Вывод основные признаки дуального обучение. Дуальное образование: опыт Германии и внедрение в России

М.Т. Рахимжанова

КГКП «Электротехнический колледж»

ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ – ПРЕИМУЩЕСТВА И ПРОБЛЕМЫ

Как известно, дуальная система профессионального образования, получила мировое признание, это наиболее распространенная и признанная форма подготовки кадров, которая комбинирует теоретическое обучение в учебном заведении и производственное обучение на производственном предприятии. Опыт использования дуальной системы обучения показал следующие преимущества этой системы по сравнению с традиционной:

Дуальная система подготовки специалистов устраняет основной недостаток традиционных форм и методов обучения - разрыв между теорией и практикой;
- в механизме дуальной системы подготовки заложено воздействие на личность специалиста, создание новой психологии будущего работника;

- дуальная система обучения работников создает высокую мотивацию получения знаний и приобретения навыков в работе, т.к. качество их знаний напрямую связано с выполнением служебных обязанностей на рабочих местах;

- заинтересованностью руководителей соответствующих учреждений в практическом обучении своего работника;

- учебное заведение, работающее в тесном контакте с заказчиком, учитывает требования, предъявляемые к будущим специалистам в ходе обучения;

- дуальная система обучения может широко использоваться в профессиональном обучении Казахстана в ближайшие годы.

Колледжи переходят на дуальное обучение.

Это, когда теория занимает только часть времени, а основная нагрузка на практическую работу - на предприятии, которое и берет на себя расходы по подготовке специалиста. После трех лет такого обучения, можно легко найти работу. На сегодняшний день дуальная система обучения – одна из самых эффективных форм подготовки профтехспециалистов.

Дуальное обучение является одним из дополнительных направлений деятельности НПП РК. В своем послании «Казахстанский путь – 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее» президент РК Нурсултан Назарбаев отметил, что «в ближайшие 2-3 года надо сформировать ядро национальной системы дуального технического и профессионального образования», а «в перспективе надо предусмотреть переход на гарантирование государством получения молодыми людьми технического образования».

Дуальная система образования предполагает участие в обучении двух учреждений - профессиональной школы и обучающего предприятия. При этом практическую, производственную часть обучения приходится примерно две трети времени, тогда как на профессионально-теоретическую, школьную часть приходится лишь одна треть.

Подобное образование широко применяется на Западе. К примеру, в Германии дуальное обучение введено в строгие законодательные рамки, и осуществляется с помощью торгово-промышленных и ремесленных палат. Из 3,6 млн. предприятий страны в программе профессионального обучения задействованы 500 тыс. При этом более половины являются представителями МСБ, то есть, частный бизнес вкладывает солидные средства в подготовку специалистов нужного профиля. Наши спец. предметники прошли курсы обмена опытом в Германии.

Прогноз потребностей в рабочей силе компании составляют заранее, и свой профессиональный путь выпускник немецкой школы начинает не с выбора профильного вуза, а с поиска предприятия, которое займется его обучением. Учебная программа формируется по заказу и при участии работодателей, которые также имеют возможность распределять объем учебного материала по дисциплинам в рамках одной специальности. В роли преподавателей на производстве выступают сотрудники компании.

Программа обычно рассчитана на 2,5-3 года и завершается экзаменом, который принимает комиссия из представителей предприятия, профшколы и региональных ремесленных или торгово-промышленных палат. Успешно сдавшие экзамен выпускники получают свидетельство палаты, дающее право работать по специальности. Стоит отметить, что в период учебы будущие работники получаются вполне приличную стипендию.

Как мы видим, высокая жизнеспособность и надежность дуальной системы образования объясняется тем, что она отвечает кровным интересам всех участвующих в ней сторон - предприятий, работников, государства. Для предприятия дуальное образование - это возможность подготовить для себя кадры точно «под заказ», обеспечив их максимальное соответствие всем своим требованиям, экономя на расходах на поиске и подборе работников, их переучивании и адаптации. Участие в подготовке кадров положительно сказывается на репутации предприятия и его имидже как работодателя на рынке труда.

