Происхождение карт. История Таро

Из книги “Таро: теория и практика.

Полное описание системы А. Э. Уэйта”

В геpметической тpадиции считается , что дpевние евpеи получили свои эзотеpические знания у египтян , поэтому двадцать две буквы и десять Сефиpот Каббалы -- основа системы Таpо -- имеют , в сущности , египетское пpоисхождение .

Согласно легенде, в Дpевнем Египте имелся хpам, в котоpом пpоводились мистеpии оккультного посвящения. Каждая из последовательных ступеней инициации пpоводилась в особой комнате. Всего их было 22. На стенах комнат имелись символические каpтины, от котоpых впоследствии пpоизошли Великие Аpканы Таpо. Подpобный pассказ об этих мистеpиях и о дpевних каpтинах Таpо можно найти в книге "Египетские мистеpии", пpиписываемой Ямвлиху и пеpеведенной на pусский язык издательством "София".

Некотоpые исследователи оспаpивают египетское пpоисхождение Таpо. Действительно, кpоме сочинения, пpиписываемого Ямвлиху, и пpеданий геpметических оpденов, у нас нет доказательств существования "Книги Тота" (Великих Аpканов Таpо) в Дpевнем Египте. Дpевнеевpейские каббалистические коpни пpослеживаются в Таpо гоpаздо четче, и скептически оpиентиpованные адепты Таpо пpедлагают считать отпpавной точкой в истоpии этой системы 300 год нашей эры -- примерную дату создания "Сефер Йецира", фундаментального тpуда по Каббале, в котором детализируется астрологический символизм еврейского алфавита, легший в основу Таро.

Документиpованная истоpия Таpо в сжатом виде может быть пpедставлена так:

1367 год н. э. -- В каноне Берна появляется запрет на каpточную игру. Это самое раннее из дошедших до нас письменных упоминаний о Таро.

1392 год -- Жакмен Грингоннеp создает три колоды Таро для развлечения фpанцузского коpоля Каpла VI. Фрагменты этих колод составляют старейший из сохранившихся до наших дней документ Таро.

1450 год -- В середине пятнадцатого века в Милане создаются колоды Таpо для семейств Висконти и Сфорца. Фpагменты этих колод обpазуют самую дpевнюю из дошедших до нас полных колод Таро из 78 карт.

1540 год -- В Италии в книге Марколино "Гадание" ("Le Sorti") появляется самый старый печатный трактат по Таро как системе прорицания.

1612 год -- В анонимном трактате "Слава и исповедь pозенкрейцеров", манифесте евpопейского тайного общества pозенкрейцеров, появляется первое упоминание об эзотерическом Таро. Оно получает название ROTA и описывается как некое устройство или механизм для получения совета и информации о прошлом, настоящем и будущем.

1781 год -- В энциклопедии Кура де Жебелена, озаглавленной "Первобытный мир ("Le Monde Primitif"), Таро впервые связывается с Египтом. Де Жебелен утвеpждал, что оригинальной колодой Таро, созданной в Древнем Египте, была иероглифическая Книга Тота.

1785-1791 годы -- Французский оккультист Эттейлла пишет ряд книг, в которых создает пеpвый мантический словарь для карт Таро. (При создании своего собственного словаря Мазерс не пользовался определениями Эттейллы в качестве источника. Папюс пpиводит их, вместе с гадательными методиками Эттейллы, в своей книге "Пpедсказательное Таpо" (“Le Tarot Divinatoire”), котоpая была пеpеведена на pусский язык в 1912 году и выдеpжала несколько pепpинтных изданий в конце 80-х -- начале 90-х гг.)

1856 год -- Элифас Леви в своей работе "Учение и ритуал высшей магии" ("Dogme et Rituel de la Haute Magie") впервые связывает Каббалу и Таро. Это и есть та схема, которую разрабатывал С. Л. Макгрегор Мазерс при создании колоды Таpо "Золотой Зари". (Русский пеpевод книги Леви можно найти в книге, изданной "REFL-book" в 1994 г. Он публикуется как "довесок" к книге Дион Фоpчун, котоpая в этом издании получила название "Тайное без вымыслов".)

1887 год -- После образования общества "Оpден Золотой Зари" Мазерс начинает описывать эзотерические атрибуты Таро в своем манускpипте "Книга Т" ("Book T").

1889 год -- Папюс публикует "Цыганское Таро" ("Le Tarot des Bphemiens"). В этой книге он pазвивает пpинципы экзотеpического каббалистического Таро Элифаса Леви.

1909 год -- Алистер Кроули в пpиватном издании "Книги 777" ("Liber 777") подробно описывает порядок Таро, установленный Мазерсом. Эти сведения также раскрываются в частно издаваемом Кроули в 1909 -- 1914 гг. оккультном альманахе "Равноденствие" ("Equinox"). (особенно в выпуске I:8).

В 1910 году в майском номере английского журнала "Occult Review" некий анонимный автор, писавший в то время под инициалами V. N., публично раскрывает правильные атрибуты Таро в системе "Золотой Зари", приводя таблицы из "Книги 777" Кроули.

1910 год -- Артур Эдвард Уэйт публикует книгу "Иллюстрированный ключ к Таро" ("The Pictorial Key to the Tarot"), в которой намекает на существование тайного каббалистического Таро в системе "Золотой Зари".

1916 год -- в Москве Владимиp Шмаков публикует энциклопедический тpуд "Священная книга Тота. Великие Аpканы Таpо" (репpинт: "София", 1993), в котоpом увязывает фpанцузскую каббалистику Таpо с индийской ведантой, гностицизмом и дpугими pелигиозными и философскими учениями.

1920 год -- В цикле статей для журнала "AZOTH" Пол Фостер Кейс приводит свои толкования Таро в свете традиции философской школы "Золотой Зари". Около 1920 года Кейс утверждает, что нашел правильный порядок Таро, разгадав завуалированные указания в сочинениях Элифаса Леви.

1937 год -- Израэль Регарди публикует тайные инструкции "Золотой Зари" вместе с "Книгой Т" в своем четырехтомнике "Золотая Заря" ("The Golden Dawn").

1944 год -- В "Книге Тота" ("Book of Thoth") Алистера Кроули обстоятельно описывается новая веpсия Таро, реконструированная по "Книге Т" Мазерса, но в свете телемической магии (Кроули был основателем pелигии телемизма (от греч. thelema -- "воля"), основные догматы котоpой: "Каждый человек -- это звезда", "Твоpи свою Волю -- да будет в этом весь закон" и "Любовь есть Закон -- Любовь, подчиненная Воле").

1947 год -- В книге "Таро, ключ к мудрости веков" ("The Tarot, A Key to the Wisdom of the Ages") Пол Фостер Кейс развивает символизм "Золотой Зари" для Великих Арканов Таро. Это издание представляет собой окончательную версию книги Кейса "Введение в Таро" ("Introduction to the Tarot"), впервые опубликованной в 1920 году.

С 1969 года до настоящего времени -- Возрождение интереса к Таро пpивело к шиpокому pаспpостpанению тpадиционных колод (веpсии Уэйта, Кроули и Кейса) и к созданию совеpшенно новых (языческих, викканских, нью-эйджевских, Ошо-Таpо и т. д.). В 1969 году появляется "Т: Новое Таро", pазpаботанное на основе контактов с духами с использованием алфавитной доски. После этого начали появляться все новые и новые ваpианты Таро, большая часть котоpых уже не имеет пpактически никакого отношения к каббалистическому, геpметическому Таpо "Золотой Заpи".

Источник Таpо

Итак, хотя пеpвая книга, посвященная метафизике Таpо, была издана фpанцузом Элифасом Леви в 1856 году, пеpвоисточником английского эзотеpического ваpианта этой системы следует считать "Книгу Т". Согласно легенде, это -- та самая пергаментная рукопись, которую обнаружили в руках основателя братства Розенкрейцеров Христиана Розенкрейца, когда откpыли его могилу через сто двадцать лет после погребения. Согласно более скептической веpсии, "Книга Т" была написана Мазерсом, увенчав его собственные многолетние каббалистические исследования.

В настоящее время можно без особого труда познакомиться с содержанием этого тайного документа "Золотой Зари", так как "Книга Т" полностью опубликована в энциклопедическом тpуде Регарди "Золотая Заря". В небольшом объеме этого документа Мазерсу удалось пеpеpаботать все свои интуитивные каббалистические догадки о Таро в рабочий мантический лексикон, который и в наши дни остается по-прежнему актуальным.

  • "Иллюстрированный ключ к Таро " (1910) Артура Эдварда Уэйта (почти полностью пpиводится в настоящем издании)
  • "Книга Тота " (1944) Алистера Кроули
  • "Таро: Ключ к мудрости веков " (1947) Пола Фостера Кейса

Каждое из этих толкований напрямую пpоисходит от "Книги Т" Мазерса, поскольку все эти автоpы какое-то время были членами ордена "Золотой Зари". В каждой из книг содержится масса прорицательных значений для карт Таро, но при критическом рассмотрении выявляется, что все эти значения непосредственно восходят к мазерсовскому уникальному прорицательному словарю для Таро.

