Что относится к духовным ценностям человека. Духовные ценности и их характерные черты

Духовные ценности - это своеобразный духовный капитал человечества, накопленный за тысячелетия, который не только не обесценивается, но и, как правило, возрастает. Выступая в качестве критериев духовного развития человека, духовные ценности выражают смысл его существования и жизнедеятельности.

Понятие «духовные ценности» охватывает общественные идеалы, установки и оценки, а также нормативы и запреты, цели и проекты, эталоны и стандарты, принципы действия, выраженные в форме нормативных представлений о благе, добре и зле, прекрасном и безобразном, справедливом и несправедливом, правомерном и противоправном, о смысле истории и предназначении человека. Как видно, они неоднородны по содержанию, а также по функциям и характеру требований к их реализации. Стандарты, правила, каноны, эталоны входят в класс предписаний, жёстко программирующих цели и способы деятельности. Нормы, вкусы и идеалы, служащие алгоритмом культуры - более гибкие, представляющие достаточную свободу в реализации ценностей. Духовные ценности мотивируют поведение людей и обеспечивают стабильное отношение между людьми в обществе.

Классификация духовных ценностей

1. Ценности здоровья - показывают, какое место в ценностной иерархии занимает здоровье и все связанное с ним, какие запреты являются более или менее сильными в отношении здоровья.

2. Личная жизнь - описывают совокупность ценностей, отвечающих за сексуальность, любовь и другие проявления межполового взаимодействия.

3. Семья - показывают отношение к семье, родителям и детям.

4. Профессиональная деятельность - описывают отношения и требования к работе и финансам для данного конкретного индивидуума.

5. Интеллектуальная сфера - показывают, какое место занимает в жизни человека мышление и интеллектуальное развитие.

6. Смерть и духовное развитие - ценности, отвечающие за отношение к смерти, духовному развитию, религии и церкви.

7. Социум - ценности, отвечающие за отношение человека к государству, обществу, политической системе и т.п.

8. Увлечения - ценности, описывающие, какими должны быть увлечения, хобби и проведение свободного времени индивидуумом.

Макс Шелер Главные области его исследования - описательная психология, в частности психология чувства, и социология знания, в которой он различал ряд типов религиозного, метафизического, научного мышления (в зависимости от их установки по отношению и Богу, миру, ценностям, действительности) и пытался поставить их в связь с определенными формами общественной, практически-государственной и экономической жизни. Созерцающему и познающему человеку, согласно Шелеру, противостоят объективные, не созданные человеком предметные миры, каждый из которых обладает своей доступной созерцанию сущностью и своими законами (сущностными законами); последние стоят выше эмпирических законов существования и проявления соответствующих предметных миров, в которых эти сущности благодаря восприятию становятся данными. В этом смысле Шелер считает философию высшей, наиболее широкой по объему наукой о сущности. В конце своей духовной эволюции Шелер покинул почву католической религии откровения и развивал пантеистически-персоналистскую метафизику, в рамки которой хотел включить все науки, в том числе антропологию. Все же от своей феноменологически-онтологической точки зрения он полностью так и не отошел, но в центр его философии выдвинулись теперь проблемы философской антропологии, основателем которой он явился, и проблема теогонии.


Теория ценности Шелера

В центре мысли Шелера находится его теория ценности. Согласно Шелеру, ценность бытия объекта предшествовала восприятию. Аксиологическая действительность ценностей предшествовала знанию. Ценности и соответствующие им неценности (disvalues) существуют в объективно упорядоченных рангах:

ценности святого против неценностей порочного;

ценности разума (истина, красота, правосудие) против неценностей лжи, безобразия, неправосудия;

ценности жизни и чести против неценностей бесчестия;

ценности удовольствия против неценностей неудовольствия;

ценности полезности против неценностей бесполезного.

Мировоззренческо-философские (смысложизненные ценности). Это ценности, выражающие предельные основания человеческого бытия, соотносящие человека с миром. Это принципы, идеалы, основные жизненные ориентиры, специфические для каждого человека и для каждого исторического типа культуры.

Ключевые мировоззренческие понятия – жизнь и смерть . Воплощенные в противостояниях войны и мира, Ада и Рая .

Кроме того, жизнь и смерть связаны с соотнесение человека и времени: вечность и время , прошлое, настоящее и будущее, прошлое и судьба, память – вот те мировоззренческие ценности, которые требуют осмысления и самоопределения по отношению к ним.

Мировоззренческие ценности также соотносят человека с космосом и природой в целом, с пространством и временем как измерениями бытия. Эта группа ценностей формирует присущее каждой культуре, специфическое для нее представление о картине мира . Представления о космосе , Земле , пространстве, времени, движении.

Мировоззренческие ценности определяют отношение к человеку , представление о его месте в мире. В этот ряд ценностей входят гуманизм , индивидуальность , творчество , свобода . Они лежат на границе с ценностями нравственными.