Для молодых людей Германии дуальное обучение - это отличный шанс безболезненно адаптироваться к взрослой жизни и получить работу. К тому же ни одно вузовское инженерное образование не способно дать такое знание производства изнутри, как дуальное обучение, что делает его важной ступеньки на пути к успешной карьере. В безусловном выигрыше остается и государство, которое эффективно решает задачу подготовки квалифицированных кадров для своей экономики. В Германии основная нагрузка в области образования лежит на предприятиях, которые тратят на повышение профессиональной квалификации своих сотрудников более 40 млрд. евро ежегодно. Эта сумма больше той, в какую обходится государству содержание вузов.

Дуальная система обучения была внедрена в нашей республике в 2012 году. Данный формат позволяет совместить в учебном процессе теорию и практику. Одновременно с азами науки учащиеся осваивают избранную профессию непосредственно на производстве. То есть, 1-2 дня в неделю в аудиториях, остальное время - на предприятиях-партнерах. Эксперимент признан удачным, и принципы дуального образования сейчас уже внедряются в 176 колледжах с участием более 2 000 предприятий. На производстве проходят обучение 44 тысячи студентов. Заинтересованность самих работодателей в подобном сотрудничестве растет с каждым годом. Квалифицированные кадры нужны каждому производству. Тем более, сейчас, когда внедрение новых технологий - это залог успеха бизнеса.

Стоит отметить, что дуальная модель образования успешно используется в таких странах, как Германия, Австрия, Дания, Нидерланды и Швейцария. В Казахстане созданы 24 экспериментальных площадки по внедрению принципа получения диплома в формате «теория, закрепленная на практике» на базе колледжей во всех 16 регионах. В первую очередь, в Алматы. В рамках данного проекта за три года планируется изучить опыт и результаты, чтобы выработать единые стандарты для создания казахстанской модели дуального обучения.

Несмотря на положительные примеры, по-прежнему остается ряд нерешенных вопросов. Для эффективного внедрения дуальной технологии обучения требуется законодательное и нормативно-правовое обеспечение, введение системы мотиваций для предприятий, создание института наставничества и эффективной системы профессиональной ориентации. Решение этих задач будет способствовать формированию новой модели профессиональной подготовки, которая позволит преодолеть отставание в структуре, объемах и качестве трудовых ресурсов от реальных требований конкретных предприятий.

Система высшего образования день ото дня становится более гибкой и ориентированной на практику. Ведущие вузы понимают, что сегодня студенты учатся не только ради получения диплома, но, в первую очередь, чтобы получить те знания, навыки и умения, которые будут востребованы в практической деятельности.

В прошлом остался дефицит дипломированных специалистов, и теперь работодатели смотрят не на оценки в дипломе, а на то, что выпускник вуза умеет делать. Поэтому в университетах и институтах активно внедряются инновационные формы учебы. Главная цель этого - сократить разрыв между сухой теорией и полезными практическими навыками, которые ценятся на рынке труда.

В этой статье мы расскажем о двух перспективных технологиях обучения: дуальной и проектной, а также подскажем, в каких отечественных вузах они реализуются. Хотите получить больше полезной информации - подписывайтесь на наш телеграм-канал .

Дуальная система обучения

Подобный подход к образованию зародился в профессиональных училищах Германии, после чего дуальную систему также стали применять в Канаде, Австрии, Швейцарии и других странах.

Ее суть состоит в том, что студенты не только слушают лекции и обсуждают полученные знания на семинарах, но и выполняют практические задания на профильных предприятиях или фирмах. При такой форме учебы количество лекций уменьшается: студенты учатся или на 1-2-х парах, или 2-3 дня в неделю. Все остальное время они работают в организациях-партнерах вузов и даже получают за это зарплату. Если же они чувствуют недостаток заданий, преподаватели проводят дополнительные консультации.

Важным преимуществом такого подхода является то, что он решает проблему трудоустройства выпускников: чаще всего, студент остается работать в той фирме, где уже практиковался во время учебы. Кроме того, у такой системы есть и другие плюсы.

Достоинства дуального подхода

Внедрение дуального подхода позволяет достигнуть следующих результатов:

  1. улучшить практическую подготовку;
  2. адаптировать профессиональные знания и умения к реальным условиям рынка труда;
  3. ускорить процесс трудоустройства выпускника и его адаптации на рабочем месте.

Где получить дуальное образование в России?

Такая система уже действует в колледжах (преимущественно в Калужской, Ульяновской, Ярославской области и Пермском крае), однако педагоги говорят о том, что организация дуального обучения в вузе также будет воплощена в ближайшее время.

