Сущность теории организации. Объект, предмет и метод теории организации

Организация может рассматриваться как процесс либо как явление. Как процесс организация – это совокупность действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого. Как явление организация – это объединение элементов для реализации программы или цели и действующих на основании определенных правил и процедур. Теория организации изучает принципы, законы и закономерности создания, функционирования, развития и ликвидации организаций.

Теория организации наука об основных закономерностях жизнедеятельности организаций.

Любая наука имеет свой предмет исследования и определяет рамки (границы), в которых анализируются ее объекты. Теория организации не является исключением. Объект ее изучения - организация.

Объект теории организации - это регулируемые и самоорганизующиеся процессы, происходящие в общественных организационных системах; совокупность организационных отношений, как по вертикали, так и по горизонтали: организация и дезорганизация, субординация и координация, упорядочение и согласование, т.е. взаимодействие людей по поводу организации совместной деятельности, производства материальных благ. В целом, объект теории организации носит многоуровневый характер - от общества в целом, его основных подсистем до первичных предпринимательских, государственных и общественных организаций.

Предметом изучения ТО являются:

    анализ процессов, которые происходят в организационных системах;

    закономерности и проблемы развития организаций.

Инструментом теоретического исследования предмета является научный метод. Под методом (от греч. methodos - буквально «путь к чему-либо») понимается упорядоченная деятельность по достижению определенной цели.

В основе формирования метода лежат свойства, особенности, законы исследуемого объекта, а также направленная деятельность ученого, имеющего определенные потребности и обладающего возможностями и способностями. Таким образом, научный метод является одновременно и результатом научной деятельности человека, и средством его дальнейшей работы.

Метод теории организации - набор теоретических и логических принципов и категорий, а также научного инструментария для исследования системы организационных отношений.

Методы теории организации:

    Исторический – необходим для выявления причинно-следственных связей процессов и систем, а также определения:

    их первичности и производности;

    самостоятельности и зависимости;

    объективности и субъективности;

    природы происхождения и условия становления.

    смысл организационных отношений;

    практическое значение процессов происходящих в системах.

3.Структурный - направлен на определение:

* внутреннего строения процессов в системах;

* внешних форм их протекания.

4. Коммуникационный – ориентирован на выявление логики построения организационных отношений.

5. Прогнозный – состоит в получении на основе анализа прошлого и настоящего информации о будущем.

6. Комплексный – определяет место и роль каждого метода в изучении всей картины процессов и явлений. Он позволяет не упустить даже самый редкий сегмент возможных проявлений тех или иных процессов в организации. Использование комплексного подхода позволяет получить новые знания об организации посредством изучения этого явления в междисциплинарном аспекте на стыке различных наук.

Теория организации достаточно тесно связана с экономической, политической и социальной жизнью общества. Она выполняет ряд функций, наиболее важными из которых являются: познавательная, методологическая, рационально-организующая и прогностическая .

1. Познавательная функция проявляется в раскрытии процессов организации и самоорганизации социальных систем, закономерных тенденций организационного развития, динамики различных социальных явлений и событий.

2. Методологическая функция тесно связана с познавательной функцией. В отличие от частных теорий, теория организации является комплексной, интегрирующей наукой. Она исследует организационные отношения на макро - и микроуровнях как целостные, системные образования, органически связанные между собой.

Законы-тенденции теории организации раскрывают более масштабные процессы становления, развития и функционирования организационных систем. Знание о них, является необходимым условием правильного подхода к изучению более частных, сравнительно узких законов-тенденций общественных систем. Теория организации представляет собой методологическую базу для частных теорий, изучающих отдельные аспекты организационной деятельности.

3. Рационально-организующая функция теории организации проявляется в обобщении опыта организационной деятельности, как в прошлом, так и в настоящем, разработке оптимальных моделей организаций и их структур, определении социальных технологий относительно безболезненного разрешения социальных и политических конфликтов.

5. Прогностическая функция позволяет заглянуть в «общественное завтра», предугадать организационные явления и события.

Теория организации и ее место в системе научных знаний

Предмет и метод теории организации

Тема 1. Введение в теорию организации

КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ

«Теория организации»

План:

Существуют три основополагающих концептуальных положения, присущие только данной науке - объект, предмет и метод исследования. Рассмотрим эти важ­нейшие положения теории организации.

Объектом исследования науки понимается та область, сфера природы или общества, в которой применяется познавательная дея­тельность исследователя. Объектом теории организации является организационный опыт всей совокупности организационных структур, проявляющийся в практической творческой деятельности природы и общества, а также выявленный и зафиксированный в научных отраслях знаний.