Нравственные ценности. Регулируют отношения между людьми с позиции противостояния должного и сущего. Они связаны с утверждением достаточно жестких неписаных законов – принципов, предписаний, запретов и норм. Эти ценности являются предметом изучения этики.

Основные категории морали – добро и зло . Представление о добре и зле определяют трактовку таких нравственных ценностей, как человечность , милосердие , справедливость , достоинство . Это как бы глобальный уровень морали, на котором человек ощущает себя частью всего человечества. «Золотое правило нравственности», имеет множество формулировок, по сути его можно свести к «категорическому императиву» (непреложному нравственному закону) И. Канта: «Поступай (не поступай) по отношению к другому так, как ты хотел бы, чтобы поступали (не поступали) по отношению к тебе».

Кроме того, мораль регулирует отношения между группами, сообществами людей. Здесь речь идет о таких нравственных ценностях, как верность , честь , ответственность , долг , патриотизм , коллективизм , трудолюбие , добросовестность . То есть умения соотнести общие интересы и свои личные потребности.

Сфера частной жизни – дружба , любовь , такт , вежливость .

Эстетические ценности. Это духовные ценности связанные с выявлением, переживанием, созданием гармонии. Гармония понималась древними греками как основное качество космоса как единство многообразия, слаженность, созвучие, целостность. Гармонизация отношений человека к миру, к другим людям, к самому себе вызывает ощущение психологического комфорта, наслаждения, удовольствия. Гармония переживается трепетно и вдохновенно, рождая красоту . Эстетические ценности тесно связаны с эмоциональной культурой человека, его способностью к сильным переживаниям, умениям воспринимать множество оттенков настроений и чувств. Эстетическое в системе духовной культуре есть высшая ступень лишнего, свободного от утилитарности. Эстетическая потребность – это потребность в выявлении, обретении, сохранении гармонии, в универсальной гармонизации отношений человека с миром и с самим собой. Направленность эстетического на приведение реальной жизни в согласие и соответствие с представлениями о совершенстве.

Эстетическая ценность воплощает идеальные представления о должном, о совершенстве, о целостности и целесообразности. Прекрасное , возвышенное , трагическое и комическое основные эстетические ценности.

Кроме того, стоит упомянуть еще о двух типах духовных ценностей. Именно они и осуществляют реально синтез, соединение ценностей мировоззренческих, нравственных, эстетических. В первую очередь это ценности религиозные , а также ценности художественные .

Материя и дух в культуре оказываются не просто связанными, они взаимопроникают в друг друга, они едины и разорвать их невозможно. Пересечение материальной и духовной культур в политической, экономической, экологической, эстетической культурах.

Наряду с материальным производством и материальной культурой выделяются духовное производство и духовная культура общества и человека. Духовное производство характеризует человека и общество.

Духовное производство человека – это вид социального производства, связанного с деятельностью сознания, подсознания и сверхсознания (творческой интуиции) человека. В результате происходит производство индивидуальных ценностей. Они имеют ценностный характер прежде всего для того человека, кто их создал.

К сфере сознания могут быть отнесены те продукты, которые носят духовную форму и связаны с производством знания, практических навыков, идей, образов и др. продуктов. Эти продукты могут быть опредмечены и переданы другим с помощью языка, речи, математических символов, рисунков, технических моделей и др.

К подсознанию принадлежит все то, что было осознаваемо ранее или может стать осознаваемым в определенных условиях, это навыки, архетипы, стереотипы, глубоко усвоенные человеком социальные нормы, регулирующая функция которых переживается как «голос совести», «зов сердца», «веление долга». Совесть занимает в поведении человека должное место лишь тогда, когда ее веления исполняются как императив, как долг, не требующий логических аргументов. То же самое относится к чувству воспитанности, ответственности, честности, настолько прочно усвоенных человеком, что он не обнаруживает их влияния, превратившихся во внутренний мир человека.

Сверхсознание в форме творческой интуиции обнаруживает себя на первоначальных этапах творчества, не контролируемых сознанием и волей. Нейролингвистическую основу сверхсознания составляют трансформации и рекомбинации следов (энграмм), хранящихся в памяти человека, замыкание новых нервных связей, чье соответствие или несоответствие действительности выясняется лишь в дальнейшем.



На формирование индивидуального сознания человека, его духовного производства, оказывают свое влияние как условия его жизни, так и те формы духовности, которые определяются обществом. Поэтому духовная продукция, производимая человеком, будет принимать форму ценности только будучи соотнесенной с духовным производством общества, без признания которого она оказывается бессильной.

Герои Ильфа и Петрова духовно – разные люди. У них сформировались и разные представления о ценностях. Так, О. Бендер мечтал о миллионе, поданном «на блюдечке с золотой каемочкой», Шура Балаганов готов был ограничиться пятью тысячами рублей, Эллочка Людоедочка грезила о «мексиканском тушкане», который позволил бы ей сравниться с «Вандербильдихой». У каждого свои представления о ценностях, так как у каждого своя культура.

