Обследование слуха. Исследование слуха

Сегодня мы разбираемся, как расшифровать аудиограмму. В этом нам помогает Светлана Леонидовна Коваленко — врач высшей квалификационной категории, главный детский сурдолог-оториноларинголог Краснодара, кандидат медицинских наук .

Краткое изложение

Статья получилось большой и подробной — чтобы понять, как расшифровать аудиограмму, надо сначала познакомиться с основными терминами аудиометрии и разобрать примеры. Если у вас нет времени долго читать и разбираться в деталях, в карточке ниже — краткое изложение статьи.

Аудиограмма — график слуховых ощущений пациента. Она помогает диагностировать нарушения слуха. На аудиограмме две оси: горизонтальная — частота (количество звуковых колебаний в секунду, выражается в герцах) и вертикальная — интенсивность звука (относительная величина, выражается в децибелах). На аудиограмме отмечается костная проводимость (звук, который в виде вибраций доходит до внутреннего уха через кости черепа) и воздушная проводимость (звук, который достигает внутреннего уха обычным путём — через наружное и среднее ухо).

При аудиометрии пациенту подают сигнал разной частоты и интенсивности и отмечают точками величину минимального звука, который слышат пациент. Каждая точка показывает минимальную интенсивность звука, при которой пациент слышит на конкретной частоте. Соединив точки, получаем график, а точнее, два — один для костного звукопроведения, другой — для воздушного.

Норма слуха — когда графики лежат в диапазоне от 0 до 25 дБ. Разница между графиком костного и воздушного звукопроведения называется костно-воздушным интервалом. Если график костного звукопроведения в норме, а график воздушного лежит ниже нормы (присутстувет костно-воздушный интервал), это показатель кондуктивной тугоухости. Если график костного звукопроведения повторяет график воздушного, и оба лежат ниже нормального диапазона, это говорит о сенсоневральной тугоухости. Если чётко определяется костно-воздушный интервал, и при этом оба графика показывают нарушения, значит, тугоухость смешанная.

Основные понятия аудиометрии

Чтобы понять, как расшифровать аудиограмму, сначала остановимся на некоторых терминах и самой методике аудиометрии.

У звука две основные физические характеристики: интенсивность и частота.

Интенсивность звука определяется силой звукового давления, которое у человека весьма вариабельно. Поэтому для удобства принято пользоваться относительными величинами, такими как децибелы (дБ) — это десятичная шкала логарифмов.

Частоту тона оценивают количеством звуковых колебаний в секунду и выражают в герцах (Гц). Условно диапазон звуковых частот делят на низкие — ниже 500Гц, средние (речевые) 500−4000Гц и высокие — 4000Гц и выше.

Аудиометрия — это измерение остроты слуха. Эта методика субъективна и требует обратной связи с пациентом. Исследующий (тот, кто проводит исследование) при помощи аудиометра подаёт сигнал, а исследуемый (слух которого исследуют) даёт знать, слышит он этот звук или нет. Чаще всего для этого он нажимает на кнопку, реже — поднимает руку или кивает, а дети складывают игрушки в корзину.

Существуют различные виды аудиометрии: тональная пороговая, надпороговая и речевая. На практике наиболее часто применяется тональная пороговая аудиометрия, которая определяет минимальный порог слуха (самый тихий звук, который слышит человек, измеряемый в децибелах (дБ)) на различных частотах (как правило, в диапазоне 125Гц — 8000 Гц, реже до 12 500 и даже до 20 000 Гц). Эти данные отмечаются на специальном бланке.

Аудиограмма — график слуховых ощущений пациента. Эти ощущения могут зависеть как от самого человека, его общего состояния, артериального и внутричерепного давления, настроения и т. д. , так и от внешних факторов — атмосферных явлений, шума в помещении, отвлекающих моментов и т. д.

Как строится график аудиограммы

Для каждого уха раздельно измеряют воздушную проводимость (через наушники) и костную проводимость (через костный вибратор, который располагают позади уха).

Воздушная проводимость — это непосредственно слух пациента, а костная проводимость — слух человека, исключая звукопроводящую систему (наружное и среднее ухо), её ещё называют запасом улитки (внутреннего уха).

Костная проводимость обусловлена тем, что кости черепа улавливают звуковые вибрации, которые поступают ко внутреннему уху. Таким образом, если имеется препятствие в наружном и среднем ухе (любые патологические состояния), то звуковая волна достигает улитки благодаря костной проводимости.

Бланк аудиограммы

На бланке аудиограммы чаще всего правое и левое ухо изображены раздельно и подписаны (чаще всего правое ухо слева, а левое ухо справа), как на рисунках 2 и 3. Иногда оба уха отмечаются на одном бланке, их различают либо цветом (правое ухо всегда красным, а левое — синим), либо символами (правое кругом или квадратом (0---0---0), а левое — крестом (х---х---х)). Воздушную проводимость всегда отмечают сплошной линией, а костную — прерывистой.

По вертикали отмечают уровень слуха (интенсивность стимула) в децибелах (дБ) с шагом в 5 или 10 дБ, сверху вниз, начиная от −5 или −10, а заканчивая 100 дБ, реже 110 дБ, 120 дБ. По горизонтали отмечаются частоты, слева направо, начиная от 125 Гц, далее 250 Гц, 500Гц, 1000Гц (1кГц), 2000Гц (2кГц), 4000Гц (4кГц), 6000Гц (6кГц), 8000Гц (8кГц) и т. д. , могут быть некоторые вариации. На каждой частоте отмечается уровень слуха в децибелах, потом точки соединяют, получается график. Чем выше график, тем лучше слух.


Как расшифровать аудиограмму

При обследовании больного в первую очередь необходимо определить топику (уровень) поражения и степень слуховых нарушений. Правильно выполненная аудиометрия даёт ответ на оба этих вопроса.

Патология слуха может быть на уровне проведения звуковой волны (за этот механизм отвечает наружное и среднее ухо), такую тугоухость называют проводниковой или кондуктивной; на уровне внутреннего уха (рецепторный аппарат улитки), данная тугоухость является сенсоневральной (нейросенсорной), иногда бывает сочетанное поражение, такую тугоухость называют смешанной. Крайне редко встречаются нарушения на уровне слуховых проводящих путей и коры головного мозга, тогда говорят о ретрокохлеарной тугоухости.

Аудиограммы (графики) могут быть восходящими (чаще всего при кондуктивной тугоухости), нисходящими (чаще при сенсоневральной тугоухости), горизонтальными (плоскими), а также иной конфигурации. Пространство между графиком костной проводимости и графиком воздушной — это костно-воздушный интервал. По нему определяют, с каким видом тугоухости мы имеем дело: нейросенсорной, кондуктивной или смешанной.

Если график аудиограммы лежит в диапазоне от 0 до 25 дБ по всем исследуемым частотам, то считается, что у человека нормальный слух. Если график аудиограммы спускается ниже, то это патология. Тяжесть патологии определяется степенью тугоухости. Существуют различные расчёты степени тугоухости. Однако наиболее широкое распространение получила международная классификация тугоухости, по которой рассчитывается среднеарифметическая потеря слуха на 4 основных частотах (наиболее важных для восприятия речи): 500 Гц, 1000 Гц, 2000 Гц и 4000 Гц.

1 степень тугоухости — нарушение в пределах 26−40 дБ,
2 степень — нарушение в диапазоне 41−55 дБ,
3 степень — нарушение 56−70 дБ,
4 степень — 71−90 дБ и свыше 91 дБ — зона глухоты.

1 степень определяется как лёгкая, 2 — среднетяжёлая, 3 и 4 — тяжёлая, а глухота — крайне тяжёлая.

Если костное звукопроведение в норме (0−25дБ), а воздушное проведение нарушено, это показатель кондуктивной тугоухости . В случаях, когда нарушено и костное, и воздушное звукопроведение, но есть костно-воздушный интервал, у пациента смешанный тип тугоухости (нарушения и в среднем и во внутреннем ухе). Если костное звукопроведение повторяет воздушное, то это сенсоневральная тугоухость . Однако при определении костной звукопроводимости необходимо помнить, что низкие частоты (125Гц, 250Гц) дают эффект вибрации и исследуемый может принимать это ощущение за слуховое. Поэтому нужно критически относиться к костно-воздушному интервалу на данных частотах, особенно при тяжёлых степенях тугоухости (3−4 степени и глухоте).

Кондуктивная тугоухость редко бывает тяжелой степени, чаще 1−2 степень тугоухости. Исключения составляют хронические воспалительные заболевания среднего уха, после хирургических вмешательствах на среднем ухе и т. д. , врожденные аномалии развития наружного и среднего уха (микроотии, атрезии наружных слуховых проходов и т. д.), а также при отосклерозе.

Рисунок 1 — пример нормальной аудиограммы: воздушная и костная проводимость в пределах 25 дБ во всём диапазоне исследуемых частот с обеих сторон .

На рисунках 2 и 3 представлены типичные примеры кондуктивной тугоухости: костное звукопроведение в пределах нормы (0−25дБ), а воздушное нарушено, имеется костно-воздушный интервал.

Рис. 2. Аудиограмма пациента с двусторонней кондуктивной тугоухостью .