Следующее концептуальное положение теории организации как науки - это предмет исследования. Эта основополагающая кате­гория отображает сущность, законы, зависимости, принципы, свой­ства, механизм функционирования, отношения и другие особенно­сти, характеризующие объект науки, которые исследуются теорией. По мнению А.А. Богданова, предметом организационной науки должны стать общие организационные принципы и законы, в соответствии с которыми протекают процессы организации во всех сферах органического и неорганического мира, в работе стихийных сил и сознательной деятельности людей.

В современной учебной литературе по теории организации предмет этой науки сформулирован несколько иначе. Так, по мнению Э.А.Смирнова, «предмет теории организации составляют организационные отношения между организационными объектами как по горизонтали, так и по вертикали». Существует и такая точка зрения, что «предметом изучения теории организации является анализ процессов, протекающих в организационных сис­темах, включая закономерности и проблемы развития организаций, представляющих собой целенаправленное объединение в группы отдельных людей для совместной деятельности».

Предметом исследования теории организации являются организационные отношения в виде связей и взаимоотношений между структурными составляющими любого целостного объекта, его отношений и взаи­мосвязей с другими организационными структурами, а также организационные процессы и действия при фор­мировании, развитии и разрушении организационной структуры.

Третьим концептуальным положением теории организации является ее научный метод познания. Для любой науки и, в частности для теории организации, научный метод исследования пред­ставляет собой совокупность мыслительных способов, приемов, дей­ствий и принципов, направленных на раскрытие, выявление свойств объекта науки. В теории организации они направлены на выявление свойств, закономерностей, зависимостей и законов организации, ор­ганизационных отношений проявляющихся в организационном опыте природы и общества.


В основе специфики метода теории организации лежат рас­смотренные ранее особенности ее содержания как науки, ее предме­та и объекта.

Исходя из этих концептуальных положений, а также учитывая междисциплинарный характер предмета, научный метод теории организации представляет собой совокупность теоретико-познавательных средств, которые, по существу, интегрированы из методов познания других фундаменталь­ных наук. Его специфической особенностью при этом явля­ется то, что он позволяет выделить из этой совокупности нужный способ познания конкретных свойств организаци­онных отношений в организационном опыте.

К таким методам познания относятся индукция, абстрактно-аналитический, анализа и синтеза, статистический, исторический подход в диалектическом аспекте их применения. Именно такой комплекс общих методов познания организационного опыта по­зволяет глубоко исследовать сущность и содержание предмета науки, раскрыть и обобщить многообразие связей и структур, вы­явить общие закономерности любых организационных системных образований.

Особое место в теории организации занимает системный под­ход - направление в методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит понимание объектов как систем. Специфика системного подхода определяется тем, что он ориенти­рует исследование на раскрытие целостности объекта исследования и обеспечивающих эту целостность механизмов, выявление много­образия связей.

Предметом теории организации являются закономерности построения, функционирования и развития организаций различного типа и форм (коммерческих, государственных, политических, общественных и т.д.).

Применительно к социальным объектам термин «организация», как известно, употребляется в различных смыслах.

Организация — это, во-первых, искусственное объединение институционального характера, занимающее определенное место в обществе и предназначенное для выполнения определенной функции. В этом смысле организация выступает как социальный институт с известным статусом и рассматривается как стационарный объект. В таком значении слово «организация» относится, например, к предприятию , органу власти , добровольному союзу и т.д.

Во-вторых, организация — это определенная организационная деятельность, включающая в себя распределение функций, налаживание устойчивых связей, координацию и т.д. Здесь организация — это процесс, связанный с сознательным воздействием на объект и, значит, с присутствием организатора и организуемых. В этом смысле понятие «организация» совпадает с термином «управление », хотя и не исчерпывает его.

Рассматривая организацию как одну из функций управления. М. Мескон определял организацию как «процесс создания структуры предприятия, которая дает возможность людям эффективно работать для достижения цели», выделяя два аспекта:

  • деление организации на подразделения в соответствии с целями (цели — иерархия);
  • взаимоотношение полномочий (делегирование, собственно полномочия, ответственность).

В условиях все больше и больше меняющегося делового мира традиционные механизмы теории организации и научного менеджмента оказываются все менее полезными и даже совершенно непродуктивными. Сегодня ученые создают методы, с помощью которых сложные системы могут эффективно справляться с неопределенностью и быстрыми изменениями.

Так, важным шагом в развитии методологии современной науки явилось формирование теории хаоса}. В частности, изданная в 1987 г. и широко известная на Западе книга Джеймса Глика «Хаос: становление новой науки» оказывает существенное влияние на развитие методологии как естественных, так и гуманитарных наук, в том числе на развитие теории организации.

Вопросы изучения и решения проблемы хаоса очень актуальны для развития экономики , особенно это касается современного состояния экономики России и стран бывшего СССР и восточной Европы. Темп, глубина и всеохватность изменений, происходящих в экономике и жизни общества, не знают аналогов в новой истории человечества.