Таким образом, духовная культура задает духовные ценности, блага и потребности человека. У каждого отдельного человека продукты его духовного творчества носят, с одной стороны, индивидуальный характер, они уникальны, неповторимы. С другой стороны, они имеют общественную, всеобщую природу, поскольку сознание изначально общественный продукт.

Духовные ценности возникают в результате духовной деятельности общества, отдельного человека. Иногда некоторые исследователи отождествляют эти явления. Так, мы можем встретить такого рода высказывание, что «Духовная деятельность – это социальная деятельность, направленная на создание духовных ценностей и усвоение их людьми» . Это не так. Духовная деятельность – это деятельность по производству духовного продукта. Любая деятельность завершается в своем результате, любое производство заканчивается созданием продукта. Практика свидетельствует, что не всякий продукт духовной деятельности является ценностью общества или отдельного человека. Поэтому и не всякая духовная деятельность производит ценности. Деятельность, не нашедшая своего завершения в продукте, не создает ценностей, духовная деятельность, не закончившаяся результатом, остается в сфере возможного и не вторгается в область действительного, а значит и действующего. Поэтому, приведет ли духовная деятельность к получению духовного продукта – это вопрос. А раз деятельность не завершается, то она не становится в этом случае ценностью.

Но и если мы получим определенный духовный продукт, вопрос о его ценности также требует своего специального исследования и практического применения. В цивилизации действует общественное разделение труда, функционируют подчас различные, а то и противоположные формы собственности. Это приводит к появлению не только чуждых, но подчас и враждебных интересов и продуктов духовной культуры. Это приводит к тому, что чуждые для одних групп населения продукты духовной культуры не воспринимаются ими как ценности, поскольку произведены не ими и эти продукты не соответствуют их интересам. Не возникает самоидентификации между данной духовной культурой и духовными ценностями чуждого для нее коллектива. Но чуждые социальные или этнические ценности могут быть освоены и превращены в свои.

В цивилизации продукты элитной духовной культуры остаются чуждыми для большинства населения. Но утверждение общественного характера производства приводит к тому, что они начинают осваиваться обществом, его низами. Так, дворянская культура России XIX века оставалась чуждым для крестьянской и пролетарской массы явлением. Изменение социальных условий в послереволюционной России привело к тому, что освоение русского духовного наследия стало массовым явлением. Многие нормы этикета, условия жизни, формы нравственности, эстетические идеалы стали осваиваться обществом и превращаться в компонент его массовой культуры.

Сложнее дело обстоит при освоении враждебных для данного субъекта духовных ценностях. Враждебные ценности не могут быть освоены принципиально, поскольку они подводят к разрушению субъекта духовного производства, к уничтожению тех ценностей, которые отвечают его интересам. Поэтому духовная деятельность, завершившаяся производством враждебных для данного социального субъекта продуктов, не выступает и не может выступать как ценность.

Духовная культура как ценность обладает рядом особенностей по сравнению с материальными ценностями.

Духовное производство носит непосредственно общественный характер. Сами продукты духовной деятельности имеют изначально общественную природу. Поэтому они не нуждаются в утверждении своей культурной формы в стоимостных, рыночных отношениях. Но в условиях цивилизации духовные продукты культуры насильственно и противоречиво приобретают стоимостные функции и выступают в товарной форме. Это приводит к тому, что в цивилизации воспроизводится противоречие между непосредственно общественным характером духовных продуктов и теми ограниченными формами их существования, которые накладывает на них рыночное производство.

Слово, идея, идеал, норма, в какой бы индивидуальной форме они не существовали, изначально есть продукты общества и имеют непосредственно общественный характер.

Материальные ценности в условиях цивилизации не могут утвердить свою общественную, всеобщую форму, минуя рынок. Рынок есть органическая форма для утверждения ценностного характера продуктов материальной культуры.

Духовные ценности не могут быть измерены рабочим временем, в отличие от материальных. Поскольку духовные ценности изначально носят непосредственно общественный характер, их производство опирается на все время общества. Но в условиях цивилизации имеется определенное противоречие между деятельностью и временем, осуществляемым всем обществом, и рабочим временем. Это приводит к тому, что и продукты духовного производства получают ограниченную рабочим временем форму существования, а их производство осуществляется в свободное время общества.

В основании цены материальных ценностей лежит то количество труда, которое произведено в рабочее время. В основании цены духовных ценностей лежит прибавочный труд и продукт. Вся совокупность духовных ценностей не может быть обмененной иначе, как на прибавочный продукт общества.

При обмене и распределении культурных ценностей их общая сумма не уменьшается, но и не остается неизменной – она увеличивается. Так грамотность – признак письменной культуры, возникает в качестве локального, ограниченного явления, она охватывает ограниченный круг лиц. Постепенно она распространяется среди более широких слоев населения, количество грамотных людей увеличивается. Но ее культурная ценность в ходе обмена и распределения не уменьшается и не остается неизменной. Иное дело с материальным продуктом. Будучи произведен в ходе своего распределения, он обменивается на услуги, продукты умственного труда, в результате чего он количественно уменьшается, потребляется, и если его не воспроизводить вновь и вновь, может исчезнуть.

