новыми проблемами, проектирующих для себя индивидуальную стратегию дальнейшего развития.

Опытно-экспериментальная деятельность в учреждениях образования

ОЭР начинается по инициативе образовательного учреждения или по заказу научных, педагогических и иных организаций, органов управления образованием, а также общественных организаций (родительского коллектива, педсовета) и частных лиц, при условий согласования с органами управления образованием.

Любая ОЭР в образовательном учреждении прямо или косвенно влияет на самочувствие учащихся, их интеллектуальной и общее развитие, затрагивая интересы и права в получении образования. Поэтому государственный контроль за условиями и результатами этой деятельности в образовательных учреждениях города осуществляют органы управления образованием.

Педагогические работники ведут исследовательскую деятельность в соответствии с индивидуальными планами, утвержденными научно-методическим советом, периодически отчитываются о проделанной работе и ее итогах в различных формах (защита реферата, выступление с докладом на научно-практической конференции, педагогических чтениях, публикация статей, методических рекомендаций, программ, учебных пособий, дидактического материала и др.).

Целесообразность, актуальность, новизна, научная обоснованность и обеспеченность ОЭР становится предметом экспертизы, осуществляемой экспертными советами. Общее научное руководительство и координация ОЭР в городе осуществляет городской экспертный совет, работающий на основе Положения, утвержденного начальником ОО и С.

Организация работы

Опытно-экспериментальная работа осуществляется как в индивидуальном порядке, так и в творческих группах (секции, лаборатории, творческие мастерские, временные объединения, экспериментальные группы и др.).

Педагоги-исследователи собираются на совещания (не реже двух раз в год) для обсуждения хода и итогов работы, выступают с творческими отчетами, организуют выставки, утверждают планы дальнейшей деятельности, научно-практических конференциях разного уровня. Руководство опытно-экспериментальной работой осуществляет Экспертный совет, в который могут входить представители педагогической и научной общественности: учителя, ученые, преподаватели и методисты вузов, руководители образовательных учреждений, финансисты и другие специалисты. Совет избирает из своего состава председателя, заместителя и секретаря.

Экспертный совет рассматривает в течение одного месяца заявки от учителей школы на участие в опытно-экспериментальной работе; принимает решение о целесообразности предлагаемых исследований; определяет статус школьной экспериментальной площадки (ШЭП) на основании квалифицированной экспертизы заявленной проблемы и степени готовности условий для ее разработки с указанием (в случае необходимости) рекомендаций по обеспечению эксперимента. Заключения экспертной комиссии является основанием для приказа директора образовательного учреждения.

Задачи экспертного совета:

1) обеспечивать быстрое реагирование педагогического коллектива на изменение педагогической ситуации, направлять деятельность на поиск путей и механизмов оптимизации учебно-воспитательного процесса в соответствии с практическими потребностями образовательного учреждения;

2) разрабатывать план опытно-экспериментальной работы в школе, анализировать его выполнение;

3) утверждать на основании заключения экспертной комиссии школьные экспериментальные площадки, темы и программы исследований кафедр, творческих коллективов, индивидуальных поисков;

4) контролировать ход выполнения, сроки и результаты проводимых исследований, заслушивает отчеты руководителей и участников экспериментов;

5) координировать деятельность творческих групп в соответствии с целями и задачами инновационных преобразований школы;

6) проводить организационную работу по оказанию консультативной помощи педагогическим работникам, предоставлению необходимых рабочих материалов, подбору научных руководителей, литературы;

7) привлекать специалистов для рецензирования и внешней экспертизы авторских работ;

8) создавать условия для реализации программ научных исследований, внедрения в практику успешно завершившихся экспериментов;

9) информировать учителей о научных достижениях в различных отраслях знаний, передовом педагогическом опыте, основных направлениях развития профессиональной сферы деятельности;

10) вносить предложения администрации школы о поощрении учителей за практический вклад в разработку актуальных проблем, обеспечивающих инновационный характер развития образовательного учреждения.

Совет решает вопросы, отнесенные к его компетенции, на заседаниях не реже одного раза в четверть, может созываться также по ходатайству 35 % его членов в течение одной недели после поступления заявления секретарю. Совет принимает решения открытым голосованием большинством голосов (2/3 списочного состава членов совета).

Заявка на организацию школьного эксперимента должна содержать:

· обоснование актуальности и значимости предлагаемого эксперимента для развития образовательного учреждения;

· программу эксперимента, предусматривающую изучение теоретических основ проблемы и ее реализации на практике;

· формулирование проблемы, определение темы, цели, задач исследования, разработку исходной гипотезы, показателей и критериев результативности работы, план проведения эксперимента, подбор экспериментальной и контрольной групп испытуемых, выбор методов исследования, создание необходимых условий работы, прогноз потерь и компенсацию негативных явлений, проведение эксперимента, сбор и обработку получаемых данных, оформление результатов исследования и внедрение в практику.