Согласно Глику основным катализатором теории хаоса были исследования ученого-метеоролога Эдвара Лоренса. В начале 1960-х гг. Лоренс разработал компьютерную программу, которая копировала систему погодных условий. Набирая бесчисленное количество раз цифры, которые представляли собой начальное состояние ветра и температуры, Лоренс создал в результате рисунок погоды. Он, как большинство ученых, считал, что небольшое изменение в первоначальных условиях, которые он заложил в компьютер, приведет к небольшим изменениям в эволюции всей системы. К своему удивлению, он обнаружил, что даже мельчайшие изменения вызывали потрясающие изменения в картине погоды. Это первый вывод из теории хаоса.

Такое явление бросало вызов как интуиции, так и тому, что метеорологи ранее понимали в своей науке. Заинтригованные загадкой Лоренса ученые из различных областей науки начали проводить эксперименты с копированием других физических систем, и в итоге они обнаружили идентичные явления. Бесконечно малые изменения в начальных условиях могли вызвать глубокое воздействие на эволюцию всей системы.

То, что оказалось верным для погоды, в равной степени оказалось верным для большинства физических систем, а также экономических систем как макро-, так и микроуровня.

Понимание того, что небольшие изменения могут привести к радикальным последствиям в поведении системы, существенно изменило видение учеными окружающего мира. Упор на предсказуемость и управление , который делался в XIX столетии, проложил путь к пониманию власти хаотичности и случая в конце XX в. На практике поведение даже относительно простых систем в основном трудно предсказать (а тем более сложных). Так складывалась ситуация и с экономическими реформами в России в 1990-х гг.

Но это не означает, что хаотичные системы не имеют никакого рисунка. Второй основной вывод теории хаоса заключается в следующем: несмотря на кажущееся случайное поведение означенных систем, определенные поведенческие «рисунки» можно предугадать. Ведь эти системы не перестают существовать, определенные пути их развития возникают достаточно часто. Приверженцы теории хаоса называют такие пути странными, привлекающими. К примеру, если метеорологи не могут сказать с уверенностью, какая будет погода в конкретный день в будущем, они могут рассчитать вероятность определенного вида погоды, которая может возникнуть. Такие пути позволяют ученым определить в пределах широких статистических параметров, что, по всей видимости, система сделает. Но они не могут позволить ученым определить точно, когда система это совершит. Причинно-следственная точность традиционной физики была заменена статистической оценкой вероятности.

Кроме того, способ, по которому ученые определяют предсказываемые рисунки поведения в системе, стал абсолютно другим. Вместо того чтобы разбить систему на ее составные части и проанализировать поведение каждой из них отдельно, т.е. поступить так, как это делали во времена Ф. Тейлора, многие ученые вынуждены были научиться более холистическому, т.е. целостному подходу. Они фокусируют свое внимание в основном на динамике всей системы. Не пытаясь объяснить, как порядок вписывается в части этой системы, они делают упор на результат взаимодействия этих частей в целом. Известный теоретик в области управления Лютер Гьюлик в середине 1960 гг. писал по этому поводу: во-первых, люди не так просты, как машины, во-вторых, менеджерам приходится иметь дело не только с конкретными работниками, но и в целом с группами, где действует так много социальных факторов, что их трудно просто выявить, уже не говоря о том, чтобы точно измерить их величину и значимость. И наконец, в-третьих, влияют бесчисленные факторы внешней среды.

Поэтому и теорию организации, и результаты научных исследований следует рассматривать не как абсолютную истину, а как инструменты. Они помогают менеджеру предсказать, что, по всей вероятности, может случиться, помогая тем самым принимать более правильное решение.

Осмысление систем — это способность понять основные взаимосвязи, которые влияют на поведение сложных систем с течением времени. Именно они должны давать возможность менеджерам «видеть целостность».

Например, после нескольких лет потрясающего успеха продукция одной компании внезапно потеряла спрос у покупателей. Отчаянно пытаясь удержаться, старшие менеджеры наняли еще большее число торговцев и постоянно пытались продавать все больше своей продукции. Эти меры действительно увеличили продажу продукции, как и подразумевалось, но только на какое-то время. Для фирмы наступил период, когда ее продукция то пользовалась спросом, то сбывалась с большим трудом, и это в конечном итоге привело ее к банкротству .

Изучая этот случай, специалисты определяют источник краха фирмы в неспособности менеджеров понимать некоторые основные процессы обратной связи. Говоря простыми словами, высокий спрос на продукцию привел к тому, что компания не стала справляться с производством товаров. Неадекватное производство повлекло за собой невыполнение заказов в больших объемах и длительные задержки в поставках товаров. Заказчики потеряли доверие, и это привело к падению уровня продаж.