В ходе потребления духовные ценности, в отличие от материальных, не исчезают, но сохраняются. Духовные ценности тиражируются, копируются и таким образом, сохраняются. Освоение научного знания отдельным человеком, или обществом, не умаляет общей суммы научного знания, но более того, создает лучшие условия для его производства и распространения. Освоение культурной нормы отдельным человеком и сообществом в целом вовсе не устраняет нормативность из культурной жизни, а наоборот, создает лучшие условия для функционирования в обществе культурных явлений. Чем шире будет распространена моральная норма, тем большую устойчивость она приобретает.

Увеличение количества материальных ценностей в распоряжении одного человека требует для их сохранения и воспроизводства все большего количества труда и времени, так что дальнейшее усвоение материального богатства в индивидуальной форме становится невозможным. Т.е. индивидуальное потребление материальных ценностей ограничено в каждый данный момент времени и пространства. Возникает противоречие между живым и прошлым трудом и продуктом.

Увеличение количества духовных ценностей, например, знаний, делает их владельца более информированным, «богатым» при производстве и потреблении новых культурных ценностей. Так, знающий человек, информированный, получает от одного и того же сообщения больше информации, чем человек незнающий. Человек, освоивший моральные нормы и ценности, может бесконечно продолжать процесс своего совершенствования. Мы можем сказать, что нет предела в освоении духовных ценностей, но есть предел в освоении ценностей материальных. Это позволяет говорить о том, что область духовных ценностей обладает иными свойствами и отношениями, чем сфера материальной культуры, и ее законы не сводимы к законам материального производства. Можно было бы назвать множество духовных ценностей фрактал-фрактальной сферой, отличной от систем иного порядка – органических или целостных.

Ценности духовной культуры в современных условиях все чаще носят авторский характер. Карл Ясперс считал, что именно авторский характер отличает «послеосевые» культуры. Если мы посмотрим на историю, то обнаружим, что авторство появляется задолго до «осевого времени». Уже законы царя Хаммурапи, скульптурный портрет Нефертити имеют отношение к авторским, а не анонимным культурам. Но соотношение тех или иных в истории меняется. Чем ближе к современности, тем быстрее возрастает роль авторских культур. Это связано, прежде всего, с действием общесоциологического закона возрастания роли личности в истории. В области трансляции и производства культурных ценностей этот закон особенно отчетливо себя обнаруживает.

К тому же, на него накладывается еще одна закономерность исторического развития культуры, связанная с возрастанием роли индивидуальности человека, с ее выделением из родовых, семейных, социальных, профессиональных связей и отношений. Стремительное развитие культуры уже в наши дни подводит нас к такому положению, при котором свободное, гармоничное развитие индивидуальности безотносительно к какому-либо внешнему для человека масштабу, мере социальной, национальной, духовной, оно превратится в закон общественной жизни и человечества.

В области производства духовных ценностей их производство несет на себе отпечаток личности их творца, создателя. В области материальных ценностей продукт носит в основном безличностный, анонимный характер.

Время существования материальной культуры ограничено физическим и моральным износом. Материальная культура постоянно нуждается в обновлении, реновации. Духовные ценности не ограничены во времени. Достижения духовной культуры непреходящи. Мы восхищаемся памятниками культуры эпохи Античности, например, Парфеноном, Колизеем.

Максимальную ценность материальная культура имеет постольку, поскольку она полезна. Духовная культура может иметь ценность, будучи материально бесполезной, духовно иллюзорной, а подчас и ложной. Так, отправляясь на запад, корабли Колумба стремились открыть новые пути в уже известную Индию. И когда они открыли новые земли, команда считала, что это неизвестные области Индии. Так в результате иллюзий было сделано величайшее географическое открытие и на картах появился новый материк – Америка.

В духовной культуре мы можем выделить два вида деятельности:

1. Духовно-продуктивная деятельность; 2. Духовно-практическая деятельность.

Соответственно, мы можем выделить и два вида ценностей духовной культуры: духовно-продуктивные и духовно-практические.

