Костел на малой грузинской часы работы. Кафедральный собор непорочного зачатия пресвятой девы марии - история и небольшая прогулка

Кафедральный собор непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии — третий католический храм, действующий в Москве до революции 1917 года. Два остальных: на Малой Лубянке — костел Святого Людовика Французского, и в Милютинском переулке — Святых Апостолов Петра и Павла. К концу XIX века численность католиков в Москве достигла 30000 человек и принадлежавшая им небольшая церковь Святых Апостолов Петра и Павла уже не вмещала всех прихожан.
В 1894 году было принято решение построить для московских католиков еще один храм. После получения разрешения властей на строительство «филиального» храма, приходской комитет в Милютинском переулке начал сбор средств. Деньги собрали поляки, проживавшие по всей Российской Империи и за рубежом, в том числе — рабочие ткацких фабрик, железнодорожники, строители Транссибирской магистрали, сосланные в Сибирь, на Дальний Восток и Азию, а также многие католики иных национальностей, включая русских.

В архивах Москвы (ЦГИА г. Москвы) и Петербурга (ЦГИА СССР) сохранились документы, рассказывающих о деятельности строительного комитета, в том числе Акт покупки за 10000 рублей золотом десяти гектаров земли для нового храма в районе Малой Грузинской улицы и ведомости сбора пожертвований, где записаны все дарители, независимо от величины взноса. ...неоготический собор в Москве, самый большой католический собор в России, кафедральный собор архиепархии Матери Божией, возглавляемой архиепископом митрополитом Паоло Пецци. Один из двух действующих католических храмов Москвы наряду с храмом святого Людовика Французского (кроме двух храмов в Москве существует также католическая часовня святой Ольги).

Проект храма разработал прихожанин церкви Святых Апостолов Петра и Павла, известный московский архитектор Фома Иосифович Богданович-Дворжецкий, преподаватель Московского училища живописи, ваяния и зодчества, и архитектор Л. Ф. Даукша. Здание было спроектировано в готическом стиле. Прообразом фасада послужил готический собор в Вестминстере (Англия). Костел непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии строили в 1901—1911 гг. В декабре 1911 года состоялось торжественное открытие новой церкви. Строительство обошлось в 300000 рублей золотом. Дополнительные суммы были собраны в 1911—1917 годах на отделку и приобретение церковного инвентаря. В 1938 году храм был закрыт, церковное имущество разграблено, а внутри было организовано общежитие. Во время войны здание пострадало от бомбардировок, были уничтожены несколько башенок и шпилей. В 1956 году в храме расположился НИИ «Мосспецпромпроект». Была произведена перепланировка здания, полностью изменившая интерьер церкви, в частности, основной объём внутреннего пространства был поделён на 4 этажа.

В 1976 году московские власти планировали передачу здания Храма Главному управлению культуры. Разработали проект его реконструкции под зал органной музыки. Но идея не была реализована из-за сопротивления расположившихся в Церкви организаций. В 1989 году московские католики и культурная ассоциация «Дом Польский», объединяющая московских поляков, заявили о необходимости возвращения Храма его естественному и законному владельцу — католикам и их Римско-католической Церкви. В январе 1990 года группой московских католиков был учрежден приход Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии, но еще 8 декабря священник Тадеуш Пикус отслужил первую разрешенную властями Святую мессу на ступенях Церкви. На мессе присутствовало несколько сот человек.

21 апреля 1991 года архиепископ Тадеуш Кондрусевич, Апостольский Администратор для католиков латинского обряда Европейской части, издал декрет о восстановлении католического прихода Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии при одноименной Церкви на Малой Грузинской улице в Москве. 31 мая 1991 года устав Прихода был официально зарегистрирован Управлением юстиции Моссовета. С 7 июня 1991 г. каждое воскресенье во дворе Храма стали проходить Святые мессы.