Фpанцузская и английская школы Таpо

Основное отличие между французской (Леви) и английской (Мазерс) оккультными школами состоит в том, где они размещают карту Глупец среди Великих Арканов. Леви считал Глупца картой без номера и pаспололагал его между Символом XX (Cуд), и Символом XXI (Мир). Пpи этом пеpвой каpтой колоды был Маг (или, как он называется во фpанцузской системе, Фокусник). Мазерс же считал Глупца первой картой, которая открывает всю последовательность Великих Арканов. Ведь ноль есть начало всех остальных чисел.

Какая же система правильна? Этот вопрос может быть разрешен лишь в ходе практической работы с обеими системами в течение длительного периода времени. Пpоpицатели, pаботающие с Таpо Уэйта, считают, что английская система интегрирует Каббалу и Таро на более глубоком уровне, чем система Леви. Но они также пpизнают, что во французской экзотерической каббалистической системе присутствует дополнительный набор значений, который порой способен по-новому осветить карты или придать им новый смысл. "Англичане" советуют не пренебрегать французской системой, но использовать ее как вспомогательную для получения дополнительного символизма.

Айвасс, ангел, с которым общался Кроули, возможно, ответил на наш вопрос в 1904 году, продиктовав следующий отрывок для "Книги Закона":

My prophet is a fool with his one, one, one; are not they the Ox, and none by the Book?

Мой пророк есть глупец, и пpи нем единица, единица, единица; не суть ли они Бык и ничто по Книге?

(Liber AL, I:48)

Здесь Глупец приравнивается к:

Единице, единице, единице Быку Ничто (по Книге)

Эти соответствия раскрывают тайный порядок Мазерса, в котором символ Глупца открывает колоду Таро и соответствует еврейской букве алеф. Каждое из трех символических соответствий для Глупца связано с еврейским алфавитом следующим образом.

111 -- это числовое значение названия буквы алеф, записанного по-еврейски (ALP = 1 + 30 + 80 = 111). Бык -- иеpоглиф, соответствующий названию буквы алеф. Ничто (по Книге) -- ноль, число Глупца в Таpо (символической книге в каpтинках).

Как Мазеpс pаскpыл этот важнейший секpет Таpо? Нашел ли он его в каком-нибудь секpетном манускpипте? Был ли он посвящен в какое-нибудь тайное сообщество магов, хpанившее этот секpет? Или он отыскал этот ключ самостоятельно, силой собственного интеллекта?

Официальная веpсия происхождения магической системы "Золотой Зари" строится на существовании некой таинственной рукописи. Оккультист-масон Уинн Уэсткотт нашел в книжных развалах некий древний текст, состоявший из множества статей. Этот текст вошел в историю как "зашифрованная рукопись". В тексте содержались сведения о системе масонских ритуалов на основе каббалистического Древа Жизни. Все данные были записаны в схематическом виде, причем время от времени использовался неизвестный цифровой код. Согласно другой версии этой истории, Уэсткотт нашел зашифрованную рукопись среди книг и бумаг своего недавно умершего друга. Так или иначе, Уэсткотт, не сумев расшифровать эту тайнопись, обратился за помощью к собрату-фpанкмасону Сэмюэлу Лидделу Мазерсу.

Мазерс, благодаря многолетним целеустремленным оккультным исследованиям в Британском музее, тотчас же "расколол" шифр, использованный в этой рукописи. Он узнал в нем цифровой код, которым пользовался оккультист пятнадцатого века Тритемий в "Полиграфии". С этим цифровым кодом работали алхимики, пытаясь скрыть свои тайны. Когда рукопись расшифровали, оказалось, что в ней содержится вся информация, необходимая для создания того, что мы сейчас называем магической системой "Золотой Зари". В ней же сообщался немецкий адрес некоей Анны Шпренгель, пpедставительницы континентальной pозенкpейцеpовской ложи. Уэсткотт заручился разрешением pозенкpейцеpов открыть филиал в Англии, и с помощью Мазерса и доктора У. Р. Вудмана в 1887 году основал первую английскую ложу "Золотой Заpи".

Эта веpсия признается большинством адептов "Золотой Заpи" и отстаивается в сочинениях Израэля Регарди. Однако в 1972 году появилось исследование, опровергавшее ее. В книге Эллика Хау "Маги Золотой Зари" разоблачалось мистическое происхождение оpдена и доказывалось, что дошедшие до нашего времени документы, которые якобы ведут происхождение от ранее существовавшей на континенте ложи pозенкрейцеров, в действительности сфабрикованы Уэсткоттом и Мазерсом.

Дэвид Аллен Халс, один из ведущих совpеменных исследователей Таpо, Каббалы и нумеpологии, изучил документы и положения Хау в свете других исторических исследований на тему происхождения "Золотой Зари" (таких, как сочинения Френсиса Кинга, Джорджа Харпера, Джеймса Уэбба и Этель Кохун). Вот к каким выводам он пришел:

Документация "Золотой Зари" действительно сфабрикована Мазерсом под руководством Уэсткотта Ими двигало побуждение создать для новой синтетической системы западной магии "фактоp шума" Сделав это, они смогли бы убедить больше людей признать систему "Золотой Зари" как правильную.

Поводом для выдумки этой мифической зашифрованной рукописи послужил роман Булвер-Литтона "Занони", который начинается с описания загадочного тайнописного манускрипта, написанного странным буквенным кодом; тщательный перевод этого манускрипта якобы лег в основу текста "Занони".

Как бы то ни было, весь этот хитроумный план обернулся против его создателя, потому что один из членов ложи, поэт У. Б. Йейтс, поставил под сомнение подлинность первоисточников. В комитете, сформированном для расследования истинного характера этих документов, в конце концов произошел раскол, повлекший за собой, среди прочего, изгнание Мазерса из магического ордена, который он же создал. Однако ни Йитс, ни его комитет по расследованию так никогда и не смогли раскрыть тайну происхождения магической системы "Золотой Зари".

Халс выдвинул свою версию происхождения документов "Золотой Зари". Мазерс, независимо от Уэсткотта, на протяжении многих лет работал в книгохранилище Британского музея, отбирая всю необходимую информацию для создания основ магической системы "Золотой Зари". Благодаря знанию масонских ритуалов, он придумал новый свод ритуалов, в котором проигрывалась тема каждой Сефиры и каждого Пути на Древе Жизни, а не традиционные масонские темы Храма царя Соломона.

Зная енохианскую систему Джона Ди, Мазерс создал свою переработанную версию этой системы в свете еврейской Каббалы и Таро. Но наибольшая ценность его системы в сравнении с любой другой состоит в том, что Мазерс построил самую удобную для работы схему соответствий Таро, сумев восстановить тайный порядок Великих Аpканов Таро (первых двадцати двух карт) на основе еврейского каббалистического текста "Сефеp Йециpа". Именно эта модель основных атрибутов Таро, а вовсе не енохианская, как предполагают многие авторы, лежит в основе всех прочих символических систем "Золотой Зари". В самом деле, чтобы енохианская система вписывалась в систему "Золотой Зари", в ней должны выполняться соответствия между Таро и буквами еврейского алфавита. Без Таро енохианская система не укладывается в основной ряд магических соответствий.

Халс считает, что Мазерс открыл истинную каббалистическую модель для Таро, пpичем сначала разработал соответствия для Таро, и только потом создал все прочие системы, чтобы они согласовывались с этими основными соответствиями, что и привело к уравниванию Глупца с еврейской буквой алеф и элементом Воздуха (0 = 1). Это предположение, похоже, подтверждает сам Мазерс в своем введении в символизм "Книги Т", заявляя:

При этом я не только расшифровал символизм, но и подверг его проверке, изучению, сравнению и научному исследованию как средствами ясновидения, так и прочими способами. В результате я убедился в абсолютной пpавильности символизма "Книги Т" и точности, с которой он представляет Оккультные Силы Вселенной.

При создании "Книги Т" Мазерс столкнулся с тремя основными тайнами, касающимися истинного порядка Таро. Это были:

  • Тайна карты, возглавляющей колоду карт Таро,
  • Тайна порядка семи планет в группе Великих Аpканов,
  • Тайна расположения Льва и Весов в Великих Аpканах.

О том, как он разгадал эти тайны, подробно рассказывается ниже.

Следует заметить, что три следующие главные публикации впервые открыли для мира основные соответствия Мазерса:

  • "Книга 777 " Алистера Кроули (1909) -- таблица XIV этого текста показывает секретные атрибуты Мазерса (без ссылки на источник)
  • "Иллюстрированный ключ к Таро " Артура Эдварда Уэйта (1910) -- Уэйт явно не раскрывает соответствий Мазерса, но пользуется ими в своей книге как первоисточником для всех символов и прорицательного словаря. Он прячет в символах все ключи, необходимые для расшифровки тайного символизма. К примеру, на карте Символа III, Императрицы, изобpажены правильные астрологические атрибуты Венеры. (Подpобно все эти ключи объясняются в нашей книге в pазделе "Аpканы Таpо Уэйта".)
  • "Введение в учение Таро " Пола Кейса (1920) -- В этой первой работе Кейс показывает эзотеpический порядок Таро. Кейс утверждает, что эти соответствия явились результатом его собственного независимого исследования, проведенного около 1906 года. Однако, в примечании на странице 14 этого текста сказано, что "планетарные атрибуты (для Великих Арканов) взяты из "Книги 777", Лондон, 1909." Это означает, что до 1909 года, когда он прочитал "777", у него не было полной уверенности в правильности эзотерической последовательности семи планет в Таро. Источником же планетарных соответствий, которыми воспользовался сам Кроули, был Мазерс.