Духовно-продуктивная деятельность – это деятельность, направленная на производство духовной продукции – умственной, психической, рациональной и иррациональной, научной и эстетической, знаковой и символической и т.д. Духовно-продуктивная деятельность – это духовная деятельность, связанная с преобразованием в сознании человека объективной реальности или обработкой прошлых продуктов духовного производства. Продукты, результаты этой деятельности носят духовную, идеальную форму и отражают прежде всего реальный мир человека. В центре духовно-продуктивной деятельности – деятельность по познанию этого мира и производство знания о нем. Хотя духовная деятельность рассматривается прежде всего как отражение реального мира, окружающего человека, этот процесс отражения нельзя свести только к познавательной деятельности, производству знания. Отражение и познание – не тождественные категории. В процесс отражения входят также и другие виды духовной деятельности – производство нравственных норм, эстетических идеалов и т.д. Всякое познание есть отражение, но не всякое отражение есть познание. Отражение не сводится к познанию этого мира, но включает в себя и другие формы духовности – адекватно и неадекватно отражающие человеческий мир. Конкретное представление о ценности предмета может разойтись со знанием о нем. Например, мы знаем, что курение табака приносит вред не только курильщикам, но и окружающим его людям. Это наши знания. Но ценность курения по каким-то причинам для многих людей сохраняется, несмотря на то, что они знают, что курение приносит вред здоровью человека. Таким образом, ценностное отношение к миру обладает своей спецификой. Процессы отражения охватывают не только познание, но включают в себя и другие формы. Например, мы любуемся, восхищаемся закатом солнца. В этот период мы не познаем его, но переживаем, чувствуем, радуемся. Соответственно, в сознании мы формируем психические образы, в которых отражаем состояние нашего мира чувств, эти психические образы мы способны запомнить, чтобы со временем воспроизвести их из памяти. И ценностью здесь выступает память о тех чувствах, которые мы испытывали, но не память о том, что когда-то мы смотрели на закат солнца. Хотя, мы можем предполагать, что любование закатом может сопровождаться для нас производством и какого-то элемента знания. Для нас тогда будет важно знать и помнить, что такого-то числа, такого-то месяца мы любовались закатом солнца. В этом случае для нас не важны те переживания, которые мы испытывали при этом, но для нас важна, представляет собой ценность именно дата события. Как мы видим, один вид деятельности – духовно-продуктивный, может производить разные виды ценностей – чувственные, в нашем случае, эстетические, и познавательные.

Особенностью духовно-продуктивной деятельности является то обстоятельство, что в конце ее мы имеем духовный продукт, отделившийся от своего создателя: научное открытие, изобретение, проект, символ, знак, поэму, картину и т.д. После этого духовный продукт начинает жить своей самостоятельной жизнью: картину смотрят посетители выставки, роман писателя продается и раскупается, стихи заучивают и т.д.

Второй вид ценностей связан с духовно-практической деятельностью. Это деятельность по освоению и передаче человеческого опыта, практики, накопленных элементов ценностей духовной культуры. Это такая деятельность, которая неотделима от жизнедеятельности человека, не существует вне ее. Таковы те духовные ценности, которые создаются актерами, танцорами, декламаторами, артистами балета, ораторами, политиками, священниками. К области духовно практической деятельности относят также мораль, искусство, право, политику, религию, идеологию. Это духовно-практические виды отношений. Они формируют духовно-практические ценности. Эти ценности неразрывно связаны с практическим поведением людей. Мы можем много говорить о морали, нравственности, учить других людей моральным нормам и поведению. Но в практической жизни можем совершать аморальные поступки. В первом случае наши ценности так и останутся нереализованными, они будут существовать в сфере возможного, потенциального, мысленного. Эти ценности не получат действительного и действенного существования. Во втором случае духовные ценности будут реализованы, они, «овладевая массами», превратятся в материальную силу, способную преобразовать мир.

У человека и в его историческом развитии (филогенезе), и в его индивидуальной жизни (онтогенезе) формируются разные ценности и различное отношение к ним, ценностные ориентации. Человек создал новый огромный мир, не известный природе. Он развил технику и технологию, создал совершенные транспортные средства и формы общения, связи и коммуникации. Но как их использовать на благо человеку и человечеству, а не во зло? Сегодня, как никогда ранее, стоит вопрос: во имя чего существует человек? Каковы те ценности, которыми он должен руководствоваться? На что он должен ориентироваться? Ответить на эти вопросы не может ни самая совершенная техника, ни технология, ни экономика, они не говорят нам о значении жизни. Мы узнаем об этом из искусства, литературы, философии, духовной сферы общества. Человек по-разному относится к ним.

Мы можем выделить различные ценностные ориентации культуры.

1. Конформизм. В этом случае индивид приспосабливается к той системе ценностей, правил, норм, запретов, идеалов, которые созданы не им, до него и которые он должен освоить. В этом случае опыт прошлых и ушедших поколений определяет и ограничивает формы поведения живых и живущих, диктует им свою, ограниченную, меру развития.

2. Акультурность, асоциальность. Для этого вида ориентаций характерно неприятие опыта прошлого, тех ценностей культуры, которые создали, накопили ушедшие и уходящие поколения людей. В этом случае индивид отказывается от культурного наследия, отрицает его историческую ценность, пытается навязать обществу свои, подчас индивидуалистические представления о культурных ценностях и правилах поведения. Для людей, избравших такой путь, прошлая культура предстает как враждебная, уничтожающая их сила, подлежащая в свою очередь, отрицанию. Это характерно для поведения преступников, предателей, «перерожденцев», представителей социально-антагонистических групп.