Чтобы рассчитать степень тугоухости, складываем 4 величины — интенсивность звука на 500, 1000, 2000 и 4000 Гц и делим на 4, чтобы получить среднее арифметическое. Получаем справа: на 500Гц — 40дБ, 1000Гц — 40 дБ, 2000Гц — 40 дБ, 4000Гц — 45дБ, в сумме — 165 дБ. Делим на 4, равно 41,25 дБ. Согласно международной классификации, это 2 степень тугоухости. Определяем тугоухость слева: 500Гц — 40дБ, 1000Гц —— 40 дБ, 2000Гц — 40 дБ, 4000Гц — 30дБ = 150, разделив на 4, получаем 37,5 дБ, что соответствует 1 степени тугоухости. По данной аудиограмме можно сделать следующее заключение: двусторонняя кондуктивная тугоухость справа 2 степени, слева 1 степени.

Рис. 3. Аудиограмма пациента с двусторонней кондуктивной тугоухостью .

Аналогичную операцию выполняем для рисунка 3. Степень тугоухости справа: 40+40+30+20=130; 130:4=32,5, т. е. 1 степень тугоухости. Слева соответственно: 45+45+40+20=150; 150:4=37,5, что также является 1 степенью. Таким образом, можно сделать следующее заключение: двусторонняя кондуктивная тугоухость 1 степени.

Примерами сенсоневральной тугоухости являются рисунки 4 и 5. На них видно, что костная проводимость повторяет воздушную. При этом на рисунке 4 слух на правом ухе в норме (в пределах 25 дБ), а слева имеется сенсоневральная тугоухость, с преимущественным поражением высоких частот.

Рис. 4. Аудиограмма пациента с сенсоневральной тугоухостью слева, правое ухо в норме .

Степень тугоухости рассчитываем для левого уха: 20+30+40+55=145; 145:4=36,25, что соответствует 1 степени тугоухости. Заключение: левосторонняя сенсоневральная тугоухость 1 степени.

Рис. 5. Аудиограмма пациента с двусторонней сенсоневральной тугоухостью .

Для данной аудиограммы показательным является отсутствие костного проведения слева. Это объясняется ограниченностью приборов (максимальная интенсивность костного вибратора 45−70 дБ). Рассчитываем степень тугоухости: справа: 20+25+40+50=135; 135:4=33,75, что соответствует 1 степени тугоухости; слева — 90+90+95+100=375; 375:4=93,75, что соответствует глухоте. Заключение: двусторонняя сенсоневральная тугоухость справа 1 степени, слева глухота.

Аудиограмма при смешанной тугоухости отображена на рисунке 6.

Рисунок 6. Имеются нарушения как воздушного, так и костного звукопроведения. Чётко определяется костно-воздушный интервал .

Степень тугоухости рассчитываем согласно международной классификации, которая составляет для правого уха среднеарифметическое значение 31,25дБ, а для левого — 36,25дБ, что соответствует 1 степени тугоухости. Заключение: двусторонняя тугоухость 1 степени по смешанному типу.

Сделали аудиограмму. Что потом?

В заключении следует отметить, что аудиометрия не является единственным методом исследования слуха. Как правило, для установления окончательного диагноза необходимо комплексное аудиологическое исследование, которое помимо аудиометрии включает акустическую импедансометрию, отоакустическую эмиссию, слуховые вызванные потенциалы, исследование слуха при помощи шёпотной и разговорной речи. Также в ряде случаев аудиологическое обследование необходимо дополнять другими методами исследования, а также привлечением специалистов смежных специальностей.

После диагностики слуховых нарушений необходимо решать вопросы лечения, профилактики и реабилитации больных с тугоухостью.

Наиболее перспективно лечение при кондуктивной тугоухости. Выбор направления лечения: медикаментозного, физиотерапевтического или хирургического определяется лечащим врачом. В случае сенсоневральной тугоухости улучшение или восстановление слуха возможно только при острой её форме (при продолжительности тугоухости не более 1 месяца).

В случаях стойкой необратимой потери слуха врач определяет методы реабилитации: слухопротезирование или кохлеарную имплантацию. Такие пациенты должны не реже 2 раз в год наблюдаться у сурдолога, а с целью профилактики дальнейшего прогрессирования тугоухости получать курсы медикаментозного лечения.

Под аудиометрией понимается медицинская процедура измерения уровня человеческого слуха, который характеризуется полнотой биофункциональной восприимчивости анализатора слуха у человека и возникновением нарушений в анатомическом строении. Термин «аудиометрия» был образован путем слияния двух слов – латинского audio (слышать) и греческого metreo (измерять).

Для проверки слуха и проведения аудиометрии необходимо обращаться на консультацию к (лор-врачу), .

Принцип и особенности процедуры

Человек со здоровым слухом отлично воспринимает как разговорную речь, так и речь, которую другие произносят шепотом. Но иногда подобная чувствительность может снижаться и более тихую речь либо шепот человек слышать перестает. Это происходит вследствие травм, врожденных дефектов, профессиональных видов деятельности, влияющих на слух, болезней. Для оценки восприимчивости различной тональности звуков в медицине и применяется аудиометрия слуха.

Методика аудиометрии слуха помогает распознать порог восприятия звуков у каждого конкретного пациента в определенный момент времени. Процедура очень проста и не требует для проведения наличия сложной аппаратуры. Вся техника, используемая в ходе аудиометрии, – это камертоны и аудиометры.

Главный критерий нормы слуха – это возможность распознавания шепота человека, который произносится на расстоянии шести метров от исследуемого уха. При использовании в ходе проверки аудиометра можно выявить как уровень чувствительности слуховосприятия, так и место поражения в организме, которое мешает нормальному функционированию слухового аппарата.

Аудиометрия проводится очень просто. В ту ушную раковину, которая в данный момент подлежит исследованию, подается звуковой сигнал необходимой доктору для определения состояния частоты и силы. Если пациент сигнал воспринимает (то есть слышит), он нажимает на кнопку, если не распознает – то не нажимает. Данный процесс отлично характеризует порог слышимости.

При проведении компьютерной аудиометрии пациент должен заснуть. Накануне на его голове фиксируются специальные датчики, которые воспринимают перемены в силе мозговых волн. Компьютер при помощи специальных электродов помогает самостоятельно проконтролировать все мозговые реакции пациента и выстроить на их основе диаграмму.

Показаниями для проведения процедуры по измерению уровня слуха являются:

  • хроническая либо острая глухота;
  • воспалительный процесс среднего уха – отит;
  • процесс подбора слухового аппарата для пациента;
  • проверка эффективности проводимой терапии.

Аудиометрия не имеет противопоказаний. Ее можно проводить в любое время, пациент при этом не испытывает никакого дискомфорта либо болезненных ощущений. По времени процесс длится около получаса.

Разновидностей современной аудиометрии очень много, она может быть:

  • тональной;
  • пороговой;
  • компьютерной;
  • речевой;
  • объективной;
  • игровой;
  • надпороговой;
  • скрининговой.

Проведение тональной аудиометрии

Чтобы точнее измерить предельный порог звукового восприятия пациента, специалист проводит тестирование слуха в диапазоне от 125 до 8000 герц. При тональной аудиометрии становится возможным определение минимального и максимального значений уровня звука, которые комфортны для исследуемого лица.

Используется в ходе данной процедуры аудиометр, где при помощи наушников, которые подключены к аппарату, в ушную раковину происходит подача сигнала определенной тональности. Если пациент сигнал услышал, он нажимает на специальную кнопку, а если этого не происходит, то тональность сигнала повышается. Это происходит вплоть до того момента, когда сигнал становится слышимым и кнопку пациент нажимает. Данный показатель является нижней границей уровня слуха больного. Максимальный уровень определяется точно по той же схеме.

Тональная аудиометрия может использоваться для любого возраста пациентов, однако для малышей больше подходит игровая форма. В результате исследования специалист получает точную и полную картину слуховых параметров больного.

Особенности пороговой методики

Пороговую аудиометрию производят при помощи аудиометра. Минимальная частота аппарата составляет 125 герц, а далее она будет порогово увеличиваться с разбегом в 67,5 герц до максимальной частоты, предусмотренной конкретной моделью аудиометра. Проводится подобная процедура в звукоизолированном кабинете. Если такие условия не созданы, то специалист обязан учесть воздействие внешних шумов на результаты тестирования. Чтобы сгладить подобное несовершенство проводимой процедуры часто применяются внутриушные наушники, которые способны повышать точность исследований по выявлению уровня слуха.

Преимуществами внутриушных наушников является возможность снижения стороннего шума, уменьшение потребности применения звуков маскировки из-за межушного расслабления, исключение коллапса наружных слуховых ходов. Особую важность данные преимущества играют в работе с новорожденными. Точность и регулярность повторения результатов говорит о том, что данная методика может считаться очень надежной. При этом, анализируя график индивидуальной воздушной проходимости, специалист имеет возможность делать выводы об уровне функционирования среднего уха и его состоянии.

При полной глухоте данная методика не позволяет сразу выявить участок поражения, для его определения нужно обязательно провести дополнительные надпороговые тесты. Среди подобных методик особой популярностью пользуются тесты Фоулера или Лангенбека, различные шумовые методики. Подобные виды анализов уточнят для специалистов, где именно располагается повреждение – в ушном лабиринте, в клетках преддверного либо слухового нерва.

Использование компьютерной и речевой аудиометрии

Компьютерная аудиометрия представляет собой самую точную методику определения остроты слуха. Компьютерное оборудование предоставляет пациенту полную свободу действий и движений, он может расслабиться и не сосредотачиваться на том, чтобы своевременно услышать те или иные звуки. Аппаратура сама способна определить все предельные значения, она воздействует абсолютно безболезненно и безопасно, поэтому подобный метод широко применяется для постановки точного диагноза даже у новорожденных.