Технология проектного обучения

Суть проектного обучения также направлена на уход от «чистой» теории. Проектная система обучения построена на активных и интерактивных методах обучения (тренинги, мастер-классы, творческие мастерские, деловые игры, решение кейсов). Благодаря этому студенты учатся организовывать свою деятельность и взаимодействовать, приобретают навыки командной работы и тайм-менеджмента.

Эта технология возникла в США в конце 19-го столетия. Основатель проектной системы обучения - американский педагог Джон Дьюи, автор концепции прагматической педагогики.

Особенность такой учебы состоит в том, что вместо обычных лабораторных или домашних работ студенты работают над проектами в выбранной отрасли. Будущие юристы участвуют в ведении реальных дел, журналисты работают над выпуском телепрограммы, врачи ставят диагноз, педагоги готовят уроки.

От дуального обучения эта технология отличается тем, что над проектом студенты работают не в одиночку, а небольшими группами.

Преимущества проектного обучения

Внедрение модели проектного обучения дает учащимся возможность:

  1. лучше ориентироваться в информационном пространстве;
  2. самостоятельно принимать решения и нести ответственность;
  3. приобретать практические навыки, необходимые для работы в выбранной отрасли.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на

Работает ли этот способ обучения в России?

В отличие от дуального подхода к образованию, технология проектного метода обучения применяется во многих отечественных вузах. Студенты НИУ «Высшая школа экономики» осваивают данную технологию уже с 2014 года, а Южно-Уральский государственный университет в этом учебном году предложил учащимся выполнение проектов с дальнейшим трудоустройством на выбранных предприятиях.

Кроме того, такой подход реализуется в Московском политехническом университете, Нижегородском государственном университете им. Н. И. Лобачевского и Дальневосточном федеральном университете.

Ну а если эти технологии оказались настолько действенными, что вы увлеклись практикой и забыли о реферате или контрольной - на помощь придет . Его специалисты помогут решить текущие вопросы качественно и оперативно.

Проблема дефицита рабочих кадров - одна из самых актуальных на сегодня. Ее решение, как извест-но, лежит в сфере взаимодействия органов государственной власти, работодателей и профессиональных образовательных организаций.

Совершенствование модели подготовки рабочих кадров с учетом реальных потребностей экономики - цель проекта 1 Агентства стратегических инициатив (АСИ), реализуемого с ноября 2013 года совместно с Минобрнауки РФ, Минэкономразвития РФ и другими министерствами при методической поддержке Федерального института развития образования (ФИРО). Одной из основных задач проекта является разработка, апробация, внедрение и распространение в пилотных регионах моделей дуальной системы образования - на данный момент самого перспективного направления в подготовке специалистов для реального сектора экономики, ориентированного на международные стандарты качества.

Системное взаимодействие

Анализ деятельности в рамках проекта, завершающегося в этом году, и некоторые его итоги были озвучены ведущим научным сотрудником Центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО Е.Ю. Есениной на вебинаре «Дуальное образование: от проекта к жизни» 2 , организованном Ассоциацией руководителей образовательных организаций. Журнал «Аккредитация в образовании» - постоянный информационный партнер ассоциации.

Один из первых выводов - профессиональное образование и сфера труда становятся партнерами, которые уже не могут существовать друг без друга, и системные преобразования социальной и экономической сфер невозможны без взаимоответственного сотрудничества заинтересованных сторон.

Возьмем, например, предстоящий мониторинг качества подготовки кадров СПО, в котором, очевидно, среди показателей будут фигурировать и данные, касающиеся дуального обучения. Так как в связи со специфическими особенностями модель дуального обучения не может быть организована только силами профобразования, необходима поддержка администрации региона, структур, отвечающих за профориентацию, независимую оценку, и, конечно, работодателей. Другими словами, «снятие показаний» в процессе мониторинга только с профессиональных образовательных организаций будет некорректным, хотя, безусловно, практика учреждений СПО в современных условиях становится действенным инструментом формирования и распространения инноваций.

Что касается предполагаемых, виртуальных критериев мониторинга, которые могут быть связаны с дуальным обучением, они характеризуют особенности дуального образования в целом и сложность его внедрения в реальном, а не имитационном виде 3 . Например, наличие такого важного критерия, как создание мотивации студента к профессиональной деятельности и добровольному закреплению на рабочем месте, возможно только в соответствующих условиях, формируемых как на региональном уровне, так и со стороны работодателя и профессиональной образовательной организации.