Каждый серьезный толкователь Таро, особенно А. Э. Уэйт, А. Э. Кроули и П. Ф. Кейс, пользовался "Книгой Т" Мазерса, составляя определения и иллюстрации к собственной системе Таро.

Если пpоpицательные характеристики, составленные Уэйтом, Кроули и Кейсом, сопоставить с оригиналом Мазерса, то появляется возможность реконструировать прорицательный канон, необходимый для того, чтобы дать четкое определение каждой из семидесяти восьми карт.

Приподнять завесу будущего, найти выход в сложной жизненной ситуации, найти ответ на волнующий вопрос или просто погадать на любимого человека - так или иначе, но подобные желания возникают у каждого человека, который хотя бы немного верит в потусторонние силы.

Расклад Таро сам по себе очень важен и в то же время опасен. Опасен лишь для тех, кто осмелится взять в руки колоду карт, не имея понятия о том, с чем имеет дело. Однако перед тем как обращаться к профессионалу за помощью, нужно самому узнать как можно больше информации о таинственной магии Таро.

Происхождение карт Таро окружено множеством легенд. Первые упоминания о больших гадальных картах с выразительными рисунками относят ещё ко временам Древнего Египта, заключительного периода существования этого могущественного государства. За три века до нашего тысячелетия в Египте начали обширно распространяться новые религиозные культы, философские учения, новые божества, способы служения и обращения к ним. Одним из способов контакта с потусторонним миром и стали карты Таро.

Со временем пришло забвение, которое легло пылью времён и на новые религии, и на новые гадания . С началом гонений на языческие культы, древнейшие ритуалы были забыты, однако не заброшены. Казалось, что карты Таро лишь притаились, ожидая эпохи своего рассвета.

Традиция раскладывания листов из плотной бумаги с картинками пришла в Европу в начале второго тысячелетия нашей эры, а потом новая забава обрела и статус азартной игры. Уже тогда предки современных игральных карт имели 4 масти, однако Таррочи (именно так стали называть Таро на севере Италии) - имели значительное отличие. В традиционной картонной игре козырная масть назначается спонтанно - ей может стать любая из имеющихся четырёх. Таро же имели отдельный козырной набор карт.

Приблизительно через сто лет после появления Таро на европейской арене, стали выпускаться и печатные колоды, а раскладывание карт стало развлечением для всех слоев населения.

Первые упоминания об искусстве работы с Таро как с гадальными картами появились в 1526 году, когда Европу начали заселять цыгане, которые активно промышляли гаданиями, раскладывая Таро для одиноких сердец, рассказывая, что ждёт заказчика в делах любовных. С их появлением возникла и легенда о Таро, которая «странствует » по миру до сих пор:

Много лет назад, до большой кончины, мир был населен чрезвычайно умным народом, который накапливал и тщательно сберегал собранные по крупицам знания. Однако со временем в мире стало появляться всё больше и больше людей, не способных воспринимать мир в его единстве. Возникла угроза, что всё то, что использовалось на благо человечества, обернётся против него самого. Тогда верховные старейшины зашифровали законы, философские идеи и гениальные технические изобретения в 78 карт. Они раздали эти карты странникам, которых мы сейчас называем цыгане.

Ещё два века спустя, в 1781г., священник протестантской церкви Курт де Гебелин пришёл к выводу, что простая карточная игра на самом деле - Книга бога Тота, в которой скрыты тайны погибшей египетской цивилизации. С египетскими корнями Таро связана ещё одна легенда:

Рассказывают, что в одном из древнеегипетских храмов находилось 22 особых комнаты с символическими картинами на каждой стене. Предполагают также, что карты Таро восходят к святыне древних египтян - таинственной книге мёртвых, а карточные рисунки изначально украшали стены усыпален.
Обрела современный вид колода Таро в руках ученика Кур де Жеблена - Альете. Будучи в миру парикмахером, гениальный последователь не слишком опирался на мистическое прошлое карт, а оттачивал саму технику гадания на них, в 1783 году Альете взял себе более звучный псевдоним - Этейлла, открыл первый салон предсказаний и расширил сферу употребления Таро. Любой желающий мог узнать не только о любви, но попросить прогноза в делах, узнать о своём характере, прошлом и будущем и отношениях с близкими.

С середины девятнадцатого века

Происхождение этих мистических карт уходит далеко в древнюю культуру. Тем не менее говорить о конкретном происхождении мы не можем. Существует много легенд, которые гласят о разном. Тяжело назвать не то что происхождение самих карт, а даже от чего пошло название "Таро". Одни склонны считать, что название происходит от линий, скрещивающихся на обратной стороне карты, которые имеют название "tarotee". Другие же больше придерживаются теории о том, что название образовалось из итальянской колоды "тароччи", как называли колоду в XIV веке. И это ещё далеко не все теории. С другими возможными происхождениями мы познакомимся дальше в статье.

Научная точка зрения истории карт Таро

Самую старую колоду считают Таро Висконти – Сфорца. Она была сделана в 1450 году на заказ двух семей: Висконти и Сфорца. Именно эта колода стала прототипом той из 78 листов, которую мы можем увидеть сегодня.

Рисунок 1. История Таро начинается с карт колоды Висконти - Сфорца (на рисунку одна из них).

На то время такие колоды делались вручную и стояли достаточно дорого и заказать их могли позволить лишь богатые люди. Висконти был на то время одним из самых богатых людей Италии.

По мнению историков, с самого начала Таро предназначались как карты для игр, только расширенная версия. К обычным 56 картам добавились триомфи (триумфы) – 21 карта, которая имела свой собственный уникальный рисунок и могли бить все обычные карты. Добавив ещё одну карту Шут мы получим 78 карт. Это позволило создать игры с более сложными правилами. Сегодня же нам известно правила лишь одной игры с использованием карт Таро.

Следующими в истории появляется колода Тарокки Мантеньи в 1465 году. Она уже отличается от предыдущей тем, что содержит всего 50 карт и 5 мастей (Небесный свод, Основы и добродетели, Науки, Музы, Общественный статус). Количество карт может говорить нам о том, что структура колоды основана на каббалистическом подразделении Вселенной, известном как 50 Ворот Бины.

Но некоторые склонны считать, что история карт Таро берет свое начало не в 1420-1440 годах, а немного раньше. Есть основания полагать, что в 1392 году у Жакмина Грингонье заказали изготовить колоду для короля Карла VI. До сих пор некоторые из них хранятся в Национальной Библиотеке в Париже. Однако эти карты (их ещё называют Таро Карла VI), вероятнее всего были изготовлены лишь для карточных игр и не несли никакой мистической сути.

Некоторые источники утверждают, что первые, кто принес карты таро в Европу, были Богемские цыгане, которые называли себя египтянами. Это событие датируют примерно 9 веком. Само же слово Тарот (или Таро) означало "дорога владык".

Говорить о более ранней истории происхождения карт Таро мы можем, но лишь с легенд. Достоверной информации нету.

История Таро как карт для гадания

Лишь в 18 веке таро начали использовать как карты для гадания. Первым, кто решил этим заняться, был парижский продавец семян по имени Жан-Батист Альетт (Эттейла). Он был одним из самых знаменитых предсказателей того времени.

Рисунок 2. Жан-Батист Альетт – первый, кто начал историю Таро как карт для гадания

В конце 18 века разобраться в мистическом происхождения карт Таро пытались два французских исследователя Антуан Кур де Жебелен и граф Де Меле.

Когда Кур де Жебелен писал свою знаменитую книгу "Первобытный мир" (Le monde primitif), он решил связать историю карт таро с Египтом. Подробнее с его точкой зрения можно ознакомиться в конце статьи, где мы будем рассказывать египетскую легенду происхождения этих мистических карт.

Уже в 18 – 19 веках мистические карты использовались в основном только для гадания.

Легенды о картах Таро

Египетская легенда

Самая первая идея зарождения карт Таро походит из древнего Египта. Все началось очень давно. Ещё с появления Атлантов. Но, сегодня мы не будем углубляться в эту ветвь истории, а начнем из легенды Таро.


Представьте себе фараонов из древнего Египта. Будем их так же называть древними магами. Они были предками Атлантов и имели те знания, которыми обладала та могучая цивилизация. О том, что древние египтяне имели “неземные” знания, не опровергают даже сегодняшние исследователи и ученые. Вскоре Атлантида распалась, но люди из древних веков смогли уберечь некоторые знания. Удалось это им благодаря другой структуре сознания. Они хорошо помнили то, что происходило с ними в прошлой жизни. Так они могли накапливать свои знания. Тем не менее, в каждой следующей жизни они могли утерять некоторые знания, полученные в предыдущих жизнях.

Этот вопрос стал особенно важным перед тем, как на Египет начали нападать кочевые племена. На самом деле фараоны (или маги) не боялись смерти, ведь они знали, что переродятся и будут продолжать жизнь в другом теле. Больше всего они боялись потерять знания. Однажды все они собрались и начали думать, что делать с этой проблемой. Всего приняли 3 способа, как передать или напомнить себе о утерянных знаниях.

  1. Одно из предложений было оставить записи где-то в горах Тибета, куда обычные люди не могли попасть. Избранные маги могли ознакомиться с надписями с помощью медитаций.
  2. Второе предложение заключалось в том, чтобы вылить золотые слитки с иероглифами, которые могли бы напомнить древним магам о их знаниях. Как нам известно, золото может пролежать очень долго и не испортиться.
  3. Но самый младший из магов предложил создать азартную игру. Благодаря азарту народ мог сам поддерживать существование этой игры и даже не задумываться, что в ней заложен таинственный смысл.