При речевой аудиометрии, наоборот, все действия осуществляются исключительно пациентом и доктором без применения каких-либо технических средств и приспособлений. Это наиболее ранний метод определения слухового порога. Результат данной процедуры может во многом предопределяться не слухом, а интеллектом и словарным запасом больного человека. Подобная методика может давать разные результаты при произнесении аудиометристом отдельных слов либо их компоновки в предложения. Предложения всегда лучше воспринимаются пациентами и легче различаются.

Современная медицина практически не использует подобную методику. Применяется она сегодня исключительно в тех случаях, когда специалистам необходимо тестировать пациента для выбора ему подходящего слухового аппарата.

Особенности объективной аудиометрии

Объективная методика применяется у новорожденных и в судебно-медицинской отрасли. Она основана на аналитических особенностях условных и безусловных рефлексов организма человека, которые должны реагировать на аудиораздражители разной частоты. Реакции организма могут фиксироваться при данном способе по независящим от воли обследуемого организма причинам.

Среди безусловных рефлексов, которые рассматриваются при объективной аудиометрии, можно выделить расширяющиеся глазные зрачки или улитково-зрачковую реакцию, смыкающиеся веки при внезапных звуках или ауропальпебральный рефлекс, торможение сосания у новорожденного при различных звуках, сокращательную способность круговой глазной мышцы, кожно-гальванические изменения, реакции сосудистой системы.

Современная объективная аудиометрия подразделяется на акустическую импедансометрию, включающую в себя процесс регистрации рефлекса акустики, и тимпанометрию, электрокохлеографию, электроэнцефалоаудиометрию. При этом тимпанометрия помогает оценивать подвижность барабанных перепонок, цепочку костной части слухового аппарата пациента, а с помощью акустического рефлекса регистрируется сигнал, проходящий от внутриушных мышц, в качестве ответа на воздействие на барабанную перепонку пациента. Электрокохлеография позволяет электрически стимулировать слуховой нерв, а электроэнцефалоаудиометрия демонстрирует врачу потенциал мозговой слуховой зоны.

Игровая методика

Игровую аудиометрию в большей степени используют при работе с деткой категорией пациентов. Рефлекторно нажимать на безжизненные кнопки дети долго не могут, поэтому в методике применяется принцип использования игровых моментов. Например, при услышанном звуке и нажатой при этом кнопке маленький пациент сможет увидеть новую яркую картинку либо какой-то игровой предмет, что будет его стимулировать выполнять команды врача-сурдолога.

При игровой аудиометрии часто используется тональный аудиометр, который предложил когда-то специалист Ян Лесак. Аудиометр представляет собой игрушечный дом с человечками, животными, транспортными средствами. Маленькому пациенту выдается пульт в виде грибка, которым он сможет выполнять определенные действия при правильных условиях. Например, чтобы освободить из плена человечка, маленький пациент должен дождаться, когда его об этом попросят и нажать соответствующую кнопочку на грибке. Так аудиометрист понимает, что его подаваемый сигнал был услышан ребенком. Похожая методика предлагается и врачом Косачевым, существуют также методики определения слуха у маленьких пациентов, тестированные другими специалистами в данной отрасли.

Важность аудиометрии у детей выражается в том, что при плохом уровне слуха, у малышей присутствует задержка и в речевом развитии.

Методика надпороговой аудиометрии

Надпороговая методика проверки остроты слуха была предложена и апробирована Люшером. Благодаря данному методу специалисты имеют сегодня возможность оценивать дифференциальный порог звуковой силы – индекс малых приростов интенсивности. Данное исследование наиболее часто проводится, если существует риск возникновения увеличения объема лимфы в полости внутреннего уха (болезнь Меньера), слуховой невриномы (доброкачественное новообразование, источником которого является слуховой нерв). Применяется методика надпороговой аудиометрии при односторонней тугоухости, однако может использоваться и при двусторонней аномалии слухового аппарата. При этом в каждое ухо будет подаваться определенный звуковой сигнал, который должен соответствовать пороговой норме конкретного слухового аппарата. К примеру, если на одном ухе пороговое значение должно быть равно 5 децибелам, то на втором – допустимое значение может быть равным 40. При этом, тот сигнал, который поступает на больное ухо, постепенно увеличивают на 10 децибел, а граничное звуковое значение, подаваемое на здоровое ухо, приводят в такое соответствие, чтобы пациенту казалось, что в оба уха подан сигнал единой интенсивности. Так производится выравнивание тональности с постепенной градацией в один порог, равный 10 децибелам.

Применение скрининговой аудиометрии

Медицинский аудиометр сегодня может быть представлен тремя разновидностями аппаратов – поликлиническим, скрининговым или клиническим. Простейшим устройством является скрининговый аудиометр, который предоставляет специалисту гораздо более широкое поле возможностей в ходе проведения процедуры, чем тот же поликлинический аппарат.

Тональная диагностика слышимости производится в данном случае по показателям звукопроводности воздушных масс. Скрининговый аудиометр является мобильным устройством, его функциональные возможности позволят специалисту индивидуально подбирать частоты и тональность производимых звуков. Тестировать пациента при этом возможно как в ручном, так и в автоматическом режиме.

В ходе тестирования параллельно подключенный отоскопический аппарат поможет оценить уровни слышимости и комфортного для пациента звучания. При помощи подключенного микрофона врач имеет возможность связаться с пациентом, а с помощью принтера есть шанс получить аудиограмму в печатной форме.

Кабинет и результаты процедуры

Чтобы результаты аудиометрии были объективными, процедуру следует проводить в хорошо изолированной комнате, где минимизировано параллельное влияние сторонних шумов на ход процесса. Также пространство, где проходит обследование, должно защищаться от электрических и магнитных волн.

В помещении должно быть свободно, особенно при речевом методе, а расстояние от пациента до врача должно составлять не менее 6 метров. Лучшим местом проведения данной диагностики является специализированная камера акустики, которая приспособлена под аудиометрию.

После процедуры специалист получает несколько специальных графиков на двухосевых плоскостях. На горизонтальной оси стоят деления, выраженные в герцах, и характеризуют они частоты тонов. Вертикальная ось демонстрирует интенсивность звука в децибелах. Звуковосприятие правого уха показано на кривой красного цвета, на которой есть кружки, а левого – на синей кривой с крестиками.

Тедеева Мадина Елкановна

Специальность: терапевт, врач-рентгенолог .

Общий стаж: 20 лет .

Место работы: ООО “СЛ Медикал Груп” г. Майкоп .

Образование: 1990-1996, Северо-Осетинская государственная медицинская академия .

Повышение квалификации:

1. В 2016 году в Российской медицинской академией последипломного образования прошла повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе «Терапия» и была допущена к осуществлению медицинской или фармацевтической деятельности по специальности терапия.

2. В 2017 году решением экзаменационной комиссии при частном учреждении дополнительного профессионального образования «Институт повышения квалификации медицинских кадров» допущена к осуществлению медицинской или фармацевтической деятельности по специальности рентгенология.

Опыт работы: терапевт – 18 лет, врач-рентгенолог – 2 года.

Проверка слуха осуществляется 2 основными группами методов: объективными и субъективными. Объективные методы основаны на возникновении безусловных рефлексов. К субъективным методам относятся акуметрический и аудиометрический методы.

Мучает какая-то проблема? Введите в форму "Симптом" или "Название болезни" нажмите Enter и вы узнаете все лечении данной проблемы или болезни.

Сайт предоставляет справочную информацию. Адекватная диагностика и лечение болезни возможны под наблюдением добросовестного врача. У любых препаратов есть противопоказания. Необходима консультация специалиста, а также подробное изучение инструкции! .

Методы оценки слуха

Объективные методы исследования слуха не требуют непосредственного активного участия пациента и чаще используются в детской практике (у новорожденных детей и детей до 3 лет).

Все новорожденные дети проходят аудиоскрининг — изучение слуха с помощью фиксации отоакустической эмиссии.

Объективный тест на сохранность слуха используется:

  • Для диагностики у инвалидов, больных, находящихся в коматозном состоянии;
  • Для решения спорных вопросов экспертизы и реабилитации.

Акуметрический метод включает исследование слуха разговорной и шепотной речью, исследование камертонами. Аудиометрический метод — исследование слуха на аудиометре.В практике врача-оториноларинголога применяются оба этих метода.

Показания к обследованию ушей

Слух проверяют на профосмотрах у работников, занятых на шумных производствах. Проверка проводится сначала акуметрическим методом, а затем аудиометрическим.

Слух проверяют на водительской комиссии.

В детской практике при отсутствии жалоб слух врач проверяет слух ребенка при оформлении в детский сад и школу. Если пациент (взрослый или ребенок) жалуется на боль в ухе, заложенность, снижение слуха, то врач-оториноларинголог проводит проверку слуха до и после назначения лечения.

Диагностика барабанных перепонок

Представим ситуацию: на прием к лор-врачу обратился человек с жалобами на снижение слуха. Доктор собрал анамнез, выявил жалобы, произвел осмотр.

Если в ухе нет никаких инородных предметов или серных пробок, которые часто будут причиной снижения слуха, врач приступает к проверке слухового анализатора.