С 29 ноября 1991 года в Храме служат сестры-салезианки, которые проводят катехизацию, преподают основы Христианства. Одновременно началась благотворительная деятельность, в частности помощь больным и нуждающимся. В 1993—1995 гг. в помещениях Церкви располагалась католическая Высшая Духовная Семинария — Мария Царица Апостолов. 1 февраля 1992 года было подписано решение мэром Москвы Ю. М. Лужковым о постепенном, в течение двух лет, освобождении Храма под церковные требы. Однако передача Приходу хотя бы нескольких помещений так и не состоялась. 2 июля прихожане вошли в Храм и самостоятельно освободили малую часть помещений. После переговоров с представителями Мэрии отвоеванная часть храма осталась за приходом.

7 и 8 марта 1995 года верующие вторично поднялись на борьбу за возвращение всех остальных помещений Храма. Прихожане поняли, что без решительных действий с их стороны ситуация вряд ли изменится. 7 марта, после общей молитвы о возвращении Храма, они поднялись на четвертый этаж и стали выносить хранившуюся там рухлядь. В это время другие прихожане разобрали стену на первом этаже, отделявшую Приход от «Мосспецпромпроекта». 8 марта, прихожане продолжили освобождение помещений Храма. Однако вмешалась милиция и ОМОН: люди были изгнаны из Храма, при этом многие получили телесные повреждения, была сильно избита монахиня, арестованы священник и семинарист. 9 марта архиепископ Тадеуш Кондрусевич обратился с открытым письмом к президенту России Б. Н. Ельцину по поводу ситуации вокруг Храма. В результате мэр Москвы Ю. М. Лужков подписал 7 марта 1995 года давно подготовленное постановление о переводе «Мосспецпромпроекта» в новое помещение и передаче Храма верующим к концу года.

Однако не было никаких гарантий, что это решение будет выполнено. Настоятель прихода о. Иосиф Заневский призвал верующих к молитве о возврате Храма и посту. По четвергам и пятницам в Храме стали совершаться поклонения Святым Дарам и молитвенная процессия вокруг Храма по воскресеньям. Наконец, 13 января 1996 года объединение «Мосспецпромпроект» выехало из храма. А 2 февраля приход Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии получил документы на вечное пользование Храмом. Основную тяжесть возврата и восстановления Храма с Архиепископом и Настоятелем несли также о. Казимир Шиделко, директор Детского приюта им. Иоанна Боско, и многие прихожане. Окончанием реставрации с августа 1998 года руководил о. Анджей Стецкевич.

Генеральный проект восстановления Храма и авторское сопровождение реставрационных работ принадлежат фирме «PKZ». Проект алтарей, часовни и интерьера в целом разработал профессор Ян Таихман (г. Торунь). Постоянную материальную помощь оказывала фирма «EnergoPol», директор Казимир Вершилло. Все три дарителя из Республики Польша. Орган «Rodgers» подарен католической организацией «Помощь Церкви в России», США. Благодаря пожертвованиям благотворительных организаций и католиков многих стран мира, а также молитвам и бескорыстной помощи прихожан, Храм вновь приобрел всю свою первозданную красоту. 12 декабря 1999 года Храм был освящен Легатом Папы Иоанна Павла II, Государственным секретарем Ватикана, кардиналом Анджело Содано и стал Кафедральным собором Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии.

13 апреля 2001 года в Соборе торжественно отметили десятилетие восстановления структур Римско-католической Церкви в России.

Орган – король инструментов. А любая уважающая себя королевская династия ведёт свой род из глубины веков. И это – правда. Предвестие органа можно видеть во флейте Пана и волынке. А изобрёл орган древний грек Ктезибий, живший в египетской Александрии. Правда, был этот орган водяным и звучал во время гладиаторских боёв, а также при церемонии вступления императоров в должность. Изображение водяного органа встречается на монетах императора Нерона – известного любителя музыки.