Таким образом, существует ограниченное число таких процессов обратной связи, которые действуют в любой организации и называются «прототипами систем». В определенном смысле это организационные эквиваленты странных, привлекающих путей теории хаоса, т.е. основные рисунки поведения, которые возникают во всех организациях постоянно.

Рассмотренная нами история фирмы иллюстрирует ряд прототипов систем, т.е. рисунков поведения. Один из них специалисты определяют как «пределы роста», когда процесс роста создает условия для падения своей собственной фирмы.

Менеджеры фирмы настолько были озабочены расширением продаж и величины сбыта, что не смогли сосредоточиться на реальном решении своей проблемы — расширении производственных мощностей с тем, чтобы контролировать время поставок.

Реализация на практике основных положений теории систем, теории хаоса и сложности позволяет сформулировать сущность нового подхода в виде следующих практических рекомендаций.

Решающей концепцией в теории систем является система рычагов, т.е. идея о том, что небольшие, хорошо продуманные действия иногда могут вызвать значительные долгожданные улучшения. Теория хаоса также учит тому, что небольшие изменения могут оказать большое влияние на физические системы.

Возникновение менеджмента и теории организации базировалось на использовании концепций и методов, разработанных для других дисциплин. Более того, в процессе развития происходит как бы взаимодополнение, взаимообогащение концепций и методов различных дисциплин. Поэтому естественным и закономерным является заимствование некоторых принципиальных положений других дисциплин в методологические основы менеджмента и теории организаций. С другой стороны, теория и практика организаций в результате развития выработала и свою собственную систему взглядов на принципы построения, формы и способы научного познания.

Фундаментальные работы по теории систем, теории хаоса и теории сложности оказали влияние на теорию организации. Наука XIX в. с самого начала учила разбивать мир на фрагменты, целое делить на части, для того чтобы лучше осуществлять контроль над ними.

Альтернативой этому является рассмотрение организации как живого организма. Для этого требуется холистический, целостный подход, который отражает основные положения теории систем и теории хаоса — необходимость рассматривать поведение системы в целом. То же самое верно и в отношении организации: чтобы понять наиболее важные проблемы управления организацией, требуется рассматривать всю систему, которая вызывает эти проблемы.

Ключевыми моментами современной системы подходов к менеджменту и теории организации являются следующие принципиальные положения.

1. Применение системного подхода. Фундаментальным открытием, лежащим в основе всей науки об управлении и теории организации, является представление организации как системы высочайшего порядка сложности, системы, частями которой являются люди. Любую подлинную систему, механическую, биологическую или человеческую, характеризует взаимозависимость. Вся система не обязательно улучшается, если одна ее функция или часть совершенствуется, становится более эффективной. Эффект может быть обратным: система может быть серьезно повреждена и даже разрушена. Более того, в некоторых случаях, чтобы усилить систему, требуется ослабить ее часть — сделать ее менее точной или менее эффективной. В любой системе важна работа целого — это результат роста и динамического равновесия, приспособления и интеграции, а не простой технической эффективности .

Таким образом, системный подход — это не есть набор каких-то руководств или принципов для управляющих, это способ мышления по отношению к организации и управлению.

2. Применение ситуационного подхода. Ситуационный подход расширил практическое применение теории систем, определив основные внутренние и внешние переменные, которые влияют на организации. Центральным моментом ситуационного подхода является ситуация, т.е. конкретный набор переменных (обстоятельств), которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время. В соответствии с ситуационным подходом вся организация управления внутри предприятия есть не что иное, как ответ на различные по своей природе воздействия переменных, характеризующих конкретную ситуацию. Организация и методы управления строятся в соответствии с ситуацией, в которой находится в данное время предприятие или учреждение. Меняется ситуация — меняются конкретные задачи, меняются организация и методы. Таким образом, в отличие от всех предыдущих способов управления коллективными действиями, в менеджмент встроено постоянное обновление с ориентацией на конкретную ситуацию.

3. Современная наука делает упор на хаос и сложность окружающего мира. Мир, в котором живет большинство сегодняшних руководителей, часто оказывается непредсказуемым, непонятным и неконтролируемым. Формирование теории хаоса (т.е. переход от хаоса к «теории хаоса»)

и применение ее в системе управления сложными системами является перспективным направлением повышения эффективности работы организаций.