Видео

Акуметрический метод проверки

  1. Проверка разговорной речью. Доктор или медсестра просят пациента стать в определенном месте кабинета, закрыть одно ухо рукой или ватными берушами, отвернуться к стене или закрыть глаза. Зачем отворачиваться или закрывать глаза? Многие, того не зная, умеют «читать» по губам.

    Чтобы исследование было достоверным, нужно исключить этот «вспомогательный» маневр. Как пациент готов, врач подходит вплотную и говорит громким и четким голосом цифры или слова. Используются слова и цифры, содержащие как звонкие, и глухие согласные: чашка чая/кошка/мышка и домик/девочка/лягушка.

    У детей чаще используют словосочетания понятные детям, а при исследовании взрослых — цифры. Врач постепенно отступает от пациента, продолжая произносить слова, пока расстояние между врачом и пациентом не составит 6 метров.

    Затем такая же процедура повторяется с другим ухом. 6 метров — минимальное расстояние, на котором здоровое ухо слышит разговорную и шепотную речь.

  2. Проверка шепотной речью. После подготовки пациента (такой же, как и при проверке разговорной речью), врач или медсестра произносят громким четким шепотом словосочетания и цифры, постепенно отдаляясь от проверяемого, пока расстояние между ними не достигнет 6 метров.

    Если у проверяемого человека слух по разговорной речи 6:6 и по шепотной речи 6:6 — он здоров по слуху и может быть принят на любую работу, даже в шумном производстве. Если же слух снижен, и как минимум одно ухо слышит на расстоянии меньше 3 метров — такой пациент не может быть допущен к работе в шумном производстве и на высоте.

    При проверке у детей, особенно дошкольников, уместно произносить словосочетания, знакомые им: названия животных, имена сказочных героев. Можно не говорить слово, а задать ребенку вопрос, требующий ответа, например: «любишь конфеты». (шуточная проверка).

  3. Камертональные тесты. Проверка камертонами используется обычно не при профилактических осмотрах, а при обращении с жалобами на одно- или двустороннее снижение слуха. Камертон — музыкальный инструмент, выдающий чистый звук определенной частоты.

    В медицине в основном используются камертоны с частотой звучания 128 (С128) и 2048 (С2048) в секунду. Применяются 3 камертональные пробы: Вебера, Ринне, Швабаха.


Аудиометрический метод проверки

Проверка на аппарате проводится с помощью аудиметра. Аппарат генерирует звуковой сигнал разной интенсивности (от 0 до 120 дБ) на разных частотах (от 125 Гц до 8000 кГц).

Сначала проверяется воздушная проводимость, затем костная. Порогом слышимости считается восприятие сигнала интенсивностью 10 дБ на частоте 125 Гц.

Как проводится аудиометрия? Сначала проверяют воздушную проводимость — проверяемому одевают наушники и в каждое ухо по отдельности подается звуковой сигнал одинаковой интенсивности на разных частотах, затем интенсивность увеличивается.

Как только пациент слышит звук, даже самый тихий, он нажимает на кнопку. Сигнал фиксирует оператор аудиометра и переносит на аудиометрический бланк. Воздушная проводимость фиксируется для каждого уха в отдельности.


За тем измеряют костную проводимость — на сосцевидный отросток (за ухом) устанавливают костный микрофон, принцип подачи сигнала такой же, как и при измерении воздушной проводимости. Костная проводимость обычно ниже воздушной, на аудиограмме между ними есть небольшой интервал.

В детской практике иногда используют аудиометры, производящие не просто звуковой сигнал, а определенное для каждой частоты слово, постоянно увеличивая интенсивность звука.

Почему при заболеваниях снижается слух

Снижение слуха при разных заболеваниях может быть обратимым и необратимым. Обратимые изменения чаще связаны с воспалением клеток наружного, среднего или внутреннего уха, воспалением и сужением слуховой трубы.

Необратимые изменения связаны с гибелью клеток рецепторного аппарата или слуховой зоны коры головного мозга.

Причины ухудшения слуха можно разделить на 2 большие группы:

  • Нарушение звукопроведения;
  • Нарушение звуковосприятия.

Нарушение звукопроведения связано с заболеваниями звукопроводящего аппарата:

  • Наружного слухового прохода (наружный отит, серная пробка, инородные тела слухового прохода);
  • Среднего уха (острый и хронический средний отит, экссудативный отит, тубоотит, мирингит);
  • Внутреннего уха (лабиринтит).

При этих заболеваниях слух снижается из-за того, что звук не распространяется правильно по слуховому проходу, не воспринимается барабанной перепонкой, не усиливается цепью слуховых косточек. Изменения слуха при нарушении звукопроведения чаще обратимы и проходят после надлежащего лечения.

Нарушение звуковосприятия является более сложной патологией, по разным причинам страдает работа рецепторного аппарата внутреннего уха и/или слуховой зоны коры головного мозга.

Изменения бывают вызваны:

  1. Травмой: черепно-мозговая травма, перелом пирамиды височной кости, баротравма;
  2. Инфекционным заболеванием, особенно у детей: грипп, корь, краснуха, клещевой энцефалит;
  3. Приемом ототоксических препаратов: гентамицин, другие аминогликозиды;
  4. Дисметаболическими нарушениями: микроангиопатия при сахарном диабете;
  5. Возрастными изменениями: в результате атеросклеротического поражения сосудов головы и шеи страдает кровоснабжение внутреннего уха и развивается старческая тугоухость.

Снижение слуха при нарушении звуковосприятия иногда бывает излечимо, но требует более долгого и упорного лечения специфическими препаратами:

  • Нейро- и ангиопротекторы;
  • Препараты улучшающие трофику тканей;
  • Блокаторы гистаминовых рецепторов.

Как проверить слух на эффективность лечения

Улучшение слуха как критерий выздоровления можно учитывать при лечении заболеваний звукопроводящего аппарата (отит/мирингит.).

Курс лечения обычно составляет 7-10-14 дней, редко больше. И в случае выздоровления пациент сам отмечает улучшение слуха.

При поражении звуковоспринимающего аппарата, достоверным критерием эффективности лечения считается улучшение слуха (по результатам акуметрии и аудиометрии) при неоднократном исследовании после 3 месяцев приема назначенных препаратов.

Возможные последствия тугоухости

Заболевание, связанное с нарушением слуха, в медицине называют тугоухостью. Она может отличаться по степени тяжести и причине возникновения. Тугоухость носит временный или постоянный характер. Она может быть излечимой или прогрессирующей. В зависимости от тяжести тугоухости и времени ее возникновения влияние на жизнь больного будет разным.

Наиболее сложно определить тугоухость у ребенка. Чаще она проявляется в том, что нет реакции на громкие звуки. Ребенок не теряет слух полностью, но он не может улавливать часть звукового спектра. Ситуация приводит к замедленному развитию речи. Ребенок плохо говорит, имеет небольшой словарный запас, не реагирует на просьбы взрослых.

Если тугоухость не лечить в течение долгого времени, то происходят разрушительные процессы в коре головного мозга. Постепенно область, отвечающая за слух, начинает уменьшаться в размерах и полностью атрофируется. Восстановить работу мозга до первоначального состояния уже невозможно.

В школьном возрасте это приводит проблемам во время обучения. Дети со средней и тяжелой формой тугоухости вынуждены обучаться в школах. Они менее адаптированы к самостоятельной жизни. Легкая форма тугоухости чаще характеризует больных как невнимательных, отвлеченных личностей. Про них часто говорят, что они слышат только то, что хотят. Каждый день для них является повышенным стрессом, приходится прислушиваться к каждому слову, чтобы получить весь объем информации.

Наиболее выраженные последствия носит средняя и тяжелая тугоухость, которые не поддаются лечению или переходят в запущенную форму. При умеренной тяжести заболевания человек старается занимать позицию обороны, он меньше участвует в общественной жизни, начинает постепенно изолироваться. В разговорах больной либо доминирует, либо старается уклониться от него.

Чем тяжелее становится тугоухость, тем сложнее скрыть ее от окружающих. При отсутствии лечения, больной ограничивает социальные контакты, избегает массовых мероприятий. Недоверие и враждебное отношение к окружающему миру приводит к появлению паранойи и изоляции. Иногда проявляется агрессия и злоба по отношению к близким.

В случаях тяжелой тугоухости и отсутствии лечения заболевания, среди последствий выделяют полное разрушение социальной жизни, алкоголизм, наркомания, как попытка убежать от окружающей реальности. В конечном счете, больного ждет переход в «глухой» мир. При обнаружении проблем со слухом необходимо вовремя проводить диагностику и начинать лечение.

Сколько стоит проверка слуха

Диагностика тугоухости может проводиться в городской поликлинике по медицинскому полюсу или в платном центре. В первом случае процедура будет бесплатной, но она может не отвечать требованиям конкретной ситуации.

В платном центре возможно проведение более широкого спектра исследований.

  1. Осмотр ЛОР-врача — это первый этап выявления проблем со слухом. Врач проводит осмотр ушной раковины, исследует барабанную перепонку на предмет повреждений. Осуществляет речевое исследование. Стоимость приема у врача в зависимости от медицинского центра составляет от 1000 до 1500 рублей.
  2. Исследование камертонами. Это обследование необходимо для выявления воздушной и костной проводимости. Для исследования применяется набор камертонов с разной тональностью. Метод относится больше к субъективным, полностью зависит от профессионализма врача. Его цена составляет около 500 рублей.
  3. Для выяснения громкости, которую слышит человек, проводится речевую аудиометрию. Исследование производится в звуконепроницаемой комнате. Все результаты записываются на пленку. Стоимость составляет около 1000 рублей.
  4. В серьезных случаях, когда возможно нарушение работы головного мозга, необходимо проведение МРТ. Стоимость обследования составляет около 2000 рублей.
  5. Электрокохлеография требуется для диагностики активности улитки и слухового нерва. Стоимость составляет от 1200 рублей.