В IV веке, появились органы, вполне королевские по своему звучанию, а в VII веке папа Виталиан ввёл орган в католическую церковь. Византия же VIII века повсеместно и заслуженно славилась своими органами! Правда, были они грубоваты по виду, а клавиатура была настолько широкой, что по клавишам ударяли не пальцами, а кулаками. Впрочем, и королевские дворы того времени не отличались особой изысканностью нравов.

Уже в XIV веке орган обзавёлся педалями, т.е. клавиатурой для ног. Игра в две руки и в две ноги значительно увеличили возможности исполнителя. А в XV – наконец-то уменьшилась ширина клавиш и увеличилось количество труб. И мы получили того короля музыкальных инструментов, которого знаем и любим сегодня. Дальнейшие усовершенствования имели, хоть и важное, но не столь существенное значение.

Любая королевская династия обязательно владеет какой-то тайной. Есть она и у органа. Орган – исцеляет души. Благородство его столь велико, что любая незатейливая мелодия, исполненная на его трубах, становится высокой музыкой. Кстати, количество труб у некоторых органов доходит до 7000. И, чтобы не запутаться во всём этом многообразии, они сгруппированы по регистрам. Регистр – набор труб с одинаковым тембром и являющимся, как бы, отдельным инструментом. Встречаясь с органом, органист обязательно проводит регистровку. Ведь каждый инструмент абсолютно индивидуален – количество регистров, порой, доходит до 300. А ещё, чтобы не отвлекаться во время игры, органист заранее готовит тембры клавиатур – мануалов. У органа их несколько – на самых больших случается до семи.

Короля делает свита. Чем величественнее король, тем масштабнее шлейф его музыки. А органную музыку писали лучшие композиторы. И, конечно же, самый приближённый и доверенный из них – Иоганн Себастьян Бах. Кстати, Бах, хотя и был великим органистом, к своей игре относился с долей иронии. «Надо только знать какие клавиши и когда нажимать, а всё остальное сделает орган» – отвечал он на вопрос, как это ему удаётся.

Орган подобен оркестру. Но он – величественнее оркестра. За ним – более, чем двухтысячелетняя история. И столь же необозримое будущее. Мы любим орган и признаём его право первенства в прекрасном царстве музыки. Ведь он – истинный король инструментов.

По-настоящему прочувствовать органную музыку можно лишь услышав ее на живом концерте. Не одна, даже самая совершенная акустическая система, не передает вибрации, движения воздуха и волшебство мелодий «короля инструментов». Его мощь и разнообразие обертонов в сочетании со скрипкой, саксофоном и другими инструментами рождают чарующее звучание, которое невозможно забыть.

Благотворительный фонд «Бельканто» предлагает вашему вниманию разнообразную афишу концертов органной музыки в залах Москвы. Выбрать подходящее мероприятие вы можете ниже на этой странице. Наш благотворительный фонд предлагает различный формат программ, от классического органного концерта до аудиовизуальной постановки. Приобрести билет можно зайдя в раздел понравившегося мероприятия, где вы найдете не только описание события, но и время его проведения. Там же вы можете оплатить понравившиеся места удобным способом. Все изменения в расписании сразу же отражаются в афише.

В 1894 г. было получено разрешение на строительство третьего католического храма в Москве, при условии, что костел будет возведен вдалеке от центра города и особо почитаемых православных храмов, без башен и наружных изваяний. Неоготический проект Ф. О. Богдановича-Дворжецкого был утверждён, несмотря на отклонение от последнего условия. Храм возводился в основном с 1901 по 1911 гг. Вид храма отличался от проектного. Собор представляет собой неоготическую трехнефную крестовидную псевдобазилику. Возможно, прообразом для фасада послужил готический собор в Вестминстерском аббатстве, для купола - купол кафедрального собора в Милане. Деньги на строительство собрала польская община и католики других национальностей по всей России. Ограда собора сооружена в 1911 г. (архитектор Л. Ф. Даукш). Храм, получивший название филиальной церкви Беспорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, был освящен 21 декабря 1911 г. Отделочные работы продолжались до 1917 г. В 1919 г. филиальная церковь была превращена в полноценный приход.