​«Профессиональное образование становится зеркалом экономики. В связи с этим важно понимание, что сферам труда и образования необходимо ответственное, заинтересованное, мотивированное отношение друг к другу».

Из выступления ведущего научного сотрудника Центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО Екатерины Есениной на вебинаре «Дуальное образование: от проекта к жизни»

Эксперты подчеркивают, что достижение этого и других критериев возможно исключительно в рамках системного подхода на федеральном и региональном уровнях в части изменения подходов к стандартизации и разработке программ, мотивации сторон взаимодействия и подготовки педагогических кадров, в том числе и наставников на предприятиях. В этом направлении предстоит серьезная работа, а некоторые субъекты РФ уже имеют положительный опыт преобразований.

В пилотных регионах дуальное обучение достаточно успешно реализуется, прежде всего, на базе одиннадцатых классов, когда есть возможность допускать на рабочие места совершеннолетних студентов, проводить производственный и квалификационный экзамены, и это неслучайно. В России пока не готовы к обучению несовершеннолетних в формате тех же Германии и Австрии, где именно предприятие принимает студентов на обучение и несет основную ответственность за образовательную программу.

Тем не менее в нашей стране работа с несовершеннолетними обучающимися все-таки проводится на основе прохождения студентами учебной практики за пределами реального производства при участии структурного подразделения одной из организаций: колледжа, предприятия, регионального центра или отдельного юридического лица. Основная задача заключается в налаживании конструктивного взаимодействия между организациями и их педагогическими кадрами, которые действовали бы в единой логике, предъявляли единые требования к обучению и опирались на виды работ, необходимые для получения студентами соответствующей квалификации.

Многие пилотные регионы организовывают процессы обучения таким образом, чтобы на предприятие студент попадал на втором или третьем курсе, но при этом работодатель очень активно участвует в его подготовке изначально. На первом-втором курсах из числа работодателей привлекаются преподаватели, выстраивается единая программа обучения, которая позволяет студенту быть готовым к выполнению реальных заданий на рабочем месте, продумываются и формы организации практики, когда обучение проходит в малых группах и иногда индивидуально.

В целом построение дуальной системы образования на региональном уровне требует соблюдения ряда условий, которые зачастую могут выполняться только с участием работодателей, администрации, структур, которые становятся координаторами взаимодействия разных сторон, а также структур, отвечающих за профориентацию и независимую оценку качества подготовки обучающихся.

Проблемные зоны

Как отмечалось ранее, некоторые крупные регионы уже преуспели в создании климата, благоприятного для развития дуального образования. При этом в ряде субъектов речь пока идет только о дуальном обучении, а не о целостной системе. Причин тому несколько, и одна из них заключается в отсутствии координатора взаимодействия сторон, слабой вовлеченности администрации региона в процесс построения такой образовательной модели. Даже если работодатель и образовательная организация находят возможность выстроить договорные отношения, то таковые могут быть достаточно успешными, но система подготовки кадров на уровне региона практически не складывается.

Наряду с этим специалисты проекта отмечают сложности с нормативно-правовым обеспечением сетевой формы реализации основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) в аспекте нюансов оформления договора. В данный момент экс-перты АСИ, Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Мин-обрнауки РФ и ФИРО решают эту проблему. Предполагается, что в ближайшее время будет подготовлено совместное информационное письмо.

Прорабатывается вопрос и о возможности участия организации работодателя в проведении учебной и производственной практики не как части образовательной программы, так как в ней существуют профессиональные модули и практика является их неотъемлемым элементом. Эксперты решают, каким образом в данном случае называть документы о взаимодействии и что должно быть в структуре этого документа в обязательном порядке, с тем чтобы сотрудничающие стороны беспрепятственно могли говорить о сетевой форме реализации образовательной программы.

Еще одна проблемная зона - индивидуальные учебные планы студентов, которые в реальной практике слабо используются образовательными организациями, считающими их обременительными. Вместе с тем задается вопрос: обязательно ли заключать ученические договоры со студентами индивидуально, если они единой группой отправляются на одно и то же место практики?