Прекращение деятельности школьной экспериментальной площадки производится в случае завершения эксперимента или получения негативных результатов, оформляется приказом директора образовательного учреждения на основании заключения экспертной комиссии.

Опытно-экспериментальная работа заключается:

1) в выявлении противоречий учебно-воспитательного процесса, ранжирование и исследование проблем в зависимости от практической потребности и готовности школы к их разрешению;

2) в разработке и реализация целевых индивидуальных и авторских программ, концепций, новых методик и технологий, стандартов разноуровневого образования, эталонов оценочной деятельности, разнообразных методов диагностирования, критериев эффективности труда, создание учебно-методического комплекса;

3) в структурировании учебных программ и курсов на основе принципов синхронизации и интеграции изучения материала;

4) в создании банка данных о наиболее эффективных педагогических и методических системах, технологиях;

5) в сотрудничестве педагогов, ученых, одаренных учащихся в опытно-экспериментальной работе;

6) в выполнении заказов на опытно-экспериментальные разработки от учреждений, научных организаций, управленческих структур;

7) в осуществлении информационно-методической и издательской деятельности.

Классификация видов ОЭР

Отдельные исследования различаются по характеру цели, субъекта, объекта и предмета исследования, длительности и масштабам поисковой и экспериментальной работы.

По характер решаемых проблем и ожидаемых результатов ОЭР может быть: фундаментальным исследованием, прикладным исследованием, разработкой, внедрением инновационного педагогического опыта в практику работы образовательного учреждения.

По характеру мотивации: инициативная (по инициативе самого образовательного учреждения), заказная ОЭР.

По уровню объекта исследований эксперимента в структуре педагогической системы: системные, модульные или локальные исследования (изменения).

По компоненту педагогической системы, избранному в качестве объекта исследование эксперимента: цели образования, его содержание, технологии образования, организация образовательной деятельности, и т.д.

По степени актуальности: достаточно актуальная, актуальная, высокоактуальная. По длительности исследования: оперативная, среднесрочное исследование, длительная. По экспериментальной базе исследования: ОЭР на малой экспериментальной площадке (1-2 класса), ОЭР на базе средней экспериментальной площадки (группа классов), ОЭР на базе общешкольной площадки, ОЭР на базе объединения нескольких образовательных учреждений.

Финансирование опытно-экспериментальной работы ОЭР в образовательных учреждениях всегда связана с некоторым риском. Ответственность за ее возможные негативные последствия распределяются между учредителями и исполнителями в соответствии с уровнем их компетенции. Полную ответственность за инициативную ОЭР несут учредитель и руководитель образовательного учреждения совместно с авторами и ответственными исполнителями.

Разрешения на эксперимент дают органы управления образованием разных уровней в рамках своей компетенции на основе рекомендаций соответствующих экспертных советов.

Образовательным учреждением, ведущим поисковую, исследовательскую и экспериментальную работу по актуальным темам и проблемам и включенным в городскую (областную) целевую программу в зависимости от масштабов объектов и предмета исследования, степени разработанности и уровня освоения нового содержания и образцов образовательной деятельности присваивается статус ОЭР:

· городское экспериментальное образовательное учреждение;

· городская площадка ОЭР;

· городское опорное образовательное учреждение;

Финансирование городской целевой программы ОЭР осуществляется учредителями образовательных учреждений - участников программы. Юридическим основанием для открытия финансирования является приказ начальника городского отдела образования.

Средства, выделяемые учредителем на финансирование программы, направляются на установление дополнительных штатных единиц, установление надбавок к заработной плате исполнителей ОЭР, другие расходы, связанные с темой и направлением ОЭР (компьютеры и оргтехника, методическая литература, командировки и др.).

Размер надбавок к заработной плате исполнителей ОЭР и количество дополнительных штатных единиц определяется в зависимости от статуса ОЭР. Учредитель имеет право вводить и другие штатные единицы, а также увеличивать размер надбавок исполнителям при наличии необходимых средств и целесообразности с точки зрения ОЭР.

Право распределения и перераспределения оплаты участникам ОЭР предоставляет руководителю образовательного учреждения на основе коэффициента трудового участия по соглашению с научным руководителем. Перераспределение производится по итогам не чаще одного раза в квартал.