В 1938 г. храм закрыт, имущество разграблено, внутри организовано общежитие. До закрытия собора в 1938 г. алтарь собора Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Москве представлял собой трехшпилевую готическую конструкцию с Престолом, возвышавшуюся до потолка апсиды, в которой располагалась дарохранительница. В пресвитерии стояли пальмы, сам он отгораживался от нефа баллюстрадой. Во время войны здание пострадало от бомбардировок, были уничтожены несколько башен и шпилей. В 1956 г. в здание был заселен НИИ «Мосспецпромпроект», проведена перепланировка, внутреннее пространство поделёно на 4 этажа. В 1976 г. разработан, но не реализован, проект реставрации здания под зал органной музыки. 8 декабря 1990 г., по случаю праздника Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, отец Тадеуш Пикус (ныне епископ) впервые отслужил мессу на ступенях собора.

Постоянные богослужения проводятся с 7 июня 1991 г. В 1996 г., после удаления из помещений НИИ «Мосспецпромпроект», храм передан Церкви. 12 декабря 1999 г. Госсекретарь Ватикана кардинал Анджело Содано торжественно освятил отреставрированный Кафедральный собор. В нынешнем виде собор имеет отличия от вида до закрытия в 1938 г. Стрельчатые оконные проёмы украшены витражами. Под оконными проёмами, на внутренних поверхностях стен, находятся 14 барельефов - 14 «стояний» Крестного пути. Имеется пять колоколов, изготовленных на польской фабрике Фельчинских в Перемышле (подарены Тарновским епископом Виктором Скворцом). Самый большой весит 900 кг и носит название «Фатимская Божья Матерь». Остальные: «Иоанн Павел II», «Святой Фаддей», «Юбилей-2000», «Святой Виктор». Колокола приводятся в движение при помощи специальной электронной автоматики.

Имеется орган (th. Kuhn, ag. Mannedorf, 1955), являющийся одним из самых больших органов в России (73 регистра, 4 мануала, 5563 трубы), что позволяет исполнять органную музыку различных эпох. Орган фирмы «Kuhn» получен в дар от Евангелическо-реформатского кафедрального собора «Basel Münster» г. Базеля. Был построен в 1955 г., в январе 2002 г. начались работы по демонтажу органа и все части, кроме регистра № 65 Principal bass 32", были перевезены в Москву. Работы вела органостроительная фирма «Orgelbau Schmid Kaufbeuren e.K.» (Кауфбойрен, Германия - Герхард Шмид, Гуннар Шмид). Орган собора теперь является одним из самых больших в России (74 регистра, 4 мануала, 5563 трубы) и позволяет стилистически безупречно исполнять органную музыку любых эпох. С 2009 года с использованием органа проводится образовательный курс «Западноевропейская духовная музыка», дающий российским музыкантам навыки григорианского хорала и органной импровизации.

В Москве имеется несколько католических храмов. Костел на Малой Грузинской улице - едва ли не самый большой из них. Решение о его строительстве было принято в 1894 году. В те времена в Москве жило просто огромное количество католиков. Это были французы, поляки и т. д. (30 тыс. человек). Двух католических храмов (св. Людовика и св. и Павла), уже имевшихся в XIX веке в столице, попросту не хватало. Деньги на новую церковь собирали сами прихожане - как москвичи, так и жители других регионов России. Шли пожертвования и из-за рубежа. К примеру, из Варшавы было прислано 50 тыс. рублей.