Подводя итоги рассмотрения вопроса о формировании новой парадигмы методологии менеджмента и теории организации, отметим, что наиболее перспективный путь создания такой парадигмы — синтез, целостное единство всех методологических подходов. При этом необходимо учитывать, что методология теории организации есть целостная, органическая система, а не случайный, произвольный, эклектический набор каких-либо отдельных ее элементов (методов, принципов и т.п.). В своем применении эта система всегда модифицируется в зависимости от конкретных условий ее реализации, т.е. она должна соответствовать предмету теории организации и данному конкретному этапу его развития. А это означает, в частности, что методологические средства естественных наук нельзя механически переносить на теорию организации без учета специфики предмета и своеобразия применения. Исследователь всегда должен быть свободен в выборе необходимых методов. Недопустимо навязывание каких-либо из них в качестве единственно верных — так называемое методологическое принуждение, т.е. абсолютизация отдельных методологических подходов.

Теория организации рассматривает явление материального и духовного мира с позиций организационного опытаи определяет единые для любых объектов законы организации.

Любой исследуемый с т.з. теории организации объект рассматривается как:

отношение между целым и частями целого;

отношение целого с окружающей его внешней средой.

Объект теории организации – организационный опыт, окружающей нас действительности. Теория организации охватывает материал многих наук и жизненной практики, изучает и обобщает методы и способы организации природы и человеческой деятельности, устанавливает закономерности и тенденции их развития.

Предмет теории организации – это организационные отношения, т.е. связи и взаимодействия между различного рода целостными образованиями и их структурными подразделениями, а также процесс и действие организующей и дезорганизующей направленности.

Методы теории организации

1. Индукция – движение мысли от единичного ко всеобщему. От знаний меньшей степени общности к знаниям большей степени общности.

2. Абстрактно-аналитический метод – это мысленное или реальное отвлечение от несущественных с т.з. анализа свойств и характеристик объекта для чистоты эксперимента.

3. Синтез – обобщение данных о наблюдаемом объекте или явлении в единую упорядоченную систему знаний.

4. Дедукция – это движение мысли от всеобщего к единичному, от знаний большей степени общности к знаниям меньшей степени общности; данный метод создает условия для новых теоретических обобщений и практических выводов.

Место теории организации в системе научных знаний

Существующие науки с различных т.з. рассматривают единую целостность, т.е. окружающий мир. Подобное дробление позволяет глубоко изучить его для практического использования, однако дальнейшее развитие знаний о целостном мире не всегда возможно получить, используя базу специализированных наук. В результате возникают науки междисциплинарные, которые объединяют знания различных областей. В частности теория организации базируется на узловом(генеральном) понятиицелого . При этом теория организации использует знание других наук для целостного понимания единства мира: социология, экономика, философия, управление человеческими ресурсами.



Кроме того теория организации тесно связана с кибернетикой и синергетикой.

Кибернетика определяет управление живыми и неживыми системами путем информационного подхода к управлению. В результате информация рассматривается как важный и равноправный ресурс любой системы.

Синергетика –объединяет знания теории организации и кибернетики. Использует универсальное понятие самоорганизации как источника развития любых систем за счет изменения внутренней структуры и объединительных действий, порождающих новые качества.

Функции теории организации как науки

1) Познавательная или объяснительная . Теория организации раскрывает процессы организации и самоорганизации социальных систем, а также тенденции организационного развития.

2) Методологическая . Исследует целостные системные образования на всех уровнях органически-связанных между собой и является методологической базой для прочих наук, которые отражают отдельные или частные аспекты организационной деятельности.

3) Рационально-организующая . Упорядочивает и совершенствует организационно-управленческие науки на базе всеобщих законов организации, свойственных живы.м и неживым системам.

Тема №2.

Научные подходы к изучению организации, используемые в теории организации.

1. Общая теория систем.

2. Кибернетика.

3. Классификация систем.

4. Синергетика.

5. Общая и особенная в научном подходе теория организации.

6. Деятельность Богданова, как основоположника организационной теории.

Общая теория систем

Система дословно означает целое, состоящее из частей. Весь окружающий нас мир представляет собой сложную многоуровневую систему, состоящую из массы взаимодействующих систем различного ранга.

Основные свойства, которыми должна обладать группа объектов, чтобы ее можно было считать системой:

*целостность и делимость : система – это совокупность или единство элементов, выполняющих определенную роль в системе и взаимодействующих друг с другом. Элементы сосуществуют лишь в системе, а вне системы – это лишь объекты, обладающие потенциальной способностью к образованию системы.

*связь : целостность системы обеспечивается связями между элементами внутри нее, которые должны быть более мощными, чем связи отдельных элементов с внешней средой. В противном случае система существовать не сможет. И те элементы, с которыми связи системы не достаточны из нее исключаются.

рганизация : для появления целостной системы необходимо сформировать определенную структуру данной системы с тем, чтобы упорядочить пребывание элементов в рамках данной системы. Т.о. наличие системообразующих факторов у элементов системы создает возможность ее появления.