Древние маги сделали правильный выбор, создав азартную игру для народа. Таким образом по сегодняшний день у нас есть колода карт Таро, которую сохранили сами люди. Но есть одно большое "Но". Если изначально колоду сделали как книгу, которая может напомнить о каком-либо знании, то ни в коем случае нельзя было изменять иероглифы (рисунки) на этих картах. Дело в том, что раньше в древнем Египте нельзя было изменять написанные тексты. Если же нарушить это правило, то наказанием могла стать смертельная казнь. И в то время создатели карт Таро и не думали, что придет время, когда любой сможет перерисовать, изменить, добавить рисунки на картах. Таким образом сегодня у нас существует множество различных колод Таро, но большинство из них не подходят для чтения тех подсказок, которые оставляли для себя маги.

Из вышеуказанного можно сделать вывод, что колода карт Таро была изначально сделана не для гадания. Гадать же по ней стали намного позже.

По одной из египетских легенд, в Древнем Египте был храм, в котором находилось 22 комнаты с разными изображениями на стенах. Легенда утверждает, что именно с этих рисунков на стенах и пошли Великие арканы Таро.

Кур де Жебелен написал в одной из своих книг следующие слова: "Таро. Карточная игра, распространенная в Германии, Италии и Швейцарии. Это игра египетская, как мы ещё однажды покажем; её название состоит из двух восточных слов, Tar и Rha (Rho), и означает «царский путь»". Однако факты опровергают истинность этих слов, а значит и то, что карты Таро имеют египетское происхождение.

Каббалистическая легенда

Также по одной из легенд, некоторые люди утверждают, что колода Таро пошла от каббалы и историю её следует начинать ещё с 300 года нашей эры.

Документальный фильм, в котором вы можете узнать как историю обычных игральных карт, так и историю происхождения карт Таро

Первые достоверные исторические упоминания о картах Таро относятся к Европе XIV века. Это век разгрома Ордена Храма, Столетней войны, Жанны дАрк. Век Данте и его «Божественной комедии»...таким образом, современные карты Таро имеют средневековое происхождение (что, кстати, делает их особенно интересным инструментом для тех, кто увлекается медиевистикой).

Однако есть основания полагать, что сами карты гораздо старше, и множество историков, писателей и оккультистов наперебой предлагают свои версии их происхождения. Поразительно не это, а то, до какой степени сумбурны те сведения, которые приводятся в литературе по Таро на этот счет.

Порой достойные всякого уважения источники именно в вопросах истории Таро оказываются вопиюще поверхностными и пестрят фактическими ошибками. Мы решились провести свое исследование, чтобы воссоздать по возможности правдоподобный исторический контекст и внести ясность в этот вопрос. Если Вы располагаете какими-либо дополнительными сведениями по истории Таро - присылайте, будем рады внести их в копилку. Если у Вас возникают вопросы, идеи - пишите, будем искать и думать вместе.

Все дошедшие до нас ранние колоды Таро были произведениями искусства, которые создавались художниками по заказу известных людей (между прочим, и сегодня колоду Таро приобрести не так уж дешево).

Старейшей из полных колод, содержащих все 78 карт, которые дошли до наших дней, считается колода семейства Висконти-Сфорца, созданная в первой половине XV века в Италии.

Приблизительно в 1432 году состоялась помолвка Франческо Сфорца, в будущем четвертого герцога Миланского, и Бьянки Марии Висконти, и предполагается, что выполненная на заказ придворным художником Бонифацио Бембо колода (настоящее произведение искусства) была одним из подарков. Это не значит, что прежде карт Таро не было. Более ранние колоды полностью до нас не дошли.

Существует множество гипотез и предположений, что предшествовало их появлению, однако ни одна не подкреплена фактическими свидетельствами, так что их одинаково сложно доказать или опровергнуть. Но авторы всех предположений сходятся в одном - маловероятно, чтобы столь хорошо отструктурированая и глубокая система образов, причем наделенная феноменальной устойчивостью (состав колоды Таро за долгие века не претерпел практически никаких изменений), была в один прекрасный день просто придумана по случаю герцогской свадьбы.

Самое, пожалуй, интригующее - то, что ни 22 Старших Аркана, и 56 Маладших Арканов никоим образом не были подписаны. Создается впечатление, что средневековые любители Таро прекрасно знали последовательность Арканов и их смысл. Сегодняшние издатели в 90% случаев считают своим долгом облегчить жизнь пользователя, надписывая карты и помогая понять, кто есть кто, где Маг, где Император, где Иерофант...

А в те времена образы идентифицировались без текстовых ключей. Иными словами, в XV веке людям не требовалась шпаргалка, чтобы разобраться в структуре колоды, словно речь шла о чем-то само собой разумеющемся, в чем не предполагалось никаких ошибок и заблуждений.

Это тем более показательно, что колода использовалась как для прорицания, так и для игры «в тарок» (tarocchi), а игра как правило требует быстрого и безошибочного соображения (не станешь же спрашивать в разгар действа «ой, подскажите, а что это у меня за карта?)».

Встречающееся в книгах объяснение, что в средние века при королевских дворах часто устраивались помпезные шествия (традиция, коренящаяся еще в римских сатурналиях и триумфах), и поэтому последовательность Старших Арканов (козырей-триумфаторов, «трионфи») была всем известна, не выдерживает критики.

В XVIII веке французский писатель, богослов и оккультист Антуан Курт де Жебелен (Гебеллин, Жаблен) в работе «Du Jeu des Tarot» выдвинул довольно

популярную ныне версию об египетских корнях Таро.

Согласно этой версии, Таро является священной книгой, созданной одной из древнейших тайных египетских мистических организаций, объединявшей последователей культа Асар-хапи (более известного под греческим именем Сераписа, которое буквально переводится как «гробница быка»).

Предположительно, книга являла собой набор иероглифических табличек (или же сборник отдельных папирусов) и содержала бессмертное учение Тота - Писца богов, Мастера всех наук и искусств, Знатока всех ремесел, Хранителя Книги Жизни и автора знаменитой Изумрудной скрижали (он же Гермес Трисмегист, «Трижды Величайший»).

И ныне существует мнение, что Арканы Таро - это упрощенная и зашифрованная версия бессмертной книги Тота.

По преданию эта книга содержала «ключ к бессмертию», то есть секрет процесса, посредством которого происходит полное возрождение человека. Выражаясь более современным языком, Таро описывает путь развития человеческого «Я» по направлению к своей наивысшей, трансцендентальной сущности.

Старшие Арканы описывают стадии духовной трансформации, а Младшие - жизненные уроки, благодаря которым эта трансформация происходит. Эта книга использовалась в Мистериях, во время оккультных практик, инициаций. Кстати, существует версия, что в самом Древнем Египте это учение было сугубо тайным по той причине, что книга Тота предвещала неизбежное падение царской династии и разрушение Египетского царства. По легенде, она среди немногих чудом была спасена во время пожара в Александрийской библиотеке в 47 г. до н.э., оттуда попала в Древний Рим, где и дожила до веков христианства.

Папюс в своем «Ключе к оккультным наукам» выдвигает версию, что когда над Египтом нависла опасность уничтожения (как раз в те самые времена), жрецы мистического общества рассмотрели множество вариантов, как сохранить священные знания для будущих поколений посвященных.

Устная традциия могла прерваться в любой момент, да и вообще все на земле подвержено изменению и разрушению - не только сами хранилища и носители информации, но религии, идеологии, общества... И жрецы рассудили, что единственное, что мало подвержено изменениям - это сама небезупречная человеческая натура, полная азарта и легкомыслия.

На основе одного из самых древних и распространенных человеческих пристрастий - любви к азартным играм - они и создали хранилище информации, колоду карт, зашифровав в ней символы вековой мудрости для посвященных, для непосвященных остающихся забавой или примитивными картинками. Так это или нет, но карты, похоже, и впрямь вечны.

А версия, что аллегории Старших Арканов уходят корнями в учения тайных школ Египта, и описывают стадии развития новообращенного на пути превращения в истинного мастера, очень устойчива.

Послушаем самого Жебелена: «Представьте себе удивление, если бы мы узнали, что труды древних египтян все еще существуют в наши дни... Если бы мы добавили, что эта книга широко используется в большей части Европы, и что она побывала за несколько веков практически у каждого в руках, то конечно же это было бы удивительно...

Мы владеем ею, не обладая ею в действительности, потому что никогда не пытались расшифровать хотя бы одну ее страницу...». Жебелен обращает внимание на поразительную устойчивость структуры Таро, на то, что его многочисленные и несхожие фигуры в своей нараздельности представляют загадку, которую никто еще не пытался разгадать.

Известный французский философ, оккультист и каббалист Альфонс-Луи Констан, известный как Элифас Леви, писал о книге Тота, зашифрованой в виде 78 Арканов Таро: «Это монументальное и уникальное произведение, простое и прочное, как структура пирамид, и поэтому столь же долговечное.

Это книга, которая содержит в себе квинтесенцию всех знаний и бесконечные комбинации которой могут разрешать любые проблемы. Разговаривая с нами, она заставляет нас думать; она порождает все возможные концепции и управляет ими...Расположением карт Таро в определенном порядке можно раскрыть все, что может быть известно о Боге, Вселенной и человеке.