Строительство костела

Строить Римско-католический кафедральный собор начали в начале ХХ в. - в 1901 г. Проект разработал один из известнейших архитекторов столицы и всей страны - Богданович-Дворжецкий. Фома Иосифович был прихожанином костела св. Петра и Павла и преподавал живопись, зодчество и ваяние в Московском училище. Для того чтобы построить новый храм, верующим пришлось обращаться за разрешением к Николаю II и Синоду РПЦ. Под собор было выкуплено 10 га земли. На его возведение ушло порядка трехсот тысяч рублей золотом.

Костел после революции

Открытие новой церкви состоялось в декабре 1911 года. Мессы в храме проводились как до революции, так и после нее. В 1937 г. костел на Малой Грузинской первым из всех, действовавших в Москве, был закрыт. После этого бесследно исчезли практически все церковные принадлежности. Вывезли даже орган и алтарь. Красивейший фасад был обезображен. В церкви начали свою работу различные светские организации. Внутри храма возвели огромное количество перегородок и сделали перепланировку, в результате чего интерьер изменился до неузнаваемости.

Костел после войны

Во время ВОВ в Римско-католический кафедральный собор попала бомба. Однако слишком больших повреждений при этом зданию нанесено не было. В первые дни войны были разобраны башенки церкви, поскольку они могли послужить хорошим ориентиром для немецких летчиков. В результате здание полностью потеряло свое очарование. После войны был разрушен и главный шпиль костела.

В 1976 г. храм хотели отдать под зал органной музыки. Однако сбыться этим планам суждено не было. В стенах костела на тот момент действовало около 15 светских организаций. Разумеется, переезжать на новое место никто не захотел.

Вплоть до 90-х годов костел использовался и в качестве склада. О необходимости его возвращения верующим заговорили в 1989 году. 8 декабря 1990 г. священником Тадеушем Пикусом на ступенях храма была отслужена месса. Несмотря на мороз, в костел пришло огромное количество верующих. Все они молились о возвращении им храма. Первая же после 1937 г. официальная месса была проведена в соборе 07.06.1991 г.

Костел на Малой Грузинской в наши дни

В 1992 г. Ю. М. Лужковым было подписано решение о постепенной передаче помещений храма московским католикам. Однако выселить занимающий храм НИИ «Мосспецпромпроект» долго не удавалось. В 1995 г. верующие самостоятельно разобрали стену, отделявшую это светское учреждение от прихода, и попытались освободить помещение от офисной мебели. Однако вмешавшийся ОМОН разрушил планы католиков. Верующие были изгнаны из костела. Некоторые из них даже получили телесные повреждения.

После этого инцидента католический архиепископ Тадеуш Кондрусевич обратился к Борису Ельцину с просьбой разрешить конфликт между приходом и НИИ. В результате «Мосспецпромпроект» был переведен в другое здание. К концу 1995 г. храм полностью передали верующим. Освящен он был 12.12.1999 г. легатом Папы Римского госсекретарем Ватикана кардиналом Анджело Содано. К концу века собор был полностью отреставрирован. Деньги на реконструкцию, как и при строительстве храма, собрали прихожане. Руководил работами Анджей Стецкевич. В результате собор стал настоящим украшением даже такого богатого на города, как Москва. Костел на Малой Грузинской в наши дни выглядит великолепно, вы можете убедиться в этом из фотографий, размещенных в статье.

В 2005 году собором Basler Munster (г. Базель, Швеция) костелу был подарен орган. Этот инструмент позволяет абсолютно безупречно исполнять музыкальные композиции самых разных эпох.

Сегодня, как и когда-то, в храме проводятся мессы на армянском, английском, польском, французском и других языках. Священники венчают молодоженов, крестят новорожденных, провожают в последний путь умерших. Как и во всех католических храмах, в костеле звучит орган.