3. Отчуждение. Такой вид ценностных ориентаций характерен для людей, которые воспринимают сложившуюся культуру как чуждую, нейтральную, ненужную, незнакомую систему ценностей, к которым у них складывается безразличное, равнодушное отношение. Для этих людей свойствена позиция апатии, «неучастия», «недеяния», непричастности к культурным ценностям.

4. Преобразование. Человек такой ориентации выбирает путь творческого освоения ценностей прошлого, при котором отбирается и наследуется все то, что способствует прогрессивному развитию культуры общества и человека. В данном случае индивид становится сознательным участником процесса создания новых ценностей культуры. Перефразируя В. Хлебникова, можно сказать, что звездная дорога человечества разделилась на млечный путь приобретателей и тернистый путь изобретателей. Не всегда для создателей новой культуры обеспечиваются благоприятные условия для творчества. Как правило, они встречают непонимание среди своих современников, а то и неприятие. Из-за их независимой позиции их личная жизнь чаще всего трагична, конфликтна. Они неудобны для обывателя своей неординарностью, непохожестью на «всех». Как писал в свое время И. Северянин:

Художники, бойтесь мещанок!

Они обездарят ваш дар

Своею враждебною сонью

Своим организмом шарманок;

Они запесочат пожар

В душе, где закон – беззаконье .

У каждого человека, социальной группы, народа, на первый взгляд, есть свои ценности, подчас непохожие на ценности других. Но в последнее время в условиях, когда процессы утверждения общественного характера производства стали приобретать мировой, глобальный характер, встал вопрос об общечеловеческих ценностях.

В основе существования общечеловеческих ценностей лежат культурные универсалии. К культурным универсалиям относятся те явления культуры, которые общи всем народам, независимо от их цвета кожи, исповедания, экономического положения. Например, игра, спорт, одежда, домашняя утварь, танцы и др.

Признание существования не только материальных, но и духовных ценностей.

Признание ценностями не просто объектов, имеющих физическую, телесную, вещественную природу, но и носящих социальный характер, т.е. являющихся общественными отношениями.

Признание в качестве ценностей не только социальных объектов – норм, институтов, обрядов, но и их создателей и носителей – людей, трудовых коллективов, этнических общностей и групп, объединений и организаций.

Признание ценностей, которые носят не только индивидуальный, национальный, но и глобальный характер.

Общечеловеческие ценности мы можем подразделить на ряд видов в соответствии с тем, какие сферы общественной жизни они охватывают: экономические, социальные, политические, духовные.

Культурное общечеловеческое достояние – все то, что «окультурено» человеком и человечеством за время его существования на земле, продукты и результаты труда, деятельности, многих поколений людей: поля и леса, парки и сады, зданиями и сооружениями, средствами сообщения и связи, открытия и изобретения, знания и идеи, нормы и идеалы.

Общечеловеческую ценность составляют не только готовые продукты деятельности, но и разнообразные виды, формы, способы труда и деятельности человека и человечества, которые направлены на сохранение и преумножение культурного общечеловеческого достояния, а также передача его в виде традиции, наследства, новому, подрастающему поколению.

Общечеловеческие ценности образуются в результате утверждения и особого, культурного отношения людей к своему общему достоянию. Это отношение выступает в виде социальных норм, законов, идей, имеющих общечеловеческий статус.

К общечеловеческим ценностям можно отнести те, которые характеризуют поведение отдельного человека или человеческих сообществ, а также отношения между ними.

Общечеловеческими ценностями являются:

Гуманизм, уважительное отношение, терпимость и толерантность в общении людей.

Свобода и личная неприкосновенность.

Равенство всех перед законом и признание этого равенства всем человечеством.

Личная и семейная жизнь, право на создание семьи и ее сохранение.

Свобода мысли, совести и исповедания.

Труд и защита от безработицы, за счет чего обеспечивается общественная и личная жизнь человека.

Право на образование, медицинское обслуживание, сохранение здоровья.

Статус гражданина у каждого индивида, а значит и признание его полноправным участником правовых отношений.

Наличие собственности в том или ином виде – общественной или частной, личной или коллективной.

Участие в политической жизни в организованных или неорганизованных формах, в управлении делами общества и государства.

Важную роль в отношениях между людьми играют межгосударственные и международные ценности.

Мир между народами, исключение войн как средств решения спорных вопросов.

Права народов на самоопределение вплоть до создания своего государства.

Суверенитет народов, признание верховенства прав народа в решении политических, экономических, социальных проблем и ряд других.