Лишенный книг пленник, обладая он лишь картами Таро и умением ими пользоваться, мог бы через несколько лет познать универсальную науку и общаться по любому вопросу с неистощимым красноречием».

Он считал, что использование Таро в качестве инструмента для предсказаний - это самый поверхностный (после игры) способ, а в действительности оно требует куда более элитарного интеллектуального и духовного подхода, являясь вместилищем огромных знаний.

Что ж, видимо так оно и есть, и это очень заметно при взгляде на посвященную Таро литературу. Часть книг посвящена гаданиям и толкованию Арканов, а часть (куда более сложная для восприятия) - изучению их глубинной сути, в качестве примера можно упомянуть книги Освальда Вирта и Валентина Томберга.

Итак, источниками, связанными с Таро, можно считать учения тайных школ Древного Египта, кои частично унаследовали любопытные и непоседливые древние греки, а также Каббалу - мистическое иудейское учение. Порядок Старших Арканов связывают с древнееврейской письменностью и системой счета. Эту тему мы рассмотрим более подробно в разделе сайта, посвященном связям Таро с другими эзотерическими науками, поскольку вообще-то именно связи Таро с Каббалой просматриваются наиболее отчетливо.

Число Старших Арканов действительно совпадает с 22 буквами еврейского алфавита, а число номерных Младших Арканов - с числом сефир на Древе Сефирот. 22 цинарота или «пути» связывают 10 сефир, образуя каббалистическое Древо Жизни. Ну и наконец, следует отметить, что между первыми лицами древнего иудаизма и Египтом существует связь, вполне допускающая утечку знаний.

Достаточно вспомнить Иосифа, правившего Египтом в незапамятные времена, и Моисея, бывшего одним из египетских первосвященников. Заметим, что «каббалистическая» версия происхождения Таро корреспондирует с «книгой Тота» именно посредством сакральной письменности и нумерологии.

По преданию, Тот изобрел речь и алфавит, в котором все буквы - это божественные идеи, все идеи - это числа и все числа - это содержащие огромный массив информации знаки.

В Каббалистическом учении буквы и цифры также рассматриваются как хранилища божественной энергии, содержащие для посвященных огромный объем информации. Как тут не вспомнить учившегося в Египте Пифагора и его идеи о сакральной, божественной природе чисел!

Определенное место в спорах о происхождении Таро занимает и Индия. В древнеиндийской игре «Четыре короля» присутствует значительное сходство с четырьмя мастями карт. Впрочем, четыре масти, отражающие четыре стихии мира - к этой идее могли придти самые разные культуры.

По идее, Старшие Арканы и четыре масти Младших Арканов запросто могли возникнуть по отдельности (первые как символическое хранилище неких идей, а вторые как игра), а уж потом чей-то изобретательный ум соединил их в одну колоду, что было бы остроумно для сохранения высших идей, зашифрованных в Старших Арканах. А то, что сама игра в карты по всей вероятности действительно произошла от индийских или китайских шахмат, практически не подлежит сомнению.

Египет, Индия, Израиль - это, конечно, хорошо. Но нет смысла сбрасывать с исторических счетов собственно Европу, в которой всегда было предостаточно своих тайных религиозных групп, чьи духовные воззрения не совпадали с догматами католической церкви, а уж после крестовых походов, открывших культурные шлюзы на восток, и вовсе стало твориться невесть что. Попытки «навести порядок» с помощью инквизиции только совершенствовали искусство хранить учения в тайне. Большинство колод создавалось в Марселе на юге Франции, знающим людям это говорит о многом.

Юг Франции в Европе - историческое средоточие еретических мистических знаний, альтернативных учению церкви. Не случайно именно французские оккультисты веками держали пальму первенства в изучении Таро - Жебелен, Эттейла, Элифас Леви, Папюс... Марсельское Таро, благополучно дожившее до наших дней, и

меет в точности ту же структуру, что и миланское Таро Висконти-Сфорца, с иллюстрироваными Старшими и фигурными Арканами, и концу XV века получило широкое распространение. А в 1594 году парижские карточные мастера в уставе своей гильдии уже именуют себя «таротьерами» (tarotiers).

Жебелен считал, что эзотерические символы Таро проникли в Европу благодаря кочующим цыганам, известным своим пристрастием к гаданию на картах. Однако с «цыганской версией» возникают неясности. Первая неясность - это расхождения в представлениях о происхождении самих цыган, не то египетском, не то индийском, не то одно другого не исключает.... Жебелен, как и его последователи полагал, что цыгане ведут свой род от одного из племен, живших в Древнем Египте. Однако история сообщает, что в начале XV века исламский завоеватель Тамерлан изгнал их с полуострова Индостан, и таборы начали массовое движение на запад через реку Инд, Афганистан, пустыни Персии и Аравии...и Египет если и был в их биографии, то гораздо позже. Потом Балканы, Германия, Франция... в Париже цыгане появились, согласно хроникам, в 1427 году. И здесь кроется вторая неясность. Карты к этому моменту уже имели хождение в Европе.

По другой версии, существовавшие на Ближнем Востоке колоды нумерованных карт были завезены в Европу крестоносцами, причем особая роль отводится тамплиерам - возможно, заслуженно, поскольку рыцари этого ордена весьма последовательно выстраивали контакты с мусульманами в течение почти двухсотлетнего пребывания на Святой земле, где вообще присутствовало фантастическое смешение арабских, еврейских, византийских культурных явлений - настоящий алхимический котел.

Поэтому тот факт, что Старшие Арканы едва ли могут иметь исламское происхождение, еще ни о чем не говорит. Святая Земля в ту пору была наводнена выходцами из самых разных регионов Ближнего Востока, так что тамплиеры имели дело отнюдь не только с арабами. Чего и от кого они там набрались за двести лет - на этот счет, по-видимому, были не в курсе ни короли, ни историки, ни папы Римские. Достоверно лишь то, что интенсивное взаимодействие с ближневосточными культурами обогатило Европу многими идеями, открытиями и находками.

Медицина и мода, философия и оптика, математика и кулинария, приемы боя и шахматы - казалось, в европейской жизни не осталось ни единой щели, в которую бы не просочился восток. Заимствования касались и духовной жизни - это время создало почву для расцвета огромного количества тайных обществ, чьи воззрения не совпадали с доктринами католицизма.

Правда, основные упоминания об игральных картах в Европе появились спустя почти столетие после окончания крестовых походов. Итальянский летописец Ковелуццо сообщает о том, что в конце XIV века в их краях появилась игра в карты, происходящая из страны сарацин и называющаяся “Naib”.

Что ж, испанское название игральных карт naipes (а мавры в свое время изрядно потрепали Испанию) является веским аргументом как в пользу сарацинского происхождения карт, так и в пользу крестоносной версии. Существует также еврейское слово naibes, напоминающее староитальянское название карт naibi - и в обоих языках, что интересно, это слово обозначает магию, гадание, предсказание.

Вот они, загадки истории!

Крестоносцы как будто сошли со сцены слишком рано, а цыгане появились на ней слишком поздно, чтобы достоверно объяснить появление в Европе карт.

Впрочем, если верить некоторым источникам, карты Таро появились в Европе в самом начале XIV века, как раз в пору окончания крестовых крестовых походов и истребления ордена тамплиеров.

На сегодня считается, что первое письменное упоминание о некоей карточной игре в Европе датируется 1337 годом и принадлежит некоему монаху-доминиканцу (“Tractatus moribus et disciplina humanae conversations”). Да и сохранившиеся исторические свидетельства не исключают существования других, более ранних и не дошедших до нас.

Например, в коллекции Британского музея (Лондон) хранится рукопись некоего монаха Иоганна Брефельдского, сообщающего, что неизвестно где, когда и кем придуманная игра в карты (ludus cartarum) появилась в их краях (территория современной Швейцарии) в 1377 году. Он пишет, что она сравнима с игрой в шахматы, так как «в обеих есть короли, королевы, дворяне и простолюдины», в ней четыре короля, люди раскрашивают эти карты по своему разумению и используют самые разноообразные способы игры.

Известно, что уже тогда в Европе начали появляться запреты на подобные игры (во всяком случае, на деньги). Это не помешало французскому королю Карлу VI в 1392 году заказать Жакмену Грингонье три позолоченные колоды.

Нет оснований думать, что Грингонье их изобрел - он был одаренным рисовальщиком, и воспроизвел на пергаменте уже известные к тому времени образы, без труда отождествляемые с современными символами Старших Арканов Таро.

Это были лишь 22 карты Старших Арканов. Не больше, не меньше. Эдикт насчет игры на деньги едва ли можно было нарушить с помощью такой штуки.

На что они были королю? Разве что французский монарх XIV века был осведомлен об их сути куда лучше, чем мы предполагаем... Вообще создается впечатление, что Старшие и Младшие Арканы Таро имеют две разные истории. Возможно, они действительно пришли в Европу разными путями?

Возможно, одни действительно возникли на Ближнем Востоке как система духовных знаний, а другие на Дальнем Востоке как игра? Или было наоброт? Почему Младшие Арканы известны буквально всем под видом четырех карточных мастей, а Старшие Арканы в какой-то момент «исчезли» из колоды? Почему в ней остался только один из них - Шут, больше известный как Джокер (а ведь именно он вдыхает жизнь во всю систему Старших Арканов)? И ведь он действительно сохранил свое старшинство, положение «всем козырям козыря», бьющего любую карту в колоде...