Интерьер храма

Входя в Римско-католический кафедральный собор на Малой Грузинской, верующий сразу же видит висящий на стене крест, украшенный цветами. Икон, как и во всех католических храмах, в костеле нет. Зато есть алтарь, возле которого и проводятся мессы. Интерьер костела необыкновенно красив. Особое очарование ему придают витражи - цветные панно, собранные из кусочков стекла. Темнота, высокие своды, мерцание свечей и органная музыка настраивают верующих на соответствующий лад.

Архитектурные особенности

Построено здание из кирпича красного цвета в неоготическом стиле. Это архитектурное направление может считаться в какой-то мере традиционным для католических соборов. Зародился во Франции и очень быстро распространился по всей Европе. Основной его отличительной чертой являются монументальность и стремление всех элементов ввысь. Многие католические соборы, в том числе и костел на Малой Грузинской, украшает огромное количество башенок с тонкими шпилями. Главная ось храма расположена строго на линии Север-Юг. В этом одно из отличий костела от православной церкви, в которой главный вход обычно находится на западе.

Храм на Малой Грузинской представляет собой базилику, построенную в форме латинского креста. Восточный фасад костела очень похож на фасад знаменитого Вестминстерского собора в Великобритании. К главным воротам храма ведет ровно 11 ступеней. Это означает 10 заповедей, плюс символ самого Христа. Лишь соблюдая наказы Иисуса, можно войти в царствие небесное.

В чем разница между католицизмом и православием

Храмы строят и католики, и православные. Разница между двумя этими направлениями христианства, однако, достаточно существенна. Но сначала поговорим об их сходстве. Обе эти церкви отличает наличие жесткой иерархической структуры, своих законов, а также религиозных и культурных традиций. Разумеется, основным объектом поклонения и там и там является Иисус Христос, а также единый Бог Отец. И католики, и православные особо почитают Деву Марию и всех апостолов. В обоих этих направлениях имеются свои великомученики и святые.

В чем же разница? Разделение христианства на католичество и православие произошло очень давно - в XI в. В 1054 г. Патриарх Константинопольский представителей Папы Римского, которые ответили ему тем же. С тех пор католики и православные богослужений вместе не проводят. Объединение этих двух направлений христианства представляется крайне проблематичным и в наши дни. Слишком уж большие изменения первоначальных традиций произошли за века раскола.

Католичество - это прежде всего целостная церковь. Все ее члены и составные части жестко подчинены Папе Римскому. такой монолитностью не отличается. В этом плане она более демократична. Существуют Константинопольская, Русская, Грузинская, Сербская и другие православные церкви. Имеются различия и в религиозных канонах. К примеру, католики уверены в том, что Святой Дух может исходить как от Отца, так и от Сына. Православные же считают, что только от Отца. Различия существуют и в отношении церквей к своим прихожанам. В католицизме, например, разводы категорически запрещены. Православная же церковь иногда их разрешает.

Какие еще католические костелы действуют в Москве на данный момент

Костел на Грузинской не единственная католическая церковь в столице. Имеются и другие:

  1. Костел св. Людовика. Основана эта церковь была еще в 1791 г. В начале XIX века (1827-1830 гг.) на месте старого здания построили новое в стиле базилики. Возведена церковь была по проекту зодчих Д. И. и А. О. Жилярди. После 1917 г. этот храм не закрывался, и мессы в нем продолжали служить. В 1992 г. верующим были возвращены все здания, относившиеся к костелу до 1917 г., в том числе и здание лицея.
  2. и Павла. Это еще один костел в Москве, основанный очень давно - в 1817 г. Новое здание построили в 1903-1913 гг. по проекту архитектора В. Ф. Валькота. После революции храм был закрыт, и в нем располагались различные светские организации. Сегодня эта церковь опять передана верующим.
  3. Англиканская церковь св. Андрея. Основан этот костел был в 1814 г. Нынешнее здание возвели в 1882-1884 гг. Проект храма разработал англичанин Р. К. Фримен. В 1920 г. церковь была закрыта. В настоящий момент она передана верующим.