Человека окружают полноводные потоки информации, им накоплены огромные запасы знаний, им овладевают всевозможные желания и мечты. Без правильных ценностных ориентаций все они могут пройти мимо человека. Очень важно выработать правильный взгляд на мир, сформулировать свои собственные цели, ориентиры в жизни, уметь соотнести их с мегатенденциями, которые будут характерны для культуры XXI века. Американские футурологи Д. Нэсбитт и П. Эбурдин выделили десять основных тенденций, которые ждут человеческую культуру. К ним можно отнести глобальный экономический бум 90-х годов, возникновение социализма со свободными рыночными отношениями, приватизация государства благосостояния, подъем тихоокеанского региона, десятилетие прихода женщин на руководящие посты, расцвет биологии, возрождение искусств, универсальный образ жизни, религиозное возрождение нового тысячелетия, триумф личности . Как видим, четыре последние мегатенденции целиком и полностью охватывают мир ценностей духовной культуры.

Литература по теме 11

Анисимов С. Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М. 1988.

Башнянин Г. И. Экономическое измерение. Структура. Принципы. Функции. Львов. 1994.

Бунич П. Г. Новые ценности. М. 1989.

Брожик В. Марксистская теория оценки. М. 1982.

Выжлецов Г. П. Аксиология культуры. СПб. 1996.

Дробницкий О. Г. Мир оживших предметов. М. 1967.

Леиашвили П. Р. Анализ экономической ценности. М. 1990.

Маркс К. Капитал. Т. 23.

Ницше Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей. М. 1910.

Нэсбитт Д., Эбурдин П. Что нас ждет в 90-е годы. Мегатенденции: год 2000. Десять новых направлений на 90-е годы. М. 1992.

Производство как общественный процесс. М. 1986.

Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. СПб. 1911.

Риккерт Г. Философия истории. СПб. 1908.

Северянин И. Библиотека поэта. М. 1975.

Симонов П. В., Ершов П. М., Вяземский Ю. П. Происхождение духовности. М. 1989.

Франк С. Л. Этика нигилизма //Вехи. Из глубины. М. 1991.

Швейцер А. Культура и этика. М. 1973.

Каждый культурный и образованный человек знает, что представляет особую ценность, как в его жизни, так и в жизни общества в целом. Слово "ценность" сродни понятию "цена". У многих людей возникают следующие ассоциации: ценность – это то, что имеет какую-либо цену. Поэтому даже ребенку не надо объяснять, что такое ценности в жизни человека.

Качества ценностей

Любая ценность имеет несколько качеств, которые делают ее действительно таковой. Это важность, польза, значимость какого-либо предмета. Чем они больше, тем выше ее ценность. К примеру, возьмем простую ложку. Если она сделана не из серебра, то она имеет меньше материальной ценности. Но без ложки вы не сможете съесть суп, поэтому она имеет большую ценность во время обеда. Отсюда мы делаем вывод, что ценность привязана к ситуации, времени и месту. Чтобы было понятнее, что значит ценность в зависимости от местности, рассмотрим простую воду. На берегу большой реки ее ценность мала, потому что ее очень много. А в пустыне ценность воды колоссально повышается!

Культурные ценности

Культурные ценности так же имеют очень сильную привязку к местности, точнее, к стране, в которой они родились. Поэтому, каждое государство точно определяет своими законодательными актами, что такое культурные ценности, что к ним относится, как они могут выставляться, продаваться и прочее. К культурным ценностям относятся произведения искусства, архитектуры и скульптуры. Так же сюда относят предметы старины, древности, поэзии, литературы, живописи, и другие. Культурной ценностью является даже любая наука и ее достижения. Рассуждая о том, что относится к ценностям, нельзя не отметить явления, которые существуют очень короткое время – спектакли, представления, шоу, хореография и балет, а так же кино, мультипликация. Объяснить, что такое ценности культуры можно еще следующим образом. Все, что создано для духовного развития человека, есть культурная ценность. К примеру, иконы создавались для духовного просвещения. Они, даже современные, имеют большую культурную ценность. Книги Пушкина всегда будут представлять культурную ценность. А как быть с книгами авторов, которые появляются на полках магазинов и через месяц о них забывают даже эти самые полки? Они никогда не будут представлять никакой ценности.

Материальные ценности

Простому обывателю очень хорошо понятно, что такое материальные ценности. Это все то, что принадлежит определенному человеку. Помните в "Иван Васильич меняет профессию"? "Куртка замшевая – три, магнитофон импортный – три". Вот это – материальные ценности Шпака. У каждого они свои. Квартира, машина, все, что куплено внутри квартиры, одежда, обувь, все это относится к материальным ценностям человека. К государственным материальным ценностям можно причислить заводы, фабрики, здания, полезные ископаемые, которые добываются в недрах государственной земли. А что же такое – сама земля, вода, реки, моря, луга, леса, ископаемые? Это – природные ресурсы, которые тоже относятся к материальным.

Духовные ценности

Особую важность для человека, как для личности, представляют духовные ценности. Это добро, любовь, сочувствие, самопожертвование, уважение, вера в лучшее, а так же в Бога для верующих, - все это духовные ценности, без которых человек не может жить. Они приводят его в гармоничные отношения с окружающими, придают смысл его жизни. Ни одному живому существу больше не понять, что такое духовные ценности. Это самое прекрасное, что есть у человека. Те, кто лишен их, оказываются в конце концов или на скамье подсудимых или изгоями общества.