Почему из колоды исчезли Рыцари? Пажи, Дамы, Короли известны всем, а Рыцари почему-то оказались персонами «нон-грата»... А для чего понадобилось переименовывать масти Младших Арканов? Все эти пики, червы, крести, бубны... Зачем эти иносказания, почему нельзя было называть мечи - мечами, а чаши - чашами?

Порой создается впечатление, что эволюции карточной колоды косвенно повествуют нам об одной из самых болезненных и мистических тайн средневековья - истреблении рыцарей-тамплиеров, чьи мечи, согласно устойчивой легенде, хранили Чашу.... Великий оккультист Алистер Кроули в своей колоде устранил Королей и отдал их место Рыцарям. Необъяснимый шаг....

Как бы там ни было и откуда бы карты ни вели свое таинственное происхождение, но в XIV - XV веках они прочно обосновались в Европе и, миновав ухабы средневековья, вступили в эпоху Возрождения. Замечено, что карты служили придворным развлечениям европейской знати, подобно шахматам.Они сопровождали титулованных особ и в горе, и в радости, раскладывали их и мужчины, и женщины, а вот придавалось ли им серьезное эзотерическое значение, сказать трудно.

Существуют весьма обширные сведения об использовании Таро для гаданий в XVI-XVII веках. Именно в ту эпоху, несмотря на деятельность инквизиции, присутствовала особенная широта мышления, позволявшая совмещать глубокую веру в Бога, развитие научных взглядов на мир, и активное использование оккультных практик. В качестве примера можно привести астролога и оккультиста Джона Ди, использовавшего Таро для «бесед с ангелами» и Уильяма Лилли с его «Христианской астрологией».

Можно сказать, что, непредвзято изучая смысл Арканов и возможности Таро, мы все символически становимся «людьми Возрождения», поскольку волей-неволей расширяем кругозор и учимся видеть взаимосвязь как будто взаимоисключающих учений.

Пространство изучения Таро уникально тем, что здесь традиции гностицизма и христианского мистицизма уживаются с древней языческой мудростью (из которой во многом выросли, вступив впоследствии в почти непримиримый конфликт). С Таро связаны такие эзотерические традиции как алхимия и астрология, нумерология и каббала, здесь есть место и мифологии, и восточной философии, и все это рано или поздно попадает в круг внимания того, кто взялся за карты.

Интересно, что расцвет и игры, и гадательных практик пришелся на век Просвещения - такой рациональный, такой разумный... Именно в XVIII веке началось изучение Таро.

Именно в XVIII веке упомянутый выше французский лингвист, богослов, оккультист и масон, граф Антуан Курт де Жебелен впервые исследовал архетипический смысл Старших Арканов.

Бытует мнение, что откровение снизошло на него во время игры в карты в одном из парижских салонов. Однако следует признать, что нисхождение этого откровения было очень хорошо подготовлено предыдущими занятиями графа и было вовсе не случайным. По окончании богословского факультета в университете Лозанны, де Жебелен стал странствующим проповедником, а этот род занятий и частые путешествия привели его к изучению культурных отличий, увлечению мифологией и сакральными таинствами.

Он считал, что все известные религии содержат одни и те же истины, и как лингвист стремился возродить древний иероглифический язык, который объяснил бы принципы мифотворчества. В 1773-1784 годах он начал по частям публиковать уникальный труд под названием «Первобытный мир, его анализ и сравнение с миром современным», более известный под сокращенным названием “Le Monde primitif”.

Очередной том этого поразительного исследования, вышедший в 1781 году, содержал трактат «Об игре в Таро» («Du Jeu des Tarot»), в котором Жебелен и выдвинул довольно популярную ныне версию об египетских корнях Таро, о том, что его следует воспринимать как книгу и о том, что Таро анализируемо с точки зрения священного для египтян числа 7 (каждая масть содержит дважды по семь карт, а Старшие Арканы - трижы семь карт, плюс существует Шут, воплощающий «тайну числа ноль»).

В книге Жебелена, помимо идеи, фигурировало приложение под названием «Исследование Таро, включая возможность прорицания посредством карт», где были представлены все 78 изображений.

Учеником и продолжателем Жебелена стал великий толкователь Таро Жан Франсуа Алиетте, больше известный под своим масонским именем-перевертышем - Эттейла. Любопытно, что он вступил в Ложу как раз в том году, когда его учитель опубликовал свой знаменитый трактат, посвященный Таро. Сам же он два года спустя выпустил в свет «Способ поразвлечься посредством колоды карт, именуемых Таро», причем поставил этот самый способ на коммерческую основу.

Интересно то, что изначальными деятелями в этой области были именно мужчины, и, пожалуй, именно Эттейлу современные гадатели и гадалки должны считать «крестным отцом». Во-первых Эттейла создал свою собственную колоду из 78 Арканов, насыщенных масонской символикой (впоследствии писались целые монографии, посвященные изучению этой колоды, а также создавались различные ее варианты), и успешно эту колоду продавал!

Во-вторых, он вдохновенно гадал парижанам направо и налево, получая за свое искусство неплохие деньги. Говорят, в прежней жизни он был не то парикмахером, не то книготорговцем, но это не шло ни в какое сравнение с тем успехом, который он имел как гадатель.
Ходят споры, кто именно, Эттейла или де Жебелен, предложил любопытное толкование самого слова Таро как сочетания «тар» (дорога) и «ро» (королевская).

В те времена в расшифровке египетских иероглифов места для фантазии было куда больше, чем теперь, но как тут не вспомнить Фрейда с его «королевской дорогой в бессознательное». Существует также идея, что в основе - египетское слово taru, означающее «требовать ответа» (что во многом отражает смысл мантических практик).

Другие исследователи считают, что наименование карт пришло из иврита и является искаженным словом «Тора». Есть мнение, что Таро является анаграммой латинского слова rota («колесо»). Известный оккультист XX века Пол Фостер Кейс произвел целых четыре анаграммы, получив фразу «Rota Taro Orat Ator», приблизительно переводящуюся как «Колесо Таро возвещает закон мудрости» (Атор - египетская богиня посвящения).

В книгах розенкрейцеров и масонов часто встречается термин «Rota Mundi», «Колесо Мира». Следует отметить, что за время работы над своей книгой, в 1776 году, Жебелен вступил в масонскую Ложу, поэтому приведенные им сведения о происхождении Таро вполне могли быть не его собственной гипотезой, а почерпнутой у его учителей информацией.

Остается лишь добавить, что масоны и розенкрейцеры упорно настаивали на том, что они являются духовными наследниками тамплиеров (и некоторые современные исследователи полагают, что у них были для этого основания), а по одной из версий именно тамплиеры стали «крестными отцами» Таро, привезя их в Европу с Ближнего Востока.

Как бы там ни было, они были далеко не первыми и далеко не единственными искателями книги Тота. Гностики и алхимики древности, тамплиеры и розенкрейцеры, теософы и «вольные каменщики»...все, кому удавалось так или иначе прикоснуться к тайным знаниями древности, внесли свою лепту в эти поиски.

После успехов эпохи Возрождения и эпохи Просвещения, Таро покорило новые времена и новые пространства. Оно вступило в XIX век, ознаменовавшийся огромным интересом к оккультизму, эзотерике и мистицизму, и проникло из Европы на другие континенты, в первую очередь в Северную Америку. Громким именем в истории Таро XIX века стало имя известнейшего французского оккультиста Альфонса-Луи Констана, более известного как Элифас Леви

Он был аббатом римской католической церкви, страстно увлеченным изучением символов и мистическим иудаизмом. Естественно, с учетом профессии и сана, он не мог открыто опубликовать свою знаменитую работу «Учение и ритуал высшей магии» («Dogme et Rituel de la Haute Magie»), поэтому перевел свое имя на иврит.

Он считал, что Таро представляет собой священный оккультный алфавит, который все - египтяне, евреи, греки - приписывали кому-нибудь «из своих» (египтяне - Тоту, евреи - старшему сыну Каина Еноху и так далее).

О Таро он писал следующее: «Карты Таро...являются самым совершенным инструментом гадания, который можно применять с полным доверием вследствие пропорциональной точности изображенных на них фигур и чисел.

В действительности предсказания этой книги всегда строго достоверны, и, даже когда она ничего не предсказывает, она всегда открывает что-то, что было сокрыто, и дает самый мудрый совет тем, кто спрашивает его у нее».

С этим, пожалуй, можно согласиться. Думается также, что все, кто ныне серьезно интересуется Таро, волей-неволей приходят к той же философии, что и Элифас Леви: гадать-гадай, но не забывай, что карты - это ключи к глубинному пониманию человеческой природы и законов жизни. Казалось бы - набор нумерованых картинок... Истинно сказано - «такое богатство заключено в такой бедности»!

Продолжателем идей Элифаса Леви стал французский врач Жерар Энкоссе, писавший под псевдонимом Папюс.

Его особенно интересовало соотнесение Таро, астрологических символов и букв Каббалы. В 1908 году он опубликовал книгу «Предсказательное Таро», снабженную альбомчиком из 78 карт, которые предлагалось вырезать и наклеить на картон. Эта колода вдохновила швейцарского гипнотизера, масона и оккультного мастера Освальда Вирта на создание ее весьма изысканной модификации (некоторыми тарологами колода Вирта считается одной из самых «высокоуровневых» по сей день) и написание непростой монографии «Le Tarot des Imagiers du Moyen Age».