Стоимость платных услуг по диагностике тугоухости будет разной в разных медицинских центрах. Наиболее низкие цены в государственных учреждениях, предоставляющих платные услуги.

Где можно быстро и проверить слух

Самая первая проверка слуха проводится у новорожденного в послеродовом отделении. Если первый тест был успешным, но у родителей возникают сомнения относительно слуха малыша, необходимо обратиться к ЛОР-врачу в городскую поликлинику. Врач проведет осмотр и осуществит необходимые исследования.

Если есть подозрения на наличие серьезных отклонений он может выдать направление в специализированные исследовательские институты. В Москве выделяют 2 центра.

  1. НКЦ оториноларингологии. Располагается на Волоколамском шоссе. Центр оказывается все виды медицинской помощи при ЛОР-заболеваниях. В структуру комплекса входят лаборатории, исследовательские центры, поликлиника. Работают специалисты широкого профиля. В НКЦ можно получить консультацию, провести полное обследование, сделать хирургическое вмешательство.
  2. НИИ педиатрии. Научный центр Здоровья детей РАМН — это структура широкого профиля. Она включает поликлинику, стационар, научное подразделение. Основная задача НИИ — оказание медицинской помощи по всем основным направлениям.

Все исследования, которые связаны с тугоухостью, можно провести и в платных диагностических центрах. Таковые есть в каждом городе. Главную роль играет не название клиники, а подготовка и профессионализм врача, который будет проводить процедуру.

Что дает проверка слуха

Проверка слуха может потребоваться в разном возрасте.

Своевременное проведение диагностических исследований дает свои результаты.

  1. В случае острой тугоухости диагностика проводится в условиях стационара. Там же оказывается экстренное комплексное лечение. Чаще это антигистаминные препараты, антибиотики, капли для ушей. Лечение направлено на восстановление слуха, на устранение воспалительного очага.
  2. При частых заболеваниях у детей, особенно если они связаны с разрастанием аденоидов, диагностика необходима, чтобы выявить нарушение слуха. Появление тугоухости является прямым показателем для оперативного вмешательства.
  3. Диагностика тугоухости, вызванной инфекционными заболеваниями, позволяет полностью устранить очаг инфекции, провести адекватное лечение. Своевременная помощь предотвращает прогрессирование заболевания. Слух восстанавливается полностью.
  4. При аномалиях развития органов слуха своевременная диагностика позволяет вовремя принять меры. В отдельных ситуациях возможно хирургическое вмешательство или установка слуховых аппаратов. Корректировка позволит ребенку слышать весь спектр звуков, его речь и все отделы головного мозга будут развиваться хорошо.

Без диагностики тугоухость будет постепенно прогрессировать, что приведет к непоправимым последствиям в жизни больного.


5 / 5 ( 4 votes )

Своевременно выявленное заболевание лечить значительно легче, нежели запущенные формы. Это же касается и слуховой функции. При появлении малейших подозрений на снижение слуха нужно обязательно обратиться к врачу. С помощью современных диагностических исследований можно вовремя обнаружить патологию и приступить к ее терапии.

Диагностика остроты слуха

Исследование слуха должно начинаться с консультации врача-сурдолога. Специалист выполняет отоскопию – данная процедура заключается в осмотре органа слуха. Во время этой простой процедуры врач может выявить механические повреждения и другие аномалии уха.

Немаловажное значение для сурдолога имеют жалобы пациента на симптомы разных патологий – неразборчивость речи во время разговора или появление . После выполнения отоскопии специалист подбирает метод диагностики остроты слуха на основании клинической картины.

Под остротой слуха понимают постоянную величину. Потому для оценки данного показателя используют точные измерения. Сегодня существует довольно много информативных методов диагностики, потому подбирать их должен только врач.

Показания

Проведение диагностических исследований требуется в таких ситуациях:

  • или , для которых характерно снижение слуха;
  • , которые связаны с поражением мозговой коры;
  • или головы, которые спровоцировали ;
  • наличие подозрения на профессиональное ;
  • разной степени тяжести;
  • необходимость ;
  • развитие ;
  • неизвестного происхождения;
  • аденоиды;

Методы

Существует довольно много различных диагностических процедур, которые позволяют получить объективные результаты и определить степень тяжести тугоухости и причины ее развития.

Аудиометрия

Это эффективная процедура, которая позволяет определить остроту слуха и выявить различные нарушения. Исследование выполняется с помощью аудиометра – это электроакустический прибор, который превращает переменные электрические напряжения в звуки.

Слышимость измеряют в децибелах. Благодаря данному исследованию врач имеет возможность сравнить полученные данные с показателями нормы.

Проводится для решения таких задач:

  • оценка остроты слуха;
  • определение чувствительности к звукам различной частоты;
  • анализ воздушной и костной проводимости звуков
  • оценка качества распознавания речи;
  • выбор .

Данная процедура не имеет противопоказаний и не провоцирует болевых ощущений. В ходе ее проведения пациенту надевают наушники, через которые подают сигналы. Если человек слышит звук, ему нужно нажать кнопку. В результате врач получает , которая позволяет установить наличие или отсутствие патологии.

Как проводится аудиометрия

Тимпанометрия

Данная процедура представляет собой объективную диагностику болезней слуховых органов. Для ее проведения используется специальное медицинское устройство – тимпанометр, который подает звуковое давление в уши.

После чего аппарат фиксирует сопротивление, которое волна встречает во время перемещения по слуховым каналам. Результатом такого исследования является график.

Благодаря проведению удается установить:

  • уровень давления в среднем ухе;
  • подвижность барабанных перепонок;
  • наличие аномальных выделений в наружном слуховом проходе;
  • целостность и подвижность слуховых косточек;
  • состояние внутреннего уха и путей.

Данная процедура не провоцирует дискомфорта и не имеет ограничений. Потому ее проводят всем при наличии соответствующих показаний.

Импедансометрия

Под данным термином понимают целый комплекс диагностических исследований, которые дают возможность оценить состояние слуховой трубы, а также среднего уха. Этот метод входит в категорию объективных процедур, поскольку не нуждается в участии пациента. Процедура не зависит от условных реакций человека, потому может выполняться даже детям раннего возраста.

В ходе проведения исследования в слуховой проход подают звук или воздух под давлением. Это осуществляется через особую резиновую заглушку. Благодаря этому удается проверить подвижность перепонки и оценить безусловный акустический рефлекс.

Позволяет определить физиологические возможности человека слышать, которые не зависят от его восприятия и сознания. Данный метод нередко используется для выполнения дифференциальной диагностики разных патологий органа слуха. Также с его помощью удается контролировать результативность проводимой терапии.

Проба камертонами

Несомненным достоинством данной методики является сравнительная простота используемого устройства, незначительное изменение акустических характеристик, портативность и отличная чистота звуков. Камертон дает возможность оценить воздушную и костную проводимость.

При анализе воздушной проводимости пациент должен закрыть глаза, после чего ответить, слышен ли ему звук. Если ответ утвердительный, он должен определить, каким ухом.

При оценке порога костной проводимости специалист приставляет ножку камертона к сосцевидному отростку в районе крепления ушной раковины или к средней линии черепа. После чего нужно установить длительность восприятия звука пациентом.

Проба камертонами по методу Ринне и Вебера

Дополнительные исследования или анализы

Самым простым и доступным методом считается исследование слуха с помощью живой речи. Для этого одно ухо нужно закрыть пальцем, после чего предложить пациенту повторять слова, которые врач говорит шепотом или голосом средней громкости.

Как правило, остроту слуха оценивают по расстоянию, на котором слышна шепотная речь. Здоровые люди могут расслышать ее с 15-20 м. Важно учитывать, что дистанция во многом зависит от состава слов. Так, слова со звуками низкой частоты воспринимаются с расстояния 5 м. Если же слова имеют дискантовую характеристику, их можно распознать с 20-25 м.

Также для оценки остроты слуха врач может назначить такие исследования:

  1. Электрокохлеография – проводится для измерения электрических потенциалов слухового нерва и внутреннего уха. Благодаря этому удается обнаружить патологии, которые сопровождают вестибулярный гидропс.
  2. Отоакустическая эмиссия – подразумевает регистрацию звуков, которые исходят от внутреннего уха. По данным их колебания удается оценить функции наружных волосковых клеток. Благодаря проведению такого исследования удается установить нарушения слуха у детей раннего возраста.
  3. Метод акустических стволовых вызванных потенциалов – базируется на исследовании биоэлектрических реакций подкорковых структур. Благодаря этому можно определить степень восприятия звуков подкоркой мозга.

Посмотрите ролик как проводится аудиометрия:

Профилактика тугоухости

Чтобы не допустить ухудшения слуха, нужно заниматься профилактикой таких заболеваний:

  • не стоит слушать громкую музыку в наушниках;
  • детей нужно своевременно вакцинировать от кори, краснухи и паротита;
  • рекомендуется избегать сильного шума;
  • для защиты ушей от громких звуков можно использовать наушники и затычки;
  • не стоит включать сразу несколько приборов одновременно.