*интегративные качества : это качество, присущее системе как совокупности элементов в целом, но не свойственные отдельно взятым ее элементам.

Социальные системы – это большие и сложные многоуровневые иерархические(соподчинение) системы, каждая из которых является подсистемой системы более высокого ранга(внешней среды) и, в свою очередь, она состоит из подсистем, образованных из компонентов. Компоненты состоят из первичных элементов. В качестве первичного элемента выступают те ее части, которые не подлежат дальнейшему делению, иначе они теряют необходимые для достижения целей анализа признаки системы.

Каждая система в определенный момент времени характеризуется параметрами внутренней среды, т.е. определенным состоянием .

Если система способна переходить из одного состояния в другое, то считается, что она обладает поведением .

Способность системы в отсутствие внешних возмущающих воздействий или при неизменных воздействиях сохранять свое состояние определяется как равновесие .

Способность системы возвращаться в состояние равновесия после того, как она была выведена из него внешними возмущающими факторами определяется как устойчивость.

Внешней средой по отношению к системе являются другие системы и факторы, способные оказывать на нее возмущающее воздействие.

Кибернетика.

Дословно означает искусство управления. Как современная наука кибернетика занимается изучением систем, форм, методов и средств управления.

В животном мире, в социальных системах и в технических процессах осуществляется управление, которое подчиняется общим законам. Данная общность заключается в том что любое управление есть информационный процесс, в котором в качестве перерабатываемого материала используется информация об окружающей среде и внутреннем состоянии системы. Т.о. кибернетика – это учение об общих закономерностях процессов управления и информационных связях в организационных системах.

Кибернетика базируется:

На информационном характере процесса управления: в общем смысле информация – это сигналы, сообщения, знания, повышающие осведомленность и снижающие неопределенность; качество информации характеризуется понятиями полноты и достоверности. От качества и своевременности поступления информации зависит достижение целей в управлении.

На теории систем: любая кибернетическая система состоит из двух сложных подсистем: управляющая(реализует процесс обработки информации о внешней и внутренней среде организации) и управляемая(под действием полученной управленческой информации она реализует процесс функционирования системы).

На моделировании: это сведение процессов управления к кибернетическим моделям, которые отражают управляемую информационную систему.

На вероятностном подходе: это признание вероятностного характера управленческих решений и учет данного обстоятельства при построении модели эффективного управления.

Основные понятия кибернетики.

1) Понятие черного ящика – это системы, в которых известны и поддаются наблюдению входные и выходные величины и воздействия, а внутреннее ее устройство и протекающие в ней процессы не известны. Однако, наблюдая за системой в течение длительного времени можно сделать вывод о процессах, происходящих внутри системы, и с учетом данных знаний задавать входное воздействие таким образом, чтобы получать заданный или искомый результат на выходе

2) Понятие обратной связи – с ее помощью получают сведения о результатах управляющих воздействий и внешних возмущений(это обратная реакция на управление)

3) Понятие иерархической системы управления – каждый уровень управления осуществляет управление нижестоящей ступенью и одновременно является объектом управления уровня более высокого ранга.

Термин «организация» происходит от лат. Organizo - «сообщаю стройный вид, устраиваю» и определяется в науке как внутренняя упорядоченность, структурированность, согласованность взаимодействия относительно самостоятельных частей в системном объекте.

Словарь русского языка определяет ряд значений слова «организация», и в общем случае характеризует ее как упорядоченное состояние элементов целого и процесс по их упорядочению в целесообразное единство. Среди них:

Действие по значению глагола организовать и организоваться (основать, подготовить, объединить, устроить и др.).

То же, что и организованность (внутреннее состояние, дисциплина, порядок и др.).

Объединение отдельных лиц, общественных групп или государств, имеющее четкую структуру, определенные задачи, а также какое-либо учреждение.

Характер строения, устройства чего-либо, например, кустарная организация производства.

Физическое или психическое строение отдельного существа, например слабая, болезненная организация живого организма.

Организация как явление носит универсальный характер и наблюдается во всех процессах и явлениях окружающего нас мира и в нас самих. «Без организации, организованности нет никакого реального бытия - небытие можно только мыслить, никакого реального, живого представления о нем нет, потому что абсолютно бессвязное (неорганизованное) представление не есть представление, оно - вообще ничего. Без понятия организации нет понятия системы».

В кибернетике, общей теории систем понятие организации связывается с неустойчивой упорядоченностью, подвижностью, изменчивостью системы.

Организация в интерпретации основоположника организационной науки А. Богданова носит всеобъемлющий характер. Присущие ей проявления находят свое реальное воплощение и в творениях человеческих рук, и в творениях природы.