Руководство образовательного учреждения является административным руководителем и ответственным исполнителем ОЭР и несет ответственность за рациональное и эффективное использование ресурсов и финансовых средств, отпущенных на производство ОЭР.В целях координации исследовательской работы образовательных учреждений - участников ОЭР между собой и учреждениями высшего и профессионального дополнительного образования на базе отдельных ОУ или их групп могут создаваться творческие лаборатории, школы лаборатории, детские сады-лаборатории, деятельность которых регламентируется специальными Положениями. Финансирование деятельности лаборатории ОЭР осуществляется в соответствии с их целями и задачами учредителями входящих в них образовательных учреждений.

Научное руководство ОЭР в образовательных учреждениях

Научный руководитель ОЭР в образовательном учреждении - это специалист, владеющий методологией и методиками психолого-педагогических исследований, знакомый с практикой и научной литературой по проблемам проводимого исследования и способный возглавить научную деятельность работников образовательного учреждения, организуемую для решения стоящих перед ним научных и практических задач.

Работа научного руководителя в образовательном учреждении организуется в постоянной или временной основе. Научный руководитель, работающий на постоянной основе, принимается на должность научного сотрудника образовательного учреждения. Временная работа научного руководителя организуется на основе договора или соглашения.

Образовательное учреждение в лице директора выступает в нем в качестве заказчика, а научный работник - в качестве исполнителя возлагаемых на него функций. Кандидатура научного руководителя утверждается учредителем образовательного учреждения. Круг обязанностей ОЭР составляют:

· определение в результате соглашения с руководством образовательного учреждения темы, проблемы, сроков, предполагаемых результатов ОЭР;

· организация и управление научной деятельностью исполнителей ОЭР из числа работников образовательного учреждения;

· знакомство руководства образовательного учреждения с организационной документацией и предварительными результатами ОЭР;

· передача руководству образовательного учреждения окончательных результатов ОЭР в форме, определенной соглашением и зафиксированной и организационной документации ОЭР.

В обязанности руководителя образовательного учреждения входит:

издание приказа (распоряжения) об организации ОЭР, об участниках ОЭР, об отчетности научному руководителю конкретных исполнителей, а так же создание необходимых для проведения ОЭР условий. Научный руководитель совместно с исполнителями ОЭР планирует их работу, формирует конкретные задания, контролирует ход и качество их выполнения, оказывает при необходимости консультативную и методическую помощь.

Исполнители ОЭР предоставляют научному руководителю результаты своей работы, зафиксированные в установленной им форме для дальнейшей обработки и включения их в итоговые материалы ОЭР.Научный руководитель предоставляет в экспертный совет по его требованию организационно-техническую документацию и отчеты о ОЭР, а также при необходимости обеспечивает доступ членов Совета на экспериментальные площадки.

Экспертный совет дает заключение о соответствии характера проводимой работы требованиям методологии педагогических исследований, при необходимости вырабатывает рекомендации по совершенствованию оцениваемой работы или вносит предложение в Управление образования о ее продолжении или прекращении.

Научный руководитель ОЭР несет должностную ответственность перед руководством образовательного учреждения: за качество программы ОЭР, обоснованность выбора предлагаемых для ее реализации средств и методов, а так же за своевременное и качественное выполнения научно-исследовательским коллективом намеченной программы ОЭР, качество полученных результатов.

Научный руководитель, кроме того, несет моральную ответственность: за возможные негативные последствия ОЭР для учащихся, за соблюдение норм педагогической и научной этики в ходе ОЭР, уважение авторских прав членов исследовательского коллектива, за корректность использования результатов ОЭР в образовательном учреждении.

Заключение

Так, становится очевидным тот факт, что организация опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности в учреждениях образования - процесс достаточно непростой и трудоемкий. Реализацией ОЭР занимаются не только непосредственные инициаторы и исполнители, но и специалисты многих других уровней образовательной иерархии. Столь пристальное внимание к ОЭР, приложение больших усилий к организации исследовательской деятельности объясняется тем, что зачастую качество и результат опытно-экспериментальной деятельности во многом зависит от ее правильной организации и установления тщательного контроля над ее проведением.

образование педагогический экспериментальный опытный

Список литературы

1. Кутьев В.О. методология педагогики: какая она сегодня? // Советская педагогика. 1980. - № 6. - с.65-70.

2. Об организации опытно-экспериментальной деятельности в системе образования - Приказ Министерства образования РФ - 01.03.2004 № 1123.

3. Теория и практика педагогического эксперимента / Под ред. А.И.Пискунова, Г.В.Воробьева. - М., 1983.

4. Трахтенберг О.В. Методы - методика - методология // Проблемы научной педагогики. - М., 1928.