Чтобы справиться с , нужно своевременно провести комплексную диагностику. Благодаря этому специалист сможет установить причины и степень тяжести заболевания и подобрать адекватную терапию.

63655 0

Эти методы включают анамнез, физикальное обследование, исследование слуха (акуметрия, аудиометрия), дополнительные методы исследования (рентгенография, КТ, МРТ).

Анамнез

Больные, страдающие тугоухостью, обычно предъявляет жалобы на понижение слуха, шум в ушах, реже — на головокружение и головную боль, раздражительность, пониженную разборчивость речи в шумной обстановке и ряд других. Некоторые больные указывают на причину тугоухости (хроническое воспаление среднего уха, установленный диагноз отосклероза, травму черепа в анамнезе, деятельность в условиях производственного шума (механосборочные и кузнечные цехи, авиационная промышленность, работа в оркестре и т.д.). Из сопутствующих заболеваний больные могут указывать на наличие у них артериальной гипертонии, сахарного диабета, остеохондроза шейного отдела позвоночника, гормональной дисфункции и др.

Цель анамнеза сурдологического больного состоит не столько в констатации факта тугоухости, сколько в выявлении ее причины, в установлении сопутствующих заболеваний, усугубляющих нарушение слуха, профессиональных вредностей (шум, вибрация, ионизирующее излучение), приема в прошлом ототоксических препаратов.

При беседе с больным следует оценить характер его речи. Например, громкая и четкая речь свидетельствует о наличии приобретенной двусторонней сенсонев-ральной тугоухости в годы, когда артикуляционная функция речедвигательного аппарата была полностью сформирована. Невнятная речь с артикуляционными дефектами свидетельствует о том, что потеря слуха наступила в раннем детском возрасте, когда основные речевые навыки еще не были сформированы. Тихая внятная речь свидетельствует о кондуктивном типе тугоухости, например при отосклерозе, когда тканевая проводимость не нарушена и полностью обеспечивает слуховой контроль собственной речи. Следует обращать внимание на «поведенческие» признаки тугоухости: стремление больного приблизиться к врачу лучше слышащим ухом, прикладывание к уху ладони в виде рупора, внимательный взгляд, устремленный на губы врача (чтение с губ), и т. д.

Физикальное обследование

Физикальное обследование включает следующие приемы и методы: осмотр, пальпация и перкуссия лицевой и ушно-височной областей, эндоскопия уха, исследование барофункции слуховой трубы и некоторые другие. Проводят эндоскопию носа, глотки и гортани по общепринятой методике.

При внешнем осмотре обращают внимание на анатомические элементы лица и его внешний вид: симметричность мимики, носогубных складок, век. Предлагают больному оскалить зубы, наморщить лоб, сильно зажмурить глаза (контроль функции лицевых нервов). Определяют тактильную и болевую чувствительность по зонам иннервации ветвей тройничного нерва. При осмотре ушной области оценивают симметричность, размеры, конфигурацию, цвет, эластичность, состояние тактильной и болевой чувствительности ее анатомических образований.

Пальпация и перкуссия. С их помощью определяют тургор кожи, локальную и отдаленную болезненность. При жалобах на боли в ухе проводят глубокую пальпацию и перкуссию в области проекции антрума, площадки сосцевидного отростка, чешуи височной кости, области височно-нижнечелюстного сустава и ретромандибулярной ямки в области околоушной слюнной железы. Височно-нижнечелюстной сустав пальпируют при открывании и закрывании рта для выявления щелчков, хруста и других феноменов, свидетельствующих о наличии артрозоартрита этого сустава.

Отоскопия . При осмотре наружного слухового прохода обращают внимание на его ширину и содержимое. Вначале осматривают его без воронки, оттягивая ушную раковину кверху и кзади (у младенцев кзади и книзу) и одновременно отодвигая козелок кпереди. Глубокие отделы слухового прохода и барабанную перепонку осматривают при помощи ушной воронки и лобного рефлектора, при этом отмечают наличие или отсутствие определенных опознавательных признаков ее и патологических изменений (втянутость, гиперемия, перфорация и др.).

Исследование слуховой функции

Наука, предметом изучения которой является слуховая функция, называется аудиологией (от лат. audio — слышу), а клиническое направление, занимающееся лечением тугоухих людей, называется сурдологией (от лат. surditas — глухота).

Метод исследования слуха называется аудиометрией . В этом методе различают понятие акуметрии (от греч. akouo — слушаю), под которым понимают исследование слуха живой речью и камертонами. При аудиометрии используют электронно-акустические приборы (аудиометры). В качестве оценочных критериев служат ответы обследуемого (субъективная реакция): «слышу — не слышу», «понимаю — не понимаю», «громче — тише — равно громко», «выше — ниже» по тональности подаваемого звукового теста и др.

В качестве пороговой величины слухового восприятия принято звуковое давление, равное 2,10:10 000 микробар (мкб), или 0,000204 дины/см 2 , при частоте звука 1000 Гц. Величина, в 10 раз большая, равна 1 белу (Б) или 10 дБ, в 100 раз большая (×10 2) — 2 Б или 20 дБ; в 1000 раз большая (×10 3) — 3 Б или 30 дБ и т. д. Децибел как единица измерения интенсивности звука применяется во всех пороговых и надпороговых аудиометрических тестах, связанных с понятием громкости .

В XX в. для исследования слуха получили распространение камертоны, методика применения которых в отиатрии была разработана Ф. Бецольдом.

Исследование слуха «живой» речью

В качестве тестирующих речевых звуков (слов) используют шепотную, разговорную, громкую и очень громкую речь («крик с трещоткой») при заглушении противоположного уха трещоткой Барани (рис. 1).

Рис. 1.

При исследовании шепотной речью рекомендуют произносить слова шепотом после физиологического выдоха, используя резервный (остаточный) воздух легких. При исследовании разговорной речью применяют обычную речь средней громкости. Критерием оценки слуха при шепотной и разговорной речи является расстояние от исследующего до обследуемого, с которого он уверенно повторяет не менее 8 из 10 предъявляемых ему слов. Громкая и очень громкая речь применяется при тугоухости третьей степени и произносится над ухом пациента.

Исследование слуха с помощью камертонов

При исследования слуха камертонами используют набор разночастотных камертонов (рис. 2).

Рис. 2.

При исследовании слуха камертонами необходимо соблюдать ряд правил. Камертон следует держать за ножку, не касаясь бранш. Не следует касаться браншами ушной раковины и волос. При исследовании костной проводимости ножку камертона устанавливают на темя или лоб по средней линии (при определении феномена литерализации звук а) или на площадку сосцевидного отростка (при определении времени звучания камертона). Не следует ножку камертона прижимать слишком сильно к тканям головы, так как возникающее при этом у обследуемого болевое ощущение отвлекает его от основной задачи исследования; кроме того, это способствует ускоренному затуханию колебаний бранш камертона. Следует иметь в виду, что звуки в 1000 Гц и выше способны огибать голову обследуемого, поэтому при хорошем слухе на неисследуемое ухо может возникать феномен переслушивания по воздуху . Переслушивание может возникать и при исследовании тканевой проводимости; оно возникает в том случае, если в исследуемом ухе имеется перцептивная тугоухость, а противоположное ухо либо слышит нормально, либо в нем имеется кондуктивный тип тугоухости, например серная пробка или рубцовый процесс.

С помощью камертонов проводят ряд специальных аудиометрических тестов для дифференциальной диагностики между перцептивным и кондуктивным видами тугоухости. Результаты всех акуметрических тестов, осуществляемых с помощью живой речи и камертонов, целесообразно фиксировать в виде так называемого слухового паспорта (табл. 1, 2), который объединяет пять аспектов исследования:

1) выявление спонтанного раздражения звукового анализатора по тесту СШ (субъективный шум );

2) определение степени тугоухости в отношении живой речи по тестам ШР (шепотная речь ) и РР (разговорная речь ). При высокой степени тугоухости наличие слуха определяют по тесту «крик с трещоткой»;

3) определение с помощью камертонов чувствительности органа слуха к чистым тонам при воздушном и тканевом проведении звука;

4) выявление определенных корреляционных зависимостей между восприятием низких и высоких тонов при воздушном и костном проведении звука для дифференциальной диагностики форм тугоухости;

5) установление латерализации звука по костной проводимости для установления типа тугоухости на хуже слышащее ухо.

Таблица 1. Слуховой паспорт при нарушении звукопроведения

Тесты

Кр с трещоткой

Заглушение

С к 128 (N-40 c)


Опыт Швабаха

Опыт Вебера


Опыт Ринне

Опыт Бинга

Опыт Желле

Опыт Льюиса — Федеричи

Таблица 2. Слуховой паспорт при нарушении звуковосприятия

Тесты

Кр с трещоткой

Заглушение


С к 128 (N-40 c)

Укорочен

Опыт Швабаха

Опыт Вебера

Опыт Ринне

Опыт Желле

Тест СШ выявляет наличие раздражения периферического нервного аппарата органа слуха или состояние возбуждения слуховых центров. В слуховом паспорте наличие ушного шума отмечается символом «+».

Исследование живой речью . Это исследование проводится в отсутствие постороннего шума. Исследуемое ухо направлено в сторону обследующего, другое ухо плотно закрывают пальцем. Результаты исследования живой речью записываются в слуховом паспорте в метрах кратно числу 0,5: 0; «у рак», что означает — «слух у раковины»; 0,5; 1; 1,5 м и т. д. Результат фиксируют на том расстоянии, с которого обследуемый повторяет 8 из 10 названных слов.