В теории организации используются, главным образом, следующие семантические значения понятия «организация»:

Во-первых, как совокупность действий, процессов, ведущих к образованию упорядоченного состояния элементов целого - «организация как процесс»;

Во-вторых, как результат организационных процессов, осуществляемых природой и человеком - «организация как система»;

В-третьих, как внутренняя упорядоченность, согласованность, взаимосвязанность частей целого - «организация как состояние системы».

Теория человеческих отношений и различные поведенческие школы рассматривают в качестве объекта организации людей, а в качестве предмета исследования - мотивы поведения людей в организации. В теории организации объектом изучения выступает организационный опыт окружающей нас действительности. При этом основные задачи познания заключаются в систематизации данного опыта, в осмыслении способов организации природы и человеческой деятельности, объяснении и обобщении этих способов, установлении тенденций и закономерностей их развития.

Объект - это то, на что направлена познавательная деятельность исследователя, а предмет - исследуемые с определенной целью стороны, свойства, отношения объекта. В теории организации объектом изучения выступает организационный опыт создания различного рода организаций, процессы их функционирования, а также исследование организационных законов. При этом необходимо помнить, что законы организации едины для любых объектов, а сами разнородные явления отождествляются через аналогию связей и закономерностей. Теперь перейдем с уровня теории организации на уровень теории организаций с целью конкретизации объекта приложения этой науки.

Объектом приложения теории организаций выступают преимущественно социально-экономические системы, прежде всего хозяйствующие субъекты: промышленные, торговые, строительные организации и предприятия, научно-исследовательские институты, учебные заведения всех видов, государственные учреждения, различимые в зависимости от выполняемых ими задач, применяемых средств и размеров. Любая из перечисленных организаций представляет собой сложную социально-экономическую и техническую систему. Наиболее часто встречающимся на практике организационным делением социальных систем является деление на подсистемы, связанные с осуществлением определенных функций системы. Основные элементы социальных систем - это люди, предметы и средства труда.

Объект теории организации - это регулируемые и самоорганизующиеся процессы, происходящие в общественных организационных системах, совокупность организационных отношений, как по вертикали, так и по горизонтали: организация и дезорганизация, субординация и координация, упорядочение и согласование, т.е. взаимодействие людей по поводу организации совместной деятельности, производства материальных благ, воспроизводства самих себя как субъектов общественных изменений. Объект теории организации носит многоуровневый характер - от общества в целом, его основных подсистем до первичных предпринимательских, государственных и общественных организаций.

Предмет теории организации - организационные отношения, т.е. связи и взаимодействия между различного рода целостными образованиями их структурными составляющими, а также процессы и действия организующей и дезорганизующей направленности. В предмет теории организации целесообразно включать основные методы, категории, понятия, раскрывающие суть данной науки, характер организаторской деятельности. Все категории теории организации можно разделить на три относительно самостоятельные группы:

2. категории, преимущественно отражающие организационные явления и процессы, происходящие в социальных и социально-экономических системах (организационная система, организация, структура организации, миссия, цель организации, лидер организации, формальная и неформальная организации, законы организации, организационная культура и др.);

3. категории, раскрывающие технологию организаторской деятельности и управления (правила, процедуры, циклы, коммуникации, разрешение противоречий, конфликтов, композиция, типизация, классификация и др.).

На уровне теории организаций социальных систем их главная особенность заключается в том, что их организующим началом является совместный труд. Именно он связывает совместно работающих людей между собой и со средствами и предметами труда и является системообразующим фактором. Как связующий фактор он объединяет все внутрисистемные процессы в единый интегрированный процесс, ориентированный на достижение конкретной цели организации. Труд связывает три основных элемента социальной системы - людей, средства и предметы труда. Чтобы организация существовала, необходимо обеспечить связи между людьми и этими основными элементами, то есть соответствующим образом соединить их между собой в пространстве и во времени.

Эти связи и являются предметом и результатом организационной деятельности в социальных системах, то есть конкретные организационные отношения - предмет организационной науки. Человек выступает активным элементом социальной системы, рациональная организация трудового процесса предполагает рациональные связи в элементарной системе, которые обеспечиваются целесообразной планировкой и оснащением рабочего места, применением определенных приемов и методов труда.

Элементарная часть (человек, предметы и средства труда) входит в состав более крупной подсистемы, поэтому необходимо обеспечить существование устойчивых связей между элементами подсистемы. Затем необходимо обеспечить устойчивые связи между подсистемами и установить правила, определяющие порядок их взаимоотношений, выраженных через организационную структуру. И наконец, система должна иметь устойчивые связи с внешним окружением. Именно совокупность этих связей внутренних и внешних и является предметом организационной науки.