Ученический договор с нормативной точки зрения является приложением к трудовому, при этом еще возможен договор в рамках организации целевого обучения. Пилотные регионы разрабатывали свои ученические договоры, в том числе и трехсторонние, с участием родителей для несовершеннолетних студентов, но на данный момент подобные документы явля-ются лишь проектами и могут заключаться исключительно по желанию сторон. Преимущество ученического договора - в выстраивании индивидуальной программы обучения, так как приложением к нему становятся виды работ, которые выполняет студент или группа обучающихся, а отделы технического обеспечения на предприятиях часто используют такие документы в непосредственной работе с инструкторами производственного обучения и наставниками на рабочем месте.

Немаловажно обеспечить независимую оценку образовательного процесса и результатов обучения. Промежуточная или итоговая аттестации не то же самое, что независимая оценка квалификации, и если принципы независимости и объективности не будут закладываться в работу образовательных организаций изначально, то бесполезно будет говорить о формировании и оценке квалификации.

Мониторинг потребностей в профессиональных компетенциях педагогических кадров образовательных организаций и наставников на производстве, планирование стажировок, определение результатов и контроль их достижения - эти вопросы также нуждаются в серьезной проработке. Ключевым условием совершенствования профобразования являются сами кадры, точнее - команда, в которую входят представители сферы труда и образования, готовая вникать в нормативные и методические нюансы, нацеленная на проектирование образовательного процесса и получение определенного результата. Следует отметить и такие слагаемые успеха, как формирование практикоориентированной образовательной среды (на предприятии - корпоративной культуры), которая мотивирует человека к собственной деятельности, организация самостоятельной работы студентов, подразумевающая реалистичное количество часов, сопровождение профессионального самоопределения студентов и ряд других.

Принципиально значимым для ликвидации указанных проблем может считаться процесс трансформации сознания. Участники проекта и представители крупных предприятий говорят о необходимости создания новейшей методики и дидактики профессионального образования и обучения, понимаемых как обновление, изучение исторического наследия, применение в современных условиях, осмысление реализуемой деятельности. Так, например, при подготовке студента очень важна практическая составляющая, но речь идет не только о решении узких профессиональных задач, но и о развитии профессиональноориентированного мышления, в рамках которого невозможно обойтись без общих компетенций, связанных с коммуникацией, способностью к образованию и самообразованию.

​Пилотные регионы, участвующие в проекте АСИ «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования»

  • Белгородская область
  • Волгоградская область
  • Калужская область
  • Красноярский край
  • Московская область
  • Нижегородская область
  • Пермский край
  • Республика Татарстан
  • Самарская область
  • Свердловская область
  • Тамбовская область
  • Ульяновская область
  • Ярославская область

Перспективное планирование

Формы и методы практикоориентированного профессионального образования могут быть весьма разнообразными. Однако главное здесь - построение устойчивой системы взаимодействия профобразования и сферы труда, дающей обучающимся возможность получить значимую для человека, общества и государства квалификацию.

Для России сегодня очень важно выстраивание именно управленческих механизмов, так как практикоориентированное образование становится элементом развития систем квалификаций в регионах и на федеральном уровне. Практика пилотных регионов показала, что довольно эффективный управленческий механизм может быть создан на основе кластерного подхода. Необходимо достичь определенного консенсуса по вопросу развития системы квалификаций, куда входят и задачи по развитию профессионального образования.

Требуют разъяснений и возможности предприятий. В соответствии с Трудовым кодексом РФ (ТК) организация работодателя отвечает за обучение своих сотрудников, а ученический договор, являющийся приложением к ТК, - нормативным оформлением взаимоотношений работодателя и обучаемого им работника. Эксперты проекта пришли к выводу, что предприятие может обучать при наличии лицензии как минимум по направлениям профобразования и ДПО, а также при наличии структурного подразделения, которое занимается этими вопросами. Функционал отделов производственного технического обучения достаточно широк, он включает методическую работу, взаимодействие со структурными подразделениями предприятий и работниками, которых обучают на местах, другие направления деятельности. Такая практика существовала в советское время и вполне реализуема на современном этапе. Также ожидается принятие поправок в статью № 264, согласно которым обучающие предприятия будут иметь налоговые льготы.

Эти и другие процессы требуют времени, но в их основе лежит понимание того, что между работодателями и образовательной организацией существуют реальные возможности для взаимодействия, а трудности на пути подобного сотрудничества прорабатываются и постепенно разрешаются.

  1. Подробнее: asi.ru/projects/7267/
  2. Подробнее: http://bit.ly/AO88Dobr
  3. См. подробнее в Методических рекомендациях по реализации дуальной модели подготовки высококвалифицированных рабочих кадров