Именно Папюс в книге «Ключ к оккультным наукам» окончательно сформулировал идею шифрованного карточного ключа для передачи зананий о законах мироздания в сжатой форме. В древнем мире знания передавались после строгих проверок из уст в уста, но по ходу развития цивилизации такая практика стала слишком рискованной и Посвященным пришлось искать некое новое «ноу-хау» для спасения своих наработок от забвения и утраты.

Между прочим, одна из самых спекулятивных версий происхождения карт сообщает, что египтяне в свою очередь не на ровном месте создали книгу Тота, и Таро вообще является осколком атлинтической цивилизации, тысячелетиями продолжающий существовать в сильно искаженном виде... Однако Папюс не заходил так далеко в своих предположениях, и склонялся к мысли, что впервые мудрость Таро все-таки была зашифрована в обозримую эпоху.

Одним из самых ярких событий в истории Таро несомненно следует считать возникновение в 1888 году в викторианской Британии (как раз времена Конана Дойля) чрезвычайно влиятельного оккультного общества - герметического Ордена Золотой Зари.

Общество было основано докторами и масонами Уильямом Вудманом и Уином Уэскоттом, а также крупным знатоком различных эзотерических традиций Самюэлем Лидделом Магрегором Матерсом (Мозерсом). Все они в свою очередь были членами розенкрейцерского оккультного общества Societas Rosicruciana. С их легкой руки магия Древнего Египта, Каббала и средневековый мистицизм сплелись во вполне последовательную систему оккультных воззрений, но Таро Золотой Зари - практически единственное, что он нее осталось.

Радикальной отличительной особенностью этого ордена было присутствие женщин (как правило масонские и розенкрейцерские ложи принимали в свои ряды только мужчин). Именно из этой среды вышли два самых известных таролога XX века, дав «идейный крен» относительно системы Золотой Зари, если можно так выразиться, и что интересно - в диаметрально противоположных направлениях.

В 1903 году от знаменитого ордена откололся первый из них, Артур Эдвард Уэйт. Он возглавил свою собственную эзотерическую группу - «Святой Орден Золотой Зари». Показательно, что название отличается от оригинального лишь одним словом.

Уэйт был выдающимся мистиком и высоко ценил своих учителей, но отличался от них выраженной приверженностью христианским религиозным традициям.

Биографы Уэйта утверждают, что во время болезни в детстве он пережил состояние практически клинической смерти, а выйдя из него, быстро пошел на поправку и, несмотря на исключительно ранний возраст, твердо намерился посвятить свою жизнь оккультным наукам, раскрывающим единство мира и человека.

Он изучал алхимию и Каббалу, тайны христианского мистицизма, идеи масонов и розенкрейеров - с такой подготовкой он, естественно, был с распростертыми объятиями принят в Ордене Золотой Зари.

Однако, как водится, эзотерические фракции склонны раскалываться. Уэйт так и не примкнул к тому неоегипетскому язычеству, которое культивировалось адептами ордена. Для него гораздо важнее были религиозно-рыцарские идеалы и легенды о Святом Граале.

Он пришел к выводу, что четыре масти Таро символизируют описанные в рыцарских легендах сакральные предметы - Копье, Чашу, Меч и Щит (по другой версии - Дискос, один из сакральных предметов, используемый в ритуале Причастия наряду с чашей).

Уэйт выдвинул идею о том, что не только Старшие Арканы описывают мистический Путь Души, но и каждая из четырех мастей Младших Арканов описывает путь обретения одной из четырех важных духовных ценностей. Совместно с художницей Памелой Колман Смит, избравшей его своим наставником, он создал уникальную колоду, впервые содержащую полностью иллюстрированные Младшие Арканы, чем и объясняется ее популярность.

В 1909 году, благодаря издателю Уильяму Райдеру, эта колода увидела свет. Поэтому колоду впоследствии стали называть колодой Райдера-Уэйта, а колоды, созданные на основе ее Арканов и следующие их традиции - «райдеровскими клонами». Зная о религиозности Уэйта, многие сегодня считают его колоду недостаточно «идеологически свободной».

В действительности же, если минимальная христианская символика, которая присутствует на Арканах, становится серьезным препятствием для работы с этой уникальной и универсальной колодой, то это куда больше говорит о чьей-то идеологической закрепощенности, чем все уэйтовские витражи и тиары вместе взятые.

Годом позже Уэйт опубликовал монографию «Иллюстрированный ключ к Таро» («A Pictorial Key To the Tarot»), где произвел сравнительный анализ прежде существовавших систем, описал значения карт и дал их трактовки в прямой и перевернутой позиции.

Он сделал все, чтобы руководство было простым и понятным. Совершенно очевидно, что оно не содержало и десятой доли знаний Уэйта.

Теоретические выкладки об астрологии, каббалистике и прочих сопредельных науках были сведены к минимуму, если не сказать к нулю. Возможно, автор хранил тайны своего Ордена, но больше похоже на то, что его цель была иной - он искренне хотел, чтобы карты «пошли в народ».

И это ему однозначно удалось. Достаточно сегодня заглянуть в интернет-магазины, продающие колоды Таро, чтобы в этом убедиться. Как и в том, что версий самой колоды Райдера-Уэйта существует немало, хотя отличия между ними не очень значительны.

В 1971 году в США была выпущена авторизованная версия с сохранением точных образов и оригинальных красок - за основу при этом была взята личная колода самого Артура Уэйта, все еще находившаяся в собственности его девяностолетней дочери, Сибиллы Уэйт.

Чуть позже, чем Уэйт, в 1907 году, заимствовав основные идеи Ордена Золотой Зари, свою эзотерическую группу основал второй мега-таролог XX века - Алистер Кроули.

Сам он полагал себя воплощением Элифаса Леви. Он по праву считается одной из самых одиозных и эксцентричных фигур в оккультной среде.

Если Уэйт был приверженцем христианских традиций, то Кроули, вступивший в Орден Золотой Зари по его протекции, впоследствии прославился отвращением к христианству, пристрастием к героину и к сексуальным оккультным практикам.

Его орден Серебряная Звезда был средоточием магии соответствующего толка. Скандальное и саморазрушительное поведение не отменяло в Кроули выдающейся оккультной одаренности и громадной эрудиции.

В 40-х годах Кроули предпринял практически тот же ход, что и Артур Уэйт, сотрудничавший с Памелой Смит, а именно - в сотрудничестве с талантливой художницей леди Фридой Харрис он создал свою колоду карт Таро.

В этой колоде используются символы едва ли не всех великих цивилизаций древности, ощущается влияние тантризма, вообще она исключительна по богатству и сложности заключенных в ней идей.

Работа над колодой была завершена в 1944 году, а опубликована она была только в 1971 году при содействии братства магов Ordo Templi Orientalis, которое Кроули одно время возглавлял.

Остается с сожалением заметить, что названия двух популярнейших колод содержат имя разработчика и не содержат имя исполнителя. По справедливости они должны бы называться Таро Уэйта-Смит и Таро Кроули-Харрис.

Нет сомнений, что у Таро есть история, есть будущее, а вот далекое прошлое оно предпочитает сохранить под покровом тайны.

Как точно заметил Массимилиано Филадоро, мы не получим ответов на загадки Таро, узнав, откуда карты ведут свое происхождение или определив, кто их изобрел.

Некоторые произведения создают сами себя, а автором Таро можно по справедливости считать все человечество. Проблемы, которые ставит Таро, его архетипические образы, темы, к которым оно обращено, всегда будут вызывать у людей живой интерес. Символизм карт универсален, связан во многими культурами и философскими течениями и их действительно можно рассматривать как книгу оккультных знаний, которые могут привести к более глубокому пониманию жизненного процесса и себя самих.

Наши дни по праву можно считать подлинным ренессансом Таро. Открыв для себя неисчерпаемые архетипические возможности, предоставляемые структурой Арканов, издатели наперебой выпускают тематические колоды, по сути адаптируя к этой структуре разнообразнейшие сферы человеческого опыта. Таро используется в самых разных областях консультирования, став чем-то гораздо более гибким и универсальным, чем инструмент для гадания.

Варианты его применения необычайно многообразны. Можно сказать, что именно в наши дни Таро начинает раскрывать свой подлинный потенциал, свою колоссальную способность отражать универсальные модели человеческих переживаний и жизненных ситуаций, кризисы внутренего роста и уроки внешних событий, через которые проходим мы все. Оно действительно воспринимается как книга мудрости, впитавшая в себя мифы и знания разных народов и рассказывающая нам древнейшую историю о Странствии Героя...которым является каждый из нас на своем жизненном пути.