Понятие духовной жизни

Духовная сфера представляет собой самую возвышенную сферу жизнедеятельности и .

Здесь рождается и реализуется дух, духовность; рождаются духовные потребности, развертывается производство идей и их потребление. Возникая как подсистема социума, духовная жизнь достраивает его сверху.

Духовная жизнь — это сфера общественной жизни, связанная с производством и распределением духовных ценностей, удовлетворением духовных потребностей человека.

Изучение духовной жизни общества следует начинать с рассмотрения духовных потребностей , а они есть не что иное, как нужда людей и общества в создании и освоении духовных ценностей, т.е. потребность в нравственном совершенствовании, в удовлетворении чувства прекрасного, в сущностном постижении окружающего мира. Для удовлетворения таких потребностей формируется и функционирует отрасль духовного производства.

Духовные потребности в отличие от материальных не заданы биологически, не даны (хотя бы в своей основе) человеку от рождения. Потребность индивида в освоении мира культуры имеет для него характер социальной необходимости, иначе он не станет человеком. Естественным образом эта потребность не возникает. Она должна быть сформирована и развита социальным окружением индивида в длительном процессе его и .

В духовных (научных, эстетических, религиозных) ценностях выражаются общественная природа человека, а также условии его бытии. Это своеобразная форма отражения общественным сознанием объективных тенденций развития социума. В понятиях прекрасного и безобразного, добра и зла, справедливости, истины и проч. человечество выражает свое отношение к реальности и противопоставляет ей определенное идеальное состояние общества, которое должно быть установлено.

Духовное производство

Духовное производство — производство сознания в особой общественной форме, осуществляемое специализированными группами людей, профессионально занятых квалифицированным умственным трудом. Результатом духовного производства являются идеи, теории, духовные ценности, в конечном счете сам человек.

Важнейшей функцией духовного производства является духовная деятельность, которая направлена на совершенствование всех остальных сфер жизни общества (экономической, политической, социальной). Процесс духовного производства будет завершенным, когда его продукт дойдет до потребителя. Важное значение имеет такая функция духовного производства, как формирование общественного мнения.

В чем заключается специфика духовного производства, его отличие от материального производства? Прежде всего в том, что его конечным продуктом являются идеальные образования, обладающие целым рядом положительных свойств. Главное из них — всеобщий характер их потребления. Нет такой духовной ценности, которая не была бы в идеале достоянием всех. Материальные блага ограничены. Чем больше людей на них претендуют, тем меньше приходится на долю каждого. С духовными благами все иначе — от потребления они не убывают . Наоборот: чем больше людей овладевают духовными ценностями, тем больше вероятность их приращения.

Духовность человека

Духовность человека

Духовность — свойство психики человека, состоящее в преобладании нравственных и интеллектуальных интересов над материальными. Духовно богатый человек характеризуется высокой культурой, готовностью к самоотдаче и саморазвитию. Его духовные потребности побуждают его размышлять о вечных ценностях бытия, смысле жизни. Духовность — это ответственность человека за себя, свои поступки, судьбу Родины.

Духовную жизнь общества образуют такие начала, как нравственное, познавательное и эстетическое. Эти начала порождают мораль и , науку и , искусство и творчество. Духовной жизни человека и общества соответствуют такие виды духовной деятельности , как религиозная, научная, творческая. Этим видам деятельности соответствуют и три идеала ценностей , к которым стремится личность:

  • истина — адекватное отражение действительности субъектом, воспроизведение ее таковой, какова она есть вне и независимо от сознания;
  • добро — общее оценочное понятие, обозначающее позитивный аспект человеческой деятельности, противоположность злу;
  • красота — совокупность качеств, доставляющих наслаждение взору и слуху человека.

Человек руководствуется в силу своей образованности и воспитанности множеством ценностей, созданных предшествующими поколениями. Истинное богатство человека заложено в его духовном мире .

Духовность России

В российском обществе в последнее время, к сожалению, довольно широкое распространение получила мысль о том, что человек богат только наличием больших денег, дач, автомобилей — словом, материальных ценностей. Это глубокая и трагическая ошибка. Велика опасность потери как ценности дли поколения, живущего только материальными интересами, ищущего лишь выгоду для себя и теряющего из-за этого смысл жизни. По-настоящему человек богат только своими знаниями, духовными ценностями, имеющейся у него культурой. Бытовая, житейская обустроенность, естественно, важны для человека. Но если все желания будут этим ограничиваться, можно потерять свои корни, основу бытия. По тому, насколько тесно связан человек с духовной культурой, можно судить о богатстве его души и интеллекте, его способности рождать новые идеи и отстаивать истину, добро и красоту. Именно с помощью культуры формируются уникальные, неповторимые черты .