Костелы Москвы. Адреса

Католические храмы столицы можно посетить по адресам:

  1. Римско-католический кафедральный собор: ул. Малая Грузинская, д. 27.
  2. Церковь апостолов Петра и Павла: пер. Милютинский, д. 19, кв. 18.
  3. Церковь св. Людовика: М. Лубянка, д. 12.

Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии May 10th, 2012

В Москве находятся два действующих католических храма. Первый и самый большой католический собор в России - это собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, построенный в 1901-1911 годах в неоготическом стиле. Сейчас собор относится к памятникам архитектуры федерального значения. О нем и пойдет рассказ. О втором московском католическом храме - храме святого Людовика Французского, речь пойдет в следующий раз. А сейчас пройдемся вокруг собора Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, заглянем внутрь и, конечно же, вкратце узнаем основные исторические события, связанные с ним.


Расположен собор по адресу: Малая Грузинская улица, дом 27/13. Ближайшие станции метро - "Краснопресненская", "Улица 1905 года" и "Белорусская".


Как уже говорилось, основной объём храма был построен в 1901-1911 годах. Деньги на строительство были собраны польской общиной, численность которой в Москве в конце XIX века достигала 30 тысяч человек, и католиками других национальностей по всей России. Ограда собора сооружена в 1911 году по проекту архитектора Л.Ф.Даукша.


Храм был освящен 21 декабря 1911 года. Строительство храма обошлось в 300 тысяч рублей золотом, дополнительные суммы были собраны в 1911-1917 годах на отделку и приобретение церковных принадлежностей. Отделочные работы внутри храма продолжались до 1917 года.

На территории собора есть скамейки, много зелени и поэтому здесь часто можно встретить родителей, гуляющих с детьми. А это скульптура "Иисус - добрый пастырь":

За оградой собора виднеется довольно большой особняк газохимической компании "ЕврАз Капитал". Но это новодел, построенный в начале 2000-х годов.


В 1938 году храм был закрыт, церковное имущество разграблено, а внутри было организовано общежитие. Во время войны здание пострадало от бомбардировок, были уничтожены несколько башенок и шпилей.

Здание курии Архиепархии Божией Матери, к которой и относится собор:


Главный вход в курию:


В 1956 году в храме расположился НИИ "Мосспецпромпроект". Была произведена перепланировка здания, полностью изменившая интерьер церкви, в частности, основной объём внутреннего пространства был поделён на 4 этажа.


В 1989 году культурная ассоциация "Дом Польский", объединяющая московских поляков, поставила вопрос о необходимости возвращения здания храма его естественному владельцу - Католической Церкви.

Вновь постоянные богослужения стали проводиться с 7 июня 1991 года.


В 1996 году, после длительного выселения НИИ "Мосспецпромпроект", храм был передан Католической Церкви.

На протяжении нескольких лет в храме были проведены масштабные реставрационные и восстановительные работы и 12 декабря 1999 года Государственный секретарь Ватикана кардинал Анджело Содано торжественно освятил отреставрированный собор.


26 сентября 2011 года на территории собора был открыт памятник Матери Терезе.

Попалась мне на территории собора и вот такая живность:


Вообще, в теплое время года здесь очень хорошо и чисто.




Парковка располагается также на территории собора.


Нагулявшись снаружи, зайдем внутрь собора.

Вид в сторону алтаря от входа в собор:


Один из витражей храма:





Часовня Божьего Милосердия, дарохранительница и алтарь Святых Даров:

Центральное место собора занимает алтарь. На нем можно заметить изображение букв альфа и омега, первой и последней букв греческого алфавита, символ начала и конца.

Вид от алтаря в сторону выхода из собора:




Орган собора является одним из самых больших органов в России и позволяет стилистически безупречно исполнять органную музыку различных эпох.

Мемориальная доска, посвященная Папе Римскому Иоанну Павлу II:




На этом прогулка по одному из двух московских католических соборов заканчивается.