При исследовании слуха камертонами камертон подносят к наружному слуховому проходу плоскостью бранши на расстоянии 0,5-1 см с периодичностью одного раза в 5 с. Запись в паспорте производится с этой же кратностью, т. е. 5 с; 10 с; 15 с и т. д. Факт понижения слуха устанавливают в тех случаях, когда время восприятия звука укорочено на 5% и более относительно паспортной нормы камертона.

Критерии оценки камертональных тестов типового слухового паспорта

  • При воздушном проведении звука:
    • кондуктивная (басовая) тугоухость: снижение продолжительности восприятия камертона С 128 при околонормальном восприятии камертона С 2048 ;
    • перцептивная (дискантовая) тугоухость: околонормальное время восприятия камертона С 128 и снижение продолжительности восприятия камертона с 2048 .
  • При тканевом (костном) проведении звука (применяют только камертон С 128):
    • кондуктивная тугоухость: нормальная или увеличенная продолжительность восприятия звука;
    • перцептивная тугоухость: снижение продолжительности восприятия звука.

Выделяют также смешанный тип тугоухости , при которой происходит укорочение времени восприятия басового (С 128) и дискантового (С 2048) камертонов при воздушном звукопроведении, и басового камертона при тканевом звукопроведении.

Критерии оценки камертональных тестов

Опыт Швабаха (1885). Классический вариант : ножку звучащего камертона прикладывают к темени обследуемого до прекращения восприятия им звука, после чего обследующий немедленно прикладывает ее к своему темени (предполагается, что у обследующего должен быть нормальный слух); если звук не слышен, это свидетельствует о нормальном слухе обследуемого, если звук все еще воспринимается, то у обследуемого костная проводимость «укорочена», что свидетельствует о присутствии перцептивной тугоухости.

Опыт Вебера (1834). Ножку звучащего камертона прикладывают по средней линии ко лбу или темени, обследуемый сообщает о наличии или отсутствии латерализации звука. При нормальном слухе или при симметричном его снижении звук будет ощущаться «посередине» или «в голове» без четкой латерализации. При нарушении звукопроведения звук латерализуется в хуже слышащее ухо, при нарушении звуковосприятия — в лучше слышащее ухо.

Опыт Ринне (1885). При помощи С 128 или С 512 определяют время звучания камертона при воздушном проведении; затем определяют время звучания этого же камертона при тканевом проведении. В норме и при сенсоневральной тугоухости продолжительность восприятия звука при воздушном звукопроведении больше, чем при ткневом звукопроведении. В этом случае говорят, что «опыт Ринне положителен », и в слуховом паспорте этот факт отмечают в соответствующей ячейке знаком «+». В случае, когда время звучания при тканевом звукопроведении больше времени звучания при воздушном проведении, говорят, что «опыт Ринне отрицателен », и в слуховом паспорте проставляют знак «-». Положительный «Ринне» типичен для нормального слуха при нормальных временных показателях для воздушного и костного звукопроведения. Положителен он также и при сенсоневральной тугоухости, но при более низких временных показателях. Отрицательный «Ринне» характерен для нарушения звукопроведения. При отсутствии восприятия звука посредством воздушного звукопроведения говорят о «бесконечно отрицательном Ринне», при отсутствии костной проводимости говорят о «бесконечно положительном Ринне». «Ложный отрицательный Ринне» отмечают при переслушивании через кость другим ухом в том случае, если слух на это ухо нормальный, а в обследуемом ухе имеется выраженная сенсоневральная тугоухость. В этом случае для исследования слуха здоровое ухо заглушают трещоткой Барани.

Опыт Желле (1881). Предназначен для определения наличия или отсутствия подвижности основания стремени и применяется в основном для выявления анкилоза стремени при отосклерозе. Опыт основан на феномене понижения громкости звучащего камертона при костном проведении во время повышения давления в наружном слуховом проходе. Для проведения опыта используют низкочастотный камертон с длительным временем звучания и баллон Политцера с наставленной на его конце резиновой трубкой с оливой. Оливу, подобранную по размеру наружного отверстия слухового прохода, плотно вставляют в наружный слуховой проход, а звучащий камертон рукояткой приставляют к площадке сосцевидного отростка. Если звук становится тише, говорят о «положительном » опыте Желле, если не изменяется, то опыт определяют как «отрицательный ». Соответствующие символы проставляются в слуховой паспорт. Отрицательный опыт Желле наблюдают при диссоциации слуховых косточек в результате травмы, перфорациях барабанной перепонки и облитерации окон ушного лабиринта. Вместо камертона можно использовать костный телефон аудиометра.

Тональная пороговая аудиометрия

Тональная пороговая аудиометрия — стандартный общепринятый метод исследования слуховой чувствительности к «чистым» тонам в диапазоне 125-8000 (10 000) Гц при воздушном проведении звука и в диапазоне 250-4000 Гц при костном проведении звука. Для этой цели применяются специальные генераторы звука, шкалы которых отградуированы в дБ. Современные аудиометры снабжены встроенным компьютером, программное обеспечение которого позволяет протоколировать исследование с отображением на дисплее тональной аудиограммы и ее фиксацией в «твердой копии» на специальном бланке при помощи принтера с указанием протокольных данных. Для правого уха на бланке тональной аудиограммы используется красный цвет, для левого — синий; для кривых воздушной проводимости — сплошная линия, для костной проводимости — пунктирная. При проведении тональной, речевой и других видов аудиометрического исследования пациент должен находиться в звукозаглушенной камере (рис. 3). Каждый аудиометр снабжен дополнительно генератором шумовых узкополосных и широкополосных спектров для проведения исследования с маскировкой неисследуемого уха. Для исследования воздушной проводимости применяют специально отградуированные наушники; для костной проводимости — «костный телефон» или вибратор.

Рис. 3. Аудиометр; на заднем плане — звукозаглушенная мини-камера

Кроме пороговой тональной аудиограммы в современных аудиометрах заложены программы многих других тестов.

При нормальном слухе кривые воздушной и костной проводимости проходят около пороговой линии с отклонением на разных частотах в пределах ±5-10 дБ, если же кривые опускаются ниже этого уровня, это свидетельствует о нарушении слуха. Различают три основных типа изменения тональной пороговой аудиограммы: восходящий, нисходящий и смешанный (рис. 4).

Рис. 4. Основные типы тональных пороговых аудиограмм: I — восходящий при нарушении звукопроведения; II — нисходящий при нарушении звуковосприятия; III — смешанный при нарушении звукопроведения и звуковосприятия; РУ — резерв улитки, указывающий на потенциальную возможность восстановления слуха до уровня костной проводимости при условии устранения причины тугоухости

Надпороговая аудиометрия

Надпороговая аудиометрия включает аудиометрическис пробы, в которых тестовые тональные звуки и речевые сигналы превышают порог чувствительности слуха. С помощью этих проб достигаются следующие цели: выявление феномена ускоренного нарастания громкости и адаптационных резервов органа слуха, определение уровня слухового дискомфорта , степени разборчивости речи и помехоустойчивости , ряд других функций звукового анализатора. Например, при помощи пробы Люшера — Цвиклоцкого определяют дифференциальный порог интенсивности при дифференциальной диагностике между кондуктивным и перцептивным типами тугоухости. Эта проба представлена в виде стандартного теста в любом современном аудиометре.

Речевая аудиометрия

В этом тесте в качестве тестирующих звуков используются отдельные специально подобранные слова, содержащие низкие и высокие частотные форманты. Результат оценивают по количеству правильно понятых и повторенных слов в процентном отношении к общему числу предъявленных слов. На рис. 5 приведены примеры речевых аудиограмм для различных типов тугоухости.

Рис. 5. Речевые аудиограммы при различных типах тугоухости: 1 — кривая при кондуктивной тугоухости; 2 — кривая при кохлеарной форме тугоухости; 3 — кривая при смешанной форме тугоухости; 4 — кривая при центральном типе тугоухости; а, б — различные позиции кривой разборчивости речи при кондуктивном типе тугоухости; в, г — отклонения кривых книзу при снижении УСД (при наличии ФУНГ)

Исследование пространственного слуха

Исследование функции пространственного слуха (ототопики) направлено на разработку методов топической диагностики уровней поражения звукового анализатора.

Исследование проводится в звукоизолированном помещении, оборудованном специальной акустической установкой, состоящей из генератора звука и расположенных перед испытуемым в вертикальной и горизонтальной плоскостях громкоговорителей.

Задача обследуемого заключается в определении локализации источника звука. Результаты оценивают по проценту правильных ответов. При сенсоневральной тугоухости точность определения локализации источника звука снижается на стороне хуже слышащего уха. Локализация звука по вертикали у этих больных изменяется в зависимости от потери слуха на высокие тоны. При отосклерозе полностью исключается возможность локализовать звук в вертикальной плоскости независимо от спектра частот тестирующего звука, в то время как локализация по горизонтали изменяется лишь в зависимости от асимметрии слуховой функции. При болезни Меньера отмечается постоянное нарушение ототопики во всех плоскостях.

Методы объективного исследования слуха

В основном эти методы применяются в отношении малолетних детей, лиц, проходящих экспертизу на наличие слуховой функции, и больных с ущербной психикой. Методы основаны на оценке слуховых рефлексов и вызванных слуховых потенциалов.