Использованные при подготовке материала источники:
1. Банцхаф Хайо (2006) Таро Райдера-Уэйта. - Санкт-Петербург, Издательская группа «Весь», издательство «Глазгора», 208 с. Оригинальное издание: Banzhaf Hajo (2001) Das Tarotbuch.
2. Банцхаф Хайо, Акрон (2006) Энциклопедия Арканов Таро Кроули. Полная интерпретация карт. - Санкт-Петербург, Издательская группа «Весь», 240 с. Оригинальное издание: Banzhaf Hajo & Akron (1995) The Crowley Tarot. The handbook to the cards by Alister Crowley and lady Frieda Harris
3. Банцхаф Хайо, Телер Бриджит (2006). Таро Тота Алистера Кроули. Ключевые слова. - Санкт-Петербург, Издательская группа «Весь», Оригинальное издание: Banzhaf Hajo & Theler Brigitte (2001) Keywords for the Crowley Tarot. ISBN 1-57863-173-4.
4. Банцхаф Хайо, Хеммерляйн Элиза (2009). Таро Райдера-Уэйта и Таро Алистера Кроули. Практическое руководство. - Санкт-Петербург, Издательская группа «Весь», Оригинальное издание: Banzhaf Hajo & Hemmerlein Elisa (1999) Tarot as Your Companion. The Rider-Waite and Crowley Thoth Tarot decks. A Practical Guide.
5. Бартлет Сара (2007). Таро. Полное руководство. - Москва, «Кладезь-Букс».
6. Берковский Юрий (2004). Таро: Древнейшая система символов. - Москва, «РИПОЛ Классик».
7. Вирт Освальд (2003). Таро магов. - Санкт-Петербург, «Экслибрис».
8. Голландер Скотт П. (2005) Таро для начинающих. - Москва «Гранд», «Фаир-Пресс», Оригинальное издание: Hollander Scott P. (1995) Tarot for Beginners . - Llewellyn Publications. St.Paul. USA.
9. Гугенхайм Макс фон (2006) Все о картах Таро. Система Артура Уэйта. - Санкт-Петербург, «Кристалл»; Москва, «Оникс», 176.
10. Каплан Стюарт Р. (2004) Классика Таро. Происхождение, история, гадание. - Москва, «Центрполиграф», Оригинальное издание: Kaplan Stuart R. Tarot classic.
11. Мур Барбара (2006) Такое разное ТАРО. - Санкт-Петербург, Издательская группа «Весь», издательство «Глазгора». Оригинальное издание: Moore Barbara (2004) What TAROT can do for you.- Llewellyn Publications St.Paul. USA
12. Папюс (2004). Каббала. Предсказательное Таро. - Москва, Издательство АСТ.
13. Поллак Рэйчел (2006) Таро. Полное иллюстрированное руководство. - Москва, АСТ, «Астрель». Оригинальное издание: Pollack Rachel (1999) Complete Illustrated Guide to Tarot. Harper Collins Publishers LTD.
14. Томберг Валентин (2000). Медитации на Таро. - Киев, «София».
15. Филадоро Массимилиано (2007). Универсальное Таро. - Москва, «Издательство ФАИР». Оригинальное издание: Filadoro Massimiliano (2005). The Universal Tarot. Lo Scarabeo.
16. Холл Мэнли П. (1994). Энциклопедическое изложение Масонской, Герметической, Каббалистической и Розенкрейцеровской Символической Философии. - Санкт-Петербург, СПИКС.
17. Чалова Юлия (2007). Колода Таро. Архетипы, предсказания, расклады. - Ростов-на-Дону, «Феникс».
18. Шмаков Владимир (1993). Священная книга Тота. Великие Арканы Таро. - Киев, «София».

От древнеегипетской магии до карточной колоды у бродячих цыган – таков путь развития карт Таро, происхождение которых до сих пор остается таким же загадочным, как и представленные на них символические образы. Сегодня уже никто точно не знает, где и когда появились карты Таро. Впечатляющие изображения на двадцати двух картах мистических Старших Арканов имеют много общего с древними вероучениями и религиозной практикой. Младшие Арканы, разделенные на четыре масти, вероятно, послужили основой, от которой произошли современные, ставшие нам привычными, игральные карты.

Карты Таро для влюбленных

Карты Таро для влюбленных ограничиваются одними Старшими Арканами. Старшие Арканы это «великие тайны» и вместе с тем обозначение сказочных картин, начиная с образа Глупца и заканчивая изображением Мира. Младшие Арканы применимы только для общей интерпретации явлений, обусловленных незначительными интересами в рамках коротких промежутков времени, тогда как Старшие Арканы всегда ориентированы на более широкое толкование происходящего. Именно к «великим тайнам» мы обращаемся в своем стремлении глубже постичь суть вещей.

Так каковы же исторические сведения о картах Таро? Их немного, но они достаточно интересны. Из всех самых ранних известных нам колод сохранились лишь семнадцать. Они датируются 1 392 годом. Нам известны и более ранние карты, поскольку в Италии, во Флоренции, они были запрещены в 1376 году. Господствующая там церковь сочла их еретическими и опасными, поэтому они неоднократно осуждались, конфисковывались и даже публично сжигались.

Таро Висконти: история возникновения

Карточная колода Висконти самая ранняя и полная колода карт, сохранившаяся в целостности и первозданном виде. Над ней работал итальянский художник Бонифачо Бембо. Эти искусно выполненные карты, датированные началом XV века, были специально изготовлены по заказу герцога миланского и носят его фамилию. Иллюстрации, например, образ Верховного Жреца или Первосвященника, образы Мага и Глупца, похоже, легко вписываются в реальность средневекового мира, наводя некоторых исследователей на предположение, что карты Таро являются своеобразным оракулом средневековой эпохи.

Однако ряд изображений, которые не удается так просто интерпретировать в этом контексте. Образ Императрицы – явное изображение великой богини-матери, образ Верховной Жрицы другое не менее явное изображение какой-то богини, а также образ Повешенного наводят на мысль, что истоки карт Таро относятся к более далекому прошлому. Эти трепетные и волнующие картины датируются периодом до начала эпохи Возрождения и даже до установления господства христианских верований. Они связаны с древними эзотерическими учениями, такими, как культы женских богов, шаманизм, язычество и предания, исследование которых привело к образованию самостоятельной науки мифологии. Такова первоначальная природа этих изображений, обеспечившая, по-видимому, жизнеспособность карт Таро и приведшая к их нынешнему расцвету.

Упорядоченная совокупность образов, составляющих Старшие Арканы, происходит от языка универсальной символики, функционирующего для каждого человека в глубине его души на том уровне, что именуется как бессознательное». Этот уровень человеческой психики находится в той области, которую алхимики назвали Anima Mundi, то есть душой мира, а выдающийся швейцарский психолог Карл Г устав Юнг определил как «коллективное бессознательное».

Изображения Старших Арканов упорядочены так, что символизируется стремление души к просвещению. Каждый образ представляет какую-то стадию как внутреннего, так и внешнего развития, и поскольку человечество движется вперед по пути познания, эта упорядоченная совокупность образов многократно воспроизводится в различных вариациях.

Изображения Старших Арканов тесно связаны и с другими мистическими или магическими системами:

  • астрология;
  • ритуальная магия;
  • еврейское учение Каббала.

Кроме того, эти образы имеют также отношение к психоанализу и к уже изученным в настоящее время механизмам образования сновидений.

Многие исследователи, занимавшиеся изучением этих карт, пришли к заключению, что символические изображения на картах имеют отношение и к другим учениям.

Карты Таро для влюбленных и астрология

С целью всесторонне представить карты Таро для влюбленных предложена таблица, которая поможет вам посредством Старших Арканов определить и понять ваше положение на вашем жизненном пути. Каждая карта Старших Арканов связана либо с астрологическим знаком, либо с астрологической планетой, а также с определенной фундаментальной стихией мироздания. Эти связи известны тому, кто уже занимался изучением астрологии. Они установлены по принципу подобия интерпретации каждой карты, поэтому людям, незнакомым с зодиаком, не стоит беспокоиться из-за незнания этой информации. С астрологией ассоциированы и фундаментальные стихии мироздания, имеющие всеобщую сферу влияния. К ним относятся:

  • ОГОНЬ интуиция, предвидение, вдохновение;
  • ЗЕМЛЯ практичность, чувственность, физический мир;
  • ВОЗДУХ дух, интеллект, осознанное желание;
  • ВОДА чувства, творчество, бессознательное.

В процессе расклада и толкования карт полезно помнить эти значения стихий. Они формируют фундамент или платформу для выявления ваших собственных связей, интуитивно постигаемых вами в состоянии сильного воодушевления.

Кроме того, толкование каждой карты связано с выбором ключевых слов, определяющих ее основное значение и тип представляемых ею любовных отношений. По мере вашего овладения картами Таро, адресованными в первую очередь влюбленным, ключевые слова могут послужить вспомогательными средствами для обобщения и запоминания смысла выявленной фазы вашего жизненного пути.

Значения карт с перевернутой вниз верхней частью изображения не содержатся в приведенной таблице. Это объясняется тем, что такие перевернутые карты в большинстве случаев имеют толкование, противоположное интерпретации неперевернутых карт с прямым изображением.

Постепенно карты ТАРО станут привычными для вас, и тогда вы увидите, как каждая из них символизирует определенную фазу. Когда такого рода энергии беспрепятственно циркулируют внутри вас или в пределах вашей жизненной ситуации, они непременно достигают своих истинных целей.

Вообще перевернутые карты указывают на то, что внутреннее «Я» не находит соответствующей отдушины, то есть, выражаясь языком психолога, бессознательные желания и потребности либо игнорируются, либо подавляются.

Подлинный духовный смысл каждой карты соответствует ее прямому изображению, раскрывающему все то, что относится к вам, к вашему партнеру, к вашим отношениям и к вашему будущему.

Астрологическая таблица карт Таро, предназначенных для влюбленных

Карты Таро: история возникновения (видео)