Под методом (от греч. Methodos - буквально «путь к чему-либо») понимается упорядоченная деятельность по достижению определенной цели. Научный метод связан с действиями ученого и представляет собой совокупность мыслительных или физических операций, осуществляемых в ходе исследования. В нем заключено знание процедур для получения нового знания (метод не описывает объект изучения, а дает инструмент для изучения).

Метод теории организации - набор теоретико-познавательных и логических принципов и категорий, а также научного (формально-логического, математического, статистического, собственно организационного) инструментария для исследования системы организационных отношений. К основным методам теории организации относятся: индуктивный (движение мысли от единичного к всеобщему), статистический (заключается в количественном учете факторов и частоте их повторяемости, способствует нахождению устойчивых связей и закономерностей между организационными отношениями), абстрактно-аналитический (позволяет определять законы явлений, отражающие связи и постоянные тенденции; мысленное выделение существенных свойств и связей предмета, отвлечение от частностей), сравнительный (заключается в подборе сходных организаций как объектов исследования для выяснения процессов изменения, развития, динамики исследуемого явления - ваша организация развив как зарубежная) и др.

Социальная система обычно рассматривается с двух точек зрения:

Статики, под которой следует понимать структуру связей между ее элементами и подсистемами. Эта структура связей отображается организационной структурой системы или ее частью;

Динамики, под которой следует понимать деятельность, направленную на установление и обеспечение целесообразных связей между элементами и частями системы, обуславливающих ее нормальное функционирование. Эти связи отображают движение материальных, энергетических и информационных потоков. Обе точки зрения дополняют и обуславливают друг друга.

Таким образом, физическим воплощением организационной деятельности является комплекс целенаправленных действий организатора (или группы организаторов), ориентированных на:

Создание новой организационной структуры системы;

Совершенствование существующей организационной структуры системы - реструктуризация системы (перепланировка частей, упразднение действующих и создание новых технологий и т.д.);

Техническое перевооружение системы (без изменения существующей структуры и т.д.);

Расширение действующей системы (на территории действующей организации);

Эксплуатацию имеющихся систем;

Реализацию рациональных форм и методов организации разнообразных процессов в пространстве и во времени (информационных, производственных, финансовых и т.п.).

В самой простой форме цикл организации социально-экономической системы включает три основные фазы:

1. организационный анализ;

2. проектирование организации;

3. внедрение организации.

На практике этот упрощенный цикл можно разделить на целый ряд этапов. Такой методологический подход к определению сущности организационных процессов позволяет:

Во-первых, четко обозначить области организационной деятельности в социально-экономических системах - это установление и обеспечение целесообразных связей в сфере деятельности организации;

Во-вторых, дает возможность взглянуть на эту деятельность как на проектирование и обеспечение относительно полной структуры целесообразных связей, обуславливающих эффективное функционирование социально-экономической системы.

Из одних и тех же элементов путем комбинации взаимного их расположения и связей можно получить по существу разные системы, с разным уровнем организации и разным уровнем эффективности.

Наука о теории организаций должна охватывать: проектирование и развитие социально-экономических систем и протекающих в них процессов, а управление имеет целью поддержание систем в заданных пороговых значениях конкретных параметров. При этом организация непосредственно соотносится с категорией управления. С системных позиций они могут рассматриваться как свойства системы:

Организация как состояние, мера упорядоченности системы;

Управление как изменение уровня ее организованности.

В центре проектирования и развития организации стоит человек.

Организационная модель новой (или усовершенствованной) системы должна включать, таким образом, подсистемы и элементы структуры, обеспечивающие:

Осуществление установленной для системы цели;

Бесперебойную деятельность системы и составляющих ее частей;

Минимальный уровень эксплуатационных расходов;

Оптимизацию условий труда и т.д.;

Максимальный эффект.

Инструментом теоретического исследования предмета теории организации является научный метод.

Под методом теории организации понимается упорядоченная деятельность по достижению определенной цели, способ достижения какой-либо цели. Задача теории организации состоит в анализе, систематизации и осмыслении организационного опыта, состоящего из множества факторов. Перейдем к конкретным методам изучения теории организации на уровне социальных систем.

Конкретными методами изучения теории организации являются:

Эмпирический метод - наблюдение, восприятие и сбор информации;

Системный подход в организации, представляющий собой логический образ мышления, согласно которому процесс выработки и обоснования любого решения осуществляется исходя из общей цели системы и подчинения достижению этой цели деятельности всех подсистем, включая планы развития и другие параметры указанной деятельности. При этом эта система рассматривается как часть более крупной системы, а общая цель системы согласуется с целями этой крупной системы;

Синергетический метод - выявление общих закономерностей и единства методов описания и моделирования процессов эволюции и самоорганизации: физических, биологических, социальных, экологических и других естественных и искусственных систем;

Методы математического моделирования - метод линейного программирования, теория очередей и др.

организационный упорядоченность наука