Слуховые рефлексы

В их основе лежат рефлекторные связи органа слуха с сенсомоторной сферой.

Ауропальпебральный рефлекс Прейера (Н. Рreyer, 1882) — непроизвольное мигание, возникающее при резком внезапном звуке. В 1905 г. В. М. Бехтерев предложил использовать этот рефлекс с целью выявления симуляции глухоты. Различные модификации этого рефлекса использовались в клинике Н. П. Симановского. В настоящее время этот рефлекс применяется для исключения глухоты у грудных детей.

Ауроларингеальный рефлекс (J. Mick, 1917). Сущность этого рефлекса заключается в том, что под влиянием неожиданного резкого звука возникает рефлекторное смыкание голосовых складок с последующим их разведением и глубоким вдохом. Этот рефлекс в экспертной пробе весьма надежен, поскольку он относится к безусловным, не зависящим от воли испытуемого, реакциям.

Ауропупиллярный рефлекс (G. Holmgren, 1876) заключается в рефлекторном расширении, а затем в сужении зрачков под влиянием внезапного сильного звука.

Рефлекс Фрешельса (Froeschels). Заключается в том, что при резком звуке возникает непроизвольное отклонение взора в сторону источника звука.

Рефлекс Цемаха (Cemach). При внезапном громком звуке возникает наклон головы и туловища (реакция отстранения) в сторону, противоположную той, с которой раздался резкий сильный звук.

Звуковые двигательные рефлексы мышц барабанной полости . Эти безусловные рефлексы, возникающие в ответ на надпороговую звуковую стимуляцию, получили широкое распространение в современных аудиологии и сурдологии.

Слуховые вызванные потенциалы

Метод основан на феномене генерации в нейронах слуховых зон коры головного мозга биоэлектрических вызванных потенциалов , возникающих при озвучивании рецепторных клеток спирального органа улитки, и регистрации этих потенциалов при помощи их суммации и компьютерной обработки; отсюда и другое название метода — компьютерная аудиометрия . В аудиологии используют слуховые вызванные потенциалы для топической диагностики центральных нарушений звукового анализатора (рис. 6).

Рис. 6. Схематическое изображение усредненных вызванных слуховых биопотенциалов

Методы исследования слуховой трубы

Исследование слуховой трубы является одним из основных методов диагностики заболеваний как этого органа, так и среднего уха и их дифференциальной диагностики.

Скопические методы

При отоскопии нарушения функций слуховой трубы проявляются: а) втянутостью расслабленной и натянутой частей барабанной перепонки; б) увеличением глубины конуса барабанной перепонки, из-за чего короткий отросток молоточка выпячивается наружу (симптом «указательного пальца»), световой рефлекс резко укорочен или вовсе отсутствует.

При эпифарингоскопии (задней риноскопии) оценивают состояние носоглоточных устьев слуховых труб (гиперемия, сенехии, повреждения и др.), состояние трубных миндалин и аденоидной ткани, хоан, сошника, ретроспективу носовых ходов.

Пневмоотоскопия

Методика проводится с помощью воронки Siegle (1864), снабженной резиновым баллончиком для воздействия на барабанную перепонку воздушной струей (рис. 7).

Рис. 7. Воронка Зигле с пневматической приставкой

При нормальной вентиляционной функции слуховой трубы импульсное повышение давления в наружном слуховом проходе вызывает колебания барабанной перепонки. При нарушении вентиляционной функции слуховой трубы или при адгезивном процессе подвижность перепонки отсутствует.

Сальпингоскопия

Для осмотра носоглоточного устья слуховой трубы применяются современные оптические эндоскопы.

В настоящее время для осмотра слуховой трубы применяются тончайшие фиброскопы с управляемой оптикой на дистальном конце, которые могут проникать через слуховую трубу в барабанную полость для проведения туботимпанальной микрофиброэндоскопии .

Продувание слуховой трубы . Этот способ применяется как с диагностической, так и с лечебной целью. Для него используют специальный резиновый баллон, соединенный посредством резиновой трубки с носовой оливой, которую вставляют в ноздрю и плотно зажимают вместе с другой ноздрей. Обследуемый делает глоток воды, во время которого полость носоглотки перекрывается мягким небом, а глоточное отверстие слуховой трубы раскрывается. В этот момент баллон сдавливают, в полости носа и носоглотке повышается давление воздуха, который при нормальном функционировании слуховой трубы поступает в среднее ухо. Вместо глотка воды можно произносить звуки, при артикуляции которых происходит перекрытие носоглотки мягким небом, например «также-также», «ку-ку», «пароход» и др. При поступлении воздуха в барабанную полость в наружном слуховом проходе можно услышать своеобразный шум. При выслушивании этого шума применяется отоскоп Лютце , представляющий собой резиновую трубку, на концах которой находятся две ушные оливы. Одну из них вставляют в наружный слуховой проход обследующего, другую — в наружный слуховой проход обследуемого. Выслушивание осуществляется во время глотка при зажатом носе (проба Тойнби ).

Более эффективным способом определения проходимости слуховой трубы является проба Вальсальвы , которая заключается в попытке усиленного выдоха при плотно зажатом носе и губах. При этой пробе в случае проходимости слуховой трубы у обследуемого возникает ощущение распирания в ушах, а обследующий выслушивает при помощи отоскопа характерный дующий или хлопающий звук. Ниже приведен список наиболее известных проб.

До наших дней дошли принципы оценки проходимости слуховой трубы по степеням. А. А. Пухальский (1939) предложил классифицировать состояние вентиляционной функции слуховых труб по четырем степеням:

  • I степень — шум выслушивается при простом глотке;
  • II степень — шум выслушивается при пробе Тойнби;
  • III степень — шум выслушивается при пробе Вальсальвы;
  • IV степень — шум не выслушивается ни при одной из перечисленных проб. Полную непроходимость оценивают по отсутствию шума при проведении пробы Политцера с глотком воды. При невозможности определения проходимости слуховой трубы приведенными способами прибегают к ее катетеризации.

Катетеризация слуховых труб

Для проведения катетеризации слуховой трубы необходимы следующие инструменты (рис. 8): баллон Политцера (7) для продувания слуховой трубы; отоскоп Лютце (2) для выслушивания ушного шума, возникающего при прохождении воздуха через слуховую трубу, и ушной катетер (канюля Гартмана) для прямого продувания слуховой трубы способом ее катетеризации.

Рис. 8. Набор инструментов для катетеризации слуховой трубы: 1 — резиновый баллон; 2 — отоскоп — резиновая трубка для выслушивания шума; 3 — катетер для прямого зондирования слуховой трубы

Техника катетеризации слуховой трубы

Катетер вводят по общему носовому ходу клювом вниз до соприкосновения с задней стенкой носоглотки, поворачивают его на 90° в сторону противоположного уха и подтягивают до соприкосновения с сошником. Затем поворачивают катетер клювом книзу на 180° в сторону исследуемой слуховой трубы так, чтобы клюв был обращен к боковой стенке носоглотки. После этого клюв поворачивают кверху еще на 30-40°, чтобы колечко, находящееся у воронки катетера, оказалось направленным в сторону наружного угла глазницы. Завершающий этап заключается в поиске глоточного отверстия слуховой трубы, во время которого могут быть определены валики этого отверстия (задний и передний). Попадание в отверстие характеризуется ощущением «захвата» конца катетера. Далее вставляют конический конец баллона в раструб катетера и легкими движениями нагнетают в него воздух. При проходимости слуховой трубы прослушивается дующий шум, а при отоскопии после продувания обнаруживается инъецированность сосудов барабанной перепонки.

Ушная манометрия основана на регистрации повышения давления в наружном слуховом проходе, возникающем при повышении давления в носоглотке и наличии проходимости слуховой трубы.

В настоящее время исследование функции слуховой трубы проводят при помощи фонобарометрии и электротубометрии .

Фонобарометрия позволяет косвенным путем устанавливать величину давления воздуха в барабанной полости и контролировать состояние вентиляционной функции слуховой трубы.

Импедансная аудиометрия (англ. impedance , от лат. impedio — препятствую, оказываю сопротивление). Под акустическим импедансом понимают комплексное сопротивление, которое испытывают звуковые волны, проходящие через определенные акустические системы и приводящие эти системы в вынужденные колебания. В аудиологии исследование акустической импедансометрии направлено на определение качественных и количественных характеристик звукопроводящей системы среднего уха.

Современная импедансометрия включает измерение абсолютной величины входного импеданса, т. е. акустического сопротивления звукопроводящей системы; регистрацию изменений входного импеданса под влиянием сокращения мышц барабанной полости и ряд других показателей.

Акустическая рефлексометрия позволяет оценить рефлекторную деятельность мышц барабанной полости и диагностировать нарушения слуховой функции на уровне первого нейрона. Основными диагностическими критериями являются: а) величина порога стимулирующего звука в дБ; б) длительность латентного периода акустического рефлекса, отражающая функциональное состояние первого нейрона, от начала звукового стимула до рефлекторного сокращения ипси- или контралатеральной стременной мышцы; в) характер изменений акустического рефлекса в зависимости от величины надпорогового звукового стимула. Указанные критерии выявляют при измерении параметров акустического импеданса звукопроводящей системы.

Оториноларингология. В.И. Бабияк, М.И. Говорун, Я.А. Накатис, А.Н. Пащинин